Режим труда отдыха ребенка

Время отдыха по Трудовому кодексу

В Трудовом кодексе определены такие понятия, как «рабочее время» и «время отдыха». Кратко рассмотрим, что же это такое.

Рабочее время по ТК

Рабочее время – это время, в течение которого работник должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка (далее – ПВТР) и условиями трудового договора. Также в рабочее время могут входить иные периоды времени, которые прямо отнесены к рабочему времени нормами самого ТК, иными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами ( ст. 91 ТК РФ ). Так, к примеру, во время труда входят перерывы для обогрева и отдыха для сотрудников, работающих в холодное время года на открытом воздухе ( ст. 109 ТК РФ ).

Нормальная продолжительность рабочего времени – это 40 часов в неделю ( ст. 91 ТК РФ ). В то же время продолжительность рабочего времени по ТК сокращается для отдельных категорий работников (например, для инвалидов I или II группы – до 35 часов в неделю, для «вредников» — до 36 часов в неделю).

Также по договоренности работнику может быть установлено неполное рабочее время. Причем некоторым категориям неполное время устанавливается в обязательном порядке по просьбе самого работника (например, беременным женщинам, одному из родителей ребенка в возрасте до 14 лет и т.д.) ( ст. 93 ТК РФ ).

Режим рабочего времени и времени отдыха

Режим рабочего времени устанавливается работодателем. Работодатель должен установить режим рабочего времени, который предусматривает:

· продолжительность рабочей недели (пятидневка, шестидневка, выходные по скользящему графику, неполная рабочая неделя);

· продолжительность ежедневной работы (смены);

· время начала и окончания работы;

· время перерывов в работе;

· число смен в сутки;

· чередование рабочих и нерабочих дней.

Трудовой договор: рабочее время и время отдыха

Все вышеперечисленные компоненты режима рабочего времени прописываются в ПВТР или коллективном договоре. А если время труда и отдыха у кого-либо из работников отличаются от общеустановленных, то они устанавливаются в трудовом договоре с этим работником ( ст. 100 ТК РФ ).

Понятие и виды времени отдыха

Теперь поговорим о времени отдыха по ТК РФ. Понятие времени отдыха приведено в ст. 106 Трудового кодекса. Время отдыха – это время, когда работник свободен от исполнения трудовых обязанностей. Это время работник может использовать по своему усмотрению ( ст. 106 ТК РФ ).

Виды времени отдыха

К видам времени отдыха относятся ( ст. 107 ТК РФ ):

· перерывы в течение рабочего дня (смены);

· выходные дни (еженедельный непрерывный отдых). Подробно о нем мы рассказали в отдельной консультации ;

· нерабочие праздничные дни;

Расскажем о некоторых видах времени отдыха по ТК РФ поподробнее.

Перерывы в рабочее время

Перерывы в течение рабочего дня (смены) условно можно разделить на два вида ( ст. 109 ТК РФ ):

· не включаемые в рабочее время. Это перерывы для отдыха и питания. Читайте о них здесь ;

· включаемые в рабочее время. Это перерывы, обусловленные технологией и организацией производства и труда. Читайте о них в отдельной консультации .

Выходные дни

И для пятидневной рабочей недели, и для шестидневной общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной при пятидневке работодатель определяет сам коллективным договором или ПВТР. Как правило, выходные предоставляются подряд, то есть время отдыха это суббота-воскресенье или воскресенье-понедельник ( ст. 111 ТК РФ ).

Нерабочие праздничные дни

Трудовой кодекс определяет несколько дней в году, которые признаются федеральными праздниками и в которые по общему правилу работать запрещено ( ст. 112, 113 ТК РФ ). Это, в частности, Новогодние каникулы, Рождество Христово, День защитника Отечества.

Отпуска

Всем работникам гарантированы ежегодные оплачиваемые отпуска. За время отпуска должен выплачиваться средний заработок ( ст. 114 ТК РФ ).

В общем случае ежегодный основной оплачиваемый отпуск составляет 28 календарных дней (то есть 4 недели). Но некоторым работникам положен удлиненный основной отпуск (более 28 календарных дней), например, несовершеннолетним работникам или педагогическим работникам ( ст. 115 ТК РФ ).

А отдельным работникам предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска, например работникам, занятым на вредных и опасных работах, работникам с ненормированным рабочим днем и сотрудникам, работающим в районах Крайнего Севера ( ст. 116 ТК РФ ).

Рекомендации по режиму дня школьника, нормам сна, отдыха, работы за компьютером

Начался новый учебный год. Школьники приступили к учебным занятиям. После летних каникул детям требуется определенное время, чтобы войти в ритм учебного процесса. Особенно сложно приходится первоклассникам. Для того, чтобы школьнику было легче адаптироваться к учебе, очень важно правильно организовать его режим дня. Правильный режим дня – это организация и целесообразное распределение во времени сна, питания, труда, отдыха и т. д. Соблюдение режима дня очень важно в повседневной жизни школьника. Соответствующий возрастным особенностям детей режим дня должен предусматривать чередование различных видов деятельности, обеспечивать оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон, способствовать нормальному росту и развитию детей. Правильно организованный режим дня создает бодрое настроение, интерес к учебной и творческой деятельности, а также играм. Особенно это важно для первоклассников, так как помогает младшим школьникам привыкать к новой жизни, сочетать отдых и учебу.

Основными аспектами режима дня школьника являются: учебные занятия в школе и дома; активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе; регулярное и достаточное питание; полноценный сон; самостоятельная деятельность.

Образовательная нагрузка:

Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течении дня должен составлять:

— для обучающихся 1-х классов — не должен превышать 4 уроков и 1 раз в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;

— для обучающихся 2-4 классов — не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-ти дневной учебной неделе;

— для обучающихся 5-6 классов не более 6 уроков;

— для обучающихся 7-11 классов — не более 7 уроков.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течении дня и недели.

Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводиться на 2 уроке; 2-4 классов — 2-3 уроках; для обучающихся 5-11 классов — на 2-4 уроках. Продолжительность перемен между уроками должна составлять не менее 10 минут, а большой перемены (после 2 или 3 уроков) — 20-30 минут. Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе.

Важно правильно организовать рабочее место школьника в образовательной организации и дома. Мебель подбирается с учетом роста ребенка, необходимо достаточное естественное и искусственное освещение.

В школе ребенку приходится в течение длительного времени поддерживать рабочую позу. Поэтому активные физические нагрузки являются профилактикой гиподинамии, а свежий воздух способствует общему укреплению здоровья.

Очень важно удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне. Недостаток сна у детей отрицательно сказывается на их росте и развитии. Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет:

Читайте также  Сколько должен набрать ребенок 8 месяцев

-в 7-10 лет — 10-11 часов;
-в 11-14 лет -9-10 часов;
-в 15-17 лет — 9-8 часов.

Школьникам показано увеличение обычной продолжительности сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности.
Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Перед сном комнату нужно хорошо проветривать.

Для крепкого и здорового сна необходимо:

-ложиться спать в одно и то же время;
-ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.);
-сформировать собственные полезные привычки («традиции»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение книг и т. п.

Рекомендации по нормам работы школьников за компьютерами

Современное обучение сопряжено с работой на персональном компьютере. Кроме того, многие дети проводят досуг за компьютерными играми. Длительные работа и занятия на персональном компьютере вызывают значительное зрительное напряжение, ухудшают общее состояние ребенка. Непрерывная длительность занятий непосредственно с персональным компьютером не должна превышать:

-Для учащихся 1-4-х классов — 15 мин;
-Для учащихся 5-7-х классов — 20 мин;
-Для учащихся 8-11-х классов — 25 мин.

Работа на персональном компьютере должна осуществляется в индивидуальном темпе и ритме. Необходимо делать перерывы и проводить комплекс упражнений для глаз, а также физические упражнения для профилактики общего утомления.
Занятия в кружках с использованием персонального компьютера должны организовываться не раньше чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе и не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью: для учащихся 2-5-х классов (7-10 лет) — не более 60 минут, а для учащихся 6-х классов и старше — до 90 минут. Не рекомендуется играть на компьютере перед сном.

Свободная деятельность по индивидуальному выбору

Предпочтение следует отдавать спортивным занятиям.
Правильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребёнка в течение дня. Если вы заметили, что ваш ребёнок сильно устаёт, к концу дня становится вялым и нервным, а успеваемость страдает, то постарайтесь скорректировать его режим дня. Помните, правильный режим дня школьника — залог крепкого здоровья и хорошей учебы!

СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»

СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»

Изменяем неполное рабочее время работнице, имеющей ребенка до 14 лет

Законодатель закрепил в п. 1 ч. 2 ст. 289 ТК обязанность нанимателя устанавливать неполное рабочее время в виде неполного рабочего дня или неполной рабочей недели женщине, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет. В то же время на практике остались вопросы, касающиеся изменения данного режима рабочего времени.

Работнице, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет, был установлен режим неполного рабочего времени. Может ли она требовать его изменения на основании
п. 1 ч. 2 ст. 289 ТК?

Изменение установленного режима неполного рабочего времени ТК в данном случае напрямую не оговаривает.

Учитывая социальную направленность нормы, содержащейся в п. 1 ч. 2 ст. 289 ТК, а именно приоритет права ребенка над трудовыми отношениями, полагаем, что при наличии уважительных причин (например, изменение режима работы учреждения образования, режима занятости супруга и т.п.) наниматель обязан изменять уже установленный режим рабочего времени, т.е. время начала и (или) окончания рабочего дня, рабочие дни и т.п.

В каждом случае, когда работнице требуется корректировка установленного режима неполного рабочего времени, необходимо обращаться к нанимателю с соответствующим заявлением.

Если наниматель согласен и может удовлетворить просьбу работницы об изменении ее режима рабочего времени, то заключается соответствующее дополнительное соглашение к трудовому договору, которое оформляется приказом нанимателя <*> .

Если наниматель не согласен с просьбой работницы, рекомендуем обосновать такой отказ. Например, если работница запрашивает режим рабочего времени, который выходит за пределы режима работы нанимателя. Напомним, что режим рабочего времени работников разрабатывается исходя из режима работы, применяемого у нанимателя <*> .

Работнице в связи с наличием двоих маленьких детей было оформлено удобное время начала и окончания работы, отличающееся от режима работы других работников. Однако теперь такой режим нанимателя не устраивает. Можно ли его изменить? Как правильно поступить в данной ситуации?

Режим рабочего времени, в том числе время начала и окончания работы, устанавливается ПВТР или графиком работ (сменности), а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного нанимателя, — трудовым договором (контрактом). Режим труда и отдыха, если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных у нанимателя, является обязательным условием трудового договора <*> .

Изменение режима рабочего времени возможно по соглашению сторон трудового договора, а также по инициативе нанимателя в связи с изменением существенных условий труда <*> .

Изменение режима рабочего времени по инициативе нанимателя допускается в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами. Например, изменился режим работы самого нанимателя — вместо круглосуточного стал 10-часовой. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, наниматель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за семь календарных дней <*> .

Работница более 10 лет назад оформила неполное рабочее время как имеющая ребенка до 14 лет, но ни в заявлении, ни в приказе срок окончания работы на таких условиях не установлен. Сейчас ребенку исполняется 14 лет, но работать полное время работница отказывается. Как поступить нанимателю?

Наниматель обязан устанавливать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю женщине, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет (в том числе находящегося на ее попечении) <*> .

Под неполным рабочим временем понимается время, продолжительность которого меньше нормальной продолжительности рабочего времени, т.е. менее полной <*> или сокращенной <*> продолжительности рабочего времени.

Исходя из анализа п. 1 ч. 2 ст. 289 ТК, можно сделать вывод, что неполное рабочее время устанавливается на удобный для работника срок, но не более чем на период наличия обстоятельств, явившихся основанием для обязательного установления неполного рабочего времени.

То есть если в заявлении работницы и в приказе об установлении неполного рабочего времени была указана причина — наличие ребенка в возрасте до 14 лет — и в настоящее время ребенку исполнилось 14 лет, то наниматель, по нашему мнению, имеет право издать приказ об отмене неполного рабочего времени. Это обусловлено исчезновением обстоятельств, явившихся основанием для обязательного установления неполного рабочего времени по инициативе работницы. Приказ издается с даты исполнения ребенку 14 лет.

При нежелании работницы продолжать работу на условиях полного рабочего времени и согласии нанимателя продолжить трудовые отношения с неполным рабочим временем стороны могут заключить дополнительное соглашение об установлении работнице неполного рабочего времени на неопределенный срок <*> .

Родителям о режиме труда и отдыха детей и подростков

Ребенок – подросток – юноша (девушка). Все наши дети поднимаются по этим возрастным ступенькам, но для одних восхождение по ступенькам жизни сопровождается приобретением недугов, для других – заканчивается глубокой инвалидностью. Оценивая состояние детей школьного возраста, можно дать следующий анализ: лишь 10% школьников имеют нормальное здоровье, у 40% диагностируются хронические заболевания, у 50% отмечаются функциональные отклонения.

Самое дорогое, что есть у человека — это здоровье. «Здоровье — всему голова» — гласит народная мудрость, а здоровье детей — это «голова здоровья» будущего поколения нашего общества. Вот почему у детей с ранних лет необходимо воспитывать сознательное отношение к своему здоровью. Залогом здоровья является строгое соблюдение установленного режима дня.

Читайте также  На море с годовалым ребенком комаровский

Режим — основа гигиенического образа жизни (правильная организация сна, питания, организация смены деятельности, чередование труда и отдыха). Он создает оптимальные условия для укрепления здоровья и повышения работоспособности. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается определенный ритм деятельности всего организма. Это улучшает его функциональные возможности и позволяет наиболее эффективно выполнять различные виды работ. Кроме того, воспитываются организованность, воля, дисциплинированность.

Родителям необходимо постоянно контролировать правильность выполнения детьми гигиенических правил и помогать им в этом. Очень важно детей приучать не только ложиться, но и вставать всегда в одно и то же время. Учащиеся, занимающиеся в школе в первую смену, как правило, встают в 7 часов утра. Затем ребенок должен выполнять ряд гигиенических процедур, регулярность выполнения которых также вырабатывает у детей полезные привычки. Утренней гимнастике, водным процедурам и утреннему туалету отводится 30 минут. Наиболее благоприятное время отхода ко сну – с 21 до 22 часов. В этот период человек хорошо расслабляется и легко засыпает. Сон спокойный, отдых полноценный.

Необходимо обратить внимание, что не следует «залеживаться» и учащимся второй смены. При позднем подъеме ребенок пересыпает, теряет время наиболее высокой работоспособности, не успевает приготовить домашнее задание, погулять перед занятиями в школе, выполнить поручения по дому.

Лучшее время для умственной работы – с 8.00 до 12.00 (первый пик работоспособности) и с 16.00 до 18.00 (второй пик работоспособности).

Школьника следует научить правилам самоконтроля за учебной «рабочей» позой во время выполнения домашних заданий. Чтобы сохранить прямое положение туловища, стул должен стоять так, чтобы его край заходил под крышку стола на ширину ладони ученика. Расстояние от глаз до предмета, размещенного на столе (парте) составляет для младших школьников 22-24 см, для старших – 30-35 см. Чтобы дыхание было свободным, между передней поверхностью грудной клетки и краем стола парты должно быть пространство, равное ширине ладони. Для сохранения высокой работоспособности, каждые 20-25 минут работы необходимо делать десятиминутные перерывы, во время которых выполнить несколько физических упражнений для мышц спины, конечностей, для снятия зрительного напряжения.

Физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения:

1. И.П. (исходное положение) — сидя на стуле, 1-2 — отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. И.П. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо, 2 — И.П., 3 — поворот головы налево, 4 — И.П. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

3. И.П. — стоя или сидя, руки на поясе, 1 — махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 — И.П., 3-4 — то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

Физкультминутки для снятия утомления с плечевого пояса и рук:

1. И.П. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — правую руку вперед, левую вверх, 2 — переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.П. — стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 — свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 — локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 pаз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.П. — сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак, 2 — разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

4. И.П. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть таз направо, 2 — резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

5. И.П. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 — круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 — то же в другую сторону, 7- 8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

6. И.П. — стойка ноги врозь. 1- 2 — наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 — И.П., 5-8 — то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

Комплекс упражнений гимнастики для глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. По­вторить 4-5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, замедлен­ными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6.

Повторить 1-2 раза.

Многие из ребят подолгу сидят у телевизора или компьютера, не подозревая, что этим самым они наносят огромный вред своему здоровью. Поэтому при просмотре телепередач или при работе на компьютере следует соблюдать следующие правила:

  • сидеть перед телевизором или компьютером не чаще 4-5 раз в неделю (время непрерывного нахождения у экрана — не более 30-60 минут);
  • соблюдать расстояние от экрана телевизора не менее 2,5-3 метров;
  • следить, чтобы верхняя кромка экрана телевизора находилась на уровне глаз. Желательно поместить сзади экрана настольную лампу с мощностью лампочки 40-60 ватт, которая обеспечит дополнительную подсветку экрана;
  • не смотреть телевизор лежа;
  • громкость включенного телевизора должна быть на уровне обычного разговора;
  • после просмотра телепередач или работы на компьютере необходима прогулка на свежем воздухе и сквозное проветривание помещения.

Для правильной организации отдыха важное значение имеет рациональное распределение свободного времени ученика, которому у младших школьников в распорядке дня рекомендуется посвящать 1,5-2 часа, у учащихся средних и старших классов – 1,5-2,5 часа. Свободное время должно использоваться для занятий по интересам: чтение, музыка, хобби, работа по дому, встречи с друзьями и т.п.

Уважаемые родители! Помните! Твердый распорядок дня ваших детей экономит силы, сохраняет их здоровье!

Режим труда отдыха ребенка

Современная жизнь диктует ребёнку активный образ жизни. Всё более усложняющаяся школьная программа, эксперименты взрослых по улучшению образования увеличивают нагрузку на детей. Дополнительные занятия: плавание, танцы, музыка, рисование и другие занимают много времени. Человек из последних сил старается всё успеть, не спит ночами, днями и получает результат – снижается иммунитет, начинаются частые заболевания. В последние годы состояние здоровья учащихся ухудшается. Растёт число хронических заболевания, стрессовых и депрессивных состояний, физических отклонений подростков. Эти негативные процессы могут быть обусловлены нарушениями режима дня. При соблюдении режима дня образуются условные рефлексы. Например: установленное время пребывания ребенка на свежем воздухе создает у него привычку гулять именно в эти часы, привычка ложиться спать и вставать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию и пробуждению. Актуальность темы обусловлена тем, что состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость ребёнка в школе зависит от того, насколько правильно организован режим дня школьника.

Читайте также  Ребенок покакал с кровью 9 месяцев

Цель исследования – выяснить значение режима дня младшего школьника для поддержания здоровья и работоспособности.

Задачи:

– сформировать представления о режиме дня и его компонентах;

– развивать познавательное отношение и интерес к изучаемой теме;

– воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.

Объект исследования – режим дня.

Предмет исследования – отношение младших школьников к режиму дня.

Методы исследования:

1. Обработка литературных источников.

2. Анкетирование учащихся.

3. Статистическая обработка результатов.

1. Режим дня, как один из элементов здорового образа жизни и его влияние на организм

1.1. Основные элементы здорового образа жизни

Многим кажется, что здоровье будет постоянно, что оно будет всегда. Большая часть людей пользуется своим здоровьем, а не производит и поддерживает его, негативное влияние вносит также и загрязнение окружающей среды, и высокие уровни стрессовых состояний. Однако общеизвестно, что главной и самой серьёзной причиной являются нерациональный образ жизни, неоптимальное использование достижений в науках о человеке, о его резервах, физических возможностях.

Здоровье человека зависит от:

– состояния медицины – на 10 %;

– влияния экологических факторов – на 20–25 %;

– генетических факторов – на 20 %;

– условий и образа жизни – на 50 %.

liach-1.tif

Здоровый образ жизни усиливает адаптацию возможностей организма, способствует восстановлению, поддержанию и развитию его резервов, а так же выполнению нагрузок.

Одним из факторов, влияющих на среднюю продолжительность жизни человека, считается уровень культуры и благосостояния общества, а физическая культура – часть общей культуры.

Важнейшим правилом сохранения здоровья – является соблюдение правильно организованного режима дня!

1.2. Режим дня и биоритмы человека

Современная жизнь диктует человеку активный образ жизни, несмотря на то, что в его организме заложена собственная программа жизни – биологические ритмы. Распорядок дня для здорового образа жизни связан с этим явлением. Всё живое на земле подвержено влиянию биоритмов.

liach-2.tif

Биоритмы – это периодическая динамика интенсивности физиологических процессов. У человека с ними могут быть связаны и психоэмоциональные колебания. Ритмы поддерживают функционирование нашего организма. Механизм биоритмов сложен, нужно знать, что биоритмы – «внутренние часы», обеспечивающие развитие и гармонию жизни в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды.

Суточные ритмы человека

Фаза замедления биоритмов.

Повышение психической активности, сердце работает с полной нагрузкой.

Повышение активности, период мобилизации всех сил.

Энергетический спад, организм нуждается в отдыхе.

Время подъёма активности, максимальная частота сердечных сокращений.

Психическая стабильность на нуле, скорость реакции организма минимальная.

Время нормализации психического состояния, продуктивного запоминания текстов, обострения памяти.

Организм готовится к отдыху, работа по восстановлению клеток.

Между ритмом жизни и здоровьем прямая и тесная связь. Ритм – это бодрость и высокая работоспособность, нарушение ритма – потеря здоровья. Можно увидеть колебания биоритмов в течение суток и года.

В течение суток: динамика работоспособности формируется физиологией.

Исследования показали, что: 8.00–12.00 – наибольшая работоспособность у человека, с 2.00 до 16.00 – период наименьшей работоспособности. Кроме того, суточные биоритмы сказываются на отдельных сторонах работоспособности. Например, выяснилось, что в первой половине дня (до 13.00) лучше удаются действия, связанные с выносливостью, с запоминанием бессмысленной информации, во второй (до 21.00) – с гибкостью. При этом время 13.00 и 21.00 – это критические точки, когда физическая нагрузка становится вредной для системы кровообращения.

Изменение работоспособности в течение суток представлено на рис. 1.

Динамика недельной работоспособности определяется психологическими механизмами, то есть «усталостью от работы».

В течение недели: понедельник-вторник – вхождение в рабочий режим «врабатывание»; среда-четверг- устойчивая работоспособность; пятница-суббота – период снижения результатов и работоспособности.

Соблюдение режима дня позволяет рационально планировать свои дела максимально приблизив их к биологическим возможностям организма.

Режим дня – это правильное распределение времени на работу и отдых или можно сказать – это рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток.

liach-3.tif

liach-6.tif

Рис. 1. Динамика работоспособности

1.3. Соблюдение режима дня и последствия его нарушения

Чтоб здоровье сохранить

Организм свой укрепить

Знает вся моя семья

Должен быть режим у дня!

liach-5.tif

Для младших школьников соблюдение режима дня имеет особое значение. Необходимо приучаться соблюдать режим дня. Это понятие включает в себя следующие моменты:

1) достаточный и полноценный сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну;

2) рациональное питание в одни и те же часы;

3) определенное время для приготовления уроков, отдыха на свежем воздухе, занятий физическими упражнениями, свободных занятий и помощи семье.

Соблюдение режима дня способствует:

– нормальному росту и развитию детей;

– восстановлению нервной системы;

– бодрое состояние в течение длительного времени;

– помогает выработать полезные привычки и навыки;

– способствует укреплению воли.

Несоблюдение режима дня приводит к:

– отставанию в физическом и умственном развитии;

– заболеваниям сердечно-сосудистой системы;

Отсутствие четкого, строго соблюдаемого режима самым неблагоприятным образом влияет на организм. Работоспособность уменьшается, успеваемость снижается, а с течением времени появляются и признаки расстройства здоровья. Соблюдая режим дня – мы формируем условные рефлексы следования здоровому образу жизни и внутренне готовим организм к выполнению определённых видов работы.

Например, если мы в одно и то же время делаем уроки, организм привыкает и к этому времени вырабатывает способность собраться, сконцентрироваться, происходит не только психологический, но физиологический настрой – усиливается дыхание, кровообращение, активность мозга, это позволяет быстрее и лучше выполнить необходимое задание.

Если питаемся в одно и то же время, происходит интенсивное выделение пищеварительного сока, повышается перистальтика кишечника, что повышает эффективность пищеварения. Усвоение питательных веществ, в данном случае максимальное, что особенно важно для растущего организма. Если человек ежедневно, в одно и то же время ложится спать и просыпается, завтракает и обедает, выполняет утреннюю гимнастику, проводит закаливающие процедуры, что вырабатывает рефлекс на время, этих действия формируют динамический стереотип нервных процессов в коре головного мозга.

Важна последовательная повторяемость действий в определённое время. Таковы биологические и физиологические основы режима дня.

Нужно помнить, что состояние организма зависит от колебательных ритмических явлений внешней среды – смены света и темноты, метеофакторов, смены времени года, солнечной активности на примере магнитного поля земли.

1.4. Определение и структура рационального режима дня

Необходимо учитывать вышеперечисленные факторы и соблюдать простые, но необходимые требования:

– выполнение различных видов деятельности строго в определенное время;

– рациональное чередование работы и отдыха;

– регулярное и полноценное питание, не менее 3 раз в день и в одни и те же часы;

– занятия целенаправленной двигательной (физической) нагрузкой, не менее 6 часов в неделю;

– пребывание на чистом воздухе, не менее 2–3 часов в день;

– строгое соблюдение гигиены сна, не менее 8 часов в сутки, желательно ночной сон в одно и то же время.

В табл. 1. представлена примерная структура режима дня для школьников разной возрастной категории.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: