Сказки для детей 4 месяцев

Какие нужны сказки для детей до года?

мама с младенцем

Все с детства любят сказки. Эти истории поучительны и интересны. В такой форме легче всего научить ребенка простым истинам – отличать добро от зла, помогать ближнему, быть смелым и не сдаваться при неудачах. Но сказки помогают развить не только подросших малышей, они сослужат добрую службу и в общении с новорожденным.

Когда начинать рассказывать сказки младенцу

Мамы новорожденных деток часто зацикливаются только на уходе и кормлении малыша, забывая о том, что психологическому развитию ребенка необходимо уделять значительное количество времени.

В таком раннем возрасте для психологического комфорта и правильного развития психики малышу необходимо постоянно присутствие мамы. Нужно почаще брать его на руки, разговаривать с ним. Иногда мамам сложно говорить с ребенком, ведь он еще не может ответить, поэтому лучший выход из положения – сказки. Так, ребенок будет слышать мамин голос, а молодая мамочка не будет испытывать дискомфорта, подбирая «тему для разговора» с младенцем.

Начинать такие сказки-разговоры со своим ребенком можно прямо с самого рождения. Малыш уже знает мамин голос, и ему приятно его слышать. Некоторые психологи советуют читать сказки вслух даже во время беременности. Слух у малыша появляется еще во время внутриутробного развития, поэтому можно быть абсолютно уверенной в том, что он слышит речь и мамы, и окружающих.

С 4 месяцев можно дополнить рассказывание сказок просмотром ярких красочных картинок в тему. К этому возрасту у малышей зрение уже достаточно развито, и они способны, пусть ненадолго, но воспринимать иллюстрации и изучать то, что изображено на картинке.

мама с ребенком

Очень хорошо, если сказочные истории будут в стихах. Для детей до года, да и вообще любого возраста, ритм и рифма приятны на слух и гораздо легче воспринимаются, чем проза.

Чем полезны сказки для малыша

Эта приятная процедура принесет колоссальную пользу младенцу:

  • Общение с мамой (в том числе и рассказывание или чтение сказок) весьма благотворно влияет на психологическое развитие ребенка, делая его более комфортным и правильным.
  • Когда ребенок с рождения слышит речь взрослых, то это способствует более быстрому развитию его собственных речевых навыков.
  • Добрые сказки формируют правильное восприятие окружающего мира.
  • С помощью сказочных героев малыш изучает животных, их повадки.
  • Рассказывание сказок вместе с просмотром книг развивает зрительные функции, способствует фокусированию внимания на предмете.
  • Если используются пальчиковые игрушки или игрушки-рукавицы, то это хорошее упражнение для развития мелкой моторики.

Как выбирать сказки

К выбору репертуара необходимо относиться очень серьезно. К счастью, в русском фольклоре достаточно добрых историй, где нет насилия, например, «Маша и медведь» (не путать с популярным мультфильмом), «Репка». Именно такие детские сказки нужно выбирать. Многие психологи считают, что даже в столь раннем возрасте дети достаточно восприимчивы на уровне подсознания, поэтому насилие, даже незначительное, в сказках крайне нежелательно.

Как правильно рассказывать сказки младенцу

Очень важно не только правильно подобрать истории, но и правильно рассказать их грудным детям.

Советуем почитать: Поведение и навыки ребенка в 5 месяцев

  • Голос должен быть мягким и плавным.
  • Не нужно говорить очень громко. Это может испугать малыша.
  • Нельзя рассказывать монотонно, нужно стараться делать это с выражением.
  • Хорошо немного менять голос, когда говорят разные персонажи. Так, детям легче воспринимать сказанное и различать сказочных героев.
  • Хорошо задействовать не только речевые интонации, но и мимику лица. Например, можно хмурить брови, улыбаться.
  • Нельзя сюсюкать или коверкать слова. Речь должна быть максимально четкой и грамотной.
  • Для детей старше 4-5 месяцев можно совмещать рассказывание сказок с наглядной демонстрацией в виде игрушек (например, таких, которые надеваются на руку). Это отлично разнообразит семейный досуг. Можно привлечь к таким «постановкам» старших братьев и сестер малыша или его папу.
  • Дети старше 6 месяцев уже, как правило, сидят, поэтому им можно не просто рассказывать сказку, а приобрести яркую красочную книгу и читать истории, показывая малышу действующих лиц на картинках.
  • Можно во время рассказа задавать вопросы малышу, например: «Где колобок? Покажи». При этом надо показывать игрушку или картинку. Вскоре малыш будет сам указывать на колобка. Так, ребенок будет изучать сказочных персонажей и развивать память.

младенец

Необходимо помнить, что если сказка носит роль занятия, то не нужно перегружать малыша вопросами и сложными заданиями. Так, ребенок быстро устанет и потеряет интерес. Прежде всего, общение с мамой и сказочные истории должны приносить радость.

Сказка как часть ритуала перед сном

Многие психологи считают, что проблемы с тем, чтобы уложить малыша спать, легко решаются введением в обиход специального ритуала.

Такая процедура представляет собой совокупность неких действий, которые повторяются каждый день в одно и то же время. Малыш со временем начинает привыкать к ритуалу, формируется некий рефлекс, и проблемы с засыпанием уходят.

Ритуал может быть следующий:

  1. Купание.
  2. Массаж.
  3. Кормление.
  4. Сказка, во время которой малыш засыпает.

Большинство мам и так это все делают каждый день, но хаотично. Необходимо привести все в систему и со сном у ребенка не будет никаких проблем. Лучше начинать все это делать прямо с рождения. Месячный ребенок гораздо лучше уснет после купания, кормления и небольшой сказки, рассказанной тихим голосом, чем от часового изнуряющего укачивания.

мама с ребенком

Перед сном лучше не использовать никаких игрушек или книжек, чтобы ничего не отвлекало кроху. Достаточно просто рассказывать сказочную историю тихим спокойным голосом, можно совместить это с кормлением из бутылочки.

Как быть, если ребенок привык к маминым сказками не засыпает без них?

Если начинать рассказывать ребенку сказочные истории с самого младенчества, то он очень быстро привыкнет и уже не будет комфортно чувствовать себя без них. Но иногда случаются такие моменты, когда маме необходимо отлучиться. В этом случае спасут аудиосказки.

Сейчас в детских магазинах можно найти множество готовых аудиосказок на дисках. Современные мамы могут скачать файлы с аудиозаписью сказок в интернете. Есть даже детские книжки, где при нажатии на кнопку малышу будут рассказывать историю, описанную в книге.

Однако если есть время и желание, можно сделать запись любимых сказок ребенка своим голосом. Это совсем несложно. Понадобится компьютер, микрофон и любая программа с функцией записи голоса. Таким образом, записав голос в аудиофайл, мама сможет сама включать его младенцу или это будут делать родственники в ее отсутствие.

Сказки – это то, на чем выросли многие поколения детей. Сейчас много современных вариантов развития новорожденного ребенка, но не стоит забывать об этом приятном способе времяпрепровождения, которое принесет много пользы и радости малышу.

Консультация для родителей «Рассказы для самых маленьких: что и как читать детям 1–2 лет»

Выбор детских книжек в магазинах сейчас огромный! Поэтому стоит обратить внимание на книжки с рассказами для малышей. Они менее популярны, чем книжки со сказками или стихами. Но они очень нужны маленьким детям! Именно в рассказах ребенок ближе знакомится с окружающим миром, с жизнью людей.

КАК ВЫБИРАТЬ КНИЖКИ С РАССКАЗАМИ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ?

Первое. Для чтения самым маленьким больше подходят не толстые сборники сказок или рассказов, а тонкие книжки с картинками. Одна книжка – это один рассказ в картинках, или несколько коротких рассказов.

Второе. Картинки в книге для детей 1-2 лет должны быть реалистичными. То есть на иллюстрациях в книге не должно быть синих коров или зайцев с короткими ушами и длинными хвостами. Из картинки малыш должен получить точное представление об окружающем мире, юмор дети такого возраста еще не понимают! Иллюстрации нужны, чтобы уточнить представления о мире, а не запутать малыша.

Очень важен ракурс, в котором изображен герой рассказа – все герои рассказа должны быть легко узнаваемы ребенком на картинках.

Третье. На раннем этапе понимания литературы рисунок представляет для ребенка саму окружающую жизнь, которую нельзя заменить словом. Поэтому нужно, чтобы по картинкам ребенок мог проследить шаг за шагом то, о чем ему рассказывают (вспомним рассказ «Цыпленок» К. И. Чуковского).

Для самых маленьких деток книжка с картинками – живая! Они кормят нарисованную лошадку, гладят кошечку, разговаривают с картинками и даже могут ждать, «когда же птичка улетит» с картинки.

Четвертое. Очень важно, чтобы первые книжки малыша были красивыми. Именно в раннем возрасте у детей развивается понимание красивого. Им нравится красивая одежда, красиво украшенная комната, красивые цветы или красивые картинки. И они явно отдают предпочтение красивым предметам и книгам.

КАК ЧИТАТЬ РАССКАЗЫ САМЫМ МАЛЕНЬКИМ: 4 ПРОСТЫХ ПРАВИЛА

Первое. Рассказы можно и нужно не только читать по книжке, но и рассказывать! И это очень важно! В чем польза рассказывания? В том, что в случае рассказывания Ваше слово – это «живое слово»!

Когда Вы рассказываете малышу простую историю, сказку или рассказ, Вы смотрите ему в глаза, можете при необходимости сделать паузу, замедлить темп речи, ввести новую интонацию, Вы видите реакцию малыша на рассказ и можете учесть ее. Кроме того, ребенок видит Ваше лицо, эмоции, процесс Вашей речи.

Поэтому лучше предварительно познакомиться с рассказом, а потом уже читать его малышу. Если же Вы будете «привязаны» к тексту и уткнетесь в него при чтении, то малыш начнет быстро отвлекаться и потеряет интерес.

Чтение рассказа – это наш диалог с ребенком по поводу книги, но не монолог уткнувшегося в текст взрослого.

Замечательно, когда Вы знаете любимые рассказы наизусть и рассказываете их просто от души в подходящий момент – без книжки.

Второе. Если Вы принесли домой новую книжку, не нужно сразу же начинать ее читать. Сначала дайте книгу малышу в руки – пусть он познакомится с ней, обследует ее, пролистает странички, рассмотрит картинки и поиграет с ними – покормит лошадку, поделится с Вами впечатлениями (это могут быть просто восклицания, указательные жесты, интонации, если малыш еще не говорит).

После первого знакомства с книгой рассмотрите с малышом картинки, расскажите ребенку, что нарисовано на них. При этом лучше цитировать слова из текста рассказа, которые позже малыш услышит при его чтении. Например: «У Маши санки. У Миши санки. У Толи санки. У Гали санки. Один папа без санок» (по рассказу Я. Тайц).

Обратите внимание на интересные или необычные детали в иллюстрациях (одежда героев, предметы в их руках, что находится вокруг них, рассмотрите их и назовите.

После первого знакомства с книгой, можно читать рассказ малышу. Если же начать читать новую книжку сразу, то дети не будут слушать – они тянутся к книжке, хотят взять ее в руки, хотят перелистывать странички, погладить обложку, начинают отвлекаться.

Третье. В возрасте с 1 года 6 месяцев до 2 лет очень важно научить малыша воспринимать рассказ без наглядной опоры (т. е. без картинки или инсценировки по содержанию рассказа). Иначе у малыша может выработаться не очень полезная привычка. Это привычка ждать показа игрушек и произносить слова только при этом условии. Если не приучить малыша прислушиваться к речи до 2 лет, то в дальнейшем ребенок с трудом вступает в диалог, постоянно требует картинок, не отвечает на вопросы, не воспринимает аудиозаписи или чтение книг без картинок, трудно воспринимает речь на слух без наглядной опоры. Примеры рассказов для чтения детям без наглядной опоры Вы найдете ниже.

Читайте также  Материалы по пожарной безопасности для детей

Какие рассказы могут понять дети без картинок?

• До 2 лет малыши понимают рассказ взрослых о тех событиях, которые происходят в данный момент времени или очень хорошо им знакомы.

• После 2 лет малыши начинают понимать без показа картинок рассказы взрослых о тех событиях, которые им знакомы по прошлому опыту.

Четвертое. Что делать сначала – смотреть мультик по рассказу или читать текст рассказа? Сначала знакомим малыша с книгой – рассматриваем иллюстрации, читаем рассказ. Это база. И уже позже можно посмотреть и мультик по знакомой книжке с рассказами. В мультике чаще всего малыш не воспринимает текста, т. к. увлечен мелькающими картинками.

РАССКАЗЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ 1-2 ЛЕТ

Очень важно, чтобы в тексте рассказов для малышей были яркие, выразительные образные слова. Как нам не хватает их в современной речи! Давайте обратимся к нашему наследию. Вот какие рассказы для самых маленьких написал Константин Дмитриевич Ушинский. Их можно не только читать по книжке, но и рассказывать, когда мы знакомим детей с животными. Рассказы даны в сокращении – представлены фрагменты, подходящие именно для детей 1- 2 лет.

РАССКАЗЫ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ К. Д. УШИНСКОГО

МЫШКИ. К. Д. УШИНСКИЙ

Собрались мышки у своей норки, старые и малые. Глазки у них черненькие, лапки маленькие, зубки, серенькие шубки, ушки наверху торчат, хвостища по земле волочатся.

ВАСЬКА. К. Д. УШИНСКИЙ

Котик-коток — серенький лобок. Ласков Вася да хитер: лапки бархатные, коготки острые. У Васютки ушки чутки, усы длинны, шубка шелковая. Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поет.

ПЕТУШОК С СЕМЬЕЙ. К. Д. УШИНСКИЙ

Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная борода. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом; на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает: «Хлопотные хозяюшки! Собирайтесь с цыплятками, я вам зернышки принес!»

КОЗЕЛ. К. Д. УШИНСКИЙ

Идет козел мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытками постукивает: идет блеет, коз и козляток зовет.

ХАВРОНЬЯ. К. Д. УШИНСКИЙ

Рыло у хавроньюшки не нарядное: в землю носом упирается; рот до ушей, а уши словно тряпки болтаются; на каждой ноге по четыре копыта, а ходит — спотыкается. Хвост у хавроньюшки винтом, хребет горбом, на хребте щетина торчит. Ест она за троих, толстеет за пятерых.

ГУСИ. К. Д. УШИНСКИЙ

Вышла хозяюшка и манит гусей домой: «Тяги-тяги! Гуси белые, гуси серые, ступайте домой!»

А гуси шеи длинные вытянули, лапы красные растопырили, крыльями машут, носы раскрывают: «Гига! Не хотим домой идти! Нам и здесь хорошо!»

КОРОВА. К. Д. УШИНСКИЙ

Некрасива корова, да молочко дает. Лоб у ней широк, уши в стороны, во рту зубов недочет, зато рожища большая. Она травушку рвет, жвачку жует, пойло пьет, мычит и ревет, хозяйку зовет.

ОРЕЛ. К. Д. УШИНСКИЙ

Орел сизокрылый, всем птицам царь. Вьет он гнезда на скалах да на старых дубах; летает высоко, видит далеко. Нос у орла серпом, когти крючком, крылья длинные; в облаках орел летает, добычу сверху высматривает.

ДЯТЕЛ. К. Д. УШИНСКИЙ

Тук-тук-тук! В глухом лесу, на сосне, черный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает, мурашей да козявок из-за коры выпугивает.

ЛИСА ПАТРИКЕЕВНА. К. Д. УШИНСКИЙ

У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлете, шубка тепленькая. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая, на груди жилет, а на шее белый галстучек. Ходит лиса тихохонько, к земле пригинается, будто кланяется. Свой пушистый хвост носит бережно; роет норы глубокие, много входов в них и выходов; любит курочек, утяток, не кролика.

Следующие два рассказа это рассказы 20 века. Они написаны очень доступным языком, и понятны малышам даже без картинок.

РАССКАЗЫ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ Я. ТАЙЦ

РАССКАЗ Я. ТАЙЦ «ГУСИ»

У бабушки в колхозе были гуси. Они шипели. Они щипались. Они переговаривались: «Га-га!» «Га-га!» «Ага!» «Га-га!»

Надя их боялась. Она кричала:

—Бабушка, гуси! Бабушка сказала:

—А ты возьми палку.

Надя взяла палку, да как замахнётся на гусей.

Гуси повернулись и пошли прочь.

И гуси ответили:

РАССКАЗ Я. ТАЙЦ «ПОЕЗД»

Везде снег. У Маши санки. У Миши санки. У Толи санки. У Гали санки.

Один папа без санок.

Он взял Галины санки,прицепил к Толиным, Толины — к Мишиным, Мишины — к Машиным. Получился поезд.

А папа тянет за верёвочку и приговаривает:

Значит, он паровоз.

В возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет очень важно начать приучать ребенка слушать рассказы без наглядной опоры – то есть без показа картинок по содержанию рассказа, без инсценировки или показа игрушки.

РАССКАЗЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ БЕЗ ПОКАЗА

СВЕТА И СОБАЧКА (АВТОР – К. Л. ПЕЧОРА)

Света пошла гулять, надела шапочку, пальтишко и пошла ножками – топ-топ. А там собачка лает: «Ав-ав!». Не бойся, Света, собачка не кусается!

Кто пошел гулять? Кого она встретила?

КОРМЛЕНИЕ КОШКИ. АВТОР – К. Л. ПЕЧОРА

Кошка пришла домой, мяукает: «Мяу- мяу». Кушать хочет. Мама налила кошке молочка и говорит: «На, кошечка, пей молоко!». И кошка выпила молоко.

— Про кого я тебе рассказала?

— Что делала кошечка?

— Что мама ей дала?

Мы учим малышей слушать и понимать речь без наглядной опоры (то есть без картинки, сценки, показа предметов).

Консультация для родителей «Книги бывают разные, или Какие книги читать детям» «Читая хорошие книги, мы привыкаем хорошо говорить» (Вольтер) Наша взрослая жизнь — это обилие нерешенных проблем, бесконечная нехватка.

Консультация для родителей «Как и что читать детям» Как и что читать детям 6-7 лет Как известно, чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию,.

Консультация для родителей «Как читать детям сказки» Для чего ребенку нужна сказка? «…Она средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории… Кладезь характеров.

Консультация для родителей младших дошкольников. «Какие сказки читать детям»Консультация для родителей младших дошкольников. «Какие сказки читать детям» Нажия Азисова. Взрослые иногда недооценивают роль сказки в формировании личности,в развитии ребёнка. В современном обществе русские народные.

Консультация для родителей «Как и что читать детям» «Малыш и мама, малыш и папа – это связь ребёнка с родителями, данная природой. С первых дней малышу поют колыбельные. Когда колыбельная.

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Книжку с мамой я читала, А потом чуть-чуть устала. Я проснулась, мама спит, Книжка рядышком лежит. Книжка называется «Спящая красавица».

Консультация для родителей «Зимние, новогодние, рождественские сказки или что читать детям зимой» Консультация для родителей «Зимние, новогодние, рождественские сказки, или что читать детям зимой»По словам великого Гёте, «… чтение книг.

Консультация «Культура питания для самых маленьких» Диетологи утверждают – то, как мы едим, также важно, как и то, что мы едим. Для здорового роста и полноценного развития малыша имеет огромное.

Консультация «Развлекаем самых маленьких»Консультация «Развлекаем самых маленьких» Развлечения – одна из форм организации детей в повседневной жизни детского сада, которая преследует несколько целей: доставить ребятам удовольствие,.

Консультация «Зачем читать детям вслух» В последнее время все реже можно встретить ребенка, который любит читать книги. Развитие информационных технологий и изменение образовательной.

Архив рубрики: Сказки на ночь

Сказки на ночь приходят к нам вместе с золотыми звездами, ночной прохладой, тишиной и покоем. У сказок на ночь особая роль – призвать сладкий сон, нагнать дрёму, успокоить.

Сказка на ночь про собаку, кошку и гуся. Читать и слушать

Сказка на ночь про собаку, кошку и гуся. Читать и слушатьЭта сказка про кошку, собаку и гуся, которые выросли в одном дворе. А ещё эта сказка про ссору. Однажды герои сказки поссорились. Ссора произошла из-за того, что кошке очень нравились… А впрочем раньше времени рассказывать содержание не будем, просто прочитаем и послушаем сказку…

Сказка на ночь про лисёнка Кузю и воробья Гошу. Читать и слушать

Сказка на ночь про лисёнка Кузю и воробья Гошу. Читать и слушатьВ каждой сказке есть свои герои. Вот и в нашей сказке на ночь они тоже есть. Первый герой — это лисёнок Кузя, ловкий и быстроногий, а второй – воробей Гоша…

Сказка на ночь «Баба-Яга и волшебные карандаши». Читать и слушать

Сказка на ночь «Баба-Яга и волшебные карандаши». Читать и слушатьБаба-Яга многое умеет делать: в ступе летать, колдовать, книги чародейные читать, пыталась она научиться и карандашами волшебными рисовать…

Сказка на ночь про хомяка Жору. Читать и слушать

Сказка на ночь про хомяка Жору. Читать и слушатьХомяк Жора – едок знатный. Покушать – это его страсть. Так случилось, что однажды еда исчезла. Кто посмел тронуть чужую еду.

Сказка на ночь про задумчивую сову. Читать и слушать

Сказка на ночь про задумчивую сову. Читать и слушатьСова Элла слишком задумчивой на свет родилась. Однажды сове надоело быть обычной, задумчивой птицей, и она решила стать…

Сказка на ночь про белую кошку. Читать и слушать

Сказка на ночь про белую кошку. Читать и слушатьЗнакомьтесь: главная героиня сегодняшней сказки – кошка по имени Скоморошка. Любила Скоморошка мечтать. Мечты есть не только у людей, но и у кошек тоже.

Сказка на ночь про комариху Егозу. Читать и слушать

Сказка на ночь про комариху Егозу. Читать и слушатьСамцы-комары, как правило, подбирают для себя вкусную еду — хорошую растительную пищу – нектар и пыльцу цветов. А вот их совсем не очаровательные спутницы, самки, по-простому говоря, комарихи, утоляют голод совсем по-другому. Укусят кого-нибудь и сыты… А откуда это пошло?

Сказка на ночь «Зайчонок из Фиалкового леса». Читать и слушать

Сказка на ночь «Зайчонок из Фиалкового леса». Читать и слушатьГлавный герой сказки на ночь «Зайчонок из Фиалкового леса» — зайчонок Алька. Для своего возраста он слишком смышленый. Так бывает! И это очень похвально! Однажды зайчонок Алька очень сильно испугался…

Сказка на ночь про котенка и щенка. Читать и слушать

Сказка на ночь про котенка и щенка. Читать и слушатьЖил-был котенок Лютик. Однажды он засмотрелся на что-то такое, на первый взгляд совсем обычное. Щенок Шарик решил выяснить, что же это такое…

Сказка на ночь «Зайчонок и конфеты». Читать и слушать

Сказка на ночь «Зайчонок и конфеты». Читать и слушатьЭта сказка про славного зайчонка, который очень любил конфеты в ярких обертках. Но он был замечателен не только этим. Зайчонок, назло всем обстоятельствам, решил счастливым стать. Где же он решил приобрести счастье?

Терапевтические сказки

Не все знают, но сказки — это не просто детская забава и способ развлечения, они выполняют множество необходимых для воспитания каждого ребенка функций.

Читайте также  Режим дня ребенка 6 месяцев часам

Сказки обучают, развивают воображение, раскрывают творческий потенциал, прививают малышам нормы морали, являются древнейшим способ передачи информации из поколения в поколение и, самое главное, что нас сейчас интересует, сказки исцеляют.

Само понятие «Сказкотерапия» обозначает – лечение сказкой, эта методика активно используется психологами, педагогами и даже врачами. Высокая эффективность и относительная простота использования детских терапевтических сказок, позволяют использовать сказкотерапию не только профессиональным психологам, но и обычным мамам, папам, бабушкам и дедушкам.

Даже простые всеми любимые, с детства известные сказки вроде «Репки», несут определенный терапевтический смысл, важно только правильно подобрать сказку, обсудить смысл прочитанного с малышом и вместе сделать правильные выводы. Или можно воспользоваться специальными детскими терапевтическими сказки, которые написаны профессиональными сказкотерапевтами и психологами. Например, такими:

Сказки для малышей ( 2-5 лет)

shutterstock_218644210

О дружбе

Жил был маленький котенок Вася. Он был очень добрым и веселым, но у него совсем не было друзей. Котенок не знал, как подружиться с другими зверятами, поэтому всегда играл один.

Однажды Вася, как это часто бывало, сидел возле дома со своим любимым мячиком и наблюдал за играми других зверят. И тут он заметил, что в кустах сидит щенок и, так же как и сам котенок, смотрит, как играют остальные.

Васе было страшно подойти к щенку, ведь всем известно, что собаки недолюбливают котов. Но котенок решил рискнуть. Он взял свой мячик и подошел к щенку.

-Привет, я Вася, давай вместе играть в мяч,- смущенно сказал котенок и протянул щенку свой мячик.

Щенок очень обрадовался, улыбнулся котенку и сказал:

-Давай! Меня зовут Кузя!

Вася и Кузя весь день вместе играли, сначала в мячик, а потом в прятки и догонялки. Котенок был очень рад. С тех пор, Вася и Кузя всегда играли вместе и помогали друг другу. Так у Васи появился первый настоящий друг.

Сказка на ночь, чтобы малыш спал в своей кроватке

Жил-был мальчик, которого звали Дима. Он очень любил спать вместе с мамой и папой в большой кроватке.

Однажды родители привезли из магазина маленькую кроватку для Димы. Кроватка эта была не простая, а волшебная, тому, кто в ней спал, она дарила самые прекрасные сны на свете.

Кроватка была очень красивой и уютной, мама Димы положила в нее пушистое одеяло и подушку, на них были нарисованы сказочные животные, которые очень понравились мальчику. Кроватка стала с нетерпением ждать встречи с Димой, ей не терпелось показать ему волшебный сон.

Пришло время ложиться спать: мальчик искупался, почистил зубки, переоделся в пижамку. Папа сказал, чтобы Дима ложился спать в свою новую кроватку. Но он почему-то испугался, и снова лег спать вместе с мамой и папой.

В ту ночь, кроватка так и не дождалась своего хозяина, ей стало очень грустно и обидно, она решила отправиться обратно в магазин.

Утром Дима увидел, что его волшебной кроватки нигде нет. Мама объяснила мальчику, что она решила вернуться в магазин, потому что она не нужна Диме. Теперь он всегда будет спать вместе с мамой и папой и никогда не сможет увидеть прекрасных волшебных снов.

Мальчик очень испугался и решил, что нужно обязательно попросить прощение и вернуть домой волшебную кроватку.

Дима вместе с папой отправился в магазин. Среди множества других кроваток нашел свою и попросил ее вернуться, пообещав, что будет спать только на своей кроватке. С тех пор, Диме сняться только самые прекрасные волшебные сны.

Терапевтические сказки для детей 3-7 лет

shutterstock_72519718

Релаксационная сказка от истерик

Когда вы видите, что ребенок на грани истерики, попытайтесь взять его на руки и спокойным умиротворенным голосом рассказать вот такую медитативную сказку.

Сегодня прекрасный солнечный день. Мы вместе с тобой садимся на большой воздушный шар, нас приветствует штурман и предлагает отправиться в путешествие. Мы, конечно же, соглашаемся. И шар начинает отрываться от земли, он медленно поднимается и нежный ветерок ласкает наши лица, мы слышим пение прекрасных птиц.

Шар потихоньку набирает высоту, мы видим верхушки деревьев, а затем и крыши домов нашего города. С высоты птичьего полета город кажется совершенно иным. Он такой маленький, как будто игрушечный, а по земле ходит много маленьких человечков похожих на муравьев.

Шар поднимается все выше и выше, ты чувствуешь себя легким как перышко. Видишь облака так близко, что, кажется – их можно пощупать, облака рисуют причудливые узоры, напоминающие животных и птиц.

Ты ощущаешь приятный прохладный ветерок. А внизу пейзажи сменяют друг друга — реки, леса и поля, все видно как на ладони. Солнышко начинает садиться, рисуя красочный закат, и мы понимаем, что нам пора возвращаться домой.

Воздушный шар начинает медленно опускаться, реки, леса и поля становятся все ближе и ближе. И вот мы уже опускаемся к своему родному городу, который стал привычных размеров. Корзина воздушного шара опускается на травку. Мы выходим и счастливые идем домой. Это путешествие было незабываемым, мы всегда будем вспоминать о нем с теплотой и радостью в душе.

Терапевтическая сказка для агрессивных детей

Жил-был мальчик Вовка, он был самым обычным мальчиком: играл в машинки, ходил в детский сад и любил конфеты.

Однажды Вовка увидел, как старший мальчик Денис, которого все боялись, обижал малышей на детской площадке. И Вовка подумал — «Вот здорово! Денис такой большой и важный, все его уважают! Я тоже таким буду!»

На следующий день Вовка пришел в детский сад. Во время прогулки все дети из его группы стали играть в «Выбивалы». Вовка присоединился к игре и стал, при любом удобном случае, толкать своих друзей и больно бить мячиком. Игра быстро закончилась, потому что девочка Вера расплакалась, побежала жаловаться воспитательнице и Вовку наказали.

После тихого часа, Вовка хотел показать своему лучшему другу Игорьку новый трактор, который подарил ему дедушка. Но Игорек, почему-то, не стал даже разговаривать с другом. Вовка удивился и подошел к своему приятелю Саше:

— Смотри, какой у меня трактор!- Саша отвернулся и ушел играть в кубики.

Вовке стало обидно, он решил пойти играть с девочками, но те, только увидев мальчика, схватили своих кукол и разбежались в разные стороны.

Весь оставшийся день мальчик играл один.

Вечером Вовка увидел возле дома того самого важного Дениса, среди других больших ребят. Ребята играли в прятки, а сам Денис сидел грустный один на скамейке и никто его не звал играть.

Вовка понял, что он ни за что не хочет быть таким как Денис. Поэтому завтра обязательно попросит у всех ребят в детском саду прощение, и больше никогда-никогда не будет драться.

Сказки для детей 4 месяцев

Каждый человек помнит, как родители или воспитатели читали им в детстве сказки. Сказка — это общение с малышом на волшебном, хорошо понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни. Маленькие дети отождествляют себя с главным героем сказки и живут вместе с ними, учатся на его ошибках. С помощью рассказов сказок родители учат ребенка, как вести себя в разных жизненных ситуациях. Сказки учат малыша сочувствию и состраданию, слушая сказки, они становятся более внимательными и усидчивыми.

Начинать читать сказки можно практически с пеленок, только хорошо воспринимать их ребенок научится не раньше 4 лет. Малышу, которому нет еще полтора годика, необходимо читать сказки «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» и сказочки в стихах. В этих сказках присутствуют животные и незначительные переживания за судьбу персонажей сказок, переносимые для малыша. Главная задача родителей при чтении сказок малышам ясельного возраста учит их слушать. Пусть ребенок садиться к маме или папе на колени и слушает пока непонятные ему фразы и слова.

Если родители читают сказку с мягкой интонацией и спокойным голосом, то малыш ощущает как из книги, которую они держат на руках, идет тепло и радость. Негативные впечатления от услышанной печальной сказки могут вызвать у ребенка чувство страха. А если переживания сказки стрессовые, то малыш инстинктивно защищается от них и стремиться добраться поскорее до счастливого конца. Поэтому не следует читать малышам до 4 летнего возраста сказки Корнея Чуковского «Тараканище» и «Муху-Цокотуху», хоть у этих сказок и хорошая рифма.

сказка и ребенок

Смысловые выражения, такие как «проглотили», «порвали», «растоптали», «испугались», могут произвести травму психики ребенка. Аналогичные сказки других авторов, где есть подобные фразы, не надо читать малышам, пусть он немного подрастет и когда ему будет понятен сюжет сказки, можно ознакомить с этими всемирно известными детскими произведениями. Для самых маленьких детей лучше читать сказки В.Г.Сутеева, стихи и сказки В.М.Степанова, стихи Маршака, Агния Барто, Михалкова, Благиной и другие. Родителям необходимо тщательно фильтровать сказки, прежде чем читать их маленькому ребенку. Покупая книжку для своего малыша, обратите внимание на то, с какого возраста рекомендуется их читать детям. Если такой информации на книжке нет, то перелистайте ее сами.

Иллюстраций и картинок на книге должно быть каждый раз, как только вы открыли новую страничку. Они помогают лучше воспринимать сюжет сказки. Страшных изображений на обложке и внутри книжки не должно быть, многие дети боятся их. Маленьким детям лучше купить картонные книжки, чтобы они не могли рвать их листочки. Внимательно прочитайте сюжет сказки или стихотворения. Детская сказка малышам должна быть короткой и простой, со счастливым концом и нести ту идею, которую родители хотят донести до своего малыша. Если вы считаете, что там присутствуют негативные элементы, то пока откажитесь от покупки этой книжки.

Чтобы малыш запомнил сказку лучше, психологи советуют не читать, а рассказывать их. Дело в том, что когда человек рассказывает сказку у него голос более доверительный и теплый. При рассказе малыш больше чувствует отношение самого родителя к герою сказок и легче понимает, осуждает он героя или восхищается им. Однако не стоит перестараться и слишком увлекаться, рассказывая сказку страшным голосом и рыдая, жестикулируя руками и показывая сцены из сказки. Задача родителей не испугать, а передать состояние героя тихим и спокойным голосом. Показывайте малышу иллюстрации, дети надолго запоминают то, что увидели. Задавайте малышу вопросы, хотя он еще не умеет на них отвечать. Вопросы заставляют его задуматься и побуждают в нем желание самому спрашивать вас об интересующих его моментах сказки.

сказка и ребенок

Читать сказки необходимо в соответствии с возрастом ребенка. Начиная с двухлетнего возраста можно прочесть ребенку сказки с более сложным сюжетом. Например, Заяц и лиса», «Теремок», Зайка-зазнайка» и тому подобные. Детям старше 3-х лет рассказывайте сказки, где наряду с животными присутствуют люди. Это сказки «Маша и медведь», «Кот в сапогах», «Гуси-лебеди», «Раковая шейка» и другие. Сказки, где присутствуют персонажи волшебники и колдуны, лучше начинать читать после 5-летнего возраста.

Читайте также  Ужин ребенка 9 месяцев

У детей до пяти лет преобладает логическое мышление, они действительно верят в чудеса. Для детей старше пяти лет полезны сказки «Снежная королева», «Русалочка», «Дюймовочка», «Двенадцать месяцев», «Щелкунчик» и другие.

Маленьким детям лучше читать русские народные сказки, так как они учат ребенка доброте и сочувствию. Если даже сказка не русская, надо учесть, чтобы она заканчивалась хорошо. Какие бы приключения не происходили с героями сказки на протяжении всего сюжета в конце добро обязательно должно победить.

Сказки для детей 4 месяцев

Много веков родители рассказывают детям перед сном сказки. Сказки «заманивают» ребенка в кровать, ласковый голос мамы или папы успокаивает его. А еще сказка на ночь — хороший способ провести время вместе с ребенком. Основатель и руководитель Центра детского сна и развития BabySleep Елена Мурадова поможет разобраться, почему сказки помогают детям засыпать и как выбрать правильную сказку.

Чем полезны сказки

Вот минимум три причины, почему стоит регулярно рассказывать детям сказки на ночь.

Развивают образное и логическое мышление

Дети 1-3 лет мыслят образами. Переворачивая страницы книги, ребенок строит свою логическую цепочку, учится мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, получает новое видение истории.

Формируют речевые навыки

Звуки — слова — предложения — так ребенок учится говорить. Книги расширяют словарный запас. А картинки в книгах помогают понимать смысл сказки. Вот почему первые книги должны быть с понятными и яркими иллюстрациями.

Помогают слушать других, выражать свои мысли, формировать эмпатию

Во время совместного чтения полезно обсуждать с ребенком прочитанное. Сказка — древний способ передачи опыта разных жизненных ситуаций и способов их решения.

Рекомендация консультанта по детскому сну

Сказки можно и нужно включать в «мостик ко сну». Так называется спокойное бодрствование, расслабляющее ребенка и настраивающее на сон. Это время волшебно само по себе: в комнате тихо, свет приглушен, семья сидит на уютном диване или на кровати родителей, ребенок с удовольствием представляет, что сегодня произойдет с любимыми героями.

Совместное чтение делает отношения между детьми и родителями более близкими, усиливает эмоциональную связь. Это особенно важно, когда дети подрастают, родители проводят весь день на работе, и только вечером есть время на общение без спешки. Перед сном очень важно что-то делать вместе, ни на что не отвлекаясь, насыщать ребенка своей любовью.

Как выбрать сказку на ночь

Однако не любая сказка подойдет для вечернего чтения. Вот три совета, как сделать правильный выбор.

  • Первый пункт — возраст ребенка. Важно, чтобы ребенок понимал, о чем идет речь в книге. Вряд ли вы заинтересуете 2-летнего малыша длинной историей про Робин Гуда. Чем младше ребенок, тем короче и проще сказка.
  • Выбирайте добрые истории, которые не напугают и не расстроят малыша перед сном. Идеально, если книга будет про сон или в книге будут элементы, относящиеся ко сну (герой собирается спать, выключает свет, переодевается в пижаму). Чтение историй про сон помогает «замедлить» ребенка после насыщенного дня.
  • Установите временные рамки для чтения. Малыши 1-2 лет обычно могут внимательно слушать сказку всего несколько минут. Этого времени достаточно, чтобы посмотреть книжку с яркими картинками и небольшим количеством слов. Подросшие дети готовы слушать сказки часами — особенно если это «вместо сна». Заранее договоритесь, как долго продлится чтение: полчаса (покажите на часах, что это значит — это тоже полезно), или три рассказа, или две главы, если книга длинная.

Как читать

Спокойным, убаюкивающим голосом. А к концу истории еще тише и монотоннее.

Пора спать, но ребенок просит почитать еще и еще. Что делать?

Если вы заранее договорились, как долго вы будете читать, лучше удерживать оговоренные границы. Чтобы перед сном ребенок не расплакался, можно договориться на «еще совсем чуть-чуть», но после этого уже точно пора спать. Почитать можно будет и в течение следующего дня. Но подумайте, возможно, стоит начинать чтение немного раньше, чтобы успевать почитать подольше перед тем, как ребенку пора засыпать.

Можно позвать на помощь любимую игрушку ребенка. Пусть плюшевый зверь или самолетик договариваются с малышом. Иногда детям проще прийти к соглашению с неодушевленным другом.

А можно сказать ребенку, что после выключения света вы расскажете еще одну историю. Эту историю рассказывайте тихо-тихо и медленно-медленно. Она поможет малышу уснуть.

Что читать перед сном?

Мы разделили сказки на ночь по возрастам. Но это не значит, что полюбившуюся в 3 года книгу нельзя читать и в 7 лет. А театр теней или красивую книгу с объемными иллюстрациями можно и нужно показать 2-летнему малышу, если он заинтересуется. Наша подборка — это примерный ориентир в бескрайнем море детской литературы.

0-2 года. Виммельбухи и добрые короткие истории

Малышей привлекает то, что они могут увидеть глазами, потрогать, повертеть в руках. Завлечь их в кровать поможет маленькая книжка с плотными страницами. Здорово, если в книге будет рассказ о том, как герой ложится спать. Например, как в книге Йорга Мюле «Спокойной ночи, Зайчонок!». На каждой странице есть задания: хлопнуть в ладошки, чтобы зайчик надел пижаму, погладить его по спинке. Эти же действия можно повторять вместе с ребенком во время чтения книги. И тогда уснут и зайчик, и ваш малыш.

За что мы любим виммельбухи? В этих книгах нет текста, который пока может быть скучным для ребенка. Зато есть огромное количество картинок, которые хочется рассматривать и рассматривать. Можно учить новые слова, загадывать загадки, просто разглядывать рисунки. По нашему опыту, эти книжки бывают фаворитами книжных полок как минимум до школы.

Можно полистать перед сном книгу Катерины Горелик «Курьер». Книжка сделана из картона, иллюстрации веселые и не слишком подробные. Она подойдет для первого знакомства с виммельбухами. На каждом развороте задания — помочь курьеру Чуне доставить посылку по морю, по суше, по воздуху.

Следующей книгой в вашей «вечерней библиотеке» может стать очень подробный японский виммельбух про детектива Пьера, его будет интересно разглядывать и школьнику. Виммельбух представлен в трех частях — «Детектив Пьер распутывает дело», «Погоня в Башне лабиринтов», «Сокровище воздушного замка». Выбирайте любую.

2-4 года. Поучительные истории со счастливым концом и книжки-помощники

Читая сказки-помощники, вы поможете ребенку сбросить страхи и тревоги, пережитые за день. А еще можно избавиться от вредных привычек и привить хорошие. Важно, чтобы главный герой был симпатичен ребенку, тогда малыш будет отождествлять себя с ним и сопереживать ему.

«Зубную книгу» Ивоны Радюнц и Томаса Рёнера можно почитать ребенку, который не любит чистить зубки. Книга увлекательно рассказывает, как устроены молочные зубы, зачем они нужны, как за ними ухаживать. Если вечером читать с ребенком эту книгу, после идти чистить зубы, а затем ложиться в кровать и слушать мамину колыбельную, сложится хороший вечерний ритуал, которого ребенок будет ждать с удовольствием.

Книга «Гастон боится» Орели Шьен Шо Шин познакомит малыша с одной из самых сильных эмоций — страхом. Милый единорог Гастон боится сумерек, ведь это значит, что скоро нужно ложиться спать. Возможно, ваш малыш тоже боится темноты. Вместе с Гастоном он выполнит несколько дыхательных упражнений и «выдует» свой страх перед сном.

Иногда дети боятся, что во сне они увидят что-то плохое. Очень полезно и детям, и взрослым перед сном думать о приятном и визуализировать что-то хорошее. Эта практика помогает увидеть хорошие сны. Красивая история в стихах «Я изобрел во сне пирог!» рассказывает о крольчонке, которому снился вкусный пирог. А проснувшись, он решил его испечь. Возможно, ваш малыш тоже захочет увидеть во сне что-нибудь вкусное, а на следующий день приготовить это вместе с вами?

Театр теней зародился в Китае более 1700 лет назад. Но и сейчас это волшебное действо легко может собрать всю семью перед сном. Некоторые книги сделаны по принципу театров теней. Погасите свет в комнате, возьмите небольшую лампу или фонарик (папа ассистирует), раскройте книгу и начинайте рассказ об удивительном городе, в котором летают на птицах, качаются на тарзанках, кормят крокодила. Каждый вечер можно придумывать новую историю. Пусть истории будут добрые, а рассказывать их лучше тихим сказочным голосом. Это поможет всей семье настроиться на сон.

Вам мешают спать соседи? В книге Катерины Горелик «Соседи» все время шумят. Когда мышки засыпают, коты на крыше начинают петь песни. Когда наступает время сна у летучих мышей, петух поднимает своих цыплят на завтрак. И у людей режимы не совпадают. Страницы книги «Соседи» разрезаны так, что ребенок может сам решить, кто чьи соседом будет, и как всем наконец улечься спать.

5-95 лет. Красивые книги для размышлений

В 5 лет ребенок уже понимает, что с книгами нужно обращаться аккуратно. И ему можно предложить необычные и красивые книги для вдумчивого разглядывания. Чем старше ребенок, тем более философские мысли его занимают.

«Спокойной ночи, Миюки!» — эта книга будет особенно интересна детям, верящим в сказочных существ и волшебство. Главная героиня книги Миюки никак не уляжется спать. У нее столько дел накопилось перед сном: полить овощи на грядке, собрать всех улиток, укрыть котика пледом на ночь. Прямо как у вашего ребенка, правда?

Когда все дела переделаны, дедушка Миюки наконец-то положил ее голову на подушку, укрыл одеялом и крепко поцеловал. Читая эту книгу, поговорите с ребенком о том, как важно вовремя делать свои дела, чтобы не вспоминать о них уже лежа в кровати.

Детям ночью нередко снятся кошмары: разные чудовища или погоня. Переживания во сне очень реалистичны. Ребенок просыпается в слезах, испуганный. Справиться с ночными кошмарами поможет игрушка-защитник — любимая игрушка ребенка, которая с ним спит и отгоняет все, чего он боится. Также стоит избегать пугающих переживаний, минимизировать ТВ и гаджеты в вечернее время.

Что говорят научные исследования

Лонгитюдное исследование 2011 года показывает, что регулярное использование в возрасте 3-5 лет ритуала перед сном, включающего разговорную речь (пение, чтение, сказки и т. д.) приводило к более длительному ночному сну и лучшим показателям по когнитивным тестам, определяющим речевое развитие.

Консультанты по сну BabySleep вывели идеальную формулу книжки на ночь: Добрая история про сон + по возрасту + тихий, спокойный голос + любовь родителей = крепко спящий ребенок. Попробуйте!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: