Режим ребенка с употреблением не

Как выстроить режим дня ребенка с ментальными нарушениями: мнение московского специалиста

Дети с ментальными нарушениями нуждаются в создании специальных условий и особом режиме. У них наступает быстрая утомляемость, долгая несменяемость видов деятельности вызывает эмоциональную напряженность. Им свойственны возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, заторможенность длительных волевых усилий. Одно из условий их успешного развития — продуманный распорядок дня, то есть правильно организованный режим. О том, как выстроить режим дня ребенку с ментальными нарушениями, рассказала руководитель службы психолого-педагогического и социального сопровождения детей ЦСПР «Дом Детей» Татьяна Кочеткова.

«Выделяют 6 основных компонентов режима: сон, пребывание на открытом воздухе (прогулки), образовательная (учебная) деятельность, игровая деятельность и отдых, приемы пищи и личная гигиена», — объясняет Татьяна Кочеткова.

Сон — это отдых, он способствует восстановлению всех функциональных систем организма, в первую очередь клеток коры головного мозга.

Питание должно быть сбалансированным с самого раннего детства. Упор делается на каши и овощи, фрукты. Мучное, сладкое, газированные напитки нужно употреблять по минимуму. Для повышения метаболизма ребенка необходимо приучить к 5-разовому питанию небольшими порциями. Перекусы обязательно должны быть полезными и могут состоять из орешков, фруктов, хлебцев. Если же аппетит плохой, то это говорит о том, что он мало гуляет и у него снижена активность, или же он ест между приемами пищи.

Игра и отдых по собственному выбору создают у детей положительные эмоции, что связано с повышением возбудимости коры головного мозга и сглаживанием различных изменений в организме, которые спровоцированы отрицательными эмоциями.

В режиме важно выделить время на утренний и вечерний туалет, переодевание детей, умывание перед едой. Проводить это нужно в спокойной обстановке и неторопливо, но не стоит затягивать в ущерб другим режимным моментам.

Устанавливайте учебную нагрузку для детей с ОВЗ ограниченными возможностями здоровья с учетом их психо физических возможностей. В режиме дня учитывайте особенности учебных и коррекционных занятий, приема пищи, дневного сна, физического воспитания. В первой половине дня целесообразно организовать урочную деятельность, в том числе коррекционно-развивающие занятия с логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом. Четкий, последовательный, привычный и щадящий режим дня прежде всего облегчает работу взрослого, а также приучает детей к определенному ритму жизни, создает бодрое и ровное настроение. Это сохраняет, экономит, восстанавливает нервные силы организма детей с ОВЗ ограниченными возможностями здоровья.

Охранительный режим — что это

Режим дня выполняется и носит последовательный, постоянный и постепенный характер. Он соответствует возрастным психофизиологическим особенностям и планируется с учетом теплого и холодного времени года.

«Учитывая, что дети с нарушением интеллекта имеют слабую центральную нервную систему, не выносят сильных раздражителей, легко переутомляются, нужно организовывать такой режим, который был бы и охранительным. Охранительный педагогический режим — это четкий, деловой, спокойный и привычный для ребенка режим дня, тщательное планирование всех мероприятий. Он реализуется через сокращение времени занятий и построение их с введением физкультминуток, динамических пауз, перерывов, прогулок на свежем воздухе», — рассказывает специалист.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Режим дня для детей vs отсутствие режима

СодержаниеЯ это знаю!Как ужиться с биоритмамиРежим питания и биологические потребности человекаРежим дня: кто против?

Формирование здорового образа жизни начинается с правильного режима дня. Именно благодаря правильной организации распорядка дня детей, закладываются основы здорового образа жизни взрослых. В мировой практике значение одного из тех «китов», на которых держится и физическое и психологическое здоровье ребенка признается и врачами, и психологами. Что значит правильный режим дня, насколько важно его соблюдать и существует ли разумная альтернатива строгому распорядку, разбираемся на MedAboutMe.

Когда речь заходит о соблюдении режима дня, многие люди уверенно говорят: «Я все об этом знаю! Рано ложиться, рано вставать, вовремя есть». А что значит «вовремя и правильно»? Человек не приходит в эту жизнь с сознанием того, что жить нужно по режиму. Режим люди вырабатывают сами. Жизнь в социуме обязывает нас соблюдать определенные правила, поэтому режим помогает выполнять социальные функции. Например, ходить в школу и на работу в определенное время, и поэтому режим питания, отдыха и сна обязательно будет связан с этим.

Задача врачей состоит в том, чтобы научить родителей понимать, когда отклонения от режима не опасны, а когда его соблюдения необходимо строго придерживаться. Родители должны выработать такой режим дня для ребенка, чтобы вся жизнь семьи не превратилась во вращение вокруг маленького чуда, а уцелела. Организация ухода за ребенком и приучение его к определенному распорядку предполагает сохранение здоровья и хорошего самочувствия папы и мамы.

Комментарий экспертаИрина Сальникова, психолог

Всем известно о пользе режима дня, и без его правильной организации не получится ни хорошей успеваемости школьников, ни работоспособность взрослых, ни рационального распределения времени у детей и взрослых. Режим дня особенно нужен растущему организму.

Как будет вести себя ребенок, который ложится спать и встает когда ему заблагорассудится, выходить на прогулку то вечером, то утром? И что произойдет, если родителям нужно будет разбудить свое чадо пораньше? Ответ очевиден: ребенок начнет капризничать и у него появится повод поспорить со взрослыми. У меня, как у психолога, есть веские аргументы в пользу режима дня:

формирование чувства безопасности, т. е. когда ребенок знает, что и как следует по порядку в течение дня, он чувствует себя спокойнее; помощь в учебе, т. к. времени на обучение остается больше при правильной организации распорядка дня; переключение с одного дела на другое легче психологически, когда организован режим дня; развитие самоконтроля, чтобы родителям не пришлось постоянно проговаривать предстоящие действия. Как ужиться с биоритмами

Правильная организация распорядка дня подчиняется определенному ритму, предполагающему смену периодов режима. Ритмичная смена элементов распорядка дня облегчает переход от одного вида деятельности к другому, а на их выполнение затрачивается меньше энергии.

Учеными доказано, что строить режим стоит на основе биоритмов организма, которые связаны с естественными ритмами природы. Именно поэтому правила распорядка дня желательно соблюдать неукоснительно, придерживаясь определенного времени для сна, подъема, отдыха, выполнения домашнего задания.

Комментарий экспертаВера Павлова, врач-санолог

Общеизвестно о биологических ритмах организма, т. е. о зависимости деятельности организма человека от времени суток. У ребенка-дошкольника и подростков биоритмы еще не устоялись. Для того, чтобы детям было легче адаптироваться в социуме, биоритмы нужно тренировать. Режим дня как раз и помогает это сделать. Чем раньше ребенка начинают приучать к выполнению требований режима дня, тем легче сохранить здоровье ребенка. Правильно выполненный режим дня, т.е все вовремя, и тогда практически 90% успеха во всех делах и в учебе обеспечены. Как конкретно это помогает? Существуют определенные часы для сна, приема пищи, отдыха, учебы. Их нужно соблюдать.

Во-первых, ребенок обязательно должен «выспать» определенное количество часов. Для взрослого, например, достаточно 7-8 часов для восстановления, а ребенку обязательно спать не менее 9 часов. Для младших школьников желательно сохранить дневной сон.

Во-вторых, схема «раньше лечь и раньше встать» хорошо влияет на организм маленького человека. Школьнику необходимо полностью проснуться к началу школьных занятий. Организм можно «взбодрить» легкой зарядкой, чтобы он успел подготовиться к наступающему дню.

Зачем еще может понадобиться запас времени утром? На «раскачку». Ребенок должен полежать спокойно несколько минут после пробуждения, чтобы настроиться на подъем и ни в коем случае не вскакивать резко с кровати, а затем уже переходить к утренним водным процедурам.

Школьный день подчинен расписанию уроков и мероприятий в образовательном заведении, а вот организации времени школьника после занятий стоит уделить внимание.

Прежде всего, ребенку обязательно нужен отдых. Это не продолжительный период времени (минут 30-40), но он должен быть.

Выполнение заданий следует начинать с умеренно легких, постепенно переходить к сложным предметам и заканчивать выполнением легких заданий. Родителям стоит потратить время на обучение такому распорядку, чтобы дети привыкли к нему и легко входили в рабочий ритм, но уже дома.

Читайте также  Цена пол ребенка крови матери

Уроки закончены и наступает время прогулки на свежем воздухе. Если же погода не позволяет выйти на улицу, то родителям нужно организовать активный отдых ребенка (игры, занятие творчеством), но исключить или свести к минимуму «бдение» у компьютера.

Режим питания и биологические потребности человека

В природе все живое питается не по режиму, а по потребностям организма. Однако человек живет в социуме, поэтому вынужден подчиняться его правилам. Главная задача, родителей при организации режима питания ребенка, состоит в том, чтобы совместить его желание есть и возможность накормить в определенное время. Хорошо, когда это время «подстроено» под режим посещения школы или садика. Важно, конечно, не только соблюдать режим питания, но и следить за качеством пищи.

Особенно вредны детскому организму все виды еды быстрого приготовления, сладкие газированные напитки. Особенно вредны последствия «фастфуда», т.е. быстро приготовлено, быстро съедается, но главное, неправильно обработано во время приготовления.

Комментарий экспертаТатьяна Лебедева, гастроэнтеролог

Растущему организму необходимо правильно организовать питание, которое должно начинаться дома. В обязательный утренний комплекс должен входить завтрак.

Желательно, чтобы он был горячим: каши, омлеты. Неплохо, если школа может позволить организацию питания, включающую завтрак. Категорически не рекомендован завтрак «в сухомятку».

Обед. Этот вид еды должен быть полноценным (т.е. первое блюдо, второе) и не позднее 15.00. К этому времени организму ребенка уже требуется пополнение энергетических запасов. Полезны в обед любые овощи, каши, супы.

К сожалению, дети часто едят все эти «кириешки-чипсы», запивая колой. После этого и бывают колиты, гастриты и прочие «неприятности», вызванные употреблением неправильных продуктов.

Прием пищи во второй половине дня включает так называемый полдник, т. е. не обильный ужин, а легкая еда (фрукты, творог) перед тем, как ребенок начнет заниматься выполнением домашнего задания.

Ужин должен быть обязательно. Важно обращать внимание на два компонента: пища должна быть легко усваиваемая и хорошо обработанная, т. е. «пирожки с рынка», купленные днем, совершенно не подходят для детей. Родители должны готовить дома, потому что ребенку необходимы свежие продукты. Важно включать в рацион достаточное количество молочной продукции для обеспечения растущего организма кальцием. Несоблюдение простых правил питания может привести к заболеваниям желудочно-кишечного тракта.

Режим дня: кто против?

По большому счету противников распорядка дня нет. Жители многих стран традиционно придерживаются ритма природы: рано просыпаться и, соответственно, рано ложиться спать. Так и детей приучают к распорядку.

В европейских странах рабочий день начинается в 8 утра, поэтому детей в садик доставляют к 7 часам, а то и раньше, чтобы родители не опаздывали на работу. Следовательно, отбой для детей не позднее 8 вечера, а взрослые часто отправляются спать в 9 или 10 часов вечера.

В странах с более жарким климатом рабочий день может начинаться в 6 часов утра, но в разгар дня, когда особенно жарко, в Испании, Греции люди традиционно отправляются на сиесту часа на два-три. Для детей дневной сон необходим, особенно в юном возрасте.

В Индии, Израиле традиционно придерживаются природного распорядка и встают с восходом солнца, а ложатся, когда природа затихает.

В Турции, наоборот, можно увидеть дошкольников, не спящих и в 10, и в 11 часов вечера.

К организации питания отношение особое, т. к. здоровый образ жизни давно в приоритете. Завтрак предусмотрен обязательно. В детских садах Швейцарии, Великобритании, Германии он начинается в 8 утра. Овощи, фрукты, молочные продукты, нежирное мясо, рис подадут во многих западных странах на завтрак.

Прочие «подходы к столу» тоже происходят не вразнобой, а в установленные часы, но в каждой стране по-своему.

Англичане, после традиционной овсянки по утрам, обязательно устраивают ланч ближе к полудню. Знаменитая «чайная пауза» наступает строго в 17.00. Обед проходит ближе к вечеру, когда в России ужинают.

Европейцы, даже если они в дороге или в другой стране, обязательно сделают перерыв на обед. Полдник предусмотрен в детских садах и школах. Обычно это фрукты, выпечка, соки

Один из лозунгов времен социализма гласил, что граждане, «соблюдающие режим труда и быта обретут здоровье тверже гранита». Рациональное зерно в этом есть. Кому же не хочется, чтобы у ребенка было хорошее здоровье? Дети, приученные с детства к правильной организации своего дня, умеют в будущем рационально распределять свое время на основные жизненные потребности, что, в итоге, способствует и здоровью, и хорошему настроению.

Пройдите тестТревожность ребенка Ребенок проявляет беспокойство и жалуется на страшные сны? Не может сосредоточиться на занятии, волнуется и часто жалуется на больной живот? Наш тест поможет определить уровень тревожности у ребенка и подскажет дальнейшую тактику поведения.

Что поможет детям соблюдать распорядок

Что поможет детям соблюдать распорядок

Бывает, что как только нужно идти гулять или ложиться спать, у ребёнка сразу находится куча других дел и игр. Иногда получается переключить его внимание и следовать распорядку дня. А как быть, если он ни в какую не желает соблюдать режим?

Начнём с главного — порядок во времени для детей до шести лет необыкновенно важен. Он даёт им ощущение стабильности, упорядоченности, спокойствия, безопасности. С привычным распорядком они не тратят свою энергию на то, чтобы быть настороже, и каждый раз пытаться разобраться, что, как и когда происходит:

— Вот я проснусь сегодня утром, и что будет происходить? Я сразу пойду завтракать или я пойду умываться? Или мне сразу можно поиграть в игрушки? Или мама меня повезёт куда-то?

Разные дети обладают разными типами нервной системы и разными адаптационными способностями. Поэтому задача родителей — облегчить для них процесс адаптации к распорядку жизни. И создать такие условия, в которых они будут направлять свою энергию на развитие. А не на то, чтобы разбираться каждый раз в том, что происходит, что от них ждут, как нужно себя вести и что нужно делать.

Ниже два фактора, которые помогут ребёнку научиться следовать распорядку дня.

Наглядные материалы, которые помогут понять течение времени

С детьми до 6 лет хорошо работает визуализация. Изобразите распорядок картинками или фотографиями на плакате.

плакат с распорядком дня

Получить плакат в хорошем качестве для распечатывания вы можете бесплатно в нашей группе ВКонтакте

Рассматривая плакат вместе, можно проговаривать распорядок дня:

— Вот здесь ты проснулся и почистил зубы, позавтракал, а вот теперь ты можешь поиграть. А после игр мы пойдём погуляем, а потом пообедаем.

Детям доставляет огромное удовольствие видеть понятные символы, образы. А также идти по шагам, отмечать и показывать пальчиком, что уже сделано, а что предстоит сделать.

А ещё такие планеры помогают научиться ориентироваться во времени. С часами дошкольки разбираются ближе к 5–6 годам, а до этого им нужно освоить понятия прошлого, настоящего и будущего, а затем — утра, дня, вечера, ночи.

Чем больше возможностей вы дадите малышу прочувствовать, увидеть, ощутить время, тем лучше он будет планировать, когда подрастёт.

Кроме планеров подойдут песочные часы, будильник, колокольчик. Песочные часы можно использовать во время чистки зубов или когда вы даёте время доиграть перед обедом. Можно поставить песочные часы на 3–5 минут и сказать:

— Когда песок пересыпется, мы с тобой пойдём обедать.

Малышам это гораздо понятнее, чем «сейчас пойдём обедать» или «пойдём обедать через 10 минут».

Предварительные уведомления и чёткие правила

Превратите замечания в предварительные уведомления. За 10–20 минут спокойно, привычной фразой предупредите, что скоро нужно перейти к следующему пункту распорядка. Опуститесь на уровень малыша, установите зрительный контакт и скажите:

— Скоро нужно будет идти обедать. Ты можешь ещё поиграть, я напомню тебе, когда будет пора.

Если необходимо, сделайте несколько напоминаний или возьмите в помощь будильник или песочные часы. Эти опорные точки для играющего ребёнка не имеют ничего общего с беспомощными повторениями, которые можно игнорировать. Убедитесь, что не только вы, но и малыш видит в ваших усилиях авторитетное правило, которое нельзя нарушать.

Читайте также  Режим 4 месячного ребенка

Иногда неплохо поддаться настроению и поменять первоначальную программу, но нельзя упускать из виду обучающий эффект каждого родительского решения:

  • Если мама сказала, что надо идти гулять, и после этого ребёнку можно отвлечься на игры, да ещё в её присутствии, под зонтиком её внимания, пусть негативного, — кто же не захочет, чтобы такое вошло в привычку?
  • Если можно показать этюд «Увлечённый (орущий, поющий, читающий…) малыш», после которого заявленное родителем действие то происходит, то нет, юный исследователь всегда будет демонстрировать этюд. Таким образом он или проявляет поведение, которое вы же и закрепили, или пробует снова и снова, чтобы уловить логику: когда его поведение приводит к отмене решения, а когда нет. Цель не расстроить вас, а понять.

Иногда, если честно вглядеться в свои чувства, можно заметить, что на самом не хотят соблюдать распорядок взрослые. Если это так, стоит поискать, от чего конкретно пытаетесь уклониться. А потом поменять условия так, чтобы они были комфортные и желанные для малыша и для вас.

Эксперты статьи: детские психологи и Монтессори-педагоги Анастасия Кузнецова и Анна Федосова

Дизайн плаката с распорядком дня ребёнка: Владимир Шкредов

Фото из нашего международного Монтессори-центра «Отрада»

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Мини-курсы для родителей за 199 рублей

Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов.

Условия здоровья и долголетия: некоторые секреты режима дня

Условия здоровья и долголетия: некоторые секреты режима дня

Очень важный фактор здоровья — соблюдение режима дня. В наши дни загруженность и интенсивность работы головного мозга, главного регулятора приспособительных реакций организма, непрерывно увеличивается. Растет сумма знаний, которые человек должен усвоить, расширяется круг явлений, с которыми необходимо знакомиться в повседневной жизни.

Чтобы головной мозг работал без опасного для здоровья перенапряжения, необходимо создать наилучшие условия для жизнедеятельности организма, что достигается разумным чередованием нагрузок, отдыха, сна, развлечений.

Зачем соблюдать режим дня

Великолепная иллюстрация роли режима — быт и уклад жизни людей, доживших до старческого возраста, долгожителей в горных селениях Кавказа. Большую часть жизни они проводили размеренно, обязательно соблюдали режим дня, жили обычно в одних и тех же условиях.

Ясно, что и в значительной степени этому способствовали сложившиеся веками традиции, обычаи, гораздо менее энергичный темп изменения окружающих условий, характерный для отдаленных, нередко малодоступных мест высокогорья.

Важность соблюдения режима дня подтверждается достижениями нейрофизиологии (науки о мозге), в частности работами по изучению сна. Анализ биотоков мозга — электроэнцефалограммы, зарегистрированной во время самого глубокого нормального физиологического сна, показал, что некоторые глубинные отделы мозга находятся в это время в активном состоянии, т. е. продолжают работать.

Вспомним, что совсем недавно считалось общепризнанным, что во время сна мозг отдыхает. Соответственно этому факту было трудно объяснить природу сновидений. Сейчас полагают, что сон — сложно организованная деятельность мозга и сновидения являются результатом процесса переработки имеющейся в мозгу информации, осуществляемой разными структурами мозга спящего человека.

Отсюда понятна важность предоставления разнообразных пауз, которые обеспечивает режим, чтобы для деятельности всегда работающего мозга были созданы оптимальные условия.

Следует подчеркнуть, что режим как строгий хронометрический распорядок дня обычно в повседневной жизни трудно выполним. Однако родителям следует четко представлять и помнить о необходимых моментах распорядка дня ребенка. Он ежедневно, начиная с рождения, должен иметь и физические и эмоционально-психологические положительные нагрузки. Некоторые аспекты режима (утренний подъем, вечернее засыпание, прием пищи, прогулки после учебных нагрузок) следует стремиться выполнять примерно в одно и то же время.

При этом вырабатывается и закрепляется определенный режим нагрузки и отдыха — «оптимальный жизненный стереотип», выполнять который будет в последующем ребенок, а затем и взрослый, будет стремиться сам. Это станет его потребностью.

Сова, жаворонок или голубь?

Сова или жаворонок

Сова или жаворонок

О том, что в мире существуют различные типы людей, а именно — «сова» и «жаворонок» известно каждому более менее образованному человеку. В частности, это связано с режимом дня, графиком работы и конечно же генетической предрасположенностью.

Хронотип определен генетически. Неправда по сути, что это образ жизни.

С чем же связаны хронотипы? Ученые начали задумываться над такой проблемой и вести свои наблюдения в конце 70-х предыдущего столетия. Поскольку с появлением электричества у человека отпала потребность только в дневном свете, следовательно теперь можно было заниматься различными видами деятельности и в ночное время.

Хронотипы связаны с активной деятельностью нервной системы человека и, поскольку у «жаворонков» она приходит на утренний период, то у «сов» не ранее чем полдень, а вечером они активные и бодрые.

Помимо этих двух главных хронотипов, существует третий — аритмик — «голубь». Особенность этих людей, что их биологические ритмы подстраиваются под нужный режим.

«Совам» труднее чем «жаворонкам», поскольку весь мир рассчитан на режим «жаворонков». Учреждения, больницы, школы, офисы — все это работает с утра и до раннего вечера.

Стоит ли ломать свой хронотип? Скорее нет, чем да. Сделать из совы полноценного жаворонка все-равно не удастся, а вот стресс будет обеспечен. Гораздо проще подобрать работу с комфортным графиком.

Сколько нужно спать

Взрослые люди в течение суток спят один раз, в редких случаях — два раза. В отличие от взрослых грудные дети спят по нескольку раз.

Большая потребность во сне у детей раннего возраста объясняется незрелостью головного мозга. Молодые, только что начавшие функционировать центры головного мозга не могут работать непрерывно, они быстро утомляются и периодически прекращают свою деятельность.

  • Общая продолжительность сна новорожденных составляет около 21 ч.
  • В возрасте от 6 мес до 1 года дети спят около 14 ч.
  • В 4 года — 12 ч.
  • В 10 лет — 10 ч.
  • Взрослому достаточно для сна 7—8 ч в сутки.

Восстановление сил и физиологического равновесия во время нормального ночного сна не может быть компенсировано никаким другим способом. Любое нарушение ночного сна, будь это недостаточный, поверхностный сон, обычное недосыпание или упорная бессонница, следует считать явлением ненормальным.

Лицо переутомленного, невыспавшегося человека бледнеет, глаза теряют блеск и западают. Снижается точность и продуктивность мышления, падает физическая выносливость. Человек становится раздражительным, капризным. Одновременно происходят и изменения в работе внутренних органов: понижается температура тела, замедляется пульс, падает кровяное давление.

Норма сна 7—8 ч, в случае имевшегося переутомления — на 2 ч больше. Это, естественно, средние величины, которые могут быть весьма вариабельными в зависимости от индивидуальных потребностей.

Как быстрее заснуть

Режим нормального сна соблюдается далеко не всегда. Большинство людей систематически не досыпают. Недаром говорят, что наш век — век бессонницы. При этом нарушение нормального сна объясняется не только недостатком свободного времени, а главным образом нервным перенапряжением.

Как обеспечить достаточный ночной сон? Эта важная социальная проблема, требующая участия не только врачей, но и архитекторов, градостроителей и представителей общественности (улучшение звуконепроницаемости жилых помещений, устранение промышленных и транспортных шумов за счет рационального планирования населенных пунктов, воспитание и проведение в жизнь принципов уважения спокойного быта по отношению к соседям и др.).

Ясно, что режим для работающих по сменам, в зависимости от графика работы будет разным. Лучше, конечно, днем работать, а ночью отдыхать. Но и против ночной работы нет возражений, если при этом установленный режим труда и отдыха соблюдается строго и длительно.

  • Перед сном, за час-полтора желательно прекратить умственную работу, иначе в силу инерционности процессов, связанных с мышлением, мозг будет продолжать интенсивно работать и тогда, когда вы ляжете в постель и засыпание нарушается.
  • Перед сном очень полезны медленные прогулки 20—25 мин.
  • Безусловно, вредит сну и нецелесообразна поздняя обильная еда.
  • Благотворно отражается на сне свежий воздух, который может обеспечить открытая на ночь форточка.
Читайте также  Нейропсихологическая диагностика детей примеры

Сны: вещие и не очень

Пожалуй, ни одно явление человеческой психики не вызывало столько различных мнений, как попытка истолковать содержание сновидений. С одной стороны, нельзя отрицать очевидную связь между содержанием снов и реальными событиями, с другой — эта связь выражалась в таком искаженно фантастическом виде, что дало повод усматривать в снах особый смысл, доступный толкованию лишь немногих «одаренных» лиц.

Так появилось суеверное отношение к снам, вера в пророческие сны и т. д. Отголосок этих древних представлений мы находим даже в сравнительно новых теориях снов. Такова теория сновидений австрийского психиатра Фрейда. Этот ученый считал, что образы сновидений не имеют прямой связи с реальными событиями, они полны скрытого, особого значения и имеют символический, преимущественно сексуальный, смысл.

Что же отражается в сновидениях, в какой степени и как впечатления реальности преломляются в них?

Еще И. М. Сеченов очень удачно подметил, что сновидения есть небывалая комбинация былых впечатлений. Советский ученый Касаткин убедительно подтвердил справедливость этого. Чаще всего в сновидениях отмечаются эпизоды, непосредственно предшествовавшие событию (84,4%) или двухдневной давности (37,7%); события в промежутке от 3 до 30 дней встречаются в сновидениях в 30,4% случаев. Содержание сновидений всегда связано с характером жизни и работой.

Научное толкование сновидений не имеет ничего общего ни с суевериями, ни с мистикой, ни с символикой Фрейда. Научное исследование сновидений дает ценный материал для оценки общего и психического состояния больного.

Например, обильные кошмарные сновидения могут указывать на серьезное расстройство психической деятельности или заболевание внутренних органов. Часто случается, что, бодрствуя, человек не замечает начала болезни, будучи загруженным работой, заботами, но скрытая болезнь за несколько дней до видимых клинических признаков дает знать о себе своеобразным содержанием снов.

Так, одной женщине несколько раз снился один и тот же сон, будто у нее на коже предплечья образовалась болезненная язва. Позже у нее действительно появились на руке припухлость, покраснение с изъязвлением кожи.

Больные с заболеваниями органов дыхания и недостаточностью сердца, постоянно страдающие одышкой, в сновидениях задыхаются от дыма, быстрого бега, тонут и захлебываются.

И этом смысле сны имеют диагностическое и прогностическое (а отнюдь не пророческое) значение.

Можно ли принимать снотворное и успокоительные?

Как не спать

Как не спать

Пользоваться снотворным нужно возможно реже и только по рекомендации врача. Систематическое засыпание с помощью снотворного приучает человека к тому, что он может заснуть только с его помощью. Снотворное, при этом, вместо своей прямой роли исполняет роль психотерапевтического средства.

К тому же при частом приеме снотворного может возникнуть тяга к нему (наркомания). Однако полностью его нельзя исключать. Злоупотребление снотворными средствами, так же как и полное игнорирование их, — неразумно.

Заснуть можно и без снотворного, с помощью различных успокаивающих средств. Это может быть настойка пустырника, валерианы, бром. Разумеется, и это не следует принимать без меры, а лишь при необходимости и также посоветовавшись с врачом. Принимать их нужно за 30—60 мин до сна.

Как нормализовать режим дня

Большинство людей по утрам с большим трудом просыпаются и встают с постели. Всё утро проходит в режиме «автопилот». И неважно, чем закончился вчерашний вечер или как прошла ночь.

Снова на помощь спешат крепко заваренные чай или кофе. И сколько бы ни говорили в СМИ о вреде их употребления, глаза открываются только благодаря напиткам с хорошей порцией кофеина.

Режим дня. Памятка для родителей

При соблюдении режима дня вырабатывается определенный биологический ритм функционирования организма, т. е. вырабатывается стереотип в виде системы чередующихся условных рефлексов. Закрепляясь, они облегчают организму выполнение его работы, поскольку создают условия и возможности внутренней физиологической подготовки к предстоящей деятельности.

Режим дня имеет гигиеническое и воспитательное значение, благодаря ему формируются культурно-гигиенические навыки и осуществляется охрана организма от переутомления и перевозбуждения.

Режим дня должен соблюдаться не только в детском саду, но и дома!

Режим дня должен соблюдаться не только в учебном году, но и в отпуске, летом!

Несоблюдение режима дня ведет к детским неврозам и прочим нарушениям детского здоровья!

Очень важно приучить ребенка к правильному режиму. В определенное время ребенок должен ложиться спать и вставать, в одни и те же часы завтракать, обедать и ужинать.

В режиме дня дошкольника необходимо отвести время для игр и прогулок, причем, прогулки рекомендуется чередовать с подвижными играми. В режиме дня важное место занимают питание, сон, прогулки, игры.

Устанавливая режим питания дошкольника, нужно помнить о том, что ребенок должен принимать пищу 4-5 раз в день. Завтракать надо не позднее, чем через 45 минут – 1 часа после пробуждения, а ужин планировать за 1,5-2 часа до сна. Также нужно определить время обеда, полдника и ужина, в соответствии с общим распорядком в семье.

Суточный рацион питания распределяется таким образом: Завтрак – 20-25%, обед – 35-40%, полдник – 10-15% и ужин – 20%. Не разрешайте детям перекусывать печеньем, конфетой и пр. в неположенное время.

Поговорим о режиме сна. Сон — один из важнейших составляющих режима дня и здорового образа жизни. Под понятием сон подразумевается физиологическая защита организма, потребность в нем обусловлена сложными психическими процессами.

Сон устраняет утомление и предупреждает истощение нервных клеток. Хронические недосыпания способствуют появлению неврозов, ухудшению функциональных сил организма и снижению защитных сил организма.

Режим сна детей складывается из ночного — примерно десять часов тридцать минут, и дневного сна — примерно два часа. Нормальная продолжительность сна для ребенка – 12-14 часов. Часть из этого времени выделяется для дневного сна.

Дети обычно днем спят 2 часа. Также нужно ещё учитывать состояние здоровья ребенка – ослабленные дети нуждаются в более продолжительном сне. На ночь укладывать детей надо в 8-9 часов вечера.

Для этого нужно создать спокойную обстановку, тогда ребенок быстро заснет.

В режиме дня дошкольника обязательно следует предусмотреть время для ежедневных прогулок на свежем воздухе. Зимой дети должны гулять на воздухе не меньше 3 часов, а летом гораздо дольше.

В режиме дня дошкольника должно быть время для разнообразных занятий и игр. Нужно чередовать шумные и подвижные игры с более спокойными.

Вечером перед сном лучше организовать спокойное занятие: складывать кубики, рисовать, лепить, можно почитать им книгу или рассказать что-нибудь. Вечером родители обязательно должны выделить время для общения с ребенком.

Примерный режим дня дошкольника.

С 8.00 до 8.30 – гимнастика, умывание, обтирание.

С 8.30 до 9 часов – завтрак.

С 9 до 10 часов – игры и занятия дома (летом – на улице) .

С 10 до 12 часов – подготовка к прогулке и прогулка.

С 12 до 12.30 – обед.

С 12.30 до 15 часов – подготовка ко сну и дневной сон.

С 15 до 16.00 – подъем, гигиенические процедуры, полдник.

С 16.00 до 17.00 – игры (летом – на улице) .

С 17.00 до 18.30 – подготовка к прогулке и прогулка

С 18.30 до 19.30 – возвращение с прогулки и ужин.

С 19.30 до 20.30– спокойные занятия, вечерний туалет и подготовка ко сну.

С 20.30 – подготовка ко сну и ночной сон.

Помните — при четком выполнении режима дня у ребенка формируются прекрасные качества: организованность, самостоятельность, уверенность в себе!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: