Ребенок в 5 месяцев пугается

Что делать, если ваш ребенок всего боится

У трехлетней Лены много страхов. Она боится карусели — не катается, опасается даже подойти. Она боится деда Мороза на “елке”, клоуна в цирке, врачей (людей в белых халатах) и вообще всего, как кажется ее маме. С недавних пор появилось заикание. Требуется помощь психолога.

Современный мир с его ежедневными вызовами, стрессом, ритмом жизни и перегруженностью информацией влияет не только на взрослых, но и на малышей. Исследователи отмечают, что с каждым годом растет число детей, страдающих от страхов, тревоги, робости, беспокойства и неуверенности.

Их родители тоже волнуются! Ведь для определенного возраста вполне нормально пугаться окружающего мира. Но по мере знакомства с ним страхи должны уходить. Однако, есть категория деток, которые не могут справиться с тревожными мыслями. Они бояться маминого ухода, паука над кроватью, веток за окном, что странно шевелятся. Такая детская тревожность может сохраниться во взрослом периоде и даже перерасти в фобии.

Давайте рассмотрим причины, почему это происходит и как помочь малышу побороть страх.

РЕБЕНОК ВСЕГО БОИТСЯ — ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ

Каждый детский возраст имеет свои особенные “страшилки”. Все они несут определенную функцию и помогают малышу адаптироваться по мере взросления к меняющимся условиям жизни.

От 6 месяцев до 2 лет

Первые страхи появляются уже в периоде младенчества. Примерно в 6 месяцев ребенок может заплакать, увидев перед собой незнакомца. Этот страх связан с различением своих и чужих, которые и вызывают резкую реакцию у малыша.

В возрасте 7-9 месяцев ребенок начинает двигаться, ползать и, по мере обучения, сталкивается с различными опасностями: несъедобными предметами, животными и насекомыми, знакомиться с категориями горячее/холодное. Так появляется страх пугающих ситуаций, громких звуков, незнакомых объектов.

В 2-3 года

В этот период формируются предметные страхи. Они вызваны инстинктом самосохранения: такие эмоциональные реакции помогают избежать чего-то потенциально вредного. Например, громкие внезапные звуки, одиночество (мама ушла или оставили одного в комнате), уколы и боль от медицинских манипуляций неизменно пугают малыша. Психологи наблюдают зависимость между уровнем интеллектуального развития ребенка и количеством предметных страхов в этот период. Чем умней малыш, тем больше пугающих ситуаций он осознает.

Именно в этом возрасте появляется страх темноты и ночные кошмары, как следствие боязни потерять маму. Это частное проявление страха одиночества, связанное с потребностью в безопасности и заботе.

Также могут появиться боязнь огня, пожара, природного катаклизма (урагана, грома, землетрясения), животных. Считается, что эти страхи необходимы для выживания ребенка.

Такие сюжеты могут стать основой для страшных снов у малыша. Если вы столкнулись с проблемой ночных кошмаров у детей, читайте об этом подробнее в статье “Ребенку снятся страшные сны? Без паники!”

В 4-7 лет

Страхи этого возраста можно разделить на 2 основные категории: воображаемые и внушенные. И те, и другие не связаны с реальными опасностями, а являются проявлением бурной фантазии ребенка. Так малыш может начать бояться буквально всего: темноты, природных стихий, сказочных героев, животных, бандитов и войн.

Если страх воображаемый, то его источником является сам ребенок. Это неизбежный этап при развитии абстрактного мышления и способности к фантазированию в дошкольном возрасте.

Если страх внушенный, то причиной его появления стали рассказы сверстников, родственников, книжки и сказки. Дети этого возраста обожают рассказывать друг другу “страшилки”, испытывая при этом смешанные чувства тревоги и удовольствия от производимого эффекта. А старшие родственники, особенно бабушки и дедушки, любят припугнуть ребенка последствиями тех или иных действий: “не подходи — упадешь”, “не гладь — укусит”, “бабайка заберет”, “волчок унесет”.

Для впечатлительный малышей лучше ограничить пугающий контент. Не стоит обсуждать при нем пожары, убийства, несчастные случаи — все эти истории мгновенно найдут отражение в фантазиях ребенка.

Отдельной категорией выделяют, так называемый, экзистенциальный страх — глубинный страх смерти — своей и родителей. Малыш потихоньку осознает, что жизнь конечна, и это открытие его пугает. Некоторые дети бояться засыпать, поскольку могут умереть во сне. Эти фантазии подкрепляются рассказами родственников, не способных объяснить феномен смерти: “бабушка уснула и больше не проснется”.

Что усугубляет детские страхи

Родителям стоит понимать, что на появление боязни того или иного предмета влияют множество факторов. Это такое влияние среды как:

конфликтная семейная ситуация, ссоры, споры;

смерть или болезнь кого-то из родственников;

напряженная ситуация в коллективе ребенка (обиды со стороны сверстников, шантаж, конфликты);

высокая тревожность самих родителей;

слишком авторитарный, жесткий тип воспитания;

гиперопека со стороны родителей;

изоляция малыша от общения со сверстниками;

И особенности психики самого ребенка.

Больше всего от страхов страдают детки с впечатлительным характером. Они более чувствительны по своей природе и хуже переносят ситуации неопределенности. Подробнее о таких малышах я написала в статье “Ребенок боится оставаться без мамы”.

Впечатлительные дети легче поддаются внушаемым страхам. Они более склонны к тревоге: любой толчок извне, особенно слова авторитетного взрослого, могут стать “спусковым механизмом” для появления навязчивых мыслей и образов, пугающих малыша.

К чему приводят детские страхи

Так ли это опасно? Может, стоит просто дать ребенку “перерасти” этот период или подождать, пока он сам научится справляться с трудностями?

К сожалению, обилие боязней и тревог в жизни малыша сильно снижает ее качество. На их фоне могут появиться:

заниженная самооценка, неуверенность в себе;

безволие, чувство обреченности, ведь ребенок не умеет справляться с “монстрами”, которые его преследуют;

вспышки немотивированного гнева (из-за истощенной нервной системы и подавляемой агрессии);

нарушение отношений в коллективе, социальная изоляция (ребенок уходит в свои переживания и страхи, все меньше времени уделяет общению);

Чтобы не допустить появления этих неприятных последствий, давайте научимся помогать ребенку в его работе над страхом.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СПРАВИТЬСЯ СО СТРАХАМИ

Для начала, родителям стоит соблюдать такие правила:

Воздержаться от запугивания: не использовать угрозы, будто бы малыша заберут цыгане, милиционер, бабайка и другие монстры.

Помогать ребенку компенсировать страх: придумать способы его нейтрализации (от тролля можно спрятаться под одеяло и посчитать до 5) или ритуалы, которые помогут избавиться от страха (перед сном заглянуть под кровать, проверить, что там никого нет). Не пытайтесь устранить источник страха — это далеко не всегда возможно, а трудитесь вместе с чадом над преодолением тревоги.

Обучать ребенка терпимости к страху: не стыдить за пугливость и робость, делиться своим примером по преодолению фобий, показывать, что бояться — это нормально. Покажите своим детям, как вы справляетесь со стрессом. Гладя на вас, ребенок быстро научится преодолевать свою тревожность и перестанет всего бояться.

Уменьшить количество запретов и строгих правил, которые малыш боится нарушить. Атмосфера критики и угрозы наказания негативно воздействует на психику впечатлительных детей.

Чтобы помочь ребенку справиться с ситуацией, следуйте таким рекомендациям:

Поощряйте ребенка за успехи. Например, если малышу удалось заснуть без света — обязательно похвалите его и придумайте приз. Как же хорошо он потрудился! Выражайте уверенность, что с ним все будет хорошо, он справится со своими проблемами.

Прорабатывайте пугающие ситуации, кошмары в игре, кукольных сценах, рисунках. Например, предложите малышу нарисовать свои страхи. Помогите ему изобразить их как можно красочней, а потом вместе найдите способ, как нейтрализовать пугающий объект — порвать, сделать смешным, уменьшить в размерах.

Обсуждайте с ребенком, что будет, если сбудется его самый страшный кошмар, как с ним справиться. Такой план может пригодиться.

Помогайте сами себе справиться с тревогой! Чаще всего, именно беспокойство родителей провоцирует проблемы ребенка.

Обучайте малыша приемам самоконтроля и саморегуляции – концентрации внимания, мышечной релаксации (расслаблению), приемам уменьшения тревоги. Некоторые из таких приемов я описываю в статье “Ребенок стесняется”.

Психокоррекционной работе с тревожными детками посвящена моя книга — “История мальчика Левы, который боялся оставаться без мамы”. Это история для детей, в основу которой лег мой личный опыт, а также история моей семьи. Дело в том, что мой старший сын очень тревожный и впечатлительный малыш. Именно ему я посвятила эту книгу.

Главный герой истории очень переживает, когда мама уходит или еще только собирается его покинуть. Но мама обучает его специальным техникам, “ключам от тревоги”, которые малышу предстоит найти. На пути его ждут увлекательные приключения и интересные задачки. В конце концов малыш справляется со всеми трудностями.

Такой сказочный сюжет не просто увлечет вашего ребенка, но и поможет самому освоить психотерапевтические техники по избавлению от тревожных симптомов: правильное дыхание, снятие мышечного напряжения, визуализация успокаивающих образов.

Пугающие симптомы панического расстройства

Паническое расстройство, наряду с посттравматическим стрессом, синдромом навязчивых состояний и общей тревожности, социофобии и т.д., является разновидностью тревожного расстройства и причисляется к невротическим заболеваниям.

Почему к невротическим? Да потому что патологические ощущения, возникающие во время расстройства, не изменяют сознания человека. Больной отдает отчет происходящему, осознает, что болен и нуждается в помощи.

Как охарактеризовать расстройство

Главным симптомом панического расстройства становится приступ панической атаки. Но единичный приступ еще не означает наличия расстройства. Для постановки диагноза необходимо, чтобы случаи атаки происходили с периодичностью 2–3 за месяц, не менее.

Панические приступы должны соответствовать нескольким критериям. Они возникают как при определенных обстоятельствах, так и при отсутствии видимых причин. Между атаками характерно наличие свободных от тревоги, светлых промежутков.

Паническое расстройство не зря называют тревожным. В его основе – чувство гипертрофированного, неуместного страха, не поддающегося контролю. Причина его возникновения – сбой в анализе опасной ситуации.

Префронтальная часть коры головного мозга первая дает оценку ситуации, с которой столкнулся человек, и передает ее по другим инстанциям. Конечной точкой становится миндалевидное тело, которое, при наличии определенных импульсов, реагирует на опасность стимуляцией выработки соответствующих гормонов: адреналина, кортизола и др. Они выполняют защитную, адаптационную функцию, помогают нам достойно встретить опасность. Вся система работает под чутким руководством нейромедиатора серотонина.

Проблемы начинаются, когда его количество выходит за пределы нормы. В таких случаях человек не в состоянии адекватно оценить ситуацию. Его миндалевидное тело становится слишком чувствительным и реагирует на опасность даже там, где ее нет. Развивается приступ панической атаки. Симптомы его разнообразны, однако можно выделить основные, наличие которых обязательно:

  • безудержный, неконтролируемый страх смерти;
  • вегетативные симптомы – тахикардия, потливость, учащенное дыхание, боли в сердце, приступы удушья, сдавление в груди;
  • уверенность в том, что больного настигает смертельное заболевание – инфаркт, инсульт и т.д.;
  • у больного появляется ощущение, что он сходит с ума;
  • отсутствие угрожающих обстоятельств.

Приступ длится от 5 до 30 минут и бывает разным по степени выраженности. Систематическое его повторение носит название «паническое расстройство».

Предпосылки развития

Доподлинно неизвестно, почему развивается это расстройство. Имеется много теорий, пытающихся раскрыть механизм его развития. Точно установлено, что особенно склонны к формированию такого состояния люди с лабильной (неустойчивой) нервной системой. У них быстрее развивается тахикардия под действием эмоций или физических нагрузок, они сильно потеют, раздражительны, краснеют при волнении. В помещении им душно, они всегда норовят открыть окна.

Люди с акцентированной тревожностью в характере тоже склонны к возникновению заболевания. В некоторой степени играет роль и наследственность.

Читайте также  Где находятся лимфоузлы на шее у ребенка

Обязательное условие для созревания расстройства – наличие психотравмирующих факторов, стрессоров, расстраивающих работу нервной системы. Обычно именно они предшествуют появлению первого признака панической атаки.

Первый приступ паники настиг Анастасию, когда она готовилась отойти ко сну. Ее внезапно охватило ощущение, что она падает стремительно с обрыва, в пустоту. Она не могла пошевелить руками и ногами, как будто они не принадлежали ей. Появилось стойкое чувство, что она сейчас умрет. Ей стало невообразимо страшно.

Затем начало колотиться сердце. Казалось, что она не могла контролировать дыхание. Оно было сбивчивым, частым, было трудно вдохнуть, постоянно не хватало воздуха. Такое состояние продолжалось до самого утра, и уснуть в эту ночь Анастасии так и не посчастливилось.

Следующий приступ случился через 4 дня. Затем частота приступов увеличилась, и они одолевали молодую женщину по несколько раз на день. Между ними она чувствовала себя выжитой и обессиленной. У нее появилось непоколебимое чувство страха засыпания, поскольку первый случай атаки случился перед сном. Она мучилась бессонницей, а вскоре и процесс поглощения пищи давался с трудом. Случалось, что идя по улице или находясь в многолюдном месте, она чувствовала головокружение и спёртое дыхание.

Затем приступы атаки стали не такими яркими, ограничивались сердцебиением и ощущением тревоги, проходящей через все тело. На протяжении всего лечения ей трудно было смириться с мыслью, что ее проблема носит чисто психологический характер. Ей казалось, что врачи пропустили в ее теле какую-то болезнь.

Анализируя ситуацию в беседе с психотерапевтом, женщина указала, что за 5 месяцев до первого атакующего случая она потеряла работу, а за 2 месяца до этого тяжело заболел ребенок. Таким образом, потеря источника дохода, а затем страх за жизнь своего чада стали мощнейшими стрессовыми факторами, запустившими патологический процесс.

Такое патологическое состояние чаще формируется у молодых людей в возрасте 20–35 лет. Женщины страдают от него в 2 раза чаще, нежели мужчины.

Характерные черты расстройства

Симптомы расстройства можно поделить на две группы. К первой мы отнесем признаки непосредственно панической атаки, заставляющие испытывать человека тревогу и страх, а также неприятные ощущения в теле.

Вторая группа симптомов относится к проявлению сформированного расстройства в общем. В ее состав входит множество признаков. Они сопровождают не всех и не всегда, и проявляются в разной степени.

Главный признак панического состояния – формирование так называемого охранного поведения.

Паническая атака обходится больному большим эмоциональным напряжением, психическим истощением. Перенеся цепочку таких приступов, у человека появляется выжидательная позиция. Он с опаской ждет повторения атаки. А, ожидание, как известно, хуже, чем само событие. Оно сопровождается состоянием повышенной тревожности, как будто что-то вот-вот случится. Казалось бы, приступ отступил, и самое время расслабиться. Но состояние тревоги сохраняется.

Некоторые паникеры путают такое положение дел с самим приступом. И рассказывают, что он длится у них несколько дней. Это ошибочно, поскольку приступный период способен продолжаться максимум пару часов.

Другой важный признак расстройства – формирование фобий. И прежде всего, это страх умопомешательства и смерти. Такие фобии сопровождают практически каждого паникера. Однако они абсолютно бесперспективны.

Страх лишиться рассудка, перестать себя контролировать и адекватно вести себя часто сопряжен с беспокойством заполучить шизофрению. Но нужно успокоить тех, кто терзается такими мыслями: больной шизофренией не будет беспокоиться о том, что он сходит с ума.

Страх смерти также иллюзорен. Те вегетативные нарушения, которые испытывает больной во время атаки, никак не являются смертельными, хотя некоторые дискомфортные ощущения они все-таки оставляют. Это может быть ощущение тяжести в голове, чувство напряжения в груди, боли в сердце. Из-за чего способны возникнуть мысли о наличии соматического заболевания.

Паническое расстройство могут сопровождать и страхи, откладывающие отпечаток на социальной жизни больного. Сюда, в первую очередь, относят страх открытого (агорафобия) или закрытого пространства, боязнь езды в лифте, авиаперелетов, публичных выступлений и т.д. Как правило, фобии формируются, отталкиваясь от ситуации, в которой впервые возник приступ атаки.

Парень, страдающий расстройством уже около 10 лет, в начале его зарождения боялся выходить на улицу. Он целый год просидел дома. Друзья приносили ему еду и уносили мусор.

Отпечаток на психике

Такое состояние нервного напряжения не может не сказаться на психоэмоциональном фоне паникера. Он становится раздражительным и беспокойным, настроение его резко меняется, вздрагивает при любом постороннем звуке.

Бессонница – вечный спутник панического расстройства. Развиться она может как следствие нервного перенапряжения или как результат страха сна, если приступы одолевают в ночное время. Бывает так, что бессонница развивается на фоне опасения о том, что можно не уснуть.

Наверное, каждый человек видел сон, когда он падал в пустоту. Итогом такого сновидения становится вздрагивание во сне, кто-то просыпается. При ПР количество таких вздрагиваний за ночь доходит до 5 и более.

Напряжение, чувство тревоги и страха, неприятные и непонятные ощущения в теле, невозможность побороть болезнь приводят человека к состоянию апатии и беспомощности, перерастающие в депрессию.

О чем молчат паникеры

Как правило, главные симптомы панического расстройства, о которых говорят люди, страдающие им – это страх, тревога, неприятные ощущения в теле. Но мало кто указывает на такие признаки, как деперсонализация и дереализация.

Дереализация – нереальное восприятие мира, проявляется как ощущение тумана, окутывающего больного. Сквозь него ему все кажется каким-то далеким, расплывчатым, отстраненным.

Девушка описывает свои приступы дереализации, как чуждое восприятие всего, что привычно окружает ее. Даже когда она находится в своей комнате, она не узнает ее. Как будто она пришелец, случайно спустившийся сюда из космоса. Вещи вокруг – нечеткие и безжизненные. Хочется найти какую-то опору, ориентир, но не удается. Близкие люди смотрятся как незнакомцы.

Деперсонализация ощущается ею как существование вне своего тела, вроде она смотрит на себя со стороны. В такие моменты она не может управлять своими мыслями и движения, все выполняет автоматически.

А еще нередко у людей с ПР случаются слуховые и зрительные галлюцинации, особенно перед сном. Они проявляются в виде отчетливого писка или шороха, зрительных размытых образов, переговаривающихся между собой голосов.

Степени проявления

Для кого-то расстройство, со слов самих больных, становится настоящим адом, кошмарным сном, при котором не удается проснуться. Тогда как на других оно мало отражается.

Существует несколько степеней развития заболевания:

  • легкая – приступы случаются редко и практически не меняют привычный уклад жизни паникера. Он предпочитает обходить стороной места, где с ним случается приступ, но делает это непринужденно, не затрагивая своих интересов;
  • средняя – если паникеру доподлинно известно, что скоро он окажется в ситуации, способной спровоцировать приступ. Уже за несколько дней он начинает беспокоиться и переживать. Его терзают страхи и тревожность, он нервничает, становится напряженным и раздражительным. Но стоит ему пережить роковой час, и он снова становится жизнерадостным человеком;
  • тяжелая – больной постоянно находится в раздумьях и в страшном ожидании очередного приступа. Порой он начинает опасаться даже самых безобидных вещей, боится выйти из подъезда – вдруг ему на голову упадет кирпич, или мыться в душе, боясь поскользнуться в мокрой ванне. Удел таких больных – социальная изоляция и одиночество. При этой степени расстройства случаются флешбэки, когда больной мысленно и эмоционально переживает прошедшие приступы. И это провоцирует страх их повторения.

Несмотря на то, что паническое расстройство – распространенное явление, обществом оно воспринимается тяжело. Многие считают этих людей слабовольными либо симулянтами, сетуют на то, что они не могут держать себя в руках, хотя на самом деле приступ панической атаки неподвластен разуму. Поэтому часто больные испытывают неловкость, стесняются своего поведения в приступный период. Нагнетает обстановку и то, что им тяжело справиться с атакой. И человек на фоне этого начинает избегать людей, даже увольняется с работы, вводит себя в глубокое депрессивное состояние.

Паническое расстройство – это не что иное, как страх и тревога, гипертрофированные в сознании человека. Постепенно осознавая это, овладевая навыками самопомощи и пользуясь помощью адекватного специалиста, избавиться от пугающего расстройства вполне реально.

Можно ли поставить укол ребенку безопасно и комфортно?

Необходимость в уколах детям может возникнуть уже в первые месяцы их жизни. Ставить укол ребенку самостоятельно в домашних условиях категорически запрещается. Инъекции должны делать только медицинские работники, обычно – в условиях поликлиники или стационара. Между тем, родители могут внести свой вклад для снижения стресса и дискомфорта у ребенка. К малышам необходимо найти подход, это не менее важно, чем соблюдение техники выполнения инъекции. Также стоит задуматься о том, как обезболить укол ребенку.

Виды инъекций

Существует три основных типа инъекций:

  • Внутримышечная инъекция является парентеральным методом введения лекарственных препаратов. После внутримышечного укола лекарство попадает в кровоток путем всасывания в сосудистом русле скелетной мускулатуры. Так как мышцы снабжены кровью лучше клетчатки под кожей, при такой манипуляции препарат начинает действовать быстрее, чем при подкожном введении. Таким путём доставляются масляные и водные растворы, суспензии объемом не более 10 мл. Такой метод выбирается, когда нет необходимости в получении немедленного эффекта. Всасывание препарата при инъекциях в ягодичную мышцу происходит за 10-30 минут. Такие уколы используются во время оказания неотложной медицинской помощи, при сильном возбуждении пациентов либо судорогах.
  • Подкожные уколы актуальны при введении инсулина. Подкожно-жировой слой обладает густой сеткой сосудов, поэтому лекарство действует быстрее, чем при оральном применении. Рекомендуется вводить таким способом не более 2 мл лекарственного средства. Для этого используются зоны под лопаткой, сбоку от брюшной стенки, в нижней части подмышечной области, снаружи плеча.
  • При внутривенных уколах препарат попадает сразу в кровяное русло. Чаще всего инъекции проводятся на венах, расположенных в локтевой ямке, так как у них наибольший диаметр, они меньше всего смещаются.

Определенный тип укола врач назначает, отталкиваясь от препарата, который нужно ввести и заболевания, из-за которого он показан.

Подготовка к уколу в больнице

Для проведения инъекций в больнице используются:

  • Лекарственное средство. Если приобретать его нужно самостоятельно, обязательно следует проверить дозировку, чтобы она соответствовала рецепту. Требуется обратить внимание на срок годности. Описание, приведенное в инструкции, и содержимое ампулы должны совпадать.
  • Стерильная вата.
  • Медицинский спирт.
  • Шприцы. Они обязательно должны быть одноразовые. Их объем зависит от дозировки вводимого лекарства, прописанной врачом. Существует два типа иголок: для масляных и водных инъекций. Они разные, нужно уточнить у фармацевта, подойдет ли выбранный шприц для ребенка конкретного возраста, вводимого лекарственного препарата. Для малышей до года хватит шприца объемом 1 мл; детям 1-5 лет – 2 мл, игла 0,5х25; если ребенку 6-9 лет, нужен шприц 2 мл, игла может быть 0,6х30.
  • Обезболивающие препараты. Особенно актуально оно, когда кроха неспокойный и есть опасения, что малыш дернется. Подходит для таких целей Акриол Про. Это крем на основе лидокаина и прилокаина. Он прошел регистрацию в качестве лекарственного средства и подходит для новорожденных с первого дня жизни 7 .

Перед постановкой укола медработник должен хорошо вымыть руки с мылом, продезинфицировать их. Родителям обязательно необходимо оставаться спокойными, иначе ребенок тоже будет чувствовать панику и перестанет доверять взрослым.

Читайте также  Параметры ребенка в 3 месяца

Перед открытием ампулы ее протирают стерильной марлей либо сухой ватой. Затем на ней делается надрез по линии слома. Для этого используется специальная пилочка. Нельзя отламывать либо отбивать конец ампулы, так как есть риск, что мелкие осколки попадут в лекарство.

Одноразовый шприц распаковывается со стороны поршня, затем соединяется с иглой, на которой обязательно должен находиться защитный колпачок. Если лекарство в сухой форме, доктор разводит его в соответствии с инструкцией. Для этого используется вода для инъекций либо другой препарат, назначенный специалистом. Колпачок с иглы снимается только перед тем, как предстоит набор лекарственного препарата.

Медработник обязательно должен удалить воздух из шприца. Для этого его располагают вертикально перед собой, чтобы иголка оказалась сверху. Немного стучат по шприцу пальцами, чтобы пузырьки воздуха поднялись к отверстию. Далее нажимается поршень, и воздух выходит наружу. Понять, что все сделано правильно, можно по появившейся капельке лекарства на кончике иголки. Она удаляется ваткой, смоченной в спирте. Затем на иглу снова надевается колпачок. Малыш не должен видеть проведение подготовки, иначе он может заранее испугаться.

Этапы выполнения инъекции

Правильно сделать укол может только специалист. Проведение инъекции в больнице происходит следующим образом:

  • Доктор разогревает руки. Для этого достаточно потереть их друг о друга. Если нужно сделать укол в ягодицу ребенку, специалист помассирует ее, это делается для того, чтобы разогнать кровь и расслабить место для инъекции.
  • Для спокойного проведения процедуры можно использовать обезболивающее средство для местной анестезии. Необходимо правильно выбрать препарат, наиболее безопасный для детей. Одним из таких является Акриол Про. Крем наносится толстым слоем за 60 минут до процедуры, покрывается окклюзионной повязкой (например, пищевой пленкой). Рекомендуемая дозировка – 1г на 10 см 2 . Через час остатки средства удаляются с кожи 7 . Родители могут провести обезболивание самостоятельно, но обязательно нужно сообщить об этом врачу.
  • Малыш должен быть спокоен. Лучше чем-нибудь его отвлечь, чтобы ему было не так страшно. Можно включить мультфильм на телефоне. Хорошая идея − дать ребенку любимую игрушку и игрушечный шприц, договориться, что он тоже будет делать укол. Важно, чтобы чадо не заметило, как врач заносит шприц над ним, тогда кроха не успеет напрячься, и сама манипуляция пройдет быстро и менее болезненно.
  • Место укола протирается смоченной в спирте ватой.
  • В нужное место вводится препарат.
  • Шприц быстро вынимается. Место прокола прижимается с помощью ваты и слегка массируется.

Чтобы свести к минимуму болевой синдром, спросите у специалиста заранее, можно ли применять обезболивание при инъекциях у детей. Если врач не использует анестетики при уколах и его кабинет ими не оснащен, поинтересуйтесь, можете ли вы приобрести его самостоятельно. Например, Акриол Про можно купить в аптеках. Крем продается в тюбиках по 5, 30, 100 г.

Возможные осложнения при уколах в ягодицу ребенку

При постановке укола возможны осложнения, связанные с неправильной техникой выполнения манипуляции. Самой частой ошибкой при уколах в попу детям является введение лекарства под кожу, а не в мышцу. В результате возникает уплотнение, иногда с синяком. В лучшем случае оно не беспокоит, в худшем − вызывает боль. Избавляются от таких шишек йодной сеткой, гепариновыми компрессами.

Более серьезное осложнение − повреждение нерва. Чтобы его избежать, нужно выбрать правильную долю ягодицы для постановки укола. Седалищный нерв проходит через среднюю и нижнюю часть. Чтобы не совершить ошибку, врачи обходят эти зоны ягодицы.

Попадание в кровеносный сосуд − ещё одна проблема при инъекциях. Если в организм вводятся масляные растворы, которые не должны непосредственно оказаться в кровотоке, после их введения в мышцу специалист слегка оттягивает поршень. Если в нём нет крови, значит манипуляция проведена правильно.

Что делать, если ребенок боится уколов?

Любая инвазивная процедура − стресс для ребенка. Если малыш напуган, проводить ее еще сложнее, поэтому родителям не нужно заранее пугать малышей врачами, вызывая у них недоверие к людям в белых халатах. Психологи сходятся во мнении, что подготавливать детей к уколам нужно по-разному, в зависимости от их возраста. Выделяют три периода интеллектуального развития малыша.

Сенсорно-моторный (до 2 лет). В этот период кроха реагирует на прикосновение, звуки, сигналы и манипуляции. Не нужно думать, что в этом возрасте малыш не поймет, если ему проговорить то, что будет с ним происходить. Наоборот, спокойный голос мамы облегчает манипуляцию. Сделать укол нужно быстро, пока медсестра проводит манипуляцию маме или папе нужно будет держать малыша.

Префункциональный (2-7 лет). Дети в это время уже обладают интуитивным мышлением, но их ощущение всё ещё строится на восприятии. Они верят во всё, что видят и слышат, потому нужно доходчиво объяснить, что именно будет происходить, без обмана.

Конкретно-операционный (7-11 лет). Дети начинают реверсировать мысли и ощущения, используя логику, потому можно попытаться объяснить им пользу укола, рассказывая, что именно он поможет избавиться от болезни.

Чем обезболить место укола у ребенка и стоит ли это делать?

Боль как психофизиологическая функция организма формируется достаточно рано. Уже на тридцатой неделе развития плода пути проведения и восприятия болевых ощущений сформированы. С этого момента малыш способен чувствовать боль, интенсивность которой может быть даже выше, чем у взрослых.

Эти данные позволяют настаивать на том, чтобы детям любого возраста обеспечивали обезболивание при проведении инвазивных процедур, ведь каждый человек имеет право на адекватную помощь в контролировании боли, независимо от его возраста и способности сообщить о ней.

Даже если ребенок еще не умеет говорить, это не значит, что он не помнит испытанную им боль. Более того при повторном проведении процедуры наблюдается повышение «стрессовой» реакции еще до начала инвазивного вмешательства на стадии подготовки к процедуре. Пережитый негативный опыт может усиливать болевые ощущения.

Хотя боль и выполняет сигнальную функцию, сообщая организму о повреждении, пробуждая его резервные силы для активации реакции «бей или беги», нельзя преувеличивать ее положительную роль. Если рассматривать ее механизм с психологической точки зрения, то терпеть болевые ощущения бесполезно и вредно для общего самочувствия.

При инъекциях детям используется всего один метод обезболивания – аппликационная анестезия. Она предполагает поверхностное нанесение на кожу препарата, например, в форме крема. Для наступления обезболивающего эффекта его необходимо держать некоторое время (около 60 минут). Перед сеансом остатки препарата удаляются, и специалист делает укол.

В качестве анестетика для детей может использоваться крем Акриол Про. Он разрешен к применению с первого дня жизни.

Акриол Про – действенный анестетик при детских инъекциях

Акриол Про должен быть в аптечке у каждого родителя, ведь он становится спасением в моменты, когда малышу нужно вытерпеть инъекцию. В составе крема нет консервантов и анестетиков эфирного ряда (новокаина, бензокаина, тетракаина и пр.), это существенно снижает риск возникновения аллергической реакции 26 . Акриол Про прошел регистрацию в качестве лекарственного средства 1 и официально продается в аптеках. При его производстве соблюдены международные стандарты качества GMP 2 .

Акриол Про применяется при вакцинации, проведении пункции, поверхностном хирургическом вмешательстве, установке катетера, удалении контагиозного моллюска. Противопоказаниями использования анестетика является малый вес новорождённых (до 3 кг) и недоношенность (рождение на 37 неделе беременности) 7 . Крем Акриол Про может использоваться, чтобы помочь малышу легче переносить болезненные процедуры.

Испуг у ребенка: признаки, как лечить

испуг у ребенка признаки как лечить

Маленькие дети очень впечатлительны и ранимы. И более подвержены различным страхам, чем младшие школьники или подростки. Не допустить развития у своих детей чувства испуга – одна из главных задач их родителей. Достаточно часто у маленьких детей изменяется поведение – они чаще плачут, неоднократно просыпаются по ночам, становятся капризными и постоянно просятся на руки. Скорее всего, все вышеперечисленное является признаками испуга у малышей. Медики не считают испуг отдельным заболеванием, а относят его одним из проявлений детского невроза.

Как определить испуг у ребенка

Конечно, чувство страха присуще любому человеку, а дети подвержены ему гораздо в большей степени в силу своего юного возраста. И трудно сказать заранее, что может напугать двухлетнего малыша – небольшая собака, пробежавшая мимо на улице, прохожие, разговаривающие на повышенных тонах, или что-то увиденное по телевизору. Вполне возможно, что чувство страха – это своеобразная защитная реакция организма. Однако последствия этого чувства для детей могут быть самыми непредсказуемыми.

Малыш может прекратить разговаривать, постоянно плакать по ночам, ложиться спать только с мамой или просить оставить горящим ночник. Подобные вещи должны насторожить родителей – ведь не всегда детские страхи проходят по мере взросления малыша. И очень часто испуг малыша в будущем может привести к тому, что ребенок замкнется в себе, станет менее общительным и более нервозным, у него возникнут проблемы со сном, а детские страхи могут перерасти в фобии. Очень часто такие дети под воздействием страха начинают заикаться или вообще прекращают разговаривать.

Обычно здоровый ребенок имеет прекрасный аппетит, он бодр, весел и активен, поэтому и ночной сон у него всегда крепкий. Именно крепкий ночной сон является одним из главных показателей хорошего здоровья малышей. И если ребенок почему-то стал плохо спать ночами, просыпаться с плачем, а никаких признаков заболевания у него нет, — скорее всего, так у него проявляется чувство испуга.

Если ребенок умеет говорить, то он обязательно расскажет своей маме, что его напугало. Гораздо труднее понять причину испуга у малышей, которые еще только учатся разговаривать.

Причины детских испугов

Часто, сами того не замечая, родители могут создавать предпосылки к возникновению детских страхов. «Если не будешь спать, тебя заберет бабай» или «Если будешь убегать от мамы, тебя украдут цыгане» и таких устрашающих баек может быть сколько угодно. С одной стороны, мама или папа пытаются подобным образом воспитывать свое чадо, прививая ему хорошие манеры, правила хорошего тона, учат вести себя, а с другой – запугивают малыша. Когда ребенок оказывается в какой-то новой для себя фантазийной ситуации, он может напридумывать ее завершение и детские страхи выползают наружу.

Родители могут закрепить страх своей реакцией на какую-либо ситуацию, которая произошла с ребенком. Например, ребенок упал, порезался, ушибся и другое, а реакция мамы на это событие становится настолько яркой и эмоциональной, что малыш больше пугается ее поведения. В следующий раз, когда с ним случится подобное, он вспомнит реакцию мамы и перепугается своей травмы больше, нежели ее реальных последствий.

ispug-u-rebenka.jpg

Причинами детского испуга могут быть следующие факторы:

  • неожиданные крики или чересчур громкие звуки, возникающие неожиданно для малыша;
  • какие-то животные, которые малышу кажутся огромными, и потому очень страшными;
  • гроза или град могут сильно испугать ребенка, особенно если подобные явления он видит впервые;
  • различные стрессовые ситуации (громкая ругань или драка прохожих на улице, громкая ссора родителей при малыше и т. д.), от подобных инцидентов надо стараться оберегать малышей;
  • не стоит держать детей «в ежовых рукавицах», подобное воспитание также может оказать негативное влияние на их психику.

Малыш спокоен и уверен в себе только тогда, когда он чувствует, что находится под защитой родителей. Когда подобное чувство по каким-то причинам у малыша временно отсутствует – тут и начинают возникать различные страхи. С возрастом ребенок научится контролировать свои страхи, в этом ему обязательно должны помочь окружающие – объяснять, почему не надо бояться собак или грозу, стараться уводить ребенка от шумных кампаний и т. д.

Читайте также  Как купать 3 месячного ребенка

Если кроха оказался в какой-то новой для себя ситуации, или месте, а котором его не предупредили (например, привели к стоматологу, но не предупредили, что врач может лечить зуб страшной бормашиной), ребенок может испугаться настолько, что в следующий раз подобный поход вряд ли завершиться хорошо. Правильнее будет рассказать детям, что их ждет в том или ином месте, даже если предполагаются только позитивные эмоции.

Родители должны постоянно сопровождать ребенка рассказами о том, что они вместе будут делать, куда пойдут, и с чем могут столкнуться в том или ином месте.

Симптомы испуга у детей

Родители не всегда могут обратить внимание на то, что ребенок чем-то напуган. Часто дети скрывают от взрослых свои стрессы и переживания, оставаясь со своими страхами один на один. Но заметить признаки того, что ребенок чего-то боится, родители должны уметь. Приведем наиболее типичные симптомы детских испугов.
Маме необходимо обратить внимание, если у малыша отмечаются следующие симптомы:

  • стал излишне возбудимым без особых причин;
  • плохо спит по ночам, хотя у него ничего не болит;
  • его начинают мучить различные кошмары;
  • громкий плач во сне;
  • боится оставаться один, категорически отказывается спать в темноте, боится каких-то определенных вещей, предметов или живых существ.

Скорее всего, ваш малыш сильно напуган, и необходимо обратиться к специалисту. Детские страхи не всегда уходят сами, иногда приходится прилагать много усилий, чтобы ребенок стал таким же, как прежде.

Последствия детских испугов

Бытовой детский испуг является достаточно серьезной проблемой и совсем не обращать внимания на нее нельзя. Даже если сразу после испуга ребенок чувствует себя хорошо, стоит обратиться к врачу, так как последствия испуга могут проявиться позже, даже спустя несколько лет. Очень часто не сам случай, связанный с испугом, а паническая реакция родителей способствуют возникновению испуга у малыша. Поэтому взрослым следует стараться соблюдать психическое равновесие даже в критических ситуациях.

ispug-u-rebenka.jpg

Некоторые дети настолько чувствительны, что даже не смотря на внешнее спокойствие родителей, они очень эмоционально реагируют на любые события. Это могут быть различные посещения незнакомых мест, прогулки на новых детских площадках, общение с животными и прочее. После таких контактов дети могут плохо засыпать, беспокойно вести себя во время бодрствования, плакать, капризничать и другое.

Родители не всегда замечают причину стресса, но чаще всего со временем начинают замечать его последствия. К последствиям детских страхов относят:

  • тревожный сон; (недержание мочи);
  • заикание;
  • нервный тик и прочее.

Если подобные расстройства случились с крохой, время показаться специалисту.

Способы лечения детских испугов

Если специалист подтвердит опасения матери и поставит диагноз ребенку именно «испуг», то он же и поможет быстрее избавить малыша от подобного нарушения психики. Чувство страха пагубно влияет на неокрепшую психику растущего организма детей, не дает им возможности спокойно расти и развиваться.

Часто спокойная обстановка в доме, обращение к ребенку только в спокойных тонах, разговоры с малышом о том, что его беспокоит или страшит, помогают детям преодолеть свой испуг. В этом случае нет необходимости в приеме успокаивающих лекарственных препаратов.

ispug-u-rebenka.jpg

Если же подобная родительская «психотерапия» не помогает, то врач назначает соответствующее лечение. Обычно при испуге врач выписывает седативные лекарственные препараты, которые будут успокаивающе действовать на организм малыша. Кроме того, ему могут помочь некоторые гомеопатические средства, которые также может рекомендовать только специалист. При необходимости (если другие средства не помогают, или помогают слабо) с такими детьми проводят сеансы гипноза. Количество таких сеансов зависит от того, как быстро ребенок приходит в норму. С помощью гипноза опытный специалист выясняет причину детских страхов и избавляет от них больного методом внушения (либо какими-то другими, не менее эффективными способами).

Также детей обычно направляют к психологу, у которого есть необходимые методики, как помочь избавиться от испуга малышам разных возрастных групп.

Народные средства при борьбе с последствиями детских испугов

Обычно малыша, у которого возник испуг, везут к «бабушкам». Эти женщины, кстати, являются прекрасными психологами. Они «заговаривают» малыша с помощью сырых яиц, которые катают по телу ребенка сначала в районе солнечного сплетения, потом по затылку. Подобные процедуры обязательно сопровождаются прочтением вполголоса молитв и заговоров. Такая процедура успокаивает малыша, особенно когда ему говорят, что когда сырое яйцо после процедуры разобьют, то страх покинет его тело.

Если испуг проявляется у младенцев, то врачи советуют купать их в теплой ванночке с добавлением в воду настоя пустырника и валерианы. В подобном растворе ребенок должен полежать 10 – 15 минут. Подобную процедуру лучше всего делать перед ночным сном грудничка. Такие ванны очень полезны и детям старше 1 года. Подобные ванны можно делать и с добавлением в воду хвойного экстракта. Хорошо снимает нервное напряжение контрастный душ для нижних конечностей. Он позволяет улучшить ток крови в организме, придает энергию малышам.

Детей любого возраста (и даже грудных младенцев) можно поить следующим настоем. Взять 1 часть валерианы, 3 части пустырника и 4 части вереска, засыпать в термос и заварить кипятком (не менее литра). Этот настой должен настояться не менее 60 минут. Грудничкам достаточно давать по десертной ложке такого напитка 2 – 3 раза в день, более старшим детям – по ¼ — 1/3 стакана настоя 2 – 3 раза в день.

В чай детям можно капать 2 – 3 капли спиртового раствора пиона, чтобы вернуть спокойствие ребенку. Еще один настой для спокойствия малышей. 1 столовую ложку валерианы, по 3 столовых ложки пустырника и сушеницы, 4 столовых ложки вереска заваривают в термосе кипятком в количестве 2000 мл на 120 минут. Полученный настой надо пить по ¼ стакана 8 – 9 раз в день.

Можно приготовить отвар из сушеных корней лекарственной крупены. Для этого 15 гр. такого сырья заливают 200 гр. кипятка и кипятят не менее 1/6 часа. Больным детишкам можно пить по 50 гр. отвара перед каждым приемом пищи.

Вместо заключения

ispug-u-rebenka.jpg

Чтобы ребенок смог справиться со своими страхами и ночными кошмарами, необходимо с ним разговаривать о том, что явилось причиной испуга у ребенка. Спокойные объяснения родителей, почему не надо бояться собак или «страшного дядю» из соседнего подъезда, должны дополняться уверениями родителей, что они всегда будут рядом и смогут защитить его. Когда малыши чувствуют любовь и заботу своих пап и мам, они меньше подвержены различным страхам.

Для нормализации работы нервной системы у больных необходимо чаще лепить с ними из пластилина или из глины. Очень хорошо успокаивают нервную систему малышей любые игры с мокрым песком – всевозможные дома и куличики, слепленные малышом в песочнице, или простое просеивание сухого песка через детское сито успокаивают порой малыша не хуже успокаивающих лекарственных препаратов. И не стоит забывать про закаливающие процедуры, пусть малыши чаще бегают босиком по земле и мелким камушкам. Эти процедуры полезны для их здоровья и хорошо расслабляют нервную систему.

Дыхательный невроз: симптомы и лечение

Дыхательный невроз — заболевание, которое характеризуется трудностью дыхания. В сфере медицины болезнь также называют «гипервентиляционный синдром» или «дисфункциональное дыхание». Такой диагноз не только опасен для здоровья, но и приносит неудобства в повседневную жизнь. Каковы же причины возникновения, симптомы и как лечить заболевание?

Дыхательный невроз: симптомы и лечение

Дыхательный невроз: причины

Заболевание может быть вызвано целым рядом фактором. Кроме этого, оно существует как отдельный недуг или патология в другой болезни. Кроме этого, человеческий организм способен «запоминать» причину, которая привела к появлению проблем с дыханием. В случае повторения тех обстоятельств, недуг может снова дать о себе знать. Чаще всего гипервентиляционный синдром возникает из-за целого набора факторов:

  • постоянные эмоциональные и психические потрясения;
  • нахождение в стрессовом состоянии длительное время;
  • заболевание органов дыхательной системы;
  • сердечно-сосудистые болезни;
  • отравление токсическими веществами;
  • передозировка лекарственных препаратов;
  • проблемы в работе пищеварительной системы;
  • вегетативная дисфункция;
  • нестабильное психологическое состояние;
  • депрессия.

Симптомы и лечение дыхательного невроза

В большинстве случаев заболевание возникает из-за физических факторов, таких как недосыпание или повышенная утомляемость организма. Также синдром затрудненного дыхания могут провоцировать алкогольные напитки, наркотические и психотропные вещества.

Симптомы дыхательного невроза

Чтобы распознать недуг, необходимо знать основные его признаки. Симптомами дисфункционального дыхания являются:

Симптомы дыхательного невроза

  • проблемы с дыханием;
  • одышка;
  • сухой кашель;
  • отрыжка;
  • нарушение режима питания;
  • боль в мышцах;
  • боль в желудке и животе;
  • запоры;
  • приступы панических атак;
  • головные боли и головокружение;
  • проблемы со сном, бессонница;
  • сильные боли в области сердца и груди;
  • быстрая утомляемость;
  • дрожь в теле;
  • ощущение «мурашек» на коже.

Вышеперечисленные симптомы могут появляться в зависимости от ситуации. Наиболее распространенным и характерными признаками дыхательного невроза были и остаются психоэмоциональные нарушения, боли в грудной клетке, нехватка воздуха, одышка.

Как только вы заметили у себя несколько из этих симптомов, обратитесь за консультацией к своему лечащему врачу. Своевременная диагностика и лечение помогут быстрее справиться с недугом, а также избежать появления и развития различных патологий.

Как диагностировать?

Синдром гипервентиляции легких поставить очень трудно, к нему приходят методом исключений, так как симптоматика очень похожа и на другие болезни. Чаще всего пациенту необходимо провести целый ряд обследований.

Но наиболее эффективным методом постановления диагноза является капнография. Оборудование вычисляет концентрацию углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Если показатели в норме, возникновение проблем с дыханием приравниваются к случайным. В противном случае диагностируется дыхательный невроз.

Также, для более точного определения проявления симптомов, используют специальный вопросник. В таблице заданы все симптом дисфункционального дыхания, а пациент должен отметить по баллам степень проявления каждого показателя.

Методы лечения

Лечением такого заболевания должен заниматься специалист в области гипервентиляционного синдрома. Неправильно подобранный лечебный метод не только не излечит заболевание и ухудшит качество жизни, но и может спровоцировать появление новых патологий в психике.

Лечебные методы зависят от стадии болезни и общего состояния больного. На начальных стадиях используют сеансы психотерапии, для выяснения причины болезни, расслабления и успокоения нервной системы. Такую терапию соединяют с дыхательной гимнастикой, что дает наилучший эффект.

Цель дыхательной гимнастики — увеличение концентрации углекислого газа в выдыхаемом потоке воздуха. Методика помогает избавить от гипервентиляции легких, а также улучшает общее самочувствие. Кроме этого, желательно вести здоровый образ жизни, нормализовать распорядок дня, правильно питаться, а также заниматься физическими упражнениями.

В комплексе все действия излечат заболевание и дадут положительный эффект на организм. В особо тяжелых формах дисфункционального дыхания используют медикаментозные вещества:

  • витамин группы В;
  • успокоительные травяные настойки;
  • нейролептики;
  • транквилизаторы;
  • антидепрессанты;
  • витамин D;
  • кальций;
  • магний;
  • бета-адреноблокаторы.

Однако самолечением заниматься не стоит, лучше сразу обратиться к опытному врачу — Илье Григорьевичу Гернету — психотерапевту с 35-летним опытом работы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: