Состояние ребенка проводит диагностику

Чем раньше, тем успешнее. Как диагностика раннего развития ребенка поможет ему избежать проблем в будущем

Фото: Alexandr Podvalny/ Pexels

В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие основных структур мозга ребенка. Это оптимальный период для овладения определенными навыками и усвоения знаний. Первые три года жизни человека важны еще и потому, что именно в это время закладываются фундаментальные личностные образования, такие как доверие к людям, интерес к окружающему миру и самооценка.

Ребенок развивается быстро, кризисы сменяются относительно спокойными периодами. За стремительными изменениями легко не заметить появление отклонений в его поведении или состоянии. Но проблемы, которые в детстве кажутся незначительными, могут привести к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте. И если с помощью диагностики выявить отклонение в развитии на ранних этапах, коррекция будет эффективнее.

Каких проблем можно избежать при своевременной диагностике

  • Диагностика нарушений речи помогает в дальнейшем избежать проблем в общении со сверстниками и взрослыми, с обучением чтению и письму.
  • Исследование моторных навыков предотвращает возможные нарушения пространственной ориентации, которая, в свою очередь, важна при изучении математических основ в саду и школе.
  • Ранняя диагностика и развитие эмоционального интеллекта у дошкольников повышает шансы на то, что в будущем ребенок не будет вовлечен в асоциальное поведение и избежит проблем в общении со сверстниками.
  • Диагностика произвольности внимания и своевременная коррекция выявленных проблем позволит ребенку легко освоиться за партой, слышать задания и с удовольствием их выполнять. Это повышает шансы стать успешным учеником и без напряжения усваивать школьную программу.

Диагностика в государственных и частных детских садах

Диагностика раннего развития помогает оценить вектор, по которому развивается ребенок, и выбрать верный педагогический подход. В идеале диагностику должны проводить специалисты: психологи, дефектологи, логопеды и нейропсихологи.

К сожалению, сегодня в российских дошкольных учреждениях таких специалистов не хватает. Кроме того, отсутствуют высокостандартизированные тесты и протоколы, которые позволяли бы качественно и быстро проводить диагностику и правильно интерпретировать полученные результаты. Также не используются автоматизированные инструменты сбора и обработки информации. Все это приводит к тому, что диагностика вообще не проводится или ее результаты попадают в руки неквалифицированного исследователя, который не может увидеть реальную картину развития ребенка и скорректировать процесс. Такая ситуация характерна не только для государственных детских садов, она встречается и в частных.

Фото: Lina Kivaka/ Pexels

Когда пора обращаться к специалисту

Учитывая сложившуюся ситуацию, родителям приходится наблюдать за развитием ребенка самостоятельно. Определить, есть ли повод для беспокойства, поможет список отклонений, на которые следует обратить внимание:

  • ребенок плохо ест без видимой причины;
  • к полутора годам не ходит самостоятельно;
  • часто падает, неуверенно ходит, плохо держит равновесие стоя, сидя и во время ходьбы;
  • не может схватить маленькие вещи и игрушки, которые раньше держал без труда;
  • не в состоянии проследить взглядом за движущимся предметом;
  • не играет в подвижные игры;
  • не реагирует на собственное имя;
  • не обращает внимания на детей, взрослых, избегает общения с ними;
  • поведение и настроение часто и резко меняются;
  • у ребенка есть младенческая привычка сосать большой палец;
  • ребенок не различает эмоции близких и сам имеет скудный эмоциональный диапазон;
  • не говорит простые слова даже на «своем» языке;
  • не выражает свои потребности словами.

Если ребенок к двум годам не знает, как используются знакомые бытовые предметы (чашки, ложки, телефон), не проявляет даже малого интереса к играм, предметам, окружающему миру — это тоже сигнал того, что его умственное развитие задерживается.

Психофизическую диагностику нужно проводить минимум раз в год, начиная с двух — двух с половиной лет. Это такая же рутинная процедура, как осмотр педиатром, неврологом и другими специалистами.

Наблюдая за ребенком, старайтесь придерживаться «золотой середины» и по возможности не переживать за его здоровье без причин. При этом помните, что все дети развиваются по-разному, но существуют стандарты физического и психологического развития в раннем возрасте, на которые стоит ориентироваться.

Как выбрать врача

Если ваше сердце подсказывает, что что-то не так — доверяйте ему, действуйте. Расскажите о своем беспокойстве участковому педиатру. Он даст направление к узкому специалисту, а тот, в свою очередь, может перенаправить вас к другому, если видит, что это не его компетенция или нужны дополнительные обследования.

Если участковый врач не видит проблему, можно самостоятельно записаться к логопеду, психологу или детскому неврологу.

Логопед — проводит диагностику и занимается развитием и коррекцией речи, помогает сформировать навыки мышления, памяти и внимания.
Когда обращаться: при проявлении любых нарушений речи или неверном произношении звуков, отставании в речевом развитии от сверстников.

— Детский невролог — занимается диагностикой особенностей нервной системы, лечит неврологические расстройства.
Когда обращаться: если ребенок плохо спит, у него частые головные боли, затяжные истерики, имеются двигательные нарушения.

— Психолог — помогает адаптироваться в коллективе, общаться со взрослыми и сверстниками. При раннем обращении может выявить нарушения эмоционально-волевой сферы и помочь их сгладить или устранить.
Когда обращаться: при сложностях в поведении и общении.

Получить консультацию нужного специалиста можно в поликлинике, в специализированных платных центрах (они есть в крупных городах) или в инклюзивных центрах — часто они функционируют как некоммерческие организации и работают на благотворительной основе.

Если обратились за консультацией и диагностикой к специалистам, сотрудничайте с ними. Отвечайте на все вопросы максимально честно. Бывает, что родители стесняются рассказывать о важных моментах жизни ребенка, боясь, что это может ему навредить, но как раз замалчивание в этом случае — «медвежья услуга».

После диагностики, если никаких проблем не выявлено, а тревожность осталась — «Петя из соседнего подъезда уже стихи читает, а мой Ваня только скороговорку выучил, наверное, с ним что-то не так», — обратитесь к психологу за консультацией уже для себя, чтобы выяснить причину своей тревоги на фоне абсолютного здоровья ребенка.

А что вы думаете об этом? Обсудить тему и поспорить с автором теперь можно в комментариях к материалу.

Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект «Сноб” — Личное». Присоединяйтесь

Детская функциональная диагностика. Особенности проведения ЭКГ, холтеровского мониторирования и электроэнцефалографии детям

Для большинства родителей главная задача – это создание благополучного будущего своим детям. Большую часть его фундамента составляет здоровье. Ни для кого не секрет, что ранняя диагностика очень важна в лечении практически всех недугов, а признаки некоторых заболеваний проявляются в довольно раннем возрасте, когда проблемы со здоровьем легче предотвратить, если вовремя провести правильное лечение. В этом нам часто помогает детская функциональная диагностика, благодаря которой можно эффективно обследовать работу основных «двигателей» нашего организма: сердца и головного мозга. Это безопасные и безвредные методы, которые подходят детям всех возрастов. Подробнее о том, как проводить эти исследования рассказала нам Мария Юрьевна Алексеева, врач функциональной диагностики, врач высшей категории

Электрокардиография (ЭКГ)

Самым распространённым обследованием в функциональной диагностике уже долгие годы по праву является электрокардиография (ЭКГ). Все знают, что ЭКГ – это исследование работы сердца. Взрослые пациенты неоднократно проходили эту процедуру на профосмотрах, при различных комплексных обследованиях, при жалобах на сердце.

Читайте также  Лейкоцитоз в крови у детей

И, всё же, многие задаются вопросом, как же её проводят совсем маленьким деткам, требуется ли специальная подготовка, и когда вообще ребёнку нужно ЭКГ?

Итак, сделать ЭКГ ребенку следует в следующих ситуациях:

  • На плановых профилактических осмотрах, перед поступлением в школу или детский сад, или при записи в спортивную секцию.
  • При любых жалобах на сердце, при головокружениях, обмороках, плохой переносимости физических нагрузок.
  • При выявлении шумов в сердце.
  • После заболеваний (бронхит, пневмония, острый тонзиллит).
  • Если есть хронические ЛОР-заболевания, регулярные ангины и т.д.

Одно из преимуществ этого метода – это безопасность и возможность проводить исследование детям любого возраста и любое количество раз.

Подготовка

Серьезную подготовку перед процедурой проходить не нужно. Важно только сделать так, чтобы во время процедуры ребенок сохранял спокойствие. Можно заранее поиграть с малышом «в доктора». Грудничков лучше приносить на ЭКГ либо во время сна, либо после приема пищи, когда они находятся в спокойном состоянии.

Порядок проведения процедуры

Ребенка нужно раздеть до трусиков и уложить на кушетку. Врач размещает на его теле специальные детские датчики – в районе груди, лодыжек и на запястьях. В нашем центре запись ЭКГ компьютерная, что значительно ускоряет процесс регистрации (всё исследование длится не более 5 минут). И, благодаря компьютерной программе, мы можем сохранять архив результатов пациента, наблюдать его в динамике.

Описание обычно выдаётся сразу. За точной интерпретацией результатов и диагнозом нужно обращаться к педиатру или детскому кардиологу.

Суточное мониторирование ЭКГ по Холтеру.

При необходимости дальнейшего дообследования работы сердца, довольно часто назначается суточное мониторирование ЭКГ по Холтеру. Сейчас данное исследование приобрело широкую популярность среди врачей всех специальностей из-за своей информативности и эффективности. Оно позволяет увидеть то, что не выявляет обычная ЭКГ: работу сердца не только в покое, но и при физической нагрузке, в ночное время; зафиксировать преходящие (непостоянные) нарушения сердечного ритма и проводимости, оценить состояние миокарда в динамике. У детей также особое внимание уделяется значениям частоты сердечных сокращений относительно рекомендуемых возрастных нормативов, оценивается степень нерегулярности ритма сердца и т.д..

Периодически у пациентов появляется вопрос: равнозначна ли суточная запись ЭКГ по Холтеру обычной ЭКГ. Мы отвечаем, что нет, так как это фактически два разных диагностических метода, которые могут дополнить друг друга, но не заменить.

Холтеровское мониторирование деткам проводится практически так же, как и взрослым – при помощи небольшого прибора, который прикрепляется под одеждой. Прибор совершенно безвреден и его действие не ощущается. Исследование можно делать детям любого возраста с любой периодичностью. Маленький пациент находится дома, ведёт обычный образ жизни. Как правило, единственное пожелание родителям – быть более внимательными к ребёнку и фиксировать виды его деятельности в специальный дневник.

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ)

В детской практике также достаточно часто применяется ещё один метод функциональной диагностики – электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Его цель – исследовать активность головного мозга. В первые годы жизни очень важно оценить развитие коры головного мозга и исключить наличие или отсутствие заболеваний. Данная процедура совершенно безвредна и подходит детям любого возраста, вплоть до новорожденных.

Показаниями к проведению ЭЭГ:

  • Проблемы со сном.
  • Потери сознания, головокружения.
  • Судороги и судорожные состояния.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Постоянные головные боли.
  • Энурез.
  • Задержки развития (физического, речевого, психического).
  • Нарушения речи.

Процедура проведения ЭЭГ

Новорожденные и дети первого года жизни во время процедуры находятся на руках у мамы. Ребенок в возрасте от 1 до 3 лет сидит (на стуле или на коленях у мамы). Ему на голову надевают шапочку, в которую вставляют электроды с проводками. Их смачивают водорастворимым гелем (безвреден и легко смывается водой), и дальше начинается регистрация активности мозга. Во время исследования детям показывают мигающий свет и включают прерывистые звуки. Детей старше 3 лет просят открыть и закрыть глаза, глубоко подышать. Вся процедура длится примерно 15-20 минут.

Во время записи ЭЭГ рекомендуется, чтобы ребенок был спокоен. Постарайтесь подготовить его к исследованию – пусть малыш будет сыт и полон сил. Детям постарше нужно рассказать, что их ждет и объяснить, что беспокоиться не нужно. Можно представить, что это игра, что вы будете играть в космонавтов, надевая «шлем». Для малышей с собой рекомендуется взять пустышку или бутылочку, для детей 1-3 лет – любимую игрушку или книжку, которые помогут отвлечься.

Заключение по ЭЭГ обычно можно получить в день исследования, однако интерпретацию результатов и окончательный диагноз делает детский невролог. Так как все маленькие дети индивидуальны, понятие возрастной нормы, несколько размыто. Важно понимать, что в процессе роста ребенка, результаты ЭЭГ могут меняться, ведь нервная система тоже растет и развивается.

В нашем Центре проводится ещё ряд обследований, относящихся к функциональной диагностике (спирография, суточное мониторирование АД, миография). Эти методы (в различном сочетании) представлены во всех филиалах ЦНМТ. И, благодаря единой базе, при необходимости, врач любой специальности может увидеть результаты обследований своего подопечного вне зависимости от места их прохождения. Записаться на исследование можно, как правило, в любой день, а в неотложных случаях — и без предварительной записи, по направлению или без него. Исследования проводятся на новом современном оборудовании, опытными квалифицированными специалистами, ориентированными на различный возраст пациентов и различную патологию. Мы найдём подход к любым пациентам: и молодым, и пожилым, и конечно же к детям! Будьте здоровы!

Первичный иммунодефицит у детей: тревожные признаки

Корсунский Илья Анатольевич

Первичный иммунодефицит (ПИД) – это состояние, при котором иммунитет человека не способен выполнять свою защитную функцию. Врожденные иммунодефицитные состояния, как правило, проявляются у детей в течение первых двух лет жизни и приводят к возникновению инфекций, которые необычайно трудно поддаются лечению, рецидивируют, быстро переходят в хроническую форму и в конечном счете являют собой угрозу для жизни ребенка.

Профильная медицинская организация, в которой проводится диагностика первичного иммунодефицита у детей в Москве, — Центр аллергологии и иммунологии ДГКБ №9 им. Сперанского.

Что нужно знать о первичном иммунодефиците?

1. Первичным иммунодефицитом нельзя заразиться, это почти всегда либо наследственное состояние, либо приобретенное во внутриутробном периоде. Ребенок с ПИД может родиться у совершенно здоровых родителей в результате случайной генной мутации.

2. Существует более 300 форм ПИД, среди которых как сравнительно легкие, так и тяжелые, опасные для жизни заболевания. С некоторыми формами ПИД пациенты могут жить до старости, при условии, что они будут получать надлежащую пожизненную терапию. В некоторых случаях специфической терапии не предусмотрено.

3. ПИД чаще всего проявляется в течение первых двух лет жизни, но при некоторых формах иммунодефицит может проявить себя и в более старшем возрасте.

4. Самое главное, что можно сделать – это вовремя диагностировать иммунодефицит. Симптомы этого состояния неспецифичны, поэтому велик риск «пропустить» тревожные сигналы. Между тем, для жизни и здоровья ребенка необходимо, чтобы он мог как можно скорее получать необходимое лечение. Российская детская клиническая больница и Институт иммунологии насчитывают около 2000 пациентов с первичным иммунодефицитом, однако детей с не диагностированным ПИД может оказаться во много раз больше.

Читайте также  Сколько спит грудничок в 3 месяца

Настораживающие признаки первичного иммунодефицита

Чаще всего, если ребенок болеет респираторными заболеваниями чаще 6-7 раз в год, его родители начинают беспокоиться: не говорит ли это об иммунодефиците? Чаще всего – нет, однако есть несколько тревожных сигналов, которые могут указывать на развитие ПИД.

Врачи-иммунологи советуют внимательно присмотреться к часто болеющим детям из вашего окружения. Если у ребенка есть два или больше тревожных признаков из перечисленных ниже, это повод для срочного обращения к врачу-иммунологу на предмет выявления первичного иммунодефицита.

1. Наличие диагноза ПИД у кого-то из близких родственников, случаи ранних смертей от инфекций, не поддающихся лечению.

2. Два или более тяжелых синуситов в течение года

3. Четыре или более тяжелых отитов в течение года

4. Две или более пневмоний в течение года

5. Длительная антибиотикотерапия (в течение двух месяцев и более), без эффекта или с минимальным эффектом.

6. Необходимость внутривенного введения антибиотиков для лечения инфекций.

7. Две или более глубоких генерализованных инфекций (менингит, сепсис, остеомиелит, септический артрит и другие).

8. У новорожденных: неспособность нормально прибавлять в росте и весе.

9. У детей от года: стойкая молочница полости рта или грибковая инфекция кожи и слизистых.

10. Повторные глубокие абсцессы кожи или внутренних органов.

Также могут вызвать опасение неясные эритемы у детей грудного возраста, нарушения переваривания в период грудного вскармливания, осложнения при вакцинации ребенка живыми ослабленными вакцинами (полиомиелит, БЦЖ).

Куда обратиться за помощью?

Обследование детей на предмет первичного иммунодецифита в Москве можно пройти в центре аллергологии и иммунологии Детской городской клинической больницы №9 им. Сперанского. Чтобы записаться на прием, обратитесь к участковому врачу-педиатру и попросите его выписать направление на консультацию к иммунологу.

Вы также можете обратиться в отдел платных услуг.

Специалисты Центра настоятельно рекомендуют не проводить самостоятельных обследований в частных клиниках, так как при консультации врача они могут быть бесполезны. Лучше сразу обратиться к специалисту и выстроить единую стратегию.

Консультативно-диагностический центр аллергологии и иммунологии находится по адресу:

Информация по ранней диагностике расстройств аутистичского спектра

Нарушения аутистического спектра (далее – РАС) – это комплекс нарушений созревания и развития психических функций. Включает в себя такие состояния, как аутизм, детское дезинтегративное расстройство, синдром Аспергера.

Общим для этих расстройств является нарушение коммуникативных способностей, ограниченный набор интересов и видов деятельности.

Основной метод диагностики РАС — динамическое наблюдение специалиста за поведением ребенка. В дополнение к основному методу проводятся психологическое, неврологическое и другие методы обследования.

Диагностика РАС должна быть проведена до 5-летненнего возраста.

Для этого существуют скрининговые методы обследования, задача которых – заподозрить РАС и начать его более углубленное обследование.

Поскольку скрининг не используется для выставления диагноза, его могут осуществлять как педагоги, врачи-педиатры, врачи детские психиатры, так и сами родители.

Основные индикаторы раннего детского аутизма:

Индикаторы аутизма в раннем возрасте:

  • отсутствие единичных слов в возрасте 16 месяцев;
  • отсутствие фразы из двух слов в 2 года;
  • отсутствие невербальной коммуникации (в частности, указательного жеста) в 12 месяцев;
  • потеря речевых или социальных способностей.

Индикаторы аутизма в дошкольном возрасте:

  • отсутствие речи или задержка ее развития;
  • особый зрительный контакт: не частый и очень короткий либо долгий и неподвижный, редко прямой в глаза, в большинстве случаев периферический;
  • трудности в имитации действий;
  • выполнение однообразных действий с игрушками, отсутствие творческой игры;
  • отсутствие социальной реакции на эмоции других людей, отсутствие изменения поведения в зависимости от социального контекста;
  • необычная реакция на сенсорные раздражители;
  • любая озабоченность по поводу социального или речевого развития ребенка, особенно при наличии необычных интересов, стереотипного поведения.

Индикаторы аутизма в школьном возрасте:

  • отсутствие интереса к другим людям, контактов со сверстниками;
  • большой интерес к неодушевленным предметам;
  • отсутствие потребности в утешении в ситуациях психологической необходимости;
  • наличие сложностей с ожиданием в социальных ситуациях;
  • неспособность поддерживать диалог;
  • увлеченность одной темой;
  • выполнение видов деятельности, наполненных малой креативностью и фантазией;
  • сильная реакция на изменения в привычном ежедневном графике;
  • любая озабоченность по поводу социального или речевого развития ребенка, особенно при наличии необычных интересов, стереотипного поведения.

Разработаны стандартизированные скрининговые инструментарии для раннего распознавания аутизма. Наиболее распространенным является CHAT — Шкала для раннего распознавания аутизма, предназначенный для первичной оценки развития ребенка в возрасте от 18 до 36 месяцев.

M-CHAT-R

Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста (для родителей)

М-CHAT создан для проведения скринингового обследования на выявление риска развития расстройств аутистического спектра (РАС) у детей в возрасте от 16 до 30 месяцев. Инструкция: Вам предстоит ответить на ряд вопросов, касающихся особенностей развития и поведения вашего ребенка, которые сформулированы в виде вопросов.

  1. Если вы наблюдали у своего ребенка нижеописанное поведение, то выберите соответствующий ответ «Да» или «Нет» и обведите его.
  2. Подсчитайте количество баллов.

Если вы показываете на что-то в другом конце комнаты, ваш ребенок на это смотрит? (Пример: Если вы показы­ваете на игрушку или животное, ребенок посмотрит на игрушку или животное)

Вы когда-нибудь предполагали, что ваш ребенок может быть глухим?

Ваш ребенок играет в воображаемые или сюжетно­ролевые игры? (Пример: Ребенок притворяется, что пьет из пустой чашки, делает вид, что говорит по телефону, понарошку кормит куклу или плюшевую игрушку)

Ребенку нравится забираться на различные предметы? (Пример: Ребенок любит залезать на мебель, на оборудо­вание детской площадки)

Ваш ребенок делает необычные движения пальцами перед глазами? (Пример: Ребенок перебирает пальцами около глаз)

Ребенок указывает пальцем, чтобы что-то попросить или получить помощь? (Пример: Ребенок указывает пальцем на лакомство или игрушку, до которой не мо­жет дотянуться)

Ребенок показывает пальцем, чтобы обратить внима­ние на что-то интересное? (Пример: Ребенок показывает пальцем на самолет в небе или на большой грузовик на дороге)

Ребенок интересуется другими детьми? (Пример: Ребе­нок наблюдает за другими детьми, улыбается им, идет к ним)

Ребенок приносит предметы и поднимает их, чтобы по­казать вам? (Пример: Ребенок показывает вам цветок, плюшевую игрушку или машинку)

Ребенок отзывается на свое имя? (Пример: Он или она смотрит на вас, говорит или лепечет, прекращает то, что сейчас делает, когда вы зовете его или ее по имени)

Когда вы улыбаетесь ребенку, он или она улыбается в ответ?

Ребенка расстраивают обычные звуки? (Пример: Ребенок начинает кричать или плакать от таких звуков, как шум пылесоса или громкая музыка)

Ребенок умеет ходить?

Ребенок смотрит вам в глаза, когда вы говорите с ним, играете или одеваете?

Ребенок пытается копировать то, что вы делаете? (При­мер: Машет рукой в ответ, когда вы прощаетесь, хлопа­ет в ладоши, издает смешные звуки)

Если вы обернетесь и посмотрите на что-нибудь, ваш ребенок обернется, чтобы увидеть, на что вы смотрите?

Ребенок старается сделать так, чтобы вы посмотрели на него? (Пример: Ребенок смотрит на вас, ожидая похва­лу, или говорит «гляди» или «посмотри на меня»)

Читайте также  Стихи про 1 месяц ребенку от мамы

Ребенок понимает то, что вы говорите ему или ей? (Пример: Если вы не будете ничего показывать руками, ребенок поймет такие фразы как «положи книжку на стул» или «принеси мне одеяло»)

Когда случается что-то необычное, ребенок смотрит на ваше лицо, чтобы понять, как вы к этому относитесь? (Пример: Если ребенок слышит странный или непри­вычный звук или видит новую игрушку, он или она смотрит на ваше лицо)

Вашему ребенку нравятся подвижные занятия? (Пример: Когда его качают на качелях или раскачивают на коленях)

Обработка результатов:

Низкий риск: Общий результат – 0-2 балла. Если ребенок младше 24 месяцев, рекомендуется провести повторное тестирование после 2-х лет.

Средний риск: Общий результат 3-7 баллов. Обсудите результаты теста с педиатром попросите его прокомментировать вашу анкету.

Высокий риск: общий результат – 8-20 баллов. Вашему ребенку обязательно требуется диагностическое обследование для раннего вмешательства.

Состояние ребенка проводит диагностику

При появлении патологических состояний в детском возрасте требуется специфическая диагностика, которая не всегда доступна методами, безопасными для взрослого человека. В данном случае способы обследования подбираются персонально, учитывая возраст больного. Особое место занимают неврологические заболевания, доступные не для всех стандартных исследовательских технологий.

Что такое синкопальное состояние

Синкопе – это кратковременная утрата сознания, вызванная нарушением нормального кровообращения в мозге. Второе название аномалии – обморок. Данное состояние является часто встречающейся проблемой среди молодого населения. По статистике около 15% здоровых детей хотя бы раз испытывали синкопе.

Следует различать полное выпадение из сознания, когда оно утрачивается внезапно, сопровождается падением постурального мышечного тонуса, а затем так же внезапно восстанавливается, и пресинкопальные моменты, когда человек находится в предобморочном состоянии, не теряя контроля над собственным телом.

Основная часть фиксируемых обмороков у детей носит доброкачественную природу и не требует госпитализации/лечения. Около 80% случаев относятся к этой категории. Остальные 20% обусловлены неврологическими, кардиологическими заболеваниями, требуют медицинского контроля.

Чем отличается обычный обморок от патологического

Обмороки классифицируются по степени качества. Так, доброкачественные синкопе имеют следующую природу:

• нейрогенные;
• ортостатические;
• вазовагальные;
• рефлектрные.

Классические нейрогенные и вазовагальные обмороки развиваются на фоне длительного пребывания в вертикальном положении. Так, ребенок, вынужденный долго стоять в одной позе во время школьной линейки из-за несовершенства кровеносной системы и повышенной способности к расширению вен, рискует потерять сознание. Длительное стояние приводит к тому, что основной объем крови отходит в нижнюю часть тела, наступает кислородное голодание мозга.

После длительных или интенсивных физических нагрузок также возможна кратковременная потеря сознания. Это происходит из-за редистурбации (притока) крови к расширившимся кровеносным каналам скелетной мускулатуры. Это не связывается с опасными осложнениями, если случай единичный или повторяется не регулярно. Если можно установить прямую связь с полученными нагрузками, а после инцидента ребенок чувствует себя удовлетворительно, госпитализация не требуется.

Когда проявившийся синкопе не связывается с перечисленными причинами, необходимо провести дифференциальную диагностику, которая призвана выявить первоисточник патологии. Он может связываться с эпилептическим поражением мозга, гликемией, гипергликемией, тяжелыми аритмиями, анафилаксией и конфигуративными болезнями сердца.

Учебное видео причин потери сознания и видов коллапса

Как определить природу патологии

На начальном этапе проводится дифференциация доброкачественного синкопе от злокачественного. Врачу-педиатру необходимо тщательно собрать анамнез, выяснить, есть у старших родственников системные заболевания, включая эпилепсию, сахарный диабет, нарушения метаболизма, кардиомиопатии, аритмии. Также нужно выяснить, не было ли случаев внезапной смерти у родственников, младше 50 лет, которая случилась из-за сердечного заболевания.

Важным шагом в определении природы аномалии служит выяснение обстоятельств, при которых возник обморок. Пострадавшему нужно вспомнить и описать, что он ощущал до потери сознания, рассказать, не было ли физических, эмоциональных нагрузок до начала эпизода. Врач должен спросить, как до этого случая ребенок переносил физические нагрузки, не было ли в обозримом прошлом травм головы.

После сбора анамнеза подключается аппаратная диагностика, призванная дать полные данные о состоянии пациента. Применяются следующие исследовательские методы:

1. Электрокардиограмма. Показывает изменения в функционировании сердца.

2. Лабораторная аналитика крови. Призвана определить, нет ли перекоса химических элементов в составе крови, из-за которых случаются частые обмороки. Оцениваются показатели уровня глюкозы, железа (при анемии), ионограмма, а также общая морфология крови.

3. МРТ головного мозга. Применяется при сложных состояниях, предрасположенности к эпилепсии, признаках сосудистых заболеваний мозга, роста опухолей, менингита, гидроцефалии, перенесенной травме.

Если изменений в данных ЭКГ и анализах крови не обнаруживается, а доброкачественная природа патологии не подтверждается, необходимо прицельное исследование головного мозга. Проводится оно в клинических условиях на догоспитальной стадии, если ребенок чувствует себя удовлетворительно.

Причины потери сознания - синкопе

Симптомы неврологического синкопе

Прямыми показаниями к экстренному обращению в медицинское учреждение служат следующие признаки развивающейся в организме патологии:

• длительность потери сознания более минуты;
• судорожные парезы во время синкопе;
• очаговая мозговая симптоматика;
• явная сердечная аритмия;
• сильная сонливость после случившегося приступа.

Проверка сердечной деятельности необходима в случаях, когда приступы синкопе случаются при каждом увеличении физической нагрузки, а также при частых испугах или усилении сердцебиения, болезненности в области груди. Дальнейшая диагностика проводится, если на первичном обследовании были обнаружены следующие изменения:

• признаки сердечной недостаточности;
• громкие сердечные шумы (из-за возможного стеноза аортального клапана, гипертрофической кардиомиопатии с обструкцией выходного трака);
• аритмия;
• медленная сердечная деятельность;
• постоянные головные боли;
• тошнота, не связанная с едой, потеря апатита;
• двигательная раскоординация;
• сниженное/повышенное артериальное давление.

Обязательно продолжить стационарную диагностику нужно при изменениях в записи ЭКГ. Это могут быть нарушения АВ-проводимости, удлиненное QT, тахикардия желудочков, синдром перевозбуждения, желудочковая гипертрофия, ишемическое поражение миокарда.

Лучшие варианты диагностики в детском возрасте

Наиболее безопасными способами исследования в детстве признаются электрокардиографические скрининги и магнитно-резонансная томография. Последняя методика отличается наибольшей информативностью среди всех остальных технологий. Она не применяет рентгеновское излучение, что также важно при обследовании организма ребенка. МРТ головного мозга в случае неврологических признаков поможет быстро получить исчерпывающие данные о возможном заболевании, найти микроскопические очаги дегенерации тканей, опухоли, кисты, сосудистые мальформации. Повторять диагностику на магнитно-резонансном томографе можно столько раз, сколько требует клиническая ситуация, в том числе, в профилактических целях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: