Режим сна бодрствования ребенка

Спать и просыпаться по науке. Как составить свой индивидуальный график сна?

160329336ac75fd4486c9adf39a87f5c.jpg

Биохакеры утверждают, что знают ответ на этот вопрос. Они уделяют особое внимание сну, у них есть масса приёмов и девайсов, предназначенных для здорового и полезного сна. Пригодятся ли они и для остальных людей? Об этом и о здоровом сне мы беседуем с врачом-сомнологом, кандидатом медицинских наук, заведующим отделением медицины сна Сеченовского университета, президентом Национального общества специалистов по детскому сну Михаилом Полуэктовым.

Александр Мельников, «АиФ»: Михаил Гурьевич, биохакинг сна – просто очередное модное увлечение или в этом есть здравое зерно?

Михаил Полуэктов: За этим новым термином скрывается давно известный подход, который называется гигиеной сна. Биохакинг же придуман, чтобы делать бизнес на этом. Если говорить о главном правиле здорового сна, то это прежде всего сохранение душевного равновесия. Напряжение, стрессы – главные враги сна. Если перед переходом ко сну вы не можете расслабиться, качественного отдыха не ­получится.

Второе важнейшее правило – регулярное соблюдение режима. Ложиться спать нужно в одно и то же время. Это программирует наши внутренние часы, и в результате нервная система лучше подготавливается ко сну. Благодаря этому формируется условный рефлекс.

Вам пятки почесать?

– Это тот самый рефлекс, о котором говорил ещё академик Иван Павлов?

– Да, он изучал условные рефлексы, и это один из них. Он вырабатывается на определённое время, обстановку спальни. Его формированию препятствует активная умственная или физическая работа перед сном. Из-за неё человек не может переключиться, и рефлекс не срабатывает. Так же действует приём стимуляторов перед сном. Это кофе, крепкий чай, обильная еда, алкоголь. Хотя с последним есть и особенности. В небольших дозах он, наоборот, оказывает успокаивающее действие, а в больших – возбуждает и нарушает структуру сна. Негативно влияет просмотр в постели телевизора, работа с планшетом, смартфоном и прочими гаджетами.

– Сейчас много говорят о влиянии излучения таких устройств.

– Это связано с голубым светом, он преобладает в излучении от их экранов. Голубой и синий спектры сильнее других подавляют выработку мелатонина. Это вещество очень важно для сна, оно помогает нам переключаться на ночной режим. В эксперименте было показано, что работа с планшетом в течение 40 минут уменьшает выработку мелатонина на 20%. В другом ­исследовании людям с бессонницей помогало засыпать ношение перед сном очков с янтарными стёклами – они не пропускают голубой свет и тем самым способствуют выработке мелатонина. У здоровых людей похожих экспериментов не проводили, но можно предполагать, что такой эффект появится и у них тоже.

– Ещё советуют полное затемнение спальни, даже выпускают специальные шторы, абсолютно не пропускающие свет.

– Это неплохо, но для эффекта достаточно ограничивать только голубой и синий цвета.

– Так ли важно обязательное использование увлажнителей воздуха, солевых ламп, специальных подушек, матрасов, приём препаратов с магнием? Всё это советуют биохакеры.

– Позитивное влияние на сон всего, что вы перечислили, в исследованиях не доказано. Главное, чтобы в постели во время сна было удобно. Для этого вам достаточно обычных постельных принадлежностей? Отлично. Температура и влажность воздуха тоже должны быть просто комфортными. Если кому-то воздух кажется очень сухим, можно использовать увлажнитель. Из того, что исследовалось в экспериментах и имело позитивный эффект, можно вспомнить согревание конечностей. Применение грелки, особенно пожилыми людьми, может улучшать процесс засыпания. Таким же действием обладает и ритмичное стимулирование кожи. Это может быть как массаж, так и использование специальных устройств, они выпускаются сегодня. Так что чесание пяток – помните, в «Мёртвых душах» Коробочка предлагала Чичикову почесать перед сном пятки – работает!

Знай свою фазу

– Сегодня много говорят о фазах сна, о важности глубокого сна и о том, что просыпаться надо, только когда сон поверхностный. Для того чтобы просыпаться в нужную фазу, даже выпускают фитнес-трекеры и другие гаджеты.

– Всё это действительно важно, но, как показывают исследования, точность даже самых лучших фитнес-трекеров не превышает 80%. Так что ориентироваться на них при оценке качества сна не очень надёжно. Но в целом я приветствую такие устройства, потому что они стимулируют людей внимательнее относиться к своему сну. А это реально важно.

– А можно ли как-то приспособиться к своим фазам сна и просыпаться, когда сон поверхностный, безо всяких гаджетов?

– Можно, используя базовое свойство сна – его цикличность. За время цикла сменяются все фазы сна – сначала идёт поверхностный, потом глубокий, а завершается всё снова поверхностным сном. Это повторяется с удивительной периодичностью, средняя продолжительность такого цикла – полтора часа. Большинство людей проходят за ночь по 4–5 подобных циклов. Но есть вариации: у одних короткая фаза может составлять всего 1 час 20 минут, у других длится до 1 часа 35 минут. Для каждого человека продолжительность фазы индивидуальна и достаточно постоянна. Любой может рассчитать свой цикл точнее всяких гаджетов, чтобы просыпаться в фазе поверхностного сна. Для этого в течение недели надо ложиться спать строго в одни и те же часы, а вставая, нужно сразу фиксировать время и оценивать своё состояние. Когда при вставании с постели вы чувствовали себя неотдохнувшим, разбитым, то, скорее всего, проскочили фазу поверхностного сна и проснулись, когда сон глубокий. В те дни, когда просыпались легко и чувствовали себя хорошо, – вы проснулись в фазу поверхностного сна. Оценив, сколько всего времени в такую ночь вы проспали, можно рассчитать продолжительность вашего личного цикла, учитывая, что по времени он находится в интервале 80–95 минут. Зная его, вы всегда можете рассчитать, на какое время поставить будильник, чтобы проспать 4, 5 или 6 циклов и проснуться в фазе поверхностного сна. Поскольку оптимальное время сна – не менее 7 часов и не более 9, такое количество циклов примерно укладывается в эти рамки.

Исследования показывают, что можно уменьшить общее время сна без потери его качества. Поскольку при нашем ритме жизни времени обычно не хватает, это можно использовать. В эксперименте люди спали 2 раза в сутки примерно по 3 часа. В сумме получалось около 6 часов, что на час меньше минимально рекомендуемых 7 часов. Это позволяло увеличить продолжительность фазы глубокого сна, она очень важна для того, чтобы хорошо высыпаться.

Код вставки на сайт

Спать и просыпаться по науке. Как составить свой индивидуальный график сна?

160329336ac75fd4486c9adf39a87f5c.jpg

Биохакеры утверждают, что знают ответ на этот вопрос. Они уделяют особое внимание сну, у них есть масса приёмов и девайсов, предназначенных для здорового и полезного сна. Пригодятся ли они и для остальных людей? Об этом и о здоровом сне мы беседуем с врачом-сомнологом, кандидатом медицинских наук, заведующим отделением медицины сна Сеченовского университета, президентом Национального общества специалистов по детскому сну Михаилом Полуэктовым.

Александр Мельников, «АиФ»: Михаил Гурьевич, биохакинг сна – просто очередное модное увлечение или в этом есть здравое зерно?

Михаил Полуэктов: За этим новым термином скрывается давно известный подход, который называется гигиеной сна. Биохакинг же придуман, чтобы делать бизнес на этом. Если говорить о главном правиле здорового сна, то это прежде всего сохранение душевного равновесия. Напряжение, стрессы – главные враги сна. Если перед переходом ко сну вы не можете расслабиться, качественного отдыха не ­получится.

Второе важнейшее правило – регулярное соблюдение режима. Ложиться спать нужно в одно и то же время. Это программирует наши внутренние часы, и в результате нервная система лучше подготавливается ко сну. Благодаря этому формируется условный рефлекс.

Вам пятки почесать?

– Это тот самый рефлекс, о котором говорил ещё академик Иван Павлов?

– Да, он изучал условные рефлексы, и это один из них. Он вырабатывается на определённое время, обстановку спальни. Его формированию препятствует активная умственная или физическая работа перед сном. Из-за неё человек не может переключиться, и рефлекс не срабатывает. Так же действует приём стимуляторов перед сном. Это кофе, крепкий чай, обильная еда, алкоголь. Хотя с последним есть и особенности. В небольших дозах он, наоборот, оказывает успокаивающее действие, а в больших – возбуждает и нарушает структуру сна. Негативно влияет просмотр в постели телевизора, работа с планшетом, смартфоном и прочими гаджетами.

– Сейчас много говорят о влиянии излучения таких устройств.

– Это связано с голубым светом, он преобладает в излучении от их экранов. Голубой и синий спектры сильнее других подавляют выработку мелатонина. Это вещество очень важно для сна, оно помогает нам переключаться на ночной режим. В эксперименте было показано, что работа с планшетом в течение 40 минут уменьшает выработку мелатонина на 20%. В другом ­исследовании людям с бессонницей помогало засыпать ношение перед сном очков с янтарными стёклами – они не пропускают голубой свет и тем самым способствуют выработке мелатонина. У здоровых людей похожих экспериментов не проводили, но можно предполагать, что такой эффект появится и у них тоже.

– Ещё советуют полное затемнение спальни, даже выпускают специальные шторы, абсолютно не пропускающие свет.

– Это неплохо, но для эффекта достаточно ограничивать только голубой и синий цвета.

– Так ли важно обязательное использование увлажнителей воздуха, солевых ламп, специальных подушек, матрасов, приём препаратов с магнием? Всё это советуют биохакеры.

– Позитивное влияние на сон всего, что вы перечислили, в исследованиях не доказано. Главное, чтобы в постели во время сна было удобно. Для этого вам достаточно обычных постельных принадлежностей? Отлично. Температура и влажность воздуха тоже должны быть просто комфортными. Если кому-то воздух кажется очень сухим, можно использовать увлажнитель. Из того, что исследовалось в экспериментах и имело позитивный эффект, можно вспомнить согревание конечностей. Применение грелки, особенно пожилыми людьми, может улучшать процесс засыпания. Таким же действием обладает и ритмичное стимулирование кожи. Это может быть как массаж, так и использование специальных устройств, они выпускаются сегодня. Так что чесание пяток – помните, в «Мёртвых душах» Коробочка предлагала Чичикову почесать перед сном пятки – работает!

Знай свою фазу

– Сегодня много говорят о фазах сна, о важности глубокого сна и о том, что просыпаться надо, только когда сон поверхностный. Для того чтобы просыпаться в нужную фазу, даже выпускают фитнес-трекеры и другие гаджеты.

– Всё это действительно важно, но, как показывают исследования, точность даже самых лучших фитнес-трекеров не превышает 80%. Так что ориентироваться на них при оценке качества сна не очень надёжно. Но в целом я приветствую такие устройства, потому что они стимулируют людей внимательнее относиться к своему сну. А это реально важно.

– А можно ли как-то приспособиться к своим фазам сна и просыпаться, когда сон поверхностный, безо всяких гаджетов?

– Можно, используя базовое свойство сна – его цикличность. За время цикла сменяются все фазы сна – сначала идёт поверхностный, потом глубокий, а завершается всё снова поверхностным сном. Это повторяется с удивительной периодичностью, средняя продолжительность такого цикла – полтора часа. Большинство людей проходят за ночь по 4–5 подобных циклов. Но есть вариации: у одних короткая фаза может составлять всего 1 час 20 минут, у других длится до 1 часа 35 минут. Для каждого человека продолжительность фазы индивидуальна и достаточно постоянна. Любой может рассчитать свой цикл точнее всяких гаджетов, чтобы просыпаться в фазе поверхностного сна. Для этого в течение недели надо ложиться спать строго в одни и те же часы, а вставая, нужно сразу фиксировать время и оценивать своё состояние. Когда при вставании с постели вы чувствовали себя неотдохнувшим, разбитым, то, скорее всего, проскочили фазу поверхностного сна и проснулись, когда сон глубокий. В те дни, когда просыпались легко и чувствовали себя хорошо, – вы проснулись в фазу поверхностного сна. Оценив, сколько всего времени в такую ночь вы проспали, можно рассчитать продолжительность вашего личного цикла, учитывая, что по времени он находится в интервале 80–95 минут. Зная его, вы всегда можете рассчитать, на какое время поставить будильник, чтобы проспать 4, 5 или 6 циклов и проснуться в фазе поверхностного сна. Поскольку оптимальное время сна – не менее 7 часов и не более 9, такое количество циклов примерно укладывается в эти рамки.

Читайте также  Подвижные игры народов мира детей

Исследования показывают, что можно уменьшить общее время сна без потери его качества. Поскольку при нашем ритме жизни времени обычно не хватает, это можно использовать. В эксперименте люди спали 2 раза в сутки примерно по 3 часа. В сумме получалось около 6 часов, что на час меньше минимально рекомендуемых 7 часов. Это позволяло увеличить продолжительность фазы глубокого сна, она очень важна для того, чтобы хорошо высыпаться.

Сон ребенка месяц за месяцем

Новорожденный спит около 17 часов в сутки, а к 2-3 годам ребенку будет достаточно около 12 часов. Постепенно дети бодрствуют дольше, меньше спят днем, продолжительность ночного сна увеличивается. Наблюдайте, как меняются потребности малыша месяц за месяцем.

Выберите возраст малыша

и читайте об особенностях сна в этот период

Ваша жизнь изменилась – в ней появился малыш. Вместе с переполняющим чувством счастья у мамы часто возникает множество вопросов по уходу за крохой. И это вполне закономерно, ведь первый месяц жизни ребенка – не только большая радость, но и новая ответственность.

Может показаться, что новорожденный ребенок в первую неделю спит почти все время и днем, и ночью. Так оно и есть: сон малыша до месяца одинаковый днем и ночью. Новорожденный ребенок спит короткими отрезками и просыпается каждые 1–3 часа, чтобы поесть, после чего снова засыпает.

Позади первые эмоции, вы постепенно привыкаете к своей новой роли и изменившейся жизни, сон ребенка в 1 месяц становится для вас очень важным вопросом. Еще бы – ведь сон так важен для развития и роста малыша! Возможно, у малыша начались первые трудности со сном – самое время помочь ему спать лучше!

Младенец в 1 месяц спит 15–17 часов в сутки. Примерно 6–8 часов приходится на дневные сны, а ночью малыш спит 8–10 часов. Оптимальный ритм сна и бодрствования в 1–1,5 месяца обеспечивает время бодрствования 1час – 1 час 15 минут. Оно включает в себя кормление, подготовку ко сну и укладывание.

К 2 месяцам ребенок свыкается с жизнью в новом мире и начинает к нему активно адаптироваться. У него улучшаются восприятие и реакции, он учится управлять своим телом, которое значительно прибавляет в размере.

Особенности сна крохи во многом определяются его темпераментом, но есть цифры, на которые можно ориентироваться. В этом возрасте в сутки на сон обычно приходится примерно 15–17 часов, из которых 5–8 часов ребенок спит днем и 8–11 часов – ночью.

Позади «четвертый триместр», малыш адаптировался в этом мире, но сон ребенка в 3 месяца по-прежнему занимает большую часть суток. Ребенок бурно растет и развивается, а для этого ему крайне важен качественный сон в достаточном количестве!

Малыш продолжает много спать, 14-17 часов в сутки, но это уже меньше в сравнении с новорожденным. На дневной сон приходится 5–7 часов, ночной сон начинает удлиняться – он длится 9–11 часов. Время бодрствования, которое включает в себя не только игры и кормление, но также подготовку ко сну и процесс укладывания, составляет, как правило, 1 час 20 минут–1 час 35 минут.

Сейчас очень непростой период в жизни малыша и его родителей. Сон ребенка в 4 месяца, как правило, резко ухудшается. На сон ребенка сильно влияют изменения, происходящие в этот период. Важно помочь малышу пережить это время как можно комфортнее.

В этом возрасте обеспечивающий полноценный отдых сон составляет в среднем 14–17 часов в сутки и состоит из 10–12 часов ночного сна и 4–5 часов дневного. Комфортное время бодрствования для ребенка в 4 месяца составляет в среднем 1 час 45 минут–2 часа, в этом случае ритм сна и бодрствования малыша оптимальный.

В сравнении с новорожденным ваш ребенок кажется уже очень большим, однако сон ребенка в 5 месяцев по-прежнему зависит от вашей помощи.

В среднем малыш в 5 месяцев спит 14–16 часов в сутки. Оптимальный ритм сна и бодрствования: на дневные сны приходится в сумме 3–4 часа, на ночной 10–12 часов. Адекватное возрасту время бодрствования, которое включает в себя игры, кормление, подготовку ко сну, укладывание и засыпание, как правило, составляет 2 часа 15 минут.

Первые полгода жизни ребенка позади, он уже многое умеет и радует вас новыми навыками чуть ли не ежедневно. Его сон тоже меняется. Малыш спит днем все меньше, бодрствование становится более продолжительным. Но ночной сон пока еще не такой, как у годовалого малыша: шестимесячному ребенку требуются ночные кормления, он физически не может спать всю ночь без пробуждений.

Бывает непросто уложить ребенка на дневной или ночной сон: связано это и с изменением продолжительности времени бодрствования, и с особенностями этапа развития, и с началом перехода с 3 на 2 дневных сна.

Вашему малышу 7 месяцев, иногда вам, возможно, кажется, что он уже «почти большой», но сон ребенка в 7 месяцев так же важен, как для новорожденного. Ведь малышу еще предстоит очень многому научиться – и для этого ему нужны силы, которые дает полноценный, качественный сон.

Суточный сон в этом возрасте колеблется от 13 до 15 часов. Суммарное время дневного сна 2–4 часа, ночного — 10–12 часов. Оптимальное время бодрствования, которое включает в себя игры, кормление, подготовку ко сну, укладывание и процесс засыпания, как правило, составляет около 3 часов.

Конечно же, сон ребенка в 8 месяцев продолжает иметь огромное значение. Вы начинаете привыкать к тому, что ваш подросший малыш умеет очень многое. Оставаться радостным и веселым в течение всего насыщенного событиями дня ему по-прежнему помогает сон – как ночной, так и дневной.

Суммарный суточный сон восьмимесячного малыша, необходимый для его полноценного отдыха, составляет 13–15 часов. Ребенок в 8 месяцев много спит ночью и все меньше днем в сравнении с новорожденным.

Даже если все 9 месяцев ребенок плохо спит, родители не могут не радоваться тому, что их ребенок так вырос, так многому научился! Активное развитие зачастую даже мешает сну, что делает вашу помощь малышу в организации сна особенно ценной.

Для получения организмом качественного отдыха сон 9-месячного ребенка должен составлять около 13–15 часов в сутки. Ритм сна и бодрствования включает в себя, как правило, 10–12 часов сна ночью, днем же ребенок спит уже не так много, как новорожденный – в сумме 2–3 часа.

Качественный сон ребенка в 10 месяцев позволяет ему продолжать удивлять вас своими умениями почти ежедневно. Высыпающийся малыш имеет достаточно сил на непрерывное совершенствование новых навыков и остается в хорошем настроении в течение всего дня. Если ребенок 10 месяцев плохо спит – нужно обязательно помочь ему нормализовать режим сна, дать ему возможность высыпаться и накапливать силы.

В 10 месяцев младенцу требуется 13–15 часов сна в сутки. Из них на ночной сон приходится 10–12 часов, на дневной – 2–3 часа. Время бодрствования, от пробуждения до момента непосредственного засыпания, колеблется в пределах 3–4 часов.

Незадолго до первого дня рождения развитие детей продолжает быть очень стремительным, и сон ребенка в 11 месяцев также меняется. Это обусловлено началом перехода на 1 дневной сон.

В 11 месяцев большинство малышей нуждается в 13–14 часов сна в сутки. При этом оптимальный режим сна включает в себя 2–3 часа сна днем и 10–12 часов ночью. Если младенец слишком много спит в дневное время, это ухудшает его ночной сон.

Как и ранее, сон ребенка в год продолжает играть ключевую роль в его развитии, росте и самочувствии. На втором году жизни перемены в режиме сна становятся менее стремительными, появляется ощущение стабильности.

Сон годовалого ребенка составляет, как правило, 13–14 часов в сутки. На ночной сон в норме приходится 10–12 часов, а продолжительность дневного сна составляет 2–3 часа. Время бодрствования ребенка в 12 месяцев определяется индивидуальной потребностью организма. Обычно малыши могут спокойно бодрствовать от 3 до 4,5 часов, а некоторые и немного дольше.

Перемены становятся менее стремительными, и сон ребенка после года становится все более постоянным. Скорее всего, у малыша уже есть достаточно четкий режим сна, и маме стало проще планировать свой день.

Обычно суммарный сон малышей 13–15 месяцев составляет примерно 12–14 часов в сутки. Распределяется он так: 10–12 часов приходится на ночь, а дневной сон длится около 2 часов.

Многие мамы отмечают, что сон ребенка в 1,5 года становится значительно лучше. Да и в целом с этого возраста взаимодействовать с малышом намного легче, в том числе благодаря активно развивающимся речевым навыкам.

Суточная норма сна малышей 16–18 месяцев составляет примерно 13,5 часов. Из них 10–12 часов приходится на ночь, и около 2 часов на дневной сон. Оптимальное время бодрствования полуторогодовалого ребенка с учетом всех необходимых действий перед сном – 5–6 часов.

Многие родители ожидают, что сон ребенка двух лет, наконец, улучшится «сам собой». И часто, действительно, так происходит – ребенок растет, его мозг и нервная система развиваются, ребенок учится соединять циклы сна и спит гораздо лучше, чем в период младенчества. Однако нередко сон ребенка в 2 года не меняется к лучшему: малыш спит плохо и беспокойно, с трудом засыпает и часто просыпается по ночам.

Ребенок растет и меняется, сон ребенка в 2,5 года приобретает новые особенности. Часто в этом возрасте остро встает проблема дневного сна, но у многих детей есть трудности и с ночным сном. Двухлетним детям нужно в среднем 12–13 часов сна в сутки. В том числе 1–3 часа дневного сна и 10–11 часов ночью.

Сон 3-летнего ребенка должен быть достаточным для полного восстановления и отдыха. Это важно для развития и роста малыша. Как понять, достаточен ли сон ребенка в 3 года?

Суммарный суточный сон детей 2,5–3 лет в норме составляет 11–12 часов. Из них на дневной сон приходится 1–2 часа, а на ночной около 10–11 часов. Оптимальное время бодрствования, которое включает в себя игры, еду, подготовку ко сну, ритуал перед сном, укладывание и процесс засыпания, как правило, составляет 5–6 часов.

Читайте также  Слива при грудном вскармливании

Сон ребенка 5 лет мало отличается от сна ребенка 4–4,5 лет. Развитие малыша уже не столь стремительное, картина сна меняется мало. Суммарная суточная норма сна детей снижается очень медленно.

Однако обычно в период 3–6 лет происходит важное событие в сфере сна – окончательный отказ от дневного сна.

Каким должен быть сон школьника, чтобы ребенок успевал в полной мере восстановиться и отдохнуть, накопить силы для усвоения новых знаний и зарядить свою иммунную систему, чтобы не пропускать школу из-за болезней? Рассмотрим основные правила сна для школьников.

Нормы сна для школьников все еще больше нормы взрослого человека: детям в 7–10 лет нужно 10–11 часов сна в сутки, а необходимая продолжительность сна для школьника 12 лет – 9–10 часов.

Как наладить сон ребенка

Мы встречаемся с родителями на вебинарах, консультациях по видеосвязи, приезжаем на дом с индивидуальным планом налаживания сна.

Решение под ключ

Консультация с сопровождением

1 месяц индивидуальной работы с консультантом до положительного результата с учетом особенностей вашей семьи и ситуации

Консультация «Сон как важная составляющая режима дня дошкольника»

«Сон как важная составляющая режима дня дошкольника».

Ребенок, с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет. Ему не приходит в голову, что можно отказаться идти спать, когда наступило время. Если он девять часов лег и позднее, чем через полчаса крепко уснул, то утром его не приходится будить – он сам просыпается бодрым и веселым. У ребенка имеется достаточно времени, чтобы спокойно одеться и родителям не приходится поторапливать его и высказывать недовольство по поводу его медлительности. Днем они не тратят времени на многократные приглашения, уговоры сесть за стол или пойти погулять. День в семье начинается и заканчивается спокойно, все конфликтные ситуации, связанные с соблюдением режима, исключены. Вечерние часы родители полностью используют для своих дел.

Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. В детских дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью. Но дома он далеко не всегда соблюдается. Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянииребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость, малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни…

На протяжении четырех дошкольных лет режим меняется незначительно. Несколько уменьшается суточное количество сна, преимущественно за счет дневного. Но нельзя забывать, что ребенок еще нуждается в более продолжительном сне, чем взрослый человек.

Ребенку до пяти лет положено спать в сутки 12,5 – 12 часов, в шесть лет 11,5 – 12часов.

Для ночного сна отводится время с 9 -9. 30 минут. Дети дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15 – 15.30минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно – это неизбежно бы вызвало более позднее укладывание на ночной сон.

Шестичасовое бодрствование во второй половине дня – это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.

Особенности сна ребенка в большей мере определяются условиями воспитания. Необходимость идти спать порою воспринимается как неприятность, ребенок просит разрешение еще поиграть, посмотреть телевизор. Получив отказ, он в плохом настроении идет умываться, раздеваться, долго возится, не засыпает, а утром его приходится будить, лишая части необходимого отдыха.

Систематическое недосыпание отрицательно сказывается на настроении ребенка, приводит к возникновению у него капризов, вредно отражается на состоянии центральной нервной системы. Поэтому столь важно, используя соответствующие педагогические и гигиенические средства. Укреплять потребность ребенка во сне, вызывать чувства удовольствия при укладывании, приучать быстро, засыпать без всяких дополнительных воздействий.

Какие же средства способствуют решению этих задач?

Прежде всего, воспитания еще в раннем детстве привычка выполнять режим. Обычно ребенку хочется как – то завершить то, что он делает. Поэтому следует заранее, минут за 10 – 15, предупредить ребенка о то, что скоро нужно ложиться спать. А когда это время наступит, настаивайте, чтобы ребенок не задерживался.

Постепенному переключению от игры ко сну способствует привычка ребенка раздеваться самостоятельно. Уже к трем годам малыш может почти самостоятельно раздеваться и аккуратно складывать одежду. На протяжении последующих лет эти навыки совершенствуются.

Лучшая одежда на время сна – пижама, которая в зависимости от сезона может быть байковая, трикотажная, ситцевая. В жаркие дни дети могут спать в трусиках.

Напомним, во все сезоны года днем ребенок по возможности должен спать на воздухе. Если такой возможности нет, то его надо одеть и укрыть таким образом, чтобы в течение всего времени сна окно, форточка или фрамуга могли остаться открытыми. Температура воздуха в комнате не должна снижаться ниже плюс 15 градусов.

В часы ночного сна также важно обеспечить доступ свежего воздуха. Если же зимой при этом комната чрезмерно охлаждается, ее следует хорошо проветрить перед тем, как ребенка укладывать.

Желательно, чтобы после пробуждения ребенок сразу встал. При этом следует учитывать, что переход от сна к бодрствованию у ребенка происходит различно, у одних почти мгновенно, других требуется 5 – 10, чтобы они окончательно проснулись. Самостоятельно одеться, застегнуть все пуговицы ребенку несколько труднее, чем раздеться. В течение всего дошкольного возраста у ребенка следует закреплять навык одеваться самостоятельно и аккуратно умываться и причесываться после сна.

Дидактические игры для развития речевого дыхания как составляющая часть здоровьесберегающих технологийДидактические игры для развития речевого дыхания как составляющая часть здоровьесберегающих технологий Дыхательная гимнастика как один из элементов здоровьесберегающих технологий имеет большое значение для развития еще несовершенной дыхательной.

Консультация для педагогов «Технология портфолио дошкольника» В условиях постоянного обновления системы образования важным инновационным направлением является внедрение в образовательный процесс современных.

Консультация для родителей «Дополнительное образование дошкольника»Консультация для родителей «Дополнительное образование дошкольника» «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества» В. А. Сухомлинский. Все, чему человек учится в.

Консультация для родителей дошкольников «Безопасность дошкольника дома» Опасность – дело, во всяком случае, не мгновенно, как кажется многим, ее нельзя сразу проглотить, а придется принимать понемногу, разбавленную.

Консультация для родителей «Игра в жизни дошкольника»Консультация для родителей «Игра в жизни дошкольника» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА»Игра занимает важное место в жизни дошкольника. В игре происходит развитие ребенка,.

Консультация для родителей «Темперамент дошкольника»Консультация для родителей «Темперамент дошкольника» Все дети уникальны. Мы видим это с рождения. Кто-то любит быть в центре внимания, кто-то не может усидеть на месте, кто-то ревнует и обижается,.

Консультация «Игра — ведущая деятельность дошкольника» Консультация для родителей «Игра – ведущая деятельность дошкольника» Подготовила: Л. В. Кикина Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,.

Консультация «Математика в жизни дошкольника» развитие элементарных математических представлений у дошкольников — особая область познания, в которой при условии последовательного обучения.

Консультация «Роль родителей в выполнении режима дня» Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на.

Утренняя гимнастика-важнейший компонент двигательного режима детей. Консультация для родителей Ох, как неохотно иногда мы встаем по утрам, особенно в зимний период времени, когда прохладно и хочется понежится в постели. Точно также.

(Пропедевтика детских болезней 3 курс)

Цель занятия: Изучить особенности воспитания детей различного возраста. Значение соблюдения режима дня и сна для детей. Организация занятий с детьми раннего возраста и подбор игрушек.

Студент должен знать:

особенности воспитания детей различного возраста

значение режима дня в жизни ребенка (сон, бодрствование, режим кормления).

наиболее частые причины нарушения режима

понятие суточного режима, бюджетного времени

этапы формирования режима

Основные элементы воспитания детей раннего возраста:

занятия с детьми первого года жизни

занятия с детьми второго года жизни

занятия с детьми третьего года жизни

воспитание навыков при приеме пищи

Воспитание гигиенических правил, высаживание на горшок, одевание и раздевание

7. Организация режима дня в дошкольном учреждении. Режим дня детей от 3 до 7 лет

сон; признаки, значение, режим.

занятия с детьми раннего возраста, подбор игрушек.

роль воспитания детей различного возраста.

Студент должен уметь:

Уметь составлять режим дня, бодрствования, сна детей различного возраста. Уметь проводить занятия с детьми раннего возраста. Правильно подбирать игрушки для детей.

Вопросы для самостоятельной работы студентов:

социальное развитие детей и подростков

принципы оценки социального развития детей.

Значение режима дня в жизни ребенка

Режим — это рациональное распределение во времени и правильная последовательность удовлетворения основных физиологических потребностей организма ребенка (в активном бодрствовании, сне, пище), а также пра­вильное чередование различных видов деятельности во время бодрствования.

Правильная организация режима жизни детей — необходимое условие для нормального развития нервной системы. С учетом возрастных особенностей ребенка режим должен предусматривать наличие всех элементов жизнедеятельности ребенка (сон, прогулка, занятия и пр.), дисциплинирующих и способствующих нормальному физическому развитию.

Подготовка ребенка к поступлению в дошкольное учреждение должна быть разносторонней. Педиатру следует обратить внимание на состояние здоровья ребенка и при необходимости провести оздоровительные мероприятия, чтобы ребенок лучше справился с трудностями адаптационного периода. После заболевания ребенка можно направлять в дошкольное учреждение — только после полного выздоровления. Воспитатель должен внимательно отнестись к новичку, выяснить у родителей особенности его воспитания, привычки, постараться пробудить в детях доброжелательное отношение к новому ребенку. Ребенок быстрее адаптируется, если и дома, и в дошкольном учреждении придерживаются одного и того же режима и приемов воспитания. Продолжительность пребывания в группе вновь поступивших детей следует увеличивать постепенно. Частая смена персонала или неоправданный перевод из одной группы в другую может травмировать ребенка. В связи с этим рекомендуется подождать, пока ребенок привыкнет к новым условиям.

Режим включает три основных компонента:

распределение во времени (ритм);

Ниже приведена классификация наиболее частых причин нарушения режима.

Неблагоприятный социальный анамнез (91%):

незрелые семьи (до 20 лет);

низкий уровень образования;

нездоровый психологический климат в семье;

неполная семья (по определению ВОЗ, благополучная семья — это семья, где на одного ребенка приходится трое любящих взрослых);

однополая семья (страдают мальчики; авторитарность бабушки — частая причина неврозов у детей);

стесненные жилищные условия.

Неблагоприятный биологический анамнез (88%):

неблагополучие во время беременности;

неблагополучие во время родов;

неблагополучие в период новорожденного;

искусственное вскармливание (до 3 месяцев — 60%).

Нарушение поведения (86%) (возбужденный ребенок).

Пограничные состояния (82%):

Хронические заболевания (47%):

Отклонения в НПР (41%):

1) в понимании речи;

в развитии эмоций;

в развитии движений.

Острые заболевания (38%).

Низкий уровень физического развития (35%).

Значение режима заключается, прежде всего, в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов. Правильный режим обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для физического и психического развития малыша.

Таким образом, режим — это средство:

своевременного и полного удовлетворения физиологических потребностей организма;

охраны здоровья ребенка;

Читайте также  Лазолван ребенку 2 месяца

защиты нервной системы.

В понятие «суточный режим» входит деятельность организма и распределение в течение суток всех видов деятельности, отдыха и приемов пищи. Рациональный режим предполагает соответствие его содержания, организации и построения определенным гигиеническим принципам. Эти принципы обусловлены анатомо-физиологическими особенностями детского организма. Суточный режим, определяя весь уклад жизни, является важным фактором, обеспечивающим нормальное физическое и умственное развитие детей и подростков. Рационально построенный режим создает предпосылки для оптимальной работоспособности, предупреждает развитие утомления, повышает общую сопротивляемость организма. Один из принципов гигиенического режима — ежедневное его выполнение, недопустимость частых изменений, постепенность перехода к новому режиму обучения и воспитания. Уровень работоспособности коры больших полушарий мозга определяется морфологической и функциональной зрелостью нервной системы. Все виды деятельности труда и отдыха должны включаться в режим. Деятельность должна быть посильной и не превышать предел работоспособности клеток коры, а отдых обеспечивать полное их функциональное восстановление. Этот принцип определяет содержание режима и суточный бюджет времени .

Под бюджетным временем понимается суммарная продолжительность всех режимных моментов, которые можно объединить в 6 основных компонентов режима:

• отдых по собственному выбору;

• прием пищи, личная гигиена.

Содержание и деятельность каждого из этих компонентов из­меняются, приобретая новые особенности и характерные черты. Сон — это отдых, обеспечивающий полное функциональное восстановление всех физиологических систем. Физиологиче­ская потребность в сне детей раннего возраста зависит от уров­ня работоспособности их нервной системы. Так, в период ново­рожденности длительность сна около 16,5 ч. Такая потребность в сне объясняется тем, что даже незначительные внешние раз­дражители оказываются для новорожденного сверхсильными, превышают предел работоспособности нервных клеток, вызы­вая охранительное торможение. Поэтому сон — это физиологи­ческое состояние ребенка этого возраста.

В первый месяц жизни ребенок спит беспорядочно. Со 2-го месяца устанавливается суточный режим сна:

В течение первых трех лет жизни длительность ночного сна практически не меняется, а уменьшение общей суточной продолжительности идет за счет сокращения числа периодов дневного сна (с 4 до 1). Одноразовый дневной сон устанавливается к 1,5—2 годам и сохраняется в течение всего дошкольного периода. К 7—8 годам формируется монофазный сон в ночное время. К 17—18 годам длительность сна приближается к 8—8,5 ч, как у взрослых. Систематическое недосыпание может привести к снижению умственной работоспособности. Прогулки — наиболее эффективный вид отдыха, восстанавливающий сниженное в процессе деятельности функциональное состояние организма и работоспособность. Эффективность прогулок обусловлена повышенной оксигенацией крови, улучшением окислительных процессов и тканевого дыхания. Пребывание на воздухе — действенное средство закаливания организма, профилактика ультрафиолетовой недостаточности и гиподинамии. Характер и длительность прогулок имеет определенные особенности. С 1,5 лет в режим вводятся прогулки, постепенно заменяющие сон на воздухе. Для детей 2—3-летнего возраста предусматриваются 3 прогулки, общая продолжительность прогулок — до 4,5—5 ч. в дальнейшем длительность прогулок для младших школьников — 3,5 ч, старших — 2,5 ч в сутки. Учебные занятия в раннем возрасте (первый, второй год) носят характер игры, продолжительность их составляет не более 10 мин. В дошкольном возрасте в режиме предусматриваются занятия по 20—30 мин, направленные на развитие речи, устный счет, т. е. способность оперировать отвлеченными понятиями. Большое внимание уделяется развитию двигательных навыков. Уровень морфологического и функционального развития организма подростка в 15—16 лет позволяет приступить к профессиональному обучению, формированию сложных рабочих стереотипов. Игровая деятельность и отдых по собственному выбору способствуют формированию у детей положительных эмоций. Время игровой деятельности в суточном бюджете детей раннего возраста закономерно увеличивается в связи с сокращением продолжительности дневного сна и удлинения периодов бодрствования. У дошкольников игровая деятельность занимает 4,5—5 ч, у школьников отдых по собственному выбору. Приемы пищи, как и личная гигиена, являются обязательными компонентами режима детей любого возраста. Они воспитывают и развивают гигиенические культурные навыки, знания, умения. Водные процедуры являются элементами закаливания. В суточном бюджете необходимо предусмотреть достаточное время для приемов пищи, утреннего, вечернего туалета, переодевания детей, умывания перед едой. Важно рациональное распределение компонентов режима в течение суток, их смена, чередование. В процессе выполнения этого принципа необходимо исходить из учета биологических ритмов, рационального чередования деятельности, использования механизма повышения работоспособности.

Необходимость соблюдения режима связана с двумя моментами. Во-первых, жизнь на Земле подчинена определенным ритмам (смена дня и ночи, смена времен года, фаз луны и т.д.). Во-вторых, практически вся наша разумная деятельность строится на основе стереотипов. Стереотип, или привычка, выступает в данном случае как средство охраны высшей нервной деятельности. Режим для ребенка — это и есть первый в жизни формируемый сложный ритмичный стереотип, призванный охранять нервную систему и здоровье ребенка и способствовать формированию последующих стереотипов (привычек).

При назначении режима дня учитываются: возраст, индивидуальные особенности высшей нервной деятельности ребенка; состояние здоровья — период выздоровления после болезни, период адаптации к детскому учреждению; уровень физического развития; условия жизни дома; время года и климатические условия. Переводить ребенка на следующий возрастной режим нужно постепенно при условии, если он физиологически уже подготовлен к этому переходу.

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях

Основоположнику педагогики раннего детства Нине Михайловне Аксариной посвящают свой труд благодарные ученики.

«Надо понимать движения детского сердца» – этими словами замечательного российского педагога В.А. Сухомлинского мне хотелось бы предварить труд сотрудников кафедры поликлинической педиатрии Российской медицинской академии последипломного образования.

Эту книгу написали талантливые ученики выдающегося отечественного ученого Нины Михайловны Аксариной. Под ее руководством в течение многих лет разрабатывались основы педагогики раннего детства. Авторский коллектив использовал ставшие уже классическими исследования Н.М. Щелованова, Н.Ф. Ладыгиной, М.Ю. Кистяковской, С.М. Кривиной, К.Д. Губерт, а также многочисленные современные разработки. Создавая это пособие, авторы стремились передать читателям свои глубокие знания и бесценный опыт. Они уже написали немало хороших книг о ребенке, его здоровье, воспитании и обучении. Однако данное пособие является едва ли не самым важным, так как адресовано огромному числу воспитателей детских садов и касается самого важного периода в развитии ребенка – раннего возраста.

Авторы убеждают своих учителей – каждый малыш должен быть здоров. И в книге очень много места отводится описанию особенностей развития детей и основных технологий их оздоровления. Каждый дошкольник должен получить от взрослых все – ласку, внимание, заботу; мы обязаны воспитать его хорошим и трудолюбивым, умным и знающим. Поэтому авторы постарались рассказать о наиболее серьезных проблемах в воспитании и обучении ребенка, предостеречь педагогов и родителей от возможных ошибок. Они стремились преподнести данный материал в доступной для педагогов форме. В ней читатели найдут ответы на множество своих вопросов. Материал изложен так интересно и убедительно, что пособие станет настольным справочником для сотрудников детских дошкольных учреждений. Оно не только содержит прямые ответы на повседневно возникающие вопросы, но и открывает многие «тайны» возрастной физиологии, психологии и педагогики детей раннего возраста.

В последние годы выходит много книг, посвященных сохранению и укреплению здоровья ребенка, основам его психологии, обучению и воспитанию малышей. Среди этих изданий неизменно выделяется переводная литература, однако в ней редко учитываются особенности работы детских дошкольных учреждений, их уклад и многолетний опыт. Все это, к сожалению, ограничивает использование ряда весьма интересных рекомендаций либо налагает серьезные ограничения на их практическое применение. К тому же сегодня коллектив каждого дошкольного образовательного учреждения может выбрать из множества руководств, справочников и пособий наиболее привлекательное и понятное им издание, довериться ему и в нем искать ответы на свои вопросы.

Создателям пособия хотелось бы, чтобы после его прочтения воспитатели детских дошкольных учреждений поняли, что ребенок, которому посвящена книга, не только беззащитное существо, но, как писал выдающийся гуманист Януш Корчак, «ребенок – и беспредельность. Ребенок – и вечность. Ребенок – пылинка в пространстве. Ребенок – момент во времени». И эта книга должна помочь им воспитать наших детей счастливыми и здоровыми.

Заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор

Особый период детства

Особенности развития и воспитания детей раннего возраста

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не только фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы для полноценного развития и здоровья ребенка.

Для охраны и укрепления здоровья детей особое значение имеет профилактическая оздоровительная работа: соблюдение режима, рациональное питание, закаливание, гимнастика, медицинский и педагогический контроль за развитием и здоровьем.

Впервые весь комплекс особенностей раннего детства был сформирован одним из основателей ясельного дела в нашей стране профессором Н.М. Аксариной.

В чем они заключатся?

1. Для раннего возраста характерен быстрый темп развития организма. Ни в каком другом периоде детства не наблюдается такого быстрого увеличения массы и длины тела, развития всех функций мозга. Ребенок рождается беспомощным существом. Однако уже к 2 месяцам у него образуются условные рефлексы (привычки), на протяжении первого года жизни формируются реакции торможения. В это время активно развиваются сенсорика, движения, малыш овладевает речью.

Быстрый темп развития ребенка раннего возраста, в свою очередь, имеет ряд особенностей. Прежде всего – скачкообразность развития. При этом выделяются периоды медленного накопления, когда отмечается замедление в становлении некоторых функций организма, и чередующиеся с ними так называемые критические периоды (скачки), когда на протяжении короткого времени меняется облик ребенка. Это можно проследить на примере развития функции понимания речи ребенком второго года жизни. Так, в возрасте от 1 года до 1 года 3 месяцев наблюдается медленное накопление запаса понимаемых слов. В этот период малыш овладевает самостоятельной ходьбой, что расширяет для него возможность непосредственного общения с окружающим миром. С одной стороны, ходьба как бы на время задерживает проявление реакций, связанных с пониманием речи. С другой – именно ходьба способствует непосредственному общению детей с окружающими предметами (которые взрослый обозначает словом), помогает им установить прочную связь между предметом и словом, ведет к скачку в развитии понимания речи.

Критические периоды в развитии ребенка – 1 год, 2 года, 3 года, 6–7 лет, 12–13 лет. Именно в это время происходят резкие изменения, дающие новое качество в развитии детей: 1 год – овладение ходьбой; 2 года – формирование наглядно-действенного мышления, переломный период в развитии речи; 3 года – период, когда особенно ясно выступает связь между поведением и развитием ребенка со второй сигнальной системой, малыш осознает себя как личность; 6–7 лет – период школьной зрелости; 12–13 лет – пубертатный период, период полового созревания (Л.С. Выготский).

Скачкообразность отражает нормальный, закономерный процесс развития организма ребенка, и, наоборот, отсутствие скачков является следствием дефектов в развитии и воспитании детей. Поэтому так

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: