Задания для диагностики музыкальных способностей детей

МОНИТОРИНГ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ

Диагностика музыкальных способностей проводится 2 раза в год, с проведением диагностических срезов развития. Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей.

Результаты обследования заносятся в графы диагностических карт.

Диагностика проводиться в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, а некоторые – индивидуально.

Диагностика проводится на программном материале.

Обследование проводится для выявления у детей трёх основных музыкальных способностей:

  • ладового чувства,
  • музыкально – слуховых представлений,
  • чувства ритма,
  • организации коррекционной работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.

Метод:

Наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и индивидуально, а также выполнение специально подобранных заданий.

Оценка уровня музыкальных способностей:

Оценивать уровень музыкальных способностей рекомендуется по трехбалльной системе: 3 – высокий уровень (ребёнок самостоятельно справляется с заданием).

2 – средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого).

1 – низкий уровень (ребёнок не справляется с заданием).

При проведении диагностики в условиях музыкальных занятий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:

1. Внимание

Ладовое чувство

3 – Слушает музыку, не отвлекаясь от начала до конца. Внимание сосредоточено. 2 — Слушает музыку, слегка отвлекаясь. Внимание слегка рассеяно.

1 — Слушает музыку невнимательно. Внимание рассеяно.

2. Просьба повторить

3 – Эмоционально отзывается на музыку, высказывает свои суждения, хорошо ориентируется в знакомых муз. произведениях. Просит повторить.

2 – Проявляет недостаточную эмоциональную отзывчивость. Не очень активно реагирует на прослушанное музыкальное произведение. Просит повторить с наводящих вопросов педагога.

1 – Никак не реагирует на прослушанную музыку. Не способен запомнить музыку. Не просит о повторе музыкального произведения.

3. Наличие любимых произведений

3 – Перечисляет знакомые пьесы, имена композиторов. Узнаёт муз. произведение по вступлению, по отдельным частям, называет любимые, объясняя почему они нравятся.

2 – Называет музыкальные произведения с наводящих вопросов педагога, путается в названиях произведений.

1 – Не проявляет никакого интереса к музыкальным произведениям, затрудняется с названием музыкальных произведений, их авторов.

4. Эмоциональность

3 – умеет выразить свои чувства в слове, выразительность мимики и пантомимики, умеет передать разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и её содержания

(страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревога), а также сопереживать тем чувствам, которые выражены в произведении. 2 – не ярко проявляет свою эмоциональность

1 – не умеет выразить свои чувства в слове, отсутствие выразительности мимики и пантомимики, а также не сопереживает тем чувствам, которые выражены в произведении.

5. Высказывания о музыке с контрастными частями

3 — Определяет характер музыкальных произведений и их жанр. Самостоятельно различает 2 -3 частную форму. 2 – Определяет 2 – 3 частную форму, иногда ошибаясь, со словесной помощью педагога.

1 – Не различает форму музыкального произведения.

6. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту

3 – Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям.

  • — Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям, но допускает ошибки. 1 – Затрудняется с выполнением задания.

7. Определение окончания мелодии

  • – Точно определяет окончание мелодии с первого раза.

2 – Определяет окончание мелодии с помощью педагога.

1 — Не может определить окончание мелодии после нескольких попыток и при помощи педагога.

8. Определение правильности интонации в пении у себя и у других

3 – Очень чувствителен к точности интонации

  • – Сомневается в определении точности интонации у себя и у других. 1 – Не может определить точность интонации ни у себя, ни у других.

Музыкально – слуховые представления

1. Пение знакомой мелодии с сопровождением

  • – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки. 2 – Поёт, не всегда чисто интонируя.

1 – Поет, неточно интонируя, с помощью педагога.

2. Пение знакомой мелодии без сопровождения

3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки. 2 – Поёт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога.

1 – Поёт, неточно интонируя, или вообще не поёт.

3. Пение малознакомой мелодии с сопровождением

3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки. 2 – Поёт, не всегда чисто интонируя, с помощью педагога.

1 – Поет, неточно интонируя, или вообще не поёт.

4. Пение малознакомой мелодии без сопровождения

3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки. 2 – Поёт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога.

1 – Поёт, неточно интонируя, или вообще не поёт.

5. Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3 – 4 звуков на металлофоне

3 – Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.

  • — Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога. 1 — Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.

6. Подбор по слуху малознакомой попевки

  • – Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.

2 — Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога. 1 — Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.

Чувство ритма

  1. Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии (более сложного, чем в младших группах);
  2. Выразительность движений и соответствие их характеру музыки с малоконтрастными частями;
  3. Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма).

Определение уровня развития ладового чувства

Параметры

Ф. И.

ребёнка

Внимание

Просьба повторить

Любимые произ ведения

Внешние проявления (эмоциональные)

Высказывания о характере музыки (двухчастная форма)

Узнавание знакомой мелодии по фрагменту

Определение окончания мелодии

Определение правильности интонации в пении у себя и у других.

Задания-тесты для проведения диагностики музыкальных способностей детей

Задания-тесты для проведения диагностики музыкальных способностей детей

Задание 1. Наблюдение за эмоциональным восприятием музыки. Рассказать о содержании музыки. Беседа о выразительном значении динамики. Характере мелодических интонаций, выразительных тембрах инструментов, передающий характер музыки. Можно попросить детей изобразить характер музыки в движении.

Задание 2. Сочинение мелодии на заданный текст. Закончить мелодию на тонике. Можно использовать вопросно-ответную форму.

Задание 3. Упражнения на различение лада.

— для установления уровня развития музыкально-слуховых представлений

Задание 1. Узнавать направление движения мелодии вверх, вниз, на месте (вверху или внизу) Ответить, на каком слове, изменилась мелодия. (Например, в песенках “Василёк” или “Петушок” р. н. мелодия).

Задание 2. Спеть любимую песню, сначала с аккомпанементом, затем без музыкального сопровождения. Чисто интонируя мелодию.

Задание 3. Повторить специально сыгранную незнакомую мелодию.

— для установления уровня развития чувства ритма

Задание 1. Прослушав несложную мелодию (8 тактов) предложить детям простучать её ритм, а при повторном исполнении самостоятельно воспроизвести его хлопками или на детских музыкальных инструментах.

Задание 2. Прослушав пьесы: «Мотылёк», «Польку», «Марш», С. Майкапара, дети должны изобразить Мотылька (лёгкого, изящного и нежного); веселый танец; решительный, важный уверенный марш.

Эмоционально, ритмично изображать музыкальные штрихи – legato, staccato, non legato, чувствовать акценты, выделять в движениях фразы. Дать жанровую характеристику музыкальных произведений.

Задание 3. Учитель импровизирует на фортепиано. Чувствовать изменения характера и темпа музыки, передавать эти изменения в движениях.

2)Тест-игра «Тембровые прятки»

Цель: выявление уровня тембрового слуха по показателю определения инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии

— Давай поиграем с тобой в музыкальные прятки. Сейчас одну и ту же мелодию будут исполнять разные голоса. Послушай и отгадай, чей голос исполнял её в первый, во второй, третий раз и т. д.

Звучит аудиозапись одной и той же мелодии (напр. В.Витлин «Серенькая кошечка»), исполняемая указанными инструментами в последовательности: 1) фортепиано, 2)гитара, 3)флейта, 4)баян, 5)металлофон, 6)дуэты: гитара+треугольник, 7) баян+бубен, 8)ксилофон, 9)трио: балалайка+баян+барабан, 10)фортепиано+баян+маракас.

Критерии оценки:

  • слабый уровень – адекватное определение тембров первых трёх фрагментов: всего = 1 – 3 балла;
  • средний уровень – адекватное определение тембра первых семи исполненных фрагментов: всего = 4 – 7 баллов;
  • высокий уровень – адекватное определение тембра исполненной музыкальной фразы в пределах 8 – 10 предъявленных фрагментов: всего = 8 – 10 баллов.
Читайте также  Низкие лейкоциты в крови у ребенка причины

3)Тест-игра «Мы поедем в «Громко-тихо»»

Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула.

— Поиграем с тобой в «громко-тихо». Я играю на пианино, а ты на барабане. Играй как я: я – громко и ты – громко, я тихо и ты – тихо (исполняется пьеса А.Александрова «Барабан», адекватное исполнение контрастной динамики которой «форте – пиано» оценивается в 1 балл).

— А теперь музыка будет постепенно усиливаться или затихать. Тебе надо будет также её исполнить на барабане (исполняется пьеса Э.Парлова «Марш», адекватное динамическое исполнение 1-й фразы в динамике «крещендо» оценивается в 2 балла и 2-й фразы – «диминуендо» оценивается в 2 балла. Всего 4 балла).

Стимулирующий материал: барабан (или бубен) и фрагменты музыкальных пьес – А.Александров «Барабан»; Э.Парлов «Марш».

Критерии оценки:

  • слабый уровень динамического чувства = 1 балл;
  • средний уровень = 2 – 3 балла;
  • высокий уровень = 4 – 5 баллов.

4)Тест-игра «Незавершённая мелодия»

Цель: выявить уровень развития чувства завершённости (целостности) музыкальной мысли.

— Сейчас мелодии будут «прятаться»: одни из них прозвучат полностью, а другие – нет. Послушай и постарайся определить, какая мелодия звучит до конца, а какая – «спряталась» раньше времени?

После настройки в тональности исполняется любая известная ребёнку мелодия, например, «В лесу родилась ёлочка», в которой последний звук не доигрывается, прервавшись на словах «зелёная бы…».

Стимулирующий материал методики может подбираться диагностом самостоятельно.

Методика использования стимулирующего материала строится в следующем порядке:

1-я мелодия – не доигрывается последний такт;

2-я мелодия – доигрывается до конца;

3-я – не доигрывается последняя фраза мелодии;

4-я – прерывается на середине второй фразы (из четырёх);

5-я – доигрывается до конца.

Критерии оценки:

  • слабый уровень – правильно определены 1 – 2 пункта;
  • средний уровень – правильно определены 3 – 4 пункта;
  • высокий уровень – правильно определены все 5 пунктов.

5)Кот и котёнок

Цель: выявить уровень сформированности звуковысотного чувства – адекватного ощущения соотношений высоты звуков.

— Кот и котёнок потерялись в тёмном лесу. Послушай: так мяукает кот (исполняется, например, звук до1), а так – котёнок (исполняется более высокий звук, например, соль1). Помоги им найти друг друга. Скажи, когда мяукает кот, а когда котёнок?

МДОУ «Детский сад №237» города Ярославля

Музыкальный руководитель Белякова Н.Е.

Ежегодно в начале и конце учебного года провожу мониторинг развития у детей музыкальных способностей. В процессе диагностики провожу анализ развития следующих умений и навыков у детей:

— игра на музыкальных инструментах

Сравнительный анализ мониторинга показал положительную динамику развития музыкальных качеств у детей по сравнению с началом учебного года. Мои воспитанники ежегодно успешно осваивают программу музыкального развития детского сада.

2013-2014 учебный год

1-младшая группа

Дети к концу года научились ориентироваться в пространстве активно двигаться по залу эмоционально откликаться на настроение и характер музыки. Они умеют хлопать, притопывать, двигаться шагом под музыку. Сформировалось чувство ритма

Диагностика к концу года:

Высокий уровень – 24%

Средний уровень – 48%

Низкий уровень – 28%

2-младшая группа

По результатам диагностического исследования, дети 2 мл. группы умеют хлопать, притопывать. Научились подпевать, двигаться шагом под музыку. Сформировалось чувство ритма.

Диагностика к концу года:

Высокий уровень – 38%

Средний уровень – 52%

Низкий уровень – 10%

Средняя группа

По результатам диагностического исследования дети средней группы научились ставить ногу на носок и пятку, петь с инструментальным сопровождением. Умеют различать звуки по высоте, выразительно петь.

Диагностика к концу года:

Высокий уровень – 45%

Средний уровень – 47%

Низкий уровень – 8%

Старшая группа

Дети выполняют танцевальные движения под музыку, умеют перестраиваться. Хорошо поют под фонограмму и музыкальный инструмент. С интересом слушают новые произведения. Понимают характер музыки, могут рассказать какие чувства они испытывают слушая произведения.

Диагностика к концу года:

Высокий уровень – 64%

Средний уровень – 32%

Низкий уровень – 4%

Подготовительная группа

Дети хорошо запоминают сложные танцевальные движения, танцы исполняют самостоятельно, слаженно. Хорошо поют песни разной сложности. У нескольких детей отмечаются хорошие вокальные данные. По результатам мониторинга была проведена беседа с родителями по дальнейшему обучению этих детей в музыкальной школе.

Диагностика к концу года:

Высокий уровень – 80 %

Средний уровень – 20%

Низкий уровень – 0%

Сводные данные по мониторингу за 2013-2014 учебный год.

Большая часть детей на высоком уровне (50 %)усвоила программное содержание по музыкальному развитию. 40% воспитанников освоили программу на среднем уровне. И 10% освоили программу на низком уровне, в основном дети из младших групп. Все выпускники освоили программу детского сада на высоком (80%) и среднем уровне (20%). У детей в старших группах лучшие показатели отмечаются в разделе «Пение» и «Музыкально-ритмические движения». Развитию певческих способностей способствовала систематическая работа над развитием певческих навыков. Для этой цели использовалось множество вокально-певческих упражнений, предусматривающих различные задания. Развитию танцевальных навыков способствовала проводимая мною кружковая работа «Ритмика в детском саду» для детей раннего возраста. На занятиях малыши учатся слушать музыку, выполнять различные движения соответственно темпу произведения, несложные перестановки. Для детей старшего дошкольного возраста в детском саду ведется кружок по хореографии. Таким образом, работа по музыкальному воспитанию детей в детском саду проводится на высоком уровне.

2014-2015 учебный год

1-младшая группа

Дети к концу года научились ориентироваться в пространстве активно двигаться по залу эмоционально откликаться на настроение и характер музыки. Они умеют хлопать, притопывать, двигаться шагом под музыку. Сформировалось чувство ритма

Диагностика к концу года:

Высокий уровень – 25%

Средний уровень – 48%

Низкий уровень – 24%

2-младшая группа

Дети 2 младшей группе к концу года выполнили все задачи поставленные по музыкально- эстетическому развитию. Музыкально-ритмические движения: научились ходить и танцевать в парах, активно участвовать в играх и хороводах. Дети с интересом слушают музыку научились петь группой и по одному

Диагностика к концу года:

Высокий уровень – 37%

Средний уровень – 53%

Низкий уровень – 10%

Средняя группа

К концу года дети средней группы усвоили все навыки и умения по всем видам музыкального развития научились слушать с интересом музыку беседовать о ней проявлять творчество в исполнении игр муз этюдов научились петь слаженно по одному и группой петь и играть в речевые игры играть на муз инструментах: колокольчики бубны металлофоны ложки. Уровень освоения программного материала находится на среднем уровне.

Диагностика к концу года:

Высокий уровень – 45%

Средний уровень – 48%

Низкий уровень – 7%

Старшая группа

Дети научились двигаться по залу в парах и по одному выполнять танцевальные движения: боковой галоп приставной шаг подскоки научились с интересом беседовать о музыке понимать ее содержание научились петь выразительно слаженно по одному группой под фонограмму

Диагностика к концу года:

Высокий уровень – 59%

Средний уровень – 40%

Низкий уровень – 1%

Подготовительная группа

Дети к концу года выполнили программу по муз развитию. Научились легко и непринужденно двигаться по залу, выполнять танцевальные движения. Научились петь выразительно слаженно по одному или группой.

Диагностика к концу года:

Высокий уровень – 84%

Средний уровень – 16%

Низкий уровень – 0 %

Мониторинг по результатам работы за 2014-2015 уч.г. позволяет сделать выводы о положительной динамике развития музыкальных способностей у детей моих групп. Диагностика на конец года: высокий уровень у 50% занимающихся детей, средний уровень у 41%, низкий уровень – 9%. У детей раннего возраста отмечается положительная динамика в восприятии музыки, также большинство детей младших групп на высоком и среднем уровне (75%) выполняют основные музыкально-ритмические движения. Все выпускники освоили программу по музыкальному развитию, 84% из них на высоком уровне, средний уровень у 16 % детей. Дети подготовительной группы № 9 (танцевальный номер «Одинокая бродит гармонь») и старшей групп № 7 (вокальный номер «Плачет туча без грусти») выступали на районном музыкальном конкурсе «Лети. Планета детства» и стали победителями.

Читайте также  Сколько ребенок набирает 8 месяцев

2015-2016 учебный год

1-младшая группа

Дети к концу года научились ориентироваться в пространстве активно двигаться по залу эмоционально откликаться на настроение и характер музыки. Они умеют хлопать, притопывать, двигаться шагом под музыку. Сформировалось чувство ритма

Диагностика к концу года:

Высокий уровень – 20%

Средний уровень – 50%

Низкий уровень – 30%

2-младшая группа

Дети 2 младшей группе к концу года выполнили все задачи поставленные по музыкально- эстетическому развитию.

Диагностика к концу года:

Высокий уровень – 32%

Средний уровень – 50%

Низкий уровень – 18%

Средняя группа

Дети выполняют основные движения. Учатся выразительно петь.

Диагностика к концу года:

Высокий уровень – 42%

Средний уровень – 45%

Низкий уровень – 13%

Старшая группа

У детей на высоком уровне восприятие музыки. Они хорошо запоминают движения танцев, выполняют ритмично, под музыку. Знают много песен.

Диагностика к концу года:

Высокий уровень – 55%

Средний уровень – 40%

Низкий уровень – 5%

Подготовительная группа

Группа комбинированная с инклюзивным обучением детей с ЗПР. К концу года выполнили программу по муз развитию. В группе обучались дети с ОВЗ ( 5 детей с ЗПР и 3 ребенка с ОНР), что повлияло на результативность освоения программы по музыкальному воспитанию.

Диагностика к концу года:

Высокий уровень – 74%

Средний уровень – 24%

Низкий уровень – 2 %

Сводная диагностика к концу года:

По результатам итоговой диагностики за 2015-2016 уч.г. отмечается уменьшение количества детей с высокий уровнем (45 %) освоения программы по музыкальному развитию. Количество детей со средним уровнем – 42% и 13% с низким уровнем. Снижение освоения программы отмечается за счет увеличения количества детей с ОВЗ. В нашем детском саду обучаются дети с ЗПР и с ОНР. Большинство воспитанников, в том числе и с ОВЗ, овладели необходимыми умениями и навыками в соответствии с возрастными особенностями. Это было достигнуто за счет правильно построенной, индивидуальной систематической работы с детьми по всем направлениям, создания условий и положительного психологического микроклимата во всех видах музыкальной деятельности. А так же тесного взаимодействия с воспитателями групп и специалистами детского сада. Выпускники на 98% освоили программу по музыкальному развитию (высокий уровень – 74%, средний уровень – 24%, низкий уровень – 2 %).

2016-2017 учебный год

1-младшая группа

Дети к концу года научились ориентироваться в пространстве активно двигаться по залу эмоционально откликаться на настроение и характер музыки. Они умеют хлопать, притопывать, двигаться шагом под музыку. Сформировалось чувство ритма

Диагностика к концу года:

Высокий уровень – 28%

Средний уровень – 45%

Низкий уровень – 27%

2-младшая группа

Дети 2 младшей группе к концу года выполнили все задачи поставленные по музыкально- эстетическому развитию.

Диагностика к концу года:

Высокий уровень – 35%

Средний уровень – 52%

Низкий уровень – 13%

Средняя группа

Дети выполняют основные движения. Учатся выразительно петь. У детей повысилась эмоциональная отзывчивость на музыку, и появился более устойчивый интерес к ней, но внимательно слушать музыку до конца не умеют.

Диагностика к концу года:

Высокий уровень – 42%

Средний уровень – 50%

Низкий уровень – 8%

Старшая группа

Дети старшей группы слышат в произведении развитие музыкального образа, но не умеют рассказывать о музыкальном произведении точно, подбирая соответствующие термины, неуверенно сравнивают с другими произведениями. В следующем году планирую применять на занятиях более эффективные игровые приемы, использование большого количества наглядного материала (иллюстрации, игрушки), словесного (беседы, образные рассказы), подробный анализ музыкальных произведений после прослушивания. А также проводить дополнительные мероприятия по слушанию музыки вне занятий. Давать рекомендации родителям: «Какую музыку слушать с детьми дома», и др.

Диагностика к концу года:

Высокий уровень – 55%

Средний уровень – 38%

Низкий уровень – 4%

Подготовительная группа

Участие детей фольклорных праздниках, совместных музыкальных мероприятиях с родителями значительно улучшило их интерес в мире музыкально – театральной деятельности, дало опыт выступления перед публикой, умение овладевать своими эмоциями, а также дисциплинировало их поведение во время подготовки к ним. Вовлекая в образовательный процесс не только педагогов, но и родителей совместными усилиями достигли положительных.

Диагностика к концу года:

Высокий уровень – 80%

Средний уровень – 20%

Низкий уровень – 0 %

Результаты диагностики за 2016-2017 уч.г. Высокий уровень – 48% воспитанников, средний уровень – 41%, низкий уровень – 11 %. Анализируя результаты можно сказать, что 89% детей успешно освоили программу музыкального воспитания в этом учебном году. Совместные творческие мероприятия с родителями способствовали повышению интереса к музыкальным занятиям у детей. 100% детей подготовительной группы (высокий уровень 80%, средний уровень 20%) успешно обучались на музыкальных занятиях.

Диагностика музыкальной способности – музыкального восприятия

Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. А. Н. Леонтьев дает следующую общую характеристику дошкольного детства: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта – единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен» (Леонтьев А. Н. 1959). В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя регуляция поведения. И если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне – взрослым или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте сам ребенок начинает определять собственное поведение (Смирнова Е. О. 2003). Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. К началу каждого возрастного периода складывается своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение Л. С. Выготский назвал социальной ситуацией развития. Л. С. Выготский (2006) подчеркивает, что социальная ситуация «определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным». Согласно Д. Б. Эльконину (Эльконин Д. Б. 1998), дошкольный возраст вращается вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций и его задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый – папа, доктор, шофер и т.п.). Противоречие этой социальной ситуации развития автор видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность жить вместе с окружающими людьми. В процессе развития отношений между ребенком и взрослым и дифференциации всех видов его деятельности происходит: возникновение и развитие соподчинения мотивов, усвоение этических норм, развитие произвольного поведения и формирование личного сознания. Основными новообразованиями дошкольного возраста являются: 1. Возникновение первого схематического абриса цельного детского мировоззрения. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которых укладывается непостоянный окружающий мир. Ж. Пиаже показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы – результат деятельности людей (Цит. по Смирнова Е. О. 2003). Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию, строит мировоззренческие схемы. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек. Д. Б. Эльконин замечает парадокс между низким уровнем интеллектуальных возможностей и высоким уровнем познавательных потребностей (Эльконин Д. Б. 1998). 2. Возникновение первичных этических инстанций и на их основе – моральных оценок, которые начинают определять эмоциональное отношение ребенка к другим людям. 3. Возникают новые мотивы поступков и действий, общественные по своему содержанию, связанные с пониманием взаимоотношений между людьми (мотивы долга, сотрудничества, соревнования и т. п.). Все эти мотивы вступают в различные соотношения, образуют сложную структуру и подчиняют себе непосредственные желания ребенка. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип «данного слова»). Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям. 4. Отмечается произвольное поведение и новое отношение ребенка к себе и своим возможностям. Произвольное поведение – это поведение, опосредованное определенным представлением (Обухова Л. Ф. 1999). Д. Б. Эльконин отмечал (1998), что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка появляется стремление управлять собой и своими поступками. Овладение умением управлять собой, своим поведением и поступками выделяется как особая задача. 5. Возникновение личного сознания – возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. У дошкольника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки). Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознание своих личных качеств (хороший, добрый, злой и т.п.). «В данном случае, – подчеркивает Л. Ф. Обухова, – речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений. Три года – внешне «Я сам», шесть лет – личное самосознание. И здесь внешнее превращается во внутреннее» (Обухова Л. Ф. 1999). И с учетом того, что в дошкольном возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру, то не исключены и психологические проблемы, возникающие в этот период.

Читайте также  Гимнастика павлоград для детей

Б.М. Теплов

Диагностика творческих способностей: Способность эмоциональной отзывчивости,
творческого воображения при восприятии музыки

В соответствии со значениями основных цветов Люшера оценивается цвет или цветовая гамма, выбранная ребенком, их соответствие характеру музыки.

Программа по выявлению и развитию музыкальных способностей обучающихся

Успешное владение музыкальным инструментом (голос) на уровне школьного репертуара возможно при условии не только наличия у обучающихся соответствующих способностей, но и их систематического развития.

Под словом способности подразумевается — способности как свойства или качества, делающие человека пригодным к успешному выполнению какого-либо видов общественно полезной деятельности. Способности людей формируются не только в процессе усвоения продуктов, но также и в процессе их создания. Изучая возрастные особенности развития способностей все способности ребёнка развиваются во взаимодействии его со средой, в играх и занятиях, под влиянием обучения и воспитания, другими словами — способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Способность существует только в движении, только в развитии. Принято различать способности общие и специальные. В нашем случае музыкальная деятельность предполагает, в первую очередь, развитие специальных способностей. Комплекс способностей, требующихся для занятия именно музыкальной деятельностью, называют — музыкальностью и образуют основное ядро музыкальности, позволяющее человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: в слушании музыки, пении, движении и музыкальном творчестве.

Выделяют несколько критериев, по которым можно судить о выраженности способностей. Среди них – результативность деятельности, скорость и успешность овладения необходимыми знаниями и навыками, оригинальность и самобытность выполнения работы, а также степень преодоления неблагоприятных условий среды.

При всём разнообразии подходов к основным музыкальным способностям причисляются:

— ладовое чувство — способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения;

— музыкально-слуховые представления — способность звуковысотного отражения мелодии;

— чувство ритма — способность активного двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения.

Для изучения способностей исследователи применяют различные приёмы: наблюдение, естественный эксперимент, анализ продуктов деятельности, экспертные оценки специалистов.

Данная Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся содержит краткий теоретический материал, необходимый набор диагностических методик, описание методов работы, примеры фиксации результатов, план диагностических процедур и перечень литературы.

Программа представляет исследование и реализуется в форме естественного эксперимента, дополненного данными наблюдений, экспертных оценок и анализа результатов деятельности.

Программа разработана на основе программы авт.Е.Д.Критская,Г.П.Сергеева,Т.С.Шмагина ,в соответствии с ФГОС.

ЦЕЛЬ. ЗАДАЧИ.

— создание условий для выявления и развития музыкальных способностей обучающихся.

Задачи:

— создание системы целенаправленного выявления уровня музыкальных способностей у детей, не имеющих музыкальной подготовки;

— определение методов и приёмов обучения для развития специальных музыкальных способностей;

— формирование музыкальной памяти, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

— обеспечение возможности для обучающихся проявлять способности в творческой, концертной, конкурсной деятельности.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ

Для решения поставленных задач необходимо:

— выявить уровень базовых музыкальных способностей при помощи соответствующих методов диагностики;

— определить наиболее адекватные методы и приёмы работы, направленные на развитие музыкальных способностей обучающихся;

— использовать необходимый диагностический инструментарий для определения уровня развития способностей на разных этапах обучения.

МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трех основных музыкальных способностей — ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма.

Эмоциональная отзывчивость на музыку в наибольшей степени проявляется в первой и третьей способностях.

— Ладовое чувство — способность эмоционально различать или чувствовать выразительность звуковысотного движения. Это – эмоциональный компонент музыкального слуха, проявляется в восприятии мелодии, в узнавании её, в чувствительности к точности интонации. Оно наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте его характерное проявление – любовь и интерес к слушанию музыки.

— Способность к слуховому представлению — это слуховой или репродуктивный компонент музыкального слуха. Проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь в пении. Совместно с ладовым чувством она лежит в основе гармонического слуха. На более высоких ступенях развития она образует то, что обычно называют внутренним слухом. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.

— Музыкально-ритмическое чувство — способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, более или менее передающими ритм музыки. Наряду с ладовым чувством оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Первые «испытания» детей проводится в первом классе с определение уровня основных музыкальных способностей и традиционно содержат следующие задания:

— определить соотношение двух предлагаемых звуков по высоте,

— определить направление движения предложенной мелодии,

— исполнить знакомую песню, с сопровождением и без него,

— повторить(пропеть) сыгранную мелодию,

— допеть до конца предложенную мелодию,

— прохлопать ритмическую основу мелодии,

— согласовать движения с характером знакомого музыкального произведения, а также незнакомого музыкального произведения после предварительного прослушивания.

Для фиксации результатов используется трехуровневая система — высокий, средний, низкий, предварительно установив критерии оценки и соответствие количества полученных баллов определённому уровню.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: