Ребенок в 9 месяцев не произносит слоги

Ребенок не произносит слога,слова. возможные причины?поделитесь опытом у кого было подобное

У меня гулил хорошо, а вот слогов долго не было, и не было активного лепета. Уже в 11 мес. Написали зрр в карте, я тогда ещё смеялась, мол какое зрр, на юматери же пишут что до трёх лет не ставят зрр)))
Но пофакту так и есть( с 1 до 2х лет каждое слово вытягивали клешнями. Мама только в полтора года сказал. К двум годам звукоподражания хорошо пошли, слов было штук 5-10 самых элементарных типа дай, на и тд.
До полутора-двух лет паниковать не стоит, достаточно самой заниматься, может и всё обойдётся.
Мы в 1,7 пошли к шароновой, назначила пантогам ( не получилось пропить) и сказала до двух лет ждём и смотрим что дальше.
В два года, мы уже в питер переехали, пошли в речевой мед центр, делали ээг, уздг, асвп. Назначили глиатилин, его пропили. В 2,2 г. Начали появляться слова из одного слога: жук, сок. В 2,3 г. Пошли в институт мозга к другому врачу, опять сделали более подробно ээг, назначили когитум. Вот с когитума очень хороший скачёк! Но он дорогой, зараза. Сейчас 2,5 г. Всё старается повторять, активный словарь расширяется, но проблемы всё ещё есть, слова может говорить максимум из двух слогов, если длинное слово то только 1-2 слога выхватывает. Ни и ещё другие моменты. В общем пока у нас ЗРР, надеюсь к трём заговорит более менее. К неврологу в декабре пойдём может ТКМП пройдём.

Вам советую начинать пропевать сначала гласные ребёнку: ааааооооууууииии. Так же пропевайте слоги папапа, бабаба. Именно пропевайте.
Купите или книжку какую нибуть по логопедии и развитию речи и уже потихоньку занимайтесь.

Главное не накручивайте себя)

Ещё, автор, как у вас роды прошли? Гипоксия была? По нсг всё в порядке? Мы НСГ по совету невролога ещё в 8-9 мес. переделывали, правда всё было в норме, а с речью всё равно проблемы. Но у нас роды были тяжёлые.

Правильно вам пишут, лучше перепроверьте слух, исключите тугоухость и будете наблюдать дальше. Главное чтобы ребёнок в дальнейшем понимал речь, реагировал на просьбы, имя, подражал взрослым, показывал предметы на картинках по просьбе. Вот если этого после года не будет, если будет что то настораживать в развитии ребёнка помимо речи, то тогда конечно бежать уже надо и действовать. Если же всё будет хорошо, то можно ждать и заниматься развитием.

да ладно. мама мой уже говорил. вот ниже нормы речевого развития ребенка:
Первый год жизни

2 месяца. Произносит отдельные звуки, первые спонтанные вокализации, направленные ко взрослому (чаще маме).

3 месяца. Появляются эксперименты с гласными звуками – растягивание «а-а-а», «э-э-э», «о-о-о». Гулит, «воркует».

4 месяца. Гуление превращается в рулады звуков, т.е. один звук как бы перетекает в другой: « у-у-а-а-о».

5 месяцев. Мелодичное гуление, случайные лепет, добавление к произносимым гласным некоторых согласных звуков, появляются сочетания слогов.

6 месяцев. Совершенствуется случайный лепет («да-да-да», «ма-ма-ма»). Согласные сливаются с гласными, ребенок пытается имитировать слышимые звуки, ведет со взрослым своеобразный диалог, одновременно прислушиваясь к его речи.

7 месяцев. Лепет. Ребенок понимает смысл слов. Может на время замолчать, чтобы проверить реакцию взрослого.

8 месяцев. Лепет как речь, как общение. Ребенок учится произносить звуки, имитируя взрослых, не всегда понимая значение, как эхо (эхолалия).

9 месяцев. Звуковые серенады, первые облегченные слова («ма- ма»). Лепет более сложный.

10 месяцев. Вслушивается в речь взрослых, понимает все больше слов, подражает речи, в произнесении появляются новые слоги, простые слова («на», «ав»).

11 месяцев. Воспроизведение звуков по усмотрению ребенка. Количество облегченных слов немного увеличивается. В одни и те же слова ребенок может вкладывать разный смысл, заменяя ими целые предложения (см. выше).

12 месяцев. Ребенок уже знает около 10 облегченных слов и легко подражает, услышав новое слово. Понимает более 20 слов.

Ребенок не говорит в 3 года: когда бить тревогу и что делать?

ребенок почти не говорит в 4 года

Чаще всего речевые нарушения выявляются в возрасте 3-х лет, когда ребенок начинает активно разговаривать. На реальном примере рассказываем, что такое общее недоразвитие речи (ОНР) у детей, опасный это диагноз или нет и как можно помочь ребенку заговорить в домашних условиях.

Нарушения развития речи могут встречаться у детей, которые воспитываются в обычных семьях, так и у детей из двуязычных семей, т.е. у врожденных билингвов, когда родители ребенка разговаривают на разных языках.

Маленькие дети-билингвы с раннего детства осваивают два языка – первый, основной язык, второй, на котором с ними говорят меньше. Поэтому проблемы с речью у таких детей чаще всего связаны с неправильным произношением звуков и смешиванием языков в речи.

Из этой статьи вы узнаете:

  • что такое общее недоразвитие речи (ОНР) у детей;
  • опасный это диагноз или нет;
  • в каких случаях нужно бить тревогу;
  • к каким специалистам обращаться;
  • как можно помочь ребенку заговорить в домашних условиях.

Чтобы вам было понятнее, все вопросы разберем на реальном примере.

Что такое общее недоразвитие речи (ОНР) у детей?

нарушение речи у детей

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это нарушение формирования речевых навыков у ребенка. Чаще всего оно может обнаружиться в возрасте трех лет, когда ребенок начинает активно разговаривать. Но ОНР – это не симптом серьезного заболевания, а чаще всего просто недостаточное внимание родителей к речи ребенка. Например, если ребенок говорит «ыба», «суба», «дау», а родители его не поправляют, думая, что «само пройдет».

Четыре месяца назад в одну из социальных сетей онлайн-школы Kidskey пришло такое сообщение:

«Моему сыну 4 года. Он с 3-х лет ходит в садик, но почти не разговаривает. Его речь похожа на лепет годовалого ребенка. Я понимаю его только тогда, когда он объясняется жестами. Знакомые успокаивают, что мальчики начинают говорить позже, но я очень переживаю, потому что в саду дети не хотят играть с моим сыном, он постоянно плачет, злиться и даже обижает своих одногруппников.

Не знаю, что делать. Подскажите, пожалуйста, стоит ли мне сейчас что-то предпринимать или все же ждать, пока ребенок перерастет? Обязательно ли идти к специалисту или можно заниматься развитием речи дома?»

Давать какие-то абстрактные советы, не пообщавшись с ребенком, сложно. Поэтому мы пригласили маму с мальчиком на бесплатную онлайн-консультацию.

Замечательный и улыбчивый Рома не имел никаких проблем со слухом и интеллектом, но общался с нашим методистом так:

  • вместо «дай» — говорил «да-да», вместо «есть» — «нам-нам»;
  • вместо целого слова, называл только корень и обозначал им сразу несколько слов – «ма» — «машина», «ба» — «барабан», «банан», «батарейка»;
  • одни и те же слова говорил по-разному: «машина» — «аша», «биби», «пипи», «си»;
  • сложные слова и фразы сокращал: «мама ушла на работу» — «ма ся а ату».

После консультации стало понятно – у Ромы общее недоразвитие речи (ОНР) первой степени.

Этот диагноз логопеды могут поставить ребенку, если он сказал первые слова только после 3-х лет или если он больше объясняется жестами. Например, вместо того, чтобы сказать «Мама, дай конфету», он говорит «дай», а дальше показывает пальцем на шкафчик, где лежат сладости.

Ниже есть таблица с нормами развития речи ребенка по возрасту. Посмотрите, но сильно не зацикливайтесь на этих данных – каждый ребенок индивидуален и развивается со своей скоростью.

Когда бить тревогу, если ребенок не говорит?

  1. Если до 8 – 9 месяцев жизни малыш больше молчит.
  2. Если в год не реагирует, когда вы с ним говорите. Например, если вы спрашиваете «где стул?», а он не поворачивает голову в сторону, где стоит стул. А чтобы привлечь ваше внимание – часто плачет.
  3. Если в 1,2 – 1,6 года ребенок не различает на слух знакомые предметы и не может показать их на картинке. Например, вы просите его показать, где кровать, а он не может показать ни в комнате, ни на картинке.
  4. Если в 1,5 – 2 года ребенок не понимает, как выполнить ваши простейшие просьбы. Например: «Подай чашку со стола», «Возьми солдатика и положи в коробку».
  5. Если в 2 – 3 года ребенок не говорит простые предложения. Например: «Мама, хочу кушать», «Папа, на».
  6. Если в 3 – 4 года ребенок не может говорить предложениями. Например: «Папа пришел с работы», «Собака лежит под столом». А также неправильно произносит большинство звуков.

Опасно ли ОНР первой степени?

ОНР первого типа

Само ОНР неопасно, но если вовремя не начать коррекцию, то последствия могут быть серьезными. Логопеды и неврологи утверждают, что до 3-х лет не стоит переживать. Но если вашему ребенку уже есть 3, а он не говорит вообще или только сказал первое слово в этом возрасте, это может быть сигналом о задержке речевого развития.

Если игнорировать проблему дальше, она будет усугубляться. На фоне недоразвития речи может нарушиться психическое развитие: мышление станет заторможенным, ухудшиться концентрация внимания и память, нарушится координация движений.

У ребенка упадет успеваемость в школе, снизится самооценка и появятся комплексы, он станет замкнутым и склонным к депрессии. Чтобы этого не случилось, желательно выявить проблему как можно раньше и начать действовать.

Читайте также  Ребенок в 4 месяца пытается сесть комаровский

К кому нужно обращаться, чтобы выявить общее недоразвитие?

Если ребенок не говорит в 4 года, лучше покажите его сразу нескольким специалистам:

  • логопеду-дефектологу – оценит степень тяжести речевого нарушения, предложит направление коррекционной работы;
  • ЛОРу – поможет убедиться, что слух в норме;
  • неврологу – осмотрит ребенка, ознакомиться с картой развития малыша, чтобы исключить органические повреждения и если, будет необходимость, назначит подходящие лекарства.

Зачастую достаточно консультации опытного логопеда-дефектолога, чтобы определить ОНР и начать коррекцию, как в случае с нашим учеником Ромой.

Но если логопед все же рекомендует посетить других специалистов, то стоит прислушаться.

Что делать, если ребенку поставили ОНР первой степени?

речевые нарушения у детей

Мы дали Роминой маме 10 основных рекомендации, как можно развивать речь ребенка в домашних условиях. Первые четыре касаются общения, а следующие шесть – работы по развитию речи:

1. Следите за своей речью

Не сюсюкайте с ребенком, четко проговаривайте слова, фразы, предложения. Следите за темпом – говорите не слишком быстро и не слишком медленно. Дети всегда берут пример с родителей.

2. Не используйте сложные слова при разговоре с ребенком

Фразы должны быть простыми и понятными. Если, например, вы читаете книгу, где попадаются незнакомые слова – останавливайтесь и объясняйте ребенку смысл.

3. Задавайте простые конкретные вопросы и не торопить с ответом

Например: «Ты не замерз?», «Хочешь кушать?», «У тебя что-нибудь болит?» и т. п. На понятные вопросы ребенку будет проще отвечать.

4. Не ругайте за речевые ошибки, а мягко поправляйте

Например, ребенок сказал «пайшоу», а вы аккуратно ему – «Зайка, правильно говорить пошел».

учим детей правильно разговаривать

Если в этот момент вокруг есть другие люди, скажите так, чтобы вас никто не слышал. Тогда ребенок не будет смущаться.

5. Развивайте мелкую моторику рук

Позволяйте ребенку самостоятельно одеваться и завязывать шнурки, чаще давайте лепить, разукрашивать, рисовать, собирать мозаики и конструкторы. Чем лучше развита моторика рук ребенка, тем лучше работает мозг, и быстрее нормализуется речь.

6. Занимайтесь дыхательной гимнастикой с ребенком

Ребенок сможет говорить четко, долго, без заикания и запинок.

7. Развивайте фонематический слух

Фонематический слух помогает быстрому и правильному освоению устной речи через умение слышать и различать звуки. Примеры игр и простых упражнений, как развить фонематический слух ищите здесь.

8. Делайте артикуляционную гимнастику

Такая гимнастика направлена на тренировку всего, что помогает нам говорить: мышцы лица и рта, нос и голос. Развитый артикуляционный аппарат поможет ребенку сразу произносить звуки правильно.

Сюда относятся такие упражнения как «уточка-трубочка», «заборчик», «лошадка», массаж языка зубной щеткой и т. п. Все эти упражнения вы можете легко найти на YouTube.

9. Контролируйте, сколько времени ребенок проводит в гаджетах

Ребенок должен проводить больше времени в подвижных играх. Например, дома тоже можно попрыгать, поиграть в догонялки, построить домик из стульев, подушек и покрывал.

10. Чаще рассматривайте с ребенком книги и читайте ему вслух

Чтение лучше всего развивает воображение, обогащает словарный запас и улучшает память. Если ребенок с детства будет читать с удовольствием, то у него обязательно будет красивая и грамотная речь.

На первый взгляд, делать все вышеописанное сложно. Но если вы переведете все упражнения в игру, ваш ребенок будет в восторге.

Другое дело, если у вас, как и у мамы Ромы, совсем нет на это времени. Именно поэтому мы предложили свою помощь и записали Рому на наш курс «Букварята 43», который ведут педагоги с логопедическим образованием. Чтобы через обучение чтению сначала отработать произношение сложных звуков (С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Р, Л), затем увеличить словарный запас и поэтапно развить его речь.

Спустя 4 месяца обучения Рома уже знает все буквы русского алфавита и потихоньку читает по слогам. Но главное – он начал разговаривать. Конечно, его речь еще не идеальна, но он уже перестал заменять слова непонятными звуками и говорит пока короткими, но четкими фразами: «Мама пойдем», «Я хочу есть», «Давай поиграем» и т. п.

Впереди еще много работы, поэтому мы не останавливаемся и идем дальше. К школе Рома уже будет разговаривать не хуже других, а еще будет уметь читать и грамотно писать на русском языке.

Если у вашего ребенка тоже проблемы с речью и вам некогда заниматься с ним дома — попробуйте наши онлайн-уроки. Приходите, проконсультируем, дадим рекомендации, подберем педагога и подходящий курс.

Ребенок 9 месяцев не лепечет

Еще раз здравствуйте! Я всё не могу успокоится со своим "молчуном" Вадимом. Поэтому попробовала проанализировать сегодняшний день, записывала всё. Не знаю, может и зря.

Если не сложно, прочитайте, что у нас получилось. Может мы (и я, и Вадик) что-то делаем неправильно? И вообще, какие прогнозы у нашего малыша?
_________

9.00 — подъем, уполз, встал возле кресла, начал играть с одеждой, коротко сказал ги-ги-ги-ги. Ползает, беззвучно говорит п-п-п-п. Нашёл пакетик, играет молча.
9.05 — пакетик выпал из рук, коротко сказал: м. Начал открывать шкаф, не получается, недовольно заныл: ммммм.
9.10 — скинул всё со шкафа, ничего не осталось, посмотрел на меня: мммммммм . Я объяснила, что больше ничего нет. Успокоился, пополз дальше, по ходу приговаривал: ги-ги-. — ки-ки. -ги-ги. Ползёт и рычит горлом: у-у-у-у.
9.15 — пошли на кухню делать кашу. Я — пою, комментирую свои действия, иногда молчу, жду ответа. Он — играет с кастрюлями, уполз, играет с веревочками от фартука, молчит, уполз в другую комнату, на меня не обращает внимания совсем.
Пошла за ним, взяла на ручки, потанцевали, сказал радосно и долго: ыыыыыы. . Принесла на место, он грустно сказал: мммм. . Я начала говрить по телефону, он — лезет на меня, потом уполз в другую комнату: ммм. мммммм. ммм.
9.30 — бегает по коридогу с возгласами: ыыы! . Сел, ммм.
Я пришла, поиграли в догонялки ползая, он убегал и весело: ыыыыы. . Добежал до игрушки, сел, играет. Он увлеченно играет, молчит. Потом начал в ходе игры делать языком: пру-у-у (2 раза). Играет дальше.
Зову есть — не реагирует.
Пришла, забрала его, сел в стул, сделал звук ртом (открыл-закрыл-откр.-закр. рот), наподобие беззвучного "ням-ням".
Ест неохотно, мычит, хнычет. Я пою, рассказываю стихи, потешки, кормим лошадку. Дала крышки от банок, увлёкся игрой с ними, всё доел. Я в итоге, замолчала. В ходе еды сказала: ду-ду-ду. он: засмеялся.
10.00 — отнесла играть самостоятельно, сама занимаюсь хозяйством, слышу: то мычит, то рычит, то прууу языком.
10.20 — заныл, пришла, поиграли с пирамидой, постоили башни из кубиков. Он: всё отбирет у меня, ммммм. пыхтит носом, как ёжик, злится. Играет сам. Когда не получается что-то, например, таз не переворачивается или кольца слетают с перевернутой пирамиды — злится снова. мммм. Повторяю за ним, попробовала мммм. превратить в мммааа-ммммаааа-. безуспешно.
10.45 — поиграли в ку-ку, смеётся. Затем сел, начал сам заниматься с книгами. Молча. Потом поиграли в ладушки, стали одеваться гулять перед зеркалом. Он стал трогать себя в зеркале, улыбаться, лизать зеркало, сказал тому Вадимке в зеркале: эгегей! и пищать ему коротким тоненьким а! . а-а-а. .
11.00 — ушли гулять, гуляет всегда молча, всё рассматривает, потом — спит.
____________
Днем ходили в гости к бабушке, не записывала ничего.
____________
Вечером: играли в игрушки около 2,5 часов, он — почти всё время молча, либо недовольное ммм. при проявлении недовольства. Я — наоборот: все рассказываю, комментирую действия, пою, говорю за мягких зверюшек разными голосами. Молчу периодически, жду ответа ребенка. Ответа нет. Учились вкладывать кубики в грузовик, у меня кубики просто забирал. А когда я собачке давала кубики и смешно с ним разговаривала от имени собачки, то брал, играл, пару раз получилось положить в кузов. Потом в итоге отобрал собачку. Почитали много — сначала слушал, трогал картинки, потом начал отбирать книги, читать сам. Когда я стала заинтересовывать другой игрой: строить домик для собачки из кубиков — всё сломал, пошел заниматься своими делами. Начала катать мяч, отобрал, долго ползал и гонял его по всему дому.
19.00 — пришел папа с работы. Побежал к нему с улыбкой, но молча. Залез у нему на коленки, начал прыгать и повизгивать.

Больше не записывала.

________________
Извините за много слов, но что вы можете сказать обо всём этом?

Сама я сделала определенные выводы, в частности:
1. очевидно, что его звуки — это проявление эмоций. Причем, определенные звуки — определенные эмоции.
2. что я, в принципе, ему не нужна, ни для игр, ни для разговоров, может даже во многом мешаю.

Я даже представить не могу, как с ним заниматься обучением лепету? Оно ему, по ходу, и не надо. От логопедического массажа вырывается. Орёт. На мои слоги (типа: га-га-га..) просто не обращает внимания.

Читайте также  Пример режима дня для детей 12 лет

Рекомендации логопеда родителям детей в возрасте от 6 месяцев до 1 года

6 месяцев — к этому времени у здорового ребенка появляется первый слог ба или ма. Возникает начальное понимание обращенной речи: ребенок прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.

7 месяцев — малыш уже готов к игровой деятельности с взрослым, использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих.

8 месяцев — ребенок произносит серии одинаковых слогов «дя-дя-дя-дя», «ба-ба-ба-ба», «ма-ма-ма-ма». Это проявление речи называется лепетом.

Лепет – это явление социальное. Лепет появляется только тогда, когда ребенок дозревает до определенного момента и у него есть среда — говорящий социум. По лепету можно определить национальность, в лепете есть интонация, в лепете есть ритм, в лепете есть звуки, которые схожи или присущи данному языку.

9 месяцев — ребенок активно общается с помощью жестов, с радостью играет в «ладушки», малыш активно подражает звукам речи взрослых.

10 месяцев — лепетные цепочки у ребенка становятся все более неоднородными. Чем неоднороднее они становятся, тем ближе к слову. На этом этапе малыш использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа ляля, баба), понятных в конкретной ситуации.

11 месяцев – ребенок использует 3 «лепетных слова» с соотнесением

ситуации, понимает название отдельных предметов.

12 месяцев — к этому сроку нормально развивающийся ребенок употребляет уже 4, а к концу года – до 10 осознанно употребляемых слов, это двусложные слова, состоящие из простых одинаковых слогов: «мама», «дядя», «баба», среди них могут быть звукоподражательные (ав-ав, кис-кис); понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («поцелуй маму», «где папа?», «дай ручку», «нельзя»). Ребенок знает, как его зовут. Любит подражать голосам животных и звукам разных предметов. С удовольствие смеется.

Сколько радости вызывает у матери простое слово «мама», обращенное к ней! Но прежде, чем малыш окажется способен сказать его, причем сказать не «случайно», он должен пройти большой путь — и пройти с помощью родителей.

Советы логопеда, которые способствуют

началу речи

1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок. Это очень важно — не умея еще произносить звуки, не понимая, конечно, ничего из того, что вы приговариваете, ребенок прислушивается к вашей речи, он начинает чувствовать, что это к нему обращаются, в нем рождается желание ответить. Поэтому совершенно не правы те родители, которые не придают значения ранним разговорам с младенцем, не веря в то, что он может их понять.

2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией. Это создает радостный и ласковый эмоциональный тон в вашем общении с малышом, тон, который он улавливает и на который отвечает.

3. Слушайте вместе с малышом звуки и шумы, которые вас окружают, слушайте музыку.

4. Говорите с малышом, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно состоять из 2-3-4 слов. Тут плохи две крайности: скупость на слова и многословие. Вы показываете малышу новую игрушку, он заинтересовался ею, тянется к ней. Назовите ее ясно, отчетливо, подчеркните это название голосом, паузой, так чтобы малыш действительно услышал произносимое вами слово.

5. Так начинается во втором полугодии речевое общение. Оно еще не полное, потому что говорит только взрослый, а ребенок отвечает действием, но все-таки это настоящий, достаточно точный ответ на вполне конкретный вопрос. Собеседники понимают друг друга.

6. Вы подметили, что Ваш восьмимесячный малыш уже неплохо различает предметы, что он среди игрушек тут же выделяет новую игрушку и тянется к ней. Пользуясь этим, легко научить его понимать название новой игрушки, нового заинтересовавшего его предмета. Вы показываете малышу игрушку — «Вот мишка» — и убираете ее. Раньше, в первом полугодии жизни, малыш тут же отвлекся бы, но теперь он продолжает смотреть в ту сторону, где был мишка, ждет его появления и очень радуется, когда игрушка появляется снова. Вы опять называете игрушку в момент, когда она появляется, — это закрепляет понимание слова.

7. Чтобы слово-название не оставалось для него именем единичного предмета, нужно показывать ребенку одинаковые предметы («Это ложка. И это ложка. И это ложка»), предметы, различающиеся величиной, формой, цветом (лежат два мячика, один большой, второй маленький; и про тот и про другой скажем: «Это мячик»).

8. Важно учить малыша понимать слова, которые обозначают движения, действия. Одевая или раздевая ребенка, вы помогаете ему встать, сесть, лечь и говорите при этом: «Встань. Вставай. Сядь. Садись. Ложись. »

9. Когда вы обнаружите, что ребенок способен и на то, что определяется как лепет, поддержите, постарайтесь развить это звуковое умение малыша. Вы еще не можете научить его подражать тем звукам, которые есть в нашей взрослой речи, но вы можете научить его повторять за вами то, что может произносить он сам (поэтому важно и вам учиться слышать лепет младенца!). «Ба-ба-ба», — лепечет малыш. Взрослый подхватывает эти слоги. После небольшой паузы он слышит их снова из уст ребенка. «Игра-перекличка» полезна для развития подражания, речевого слуха, произношения.

10. Лучшее время для такой игры — примерно спустя час после того, как малыш проснулся. Непременное условие — его хорошее настроение. Учтите важное обстоятельство: когда вы произносите звук, стремясь вызвать у малыша его повторение, малыш должен хорошо видеть ваше лицо. Ведь он не только слушает вас, но и смотрит на ваш рот, следит, за движениями губ.

11. Начинайте с простого. Сначала ребенок произносит за взрослым отдельные звуки: а-а-а, у-у-у. Эти и другие звуки нужно чередовать, чтобы малыш учился «переключать» движения органов речи. Потом наступает черед подражания отдельным слогам, повторениям слогов, комбинациям их.

12. Учтите, что на первых порах малышу трудно будет повторять за вами звуки или слоги — даже те, которые он сам произносит легко и правильно. Но месяцам к 10 умение подражать усовершенствуется, и он будет повторять за вами и те звукосочетания, которых в его лепете не было. Эта способность ляжет в основу намеренного подражания целым словам и выражениям, которые ребенок позже будет заимствовать из речи взрослых.

А теперь зададим вопрос — может ли лепет сам по себе превратиться в речь? Ответ — НЕТ. Ребенок сам не составляет слова из слогов, образующих лепет, таких, как ма, ба, па, дя; ребенок сам не составляет слова, которые стали бы обозначением близких людей (мама, папа, баба, дядя). Именно взрослые составляют слова из произносимых ребенком сочетаний и учат его произносить их, называть ими маму, папу, бабу…

И вот первые слова…

Составляя для малыша его первые слова, взрослые используют слоги, которые уже умеет произносить сам малыш. Но, повторяя за взрослым эти слова (мама, папа, баба), малыш не просто пристраивает один слог к другому. Слоги похожи, но не одинаковы — один ударный, другой безударный. Значит, чтобы получилось настоящее слово, надо «оформить» его ударением, тогда оно будет звучать как единое целое. Слыша произносимое взрослым слово, малыш и воспринимает его в целом, но на первый план при этом выступает для него ритм слова, который создается ударным слогом. Именно поэтому в речи ребенка появляются слова, состоящие из одного ударного слога (ка — каша) или воспроизводящие ритм услышанного слова (тика, типа — птичка, птица)

Как появляются первые осмысленные слова?

Проследим за такой ситуацией: малыш не может достать игрушку, которая стоит среди нескольких других, тянется к ней, жестами и возгласами выражает свое желание. Взрослый говорит в этот момент: «Что тебе дать? Собачку? Скажи: «Дай. Дай ав-ав!»

Малыш не сразу, конечно, станет говорить «Дай!», тем более «Дай ав-ав!». Надо, чтобы подобная ситуация повторилась не раз, прежде чем малыш вместо возгласов нетерпения произнесет «Дай!».

К концу первого года малыш понимает значительное количество слов и выражений: имена близких людей, названия игрушек, предметов, нарисованных на картинках, некоторых действий. Он сам произносит 8-10 слов. Среди них могут быть звукоподражательные (ав-ав, кс-с), так называемые облегченные слова, образцы которых дает ему взрослый (би-би — машина, бо-бо — больно).

Основные достижения малыша в развитии активной самостоятельной речи приходятся уже на следующий, второй год его жизни, хотя иногда бывают и исключения!

Почему ребенок не говорит? 12 причин, задерживающих развитие речи

12 причин: почему ребенок не говорит

Причины, по которым развитие речи у ребенка происходит с задержкой, могут быть различными. Влияние оказывают разные факторы — от физиологии до психологических аспектов. Какие-то из них можно откорректировать самостоятельно, с другими придется обратиться за помощью к специалисту, но крайне важно разобраться в том, что «мешает» ребенку заговорить.

Квалифицированную помощь окажет профессиональный логопед-дефектолог. На первичном обследовании специалист определит причины, по которым задерживается речь, и предложит способы коррекции.

Причина 1. Индивидуальный темп

Несомненно, каждый ребенок уникален и должен развиваться в собственном графике. Если ваш малыш пошел на месяц раньше сына соседки, а вот слово «мама» произнес на несколько недель позже, ничего страшного в этом нет. У каждого свой темп.

Читайте также  Чем поить ребенка в 10 месяцев

Такая задержка развития речи так и называется — темповая. С небольшим опозданием все войдет в свое русло и ребенок будет формировать свое умение говорить так же, как и все дети.

Обратите только свое внимание, что специалисты «разрешают» списать на индивидуальность лишь небольшое отставание от нормы. Будьте внимательны!

Причина 2. Отсутствие необходимости

Как ни странно, анекдот про английского мальчика, который молчал много лет и заговорил лишь, когда ему подали неправильно приготовленную кашу, не так уж далек от реальности. Дети, которых чрезмерно опекают родители, действительно не нуждаются в том, чтобы научиться словесно выражать свои желания. Отсутствие мотивации оказывает большое влияние на развитие.

Причина 3. Педагогическая запущенность

Такой вот неприятный термин означает вовсе не необходимость заниматься с новорожденным ребенком специальными упражнениями. Малыш с рождения должен быть окружен речью. Если с ним не разговаривают, лишь выполняя необходимый уход и кормление, не общаются постоянно, формирование речи невозможно. Не слыша обращенной к нему речи, ребенок не в состоянии расширять пассивный словарный запас, не начнет и хорошо говорить.

Причина 4. Двуязычная семья

Дети-билингвы «имеют право» начать говорить с некоторым отставанием от нормы. Слыша вокруг себя речь на разных языках, они оказываются в более сложной ситуации, чем их ровесники, которым нужно освоить лишь один язык.

Для того, чтобы правильно построить речь, ребенку надо отделить один язык от другого. Для этого требуется определенное время. Так что вполне допустимо и задержка начала формирования речи, и отсутствие распространенных предложений, и ошибки в грамматическом построении фраз.

Причина 5. Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка

К сожалению, стрессы влияют не только на взрослых, но и на детишек. Сильный испуг, не комфортный психологический климат в семье, даже ссоры между родителями могут стать причиной отставания формирования речи. Детям необходимы спокойствие, положительные эмоции и разумный распорядок дня.

Сильные переживания, испуг, психологические травмы могут привести к заиканию и задержке речевого и психического развития.

Отдельно стоит выделить также проблему «госпитализма» у детишек. Синдром отсутствия речи, вызванный отлучением от семьи у детей, помещенных в лечебные учреждения, связан как с психологическим стрессом, так и с недостаточностью общения. К сожалению, вероятны случаи возникновения этого синдрома и у домашних детей. Формального ухода за ребенком без налаженной коммуникации, любви и внимания со стороны близких провоцирует отставание в развитии.

Причина 6. Негативизм у ребенка

Иногда родители бывают так настойчивы в своем стремлении «разговорить» ребенка, что могут вызывать у своего чада отрицание. Особенно если малыш с рождения отличается упрямством и не склонен идти на уступки.

Постоянные просьбы семейства сказать какое-то слово приводят к обратному результату — малыш может замкнуться в себе и вообще отказаться общаться.

Причина 7. Генетическая предрасположенность

Если ребенок не спешит начать разговаривать, стоит поинтересоваться, когда его мама и папа сказали свое первое слово. Наследственность — великая вещь. Возможно, малыш просто получил гены не очень торопливого родителя.

Однако будьте внимательны. Слишком большое отставание в формировании речи может привести к другим сложностям. Например, задержке психического развития.

Причина 8. Осложненное течение беременности и родов у матери

Правильному формированию нервной системы ребенка может помешать внутриутробная гипоксия или тяжелые роды. Как правило, сложности выявляются при обследовании у невропатолога в более раннем возрасте, но могут стать заметны и в период активного развития речи.

Для коррекции необходимо тщательное выполнение всех рекомендаций специалистов — от невролога до дефектолога.

Причина 9. Нарушения слуха

Для формирования активного словаря необходимо, чтобы ребенок в первую очередь воспринимал речь вокруг себя. Если он не слышит вообще или слышит плохо, у него обязательно проявятся те или иные сложности с формированием речи — от полного ее отсутствия до проблем с произношением и построением фраз.

Проверить слух ребенка можно у отоларинголога.

Причина 10. Несовершенство артикуляционной системы

Звук формируется при работе речевого аппарата. Если здесь имеются проблемы, это обязательно отразится и на речевом развитии ребенка. Сниженный тонус мышц, недостаточно длинная уздечка языка и другие нарушения вызывают сложности с артикуляцией.

Стоит обратить внимание, если ребенок не может прожевать твердую еду, у него частое слюнотечение, постоянно приоткрыт рот.

Причина 11. Алалия

Этот термин означает первичное недоразвитие речевых центров. Возникает в результате повреждений коры головного мозга в период раннего младенчества или внутриутробного развития. Более подробно это состояние описано в статье про алалию.

Скажем лишь, что справиться с алалией самостоятельно не получится, обязательно обратитесь за помощью к специалистам.

Проверьте также, нет ли у Вашего ребенка эхолалии.

Причина 12. Проблемы интеллектуального развития

Формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием ребенка. Различные генетические заболевания, аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, несомненно, повлияют и на речь. Работа с профильными специалистами поможет наладить коммуникации и скорректировать становление речи.

Для того чтобы помочь ребенку научиться говорить, важно знать, почему возникла задержка. Не стоит ждать, пока молчащее чадо заговорит сразу распространенными предложениями. Консультация логопеда-дефектолога поможет обнаружить причину проблемы и выстроить план ее решения.

Мы перечислили общие причины отсутствия речи у детей. В некоторых случаях ребенок начинает говорить в результате домашних занятий с родителями, но чаще всего требуется неотложная помощь специалистов.

В норме хоть какие-то зачатки речи (выраженный интерес к словам взрослых, понимание обращенной речи, лепетные слова) должны появиться до 1,5 лет. Если нет даже этого, то родителям не нужно искать причины и успокаивать себя, а срочно показать ребенку специалисту.

Отсутствие речи ограничивает умственное и психическое развитие малыша. Ранняя диагностика и коррекция дает большую вероятность, что речевое развитие войдет в норму.

Какие причины отсутствия речи в 2-3 года обычно выявляют специалисты? Расскажем о них подробнее.

  • Аутизм. Опытный психолог или психиатр может выявить заболевание у детей старше года. Для такого ребенка характерно поведение, когда он не идет на контакт вообще, даже с мамой и папой, а при общении не смотрит в глаза взрослому.
  • Умственная отсталость диагностируется психиатром и дефектологом.
  • Ринолалия ставится при осмотре сразу после рождения. Требует срочного хирургического лечения и занятий с логопедом-дефектологом.
  • Афония – это нарушение функции голосовых связок, часто возникает при ДЦП. У таких детей нет голоса вообще. Лечением занимается оториноларинголог, фониатр и логопед-дефектолог.
  • ОНР (общее недоразвитие речи) , связанное со снижением слуха, обычно ставят неговорящим детям старше 3 лет. Дети с таким нарушением обычно очень невнимательные, например, они не реагируют на тихие звуки. Обязательна консультация с оториноларингологом и дефектологом.
  • ЗРР (задержка речевого развития) – самая распространенная причина отсутствия речи у детей в 2-3 года. Характеризуется отсутствием полноценного общения со сверстниками или билингвизмом дома. Нужна помощь дефектолога или логопеда.
  • ЗПРР (задержка психоречевого развития), обусловлена педагогической запущенностью. Обычно нарушение выявляется в 2-3 года. Возникает, когда родители не занимаются развитием речи совсем или делают это неправильно, или, наоборот, слишком опекают малыша. Еще одна причина – неблагополучный климат в семье. Помощь оказывают психолог и логопед-дефектолог.
  • Афазия (1 уровень ОНР) возникает у детей старше 3 лет при плохо пролеченной травме головы или в результате тяжелой болезни. Речь пропадает или находится на крайне низком уровне. Родители обычно жалуются, что ребенок говорил фразами, а потом перестал. Занимается проблемой невропатолог и логопед-дефектолог.
  • Анартрия, артикуляционная апраксия, дизартрия (1 уровень ОНР) – данные нарушения выявляются у малышей с 2 лет. Такой ребенок не может есть твердую пищу, дуть, улыбаться, произносить звуки. Очень часто эти расстройства речи сопровождают ДЦП. Лечением занимаются невропатолог и логопед-дефектолог.
  • Моторная алалия (1 уровень ОНР) обычно ставится в 2,5 года. Ребенок хорошо понимает обращенную речь, но не может говорить, плохо запоминает, не повторяет за взрослым слова. Несмотря на это, он может производить впечатление умного и восприимчивого малыша. Для общения он обычно пользуется жестами и звуками, которые понимают только близкие. Лечение проводят невропатолог и логопед-дефектолог.
  • Сенсорная алалия (1 уровень ОНР) , как правило, выявляется в 2,5 года. Такие дети используют для общения свой «язык», не понимают речь, инстинктивно реагируют только на мать. Требуется помощь невропатолога и логопеда-дефектолога.

Уважаемые родители! Помните, что логопед всегда проводит два обследования. Во время консультации, на первичной диагностике, обычно ставится предварительный диагноз, чаще всего это ЗПРР, ОНР или ЗРР. Динамическое обследование проводится в ходе нескольких занятий. Даже очень опытный логопед может поставить настоящий диагноз только после того, как понаблюдает за ребенком в течение некоторого времени.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: