Режим дня гиперактивного ребенка

Гиперактивный ребенок: советы родителям

Гиперактивный ребенок

Несколько советов родителям гиперактивного ребенка.

Совет первый — режим

Уж сколько говорят про этот распорядок дня — как будто это панацея какая-то! Действительно, привычный режим очень важен для детей. А для гиперактивного ребенка — вдвойне.

Привычный уклад, сон, отдых, занятия и прогулка должны происходить в одно и то же время.

Постепенно организм ребенка сам станет настраиваться на нужный вид деятельности, а значит активному энерджайзеру будет значительно проще гасить возбуждение и справляться с переизбытком эмоций.

Введите в обиход семейные традиции и ритуалы. Например, утро может начинаться с одной и той же песенки на музыкальном центре, ласковых объятий под привычный стишок, вечером — в одно и то же время и в строгой последовательности начинаются гигиенические процедуры, стакан кефира, сказка перед сном.

Все новое и непривычное вызывает у ребенка перевозбуждение нервной системы. В ответ на это он ведет себя, по мнению взрослых, неадекватно — кричит, бегает, суетится. Не изменяйте правилам. Ритуал очень важен для детей с СДВГ. Если в ванну пора в 9 вечера, значит, так тому и быть, придется строить и ваши дела с учетом детского режима.

Совет второй — побольше движения.

Гиперактивному ребенку обязательно надо выплеснуть свою энергию. Создайте же для этого подходящие условия:

  1. Прогулки на свежем воздухе обязательны. Но не старайтесь заставить свое сокровище чинно прогуливаться «за ручку» в новых белых брючках. Пусть он бегает-прыгает-лазает и скатывается с горок. Вспомните дворовые игры из своего детства — и вам приятно окунуться в прошлое, и ребенок будет счастлив поиграть вместе.
  2. Спортивная секция — очень неплохой выход. И для здоровья полезно, и для психики, и для воспитания привычки слушаться старшего, выполнять упражнения в правильной последовательности. Обязательно учитывайте интересы и возможности ребенка. Если у него «совсем не получается» или его поведение вызывает конфликты с тренером, может быть, стоит поискать другое занятие. Очень часто тот факт, что в каком-то виде деятельности СДВГ-шка оказывается «на коне», стимулирует его на более сдержанное поведение.
  3. Дома тоже неплохо устраивать небольшие физкультминутки. Особенно если вы проводите какие-то развивающие занятия или выполняете школьную домашнюю работу. Усидчивость — не самая сильная сторона вашего ребенка, так что не стоит заставлять его долго корпеть над книжками. Позанимались — придумайте какую-нибудь игру, чтобы сбросить напряжение.
  4. Приобретите домашний спорткомплекс. На нем ребенок не только сможет выплескиваться свою активность, но и стане более ловким, что позволит ему уберечься от возможных травм из-за своей непоседливости.

Совет третий — используйте способы расслабления и успокаивания

Нервная система у гиперактивных детей довольно слабая. С чрезмерным возбуждением она не справляется. Ищите подходящие способы ее расслабления:

  1. Вода — великий лекарь для неустойчивой психики. Запишитесь в бассейн. Не обязательно посещать секцию, можно ходить просто поплавать и поиграть вместе с родителями. Дайте возможность ребенку дома играть с водой — с игрушками в ванне, корабликами в тазу.
  2. Занятия с песком, глиной, пластилином также успокаивают и приводят в порядок нервную систему. Пересыпание мелкого песка, лепка снимают напряжение, агрессию, развивают воображение. Если боитесь испачкать новый ковер, играть можно на кухне или в ванной. Купите детский кинетический песок (к нему часто прилагаются небольшая песочница или клеенчатый коврик).

Совет четвертый — хвалите и поддерживайте ребенка

Дети с СДВГ отличаются высокой чувствительностью к положительной оценке. Обязательно отмечайте все его достижения, даже самые незначительные. Даже если не получилось, но ребенок прикладывал усилия — похвалите.

При этом не забывайте, что ругань и выговоры гиперактивный ребенок как раз-таки игнорирует. Не создавайте слишком много ограничений и запретов. Если что-то не разрешаете, постарайтесь донести до сына или дочки, почему этого делать нельзя.

И, конечно, исключите физические наказания. Доверие и любовь должны стать основой вашей семейной жизни.

Совет пятый — учитывайте особенность вашего ребенка

Несомненно, нельзя подстроить всю жизнь под свое — даже самое любимое — чадо. Дети с гиперактивностью плохо переносят большие скопления людей, нарушения режима, вынужденное бездействие (например, в очереди или транспорте). Однако совсем избежать таких условий нельзя. В этом случае не нервничайте и не заводитесь, просто продумайте все заранее.

  1. Возможно, в магазин можно выбраться на выходных, оставив ребенка с кем-то из родственников.
  2. В самолет или автобус взять побольше игрушек, которые отвлекут и помогут спокойно провести время. Старайтесь выбирать проверенные варианты.
  3. Может быть, стоит на время отложить посещение детских мероприятий или быть готовыми к тому, что придется уйти с представления пораньше. Берегите ребенка от переутомления.

Совет шестой — не игнорируйте профессиональную помощь

Ждать, пока ребенок «перерастет» — не самая верная тактика в данной ситуации. Дело не только в том, что СДВГ может не «пройти» сам собой, ведь бывает, что у детей школьного возраста этот синдром только проявляется. Само по себе состояние не дает ребенку успешно общаться с окружающими, социализироваться, успешно учиться.
Проблемы с обучением всегда идут рука об руку с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания. При полном отсутствии каких-либо проблем с интеллектом, ребенок не успевает в школе. Поэтому очень важно постараться как можно раньше скорректировать это состояние.

Кто может помочь:

  • Невропатолог. Этот специалист диагностирует состояние ребенка и может назначить медикаментозное лечение.
  • Психолог — поможет наладить поведенческие проблемы, займется работой над развитием эмоционально-волевой сферы.
  • Дефектолог — профессионал, занимающийся коррекцией работы высшей психической деятельности. Занятия с этим специалистом помогут развить внимание, память, научиться выполнять последовательные задания и подготовиться к успешной учебе в школе.

Для того, чтобы добиться успеха, лучше всего совмещать лечение лекарственными препаратами и корректирующие занятия.

Совет седьмой — ищите пути «скорой помощи» своему ребенку

В ситуациях, когда гиперактивный ребенок не может себя контролировать, проявляет гнев, раздражение, явно переутомлен и капризен, ему не помогут ваши поучения и наставления. Необходимо искать способы переключить его внимание, отвлечь.
В каждой семье находятся свои подходы и способы, ищите тот, который подойдет вашему ребенку:

  • Неожиданная реакция (повторение действий ребенка, напевание песенки).
  • Объятия.
  • Демонстрация происходящего со стороны (повернуть ребенка к зеркалу или сфотографировать).
  • Переключение внимания (вместо того, чтобы запретить какое-то действие предложить другое — напр., «а ты умеешь прыгать через скакалку? Я могу 10 раз подряд, а ты?»)

Главное в этих подходах, чтобы они не вызывали раздражение. Ваша задача — поддерживать спокойное и ровное настроение. Предлагайте разное, что-то подходящее обязательно найдется.

Совет восьмой — контролируйте время

Дети с СДВГ совсем «не дружат» со временем. Это чувство у них развито очень плохо. Предупреждайте о том, что нужно закончить какое-то занятия немного заранее и несколько раз.

Фраза о том, что игру надо закончить до прихода с работы папы, не скажет ребенку ни о чем. В итоге, когда придется убирать игрушки, он окажется к этому не готов. То же с уроками, заданиями, сборами на прогулку или занятия. Предупредите более конкретно — за 10 минут, потом — за 3 минуты до того момента, когда действие действительно должно быть закончено.
С некоторыми детьми неплохо работает игра в таймеры. В определенное время таймер зазвонит. Только используйте систему театральных звонков — первый, второй и третий.

Совет девятый — поощряйте вовремя

Награда должна «найти героя» в соизмеримый для него отрезок времени.

  • Обещание «Получишь подарок, если весь месяц будешь хорошо себя вести» не работает.
  • «Если сделаем задание за час» или «Если сегодня в садике ты будешь слушаться и хорошо заниматься, по дороге домой купим шоколадку» — более понятные и выполнимые для ребенка условия.

Хорошо работает с детьми с СДВГ система наградных жетонов, наклеек или картинок. Повесьте на стену лист ватмана и прикрепляйте к нему призовую звездочку за каждое достижение. В таком случае очень наглядно и более реально для ребенка получить «большой приз» — например, когда звездочек станет 10 или 20.

Правило десятое — верьте в ребенка

Самое главное, что могут сделать родители, это создать благоприятную обстановку для своего ребенка. Уделяйте ему внимание, выслушивайте, поддерживайте и будьте спокойны сами.

Для достижения положительного результата в коррекции СДВГ требуются несколько составляющих — медицинское сопровождение, занятия с дефектологом и участие в этом процессе семьи.

Гиперактивный ребенок. Особенности работы

18_2_1.jpg

«Не может высидеть и минуты на месте», «Не умеет себя занять», «Постоянно крутится, мешает вести занятия», «Только новую машинку подарили, а уже колеса отломаны» – с такими жалобами часто обращаются за помощью к психологу родители и учителя излишне активных и непоседливых детей.

Почему ребенок неуправляем? Надо ли бороться с детской неуемной энергией и отсутствием внимательности и если «да», то как именно?

Признаки гиперактивности у ребенка

Детская гиперактивность в наше время не является редким фактором. Согласно статистике примерно одна пятая часть российских дошкольников обладает экспрессивным нравом и испытывает трудности с обучением, дисциплиной, вниманием и координацией. При этом уровень их интеллектуального развития не выходит за рамки норм.

Первые признаки гиперактивности можно заметить у малышей любого пола еще в грудном возрасте. У деток наблюдаются повышенный мышечный тонус, плохой сон, беспричинный и долгий плач, неоднократная рвота, не похожая на обычное срыгивание.

В детсадовский и начальный школьный периоды гиперактивные дети могут стать настоящей «головной болью» учителей: темперамент ребенка «бьет через край», он может без спроса вставать из-за стола, ходить по классу, громко разговаривать, мешая вести урок. Соблюдение дисциплины и правил таким ученикам даются с большим трудом, а потому заставить их подчиняться школьным порядкам и расписанию неимоверно трудно.

Читайте также  Дисбактериоз у 4 месячного ребенка

Нужно понимать, что гиперактивный малыш не выводит взрослых из равновесия специально, а, в силу своих особенностей, просто не может по-другому.

18_2_2.jpg

Если у ребенка в период не менее 6 месяцев присутствуют следующие признаки, ему на самом деле необходима помощь взрослых.

Признаками гиперактивности являются:

Беспокойность. Малыш все время находится в движении, сидеть на одном месте ему не под силу. Крутит руками и ногами, вертится, часто оглядывается. Во время урока встает из-за парты и хаотично передвигается по классу, не обращая внимание на замечания.

Отсутствие внимания. Неумение сосредоточиться на одном деле, невозможность довести начатое до конца, отрицание правил.

Не реагирует на слова и просьбы, хотя явно слышит, что к нему обращаются.

Забывчивость. Часто забывает свои вещи, теряет их, с трудом вспоминает, где именно оставил.

Нетерпеливость. Не умеет дослушать до конца, прерывает других, с трудом ожидает своей очереди в игре или на уроке.

Проблемы с речью. Нарушения разговорной или письменной речи – это тоже нередкая проблема активных деток.

Неряшливость. Вечно всклокочен, не причесан, не замечает пятен на одежде.

Ожидает награду. Отчаянно стремится получить поощрение за любую свою победу.

Перепады в настроении. Резкие и внезапные переходы от смеха к плачу, сложно успокаивается, легко возбудим.

Бешеный темперамент или болезнь?

Если перечисленные признаки становятся неизменными спутниками жизнедеятельности вашего ребенка, специалисты могут вести речь о диагнозе СДВГ – синдроме дефицита внимания с гиперактивностью. Это психоневрологическое расстройство, имеющее биологические причины, и его необходимо грамотно корректировать, чтобы помочь ребенку в адаптации к школе и налаживании взаимоотношений со сверстниками и педагогами.

Гиперактивность – это особенность нервной системы, нарушение внимания и отсутствие старательности, это не вредный характер, а психологический фактор. Поэтому проводить диагностику и назначать корректное лечение может только врач.

Причины СДВГ у детей

Откуда взялось расстройство и почему ребенок такой активный?

Причиной СДВГ специалисты считают минимальную мозговую дисфункцию, которую выявляет врач невролог.

Заболевание может быть вызвано следующими факторами:

осложнения во время беременности – кислородное голодание плода, анемия, ярко выраженный токсикоз, перенесенные простуды и стрессы, употребление алкоголя, курение;

родовые осложнения – кесарево сечение, низкий показатель по шкале Апгар;

генетические факторы – врожденные отклонения в системе головного мозга;

некачественное питание – наличие в рационе красителей и консервантов, дефицит витаминов.

Все эти факторы негативно влияют на процесс развития головного мозга и вызывают у ребенка нарушения памяти, внимания, устной и письменной речи.

Как работать с гиперактивными детьми?

Необходимо учесть все индивидуальные особенности гиперактивных деток и строить взаимоотношения с ними в верном ключе. Такие дети излишне впечатлительны и остро реагируют на критику и мораль, им кажется, что родители их не любят, сверстники и учителя осуждают. Нужно всегда помнить, что ребенок с СДВГ активно нуждается в ваших любви, сочувствии и понимании.

Есть ли способы помочь малышу-«активисту» найти свое место в жизни и коллективе, научиться любить и дружить, стать прилежным учеником?

Рекомендации для учителей

Устоявшиеся правила занятий в начальной школе не годятся для гиперактивных детей. Приучить такого ребенка к верному поведению на уроках и добиться заметных результатов в успеваемости помогут простые советы.

Составьте простой, но подробный план урока для ученика и предложите ему выполнить его в точности. Четко отделите все задания и озвучьте временной диапазон для исполнения.

Хвалите и поощряйте школьника за малейшую победу и успех.

Реагируйте на любые вопросы и просьбы о помощи, для этого целесообразно посадить активного малыша за первую парту поближе к себе.

Давайте ученику небольшие легковыполнимые поручения.

Заведите правила отпускать ребенка на перемену только после приведения рабочего места в порядок.

Активный малыш способен выполнять задания продуктивно не более 15 минут, далее его внимание рассеивается и для восстановления умственной продуктивности необходимы 5-7 минут отдыха. Следите за временем, организуйте небольшие зарядки и разминки.

18_2_3.jpg

Рекомендации для родителей

Родителям тоже необходимо подключиться к вспомогательному процессу и завести дома свои правила, которые помогут малышу адаптироваться к жизненным реалиям.

Составьте легкий и понятный распорядок дня и соблюдайте его всей семьей. Никогда не отклоняйтесь от намеченного курса, ребенок должен знать, что правила одинаковы для всех и исполнять их очень важно.

За каждое достижение не забывайте хвалить и поощрять малыша. За неудачи не спешите ругать, предложите ребенку помощь и постарайтесь вместе с ним исправить ситуацию.

Пытайтесь избегать массовых мероприятий и мест скопления народа, ребенок-активист очень неуютно себя чувствует в толпе и легко возбуждается.

Организуйте короткие передышки каждые 20 минут во время занятий, чтобы ребенок не успел устать.

Смиритесь, что выполнение домашних заданий станет вашим общим делом в первые школьные годы. Проговаривайте вслух, не торопите, вместе приходите к верным решениям.

Обратитесь за помощью к детскому психологу. При врачебной поддержке и грамотном медикаментозном лечении достигаются самые успешные результаты.

По возможности вы можете сами освоить психологическую программу для владения релаксационными методиками и практиковать их вместе со своими детьми. Например, одна из обучающих программ для работы с эмоциональным фоном детей и подростков: «Детская и подростковая релаксационная терапия» (72 ч.)

Как лечить СДВГ у детей

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это врачебный диагноз, с которым справятся детские невролог, психолог, психотерапевт, психиатр. Диагноз ставится только после тщательного наблюдения за поведением ребенка и при сохранении активности признаков гиперактивного темперамента и нарушения внимания более полугода.

При раннем обнаружении симптомов заболевание легко купируется легкими успокоительными растительными препаратами, но ситуация требует четкого контроля, дабы не допустить более значительных отклонений в процессе деятельности мозговой системы.

Гиперактивный малыш отчаянно нуждается не только в моральной поддержке взрослых, но и в лечении и соблюдении определенного режима, который подбирает специалист.

Такое лечение подразумевает:

индивидуальный режим занятий в школе или детском саду, повышенное внимание педагогов, небольшое количество учеников в классе, полноценный отдых, физкультура и прогулки;

аутогенные и релаксационные тренировки, беседы с психологом для коррекции психоэмоционального фона;

фарм-терапия может быть назначена на усмотрение врача;

массаж шейного отдела, мануальные техники, кинезиотерапия;

для купирования речевых отклонений предполагаются занятия с логопедом.

Прогноз и профилактика СДВГ

Игнорировать явные признаки СДВГ довольно опасно, болезнь может прогрессировать и увенчаться в будущем такими проявлениями как психологическая нестабильность, алкоголизм, дезадаптация. Потому профилактические меры важно принять заранее. И начать следует с самих родителей еще до планирования беременности – бросить вредные привычки, пересмотреть свой рацион питания.

Современные психологические техники могут помочь сложным деткам адаптироваться к жизни и справиться со всеми препятствиями, научить дружить со сверстниками, удерживать внимание и контролировать свое поведение в обществе. Но взрослым следует помнить, что такие ребята больше, чем в лекарствах, нуждаются в нашей любви. Причем в любви безусловной. Не за пятерки и примерное поведение, а лишь за факт существования ребенка в нашей жизни.

Как научить гиперактивного ребенка удерживать внимание

Ваш ребенок «неусидчив», «мешает другим», постоянно «ошибается», «не слушается» — как часто мы это слышим? Возможно, это гиперактивность. В таком случае нужно просто понять ребенка и помочь ему. В Центре содействия семейному воспитанию «Юнона» живет больше 30 мальчиков и девочек с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Специалист Мария Бальджирова рассказывает об особенностях таких ребят и о том, какие моменты в поведении ребенка могут быть основанием для обращения к врачу-неврологу, а также советует родителям, как успокоить своих непосед.

Грань между особенностями характера и диагнозом

«Люди постоянно концентрируются на каком-либо объекте. Однако встречаются дети, которых мы называем „реактивными“, „неусидчивыми“, „гиперактивными“. У них отмечают неврологическое расстройство, начинающееся в детском возрасте, — синдром дефицита внимания и гиперактивности, или СДВГ. Но такой диагноз может поставить только врач-невролог!» — говорит педагог дополнительного образования Центра «Юнона» Мария Бальджирова.

Первые признаки гиперактивности наблюдаются в возрасте 3 лет, чаще — у мальчиков. Причем у них синдром обычно проявляется в активном поведении, а у девочек — в невнимательности. Гиперактивность характеризуется низкими показателями внимания, памяти, мышления, работоспособности на занятиях, а также повышенной утомляемостью. Ребенок одинаково проявляет активность дома, в детском саду, в школе, на детской площадке, в гостях у незнакомых людей. Не бывает ситуаций, в которых он вел бы себя спокойно. Этим он и отличается от обычного активного малыша.

По сравнению с ровесниками такие дети не так внимательны к чувствам других людей. Они меньше готовы делиться чем-либо с другими, реже пытаются помочь родителям, воспитателям, детям и почти не выражают сопереживания. Поэтому у них возникают сложности в установлении отношений с другими людьми.

Как проявляется дефицит внимания

Синдром дефицита внимания и гиперактивности проявляется по-разному. Выделяют несколько характерных признаков, например: забывчивость, болтливость, рассеянность, нарушенная координация, нетерпеливость. К этому можно добавить ситуации, в которых ребенок:

  • не сидит спокойно на месте, даже если это необходимо;
  • не сосредотачивается на деталях;
  • не доводит начатое до конца;
  • ошибается по невнимательности;
  • легко отвлекается на посторонние предметы;
  • не вслушивается в слова других, мешает;
  • часто теряет свои вещи;
  • вмешивается в разговор как старших, так и сверстников;
  • плохо спит, не может расслабиться, отдохнуть.
Читайте также  Кормить ребенка 6 месяцев меню

Как помочь ребенку

У детей с гиперактивностью нет серьезных нарушений познавательных процессов — им просто требуется больше времени на выполнение заданий. Они допускают больше ошибок, потому что пытаются выполнить задание быстрее, чтобы вернуться к своим делам. Таким детям нужно вовремя помочь.

«Лучше всего детям с гиперактивностью поможет игра. Она позволяет контролировать действия и поступки ребенка с помощью конкретного игрового сюжета, правил и ролей. Многие специалисты считают, что игры с водой и песком таким детям просто необходимы», — отмечает Мария Бальджирова.

Ребятам с синдромом дефицита внимания и гиперактивности подойдут коллективные и индивидуальные игры, которые помогут успокоить ребенка. Это могут быть настольные игры или игры, развивающие концентрацию и помогающие распределять внимание, снимать напряжение и агрессивность. Сотрудники Центра «Юнона» подготовили несколько таких игр, в которые родители смогут поиграть со своими детьми дома.

Пять полезных игр для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Дерево

Исходное положение — сидя на корточках. Пусть ребенок спрячет голову в колени, а колени обхватит руками. Он — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево: ребенок медленно поднимается на ноги, затем распрямляет туловище, вытягивает руки вверх. Затем нужно напрячь мышцы тела и вытянуть его вверх. Подул ветер: ребенок раскачивает тело, имитируя дерево.

Колечко

Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Играть надо сначала каждой рукой отдельно, затем обеими руками сразу.

Ухо — нос

Левой рукой ребенок берется за кончик носа, а правой — за противоположное ухо. Одновременно надо отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук с точностью до наоборот.

Море волнуется

Дети интенсивно двигаются по комнате, принимая различные позы. Мама или папа произносят:

Море волнуется — раз!

Море волнуется — два!

Море волнуется — три!

Морская фигура — замри!

На последней фразе дети замирают в одной из поз и только по команде родителей «Отомри!» продолжают игру.

Поза покоя

Ребенок садится ближе к краю стула, опирается на спинку, руки свободно кладет на колени, ноги слегка расставляет. Мама или папа медленно, тихим голосом, с длительными паузами произносят формулу общего покоя:

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Есть у нас игра такая —

Очень легкая, простая,

И становится понятно —

«Самое главное для родителей — запастись терпением, потому что только систематическая, регулярная работа с ребенком ему поможет», — убеждена педагог.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ). Коррекция методом Томатис

Для начала давайте поясним значение диагнозов, озвученных в заголовке статьи.

Гипердинамический синдром (или гиперактивность) – это повышенная двигательная активность при слабом контроле мотивации и смысловой наполненности деятельности. Дефицит внимания – это отсутствие способности или ее недостаточность сосредотачиваться на необходимом объекте. Эти варианты детского поведения, отклоняющегося от нормы, все чаще проявляются в современных условиях. Как правило, данные отклонения идут совместно, значительно реже наблюдается отдельное течение одного из двух заболеваний.

Симптомы проявления нарушений:

  • импульсивность поведения и слабость волевой сферы;
  • двигательная расторможенность;
  • недостаточный уровень развития мелкой моторики и координации движений;
  • расстройство внимания.

Максимальное проявление симптоматика обретает в младшем школьном возрасте. Чем старше становится человек, тем более сглаженную форму обретает гиперактивность или нарушение внимания, однако у некоторых они могут сохраняться и на всю жизнь, проявляясь в измененной форме.

Медицинские критерии наличия нарушений

Для постановки соответствующих диагнозов необходимо сочетание ряда факторов:

  • появление первой симптоматики дефицита внимания до 7-летнего возраста (обычно начинается в возрасте 3-4 лет), гиперактивность может проявиться уже в годовалом возрасте);
  • сохранение симптомов высокого уровня дезадаптации в течение минимум полугода;
  • развитие внимания, активности, импульсивности поведения и адаптационных способностей, не соответствующих возрасту;
  • снижение привычно повышенного уровня активности при попадании в незнакомую обстановку или при контакте с новыми людьми – происходит временное торможение за счет волнения;
  • повышенная чувствительность к раздражителям;
  • снижение чувства страха и способности держать тактичную дистанцию при взаимодействии;
  • неразвитость социальных навыков, отсутствие социальной адаптации среди сверстников и взрослых в пределах детского сада, школы и других учреждений, несмотря на сохранность интеллектуальных и когнитивных процессов. Проблемы с режимом дня дома, затрудненное общение с родственниками.

Нарушение внимания проявляется с 3-4 лет неспособностью доводить начатое до конца, а сохранение активного направленного внимания обычно длится не более, чем несколько минут. Дети с данным синдромом часто отвлекаются на окружающие предметы и внешние раздражители, но при достаточной внутренней мотивации способны удерживать внимание в заданных рамках на более длительное время.

Гиперактивность дает о себе знать уже в первый год жизни через осуществление ребенком бесцельных непрерывных движений, прыжков и перемещений. Ходить такие дети начинают значительно раньше остальных, при этом забираются в различные места, достают вещи, ломают их. Хождение обычно не имеет цели, а поведение носит деструктивный характер, поэтому за ними необходим постоянный присмотр. Тем не менее, такое поведение в годовалом возрасте еще не может служить поводом к постановке диагнозов и может со временем пройти самостоятельно, но требует наблюдения специалистов, чтобы в случае необходимости вовремя начать коррекцию и лечение.

Особенности проявления синдрома гиперактивности и дефицита внимания

Дети с СДВГ действуют относительно настоящего момента, при этом практически не задумываясь о последствиях и правилах. Это проявляется в межличностном взаимодействии – нарушении дистанции, несоблюдении правил (обучения, взаимодействия, игры), лжи и отсутствии самоконтроля.

Несоблюдение правил поведения относится и к общему поведению, что приводит в итоге к получению травм и возникновению неприятных ситуаций. С возрастом такая неконтролируемая активность видоизменяется и приобретает характер трудностей, испытываемых человеком при планировании своего времени. Кроме того, это увеличивает сложности объяснения своих потребностей и мотивов окружающему социуму.

Важно отметить, что неустойчивость внимания в данном случае не связана с мотивацией, а происходит из-за смещения фокуса внимания. Соответственно, оптимальным вариантом улучшения состояния является перестройка окружающего пространства с минимизацией количества отвлекающих моментов, а там, где невозможно снизить количественные проявления, необходимо убрать насыщенность. Также благотворно влияет постановка четких и ясных задач как в качестве требований обучения, так и повседневного взаимодействия.

Причины СДВГ

Многие сторонние наблюдатели, увидев гиперактивного ребенка, могут решить, что он плохо воспитан. Но воспитание никак не связано с гиперактивностью. Причины появления данного нарушения исключительно биологические.

Предпосылки для возникновения СДВГ:

  • повреждение головного мозга различной степени и происхождения в пренатальном и перинатальном периоде; они могут быть минимальными, никак не проявляющимися внешне или имеющими косвенные признаки (например, повышенный тонус мышц). Около 15-20 лет назад специалисты употребляли термин «ММД», то есть «минимальная мозговая дисфункция», говоря о детях с СДВГ. Это понятие подразумевало, что ЦНС формально здорова, но имеет мелкие нарушения функционирования, которые и приводят к гипердинамическому синдрому.
  • недостаточное питание как плода, так и новорожденного;
  • асфиксия или гипоксия новорожденного;
  • интоксикация плода наркотическими или алкогольными веществами.

При гипердинамическом синдроме независимо от причин его возникновения отмечается поражение префронтальных зон лобных долей головного мозга. Это отдел «контроля и программирования» действий и поведения. То есть у детей с гиперактивностью снижен контроль над собственной деятельностью, а также есть трудности с планированием дальнейших действий (таким образом, они сосредоточены больше на настоящем моменте и тех стимулах, которые их окружают).

В 2005 году отечественными нейропсихологами было проведено исследование, в котором принимали участие дети дошкольного возраста: 50 детей с гиперактивностью и 30 нормально развивающихся детей.

По результатам исследования были выделены три группы нарушений функционирования головного мозга:

  1. Первичная дисфункция мозговых структур (стволовых и подкорковых), у которых вторично страдает функциональное развитие коры мозга. Наиболее всего повреждены префронтальные области (70% от общей выборки детей с гиперактивностью).
  2. Дети с аналогичными нарушениями мозга, но преимущественно повреждены базальные лобные отделы (20%).
  3. Случаи, при которых проявляется первичная функциональная недостаточность префронтальных отделов мозга (10%).

Для детей из первой и второй групп было характерно наличие цикличности действий и колебание степени работоспособности, концентрации внимания. Они легко отвлекались и быстро утомлялись. Психическое истощение при нагрузке наступало довольно быстро, но при этом ситуация не улучшалась при появлении более сильной мотивации к деятельности (интереса). Также у них была повышена импульсивность, агрессивные проявления, дезадаптация. В плане взаимодействия с другими было выявлено, что таким детям присуща настойчивость, импульсивность, хаотичность поведения. Это связано с нарушениями на уровне ствола головного мозга и его подкорковых отделов.

Для 3-й группы характерным являлось повышение устойчивости внимания при достаточной мотивации или заинтересованности деятельностью.

Исходя из вышенаписанного, были сделаны выводы, что у детей с СДВГ присутствует одна из двух проблем:

  1. Мозг получается слишком мало энергии для работы из-за неверного взаимодействия «энергетических» структур (ствол и лимбическая система) и лобных долей. Нейропсихологи в связи с этим любят говорить, что внешней чрезмерно активной деятельностью ребенок пытается сам стимулировать свой мозг; недостаток внутренней энергии организм компенсирует переизбытком внешней).
  2. Отсутствие способности сосредотачивать внимание на конкретной задаче из-за того, что от любого раздражителя ребенок получает одинаковую стимуляцию. Это связано с тем, что страдает энергетический блок мозга, отвечающий за обеспечение его активации и создание нужной мотивации.
Читайте также  Чем можно подкармливать ребенка в 1 месяц

Авторы исследования утверждают, что гиперактивность у детей с СДВГ проявляется как компенсация дефицита активационных влияний стороны ствола мозга и лимбической системы на кору больших полушарий. Поэтому основная цель необходимой нейрокоррекции — это наладить связь между «энергетическим блоком» мозга и «блоком программирования», дать нужным нейронным путям и структурам мозга дозреть для адекватной работы. Это позволит коре больших полушарий получать нужное количество энергии естественным образом, а мозг «научится» расставлять приоритеты в деятельности, планировать и принимать решения. Также повысится избирательность внимания, и ненужные стимулы мозг будет воспринимать как фон, а нужные — выделять и качественно обрабатывать.

Все эти эффекты успешно достигаются с помощью метода нейросенсорной слуховой стимуляции Tomatis.

Терапия СДВГ с помощью метода Томатис

Томатис называют методом нейросенсорной стимуляции. И слово «стимуляция» иногда настораживает родителей гиперактивных детей. Можно подумать: зачем дополнительно стимулировать и так чрезмерно возбудимого ребенка? Давайте разберемся, как работает Томатис именно в случае СДВГ у детей.

При гиперактивности есть проблема недостатка энергии для лобных отделов коры головного мозга (поэтому у ребенка с СДВГ снижен самоконтроль поведения). Энергию в мозге «производит» лимбическая система, одним из центральных звеньев которой является так называемая миндалина (amigdala). Повышенная двигательная активность детей с СДВГ как раз и является попыткой организма компенсировать недостаток энергии в ЦНС. То есть постоянное внешнее движение ребенка – это способ самостимуляции.

Дефицит внимания также связан с незрелостью связей в мозге и проблемами лимбической системы. Мозг «не может расставить приоритеты»: что в данный момент важно, а что нет, на что стоит обращать внимание, а что следует оставить «фоном». Поэтому все стимулы равнозначны, а это также приводит к лишним энергозатратам и трудностям обработки информации.

Задача занятий Tomatis – дать необходимую энергию мозгу, помочь дозреть связям лимбической системы и лобных долей. Если мозг получит нужную энергию и «научится» выделять из окружающей среды важное и второстепенное, отпадет необходимость в постоянных хаотических движениях.

Томатис воздействует на мозг опосредованно, с помощью воздействия звуковыми волнами на среднее и внутреннее ухо. Миндалина (вход в лимбическую систему и важнейший ее компонент) имеет тесные связи с внутренним ухом. Именно поэтому аудио-психо-фонология (это еще одно название данной методики Альфреда Томатиса) так эффективна для коррекции нарушений, связанных с подкорковыми отделами мозга.

Метод Томатис оказывает необходимое стимулирующее воздействие на подкорковые и корковые мозговые отделы, являющиеся недозрелыми или пораженными у детей с гиперактивностью и дефицитом внимания. В ходе терапевтических сессий мягко активируются все мозговые структуры, которые непосредственно задействованы в регуляции поведения и внимания. Дозревают в том числе и нейронные связи между лобными долями и подкорковыми структурами, которые недостаточно развиты у детей с СДВГ.

После 2-3 курсов Томатис нервная система получает необходимое количество стимуляции, благодаря которому происходит физическое расслабление, уменьшение хаотичной активности. При продолжении занятий (в год проводится до 5 сессий с перерывами) симптоматика постепенно отступает, а при успешном течении терапии окончательно исчезает. Мозг ребенка «учится» работать в информационно переполненной среде, сохраняя концентрацию на нужных стимулах (например, выполнять задание в большом шумном классе). Улучшается внимание, эмоциональная регуляция, снижается возбудимость и нормализуется двигательная активность. Повышается обучаемость, улучшается поведение и адаптационный потенциал.

Как проходит курс Томатис?

Курс Томатис состоит из 14 сессий слушания длительностью от 40 до 80 минут. В течение занятия ребенок находится в специальных наушниках, имеющих вибрирующее устройство на теменной части (вибрация очень деликатная и практически не заметна). Во время сессии слушания ребенок может играть, собирать пазлы, читать книгу, конструировать, рисовать, лепить, делать школьное домашнее задание или просто отдыхать. Занятия нужно посещать 4-5 раз в неделю. Эффект от Метода Томатис имеет свойство накапливаться от курса к курсу. Кроме того, мозг продолжает работать и формировать необходимые нейронные связи еще примерно месяц после окончания программы.

Перед курсом Томатис обязательно проводится консультация специалиста (в нашем Центре это клинический психолог Александрова О.А.), сбор анамнеза и онлайн-анкетирование. Это необходимо, чтобы подобрать оптимальную программу для ребенка. Для оценки результатов проводится повторное тестирование через месяц после прослушивания курса.

Режим дня гиперактивного ребенка

Двигательная активность, подвижность, любознательность являются характеристиками нормального развития ребенка. Но существует группа детей, у которых эти качества достигают патологического уровня. Таких детей называют гиперактивными, т. е. сверхподвижными.

В настоящее время данная проблема приобретает не только психологическую, но и социальную значимость, так как психомоторное беспокойство, расторможенность, повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе, усваивать школьную программу.

Гиперактивность как одно из патологических проявлений является частью целого комплекса нарушений, которые составляют «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ). В развитии этого синдрома считаются доминирующими три группы факторов

— повреждение центральной нервной системы во время беременности и родов;

— негативное действие внутрисемейных факторов.

Основные проявления СДВГ: гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность. Не менее серьезными вторичными нарушениями являются слабая успеваемость в школе и трудности в общении.

Более или менее отчетливыми проявления СДВГ становятся к 3—4 годам, но уже в раннем детстве такие малыши выделяются среди сверстников высокой чувствительностью к внешним раздражителям, повышенным мышечным тонусом, плохим сном и расторможенностью во время бодрствования.

Настроение гиперактивных детей неустойчивое, наблюдается вспыльчивость, агрессивность, что часто приводит к конфликтам с окружающими. Трудности ребенок испытывает в коллективе сверстников, которые отказываются общаться с ним, мотивируя это его драчливостью и неумением играть.

Критерии выявления гиперактивного ребенка

Дефицит внимания

1. Часто не способен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемых заданиях и других видах деятельности.

2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игры, легко отвлекается.

3. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций, испытывает трудности с завершением выполнения уроков или домашней работы (что никак не связано с негативным или протестным поведением).

4. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.

5. Обычно избегает, выражает недовольство и сопротивляется выполнению заданий, которые требуют длительного сохранения внимания.

6. Часто теряет вещи (игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).

7. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

Гиперактивность

1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.

2. Часто встает со своего места во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.

4. Излишне болтлив.

Импульсивность

1. Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.

2. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

Если симптомы сохраняются на протяжении 6 месяцев и ярко выражены, это свидетельствует о несоответствии психологическим возрастным характеристикам ребенка.

• обязательно проконсультируйтесь у специалистов (психолога, невролога);

• воспитывая гиперактивного ребенка, избегайте крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, и установления перед ребенком завышенных требований — с другой стороны;

• старайтесь общаться с ребенком спокойно и сдержанно, сведите к минимуму запреты и слова «нет», «нельзя», исключите из своей речи негативизмы типа «не вертись, я с тобой разговариваю»;

• придерживайтесь «позитивной модели» воспитания, избегайте излишней пунктуальности, жесткости наказаний, всегда хвалите ребенка, когда он этого заслуживает;

• занимаясь с ребенком, давайте ему только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он смог его завершить;

• при объяснении какого-то задания используйте зрительную стимуляцию (рисунки, картинки и др.);

• особенно поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие сосредоточенности, усидчивости, концентрации внимания;

• придерживайтесь четкого распорядка дня и терпеливо требуйте его соблюдения, особенно режима сна;

• ограничивайте пребывание ребенка в больших компаниях;

• не провоцируйте ребенка на шумные игры с участием других детей (идеальный вариант, когда ваш ребенок играет еще с одним, но не более того);

• создайте спокойную атмосферу в семье, не ссорьтесь в его присутствии, не говорите на повышенных тонах;

• каждый день ставьте перед ребенком определенную и совершенно конкретную цель, которую он в силах достичь, обязательно похвалите его за выполнение задания, тем или иным образом поощрите;

• приучите ребенка к занятиям физкультурой, спортом, прогулкам на свежем воздухе, подвижным играм; помогите найти ему какое-то увлечение, хобби, не перегружая ребенка занятиями в разных кружках (это особенно относится к тем случаям, когда ребенок не испытывает особой радости от этих занятий).

Эти советы призваны помочь родителям и педагогам в систематизации жизни ребенка, её рациональной организации, что будет способствовать позитивным изменениям в его личности и поведении.

Задать вопрос специалисту Вы можете на сайте КОКПБ им. академика В.М. Бехтерева: http://www.kokpb.com/

Читайте также материалы на нашем сайте в рамках месяца психического здоровья

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: