Секреты успешного написания рабочей программы для подготовительной группы

Как написать рабочую программу воспитателю детского сада по ФГОС

Автор: Грибанова Анна Леонидовна
Должность и место работы: воспитатель, МБДОУ №44 «Детский сад комбинированного вида», г. Кемерово.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию рекомендации по написанию, оформлению и разработке рабочей программы. Данный материал может пригодиться руководителям ДОО при составлении положения о рабочие программе педагога, старшим воспитателям при написании основной рабочей программы ДОО, воспитателям при разработке собственных программ.
Содержание рабочей программы воспитателя
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят глобальные изменения. Они связаны с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» система дошкольного образования стала первой ступенью системы образования России. Это повлекло принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который определяет — какой должна быть программа дошкольного образовательного учреждения, какие условия нужны для её реализации. Рабочая программа педагога – разрабатывается педагогом на основе образовательной программы ДОУ. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне (в нашем случае в соответствии с ФГОС дошкольного образования, который действует с 01.01.2014 года). Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения. Одной программы достаточна на группу одного возраста, каждому воспитателя писать ее не целесообразно, соавторами программы могут выступать: руководители, 2 воспитатели, специалисты ДОО, творческая группа.
Примерная структура образовательной программы (законы дают нам частичную свободу в планировании образовательного процесса)
1. Титульный лист, где указывается:
• Название образовательного учреждения
• Кем и когда принята и утверждена программа (номера протоколов и дата)
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБДОУ
Протокол № от 2016 года

УТВЕРЖДЕНО
Заведующий
МБДОУ №
Ф.И.О.
_____________
Приказ №___ от «___»_______2016
• Название рабочей программы (возраст детей, учебный год)
• Составители программы (ФИО, должность, категория)
• Город и год разработки программы
2. Содержание программы (оглавление)
3. Сама программа
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка (с указанием актуальности программы, целей, задач, участников программы, сроки реализации)
1.2. Нормативные документы на основе чего разработана программа
• Конституция РФ, ст. 43, 72.
• Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.).
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении».
• Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.3049-13

• Устав ДОУ.
• ФГОС ДО.
1.3. Основные характеристики особенностей развития детей данной группы (Возрастные особенности)
1.4. Список детей с указанием даты рождения и возраста на 1.09.2016
1.5. Психологические и индивидуальные особенности детей данной группы (характеристика на коллектив группы, а не на каждого ребенка)
1.6. Социальный паспорт группы на 01.09.2016 (сведения о родителях)
2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
2.1. Организация режима пребывания детей в ДОУ (на холодный и теплый период)
2.2. Система закаливающих мероприятий
2.3. Систему оздоровительных мероприятий
2.4. Организацию двигательного режима
2.5. Расписание организованной образовательной деятельности (сетка занятий)
2.6. Циклограмма образовательной деятельности на неделю или день (по требованию руководства)

3.Содержательный раздел
3.1 . Перспективно-тематическое планирование на год (в данный раздел можно включить «Роботу с родителями» если вы не выносите отдельным планом)
Тема недели Цель Пополнение развивающей среды

3.2. Образовательная область «Познавательное развитие»
Календарно-тематическое планирование по образовательной области «Познавательное развитие»
3.3. Образовательная область «Речевое развитие»
Календарно-тематическое планирование по образовательной области «Речевое развитие»
3.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Календарно – тематическое планирование по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»
3.5. Образовательная область «Физическое развитие»
Календарно-тематическое планирование по образовательной области «Физическое развитие»
3.6. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Перспективное — тематическое планирование по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
4. Планируемые результаты освоения Программы
В данном разделе описываются базисные знания, умения и навыки, уровень развития, которыми должны овладеть воспитанники в процессе реализации конкретной образовательной области.

5. Система мониторинга
В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений, бесед, экспертных оценок и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низкоформализованных (наблюдение, беседа, опрос, анализ продуктов деятельности и др.) и высокоформализованных (тестов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Мониторинг образовательного процесса (Приложение № 1)
Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогами детского сада (воспитателями и специалистами). Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов.
Мониторинг детского развития (Приложение № 2)
Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами (воспитателями, другими специалистами) и медицинским работником (врач-педиатр). Основная задача данного вида мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

6. Перспективное планирование по взаимодействию с родителями
4. Список литературы
В списке литературы указываются все программы, методические издания и учебные пособия, использованные для разработки Рабочей программы и используемые в процессе ее реализации. Список строится в алфавитном порядке с указанием города и названия издательства, года выпуска литературы. Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003.
В списке материально-технического оснащения перечисляются:
Печатные пособия.
Технические средства обучения и средства ИКТ.
Цифровые и электронные образовательные ресурсы.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
Игровой и дидактический материал.
Демонстрационные пособия.
Музыкальные инструменты и т.д.

5. Приложение
Приложения разрабатываются в зависимости от желаний и потребностей педагога. Это могут быть:
— описание игр и упражнений;
— картотеки (прогулок, утренней гимнастики и т.д.);
— сценарии групповых мероприятий;
— сценарии мастер-классов для педагогов и родителей;
— сценарии различных форм взаимодействия с родителями;
— визуальные средства информации (материалы наглядной пропаганды, буклеты, памятки) и др.

Требования к оформлению образовательной программы устанавливается в положении ДОО о разработке рабочей программы.
Примерные требования к оформлению рабочих программ:
Текст набирается в редакторе Wordfor Windows шрифтом Times New Roman, кегль 14, таблицы заполняются кегль 12,
межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,5 см, поля со всех сторон 2 см.
Готовая программа прошивается (брошюруется), страницы нумеруются.
Титульный лист считается первым, не подлежит нумерации, также как и листы приложения.
Список литературы строится в алфавитном порядке, допускается оформление списка литературы по основным разделам каждой образовательной области.
Программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до первого сентября текущего года) приказом руководителя дошкольного образовательного учреждения (печатью на титульном листе).
Педагог оставляет за собой право незначительной правки программы по ходу реализации работы.
Вариативная часть рабочей программы пишется и брошюруется отдельно, тесно переплетается с основной программой только в еженедельном планировании, которое целесообразно вложить в приложение.

Рабочая программа по подготовке детей-дошкольников в школу

Рабочая программа по подготовке детей-дошкольников в школу

Переход из детского сада в школу — сложный психологический процесс для ребенка. Важно, чтобы в новый этап своей жизни дети вошли подготовленными. Программа подготовки к школе помогает решить ряд образовательных аспектов. В период обучения продолжается активное развитие ребенка как личности, освоение необходимых навыков для начальной школы.

Программа для дошкольников по подготовке к школе

Часто программа подготовки детей к школе ориентируется только на обучение письму, счету и грамоте. Но такой подход может привести к тому, что при вхождении в новый коллектив ребенок начинает испытывать трудности из-за интеллектуальной пассивности. Задача педагогов — развивать интерес у ребенка к образовательному процессу. Он должен не просто научиться считать, а хотеть считать. Задачей государственных программ является развитие желания и стремления узнать что-то новое, познакомиться с новыми людьми.

Задачи и структура занятий

Целью рабочего стандарта всестороннего развития в детском дошкольном возрасте является формирование готовности к обучению, развитие интеллектуальных качеств, творческих способностей. Все это поспособствует успешному адаптированию и поможет в достижении успехов.

Основными задачами программы считаются:

  • Организация процесса воспитания, развития и обучения на подготовительном этапе к школе с учетом потребностей этого возраста.
  • Побуждение в ребенке желания получать знания, укрепление положительного отношения к школе.
  • Формирование необходимых социальных черт будущего первоклассника, которые необходимы для благополучного прохождения адаптации.

Обратите внимание! Программа рассчитана на детский возраст от шести лет. Ее задачами является формирование в ребенке умения самостоятельно познавать мир через творчество, умение создавать новое.

Структура программы включает в себя несколько предметов:

  • Занимательная математика — ребенок знакомится с цифрами и арифметическими знаками, учится распознавать и соотносить цвета, сопоставлять формы и размеры. Формируются базовые умения, которые лежат в основе математических понятий.
  • Большая роль на занятиях отводится изучениям слов, звуков, навыков словоизменения. Ребенок учится осваивать структуру предложений, развивается умение слушать и говорить. В процессе занятий обогащается активный и пассивный словарный запас.
  • Развитие творческих и коммуникативных способностей. Этот раздел наиболее важен для «домашних» детей, которые редко посещают детский сад. В основу программы входит принцип развития умения вести себя в обществе, работать в группах. В качестве творческих навыков дети учатся развивать фантазию, умение пользоваться подручными материалами (ножницами, клеем, декоративными предметами).

Обратите внимание! Основной метод работы с дошкольниками — игра. Используются различные методики, например, игра-путешествие или игра-урок, викторина.

Рабочая программа по подготовке к школе дошкольников по новым ФГОС

План подготовки дошкольника к школе очень богат по содержанию. Задачей программы является знакомство ребенка с многосторонней окружающей средой. Методы обучения построены таким образом, что они направлены на усвоение знаний, а также на развитие эмоциональной сферы. В соответствии с методиками, необходимым условием получения знаний является создание высокого уровня эмоционального тонуса в период прохождения обучающего процесса.

Языковая часть программы

В основу системы развития речи положен комплексный подход. Он должен быть направлен на достижение в рамках одного занятия нескольких сторон речевого развития. Важно обращать внимание на следующее:

  • фонетику;
  • грамматику;
  • лексику.

Обратите внимание! У ребенка в процессе подготовки к школе должно быть сформировано четкое представление о связывании предложений в одно высказывание. Должна быть налажена работа над смысловой стороной.

Большую роль в реализации задач играет чтение художественной литературы.

Основной метод работы — игра. В ее процессе должны реализовываться следующие задачи:

  • развитие восприятия слухового и зрительного плана;
  • развитие мышления и речи, внимания и наблюдательности;
  • формирование навыков фантазии, воображения;
  • формирование этических представлений.

Чтение художественной литературы в детском саду

Развитие элементарных математических представлений

Формирование начальных математических представлений относится к важной части программы развития детей дошкольного возраста. В соответствии с ФГОС, это первая ступень подготовки к школе.

Под элементарными математическими представлениями понимается следующее:

  • ориентация в величинах и размерах предметов;
  • владение счетом;
  • развитие пространственных отношений;
  • знакомство с геометрическими фигурами;
  • изучение представления о времени;
  • измерение мер;
  • знакомство с понятием долей;
  • умение сравнивать предметы.

Процесс работы предполагает организацию упражнений, в результате которых у ребенка повторяются практические действия.

Важно! Наглядные материалы представлены в виде таблиц, иллюстраций, рассмотрения наглядных моделей. В качестве словесных методов используются дидактические игры.

Обучение математическим навыкам

Составляющая программы по ИЗО и художественному труду

Государственная программа для дошкольников по подготовке к школе должна включать в себя многогранную деятельность. Дети должны знакомиться с разнообразными промыслами России, творческими направлениями.

Читайте также  Чем кормить годовалого ребенка в поезде

Программа основана на внедрении интеллектуальной, творческой, изобразительной и театрализованной деятельности.

Цели образовательной деятельности:

  • формирование у детей интереса к изобразительному искусству;
  • развитие образного эстетического восприятия;
  • занятие продуктивной деятельностью (лепкой, аппликациями, художественным трудом).

Обратите внимание! Каждое направление деятельности имеет свои задачи.

Если речь идет о предметном рисовании, то в процессе занятий достигаются следующие цели:

  • Совершенствование умения изображать предметы, развитие наблюдательности, памяти.
  • Улучшается техника изображения, у ребенка развивается свобода воображения.
  • Формируется точность движения руки, острота зрения.
  • Развивается способность у ребенка увидеть красоту, тренируется умение изображать четкие линии, создавать плавные цветовые переходы.
  • При сюжетном рисовании формируется умение создавать композиции на бумаге, самостоятельность в выборе тематик.

Весь процесс проходит как в организационных группах, так и индивидуально. Задания предлагаются с учетом возраста и уровня первоначальных навыков. Такой подход способствует успешной подготовке ребенка к школе, благодаря этому происходит успешное овладение навыками учебной деятельности.

Основы ИЗО в детском саду

Формирование коммуникативных навыков дошкольников и другие

Переход в начальные классы — это сложный эмоциональный процесс. Дети должны быть всесторонне подготовлены. Немаловажную роль при этом играют коммуникативные навыки. Их грамотное развитие поможет быстро адаптироваться в новом коллективе.

Чтобы коммуникативные способности развивались всесторонне, рекомендуется использовать два метода:

  • Театрализацию.
  • Игровую деятельность.

Обратите внимание! Хороших результатов помогает достичь театрализация.

Она позволяет детям не только раскрепоститься, но и обогатить словарный запас. В процессе разыгрывания сказки, воплощения в одного из сказочных персонажей, они учатся смотреть на окружающий их мир другими глазами.

Такой метод очень полезен для ребенка, который в реальной жизни детского сада никак свою активность не проявляет. В условиях постановок у него появляется возможность более широкого взаимодействия со сверстниками. Таким образом удается расширить круг общения.

Смена образов положительно влияет не только на развитие навыков коммуникации, но и на обогащение речи. Ребенок сам не заметит, как начнет по-другому произносить звуки, стараться четче выговаривать слова.

С помощью театрализованной деятельности удается достичь следующих результатов:

  • раскрепощение детей;
  • расширения их лексикона;
  • развитие артистизма и избавление от страха выступления перед публикой.

Обратите внимание! Такая деятельность помогает научиться легко контактировать с разными людьми.

Ведущим типом деятельности для дошкольников является игра. Многие коммуникативные способности передаются в игровой деятельности. Наибольшее раскрепощение происходит у детей во время подвижных игр. Это важный аспект деятельность для застенчивых ребят.

Комбинация различных методов для развития коммуникативных способностей, применяемая регулярно в дошкольном возрасте, эффективно готовит ребенка к школе. Такие методики предупреждают проблемы, которые могут возникнуть у детей с педагогами и будущими одноклассниками.

Развитие коммуникации во время активных игр

Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате завершения года обучения по подготовительной программе к школе ребенок должен уметь следующее:

  • Четко и ясно произносить слова, выделять звуки, определять место звука в слове, составлять предложения на заданную тему, пересказывать сказки и небольшие рассказы, писать элементы букв.
  • Считать до десяти и обратно, уметь сопоставлять цифру с предметами, понимать арифметические знаки, решать задачи в одно действие, измерять длину предметов, используя условную меру.
  • Перечислять в правильной последовательности времена года, суток, знать их признаки.

Итоговый контроль проводится в виде тестирования, а также в процессе игровой деятельности. В последний год перед школой проводится диагностика знаний детей психологом.

Проверка знаний дошкольников

Методическое обеспечение программы

Для реализации целей программы используются пособия и материалы, утвержденные стандартами образования. Воспитателю необходимы:

  • учебно-тематические конспекты, планы;
  • рабочие тетради;
  • прописи;
  • наглядные пособия, таблица, схемы;
  • счетный материал;
  • мультимедийные презентации.

Обратите внимание! Дидактические материалы и необходимые пособия по творчеству могут быть изготовлены самостоятельно.

Грамотный и комплексный подход при подготовке к школе помогает ребенку успешно адаптироваться в новых условиях и коллективе. Благоприятная социальная обстановка в свою очередь способствует успешному освоению знаний.

Фрагмент рабочей программы в подготовительной группе ДОУ

Цели: развивать познавательный интерес, интерес к школе, к книгам; закреплять знания о школе, о том, зачем нужно учиться, кто и чему учит в школе, о школьных принадлежностях и т.д.; формировать представления о профессии учителя и «профессии» ученика, положительное отношение к этим видам деятельности.

Взаимодействие

П

Я

Т

1 половина дня

Социально-коммуникативное развитие. Расширять представления о праздниках, школе. Беседовать о том, с чем по­знакомятся в школе.

Речевое развитие. Ди: «Узнай по описанию». Скороговорки (сборник Г.Сапгира). Работа по формированию КГН и навыков самообслуживания.

Игровая ситуация «Поможем кукле раздеться после прогулки»».

Прогулка: наблюдение за небом. Цели: развивать наблюдательность, внимание.

Игра «Липкие пенёчки».

Работа по воспитанию культуры поведения за столом во время обеда.

Оснащение спортивным инвентарём (мячи, обручи, скакалки).

Предметные картинки и дидактический материал.

Презентация «День знаний».

Презентация «Вот и стали мы на год взрослее».

Закаливающие процедуры. Умывание прохладной водой.

Профилактические оздоровительные мероприятия. Хождение по массажным коврикам. Воспитание КГН, навыков самообслуживания и взаимопомощи при одевании. Игра «Кто быстрее разденется?». Воспитание культуры поведения во время полдника. Игровая ситуация «Приглашаем кукол за стол».

Конструирование на тему: «Постройка школы». Индивидуальные беседы с папами «Опасности на дороге»

Взаимодействие

1 половина дня Познавательное развитие.

Тема: «День знаний».

Цели: расширять представления о праздниках, о школе, воспитывать уважение к профессиям школьных работников.

Речевое развитие. Тема: Знакомство с отрывком из поэмы А.С.Пушкина «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало».

Цели: знакомить с творчеством А.С.Пушкина, учить читать наизусть стихотворения.

Беседа с детьми «День знаний». Разучивание стихотворения А.Барто «В школу». Утренняя гимнастика. Комплекс №1.

Воспитание культурно-гигиенических навыков.

Беседа «Мое пушистое полотенце». Социально-коммуникативное развитие. Игровая ситуация «Угадай день недели»

Речевое развитие.

Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.

«Работа по формированию КГН и навыков самообслуживания.

Игровая ситуация «Поможем кукле раздеться после прогулки»».

Прогулка: наблюдение за небом. Цели: развивать наблюдательность, внимание.

Игра «Липкие пенёчки».

Работа по воспитанию культуры поведения за столом во время обеда.

Игра «Правильно держим ложку»

Релаксация перед дневным сном.

День знаний. Музыка П. И. Чайковского

Чтение художественной литературы перед сном. «Кот в сапогах», пер. Т. Габбе

Предметные картинки и дидактический материал по теме «Лето», «Профессии»

Закаливающие процедуры. Умывание прохладной водой.

Профилактические оздоровительные мероприятия. Хождение по массажным коврикам.

Воспитание КГН, навыков самообслуживания и взаимопомощи при одевании. Игра «Кто быстрее разденется?».

1 половина дня

Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений.

Тема: «Количество и счет».

Цель: формировать общие представления о действии сложения как объединении частей в единое целое, об отношении и зависимости части от целого; закрепить представление о равенстве и неравенстве; учить самостоятельно выбирать способ сопоставления групп предметов.

Художественно-эстетическое развитие.

Конструирование.

Тема: Домик. Цели: познакомить с приемом работы по выкройке.

Познавательно- речевое направление. Интеграция областей.

-о том, что делали вчера;

-какие планы на сегодня;

-Тема «Кто учит в школе?» (о профессии учителя).

Утренняя гимнастика. Комплекс №1

Воспитание культурно-гигиенических навыков.

Беседа «Следи за своим внешним видом».

Социально-коммуникативное развитие. Повторение пословиц о труде.

Речевое развитие.

Рассказ К.Ушинского
«Четыре желания» Цель: развивать связную речь

Прогулка.

Вид:прогулка-экскурсия Содержание:наблюдение за цветущими растениями в цветнике.

Работа по формированию КГН и навыков самообслуживания.

Беседа о работе дежурных.

Работа по воспитанию культуры поведения за столом во время обеда. Беседа «Я аккуратный». Релаксация перед дневным сном. «Малышки из книжки», муз. А. Островского, сл. Г. Демыкина. Чтение художественной литературы перед сном. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отры­вок)

Обыгрывание сюжетов ролевых игр «Школа». Беседа по индивидуальным достижениям детей

Бодрящая гимнастика. Массаж живота «Мой животик». Закаливающие процедуры. Умывание прохладной водой.

Профилактические оздоровительные мероприятия. Коррегирующая гимнастика.

Воспитание КГН, навыков самообслуживания . Беседа «Я аккуратный».

Воспитание культуры поведения во время полдника.

1 половина дня

Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром.

Тема: Природа и человек.

Цели: углублять и систематизировать представления о взаимоотношениях человека и окружающей среды, формировать ответственность за совершение разнообразных действий окружающей действительности.

Художественно-эстетическое развитие.

Тема: Лето.

Цели: учить отражать свои впечатления о лете в рисунке, располагая изображения на широкой полосе: выше, ниже по листу, рассказывать о том, что нарисовали; закреплять приемы работы кистью и красками.

Музыка.

Познавательно- речевое направление. Интеграция областей. Тема: «Что ты видел по дороге в детский сад»

Обогащать лексику словами, обозначающими профессии лю­дей, связанных с транспортом: водитель, летчик, машинист и т. д.

Познавательное развитие +Речевое развитие. Беседы с детьми «Что лежит в портфеле ученика?». Утренняя гимнастика. Комплекс №1.

Воспитание культурно-гигиенических навыков.

Игра «Мы дежурим по столовой».

Работа по формированию КГН и навыков самообслуживания. Игровая ситуация «А у тебя есть носовой платок».

Социально-коммуникативное развитие. Повторение пословиц о труде.

Речевое развитие.

Формировать умение со­ставлять коллективный рассказ по предметным картинам.

Прогулка. Вид: спортивная

Содержание: наблюдение за природными явлениями

Работа по формированию КГН и навыков самообслуживания.

Беседа о работе дежурных.

Консультации с родителями на тему: «Закаливание. Прогулки на свежем воздухе»

Бодрящая гимнастика. Массаж живота «Мой животик». Закаливающие процедуры. Умывание прохладной водой.

Профилактические оздоровительные мероприятия. Коррегирующая гимнастика. Воспитание КГН, навыков самообслуживания . Игровая ситуация «Помоги другу одеться».Воспитание культуры поведения во время полдника.

1 половина дня

Познавательное развитие. ФЭМП. Тема «Количество и счет. Цель: развивать общее представление о действии вычитания как удалении части из целого, о взаимосвязях целого и частей; закрепить знания состава числа из двух меньших на конкретном примере.

Художественно-эстетическое. Лепка.

Цель: учить лепить различные овощи и фрукты, учить передавать форму и характерные особенности фруктов при лепке с натуры, использовать приемы: оттягивание, сглаживание.

Физическое развитие.

Познавательно- речевое направление. Интеграция областей. Индивидуальные беседы об окружающем мире: что видел ребенок по дороге, природные, сезонные, погодные изменения.

Познавательное развитие

Речевое развитие.

Тема: « Какие изменения в природе я видел по дороге в детский сад?

Утренняя гимнастика. ОРУ с листьями.

Воспитание культурно-гигиенических навыков.

«Как я умею мыть руки»

Социально-коммуникативное развитие Беседа «Кто такой первоклассник.

Речевое развитие.

Разучивание пословиц и поговорок об учебе.

Прогулка.

Вид: типовая

Содержание: наблюдение за презжей частью дороги.

Работа по формированию КГН и навыков самообслуживания.

Беседа о работе дежурных.

Работа по воспитанию культуры поведения за столом во время обеда. Беседа «Я аккуратный».

Учить с ребенком Фамилию, имя отчество родителей и бабушки с дедушкой.

Бодрящая гимнастика. Массаж живота «Мой животик». Закаливающие процедуры. Умывание прохладной водой.

Профилактические оздоровительные мероприятия. Коррегирующая гимнастика.

Воспитание КГН, навыков самообслуживания . Беседа «Я аккуратный».

Воспитание культуры поведения во время полдника.

П

1 половина дня Речевое развитие.

Тема: «Скоро в школу».

Цели: закреплять умение составлять рассказ по памяти на тему «Что я видел в школе», развивать фонематический слух.

Художественно-эстетическое развитие.

Тема: «Декоративное рисование на квадрате».

Цели: закреплять умение оформлять декоративную композицию в квадрате, используя цветы, листья, дуги; развивать эстетические чувства, воображение. Литература: Комплексные занятия по программе под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. (стр. 36)

Познавательное развитие +Речевое развитие. Беседы с детьми :

Читайте также  Дети людей 4 группой крови

-о том, что делали вчера;

-какие планы на сегодня;

-Тема «Кто учит в школе?» (о профессии учителя).

Утренняя гимнастика. Комплекс №1

Воспитание культурно-гигиенических навыков.

Беседа «Следи за своим внешним видом».

Социально-коммуникативное развитие. Повторение пословиц о труде.

Речевое развитие.

Три сороки тараторки тараторили на горке.

Работа по звукопроизношению: артикуляционная гимнастика.

Прогулка: наблюдение за небом, облаками. Труд: сбор листьев и цветов для открыток.

Работа по формированию КГН и навыков самообслуживания.

Беседа о работе дежурных.

Работа по воспитанию культуры поведения за столом во время обеда. Беседа «Я аккуратный».

Плакат «Геометрические фигуры».

Индивидуальные беседы с родителями.

Бодрящая гимнастика. Массаж живота «Мой животик». Закаливающие процедуры. Умывание прохладной водой.

Рабочая программа подготовительной группы на 2014 — 2015 учебный год

Рабочая программа педагогов подготовительной к школе группы разработали воспитатели Шихова А.Ф. и Ного И.В. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие.

Возраст воспитанников – 6-7 лет.

Цель рабочей программы – планирование, организация и управление образовательной деятельностью в рамках реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Задачи рабочей программы – конкретное определение содержания, форм и методов организации образовательной деятельности в рамках реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом особенностей организации образовательного процесса той или иной образовательной организации и контингента воспитанников.

Программа разработана в соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»).

В соответствии с ФГОС ДО программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений (на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой. – М.; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 331 с.).

Рабочая программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей по 5 образовательным областям: социально – коммуникативному развитию, познавательному, речевому, художественно – эстетическому и физическому развитию.

Реализация содержания рабочей программы предусмотрено в различных видах детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно – исследовательской, трудовой, конструктивной, двигательной и др.).

Структура программы включает в себя в обязательной её части: цель и задачи, принципы и подходы к организации образовательного процесса, значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики, возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, планируемые результаты освоения программы, модель организации образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития, методическое обеспечение по всем образовательным областям, режим дня, расписание НОД, циклограмму образовательной деятельности на неделю, систему закаливающих и физкультурно – оздоровительных мероприятий, план работы с родителями, содержание предметно – пространственной среды в группе.

Оглавление

  1. 1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1.1. Цели и задачи реализации Программы…………………………. 5

1.2. Принципы и подходы к формированию Программы…………………………8

1.3. Характеристики особенностей развития детей…………. ……. 9

1.4. Планируемые результаты освоения Программы……………….…………………. 12

1.5. Планируемые результаты освоения Программы, формируемой участниками образовательных отношений……………. …………. 14

  1. 2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития, представленными в пяти образовательных областях………………………………………………………………. 33

2.2. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»…………..33

2.3. Образовательная область «Познавательное развитие»…………………………..35

2.4. Образовательная область «Развитие речи»………………………………………..36

2.5. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»………..….39

2.6. Образовательная область «Физическое развитие»………………………………..41

2.7. Образовательная деятельность в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений……. 43

2.8. Методическое обеспечение программы…………………………………………. 45

2.9. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников…………………………………………………………. ……………….48

2.10. Особенности взаимодействия группы с социумом……………………………. 50

2.11. Особенности взаимодействия группы с узкими специалистами……………….51

  1. 3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

3.2.Расписание непосредственно образовательной деятельности…………………56

3.3.Календарно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности…………………………………………………………………………. 57

3.5.Календарное планирование на каждый день…………………………………….64

3.6.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды…………………………………………………………………………………. 65

3.7 . План работы с родителями…………………………………………………………66

3.8. План работы с социумом……………………………………………. 67

3.9. План развлечений на каждую неделю……………………………………………..69

3.10. План по чтению художественной литературы на каждый день…. 73

3.11. План взаимодействия с узкими специалистами………………………………….74

Ознакомиться с авторской рабочей программой: рабочая программа.doc (723.5 КБ)

Внимание! Настоящая программа является объектом права собственности и защищена Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.

Программа может быть использована для ознакомления и собственной практической работы в дошкольном учреждении. Использование информации допускается при условии сохранения всех знаков авторства!

Способы и методы защиты прав:
Если произведение было использовано без согласия правообладателя (за исключением специально предусмотренных ГК РФ специальных исключений, то правообладатель может использовать для защиты своих исключительных прав все способы и методы, предоставленные гражданским, административным и уголовным законодательством).

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Секреты успешного написания рабочей программы для подготовительной группы

Автор: Борщ Анна Александровна

воспитатель МОУ Детский сад 343 Красноармейского района Волгограда

Методическая разработка дополнительной образовательной программы по подготовке руки к письму «Я пишу»

Методическая разработка дополнительной образовательной программы по подготовке руки к письму «Я пишу»

Целевой раздел

Программа кружка «Я пишу» разработана с учетом следующих документов:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273- ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • СанПн-2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 №26;
  • Письмо Минобразования РФ от 14.03.00 г. №65-23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
  • Программа «Школа 2100»;
  • Устав МОУ Детский сад № 343;

Пояснительная записка.

Актуальность.

Современная школа предъявляет высокие требования к детям, поступающим в первый класс, а родителей и педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Данную тему кружка я сочла актуальной , потому что вопрос сформированности у дошкольника навыка письма является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая в настоящее время становится все актуальнее.

Письмо — сложный координационный навык, требующий, слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыка письма — длительный и трудоемкий процесс.

Часто встречается, что дети на первом этапе обучения чаще испытывают затруднения с овладением навыка письма: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, ребёнок не укладывается в общий темп работы. Все это может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

Поэтому в дошкольном возрасте очень важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для двигательного и практического опыта. Особого внимания заслуживают графические упражнения, которые считаются одним из основных методических приемов, обеспечивающих приобретение графического навыка.

Трудности, связанные с овладением навыка письма не могут быть устранены фрагментарно включенными упражнениями, они требуют, как показывают исследования специально организованной работы.

Графические задания и упражнения достаточно многообразны. Такие упражнения как продолжи узор, штриховка, рисование по клеточкам, и многие другие способствуют развитию мелких мышц рук, а, следовательно, и подготовке руки к письму. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь – учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.

Важно именно подготовить руку к письму в дошкольные годы, а не научить ребенка писать. Это две совершенно разные задачи!

Подготовка руки дошкольников к обучению письму требует особенного педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.

Цели и задачи реализации программы.

Цель реализации программы:

становление умения работать в коллективе;

-стимулирование интереса детей к самому процессу письма;

-подготовка ведущей руки ребенка к письму.

Задачи программы :

— «погружение» будущих первоклассников в атмосферу урока обучения письму посредством чередования игровой и учебной деятельности;

-создание условий для проявления у дошкольников положительной мотивации, необходимой для овладения первоначальными навыками письма;

— знакомство с гигиеной, правилами процесса письма (правильная посадка, положение тетради, карандаша или ручки, работа в ограниченном пространстве- в рамках штриховки, на рабочей строке);

— знакомство с контуром изображения, его особенностями в процессе дорисовывания, штриховки, работы на строке;

— начертания отдельных элементов и букв русского алфавита, знакомство с некоторыми особенностями их соединения в слогах и простых словах;

Планируемые результаты освоения программы:

Дети научатся:

соблюдать элементарные гигиенические правила (в том числе и гигиены письма);

-ориентироваться на странице тетради, выполнять упражнения для развития мелкой моторики кисти.

-правильно называть основные элементы букв, сами буквы, сравнивать их межу собой, конструировать из предлагаемых, элементов;

-неодносложно отвечать на поставленные вопросы;

-повторять начертание основных элементов и некоторых письменных букв по образцу без соединений и с соединениями;

Содержательный раздел.

Программа рассчитана на детей 6 — 7 лет.

Данная работа организуется с сентября по май каждого учебного года включительно в форме кружковой работы. Кружок проводиться 1 раз в неделю,4 раза в месяц, во второй половине дня, не нарушая режим жизнедеятельности дошкольников, в интересной для детей форме, с включением практической деятельности и дидактических игр.

Структура организованной деятельности кружка:

Почти каждое занятие строиться по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемой работе, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, разминка рук.

Подготовка к занятию: сюрпризный момент или какая- либо мотивация для начала работы.

  1. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений).
  2. Повторение действий прошлого занятия.
  3. Повторение правил правильной посадки , положения тетради, карандаша или ручки.
  4. Введение в новую тему.
  5. Постановка цели занятия.
  6. Рассматривание образца, анализ. (техника, приемы и способы выполнения задания).

Практическая часть:

  1. Уточнение техники (способа) выполнения задания.
  2. Выбор письменных принадлежностей.
  3. Вербализация детьми некоторых этапов работы («Что здесь делаю?»)
  4. Самостоятельная работа детей.
  5. Анализ работы воспитанников (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил правильной посадки , положения тетради, пользование пишущим предметом.

В процессе реализации программы кружка обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

Познавательное развитие: знакомство детей с контуром изображения, его особенностями в процессе дорисовывания, штриховки, работы на строке; знакомство с начертаниями отдельных элементов и букв русского алфавита, знакомство с некоторыми особенностями их соединения в слогах и простых словах;

Социально-коммуникативное: воспитание дружеских отношений, решение проблемных ситуаций, развитие умения свободного общения с взрослыми и детьми, формирование умения выражать свою точку зрения.

Читайте также  Носки ребенка 6 месяцев

Художественно-эстетическое развитие: стихи, загадки согласно тематике занятия.

Физическое развитие: физкультминутки, формирование умения следовать правилам работы с письменными принадлежностями.

Речевое развитие: развитие словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи.

Технические навыки, прививаемые детям в процессе работы программы:

  • правильно пользоваться письменными принадлежностями.
  • координировать движения рук.
  • придерживаться гигиенических правил.

Организационно-методическое обеспечение программы

Программа рассчитана на 1 год (всего 36 занятий). Занятия проводятся один раз в неделю, с сентября по май.

Продолжительность занятия в подготовительной группе: 30 мин

Общее количество образовательный ситуаций в год Количество организованных образовательных ситуаций в неделю Длительность образовательной ситуации Форма организации образовательного процесса
36 1 30 минут Подгрупповая (15 человек)

Программой предусмотрено проведение:

  • практических занятий -36

Программа реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить занятия в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Кроме того широко используются игровые ситуации, сюрпризные момент. Для снятия напряжения пригодны физкультминутки и малоподвижные игры.

В зависимости от дидактических целей занятия строятся как:

  • изучение нового материала;
  • закрепление и систематизация знаний, умений навыков детей;
  • проверочные занятия (в конце полугодия);
  • комплексные.

структурно выглядят так:

  • организационный момент (использование приёмов активизации интереса детей);
  • постановка цели занятия;
  • организация самостоятельной практической и познавательной деятельности детей на занятии;
  • анализ деятельности детей;
  • подведение итогов занятия.

Приемы и методы организации.

В процессе обучения дошкольников используется целый спектр методов:

— словесный (объяснение, рассказ, беседа, чтение);

— наглядный (наблюдение, демонстрация, ТСО);

— практический (игра, упражнения).

Форма занятий- совместная деятельность.

Работа с родителями

В начале учебного года было проведено анкетирование родителей на тему: «Выявление заинтересованности родителей в развитии ассортимента кружковой работы». В результате анализа полученных ответов было выявлено, что большинство родителей воспитанников желают, чтобы дети осваивали навык письма.

Так был организован кружок «Я пишу». Работа с родителями предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, беседы с целью ознакомления с особенностями подготовки руки к письму детей дошкольного возраста.

Форма подведения итогов реализации программы

Формами подведения итогов являются: промежуточная и итоговая диагностики.

Для отслеживания успешности овладения учащимися содержания программы используется педагогическое наблюдение и педагогический анализ результатов активности обучающихся на занятиях, выполняемых ими заданий.

Основная задача диагностики – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка.

Рекомендуемые задания для диагностики:

Ориентировка в пространстве

  • Продолжить узор по клеточкам.
  • Д/И «Найди, где спрятано?».

Срисовывание образца

  • Задания на листе бумаги в клетку, в линейку.
  • Дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение).
  • Выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.

Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения.

Как составить рабочую программу по ФГОС

Как составить рабочую программу от А до Я - план

Многие педагоги задаются вопросом – как составить рабочую программу правильно, чтобы она была в соответствии с ФГОС, а не переделывать (доделывать) ее снова и снова. Я Вам предлагаю разложить все по полочкам от А до Я.

На этот вопрос я постараюсь Вам ответить исходя из собственного опыта работы как администратора образовательного учреждения, так и учителя начальных классов.

Что такое рабочая программа

Рабочая программа по предмету является частью основной образовательной программы, тем локальным документом, где конкретизируется цель, содержание предмета, планируемые результаты основной образовательной программы с учетом особенности и специфики учебной дисциплины.

Что относится к рабочим программам - наглядная схема

К рабочим программам относятся

  • рабочая программа по предмету;
  • рабочая программа дополнительного образования;
  • рабочая программа факультативных занятий;
  • рабочая программа внеурочной деятельности.

Рабочая программа — определение

Рабочая программа – это документ, который должен быть у каждого учителя и который он разрабатывает сам на основе Примерной программы по предмету (например, «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 — 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций).

Именно Примерные программы по предмету являются основой для составления рабочих программ, так как они разрабатываются по заказу Министерства образования и науки РФ. При этом педагог обязан ознакомиться с ФГОС определенной ступени образования, чтобы при составлении рабочей программы для конкретного класса (параллели) учитель учитывал универсальные действия и реальные виды деятельности, которыми должен овладеть ученик на конец обучения. Необходимо изучить требования к результатам освоения программы, знать цель и задачи обучения на каждом этапе.

В ходе составления рабочей программы педагог в праве самостоятельно устанавливать:

  • последовательность изучения учебного материала;
  • вносить изменения и дополнения в содержание;
  • распределять количество часов по темам, разделам;
  • включать материал регионального компонента;
  • использовать формы обучения, педагогические технологии, методы контроля.

Самое главное – в полном объеме реализовать все планируемые результаты по ФГОС общего образования.

Как утверждается рабочая программа

Порядок и сроки рассмотрения и утверждения рабочих программ определяются в локальном акте образовательной организации. В нем может быть предусмотрен следующий порядок:

  1. Рабочая программа рассматривается на заседании методического объединения, где результаты экспертизы заносятся в протокол.
  2. Если документ соответствует всем требованиям, то его рекомендуют к согласованию с заместителем директора по учебной работе.
  3. После этого директор образовательного учреждения утверждает программу приказом.

Таким образом, рабочая программа представляет собой уже нормативный документ, обязательный к реализации в школе.

Образец титульного листа рабочей программы

Образец титульного листа рабочей программы

Какова структура программы

С утверждением ФГОС стандарт четко определил структуру программы по учебным дисциплинам.

  • Пояснительная записка.
  • Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
  • Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
  • Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
  • Содержание учебного предмета, курса.
  • Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
  • Список литературы (основной и дополнительный).

На титульном листе рабочей программы указывается наименование образовательной организации; гриф рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы; название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) — в соответствии с названием в учебном плане; Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс; класс (параллель), для которого составлена рабочая программа; год составления программы.

Пояснительная записка программы характеризуется лаконичностью. В ней должно быть отражено название учебной программы (авторской или примерной), на основе которой составлена рабочая программа, ее автор и год издания.

Здесь формулируется цель и задачи учебного курса, которые должны соответствовать ФГОС.

В пояснительной записке раскрывают новизну, обоснованные изменения, внесенные в программу, если они были доработаны исходя из реализации регионального компонента или специфики образовательного учреждения.

Указывается учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта). УМК должен соответствовать перечню учебников, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ.

Указывается количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа.

Описываются и раскрываются особенности организации учебного процесса по предмету и формы текущего контроля знаний, умений, навыков и формы промежуточной аттестации учащихся. Все указанные формы должны соответствовать локальным актам образовательного учреждения.

В разделе «Описание места учебного предмета, курса в учебном плане» указывается к какой образовательной области относится предмет, в течение какого времени изучается, за счет каких часов реализуется, недельное и годовое количество часов.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета представляет собой описание целей – результатов обучения. Они формулируются в соответствии с ФГОС. В них отражаются: основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом; конечная система знаний; перечень умений и навыков, способов деятельности; перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет. Требования к уровню усвоения должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования.

В разделе «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса» отражаются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, которые согласуются с определенными ранее целями рабочей программы. Результаты отражают индивидуальные, общественные и государственные потребности, которые сформулированы в деятельностной форме, что позволит потом разработать необходимые контрольно-измерительные материалы для оценки степени достижения запланированных результатов.

В рабочие программы включаются конкретные формулировки результатов из авторских программ разработчиков УМК, примерной ООП, а не обобщенные требования к результатам из ФГОС ООО.

Если у Вас рабочая программа составлена на ступень обучения или на несколько классов, например, с 5 по 9 классы, то нужно результаты обучения указывать по классам (годам обучения). Здесь можно воспользоваться авторской или примерной программой. Но не забудьте сравнить их с формулировками, указанными в Примерной ООП.

В разделе «Содержание учебного предмета, курса» заключается основная часть программы. Здесь отражаются все разделы и темы, которые опираются на обязательный минимум содержания стандарта, примерную программу, указываются практические и лабораторные работы в соответствии с примерной программой.

Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса включает в себя описание необходимого для успешной реализации рабочей программы материально-технического и учебно-методического, информационного обеспечения (лабораторное оборудование, учебная литература, компьютерная техника, электронный образовательный контент, специализированные программные средства).

Список литературы включают основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии) справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы, необходимые для реализации рабочей программы.

Используемый перечень учебно-методических средств обучения может быть классифицирован на три группы: «Литература (основная и дополнительная)», «Дидактический материал», «Оборудование и приборы». Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.

Этапы составления рабочей программы

Составляя рабочую программу, педагог может столкнуться с некоторыми трудностями, решить которые возможно при последовательном осуществлении этой работы.

Этап 1. Выбирается программа по учебному курсу и учебник, который ей соответствует из списка, рекомендованного Министерством образования и науки РФ.

Этап 2. Сравниваются цели изучения предмета в выбранной программе с целями, которые прописаны в Примерной программе, а также с целями и задачами основной образовательной программы школы.

Этап 3. Сопоставляются ценностные ориентиры в выбранной программе с таковыми же, но сформулированными в Примерной программе.

Этап 4. Выделяются и конкретизируются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного материала в конкретном классе, сравниваются с теми, что прописаны в Примерной программе.

Этап 5. Сопоставляется содержание выбранной программы с содержанием Примерной программы, анализируется их наличие и раскрытие тем в учебнике.

Этап 6. Проанализировав содержание учебника, делается вывод о включении или исключении в (из) содержание(я) программы некоторых разделов, вопросов.

Этап 7. Структурируется содержание учебного материала, определяется последовательность изучения тем и количество часов на ее прохождение.

Этап 8. Определяется список дополнительной справочной и учебной литературы, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы.

Этап 9. Создаются контролирующие материалы (если такие должны входить в состав рабочей программы в соответствии с локальным актом образовательного учреждения).

Этап 10. Составляется рабочая программа: оформляются структурные компоненты согласно требованиям нормативного документа школы (Положение о рабочей программе).

Вывод

Представленный маршрут составления рабочей программы не является единственно правильным и неоспоримым. Это представленный мной опыт. Поэтому Вы можете воспользоваться предложенными этапами или, на свое усмотрение, вносить в него корректировки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: