Утренняя гимнастика детей первой младшей группы

Комплексы утренней гимнастики по месяцам для детей первой младшей группы

1.«Гуляем». Ходить парой. 2. Бег. Чередовать с ходьбой. 3. «Высокое дерево» И.п.: ноги слегка расставить, руки опустить. Показать какое высокое дерево – поднять руки через стороны вверх, вернуться в и.п. Повторить 4-6 раз. 4. «Кто за деревом?» И.п.: ноги слегка расставить, руки опустить. Руки поставить на пояс. Повернуться влево, затем вправо. Выпрямиться. Повторить 4-6 раз. 5. И.п.: ноги слегка расставить, руки опустить. Наклоняясь, присесть, сказать: «Сели». Вернуться в и.п. повторить 4-6 раз. 6. «Медведи»: ходить на четвереньках.

Вторая половина сентября

1. Ходить со взрослым друг за другом с остановкой по сигналу. 2. Бег врассыпную. 3. Ходьба и свободное построение. 4. И,п.: сесть на пол , скрестив ноги. Повернуться вправо, сказать: «Вот». Вернуться в и.п. То же самое влево. Повторить 3-4 раза. 5. И.п.: лежа на животе, ноги вытянуты, руки перед грудью. Вытянуть руки вперед, вернуться в и.п. Повторить 4-6 раз. 6. И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклон вперед вниз, постучать кулачками по коленям, вернуться в и.п. 7. И.п.- о.с. «Мячики прыгают, мячики покатились» — прыжки в чередовании с бегом.

8. Ходьба с выполнением дыхательных упражнений.

Первая половина октября

1. Ходьба друг за другом. По сигналу «тук-тук» остановиться, постучать пальчиком о пальчик. Повторить 3-4 раза. 2. Взять платочки или ленточки. И.п.-о.с. раскачивать руками вперед-назад. Повторить 4-6 раз. 3. И.п.-о.с. Повернуться вправо-влево, с одновременным взмахом рук вверх. Вернуться в и.п. Повторить 3-4 раза. 4. И.п.-о.с. Наклониться вперед, вниз, помахать ленточками (платочками) перед собой, вернуться в и.п. Повторить 3-4 раза. 5. И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Подтянуть ноги к груди, согнуть в коленях, постучать руками по коленям, сказать «тук-тук», вернуться в и.п. Повторить 3-4 раза.

6. И.п.: ноги вместе , руки в стороны. Легкий бег и подпрыгивание на месте. 7. Ходьба друг за другом.

Вторая половина октября

1.«Лошадки».Ходить высоко поднимая ноги, согнутые в коленях. 2. И.п.: ноги вместе, руки за спину. Показать ладони. Вытянуть прямые руки вперед, в стороны, вернуться в и.п. Повторить 3-4 раза. 3. И.п.: сесть на пол. Сказать «хлоп», повернуться вправо назад, то же влево назад. Повторить 2-3 раза. 4. «Маленькие и большие». И.п.-о.с.Присесть, охватить колени руками, вернуться в и.п. Повторить 3-4 раза. 5. И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Подтянуть ноги к груди, согнув в коленях, постучать руками по коленям, сказать «тук-тук», вернуться в и.п. Повторить 3-4 раза

6. И.п.-о.с. Подпрыгивание на месте, далее бег и ходьба друг за другом.

Первая половина ноября

1.И.п.-о.с. Поднять руки вперед, вверх, потянуться, посмотреть на них. «Какие мы большие».опустить руки. Повторить 3-4 раза. 2. И.п.-о.с. Сделать шаг вперед, приставить ногу. Сделать шаг назад, приставить ногу. Повторить 3-4 раза. 3. И.п.: сесть на коврик. Сказать «хлоп», повернуться вправо назад, то же влево. Повторить 2-3 раза. 4. «Лошадка». Встать поднять правую ногу, согнутую в колене, выпрямить вперед, согнуть, поставить. То же левой ногой. Повторить 3-4 раза. 5. Сесть на коврик по кругу. Взрослый передает мяч обеими руками сидящему рядом ребенку, а тот передает следующему и т.д. 6. И.п.: сесть на пол, ноги вытянуть, руками опереться сзади. Согнуть ноги, выпрямить. Повторить 3-4 раза. 7. Ходьба по кругу, бег, ходьба на носках.

Вторая половина ноября

1. Построение друг за другом, ходьба по кругу, бег по кругу, ходьба на носках.

2. «Паровоз». И.п.: ноги слегка расставить, руки согнуть в локтях. Выпрямлять руки вперед и снова сгибать их. Повторить 3-4 раза. 3. И.п.: сесть на коврик, руки опустить. Поднять руки над головой, посмотреть на них, похлопать в ладоши. Повторить 3-4 раза. 4. И.п.: встать на колени, сесть на пятки. Выпрямиться, поднять руки вверх, потрясти ими, опустить, снова сесть на пятки. Повторить 3-4 раза. 5. И.п.: встать на колени. Наклониться вперед, поставить руки на пол (на четвереньках), потопать руками, выпрямиться. Повторить 3-4 раза. 6. «Длинные и короткие». И.п.: сесть, опереться руками сзади, ноги вытянуть. Согнуть ноги, выпрямить. Повторить 3-4 раза. 7. Ходьба на носках по кругу.

Первая половина декабря

1. Ходьба (держать осанку), непродолжительный бег. 2. «Покажи руки». И.п.: сидя на стуле, ноги слегка расставлены, руки на коленях. На счет 1-2 вытянуть руки вперед, показать ладони, опустить голову, выпрямиться. На счет 3-4 вернуться в и.п. 3. «Спрячь голову». И.п.: сидя , руки на коленях. На счет 1-2 наклониться вперед, опустить голову. На счет 3-4 вернуться в и.п. 4. «Приседание-прятки».И.п.: стоя, руки на поясе. На счет 1-2 присесть, спрятаться за ладошками. На счет 3-4 встать в и.п. 5. Ходьба на носках.

Вторая половина декабря

1.«Потягушечки». 2. Ходьба, непродолжительный бег по кругу. 3. «Покажи ручки». И.п.: ноги на ширине плеч, руки за спиной. На счет 1-2 руки поднять вверх, на счет 3-4 руки перед собой ладонями вверх, опустить. Повторить 3-4 раза.

4.«Руки на коленях». И.п.-о.с. На счет 1-2 наклониться вперед, на счет 3-4 руки положить на колени, выпрямиться. Повторить 3-4 раза. 5. И.п.-о.с. Присесть, руки на колени, встать, опустить руки. Повторить 3-4 раза.

6. Ходьба на носках.

Первая половина января

1. Ходьба за взрослым зигзагами по кругу, непродолжительный бег. 2. «Гуси машут крыльями». И.п.-о.с. На счет 1-2 поднять руки в стороны, помахать ими. На счет 3-4 опустить. Повторить 3-4 раза. 3. «Гуси шипят». И.п.-о.с. Наклониться вперед, руки отведены назад, произнести звук (ш-ш-ш-ш). Выпрямиться. Повторить 3-4 раза. 4. «Гуси клюют зерно». И.п.-о.с. Присесть, руки на колени, голову опустить, встать. Повторить 3-4 раза. 5. «Гуси прилетели». И.п.-о.с. Поднять руки вверх, опустить. 6. Ходьба на носках.

Вторая половина января

1. Ходьба друг за другом, бег, построение в круг. 2. И.п.-о.с. Раскачивать руками вперед-назад. 3. «Постучали погремушкой». И.п.-о.с. Наклониться, постучать погремушкой по коленям, сказать «тук-тук», выпрямиться. Повторить 3-4 раза.

4. «Положи погремушку». И.п.-о.с. Присесть, положить погремушку на пол, выпрямиться. Присесть, взять погремушку, встать. Повторить 3-4 раза. 5. «Посмотри на погремушку». И.п.-о.с. На счет 1-2 поднять руки вверх, посмотреть на погремушку, опустить руки. Повторить 3-4 раза. 6. Ходьба на носках, бег, снова ходьба.

Первая половина февраля

1. Ходьба за взрослым, чередуемая с бегом (20-30 с). В руках у малыша мяч или обруч диаметром 25 см. 2. И.п.: сидя, ноги врозь, мяч или обруч в обеих руках, руки вытянуты вперед. Поднять руки, посмотреть вверх, опустить. Повторить 3-4 раза. 3. И.п.-о.с. Обруч на полу. Зайти в обруч, присесть – «Птички сидят в гнездышках». Выпрямиться, выйти из обруча, поднять руки в стороны и опустить – «Птички машут крылышками». Повторить 3-4 раза. 4. И.п.: упор сидя сзади, ноги врозь, обруч (мяч) между ногами на полу. Приподнять ноги, соединить их, опустить на пол: спрятать обруч (мяч). Приподнять ноги, развести врозь, опустить на пол: показать обруч (мяч). Повторить 3-4 раза.

5. Бег по комнате с обручем (или мячом) в руках. «Едут автомобили». 6. Спокойная ходьба друг за другом в замедленном темпе под спокойную музыку 1-2 мин.

Вторая половина февраля

1. «Петушок и курочки». «КУ-ка-ре-ку,- кричит по утрам петушок и будит курочек, зовет их погулять». Ребенок идет по кругу за взрослым. 2. «А теперь остановимся, поднимем крылышками и помашем ими вверх-вниз». Повторить 3-4 раза. 3. «Муха спинку курочке кусает, прогоним ее крылышками». Махом рук назад, хлопнуть в ладоши за спиной, опустить руки вниз. Повторить 4-5 раз. 4. «Собираем зернышки». «Приседаем низко-низко и клюем зернышки, стучим пальцами об пол». Повторить 4-6 раз. 5. «Поймай муху». Подпрыгнуть, взмахивая руками вперед, вверх, как будто ловя муху.

6. «Погуляли курочки и идут домой, ку-ка-ре-ку». Ходьба под музыку.

Первая половина марта

1. «Гуси машут крыльями». И.п.-о.с. На счет 1-2 поднять руки в стороны, помахать ими. На счет 3-4 опустить. Повторить 3-4 раза. 2. «Гуси шипят». И.п.-о.с. Наклониться вперед, руки отвести назад, произнести звук (ш-ш-ш-). Выпрямиться. Повторить 3-4 раза. 3.«Гуси клюют зерно». И.п.-о.с. Присесть, руки на колени, голову опустить, встать. Повторить 3-4 раза. 4.«Гуси прилетели». И.п.-о.с. Поднять руки вверх, опустить. 5. Ходьба по кругу на носках, пятках, руки в стороны.

Вторая половина марта

1. «Постучали погремушкой». И.п.-о.с. Наклониться, постучать погремушкой по коленям, сказать «тук-тук», выпрямиться. Повторить 3-4 раза. 2. «Положи погремушку». И.п.-о.с. Присесть, положить погремушку на пол, выпрямиться. Присесть, взять погремушку, встать. Повторить 3-4 раза. 3. «Посмотри на погремушку». И.п.-о.с. На счет 1-2 поднять руки вверх, посмотреть на погремушку, опустить руки. Повторить 3-4 раза. 4. Бег, ходьба на внешней стороне стопы, на носках, пятках, на полной ступне.

Первая половина апреля

1. «Деревья качаются». И.п.-о.с. Руки поднять вверх, немного наклониться вправо-влево, произнести долгий звук (ш-ш-ш) – деревья от ветра качаются. Повторить 4-6 раз.

2.«Цветочки качаются». И.п.: ноги вместе, руки на поясе. Наклоняться вправо-влево, и.п. Повторить 4-6 раз. 3. «Ветер». И.п.-о.с. Поднять руки ко рту, подуть (долгая направленная струя воздуха). Опустить руки. Вернуться в и.п. Повторить 4-6 раз. 4. «Воробушек прыгает», и.п.: ноги вместе, руки на поясе. Прыгать на обеих ногах на месте на счет 1-2-3-4-5; после пятого прыжка — ходьба на месте и еще 5 прыжков.

5. Ходьба по кругу, бег, ходьба на носках, пятках, на полной ступне.

Вторая половина апреля

1. «Подними мяч». И.п.: ноги вместе, мяч держать обеими руками внизу. Поднять мяч вверх, затем опустить. Повторить 5-7 раз. 2. «Положи мяч». И.п.: ноги врозь, руки смячом внизу. Наклониться, положить мяч подальше, выпрямиться, опустить руки, наклониться, взять мяч. Повторить 4-6 раз. 3. «Приседание». И.п.: ноги вместе, руки с мячом внизу. Присесть, положить мяч, встать. Повторить 4-6 раз. 4. «Мяч вперед». И.п.: ноги вместе, мяч в обеих руках внизу. Поднять мяч, руки вперед, опустить. Снова поднять руки с мячом вперед и опустить. Повторить 4-6 раз.

Читайте также  Признаки аллергии у ребенка 3 лет

5. Ходьба, бег зигзагами(между предметами), переходящий в ходьбу.

Первая половина мая

1. Ходьба и непродолжительный бег друг за другом. Ходьба на носках, построение в круг. 2. «Поезд». И.п.: ноги вместе, руки согнуть в локтях у пояса, пальцы сжать в кулаки. Выпрямить руки вперед, чуть согнуть в локтях, произнести «чу-чу». 3. «Проверим колеса». И.п.-о.с. Присесть, положить руки на колени, встать. Повторить 4-6 раз. 4. «Починим колеса». И.п.-о.с. На счет 1-2-3-4 наклониться вперед, постучать по коленям, выпрямиться. Повторить 4-6 раз. 5. Ходьба, бег на носках, друг за другом («поезд быстро едет»). Ходьба на пятках, темп замедляется («поезд останавливается»).

Вторая половина мая

1.«Постучали погремушкой». И.п.-о.с. Наклониться, постучать погремушкой по коленям, сказать «тук-тук», выпрямиться. Повторить 3-4 раза. 2. «Положи погремушку». И.п.-о.с. Присесть, положить погремушку на пол, выпрямиться. Присесть, взять погремушку, выпрямиться. Повторить 3-4 раза. 3. «Посмотри на погремушку». И.п.-о.с. На счет 1-2 поднять руки вверх, посмотреть на погремушку, опустить руки. Повторить 3-4 раза. 4. Бег с погремушкой, ходьба на носках, пятках, на внешней стороне ступни.

Как провести утреннюю гимнастику в первой младшей группе детского сада

Наталья ВасилишинНаталья Василишин 12.04.2018 7 27.2k

Дети-анимационные персонажи делают зарядку

Детский сад для воспитанников первой младшей группы (1,5–3 лет) — это начало нового жизненного этапа развития, который ознаменован установлением правил, связанных с соблюдением распорядка дня. Одним из таких режимных моментов является утренняя гимнастика, имеющая ко всему прочему ещё и важное психологическое значение: увлекая ребят физическими упражнениями, педагогу удаётся отвлечь малышей от огорчений, связанных с утренним расставанием с мамами. Учитывая важность зарядки, нельзя не остановиться на психолого-педагогических и методических тонкостях её составления.

Значение утренней гимнастики в первой младшей группе ДОУ

Утренняя гимнастика — это элемент режима дня, призванный укреплять и сохранять здоровье малышей, поднимать их эмоциональный тонус и настраивать на дальнейшую деятельность.

Цели и задачи утренней гимнастики для детей 1,5–3 лет

Образовательные цели утренних упражнений являются универсальными для дошкольников любого возраста и сводятся к:

  • формированию, отработке и совершенствованию двигательных навыков (для детей 1,5–3 лет эта цель является главенствующей, так как младшие дошкольники только учатся координировать свои движения, определять направление движений рук, ног, туловища);
  • укреплению здоровья (формировать правильную осанку, предотвращать плоскостопие, вырабатывать красивую походку);
  • воспитанию культуры здоровья (дети учатся заботиться о своём здоровье, постигают основы физической культуры);
  • стимулированию интереса к спорту;
  • развитию умения согласовывать свои действия с действиями других людей;
  • воспитанию личностных качеств (целеустремлённости, самостоятельности, трудолюбия).

Дети стоят, подняв ручки вверх

Утренняя гимнастика создаёт у детей положительный эмоциональный настрой

На реализацию поставленных целей в первой младшей группе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) направлено решение таких задач, как:

  • «пробуждение» организма малыша ото сна (даже с учётом того, что до детского сада дошкольники проходят или проезжают какое-то расстояние, многие из них находятся в сонном состоянии, обусловленном ранним подъёмом);
  • активизация сердечно-сосудистой, дыхательной систем организма, органов и каналов восприятия окружающего мира (в основном с помощью бега, прыжков);
  • укрепление опорно-двигательного аппарата малышей (за счёт повторений упражнений на тренировку мышц плечевого пояса, туловища, ручек и ножек);
  • повышение работоспособности ребят (гимнастика способствует насыщению тканей и органов кислородом, а значит, дети становятся более энергичными);
  • обеспечение организованного начала дня (дети выполняют движения вместе, и все последующие режимные моменты в детском саду также «по инерции» происходят слаженно);
  • переключение малышей на совместные виды деятельности (даже если во время сбора детей в группе ребята играли в разные игры и отвлечь их было почти невозможно, гимнастика позволит перейти к общему занятию);
  • знакомство с разными видами спорта (дети не только узнают название, но и соотносят вербальное описание с изображением, примеряют на себя некоторые спортивные занятия, например, коньки).

Требования к организации гимнастики

Как и все физкультурные мероприятия, утренняя гимнастика в первой младшей группе ДОУ имеет свои организационные особенности, обозначенные в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта:

  • Гимнастика проводится перед первым приёмом пищи.
  • Занятие включает разминку и восстановительные упражнения.
  • Длительность утренней физической нагрузки в первой младшей группе составляет до 5 минут.
  • Начиная с весны и вплоть до поздней осени упражнения можно выполнять на свежем воздухе (в группах закаливания это обязательное требование). Зимой — в группе или музыкальном, спортивном зале. В плохую погоду — на веранде.
  • Температура в помещении не должна превышать 17 градусов.
  • Перед началом работы в помещении, его нужно хорошо проветрить.
  • В младших группах дети одеты в обычную удобную одежду, обуты в комфортную обувь. Воспитатель одет в спортивный костюм с кедами/кроссовками, волосы собраны.
  • Принуждать малышей выполнять упражнения не нужно. Лучше потом выяснить, что вызвало такое поведение ребёнка (например, утром не хотел собираться — поссорился с мамой, настроение испортилось).
  • Для стимуляции интереса к гимнастике необходимо позаботиться о её музыкальном сопровождении (весёлые песенки, ритмичные мелодии).
  • Следует варьировать виды гимнастики.
  • Не стоит требовать от малышей излишней дисциплины, чтобы избежать чрезмерной организованности. Наоборот, гимнастика должна создавать приподнятое настроение.
  • Бо́льшая часть упражнений имеет имитационный характер, проводится в игровой форме.

Воспитательницы держат детей за ручки в хороводе

Зарядка должна носить игровой характер

Это интересно. Утреннюю гимнастику в некоторых ДОУ проводит инструктор по физкультуре. Но, учитывая задачи её проведения с детьми 1,5–4 лет, как правило, в работе с младшим дошкольным возрастом организация этого режимного момента остаётся за воспитателем.

Виды утренних упражнений

Основное правило в работе с детьми — избегать обыденности. А любой вид работы, который, как утренняя разминка, повторяется изо дня в день, рано или поздно малышам надоедает. Поэтому задача педагога — находить разные формы проведения утренних упражнений. Для этого можно чередовать виды гимнастики:

  • традиционный комплекс общеразвивающих заданий (дети бегают, прыгают, ходят, задания не объединяются общим сюжетом);
  • сюжетная гимнастика (те же традиционные задания, но объединённые общим сюжетом, например, «Бабочка», «На прогулке» и др., а также героем-куклой, описывающим и показывающим все движения, такие упражнения обычно иллюстрируются стихотворениями);
  • в виде набора из 3–4 подвижных игр (например, «Дождик», «Лохматый пёс», «Катится колобок»);
  • с элементами аэробики (обычно такие комплексы предлагаются хореографами ДОУ);
  • в форме забегов (обычно этот вид практикуется в тёплое время года и предполагает постепенное наращивание темпа, увеличение времени и расстояния);
  • в виде преодоления полосы препятствий (такие преграды можно создавать с помощью мягких модулей);
  • с применением тренажёров (простых — гимнастического ролика, детского эспандера, или сложных — батута, беговых дорожек и пр.).

Это интересно. Производители игрушек предлагают широкий выбор детских эспандеров, например, в виде зверушек. Нажимая одновременно на спинку и животик таких персонажей, из головы вылетают мягкие мячики. Дети с удовольствием включаются в соревнование, кто дальше выстрелит.

Дети идут по массажным коврикам

Для зарядки хорошо подойдут массажные коврики

Видео: сюжетная гимнастика «Бабочка»

Содержание гимнастики для детей 1,5–3 лет

Учитывая специфику младшего дошкольного возраста, методисты рекомендуют соединять элементы разных видов упражнений, обязательно объединяя их общей темой, сюжетом. Таким образом, комплекс будет состоять из 3–4 упражнений разного характера:

  • построения перед выполнением движений на укрепление ног, рук, спины, живота, туловища (в начале года это может быть строй врассыпную, так как ребята ещё совсем плохо координируют свои движения, а затем, через пару месяцев, когда станут лучше чувствовать друг друга, — построение в круг);
  • бега в медленном темпе около 20–30 секунд;
  • подвижной игры и/или кратковременной ходьбы.

Приёмы проведения утренней гимнастики в первой младшей группе

Как и любой другой вид деятельности, выполнение утренних физических упражнений требует тщательного выбора способов взаимодействия в работе. Традиционно используется 4 вида приёмов.

Словесные приёмы

Речь взрослого имеет колоссальное значение для развития ребёнка. Тем более если это касается малышей 1,5–3 лет, которые только-только начинают говорить. Для того чтобы освоение речи происходило гармонично, с дошкольниками нужно разговаривать, иллюстрируя словом любое действие.

Объяснение

Упражнения утренней гимнастики должны быть обязательно разъяснены. При этом педагог старается подбирать короткие предложения с понятными словами, говорить не торопясь, чётко проговаривая все слова.

Дети стоят в колоннах перед лежащими на полу обручами, педагог объясняет задание

Педагог не только объясняет, но и показывает все действия

Загадки

Этот словесный приём, мотивирующий ребят на работу, требует от них не только определённого багажа знаний, но и словарного запаса. Поэтому загадки начинают обыгрываться со второго полугодия.

В своей практике я отбираю загадки с договорками по рифме, чтобы детям было легче угадать, о чём идёт речь. К примеру, перед выполнением комплекса в виде подвижных игр мы с детьми разгадываем загадки, в которых зашифрованы названия упражнений:

  • Мы вернулись в поздний час.
    Кто в дверях встречает нас?
    Кто хвостом от счастья машет
    И на задних лапах пляшет,
    Лижет руки, лижет нос?
    Это — наш любимый … (Пёс) — игра «Лохматый пёс».
  • Может он идти и литься,
    В лужах из него водица.
    И не заяц, но косой,
    Иногда он проливной,
    Осенью нередкий гость.
    Догадались? Это … (Дождь) — игра «Дождик».
  • По сусекам поскребли,
    По амбарам помели.
    И по лесу, без дорог,
    Покатился … (Колобок) — игра «Катится колобок».

Стихотворения

В своей работе этот словесный приём я также использую для мотивации воспитанников. Во-первых, дети с удовольствием включаются в прослушивание рифмованных строк, а во-вторых, быстрее вникают в суть темы. Таким образом, стихотворения не только привлекают внимание малышей, но и дают им представление о тех заданиях, которые будут в утренней гимнастике. Например, если мы с малышами собираемся выполнять сюжетную гимнастику «Бабочка», то начинаем с прослушивания одноимённого стихотворения:

  • Удивительный цветок:
    Жёлтый, красный лоскуток!
    А по краю — кружева.
    Ой! С усами голова!
    Вот так чудо-чудеса:
    Это бабочка-краса!
    Летняя красавица
    Очень всем нам нравится!

Методисты также выделяют комплексы упражнений, которые выполняются под иллюстрирующие их стихотворения (песенки), — «гимнастика в стихах».

Комплекс утренней зарядки для первой младшей группы

Комплекс утренней зарядки для первой младшей группы

Детский возраст подразумевает активное развитие. Улучшение состояния организма, начиная с умственного и заканчивая физического, является задачей физкультуры. Поставленные задачи должны достигаться путем совмещения работы с малышом в семье и в дошкольном учреждении, которое посещает ребенок.

Среди развивающих комплексов отдельно выделяется проведение ежедневной зарядки с дошкольниками. Упражнения подбираются относительно возраста детей в группе, физических показаний и целей, которые необходимо достичь.

Зарядка для детей 2-3 лет в первой младшей группе детского сада

Отдавая ребенка в ясельную группу сада на третий год жизни, родители уверены в том, что там предоставят все требуемое для активного и органичного развития их маленького чада. Часто возникает вопрос о том, насколько оправдана необходимость проведения ежедневных физминуток.

Занятия могут проводиться:

  • В группе. Небольшой комплекс упражнений, который не требует большого количества пространства.
  • На улице. Осуществляется летом. Совмещение прогулки и физических нагрузок положительно влияет на результат.
  • В зале. В данном случае возможно сочетание с музыкальным сопровождением. Использование музыкальных композиций помогает дошкольникам развивать слух и умение соблюдать ритм. Понимание ритмичности положительно влияет на становление речи ребенка.

Для проведения гимнастики рекомендовано выбирать утренние часы.

К сведению. Утренняя зарядка для малышей 2 лет дает заряд энергии и бодрости. Это повышает эффективность восприятия информации ребенком во время развивающих занятий.

Как показывает практика, в домашних условиях дошкольники редко соблюдают необходимость правила выполнения ряда физических упражнений. По этой причине важно сохранение утренних физкультминуток в детских садах.

Важно! Развитие ребенка должно быть органичным на каждом этапе взросления. Превышение умственного или физического допустимого уровня нагрузки недопустимо.

Зарядка на улице

Зачем детям утренняя гимнастика

Гимнастика для детей 2-3 лет необходима как профилактика большинства проблем физического характера, а также в качестве предотвращения заболеваний (при выполнении упражнений на свежем воздухе).

К сведению. Более детально задача, поставленная перед физкультминуткой, отображается в планах для дошкольных групп, в зависимости от возраста.

Цель утренней гимнастики в младшей группе включает 3 составляющие:

  • Физический компонент.
  • Психологический элемент. Включает в себя комплекс, развивающий зрительное восприятие. Обучает работе в команде, а также выполнению указаний воспитателя/учителя. Это улучшает поведенческий уровень дошкольника.
  • Нравственная составляющая развития малыша. Объяснение необходимости соблюдения культуры здоровья, выработка привычки соблюдения ежедневной гимнастики. Упражнения воспитывают в ребенке целеустремленность и организованность, необходимые для будущего развития на базе старших групп и школы.

Основная часть задач, поставленных перед проведением гимнастики, направлена на физическое развитие детей раннего возраста.

  • Двигательные навыки. Упражнения, выполняемые детьми, направлены на решение задачи по формированию и закреплению координации, реакции, движению глаз за предметами и т.д.
  • Отдельные задания даются для улучшения мелкой моторики. Позволяют освоить необходимые для письма движения руками. В данном случае на помощь приходит пальчиковый и артикуляционный тип упражнений.
  • Правильная физическая нагрузка направлена на достижение цели по обучению дошкольников правильно дышать.
  • Формируется осанка, вырабатывается правильная походка. Данная цель выступает как профилактика косолапости и т.д.
  • Формирование навыков правильного, постепенного пробуждения организма. Является необходимым навыком как для детей, так и для взрослых.

Важно! Зарядка для детей 2-3 лет должна быть соблюдена в соответствии с ФГОС. Выполнение этого условия позволяет максимально органично соблюдать необходимые по возрасту нагрузки физического и умственного характера.

Игровая гимнастика для детей 2-3 лет

В результате экспериментов и научных работ, было выведено правило: любую работу или информацию дошкольники лучше воспринимают во время игры. В связи с этим, детская утренняя гимнастика адаптирована под каждый возраст путем имитации игрового процесса.

Воспитатель выступает в роли ведущего. При этом соблюдается еще одно предписание: лучше воспринимается информация на личном примере взрослого.

Для соблюдения аутентичности, в игровой процесс гимнастики малышей в два-три года могут быть включены:

  • Игрушки. В качестве спортивного инвентаря при отработке упражнений на развитие спинных мышц.
  • Мячи.
  • Гимнастические палки разной длины.
  • Обручи. Большинство детей воспринимает работу с обручем, как развлечение.
  • Ленты или канат, как имитация тропинки, по которой ребята должны пройти. Пример: упражнение «змейка». Направлено на развитие координации.
  • Скамейки в спортивном зале.
  • В некоторых случаях допускается внедрение в гимнастику работу с элементами детской площадки на территории садика. Осуществляется в летний месяц.

К сведению. Для игровой гимнастики подходит использование музыки. Она вносит в некоторую хаотичность игровой деятельности элемент ритмики.

Комплекс гимнастических упражнений для малышей

Комплексный подход к выполнению поставленных целей подразумевает сочетание заданий, направленных на развитие каждого отдела мышечной и костной систем.

  • Общеразвивающие упражнения для туловища. Утренняя гимнастика в первой младшей группе начинается с заданий на общее укрепление организма. Сюда можно отнести потягивания. В качестве игрового элемента, дошкольников просят представить пробуждение. Далее идут наклоны (перед дошкольниками может быть поставлена задача что-то собрать с пола во время наклонов). Одним из любимых игровых занятий считается «птица», когда перед ребенком поставлена задача изобразить полет птицы. Задание направлено на совершение махов.
  • Упражнения для разминки плечевого пояса. Во время игр, рисования и лепки, плечевой пояс детей напряжен. В качестве профилактики травм и перенапряжения, показана разминка мышц. С этой целью предписано выполнение упражнений: вращение руками, махи по типу мельницы. Упражнение «ножницы» позволяет совершать перекрестные маховые движения руками.
  • Упражнения для разминки ног и стоп. Осуществляются как профилактика развития плоскостопия, косолапости и т.п. Задания направлены на постепенное увеличение нагрузки на мышцы нижних конечностей. Позволяют предотвратить развитие судорожных явлений при перенапряжениях. Здесь можно встретить упражнения по типу паровозик/змейка, строевой шаг, адаптированный под детей, беговые упражнения, имитация езды на велосипеде, приставной шаг и т.д.

К сведению. Зарядка для детей 2-3-летнего возраста сочетает все три компонента в равных условиях. К ним может быть добавлен комплекс мероприятий для разминки мышц шеи. Равномерное распределение нагрузок дает возможность избежать переутомления.

Картотека утренней гимнастики в первой младшей группе

В качестве вспомогательного элемента для составления утреней гимнастики в младших группах воспитателями разрабатывается специализированная картотека упражнений. В ней находится перечень всех упражнений, используемых для детей в 2 и 3 года.

Подобный конспект может дополнить системную картотеку. Он представляет собой документ, где прописывается задача гимнастики, количество выделенного на нее времени (5-7 минут), в течение какого периода делается (5-9 дней или более). Каждое упражнение в конспекте прописывается по пунктам:

  1. Название.
  2. Процесс выполнения.
  3. Слова воспитателя перед упражнением, во время и после. Они могут быть обыграны в стихотворной форме или в качестве просьб/вопросов.
  4. Используемый гимнастический инвентарь. В некоторых случаях могут быть заменены на подручные материалы.
  5. Указывается время, выделенное на конкретное упражнение. К примеру: бег — 10 секунд, ходьба в спокойном ритме — 15 секунд, приставной шаг — 7 секунд и пр.

К сведению. Картотека, состоящая из готовых конспектов, удобнее для исполнения по сравнению с картотекой, которую составляют отдельные упражнения.

Анализ утренней гимнастики в младшей группе

Прежде чем новый комплекс гимнастических мероприятий будет введен в работу дошкольного учреждения, должен быть проведен анализ на актуальность его проведения и соответствие нагрузок возрасту детей в группе.

Анализ происходит в несколько этапов, один из которых направлен на проверку упражнений соответствию ФГОС.

Цель утренней гимнастики в младшей группе — организация укрепления здоровья детей и обеспечение их всестороннего развития. В случае несоответствия разработанной зарядки соответствующим требованиям, ставится под сомнение польза от ее проведения.

Важно! Если конспект не проходит одну из проверок, он направляется на доработку, пока не будут исправлены указанные ошибки или недочеты (погодные условия, температурный режим, выбранная музыкальная композиция и т.д.).

Важно помнить, что от качества развивающих мероприятий зависит дальнейшая жизнь дошкольника. Только правильное выполнение зарядки сделает детей здоровыми и крепкими.

План-конспект утренней гимнастики в младшей группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование утренней гимнастики для детей первой младшей группы. В конспекте представлены упражнения для детей 2-3 лет, которые помогут педагогу организовать свою деятельность по ежедневной оздоровительной работы для детей первой младшей группы.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект утренней гимнастики в младшей группе»

Ахмедова А. А.

План-конспект утренней гимнастики для детей младшей группы

Место проведения: в группе

Физкультурный инвентарь: мячи по количеству детей.

Программные задачи: Образовательные. Формировать двигательные умения (ходьба, бег, прыжки), развивать физические качества (быстроту, ловкость). Оздоровительные. Укреплять здоровье детей, развивать все системы организма. Воспитательные. Воспитывать у детей потребность в каждодневных занятиях физическими упражнениями.

Построение, приветствие, повороты.

Ходьба в колонне друг за другом.

Ходьба на носках.

Ходьба с высоким подниманием колена.

Бег в колоне по одному за воспитателем.

Бег с захлестом голени назад.

Ходьба с восстановлением дыхания.

Взять из корзины мячи.

Комплекс ОРУ с мячами:

Упражнение для мышц

И.п.: Мяч в двух руках, руки прямые внизу.

1 – поднять мяч перед собой, 2 – мяч вверх, руки прямые, 3 – мяч перед собой, 4 – И.п.

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки прямые с мячом перед собой.

1 – Поворот вправо, 2 – И.п.,

3 – Поворот влево, 4 – И.п.

Упражнение на пресс.

И.п.: Лежа на спине, руки с мячом вверх, ноги вместе прямые.

1 – поднять прямые руки, поднять прямые ноги, достать мячом носочки. 2 – И.п.

1 – присели, мяч перед собой, руки прямые. 2 – И.п.

И.п.: Стоя, ноги на ширине плеч, руки с мячом у груди.

Прыжки на месте.

Бег за воспитателем в колоне по одному.

Мячи сложить в корзину.

Ходьба по кругу за воспитателем. Упражнения на восстановление дыхания.

Дети, встаем в круг, сделаем его большим-большим. Молодцы! Мы с вами будем делать утреннею гимнастику. Поставили руки на пояс. Повернулись друг за другом, шагом идем за мной по кругу.

Чтобы нам не потеряться

Нужно вместе нам держаться.

Отравляемся мы в лес.

Ждет нас много в нем чудес.

(ходьба в колонне друг за другом)

Как на тоненький ледок, выпал беленький снежок.

Чтоб его не затоптать, надо на носочки встать. (ходьба на носках).

По сугробам мы шагаем, выше ножки поднимаем!

По сугробам мы идем и не чуть не устаем (ходьба с высоким подниманием колена).

Начался снегопад. Снегу каждый очень рад. Побежим ловить снежинки, побежим ловить пушинки (бег в колонне за воспитателем). А теперь побежали, чтобы сверкали пятки (бег с захлестом голени назад).

Идем… Птицы улетали, крыльями махали. Вот так, вот так, крыльями махали. (ходьба, руки вверх — вдох, вниз – выдох). Молодцы! Идем за мной. Вот корзинка, возьмите себе мячик. Встали за полоску, разомкнулись, спинки ровные, носочки подравняли

А теперь смотрите на меня (воспитатель берет мяч двумя руками и показывает первое упражнение). Поставьте ножки узенькой дорожкой, мячик внизу, ручки прямые, Раз — поднять мячик перед собой. Вот так!, а теперь два — наверх, ручки не сгибаем. И обратно, три — перед собой, и четыре – опустили вниз. И еще раз…

Следующее упражнение. Встали ровненько, ножки узенькой дорожкой, прямые ручки перед собой. Будем выполнять повороты. Посмотрите на меня, вот так! Раз – поворот вправо (воспитатель показывает в зеркальном отражении), два – мячик перед собой, три – в другую сторону, четыре встать ровно. Молодцы! Еще раз…

А теперь легли на спинку, ручки подняли вверх ,ручки прямые, ножки лежать ровненько. А теперь мячиком дотронулись до ножек. Ручки не сгибаем, ножки тоже. И опустили. Снова подняли , мячиком достали до носочков. Молодцы! И еще раз…

Встали на ножки, пяточки вместе, носочки в разные стороны смотрят. Вот так! Раз – присели, ручки вперед, два – встали. Спинки ровные. Раз, два, раз, два. Молодцы!

А теперь превратимся в зайчиков и попрыгаем. Мячик вверх подбросим. И снова попрыгаем. Молодцы! А теперь побежали за мной. Мы бежали, мы бежали наши ноженьки устали… Прибежали мячики в корзинку положили….

Шагом за мной мы все пойдем, руки вверх – вдох, руки вниз – выдох. И еще раз… А теперь все дружно идем ручки мыть и на завтрак!

Картотека утренней гимнастики в первой младшей группе "Ягодка"

Воспитатель рассказывает о рыбках, которые живут в рeке — их много, они разные. «Вот вы все рыбки и живете в реке». Педагог показывает, как плавают рыбки: движения плавные, руки — это плавники, и тело гибкое, как у рыбок

Жили в нашей речке Окуньки, плотвички, Карасики-пескарики,

Под корягой сом сидит.

Он усами шевелит.

Рыбки, рыбки, не зевайте,

Воспитатель и дети изображают плавающих рыбок. Следует использовать большое пространство, участок, спортивную площадку. На слова «поскорее убегайте» малыши быстро «уплывают» — бегут за воспитателем.

Бег продолжается 30 секунд. Темп медленный, с переходом на ходьбу.Игровые упражнения с мячом «Догони мяч»Дыхательная гимнастика Пузырики

Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.

В кухне нашей под столомСтоит крынка с молоком.

(складываем из большого и всех остальных пальцев левой руки кружок)К крынке кошка подошла

(“идем” указательным и средним пальцами правой руки)Сверху сливки попила

(указательным пальцем делаем “лакающие” движения в кружке, изображающем горшок)Глубже сунулась в горшок:- Молочка напьюсь я впрок!

(засовываем палец глубже в кружок-горшок)Что случилось? Ой-ой-ой!Кошка крутит головой

(крутим головой)Налакалась молочка –Не уйти ей из горшка!

(пытаемся вытянуть палец из кружка)С головы горшок не слез.С ним и убежала в лес!

(топоча пальцами обеих рук по столу, показываем как кошка убежала

Дети вместе с воспитателем ходят по площадке. Воспитатель поет песенку:Петушок, петушок,

Золотой гребешок По двору идет, курочек зовет.

Курочек зовет: «Ко-ко-ко,

Бегите без оглядки.

Петушок вам зернышко нашел».

На слова «бегите без оглядки» дети бегут за воспитателем.

Бег в среднем темпе — 30 секунд. Переход на ходьбу.Подвижная игра в кругу «Надувайся, пузырь…»Надувайся, пузырь, надувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся.

Дыхательная гимнастика Насосик.

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

Раз, два, три, четыре, пять!Вышли пальчики гулять!Раз, два, три, четыре, пять!В домик спрятались опять.

Этот пальчик хочет спать,Этот пальчик — прыг в кровать,Этот пальчик прикорнул,Этот пальчик уж заснул.Встали пальчики — «Ура!»В детский сад идти пора!

1. Педагог говорит: «Теплое утро, нам улыбается солнце. И все улыбаются солнышку. Мы радуемся новому дню. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь».

Дети ходят по площадке. Воспитатель продолжает: «Только сова не рада, она днем ничего не видит».

На пеньке сидит, Дети вращают головой вправо и

Головой вертит, влево, подражая воспитателю.

Глазками хлоп-хлоп, Топают ногами, закрывают и

Ножками топ-топ. открывают глаза.

А шустрая синица солнышку рада

Скачет шустрая синица,

В на месте не сидится.

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку.

Заглянула под крыло,

На веточку вспорхнула.

Посидела-посидела и. полетела.

Игра «Брось мяч далеко, далеко»Дыхательная гимнастикаГоворилка

Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.

Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту — ту.

Как машинка гудит? Би – би. Би – би.

Как «дышит» тесто? Пых – пых – пых.

Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

Пальчиковая гимнастикаНародная потешка

Ивану-большаку — дрова рубить,Ваське-указке — воду носить,Мишке-среднему — печку топить,Гришке-сиротке — кашу варить,А крошке-Тимошке — песенки петь.Песни петь и плясать,Родных братьев потешать!

Педагог: «Сегодня вы не просто ребятки, вы — быстрые лошадки».Дети ходят по площадке, изображая лошадок. Движения сопровождаются текстом:

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Ты копытами стучишь,

Звонко «иго-го» кричишь,

Сильно об пол бьешь ногой

И качаешь головой!

Оседлать тебя хочу

И скачу, скачу, скачу!

Переходят на ходьбу.

Мы устали. Отдохнем.

И водицы мы попьем.

Заедим душистым сеном.

Встанем тихо и заснем.

Заключительная ходьба.Дыхательная гимнастика

Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:

Самолётик — самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)

Отправляется в полёт (задерживает дыхание)

Жужу -жу (делает поворот вправо)

Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)

Я налево полечу (поднимает голову, вдох)

Жу – жу – жу (делает поворот влево)

Жужу –жу (выдох, ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).

Повторить 2-3 раза

Этот пальчик хочет спать,Этот пальчик — прыг в кровать,Этот пальчик прикорнул,Этот пальчик уж заснул.Встали пальчики — «Ура!»В детский сад идти пора!

«Воробушки» И на улицу глядят.

Погулять они хотят

И тихонечко летят.

И на веточки уселись.

На дорожку сели,

Ходьба (30 секунд).Подвижная игра «Медведь и дети».Один из взрослых назначается «медведем». Другой взрослый и дети сидят на корточках в одном конце комнаты. «Медведь» ходит по комнате, делает вид, будто ищет детей и приговаривает:

Мишка по лесу гулял,

Долго, долго он искал,

Мишка деточек искал,

Сел на травку, задремал.

Затем «медведь» садится в противоположном конце комнаты на стул и дремлет.

Взрослый и дети говорят:

Стали деточки плясать,

Мишка, Мишка, вставай,

Стали ножками стучать.

Наших деток догоняй.

На последнем слове дети бегут в другой конец комнаты и присаживаются там на корточки.

Дыхательные упражнения . МЫШКА И МИШКА.

Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.

У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох)

У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)

Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)

Он же к ней не попадёт.

Повторить 3 – 4 раза.

«Зайка»Серый зайка умывается,

Видно, в гости собирается.

На лесной лужайке

В сереньких сапожках,

Ходьба в течение 30 секунд.Подвижная игра в кругу «Раздувайся пузырь»Можно играть вдвоем, втроем или с большим количеством людей. Беремся за руки, образуя круг. Сначала, стоим как можно ближе друг к другу, а затем расходимся, расширяя круг, и говорим: «Раздувайся пузырь (или шарик), только смотри, не лопни. Раздувайся, только не лопни…не лопни. ». Расходимся так, на сколько позволяют руки, и затем «разрываем» пузырь: «Бах! Лопнул пузырь!»

В качестве одного «человека» в эту игру можно взять куклу или мишку.

Если ребенок не знает, что такое пузырь или шарик, целесообразно сначала показать ему, надув мыльный пузырь или воздушный шарик. Тогда игра приобретет смысл.

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).

Повторить 3-4 раза.

Хомка рано встает,

Щечки моет, шейку трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять –

Хомка хочет сильным стать.

Крепко свой бочок потрет

И опять гулять идет.

Ходьба в течение 30 секунд.Подвижная игра «Солнышко и дождик».Цель: учить детей ходить и бегатьврассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу.Описание: дети сидят наскамейках. Воспитатель говорит:«Солнышко» Дети ходят и бегают по всей площадке.После слов « Дождик Скорей домой» они бегут на свои

Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: