Речевая диагностика детей 2 3 лет

Диагностика развития речи у детей 2-3 лет
методическая разработка (младшая группа)

Тюльникова Ирина Николаевна

Части предмета: ножка стола, рука, нога, глазки, ручка чашки.

Показать, где девочка: играет, спит, рисует, ест.

Выполнить поручения по речевой инструкции: дай куклу, покорми куклу, посади куклу.

2. Состояние словарного запаса (эксперессивная речь)

Машина Кукла Пирамида Мишка Мяч

Глаголы (вопросы по картинкам):

— Покажи где? (идет, стоит, сидит, рисует)

Прилагательные (По картинкам назвать):

Назови: большой — маленький, тонкий – толстый, длинный -короткий, веселый — грустный.

3. Выполнение по зрительному образцу:

• соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо — "O-KEY"

• пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты — "зайчик"

• 2 и 5 пальцы — "коза-дереза".

4. Исследование фонетической стороны речи

Воспроизведение звукоподражаний. Повторить за воспитателем:

кукла плачет – а-а-а…,

ребенок плачет – уа-уа-уа…,

поезд гудит – у-у-у…,

ослик кричит – иа-иа-иа…,

мышка пищит – и-и-и…,

кошка мяукает – мяу-мяу-мяу…

5. Исследование грамматического строя импрессивной речи (в пассиве)

— Понимание форм единственного и множественного числа существительных. Показать на картинках: чашка-чашки, гриб-грибы, кукла-куклы, мяч-мячи.

— Понимание прежложно-падежных конструкций с предлогами в, на, под. Положи мячик в коробку. Положи мячик на стол. Положи мячик под стол.

Понимание существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Покажи на картинках: дом-домик, ложка-ложечка, мяч-мячик, кукла-куколка.

Оценка результата воспитателем.

1 баллов – ребенок не справился с заданием.

2 балла — ребенок справился с помощью взрослого.

3 балла – ребенок справился с заданием

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика развития речи у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата старшего дошкольного возраста

СодержаниеПояснительная запискаРаздел I. ЗвукопроизношениеРаздел II. Развитие словаряРаздел III. Грамматический строй речиРаздел IV. Уровень развития связной речиЗаключениеСписок литературы.

Ранняя диагностика развития речи детей.

Наиболее типичные формы отклонений:1. неосложненная задержка речевого развития (ребенок говорит несколько лепетных слов, у него не появляются новые слова при достаточно г.

Психолого-педагогическая диагностика развития речи детей раннего возраста.

В презентации собран материал для диагностики речевого развития детей 2 — 4 лет. Материал представлен в виде игр по сказке "Колобок".

Методы и методики диагностики развития речи детей дошкольного возраста

Методы и методики педагогической диагностики развития речи детей дошкольного возраста по возрастам.

Диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста

Методика составлена на основе «Методики выявления уровня речевого развития» О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.

Речь — одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи малыш позна.

Диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста

Подобран материал для обследования речи, а так же критерии оценивания выполненного задания.

"Экспериментальное исследование развития речи детей раннего возраста в 1 младшей группе"

Автор: Королева Екатерина Ивановна
Должность: педагог дошкольного образования
Учебное заведение: МДОУ детский сад №65 "Семицветик"
Населённый пункт: Г. о. Подольск, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Экспериментальное исследование развития речи детей раннего возраста в 1 младшей группе"
Раздел: дошкольное образование

Образовательный консорциум «Среднерусский университет»

Автономная некоммерческая организация

высшего профессионального образования

«Московский областной гуманитарный институт»

Кафедра психологии, педагогики и профессионального образования

СТУДЕНТА О ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

Исполнитель: студент__Королева Е. И. _______________

(фамилия, имя, отчество)

Руководитель практики_:_Автионова Н. В.

Краткая характеристика места прохождения практики. 4

Методы и методики, используемые на практике. 9

Анализ и обсуждение результатов практики. 12

Список литературы. 21

внимание многих психологов и педагогов. При постепенном формировании

речи у ребенка, она проходит несколько этапов развития, превращаясь в

коммуникативного фактора в становлении и развитии речи.

речевого развития. Поэтому диагностике речевого развития в этом возрасте

этапах. Особенно скоро в это время развивается активная речь ребенка.

главным и единственным показателем нормального речевого развития.

Цель практики: выявить и экспериментально исследовать развитие речи

у детей в раннем детстве.

Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:

провести экспериментальное исследование развития речи у детей в

разработать систему занятий по развитию речи у детей в раннем

провести контрольный эксперимент и проанализировать полученные

учреждение – детский сад №65 «Семицветик» г. Подольска.

Сроки прохождения практики: с 11 мая по 21 июня 2017 г

Краткая характеристика места прохождения практики

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

г.Подольск ул.Кирова д.53-а.

образованию Администрации городского округа Подольск.

Для ведения образовательной деятельности, укрепления и сохранения

здоровья детей в дошкольном учреждении имеется:

— 12 групповых помещений с умывальными комнатами, приемными,

— кабинет заместителей заведующего по безопасности и АХЧ;

— пост охраны с домофоном;

— кабинет учителя — логопеда;

— кабинет педагога — психолога;

— мини-музей (русская изба);

— пищеблок с технологическим оборудованием и моечной;

— участки для проведения прогулок;

— спортивная площадка с оборудованием;

— газоны, цветники, огород.

техническим оборудованием, имеются:

— персональные компьютеры и ноутбуки;

— многофункциональных устройства (сканер, факс, ксерокс);

— видеокамера, фотоаппарат, музыкальный центр;

— проведена локальная сеть с выходом в сеть Интернет.

Образовательная программа МДОУ построена на основе ФГОС ДО,

образования и ее объёму. Содержание обязательной части выстроено с учетом

о с н о в н о й

общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до

школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Также учитываются приоритетные направления:

— краеведение (ознакомление детей с историей и культурой родного

края, его обычаями);

используются следующие парциальные программы:

Парциальная программа Г.Н. Данилиной «История и культура России

Парциальная программа под редакцией О.С. Ушаковой «Развитие

возраста (2-3 года) по программе речевого развития включает в себя:

средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им

возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загляни в раздевалку

Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным

средством общения детей друг с другом. Предлагать для самостоятельного

рассматривания картинки, книги, игрушки в качестве наглядного материала

для общения детей друг с другом и воспитателем. Рассказывать детям об этих

хитростях домашних животных); показывать на картинках состояние людей и

животных (радуется, грустит и т. д.).

Формирование словаря. На основе расширения ориентировки детей в

Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы

по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья»,

называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, вы- соко», «Стоят

рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как

поливают из леечки», «По- ходи, как медвежонок»).

Обогащать словарь детей:

• существительными, обозначающими названия игрушек, предметов

подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус),

овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;

поливать), действия, противоположные по значению (открывать — закрывать,

эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);

• прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру

• наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно,

Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи

детей. Звуковая культура речи. Упражнять детей в отчетливом произнесении

изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и

несложных фраз (из 2–4 слов).

Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата,

речевого дыхания, слухового внимания.

Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой

голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).

Грамматический строй речи. Учить согласовывать существительные и

местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем

времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за,

Методики диагностики речи у детей

Развитие речи – это очень важный процесс в формировании человеческого организма. Дети начинают произносить первые слова в 11-12 месяцев, а в 3 года они уже могут составить предложения и небольшой рассказ.

В этот период очень важно следить за тем, что речь ребёнка развивается правильно без каких-либо задержек или нарушений. Для этого медицинские специалисты разработали методики для диагностики речи у детей.

Методика для изучения словарного запаса у детей

Целью её проведения является проверка достаточного знания слов для возраста ребенка. Его способность быстро подобрать точное слово, а также составить простейшие грамматические конструкции.

Для диагностики нужно взять группу любых картинок по 10-15 штук с животными, растениями, фруктов и овощей, игрушками и транспортом.

Всего карточек должно быть не более 30 шт. Взрослый называет ребёнку одно обобщающее слово, обозначающее группу картинок, которую собирается показывать. Ребёнок должен сказать, что входит в данную группу и отобрать картинки по схеме.

После выполнения задания человек должен посчитать сколько картинок было выбрано ребёнком правильно. За одну карточку он получит 1 балл.

Высокий уровень – 25-30 шт.

Средний уровень – 10-25 шт.

Низкий уровень – до 10 шт.

Важно подбирать такие карточки, соответствующие возрасту. Лучше всего подойдут картинки обыденных вещей. Например, в разделе животные могут быть кошки, собаки, птички, зайцы и мышки. То есть то, что ребёнок уже точно видел в своей жизни.

Методика проверки лексический, грамматических навыков у детей и словарного запаса

Цель диагностики выявить правильно ли ребёнок произносит звуки. Употребляет слова. Верные ли ассоциации возникают у него с представленным словом. Проверяет словарный запас ребёнка.

Для проверки взрослый должен задавать ребёнку вопросы на разные темы. Например, «Что значит слово мяч? (яблоко, машина, игрушка) У тебя дома есть этот предмет? Какой он? Откуда он у тебя? Что ты делаешь с ним?»

Высокий уровень – ребёнок четко отвечает на вопросы. Называет примеры и действия с предметом. У него получается небольшой рассказ о вещи.

Средний уровень – называет предмет и описывает его только поверхностно. Отдельными словами или фразами.

Низкий уровень – Называет 1-2 слова.

Далее взрослый называет предметы или его признаки, а ребёнок должен подобрать к ним правильное слово, противоположное по значению. Таким образом, человек поймет правильно ли ребёнок понимает сущность слова. Например, называется слово «длинный». Ответ должен быть «короткий». Светлый – темный. Быстрый – медленный и т. д.

Высокий – правильно называет противоположные слова.

Средний – подбирает слова с отрицательной частицей «не». Не светлый, не длинный.

Низкий – не всегда или неправильно называет слова.

Методика проверки фонетического развития речи

Целью является выявление правильности произношения звуков. Взрослому нужно понять, понимает ли ребёнок различия звуков и может ли он их отличить друг от друга.

Читайте также  Режим дня ребенка 1 6

Во-первых, взрослый проверяет может ли ребёнок правильно произнести каждую букву в алфавите. Для этого он может воспользоваться заранее приготовленной таблицей. Если ребёнок ещё не знает написания букв, то можно называть ему слова и просить повторить.

Высокий – все звуки произносятся правильно.

Средний – звуки произносятся правильно, кроме шипящих или сонорных.

Низкий – есть ошибки в произношении многих звуков.

Во-вторых, человек показывает ребёнку картинки с изображением предметов. Это могут быть простейшие группы слов. Главное, чтобы ребёнок их хорошо знал. Взрослый должен попросить выбрать и произнести карточки на которых есть звук, например, «л». Аналогично нужно сделать с другими звуками. Предпочтительнее выбирать сонорные и шипящие, т.к. при произношении их дети наиболее часто испытывают трудности.

Высокий у – правильно отбирает картинки на все названые звуки.

Средний – отбирает только 2-3 карточки.

Низкий – указывает только на одну картинку или не указывает совсем.

Заключительным этапом нужно проверить, различает ли ребёнок интонацию произношения и может ли он говорить с ней.

Человек просит ребёнка произнести любую фразу с разной интонацией. Например, я иду в зоопарк. Нужно произнести удивлённо, радостно и вопросительно.

Высокий – правильное произношения предложения

Средний – правильно передают только 2 интонации.

Низкий – может прочитать только в повествовате

льной или 1-й из предложенных интонаций.

Методика проверки связной речи

Целью является выявление способности логически выстраивать предложения. Строить небольшое повествование.

Человек предлагает описать предмет на картинке или выбрать из окружающего. Например, любимую игрушку, медведя или стол.

Высокий – составляет правильное описание предметов. Рассказ разбит на 3 логические части с началом, серединой и заключением.

Средний – описывает только некоторые внешние черты предмета.

Низкий – называет отдельные слова и небольшие фразы.

Методика общей проверки развития речи

В этой диагностике человек проверяет может ли ребёнок самостоятельно менять формы слова, правильно ли он понимает их значение, может ли построить различные предложения. Правильно ли у него работает ассоциация предметов с другими вещами.

Для этого взрослый человек загадывает простое слово. Например, волк, лиса, кукла, машина и т.д. Ребёнок должен задавать наводящие вопросы. Спрашивая про описание предмета. Как выглядит он. Какой у него размер. Есть ли он у него дома.

Высокий – правильно отгадывает все слова.

Средний – может отгадать только 1. Или все, но с большими подсказками.

Низкий – не может отгадать слово.

Многие родители не проводят диагностику развития речи у детей дома. Хотя разработанные методики позволяют это делать. Большое количество заболеваний и отклонений можно выявить с помощью диагностики на ранних стадиях и вовремя помочь ребёнку.

Экспресс-диагностика речевого развития

Предлагаемые методические рекомендации разъясняют некоторые методические подходы к обследованию речи детей по «Экспресс-диагностике речи детей 2-7 лет», подготовленной творческой группой по запросу муниципального управления образования городского округа «Город Лесной». Методические рекомендации рассчитаны на воспитателей и методистов детских садов.

Содержание.

Введение

Отражением интеллектуального и психического развития ребенка является состояние его речи. Качество работы педагогов детских садов в разделе «Речевое развитие дошкольника» напрямую зависит от умения своевременно и адекватно оценить уровень речевого развития, с тем, чтобы с раннего детства использовать потенциальные возможности каждого малыша для эффективного освоения и познания окружающей действительности.

Данная диагностика предназначена для экспресс-обследования речи ребенка воспитателем детского сада в рамках ежегодного педагогического обследования. Руководствуясь принципом учета актуального и потенциального уровня, т.е. зоны ближайшего развития (понятие «зона» определяется как «большая или меньшая возможность перехода ребенка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве» — Л.С.Выготский (9), рекомендуется целью этой диагностики видеть — обеспечение развития основных сторон речи дошкольника на среднем и высоком уровне, через своевременное определение и устранение пробелов в речевом развитии ребенка на каждом возрастном этапе. У ребенка с низким уровнем речевого развития при сохранном интеллекте есть два пути, чтобы довести состояние речи до среднего уровня: своевременное обучение в специальных речевых группах или обеспечение индивидуального подхода к речевому развитию ребенка с раннего возраста в условиях обычного дошкольного учреждения.

Диагностический комплект состоит из четырех частей: диагностические таблицы, методические рекомендации, стимульный материал, таблицы результатов речевой диагностики. Первая часть включает в себя диагностические таблицы на каждую возрастную группу детского сада, начиная с первой младшей, в которых определены критерии и показатели оценки детской речи по трем основным уровням: высокий, средний, низкий. По этим таблицам можно четко проследить возрастные различия речевого развития ребенка в основных разделах — связная речь, грамматический строй, словарный запас, фонематические процессы. В методических рекомендациях определены методы обследования: наблюдения на занятиях и в повседневной жизни, диагностическая беседа, речевые игры. Здесь же можно найти подробное описание некоторых речевых игр, последовательность и формулировку вопросов во время диагностических бесед. Диагностические таблицы и методические рекомендации составлены на основе речевого развития ребенка в онтогенезе, изложенных психологами Л.С.Выготским (9), А.В.Запорожцем (15) и Д.Б. Элькониным (36) и методик по развитию речи дошкольника под авторством А.М.Бородич (4), В.И.Яшиной, М.М.Алексеевой (2), Г.Арушановой, В.В.Гербовой (11) и т.д. Стимульный материал включает в себя сюжетные и предметные картинки. Сюжетные картинки предназначены для обследования связной речи, уровня владения грамматическими конструкциями, состояния словаря, особенно глагольного. Предметные картинки помогут уточнить количественную и качественную сторону словарного запаса, определить уровень владения грамматическими категориями и обследовать некоторые фонематические процессы. Стимульный материал скомплектован из картинок дидактических пособий авторов Г.Ф.Лозы (18), Т.Б.Филичивой (34) и Г.А.Каше (14), А.В.Соболевой. Отслеживать динамику развития речи детей предлагаем в специальных таблицах результатов речевой диагностики, в которых рекомендуем отмечать уровень выполнения заданий по каждому из четырех разделов речи на начало и конец учебного года и делать общий вывод об уровне развитости речи ребенка. Во всех возрастных группах, кроме подготовительной, для лучшего мониторинга одна таблица предназначена на два учебных года. Рациональнее заполнять таблицу в день обследования, отмечая, с какими показателями диагностической таблицы дети не справляются и, делая вывод об уровне развитости речи. В конце каждой таблицы рекомендуется сделать анализ речевого развития детей вашей группы. Советуем иметь специальную тетрадь «Мониторинг речевого развития детей группы №…», в которой можно будет определить наиболее проблемные разделы для всей группы и для каждого ребенка отдельно для того, чтобы правильно спланировать работу на год, на квартал, на месяц.

На подобную диагностику речи примерно уходит от 10 до 20 минут в младшем и среднем возрасте, от 20 до 30 минут в старшем возрасте. Это было проверено на 55 детях экспериментальной группы в возрасте от 2,5 до 7 лет. И не один год эффективно работает в нескольких МДОУ.

Исходя из принципа от сложного к простому, от большего к меньшему, который используется в различных экспресс-диагностиках, в том числе в психолого-педагогическом изучении детей Стребелевой Е.А. (30), авторы данной диагностики рекомендуют:

Соблюдать примерный алгоритм обследования речи ребенка.

  • Связная речь обследуется в первую очередь. Коммуникативная сторона не требует специального обследования – достаточно наблюдений воспитателя за речевым общением детей в группе. Уровень связных высказываний оценивается в беседах по картинкам, пересказу знакомых сказок, рассказыванию стихов, в старшем возрасте по самостоятельному составлению рассказов.
  • Во время обследования связной речи воспитатель отмечает, допускает ли ребенок ошибки и какие именно: в падежных окончаниях, в использовании предлогов, в согласовании слов в числе и роде, в искажении структуры слова. То есть одновременно со связной речью исследуется ее грамматическая сторона. Для более точного установления уровня грамматического строя предлагаются небольшие речевые упражнения.
  • На этапе обследования связной речи воспитатель внимательно прислушивается к словам, которые использует ребенок. В зависимости от возраста по сюжетной картинке определяет качественную и количественную сторону словарного запаса. Например, в младшем возрасте предлагает ребенку назвать предметы на картинке, их цвет, форму и размер; назвать действия людей или животных и чем они производят эти действия. В более старшем возрасте предлагает назвать настроение и характер персонажей сюжетных картинок и придумать имена для них, где находятся предметы, просит объяснить значение некоторых слов, подобрать более точные глаголы и прилагательные. Для уточнения уровня словарного запаса ребенка предлагается использовать словесные игры.
  • В заключении диагностики обследуется фонематическая сторона речи. В младшем возрасте умение различать физические звуки и выделять голосом заданный звук. А старшие дети определяют наличие, место, порядок звуков в слове и сравнивают речевые звуки между собой.

Соблюдать условия обследования.

  • Физическое и эмоциональное состояние ребенка на момент обследования. Испытуемый должен быть здоров и эмоционально настроен на беседу с воспитателем.
  • Формулировка вопроса. Вопрос должен быть сформулирован коротко, четко, без лишних слов и речевых оборотов, соответствовать возрасту ребенка. Именно это условие является самым важным, так как часто ребенок не может ответить, потому что не понимает, что конкретно от него требуется. А самая распространенная ошибка взрослого – это склонность задавать длинный, многословный, непродуманный вопрос. Чтобы избежать ее, следует сформулировать вопрос заранее и записать его.
  • Наглядный материал. Материал должен соответствовать возрасту и подбираться заранее. Комплект картинок для диагностики существует обособленно: используемая наглядность при обучении на занятиях не должна присутствовать при обследовании речи ребенка. На столе размещается только та картинка, по которой идет разговор, а все лишние на данный момент убираются.
Читайте также  Рецепты блюд детей 1 2 года

Выявлять проблемы в речевом развитии и

определять зону ближайшего развития.

Для этого воспитатель должен выявить реальное владение речевыми категориями конкретного ребенка на момент обследования таким образом, чтобы не только определить речевые трудности, но и найти то, с чем ребенок справляется в определенном разделе речи, спускаясь от более сложного вопроса к более простому. Это поможет спланировать работу по восстановлению пробелов в речевых навыках дошкольника. Например, обследуем по сюжетной картинке «Дети играют» связную речь ребенка второй младшей группы в возрасте 3 года 10 месяцев. Диагностика показывает, что у этого ребенка низкий уровень связной речи. На вопросы «Почему?», «Как?», «Кто и что делает?» ответить не может. Тогда воспитатель задает вопросы из 1 младшей группы «Что делает мальчик?» и т.д. Ребенок отвечает неадекватно, либо совсем неточно «сидит; стоит», вместо «рисует , строит, катает, везет, играет». Тогда воспитатель просит показать, кто рисует, кто строит, кто везет и т.д. Ребенок и здесь путается, то есть плохо понимает глаголы. Задаются более простые вопросы «Это что? Это кто?», ребенок на чал правильно отвечать «Машинка; стол, кубик и т.д. Можно сделать вывод, что связная речь у этого дошкольника не только на низком уровне, а примерно соответствует речи двухгодовалого ребенка, т.к. он владеет только существительными и очень небольшим количеством глаголов. В данном случае именно с этого и надо начать работу по развитию связной речи.

Адекватно оценивать уровень речи.

Не всегда встречаются в чистом виде высокий, средний и низкий уровень речевого развития. Чаще ребенок с чем-то справляется, а в чем-то затрудняется. В таких случаях лучше ориентироваться на средний уровень по предложенной диагностической таблице. Если испытуемый выполняет правильно примерно 70% заданий, то его речевое развитие можно оценить как «выше среднего». Если менее 70%, то «ниже среднего». На самом деле такой результат говорит о потенциале, который следует использовать для поднятия имеющегося речевого уровня до более высокого. Таким образом, оценочная шкала может состоять из 5-ти уровней:

  • высокий, устойчиво сформированный навык с возрастным опережением
  • выше среднего, устойчиво сформированный навык
  • средний, навык сформирован
  • ниже среднего, недостаточно сформированный навык
  • низкий. навык не сформирован

При возникновении трудностей или разногласий педагогов, специалистов, родителей в определении уровня речевого развития дошкольника, советуем провести не экспресс-диагностику, а углубленную диагностику речи конкретного ребенка, что даст развернутую картину состояния речи ребенка. Углубленную, развернутую диагностику помогут провести специалисты – логопеды и психологи в детском саду или в медико-психолого-педагогической комиссии.

Диагностическая таблица речевого развития детей 2-3 лет

Громова о.Е., Соломатина г.Н. Логопедическое обследование детей 2—4 лет:

Настоящее пособие предназначено для проведения обследования звуковой стороны речи детей начиная с раннего возраста и содержит задания по обследованию произношения звуков раннего и позднего онтогенеза.

Впервые представлено подробное описание нормированного и дефектного произношения гласных и согласных звуков русского языка с использованием символов Международного фонетического алфавита.

Разработаны методические рекомендации для логопедического обследования произносительной стороны речи, включая диагностику звукового строя и слоговой структуры слова.

Для логопедов, воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений, студентов дефектологических факультетов педагогических вузов, родителей.

Содержание

ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И НАРУШЕНИЯ ИХ ПРОИЗНОШЕНИЯ 11

ХАРАКТЕРИСТИКА СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И НАРУШЕНИЯ ИХ ПРОИЗНОШЕНИЯ 16

ВЗРЫВНЫЕ ЗВУКИ 16

ФРИКАТИВНЫЕ ЗВУКИ 21

СОНОРНЫЕ НОСОВЫЕ ЗВУКИ 32

СОНОРНЫЕ РОТОВЫЕ ЗВУКИ 33

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 41

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 41

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ЗВУКОВОГО СТРОЯ И СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ 42

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ 48

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ 52

От авторов

В связи с тем что в настоящее время значительно возросло количество детей раннего возраста, родители которых обращаются за консультацией по поводу развития их речи, появилась необходимость в создании специальных дидактических пособий для проведения такого обследования. В чем заключается специфика обследования произносительной стороны речи у ребенка раннего возраста? Каковы требования к дидактическому материалу?

Прежде всего патологические нарушения произношения следует отличать от физиологических трудностей, связанных с возрастными особенностями формирования звуковой системы русского языка в онтогенезе.

Во-первых, необходимо четко разграничивать сформированность произношения звуков на раннем и позднем этапах онтогенеза. Традиционно коррекция произносительной стороны речи начинается в дошкольном возрасте, когда любое отклонение в развитии уже может иметь точную нозологическую классификацию. Именно на такие нарушения (дислалия, дизартрия и т.п.) ориентирован материал «Экспресс-обследования звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста» В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, в котором рассматриваются нарушения произношения звуков [с], [з], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], [л], [р]. Однако в данной работе не рассматривается целый раздел, посвященный гласным звукам [а], [о], [у], [э], [ы], [и], а также звукам, произношение которых закрепляется у ребенка в раннем онтогенезе, [п], [б], [т], [д], [к] [г], [х], [н], [м].

Во-вторых, иллюстративный материал, предлагаемый детям раннего возраста, не должен содержать много (пять-шесть) изображений на одном листе, как, например, это сделано в широко известном «Альбоме для логопеда» О.Б. Иншаковой (раздел «Обследование произносительной стороны речи»). Это может привести к чрезвычайной нагрузке на нервную систему малыша, затруднить его сосредоточение на задании и вызвать снижение концентрации внимания. Наиболее адекватно предъявлять ребенку не более двух крупных изображений одновременно.

В-третьих, при обследовании и развитии произносительной стороны речи ребенка раннего возраста огромное значение приобретает создание адекватной возрасту мотивации к выполнению заданий. Еще Б.М. Гриншпун писал, что недопустимо излишнее акцентирование в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, на собственно артикуляционном аспекте — это может привести к невротизации ребенка, спровоцировать у него появление речевого и поведенческого негативизма, который в свою очередь значительно тормозит процесс логопедической коррекции. Этот момент особенно важен сегодня, когда в детской логопедии бурно развивается новое направление, связанное с пропедевтическим воздействием на речевое развитие ребенка в раннем возрасте.

В отечественной логопедии произошли значительные изменения. В последние десять лет эта наука проделала огромный путь, связанный с ее интегрированием в единое международное образовательное и информационное пространство. Специфика педагогической работы по постановке русского произношения, отраженная до настоящего времени только в методике преподавания русского языка как иностранного, требует детализированного описания и в случаях коррекции дефектного произношения.

Теперь студенты и преподаватели педагогических вузов получили возможность стажироваться за границей, принимать участие в международных семинарах и симпозиумах. Современному специалисту-дефектологу необходимо не только в совершенстве владеть приемами постановки звуков при коррекции произношения, но и уметь представлять результаты своей работы в соответствии с принятыми во всем мире правилами и стандартами.

Таким образом, современный дидактический материал для обследования произносительной стороны речи у ребенка раннего возраста, на наш взгляд, должен соответствовать целому ряду серьезных методических требований. Перечислим эти требования более подробно.

1. Обследование произношения необходимо проводить с учетом закономерностей становления и развития произносительной стороны речи в раннем возрасте и обязательно включать задания на произнесение гласных и согласных звуков, артикуляция которых отрабатывается на этапе раннего онтогенеза. При этом следует учитывать как физиологические особенности артикулирования звуков в речи нормально развивающегося ребенка, так и характерные трудности их становления при выраженных аномалиях развития (например, при врожденных анатомических нарушениях губы и нёба, детском церебральном параличе).

2. Ключевую роль для достижения успеха при обследовании произношения ребенка раннего возраста играют иллюстративность предлагаемого материала (красочность изображения, крупный размер, отсутствие избыточных деталей) и его доступность. Сюжетные картинки гораздо интереснее детям, они с радостью узнают изображение и «находят» нужное слово.

3. Существенное место занимает поиск эффективных методических приемов, например прием завершения предложения за взрослым. Этот методический прием часто используется для развития речи детей раннего возраста, он легок и доступен в работе, с удовольствием принимается маленькими детьми.

Использование в ходе логопедической работы доступных ребенку приемов рассматривания, анализа и раскрашивания изображения способствует формированию у него зрительно-предметного восприятия, внимания, навыков мелкой моторики, создает положительный эмоциональный фон для организации взаимодействия между взрослым (логопедом, родителем) и ребенком.

Сравнение выполненных разными детьми «раскрасок» 1 дает возможность организовать их непринужденное обсуждение, создать таким образом условия для непроизвольного произнесения ряда звуков.

4. Для записи полученных в ходе логопедического обследования данных, если оно проводилось в педагогическом эксперименте, целесообразно использовать не только традиционную русскую фонетическую транскрипцию, но и символическую запись, принятую Международной фонетической ассоциацией, так как это позволит представлять материал в стандартизированной для научного сообщества форме.

5. Предлагаемые дидактические материалы должны предусматривать возможность их вариативного использования как с точки зрения объема исследуемых звуков, так и перспективы их дальнейшей автоматизации с применением данного пособия. С этой целью в пособие включены задания на обследование звуков позднего онтогенеза, тренировочные слоговые упражнения и чистоговорки.

Традиционно обследование звукопроизношения осуществляется путем называния звука:

— в изолированном произнесении;

— в составе слова при назывании предметных картинок на определенные звуки в различных позициях (в начале слова, в середине, в конце слова и в стечениях согласных).

В случае затруднений используется отраженное проговаривание с последующим самостоятельным называнием.

Детям раннего возраста в ситуации первичного обследования, как правило, недоступно изолированное произнесение звука. По нашим наблюдениям, эти дети соглашаются повторять изолированные звуки по образцу взрослого только после установления с этим человеком достаточно близкого контакта, что требует определенного времени. Поэтому основной акцент в диагностическом исследовании произносительной стороны речи мы сделали на назывании ребенком слов с определенными звуками в составе слова или предложения. Для этого нами были разработаны интересные и понятные детям сюжетные картинки, содержание которых соответствует возрастным особенностям детского восприятия. В частности, при обследовании произношения гласных звуков мы предлагаем детям закончить предложение, назвав по предъявляемой сюжетной картинке слова, составляющие базовую основу начального детского лексикона («нога», «машина», «кот», «нос», «игрушки» и т.д.). С учетом того что обследование произносительной стороны речи ребенка раннего возраста проводится преимущественно на третьем году жизни, в период, когда у нормально развивающихся детей происходит бурное накопление словарного запаса, мы ориентировались и на более сложные по семантике слова («аист», «облако», «коньки», «индюк» и т.д.). Все слова предъявляются детям в стандартном для русской разговорной речи словарном обороте («По дороге едет машина», «Мама гладит утюгом», «Илюша убирает игрушки»). При этом мы учитывали подвижность русского глагола в предложении и возможность использования выражений с пропущенным глаголом, что является типичным для русской разговорной речи («У Инги иголка», «В аквариуме рыбки»). Мы также стремились варьировать в заданиях роль существительного в предложениях (подлежащее, косвенное дополнение, прямое дополнение).

Читайте также  Годовалый ребенок разбил губу

Предложенные картинки могут также стать основой для проведения словарной работы, о чем мы более подробно расскажем в соответствующем разделе.

При отборе слов для проведения логопедической диагностики с использованием материала картинок мы учитывали:

— доступность слова пониманию детей;

— позицию стечения согласных в слове (позиция начала, середины и конца слова);

— качество составляющих стечения согласных звуков (использовались звуки разного способа и места образования).

При подборе фонетического материала мы учитывали:

— позицию максимального выявления звуков, т.е. сильную позицию каждого звука (например, для гласных звуков сильной является позиция под ударением, для согласных взрывных звуков — начало слова, для согласных фрикативных — позиция конца слова, для звонких согласных — позиция между гласными звуками);

— позиционные модификации звуков в зависимости от комбинаторных условий конкретных словоформ (например, изменения артикуляционного уклада согласного звука в зависимости от последующего гласного);

— орфоэпические нормы русского языка (например, редуцированное произнесение безударных гласных звуков, оглушение согласных звуков в позиции конца слова).

Для обозначения как нормированного, так и дефектного произношения звуков нами использовался Международный фонетический алфавит (МФА), принятый Международной фонетической ассоциацией в 1993 г. В его основу положены англоязычные символы. В связи с тем что данный материал не получил широкой известности в нашей стране, мы предлагаем его подробное описание логопедам и другим специалистам, работающим с русскоязычными детьми. Ознакомившись с данными материалами, вы сможете в удобной и понятной для любого специалиста в области речевой патологии форме подготовить ваши материалы для представления на научной конференции, международном симпозиуме, публикации в виде статьи или тезисов. Это также сэкономит ваше время на обработку материалов по обследованию произношения, упростит заполнение протоколов и диагностических карт.

Особое значение эти материалы приобретают в контексте современных требований к разработке детализированного логопедического обследования для национальных языков народов, проживающих в Российской Федерации.

В нашем пособии картинный материал сгруппирован в такой последовательности:

Речевое развитие детей 1,5-2 лет. Статья + сылка на диагностику с логопедом.

Возраст от полутора до двух лет ознаменован относительным спокойствием, кризис миновал, ребенок становится старше, понятливее и послушнее. Уровень развития 2-х летнего малыша часто колеблется в зависимости от его личностных особенностей. Постарайтесь не сравнивать своего ребенка с другими детьми, принимайте его таким, каков он есть. В этом возрасте ребенок уже понимает очень многое и важно, чтобы он слышал позитивные высказывания о себе. Когда мама говорит, что ее ребенок ленивый, трусливый или бестолковый, она формирует определенный образ личности и эти, далеко не лестные определения становятся частью представлений ребенка о себе.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нор­мального речевого окружения и от воспитания и обучения

  1. Дети из неблагополучных семей – плохо разговаривают
  2. «Дети Маугли» — они находятся вне речевой среды, их никто не воспитывает, если они не попадут в благополучную среду до 3-5 лет, то уже никогда не смогут в полной мере овладеть грамотной речью. Это не значит, что они не научатся говорить, но речь будет существенно отличаться от той речи, к которой мы привыкли.

В полтора года речь ребенка претерпевает переход с одного периода – накопления словаря, в другой – овладение активной речью. Поэтому очень важно уделить внимание именно развитию речи ребенка в этом возрасте. Важно помнить, что развитие речи полуторагодовалого ребенка не может проходить самостоятельно, автономно, а только вместе с познанием окружающего мира, с развитием сенсорных способностей.

Звукопроизношение

Развитие и становление произношения у всех детей происходит в разные сроки. Одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, а другие – меньшее и менее четко. Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать,
но все же существует так называемая норма речевого развития:

в 1 год 8 мес. ребенок уже очень хорошо произносит гласные – а, у, о, и; согласные – п, б, м, к, г, нь, ть, дь, ль, сь. Большинство согласных малыш еще или совсем не произносит, или произносит неверно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками.

в 1 год 10 мес. Хь, ць, й. Часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный. Стечение согласных появляется в середине отдельных слов ЛЬК, СЬК

в 1 год 10 мес. – 2 года появляются твердые согласные Т, Д, Н, большинство стечений согласных замещаются одним звуком.

Ряд твердых согласных заменяется мягкими.

Звук Ы – его произнесение требует очень сложной работы органов артикуляционного аппарата, недаром мало кто из иностранцев могут произнести этот звук (заменяют звуком И).

Словарь

С появлением у ребенка первых слов начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окру­жающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папа — пришел папа; нет папы; папа, подой­ди и т.п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение с взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.

С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрос­лого, усвоения знаний, накопления новых слов.

Вот данные о разви­тии словарного запаса детей в преддошкольном периоде:

  • к 1 году 6 месяцам — 10-15 слов;
  • к 1 году 8 месяцев – около 30 слов;
  • к 1 году 10 месяцев – около 90 слов;
  • к концу 2-го года — 300 слов (за 6 месяцев около 300 слов!).

Объем словаря зависит как от условий воспитания ребенка, от частоты объяснения его с взрослыми, а качество — от того, какие слова взрослые чаще употребляют в своей речи, как четко указывают малышу на то, какие действия можно производить с игрушками, предметами, как действует сам ребенок, указывают на признаки окружающих предметов (чашка большая, белая).

Грамматический строй речи

Примерно в 1 год 10 мес. у ребенка появляется фразовая речь: объединяют в одном предложении два аморфных слова. Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложный один слог опускается.

К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существитель­ных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно пре­восходит произносительные возможности.

Понимание речи:

в 1 год и 3 месяца малыш понимает простые указания с одним действием, например: «Принеси мячик»;

к 2 годам ребенок может выполнить указание с 2 действиями, например: «Найди, пожалуйста, мячик и принеси мне», способен выполнить словесные указания, которые не подкреплены действием взрослых;

После 1,5 лет ребенок может прислушаться, если родитель скажет: «Не сейчас. Может быть, позже».

Кстати, в полтора – два года речь мальчиков и девочек чаще всего заметно отличается: почти все девочки опережают сверстников — мальчиков в речевом развитии. Но эта разница через короткое время исчезнет, поэтому не нужно сравнивать первые попытки связно разговаривать своего сына с бойкой речью дочери соседки или подруги. Пройдет совсем немного времени, и дети сравняются в своих успехах.

P.s. С 24 по 28 ноября Елена Барышева специально для читателей сайта «Растем и развиваемся вместе с мамой» проведет бесплатную диагностическую неделю «Как говорит мой малыш». В течение 5 дней мы будем играть с малышами в игры, которые помогут определить уровень:

— понимания речи у ребенка,

— развития артикуляционной и мелкой моторики,

— слухового внимания и сенсорного развития, что является базой для нормального речевого развития.

Также эти игры помогут определить какой активный словарь у вашего малыша, и соответствует ли его звукопроизношение возрастным нормам.

Чтобы провести диагностику речи своего ребенка под руководством опытного логопеда вам необходимо оформить подписку!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: