Репина диагностика взаимодействия детей

Изучение взаимодействия детей со сверстниками

Подготовка исследования. Подготовить переводные картинки (красочные, сюжетные) по 3 штуки на каждого ребенка и 6—8 запасных.

Проведение исследования. Исследование проводят с детьми 3—7 лет в виде игры «Секрет», которая организуется 2 раза в год (в октябре — ноябре, апреле — мае) в первую половину дня. Каждого ребенка «по секрету» от остальных просят по собственному выбору подарить предложенные ему три картинки трем детям группы. Игру проводят двое взрослых, не работающих в группе (воспитатель другой группы, методист или заведующий). Ее можно провести в раздевальной комнате, здесь ставят подальше друг от друга 2 детских столика с двумя стульчиками у каждого (один стул для ребенка, другой — для взрослого). Перед началом эксперимента ребенку говорят: «Сегодня дети вашей группы будут играть в интересную игру, которая называется “Секрет”. По секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые картинки». Для облегчения выполнения задания можно сказать ребенку: «Ты будешь дарить ребятам, а они, наверное, подарят тебе». Далее ребенку дают 3 картинки и говорят: «Ты можешь подарить их тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можно подарить картинки и тем ребятам, которые сейчас болеют». При затруднении можно помочь малышу: «Можешь подарить тем детям, которые тебе больше всех нравятся, с которыми ты любишь играть». После того как ребенок сделал свой выбор, его спрашивают: «Почему ты в первую очередь решил подарить картинку . (называется имя сверстника, которое ребенок произнес первым)?» Затем говорят: «Если бы у тебя было много-много картинок и только трем детям из группы не хватило, кому бы тогда ты не стал давать картинку и почему?» Все ответы записывают, а на оборотной стороне картинки — имя сверстника, которому она подарена.

Обработка данных. Подсчитывают число общих и взаимных выборов, количество детей, попавших в группы «предпочитаемых», «принятых», «изолированных», и уровень благополучия взаимоотношения (УБВ) в группе. Данные заносят в таблицу. Выбор обозначают + , взаимный выбор — Ф. Такая же таблица составляется для девочек.

Проводят сравнительный анализ количества выборов у мальчиков и девочек. На основании данных определяют статусное положение каждого ребенка и распределяют всех детей по условным статусным категориям:

I — «предпочитаемые» (6—7 выборов);

II — «принятые» (3—5 выборов);

III — «непринятые» (1—2 выбора);

IV — «изолированные» (не получившие ни одного выбора).

Далее определяют уровень благополучия взаимоотношений в группе: соотносят число членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (I—II), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (III—IV). УБВ высокий при I + II и III + IV; средний при I + II = III + IV (или незначительном расхождении); низкий при значительном количественном преобладании числа членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях. Важным показателем УБВ является также «индекс изолированности», т. е. процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории (он не должен превышать 15—20%). Эмоциональное благополучие или самочувствие детей в системе личных взаимоотношений зависит и от числа взаимных выборов. Поэтому определяют коэффициент взаимности (КВ): КВ = (Р1/Р х 100%, где Р — общее число выборов, сделанных в эксперименте; Р1 — число взаимных выборов).

На основе определения статуса каждого члена группы делают вывод о наличии микрогруппы в коллективе (КВ ниже 20% может рассматриваться как отрицательный показатель).

Анализируют критерии положительных и отрицательных выборов.

4.2. Методика А. В. Булатовой [1] . Игра в «телефон»

Вместо индивидуального общения экспериментатора с ребенком в этой игре-эксперименте система выбора партнеров (для совместной игры, дежурства и т. д.) осуществляется в присутствии испытуемых, а если исследуется вся группа, то в присутствии всех детей. Дети садятся полукругом так, чтобы находиться на некотором расстоянии от воспитателя, проводящего эксперимент, и его помощника, ведущего запись ответов детей. Воспитатель объясняет детям, как они должны вести себя во время игры: внимательно слушать вопрос, подумать, как на него ответить, держать свой ответ в секрете, только воспитателю сказать тихонько (на ушко). Задав вопрос, педагог вызывает детей по одному и, выслушав ответ, шепотом передает помощнику то, что надо записать. После того как все вопросы будут заданы и все дети «поговорят по телефону», воспитатель проводит с ними короткую беседу о том, что он узнал от ребят о хороших детях. При этом старается подчеркнуть, что у каждого из них есть хорошее, приводит пример. Полученный материал обрабатывается, как обычно, путем качественного и количественного анализа.

4.3. Изучение критериев выбора партнера для общения [2]

Подготовка исследования. Подготовить несколько вариантов вопросов для выбора партнера в разных видах деятельности, например: «С кем хочешь играть? Почему? Кого хочешь поздравить с праздником? С кем хочешь пойти в школу? Сидеть за одним столом?» и т. д.; вопросы для беседы с детьми о причинах выбора партнера.

Проведение исследования. На основании результатов социометрического эксперимента беседуют с детьми 3—7 лет о причинах выбора партнера.

Исследования дополняют наблюдением за повседневным общением детей, в процессе которого проверяют и уточняют результаты социометрического эксперимента и беседы.

Для определения устойчивости общения и критериев общения эксперимент и наблюдение за детьми повторяют через 5—6 месяцев.

Обработка данных. Определяют число выборов детей, получивших подтверждение в результате беседы.

Анализируют критерии выборов партнеров для общения и их устойчивость.

Детей распределяют на группы.

I группа — дети без осознанного мотива выбора, выделяющие лишь общее положительное отношение к сверстнику; обычно отвечают: «Просто нравится».

II группа — дети, выделяющие положительные качества сверстников: внешность, успешность выполнения той или иной деятельности и такие нравственные качества, как умение дружно играть, не драться, не ссориться, делиться игрушками.

III группа — дети, ставящие на первое место интерес к совместной деятельности (обычно это игра).

IV группа — дети, выделяющие дружеские отношения.

4.4. Изучение причин изоляции дошкольников в группе детского сада [3]

Проведение исследования. На основании социометрического эксперимента выделяют «изолированных» детей и наблюдают за их поведением, отношением к ним других детей группы во всех видах деятельности и во всех режимных моментах, а также за реакциями взрослых на те или иные ситуации. На каждого «изолированного» ребенка заводят дневник наблюдений, куда записывают все факты его поведения. Наблюдение проводят также по типу одномоментных срезов. Кроме этого анализируют условия семейного воспитания детей, их поведение и особенности общения в предыдущие годы пребывания в детском саду, их взаимоотношения не только со сверстниками, но и с взрослыми. Исследование дополняют индивидуальной беседой с каждым «изолированным» ребенком: «Расскажи мне, пожалуйста, что ты знаешь о детях группы, о своих друзьях» и т. д.

Обработка данных. Фактический материал наблюдений заносят в таблицу.

Оценочная методика (Т. А. Репина)

Особенности восприятия детьми сверстников изучаются с помощью оценочного эксперимента. Взаимооценки детей – важный показатель характера их отношений. Наряду с реальным общением и системой избирательных отношений дошкольников, взаимооценки детей существенно дополняют конкретную картину отношений, существующую в той или иной возрастной группе детского сада. На основании того, какими качествами обладают наиболее авторитетные в группе дети, можно судить о содержании, стиле их отношений, и косвенно – о ценностных ориентациях группы.

Истинное, по нашему мнению, положение ребенка в группе определяется тем, как высоко сверстники группы оценивают его достоинства и как сурово осуждают его недостатки. Восприятие дошкольниками друг друга существенно отличается от восприятия сверстников более старшими детьми: их оценки более субъективны, больше подвержены влиянию аффективного отношения к другому ребенку, не могут четко различать близкие по содержанию качества и т. п.

Но, тем не менее, количественное сравнение оценок (выраженных в баллах), полученных отдельными детьми от всех членов группы, свидетельствует о существовании четко выраженной тенденции: как правило, дети с высоким социометрическим статусом имеют суммарную оценку с высоким баллом, а дети, которых не принимают сверстники, оценку, выраженную низким баллом.

Особенности проведения методики

Психолог кладет перед испытуемым фотографии всех детей группы, в том числе и его собственную, и ставит три игрушечных домика. Взрослый просит ребенка разложить фотографии по домикам в зависимости

от наличия того или иного качества. Например, можно попросить ребенка расположить фотографии по домикам в зависимости от того, обладает ли сверстник, изображенный на фотографии, таким качеством, как доброта. В первый домик психолог предлагает ребенку поместить «самых добрых» ребят (тех, кто «делится гостинцами с другими ребятами, дает поиграть игрушками, которые приносит из дома»). Во второй домик следует «поселить» детей, которые только «иногда бывают добрыми», в третий положить фотографии «не очень добрых» детей (они «не любят делиться гостинцами, не дают поиграть своими игрушками»). Свою собственную фотографию испытуемый также должен положить в один из трех домиков, в зависимости от самооценки.

Аналогично можно обследовать дошкольников и по другим качествам. Для этого после регистрации результатов по первому качеству, все фотографии снова раскладываются на столе, и проводится аналогичная процедура оценки сверстников, но уже по другому качеству.

Качества можно условно разделить на четыре группы. Первую группу составляют качества, непосредственно воспринимающиеся детьми, такие как внешняя привлекательность, жизнерадостность, физическая сила. Ко второй группе относятся нравственные качества, имеющие особое значение во взаимоотношениях детей: доброта, отзывчивость, умение дружно играть, не драться, не ябедничать. В третью группу входят волевые качества. И наконец, четвертую группу составляют качества, обеспечивающие ребенку успех в той или иной деятельности, имеющей место в детском саду, а именно – навыки и умения, от которых зависит успешность учебной, игровой, изобразительной, музыкальной, конструктивной и другой деятельности.

При проведении методики вопросы формулируются с учетом возрастных особенностей испытуемых. Например, при оценке такого качества, как трудолюбие, задаются следующие вопросы: «Кто из ребят хороший помощник? Кто хорошо дежурит, любит трудиться? Кто всегда помогает воспитателю и няне, когда они просят что-нибудь сделать?», «А кто из ребят ленивый, не любит трудиться, плохо дежурит в группе?» При оценке жизнерадостности ребенка спрашивают: «Кто у вас в группе самый веселый, редко плачет, много смеется и любит посмешить других?», «А кто редко бывает веселым, часто плачет?» и т. п.

Оценочный эксперимент проводится в двух формах: с опорой на фотографии и в форме беседы с использованием тех же вопросов. В первом случае эксперимент требует больше времени.

При массовом обследовании в детском саду для сокращения времени применяется второй вариант оценочного эксперимента. При этом беседа проводится по специальному опросному листу. Отличие второго варианта методики в основном заключается в том, что ребенку задается дополнительный вопрос с целью выявить его самооценку по какому-либо качеству. Например, для того чтобы выяснить, как ребенок оценивает свое собственное трудолюбие, его спрашивают: «А ты сам любишь трудиться, дежурить?», «Всегда ли ты стараешься, когда мама, воспитатель или няня просят тебя сделать что-нибудь, или только иногда, или ты совсем не любишь трудиться?»

Интерпретация методики

На основе результатов оценки, данной каждым ребенком, заполняется соответствующая таблица (таблица 10). Детям, имеющим, по мнению испытуемого, те или иные ярко выраженные положительные качества, в соответствующие клетки таблицы ставится оценка «+1» («самые добрые»), а дошкольникам, которых испытуемый наделяет отрицательными качествами, ставится оценка «—1» («не очень добрые»).

Таблица 10

Сумма положительных и отрицательных оценок, которые дает каждый ребенок остальным членам группы, является определенной личностной характеристикой и для него самого – в ней выражается степень его доброжелательности в отношении к сверстникам.

Часто оценки детей дошкольного возраста носят эмоционально – аффективный характер – многие дети завышают оценки сверстникам, с которыми они дружат. Иногда девочки более критичны в оценке мальчиков, чем своих сверстниц, и, наоборот, мальчики более критичны по отношению к девочкам.

Читайте также  Группа крови родителей детей должна совпадать

Для того чтобы более точно определить положение ребенка в системе групповых оценочных отношений, а также для того, чтобы сравнить оценочные показатели и показатель самооценки, определяется индекс оценок. Оценочный индекс обозначает отношение полученных положительных и отрицательных оценок к возможному количеству оценок.

Степень совпадения индексов оценок, полученных от детей, воспитателей и родителей, говорит, с одной стороны, о степени объективности в оценке различных качеств ребенка, в том числе и его самого, а с другой стороны, характеризует отношение оценивающих к оцениваемому ребенку.

Сопоставление оценочных индексов отдельных детей дает возможность получить общую картину оценочных отношений, существующих в данной группе, а именно: выявить дошкольников с благоприятным и неблагоприятным положением в группе, «контрастных» детей (имеющих как положительные, так и отрицательные оценки), существование половой дифференциации во взаимооценках детей, пристрастности в оценках в зависимости от избирательности симпатий. По тем качествам, которые особо ценятся в группе, можно составить представление о ее ценностных ориентирах. Соотношение общегрупповых положительных и отрицательных оценок является показателем общей доброжелательности, существующей в группе. По оценочным индексам также можно судить о степени влияния оценок воспитателя на оценки детей (при включении его в качестве испытуемого).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Методика «Предложения» [69]

Методика «Предложения» [69] Методика направлена на изучение дивергентной продуктивности при операциях с символическим материалом (вербальная креативность).Инструкция. Составьте как можно больше осмысленных предложений из трех слов, которые начинались бы на следующие

Методика «Классификация» [70]

Методика «Классификация» [70] Методика направлена на изучение дивергентной продуктивности на семантическом материале.Инструкция. Сгруппируйте данные слова в различные группы по признакам, которые их могут

Методика

Методика Все дети находились на лечении в Республиканском объединении по реабилитации и восстановительному лечению детей-инвалидов (Горки Ленинские) с диагнозом «Детский церебральный паралич». В эксперименте принял участие 51 ребенок в возрасте от 8 до 14 лет. После

1. ОРИЕНТИРОВОЧНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОТНОШЕНИИ СОБСТВЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ИХ ОБЪЕКТОВ — ВЫБОР

1. ОРИЕНТИРОВОЧНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОТНОШЕНИИ СОБСТВЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ИХ ОБЪЕКТОВ — ВЫБОР Мы теперь знаем, что всякая деятельность человека и активность его организма, начиная от нервной и кончая целенаправленным поведением, мотивируется (обеспечивается

Методика «Секрет» (Т. А. Репина)

Методика «Секрет» (Т. А. Репина) Особенности проведения методикиМетодика направлена на изучение межличностных отношений дошкольников в группе детского сада, включая избирательные отношения. Избирательные отношения между детьми возникают достаточно рано и достигают

Установка оценочная

Установка оценочная Эта установка проявляет себя в случае оценивания личности человека в целом, а не отдельных его черт, качеств, поступков и т. д. Оценивание может оказать и отрицательное влияние, если какую-то отдельную особенность человека отождествляют с ним в

Методика «Импульсивность»

Методика «Импульсивность» Опросник дает возможность узнать о тенденции данного человека к принятию недостаточно обдуманных, взвешенных решений.ИнструкцияПрочтите вопросы и, если вы согласны с утверждением, поставьте рядом знак «+» («да»), если не согласны — знак «-»)

Методика А. И. Высоцкого

Методика А. И. Высоцкого Описываемая ниже методика разработана А. И. Высоцким, как пишет автор, для определения настойчивости. Но настойчивость, как отмечает сам А. И. Высоцкий, характеризуется умением личности мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с

Методика «ПП»

Методика «ПП» Есть одна методика, которой я хочу с вами поделиться. Мы ее уже упоминали. Это техника «ПП»: «Поел – переварил».Объясню еще раз: чтобы жить, мы питаемся и перевариваем поступающую в организм пищу, так и с информацией, которую мы получаем. Если не успеваете ее

Методика номер четыре: методика «плюс-минус»

Методика номер четыре: методика «плюс-минус» — Ты мне руку сломала! — В человеческом организме 215 костей. Это была только одна. Терминатор-2. Эта методика применяется в разговорах, как средство сделать хороший продвинутый комплимент. Главное в этой методике — контраст.

Установка оценочная

Установка оценочная Дурак обвиняет других; Умный обвиняет себя; Мудрый же не обвиняет никого. Эта установка проявляет себя в случае оценивания личности человека в целом, а не отдельных его черт, качеств, поступков и т. д. Оценивание демонстрирует свой иррациональный

Методика 5. «Забалтывание»

Методика 5. «Забалтывание» Используется в ситуации, когда партнер в большей степени контролирует ситуацию и может перейти к крайним мерам. Используется не только при захвате заложников, работе с демонстративными шантажистами и самоубийцами. Может также работать в том

Методика

Методика Материалом для исследования послужили:1. Протоколы короткой (28 сеансов, условное название случая – «Патриция») психодинамической психотерапии, предоставленные авторами проекта по изучению сознательных и бессознательных психических процессов (Bucci, 1993).

Чем эта методика не является?

Чем эта методика не является? Методика Разумного пути — не божественные откровения, не контактная информация и не послание свыше. Это синтез наработанных в ходе развития человечества различных знаний и результаты анализа типовых ошибок, которые совершают множество

Репина Т.А. «Необходимо сопоставлять данные разных методик и проверять одну методику другой»

№1 2008 Репина Т.А. «Необходимо сопоставлять данные разных методик и проверять одну методику другой»

  • Автор(ы):

Репина Татьяна Александровна – доктор психологических наук, известный детский психолог. Одной из первых Татьяна Александровна стала изучать проблему социализации личности ребенка и разработала новое для отечественной науки социально психологическое направление. Т. А. Репиной опубликовано 150 научных трудов, издано 7 книг. Мы попросили Татьяну Александровну ответить на вопросы о проблемах детской социализации.

– Татьяна Александровна, в отечественной и зарубежной социологии и психологии термин «социализация» не имеет однозначного толкования. Что вы вкладываете в это понятие?

– Это усвоение исторического человеческого опыта, который ребенок приобретает через взрослых и через сверстников. Первым детским обществом, где ребенок-дошкольник получает начальный социальный опыт общения со сверстниками, который способствует формированию его взглядов и поведения, усвоению моделей для подражания и выработке ценностных установок, является группа детского сада. Она помогает дошкольнику адекватно оценивать свое поведение, сравнивать его с поведением других детей и прислушиваться к их мнению о себе.

– Вас считают одним из основоположников социальной психологии детей дошкольного возраста в нашей стране. Как получилось, что вы стали заниматься проблемами социализации?

– «Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он все», – с этими словами Максима Горького нельзя не согласиться. Проблемы формирования личности интересовали меня уже в старших классах. После школы я поступила в институт истории, философии и литературы на филологический факультет. Выбрала филологию, потому что считала, что это самый, если можно так назвать, воспитательный предмет. Через литературу можно воздействовать на формирование личности, на воспитание человека. Год проучилась – началась война. Учебу пришлось отложить. На филологический факультет вернулась только после войны. Случайно узнала, что на философском факультете открыто психологическое отделение, и перешла туда. Лекции нам читал А. В. Запорожец, у него я готовила курсовые работы и диплом по проблемам воображения дошкольников. В аспирантуре я хотела заниматься проблемой формирования нравственных чувств. Меня отговаривали, утверждали, что это очень сложная тема для диссертации, ранее нравственные чувства никто не изучал экспериментально. Но мне хотелось заниматься именно этой проблемой. Ей я посвятила полтора года, перерыла огромное количество литературы, но, к сожалению, опыта не хватило, зашла в тупик: не знала, как строить экспериментальную часть работы. И хотя для диссертации пришлось выбрать другую тему, я всегда старалась уделять внимание проблемам формирования личности. Когда мне предложили возглавить лабораторию развития личности, нисколько не сомневалась.

– Но в те годы проблемам социализации личности уделялось очень мало внимания. Не опасались, что не получится?

– Главное – мне было интересно. Когда организовали лабораторию, никто толком экспериментальной социальной психологией не занимался. Были только теоретические работы по социометрии. До дошкольников вообще никто не доходил. Это был сложный и трудный период. Все приходилось начинать с нуля: создавать концепцию, методологический аппарат.

В основе методической работы было положено разделение понятий. Например, предстояло определить, что такое общение. Такое понятие было в философии, испокон веков к нему относили любые контакты человека с другими людьми, в том числе и письменные. Автоматически это определение перешло в психологию. Но картина общения и картина межличностных отношений – это разные вещи и изучать их нужно по-разному. Нельзя исследовать любые контакты одними и теми же методиками. Я считала, что невозможно создать экспериментальную методику, когда нечетко дано определение тому, что изучается. Мы выделили три сферы общения дошкольника со сверстниками:

  1. актометрическую, включающую совместную деятельность;
  2. социометрическую, затрагивающую межличностные отношения;
  3. перцептивную, рассматривающую восприятие детьми друг друга.

Дело в том, что все эти сферы пересекаются, есть такие процессы, где соединяются все три. В то же время каждая из этих сфер имеет право на собственное существование. Например, ребенок может общаться со сверстником, и при этом не испытывать к нему никаких симпатий. Такое разделение понятия общения помогло встать на эффективный путь его изучения.

– Возрастная группа детского сада – сложный объект для изучения. Существуют ли какие-то методы исследования, дающие надежные результаты?

– Ни один метод не может дать абсолютно точных результатов. Для надежности необходимо сопоставлять данные разных методик и проверять одну методику другой. Для изучения группового взаимодействия нами были разработаны: а) методика одномоментных срезов структуры группы; б) методика периодически повторяющихся хронометрированных наблюдений за ребенком.

Некоторые исследователи, пытавшиеся изучать дошкольников, ставили их в неестественные условия и потому получали недостоверные результаты. Нам было важно, чтобы дошкольник принял инструкцию и выполнял ту задачу, которую мы перед ним поставили. Методики постоянно дорабатывались, переиначивались. На первый взгляд может показаться, что все достаточно просто. Как узнать, с кем предпочитают играть дошкольники? Можно ведь просто спросить у каждого, кто тебе нравится. Но нужно учитывать психологию ребенка. Дошкольник, заметив, что неподалеку играет Вася, может ответить, что именно Вася ему и нравится. Так получаются недостоверные результаты. Мы не ставили детей в какие-то нереальные условия, а предлагали им играть вместе с нами, например, в «Секрет». В основу игры положен социометрический эксперимент «выбор в действии». Методика заключается в том, что испытуемый по секрету дарит трем детям из группы в соответствии со своим желанием подарки (прячет в шкафчики), предварительно определив степень их привлекательности. После того, как ребенок раскладывает подарки по шкафчикам, его просят обосновать свой первый выбор и высказать предположение об ожидаемых выборах.

– В данном случае детям предлагались определенные условия игры, а можно ли изучать нерегламентированные стихийные отношения дошкольников в группе детского сада?

– Нами была разработана методика одномоментных срезов структуры группы детского сада в свободном общении. Эта методика предназначена в первую очередь для выявления общей картины реального общения в конкретной возрастной группе. Методика позволяет обнаружить микрообъединения, которые возникают среди детей при свободном общении в группе, определить численный и половой состав этих игровых объединений, а также увидеть детей, которые чаще остальных играют в одиночку. В ходе наблюдения экспериментатор многократно фиксирует все имеющиеся в определенные моменты времени объединения, а также случаи, когда тот или иной ребенок оставался в одиночестве. «Срезы» производились, как правило, на протяжении трех дней через каждые 5–7 мин в идентичной обстановке. Для соответствующих выводов достаточно провести около 30 наблюдений. Мы составляли социометрические таблицы, в которых фиксировали все контакты, затем их обрабатывали.

Читайте также  Организация и проведение игр в подготовительной группе

– Общение в группе детского сада стихийно или какие-то закономерности удалось установить?

– Только на первый взгляд контакты между дошкольниками можно назвать хаотичными, напоминающими броуновское движение. В группе детского сада существуют длительные привязанности между детьми. Прослеживается существование относительно устойчивого положения дошкольника в группе. Мы также заметили, что девочки предпочитают играть с девочками, мальчики с мальчиками, между мальчиками и девочками – лишь редкие контакты. 91% избирательных контактов ребенок устанавливает со сверстниками своего пола и только 9% – с детьми противоположного пола. Эти данные подтолкнули меня заняться полоролевой социализацией.

– Почему так происходит?

– Это естественный процесс. Игры у мальчиков и у девочек разные: разве интересно мальчикам играть в «дочки-матери», а девочкам в «войну»? Объединяются они в основном во время подвижных игр.

– Такое изолированное общение девочек и мальчиков – момент положительный или, наоборот, отрицательный?

– Это естественный процесс. Конечно, хотелось, чтобы мальчики и девочки больше контактировали между собой, учились общаться друг с другом, понимать, договариваться уже в таком возрасте. В будущем это непременно пригодится.– Может ли воспитатель вносить какие-то коррективы в общение дошкольников?– Перед педагогом стоит сложная задача – найти пути, способствующие дружбе между мальчиками и девочками, и вместе с тем не тормозить естественный процесс половой дифференциации. Одним из вариантов преодоления разобщенности между мальчиками и девочками в группе детского сада без нарушения процесса половой социализации может стать использование сюжетно-ролевых игр, в которых учитываются интересы детей обоего пола. Например, важным средством воспитания у ребенка первых представлений о будущих обязанностях отца и матери может стать игра в семью при соответствующей тактичной корректировке ее содержания педагогом детского сада.

– В любой группе детского сада есть общительные дети, которые практически постоянно с кем-нибудь играют, и есть те, кто большую часть времени проводят в одиночестве. Отчего зависит положение ребенка в группе?

– Вопрос, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, имеет исключительное значение. Дети, которые часто бывают в одиночестве, в нашем социометрическом эксперименте совсем не получали выбора. Причины изолированности могут быть разные: личност ные особенности дошкольника, непривлекательный внешний вид (например, ребенок сопливый). Но чаще всего в одиночестве оказываются дети конфликтные, не умеющие играть, не обладающие навыками для совместной деятельно сти. С такими играть неинтересно, их сторонятся. Дети очень жесткие в оценке, милосердия не проявляют. Если сверстник им не интересен, они не будут из жалости с ним общаться. Очень часто не могут найти общего языка со сверстниками заброшенные дети, которым дома не уделяют внимания. В любом случае для детей это трагедия. Им и в дальнейшем сложно добиться успеха, заявить о себе. У меня была возможность наблюдать за такими детьми в начальных классах. Результаты печальные: 33% детей, которые были изолированными в детском саду, так и не смогли выйти из группы изолированных при переходе в начальную школу.

– Как помочь ребенку в этой непростой для него ситуации?

– Мы старались привлекать дошкольниководиночек к игре с демократическими лидерами. Если лидеры – диктаторы, которые постоянно командуют и требуют беспрекословного подчинения: возьми то, сделай это, то у детей, испытывающих проблемы в общении, никогда собственная инициатива не появится. Эти дошкольники не уверены в себе. Их нужно поощрять, вселять уверенность, а для этого необходимо работать с родителями. От их мнения многое зависит. Например, воспитательница говорит девочке: «Пойдешь в школу, будешь хорошо учиться». А она: «Нет, я буду плохо учиться». «Почему?» – «Потому что мама так сказала». Девочка приняла роль, которую ей навязывали родители, причем отрицательную роль. Оценки, которые дают воспитатель или родители, очень важны для дошкольника. Если успехи ребенка признаются окружающими, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников.

Правила использования Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Сборник диагностических методик по изучению социально-коммуникативного развития дошкольников

Сборник диагностик, направленных на выявление уровня сформированности социально-коммуникативного развития / сост. М.В. Суровицкая. Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017.

Руководитель: И.Ю. Устьянцева, преподаватель психолого-педагогических дисциплин.

Рецензент: Т.Р. Забидуллина, Е.А. Белова, И.В. Котова.

Сборник включает в себя диагностические методики по изучению социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Методики, отобранные с учетом требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования позволяющие оценить особенности индивидуального познавательного развития дошкольников.

Сборник адресован воспитателям детей дошкольного возраста дошкольных образовательных организаций, студентам обучающихся на педагогических специальностях.

© ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017

Пояснительная записка. 5

Раздел 1 Диагностические методики изучения осведомленности о нормах и ценностях принятых в обществе 8

Методика «Неоконченные ситуации» (А.М.Щетинина, Л.В.Кирс) 3-7 лет 8

Методика «Изучение осознания нравственных норм» (Г.А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина) 3-7 лет 9

Методика «Закончи историю» (Р.Р. Калинина) 4-7 лет. 11

Методика «Сюжетные картинки» (Р.Р. Калинина) 4-7 лет. 12

Раздел 2 Диагностические методики изучения общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми 14

Методика «Диагностика развития общения со сверстниками » (И.А. Орлова, В.М. Холмогорова) 2-4 года. 32

Методика одномоментных срезов (Т.А. Репина, М.В. Веракс) 2-7 лет 14

Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М.Щетинина, М.А. Никифорова) с 3 лет 20

Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности (М.И. Лисина) 3-7 лет……………. …………….………………. 17

«Два домика» (И. Вандвик, П. Экблад) 4-7 лет ……………………. 28

«Капитан корабля» (П. Экблад) 4-7 лет…………………. …………. 29

Методика «Лабиринт» (Л.А. Венгер) 5-7 лет …………………….….30

Методика «Игровая комната» (О.М. Дьяченко) 5-7 лет………………23

Методика «Маска» (А.М. Щетинина) с 5 лет. 16

Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу (А.М.Щетинина) с 5 лет…………………………………………………………. 22

Методика «Выбор в действии» (Я.Л. Коломенский) с 6 лет. 26

Раздел 3 Диагностические методики изучения самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. 38

Карта проявлений самостоятельности (А.М.Щетинина) 2- 7 лет. 38

«Особенности проявления воли дошкольников» (Р. М. Геворкян) 5-7 лет……………………………..………………………………………………39

Тест на развитость самоконтроля (А.М. Щетинина) 5-7 лет…………41

Изучение произвольности и контроля у детей (Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева) 6-7 лет.. 39

Раздел 4 Диагностические методики изучения социального и эмоционального интеллекта 42

Методики изучения особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека (А.М. Щетинина) 4-7 лет. 42

Методика «Картинки» (Р. Жиль) 4-7 лет. 49

Опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей». (А.М. Щетинина) 6-7 лет 46

Раздел 5 Диагностические методики изучения отношения к своей семье и к сообществу детей и взрослых 52

Экспериментальная игра «Секрет» (Т.А. Репиной) 5-6 лет. 66

Тест «Рисунок семьи» (В.И. Хьюлс, М. Резников) 5-7 лет. 52

Методика особенностей межличностных отношений ребенка (Р. Жиль) 6 лет 54

Список литературы . 68

Приложение

Пояснительная записка

В связи с введением Федерального образовательного стандарта дошкольного образования изменился подход в отслеживании результатов индивидуальных особенностей дошкольников в деятельности дошкольных образовательных организаций.

На сегодняшний день, чтобы выявить педагогу индивидуальные особенности дошкольников ему нужно вести наблюдение за детьми, по результатам наблюдения провести необходимые диагностики и выстроить индивидуальный образовательный маршрут, в результате чего выстраивается образовательная деятельность. Для того чтобы воспитателю узнать уровень развития индивидуальных особенностей дошкольников ему необходимо воспользоваться педагогическими диагностиками.

В нашем случае речь пойдет о диагностировании социально-коммуникативного развития, его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Таким образом, являясь приоритетным, социально — коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе и дошкольного.

Цель сборника – отбор и систематизация диагностических методик изучения социально-коммуникативного развития дошкольников.

Настоящий сборник представляет собой результат систематизации 25 методики, имеющих в кратком разделе небольшую аннотацию, направленную на диагностику социально-коммуникативного развития дошкольников.

Представленные методики помогут выявить уровень сформированности индивидуальных особенностей социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

Содержание сборника включает 5 разделов.

Раздел 1. Диагностические методики изучения осведомленности о нормах и ценностях принятых в обществе, направленные на осведомленность о нормах и ценностях принятых в обществе.

Раздел 2. Диагностические методики изучения общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, направленный на изучение коммуникативной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Раздел 3. Диагностические методики изучения самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, направленный на изучение самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции.

Раздел 4. Диагностические методики изучения социального и эмоционального интеллекта, на изучение отзывчивости, сопереживания.

Раздел 5. Диагностические методики изучения отношения к своей семье и к сообществу детей и взрослы, направленный на изучение отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

В представленных диагностических методиках представлены: цель, ход проведения, диагностические показатели, возрастной диапазон, форма и условия проведения, рекомендации по обработке интерпретации материалов.

Данная методическая разработка может быть полезна воспитателям дошкольных образовательных организаций при организации выявления индивидуальных особенностей дошкольников социально-коммуникативного развития, отслеживающим уровень развития детей в данной области, для выстраивания индивидуального маршрута развития ребенка, а также студентам, используя данный материал в качестве пособия, чьи дипломные работы и проекты предполагают реализацию данных методик для установления динамики уровня развития социально-коммуникативной сферы.

Создание подобного сборника может иметь практическую значимость, а именно уже разработанный и структурированный сборник может стать полезным в деятельности, предполагающей определение индивидуальных особенностей познавательного развития детей дошкольного возраста.

Полученные в результате проведения методик данные, могут быть использованы в целях построения индивидуального маршрута ребенка, а также могут учитываться при планировании учебно-воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации.

Методики, включенные в сборник диагностических методик, предполагают подготовку к проведению любой из предложенных методик, так как необходим дополнительный стимульный материал.

Сборник диагностических методик по изучению социально-коммуникативного развития дошкольников

Сборник диагностик, направленных на выявление уровня сформированности социально-коммуникативного развития / сост. М.В. Суровицкая. Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017.

Руководитель: И.Ю. Устьянцева, преподаватель психолого-педагогических дисциплин.

Рецензент: Т.Р. Забидуллина, Е.А. Белова, И.В. Котова.

Сборник включает в себя диагностические методики по изучению социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Методики, отобранные с учетом требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования позволяющие оценить особенности индивидуального познавательного развития дошкольников.

Сборник адресован воспитателям детей дошкольного возраста дошкольных образовательных организаций, студентам обучающихся на педагогических специальностях.

© ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017

Пояснительная записка. 5

Раздел 1 Диагностические методики изучения осведомленности о нормах и ценностях принятых в обществе 8

Методика «Неоконченные ситуации» (А.М.Щетинина, Л.В.Кирс) 3-7 лет 8

Методика «Изучение осознания нравственных норм» (Г.А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина) 3-7 лет 9

Методика «Закончи историю» (Р.Р. Калинина) 4-7 лет. 11

Методика «Сюжетные картинки» (Р.Р. Калинина) 4-7 лет. 12

Раздел 2 Диагностические методики изучения общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми 14

Методика «Диагностика развития общения со сверстниками » (И.А. Орлова, В.М. Холмогорова) 2-4 года. 32

Методика одномоментных срезов (Т.А. Репина, М.В. Веракс) 2-7 лет 14

Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М.Щетинина, М.А. Никифорова) с 3 лет 20

Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности (М.И. Лисина) 3-7 лет……………. …………….………………. 17

«Два домика» (И. Вандвик, П. Экблад) 4-7 лет ……………………. 28

«Капитан корабля» (П. Экблад) 4-7 лет…………………. …………. 29

Методика «Лабиринт» (Л.А. Венгер) 5-7 лет …………………….….30

Методика «Игровая комната» (О.М. Дьяченко) 5-7 лет………………23

Методика «Маска» (А.М. Щетинина) с 5 лет. 16

Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу (А.М.Щетинина) с 5 лет…………………………………………………………. 22

Читайте также  Лекарства болит живот ребенка

Методика «Выбор в действии» (Я.Л. Коломенский) с 6 лет. 26

Раздел 3 Диагностические методики изучения самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. 38

Карта проявлений самостоятельности (А.М.Щетинина) 2- 7 лет. 38

«Особенности проявления воли дошкольников» (Р. М. Геворкян) 5-7 лет……………………………..………………………………………………39

Тест на развитость самоконтроля (А.М. Щетинина) 5-7 лет…………41

Изучение произвольности и контроля у детей (Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева) 6-7 лет.. 39

Диагностика личностно-социального развития дошкольников в соответствии с программой развития и воспитания детей в детском саду "Детство" под редакцией Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович

Образовательный процесс современного детского сада характеризуется обращенностью к ребенку, поиском оптимальных условий раскрытия и развития его личностного потенциала. Все это возможно только при наличии объективной обратной связи. Именно обратная связь предоставляет воспитателю информацию о реальных интересах и актуальном состоянии ребенка в момент взаимодействия. Объективная обратная связь может быть обеспечена педагогической диагностикой.

Умение осуществлять педагогическую диагностику и проектировать на ее основе задачи и содержание развития и воспитания ребенка входит в компетенцию грамотного, квалифицированного педагога. Ведь “если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях”. Использование педагогической диагностики в практике работы воспитателей, дает возможность научно обоснованно анализировать образовательный процесс, что закладывает основы качественного развития, прежде всего дошкольника.

Педагогическая диагностика призвана помочь в понимании реальной картины достижений, затруднений, перспектив развития ребенка, педагогического потенциала имеющихся условий его становления и характера требуемой помощи (содействия) педагога, которая может проявляться как:

– педагогическое руководство – помощь воспитаннику в преодолении затруднений, при которой педагог берет на себя инициативу и ответственность в определении целей, отборе средств и коррекции деятельности воспитанника;

– педагогическая поддержка – совместное с воспитанником определение его интересов, склонностей, способностей, ценностно-целевых установок, возможностей и способов преодоления затруднений, препятствующих его саморазвитию;

– педагогическое сопровождение – создание и развитие разносторонних условий для принятия субъектом развития (воспитанником) оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора

Диагностика – это деятельность по установлению диагноза или наука о способах осуществления этой деятельности. Без диагностики трудно представить осознанную и целенаправленную деятельность педагога. Без нее он будет работать “вслепую”, растрачивая силы и время и не имея гарантии получения конструктивного результата.

Авторы программы “Детство” под педагогической диагностикой в дошкольном образовании – группа задач профессиональной деятельности педагога, направленных на изучение фактического состояния и специфических особенностей субъектов педагогического процесса, а также прогнозирование тенденций их развития как основы для целеполагания и проектирования педагогического процесса.

Диагностика личностно-социального развития дошкольников

Личностно-социальное развитие ребенка является одним из наиболее сложных и значимых направлений для проектирования педагогического процесса современного дошкольного учреждения.

В исследованиях последних лет все большее внимание уделяется педагогической диагностике как основе конструирования образовательного процесса, в том числе и в направлении социально-нравственного развития дошкольника. В этом аспекте педагогическая диагностика авторами программы “Детство” (Бабаева Т.Н., Крулехт М.В., Полякова М.Н.) рассматривается как комплекс специально разработанных методик, позволяющих воспитателю в повседневной жизни детского сада диагностировать реальные особенности развития ребенка, находить пути помощи ребенку в его развитии.

Предмет диагностики – особенности социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста как основа проектирования задач педагогического процесса в группах старшего дошкольного возраста.

Задачи диагностики:

1. Изучить типичные особенности поведения и взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками, отношения к самому себе; выявить поведенческие проблемы каждого ребенка.
2. Выявить понимание детьми отдельных нравственных норм и правил поведения, умения разрешать проблемные ситуации с позиции этих правил.
3. Изучить особенности понимания старшими дошкольниками проявления некоторых чувств и переживаний других людей, умения ориентироваться на эти чувства в повседневном общении и деятельности.

На первом этапе, при первичной диагностике, педагогу удобно воспользоваться методом наблюдения, в том числе включенного наблюдения, когда воспитатель в играх, совместных делах разговорах с детьми оценивает:

  • Эмоциональные проявления детей: с каким настроением ребенок чаще всего приходите в группу, как часто бывает весел, печален, сердит, с чем связаны такие проявления ребенка, как часто и по какому поводу вступает в конфликт со взрослым и сверстниками, проявляет упрямство, негативизм агрессивность.
  • Умения общения и взаимодействия дошкольников со сверстниками и взрослыми: проявления инициативности, активности в общении, (в т.ч. и речевой), застенчивости, робости, нерешительности, с чем обычно связаны умения культуры общения – умения вступать в контакт, умения ориентироваться при общении на чувства и переживания др.
  • Личностные проявления детей в различных видах деятельности (умения самостоятельно выдвинуть идею, план действий, умения действовать в соответствии с планом, исправлять ошибки, оценивать свою деятельность, отношения к указаниям взрослого, советам сверстников и т.д.)

Методика Т.А. Репиной “Изучение особенностей социально-нравственного развития детей группы, характера взаимоотношений детей в коллективе сверстников”.

Анализируя результаты, педагог может опираться на следующие рекомендации. Рассмотрите полученные результаты таблицы. Вы видите, что почти у всех детей есть свои достоинства и недостатки. Учитывайте их в своей работе с детьми.

Подчеркните красной ручкой имена и фамилии тех детей, у которых Вы выделили только достоинства. Очевидно, это ваша опора в группе, дети, которые помогут вам заинтересовать, увлечь, организовать других. Но приглядывайтесь к ним внимательнее – всегда ли мы объективны в нашей оценке? Каковы задачи социально-эмоционального развития этих детей?

Подчеркните черной ручкой имена и фамилии тех детей, у которых вы выделили преимущественно негативные особенности. Это дети, которым в первую очередь требуется ваше понимание и помощь. Постарайтесь понять, в чем причины таких проявлений детей. Для этого можно воспользоваться анкетой для родителей и вопросником для беседы с ребенком, представленными в параграфе по изучению особенностей семейного воспитания, методиками диагностики взаимоотношений детей со сверстниками, используйте и другие знакомые вам методы. Определите положительные качества, увлечения, интересы таких детей, опирайтесь на них в ходе работы с ними. Подумайте, какие методы социально-нравственного воспитания могли бы помочь решить проблемы этих детей.

Возьмите список детей группы и выпишите имена и фамилии тех детей, которых нет в вашей таблице. Подумайте, почему так получилось – эти дети незаметны, “забыты” взрослыми, они не проявляют себя или у них нет ярких личностных особенностей. В процессе педагогического взаимодействия вам надо узнать этих детей лучше, помочь им более активно проявлять свою индивидуальность и преодолевать личностные проблемы.

Обобщения результатов наблюдения по данной методике позволит педагогу увидеть индивидуальные особенности социально-личностного развития детей группы, их сильные стороны и, и поведенческие проблемы, и учесть их в ходе дальнейшего взаимодействия с каждым ребенком.

Для изучения особенностей понимания детьми норм и правил поведения, отношения к ним, понимания отдельных эмоциональных состояний с детьми проводиться индивидуальная беседа. Чтобы получить представления о понимании правил поведения детьми группы и спланировать дальнейшую работу по социально-нравственному воспитанию необходимо побеседовать с 6-8 детьми из разных по “благополучию” групп, выделенных на основе первой методики.

Для детей старшего дошкольного возраста данные диагностики дополняются результатами методики “Закончи историю” (модифицированный вариант ситуаций Р.М.Калинина)

Результаты данных методик позволят выявить, какие нравственные нормы освоены детьми, как они понимают особенности чувств других людей.

Педагогическая технология в программе “Детство” построена на основе социально-эмоционального развития детей в трех наиболее значимых для дошкольника сферах: ребенок и взрослые; ребенок и сверстники, ребенок и он сам. Поэтому последующие этапы диагностики педагог ориентирует на изучение нравственных представлений, поведенческих и познавательных умений, чувств и отношений дошкольников по отношению к педагогу, членам семьи, сверстникам и самому себе.

Изучение особенностей отношения ребенка с педагогом может проводиться на основе таких методов как анализ рисунков детей на тему “Мой воспитатель”, методики “А это могло быть с тобой?”, беседы с ребенком о воспитателях группы.

Следует отметить, что названые методики должны проводиться психологом, методистом или педагогом другой возрастной группы для того, чтобы получить более объективные результаты об особенностях представлений ребенка о своем воспитателе и характере отношения к нему.

Методика рисования на тему “Мой воспитатель” и беседы по рисунку может стать базовой для определения благополучия взаимоотношений педагога с детьми, адекватного понимания дошкольниками чувств педагога, желания проявить сочувствие и внимание к нему. Остальные методики необходимы для проектирования педагогического взаимодействия с “проблемными” (замкнутыми, конфликтными, нерешительными, агрессивными) дошкольниками и теми детьми, с которыми у воспитателя не складывается позитивное взаимодействие.

Эта методика позволит увидеть своеобразие проявлений детей по отношению к воспитателям группы, выявить имеющиеся у них проблемы взаимоотношений, и выделить ту группу детей, преодоление трудностей в поведении которых необходимо начинать с оптимизации их взаимоотношений с педагогом.

Изучить особенности представлений дошкольников о своей семье, характер отношения к близким помогут беседа с детьми на темы “Моя семья” и “Моя семья в будущем”, анализ рисунков на тему “Моя семья”.

Данная беседа позволит педагогу увидеть особенности семейных взаимоотношений в каждой семье ребенка, поскольку дети склонны проецировать особенности родительской семьи на свою будущую семью. Особое внимание предлагаем обратить на вопросы о желании ребенка в будущем жить совместно с родителями, запретах и наказаниях, которые наиболее показательны для определения его эмоционального благополучия в семье.

Второй значимой для старших дошкольников сферой взаимоотношений являются отношения со сверстниками. Знание особенностей общения ребенка в коллективе сверстников, развитие умений взаимодействия с другими детьми важный аспект их социального развития лежащий в основе проектирования педагогического процесса по данному направлению.

Автор программы Т.Н. Бабаева. отмечает, что в качестве базовых методик могут выступать: наблюдение за общением детей в повседневной жизни, одна из социометрических методик (“Секрет”, “Подари открытку”, “Новоселье”), рисование на тему “Я в детском саду”, одна из диагностических ситуаций, выявляющие особенности взаимодействия дошкольника в совместной деятельности (“Обложка для книги”, “Рукавички”, “Сапожки в подарок”, “Сделаем вместе”).

Одной из наиболее сложных для педагогической диагностики сфер является сфера представлений старшего дошкольника о себе и отношения к себе. Для ее изучения могут быть использованы такие методики как: наблюдения за проявлениями детей в повседневной жизни, диагностическая ситуация (рассказ ребенка о себе), беседа с ребенком “Что ты любишь”, экспериментальная методика “Лесенка”, методика изучения образа “Я” дошкольника, диагностические ситуации “Что я лучше всего умею”, “Мои лучшие качества”.

В ходе наблюдения за общением и деятельностью детей педагог отмечает:

  • Проявления самостоятельности и уверенности ребенка в деятельности: умения самостоятельно выдвинуть идею, действовать в соответствии с планом, оценивать свою деятельность, отношения к советам и замечаниям взрослых, сверстников
  • Позиция, которую ребенок занимает в общении – лидер, партнер, подчиненный, уверенность в общении
  • Проявление интереса к своему прошлому и будущему, умение устанавливать связь между прошлым и настоящим, настоящим и будущим.

Для изучения особенностей представлений дошкольников о себе предлагается:

Во-первых, воспитателю важно выделить особенности социально-нравственного развития всех детей группы – освоения ими представлений о правилах и нормах поведения, умения следовать им в повседневной жизни, понимания ими чувств и переживаний окружающих, умения ориентироваться на них в своем поведении, характер детских взаимоотношений в коллективе сверстников, проявления детьми интереса к другим людям, их внутреннему миру, инициативность и самостоятельность дошкольников.

Постепенно в течение года воспитатель собирает информацию о социально-личностном развитии ребенка по следующей схеме:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: