Строительно конструктивные игры и мелкая моторика

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через использование различных конструкторов.
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Каленюк Ольга Федоровна

Этот материал будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений.

Скачать:

Вложение Размер
razvitiyu_melkoy_motoriki_ruki_v_protsesse_konstruirovaniya_iz_razlichnyh_konstruktorov.docx 30.77 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста через использование различных конструкторов.

СЛ,2. С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека. Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание: к тому моменту, когда ребенок пойдет в школу, его моторные навыки должны быть развиты на достаточном уровне, иначе обучение в школе будет представлять для него сложности.

СЛ,3 . Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции . На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества детей. То есть на протяжении всей жизни ребенок нуждается в использовании точных и координированных движениях кистей и пальцев. Ребенок постоянно играет. Ведь игра – это основной способ восприятия информации, окружающей реальности, моделей поведения. Через игру ребенок понимает, как все должно быть устроено. Одним из вариантов увлекательной, обучающей и развивающей игры является детский конструктор .

СЛ4 .Игра в конструктор, способствует развитию мелкой моторики, представлений о цвете и форме и ориентировки в пространстве. Такое сочетание различного рода воздействий благоприятно отражается на развитии речи, облегчает усвоение ряда понятий и даже постановку звуков, так как развитие мелкой моторики оказывает стимулирующее влияние на развитие рече двигательных зон коры головного мозга.

Игры с конструктором могут быть организованы по типу конструктивно-творческой игры, сюжетно-ролевой игры и других типов игр. Тип и особенности игры зависят от степени подготовленности группы детей, ее особенностей, а также дидактических и речевых целей.

При обращении в процессе работы к возможностям конструктора, мы можем отметить некоторые преимущества его использования перед другими, традиционными видами работ, развивающих мелкую моторику, как то: рисование, лепка или аппликация.

— Во-первых, только с поделками из конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить, тогда как рисунки, аппликации или фигурки из пластилина не могут быть пригодны для организации игры.

— Во-вторых, при использовании конструктора у ребенка получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у него навыков. Ребенок уже испытывает психическое состояние успеха. А вот рисунок, аппликация или поделка из пластилина могут "не получиться", так как рисование, лепка или аппликация являются более сложными видами работы.

Сл5 . — В-третьих, поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.

— И наконец, конструктор безопасен, а убрать поделки можно легко и быстро.

СЛ,6 Работу с конструктором и, в частности, игры можно использовать с различными целями:

— Развитие мелкой моторики рук.

— Развитие речи в рамках определенных тем.

— Автоматизация звуков в ходе игры.

— Развитие представлений о цвете, форме, пространстве.

— Развитие количественных представлений.

— Создание условий естественного полноценного общения детей в ходе совместной работы.

— Сплочение коллектива детей, формирование чувства эмпатии друг к другу.

Сл.7 Несмотря на растущую популярность компьютерных игр, конструктор незаменим для развития детей. Ребенок действует с деталями строительного материала, конструкторов, многократно их сравнивает, отбирает, примеряет, манипулирует, ошибается и исправляет ошибки. Через практическое экспериментирование получается результат. И чем больше ребенок совершает пробующих действий, тем быстрее он начинает опираться на зрительное восприятие и обходиться без постоянных предварительных примеривающих действий, находит новые приемы для достижения результата.

В настоящее время конструированию в дошкольных учреждениях уделяется особое внимание. Конструирование – одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для ребенка. Конструирование создает необходимый фундамент всестороннего развития ребенка. Оно способствует формированию образного мышления и чувства красоты, воображения и ловкости, внимания и целеустремленности.

СЛ,8 . Прежде всего, конструирование считается одним из важнейших средств умственного воспитания. Оно ориентирует на целостное восприятие будущей постройки, учит наблюдательности, умению обобщать, сравнивать, анализировать. Игры с кубиками расширяют математические представления ребенка о форме, величине, пространственных и количественных отношениях предметов. Занятия с конструктором способствуют развитию ценностных качеств личности, таких как целеустремленность, аккуратность, организованность и ответственность. Конструктор станет верным помощником при подготовке детей к школе, развитии у них речи, памяти и самостоятельности. Еще важно то, что ребенок начинает осознавать необходимость знаний о предмете для успешного конструирования его модели. Так, появляется очень важная для детей потребность — в новых знаниях об окружающем мире.

СЛ.9 Конструирование – это созидание, а оно, в свою очередь, подразумевает творческий поиск.А построение модели по схеме, как утверждают психологи, помогает развитию творческих способностей детей . Процесс соотнесения модели и оригинала требует усилия, труда мысли, побуждает искать новые решения, будит воображение. «Строительные игры» позволяют воплотить в жизнь любую детскую фантазию. Здесь уместно вспомнить слова известного русского педагога К.Д. Ушинского: «…лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом…». Умение видеть целое раньше частей вместе с творческим подходом к конструированию воспитывают в ребенке чувство красоты и композиции, формируют понимание пропорции, масштаба, ритма и меры.

Сл.10 Конструирование также имеет большое значение для формирования правильной речи и письма в будущем, ведь оно способствует развитию мелкой моторики рук. Для развития моторики ребенка очень полезно собирать из блоков детского развивающего конструктора различные предметы . Думаю, что не нужно объяснять, что от мелкой моторики зависит, насколько хорошо будет развита не только речь и мышление ребенка, но даже его почерк. Красивый почерк бывает только у тех, чьи ручки способны ловко владеть мелкими деталями.

СЛ.11 .На сегодняшний день существует масса различных видов конструкторов :

1. Самым простейшим конструктором в жизни детей являются кубики . Они не только очень увлекают детей, но и помогают развиваться пространственному воображению, знакомят с формами предметов, и формируют цветовое восприятие. Для начала строить из кубиков будет взрослый, а ребенок будет просто с удовольствием рушить эти постройки. Но это только поначалу. Стоит чуть-чуть подождать и постройки становятся все более сложными.

СЛ.12. 2. Детский конструктор в виде фигурок – вкладышей представляет собой пластиковые или деревянные наборы, в которых каждую фигурку вставляют в свое отверстие. Он помогает развивать логическое мышление , так как пред сборкой ребенку необходимо в уме сопоставить различные фигурки и понять, что куда относится.

СЛ. 13 3. Конструктор для детей в форме мозаики бывает нескольких видов: крупная мозаика, в форме больших пластмассовых шестигранников, под которые имеется форма со специальными выемками и второй вариант – обычная мозаика, лучше, чем первая способствует развитию координации движений, но более сложна для детей.

СЛ,14 Такой конструктор учит ребенка работать с небольшими предметами, развивает цветовое восприятие и фантазию.

СЛ.15,16. разнообразные конструкторы.

.4. Большие блочные конструкторы имеют детали самой разнообразной формы и расцветки, встречаются даже детали с колесами, вагоны и т. д. Из него можно построить практически все, что угодно: дома, корабли, самолеты. Ребенок растет, и вместе с ним растут и усложняются его конструкции. Помогает развиваться творческому мышлению, цветному восприятию, комбинаторике, пространственному воображению и многим другим навыкам.

СЛ.17 Конструктор на ковролине.

СЛ.18 .5. Конструктор для детей «Ле-го» выпускается самых разнообразных видов, для детей всех возрастов. Он никогда не надоест ребенку, так как из него можно собирать самое разнообразное: дома, машины, трансформеров, игрушки на микроскопических чипах и многое другое. Помогает развитию мелкой моторики и умственной деятельности.

СЛ,19.6 . Также бывают магнитные конструкторы

Магнитные конструкторы представляют собой различные палочки, пластинки и металлические шарики. Они помимо интересной игры помогают познакомиться со свойствами магнитов.

Все они помогают ребенку развить воображение, тренировать пространственное мышление и мелкую моторику, культивировать в себе усидчивость и концентрацию внимания.

Ребенок идет от простого к сложному, создает новые здания, корабли, летательные аппараты и роботов. Детский конструктор тренирует усидчивость, развивает воображение, приучает к созидательному труду. Детские конструкторы позволяют научиться всему: от названия предметов до создания этих самых предметов.

СЛ.21 .Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Родители — самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса.

СЛ,22 .Большим подспорьем в работе с детьми стали конструкторы, изготовленные руками родителей. Такое многообразие конструкторов позволяет детям развивать разные группы мышц рук. Кроме того, подобные игры развивают усидчивость, внимание и другие психические процессы, необходимые для успешного обучения в школе.

Сл.23 . А также позволяют привлечь родителей в образовательный процесс. Пополнение мини-центра происходит регулярно в зависимости от возрастных особенностей детей.

СЛ. . 24, 25 . А представление самодельных игр , конструкторов и проигрывание на групповых совместных с детьми занятиях « Час игры», помогает повысить педагогическую компетентность родителей .

СЛ 26 Благодаря конструктору ребенок развивает предметную деятельность – производит действия с предметом согласно прямому назначению. При помощи взрослого у ребенка усваиваются названия различных фигур и предметов, которые остаются неизменными и не зависят от различных жизненных ситуаций. В тоже время ребенок может пробовать использовать эти предметы не только по их прямому назначению, но и экспериментировать, таким образом, ребенок еще развивает и творческие способности. В этой игре он учится практически овладевать представлением о геометрических фигурах, формах, размерах, соотношении разных по размеру, но, например, одинаковых по форме фигур. Благодаря конструктору у ребенка развивается координация, а также мелкая моторика рук, которая способствует развитию речи. Через соприкосновение предмета с рукой, ребенок учится чувствовать разницу в предметах, развивая кинестетическую чувствительность.

СЛ,27 .Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное — способствует сохранению физического и психического здоровья ребёнка. И всё это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

2.Практическая работа с конструктором

А сегодня я хочу рассказать о конструкторе из пластилина и зубочисток – одном из первых детских конструкторов, Этот конструктор для детей выполнен из экологичных материалов, что очень важно. Эти материалы дают ребенку исключительно приятные тактильные ощущения при создании поделок – попробуйте, и Вы поймете, что это так! Детский конструктор дает возможность развивать мелкую моторику, сенсомоторную координацию, фантазию и творческие способности ребенка, знакомит его с азами геометрии.

Этот очень простой конструктор для детей впервые я взяла в руки на первой московской биеннале творческих проектов молодых педагогов в детском саду «Академия детства». Но потом, посмотрев на то, с каким увлечением все работают с горохом, я тоже решила попробовать. И, взяв этот материал в руки, я была поражена его возможностями. Этот детский конструктор не просто увлек меня, а поразил приятными ощущениями от работы с природными материалами и огромными возможностями. Всех нас – взрослых «теть», педагогов, кто стал из него конструировать, пришлось уговаривать закончить это занятие и уступить место другим желающим. А оторваться от занятия с этим конструктором было просто невозможно!

Строительно конструктивные игры и мелкая моторика

Автор: Фазлиахметова Лейсан Сальманова

Организация: ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Набережные Челны

Одним из важных процессов в развитии ребенка, является процесс развития мелкой моторики.

Мелкая моторика — это движения, выполняемые мелкими мышцами тела человека, направленные на исполнение задач, требующих с концентрированности в работе глаз и рук.

К движениям мелкой моторики, можно отнести такие действия, как: жесты, захват предметов, мелкие движения от которых зависит почерк.

По данным проведенных исследований Л. В. Актаковой-Фоминой, Б. И. Пинским и М. М. Кольцовой была подтверждена связь между моторикой пальцев и интеллектуальным развитием. На основании этого можно сделать вывод, что существует прямая зависимость уровня развития детей от степени сформированности тонких движений рук.

Вся жизнь человека требует применения четких, тонких, скоординированных движений кистей и пальцев, необходимых для того чтобы: писать, застегивать пуговицы, выполнять учебные, трудовые и бытовые действия.

Важно разрабатывать мелкую моторику у детей, так как она воздействует на развитие речевого центра, воображение, внимание, мыслительные процессы. Чем более развита и функциональна детская рука, тем умнее ребенок. Движения рук активируют мозг, заставляя его совершенствоваться.

По мнению М. М. Кольцовой, «степень сформированности речи ребенка тесно связаны с развитием тонких движений рук. Если движения пальцев соответствуют возрасту ребенка, то и речь развивается в пределах нормы. Если развитие движения пальцев отстает, то и развитие речи задерживается. Двигательно-проекционная часть руки, а именно пальцы, можно считать еще одной речевой частью мозга. Совершенствование словесной речи начинается, когда движение пальцев рук достигают тонкости».

Развитие мелкой моторики подготавливает основу для последующего развития речи.

По причине технического прогресса, у большего числа детей, наблюдается моторное отставание. В особенности, у детей, проживающих в городах. Облегчение и ускорение деятельности, приводят к отставанию в развитии. Они не умеют застегивать пуговицы, завязывать шнурки и так далее.

Если есть затруднения с речью, значит есть проблемы с моторикой. Деятельность по совершенствованию мелкой моторики благотворно воздействует не только на формирование речи, но и на психофизическое развитие ребенка.

На сегодняшний день существует множество приемов и методов по развитию мелкой моторики дошкольников. Специалисты логопеды, педагоги и психологи используют различные методы и приемы в совершенствовании мелкой моторики. Основным способом развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, является игровая деятельность. В процессе игры у них развивается слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, формируется игровая, учебная и практическая деятельность. Занятия и игры на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее действие на развитие речи, точные пальчиковые занятия поддерживают активность коры головного мозга.

Огромное место в развивающих играх занимают игры конструктивного характера. В педагогике конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребёнка, оно тесно связано с игрой и потому является деятельностью, отвечающей интересам детей. В ходе анализа методической литературы по конструированию была выявлена методика Никитина по развитию мелкой моторики детей, которые используются в учебно-воспитательном процессе.

Никитины являются разработчиками нетрадиционной системы воспитания и образования, а также являются многодетной семьей, в которой семь детей.

Их методика основана на творчестве, труде и естественности. Все должно происходить без принуждения со стороны родителей, дети сами выбирают чем им заниматься и как распоряжаться своим временем. Задача взрослых – контроль, общение и помощь.

Игры, предлагаемые Никитиными, представляют из себя головоломки, развивающие логическое и образное мышление. Это задачки, которые решаются с помощью кирпичиков, кубиков, деталей конструктора и т.д.

Борис Никитин, предлагает следующие правила работы с детьми в развивающих занятиях:

  • систематичность, т.е. многократное повторение;
  • последовательность, т.е. от простых истин к более сложным без пропуска заданий, занятия должны выполняться самостоятельно;
  • занятия должны проходить по желанию ребенка, в положительном расположении духа;
  • не допускать переутомления;
  • заинтересованность родителей — цель родителей не мешать, а помогать.

Занятия проводятся в различных формах – в нетрадиционной и традиционной. Это дает детям разнообразие и повышает интерес к игре. В ходе занятий детям ничего не навязывается, все происходило по их желанию. Ребенок погружается в игру и сам выбирает сферу деятельности. Никто не должен объяснять правил, он сам вовлекается в процесс игры, подражая взрослым. Изначально нужно присутствие взрослого, в дальнейшем ребенок сам справляется с заданиями. Постепенно задания усложняются. При этом нельзя делать подсказки, должна быть дана возможность размышлять ребенку самому. Если не получается выполнить задание, следует возвратиться к прошлому заданию или оставлять это и выполнять следующее. Если ребенок достиг полного успеха или потерял интерес к игре, необходимо временно оставить игру.

Особенность этих занятий – это поэтапное развитие, многофункциональность и большая вариация игр, что развивает творческое мышление.

Игры обучают детей думать и добиваться поставленных целей. Каждая игра, представляет из себя набор задач, которые ребенок решает с помощью кирпичиков и кубиков: играя с ними, перебирая их в руках и рассматривая их яркие цвета, у ребенка хорошо развивается мелкая моторика и речь. Ребенок становится работоспособным и наблюдательным – повышается внимание, образное и логическое мышление.

Таким образом, игры по конструированию развивает у ребенка мелкую моторику, а также развивается интеллектуальная и творческая активность, учится планировать, осуществлять задуманное, конструировать различные модели и узоры, вносить изменения в процессе конструирований. У детей формируется умение сравнивать, анализировать, открывать что-то новое, делать оригинальные выводы.

Строительно конструктивные игры и мелкая моторика

Консультация для родителей

Что такое конструирование? Конструирование — это игра, игра интересная, увлекательная и развивающая, в процессе которой ребенок учится создавать целый объект из отдельных элементов на плоскости и в пространстве.

Конструирование позволяет ребенку из любых подручных средств творить свой собственный неповторимый мир. Дети очень любят создавать игровое пространство из того, что есть под рукой: мебели, диванных подушек, бумаги, а также разнообразного природного материала (веточек, камешков, шишек и т.п.). Широкие возможности предоставляют простые картонные коробки: из них можно сделать домик и для кукол, и для самого малыша.

В процессе этих игр у ребенка развиваются конструктивные умения и навыки, мыслительные способности, совершенствуются зрительно-моторная координация, формируются представления о сенсорных эталонах. Так же дети получают информацию о разнообразии окружающего мира, учатся устанавливать элементарные взаимосвязи, формулировать свои мысли, у них формируются навыки самоконтроля и организованности. Конструктивная деятельность способствует воспитанию трудолюбия, инициативности, волевых усилий, упорства при достижении цели – что способствует воспитанию уверенности в себе и самостоятельности, учатся работать в коллективе.

В процессе конструирования ребенок не только приобретает конструктивно-технические умения – сооружать отдельные предметы из строительного материала; но и обобщенные умения – учится рассматривать предметы, сравнивать и различать их по внешним качествам (цвету, форме, величине), видеть целое и части, расположение на плоскости и в пространстве; планировать свою работу, познавать в практической деятельности свойства и качества объектов.

У детей с проблемами в развитии умение конструировать зависит от уровня сформированности всех психических процессов и усвоенности социального опыта. Для поддержания и формирования у наших детей конструктивных навыков необходимы определенные условия, так как у них значительно снижены психические процессы, имеет место дефицит внимания, низкая переключаемость, зацикленность – многократное повторение каких-либо действий, неусидчивость, чрезмерная двигательная активность. Дети не всегда могут использовать детали по назначению, видеть целый объект и его части.

задания должны быть понятны и доступны пониманию детей;

постепенно переходить от простого к сложному;

объяснение и показ проводить эмоционально, в игровой форме, стараясь заинтересовать ребенка;

обязательно отражать все действия в речи;

помощь оказывать по необходимости и минимальную;

поощрять стремление к выполнению задания и доводить начатое до конца;

обыгрывать вместе с детьми готовые постройки;

любая постройка ребенка должна получать одобрение взрослого, что делает результат значимым для него;

а самое главное — положительный эмоциональный настрой взрослого, помните, что любая деятельность для ребенка в первую очередь – игра.

Начать можно с простых кубиков. Сейчас в продаже большое количество разных видов кубиков: есть и традиционные деревянные, и пластиковые, и даже кубики из мягких материалов. Пластмассовые и мягкие кубики, конечно, наиболее безопасны. Однако поверхность деревянных не покрытых лаком кубиков лучше стимулирует развитие тактильных ощущений. Вначале малышу достаточно 2-3 кубиков. Покажите ему, как построить башенку, и дайте возможность разрушить ее. Любимое занятие маленьких детей – ломать сделанные постройки. Не расстраивайтесь, если сначала ребенок будет только разрушать. Это самое доступное для него и имеющее видимый результат действие. Держать в руке кубики, а уж тем более что-то строить из них гораздо сложнее. Но позже малыш научится и этому, и строить ему будет уже интереснее, чем ломать. Покажите, как можно построить и другие простые конструкции. Затем количество кубиков можно увеличить до 6-8 штук и строить не только башенку, но и другие постройки. В это же время малышу уже можно предложить традиционный набор строительных материалов, состоящий из деталей разнообразной формы: конусов, пирамидок, брусков и т.п. Есть, конечно, специальные наборы для самых маленьких с меньшим количеством деталей, но лучше сразу купить большой и самому отобрать несколько деталей, а позже постепенно добавлять в игру остальные. В последнее время появляется все больше тематических наборов для конструирования — часто такие игрушки имеют ограниченные возможности непосредственно для конструирования, однако они открывают богатые возможности для игры, позволяют разыгрывать разнообразные сюжеты.

Наряду с кубиками, можно предложить малышу и блочные конструкторы из пластмассы типа «Лего», где детали скрепляются между собой. В результате постройки становятся прочными и устойчивыми. Конструкторы «Лего» разнообразны — для каждого возраста разработаны удобные по размеру детали (крупные — для малышей, мелкие — для детей постарше).

Затем можно использовать и более сложные по способу крепления конструкторы, например с болтовым соединением. Их детали представляют собой пластинки различной формы с дырочками и болты с гайками для скрепления пластинок между собой, также они дают возможность познакомить ребенка с инструментами (отвертка, гаечный ключ) и их использованием.

Интересны детям и магнитные конструкторы, которые состоят из намагниченных деталей (разной формы палочек, пластинок, металлических шариков) или металлической доски с набором магнитов (разнообразных геометрических фигур). Конструируя, ребенок сможет «потрогать руками» магниты и увидеть их свойства.

Для успешного овладения самостоятельным конструированием дети должны научиться видеть и выделять в предмете пространственные свойства, которые отражаются в конструкции. Для этого проводятся специальные игры и упражнения на ознакомление с формой, отношениями по величине и пространственному расположению.

первое — совместную деятельность взрослого и ребенка (сначала мы создаем изображение на глазах у ребенка, знакомим его с основными признаками объектов, а затем привлекаем малыша к выполнению изображения вместе);

второе — деятельность ребенка под руководством взрослого (усиливаем акцент на самостоятельную деятельность детей, а также учим их обследовать объект, планировать свою работу и оценивать ее, сопоставляя с образцом);

третье — самостоятельную деятельность детей (способствуем развитию детского замысла и его реализации, побуждаем детей высказываться по поводу своей работы, обращаем внимание на содержание и качество выполнения работы, расширяем содержание детских работ — постройки по образцу, с натуры, знакомых предметов по памяти).

Работа по формированию конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста проводится поэтапно, постепенно переходя от простого к сложному.

конструирование по подражанию;

конструирование по образцу, когда есть готовая модель того, что нужно построить;

конструирование знакомых построек по слову;

конструирование по графической схеме, модели;

конструирование по условиям, образца нет — задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки – большим);

конструирование по замыслу, по теме, предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.

Виды конструирования:

конструирование из строительного материала (кубики, ЛЕГО, различные наборы конструкторов);

конструирование из деталей конструкторов (соединение деталей креплениями, сборно-разборные игрушки);

конструирование на плоскости: из геометрических фигур (из пластика, картона, ткани и пр.); из мягких конструкторов; на ковролинографе; из счетных палочек, палочек Кьюзинера, блоков Дьеныша; развивающие игры Никитина; различные мозайки (классическая, магнитная, соты и др.);

конструирование из бумаги и дополнительных материалов (оригами);

конструирование из природного и бросового материала (шишки, листья, пластиковые бутылочки, коробки, пуговицы, крышки и др.);

разрезные картинки, кубики из 2-х и более частей (составление изображения из частей).

конструирование из крупногабаритных модулей.

Конструктивная деятельность необходима для всестороннего развития ребенка. Задача взрослых – формирование у детей конструктивных умений и навыков; накопление определенного запаса конкретных знаний. Как и во всех видах продуктивной деятельности, в конструировании есть опасность «застревания» на шаблонах и образцах. Поэтому необходимо вовремя подтолкнуть ребенка к поиску новых форм и идей, и тогда ваш малыш сможет выразить себя и создать свой собственный уникальный мир. Нужно помнить, что любое занятие для ребенка в первую очередь игра, и оно не должно превратиться в изучение и обучение – пусть эта игра станет для малыша новым и интересным средством познания мира.

Влияние конструирующих игр на развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста

Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий, которая направлена на выполнение точных и мелких движений с помощью кистей и пальцев рук и ног. Она достигается благодаря скоординированному функционированию нервной, мышечной и костной систем.

Понятие и особенности мелкой моторики

На сегодняшний день практически каждый родитель начал понимать важность развития мелкой моторики рук для полноценного развития личности ребенка. В этом плане речь идет не только о развитии рук и ног, но и о совершенствовании процесса мышления и речи.

Мария Монтессори первой отметила, что интеллектуальное и речевое развитие напрямую связано с формированием моторного развития ребенка. Связь пальцевой моторики с речевой функцией подтвердили исследователи ВНД (высшей нервной деятельности) ребёнка Института физиологии детей и подростков. Правомерность выводов о воздействии тонких движений рук на речевое становление подтвердили опыты Е. И. Исениной.

В случае плохо развитой мелкой моторики у детей начинает наблюдаться задержка речевого развития. Это ведет к проблемам с памятью, вниманием и отрицательно отражается на детском интеллекте. Тем не менее, родители далеко не всегда обращают на это внимание, поэтому у дошкольников можно увидеть выраженные моторные и речевые нарушения (например, проблема с дикцией, плохая артикуляция). Соответствующие проблемы приводят в дальнейшем к трудностям с овладением письмом и чтением. Педагоги и родители должны быть знакомы с играми и упражнениями, необходимыми для развития мелкой моторики. Всестороннему ее развитию помогают различные конструирующие игры.

Мелкая моторика (пальцевой праксис) представляет собой способность выполнять точные и мелкие движения кистями и пальцами рук. Ее развитие будет зависеть от скоординированных действий нескольких систем:

  • Мышечная,
  • Нервная,
  • Костная.

Сфера мелкой моторики состоит из различных движений – от самых простых (например, схватить игрушку) до сложных (например, рисование и письмо). Родители, у которых есть маленькие дети, могут заметить, что у младенца хорошо развит хватательный рефлекс. Таким образом, он способен достаточно крепко схватывать палец взрослого, не отпуская его в течение нескольких секунд. По этой причине работу с мелкими мышцами руки нужно начать с грудничкового возраста.

Готовые работы на аналогичную тему

Конструирование как средство развития мелкой моторики

Огромную роль в развитии мелкой моторики занимает конструирование и соответствующие игры. В педагогике конструирование рассматривают в качестве средства всестороннего развития ребёнка. Оно напрямую связано с игрой, потому представляет собой деятельность, которая отвечает интересам детей.

Влияние конструирующих игр на развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста осуществляется с помощью следующих направлений:

  • Бумажная пластика,
  • Оригами,
  • Аппликация,
  • Работа с конструкторами и др.

Такой вид конструирования, как бумажная пластика, предполагает работу с бумагой и картоном. В процессе дошкольники учатся сгибать бумагу в разных направлениях, используя при этом сложные и простые типы сгиба. Благодаря выразительным и пластическим возможностям эта игра дает возможность создать интересные конструкции и поделки, которые могут иметь реалистичную или декоративную основу.

Преобразование бумаги способно развивать не только воображение ребенка, но и его мелкую моторику. Оно укрепляет мышцы руки, формируя умение видеть новые образы в привычных формах. К примеру, бумажный конус при соответствующих доработках превращается в любое животное, цветок, вазу и др.

Оригами — это еще одна конструирующая игра, оказывающая воздействие на мелкую моторику. Этот тип деятельности развивает у дошкольника способность работать руками под контролем сознания. Совершенствование мелкой моторики происходит с помощью точных движений пальцев. Параллельно с этим развивается глазомер ребенка.

Для конструирования существует множество видов конструкторов. Самыми популярными являются «Лего», «Тико», магнитный, металлический и шарнирный конструкторы. Конструирование можно осуществлять также из бросового материала.

Ребенок, собирая конструктор в соответствии со схемой, становится более внимательным и начинает соблюдать дисциплину. Если схема не используется, то дошкольник может проявлять фантазию, мыслит творчески и реализует идеи, сформированные в воображении. Конструктор помогает развивать мелкую моторику рук, что находит отражение на интеллектуальном росте.

Развитие мелкой моторики через конструктивную деятельность

Конструирующие игры и деятельность развивают моторику, интеллект, творчество и воображение дошкольника. Они обладают многофункциональным и развивающим значением.

Работа с конструктором используется для развития мелкой моторики, развития речи в рамках определенных тем, автоматизации звуков в ходе игры, совершенствования представлений о цвете, форме, пространстве.

Свободное конструирование представляет собой самый простейший способ развития у дошкольников пространственного мышления, моторики, творческих потребностей и произвольных действий. Дети часто говорят, что детали конструктора во время игры очень приятно держать и вертеть в руках. Такой массаж рук благоприятно влияет на развитие осязания и мелкой моторики рук. Он также полезен для здоровья ребенка.

Еще один вид конструирующих игр представлен игрой в кубики. Эта игрушка появляется в жизни ребенка самого раннего детства. С помощью деревянных или пластмассовых кубиков он конструирует башни, строит крепости и дома. Помимо этого, есть деревянные кубики с нанесёнными на них рисунками (например, овощами, домашними животными, героями сказок). Благодаря им игра в кубики переходит в сбор картинки. В этом случае происходит уже не только развитие мелкой моторики и пространственного мышления, но и совершенствование внимания и логики.

Конструирование — как способ развития мелкой моторики пальцев рук

Автор: Гаджиева Елена Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа №199
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: Конструирование — как способ развития мелкой моторики пальцев рук
Раздел: дошкольное образование

Гаджиева Елена Валентиновна
(ГБОУ школа №199 г.Москва) КОНСТРУИРОВАНИЕ — КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК
Аннотация
. В статье рассмотрен подход к организации работы по развитию мелкой моторики у детей, раскрыты особенности методики проведения работы по развитию мелких мышц рук. Дан пример конструирования для развития у детей мелкой моторики пальцев и чувства симметрии.
Ключевые слова
: конструирование, моторика, пальчики, рука, кисть, игра. Первая игрушка ребенка — его ручки и пальцы. Наступает время, когда мама замечает, что ее малыш, которому уже 3-4 месяца, рассматривает свои пальчики, руки, подолгу движет ими, забавляется. Он познает окружающий мир через свое тело. Чем больше ребенок двигает пальчиками, тем лучше развиваются мозговые структуры. Считается, что конструирование с участием рук и пальцев способствуют гармоничному развитию тела, ума, поддерживают в рабочем состоянии системы мозга. Восточные доктора доказали, что массаж большого пальца увеличивает активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно влияет на желудок, массаж среднего пальца – на кишечник, массаж безымянного пальца – на почки и печень, массаж мизинца – на сердечно-сосудистую систему [3, С.566]. Конструирование с участием пальцев рук способствуют правильному развитию тела и ума, поддерживают в требуемом состоянии мозговую систему. М. Бернштейн писал, что парадоксальным для педагогов было осознание того, что при двигательных действиях управляются не столько руки, а сколько мозг. В. Бехтерев отмечал, что движения рук тесно взаимосвязаны с речью и помогают его развитию. На основе исследований, проведенных Л. Фоминой, было выявлено, что речевое развитие будет
нормальным при условии соответствия развитию моторики пальцев рук ребенка. Если развитие пальцевой моторики отстает, то речевое развитие также останавливается. Исследования М. Кольцовой, А. Лурии говорят о том, что в структуре развития важное значение имеет оценка двигательных нарушений, поскольку исключительная роль в развитии нервной и психической функций человека в целом принадлежит двигательном анализатору. Такие выводы, сделанные на основе многих исследований, представляют для нас исключительный интерес. Целью статьи является освещение конструирования — как способа развития мелкой моторики пальцев рук. Задачи по развитию движений пальцев рук должны приносить ребенку радость, и не должны вызывать переутомления. "Пальчиковое" конструирование приходит на помощь в трудные минуты плача или боли, чтобы организовать деятельность малыша в течение дня, отвлечь, создать приятную атмосферу в доме [1, С.4]. Предлагая ребенку такое конструирование, важно сразу создать ему настроение, правильно произносить звуки, продумать движения и повторять их. Ребенок воспроизводит движения наших рук, а в его гортани сначала повторяются все звуки, а через некоторое время уже слышатся воспроизведенные слоги, слова с предложенного способа конструирования [2, С.81]. Мир "пальчикового" конструирования дарит радость и малышам, и родителям, и педагогам. Ранее с младенцем много разговаривали, теперь мама, озабоченная домашними или другими делами, не уделяет этому большого внимания. И в результате дети позже начинают говорить, у них сложности с произношением, а в дальнейшем и с чтением, и учебой в школе. Как пишет швейцарский врач-практик К.В. Симонис в своей книге "Ребенок до семи лет", способность говорить у ребенка развивается только в том случае, если с ним разговаривают, то есть если он слышит живую человеческую (не
механическую — радио или телевидение) речь. Этот факт будет несомненным, если мы вспомним, что все развитие ребенка в первые годы жизни происходит только за счет подражания. Если наблюдать за ребенком, то в первый год ребенок весь отдается слушанию, слушает интенсивно и со всей глубиной. Потом, через некоторое время, он начинает повторять новые, воспринятые им звуки, слова, словосочетания, изменяя и сокращая их в соответствии со своими возможностями [5, С.97]. Как отмечает Райнер Пацлаф в книге «Застывший вид», язык живет сообществом, в которое входит не только слово как таковое, но и все, что можно назвать музыкой речи: мелодика, фразы, ударения, тембр, интонация, ритмические структуры, особенности голоса, темп — все это влияет на малышей гораздо сильнее, чем содержание сказанного. Чтобы крепло тело, в определенном ритме должны происходить приемы пищи, игра, сон, так же и "языковое тело" ребенка живет в стихии ритмического повторения. Исследованиями ученых разных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук [4, С.1338]. Занятия по развитию осязания и мелкой моторики помогают оказывать положительное действие на кору головного мозга. В наше время в магазинах появилось достаточно много разнообразных игр, игрушек и конструкторов, которые способствуют умственному развитию детей и развивают их мелкую моторику. Эти игрушки довольно красивы и поэтому являются интересными для детей. Их можно использовать во время организации работы по развитию мелкой моторики у дошкольников. Рассмотрим пример конструирования из игрового строительного материала “Заборчик для сада и огорода”. Цель: развивать мелкую моторику пальцев и чувство симметрии; совершенствовать зрительное внимание; поддерживать интерес к игровому
конструированию; воспитать стремление быть добросовестными, аккуратными. Оборудование: иллюстрация ухоженной усадьбы с садом, огородом, цветником возле дома; кубики, детали строительного конструктора (треугольные призмы или пирамиды или конусы); рисунки-эскизы заборчиков (2-3 варианта). Ход занятия Организация группы Воспитатель показывает детям иллюстрацию, читает стихотворные строки. Воспитатель. Посмотрите, дети, какой красивый домик. Наверное, в нем живет очень хороший хозяин — работящий, заботливый. А что можно увидеть возле домика? (Сад, огород.) В хорошем саду милые детишки найдут еще и ягодки и цветочки, и фрукты сочные, чисто умытые росой. И на огороде грядки — утешение всем малышкам, там много хороших овощей: только не ленись, а собирай! Конечно, об этом хозяин должен заботиться всегда. Как следует ухаживать деревцем в саду? (Поливать, вкапывать, защищать от вредителей) А овощи на огороде? (Поливать, подвязывать, полоть.) Сообщение задачи и предварительная беседа с детьми Воспитатель. Так, у трудолюбивого хозяина должен быть порядок и в доме, и возле него. А еще огород и сад нужно огородить заборчиком. Для чего нужен заборчик у сада и огорода? (Ответы детей) Правильно. А также для того, чтобы соседская корова случайно не забрела туда и не повредила деревца, не истоптала цветник или грядку. Как вы думаете, каким должен быть заборчик, огораживающий сад и огород, у бережного человека? (Красивым, прочным, добротным, высоким.) Итак, сейчас мы будем делать заборчик. Мы сконструируем его из игрушечного строительного материала — кубиков, а также других деталей строительного конструктора.
Вариант выполнения игрового задания Выполнение практического задания

деятельности детей

Комментарий воспитателя
1 Рассматривание рисунков-эскизов вариантов заборчика Посмотрите, дети, какие заборчики изображены на картинках. Эти рисунки будут подсказками-помощниками в нашей творческой работе 2 Возведение нижней части конструкции Заборчик строим, плотно ставя кубик у кубика так, чтобы они стояли ровно 3 Сооружение столбиков Сверху заборчик у нас будет со столбиками. Ими станет ряд кубиков 4 Отделка заборчика Чтобы заборчик был красивым, давайте сделаем его: украсим столбики заостренными верхушками. Для этого нам пригодятся другие элементы конструктора (можно использовать треугольные призмы, пирамидки, конусы и т. п) Вывод. Таким образом, можно отметить, что есть все основания рассматривать кисть руки ребенка как орган, что активизирует и стимулирует деятельность коры головного мозга, повышает работоспособность всех ее отделов, положительно влияет на формирование у дошкольников познавательных функций, особенно мышление и вещание. А для того, чтобы мелкая моторика рук выполняла большую миссию, возложенную на нее, необходимо организовать надлежащую работу.
Развивая движения рук ребенка при помощи конструирования можно достичь крупнейшего эффекта от всей проведенной работы. _____________________________________________________________ 1. Бушинская Е.А. Особенности развития фонематического слуха и моторики пальцев рук у детей / Е.А. Бушинская // Научно-методический электронный журнал Концепт. — 2014. — Т. 26. — С. 1-5. 2. Воронова Е.К. Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста / Е.К. Воронова // В сборнике: Развитие физической культуры, спорта и туризма: опыт регионов материалы конференций Института физической культуры, спорта и туризма Петрозаводского государственного университета. — 2016. — С. 80-83. 3. Денисова Л.Ю. Развитие мелкой моторики детей 2-4 лет средствами пластилинографии / Л.Ю. Денисова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. — 2016. — № 5. — С. 565-567. 4. Нигматуллина Н.Г. Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников с помощью декоративно-прикладного искусства / Н.Г. Нигматуллина, П.Р. Егоров // Сборник научно-методических материалов международного научно-образовательного форума СВФУ. — 2014. — С. 1335-1342. 5. Семенова Е.В. Игры для пальчиков как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста / Е.В. Семенова, О.А. Пояскова, С.А. Дьяченко // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. — 2016. — С. 96-98.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: