Слюни ребенка 7 месяцев

Слюни ребенка 7 месяцев

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Целью данной статьи является рассмотрение традиционных и нетрадиционных приемов одного из характерных симптомов дизартрии – гиперсаливации, т.е. обильного слюнотечения.

Статья:

В настоящее время дизартрия является широко распространенным нарушением в детском возрасте. К примеру, по данным к.п.н., доцента кафедры специальной педагогики и психологии Вакуленко Л.С. Мурманского государственного педагогического университета, дизартрия имеет место у 40,8% из 240 дошкольников с речевой патологией в возрасте от 4 до 7 лет. Рассматриваемый речевой дефект тормозит развитие всей речи в целом, существенно удлиняет сроки коррекционной работы.

Целью данной статьи является рассмотрение традиционных и нетрадиционных приемов одного из характерных симптомов дизартрии – гиперсаливации, т.е. обильного слюнотечения. Проблема устранения усиленного слюноотделения слишком сложна и не может быть решена только посредством упражнений на логопедических занятиях.

Предварительная работа

Необходимо учить ребенка с сомкнутыми губами подсасывать, глотать слюну с запрокинутой головой и в нормальном положении. Перед выполнением любого артикуляционного упражнения педагог напоминает ребенку, что нужно проглотить слюну, промокнуть внутри рта салфеткой.

Окружающие должны постоянно контролировать положение рта ребёнка и напоминать ему о необходимости держать рот закрытым, когда он не ест и не разговаривает.

Важно, чтобы у ребёнка сформировалось дифференцированное ощущение сухого и мокрого подбородка.

На занятиях необходимо через определённые промежутки времени делать паузы и предлагать ребёнку сглатывать слюну.

Основной этап работы

Прикладывание кусочка льда по контуру губ с учетом 6 точек (см. рис. 1). Продолжительность удерживания льда в каждой точке от 5 секунд до 1 минуты (В.А. Киселева [4]).

Рис.1. Схема расположения активных точек в области губ.

2. Полоскание полости рта.

Полоскание с использованием лекарственных трав: настоя шиповника, коры дуба, тысячелистника. Предварительно необходимо удостовериться в отсутствии у ребёнка аллергии.

Поэтапное полоскание горла минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.

3. Логопедический массаж.

Проводится точечный массаж в области подчелюстной ямки, указательным пальцем лёгкие вибрирующие движения под подбородком в течение 4-5 секунд (Е.Ф. Архипова [1]).

Проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно (см. рис. 2). Массаж осуществляется при помощи указательного, среднего пальца или зонда «грабли». Вращательные движения выполняются против часовой стрелки, не более 6-10 секунд. Движения не должны причинять ребёнку дискомфорт.

Рис.2. Массаж в углублениях под языком.

Массаж по точкам.
Найти параллельные точки под козелками ушей, там, где смыкаются челюстные кости (правильно найденные точки болезненные). Указательными пальцами делаем круговые движения по точкам в течении 5 минут по часовой стрелке (2,5 минуты – с открытым ртом, 2,5 минуты с закрытым ртом) и 5 минут против часовой стрелки (аналогично) (В.А. Киселева [4]).

Массаж мягкого нёба.
Поглаживающие и разминающие движения пальцем по средней линии твёрдого и мягкого нёба от верхних резцов до увулы для получения выраженного глоточного рефлекса (В.А. Киселева [4]).

4. Жевание твёрдой пищи.

Инструкция для родителей детей-дизартриков:

Грызём, жуём, глотаем — морковку.

Грызём — сухари, баранки, сушки.

5. Статические и динамические мимические и артикуляционные упражнения (Е.М. Косинова [5], О.А. Новиковская [7]).

Имитация зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой. (Жевание и глотание рекомендуется производить с закрытым ртом).

«Птенчики» («Окошечко»). Открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение 3-5 секунд. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Удерживать рот открытым в течение 5-10 секунд.

«Усики». Удерживать губами полоску бумаги, трубочки для коктейля разных диаметров, деревянный или металлический шпатель, пузырьки из-под лекарств разных диаметров.

«Толстячок – худышка». Надувание обеих щёк одновременно. Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.

«Шарики». Надуть одну щёку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.

«Упражнение йогов» — рот открыт, ребенок вращает языком в преддверии рта, затем логопед предлагает ему сглотнуть слюну.

«Сушить язычок». Язык свернуть трубочкой и всасывать воздух в себя через трубочку.

6. Активизация мышц с использованием мёда или хлебного шарика.

Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки 1-2 капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения.

На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «Часики» или делать движения языком вперёд-назад.

7. Дыхательное упражнение «Буря в стакане». В стакан налить воды. Взять трубочку для сока и дуть через неё. Следить, чтобы не надувались щёки.

8. Произнесение гласных: а, э, и на твёрдой атаке (В.А. Киселева [4]).

а а а; э э э; и и и;

аэ, аэ, аэ; эа, эа, эа; аи, аи, аи; эи, эи, эи;

Основываясь на нашем практическом опыте, при систематической работе саливация исчезает через 3 месяца.

Влияние Covid-19 на полость рта

Влияние Covid-19 на полость рта

COVID-19 – это вирусное заболевание, которое может протекать в 2 формах – тяжелой и легкой. Частым осложнением считается пневмония, при которой необходима кислородная терапия. Как же новая коронавирусная инфекция влияет на полость рта человека? Что делать, когда во рту появились воспаления?

В 2021 году врачи отметили новые последствия заболевания СOVID-19, у заболевших и выздоравливающих пациентов появляются воспаления, болезненная сыпь и язвы в полости рта. Подвержены к проблемам полости рта те пациенты, у которых есть стоматологические заболевания или заболевания, лечение которых затянулось на долгий срок, например, кариес.

Симптомы коронавирусной инфекции Covid-19 во рту: потеря вкуса, сухость во рту, воспаление десен, повышение чувствительности в полости рта. При этом, если пациент страдает стоматологическими заболеваниями на ранней стадии, то эти заболевания могут обостриться, но не являться симптомом Covid-19. Заболевания рта свидетельствуют об осложнении при лечении и выздоровлении пациента.

Стоматологические заболевания, сопутствующие коронавирусной инфекции:

  • стоматит;
  • воспаления язвы;
  • болезненная сыпь на слизистой;
  • потемнение, разрушение зубов.

Стоматологи настоятельно рекомендуют не оставлять без внимания симптомы коронавируса в полости рта, так как подобные заболевания приводят не только к потере зубов, но и разрушению десен. Важно вовремя обратиться к стоматологу с определенный недомоганием, ведь любой дискомфорт может перерасти в хроническую болезнь.

Болезненная сыпь во рту

Как проявляется Covid-19 во рту

COVID-19 выходит из организма зараженного человека несколькими путями: дыхание, чихание, разговор, кашель, пение. Во всех путях задействована ротовая полость. Поэтому при сдаче теста на коронавирус берут мазок изо рта и дыхательных путей. Слюна – один из главных источников передачи новой коронавирусной инфекции.

Помните, чтобы обезопасить себя и близких от коронавирусной инфекции необходимо носить медицинские маски и соблюдать социальную дистанцию.

Коронавирус с осложнениями в полости рта встречается у 45% пациентов, жалобы: сухостью рта, сыпью на слизистой оболочке, потеря вкуса, язвы. Однако, осложнения вируса могут проявляться через 12 дней после появления основных симптомов и в период реабилитации. Инфекция рта от COVID-19 может проходить и бессимптомно, что усложняет лечение пациента и выявление причины осложнений в полости рта. Осложнения связаны с плохим состоянием микрофлоры рта, пародонтозом и другими стоматологическими заболеваниями, лечение которых пациент откладывал на позднее время. Из всего следует вывод, что связь между отсутствием ухода за полостью рта и заболеванием новой коронавирусной инфекции тесная и следить за своим здоровьем необходимо всегда.

Профилактика полости рта

Для того, чтобы обезопасить свою жизнь и здоровье, необходимо регулярно ухаживать за зубами:

  1. проводить чистку зубов 2 раза в день продолжительностью в 3 минуты;
  2. ополаскивание полости рта;
  3. очистка языка от налета;
  4. диета (ограничение сладкой, кислой, горячей, холодной и твердой пищи);
  5. два раза в год посещайте стоматолога и проводите профессиональную чистку полости рта. Соблюдайте индивидуальные рекомендации зубного врача.

Что делать, чтобы не было осложнений полости рта

Если у вас диагностирована коронавирусная инфекция и наблюдаются осложнения в полости рта, то обратитесь к своему лечащему врачу, чтобы получить разрешение посетить стоматолога. Записываясь на прием к стоматологу обязательно сообщите: вы болеете или переболели Covid-19.

Ослабить симптомы заболевания в ротовой полости и провести комплексное лечение помогут стоматологии клиники ЭлитДентал М. Мы находимся по адресу:

  • г. Ростов-на-Дону, ул. Жданова 3. Запишитесь по телефону +7(863) 310-10-81, +7(863) 544-63-54.
  • г. Ростов-на-Дону, улица Миронова 6. Запишитесь по телефону +7(863) 310-98-80, +7(863) 544-51-40.
Читайте также  Пирожные для детей рецепты с фото

Режим работы: Понедельник – Пятница с 9.00 до 20.00. Суббота с 10.00 до 17.00. Воскресенье – выходной.

Острые респираторные вирусные инфекции

Острые респираторные вирусные инфекции

При неосложненном течении гриппа лихорадка держится 3-4 дня, реже 5-6 дней. Если по истечении недели температура не снижается, возможно, присоединились осложнения. Самым частым осложнением является пневмония. Из других осложнений возможны воспаления придаточных пазух носа и среднего уха.

Основной целью здравоохранения является не лечение заболеваний, а их профилактика. Это в полной мере относится к гриппу, который имеет выраженную зимнюю сезонность, высокую заразность и быстрое распространение.

Большое значение в профилактике гриппа имеет срочная изоляция больных и разобщение детей, подвергшихся риску заражения. Эпидемиологи предлагают на время эпидемии объявлять внеплановые каникулы. Эта мера значительно снижает заболеваемость гриппом в детских коллективах. Родители тоже должны внести свою лепту в противоэпидемические мероприятия и отказаться от посещения массовых мероприятий, поездок на экскурсии, походов по магазинам и гостям.

Профилактические прививки начинают делать в октябре, чтобы в организме заранее выработались защитные факторы (интерферон, макрофаги, антитела), которые предупредят развитие заболевания. Коварство вируса гриппа проявляется в его быстрой изменчивости. Он способен менять антигенную структуру и приобретать новые свойства в течение одной эпидемии. Поэтому борьба с гриппом должна быть направлена и на укрепление неспецифического иммунитета, на повышение способности организма противостоять возбудителю.

Если грипп уже «широко шагает по планете» и добрался до вашего города, а то и до членов семьи, необходимо провести ребенку экстренную профилактику, которая одновременно является предупредительным лечением. В качестве средства для экстренной профилактики широко используются интерфероны и препараты, усиливающие их продукцию в организме (индукторы интерферона).

Интерферон человеческий лейкоцитарный применяется в виде раствора, который приготавливается из порошка, и закапывается в нос при угрозе заражения гриппом в течение всего эпидемического периода по 2-3-5 капель в оба носовых хода 2 раза в день детям любого возраста.

Гриппферон – капли в нос противовирусного, противовоспалительного и иммуностимулирующего действия. Рекомендуется для детей старше 1 года, по 2 – 3 капли 2 – 3 раза в день.

Виферон – свечи для ректального введения, используются 2 раза в день, утром и вечером.

Не стоит забывать о препаратах растительного происхождения, помогающих бороться с вирусами респираторных инфекций: лук, чеснок, настойка эхинацеи, аралии, заманихи, женьшеня, экстракт элеутерококка и т.д.

Огромное значение придается мероприятиям, усиливающим неспецифический, общий иммунитет организма. Сюда включаются полноценное питание, богатое белками, витаминами и микроэлементами, закаливающие процедуры, здоровый образ жизни, занятия физкультурой и спортом.

Парагрипп начинается постепенно, не дает высокой температуры, не вызывает сильной интоксикации. Но зловредность его проявляется в том, что вирус особенно часто поражает гортань, вызывая развитие ложного крупа с явлениями дыхательной недостаточности. Заболевание начинается с незначительного насморка или покашливания на фоне нормальной или чуть повышенной температуры (37,2 — 37,5° С). Но среди ночи ребенок просыпается от приступа грубого «лающего», «каркающего» кашля, затрудненного дыхания, вызывающего страх и беспокойство, а это еще больше усиливает спазм.

Вызывайте скорую помощь, но до приезда бригады попытайтесь помочь страдающему ребенку. Наполните ванну горячей водой, добавьте в нее питьевой соды и пусть ребенок подышит теплым влажным щелочным воздухом, находясь в ограниченном пространстве ванной комнаты. Одновременно сделайте ребенку горячие ванночки для рук и ног с температурой воды 40° С. Дайте теплое щелочное питье: молоко, в которое можно добавить чуть-чуть соды, любую минеральную гидрокарбонатную воду без газа Теплый влажный воздух помогает снять спазм мышц гортани, а щелочной пар способствует разжижению мокроты и ее отхождению. Прибывшая бригада скорой помощи сделает ингаляцию с лекарственными препаратами через волшебный аппарат – небулайзер, и ребенку сразу станет легче.

Если доктор настаивает на продолжении лечения в больнице, не спорьте и не убеждайте его, «что уже все прошло, и ребенок дышит хорошо». Круп имеет волнообразное течение, и благоприятный период неожиданно быстро может смениться удушьем, требующим оказания экстренной помощи.

— не применяйте горчичники и растирания, содержащие эфирные масла и имеющие резкие запахи. Они способны вызвать рефлекторный спазм мышц гортани;

— не используйте мед, малиновое варенье, соки цитрусовых – у аллергиков они могут способствовать усилению отека;

— не давайте ребенку препаратов, подавляющих кашель (синекод). Помните о том, что кашель выполняет защитную функцию, и его надо не подавлять, а стимулировать.

Аденовирусную инфекцию можно распознать по выраженному насморку, влажному кашлю с обильной мокротой и покрасневшим гноящимся глазам.

Аденовирусы широко распространены по всему миру. Не обошли они стороной и нашу многострадальную родину. Заболеваемость повышается в холодное время года, и среди всех респираторных инфекций на ее долю приходится почти третья часть от всех случаев заболеваний. Не исчезает она и знойным летом, проявляясь в виде отдельных случаев. Болезнь особенно пышно цветет в детских коллективах, где вспышка может тянутся несколько месяцев подряд, переходя от одного ребенка к другому.

Заболевание начинается с повышения температуры, которая может иметь две волны и держаться до 12 –14 дней. Наряду с кашлем и насморком появляется покраснение и слезотечение глаз, отек век и гнойное отделяемое из глаз. Во время сна ресницы склеиваются, и, проснувшись, ребенок не может открыть глаза, что доставляет ему дополнительные страдания.

Вирус любит поражать аденоидную ткань, лимфатические узлы, в том числе и брюшной полости. Поэтому дети часто жалуются на боли в животе и расстройство стула. На шее и в подчелюстной области вы можете обнаружить увеличенные лимфоузлы. А, заглянув в горло, увидите гипертрофированные отечные миндалины, нередко имеющие гнойные налеты.

Пневмония при аденовирусной инфекции может быть первичной, вызываемой самим вирусом. Это чаще наблюдается у маленьких детей. А более позднее развитие пневмонии говорит о присоединении бактериальной инфекции. Из других осложнений можно назвать отиты, ангины, плевриты.

Для лечения всех респираторных инфекций, протекающих с повышением температуры, очень важно выполнять следующие условия:

• Увеличить теплоотдачу. Для этого перво-наперво снимите с малыша одноразовые подгузники, которые, закрывая почти третью часть тела, препятствуют теплоотдаче и играют роль согревающего компресса. В этом легко убедиться воочию: кожа под памперсом красная, влажная, с раздражением в паховых и ягодичных складках. Как только сняли одноразовый подгузник и просушили складочки, не поленитесь измерить температуру, и будете приятно удивлены: она снизится не менее чем на 1 градус. Не кутайте ребенка, не нагружайте его ватными одеялами и пуховыми перинами. Снимите с него плотные колготки, водолазки и свитера с высокими тугими воротами. Оботрите влажными салфетками, смоченными 1 — 2 % раствором уксуса или водкой. Наденьте легкую пижамку, ночную рубашку или футболочку с трусиками. Вся одежда должна быть из хлопчатобумажных тканей, способных активно впитывать пот, потому что следующее важное действие – заставить ребенка потеть.

• Усилить потоотделение. Оно тесно примыкает к предыдущему, так как испарение пота с поверхности кожи волей-неволей способствует увеличению теплоотдачи. Чтобы ребенок активно потел, надо обильно поить его. Не забывайте, что пот — это не просто вода, а жидкость, содержащая минеральные соли. То есть, потея, ребенок теряет и жизненно необходимые организму минеральные вещества. Поэтому подумайте, чем вы станете восполнять дефицит солей. Идеально было бы время от времени давать малышу любой глюкозо-солевой раствор (регидрон, оралит, глюкосолан), но не каждый капризуля во время болезни согласится пить невкусную водичку. Поэтому совместите приятное с полезным и приготовьте отвар изюма, кураги, компот из сухофруктов – в этих напитках много калия и фруктозы, добавьте немного соли (натрий и хлор) и чуть-чуть питьевой соды (натрий двууглекислый). Получится вкусный и целебный напиток, пусть малыш пьет с удовольствием. Надоел компот? Пожалуйста: минеральная вода, сок, травяные чаи, отвар шиповника, чай с медом, лимоном, малиной (если нет аллергии на эти продукты). Если ребенок пьет охотно, не ограничивайте его, «вода дырочку найдет», как говорится в народе. Плохо, когда упрямец отказывается пить при высокой температуре. Недостаток жидкости приводит к сгущению крови, от которого страдают все органы, а в первую очередь мочевыводящая система. Если вы заметили, что температурящий ребенок целый день не мочился или выделил незначительное количество концентрированной, более темной, чем обычно, мочи, значит, почки испытывают настоящую жажду, и их необходимо обеспечить жидкостью. Любыми способами заставьте ребенка пить, учитывая его пожелания в выборе напитков.

Читайте также  Молитва болящем ребенке николаю чудотворцу

• Обеспечить частое проветривание комнаты, в которой находится больной ребенок и поддержание в ней прохладной температуры – идеально не выше 18° С. Вдыхание прохладного свежего воздуха тоже обеспечивает снижение температуры, так как организм затрачивает тепло на его согревание. Многие мамы панически боятся открыть форточку или балкон в детской: «Еще больше заболеет». Наденьте на голову шапочку или платок, укройте теплым одеялом и дайте ребенку подышать свежим морозным воздухом. В крайнем случае, переведите больного в другую комнату на время проветривания. Уверяю вас, что «заболеть еще больше» от чистого воздуха невозможно, а вот дышать спертым, наполненным патогенными возбудителями воздухом тяжело не только для больного, но и для окружающих домочадцев.

Борьба с высокой температурой оправдывает себя лишь в тех случаях, когда она «зашкаливает» за отметку в 39 градусов, вызывает нарушение состояния и поведения, у ребенка имеется склонность к судорожным припадкам или неврологические заболевания в анамнезе.

Если повышение температуры сопровождается рвотой, не принуждайте ребенка принимать лекарственные препараты через рот – они тут же выйдут обратно. В таких случаях применяются свечи, введение лекарства с помощью клизмы, а при неотложных состояниях – инъекции.

Прием жаропонижающих препаратов надо оговорить с врачом и не допускать самодеятельности. Бесконтрольное применение и систематическое превышение дозы даже самого «безобидного» препарата может вызвать токсический или аллергический эффект.

Калпол, тайленол, панадол, эффералган, цефекон – все эти лекарственные препараты приготовлены на основе парацетамола, фактически это одно и то же лекарство. Это надо знать, чтобы не допустить передозировки. Превышение дозы оказывает токсическое влияние на печень и почки. Детям с заболеваниями этих органов парацетамол противопоказан.

На втором месте по частоте применения стоит нурофен детский, выпускаемый в виде суспензии и свечей. Препарат приготовлен на основе ибупрофена, который является представителем группы нестероидных противовоспалительных препаратов, и оказывает не только жаропонижающее, но и противовоспалительное и болеутоляющее действие. По сравнению с парацетамолом нурофен более эффективен, но, к сожалению, дает больше осложнений. Разрешен к применению только у детей старше 3 месяцев. Действие нурофена начинается через 30 минут, продолжается в течение 6 – 8 часов.

Очень эффективный препарат – ибуклин, состоящий из ибупрофена и парацетамола. В детской практике используются диспергируемые (растворяемые в воде) таблетки. Одна таблетка детского ибуклина содержит ибупрофена 100мг и парацетамола 125 мг. Перед употреблением 1 таблетку развести в 5 мл охлажденной кипяченой воды. Дозировка ибуклина зависит от возраста и массы тела ребенка.

Любимый многими поколениями аспирин (ацетилсалициловая кислота) применяется только у детей, старше 12 лет из-за возможного развития тяжелых осложнений.

Часто мамы отмечают, что на фоне высокой температуры у ребенка холодные конечности («сам как кипяток, а ручки и ножки ледяные»). Это говорит о спазме периферических сосудов.

Еще раз следует подчеркнуть необходимость обильно поить лихорадящего больного, так как в этот период увеличиваются потери воды с потом, учащенным дыханием. В результате снижается выведение жидкости через почки, моча становится концентрированной, и почечные канальцы могут забиваться солями, белком, цилиндрами, что нарушает функцию почек и может привести к осложнениям.

Не забывайте про «вездесущий и всемогущий» витамин С. Ему принадлежит важная роль в повышении защитных сил организма. Во время болезни его доза должна превышать профилактическую в несколько раз и составлять не менее 300 мг в сутки. Добавляйте аскорбиновую кислоту в морс, компот, сок, чай, кисель. Она улучшает вкус напитка и помогает организму победить противника.

Основной целью здравоохранения является не лечение заболеваний, а их профилактика. Это в полной мере относится к гриппу, который имеет выраженную зимнюю сезонность, высокую заразность и быстрое распространение.

Гиперсаливация и её преодоление у детей с дизартрией

В этой статье я хочу рассказать о преодолении такого симптома дизартрии, как гиперсаливация. Детей с дизартрией сейчас очень много, особенно часто в практике встречаются дети со стёртой формой дизартрии. И у них тоже часто встречается повышенное слюнотечение, особенно это заметно при речевой нагрузке.

Что такое гиперсаливация?

Гиперсаливация это обильное слюнотечение.

Гиперсаливация может быть связана с повышенным слюноотделением, но чаще всего она является причиной того, что слюна, которая образуется, просто вовремя не проглатывается. При дизартрии всё происходит именно так.

Коррекционная работа по преодолению гиперсаливации у детей

Применяются как традиционные, так и нетрадиционные приёмы для преодоления такого неприятного симптома дизартрии.

Учимся проглатывать слюну.

  1. Ребёнка учат подсасывать слюну с сомкнутыми губами, а потом учат глотать её. Сначала это делается с запрокинутой головой, а потом в нормальном положении.
  2. Ребёнку постоянно делается напоминание о необходимости проглатывания слюны перед речью или перед артикуляционным упражнением.
  3. В некоторых случаях используется промакивание рта салфеткой.
  4. У дизартриков очень часто рот приоткрыт. Поэтому ребёнка учат держать рот закрытым, если он не разговаривает и не принимает пищу.
  5. На индивидуальном занятии при работе с дизартриком логопед специально делает паузы, чтобы ребёнок мог проглотить слюну.
  6. Важно научить ребёнка сгиперсаливациейдифференцировать ощущения сухого и мокрого подбородка.

Упражнения артикуляционной и мимической гимнастики, способствующие уменьшению гиперсаливации.

1.Имитация зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой. (Жевание и глотание рекомендуется производить с закрытым ртом).

2.«Птенчики» («Окошечко»). Открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение 3-5 секунд. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Удерживать рот открытым в течение 5-10 секунд.

3.«Усики». Удерживать губами полоску бумаги, трубочки для коктейля разных диаметров, деревянный или металлический шпатель, пузырьки из-под лекарств разных диаметров.

4.«Толстячок – худышка». Надувание обеих щёк одновременно. Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.

5.«Шарики». Надувать попеременно щёки 4-5 раз.
6.«Упражнение для йогов» — рот открыт, ребенок вращает языком в преддверии рта, затем логопед предлагает ему сглотнуть слюну.

Активизация мышц с использованием мёда или хлебного шарика.

  1. Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки 1-2 капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения.
  2. На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «Часики» или делать движения языком вперёд-назад.

Произнесение гласных: а, э, и на твёрдой атаке для активизации мышц мягкого нёба.

  • а а а; э э э; и и и;
  • аэ, аэ, аэ; эа, эа, эа; аи, аи, аи; эи, эи, эи;
  • аэи, аэи, аэи.

Очень полезно при гиперсаливации жевание и глотание твёрдой пищи (твёрдых овощей и фруктов, сушек, сухариков).

Полоскания при гиперсаливации

Некоторые авторы предлагают использовать полоскания полости рта травами (настоем шиповника, коры дуба, тысячелистника. Это возможно, если у ребёнка нет аллергии.

Поэтапное полоскание горла минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.

Логопедический массаж при гиперсаливации

Для преодоления гиперсаливации активно применяется логопедический массаж

Проводится точечный массаж в области подчелюстной ямки, указательным пальцем лёгкие вибрирующие движения под подбородком в течение 4-5 секунд.

Проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно (см. рисунок). Массаж осуществляется при помощи указательного, среднего пальца или зонда. Вращательные движения выполняются против часовой стрелки, не более 6-10 секунд. Движения не должны причинять ребёнку дискомфорт.

массаж при гиперсаливации

Массаж по точкам.

Найти параллельные точки под козелками ушей, там, где смыкаются челюстные кости (правильно найденные точки болезненные). Указательными пальцами делаем круговые движения по точкам в течении 5 минут по часовой стрелке (2,5 минуты – с открытым ртом, 2,5 минуты с закрытым ртом) и 5 минут против часовой стрелки (аналогично)

Массаж мягкого нёба.

Поглаживающие и разминающие движения пальцем по средней линии твёрдого и мягкого нёба от верхних резцов до увули для получения выраженного глоточного рефлекса.

Криотерапия в преодолении гиперсаливации.

Нетрадиционным методом преодоления гиперсаливации является криотерапия.

Этот метод основывается на том, что гиперсаливация часто связана со сниженой чувствительностью, т.е. ребёнок не чувствует, что у него накопилась слюна и ему надо сглотнуть. Криотерапия используется для повышения чувствительности. Этот метод даёт результат не во всех случаях и требует нескольких месяцев работы, но безопасен и не травматичен.

Читайте также  Массаж стоп ребенку 6 месяцев

Преодоление у детей с дизартрией

Расположение активных точек в области губ

Данное упражнение заключается в поочередном прикладывании кусочка льда к расположенным по контуру губ шести точкам (показано на рисунке). Длительность удерживания кусочка льда на точках может колебаться от пяти секунд до 1 мин.Динамика преодоления гиперсаливации при дизартрии во многом зависит от степени выраженности речевого нарушения и самого симптома. У детей с ДЦП гиперсаливацию преодолевать сложнее, чем у детей со стёртой формой дизартрии. В некоторых случаях избыточное слюнотечение можно просто уменьшить, но не убрать его совсем, но бороться с эти неприятным явлением стоит.

Особое внимание хочу обратить на случаи, когда гиперсаливация является физиологическим явлением. Это период прорезывания молочных зубов у детей. У ребёнка до 2 лет слюни могут течь ручьём. И чем младше ребёнок, тем сильнее они текут, но после 2 лет саливация обычно приходит в норму и не должна беспокоить ребёнка и родителей. Если у ребёнка старше двух лет постоянно текут слюни, на это стоит обратить внимание. Если при этом имеется и задержка речевого развития, стоит обязательно показаться неврологу и логопеду.

В этой статье я затронула тему борьбы с таким неприятным симптомом дизартрии, как гиперсаливация. Если у вас есть вопросы по этой теме, пишите. Если вы сочли данную информацию полезной, поделитесь с друзьями.

Инфантильный тип глотания – правила исправления с комплексом артикуляционной гимнастики

логопед, детский психолог центра Диал-Дент Цукор Т.Б.

«Жуй-жуй! Глотай!» — знакомый всем лейтмотив одной из серий киножурнала «Ералаш». А я вам расскажу о том, как глотать правильно, и что нужно делать, если этот процесс нарушен. Многие удивятся: разве можно глотать неправильно? Ведь, как считает большинство, глотание относится к рефлекторным реакциям организма, таким как дыхание, слюноотделение, отдёргивание руки от горячей поверхности и т.д. Тем не менее, можно глотать неправильно! Называется это явление — инфантильный тип глотания.

Что такое инфантильный тип глотания?

Ребёнок рождается с хорошо развитым механизмом глотания. Благодаря сокращению мышц губ, щёк, языка при сосании в полости рта младенца создаётся отрицательное давление, и молоко поступает в рот, а язык, располагаясь между беззубыми деснами, направляет молоко в ротоглотку. Такой тип глотания называется инфантильным. До прорезывания первых зубов инфантильный тип глотания является физиологической нормой. Но по мере появления зубов сосание заменяется жеванием, а инфантильный тип глотания перестраивается на соматический. Язык при соматическом глотании расположен в передней трети твёрдого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань. Внешне инфантильный тип глотания у детей (не младенцев) и взрослых вполне различим: при неправильном глотании язык прокладывается между верхними и нижними зубами и в боковых пространствах между зубами. Есть ещё вариант: язык во время неправильного глотания не прокладывается между зубами, а упирается в нижние резцы. Причины инфантильного типа глотания разные: длительное сосание соски, искусственное вскармливание, короткая уздечка языка, сосание пальца на протяжении длительного времени, преобладание в рационе ребенка жидкой пюреобразной пищи, ротовое дыхание, в общем, все то, что способно удерживать язык длительное время на дне полости рта.

Нужно ли исправлять неправильное глотание?

Конечно! Неправильное положение языка создаёт неблагоприятную ортодонтическую ситуацию во рту: дистальный прикус, передний и боковой открытый прикусы, недоразвитие верхней челюсти и опережающее развитие нижней, сужение твёрдого неба, поскольку язык перестаёт выполнять поддерживающую функцию. Оговорюсь, что необязательно основной причиной неправильного прикуса может быть язык. Есть и наследственные факторы! Но, если ортодонт сталкивается с инфантильным типом глотания, то целесообразно отправить такого пациента к логопеду, чтобы проверить рабочие параметры языка. Зачем это нужно, если неправильное положение стало привычным? Дело в том, что язык, как мощный мышечный орган, способен «испортить» работу ортодонта. Произойдет это не сразу. Пройдёт 1-2, возможно, 3 года, и созданный такими большими усилиями новый прикус начнет «расползаться». А причиной может стать неправильная работа языка. Специалисты ортодонтического отделения Семейного стоматологического центра «Диал-Дент» давно работают в тесном сотрудничестве с логопедом и получают стабильные результаты лечения.

При неправильном глотании также страдает процесс жевания. Пациент может испытывать боли в ВНЧС, шейном отделе, затылочной, височной и лобной областях головы.

Как исправить инфантильный тип глотания?

Новый способ глотания, его еще называют соматический, поможет создать логопед, который назначит специальный комплекс артикуляционной гимнастики и тренировочных упражнений. Комплекс подбирается индивидуально, но есть и общие для всех упражнения (их список смотрите ниже).

Выполнять упражнения можно и нужно до, во время и после ортодонтического лечения. Лучше всего начинать до установки ортодонтической аппаратуры. Если случай несложный, то упражнения выполняются в течение 10-15 минут ежедневно на протяжении 1,5-2 месяцев. На плановых занятиях логопед корректирует технику выполнения упражнений, вводит в комплекс дополнительные упражнения для закрепления нужных навыков, проводит массаж языка.

Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания

Все упражнения выполняются перед зеркалом, голову нужно держать прямо, плечи слегка отвести назад и чуть опустить, грудь расправить, живот подтянуть, коленные суставы согнуть, ноги и пятки вместе. Упражнения выполняются в медленном темпе на счёт 1-2-3-4 с повторением от 15 до 30 раз ежедневно.

1. Вкусное варенье

Приоткройте рот. Двигайте языком по верхней губе в направлении сверху-вниз, как бы слизывая варенье.

Попытайтесь достать кончиком языка до носа, затем до подбородка.

Широко откройте рот. Кончиком языка погладьте нёбо от зубов к глотке. Нижняя челюсть не должна двигаться.

4. Чистим верхние зубы

Улыбнитесь, откройте рот. Кончиком языка «почистите» верхние зубы с внутренней стороны, двигая плотно прижатым к зубам языком: вправо-влево, затем, повторите, но с внешней поверхностью зубов.

5. Посчитай верхние зубы

Улыбнитесь, приоткройте рот. Кончиком языка упирайтесь по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следите, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Сделайте 4 прохода.

Улыбнитесь, откройте рот. Пощёлкайте кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следите, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Выполнять 50-60 раз.

7. Зеваем, жуём, глотаем

Запрокинув голову имитировать жевательные, глотательные, зевательные движения. Язык находится за верхними зубами.

Закройте рот, упирайте кончик языка с напряжением то в одну, то в другую щёку так, чтобы за щекой «надувались мячики».

Расположите карандаш вдоль передних зубов, удерживая его сжатыми зубами. Кончик языка перемещайте то выше, то ниже карандаша.

10. Восьмерки

Рисуйте на твёрдом нёбе кончиком языка «восьмерки» 15-30 раз.

Рисуйте кончиком языка на твёрдом нёбе цифры 1, 2, 3, не отрывая кончика языка, пока не «напишете» все три цифры. 15-25 повторов.

12. Учимся глотать

Поднимите язык кверху и прижмите его к переднему участку твердого неба в области небных складок, зубы сожмите, губы сомкните (исходное положение). Попробуйте проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка. Если язык находится между зубными рядами, то упражнение выполняется неправильно. Упражнение повторяют в первый день 5-6 раз, во второй — 2 раза (утром и вечером) по 5-6 раз, затем — 3 раза в день по 10-12 раз.

Для окончательной автоматизации процесса правильного глотания применяем то же исходное положение. Только теперь удерживаем язык в таком положении в течение 5 мин. В последующие дни время выполнения упражнения увеличивают до 10 мин.

ВАЖНО! Следите за осанкой во время выполнения всех упражнений.

Получить полноценную консультацию по типу глотания можно только очно, посетив логопеда!

Записаться на консультацию к логопеду Семейного стоматологического центра «Диал-Дент» Татьяне Борисовне Цукор можно по телефону клиники +7-499-110-18-01 или через форму на сайте. Задать вопросы по логопедии можно Т.Б. Цукор на ее странице в Facebook .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: