Режим основа жизни ребенка раннего возраста

Режим дня. Его значение в жизни ребенка раннего возраста

Часто мы, взрослые люди, даже не задумываемся, как пройдет наш завтрашний день. Мы знаем, что встанем утром в определенное время, позавтракаем, пойдем на работу (в школу, в институт, пообедаем в столовой, по пути домой зайдем в магазин и многое другое. У нас есть определенные привычки, обязанности, ответственность, понимание и анализ происходящих событий, достаточный уровень самоконтроля. Из всего вышеперечисленного складывается режим нашего дня.

Часто ли мы задумываемся о том, как спланировать свой день? Уделяем ли должное внимание такой важной стороне нашей жизни? Думаю, не многие взрослые люди могут утвердительно ответить на этот вопрос. Иногда мы забываем или не обращаем должного внимания своему распорядку дня. Тем более сложно в данном вопросе дело обстоит у детей.

В процессе коррекционной работы родители детей раннего возраста часто описывают трудности, с которыми они вынуждены ежедневно сталкиваться. В беседе с психологом мама (папа, другой воспитывающий взрослый)говорят: «мой ребенок меня не слушает на прогулке, не хочет уходить с улицы», «моя дочка не хочет укладываться спать, капризничает, демонстрирует истерику, любым способом требует своего», «ребенок манипулирует мной – я не знаю, что делать!»

Всегда приятно, когда родители готовы к конструктивному диалогу. Итак, когда готов вопрос со стороны родителей, начинается плодотворная коррекционная работа. Психолог совместно с мамой (папой и другими членами семьи) анализирует сложившуюся ситуацию и определяет способы ее решения.

Психолог может задавать следующие вопросы: «когда ваш ребенок капризничает на улице?», «для чего ваш ребенок старается добиться своего любым способом?», «что предшествует истерике вашего ребенка и т. д.

Родители дают различные ответы: «малыш капризничает, когда я забираю у него планшет», «ребенок не понимает, для чего требует своего», «ребенок демонстрирует картину истерики, потому что не знает, что будет после прогулки или обеда» и другие варианты.

С одной стороны, можно отметить и нарушения детско-родительского взаимодействия, и гиперопеку со стороны родителей, и манипулирование со стороны малыша. И это будет верно. А с другой стороны – ребенку для качественной жизни необходимы границы, рамки позволенного поведения, режим и распорядок, которые будут «обрамлять» все поведение малыша.

Режим дня ребенка – это хорошо продуманный распорядок труда, отдыха, прогулки, игры, питания, соответствующего возрасту.

Соблюдение режима дня является важным условием для формирования здорового образа жизни ребенка, соблюдения его физического и психологического благополучия.

Малыша нужно приучать к режиму с первого года жизни, чтобы детский организм привыкал к определённому времени бодрствования, сна, приёма пищи, игры.

Важным условием правильного режима дня является привычка ребенка выполнять все свои «дела» с учетом времени.

Например, если подъем ребенка в 7.00, завтрак в 7.30, прогулка в 13.00, ночной сон составляет примерно 9 часов – следует придерживаться такого распорядка и сегодня, и завтра, и послезавтра…

Соблюдение правильного режима дня должно стать для ребенка устойчивой привычкой, превратиться в потребность. Для этого необходима последовательность. В этом случае ребенку будет понятен ход событий дня, что способствует ощущению безопасности и успокоению его нервной системы. Такое поведение и станет профилактикой от непредсказуемых истерик ребенка, от эмоционального взрыва в случае непонимания происходящего. Понятный ребенку режим дня, следование правилам и распорядку обеспечат понимание происходящего вокруг. Малышу будет более понятно, что последует дальше, когда он пойдет гулять, когда прогулка закончится и т. д.

Правильно организованный режим дня способствует выработке полезных привычек, укреплению воли, развитию дисциплины и ответственности. Со временем ребенок станет более самостоятельным, будет более осмысленно отвечать на заботу родителей.

Главными координаторами в этом процессе выступают, конечно же, родители малыша. Только значимые близкие люди смогут прививать своему ребенку навыки повседневности, умело обрамляя их в правила и нормы. Впоследствии это будет называться поведением!

Обычно малыш легко привыкает к предложенному ему режиму. Но родителям не всегда удается придерживаться порядку. В такой ситуации важно помнить, что однажды установленный распорядок дня ребенкадолжен соблюдаться всегда: не зависимо от погоды, настроения близких, праздничных и выходных дней.

Не стоит игнорировать данный совет, так как запаздывание приема пищи, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе ребенка: он становится вялым или возбужденным, начинает капризничать,плохо засыпает,теряет аппетит.

Также очень важно приучить ребенка ложиться спать и вставать в определенное время.

А в случае точного соблюдения часов сна, бодрствования, кормления и определенной их последовательности у ребенка вырабатывается динамический стереотип поведения. Благодаря этому потребность в еде, сне возникает в установленное время, и предложение взрослого идти спать, кушать, гулять не вызывает у ребенка возражений.

В процессе беседы с родителями психолог обязательно сделает акцент на важных режимных моментах жизни маленького ребенка. Известно, что фундамент поведения ребенка, заложенный родителями еще в его раннем возрасте, будет основой для будущей качественной жизни всей семьи.

Все дети по-разному реагируют на изменения окружающей среды, в связи с этим родителям необходимо всякий раз создавать условия для более комфортной адаптации малыша. Например, для ситуации бодрствования предложите ребенку новые игрушки или интересную игру с привычными игрушками, активные игры, игры-соревнования. Для спокойных моментов дня, например, подготовки ко сну, можно порекомендовать родителям напевать песенки, колыбельные, сделать успокоительный расслабляющий массаж ребенку и т. д.

Показателем правильности режимаявляется соответствующее поведение малыша: он спокоен и активен, интересуется игрушками, не плачет, не возбужден, не отказывается от еды, быстро засыпает, крепко спит и просыпается бодрым.

Значение игры в жизни ребенка «Игра в жизни ребенка» Все родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом.

Дошкольное воспитание и его значение в будущем ребенка Ни для кого не секрет, что детский возраст, особенно дошкольный, очень хрупок и восприимчив. Ведь вокруг так много всего интересного, еще.

Консультация для родителей средней группы «Режим дня для ребенка» Консультация для родителей средней группы «Режим дня для ребенка» Воспитатель: Клочек Ю. И Каждый родитель желает, чтобы его ребенок был.

Консультация для родителей «Режим дня в жизни ребенка» Консультация для родителей «Режим дня в жизни ребенка» Правильно организованный режим дня имеет большое значение для развития детей, укрепления.

Консультация для родителей «Режим дня и его значение в жизни ребенка» Консультация для родителей: «Режим дня и его значение в жизни ребенка в возрасте 2-3лет. Каждый родитель желает, чтобы его ребенок был здоров,.

Консультация для родителей «Режим дня ребёнка, его воспитывающее и организующее значение» «Режим дня ребёнка, его воспитывающее и организующее значение». Уважаемые родители! Поговорим сегодня с вами о режиме дня, его значении.

Консультация для родителей «Режим дня в жизни ребенка»Консультация для родителей «Режим дня в жизни ребенка» Правильно организованный режим дня имеет большое значение для развития детей. Самое главное он укрепляет здоровье ребенка. Вместе с тем.

Конусный театр в ДОУ. Его значение в развитии ребенка Конусный театр. Дошкольный возраст — наиболее целесообразный период для развития детей в театрализованной деятельности, которая способствует.

Организация режим дня и его значение в воспитании детей Организация режима дня, его значение в воспитании детей 1. Понятие и значение режима дня. Его особенности в разных возрастных группах Большое.

Полезные советы

Для питания детей старше года необходимо учитывать их возрастные физиологические особенности. В этот период у детей переваривающая способность желудочно-кишечного тракта значительно возрастает, совершенствуется функция пищеварительных желез, печени и поджелудочной железы, происходит увеличение объема желудка.

В толстом кишечнике стабилизируется специфическая микрофлора, которая помогает разлагать клетчатку, производить витамины группы В. Но вместе с тем создает угрозу, еще не сформировавшейся барьерной функции кишечника.

На данном этапе роста у ребенка развивается жевательный аппарат, он становится более разборчив во вкусах. Данные факты дают возможность разнообразить пищу малыша и приблизить её состав к еде взрослого человека. Но хотелось бы отметить, что переход к общему питанию необходимо производить постепенно. Если до года жизни ребенка питание готовят в основном в виде каш, пюре, то после года достаточно размельчить вилкой или протереть через дуршлаг. А мясо, рыбу один раз пропустить через мясорубку.

У годовалого ребенка имеется 8 молочных зубов, а к двум годам – 20 зубов. Поэтому в этот период кроме каш из крупы, следует готовить запеканки, оладьи, а овощи следует давать не только в виде пюре, но и тушеными, нарезанными кусочками. Ребенку уже можно есть сырые овощи, морковь со сметаной, морковь с яблоками.

Читайте также  Продолжительность индивидуального обследования ребенка педагогической диагностике

В 2 – 3 года ребенку вместо мясных и рыбных фрикаделек, дают рагу бефстроганов, блюда из муки: блинчики, оладьи, клецки. Данный возраст характеризуется формированием основных навыков личной гигиены, ритма принятия, переваривания и продвижение съеденной пищи.

Чтобы пища хорошо усвоилась детским организмом, необходимы не только определенный химический состав, калорийность, разнообразный набор продуктов, но и правильный режим питания, а также правильная кулинарная обработка пищи.

До 1,5 лет детям необходимо сохранить пятое кормление в виде кефира и молока, что особенно важно для слабых детей. Дети старше 1,5 года должны есть 4 раза в день.

Редкие приемы пищи приводят к снижению усвояемости белка, плохому самочувствию ребенка, а более частые – снижают аппетит. Часы приема пищи должны быть строго фиксированными, что обеспечивает выработку у малыша условного рефлекса на время. Все это создает лучшие условия для переваривания пищи. В промежутках между кормлениями ребенку не следует ничего давать, чтобы не ухудшить его пищеварительную функцию. В это время ребенок нуждается только в обычной воде для питья. Молоко, кефир не являются питьем, они входят в состав пищевого рациона. Фруктовые соки так же не заменяют простую воду, они содержат определенный запас углеводов и обладают сокогонным действием. Фрукты, ягоды, а также соки можно только давать во время приема пищи.

Конфеты, шоколад изредка можно начать давать с 2 – 3 лет. А лучше вообще не давать, так как они излишне возбуждают нервную систему, часто являются причиной аллергических высыпаний и замедляют перистальтику кишечника.

На сохранение активного аппетита влияет объем предлагаемой ребенку пищи. Многие матери не считаются с этим и чаще всего делают порции большие. Из-за этого у детей нарушается функция пищеварительных органов, ухудшается усвояемость и снижается аппетит. Объем блюд зависит от возраста ребенка. Наиболее калорийным должен быть обед 35 – 40% суточного рациона, завтрак и ужин должны составлять 20 – 25%, на полдник приходится 10 – 15% общей суточной калорийности.

Необходимо также учитывать, что продукты богатые белками (мясо, рыба, бобовые) лучше давать в первую половину дня, так как они требуют для переработки много пищеварительных соков и дольше задерживаются в желудке. А на ужин рекомендуются молочные, овощные, крупяные блюда.

В настоящее время, мы можем заметить, огромный ассортимент продуктов для питания детей, которые все больше и больше расширяется, причем увеличивается в нем доля полуфабрикатов и консервантов. Исходя из данных особенностей, можно создать собственные правила индивидуального питания ребенка.

Как у малыша до года, питания детей с 1 года до 7 лет остается питанием развития, в основе которого лежат такие принципы как:

  • принцип физиологической адекватности питания (максимальная степень соответствия пищевого продукта возможностям кусания, глотания, пищеварения, всасывания и использования);
  • принцип достаточности энергетического обеспечения;
  • принцип «мультикомплексной сбалансированности питания»;
  • принцип «нутриентного предобеспечения».

В этом возрасте питание должно стимулировать рост нервной ткани и головного мозга, развития костной мышечной ткани, сосудов эндокринной системы. Неадекватное питание будет вызывает значительные нарушения роста и развития ребенка.

Автор: Кастюкевич Л.И., ассистент кафедры детских инфекционных болезней БГМУ, врач-педиатр высшей категории

Введение

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня.

Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий – то, что И. П. Павлов называл внешним стереотипом, — обязательное условие правильного воспитания ребенка.

Режим дня – это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего – это режим в детском саду.

В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс.

Ведь такая системность приучает даже самого взбалмошного карапуза к аккуратности, точности, порядку.

Определение режима, как научно-обоснованного распорядка жизни

Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности.

Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Любая деятельность – это ответная реакция на внешний раздражитель, осуществляемая рефлектор но. Она является результатом сложных процессов в коре головного мозга, сопровождается огромной тратой нервной энергии и приводит к утомлению.

У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов.

Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.

В первые три года жизни режим дня меняется несколько раз. Он должен быть подчинен основным задачам воспитания детей преддошкольного возраста:

• способствовать правильному росту и развитию,

• развитию основных движений,

• становлению речевой функции.

Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов. Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием.

Для детей режим дня более важен, чем для взрослых. От выполняемого в течение длительного времени правильного режима дня зависит не только успеваемость ребенка в школе, но и сохранение достаточной работоспособности и предупреждение утомляемости.

Привычка неуклонно следовать предписаниям режима воспитывает у детей такие ценные качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность.

Еще Павлов в своем учении об условных рефлексах доказал влияние режима дня на организм человека.

«Головной мозг за день получает раздражения, утомляется, затем восстанавливается», писал И. П. Павлов. Режим уравновешивает организм с внешней средой.

Основные черты режима: постоянство, ритмичность, рациональность, чередование, повторение

Ритмичность режима обусловлена ритмичностью природных явлений, ритмичностью деятельности организма, в ритме дыхания, сердечных сокращений, в ритме работы пищеварительного тракта и т.д.

Ритмичность проявляется в чередовании бодрствования и сна, в ритме дыхания, сердечных сокращений, изменении температуры тела (повышении к вечеру и понижению к утру). Все это обусловлено ритмичностью деятельности организма. Поэтому необходимость ритмичности режима, то есть смены различных занятий, предусмотрена прежде всего самим организмом ребенка.

Рациональный режим дня – это целесообразно организованный, соответствующий возрастным особенностям и индивидуальным биологическим ритмам распорядок суточной деятельности. При этом все элементы режима проводятся последовательно в одно и то же время, что способствует выработке стереотипов поведения, повышающих приспособляемость к окружающей среде.

Режим дня ребенка независимо от возраста состоит в чередовании сна, приема пищи, бодрствования с активной деятельностью и отдыха с прогулками. Во время построения режима дня ребенка следует исходить из таких положений:

· различные виды деятельности имеют определенную продолжительность, регулярность и правильно чередуются;

· активная деятельность сменяется достаточным отдыхом с максимально возможным пребыванием на свежем воздухе;

· сон — глубокий, достаточный по продолжительности.

Наряду с рефлексами на время регулярность отдельных режимных моментов и чередование их ведет к выработке цепных условных рефлексов, когда предыдущая деятельность становится условным раздражителем для последующей.

Таким образом, правильно организованный режим способствует не только рациональному функционированию органов и систем, но и воспитанию ребенка.

На его основе формируется организованное поведение, вырабатываются положительные реакции, исключаются многие причины возникновения отрицательных привычек. Благодаря установившемуся динамическому стереотипу ребенок в определенное время с аппетитом ест, без капризов ложится спать.

Все дети прямо-таки расцветают, когда живут в организованной атмосфере последовательности и постоянства.

Когда дети становятся достаточно взрослыми, чтобы понять концепцию игры по правилам, у них появляется и желание, и потребность в установлении четких условий.

Они также хотят, чтобы эти требования действовали на всех членов семьи без исключения.

Несмотря на то, что детям в этом возрасте еще не всегда удается регулировать свое поведение в соответствии с ожиданиями взрослых, они чувствуют себя комфортнее, если знают стандарты, в соответствии с которыми оцениваются их поступки.

Читайте также  Сумамед 5 месячному ребенку

Ребята больше всего хотят угодить родителям, поэтому обычно стараются оправдывать их ожидания, особенно если они ясно доведены до них.

Конечно, говорить о постоянстве в соблюдении правил значительно легче, чем следовать этому принципу изо дня в день. Во многих семьях существует вполне разумный режим дня, хотя установить и соблюдать его бывает довольно нелегко, особенно когда отец и мать работают и вынуждены постоянно уезжать по делам.

Наиболее распространенным симптомом сбоев в данном случае становится ситуация, когда родители пытаются найти объяснение плохому поведению ребенка.

Они говорят, что ребенок вел себя так, поскольку устал, проголодался, перевозбудился, заскучал, съел слишком много сладкого, переживает переходный возраст.

Но в действительности детям нужно, чтобы одни и те же правила действовали всегда, без исключений и ссылок на различные обстоятельства. Родители должны реагировать на плохое поведение ребенка в зависимости от того, чем оно вызвано.

Однако детям следует знать, что стандарты поведения нельзя изменить по собственному усмотрению.

Ребенок обязан ясно понимать, что должен вести себя в соответствии с установленными правилами даже тогда, когда устал, проголодался, перевозбудился или заскучал.

Безусловно, ребенку хочется, чтобы родители придерживались тех же самых стандартов поведения в различных ситуациях. Но родители тоже могут устать, проголодаться, перенервничать, заскучать и даже проходить определенные возрастные поведенческие фазы! Более того, взрослым приходится иметь дело с куда более серьезными проблемами, вызывающими стресс!

Они должны оплачивать счета, делать ремонт, стирать белье, вести хозяйство, работать, заботиться о детях и родителях, а также о собственном здоровье.

Этот перечень можно продолжать бесконечно. Поэтому, разумеется, родителям не удастся добиться полного совпадения правил для самих себя и детей.

Но взамен они обеспечивают одну из самых главных для детей жизненных потребностей — чувство безопасности.

Кроме того, взрослые учат их пониманию причинно-следственных связей, которые позволят ребятам контролировать и регулировать свое поведение на протяжении всей жизни.

Дети любят четкий режим дня и постоянство окружающей обстановки, потому что хотят понимать, что происходит вокруг них, и уметь предсказывать события: это дает им чувство уверенности и безопасности.

В результате ритмического повторения всех составляющих элементов режима (питания, сна, игр, занятий, прогулок) у детей образуются прочные динамические стереотипы жизнедеятельности, облегчающие переход от одного ее вида к другому. Так, в привычные часы приема пищи ребенок испытывает чувство голода, у него появляется аппетит, благодаря чему пища лучше переваривается и быстрее усваивается; ко времени сна у детей легко образуется нервное торможение, и они быстро засыпают.

Ежедневно повторяясь, он приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельностей (игровой, учебной, трудовой), тем самым предохраняет нервную систему детей от переутомления. Его выполнение способствует формированию культурно-гигиенических навыков, воспитанию организованности и дисциплинированности. Точное выполнение режима воспитывает у детей чувство времени, они начинают его ценить.

Таким образом, режимные требования, установленные в соответствии с задачами воспитания и возрастными особенностями дошкольников, способствуют воспитанию здоровых, бодрых, деятельных и дисциплинированных детей и позволяют успешно решать задачи всестороннего развития и подготовки их к школе.

Естественнонаучные основы режима

Правильная организация режима дня – важный фактор, влияющий на здоровье ребенка. Для ребенка раннего возраста режим является основой воспитания. На протяжении первых трех лет жизни работоспособность нервной системы ребенка постоянно меняется, поэтому целесообразна смена режима в различные возрастные периоды. В возрастной период с года до трех лет режим дня меняться трижды.

Нарушения в здоровье малыша, которые могут возникнуть при несоблюдении режима:

• ребенок становится плаксивым, капризным, раздражительным

• частое ухудшение настроения, которое связано с переутомлением, недосыпанием

• отсутствует нормального развития нервно-психической деятельности

• трудность сформирования культурно-гигиенические навыков, опрятности.

Режим – это средство воспитания; правильный режим должен отличаться определённостью и не допускать исключений (А.С.Макаренко).

Режим дня – определённая продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, регулярное и калорийное питание, выполнение правил личной гигиены (Богина Т.Л.).

Для правильной реализации режима необходимо соблюдать не только временные показатели, но и качественный уровень проведения каждого из его процессов.

Заключение

Режим детской жизни — это рациональное, четкое чередование бодрствования, сна, питания, разных видов деятельности, повторяющихся ежедневно в определенной последовательности.

Цель режима — это обеспечение благоприятных условий для развития дошкольников.

Неотъемлемыми чертами режима является ритмичность и постоянство его основных элементов в течении определенного времени.

Ритмичность режима обусловлена ритмичностью природных явлений, ритмичностью деятельности организма, в ритме дыхания, сердечных сокращений, в ритме работы пищеварительного тракта и т.д. Основа рационального режима:

· оптимальное соотношение бодрствования и сна, во время которого происходит

· перераспределение функций между участками коры головного мозга,

· переработка полученной информации;

· соотношения умственной и физической нагрузки, учет ритма пищеварения.

Режим развивает самостоятельность, активность, инициативу; воспитывает нравственные качества и привычки (организованность, дисциплинированность).

Список литературы

1. «Успех» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.В. Фединой. — 2009г

2. Рожкова Т. Н. Настя и Дуся. Режим дня. 2-4 года: — Карапуз; 2011 г., 16 стр.

Режим основа жизни ребенка раннего возраста

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Статья

Аннотация: Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов.

Статья:

Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Для физического и нервно-психического развития детей первых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году), усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. Большие успехи делает ребенок в овладении родным языком.

Если в активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10-12 слов, то к двум годам число их увеличивается до 200-300, а к трем — до 1500 слов.

Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма — низкая его сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому забота об охране и укреплении здоровья маленького ребенка составляет одну из важнейших задач воспитания в раннем детстве.

В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые, подвижные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем самочувствии — они становятся раздражительными и вялыми, плохо играют, быстро утомляются.

В раннем возрасте дети отличаются большей неустойчивостью эмоционального состояния. Обеспечение положительного эмоционального состояния детей, их уравновешенного поведения, охрана нервной системы, предупреждение утомления — важные задачи педагогики раннего детства.

При воспитании маленьких детей следует учитывать преобладание у них возбуждения над тормозными процессами: маленький ребенок с трудом переносит ожидание пищи, ограничение в движениях и т. п. С учетом этой особенности в яслях и группах раннего возраста яслей-садов введен принцип последовательного, постепенного проведения всех режимных процессов, позволяющий обслуживать каждого ребенка индивидуально.

Условные, т. е. приобретаемые в процессе жизни, рефлексы, лежащие в основе поведения ребенка, начинают образовываться с первых дней. Так, характерный условный рефлекс, который можно наблюдать у ребенка второй недели жизни, — сосательный — на положение для кормления. Раннее образование условных рефлексов является убедительным, физиологически обоснованным доказательством необходимости правильного воспитания детей с первых дней жизни.

Быстро формирующиеся у малыша и проявляющиеся в привычках условные рефлексы могут быть как целесообразными для здоровья и развития (засыпать и просыпаться в определенное время, активно бодрствовать), так и нецелесообразными (засыпать при покачивании, сосать пустышки, бодрствовать на руках взрослого и т. п.). Сравнительно легко закрепляясь, привычки с трудом поддаются изменению. Перевоспитание — дело крайне сложное и вредное для деятельности нервной системы. Поэтому необходимо буквально с момента рождения ребенка обеспечить его правильное воспитание.

Результаты целенаправленного воспитания проявляются уже в два месяца: малыш засыпает, пробуждается, испытывает потребность в еде в строго определенное время; выспавшийся и сытый, он спокоен, при общении со взрослыми проявляет радость.

Читайте также  Свертываемость крови у детей

Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения.

Одно из условий своевременного и полноценного развития детей — их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни.

В содержание воспитательной работы на этом возрастном этапе детства входят следующие разделы:

соблюдение установленного для детей раннего возраста режима дня, т. е. верное распределение в течение суток и четкая последовательность сна, кормления, бодрствования, смена разных видов деятельности;

правильное проведение режимных процессов: кормления, гигиенического ухода, укладывания спать, обливания и др.;

проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, развлечений;

создание условий для активной и разнообразной самостоятельной деятельности детей.

Успешное осуществление задач воспитательной работы зависит от педагогически обоснованного выбора ее форм и методов, от правильной организации всей жизни детей.

В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие детей. Но содержание, приёмы и методы реализации этих задач иные, чем в работе с детьми дошкольного возраста.

Они определяются возрастными особенностями малышей.

Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыкания (адаптации) к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении.

Особенности воспитания детей раннего возраста

Зерщикова, И. В. Особенности воспитания детей раннего возраста / И. В. Зерщикова, Г. В. Соколова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1196/ (дата обращения: 26.10.2021).

Раннее детство — уникальный период в жизни человека, это время установления базовых отношений ребенка с миром. В раннем детстве ребенок проходит гигантский путь развития. В этот период закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Это время зарождения форм общения с взрослыми, появления первых социальных эмоций, время формирования потребности в общении, развития памяти, воображения, освоения пассивной и активной речи, установления связей слова с предметом, возникновения предпосылок игровой и продуктивной деятельности. В связи с этим необходимо правильно организовать процесс воспитания и обучения ребенка, с помощью педагогически грамотных форм и методов воздействия. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за судьбу растущего человека.

В раннем возрасте у малыша наблюдаются наиболее быстрые темпы как физического, так и психического развития. Психологи и педагоги отмечают высокую пластичность нервной системы ребенка и, в связи с этим, — легкую обучаемость. Поэтому так важно вовремя начать всестороннее и полноценное развитие ребенка, предупредить возникновение отрицательных привычек и форм поведения.

Заставить малыша смотреть или слушать невозможно, однако заинтересовать его можно многим, поэтому в воспитании детей раннего возраста особую роль играют положительные эмоции. Часто, еще не понимая смысла обращенной к нему речи взрослого, дети реагируют на ее интонацию, эмоциональный настрой, легко его улавливают и заражаются таким же настроением. В этом и простота, и сложность воспитания маленьких детей.

В воспитании детей раннего возраста решающую роль играют взрослые.Они обеспечивают все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша. Общаясь с ним, несут тепло, ласку и информацию, которая необходима для развития ума и души ребенка. Доброжелательный тон, спокойное, ровное к нему отношение — залог уравновешенного состояния маленького ребенка.

В связи с быстрым темпом развития для детей раннего возраста характерна ихвысокая ранимость.Недостаточная зрелость нервной системы, ее лабильность, быстрее подвергается нервному истощению, утомлению, существует более высокая подверженность инфекционным заболеваниям, что особенно проявляется в стрессовой ситуации.

Существуют основные педагогические правила и принципы организации воспитательной работы с детьми раннего возраста:

  1. Принцип единства в оздоровительной и воспитательной работе.
  2. Требование единства подхода к воспитанию ребенка со стороны всех окружающих людей.
  3. Индивидуальное общение с ребенком.
  4. Учет возрастных особенностей и индивидуальных возможностей детей.
  5. Воспитание положительного отношения к требованиям взрослых.
  6. Вред частых запретов и длительных пассивных ожиданий.
  7. Своевременное формирование навыков самостоятельности.
  8. Психологическая подготовка ребенка к выполнению требований взрослого.
  9. Образцовое поведение взрослого, участвующего в воспитании малыша, так как дети раннего возраста отличаются подражательностью и впечатлительностью.

Центральными и определяющими фигурами в воспитании и развитии малыша являются, естественно, родители. Задача повышения психологической и педагогической информированности родителей тесно связана с формированием адекватной родительской позиции.Поэтому развивающая и коррекционная работа с детьми раннего возраста может быть эффективной только при участии и активной включенности родителей. Их помощь, доверие, внимание к педагогам во многом определяют успех и результативность в совместной работе детского сада и семьи в воспитании ребенка.

Педагогический всеобуч вооружает родителей дошкольников основами педагогических знаний. Особое внимание уделяется развитию речи ребенка, формированию у него нравственных стереотипов, определенных форм поведения. Родители лучше усваивают приемы и методы воспитания своих детей в общениях с педагогом, психологом, медиком, проводящими практические занятия, консультации или беседы, подкрепленные примерами из личного опыта. Необходимо шире использовать методы в работе педагога, активизирующие мышление и практическую деятельность родителей. Учить их анализировать свои поступки и поступки ребенка. Эффективным методом взаимодействия семьи и детского сада служит принцип «обратной связи», где родители сами задают интересующие их вопросы.

Особое место занимает вопрос адаптации малыша к условиям дошкольного учреждения, приспособление его к новому образу жизни, к новому коллективу. Общая задача педагогов и родителей заключается в помощи ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Необходимо пересмотреть домашний режим малыша, упорядочить часы сна, питания, прогулок, максимально приблизив их к режимным моментам детского сада.

Подводя итог, можно отметить, что основным условием развития ребенка раннего возраста является его общение с близким взрослым. Именно в общении с взрослыми происходит развитие высших психических функций, ребенок усваивает нормы и образцы поведения. Организуя взаимодействие с ребенком, взрослый берет на себя ответственность за его воспитание, развитие, дальнейшее будущее.Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Похожие статьи

Проблема некомпетентности родителей в воспитании детей.

Особенности воспитания детей раннего возраста. ранний возраст, детский сад, ребенок, воспитательная работа, раннее детство, воспитание детей, воспитание ребенка, форма поведения, взрослый, родитель.

Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста.

Рубрика: Педагогика детей раннего возраста. Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.

Все события жизни ребенка даже те которые не ставят воспитание целью оказывают воспитательный, т. е. социализирующий фактор.

Особенности раннего развития ребенка. Консультационный пункт.

Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада.

Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, ребенок, консультативный пункт, игрушка, риск нарушения, нарушение развития, Детский сад, дошкольный возраст, интеллектуальная сфера.

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями.

ранний возраст, детский сад, ребенок, воспитательная работа, раннее детство, воспитание детей, воспитание ребенка, форма поведения, взрослый, родитель. Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ. ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая.

ранний возраст, детский сад, ребенок, воспитательная работа.

Особенности воспитания детей раннего возраста. ранний возраст, детский сад, ребенок, воспитательная работа, раннее детство, воспитание детей, воспитание ребенка, форма поведения, взрослый, родитель.

ранний возраст, детский сад, ребенок, воспитательная работа.

Особенности воспитания детей раннего возраста. ранний возраст, детский сад, ребенок, воспитательная работа, раннее детство, воспитание детей, воспитание ребенка, форма поведения, взрослый, родитель.

Поисково-практическая активность детей раннего возраста, как.

Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада.

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал.

Открытые игровые занятия как форма взаимодействия с семьей.

Они призваны вовлекать родителей в воспитательный и образовательный процесс, повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи.

Воспитание и перевоспитание | Статья в журнале.

ранний возраст, детский сад, ребенок, воспитательная работа, раннее детство, воспитание детей, воспитание ребенка, форма поведения, взрослый, родитель.

Особенности воспитания детей раннего возраста | Молодой ученый.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: