Слюни ребенка 1 месяц

Почему у ребенка текут слюни

Слюнотечение – довольно распространенное явление у детей до двух лет. Но когда слюна вырабатывается в слишком большом количестве – это может вызывать беспокойство родителей.

Роза Сердюк, главный врач Okdoctor – сервиса удаленных телемедицинских консультаций – рассказала «Летидору», когда слюнотечение считается нормой, а когда может быть симптомом заболевания.

Зачем нужна слюна

Слюна – это прозрачная бесцветная жидкость, которая продуцируется в ротовую полость слюнными железами.

Ее функции достаточно разнообразны:

  • Участвует на начальных этапах переработки пищи : под действием ферментов начинается постепенное переваривание жиров, обволакивание фрагментов еды, что облегчает дальнейшее движение пищевого комка по пищеварительному тракту. Благодаря слюне мы можем чувствовать вкус еды, у нас появляется аппетит.
  • Защищает – содержащиеся в ней вещества препятствуют излишнему росту болезнетворных микроорганизмов; оберегает зубную эмаль от агрессивного влияния кислот и щелочей.
  • Содержит вещества, обладающие обезболивающим эффектом , что немаловажно при появлении зубов у малышей.
  • Регулирует механизмы самоочищения ротовой полости и зубов, омывая их от частиц пищи и бактерий.
  • Участвует в формировании речи.

Что считается нормой

Гиперсаливация – так по-научному называется повышенное слюноотделение – характеризуется усилением секреции слюнных желез, вследствие чего у ребенка выделяется слишком большое количество слюны.

Слюнные железы малыша начинают свою работу еще в утробе матери. Их активное функционирование происходит ближе к двум месяцам.

У детей в 3-4-месячном возрасте слюна часто вытекает изо рта. Это происходит из-за незрелости контроля слюноотделения и заглатывания слюны (физиологическое слюнотечение). В этом возрасте ребенок пытается тянуть все предметы в рот, таким образом узнавая окружающую среду. Зачастую игрушки нестерильны, и микробы, которые попадают в организм, начинают его атаковать.

В ответ на такое «вторжение» начинается активная работа слюнных желез, что свидетельствует о правильном функционировании иммунной системы.

Когда у ребенка появляется насморк, и ему приходится дышать ртом, мгновенно происходит перестройка работы его внутренних органов. Чтобы при вдыхании воздуха не происходило пересыхания слизистой, слюнные железы начинают активно продуцировать свой секрет, который способствует увлажнению вдыхаемого воздуха и его обеззараживанию.

Также бывают случаи, когда ребенок давится слюной и кашляет при дыхании через рот, так как не в состоянии дышать и параллельно проглатывать накопившуюся жидкость.

Для детей в возрасте до двух лет данное состояние считается физиологическим, оно связано с появлением зубов.

В каких случаях требуется помощь врача

Однако встречаются патологические состояния, которые не являются физиологичными и требуют медицинской помощи.

Патология слизистой полости рта: например, молочница, стоматиты; вирусные заболевания, которые поражают сами слюнные железы (вирусный сиалоаденит), так называемая ложная гиперсаливация, когда количество слюны остается в норме, а вытекание происходит из-за болевого синдрома, связанного с вышеперечисленными состояниями.

Патология нервной системы (ДЦП, опухоли головного мозга, энцефалиты, псевдобульбарный синдром (поражение черепных нервов) и др.).

Проблемы со стороны желудочно-кишечного тракта (гастрит, энтерит и др.).

Отравление ядами, барбитуратами, ртутью, свинцом и др.

Что делать, если у ребенка сильно текут слюни

Главное – распознать, является ли обильное слюноотделение сигналом опасной болезни. Это поможет сделать педиатр, который при необходимости направит ребенка к доктору узкого профиля для уточнения диагноза и корректного лечения.

Если повышенное слюноотделение обусловлено скорым появлением зубов, то маме ребенка можно порекомендовать следующее:

Надевать на малыша слюнявчики, которые не промокают и защищают кожу ребенка от переохлаждения во время прогулки.

В случае поражения кожи при длительном контакте со слюной смазывать пораженные области мазью с декспантенолом или кремами, которые содержат ретинол и витамин Е.

Предложить малышу прохладные прорезыватели. Они временно уменьшат зуд. Также можно использовать обезболивающие гели.

Следить, чтобы предметы, которые ребенок тянет в рот, были чистыми и их нельзя было проглотить.

Роль глотания и жевания на этапе формирования речи у детей раннего возраста.

Речь является одной из основных функций человека, необходимых ему для того, чтобы вести полноценную жизнь. Естественным периодом формирования речи являются первые три года жизни малыша, и если в это время не создать благоприятных условий для формирования данной психической функции, в дальнейшем компенсировать её будет значительно труднее.

В физиологическом отношении речь представляет собой сложный двигательный акт. Она образуется на основе движений речевой мускулатуры, включая мышцы гортани и дыхательные мышцы. Ощущения от движения артикуляционных мышц, так же, как тонус артикуляционной мускулатуры, формируется на 1 году жизни, в триаде глотание-жевание-речь.

Глотание – сложный комплекс двигательных реакций, благодаря которым пища перемещается из полости рта через пищевод в желудок.

Глотательный рефлекс относится к врождённым. Ребёнок рождается с хорошо развитым механизмом глотания, который в первые месяцы носит название инфантильного. В норме в акте глотания принимают участие 22 мышцы челюстно-лицевой, подъязычной области и глотки. По мере прорезывания молочных зубов сосание заменяется жеванием, тип глотания у ребёнка перестраивается на соматический. Язык при соматическом глотании расположен в передней трети твёрдого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань. Положение кончика языка при инфантильном глотании межзубное. Если глотание не переходит к соматическому типу, это может повлиять на неправильное (межзубное) произнесение звуков.

Акт жевания также важен в формировании моторной стороны речи. При пережевывании твердой пищи участвуют мышцы щек (щека подталкивает пищевой комок на корень языка), что создает внутрищечное давление. Внутрищечное давление важно для способности произносить согласные звуки (попробуйте сказать Б, П и проследите, как надуваются щеки). При измельчении пищи зубами работают челюсти, что влияет на формирование прикуса. Родители малышей часто используют в детском рационе мягкую пищу. Во-первых, это удобно – в магазинах изобилие различных пюре. Во-вторых, мамы часто боятся, что ребенок подавится. В-третьих, сокращается время кормления — глотать быстрее, чем жевать. В-четвертых, ребенок чистый и пространство вокруг ребенка чистое. Казалось бы – столько плюсов! Но давайте оценим другие важные факторы, о которых родители не знают или не задумываются. Если ребенок не умеет жевать, он не получает многократной тренировки всех артикуляторных мышц. Соответственно снижается тонус артикуляционного аппарата: щеки толстые, приопущенные, рот приоткрыт, язык может находиться на пороге нижней губы, может наблюдаться саливация (слюнотечение). Низкий тонус мышц может привести к дизартрии (нарушение звукопроизношения вследствие нарушения иннервации (подвижности) мышц речевого аппарата). Приоткрытый рот формирует неправильный (ротовой) тип дыхания. Слабый, короткий вдох при таком типе дыхания приводит к снижению кислородообменных процессов. Кислород является питанием для головного мозга.

Для профилактики речевых нарушений важно обучать ребенка жеванию. Уже в период введения прикорма в возрасте 4-5 месяцев (пища гомогенная, измельченная, но дается с ложечки, порционно) ребенок начинает осваивать жевательные движения, захватывать пищу языком и формировать пищевой комок. Для любого развития требуется проявить некое усилие. Усложнение пищевых структур, увеличение нагрузки при жевании приводит к развитию мышечного тонуса (в звукопроизношении это проявляется в способности принять и удержать артикуляционную позу). Увеличение объема движений мышц (глотание — жевание гомогенной пищи, жевание твердой пищи (кусочковое питание)) формирует кинетическую (переключение с движения на движение) составляющую речи – способности произносить не отдельные звуки, а слоги и многосложные слова.

Читайте также  Диагностика общения ребенка со сверстниками

Таким образом, развитие правильного глотания и жевания влияет на развитие речи, профилактику появление речевых патологий в частности и развитие психической активности ребенка в целом. На осмотре детей 1 года жизни логопед может оценить сформированность этих навыков, а также тонус артикуляционной мускулатуры и при необходимости определить направления работы пор профилактике нарушений речи.

Логопед клиники для детей медицинского центра «ЛОТОС», логопед высшей категории Королева Марианна Борисовна

Повышенное слюноотделение

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Повышенное слюноотделение: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.

Определение

Пищеварение — сложный, многоэтапный процесс, требующий участия большого количества структур и органов, объединенных в пищеварительную систему.

Выделяют 3 пары крупных слюнных желез (околоушные, подчелюстные, подъязычные) и множество мелких, расположенных в слизистой оболочке ротовой полости.

Слюноотделение.jpg

Слюна выполняет разнообразные функции. Во-первых, она увлажняет пищу и вкупе с механическим измельчением зубами способствует формированию пищевого комка, соответственно, облегчает глотание. Во-вторых, в состав слюны входит большое количество биологически активных веществ, среди которых стоит упомянуть лизоцим, обладающий бактерицидными свойствами в отношении микроорганизмов, и амилазу, которая расщепляет крахмал.

Процесс слюнотечения регулируется преимущественно рефлекторно, то есть опосредованно через нервную систему. В различных физиологических (нормальных) и патологических ситуациях возможно изменение обьема вырабатываемой слюны в сторону повышения или понижения.

Разновидности повышенного слюноотделения (гиперсаливации)

В зависимости от действительного объема вырабатываемой слюны выделяют истинную и ложную гиперсаливацию. Истинная гиперсаливация заключается в выработке большего объема слюны, чем обычно. Ложная гиперсаливация характеризуется выработкой прежнего объема слюны, однако из-за нарушения акта глотания происходит накопление слюны в ротовой полости и возможно ее истечение из ротового отверстия — в результате создается впечатление, что выработка слюны действительно повышена.

Возможные причины повышенного слюноотделения

В здоровом организме выработка слюны увеличивается в процессе пищеварения. Слюна начинает выделяться при виде пищи или при ощущении ее запаха. После попадания пищи в ротовую полость происходит непосредственное раздражение нервных окончаний, расположенных в слизистой оболочке ротовой полости. Это стимулирует соответствующий центр нервной системы и рефлекторно приводит к усилению выработки слюны.

Поражение центра слюноотделения может стать причиной гиперсаливации. Кроме того, избыточное слюноотделение отмечается при поражении отдельных периферических нервов, иннервирующих слюнные железы, – тройничного, лицевого, языкоглоточного и их ветвей.

Среди заболеваний, вызывающих усиленное слюноотделение, стоит отметить патологии полости рта, заболевания собственно нервной системы, а также вторичные поражения нервных структур в результате изменения обмена веществ как следствие патологических процессов в других органах.

Необходимо отличать истинное повышение объема секретированной слюны от нарушения глотания слюны, вырабатывающейся в обычном объеме (ложная гиперсаливация). Последняя связана с нарушением иннервации мышц, участвующих в акте глотания, и с первичным поражением этих мышц.

Стоит сказать, что избыточное выделение слюны наблюдается у грудных детей с 3 месяцев жизни, что связано с особенностью функционирования нервной системы в данный период жизни ребенка и не является отклонением.

Заболевания, вызывающие повышенное слюноотделение

Среди заболеваний, вызывающих избыточное слюноотделение, можно выделить несколько групп.

  • Патологические процессы, локализованные в ротовой полости: воспалительные заболевания, чаще инфекционного происхождения: ангина (воспаление миндалин), эпиглоттит (воспаление надгортанника), а также воспаление слюнных желез (паротит, субмаксиллит, сублингвит).
  • Заболевания других отделов пищеварительного тракта, рефлекторно приводящие к слюнотечению: гастрит (воспаление слизистой оболочки желудка), заболевания поджелудочной железы (панкреатит) и др.
  • Заболевания нервной системы, при которых наиболее часто отмечается ложная гиперсаливация, связанная с нарушением акта глотания, однако возможна и инстиная гиперсаливация: состояния после перенесенного инсульта, детский церебральный паралич, эпилепсия (во время припадка), паркинсонизм и т.д.
  • Другие патологические состояния, такие как отравления инсектицидами и другими химикатами, особенно группы фосфорно-органических соединений, а также некоторыми грибами (например, мухоморами). Помимо этого некоторые заболевания эндокринных желез могут приводить к повышению аппетита и, как следствие, к избыточному слюноотделению в состоянии голода. К таковым относятся, например, гипертиреоз (избыточная секреция гормонов щитовидной железы).

Заболевания, способные вызвать гиперсаливацию, относятся к разным клиническим дисциплинам. Чтобы не ошибиться с выбором узкого специалиста, у которого пациент будет проходить лечение, сначала стоит обратиться к врачу общего профиля: терапевту или педиатру . После клинического и минимального лабораторно-инструментального обследования врач определит причину гиперсаливации и при необходимости направит пациента к специалисту: стоматологу, оториноларингологу, гастроэнтерологу , неврологу и др.

Диагностика и обследования при повышенном слюноотделении

Спектр дополнительных диагностических мероприятий определяется предполагаемой причиной, вызвавшей избыточное отделение слюны. Практически всегда врач направит пациента на проведение клинического анализа крови с развернутой лейкоцитарной формулой для оценки общего состояния организма и, в частности, для исключения воспалительных процессов.

Синонимы: Общий анализ крови (ОАК); Гемограмма; КАК; Развернутый анализ крови. Full blood count; FBC; Complete Blood Count (CBC); Hemogram; CBC with White Blood Cell Differential Count; Peripheral Blood Smear; Blood Film Examination; Complete blood count (CBC) with differential white blood cell coun.

Синдром Гийена -Барре

Синдром Гийена-БарреТочная причина синдрома Гийена-Барре, неизвестна, но очень часто появлению этого синдрома предшествуют инфекционные заболевания, такие как респираторные инфекции или инфекции желудочно-кишечного тракта. К счастью, синдром Гийена-Барре встречается достаточно редко, и возникает у 1-2 человек на 100000. К сожалению, лечение этого синдрома только симптоматическое, но лечение позволяет уменьшить симптоматику и ускорить выздоровление. Большинство пациентов полностью выздоравливают после этого синдрома, но у определенного процента пациентов в течение длительного времени может сохраняться такая симптоматика как слабость онемение или усталость.

Симптомы

Синдром Гийена-Барре часто начинается с покалывания и слабости, начинается, эти симптомы с ног и распространяются на верхнюю часть туловища и руки. Эти симптомы могут начаться — часто незаметно с небольших ощущений — в пальцах рук и ног. У некоторых людей симптомы появляются в руках или даже лице. По мере прогрессирования синдрома мышечная слабость перерастает в паралич.

Симптомы синдрома Гийена-Барре могут включать в себя:

  • покалывания, ощущение «ползания мурашек» ощущения в пальцах рук, ног
  • Слабость или покалывания в ногах, которые распространяются на верхнюю часть тела
  • Неустойчивая ходьба или неспособность ходить
  • Трудности в движение глаз, движения мышц лица, нарушения речи, жевания или глотания
  • Сильная боль в пояснице
  • Нарушение контроля над функцией мочевого пузыря или кишечника
  • Тахикардия
  • Низкое или высокое кровяное давление
  • Затруднение дыхания

Большинство пациентов с синдромом Гийена-Барре начинают испытывать выраженную слабость в течение четырех недель после появления симптомов. В некоторых случаях, симптомы могут прогрессировать очень быстро, вызывая полный паралич ног, рук и дыхательных мышц в течение нескольких часов. Поэтому с учетом возможного быстрого прогрессирования заболевания необходимо обязательно обратиться к врачу при наличии следующих симптомов:

  • Покалывание, которое началось в ноге или ногах, и потом перешло на все тело
  • Покалывание или слабость которые быстро распространяются
  • Трудности при дыхании
  • Поперхивание от слюны
Читайте также  Признаки глистов у ребенка 9 месяцев

Синдром Гийена-Барре является серьезным заболеванием, которое требует немедленной госпитализации из-за возможного быстрого прогрессирования. Чем раньше начато соответствующее лечение, тем выше шансы на хороший результат.

Причины

Точная причина синдрома Гийена-Барре неизвестна. Примерно в 60 процентах случаев синдрому предшествует инфекция дыхательных путей или желудочно-кишечного тракта. Недавно проведенная операция беременность вакцинация также были связаны с синдромом Гийена-Барре. Но ученые не могут пока объяснить, почему инфекции у одних людей приводят к развитию синдрома, а у других нет. Тем более много случаев возникновения этого синдрома без каких-либо триггеров.

При синдроме Гийена-Барре, иммунная система, – которая обычно воздействует только на чужеродные тела и микроорганизмы — начинает атаковать на нервы, которые передают сигналы в головной мозг. При наиболее распространенной форме синдрома Гийена-Барре происходит повреждение защитной оболочки нервов (миелиновой оболочки), что приводит к нарушению проведения импульсов по нервам и это вызывает слабость онемение или паралич.

Факторы риска

Синдром Гийена-Барре может возникнуть в любой возрастной группе, но наиболее подвержены взрослые пациенты молодого и пожилого возраста.

Синдром Гийена-Барре может быть вызван:

  • Чаще всего инфекция бактерией Campylobacter, которая часто встречается в недоваренной пище, особенно птице.
  • Микоплазменная пневмония
  • Инфицирование в результате хирургического вмешательства
  • Вирус Эпштейна-Барра
  • Вирус гриппа
  • Болезнь Ходжкина
  • Мононуклеоз
  • ВИЧ
  • В редких случаях прививка от бешенства или гриппа

Осложнения

Синдром Гийена-Барре оказывает влияние на нервы и может вызвать эффект домино на другие системы в организме, такие как дыхание и сердечнососудистая деятельность. Осложнения Синдрома Гийена-Барре включают в себя:

  • Нарушение дыхания. Потенциально смертельным осложнением синдрома Гийена-Барре является то, что слабость или паралич может распространяться на мышцы, которые участвуют в акте дыхания. В таких случаях может потребоваться искусственная аппаратная вентиляция легких в условиях стационара.
  • Остаточные онемение или другие ощущения. Большинство людей с синдромом Гийена-Барре выздоравливают полностью или отмечают лишь незначительную остаточную слабость или необычные ощущения, такие как онемение или покалывание. Тем не менее, полное восстановление может быть достаточно медленным, часто год или более, у 20 — 30 процентов пациентов отмечается неполное восстановление.
  • Сердечнососудистые нарушения. Колебания артериального давления и нарушения сердечного ритма являются частыми побочными эффектами синдрома Гийена-Барре, что требует мониторинга давления и частоты сердечных сокращений.
  • Боль. У почти половины пациентов с синдромом Гийена-Барре отмечается наличие невропатической боли, которая достаточно легко снимается анальгетиками.
  • Нарушение функции кишечника и мочевого пузыря. Вялая функция кишечника и задержка мочи может быть следствием синдрома Гийена-Барре.
  • Тромбоз. Пациенты, которые находятся в неподвижном состоянии из-за синдрома Гийена-Барре, подвергаются повышенному риску развития тромбов. Поэтому пока пациент в состоянии самостоятельно ходить, необходимо принимать препараты для разжижения крови и носить компрессионные чулки.
  • Пролежни. Неподвижность увеличивает также риск развития пролежней и поэтому рекомендуется частое репозиционирование, что позволяет минимизировать появление пролежней.
  • Рецидив. Почти у 10 процентов пациентов с синдромом Гийена-Барре отмечается рецидив.

Тяжелая, ранняя симптоматика при синдроме Гийена-Барре значительно увеличивает риск серьезных долгосрочных осложнений. В редких случаях возможно наступление смерти от осложнений, таких как респираторный дистресс-синдром и острая сердечно-сосудистая недостаточность.

Диагностика

Нередко синдром Гийена-Барре бывает трудно диагностировать на ранних стадиях. Его симптомы, аналогичны другим неврологическим расстройствам и могут варьировать у разных людей.

Первым шагом в диагностике синдрома Гийена-Барре является тщательный анализ истории болезни и симптомов возникших у пациента.
Спинномозговая пункция и функциональные тесты нервные часто необходимы для того чтобы подтвердить диагноз синдрома Гийена-Барре.
Спинномозговая пункция — эта процедура представляет собой забор с помощью пункции небольшого количества жидкости из позвоночного канала в поясничном отделе позвоночника. Затем проводится анализ образца спинномозговой жидкости и выявление характерных для этого синдрома изменений в жидкости.
Электромиография определяет электрическую активность в мышцах, что позволяет определить с чем связана слабость, повреждением мышц или повреждением нерва.
Электронейрография позволяет определить скорость распространения импульсов по нервам и мышцам.

Лечение

И хотя некоторым пациентам требуются месяцы или даже годы для выздоровления в большинстве случаев синдром Гийена-Барре протекает в определенные сроки:

  • После появления первых симптомов болезни, состояние постепенно ухудшатся в течение примерно двух недель.
  • Симптомы достигают максимума в течение четырех недель.
  • Восстановление, как правило, длится от шести до 12 месяцев, хотя у некоторых пациентов это может занять до трех лет.

Специфического лечения синдрома Гийена-Барре нет, только симптоматическое. Но два вида лечения значительно ускоряют восстановление и уменьшают тяжесть синдрома Гийена-Барре:

  • Плазмаферез. Это лечение — также называют еще «очищением крови». При плазмаферезе удаляется жидкая часть крови (плазма) а клеточная масса вводится обратно. Организм после процедуры начинает активно восстанавливать необходимый объем плазмы. Пока не ясно, почему это лечение эффективно, но ученые полагают, что плазмаферез удаляет из тока крови определенные антитела, которые способствуют агрессии иммунной системы на периферические нервы.
  • Внутривенное введение иммуноглобулина. Иммуноглобулин содержит антитела от здоровых доноров крови. Высокие дозы иммуноглобулина могут блокировать патологические антитела, которые могут способствовать синдрому Гийена-Барре.

Эти процедуры являются одинаково эффективными. Нецелесообразно одновременное использование этих методов.

ЛФК. Для восстановления физической активности необходимо активное применение лечебной физкультуры, что позволяет быстрее вернуться к нормальной физической активности. Нередко на начальных этапах выздоровления требуется инвалидная коляска или ходунки.

Эмоциональные нарушения могут быть очень сильными при синдроме Гийена-Барре. Связано это с определенным периодом нарушения двигательных функций и страхом остаться обездвиженным. В таких случаях требуется помощь психотерапевта.

Использование материалов допускается при указании активной гиперссылки на постоянную страницу статьи.

Почему у ребенка текут слюни в 2, 3, 4 года

слюни, дизартрия

У детей с дизартрией подвижность речевых и мимических мышц сильно ограничена, поэтому они произносят практически все звуки нечетко и неправильно, имеют тихий голос, нарушенный ритм дыхания. Они не умеют прожевывать твердую пищу, полоскать рот, застегивать пуговицы, рисовать, любые действия, требующие точных движений, даются им с большим трудом.

В своей практике логопеды чаще всего сталкиваются с относительно легкими формами дизартрии. Иначе их называют стертой формой или дизартрическим компонентом. Если тяжелые степени дизартрии легко диагностировать, то стертые формы нарушения способен распознать только опытный логопед или невролог.

Многие дети с дизартрией могут к моменту постановки диагноза уже какое-то время посещать логопедические группы, но без какого-либо результата. Некоторые малыши в раннем детстве (1-2 года) наблюдались у невролога, но были сняты с учета при наступлении видимых улучшений.

Дизартрия опасна тем, что она серьезно тормозит речевое развитие ребенка, поскольку утрачены связи между речевыми центрами коры головного мозга и артикуляционным аппаратом. Нарушается вся произносительная сторона речи. Ребенок говорит, но поскольку он произносит все звуки невнятно, его сложно понять. Если вовремя не начать коррекцию, то в школе у ребенка начнутся серьезные проблемы с овладением письменной речи – дислексия и дисграфия.

Когда нужно обращаться к специалистам?

Обычно ребенок-дизартрик попадает к логопеду в 4-5 лет. Это довольно поздно, но при грамотной коррекции и регулярных занятиях нарушение удается минимизировать к моменту поступления в первый класс. Чем раньше вы обратитесь к специалистам, тем выше шансы на успех.

Читайте также  Диагностика познавательной сферы детей

Определить, есть ли у ребенка проблемы с подвижностью речевого аппарата, поможет простой тест. Встаньте перед зеркалом, выполняйте задания сначала сами, потом попросите ребенка их повторить:

  • улыбнуться, а потом вытянуть губы трубочкой. Работают только губы, зубы сомкнуты, подбородок не двигается;
  • высунуть язык, а потом убрать его;
  • приоткрыть рот и распластать язык на нижней губе, удерживать его в таком положении 5 секунд;
  • широко открывать и закрывать рот, шлепая губами;
  • открыть и закрыть рот, сделать губами трубочку, повторить несколько раз;
  • открыть рот, кончиком коснуться уголков рта, поводить языком туда-сюда, подражая маятнику часов.

Учтите, что делать, какие-либо выводы, можно только после того, как ребенок предпринял несколько неудачных попыток, ведь с первого раза он может не понять, что от него требуется. Поводами для обращения к неврологу или логопеду являются следующие признаки:

  • ребенок не может сразу найти нужное положение для речевых органов;
  • с трудом удерживает их в заданном положении;
  • улыбка и высунутый язык как бы съезжают в сторону;
  • он не может выполнить отдельные движения;
  • непроизвольные синхронные движения речевых органов.

На дизартрию также указывают неразвитая мелкая моторика, неловкость, трудности в удержании равновесия, чрезмерное напряжение или расслабление мышц лица и шеи, произношение в нос. Если вы заметили хотя бы два-три из перечисленных признаков, немедленно покажите малыша логопеду и неврологу.

Как помочь ребенку с дизартрией?

Детям-дизартрикам с легкой и средней степенями нарушения, в первую очередь, необходимы регулярные занятия с логопедом, владеющим техникой логопедического массажа. Заниматься нужно не реже трех раз в неделю. Если у вас нет возможности посещать специалиста, то в домашних условиях нужно выполнять хотя бы отдельные элементы логопедического массажа. Кроме того, являются обязательными:

  • комплекс артикуляционной гимнастики;
  • игры и упражнения, направленные на формирование правильного речевого дыхания (хорошо зарекомендовал себя комплекс Стрельниковой);
  • пальчиковые игры;
  • массаж для расслабления мышц на придание им тонуса;
  • развитие мелкой моторики – пазлы, мозаика, игры с песком и водой, лепка, рисование цветным рисом, конструкторы, упражнения с кольцом су-джок и пр.;
  • общее укрепление здоровья ребенка, в частности, нервной системы.

Детям с дизатрией обычно хорошо даются упражнения, где нужно выполнять действия по образцу. Если, например, вы учите малыша застегивать пуговицы, сначала покажите это на кукле, потом на себе, затем уже на одежде самого ребенка, направляя каждое его движение. По тому же принципу вам придется выполнять и артикуляционную гимнастику, и дыхательные упражнения: сначала вы даете ребенку образец, а потом под вашим руководством он совершает движения самостоятельно.

Как помочь мышцам?

Упражнения для речевого аппарата бесполезны, пока мышцы слишком расслаблены или, наоборот, напряжены. Поэтому перед занятиями следует проводить массаж лицевых, шейных и плечевых мышц. В первую очередь это легкие поглаживания, резких движений совершать нельзя. Уложите малыша так, чтобы его голова находилась на ваших коленях, под прямым углом к вашей груди. Движения совершаются двумя руками с обеих сторон лица одновременно по следующим направлениям:

  • от середины лба к вискам;
  • от бровей к линии волос;
  • от середины лба по щекам к шее и плечам;
  • от ушных мочек через щеки к носовым крыльям;
  • от уголков рта сначала к середине верхней губы, потом — к середине нижней губы, затем – к крыльям носа.

Если мышцы очень напряжены, то движения должны быть все время очень легкими, если же они расслаблены, то следует чередовать энергичные разминания и щадящие поглаживания.

Это общие советы родителям детей с дизартрией. Конкретные комплексы игр и упражнений и лекарственные препараты, если они необходимы, подбирают только логопед и невролог, исходя из особенностей состояния ребенка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: