Заложенность носа ребенка 7 месяцев

Заложенность носа у ребенка

Пожалуй, самой частой жалобой, с которой приходится сталкиваться педиатру, является заложенность носа у ребенка. Причины развития заложенности бывают разными, но в любом случае она существенно ухудшает качество жизни малыша.

Сама по себе заложенность носа не считается болезнью, скорее, это просто симптом. Однако хроническая заложенность носа может сопровождаться головными болями, нарушением сна, слабостью, быстрой утомляемостью и другими неприятными симптомами. Они возникают в результате гипоксии, то есть недостаточного снабжения кислородом головного мозга из-за длительного нарушения нормального носового дыхания.

Из-за чего может возникнуть заложенность носа у ребенка?

Поступая в организм, воздух проходит через полость носа. Благодаря этому он согревается и увлажняется, а организм защищается от неблагоприятных факторов внешней среды. Главную роль в этом процессе играет так называемый «мерцательный эпителий», состоящий из специальных ресничек, который покрывает слизистую оболочку. Реснички постоянно совершают колебательные движения, которые необходимы для выведения носовой слизи, частичек пыли, бактерий и вирусов. Если на слизистой оболочке развивается воспаление, она отекает, затрудняется дыхание и развиваются симптомы заложенности носа.

Традиционно заложенность носа и насморк у ребенка связывают с простудными заболеваниями верхних дыхательных путей. Они развиваются при переохлаждении и проникновении в организм ребенка инфекции. Синусит (воспаление придаточных пазух) в некоторых случаях тоже может спровоцировать насморк и заложенность носа у ребенка. Иногда заложенность носа появляется из-за слишком узких носовых ходов или искривления носовой перегородки. Также причинами могут стать постоянное воздействие неблагоприятных экологических факторов (дыма, пыли, бытовой химии и других), сезонная или круглогодичная аллергия. Иногда заложенность носа появляется как побочный эффект от применения некоторых препаратов.

Как действует морская вода при лечении заложенности носа у детей?

С незапамятных времен морская вода успешно использовалась для того, чтобы лечить хронические заболевания дыхательных путей. К наиболее популярным лечебным процедурам относятся полоскание, орошение, промывание полости рта и носоглотки. Морская вода — уникальное вещество природного происхождения. Она способствует уменьшению вязкости носовой слизи и ее выведению. Это мощное бактерицидное средство, восстанавливающее и защищающее слизистую оболочку носа ребенка, а также поддерживающее ее нормальное состояние. Входящие в состав морской воды минералы и микроэлементы (цинк, селен, хлор, магний, кальций и другие) повышают местный иммунитет.

Как лечить заложенность носа с помощью препарата Риномарис ®

Для лечения заложенности носа у ребенка используются сосудосуживающие средства: спреи и капли. Под их воздействием происходит сужение кровеносных сосудов и уменьшается выработка слизи. Это способствует устранению отека и облегчению носового дыхания. Сосудосуживающим средством нового поколения является спрей Риномарис ® , в состав которого входят ксилометазолин и морская вода. Риномарис ® помогает снять отек слизистой оболочки полости носа, а также разжижает носовую слизь. В результате слизь быстрее выводится из носа, не происходит застоя, и не создаются условия для роста болезнетворных микроорганизмов. Это предотвращает развитие воспаления и появление нежелательных осложнений — прежде всего гайморита и отита.

Close ЕСТЬ ЛИ
У МОЕГО НОСА
ОТ МЕНЯ СЕКРЕТЫ. УЗНАТЬ

ООО «ЯДРАН»
119330 , Москва , Ломоносовский пр-т, д.38, оф. 7 посмотреть на карте
Тел.: +7 (499) 143-3770

Виды ринита у детей

Ринит (насморк) – вполне типичное заболевание для детей, особенно живущих в петербургском климате. Но редко кто из родителей задумывается, наверное, к какому именно типу насморка относятся очередные «сопли» ребенка. А ведь природа и причины их появления важны для определения источника заболевания и дальнейшего его лечения.

Насморк, являясь воспалительным процессом, очень негативно сказывается на общем состоянии ребенка. По сравнению с взрослыми маленькие дети гораздо хуже переносят ринит в связи с физиологическими особенностями строения носа, наличием аденоидов, несформировавшимся иммунитетом и т.д. Поэтому часто воспаление в носу у них переходит на гортань, уши и глотку.

Выделяют следующие виды ринита у детей:

Инфекционный ринит

Это самое распространенное заболевание, вызываемое вирусами стафилококка, риновируса, аденовируса и проявляющееся у ребенка в виде гриппа, ОРВИ и т.д.

Основные симптомы инфекционного ринита у детей:

  • отек слизистой оболочки носа ребенка;
  • постоянное чихание;
  • выделения из носа (вначале жидкие, по мере заболевания — более густые и даже гнойные);
  • небольшая температура;
  • нарушение носового дыхания;
  • потеря аппетита, отказ от груди/бутылочки (у грудничков).

Лечить инфекционный ринит у детей обязательно надо, т.к. он опасен своими осложнениями — отитом, синуситом, трахеобронхитом и другими заболеваниями.

Лечение в основном состоит в регулярной обработке носа малыша гигиеническими средствами, антибактериальными, противовирусными и сосудосуживающими препаратами. В некоторых случаях может быть назначена физиотерапия.

При адекватном лечении такой насморк проходит у детей за 7 — 12 дней.

Аллергический ринит

Это воспаление слизистой оболочки носа, вызванное острой или хронической аллергической реакцией на контакт с аллергеном. Наиболее распространенными источниками аллергии у детей могут стать домашняя или книжная пыль, насекомые, пыльца трав и цветов, клещи, различные виды грибков, косметические средства, медицинские препараты, некоторые продукты питания и т.д. Определенную роль в появлении аллергического ринита у детей играет также наследственность. Аллергический ринит очень распространен среди детей и подростков наряду с такими заболеваниями как бронхиальная астма и атопический дерматит.

Симптомы аллергического ринита у детей:

  • зуд в носу у ребенка;
  • чихание;
  • жидкие прозрачные выделения из носа;
  • затрудненное носовое дыхание;
  • слезоточение;
  • отек век и лица.

При запущенной стадии аллергического ринита у детей может развиться полипозный риносинусит.

Чаще всего такой вид ринита у детей лечится антигистаминными препаратами. С определенного возраста (с 5 лет) у детей можно определить чувствительность к определенным аллергенам, и в качестве лечения может быть назначена вакцинация выявленным аллергеном для защиты от дальнейших аллергических реакций.

Вазомоторный ринит

Этот вид насморка нервно-рефлекторного характера, возникающий у детей часто вторично, в основном из-за наличия других патологий (аденоидов, искривления носовой перегородки, воспаления околоносовых пазух и т.д ). Этому виду насморка также подвержены дети с различными вегетативными расстройствами.

Толчком к появлению вазомоторного ринита у ребенка могут послужить стресс, психологическая травма, переохлаждение, повышенная влажность, гормональные изменения в организме и т.д.

Основные симптомы вазомоторного ринита у детей:

  • затрудненное носовое дыхание;
  • длительное чихание;
  • выделения из носовой полости.

И как следствие у маленького пациента появляются головные боли, пропадает аппетит, нарушается сон, снижается работоспособность.

Лечится вазомоторный ринит у детей как медикаментозным, так и хирургическим способами.

В первую очередь необходимо устранить первопричину вазомоторного ринита, восстановить циркуляцию крови в слизистой, укрепить сосуды в носу. Наиболее эффективным методом считается озоно-ультрафиолетовая санация. Используются также противоаллергические капли, сложно-солевые сочетания минералов. В трудно поддающихся лечению случаях врачи могут рекомендовать лазерную терапию.

Атрофический ринит

Такому виду насморка подвержены дети с нарушениями защитной функции слизистой оболочки носа в результате длительного использования сосудосуживающих капель. У таких детей происходит спазм сосудов, нарушается питание слизистой оболочки, вследствии чего она истончается. В итоге при попадании вируса ребенок заболевает длительным и плохо лечащимся насморком. Причиной появления атрофического ринита у детей также могут стать хирургические вмешательства в структуру носа, постоянное нахождение в слишком сухих помещениях, железодефицит у ребенка, наследственный фактор и т.д.

Основные симптомы атрофического ринита у детей:

  • зуд в носу;
  • сухость в носовой полости;
  • носовое кровотечение;
  • сухие корки в носу;
  • изменение обоняния.
Читайте также  Говядина годовалого ребенка рецепт

Лечение осуществляется в основном медикаментозным способом, заключающимся в применении биостимуляторов, регенерирующих препаратов, физиотерапии.

Хронический катаральный ринит

Такой вид ринита появляется у детей в результате частых ОРЗ, на фоне хронических заболеваний околоносовых пазух и глотки (гаймориты, фронтиты, аденоиды, тонзиллиты, фарингиты и т.д.), а также при нехватке витаминов, при длительном воздействии внешних негативных факторов (пыль, табачный дым, выхлопные газы и т.д.).

Основные симптомы катарального ринита у детей:

  • нарушение носового дыхания у ребенка (особенно в лежачем положении);
  • гнойно-слизистые носовые выделения;
  • снижение обоняния;
  • снижение слуха;
  • гнусавость голоса;
  • нарушение прикуса.

Медикаментозное лечение у детей заключается в применении антибактериальных препаратов (капли, мази), противоаллергических средств, витаминов. Детям также назначают промывания носа и физиотерапевтические процедуры.

Симптомы коронавируса COVID-19

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Определение

Вирус SARS-CoV-2 распространяется в микроскопических частицах жидкости, выделяемых больным человеком во время кашля, чихания, разговора, пения или тяжелого дыхания и попадает на слизистые носа, рта, либо глаз другого человека.

Кроме того, вирус может также распространяться контактно-бытовым путем, когда частицы с вирусом, находящиеся на поверхностях или предметах, через руки попадают на слизистые респираторного тракта.

Воздушно-пылевой (аэрозольный) путь передачи реализуется за счет распространения взвешенных в воздухе аэрозолей (ядер капель), размер которых <5 мкм. Аэрозоли за счет своего малого размера могут переноситься на бОльшие расстояния и оставаться в воздухе в течение нескольких часов. Необходимо помнить, что аэрозоль-продуцирующие аппараты (небулайзеры, галокамера и т.д.) запрещены к применению в учреждениях здравоохранения в период пандемии COVID-19.

  • Основной симптом (80-90%) — любое (даже субфебрильное — 37-37,5°С) повышение температуры тела.
  • Кашель сухой или с небольшим количеством мокроты (60-80%).
  • Повышенная утомляемость (40-50%).
  • Внезапная потеря обоняния и/или вкуса (60-80%).
  • Заложенность носа или умеренная ринорея (5%).
  • Конъюнктивит или покраснение глаз (1-2%).
  • Боль в горле (14%).
  • Головные боли, головокружение (8-14%). Сразу по окончании инкубационного периода могут проявляться мигрени различной степени выраженности.
  • Боли в суставах и мышцах (11-15%).
  • Высыпания на коже (8%).
  • Диарея, тошнота, рвота (до 20%).
  • Озноб (11-13%).

Симптомы COVID-19 при тяжелой и средней тяжести форме заболевания

Наиболее распространенные симптомы

  • Одышка, учащенное дыхание (55%).
  • Усиление кашля, появление мокроты (30-35%).
  • Кровохарканье (5%).
  • Потеря аппетита (20%).
  • Спутанность сознания (9%).
  • Ощущение сдавления и заложенности в грудной клетке (> 20%).
  • Температура тела выше 38°С (80%) более 5 дней.
  • Насыщение крови кислородом по данным пульсоксиметрии (SpO2) ≤ 95% (до 20%).
  • тахикардия,
  • дефицит витамина D,
  • раздражительность,
  • судороги,
  • тревожность,
  • угнетенное состояние,
  • нарушения сна.

У пациентов старше 65 лет может наблюдаться атипичная картина заболевания, которая включают делирий (помутнение сознания), нарушения речи, двигательные расстройства, а также более тяжелые и редкие неврологические осложнения – инсульт, воспалительное поражение мозга и другие.

Симптомы коронавируса.jpg

Большинство (около 80%) пациентов, у которых появляются симптомы заболевания, выздоравливают без госпитализации. Примерно у 15% пациентов развивается серьезная форма заболевания, при которой необходима кислородотерапия, а у 5% – крайне тяжелая форма, требующая лечения в условиях отделения интенсивной терапии.

Отличия новой коронавирусной болезни COVID-19 от ОРВИ и гриппа

COVID-19 тоже относится к ОРВИ – острым респираторным вирусным инфекциям, характеризующимся сходными симптомами: кашель, насморк, повышение температуры, головная боль, першение и боли в горле. Наиболее четко выраженную клиническую картину вызывают вирусы гриппа, парагриппа, аденовирусы. Коронавирус может протекать в более тяжелой форме, нежели другие ОРВИ, приводя к осложнениям и даже летальному исходу. Именно поэтому крайне важно отличать новый тип коронавируса от относительно безобидной простуды.

  • Более длительный инкубационный период. Для ОРВИ хватает 2-3 дней, чтобы перейти в острую фазу, коронавирусу же требуется до 2 недель.
  • В отличие от других острых респираторных заболеваний при коронавирусе наблюдается невысокая 37-37,5°С температура тела, которая может держаться относительно долго (до 7 дней).
  • Кашель при заражении коронавирусом часто бывает длительным, сухим, мучительным и может сопровождаться болью в груди.
  • Коронавирусная инфекция может вызывать расстройство пищеварения (диарею, тошноту, рвоту), при ОРВИ у взрослых такие явления встречается редко.
  • ОРВИ обычно вылечивается за 7-10 дней, а COVID-19 на 7-8-й день у определенного процента людей может переходить на следующую стадию, когда появляется одышка и дыхательная недостаточность.

Коронавирус_ОРВИ.jpg

В чем отличие коронавируса от гриппа

Надо отметить, что COVID-19 и грипп имеют много общего:

  • передаются воздушно-капельным и контактным путем;
  • могут проявляться ломотой в суставах, головной болью, сильной слабостью и общим ощущением разбитости;
  • могут возникать кишечные расстройства.
  • Грипп начинается остро с повышения температуры сразу до фебрильных значений (39-40⁰С). На первый план выступают симптомы общей интоксикации: головная боль, слабость, боли в мышцах и суставах, слезотечение, боль в глазах.
  • Коронавирус развивается постепенно — от общего недомогания в первые дни до выраженных симптомов, включая значимое повышение температуры тела через неделю.

Другие заболевания со схожими симптомами

Пневмонии, в том числе атипичные.

Аллергии. Одышка, проблемы с обонянием и другие симптомы могут возникать в результате воздействия аллергенов. Проблему решают антигистаминные препараты, которые при вирусной инфекции неэффективны.

Бронхиальная астма, которая также дает о себе знать затрудненным дыханием и мучительным кашлем, но имеет неинфекционную природу.

Отличаются ли симптомы у детей и у взрослых?

Дети составляют лишь около 2% от числа всех заболевших COVID-19. При этом они легче переносят коронавирусную инфекцию и часто являются ее бессимптомными носителями.

Протекание COVID-19 у детей разного возраста:

От 1 года до 3 лет

Инфекция обычно проявляется как легкое недомогание. Характерные симптомы COVID-19 не наблюдаются. Иногда присутствует потеря аппетита, которая проходит через 2-3 дня и никак не сказывается на общем самочувствие малыша.

Дети в этом возрасте болеют около семи дней и выздоравливают без осложнений. У них может появиться осиплость голоса и легкая заложенность носа. Кашля нет, не исключены редкие чихания.

У младших школьников и подростков может наблюдаться незначительное повышение температуры тела и легкое недомогание. Возможен сухой кашель, еще реже — головная боль.

Иммунная система детей и подростков, как правило, хорошо подготовлена к борьбе с вирусами. Они могут заразиться, но заболевание у них протекает в более мягкой форме или вообще бессимптомно.

Этапы развития заболевания с учетом симптомов

Симптомы коронавируса у взрослого человека по дням

1-3-й день. Заболевание начинается с легкого недомогания, незначительного повышения температуры, заложенности носа и боли в мышцах, как при ОРВИ или гриппе.

3-5-й день. Повышается температура тела, возможен несильный, поверхностный кашель. Может пропасть обоняние, а вкусовые ощущения сильно измениться. Возникают пищеварительные расстройства, выражающиеся, в том числе, диареей. Этот период считается кульминацией легкой формы течения COVID-19.

5-10-й день. Важный период для определения тяжести заболевания коронавирусной инфекцией. У 80% заболевших COVID-19 наблюдаются улучшения, которые через несколько дней могут привести к полному выздоровлению. Второй сценарий подразумевает ухудшение состояния, которое проявляется увеличением количества и тяжести симптомов. При таком развитии событий у пациента появляются сильный насморк, изнуряющий кашель, озноб, боль в теле, одышка.

Читайте также  Занятия с малышом в 1 месяц

10-12-й день. Этот период характеризуется сильной одышкой, болью в груди, прогрессированием слабости, бледностью, что свидетельствует о развитии пневмонии. Повреждение легких приводит к кислородному голоданию. Требуется госпитализация. Это состояние считается среднетяжелым.

12-14-й день. При COVID-19 75% пациентов с вирусной пневмонией начинают идти на поправку в среднем через 2 недели от начала заболевания. Однако тем, у кого развивается тяжелая форма заболевания, может потребоваться искусственная вентиляция легких.

14-30-й день. На излечение от тяжелой формы пневмонии, вызванной коронавирусом, требуется в среднем до двух недель с момента наступления серьезного осложнения.

  • Поражение только верхних отделов дыхательных путей.
  • Пневмония без дыхательной недостаточности.
  • Острый респираторный дистресс-синдром (пневмония с острой дыхательной недостаточностью).
  • Сепсис, септический (инфекционно-токсический) шок.
  • Синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания, тромбозы и тромбоэмболии.
  • Насыщение крови кислородом менее 88%.

Цитокиновый шторм при COVID-19 — реакция организма на воспалительный процесс, приводящая к тому, что иммунные клетки атакуют не только вирус, но и ткани собственного организма. Следствием этого может стать разрушение тканей и органов, и, как следствие, гибель организма.

Очень важно, что иногда COVID-19 опасен не только пневмонией и ее осложнениями, но и негативным влиянием на сосуды, мозг и сердце, что повышает риск развития инсульта. В таких случаях у пациента наблюдается головокружение, могут случаться обмороки, синеет лицо и немеют мышцы.

Симптомы, свидетельствующие о процессе выздоровления

Запись на исследование В случае получения положительного или сомнительного результата на COVID-19 и при необходимости проведения подтверждающего тестирования образец биоматериала может быть направлен в уполномоченную референс-лабораторию в соответствии с СП 3.1.3597-20, в связи с чем .

Восстановление обоняния после коронавируса

изображение

Одним из характерных симптомов коронавирусной инфекции является потеря обоняния. Обонятельная дисфункция, считающаяся самым ранним и самым важным прогностическим фактором заболевания, существенно отличается от аносмии, вызванной другими инфекционными возбудителями. Для некоторой части пациентов она может иметь очень серьезные психологические последствия. Поэтому восстановление обоняния после коронавируса становится краеугольным камнем современной медицины.

Рассказывает специалист ЦМРТ

Дата публикации: 01 Декабря 2020 года

Дата проверки: 24 Декабря 2020 года

Содержание статьи

Причины потери обоняния

Поствирусная аносмия характера для 66-70% случаев инфицирования COVID-19. Она появляется раньше других симптомов и нередко сопровождается вкусовыми расстройствами. К сожалению, до настоящего времени полное понимание причины этого отклонения остается невыясненным. Рассматривается 4 этиологических фактора, лежащих в основе обонятельной дисфункции:

  • обструкция носовых ходов из-за острого воспаления и застойных процессов в слизистой оболочке
  • проникновение возбудителя через решетчатую кость непосредственно в участок коры головного мозга, распознающий запахи (у многих пациентов аносмия не сопровождается насморком и заложенностью носа)
  • инфицирование периферических нейронов, разрушение нейроэпителия, выполняющего рецепторную функцию и нарушение центрального сообщения с обонятельным нервом
  • комбинированное расстройство

Другими словами, потеря способности ощущать запахи может быть вызвана как нарушением структуры слизистой оболочки носовой полости, так и поражением самой сенсорной обонятельной системы.

Восстановление после коронавируса

Скачайте подробную программу реабилитации

На какой день может исчезнуть обоняние при коронавирусной инфекции?

Чаще всего аносмия развивается на 4-6 день от начала заболевания. При этом она имеет существенные отличия от обонятельной дисфункции, вызванной простудой или ОРВИ. При других вирусных поражениях респираторного тракта всегда закладывает нос, появляется чихание, насморк, боль в горле, частичное изменение вкусовых ощущений, ломота в теле, озноб, повышение температуры до 38-39°C. При коронавирусе утрата обоняния бывает единственным симптомом. В более тяжелых случаях на фоне аносмии возникает заложенность носа и сухость слизистой дыхательных путей. Появляется сухой непродуктивный кашель, гипертермия (до 39-40°C), искажение или полная потеря вкуса, слабость, головная боль, затрудненное дыхание.

изображение

Сроки восстановления обоняния после коронавируса

Возвращение способности различать запахи является благоприятным признаком выздоровления. Сроки восстановления обоняния после коронавируса могут варьировать от 8-14 дней до 1-3-х месяцев после разрешения заболевания. К сожалению, в редких случаях возможны необратимые нарушения. Подобную ситуацию связывают с наличием в анамнезе хронических патологий околоносовых пазух, неврологических заболеваний, травм или хирургических вмешательств на головном мозге.

Восстановление работы вкусовых рецепторов

Сроки восстановления вкуса после коронавируса чаще всего совпадают со временем «возвращения нюха» или сдвигаются еще на 1-2 недели от начала регресса симптомов. Однако в тяжелых случаях вкус может возвращаться в течение полугода, а иногда и не полностью.

Как ускорить процесс восстановления?

Для облегчения состояния рекомендуется симптоматическая терапия, направленная на купирование воспаления в области носовой полости. Для этого проводят промывание носа солевым раствором, а также используют сосудосуживающие, противовоспалительные или гормональные интраназальные спреи. Разумеется, перед применением этих препаратов необходимо проконсультироваться с врачом, так как они могут привести к развитию негативных побочных реакций.

Для тренировки вкусовой и обонятельной функции специалисты советуют добавлять в пищу натуральные усилители вкуса и запаха. Нарушение, связанное с поражением сенсорной системы обоняния, неврологи рекомендуют исправлять посредством «внутреннего слушания и вспоминания» вкусов и запахов. Эта процедуру, названную ольфакторным тренингом, применяют для реконструкции нейронной связи и активации обонятельных рецепторов. Необходимо выбрать не менее 5-ти сильных ароматов (кофе, чеснока, мяты, ароматических масел, ванили, цитрусов и пр.) и нюхать каждый ингредиент по 10-20 секунд, не реже 2-х раз в день. А самое главное — не поддаваться панике и помнить: успех восстановления работы вкусовых и обонятельных рецепторов после коронавируса во многом зависит от качества вспомогательной терапии.

Наш малыш не глухой! Или… все может случиться?

Как распознать снижение слуха у ребенка? Что делать, когда родители отказываются принять очевидное: их сын или дочь глохнут? Обратим ли этот процесс, и можно ли его как-то предотвратить, профилактировать? Объясняет Елена Анохина – заведующая дневным стационаром клиники «МастерСлух» в Ростове-на-Дону, врач сурдолог-оториноларинголог, кандидат медицинских наук.

У мальчика проверяют слух

Как слышишь, малыш?

Касается каждого

Отрицание, гнев, принятие – эти основные стадии проходят, наверное, все родители, когда сталкиваются со снижением слуха у своего маленького ребенка.

Если еще в роддоме младенцу определяют критическое снижение слуха, глухоту, у взрослых мало времени на сомнения и переживания. Наоборот, чтобы обнаруженная проблема не успела сказаться на дальнейшем развитии ребенка, нужно действовать быстро, как можно скорее провести операцию – кохлеарную имплантацию.

Но бывает и так, что малыш растет, развивается и… не сразу теряет слух. Тогда родители могут пропустить начало возникновения тугоухости, долгое время не признавать этот факт. Им кажется, что детское развитие идет по плану (вроде и на профосмотре в поликлинике все было нормально, и ребенок ни на что не жалуется). А узнав о проблеме, могут даже отказываться признавать ее – это своего рода защитная реакция.

Как родители могут заметить снижение слуха у ребенка, особенно, если оно небольшое?

Если малыш в таком возрасте, что уже понимает обращенную к нему речь, отвечает, реагирует на слова взрослых, заподозрить нарушение слуха можно, когда:

  • Ваш сын или дочь перестает сразу откликаться на обращение взрослого. В этот момент мы зачастую думаем, что ребенок слишком увлечен или нарочно не хочет подходить. Стоит присмотреться повнимательнее: часто ли подобное повторяется и при каких обстоятельствах. Если постоянно, то это тревожный знак.
  • Ребенок часто переспрашивает – взрослые при этом могут подумать, что он так балуется или все время «витает в облаках».
  • Просит увеличить звук работающего телевизора. На это вообще мало кто обращает внимание, особенно, если в квартире живут еще бабушки, дедушки – им громкие звуки могут быть только в радость. А зря! Слух нужно беречь в любом возрасте.
  • Иногда сын или дочь сами могут пожаловаться, что болит ушко, они стали хуже слышать. Предложить в этом случае ребенку потерпеть, погреть больное место или закапать «чем там в прошлый раз врач говорил» чревато.
Читайте также  Ребенок шагает 5 месяцев

С младенцами – сложнее.

  • Взрослым нужно стараться подмечать любые мелочи в развитии: реагирует ли ребенок на звуки и как именно.
  • Никогда не пренебрегать профилактическими осмотрами специалистов. В рамках каждого должна проводиться проверка слуха.

Причин тугоухости – десятки. Обратимых случаев, к сожалению, немного. Но скорректировать снижение слуха и жить дальше полноценной жизнью можно и нужно.

На приеме у врача

Первый специалист, к которому нужно обратиться в случае любого подозрения, сомнения, вопроса относительно развития слуха вашего ребенка, – обычный оториноларинголог в вашей районной поликлинике. Он проведет первичный осмотр и простые тесты. При выявлении действительно серьезных состояний – обязательно направит к сурдологу. В арсенале последнего – целая «батарея» тестов, включая:

  • тимпанометрию;
  • специальные методы детской аудиометрии;
  • регистрацию отоакустической эмиссии;
  • аудиограмму и т. д.

Конечно, чем старше ребенок, тем проще с ним договориться, чтобы он во время диагностики не крутился, не вырывался, не кричал. Некоторые малыши прекрасно себя ведут при участии сурдопедагога, тот помогает проводить обследования в игровой форме.

Для новорожденных и младенцев применяется, пожалуй, единственный объективный метод – КСВП. Подробнее о нем и о записи на это обследование – читайте здесь .

Это обратимо?

Каждый случай – индивидуален. По умолчанию считается, что обратимая тугоухость, выражаясь, медицинским языком, кондуктивная – та, которая не связана со слуховым нервом, повреждением внутреннего уха, и которую успели вовремя заметить. Вовремя – это максимум в течение месяца после возникновения и то не в каждом случае, а, например, после простуды или травмы. В дальнейшем эффективность медикаментозного лечения снижается. Чтобы не упускать время, важное для развития ребенка, рекомендуется слухопротезирование (слуховые аппараты, если отпадет в них надобность, всегда можно снять) и занятия с логопедом-дефектологом, дабы не отстать от сверстников.

Если требуется хирургическая коррекция (удаление жидкости из среднего уха, восстановление слуховых косточек и т. п. – вариантов очень много), сурдолог подробно расскажет об этом на приеме, объяснит порядок действий.

Зачастую многие взрослые относятся к детским отитам пренебрежительно, мол, с кем ни бывало. Но даже такая, казалось бы, мелкая неприятность, способна вызвать стойкое снижение слуха. Все заболевания нужно долечивать.

Если же в результате обследований подтверждается, что снижение слуха – сенсоневральное или смешанное, т. е. уже связанное со слуховым нервом, невозможностью проводить звуки во внутреннем ухе, будет разработан маршрут реабилитации со слуховыми аппаратами или кохлеарными имплантами, участием различных узких специалистов.

Просто ждать и наблюдать в большинстве случаев – не вариант. Ребенку необходимо слышать весь частотный диапазон. Каждый звук важен для развития!

Так, при потере слуха I степени, т. е. самой небольшой, легкой, на которую многие взрослые у себя вообще могут не обращать внимание, у малыша будет нарушена разборчивость слов. Особенно тех, где звуки близкие по звучанию. Например, слова «кошка» и «ложка» ребенок будет воспринимать одинаково. Даже в тишине на небольшом расстоянии от говорящего. Способствует ли это детскому развитию или мешает – ответ потен без объяснений.

В шумной акустической обстановке – на фоне разговоров в классе, на улице с десятками звуков, шумом машин, разговорами прохожих, в помещении, где работает телевизор, играет музыка – ребенку на 100 % придется сложно.

Поэтому детям даже с I степенью тугоухости рекомендовано слухопротезирование и занятия со специалистами.

Комплексовать и бояться по этому поводу не надо.

Во-первых, дети зеркалят отношение взрослых к проблеме. Если окружающие спокойны и позитивны, свое снижение слуха малыш воспримет нормально. Ходят же детки в очках, брекетах, у некоторых вообще протезы или они передвигаются на инвалидных колясках, а у него всего-то оригинальные девайсы на ушах.

Во-вторых, современные слуховые аппараты и кохлеарные импланты практически не мешают вести полноценную насыщенную жизнь. И даже делать «фантастические» вещи – например, подключаться к смартфону и отвечать на звонки, не беря аппарат в руки. Какие возможности откроются в будущем – сегодня трудно даже представить. В общем, во всем можно найти плюсы.

Как не допустить снижение слуха у детей?

Если это связанно с наследственностью, генетическими нарушениями, то увы, на данном этапе развития медицинской науки – никак. Главный совет — не пренебрегайте ежегодной проверкой слуха, в этом случае «перебдеть» – лучше, чем упустить. На раннем этапе тугоухость проще обнаружить и успеть скорректировать.

Нарушения, связанные с осложнениями после перенесенных заболеваний, попытаться предотвратить, понятное дело, можно лишь уберегаясь от этих заболеваний, закаляясь, не игнорируя лечение и реабилитацию.

Также нужно стараться избегать длительного шумового воздействия. Не страшно, если человек на несколько минут попадает в среду с громкими звуками. А вот когда подросток целый день в наушниках, и музыку из них слышно с другого конца комнаты, это уже опасно. Многие научные работы подтверждают связь развития тугоухости с хроническими шумовыми травмами. Это, конечно, не повод враждовать с дочерью или сыном-тинейджером и совсем лишать тех наушников. В данный момент признан безопасный стандарт – проводить не более 2-3 часов в день в качественных профессиональных наушниках с громкостью ниже 80 дБ. Вполне достаточно, чтобы и в игры поиграть, и любимой музыкой насладиться.

Ко всему нужно подходить разумно. И будьте здоровы!

Расскажите или сохраните себе:

Еще в разделе “О слухе”

Звук, который всегда с тобой

Звук, который всегда с тобой

Из-за чего возникает шум, гул и свист в ушах, что с ними делать, если они отравляют жизнь, и вообще – опасно ли это? Как определить причину и можно ли избавиться от неприятных слуховых ощущений навсегда? Читать далее →

Головокружение, шум в ушах, снижение слуха… Может быть, это болезнь Меньера?

Головокружение, шум в ушах, снижение слуха… Может быть, это болезнь Меньера?

Довольно редкая и несмертельная, она способна очень сильно ухудшить качество жизни и привести к глухоте. Как определить и лечить болезнь Меньера рассказывает сурдолог-оториноларинголог медцентра «МастерСлух» в Астрахани Евгения Григорьева. Читать далее →

Первый звонок услышали все. Что дальше?

Первый звонок услышали все. Что дальше?

Праздник – День знаний закончился. Начались учебные будни. Дети потихоньку вливаются в учебный процесс, но ребятам со слуховыми аппаратами и кохлеарными имплантами, конечно, сложнее. Родители волнуются. Педагогам, впервые столкнувшимся со слабослышащими учениками, тоже может быть непросто. А ведь еще только сентябрь. Читать далее →

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: