Режим дня для ребенка 6 лет комаровский

Изжога, отрыжка у детей

Изжога – это чувство жжения в области пищевода, а также неприятный вкус во рту, возникающие в результате выброса кислого содержимого желудка в пищевод.

Отрыжка — это самостоятельное выделение газа в полость рта, иногда с содержанием небольшого количества пищи.

Эти явления довольно часто встречаются у детей раннего и старшего возраста, а также у взрослых.

Несмотря на кажущуюся безобидность изжоги и отрыжки у детей, они могут быть симптомами серьезных врожденных патологий, заболеваний желудочно — кишечного тракта, печени и других органов, и негативно сказываться как на общем самочувствии маленького пациента, а также провоцировать развитие сопутствующих заболеваний.

Изжога в детском возрасте может возникнуть в результате переедания, употребления определенных продуктов, обезвоживания, лишнего веса или ожирения ребенка, стресса, страха, повышенного давления во внутрибрюшном пространстве. Изжога у детей сопровождает такие заболевания, как язва желудка, гастрит, метеоризм и т.д.

В большинстве случаев изжога является однократным явлением и проходит самостоятельно, не нанося вред организму маленького человека. В случае если изжога сопровождается рвотой , заболеваниями желудочно — кишечного тракта, неврозами, пищевой аллергией и другими серьезными явлениями, необходимо постоянное наблюдение ребенка у педиатра , детского гастроэнтеролога , невролога , аллерголога .

Изжога в тяжелой форме особенно у совсем маленьких детей и новорожденных может вызвать отставание в развитии, общее ослабление организма, спазмы гортани, удушье и даже синдром внезапной детской смерти.

Поводом для обращения к детскому специалисту могут послужить:

  • тошнота у ребенка;
  • регулярные срыгивания (у грудничков);
  • рвота с желчью,
  • раздражительность и отказ от еды;
  • выгибание спины;
  • приступы кашля и удушья;
  • хрипы и осиплость голоса.

Профилактикой изжоги у детей является здоровое питание, диета, правильное положение (у грудничков) во время кормления и правильный захват груди или соски. Медикаментозное лечение изжоги назначает детский специалист.

Отрыжка или срыгивание у грудного ребенка — это естественный процесс. При кормлении ребенок заглатывает некоторое количество воздуха, который выходит после кормления через рот.

Причинами отрыжки у детей также могут быть несовершенство желудочно — кишечного тракта (у грудничков), повышенная возбудимость ребенка (новорожденный кричит во время кормления и проглатывает излишки воздуха, или ребенок играет, разговаривает в процессе еды), заболевания ЛОР органов, зубов, печени, желчевыводящих путей, желудочно — кишечного тракта, патология кардии.

В качестве профилактики отрыжки у детей при отсутствии серьезных заболеваний и патологий специалисты «Медицентра» рекомендуют носить грудничка в вертикальном положении после кормления для выхода газов через рот, многократные кормления ребенка небольшими порциями (для детей всех возрастов), здоровый сон и регулярные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры.

При соблюдении режима питания, сна и рациона еды такие симптомы как отрыжка и изжога будут редкими явлениями для Вашего ребенка.

В многопрофильном медицинском центре «Медицентр» ведут прием квалифицированные детские специалисты различных областей, имеющие многолетний опыт работы с детьми всех возрастов. В «Медицентре» можно получить консультацию педиатра, детского гастроэнтеролога, детского невролога, хирурга и других специалистов, а также сдать все виды анализов и лабораторных исследований. В нашем центре внимательно осмотрят юного пациента, выявят причину изжоги или отрыжки (срыгивания), назначат диету, специальный режим питания или лекарственные средства, а в случае необходимости направят на дополнительные обследования к узкопрофильным специалистам.

Как сбить высокую температуру у ребенка

У каждого ребенка хотя бы раз в год бывает высокая температура 1 . Зачастую этот симптом выражен ярче других 2 , поэтому родители в первую очередь начинают бороться именно с ним 3 . При этом каждый четвертый родитель считает: если не принять мер, жар будет нарастать и дальше 3 , а около 80% мам и пап уверены, что повышение температуры тела выше 40 0 С окажет негативное влияние на нервную систему ребенка 3 . На самом же деле большинство детей переносят умеренную лихорадку довольно легко — жар не вызывает у них серьезных нарушений 4 .

Все вышесказанное — не повод оставлять ситуацию без внимания. Иногда высокую температуру приходится сбивать лекарствами 4 . При этом нужно учитывать, что такой подход не избавляет от болезни 1 . Прежде чем лечить ребенка, нужно обратиться за консультацией к педиатру и узнать причину лихорадки 4 .

Возможные причины высокой температуры у ребенка

На первом месте среди причин лихорадки — острые респираторные инфекции 2 , которыми дети и подростки до 17 лет болеют в 3-5 раз чаще, чем взрослые 7 . В 5-10 % лихорадка связана с синуситами, пневмонией, менингитом, инфекцией мочевыводящих путей и костей 2 .

Но инфекция — не единственная причина высокой температуры. Среди неинфекционных причин выделяют 9 :

  • центральные — различные повреждения головного мозга, например, травмы, отек;
  • иммунные — аллергия, некоторые аутоиммунные заболевания, например, васкулиты (поражения стенок сосудов);
  • психогенные — эмоциональное напряжение и неврозы;
  • рефлекторные — сильная боль при приступе почечной или желчной колики;
  • эндокринные — гипертиреоз (повышенный уровень гормонов щитовидной железы);
  • наследственные — средиземноморская лихорадка (периодическая болезнь);
  • медикаментозные — прием некоторых лекарственных препаратов.

Если градусник показывает подъем температуры на 1–1,5 градуса, не спешите паниковать 3 . Возможно, ребенок просто перегрелся 3 .

Перегревание нередко возникает после физической нагрузки, горячей ванны, прогулки в жаркую погоду и даже после еды 2,3,4,10 . Перед повторным измерением убедитесь, что в помещении не слишком тепло — микроклимат также может повлиять на терморегуляцию детского организма 3 . Помните также, что в течение суток температура колеблется в пределах 0,5 – 1 0 С, достигая максимума к вечеру 1 .

Что делать при лихорадке у ребенка?

Для начала разберемся, какую температуру тела у детей считать нормальной, а какую — высокой. Не следует считать нормой только значения 36,6 0 С. У половины детей при измерении в подмышечной ямке показатели термометра могут колебаться от 36,5 до 37,4 0 С, в прямой кишке – до 37,8 0 С 1 .

Температурой выше нормы считают 4 :

    и более —в подмышечной впадине; и более — во рту; – в прямой кишке.

Если у ребенка лихорадка, нужна консультация педиатра. Можно ли лечиться на дому, врач определит после осмотра. Если кожа малыша розовая, теплая и влажная от пота, лихорадка считается «розовой». При ней повышенная температура практически не сказывается на самочувствии малыша. Хотя такой вариант течения считается относительно благоприятным 6,11 , следует вызвать педиатра на дом.

Необходимо срочно обратиться за медицинской помощью, если у ребенка так называемая «бледная» лихорадка 10,11 . Ее можно узнать по следующим симптомам:

  • Появляется дрожь из-за озноба 10 ,11 ;
  • Отмечается вялость 4 , самочувствие малыша резко ухудшается 11 ;
  • Кожа покрыта «пупырышками» («гусиная кожа») 6 , холодная на ощупь 10 ;
  • На бледной коже тела заметен «мраморный» рисунок 10,11 ;
  • Ноги и руки синеют 10 .

Правильный уход во время лихорадки

Ребенку нужно обеспечить комфортные условия. В комнате, где он находится, нужно поддерживать температуру не более 20 0 С 4 . Чаще проветривайте детскую, проводите в ней влажную уборку и увлажняйте воздух, если он сухой 7 .

Физические нагрузки — это работа мышц, которая сопровождается выработкой тепла 10 , поэтому в острый период заболевания малыш должен находиться в постели, а не бегать по дому 7 .

Питание

При пищеварении выделяется большое количество тепла, поэтому нужно, чтобы этот процесс длился недолго 10 . Кормите малыша легкоусвояемой пищей, а количество жирной и мясной сократите 7 .

Питье

Эффективное снижение температуры происходит при потении 10 . Чтобы восполнить потери жидкости при потоотделении, больной ребенок должен пить больше, чем здоровый: на каждый градус повышения температуры давайте ему жидкости на 20% больше суточной нормы 3 . Чаще предлагайте малышу морс, компот, негазированную минеральную или простую питьевую воду 7 . Кроме благотворного влияния на терморегуляцию, питье способствует выведению токсинов и облегчает состояние 7 .

Охлаждающие процедуры

Основной орган, который удаляет излишек тепла, это кожа, поэтому важно максимально облегчить ее работу 10 . Однако польза охлаждающих процедур зависит от типа лихорадки. При «розовой» можно 4,7,10 :

  • раскрыть ребенка или одеть его легко;
  • положить холодные компрессы в подмышечные и паховые области;
  • подвесить пузырь со льдом на расстоянии 3—4 см от головы или положить на лоб салфетку, смоченную водой комнатной температуры (примерно 20 0 С);
  • обтереть тело теплой водой;
  • поставить клизму с прохладной водой (20 0 С).

Для обтирания нельзя использовать спиртовые растворы и холодную воду. Общая продолжительность однократных охлаждающих процедур не должна превышать 30-40 минут 4 .

Внимание! Охлаждающие процедуры при «бледной» лихорадке категорически противопоказаны 4 . В ожидании врача нужно согреть малыша — растереть тело, укутать его, положить теплые грелки к телу, ногам и рукам 7,10 .

Какую температуру у ребенка надо сбивать?

Далеко не всегда нужно бороться с лихорадкой жаропонижающими препаратами. Умеренно повышенную температуру тела — 38-39 0 С — у ранее здорового малыша сбивать не рекомендуется, поскольку лихорадка активирует иммунитет 1 . Но по мере приближения к 40 0 С защитные эффекты лихорадки превращаются в прямо противоположные: резко ускоряются обменные процессы, увеличивается потеря жидкости, повышается нагрузка на сердце и легкие 1 .

Читайте также  Перелет с годовалым ребенком

В соответствие с рекомендациями педиатров Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), жаропонижающие препараты следует использовать при 4 :

  • температуре выше 38,5 0 С (измеренной в подмышечной впадине) и/или мышечной или головной боли (если ребенку больше 3 месяцев);
  • судорогах на фоне лихорадки в пределах 38–38,5 °С.

Младенцам в первые 3 месяца жизни жаропонижающие разрешены при значениях термометра выше 38 °С 4 .

При применении жаропонижающих помните, что не нужно быстро снижать температуру до нормальных показателей — достаточно сбить ее на 1—1,5 градуса, чтобы состояние малыша улучшилось 1 .

Чем можно сбивать температуру ребенку

Один из препаратов, рекомендованных ВОЗ в качестве жаропонижающего средства для детей, — парацетамол 6 . Он отвечает всем требованиям эффективности и безопасности, которые предъявляются к лекарственным средствам, разрешенным к применению в детском возрасте 4 . Парацетамол входит в состав комбинированных препаратов для симптоматического лечения ОРВИ и гриппа. К таким лекарственным средствам относится РИНЗАСИП® для детей 8 .

РИНЗАСИП® для детей – порошок для приготовления напитка со вкусом малины 8 . Препарат разрешен к применению с 6 лет 8 .

  • парацетамол, который помогает бороться с жаром, ломотой в теле и головной болью;
  • фенирамин, действие которого направлено на уменьшение отечности слизистых оболочек и облегчение носового дыхания;
  • аскорбиновая кислота, которая способствует укреплению защитных сил организма.

В заключение напоминаем: в течение 2-3 суток при обычной простуде лихорадка постепенно проходит 1 . Но не стоит ждать, что все пройдет само —проконсультируйтесь с педиатром сразу. При сохранении высокой температуры свыше 3 дней обратитесь к врачу как можно раньше, чтобы вовремя начать лечение и избежать осложнений 1 .

Консультация специалиста нужна перед применением любых препаратов у детей. Это необходимо для правильной диагностики и рационального лечения. Если быстро снизить высокую температуру и держать ее на нормальном уровне, создается иллюзия мнимого благополучия, которая затрудняет врачу диагностику 1 .

Информация в данной статье носит справочный характер и не заменяет профессиональной консультации врача. Для постановки диагноза и назначения лечения обратитесь к квалифицированному специалисту.

Энурез у детей

Недержание мочи (энурез) — довольно распространенное заболевание, встречающееся у детей в возрасте 3 — 7 лет. По статистике энурезом чаще страдают мальчики, чем девочки.

Это не опасная болезнь, но она доставляет много неприятных и неудобных моментов как родителям, так и самому малышу, и, как следствие, может оказывать негативное влияние на развитие характера ребенка, его поведение, психо-эмоциональное состояние и психологические комплексы.

В медицине выделяют первичный и вторичный энурез у детей. Первичный энурез встречается гораздо чаще, в основном у детей старше 4 лет и выражается в автоматическом мочеиспускании как у новорожденных, т.е. как безусловный рефлекс. Вторичный энурез появляется, как правило, в возрасте от 3 — 7 лет и старше у детей, которые до этого умели контролировать процесс мочеиспускания и самостоятельно ходить в туалет. Вторичным энурезом часто страдают легковозбудимые, излишне эмоциональные и беспокойные детки. Вторичный энурез в детстве может быть также связан с мочеполовыми инфекциями, стрессом, диабетом и другими заболеваниями.

Являясь деликатным заболеванием, о котором, к сожалению, некоторые родители стесняются говорить детскому врачу, энурез оброс достаточно большим количеством мифов. Так, например, многие родители напрасно считают, что это заболевание проходит самостоятельно по мере взросления ребенка. Это не совсем так. Энурез может продолжаться длительное время вплоть до подросткового и юношеского периода. Обязательно нужно выяснить причины возникновения болезни и лечить непосредственно их.

Бытует также мнение, что энурез – это болезнь невоспитанных или непослушных детей. Ни в коем случае нельзя ругать, наказывать или стыдить ребенка, если у него происходит непроизвольное мочеиспускание. Ведь в раннем детстве так легко нанести психологическую травму малышу, привить ему комплексы неполноценности и вины. Нужно обязательно поддержать маленького человека, понять причины подобных проявлений, проконсультироваться с детским врачом и принять все необходимые меры для лечения ребенка.

Энурез в детском возрасте может проявляться в разных формах: дневной энурез и ночной.

Дневной энурез

Признаки дневного энуреза можно заметить у малышей 3 — 5 — летнего возраста, как раз в тот период, когда у них уже должна быть выработана система управления мочеиспусканием. При дневном энурезе бесконтрольное мочеиспускание возникает соответственно при бодрствовании ребенка. Параллельно может развиться и ночная форма заболевания. В большинстве случаев дневной энурез проявляется у ребенка во время смеха, бега, увлеченной игры или просмотра любимых мультфильмов.

Причины дневного энуреза у детей:

  • стресс;
  • страхи, испуг;
  • недостаток внимания и любви;
  • резкие перемены в жизни ребенка;
  • «заигрывание» — когда ребенок полностью поглощен игрой, фильмом и забывает помочиться;
  • инфекции мочеполовой системы;
  • эндокринные нарушения у ребенка;
  • заболевания нервной системы;
  • эпилепсия.

Ночной энурез

Ночной энурез — очень распространенное явление, от которого страдают дети в возрасте от 4 — х лет. Навык контроля мочевого пузыря формируется у детей в разном возрасте. Некоторые дети приучаются к горшку уже к году и даже ночью остаются сухими, у кого-то это происходит позже, но в основном к 4 — 5 годам большинство детей могут управлять процессом мочеиспускания в дневное и ночное время. До трех лет бесконтрольное мочеиспускание у детей считается нормальным физиологическим явлением. Если же Ваш ребенок регулярно просыпается мокрым после 4 — 5 лет, то можно говорить о ночном энурезе, требующем консультации детского специалиста.

Причины ночного энуреза у детей:

  • родовые травмы;
  • патология беременности и родов (гипоксия);
  • воспалительные болезни и инфекции мочеполовой системы у ребенка;
  • врожденные патологии развития мочеполовой системы;
  • психологические травмы у ребенка;
  • поражение нервной системы;
  • нарушения функций почек, мочевого пузыря;
  • кризисы в семье, стрессовые ситуации;
  • психические расстройства;
  • неврологические заболевания;
  • переохлаждение;
  • проявление энуреза на фоне других заболеваний (ОРВИ и т.д.);
  • наследственность.

Вы можете провести все виды обследований Вашего ребенка в медицинском центре «Медицентр». Сеть клиник «Медицентр» оборудована современной медицинской аппаратурой, необходимой для диагностики и лечения заболеваний у самых маленьких пациентов. В «Медицентре» есть возможность сдать все виды анализов ребенку (анализ крови, мочи и т.д.), пройти с малышом ультразвуковое исследование мочевого пузыря и почек, сделать электроэнцефалографию и сразу же обсудить результаты обследования с детским урологом – андрологом.

Иногда для постановки диагноза энурез или выявления других причин непроизвольного мочеиспускания детский специалист может назначить ребенку дополнительные обследования, такие как цистоскопия, урофлуометрия, урография, цистография и т.д. Также юному пациенту может понадобиться консультация детского невролога, нефролога, психиатра.

Нельзя забывать о том, что дети, длительное время страдающие энурезом, становятся более агрессивными, закомплексованными, замкнутыми, у них портится характер, меняется поведение и привычки. Самолечение и неправильное отношение к этому деликатному недугу у Вашего малыша могут привести к необратимым последствиям.

Своевременное лечение и консультация грамотного детского специалиста помогут избежать неприятных ситуаций, связанных с этим заболеванием, а малышу или подростку вновь приобрести уверенность в себе и хорошее настроение.

Режим дня детей младшего школьного возраста

При составлении режима, распорядка дня для детей младшего школьного возраста невозможно воспользоваться какой-либо одной жесткой схемой, так как каждый ребёнок, каждая семья имеет свои особенности, свои традиции, но использовать рекомендации, которые носят общий характер конечно возможно.

Для правильного режима дня для детей младшего школьного возраста надо учитывать ритм, определенное чередование различных видов занятий. Если они выполняются в определенной последовательности и в одно и то же время, то в центральной нервной системе ребёнка будут создаваться «привычки», облегчающие переход от одного вида деятельности к другому. Необходимо стараться выдерживать временные моменты режима дня. Это необходимо взять за основу при составлении распорядка дня.

Составляя режим дня для детей младшего школьного возраста необходимо учитывать следующее:

Необходимость обязательного чередования труда и отдыха.

– Прием пищи должен быть регулярным и полноценным.

– Ночной сон должен быть не менее того времени, которое достаточно для полноценного отдыха ребёнка, а также соблюдение времени подъема и отхода ко сну.

– Четко определенное время утренней зарядки, гимнастики, а также гигиенических процедур.

– Четкое определения времени для выполнения учебных домашних заданий. – Необходимо также предусмотреть 10-15 минутные перерывы во время занятий на отдых.

– Определиться с продолжительностью отдыха, причем желательно с наибольшим временем на открытом воздухе.

Утро необходимо начинать с зарядки, гимнастики, длительностью 10-15 минут. Гимнастика усиливает работу сердца, вентилирует легкие, также улучшает обмен веществ в организме подростка и, в общем, оказывает благотворное влияние на нервную систему.

Затем необходимы водные, гигиенические процедуры. Можно принять душ, облиться водой или просто обтереться. На утренний туалет надо тратить не более 30 минут. Все эти мероприятия подготавливают организм подростка к трудовому, учебному дню.

Читайте также  Рыба ребенка 2 года рецепты

По возвращению из школы не стоит сразу приступать к выполнению домашних заданий. Необходимо некоторое время передохнуть, желательно – активно. Необходимо предусмотреть 1 – 2 часа времени для прогулок, пребывания на свежем воздухе.

Приготовление заданий на дом для школьников младших классов необходимо предусмотреть 1,5 – 2 часа, средних классов – 2 – 3 часа, а для старшеклассников 3 – 4 часа.

Перед сном желательна вечерняя прогулка или же спокойные занятия, чтобы к отходу ко сну у ребёнка нервная система находилась не в возбужденном состоянии, а в спокойном. Недосыпание оказывает неблагоприятное влияние на высшую нервную деятельность детей. При дефиците сна отмечаются резкие колебания вегетативной реактивности, значительно снижается работоспособность. Однако, как правило, эти нарушения вначале носят обратимый характер и исчезают при установлении правильного режима сна.

При построении режима дня учащихся учитываются особенности функционирования нервной системы: высокий уровень активности коры больших полушарий в утренние и дневные часы, снижение его после обеда, падение в вечерние часы. Работоспособность школьников в течение дня имеет два подъема, совпадающих по времени с периодами высокого уровня физиологических функций: в 8-12 ч и в 16-18 ч. При этом первый подъем работоспособности, как правило, выше и продолжительнее второго.

В соответствии с периодами повышения и спада интенсивности физиологических функций должен строиться режим дня школьников.

Учебные занятия в школе регламентируются учебным планом. Домашние учебные занятия — важное звено самостоятельной работы в процессе обучения. Эта работа должна проводиться после обеда и достаточного отдыха и по времени совпадать с повышением интенсивности функциональной деятельности всех систем организма.

Увеличение продолжительности домашних учебных занятий может быть связано не только с объемом заданий, но и отсутствием у школьников устойчивого навыка рациональной организации своей работы. Целесообразно приготовление уроков начинать всегда в одни и те же часы. При этом должен быть сохранен школьный стереотип: через 35-45 мин занятий необходим короткий перерыв. При домашних занятиях свыше 2 ч необходим более длительный отдых на открытом воздухе, что способствует повышению работоспособности.

Активный отдых на воздухе является мощным оздоровительным фактором. Время перед началом приготовления домашних заданий, после их выполнения и перед сном дети должны проводить на воздухе. Общая продолжительность пребывания на воздухе должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3-3,5 ч, в среднем — 2,5 — 3 ч, в старшем — 2-2,5 ч.

В современных условиях перегрузки школьников чаще всего нарушается именно этот компонент режима дня: сокращается время пребывания на открытом воздухе, снижается двигательная активность детей.

Свободное время учащиеся используют сообразно своим интересам, для чего предусматривается специальное время: для школьников младшего возраста — 1-1,5 ч, среднего и старшего — 1,5 — 2,5 ч в день. В это время дети читают художественную литературу, рисуют, конструируют, вышивают, смотрят телевизионные передачи, занимаются на компьютере. Свободное время целесообразно предоставлять после приготовления заданий, в период спада интенсивности физиологических функций. Занятия по собственному выбору, как правило, проходят с интересом и выполняются детьми с увлечением. Однако и их следует регламентировать по длительности и интенсивности, особенно такие, как игра на компьютере, просмотр телепередач. Это обусловлено развитием выраженного утомления у детей и подростков.

Занятия в различных кружках, общественная работа должны соизмеряться с возрастными возможностями, индивидуальными интересами, успеваемостью и состоянием здоровья детей. Не рекомендуется участие школьников более чем в двух кружках.

В свободное от занятий время учащиеся могут и должны оказывать посильную помощь в доме. Школьники младших классов могут убирать комнаты, мыть посуду, ухаживать за комнатными растениями. Более старшие школьники могут ухаживать за младшими детьми в семье, принимать участие в приготовлении пищи, уборке квартиры, уходу за домашними животными, выполнять садово-огородные и другие работы.

В школах дети также могут привлекаться к самообслуживанию и общественно полезному труду.

В таблице приведен примерный режим дня детей младшего школьного возраста:

12-13 лет

Утро – время подъема

7.00 .

Утренняя гимнастика, зарядка, гигиенические процедуры, заправка постели, утренний туалет

7.00 — 7.30.

7.00 — 7.30.

Легкий первый завтрак

7.30 — 7.50 .

7.30 — 7.50 .

Путь в школу, возможна утренняя прогулка перед началом занятий

7.50 — 8.20 .

7.50 — 8.20 .

Учеба, занятия в школе

8.30 — 14.00.

8.30 — 14.30 .

Горячий второй завтрак в школе, возможна прогулка после школы (по пути домой)

14.00 — 14.30

14.30 — 15.00 .

14.30 — 15.00 .

15.00 — 15.30 .

Время для прогулок, игр и занятий спортом

15.00 — 17.00.

15.30 — 17.00 .

17.00 —17.15 .

Время для приготовления домашних учебных заданий

17.00 — 19.30 .

17.00 — 20.00 .

Ужин и занятия по выбору, по интересам

19.30 — 21.00.

20.00 — 21.30.

Готовимся ко сну – умываемся, чистим одежду и обувь

21.00 — 21.30 .

21.30 — 22.00 .

21.30 — 7.00 .

22.00 — 7.00 .

Необходимо активное участие ребёнка при составлении распорядка дня, это даст лишний стимул к его выполнению. Желательно также красиво оформить плакат «Мой режим дня», это будет способствовать также и эстетическому воспитанию школьника.

Йоддефицитные состояния в практике педиатра

Введение На амбулаторном приеме в детской поликлинике педиатры довольно часто сталкиваются с разнообразными жалобами со стороны родителей на состояние здоровья их детей. Утомляемость, слабость, сонливость, снижение памяти, внимания, снижение успеваемости в школе, задержка психомоторного развития на 1-м году жизни, частые простудные заболевания, склонность к отекам, сухость кожи, выпадение волос или нарушение их роста, ломкость ногтей, задержка прорезывания зубов или дефекты эмали, запоры, анемия, отставание в росте, излишняя прибавка в весе, нарушения менструального цикла у девочек, гипотермия. — грамотный педиатр при наличии хотя бы одной из таких проблем у ребенка любого возраста обязательно подумает о необходимости исключения патологии щитовидной железы, в частности о дефиците йода в организме, и проконсультируется с эндокринологом.

Среди всей патологии эндокринной системы заболевания щитовидной железы занимают ведущее место, а йоддефицитные состояния являются одними из самых распространенных неинфекционных заболеваний человека.[4] В настоящее время доказано, что помимо формирования зоба, дефицит йода оказывает и другие неблагоприятные воздействия на здоровье человека. Патология щитовидной железы — зачастую это нетоксический зоб — является самым распространённым проявлением заболевания эндокринной системы у детей.

Недостаток йода создает новые условия для работы организма и его систем, для обмена веществ:

  • снижение внимания и памяти;
  • отсталость в умственном и физическом развитии из-за поражения мозга на разных этапах формирования;
  • замедление роста ребёнка;
  • снижение интеллекта;
  • быстрая утомляемость;
  • снижение иммунитета и работоспособности;
  • акушерские проблемы;
  • увеличение частоты врожденных уродств, мертворождений, повышение перинатальной и младенческой смертности;
  • поражение зрительного и слухового анализаторов;
  • неврологические нарушения;
  • патологии сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем;
  • нарушение функций щитовидной железы, развитие зоба.

Основную группу риска развития йододефицитных заболеваний составляют беременные, кормящие женщины и дети в возрасте до 3 лет и подростки. В России вновь зарегистрировано нарастание частоты случаев кретинизма (тяжелой умственной отсталости), связанного с внутриутробным дефицитом йода идефицита йода в питании, приводящих к инвалидизации и социальной дезадаптации. Йод входит в состав гормонов щитовидной железы и отвечает за развитие и нормальное функционирование нервной системы ребёнка, участвует в формировании интеллекта, контролирует рост и физическое развитие, стимулируют обменные процессы, участвует в развитии всех органов и систем. Тиреоидные гормоны (ТГ) обладают широким диапазоном действия. Их роль важна в жизнедеятельности человека любого возраста, но особенно велика роль гормонов щитовидной железы в период внутриутробной и ранней постнатальной жизни. Наиболее важным действием ТГ в детском возрасте является анаболический эффект.

В отличие от других анаболических гормонов ТГ не только и даже не столько контролируют линейный рост, сколько регулируют процессы дифференцирования тканей. Именно под влиянием ТГ дети не только растут, но и созревают, взрослеют. В период внутриутробной жизни под контролем ТГ осуществляются процессы эмбриогенеза, дифференцируются и созревают практически все органы и системы.[5] Исключительное действие ТГ оказывают на формирование и созревание мозга. Никакие другие гормоны подобным эффектом не обладают. На ранних этапах внутриутробной жизни под влиянием тиреоидных гормонов закладываются и формируются основные функции мозга.

Читайте также  Детские ванночки для купания новорожденных подставкой

Сроки дифференцирования мозга четко ограничены во времени. Дефицит ТГ на любом из этих этапов приводит к тому, что мозг останавливается в развитии, подвергается дегенеративным изменениям. В большинстве регионов России в природной окружающей среде содержится недостаточное количество йода. В то же время известно, что йод является необходимым компонентом для синтеза гормонов щитовидной железы. Следовательно, дефицит йода в окружающей природной среде приводит к снижению синтеза тиреоидных гормонов (ТГ), т. е. является причиной снижения функциональной активности щитовидной железы Наиболее частым проявлением дефицита йода в окружающей среде является наличие зобной эндемии. Зоб в условиях дефицита йода формируется у человека в любом возрасте, наиболее часто — в пубертатном. При этом постепенно нарастают проявления гипотиреоза, хотя в детском и подростковом возрасте клинически выраженные формы заболевания встречаются крайне редко.

В то же время при гормональном обследовании более чем у половины детей и подростков с увеличенной щитовидной железой выявляются признаки так называемого субклинического гипотиреоза: наблюдается тенденция к снижению или низкий уровень Т4, нормальное или несколько повышенные значения Т3 и повышение уровня ТТГ. Дети с зобом имеют худшие показатели физического и полового развития, хуже обучаются в школе, состояние их здоровья по многим показателям хуже: они чаще и тяжелее болеют, чаще имеют хронические заболевания, изменения со стороны сердечно-сосудистой системы, показателей крови и др. Специфические клинические симптомы йододефицитных заболеваний часто отсутствуют. Это объясняет позднюю обращаемость к эндокринологу и запущенность патологий.

Для правильной постановки диагноза большое значение имеет УЗИ щитовидной железы и определение уровня гормонов щитовидной железы. Для определения уровня гормонов используются тест-системы с высокой функциональной чувствительностью. Своевременно проведенное обследование позволяет избежать ошибок в диагностике заболеваний щитовидной железы и назначить адекватную терапию. На 40-й сессии ООН в сентябре 2005 года Комитет по правам ребенка ООН рассмотрел регулярные отчеты стран по выполнению обязательств Конвенции о правах ребенка, в том числе отчет, предоставленный Российской Федерацией. Комитет выразил обеспокоенность по поводу расстройств, связанных с недостаточностью йода в России, и призвал активизировать профилактические меры и принять закон о повсеместном йодировании соли и обеспечить его строгое соблюдение. Заключения экспертов ООН полностью согласуются с главными темами Ежегодного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, посвященными острой необходимости оптимизации демографической ситуации в России.

В связи с этим наиболее актуальным вопросом в настоящее время является организация профилактических мероприятий, позволяющих повысить потребление йода населением до физиологического уровня. С этой целью проводится массовая (слепая), групповая и индивидуальная йодная профилактика. Массовая йодная профилактика предусматривает продажу йодированной соли. Ежедневное употребление такой соли в привычных для пациента количествах (5-10 г) позволяет получать в сутки 150-200 мкг йода. В результате человек получает адекватное количество йода с питанием — около 150–200 мкг. Проведение популяционной профилактики йододефицитных заболеваний при помощи йодированной соли — это эффективный, апробированный и признанный во всем мире метод Под особым контролем при проведении йодной профилактики должны находиться группы населения с наибольшим риском развития ЙДЗ и наиболее тяжелыми последствиями йодного дефицита: -женщины детородного возраста, -беременные и кормящие женщины, -дети(0-3 лет) и подростки.

По рекомендации Всемирной организации Здравоохранения для удовлетворения потребности организма в йоде приняты следующие нормы его ежедневного потребления: -для детей грудного возраста (0–2 лет) — 50 мкг; -для детей младшего возраста (2–6 лет) — 90 мкг; -для детей школьного возраста (7–12 лет) — 120 мкг; -для детей старшего возраста и взрослых (от 12 лет и старше) — 150 мкг; -для беременных и кормящих женщин — 250 мкг йода. Назначение фармакологических препаратов, содержащих строго фиксированную дозировку калия йодида, позволяет эффективно восполнять возросшие потребности организма Для младенцев, находящихся на грудном вскармливании, данный вопрос решается путем коррекции питания самой матери, в котором большое значение придается регулярному приему в период лактации.

Для детей, не получающих материнское молоко с рождения либо после третьего—шестого месяца жизни, единственными продуктами детского питания, которые могут обеспечить их необходимым количеством йода, остаются обогащенные микроэлементом искусственные молочные смеси (заменители женского молока) и каши на их основе. женского молока, Во втором полугодии жизни необходимо дополнительное назначение йода в составе фармакологических таблетированных препаратов и (или) продуктов прикорма (каши, натуральные продукты). Если мать кормит грудью, а йодную профилактику по каким-либо причинам не получает, ребенок нуждается в ежедневном приеме не менее 90 мкг. Дети в возрасте от 1 года до 3 лет Уровень содержания йода в соли при проведении массовых профилактических мероприятий соответствует потребностям взрослого человека, получающего от 4 до 10 г поваренной соли в сутки. У детей, особенно не достигших трехлетнего возраста, потребность в натрии в несколько раз ниже, а потребность в йоде лишь не намного меньше, чем у взрослых, и составляет 90 мкг в сутки.

Поэтому количество йода, получаемого ребенком с поваренной солью, не может быть достаточным. Для восполнения дефицита этого микроэлемента в данной возрастной группе в обязательном порядке должны использоваться физиологические дозы йода в составе таблетированных препаратов йодида калия. Пубертатный период В период полового созревания функция щитовидной железы претерпевает определенные изменения, связанные с адаптацией к быстрому темпу роста и развития. Рекомендуются такие же дозы йода, как и взрослым, — 150 мкг в сутки. Предпочтительным методом профилактики эндемического зоба у подростков можно считать назначение препаратов калия йодида.

Для лечения эутиреоидного эндемического зоба у детей и подростков, как правило, достаточно назначение препаратов йода в физиологической дозе 150–200 мкг в день. Нормализация размеров щитовидной железы происходит обычно в течение полугода. При отсутствии эффекта через 6 месяцев лечения препаратами йода назначают терапию препаратами тироксина. В этом случае после нормализации размеров щитовидной железы тиреоидные гормоны отменяют и назначают пожизненный прием йода в «поддерживающей» дозе 100– 150 мкг в сутки. Однако в каждом конкретном случае лечение проводится индивидуально. Цель работы. Оценить эффективность применения препаратов йода у беременных, кормящих матерей, детей первого года жизни целью профилактики йоддефицитных состояний Материалы и методы Проведено на базе КГБУЗ городской поликлинике № 15 в педиатрическом отделении. Проведен анализ ведения дородовых патронажей женщин состоящих на учете по беременности, своевременность постановки их на учет по беременность, сроков назначения и регулярности приема йодсодержащих препаратов, анализа амбулаторных карт детей первого года жизни, приема кормящими матерями йодсодержащих препаратов, рациональный выбор адаптированных смесей у детей , находящихся на искусственном вскармливании, приема йодсодержащих препаратов в течении первого года жизни на данных участках за 2010-2014 годы.

Проанализировано 486 дородовых патронажей, 1493 амбулаторных карт. Результаты и обсуждение В качестве препарата для профилактики был выбран йодомарин. Использование данного препарата в практике педиатрической на участках имеет применение более 10 лет. В связи с недостаточной информированностью матерей по проблеме йоддефицитных состояний и их последствий в течении последних пяти лет усилена работа с беременными, матерями детей первого года жизни с целью предотвращения йоддефицитных состояний. Профилактики рождения детей с ВПР, неврологическими заболеваниями, особенно предотвращения случаев кретинизма, профилактики анемии, нарушений физического развития, интеллектуальных нарушений. В результате работы надо отметить повышения процента беременных принимающих йодомарин во время беременность, В 2010г 87% применяли йодомарин во время беременности. В 2011г процент вырос до 90%., 2012г до 90.5%, 2013г до 92.5% . К 2014 процент беременных принимавших йодомарин во время беременности достиг 96.5%.

В качестве профилактики йоддефицитных состояний на первом году жизни рекомендовано употребление кормящими матерями йодомарина в дозе 200 мкгсутки и использование у детей на искусственном вскармливании только адаптированных смесей. У детей старше года применялся йодомарин в дозе 100 мкгсутки. В результате за последние 5 лет в поликлинике не было случаев рождения детей с врожденным гипотиреозом. Количество детей рожденных с транзиторными нарушениями щитовидной железы от 25 случаев в 2010 году, до 17 случаев в 2014 году. В результате за последние 5 лет отмечается снижение количества детей с формированием пороков развития, анемии, неврологическими расстройствами, задержкой физического развития на первом году жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: