Ребенок в 4 месяца пытается сесть комаровский

Ребёнок пытается сесть в 3 – 4 месяца

Ребёнок пытается сесть в 3 – 4 месяца

Многим знакома ситуация, когда мама держит малыша на руках, лица более зрелого возраста делают замечание в адрес родителей, что нельзя присаживать ребёнка. Большинство мамочек, исправляют ситуацию, изменив положение малыша. Некоторые возражают, говоря в ответ, что малыш и сам уже давно хочет сидеть. Как бы они его не укладывали, ребёнок пытается сесть в 3 – 4 месяца. Что же делать. Как пережить этот период без труда. К каким хитростям нужно прибегнуть маме, чтобы свести ранние попытки сесть к нулю. А может не стоит пресекать желание малыша сидеть. Решение данных проблем изложено в настоящей статье.

Ранняя посадка с точки зрения врачей

Все педиатры против столь раннего стремления ребёнка сидеть. Дело в том, что кости и мышцы карапуза очень слабы. Если мама говорит, что ребёнок хочет сесть, поднимает корпус на 30 – 40 градусов, хватается за бортики кровати, это не значит, что если его посадить, он будет сидеть. Приподнимая корпус, ребёнок тренирует мышцы живота. Обычно, в этом возрасте, ребёнок многое умеет. Например, держать уверенно голову и спину, переворачиваться с живота на спину и обратно. Мышцы четырёх месячного малыша достаточно окрепли, но нагрузку от сидения они ещё выдержать не в силах.

ребенок в 3-4 месяца

Чем опасны ранние попытки сидеть

  1. Деформация позвоночника.
  2. Чрезмерная нагрузка на тазовые кости.
  3. Не правильно развитие половой системы малыша.
  4. Опасность получить травму во время падения.

Нагрузка, безусловно, играет важную роль. Но и влияние на развитие половых органов, особенно у девочек, велико. Кости таза девочки очень податливы к разного рода изменениям. Создавая нагрузку на копчиковый отдел позвоночника и тазовую область, происходит сдавливание внутренних половых органов ребёнка. Результат – загиб матки. Все женщины знают опасность такой патологии, это трудности с зачатием и вынашиванием плода. Наверное, ни одна мама не желает таких проблем дочке.

Кроме того, ребёнок 3 – 4 месяцев не в силах контролировать происходящее. Реакция ребёнка не достаточно быстра, чтобы во время падения выставить вперёд ручки, и не удариться лицом о лежащие или стоящие рядом предметы и игрушки.

Что делать если ребёнок пытается сесть

  • Если мама является сторонником того, чтобы малыш сел в 4 месяца, ей придётся проявить смекалку, чтобы унять попытки ребёнка сесть.
  • Маленькие дети требуют особого внимания, а в данном случае, его стоит уделять в разы больше. Чтобы ребёнок не имел возможности сесть, нужно постоянно отвлекать его от этого желания. Выкладывание карапуза на живот, поможет уменьшить число попыток подняться. Хорошо приобрести яркий напольный коврик, имитирующий звуки.
  • Пусть малыш проводит больше времени на животе.
  • Не стоит провоцировать малыша на подъём. Многие мамы сами создают ребёнку благоприятные условия для того, чтобы он сел. Не нужно подкладывать под ребёнка подушку, обеспечивая ему полусидячее положение. Поверхность, на которой лежит ребёнок, должна быть горизонтальной и твёрдой.
  • Если малыш ухватился за бортик и пытается сесть, перехватите его ручку и направьте в сторону, чтобы он перевернулся на живот.
  • Не поднимайте изголовье коляски, чтобы снизить возможность малыша сесть.

Прибегая к различным уловкам, вполне можно пережить два месяца, до наступления возраста, при котором ребёнку будет разрешено сидеть. Если же мама всё таки настроена скептически и очень рада тому, что ребёнок предпринимает попытки сесть самостоятельно, в столь раннем возрасте, следует обеспечить малышу безопасность. Необходимо убрать все предметы, которые при падении могут нанести травму карапузу и разложить вокруг него подушки, которые помогут ребёнку не удариться об пол при падении.

Парасомнии: ночные истерики и лунатизм

5 ошибок родителей в приучении ребенка к горшку

Малыш внезапно «просыпается» и кричит во сне страшные слова «Не трожь меня, отойди!», «Прекрати сейчас же!», «Исчезни, пожалуйста, исчезни!», на мамины призывы и уговоры он не реагирует, продолжает страшно плакать. Глаза его открыты, лоб покрыт потом, ребенок сам не свой. Длиться этот ужас может от нескольких минут до получаса.

Перед вами пример парасомнии, именуемый «ночной истерикой» (night terror). Кто хоть раз сталкивался с ночной истерикой, не забудет её никогда.

Ночные истерики и лунатизм у детей

Парасомния – что это?

Сон человека – это не просто отсутствие бодрствования, это целый мир, система, организованная особенным образом. Эта система управляется мозгом и подчиняет себе на время сна весь организм. Даже у взрослого человека сон и бодрствование могут не полностью переходить друг в друга. У ребёнка же, особенно в первые месяцы его жизни, когда фазы сна ещё не окончательно сформированы, они иногда проявляются в «неправильное время» или даже накладываются одна на другую. В моменты такого «наложения фаз» организм ведёт себя не совсем обычно – человек может ходить, разговаривать, двигать руками и ногами или даже горько рыдать, при этом продолжая крепко спать. Такие явления активности во время глубокого сна и называются парасомнией (от пара — нарушение и somnus — сон).

Парасомния — это не патология, а просто следствие общей незрелости головного мозга. Со временем такое «наложение фаз» возникает всё реже и реже, и к переходному возрасту обычно уходит совсем.

Ну, разве что оставляя о себе «на память» способность разговаривать во сне.

Парасомнии сами по себе не представляют опасности для здоровья, однако, они способны добавить родителям тревоги и волнения. Лучше всего получается нагнать на родителей ужаса таким проявлениям парасомнии, как ночные истерики и лунатизм. Вот на них мы и остановимся поподробнее.

Ночные истерики. Почему ребенок плачет во сне?

Давайте сразу разграничим термины, чтобы дальше не путаться. Про детский сон есть много статей, а терминология везде используется разная. Итак, есть страшные неприятные сны. Мы все их видим иногда ночью, но они не имеют ничего общего с тем, что мы будем именовать ночными истериками, или кошмарами/страхами. Природа ночных истерик сильно отличается от природы обычных сновидений, ниже мы рассмотрим и разберем основные отличия.

Чаще всего ночные истерики происходят у детей от года до пяти лет. Ночными истериками (в англоязычных источниках «night terror») называются приступы сильного страха, обычно сопровождающиеся плачем или криком, возникающие при наложении одной фазы сна на другую.

Кто хоть раз сталкивался с этим явлением, знает, что это действительно очень страшно. Ребёнок отчаянно кричит, разговаривает, глаза его широко раскрыты, но он словно не видит вас, лоб покрыт испариной. Вы чувствуете, как сильно бьётся его сердце и как тяжело он дышит. Малыша почти невозможно успокоить, он не реагирует на уговоры, не даёт себя обнять или вытащить из кроватки.

И действительно, не нужно пытаться этого сделать.

Хотя может казаться, что ребёнок проснулся, на самом деле он находится в стадии глубокого сна. Продолжаться приступ ночной истерики может от нескольких минут до получаса.

Какое же основное отличие ночных истерик от страшных снов?

Страшные сны, как и любые другие сны, снятся во время фазы быстрого движения глаз. Во время этой фазы тело спит, но мозг работает примерно также, как и в режиме бодрствования. Сон в это время чуткий, ребёнок, которому приснился кошмар, может быстро проснуться, он помнит, что его напугало, и ваши ласковые руки, объятия, укачивания помогут ему успокоиться.

Совсем не так обстоят дела при случае эпизода ночной истерики. Ночные истерики случаются обычно в начале ночи, когда превалируют фазы глубокого сна, при которых человек спит без сновидений. Ребёнок вдруг переживает сильнейшее ощущение страха, его мозг пытается проснуться, но одновременно с этим продолжает крепко спать. В результате малыш кричит и плачет, но исправить ситуацию уговорами или лаской не получится — хоть глаза малыша и открыты, он спит и не видит вас.

Малыш, переживший ночную истерику ничего не вспомнит после пробуждения. Потому, если вы захотите поговорить с ним о том, что случилось, ваши расспросы стоит строить только в форме открытых вопросов, которые не предлагают выбора из двух-трех вариантов и на них нельзя ответить "да" или "нет".

Давайте уточним, почему нельзя «угадывать». Представьте: малыш всё-таки очнулся от ночной истерики, ничего не помнит, кроме того, что он спал сладко в своей кровати. И тут перед ним стоит перепуганная толпа: соседка с валерьянкой, старшая сестра, а мама в слезах спрашивает: «Дорогой, тебе снилось, что акула гонится за тобой или как мама ушла и не вернулась?». Поставьте себя на место ребенка. Тут сознаешься в чём угодно, лишь бы все ушли и перестали задавать странные вопросы. Зато сомнения в том, что всё хорошо, у малыша точно появятся.

Лучше всего задавать вопросы вроде «Что ты помнишь?» или «Что тебе приснилось?», чтобы не навязать ребёнку своё видение случившегося. И то, такие вопросы можно задавать один раз, чтобы убедиться, что это действительно был эпизод парасомнии, «ночной террор». Чем спокойнее и менее навязчиво вы спросите малыша о случившемся, тем меньше шансов будет испугать его.

Читайте также  Лимфоузлы в паху у ребенка норма

Так что же делать с ночными истериками?

В первую очередь необходимо исключить возможность неврологических причин происходящего. Проконсультируйтесь с врачом. Если доктор скажет, что ваш кроха здоров и не нуждается в лечении, то вести себя при ночных истериках нужно следующим образом:

  • Как уже было сказано, не пытайтесь разбудить ребёнка — вы только сильнее его растревожите.
  • Приглушите свет, сядьте рядом, но не пытайтесь вынимать малыша из кроватки или прижимать к себе. Следите, чтоб ребёнок не поранил себя, если будет резко дёргать ручками или ножками. Можно тихонько напевать или говорить ему что-то успокаивающее.
  • Самое важное, что нужно сделать, это для предупреждения ночных истерик в дальнейшем – следить за режимом ребёнка, не допускать «перегуливаний» или недосыпов, избегать стрессов и перевозбуждения.
  • Обязательно заведите дневник, куда записывайте, во сколько лёг ваш малыш в тот день, когда возникла ночная истерика, и во сколько начался эпизод. В следующие ночи можно за полчаса до предполагаемого времени начала истерики разбудить на секунду малыша нежным объятием и поцелуем, это собьет его ритмы и «перезагрузит» сон. Часто этот способ помогает избежать ночной истерики. Такую работу необходимо проделать в течение двух недель и попробовать после этого посмотреть, получилось ли перезапустить систему в целом. Конечно, всё это время важно класть малыша на ночной сон пораньше, предлагать дневной сон, избегать шумных мероприятий и необычных поездок.
  • Обратите внимание на кроватку: она должна быть максимально безопасной. Проявите особую заботу о безопасности места для сна, чтобы малыш не мог нанести себе вреда, когда будет размахивать ручками и ножками во сне.

Со взрослением приступы ночных истерик обычно проходят, но в некоторых случаях могут вернуться в подростковом возрасте. Будьте к этому готовы и предупредите ребёнка, что такое может произойти.

Также стоит обратить ваше внимание на то, случались ли у ваших родственников парасомнии в детстве. Часто это говорит о том, что с вашим малышом тоже может такое случиться – причины парасомнии имеют генетические корни. Причем, если у кого-то из родственников был один вид парасомнии, у его ребенка может проявиться другой. Например, у бабушки были ночные истерики, а у её внука может быть лунатизм.

baby

Лунатизм

Исследования показали, что у 5% детей в возрасте от 6 до 16 лет проявления лунатизма случались до 12 раз в год. И ещё у 10% эпизоды хождения во сне случались каждые 3-4 месяца. Современная наука считает, что лунатизм не связан с эмоциональными стрессами или поведенческими проблемами, а причины его кроются в наследственной предрасположенности. Случаи лунатизма обычно возникают через 2-3 часа после засыпания, и продолжаются до получаса. Если в это время посмотреть на лунатика, то кажется, что он не совсем понимает, где находится. Походка его лишена плавности, а движения как будто бесцельны. Во время эпизодов лунатизма ребёнок может не только ходить, но и одеваться, открывать двери и окна, и даже есть! Проблема не требует лечения, однако, следует озаботиться определёнными мерами безопасности. Убедитесь, что ваш малыш (или муж) не сможет открыть во сне входную дверь или окно: поставьте дверной замок или цепочку так высоко, чтоб ребёнок не смог её достать, поставьте на окна специальные ручки с замочком. Также стоит убрать с пути спящего ребёнка игрушки и мебель с твёрдыми углами.

Вопреки распространённому мнению, будить человека во время эпизода лунатизма не опасно, однако, стоит помнить, что во время пробуждения он будет совершенно дезориентирован и может упасть или врезаться в какие-нибудь предметы.

Обычно лунатизм проходит сам собой к переходному возрасту.

Приходилось ли вам сталкиваться с проявлением ночных истерик и лунатизма? Напишите в комментариях ниже.

Что делать, если ребенок в 4 месяца пытается садиться?

В каждой семье с нетерпением ждут от ребенка новых умений, которыми можно будет похвастаться и перед родственниками и на прогулке перед другими мамами. Восторг вызывает первая улыбка, первое «агу», первый осознанный взгляд.

В предвкушении новых умений

К возрасту 4-5 месяцев ребенок уже многое может делать сам — поднимать голову, переворачиваться, рассматривать игрушки. И родителям хочется скорее уже увидеть, как малыш мило сидит в своей кроватке и самостоятельно играет с погремушками. На волне такого желания попытка ребенка схватить протянутый палец мамы и притянуть ее к себе так же, как и любимую игрушку, воспринимается как стремление сесть вертикально. Закономерно у родителей возникает вопрос: следует ли помогать, когда ребенок пытается сесть в 4-5 месяцев?

Четырехмесячный малыш уже многое умеет

Официальный подход

По информации Всемирной Организации Здравоохранения, сидеть без опоры ребенок может начать с 4 до 9 месяцев. Однако отечественные педиатры не рекомендуют присаживать ребенка до достижения возраста 6 месяцев, даже если родителям кажется, что ребенок в 4 месяца пытается садиться. Для того чтобы удерживать свое тело в положении сидя, требуется чувство равновесия, а оно формируется одновременно с развитием крупной моторики. Поэтому даже для 6-месячного ребенка, у которого центральная нервная система еще только развивается, характерно ощущение неустойчивости в вертикальном состоянии.

Важнее всего принять, что каждый ребенок уникален и развивается в своем темпе. Скорость освоение новых физических навыков зависит и от темперамента, и от веса ребенка. Худенький, гибкий малыш может торопиться получить возможность наблюдать за миром вокруг из положения сидя. А пухленький, спокойный ребенок вполне может подольше довольствоваться разглядыванием игрушек над кроваткой.

Большинство малышей начинают хорошо сидеть с небольшой помощью в возрасте от 7 до 9 месяцев. Но есть дети, которые садятся в возрасте 1 года, при этом не имея отставания в умственном и физическом развитии.

Гимнастика для малышей

Мифы и реальность

В настоящее время уходят в прошлое домыслы, которыми раньше запугивали родителей, слишком рано сажающих деток вертикально: а именно, миф о том, что если девочка в 4 месяца пытается садиться, то у нее непременно будет загиб матки и проблемы с деторождением. Это не так. На самом деле, если девочка или мальчик в 4 месяца пытаются сесть, то их могут постигнуть одинаковые неприятные последствия в связи с сильной нагрузкой на неокрепший позвоночник — это и сколиоз, и радикулит, и другие нарушения опорно-двигательного аппарата.

Основная задача родителей в воспитании малышей до года заключается в создании благоприятной среды, в которой дети смогут полноценно развиваться. Для этого необходимо обеспечить безопасное пространство и следить за здоровьем и самочувствием малышей. При отсутствии неврологических заболеваний и иных нарушений дети стремятся освоить новые умения и без дополнительных стимулов со стороны взрослых.

Упражнения можно делать вместе с мамой

Что может негативно повлиять на здоровье ребенка?

Когда ребенок в 4 месяца пытается садиться, родители иногда совершают действия, которые не рекомендуются педиатрами. Небезопасно для здоровья ребенка усаживание в подушки, так он заваливается в разные стороны, а также ношение в переноске типа «кенгуру», где он расположен сидя и вся нагрузка идет на позвоночник. Нельзя также сажать малыша в стульчик для кормления или коляску с вертикальным положением спинки, допустимо только в положении полулежа. От нагрузки может пострадать не только неподготовленный позвоночник малыша, но и сдавленные внутренние органы. Естественные изгибы позвоночника, которые будут поддерживать осанку, формируются постепенно, поэтому позвоночник детей до полугода не предназначен для вертикальных положений и позволяет деткам находиться только лежа.

Ребенок уверенно стоит на четвереньках

Когда ребенок готов сидеть?

Исследовать мир вокруг и знакомиться с новыми игрушками малыш готов уже через пару недель после рождения. Однако с моторными навыками ситуация обстоит несколько иначе. Вполне возможно, что ребенок в 4 месяца пытается садиться, держась за опору. Здоровый малыш обязательно научится сидеть, стоять и ходить за ручку. Важно не торопить события и позволить мышцам ребенка адаптироваться к выполнению новых задач. Родители могут определить готовность ребенка сидеть по набору признаков: малыш уже может стоять на четвереньках и при этом дотягиваться рукой до предметов, а также подгибать ножки. Самым удачным вариантом будет умение ребенка ползать на четвереньках, так как именно ползание максимально позволяет подготовить мышцы спины к вертикальным нагрузкам.

Самостоятельные попытки сесть малыш сможет предпринять, когда будет уметь подтягиваться на руках. После этого ребенок может поворачиваться на бочок и, опираясь на руку, опуститься на попку. Сначала положение будет неустойчивым и малыш будет заваливаться на бочок, но со временем научится удерживать равновесие.

Занятие на фитболе

Как помочь малышу?

Что же можно делать родителям, если малыш в 4 месяца пытается сесть? В первую очередь, следует помнить о пользе гимнастики. Ежедневные упражнения укрепят мышцы спины и помогут ребенку лучше овладеть ручками и ножками, почувствовать возможности своего тела. Отличным упражнением для развития мышц плечевого пояса станут занятия на фитболе, например, перекатывание малыша с одного бочка на другой. Во время бодрствования ребенка нужно часто укладывать на животик, чтобы он тренировался подниматься на четвереньки и тянуться за подвешенными игрушками. Интересным занятием также станет «полоса препятствий», когда малышу нужно преодолеть лежащую подушку, чтобы дотянуться до любимой яркой игрушки.

Читайте также  Малыш 4 месяца пугается

Когда придет время, малыш научится садиться сам и будет готов к новым свершениям. А родителям незачем переживать, если ребенок в 4 месяца пытается садиться, можно легко помочь ему в освоении этого важного навыка.

Что делать родителю, если ребёнок постоянно щипается

Что делать родителю, если ребёнок постоянно щипается

В статье семейный психолог Елена Снарская расскажет, как отучить ребёнка щипаться. Разберёт на примерах причины агрессивного поведения малышей и возможные действия родителей в каждом случае.

Почему ребёнок щипается

Взрослым бывает сложно принять детскую злость и проявления агрессии. Иногда мы не выдерживаем, и в ответ на щипок взрываемся. Если же знать, почему ребёнок щипается, то становится проще сохранять спокойствие.

Даже взрослым сложно управлять эмоциями. Если нас вдруг попросят искренне рассмеяться, то вряд ли это получится. Особенно когда грустно и нет опыта актёрского мастерства. Мы часто срываемся в конфликтах, а иногда на ровном месте. Детям управлять своими эмоциями ещё сложнее. В раннем они очень яркие, и захватывают ребёнка целиком. Он и сам находится в полном недоумении — что это за сила его подхватила и понесла.

Злость, ярость, возмущение, обида, радость, восхищение и большая любовь требуют своего выхода через физическое движение. То, что взрослый легко скажет словами, ребёнок выразит через действие: ущипнёт, ударит или раскидает игрушки.

В отличие от взрослых, у малышей нет опыта и возможностей нервной системы осознанно проживать свои чувства. Поэтому они проживают их единственными доступными способами:

  • щипаются;
  • кусаются;
  • плачут;
  • дерутся;
  • швыряют вещи.

Мы можем помочь детям научиться понимать и проявлять эмоции без агрессивного поведения. Это получится не сразу, понадобится от двух недель до нескольких месяцев. Но это единственный способ бережно показать ребёнку «С тобой всё нормально, тебе ничего не угрожает». Он увидит, что мама та же, она любит и принимает его в любых проявлениях.

Ниже я разберу на примерах, как лучше отучать ребёнка щипаться в разных ситуациях. Но сначала предлагаю разобрать неэффективные способы.

Что не поможет отучить ребёнка щипаться и почему

Чтобы отучить ребёнка щипаться, родители часто используют такие методы:

  • объясняют, что им больно и почему нельзя щипаться;
  • кричат и ругаются;
  • делают больно в ответ;
  • показывают обиду и игнорируют ребёнка;
  • переводят в шутку и отвлекают;
  • наказывают.

Я встречала ситуации, когда использовали сразу все способы или перебирали в поисках, какой «сработает». В итоге дети начинали щипаться ещё более настойчиво, становились ещё более непослушным и чаще закатывали истерики. Причины такого поведения — в особенностях развития и восприятия в раннем возрасте.

Малыши не понимают объяснений. Детский мозг не способен воспринимать, обрабатывать и анализировать большой поток информации. К тому же этом возрасте пока недоступны причинно-следственные связи — маленькие дети не понимают логики поступков. Поэтому чем младше ребёнок, тем более короткими и чёткими фразами стоит с ним общаться — без нравоучений и сложных объяснений.

Не умеют поставить себя на место другого и почувствовать его боль. Дети ощущают только свою боль и свои эмоции. Их нервная система ещё не созрела для эмпатии, так как нужные участки головного мозга начинают работать только к 4–4,5 годам.

Сказанное не значит, что мама должна молчать о своих чувствах. Можно и нужно говорить, что больно и неприятно. Это обозначит границы и познакомит ребёнка с реакциями других людей на его поведение. Но не стоит рассчитывать, что он способен проникнуться чужой болью и чувствами.

Очень требовательны к порядку. Речь идёт не только о порядке в вещах, но и в действиях взрослого. Когда родители ведут себя непоследовательно и выдают совершенно разные реакции на одно и то же поведение, ребёнок ещё больше запутывается и теряет ориентиры. Невозможно усвоить правило, когда оно каждый день разное.

Безоценочно впитывают наше поведение. Маленькие дети не делят наши поступки на хорошие и плохие, так как у них недостаточно опыта для оценки. Они только исследуют и подражают нам. Поэтому если мы щипаемся в ответ, то учим — так делать можно.

Нуждаются в поддержке, а не наказаниях. Когда мы срываемся, ребёнок чувствует себя в опасности. Главный человек в его жизни вдруг щипает его, кричит или наказывает. Для малыша это именно «вдруг» — он ведь не может проследить взрослую логику и связать свой поступок с нашим. Он переживает это как несправедливое и обидное нападение.

Наказания не работают и сильно портят отношения с малышом. Как можно доверять человеку, который наказывает тебя за то, что ты выражаешь свои чувства? Помочь может только принимающий, понимающий и спокойный взрослый рядом.

Как отучить ребёнка щипаться

Дети внимательно наблюдают за нашими реакциями на каждое действие и гибко изменяют своё поведение. Им жизненно важно одобрение и принятие, но они так же чутки и к родительскому негодованию. Поэтому задача родителя — донести в однозначной доброжелательной манере, что щипаться нельзя, это табу. А потом показать, как можно выразить свои эмоции приемлемым способом.

Мы не хотим наказать ребёнка или заставить мучиться от угрызений совести. Наша цель — научить его вести себя в обществе других людей, адекватно реагировать на существующие границы. Поэтому стоит давать понятные сигналы об этих границах, помочь ясно их увидеть — а малыш сделает свою часть работы, в этом можно не сомневаться.

Рассмотрим на примерах, как отучить ребёнка щипаться. Этот подход работает и для других вариантов нежелательного поведения: когда кусается, дёргает за волосы или дерётся.

вопрос о том, что делать, если ребёнок щипается от радости

Когда ребёнок попытается ущипнуть вас в следующий раз, не дайте этого сделать — отстранитесь или перехватите его руку.

Помогите понять, что с ним происходит:

— Тебе очень весело. Ты хочешь показать, как рад нашей игре.

— Но маму нельзя щипать. Мне неприятно.

Дайте альтернативный способ:

— Мы можем обняться. Будем обниматься?

А потом обнимайтесь. Нескольких минут позитивного внимания будут ребёнку в радость и закрепят модель поведения: чтобы выразить радость, можно обняться.

вопрос о щипании от злости

Прежде всего останавливаем неприемлемое поведение: нужно отстраниться, чтобы не допустить повторный щипок или удержать за плечи.

Определяемся со скорой помощью — нужно помочь ребёнку прожить злость. Контейнируем эмоции, чтобы он не остался один на один с бурей внутри себя.

Проговорите всё, что он сейчас чувствует:

— Тебе очень обидно сейчас. Ты чувствуешь злость, злость такая большая как дом.

Увяжите случившееся с детскими чувствами:

— Ты разозлился, потому что папа не разрешил тебе взять свой телефон.

— Я понимаю, это очень обидно, когда не можешь получить то, что очень хочешь.

Если ребёнок всё ещё сильно зол и расстроен, предложите альтернативный способ выпуска пара:

— Злость ещё большая? Давай вместе потопаем, чтобы она ушла!

— Ну что, злость уже маленькая? Здорово! Она уходит уже. Давай ещё!

Закончив топать, обнимитесь с малышом, озвучьте его состояние:

— Вот мы потопали, и злость ушла. Сейчас ты спокоен.

Переключите его внимание на интересное занятие.

Вопрос о том, что делать, если ребёнок щипается

Начать следует с чётких сигналов, что вы не одобряете щипание людей. Как только ребёнок ущипнёт вас снова, нужно присесть рядом, удержать его руки чуть пониже локтей, поймать взгляд и спокойно, но серьёзно сказать:

— Щипать маму нельзя никогда.

Сделайте паузу секунд на 5–10, продолжайте держать и не отводите взгляд, сохраняйте серьёзное лицо.

Проговорите причины, почему ребёнок щипается и повторите запрет:

— Ты злишься. Щипать маму нельзя никогда.

— Можно ущипнуть игрушку или подушку.

Пауза на 2–3 секунды. И новое утверждение:

— Я вижу, ты меня понимаешь.

Подождите ещё 2–3 секунды. А потом предложите интересное занятие:

— Пойдём, займёмся…
— Пойдём! Я тебе кое-что покажу.

И переключите внимание на позитивное взаимодействие, на хороший близкий контакт. Здорово, если занятие принесёт удовольствие вам обоим, и малыш увидит вашу улыбку. Даже если это пустяковое дело на 2–3 минуты.

Так он заметит контраст: щипается — мамино лицо серьёзное, без улыбки; взаимодействует без щипания — мама улыбается, ей приятно. Вы можете заранее, про запас, продумать интересное занятие или коробочку с забытыми игрушками, которые увлекут ребёнка в подобных ситуациях.

Так вы дадите чёткий сигнал, который ребёнок поймёт однозначно: «хорошо» себя веду — приятный контакт, «плохо» — серьёзная, «холодноватая» мама. А также поможете ему выйти из эмоционально непростой для него ситуации.

Обычно дети не выдерживают маминого взгляда, отворачиваются, вертятся ужом и стараются вырваться из рук, ведь крайне неприятно быть «не правым». Только в этот момент им становится «стыдно». Если просто отпустить и не создать ситуацию реабилитации, хорошего выхода, то будет сложно справиться с сильными эмоциями. И ребёнок обернёт этот «стыд» и агрессию на себя в новое нарушение запрета.

О технике стульчика

Если правила совсем не работают, и ребёнок всё равно щипается, можно попробовать технику стульчика. Но только при следующих условиях:

  • малышу больше двух лет;
  • вы действительно пытались устанавливать границы по предложенному алгоритму;
  • не видите положительной динамики через 3–4 недели после первых попыток.
Читайте также  Пюре для 6 месячного ребенка

Техника стульчика связана с правилом «щипаться нельзя», которое озвучили ребёнку, и сообщили конкретно, что его ждёт за нарушение:

— Если ущипнёшь, я беру тебя за руку и веду на стульчик. Там ты сидишь 1-2-3 минуты (зависит от возраста и терпения малыша). С тобой никто не будет разговаривать и не будет на тебя смотреть. Через 1-2-3 минуты я подойду, присяду к тебе и скажу, что время вышло, и ты можешь снова идти весело играть.

О правилах и последствиях нужно сообщать заранее, до того как они вступят в силу. Обычно дети предпочитают пару раз проверить, насколько родители следуют своему слову. Но как только убеждаются, что мама и папа не шутят — успокаиваются и больше не щипаются.

Важно! Техника стульчика — достаточно сильный инструмент. К нему стоит прибегать, если никакие другие средства не работают. И только в том случае, если ребёнок достиг возраста двух лет. Иначе вы получите лишь непонимание происходящего и беготню друг за другом. Так ребёнок точно не уловит причинно-следственные связи и не перестанет щипаться.

Коротко о главном

  1. Ребёнок щипается, потому что пока не умеет выражать эмоции приемлемым способом.
  2. Через щипание он может выражать как негативные эмоции, так и позитивные: злость, протест, раздражение и любовь, радость, восхищение.
  3. Задача родителей — бережно донести, что щипаться запрещено. А потом научить выражать с эмоции приемлемым способом.
  4. Мы отучаем ребёнка щипаться в четыре шага: физически не допускам щипания и говорим о недопустимости такого поведения; помогаем понять его чувства и предлагаем альтернативу.
  5. Важно повторять одни и те же реакции и слова каждый раз, когда ребёнок пытается ущипнуть. Последовательное спокойное поведение взрослого — ключ к отучению малыша от щипания.

Мини-курсы для родителей за 199 рублей

Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов.

Недержание кала у детей: что нужно знать родителям.

Существует в педиатрии такая неприятная для детей и их семей проблема как недержание кала (по-медицински энкопрез). Это состояние мешает нормально жить ребенку (особенно школьнику) и обычно вызывает стресс у родителей.

Если периодически не удерживает кал ребенок до 4 нет — это еще вариант нормы.

Если происходит «авария» у ребенка старше 4 лет в определенных обстоятельствах (заигрался в футбол или компьютерную игру) реже, чем 1 раз в неделю, тоже врачи не будут выставлять недержание кала как диагноз. Если у ребенка понос и он не успел добежать до туалета — это тоже вне нашего сегодняшнего обсуждения.

Главный «контроллер» удержания — наружный анальный сфинктер, круговая мышца на выходе из прямой кишки, которой ребенок по мере взросления должен научиться управлять волевым усилием. После 4 лет ребенок в норме должен владеть контролем над своей дефекацией.

Попытаюсь рассказать, чем в ситуации с каломазанием может помочь гастроэнтеролог.

Для того, чтобы лучше понимать что-то, люди научились это классифицировать.

Классификация

Так и недержание кала прежде всего разделили на две группы — функциональное недержание (бывает часто) и на фоне органического заболевания (бывает редко).

Органические причины недержания:

  • аномалия ануса и прямой кишки, в том числе и после операции
  • состояние после лечение болезни Гиршпрунга
  • спинальный дизрафизм
  • травма или опухоль спинного мозга
  • детский церебральный паралич
  • миопатии с поражением мышц тазового дня и наружного анального сфинктера

Дети с такой патологией обычно наблюдаются у хирурга или невролога вне поля зрения гастроэнтерологов.

Самая большая группа (по некоторым источникам до 4 % всех детей) — дети с функциональным недержанием кала. В группе почему-то преобладают мальчики.

Функциональное недержание кала тоже делится на две принципиально отличающиеся группы:

  • ретенцинное недержание кала (связанное с задержкой кала) — более 80%
  • неретенционное недержание кала

Самая распространенная причина функционального недержание кала — хронические запоры. Постоянное переполнение каловыми массами нижних отделов кишки приводит к давлению на анальный сфинктер > лишний объем начинает сбрасываться самостоятельно, вне контроля ребенка.

Поэтому первым делом на осмотре доктор попытается узнать, как ходил в туалет ребенок раньше, до возникновения каломазания. Часто удается установить время первого появления запоров, проследить динамику усиления запоров и затем появление эпизодов недержания.

Частые провокаторы запоров:

  • смена характера питания
  • начало посещения детского сада
  • поездка с изменением режима
  • пребывание в больнице по любому поводу
  • неудобный туалет (на улице)

Часто запоры проходят сначала незамеченными, особенно если ребенок уже самостоятельно ходил на унитаз, выпадая из зоны контроля родителей. А ведь есть и детский сад, где родители обычно не могут ничего контролировать….

В итоге проблемы выявляется уже на этапе постоянно испачканных трусиков.

Удобно для оценки стула в разговоре с родителями и ребенком использовать специальную визуальную шкалу:

  • Амстердамская шкала детского стула AISS для самых младших, кто носит подгузник

  • Бристольская шкала для детей постарше

Дети лучше ориентируются по модифицированной Бристольской шкале mBSFS (там всего пять вариантов вместо семи в обычном взрослом варианте).

Другой источник путаницы — явление под названием парадоксальная диарея: более жидкие из-за воспаления в кишке каловые массы начинают обтекать каловые завалы. В итоге родители обращаются с жалобами на странный понос, который оказывается вовсе даже и поносом, а запором.

Причины неретенционного каломазания для врачей неясны, так как у таких детей объем кишки, чувствительность ануса, скорость движения кала по толстой кишке в норме.

Для врача очень важно как можно раньше понять тип каломазания — ретенционное или неретенционное.

От этого много всего зависит:

  • будет разный прогноз — неретенционное каломазание намного чаще проходит самостоятельно с возрастом
  • будет разное лечение (самое главное —
    помогут или не помогут слабительные)

Открыт файл "Несколько лайфхаков по. "

Перед вами таблица из руководства International Association for Child and Adolescent Psychiatry and Allied Professions, которая сравнивает оба вида энкопреза и облегчает жизнь врачу и пациенту.

Обращу ваше внимание на ультразвуковые признаки.

Обычно при запорах я на УЗИ почти никогда не направляю.
Методика хорошая, но не для этой ситуации.

Но в некоторых ситуациях, когда не получается сразу понять тип каломазания, можно отправить ребенка на УЗИ и проверить диаметр прямой кишки.

Открыт файл "Несколько лайфхаков по. "

Открыт файл "Несколько лайфхаков по. "

Если диаметр увеличен, то это явный намек, что без слабительных не обойтись.

Чем врач может помочь ребенку с каломазанием?

Основа лечения ретенционного каломазания – избавление ребенка от хронического запора.

Способы давно известные и простые.

Главные лекарства — слабительные (обычно макроголь или лактулоза) в достаточной дозе на достаточно длительный срок. Ключевое слово — достаточно!

Основные ошибки родителей и даже врачей:

  • дать определенную дозу слабительного и не осознать, что дозу надо далее корректировать по реакции ребенка
  • назначить лечение на слишком короткий срок (к сожалению, не вылечить за месяц запор, длившийся годами)

Значение других препаратов (пробиотики, желчегонные) обычно очень небольшое, их эффект легко заменить чуть большей дозой слабительного.

Важна ли диета (питание, богатое клетчаткой)?

Про полезную для стула диету (фрукты, овощи, цельнозерновые продукты) обычно я рассказываю, но в реальной ситуации при запорам такой выраженности, что возникает каломазание, диета в лечение имеет минимальное значение. Рассказ о правильном питании больше важен на будущее, когда придет этап постепенного отказа от слабительных. Тогда питание будет частью профилактики возникновения рецидивов, а затем составляющей формирования здорового образа жизни.

Режим дефекации — очень важная часть работы с каломазанием.

Основная рекомендация — высаживать ребенка на горшок/унитаз регулярно вскоре после еды.

Почему после еды?

Мы используем в своих целях гастроколический рефлекс, который есть в той или иной степени выраженности у каждого. При попадании пищи в желудок, идет рефлекторный сигнал в толстую кишку — пора освобождать место для новой порции :-).

Школьникам рекомендуется также посидеть на унитазе после возвращения из школы.

Для закрепления режима дефекации можно использовать дневник.

Родителям самых младших моих пациентов я рекомендую использовать красивый наглядный календарь. Тот день, когда удалось полноценно облегчиться, ребенок отмечает приклеиванием смайлика или звездочки. Набрал определенное количество смайликов — получай от родителей заранее обговоренный «бонус». Мотивация — это круто!

Лечение неретенционного каломазания.

Этот вариант намного хуже поддается лечению.

Слабительные бесполезны — в основе такого каломазания запоров нет.

Остается только режим дефекаций и ведение дневника.

Иногда могут быть полезны препараты, замедляющие моторику и улучшающие тонус внутреннего анального сфинктера (их часто назначают при поносах).

Самый известный подобный препарат – лоперамид.

К сожалению, опыт применения лоперамида у детей ограничен, нужен плотный доверительный контакт с доктором при попытках его использования.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: