Ребенок концу 4 месяца

Что должен уметь ребенок в 4 месяца

Четыре месяца – один из переломных периодов в развитии ребенка. Адаптация к окружающей среде к этому возрасту заканчивается, врожденные рефлексы вытесняются осознанными действиями, но вопрос о том, что должен уметь ребенок в 4 месяца остается насущным для многих пап и мам.

Развитие ребенка в 4 месяца

Четырехмесячный ребенок продолжает активно познавать собственное тело и совершенствовать навыки по его освоению.

Двигательные навыки

  1. В этом возрасте уже должен быть сформирован первый физиологический изгиб позвоночника – шейный лордоз. Внешне это проявляется уверенным удерживанием головки.
  2. По мере развития второго изгиба малыш становится подвижнее, приподнимает головку из положения лежа на спине и на животе, может опираться на предплечья.
  3. Большинство детей уже осваивают все варианты поворотов тела: на спинку, на животик, на бочок и в горизонтальной плоскости.
  4. Некоторые особо шустрые детишки используют новые навыки для перемещения в избранном направлении или даже предпринимают попытки ползать.
  5. Не исключено, что маленький человек может попытаться сидеть или даже вставать, хватаясь и подтягиваясь за прутья кроватки, но в столь нежном возрасте это навыки необязательные и довольно редкие.

Важно! Нельзя сажать и ставить малыша до тех пор, пока он сам не начнет пытаться это делать. Фиксировать сидячее положение тоже не нужно: способность сесть и способность удерживать тело в этом положении – разные вещи, малыш сам меняет позу, ориентируясь на собственные ощущения.

Отношение к новым возможностям собственного тела тоже очень разное. Ребенок может начать применять их при каждом подходящем случае и бурно протестует против попыток сдерживать его активность, но бывает и наоборот. Убедившись, что у него все получается, маленький мыслитель погрузится в длительные размышления о том, стоит ли заниматься «этими глупостями». Между фактическим освоением навыка и его активным практическим применением может пройти несколько недель или даже месяцев.

игрушки для ребенка в 4 месяца

Темпы физического развития ребенка очень индивидуальны: кто-то развивается, будто сверяясь с учебником педиатрии, кто-то движется по собственному, порой очень нестандартному графику. Может быть так, что грудничок уже предпринимает попытки сидеть и ползать, но не умеет переворачиваться и обучается этому намного позже средних сроков. Если малыш совершенно здоров, волноваться не стоит. Так же не стоит сравнивать навыки ребенка с навыками любого другого ровесника, включая родных сестер и братьев и, тем более, не стоит во что бы то ни стало, пытаться форсировать события.

Важно! Принципиальных различий в развитии девочек и мальчиков в этом периоде еще нет. Темп развития малыша в большей степени зависит от состояния здоровья, наследственности и маминого внимания.

Познание окружающего мира (перцепция)

  1. Зрение малыша постепенно обостряется, и мир вокруг становится шире. Ребенок уже способен четко различать объекты, находящиеся на расстоянии более метра и фокусировать взгляд на особо интересных деталях. В этом возрасте детки начинают различать разные оттенки знакомых цветов, сознательно рассматривают детали обстановки. Смена обстановки, появление новых предметов в детской вызывает бурные эмоции. В этом возрасте малышу уже можно начинать показывать книжки с крупными яркими рисунками.
  2. Хватательный рефлекс замещается сознательным выбором, захватом и пока неловкими манипуляциями с заинтересовавшим предметом. Малыш берет игрушку, «пробует на зуб», трясет, рассматривает ее. Очень правильное решение – предложить крохе резиновые игрушки-пищалки.
  3. Младенцы уже улавливают простейшие причинно-следственные связи и запоминают последовательность действий. Например, при переодевании ребенок может «подать» маме чистый подгузник или что-то из одежды. Такие действия можно и нужно поощрять, обращаться к малышу с просьбой, хвалить, если у него получится ее «выполнить». Наличие обратной связи стимулирует физическое, психическое и интеллектуальное развитие малыша, обогащает его пассивный словарный запас.

счастливый малыш

Речевое развитие

  1. Четырехмесячный младенец хорошо различает привычные звуки, активно реагирует на них, мелодично «подпевает», произнося нараспев отдельные слоги.
  2. В этом возрасте проявляются первые попытки имитировать мимику и интонации взрослых. Детки экспериментируют с интонацией и тембром голоса, подолгу повторяют одни и те же слоги.
  3. Груднички уже могут вступать в диалог, в ответ на сказанное мамой издают разные звуки. Чем больше мама разговаривает с ребенком, тем активнее идет становление речи.

Эмоциональное развитие

  1. В четыре месяца маленький человек открывает для себя новые способы коммуникации, спектр эмоций резко расширяется. Детки выражают свое отношение к происходящему изменением интонации или каким-то специфическим звуком, улыбкой, активными движениями. Смех – реакция не обязательная для этого возраста и если кроха уже умеет смеяться, это считается опережением развития.
  2. Один из признаков нормального развития маленького человека – эмоциональная двигательная реакция на музыку. Услышав любимую мелодию, малыш размахивает ручками и ножками, смеется или издает другие звуки. Такую же реакцию вызывает голос мамы или папы.
  3. Люди, которых ребенок видит редко, воспринимаются им как незнакомцы, даже если это родная и горячо любящая бабушка. На гостей дети реагируют по-разному: кто-то охотно идет на ручки практически к любому человеку (в присутствии мамы, разумеется), кто-то избирателен, кто-то воспринимает любые проявления внимания со стороны третьих лиц в штыки. Как ни странно на первый взгляд, но мнение маленького человека нужно уважать и дать ему время привыкнуть к незнакомцу.
  4. Малыш уже реагирует на отражение в зеркале, может корчить рожицы собственному отражению. У него проявляются первые признаки чувства юмора – ребенка уже можно рассмешить.

Удивительно, но в таком юном возрасте человек уже способен запоминать особо яркие или повторяющиеся события. Известны случаи, когда в возрасте двух-трех лет дети довольно подробно описывали отдельные эпизоды своего грудничкового детства.

В первые годы жизни физическое и психическое развитие может происходить неравномерно: прорывы в одной из сфер иногда притормаживают развитие другой. Это может быть заметно еще с трехмесячного возраста, однако со временем наметившиеся разрывы выравниваются.

Видео рекомендации по развитию ребенка 3-6 месяцев от врача невролога Красновой М. А.

Игрушки

Для развития волевой сферы и координации движений маленькому человечку можно предлагать взять сразу две разные игрушки. Малышу можно показывать, как скатывается по наклонной плоскости игрушка на колесиках. Такие игры стимулируют развитие логического мышления. В этом возрасте уже можно пробовать использовать для развития ребенка развивающие коврики.

Волшебные мешочки

Очень важное значение имеют тактильные ощущения. Для малыша можно сшить небольшие мешочки из разных материалов и наполнить их разными видами круп. Исследование материалов разных фактур развивает мелкую моторику, что в дальнейшем ускорит становление речи.

мешочки с крупами

Обогащение словарного запаса через общение

Пассивный словарный запас ребенка постоянно пополняется и чем больше с ним разговаривать, тем быстрее малыш начнет понимать маму. При переодевании, купании, кормлении можно и нужно комментировать свои действия, называть задействованные предметы или части тела. В обращениях к малышу желательны немного утрированные интонации и эмоции, а также четко выраженные паузы между фразами. В четыре месяца маленький человек уже способен «поддерживать разговор», издавая определенные звуки и сочетания звуков. Малыша можно просить показать, где находятся любимые игрушки, определенные части тела, хорошо знакомые предметы и обязательно хвалить его, когда ему удается правильно отреагировать на вопрос.

Прослушивание музыки

Очень полезно прослушивание детских песенок и классической музыки, игры с имитацией разных звуков. Если ребенок издает какие-либо звуки, мама может их повторять, строя диалог с малышом.

Видео рекомендации по развивающим игрушкам для детей 3-6 месяцев врача невролога Красновой М. А.

Что должен уметь недоношенный ребенок

Малыши, рожденные раньше срока, в 4 месяца еще заметно отстают от среднего уровня развития сверстников. Отставание зависит от степени недоношенности. Среди детских неврологов практикуется брать за точку отсчета не фактическую дату рождения, а день, когда он должен был родиться. То есть, поправка к фактическому возрасту может быть достаточно большой, а общих норм темпа развития просто нет.

Если ребенок родился примерно на месяц раньше срока, ориентироваться нужно на уровень развития трехмесячных доношенных детей. Развитие деток, родившихся на два месяца раньше, сравнивают с навыками двухмесячных младенцев и так далее.

Уже многое умеем: нормы развития и питания ребенка в 4 месяца

Фото 1

Каждый месяц педиатр осматривает малыша, соотносит параметры его тела с нормативными, оценивает состояние рефлексов, способности и умения.

Это помогает выявить отклонения, вовремя внести коррективы в режим питания, уход, распорядок дня крохи. Матерям важно знать особенности развития ребенка в 4 месяца.

Физическое развитие: нормы роста и веса

Фото 2

Родителям полезно знать календарь развития ребенка в 4 месяца. Это поможет заподозрить наличие патологических состояний и вовремя обратиться к доктору. Между физическим развитием детей разных полов особых отличий нет.

Мальчики чуть крупнее и выше девочек. За месяц малыш набирает около 600-700 грамм. Его средняя масса тела составляет 6200-6800 грамм.

Этот вес практически вдвое больше, чем у новорожденного. Кроха интенсивно растет. Его длина тела увеличивается за месяц на 2 см. Рост детей этого возраста варьируется в пределах 62-65 см. Чтобы более точно определить, соответствует ли длина и масса тела ребенка в 4 месяца нормам, педиатры при осмотре применяют специальные центильные таблицы.

Малыши этого возраста выглядят более пропорциональными. Объем грудной клетки становится равным либо превышает немного окружность головы. Мышечный тонус у детей четырехмесячного возраста проходит. За счет этого ручки и ножки выпрямляются. Также многих малышей перестают мучить болезненные колики.

Фото 3

Кроха становится более активным, любознательным.

Угасают такие врожденные рефлексы:

  • хватательный;
  • ползания;
  • автоматический Моро;
  • Переса;
  • Галанта.

Состояние этих рефлексов проверяет педиатр, невропатолог.

Психоэмоциональное развитие

Интенсивно проходит психоэмоциональное становление ребенка. В возрасте 4 месяцев у детей легко вызывается «комплекс оживления». При виде мамы с папой или других хорошо знакомых людей кроха начинает радоваться.

Фото 4

Это выражается в улыбке, совершении активных движений конечностями, гулении. Грудничок сильно привязан к матери. Он выделяет ее среди остальных членов семьи.

Если поднести ребенка к зеркалу и показать его отражение, то он улыбнется. Четырехмесячные дети становятся очень эмоциональными. Они выражают не только радость, но и грусть, страх, гнев, обиду. У них появляются любимые игрушки.

Малыши этого возраста активно лепечут. Иногда родители могут услышать от них простые слоги «па», «ма», «ба». Дети начинают подражать речи взрослых. Груднички пытаются определять источник звука, поворачивая головку.

Читайте также  Гимнастика детей 3 лет спб

Они реагируют на мелодичную и ритмичную музыку. Когда малыши слышат свое имя, они сосредотачиваются, прислушиваются. Ребенка начинает интересовать свое тело. Он рассматривает ладони, ощупывает ноги.

Что должен уметь делать малыш?

Каждый ребенок развивается в своем темпе. Но, тем не менее, к 4 месяцам жизни дети должны приходить с определенными умениями и навыками. Это означает правильное становление, отсутствие патологий физического и психоэмоционального характера.

Ребенок 4 месяцев может выполнять следующие действия:

    и поворачивать ее в разные стороны;
  • перекладывать игрушку из одной руки в другую; ;
  • осознанно хватать и удерживать предметы;
  • приподниматься на предплечьях, лежа на животе;
  • поддерживать бутылочку либо грудь матери при кормлении;
  • хорошо координировать движения конечностями;
  • опираться ступнями о пол при прикосновении к нему.

Режим сна и бодрствования

Режим сна и бодрствования детей в 4 месяца уже устанавливается. Продолжительность сна немного уменьшается. В сутки ребенок спит около 15-16 часов. Ночной сон становится более долгим и крепким: некоторые дети не пробуждаются на кормление.

Фото 5

Но даже если кроха просыпается 2-3 раза за ночь, это не является отклонением. Днем малыш отдыхает около 3 раз. Педиатры рекомендуют укладывать ребенка спать в интервале между 19:00 и 21:00.

Важно не допускать переутомления, иначе возникнут проблемы с засыпанием. Лучше всего ребенок спит после кормления, а также на свежем воздухе во время прогулки.

Если созданы все необходимые условия для хорошего отдыха, тогда сон крохи будет здоровым и глубоким. Бодрствует ребенок около 8-9 часов в сутки.

Примерный распорядок дня четырехмесячного грудничка в таблице:

Время Составляющие режима
7:00 Пробуждение ребенка. Выполнение гигиенических процедур: умывание, смена подгузника, подмывание. Первое кормление.
7:30-8:30 Период бодрствования: игры в кроватке, общение с крохой.
8:30-9:30 Утренний сон. Можно организовать его на улице во время прогулки.
9:30-10:30 Второе кормление малыша. Бодрствование: общение с малышом, проведение игр.
10:30-12:00 Сон на свежем воздухе.
12:00-14:00 Третье кормление. Бодрствование: выполнение гимнастических упражнений, легкого массажа.
14:00-16:00 Период сна и отдыха.
16:00-18:00 Четвертое кормление младенца. Проведение игр, воспроизведение крохе детских песен, чтение сказок.
18:00-19:00 Отдых.
19:00-20:00 Бодрствование: проведение спокойных игр, общение с малышом.
20:00-21:00 Пятое кормление. Подготовка ко сну. Купание в ванной.
21:00-7:00 Ночной сон.

Рацион питания и таблица введения прикорма

Развитие и питание ребенка в 4 месяца имеет определенные особенности. Детей-искусственников в этом возрасте многие родители начинают знакомить со взрослой пищей. Оптимальный возраст прикорма – 4,5 месяца. При этом адаптированные смеси продолжают оставаться в рационе крохи.

Фото 6

Их дети получают 2-3 раза в день. Суточный объем молочной смеси составляет 500-700 мл. Количество продуктов прикорма находится на уровне 300 мл.

Знакомить со взрослой пищей ребенка следует осторожно, с минимальных доз (половина чайной ложки), постепенно повышая порцию при условии хорошей переносимости продукта.

Таблица введения прикорма для детей-искусственников:

Категория продукта Перечень Примечания
Каши Гречневая, рисовая, кукурузная. Важно отдавать предпочтение безглютеновым крупам. Каши варят на воде либо адаптированной смеси. Цельное молоко добавлять в блюдо запрещено.
Фрукты Яблоки, груши, персики, сливы, абрикосы. Их предлагают крохе в виде пюре.
Овощи Брокколи, кабачок, картофель, цветная капуста, морковь. Даются малышу в пюреобразном виде.
Масло Растительное: подсолнечное, оливковое. В количестве 1 капели добавляется в каши и пюре.

Вводить новую пищу в рацион искусственника следует поочередно: один продукт раз в 1-2 недели. Из хорошо знакомых малышу ингредиентов можно составлять многокомпонентные блюда. При разработке меню нужно учитывать особенности пищеварительной системы ребенка.

Фото 7

При склонности к запорам можно давать перетертый чернослив. Если у малыша жидкий стул, тогда стоит включить в рацион яблочное пюре.

При развитии аллергической реакции продукт важно исключить из меню и попробовать его ввести спустя 1-2 месяца. Малышам, которые питаются грудным молоком, вводить прикорм пока рано. Такой тип вскармливания удовлетворяет все потребности организма в полезных веществах.

Молоко матери обеспечивает полноценное развитие младенца до полугодовалого возраста. Кормят грудничков 5-6 раз в сутки, каждые 3-4 часа.

Правила ухода за грудным ребенком

Уход за ребенком необходим для поддержания хорошего состояния здоровья, нормального физического развития. Он включает проведение гигиенических процедур, смену одежды и постельного белья. У грудничков этого возраста уже начинают расти волосы на голове.

Фото 8

Они короткие, но все же могут вызвать чрезмерное потение. В таком случае их подстригают. Важно регулярно очищать голову при помощи специальных уходовых средств.

Также надо следить за ногтями ребенка. Их необходимо периодически подстригать, чтобы кроха случайно не поцарапался. Важно делать это правильно, чтобы ногтевая пластина не врастала в кожу. На ногах ногти стоит подстригать по прямой линии, а на руках – по дугообразной.

Надо обеспечить комфортный микроклимат в детской комнате. Важно, чтобы малыш не перемерзал, не потел. Это может привести к простыванию. Педиатр Комаровский рекомендует для повышения защитных сил грудничка закаливание прохладной водой.

Также доктор советует солнечные и воздушные ванны. Создать специфический иммунитет против опасных инфекционно-вирусных патологий поможет вакцинация. Поэтому не стоит отказываться от прививок.

Фото 9

Уход за носом грудничка

Каждое утро после пробуждения следует умывать лицо ребенка, очищать нос и уши при необходимости. Для этого используют кипяченую воду и ватные диски. Перед сном полезно купание. Оно расслабляет малыша, способствует снятию нервного напряжения, улучшает сон.

Как помочь крохе правильно развиваться?

Родителям следует помогать ребенку развиваться в физическом, умственном, психоэмоциональном планах. Лучше проводить это в игровой форме. Упор нужно делать на совершенствование моторики, слуха, зрения, эмоций. Важно укреплять мышцы малыша.

Фото 10

Для этого выполняют специальный комплекс упражнений. Благотворно влияет на физическое состояние занятия на фитболе. Если у крохи присутствует гипертонус, тогда может помочь расслабляющий массаж.

Также мануальное воздействие улучшает кровообращение. Для совершенствования моторики полезно выполнять массаж пальцев. Это также способствует развитию речи.

Можно попробовать научить грудничка произносить первые гласные звуки. Для этого следует больше общаться с малышом. Важно использовать в своей речи простые слова. Необходимо организовать для крохи домашний кукольный театр.

В качестве актеров стоит использовать игрушечные фигурки зверей и пупсов. Во время спектакля нужно постараться демонстрировать разные эмоции: огорчение, удивление, радость, страх. Малыша следует научить выражать разные чувства.

Для развития тактильной чувствительности полезно давать малышу трогать предметы разной текстуры и формы. Стоит заняться совершенствованием зрения. Для этого крохе следует показывать игрушки разных цветов. Нужно стимулировать ребенка наблюдать за движущимися яркими предметами.

Для развития слуха надо, приобрести музыкальные игрушки: колокольчики, карусели, пищалки, погремушки.

Видео по теме

О нормах развития детей в 4 месяца в видео:

Таким образом, то, что будет уметь грудничок в 4 месяца, во многом зависит от родителей. С малышом требуется часто и правильно заниматься (общаться, играть, проводить гимнастику, массаж). Важно ухаживать за малышом. Необходимо грамотно распланировать день ребенка. Если кроха находится на искусственном типе вскармливания, тогда стоит подумать над введением прикорма.

Ребенок концу 4 месяца

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 22 декабря 2020 г. N 03-04-05/112670 О предоставлении стандартного налогового вычета по НДФЛ на ребенка — учащегося очной формы обучения

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу предоставления стандартного налогового вычета на ребенка — учащегося очной формы обучения и в соответствии со статьей 34 2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.

Стандартные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц предоставляются налогоплательщику в порядке и с учетом особенностей, предусмотренных статьей 218 Кодекса.

Так, согласно абзацу одиннадцатому подпункта 4 пункта 1 статьи 218 Кодекса соответствующий стандартный налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.

При этом абзацем восемнадцатым подпункта 4 пункта 1 статьи 218 Кодекса установлено, что уменьшение налоговой базы производится с месяца рождения ребенка (детей), или с месяца, в котором произошло усыновление, установлена опека (попечительство), или с месяца вступления в силу договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и до конца того года, в котором ребенок (дети) достиг (достигли) возраста, указанного в абзаце одиннадцатом подпункта 4 пункта 1 статьи 218 Кодекса, или истек срок действия либо досрочно расторгнут договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, или смерти ребенка (детей). Налоговый вычет предоставляется за период обучения ребенка (детей) в организации, осуществляющей образовательную деятельность, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в период обучения.

Из указанных норм следует, что стандартный налоговый вычет предоставляется до конца года, в котором ребенку исполнилось 18 лет или 24 года, если ребенок обучается. Однако если ребенок обучается, то предоставление стандартного налогового вычета ограничивается периодом обучения ребенка в организации, осуществляющей образовательную деятельность, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в период обучения.

Таким образом, по мнению Департамента, стандартный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 Кодекса, предоставляется на ребенка — учащегося очной формы обучения (аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта) до конца года, в котором ребенку исполнилось 24 года, если период соответствующего обучения приходится на этот год. Если же период обучения заканчивается в месяце до окончания года, в котором ребенку исполнилось 24 года, то начиная со следующего месяца стандартный налоговый вычет не предоставляется.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента В.В. Сашичев

Обзор документа

Стандартный вычет предоставляется на ребенка, обучающегося очно (аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта), до конца года, в котором ему исполнилось 24 года, если период соответствующего обучения приходится на этот год. Если же период обучения заканчивается в месяце до окончания года, в котором ребенку исполнилось 24 года, то начиная со следующего месяца стандартный вычет не предоставляется.

Читайте также  Режим двигательная активность детей доу

Что должен уметь ребенок в 4 месяца

ребенок-4-месяца

Для полноценного развития младенца необходимо внимание и забота родителей, также от них потребуются регулярные занятия с малышом. При этом педиатры рекомендуют ориентироваться на средние статистические показатели того, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Так папы с мамами могут определить, какие навыки у карапуза отсутствуют или сформированы недостаточно.

Особенности детской физиологии

К четырём месяцам у деток наблюдается существенная прибавка в весе – они набирают до 750 г за 30 дней, рост же увеличивается на 2, 5 см, как и месяц назад. У детишек в данный момент отмечается редкое соответствие окружностей головки и груди, после чего, к пятому месяцу в размере начинает преобладать грудная клетка.

Организм четырёхлетнего ребёнка продолжает расти и адаптироваться к новой жизни и это проявляется в анатомических и физиологических изменениях:

  • маленький ребёнок уже может показать свои первые слёзки, так как у него сформировались слёзные железы;
  • всё меньше младенец мучается от колик в животике – это говорит о том, что начинает нормально функционировать пищеварительный тракт;
  • быстрым темпом расут настоящие луковичные волосики крохи и его ноготки;
  • физически малыш окреп, пополнел, сильнее стала его мускулатура и координация движений, особенно, это касается мышц спинки – в результате, у него получается уверенно переворачиваться, что в дальнейшем поможет ему научиться сидеть;
  • постепенно исчезают оставшиеся младенческие рефлексы, в том числе, Моро и рефлекс ползанья, повышенный тонус сохраняется пока в ножках карапуза;
  • улучшается зрение ребёнка, которое воспринимает основные цвета, мышцы глаз укрепляются, и по этой причине, у многих деток, страдающих в этом возрасте лёгким косоглазием, зрительная функция выправляется;
  • в отношении слуха тоже много интересных перемен, дети хорошо слышат, чувствуют различные звуковые нюансы, отдают предпочтение низким тонам и отчётливому ритму, не говоря уже о том, что прекрасно отличают голоса взрослых;

Четырёхмесячные детки очень любят, когда их держат столбиком, на руках, или, поддерживая под мышки – так они могут лучше познавать мир, наблюдая за людьми, рассматривая предметы. Садиться деткам ещё рано, так что за ними надо постоянно следить. Особенно, вредно раннее присаживание девочкам, у которых из-за этого в будущем могут быть проблемы с репродуктивной системой.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца

Стоит подробно рассмотреть, что должен уметь 4 месячный ребенок, тем более что многие его достижения достойны восхищения, ведь он ещё такой маленький.

Основные навыки и умения:

  1. Дети уже освоили умение держать головку – уверенно и довольно долго, при этом лежа на животе. Кроме того, они пытаются привстать, упираясь ручками и приподнимая плечики, грудь.
  2. Не менее важно то, что многие карапузы делают это и лежа на спинке. По сути, так они пытаются присесть, подтягивая голову и поднимая плечи.
  3. Если родители занимались с ребёнком до этого возраста, малышу удаётся хорошо управлять своими руками – он уверенно хватает и удерживает подвешенные и лежащие рядом игрушки и погремушки, научился держать бутылочку со смесью и обнимать маму. О развитой мелкой моторике может говорить и то, что малютка рвёт и мнёт листы газетной и журнальной бумаги, с интересом может трогать прорезыватели из разных материалов.

Особенно важным достижением считаются перевороты с животика на бок и на спину, они получаются у четырёхмесячного крохи всё лучше, причём делает он это самостоятельно без посторонней помощи. Это наиболее ценный показатель взросления ребёнка, делающий его менее зависимым от опеки родителей

Наряду с этим развиваются органы чувств и социальность малыша:

  1. Издавая разные интересные звуки, четырёхмесячный ребёнок ещё не использует губы и язык. Он только пробует всё новые и новые тональности, и порою, сам бывает удивлён своими способностями, прислушиваясь к собственному гулению.
  2. В развитии зрения также есть заметные сдвиги – ребёнок способен определить расстояние до предмета, и если тот недалеко, протянуть к нему ручку, не обращая внимания на более удалённую вещь. Детки в 4 месяца уже легко узнают членов своей семьи, они искренне радуются при их приближении и могут огорчаться, когда человек уходит. В этот период детей уже живо интересуют движущиеся объекты, животные, машины за окном, солнечные «зайчики» и свет фонарика, скользящие по комнате.
  3. У детей активно формируется правильное слуховое восприятие – они уже начали различать голоса родственников, определять тон сказанных слов. Малыши со вниманием прислушиваются к шуму, производимому домашней техникой, писку котёнка, с удовольствием слушают классическую музыку, если она звучит тихо.
  4. Нормальный здоровый ребёнок умеет улыбаться, радоваться новым игрушкам и приходу родителей, выказывать положительную реакцию на произношение своего имени. Во время плача при включении приятной музыки, дитя отвлекается, и глазки его просыхают – он уже увлечён новой информацией и пытается её переработать.
  5. При узнавании мамы или папы эмоции ребёнка возрастают – это выражается в радостном гулении, активном сучении ножками и ручками. Такое поведение малышей характерно для них в хорошем настроении, и часто связано с подготовкой к купанию, переодеванием и сменой подгузника.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца? Прежде всего, выражать свои эмоции – в этом возрасте малыш делает это с помощью разных действий, которые хорошо знакомы матери:

  • если он взволнован или напуган, он перестаёт улыбаться, замолкает, может отвернуться от незнакомца и прижаться к матери;
  • если при усталости или слишком громких голосах малыш быстро устаёт или бывает недоволен, его нормальной реакцией в этот момент может стать плач;
  • когда ему приходится ждать, он может шумно вздыхать, показывая своё нетерпение;
  • успокаивается и перестаёт кричать, плакать, услышав мамин голос.

Но, начиная с четырёх месяцев, младенец, вполне, может научиться следить за человеком даже после того, как тот покинет комнату, проявлять гнев при отказе в общении или играх. У некоторых детей такие действия могут наблюдаться и раньше.

Закономерным является интерес молодых пап и мам к тому, что нужно уметь в 4 месяца девочке и мальчику.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца: видео

Существуют ли отличия в развитии между разнополыми детьми

Умения и развитие ребенка в 4 месяца могут отличаться, если речь заходит о мальчиках и девочках. И это не только рост и вес, по показателям которых мальчики пока опережают девочек. Пока, потому что такое положение сохраняется до года, а затем лидировать начинают маленькие представительницы прекрасного пола.

С самого рождения работа мозга определяет разный склад психики детей, и у девочки это всегда ориентация на выживание, а мальчик постоянно стремится совершенствоваться. Этим и можно объяснить отличия в поведении и играх малышей.

Заметить такие отличительные черты детей нетрудно, если просто понаблюдать за ними:

  • девочку легче успокоить мелодичным пением, колыбельной, тихо и нежно произносимой речью;
  • в четыре месяца они уже способны узнавать людей даже на фотографиях, в то время как мальчик уметь в 4 месяца этого не может;
  • малышки одинаково хорошо могут видеть обоими глазами, в то время как ребята – только левым глазом;
  • мальчики сразу узнают синий цвет, а девочки – красный.

И это ещё не всё, что могут узнать родители о своих детях:

  1. Девочки любят мягкие игрушки, умеют грустить, быстрее ощущают боль и дискомфорт. У них быстро развивается и имеет хорошее качество зрительная память, речь, периферийное зрение. Они быстрее распознают оттенки эмоций у окружающих людей.
  2. Мальчики не так сильно реагируют на резкий громкий шум и звук, тип их зрения – центральный, пространственный. Они любят механические игрушки, чаще подвержены гневливости, позднее учатся говорить, но раньше начинают вставать и ходить, у них преобладает слуховая память.

В итоге, четырёхмесячная девочка проводит с мамой гораздо больше времени, поскольку больше, чем мальчик нуждается во внимании, заботе и любви, хотя это необходимо всем детям.

Подсчитано, что дочери в первые месяцы после рождения смотрят на маму почти в два раза больше, чем сыновья, но это тоже обусловлено определённым складом ума разнополых детей.

Обучение и развитие

Психологи и врачи рекомендуют родителям больше времени проводить с маленьким ребёнком, и дело даже не в специальных упражнениях и массаже – малыша необходимо обучать играм, которые будут его развивать, ведь сам он пока не знает, как это делать. Вот почему нужно вкладывать ему в ручки игрушки, показывать картинки, обращать внимание крохи на происходящие вокруг интересные события.

В 4 месяца дети спят 15 часов в сутки, поэтому у них появляется больше времени для развивающих игр, которые нужно правильно распределить. Не стоит требовать от младенца выполнения непосильных для него задач, как бы родители не хотели видеть его первым во всех необходимых навыках.

Помочь ребёнку развиваться можно следующими способами:

  • предоставляя ему игрушки, разнообразные по фактуре, для прикосновения, яркие и красочные – для развития зрения и умения различать цвета, музыкальные – для совершенствования слуха;
  • можно пускать мыльные пузыри, чтобы кроха следил за ними глазами;
  • можно поднимать и опускать ручки малыша, складывать их вдоль тела и на груди – так улучшается координация;
  • в процессе массажа или во время физических упражнений, полезно читать ребёнку стишки или петь песенки;
  • разговаривая с малышом, следует правильно проговаривать слова и делать это с выражением, ведь впоследствии карапуз станет подражать родителям и научится говорить не только быстро, но и грамотно.

При развитии и воспитании малыша родители должны поддерживать у него хорошее настроение, а для этого и сами должны быть настроены позитивно. Нельзя позволять ребёнку долго плакать, если его что-то сильно расстроило. Это может повредить формирующейся нервной системе младенца.

Да и обучение скорее принесёт плоды, если атмосфера занятий будет доброжелательной, а родители будут сопровождать свои важные уроки улыбкой и поощряющими словами. Внимательные мудрые родители похвалят ребёнка уже за то, что он попытался что-то сделать.

Читайте также  Занятия с ребенком 9 10 месяцев

Как определить, что малыш отстаёт

Если ребёнок не умеет то, что должен уметь делать, это можно объяснить несколькими причинами – малыш к этому ещё не готов, в силу наследственного фактора, его не обучили родители. Но иногда неумение означает и отклонение в нормальном развитии.

Определить это можно по нескольким отрицательным признакам:

  • ребёнок апатичен, вял, у него отсутствует нормальная жизнерадостная реакция на своё имя, он не узнаёт своих близких людей;
  • у него нет реакции на звуки голоса, на тихий и громкий шум;
  • малыш, практически, не реагирует на боль;
  • игрушки кроху мало интересуют;
  • у малютки присутствуют рефлексы, которых уже не должно быть.

Но, пожалуй, самыми главными тревожными симптомами считается неспособность малыша держать головку, переворачиваться, удерживать игрушку. Также стоит обратить внимание на состояние ребёнка, если при подтягивании малыша за руки, его головка отклоняется назад.

Поскольку абсолютно нормальным в возрасте 4 месяцев считается повышение двигательной и познавательной активности, здоровый малыш должен обязательно интересоваться окружающими его людьми и различными предметами. Вообще, нормальным является, когда четырёхмесячный младенец с удовольствием играет, много смеётся, бормочет и пищит на своём языке, выражая множество эмоций. И если этого не происходит, то обязанностью родителей является посещение педиатра и других детских специалистов с целью обследования, а, возможно, и лечения малютки.

Для того чтобы следить за развитием малыша и помогать ему во всех начинаниях, взрослым необходимо знать, что должен уметь ребенок в 4 месяца. При этом бессмысленно сравнивать своего сына или дочь с другими детишками, ведь каждый их них идёт по жизни своей дорогой.

Развитие младенца в 4 месяца: что умеет малыш

что умеет ребенок в 4 месяца

Развитие

Что должен уметь ребенок в 4 месяца, как не пропустить отклонения в развитии и стоит ли давать первый прикорм – все обсудим в статье.

Физическое развитие младенца в 4 месяца

Четырехмесячный ребенок еще не очень активный, поэтому прибавка в весе может быть 700-750 грамм. По усредненным нормам масса девочки – 5,5 – 7 кг. Мальчики обычно весят в пределах 5,6 – 7,6 кг.

За месяц малыши подрастают на 2-2,5 сантиметра. Рост ребенка в 4 месяца должен быть в пределах:

  • 58,5 – 64 см для девочек.
  • 58,8 – 64,5 для мальчиков.

Зрение

Формирование глазного яблока завершается к четырехмесячному возрасту. Ребенок способен хорошо различать предметы, находящиеся в 3 метрах от него. Малыши с интересом рассматривают комнату. Они охотно смотрят в окно, когда их к нему подносят.

Яркие, чистые цвета привлекают их внимание. Оттенки и полутона менее привлекательны.

Лучше выбирать игрушки, сочетающие не больше трех цветов. Слишком пестрые предметы быстро утомляют юных исследователей.

Ближе к пяти месяцам дети приобретают следующие зрительные навыки:

  • умеют отличать предметы;
  • различают плоские и объемные объекты;
  • начинает формироваться зрительная память.

Дети в этом возрасте хорошо улавливают интонации родительского голоса.

эмоциональное развитие ребенка в 4 месяца

Грубый или сердитый тон мамы, обращенный к малышу, тут же меняет выражение его личика на грустное или напуганное.

Ребенку в 4 месяца нравится мелодичная музыка. Дети с удовольствием слушают простые классические мелодии. Идеально подходят композиции Моцарта.

Малыши уже безошибочно отличают близких людей по голосу. Всегда реагируют на знакомый интонации улыбкой или радостным гулением, или агуканьем.

У младенца будет лучше формироваться чувство ритма, если под медленные и спокойные мелодии его слегка покачивать. Под ритмичную музыку это нужно делать более активно.

Двигательная активность

Часто от молодых мамочек можно услышать: «Нам 4 месяца, и мы хорошо переворачиваемся». Дети в этом возрасте уже уверенно перекатываются на животик. Многие учатся переворачиваться на спину.

Малыши хорошо держат голову лежа на животе, большинство уверено опирается на предплечья. Все больше малыши стараются задействовать в своих движениях мускулатуру спины. Лежа ничком, они активно поднимают и удерживают в этом положении головку.

Ребенок способен долго удерживать в руках игрушку. Он старается самостоятельно ухватить заинтересовавший его предмет.

Малыши, лежа на спине, активно подтягиваются, держась за бортики кровати. Создается впечатление, что ребенок пытается сесть. Но об освоении этого навыка еще рано говорить. Мышцы спины и позвоночник пока недостаточно окрепли. Не стоит высаживать ребенка в этом возрасте.

Лежа на животе, младенец приподнимает попу, пытается ползти. Если создать опору у его ножек, он сможет продвинуться на несколько сантиметров. Чтобы стимулировать ползанье, кладите перед крохой игрушки и всегда помогайте ему до них добраться.

Показатели физиологического развития

По усредненным нормам 4 месячный ребенок должен освоить следующие навыки:

  1. При кормлении помогать себе рукой, придерживая грудь или бутылочку.
  2. Хорошо держать голову лежа на животе.
  3. Удерживать предметы в ладони 30-40 секунд.
  4. Трясти погремушкой.
  5. Переворачиваться со спины на живот и обратно.
  6. Лежа на животе опираться на предплечья, при этом угол между ними и головой должен быть больше 90°.
  7. Упирается ножками в горизонтальную поверхность, когда родители придерживают его за подмышки.

Должны присутствовать попытки поползти. Часто малыши в этом возрасте ползут не вперед, а назад.

Важный момент в развитие – произвольность движений. Малыш берет в руки тот предмет, который хочет. А не хватает все, что вкладывают ему в ладонь родители.

Познавательная деятельность

В познание мир у малыша происходит еще один рывок. Детям в этом возрасте нравится, когда им показывают окружающий мир. Они могут подолгу, сидя на руках у взрослого, любоваться видом из окна.

Любят малыши и когда их носят по квартире, показывая обстановку. Многие младенцы капризничают, требуя очередную экскурсию.

Попавшие в руки предметы, малыш тщательно ощупывает, тянет в рот. В этот период наиболее активно развиваются тактильные ощущения. Ребенок уже способен различать фактуры. Чем разнообразнее, то с чем он соприкасается, тем лучше впоследствии будет развиваться мелкая моторика и речь.

Многие специалисты по раннему развитию, рекомендуют показывать ребенку книжки с простыми картинками. Изображенные предметы должны быть крупными, цвета яркими. Но на одной иллюстрации не должно быть больше трех цветов.

Социально-психологическое развитие

В эмоциональном развитии ребенка происходит существенный скачок. Малыши способны чувствовать радость, обиду, страх. Эти чувства пока мимолетны, но всегда отражаются на поведении и мимике крохи.

развитие ребенка в 4 месяца

Дети в этом возрасте четко делят окружение на чужих и своих. К последним, кроме, родителей он относит, тех людей, которых видит ежедневно или через день. Приходящая раз в неделю бабушка воспринимается младенцем, как чужой человек. Ведь его зрительная память лишь начинает формироваться.

В обществе «незнакомцев» младенец чаще плачет, его тельце может быть напряжено. Он отказывается идти на руки к «чужим» людям.

Ребенок в этом возрасте способен устанавливать причинно-следственные связи. Это касается только привычных и регулярно выполняемых действий: кормления, смены подгузника, купания, прогулок и прочего.

Малыш в 4 месяца способен откликаться на свое имя. Он поворачивает голову к маме, начинает более активно гулить или агукать.

Младенцы все более активно изучают себя. Многим деткам нравится смотреть на свое отражение. Конечно, понимания, кого они видят в зеркале, пока нет.

Речевое развитие

В четыре месяца малыш произносит слоги «ма», «ба», «та» и подобные. Он складывает простые звуки, которые уже освоил. Это не значит, что он вот-вот заговорит. Даже обращенное к маме «ма» произнесено неосознанно.

Дети в этом возрасте начинают подражать артикуляции взрослых. Поэтому важно говорить с ними четко и медленно.

Чем больше вы поете малышу или читаете потешки, сказки, тем лучше у него развивается фонетический слух. А он – своеобразная база для дальнейшего развития речи крохи.

Особенности сна и кормления в 4 месяца

Ночной сон ребенка в 4 месяца становится более продолжительным. Дети на ИВ могут проспать 7-9 часов без пробуждений. Малыши на ГВ просыпаются раз в 5-6 часов.

Днем четырехмесячный младенец укладывается на сон три раза. Периоды бодрствования становятся все более долгими. Могут длиться 2 и более часов.

К четырем месяцам режим ребенка полностью устанавливается. Он кушает и спит примерно в одно и то же время. Предпочитает прогулки «по расписанию».

Введение прикорма – спорный вопрос. Педиатры рекомендуют докармливать овощными и фруктовыми пюре, только детей, плохо набирающих вес или имеющих проблемы со стулом.

Малышам на ГВ прикорм лучше вводить в полгода, а на ИВ – в 5-5,5 месяцев.

Советы по развитию четырехмесячного малыша

Для полноценного формирования младенца внимание нужно уделять и физическому, и эмоциально-психологическому развитию. Для стимуляции органов чувств используйте различные музыкальные игрушки. Они должны быть с приятным, нерезким звучанием. Подойдут колокольчик разного размера, металлофон или бубен.

развивающие игры для ребенка в 4 месяца

Тактильные ощущения все также можно стимулировать, давая крохе предметы из дерева, пластика, различных тканей, резины. Их размер должен быть средним, ребенку должно быть комфортно их держать в руках. Можно сделать для малыша так называемую сенсорную коробочку.

Давайте рассмотрим, как развивать физические навыки ребенка в 4 месяца. Подойдут следующие простые упражнения:

  • покачивания малыша на фитболе;
  • держа крошку за руки и чуть потягивая на себя, стимулируйте его к переворотам с бока на бок или с живота на спину;
  • создавая из своих рук опору для пяток и стоп ребенка, стимулируйте его ползанье в положении лежа на животе.

Когда нужны дополнительные консультации врача

Все малыши развиваются в индивидуальном темпе. Но есть критерии при несоответствии, которым требуется консультация невролога, педиатра.

К специалисту обращаются, если:

  • малыш не держит голову;
  • у ребенка низкая двигательная активность;
  • младенец не реагирует на звуки, свое имя;
  • не гулит и не произносит даже отдельные звуки;
  • не улыбается или улыбка неосознанная;
  • не проявляет интереса к игрушкам.

Заключение

Младенцы с каждым месяцем становятся все более активными. К 16- недельному возрасту, они хорошо держат голову, переворачиваются, пытаются ползти.

Четырехмесячный малыш радостно идет на контакт со «своими» и опасается «чужих». При этом приходящей изредка бабушке не следует рассчитывать на то, что внук сразу ее воспримет, как «свою», у малыша только начинает формироваться зрительная память.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: