Социальная диагностика детей сирот

Справка по результатам диагностики эмоционального состояния и степени комфортности проживания детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в замещающих семьях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологическое обследование Г.Д. 09.05.2007 года рождения проживающего по адресу: Р область, г. М, ул. проведено на основании письма Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 24/2.3-303 от 15.01.2021«О недопущении случаев жестокого обращения с детьми-сиротами замещающими родителями».

Просмотр содержимого документа
«Справка по результатам диагностики эмоционального состояния и степени комфортности проживания детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в замещающих семьях.»

по результатам диагностики эмоционального состояния и степени комфортности проживания детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в замещающих семьях.

Г. Д . 09.05.2007 года рождения

обучающийся 5Б класса МБОУ СОШ № 2 г. М

Психологическое обследование Г.Д. 09.05.2007 года рождения проживающего по адресу: Р область, г. М, ул. проведено на основании письма Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 24/2.3-303 от 15.01.2021«О недопущении случаев жестокого обращения с детьми-сиротами замещающими родителями».

Психологическая диагностика эмоционального состояния и степени комфортности проживания ребенка в замещающей семье проведена в период с 17.02.2021 по 25.03.2021г. В качестве инструментария были выбраны наблюдение, нестандартизированное интервью, проективная методика «Три дерева», экспертный опрос педагога, осуществляющего индивидуальное обучение обучающегося с интеллектуальными нарушениями.

По результатам проведенного психологического обследования установлено, что опекун развивает познавательные интересы ребенка: оказывает помощь в освоении АООП основного общего образования, организации домашнего учебного труда, вместе с ребенком просматривают и обсуждают телепередачи, читают книги, беседуют о прочитанном, поощряет любимые занятия ребенка. Обучающийся вовлечен в процесс социализации, посещает общешкольные внеклассные мероприятия, психокоррекционные и логопедические занятия.

Благоприятная семейная обстановка характеризуется сниженным уровнем конфликтности, такие качества как тревожность, враждебность, чувство неполноценности, выражены незначительно. Опекун М.Н.И. наиболее близкий и значимый для Д. взрослый. В группе детей, проживающих в замещающей семье социальная роль мальчика – «предпочитаемый».

Во время обследования обучающийся демонстрирует примитивизацию речи, признаки интровертированности, доброжелательное поведение в фазе активности, в фазе пассивности – вялость, упадок сил. Испытывает затруднения при установлении дружеских отношений со сверстниками, сопереживает и помогает окружающим, имеет незначительные навыки социального взаимодействия в группе сверстников и умения устанавливать дружеский контакт.

Мимика, пантомимика обучающегося соответствуют соматическому состоянию, актуальному уровню личностного развития.

Признаки эмоционально-психологического неблагополучия ребенка (негативная агрессия, повышенная тревожность, повышенное функционирование защитных механизмов психики, наличие сильного внутреннего напряжения, подавленные протестные реакции) не выявлены.

В процессе взаимодействия с семьей Дениса проведена консультация опекуна М. Н.И., даны рекомендации по созданию комфортных условий проживания мальчика в замещающей семье.

Директор школы _____________ (подпись)

по результатам диагностики эмоционального состояния и степени комфортности проживания детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в замещающих семьях.

Р.Р. 13.07.2008 года рождения

обучающийся 6 Б класса МБОУ СОШ № 2 г. М

Психологическое обследование Р.Р. 13.07.2008 года рождения проживающего по адресу: Р область, г. М, ул. проведено на основании письма Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 24/2.3-303 от 15.01.2021«О недопущении случаев жестокого обращения с детьми-сиротами замещающими родителями».

Психологическая диагностика эмоционального состояния и степени комфортности проживания ребенка в замещающей семье проведена в период с 17.02.2021 по 25.03.2021г. В качестве инструментария были выбраны наблюдение, нестандартизированное интервью, проективная методика «Три дерева», экспертный опрос классного руководителя.

Описание особенностей поведения Р в ходе обследования. Обучающийся контактен, на вопросы отвечает сдержанно, исполнителен.Отмечается позитивный фон настроения, отношение к обследованию заинтересованное, выжидательное. При предьявлении инструкции сконцентрирован, задает уточняющие вопросы.Мимика бедная, невыразительная.

Произвольная регуляция собственной деятельности соответствует ситуации. Способность к волевому усилию недостаточна. Не проявляет настойчивости при встречающихся трудностях.

По результатам проведенного психологического обследования установлено, что опекун развивает познавательные интересы ребенка: оказывает помощь основного общего образования, организации домашнего учебного труда, вместе с ребенком просматривают и обсуждают телепередачи, читают книги, беседуют о прочитанном, поощряет любимые занятия ребенка.

Роман в общении ориентирован на ровесников, стремлению к равноправным отношениям, часто застенчив, улучшилось вербальное обозначение базовых эмоций страха, переживания, радости. Развитие речи отмечается увеличением количества синонимов, обозначающих эмоции.

Эмоции носят положительную направленность. Неустойчивость настроения незначительна, занимает социальную позицию «предпочитаемые» в классе. Особую эмоциональную роль в замещающей семье отводит дяде, проживающему с ним.

Признаки эмоционально-психологического неблагополучия ребенка (негативная вербальная или физическая агрессия, повышенная тревожность, повышенное функционирование защитных механизмов психики, наличие сильного внутреннего напряжения, подавленные протестные реакции) не выявлены.

В процессе взаимодействия с семьей Р. проведена консультация опекуна даны рекомендации по созданию комфортных условий проживания мальчика в замещающей семье.

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ,ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Диагностика занимает важное место среди технологий социальной работы. Н.М. Платонова утверждает, что социальная диагностика представляет собой начальный аналитический этап основной схемы социальной работы, включающий дифференцированное, индивидуализированное и точное определение проблем людей, условий и их взаимосвязи [3, с. 248].

Как считает Е.И. Холостова, социальная диагностика – многозначный термин, под которым в науке прежде всего подразумевают процесс определения и сущностной характеристики социальных явлений и процессов, который выступает как необходимая первая ступень для последующего анализа этих процессов и явлений[4 , с. 112].

Диагностика позволяет получить объективную и достоверную информацию о психологическом состоянии для дальнейшей работы над положительными изменениями в поведении детей сирот, поэтому в работе с детьми-сиротами необходимо правильно поставить диагноз и найти пути решения.

По нашему мнению, социальная диагностики определяем как комплексный процесс исследования социального явления в целях выявления, распознания и изучения причинно – следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития.

С психологической точки зрения социальный диагноз – это суждение о том, в каком это- состоянии находится человек, путем наблюдения за эго- состояниями, в которых находится другие люди при общении с этим человеком.

Социальный диагноз, выступающий как научное заключение о состоянии социального здоровья рассматриваемого объекта или социального явления, основан на всестороннем и систематическом наблюди и изучении. Такое наблюдение и изучение предполагает не только выявление причинно- следственных связей и побудительных мотивов поведения объектов или явлений. Это творческий и трудоемкий процесс, который не стандартизируется.

Социальная диагностика включает в себя ряд эмпирических методов, таких как интервьюирование, анкетирование и другие методы. Эти методы, в общем, помогают нам лучше разобраться в ситуации, найти проблему, причины её появления. Диагностика как процесс состоит из нескольких этапов. На первом этапе происходит предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение общего представления об клиенте. Следующий этап предполагает проведение общей и специальной диагностики, т.е. происходит поиск проблем и их углубленное изучение. Далее, следует построение выводов.

Главная задача диагностики заключается не только в том, чтобы поставить «точный» диагноз, а также в оказании посильной и своевременной помощи детям.

Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.

Л.В. Мардахаев считает, что социальная адаптация характеризует активное приспособление человека к условиям социальной среды, благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для социализации, самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм[2, с. 247].

Социальная адаптация является одной из ведущих технологий социальной работы с детьми сиротами и с детьми, оставшимися без попечения родителей. Социальная работа с детьми сиротами и с детьми, оставшимися без попечения родителей, является важной частью адаптации. Ребенку необходима особая помощь и особый подход для обеспечения в дальнейшем нормальной социализации в обществе. Так же социальная работа направлена на сведение к минимуму негативных последствий проживания ребенка без семьи. Основное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, устройстве, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации.

Читайте также  Лимонад рецепт в домашних условиях для детей

Социальная адаптация приобретает исключительную актуальность в переломные периоды как жизнедеятельности так и социальных реформ. Процесс адаптации рассматривается в различных сферах жизнедеятельности: профессиональной, бытовой, политико-правовой и др.

Проблемы адаптации рассматриваются в нескольких направлениях: биологическом, медицинском, педагогическом, психологическом, социологическом и т.д.

Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности. В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды. Человек как активный субъект осваивает и использует основные технологии к которым относятся управленческие, экономические, психологические, педагогические. Фактически все элементы участвуют в формировании личности через механизм адаптации, которая является неотъемлемой составной частью.

Одна из ступенек к социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в обществе начинается с адаптации их к жизни в детском доме.

Период адаптации включает в себя создание позитивной обстановки, возможности для гармоничного развития, общения. Большое внимание уделяется выработке положительного отношения к требованиям дисциплины, режима дня, установление доверительных контактов с воспитателями.

Чтобы адаптация происходила наиболее благоприятно для ребенка, следует соблюдать последовательность в накоплении информации, характеризующей воспитанника. Социальная адаптация должна быть направлена на преодоление психологического барьера (настороженность, недоверие), перестройку самооценки. Особое место на данном этапе занимают беседы, тренинги, наблюдения.

Адаптация детей к условиям детского дома способствует положительный опыт общения у воспитанников: представление о групповых нормах общения, навыки конструктивного общения со сверстниками и взрослыми в стенах учреждения и за пределами. Необходимо создать положительный эмоциональный климат в коллективе, оказать помощь ребенку в осознании своих эмоций и чувств, формировать навыки оценки и разрешения жизненных ситуаций. Большим успехом и высокой эффективностью обладают коллективное рисование, чтение сказок по ролям, игры. После занятий отмечается положительная динамика в социально-поведенческой сфере, в межличностных отношениях, эмоциональных контактах .

Особой процедурой технологизации социальной работы является коррекция. Она призвана помочь лицам, испытывающим определенные проблемы в социальном функционировании. В отличие от профилактики коррекция нацелена не на предупреждение негативного развития, а на его преодоление, на исправление отклонений от общейпринятых моделей восприятий реальной действительности и поведения в социуме. Поэтому коррекционная работа затрагивает психологическую, педагогическую, социально- средовую, этическую и другие сферы жизнедеятельности индивидуума, семьи, коллектива [1, с.186].

Коррекционная деятельность направлена на изменение к лучшему социальных процессов, протекающих в обществе, ослабление или преодоление их негативных проявлений. Коррекция призвана нормализовать психологическое состояние личности, улучшить отношения внутри семьи, коллектива. Позитивное коррекционное воздействие может активизировать процесс самопомощи лица, нуждающегося в социальной поддержке, мобилизивать его усилия на преодоление проблем.

П.Я. Циткилов считает, что социальная коррекция – это профессиональное воздействие на социальный объект с целью изменения к лучшему его психологического состояния, мотивационно – поведенческой модели и предупреждения негативных отклонений в социальном функционировании. Степень действенности коррекции во много определяется подготовленностью специалистов, использующих ее в социальной работе [5, с.150-151.].

Социальная коррекция позволяет изменить к лучшему состоянию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преодолеть негативные отклонения в его социальном функционировании. Психологическое воздействие включает в себя разнообразные индивидуальные и групповые средства социально — коррекционной работы, которые направлены на изменение отношения детей- сирот к тому, что происходит с ними и вокруг них, на выработку и развитие терпения, понимания, способности видеть положительное и опираться на него.

1. Гринёва, Е.А. Технологии социальной работы с девиантной молодежью / Е.А Гринёва // Социокультурный менеджмент: содержание, проблемы, перспектив: материалы III международной научно-практической конференции/ под ред. И.А. Плоховой.- Ульяновск: УлГПУ, 2014. С.183 – 188

2.Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев. – М. : Издательство Юрайт, 2013. – 817 с.

3.Платонова, Н.М. Теория и методика социальной работы /Н.М. Платонова, Г.Ф. Нестерова. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с.

4.Холостова, Е.И. Технология социальной работы: учебник для бакалавров / Е.И. Холостова, Л.И. Кононовой. – М. : Издательство Юрайт, 2014. – 503 с.

5.Циткилов, П.Я. Технология социальной работы: Учебное пособие / П.Я. Циткилов. – М.: «Дашков и К°»; Наука-Спектр, 2011. – 448 с.

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — воспитанников интернатных учреждений

Гусарова, А. Е. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — воспитанников интернатных учреждений / А. Е. Гусарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 276-278. — URL: https://moluch.ru/archive/208/51125/ (дата обращения: 26.10.2021).

В данной статье рассматриваются адаптационные процессы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к жизни в интернатном учреждении, а также выделяются основные формы и методы социальной работы с воспитанниками, по их адаптации и успешной социализации.

Ключевые слова: дети-сироты, институт семьи, социальная адаптация, социальная работы, интернатные учреждения.

Социальная ситуация развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуется ранней депривацией данной категории детей, отсутствием полноценных взаимоотношений со значимыми взрослыми, воспитанием в условиях учреждения, где организация жизни далека от семейной. Все эти факторы порождают проблемы внутренней нестабильности, агрессивности, трудности в общении, формирование позиции иждивенчества, недостаточное развитие индивидуальности. Данные особенности личности и поведения затрудняют социальную адаптацию воспитанников интернатных учреждений, выступаю своего рода барьерами.

Эти и многие другие барьеры социальной адаптации для своего преодоления требуют подчас значительных усилий, которые оказываются не под силу одному человеку. Именно поэтому необходима деятельность специалистов по социальной работе и других специалистов интернатных учреждений (психологов, педагогов, воспитателей) по организации и осуществлению процесса социальной адаптации воспитанников [1, c.58].

Процесс социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений состоит из нескольких этапов, которые подразумевают определенную технологичность в работе:

  1. Первый этап — подготовительный. Он начинается с момента поступления ребенка в учреждение.

Когда ребенок попадает в учреждение, перед ним встает проблема вынужденной адаптации к новым условиям с длительной перспективой. Для того, чтобы помочь ему адаптироваться в новых условиях, специалистам необходимы сведения о характерологических особенностях этого ребенка, его склонностях и интересах, установках и привычках. Главная задача на данном этапе — проведение психологической и социальной диагностики. Для этого используются различные методы: беседа, интервью, наблюдение, метод тестирования, биографический метод и др. Социально-психологическая диагностика позволяет выявить личностные особенности воспитанников, их потребности, способности и интересы, круг общения, проблемы.

Также необходимо выработать прогнозы социального развития воспитанников с учетом их индивидуальных особенностей и в дальнейшем отслеживать динамику, обозначить направления социально-профилактической работы с воспитанниками группы социального риска.

На данном этапе необходима работа с психологической травмой ребенка, заключающейся в разрыве с семьей, проработка негативного опыта. В данной работе используются преимущественно методы игровой терапии, арт-терапии (собственно арт-терапия, сказкотерапия, музыкотерапия и др.), а также различные релаксационные упражнения. Основная задача вышеперечисленных методов — помочь ребенку выразить свои переживания в наиболее приемлемой для него форме (через игру, рисунок и т. д.), что позволяет ему освободиться от болезненных внутренних переживаний, связанных с негативным эмоциональным опытом.

  1. Второй этап — включение в социальную группу, предполагающее помощь воспитаннику в адаптации к условиям учреждения.
Читайте также  Гимнастика маленькие дети видео

На данном этапе необходимо ознакомить воспитанника с учреждением, персоналом (разъяснить цели и задачи учреждения, познакомить с распорядком дня, расположением служб помощи и администрации). При этом могут использоваться разнообразные методы: беседа, консультирование, рассказ о досуге и быте учреждения (в форме стендов, альбомов, с помощью разных технических средств и т. д.) — все это должно способствовать адаптации, снизить неуверенность, тревожность воспитанника.

Успех социальной адаптации на данном этапе зависит от многих факторов: подбора комнаты и соседей, психологического климата, традиций и т. д.

Создание благоприятного психологического микроклимата осуществляется совместно всем коллективом учреждения (специалистами по социальной работе, педагогами, психологами, воспитателями, медицинским персоналом и т. д.). При этом специалист по социальной работе в этом процессе выполняет координирующую роль, осуществляя взаимодействие с членами коллектива, участвуя в разрешении возникающих конфликтных ситуаций, представляя интересы воспитанников.

На данном этапе очень важно сочетать как индивидуальные, так и групповые формы работы (например, социально-психологические тренинги, направленные на сплочение воспитанников и др.). Во многих интернатных учреждениях разрабатываются программы социальной адаптации воспитанников, которые включают: трудовую деятельность, общественную занятость, досуг, общение. Специалист по социальной работе осуществляет организацию учебной, трудовой, досуговой деятельности воспитанников.

Р. В. Овчарова обозначает, что социальная адаптация детей в условиях детского дома предполагает [2, c.147]:

– самоконтроль поведения, противостояние негативным влияниям;

– адекватное отношение к педагогическим воздействиям;

– гармонизацию взаимоотношений взрослых и сверстников;

– активное участие в жизни детского коллектива.

  1. Третий этап — социальная адаптация к жизни в социуме. На этом этапе работа направлена на усвоение воспитанниками социально полезных ролей через участие в социальной деятельности, приобретение нового социального опыта, знаний, умений и навыков.

Этот этап очень важен, и можно сказать, что он длится в течение всего времени пребывания ребенка в учреждении, так как детский дом или интернат — временное место пребывания детей-сирот, которое они покидают после достижения совершеннолетия. От того, насколько сумеет подготовить детский дом воспитанников к самостоятельной жизни, зависит успешность их адаптации в обществе.

Выделяют следующие основные направления социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений:

В содержание социально-трудовой адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, включены следующие компоненты:

– создание условий для профессионального самоопределения;

– формирование навыков к обучению;

– приобретение опыта производственных отношений [3, c.97].

Индивидуально-личностная адаптация воспитанников интернатных учреждений включает:

– формирование самосознания у детей;

– формирование коммуникативных навыков (навыков общения, умения слушать, стратегий поведения в конфликтных ситуациях);

– развитие эмоциональной сферы (осознание проявления эмоций, поиск путей их выражения в социально приемлемой форме).

Социально-бытовая адаптация подразумевает формирование у детей-сирот конкретных знаний и навыков, необходимых в самостоятельной жизни (навыки ухода за собой, ведения домашнего хозяйства и т. д.).

Семейная адаптация детей, проживающих в интернатных учреждениях, является важным направлением их социальной адаптации. Она ориентирована как на подготовку детей к самостоятельной семейной жизни, так и к жизни в замещающих семьях.

Замещающая семья — семейная форма воспитания детей, в которой родители (воспитатели) не являются биологическими родителями ребенка.

К замещающим семьям относятся семьи усыновителей, опекунов (в том числе родственная опека), приемные, патронатные семьи, семейно-воспитательные группы, а также «гостевые семьи» (семьи, принимающие ребенка на временный срок — до одного месяца, в исключительных случаях — до трех месяцев).

Содержание семейной адаптации воспитанников интернатных учреждений включает:

– осознание и принятие своего семейного опыта;

– формирование полоролевой идентификации, выстраивание отношений с противоположным полом;

– формирование представлений о взаимоотношениях в семье;

– формирование представлений о собственной будущей семье, воспитании детей;

– формирование семейных установок и готовности к созданию семьи.

Основными методами и формами работы по социальной адаптации детей-сирот к жизни в обществе являются:

– специальные занятия, лекции, тренинги, деловые игры, направленные на получение детьми разностороннего социального опыта;

– организация работы секций, мастерских, кружков, обеспечивающих развитие различных адаптационных компетенций;

– экскурсии, поездки, путешествия, способствующие расширению кругозора воспитанников и обеспечивающие знакомство с культурными нормами, традициями;

– организация комнат социально-бытовой адаптации;

– профориентационные мероприятия, способствующие профессиональному самоопределению, знакомящие воспитанников с различными профессиями, специальностями;

– арт-терапия и другие [5, c.162].

Подводя итоги, можно сказать, что процесс социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений состоит из нескольких этапов: подготовительного, этапа включения в социальную группу и адаптации в учреждении, этапа адаптации к жизни в социуме, который включает социально-трудовую, индивидуально-личностную, социально-бытовую и семейную адаптацию. Последний этап является очень важным и длится на протяжении всего время пребывания воспитанника в учреждении.

В настоящее время в адаптации воспитанников к социуму акцент делается, как правило, на социально-трудовую и социально-бытовую адаптацию. В то время как вопрос семейной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является не менее, а в некоторой степени даже более актуальным. Данный факт демонстрирует статистика: чаще распадаются браки, заключенные выпускниками интернатных учреждений; среди тех, кто отказывается от своих детей в роддоме, на первом месте молодые матери из числа детей-сирот. Эти показатели свидетельствуют о том, что дети-сироты часто оказываются неспособными создать благополучную семью и сохранить ее.

Важнейшим условием предотвращения возвратов приемных детей и эффективности воспитания детей в замещающей семье является не только организация подбора и подготовки семей, но и подготовка детей к семье с целью изучения индивидуальных особенностей ребенка, а также с целью компенсации последствий негативного, травматичного опыта семейных отношений. При подготовке детей, воспитывающихся в интернатном учреждении к жизни в замещающей семье важно изучить их представления о семейной системе, внутрисемейных взаимоотношениях, семейных ролях.

В настоящее время проблема исследований представлений о семье и семейных отношениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей актуальна. Однако быстро меняющаяся социальная действительность, изменение семьи как социального института требует новых подходов к изучению представлений о семье и семейных взаимоотношениях воспитанников интернатных учреждений.

Как в центрах для детей-сирот помогают воспитанникам обрести семьи

Принять ребенка на воспитание — важный шаг, перед которым предстоит пройти тщательную подготовку. Как сделать так, чтобы первая встреча с ребенком прошла максимально комфортно и стала началом новой счастливой истории? Рассказывают специалисты службы содействия семейному устройству центра «Возрождение».

«Как бы ни было хорошо детям в нашем центре, главное для ребенка — это семья, родители и собственный дом, полный заботы и любви. И главная цель нашей работы — сделать все от нас зависящее, чтобы дети росли и воспитывались в семье», — говорит директор «Возрождения» Марина Минакова. В этом году 12 воспитанников центра обрели семью.

Этапы большого пути

Познакомиться с ребенком можно несколькими способами. Например, через Региональный банк данных или портал «Моя новая семья»«. Кроме того, можно прийти на дни открытых дверей, которые проводят учреждения для детей-сирот. Расписание публикуется на портале «Моя новая семья» и на страницах центров содействия семейного воспитания в соцсетях.

Первая встреча — очень ответственный момент и для кандидатов, и для ребенка, и для специалистов отдела семейного устройства, ведь от нее зависит самое важное — сложится ли семья.

«Конечно, мы готовимся заранее: даем рекомендации потенциальным родителям, исходя из возраста ребенка и его личностных особенностей. На этом этапе подключаем к работе психологов, медиков, воспитателей», — поясняет специалист по социальной работе Ольга Лучина.

По ее словам, для каждого детского возраста есть свои рекомендации. Встреча с дошкольником должна пройти максимально естественно, в игровой форме, в присутствии педагога и психолога. Организуется совместная деятельность, игра, в процессе которой с малышом легче взаимодействовать. Можно сложить пазлы, собрать конструктор, поиграть в машинки.

Читайте также  Режим ребенка с употреблением не

«Ребенок младшего школьного возраста уже понимает или чувствует, для чего организована встреча. Поэтому с ребятами мы проводим подготовительные беседы, в которых принимают участие психолог, социальный педагог, воспитатель, и только затем происходит знакомство», — говорит Ольга Лучина.

Ольга отмечает, что утверждение, как будто большинство кандидатов в усыновители хочет принять в семью только малышей или младших школьников, не совсем корректно: «Возраст детей — не препятствие для обретения семьи. У нас, например, есть замечательная история 17-летнего Ильи, у которого появились друзья — супружеская пара волонтеров Ольга и Алексей. У них сложились очень доверительные отношения, и вот совсем недавно они стали одной семьей».

Что дальше?

Если знакомство прошло успешно, специалисты рекомендуют провести еще несколько встреч. Это можно сделать в учреждении или даже на нейтральной территории и без участия сотрудников центра, если ребенок уже не очень маленький.

«Это может быть поездка в парк или зоопарк, посещение детского развлекательного мероприятия — при выборе места обязательно учитываются интересы ребенка. Следующая встреча обычно происходит дома (это уже территория кандидатов). Если мы видим, что ребенку очень нравится общение, то переходим к гостевому режиму: ребенка приглашают домой на выходные, каникулы и праздничные дни», — продолжает специалист «Возрождения».

Как правило, на данном этапе у кандидатов возникает больше всего вопросов, но специалисты центра всегда на связи с ними и с ребенком.

Семейное гнездо

В центре «Возрождение» немало счастливых историй, когда приемные родители и дети обретали друг друга и становились одной крепкой семьей. Больше того — по словам педагога-психолога, методиста Ольги Агафонниковой, семьи, уже имеющие опыт приемного родительства и выпустившие во взрослую жизнь детей, часто готовы его повторить: «Они стремятся реализовать нерастраченную родительскую энергию, даря тепло другим детям, попавшим в сложную жизненную ситуацию. Так можно описать историю одной семьи, принявшей на воспитание пятерых ребят из нашего центра. Супруги сразу признались в желании иметь большую семью. Их родные дети уже выросли, а силы и энтузиазм для помощи подрастающему поколению не исчерпался. Решение пришло быстро. Пятеро детей разного возраста и характера стали названными братьями и сестрами».

Пятеро детей — это не просто пять разных судеб. Это еще и разные учебные учреждения, разные увлечения, разные потребности. Было непросто, но ресурсности семьи хватило, и сегодня эти пятеро — уже взрослые люди, готовые помогать семье в воспитании вновь принятых ребят.

Где один, там и трое

В июле 2020 года в «Возрождение» поступило три малыша: два брата и сестренка. Нужна была семья, готовая принять сразу троих. И такая нашлась.

«Да, это тройная ответственность, но и радости в три раза больше! Смотреть, как дети растут, развиваются, улыбаются, засыпают и просыпаются. Это особенное счастье, и мы благодарим всех, кто помог нам его обрести! Мы поддерживаем связь с сотрудниками центра, в любой момент можем посоветоваться, получить консультацию по всем вопросам, связанным с адаптацией и воспитанием детей. Это придает нам уверенность», — говорят супруги, взявшие на воспитание очаровательную троицу.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Министерство каждому по потребностям

К 2024 году Минтруд может замкнуть на себя все полномочия в сфере семейной политики

К 2024 году управление органами опеки и организациями для детей-сирот будет осуществлять только одно министерство вместо нескольких. По мнению ряда чиновников социальной сферы, наиболее эффективно реализовать полномочия в этой сфере сможет Минтруд. Такое решение выглядит логичным с учетом, с одной стороны, уже происшедшего расширения функционала ведомства при построении системы распределения пособий для детей, с другой, в свете будущих планов ведомства по переводу всех мер поддержки в «социальное казначейство».

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ / купить фото

К 2024 году в Минтруде может быть сконцентрировано управление всеми основными институтами в сфере семейной политики. Такие перспективы в понедельник обсуждались на заседании Совета при президенте по реализации госполитики в сфере защиты семьи и детей, посвященном поддержке и развитию института семьи и профилактике социального сиротства.

Как заявила вице-премьер Татьяна Голикова, до 2024 года организации для детей-сирот и органов опеки и попечительства перейдут в управление одного министерства.

Сейчас они находятся в совместном ведении Минтруда, Минздрава и Минпросвещения — и, по словам вице-премьера, в ряде случаев это препятствует работе и создает трудности, особенно для семей с детьми, которые остались без родителей. Также, подчеркнула Татьяна Голикова, сейчас законодательство не конкретизирует структуру и полномочия органов опеки и попечительства, «решения на сегодняшний день принимаются на региональном уровне и зачастую носят разнонаправленный характер».

По мнению ряда чиновников, занимающихся вопросами социальной сферы, лучшим решением будет передача этих полномочий в Минтруд. Как заявила в ходе заседания совета глава Совета федерации Валентина Матвиенко, ведомство должно стать «структурой, которая полностью отвечала бы за комплексное администрирование вопросов семейной политики».

«В работе с семьей также задействованы Минздрав, МВД и другие ведомства. Получается, что единого центра управления семейной политикой на федеральном уровне у нас просто нет»,— отметила она.

Схожим образом высказалась и уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова — по ее словам, единое ведомство по защите семьи позволит эффективнее оказывать помощь семьям в режиме одного окна. Замглавы комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина также поддержала расширение полномочий Минтруда и предложила создать в министерстве службу демографической политики.

Как в правительстве рассматривали идею отказа от типового многообразия сиротских учреждений

Передача в ведение Минтруда организаций для детей-сирот и органов опеки и попечительства выглядит логичной: за последние несколько лет ведомство обрело ряд других функций в этой сфере, в том числе одно из важнейших направлений соцполитики — выплату пособий на детей различного возраста. Они считаются одним из главных инструментов борьбы с бедностью в семьях и сейчас охватывают более 1 млн детей. Всего в этом году, по данным Минтруда, господдержку получили 27 млн детей — Белый дом потратил на нее более 581 млрд руб.

С другой стороны, с помощью ПФР и Минтруда правительство планирует реализовать принципы адресности и учета нуждаемости при оказании господдержки — то есть оценивать по объективным показателям, кто именно должен ее получать. Реализовывать эти принципы ведомство будет с помощью «социального казначейства» — полноценной базы данных всех получателей соцпомощи, среди которых и инвалиды, и дети-сироты. Впрочем, насколько Минтруд сможет занять центральное место в разработке приоритетов семейной политики, пока неясно — новая команда министерства под руководством Антона Котякова работает лишь несколько месяцев, а для оценки ее потенциала в решении подобных задач потребуются годы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: