Ребенок встает на носочки в 7 месяцев

Ребенок встает на носочки в 7 месяцев

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Разберемся, когда помощь медиков действительно необходима ребёнку, а также, как фильтровать рекомендации специалистов, чтобы не лечить то, чего нет.

Статья:

Когда ребенок впервые начинает ходить на носочках, многие родители не придают этому значения. Однако со временем взгляд все чаще цепляется за особенности походки любимого ребенка, и начинают закрадываться опасения. К тому же старшие родственники часто нагнетают обстановку, говоря, что если ходит малыш на цыпочках, значит, обязательно чем-то болен. Разберемся, когда помощь медиков действительно необходима ребёнку, а также, как фильтровать рекомендации специалистов, чтобы не лечить то, чего нет.

Когда ходьба на носочках у детей — норма?

Возраст

Если годовалый ребенок ходит на носочках — это не повод бежать к неврологу за лекарствами и ортопеду за «специальной» обувью. Становление походки формируется у детей до 2-х лет, поэтому обращаться за консультацией к врачу ранее этого возраста нецелесообразно.

В промежутке с 2 до 3 лет такое проявление также считается допустимым, если нет других отклонений, и ваш педиатр не видит причин для беспокойства. Вот когда трехлетний ребенок ходит на носках, то обращение к специалисту будет уже не лишним, чтобы вовремя выяснить причину и начать коррекцию, если это потребуется.

Единственная жалоба

Если ваш малыш ходит на носочках, и больше никаких других отклонений у него не замечено — выдыхайте. Серьезные заболевания, которых мы все внутренне боимся, имеют ряд дополнительных симптомов, помимо этого.

Обе ноги заодно

Нормой считается, если ребёнок ходит на цыпочках (причина при этом может быть не определена) и при этом всегда в процессе задействует обе ноги одинаково. То есть вы не видите в походке явных перекосов и разного подъема стопы.

Не влияет на координацию

Неопасная для здоровья форма ходьбы на носочках не будет сказываться на координации движений ребенка. Прихрамывания и другие явные отклонения, которые делают походку странной — повод показаться врачу.

Эпизодичность

Когда ребенок начинает ходить на носочках, что делать родителям? Правильный ответ: наблюдать. Если малыш так делает временно, эпизодически и при этом сохраняет возможность ходить с опорой на всю стопу, то это также вариант нормы.

Ребенок начал ходить на носочках: причины отклонения

Почему дети ходят на носочках без явной на то причины? Им просто нравится это! Ребенок освоил новый навык и втянулся, а если при этом он замечает к себе повышенное внимание взрослых, то и практиковать будет еще чаще.

Для случаев, когда причина того, почему маленький ребенок ходит на цыпочках, не ясна, есть термин идиопатическая ходьба. Часто она наблюдается у детей, чьи родители или родственники также в детстве ходили на носках, то есть вполне передаётся по наследству. Особенной коррекции и лечения не требует, проходит самостоятельно с возрастом без лечения, если, конечно, не будут выявлены другие отклонения.

Еще один безобидный вариант, почему дети ходят на цыпочках — они становятся выше. Значит, могут увидеть что-то интересное и дотянуться до чего-то запретного.

Да и в целом это такой момент подражания: например, ребенок чувствует себя большим, как папа, или изображает маму, которая так ходит на каблуках. Поэтому прежде, чем устраивать панику из разряда «почему маленький ребенок ходит на носочках, а не как положено?», дайте малышу спокойно изучить возможности своего тела и походки, направляйте, но не пугайте и не ругайте его.

Бывает, что ребенок ходит на цыпочках, причины для этого, на первый взгляд нет, но позже выясняется, что всё просто — малышу некомфортно. Катализатором может стать слишком холодный пол, либо грязный и липкий. Бывает, что ребенок помнит о том, как больно встал на что-то или слегка травмировал ступню и поэтому машинально приподнимается на носки.

Почему дети ходят на носочках? Провоцирующие факторы

  • Использование ходунков. В них часто ребёнок стоит на носочках, поэтому и в дальнейшем использует такую манеру хождения.
  • Гиперактивность, темпераментность, стресс. В общем всё, что выводит нервную систему малыша из равновесия, может послужить толчком к тому, чтобы ребенок начал ходить на цыпочках.
  • У недоношенных детей встречается перивентрикулярная лейкомаляция — поражение белого вещества полушарий мозга, которое может провоцировать проблемы с координацией и моторными функциями, в том числе вызывать ходьбу на носках.
  • Укорочение ахиллова сухожилия или икроножных мышц, воспаление пяточной кости и другие изменения в стопе доставляют ребенку дискомфорт и заставляют подниматься на цыпочки при ходьбе. Диагностировать нарушение и назначить лечение может только врач.
  • Когда ребенок ходит на носочках, родители должны исключить расстройства неврологического спектра: аутизм, ДЦП, так как такой симптом имеет место быть при данных диагнозах. А вот синдром пирамидной недостаточности (нарушение работы отдела нервной системы, отвечающего за передвижения) врачи доказательной медицины считают диагнозом для тревожных мам, но никак не заболеванием, требующим лечения.

Ребенок ходит на носочках: что делать

Врачи считают, что до 3-х лет из-за большой нагрузки при ходьбе и сильном развитии мышц голеностопа, дети могут так перемещаться и при этом не иметь отклонений.

На западе, если ребёнок ходит на цыпочках, но в остальном здоров, врачи не считают это патологией вплоть до 6 лет.

Однако, даже если нет опасных причин, из-за которых ребенок постоянно ходит на носочках, стоит с 3-летнего возраста уделять время занятиям, направленным на поддержание нормального формирования стопы. Ведь подобная безобидная привычка может негативно повлиять на естественное развитие растущей ножки малыша.

Что делать, если ребенок ходит на цыпочках, в первую очередь? Купить ортоковрики и расположить их в той зоне, где малыш ежедневно бывает больше всего. Попробовать плавание и массаж, перекатывание различных предметов стопой и комплексы ЛФК.

Если от подобной терапии нет эффекта спустя время, вы подозреваете, что в данном конкретном случае хождение на носках не относится к норме, то необходима консультация педиатра, а также невролога и ортопеда.

Если ребенок ходит на носочках: что делать и как лечить

В первую очередь используют консервативное лечение, к нему относятся:

  • хождение босиком по неровным поверхностям;
  • лечебный массаж;
  • плавание с тренером;
  • различные виды ходьбы: в полуприседе, «гуськом», на пятках, на внутренней и внешней сторонах стопы;
  • лазание;
  • катание на велосипеде (кручение педалей) для детей постарше.

Если указанные занятия не помогают и ребенок ходит на цыпочках, что делать дальше должен решать врач. В зависимости от ситуации с проблемой будет бороться либо невролог, подбирая специальные препараты и терапию, либо ортопед-хирург, который, при отсутствии положительной динамики и с учетом поставленного диагноза, может рекомендовать оперативное вмешательство.

Резюмируем для тех, у кого малыш ходит на носочках. Что делать? Для начала до 2-3 лет оставить в покое и не ругать, сбавить градус внимания и наблюдать со стороны, если других проблем со здоровьем нет.

Ребенок начал ходить на носочках спонтанно, ему больше 3-х лет, есть другие жалобы на развитие и самочувствие? Это уже веский повод обратиться к специалисту, не откладывая.

Читайте также  Гимнастика для детей нижневартовске

Помните, что «страшные» диагнозы всегда имеют ряд других симптомов, помимо ходьбы на цыпочках, поэтому пропустить их вы вряд ли сможете, а излишний контроль и опека не идут на пользу ни малышу, ни маме.

Ребенок ходит на цыпочках?

Ребенок ходит на цыпочках. Записаться к детскому неврологу в «ОртоМед»

Когда ребенок ходит на цыпочках это зачастую повод для беспокойства его родных.

Почему ребенок ходит на цыпочках? Причины

До 3 лет

Малыши до 3-х лет только обучаются ходьбе. Они пытаются ходить разными способами, в том числе и на носочках. Иногда ребенок становится на носочки из-за неравномерного напряжения мускулатуры ног во время ходьбы (дистония).

Другие причины ходьбы на цыпочках:

  • частое пребывание в ходунках. На ходунках ребенок учится делать первые шаги на пальчиках и переучиться ставить ножку по-другому бывает сложно;
  • высокая активность. При избытке энергии малыши могут бегать на носочках;
  • жажда познания, любознательность, стремление быстрее вырасти;
  • подражание маме на каблуках, балеринам;
  • ДЦП. Но при этом будут и другие симптомы этого заболевания;
  • родовая травма, повлиявшая на работу мозга малыша (как правило, ее выявляют и лечат задолго до первых шагов);
  • нарушения работы части нервной системы, отвечающей за передвижение тела (пирамидная недостаточность);
  • психологические проблемы из-за неполадок в семье. Малыш из-за внутреннего напряжения подсознательно ходит на носочках, будто крадется;
  • если ребенок в 4 года или старше продолжает ходить на носочках, причиной может быть неврологическая болезнь;

Кроме того, дети после 3-х лет могут ходить на цыпочках когда:

  • стараются привлечь к себе внимание;
  • копируют кого-то;
  • пытаются выглядеть выше.

Можно ли самостоятельно отучить ребенка ходить на цыпочках?

Да, можно, если ежедневно заниматься с ребенком гимнастикой. Кроме того, хорошо действует плавание, занятия на фитболе и хождение по ортопедическим коврикам.

Родителям, которые переживают из-за постоянной ходьбы малыша на носочках, следует обратиться к детскому врачу-неврологу. Специалист определит, есть ли симптомы, указывающие на неврологические патологии, и при необходимости назначит обследования.

Если ходьба на цыпочках связана с дистонией мышц, ребенку необходимо больше движения – вставать, лазать, ползать, ходить по-утиному, ходить на четвереньках, по наклонным и мягким поверхностям, босиком.

В зависимости от причины, невролог может назначить:

  • физиотерапию, электрофорез;
  • ванны с травяными настоями (ромашка, череда, пустырник, лаванда);
  • лечебную гимнастику, плавание;
  • парафиновые сапожки (только по назначению врача);
  • правильную ортопедическую обувь.

Многим рекомендуют массаж, который можно проводить дома. Во время массажа родителям следует:

  1. «рисовать» на стопе малыша большим пальцем «восьмерки»;
  2. поглаживать ножки ребенка, начиная от кончиков пальцев до бедер;
  3. большими и указательными пальцами разминать икроножные мышцы;
  4. двигать стопы от себя, а потом на себя;
  5. катать ребенка на фитболе так, чтобы малыш шагал по мячу;
  6. встряхивать стопы малютки;
  7. по отдельности массировать каждый пальчик;
  8. поколачивать детскую стопу тыльной стороной пальцев.

Решение о необходимости гимнастики нужно принимать совместно с детским врачом-неврологом. Врач оценит неврологический статус ребенка и определит, является ли такой стиль ходьбы патологическим, или же это норма. Но, в любом случае, физическая нагрузка не повредит здоровому ребенку. Не забывайте также, что у ребенка должна быть удобная обувь для прогулок, подобранная по размеру.

Здоровья Вам и Вашим детям!

Слаженная, совместная, профессиональная работа всего коллектива МЦ «ОртоМед» позволяет достигать отличных результатов для наших пациентов!

Услуги высококвалифицированных врачей неврологов медицинского центра «ОртоМед» доступны каждому!

Приходите! Мы знаем, как Вам помочь!

Записаться на прием к детскому врачу-неврологу можно по телефонам:
+375 29 524 04 10, +375 44 544 04 10, +375 152 60 55 77.

Ребенок ходит на носочках: что делать?

Ребенок ходит на носочках: что делать?

Нередко к педиатрам обращаются родители малышей на разных стадиях развития с вопросом: «Ребенок ходит на носочках: что делать? «. Паниковать в любом случае не стоит, однако без заключения врача не обойтись. Объяснить такое поведение ребенка может нарушение тонуса мышц или обыкновенное желание казаться выше ростом. Чем могут быть опасны эти симптомы, как с ними бороться и каким специалистам доверять, следует знать заранее. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Если 3-х летний ребенок ходит на носочках, то волноваться не стоит.

Такой процесс познания мира, неровностей почвы и собственных возможностей является естественным для малыша этого возраста. При отсутствии других симптомов неврологических расстройств бить тревогу не нужно. Увлечение малыша ходить на носочках пройдет само собой.

Другое дело, если в сочетании с тем, что ребенок ходит на цыпочках, появляются признаки заболеваний неврологического характера: нарушение сна, повышенная или пониженная активность, неправильная координация движений и т.п. Поставить диагноз сможет только квалифицированный врач-невролог. К нему стоит обратиться также, если без объяснений ребенок ходит на носочках в 5 лет и позже.

Почему ребенок ходит на носочках?

Родители должны относиться к изменениям в походке и поведении малыша со вниманием. Почему ребенок ходит на носочках, можно узнать, наблюдая за ним. Самые распространенные причины — это желание выглядеть выше ростом или попытки заглянуть в некий высоко расположенный объект, дотянуться до него. Стремление выглядеть старше присуще почти всем детям, поэтому волноваться не стоит. Иногда для малыша это способ привлечь внимание взрослого человека. Бывает, что ребенок, увидев по телевизору женщин на каблуках или балерин, начинает пробовать двигаться, как они, и встает на носочки.

Стоит проверить нет ли объективных причин в окружающей ребенка среде, вследствие которых ему удобнее ходить на цыпочках.Например, причиной может стать холодный или грязный пол, а также рассыпанные по полу мелкие частицы (сахар, крошки черствого хлеба), которые причиняют боль, если малыш на них наступит.

Если сын или дочка учились ходить с использованием ходунков, то часто они тянулись к полу носочками, и, вспоминая этот опыт, вновь встают на пальцы ног.

В любом из этих случаев, ребенок ходит на носочках периодически. Когда хождение ребенком на цыпочках носит постоянный характер, причиной может стать гипертонус мышц — хождение, при котором малыш касается пола носочками, является признаком чрезмерной нервной возбудимости.

Обычно это проявляется у малышей, которые:

· родились раньше срока;

· имели родовые травмы;

· имеют чересчур эмоциональный характер;

· обладают повышенной чувствительностью.

Сложнее дело обстоит с мышечной дистонией. В связи с чередованием повышенного и пониженного напряжения мышц возникает неравномерный тонус в мышцах ног. В этом случае ребенок ходит на носочках постоянно.

Предпосылками к развитию мышечной дистонии становится пирамидальная недостаточность, расстройство двигательной функции. В основном, это наблюдается у тех малышей, которые пережили родовую травму или тазовое предлежание. Врачи рекомендуют начинать лечить мышечную дистонию как можно раньше, иначе ее развитие чревато искривлением осанки и возникновением кривизны шеи, а также заторможенным формированием двигательных навыков.

Как действовать родителям, если малыш ходит на носочках?

На ранних стадиях развития неврологических заболеваний доктора прописывают лечебный массаж и дополнительные процедуры. На пользу малышу пойдет курс плавания в бассейне или на море в сочетании с воздушной или солнечной ванной (с согласия врача).

Если несмотря на лечение, ребенок ходит на носочках и дальше, в сложных случаях мышечной недостаточности детям прописывают лечение медикаментами и процедуры.

Читайте также  Подвижные игры народов мира детей

Водить ребенка на массаж и плавание бывает недостаточно. Поможет регулярная физическая активность в виде зарядки или танцев.

Внимание к малышу и уместные замечания насчет походки на носочках помогут быстрее справиться с этой проблемой!

Ребенок встает на носочки в 7 месяцев

Идиопатическая ходьба на пальцах стоп (ИХП) в детском возрасте является распространенным расстройством нормальной формулы ходьбы, в основе которого лежит, как правило, транзиторная билатеральная ходьба с опорой только на передние отделы стопы и пальцы при недостаточности опорной функции пяточной кости.

На базе ФГБУЗ «Центральная детская клиническая больница Федерального медико-биологического агентства России» специалистами было проведено когортное исследование, в котором приняли участие 59 пациентов в возрасте от 1 года 4 мес. до 15 лет.

Целью данного исследования стал клиникокатамнестический и электронейромиографический анализ группы детей с ИХП, находящихся под наблюдением в течение последних 6 лет.

Детальный неврологический осмотр всех пациентов показал отсутствие задержки темпов моторного и когнитивного развития. Длительность ходьбы на пальцах на момент первого осмотра — от 2 мес до 9 лет. Сила мышц во всех мышечных группах соответствовала 5 баллам. Тонус в проксимальных и дистальных мышцах ног был физиологичным у 56 (95 %) пациентов из 59. В 3 случаях наблюдалась умеренная мышечная гипотония в ногах с гипермобильностью в коленных и голеностопных суставах на фоне достаточной мышечной силы, что соответствовало критериям недифференцированной дисплазии соединительной ткани легкой степени.

У 3 пациентов старшего возраста отмечены признаки умеренной истиной мышечной гипертрофии икроножных мышц из-за постоянного их напряжения в условиях персистирующей ходьбы на пальцах стоп. Объем активных и пассивных движений в крупных суставах в подавляющем большинстве случаев (84,8 %) был достаточен. В 4 случаях у детей в возрасте от 6 до 9 лет отмечалась тугоподвижность в голеностопных суставах с ограничением амплитуды пассивного и активного тыльного сгибания стопы. У 5 пациентов в возрасте 6, 7, 10, 11 и 12 лет обнаружены фиксированные контрактуры одного или обоих голеностопных суставов с невозможностью тыльного сгибания стопы.

Авторы наблюдали зависимость формирования контрактур от длительности существования ИХП и возраста начала изменений биомеханики ходьбы: в этих случаях картина ИХП была стойкой, а дебют нарушений относился к дошкольному возрасту (4–6 лет).

Сухожильные коленные и ахилловы рефлексы вызывались у всех детей, причем у 26 (44 %) из них они были умеренно оживлены, а у 5 (8,5 %) детей наблюдалось небольшое расширение зон коленного рефлекса. Однако ни у кого из пациентов не отмечалось патологических стопных пирамидных симптомов, клонусов стоп и коленных чашечек, патологических синкинезий и иных клинических признаков, указывающих на поражение пирамидного тракта.

Походка детей характеризовалась периодическим подъемом на пальцы и опорой на переднюю часть стоп без формирования эквинусной позиции стоп. Такой тип ходьбы наблюдался у всех детей (100 %) в случаях эмоционального подъема или возбуждения, быстрого темпа ходьбы и при беге. В значительной части (80 %) случаев ИХП возникала при ходьбе без обуви в домашних условиях. При вертикализации в состоянии покоя у 50 (84,8 %) пациентов из 59 опорная функция осуществлялась на полную стопу. Исключение составили 9 пациентов с миогенными и фиксированными контрактурами в голеностопных суставах, которые не были способны опираться на полную стопу из-за возникающей неустойчивости при смещении центра тяжести тела назад.

Практически у всех пациентов отмечены существенные особенности, касающиеся эмоционально-волевой и поведенческой сферы: повышенная возбудимость (86,4 %), аффективная лабильность, склонность к истериформным, демонстративным, а также протестным реакциям (35,6 %), повышенный уровень тревожности (76,3 %), гипердинамическое расстройство поведения (69,5 %), нарушения процессов внимания и сосредоточения у детей старшего возраста (10,2 %). В некоторых случаях имелись анамнестические указания на периодические аффективно-респираторные состояния (5 %), навязчивости (8,5 %), моторные и вокальные тикозные гиперкинезы (15,3 %), дневную нейрогенную дисфункцию мочевого пузыря по гиперрефлекторному типу (3,4 %), невротические диссомнии (3,4 %), ночной энурез (11,9 %). Таким образом, в когорте обследуемых детей с ИХП наблюдался широкий спектр коморбидных нарушений функционально-невротического характера.

Исследование методом ЭМГ во всех случаях выявило нормальные параметры скоростей распространения возбуждения по моторным волокнам большеберцовых и малоберцовых нервов (>40 м/с). Амплитуды максимальных М-ответов при стимуляции большеберцовых нервов были достаточными (5–9 мВ), а в 24 случаях (80 % обследованных) даже повышенными (10–17 мВ).

Необходимо отметить некоторые особенности параметров М-ответов при стимуляции малоберцовых нервов и расположении отводящих электродов над коротким разгибателем пальцев стопы. Известным фактом является то обстоятельство, что у здоровых лиц бывает затруднительно получить адекватный по амплитуде (>3,5 мВ) М-ответ с этой мышцы, что обусловлено ее топографическими особенностями, «распластанностью» на тыле стопы и отсутствием во многих случаях очерченного брюшка мышцы. Это диктует необходимость эмпирического смещения отводящих электродов с изменением их позиционирования с целью определения точки для получения лучшего по амплитуде и форме М-ответа.

В когорте обследуемых пациентов у 13 (43,3 %) было определено небольшое снижение по амплитуде М-ответов с короткого разгибателя пальцев (пределы колебаний от 2,28 до 2,89 мВ) при обычной форме ответов. Подобное снижение амплитуды М-ответа наблюдалось у всех пациентов с ИХП с тугоподвижностью и формированием контрактур голеностопных суставов, что явилось отражением перерастяжения данной мышцы и не свидетельствовало об аксональном поражении волокон малоберцового нерва.

У 1 пациента 2 лет 7 мес. определено повышение антидромной возбудимости спинальных мотонейронов поясничного утолщения при регистрации параметров F-волн при стимуляции большеберцовых нервов (увеличение числа повторных F-волн до 30 % справа и 50 % слева, доли «гигантских» F-волн до 10 % справа и 15 % слева), что было расценено как косвенный признак задержки темпов миелинизации пирамидных трактов.

Таким образом, по результатам ЭМГ нарушений функционального состояния структур периферического нейромоторного аппарата у пациентов с ИХП не определялось. Были достоверно исключены варианты миогенного и нейрогенного поражения. Не выявлены косвенные ЭМГ-признаки поражения пирамидных трактов. Продемонстрировано отсутствие продолженной тонической мышечной активности, свойственной спастическим формам ДЦП, наследственной спастической параплегии и фокальной дистонии стопы.

Биохимический анализ крови показал незначительное повышение уровня сывороточной креатинкиназы лишь у 2 пациентов (до 189 и 195 Ед/л при норме до 170 Ед/л), что не соответствовало критериям активного цитолиза при первично-мышечном процессе и могло быть обусловлено длительным произвольным напряжением икроножных мышц при ходьбе на пальцах стоп.

С учетом результатов комплексного клинико-неврологического осмотра, проведенной дифференциальной диагностики, данных ЭМГ и уровня активности креатинкиназы всем детям установлен диагноз ИХП.

Подходы к терапии. С учетом особенностей аффективной сферы большинства детей в качестве методов лекарственной терапии у некоторых пациентов были применены мягкие средства с транквилизирующим и анксиолитическим действием: гамма-амино-бетафенилмасляная кислота (фенибут), гидроксизина гидрохлорид (атаракс), препараты растительного происхождения, содержащие мяту, мелису, валериану (персен). Препараты назначались у 52,5 % пациентов с ИХП в виде повторных 2-месячных курсов. Таким образом, целью лечения было воздействие на комплекс коморбидных проявлений ИХП только в тех случаях, когда они носили явно выраженный характер. Итогом терапии явилось снижение возбудимости, тревоги, аффективной лабильности, двигательной и психической гиперактивности.

Всем пациентам было рекомендовано ношение корригирующей ортопедической обуви с фиксацией области голеностопного сустава. Необходимыми педагогическими факторами являлись пересмотр модели внутрисемейных отношений, уменьшение гиперопеки, снижение влияний факторов возбуждения нервной системы ребенка (ограничение зрительной нагрузки и использования гаджетов). Рекомендовались упражнения, обеспечивающие подвижность голеностопных суставов и направленные на ослабление патологического стереотипа ходьбы. В 4 случаях наличия тугоподвижности в голеностопных суставах курсами осуществлялись тепловые аппликации (парафин, озокерит, солевые разогревающие грелки) с последующей механической разработкой суставов (пассивное тыльное сгибание) для предотвращения формирования фиксированных контрактур. Пациентам с фиксированными контрактурами (5 случаев) было показано оперативное лечение (чрескожная ахиллотомия) с последующим ортезированием голеностопных суставов.

Читайте также  Установить режим ребенку 3 месяца

Катамнестическое наблюдение за пациентами в течение 2–6 лет показало полный регресс имевшихся симптомов и нормализацию формулы ходьбы к 7–8 годам жизни в большинстве (84,8 %) случаев ИХП. С учетом данных о том, что транквилизирующая и анксиолитическая терапия, направленная на коррекцию коморбидных расстройств невротического уровня, применялась только у 52,5 % пациентов с ИХП, можно предполагать спонтанный, а не лекарственно обусловленный регресс нарушений биомеханики ходьбы. При формировании миогенных и фиксированных контрактур (9 пациентов) возникала необходимость применения физических методов реабилитации и оперативной коррекции. В 2 случаях были проведены корригирующие ортопедические операции, значительно улучшившие функцию ходьбы у этих пациентов.

Таким образом, идиопатическая ходьба на пальцах стоп представляет собой доброкачественное возрастзависимое (возрастлимитированное) расстройство формулы ходьбы со спонтанным регрессом симптомов, обладающее высокой коморбидностью с расстройствами невротического спектра, не требующее применения активных методов физической реабилитации, медикаментозного лечения и локальной ботулинотерапии. Вторичные осложнения ИХП в виде фиксированных контрактур голеностопных суставов могут потребовать проведения хирургической ортопедической коррекции.

ДОКТОР КОМАРОВСКИЙ О ТОМ, ПОЧЕМУ РЕБЁНОК ХОДИТ НА НОСОЧКАХ (а может он готовится к балетной школе?

На какие только меры не идут родители, чтобы отучить свое чадо от хождения на цыпочках! Одни строго-настрого запрещают малышу подниматься на носочки, другие начинают активно водить кроху по врачам, сдавать анализы и искать повинное во всем заболевание. И все это потому, что в таком способе перемещения взрослые обязательно видят какую-то «ненормальность».

Чаще всего хождение на цыпочках не является признаком какой-либо патологии, утверждает Евгений Комаровский. Для детей в возрасте до 2 лет эпизодические попытки ходить на носочках являются абсолютной нормой, которая не должна ни в коей мере волновать маму и папу.

Анатомически это явление можно объяснить тем, что у детей, даже тех, кто еще не начал ходить вообще, довольно развита икроножная мышца. И когда малыш встает на ножки и пытается делать первые самостоятельные шаги, именно тонус в этой икроножной области легко может поставить ребенка на цыпочки. В этом нет ничего страшного, ведь по мере развития остальных мышц икры будут менее мускулистыми, и стопа при ходьбе примет правильное положение.

Достаточно часто родители бывают сами виноваты в том, что малыш ходит на носочках. Это может следствием того, что с самого раннего возраста, порой еще до 6 месяцев, начинают использовать такие устройства, как ходунки.
Малыш в ходунках опирается на носочки. Он не всегда достает до пола, и потом ему довольно трудно привыкнуть к тому, что можно опираться на стопу как-то иначе. В такой ситуации, по словам Евгения Комаровского, ребенка потом нужно переучивать, прививать ему новую полезную привычку ходить правильно.

Впрочем, не у всех 100% детей, которые ходят на носочках, причины для походки такие безобидные. Есть ситуации, когда ходьба на цыпочках является признаком какого-то из серьезных неврологических нарушений, связанных с нарушением мышечного тонуса и патологиями центральной нервной системы:

-детский церебральный паралич;
-мышечная дистония;
-пирамидальная недостаточность.

Но когда одно из этих заболеваний у ребенка имеется, хождение на носочках будет явно далеко не единственным симптомом. К тому же, скорее всего, родители узнают о заболевании значительно раньше, чем малыш начнет ходить. А потому, если в 2-3 года ребенок чувствует себя хорошо, у него ничего не болит, его ничего не беспокоит, и единственное, на что родители жалуются – это ходьба на носочках, то причин для волнения нет, утверждает Евгений Комаровский.

В лечении такой ребенок не нуждается, можно его не мучить и не водить по многочисленным врачебным кабинетам.

Есть у малышей для ходьбы на носочках и причины иного свойства — психологические. Карапуз видит, что его хвалят за то, что он подрос, что он уже большой. Естественно, ему хочется быть еще больше и выше, а потому и он время от времени и поднимается на носочки. Часто такая походка бывает свойственна деткам любознательным, очень подвижным, торопливым, впечатлительным, которые всегда куда-то спешат и бегут.

Как исправить походку?

Если патологий у ребёнка нет, как и неврологических диагнозов, то перед родителями может встать вопрос, как исправить походку малыша. Евгений Комаровский утверждает, что до 3 лет заниматься этим целенаправленно нет никакой необходимости. Но некоторые меры, предпринятые родителями, помогут ребенку быстрее овладеть правильными навыками постановки стоп:

-Можно купить ребенку обувь, которая будет хорошо фиксировать ножку. У нее должны быть закрытые носочки и твердая пятка. Евгений Комаровский советует выбирать такие модели, у которых есть небольшой каблук – это дополнительно поможет в профилактике плоскостопия. Хорошо, если обувь будет плотно застегиваться на липучки или шнурки, фиксируя ножку в одном положении. Специальной ортопедической обуви при хождении на носочках не требуется;
-больше времени нужно уделять активным прогулкам на свежем воздухе, связанным с ходьбой, бегом, прыжками. Отлично, если малыш научится ездить на велосипеде, ведь при этом ему придется опираться на всю стопу;
-дома и во дворе (если семья живет в частном доме) ребенок должен чаще ходить босиком;
-при выраженной привычке ходить на цыпочках можно заняться лечебной физкультурой, для этого достаточно обратиться к своему участковому педиатру, который даст направление в кабинет ЛФК;
-ребенку с привычкой ходить на носочках обязательно нужно делать ежедневный общеукрепляющий массаж. Для массирования ножек и стоп следует посоветоваться с массажистом, чтобы он показал точки для проведения точечного массажа, который позволяет эффективно расслаблять икроножные мышцы и стимулировать другие.

К сожалению, действительность такова, говорит Евгений Комаровский, что мама, которая обратится к участковому врачу с жалобами на то, что ребенок ходит на носочках, скорее всего получит рекомендации начать давать чаду медикаментозные средства. Нет ничего страшного в том, что медик назначит витамины и массаж.

Но зачастую ребенку прописывают не столь безвредные методы лечения. Так, могут быть рекомендованы ноотропные препараты, сосудистые, седативные. Евгений Комаровский советует избегать их применения без явной на то причины, то есть наличия серьезного (часто врожденного) заболевания неврологического характера. У этих медикаментов есть масса побочных действий, и здоровому ребенку, который всего лишь ходит не так, как хочется его маме, они совершенно не нужны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: