Ребенок год и 10 месяцев не говорит

Ребенок год и 10 месяцев не говорит

Педиатры озабочены тем, что в настоящее время все больше детей рождаются с различными нарушениями, результатом чего становится задержка речи. ВОЗ еще двадцать лет назад опубликовало данные медицинской статистики, согласно которым только 20% женщин способны перенести беременность и родить ребенка без осложнений.

На сегодняшний день их стало намного меньше. Причина тому — плохая экология. Женщинам, живущим в крупных мегаполисах, приходится буквально выстрадать беременность. Это, конечно же, сказывается на здоровье ребенка. Кроме экологии, большой процент нарушений развития детей связано с алкоголизацией населения и рождением раньше положенного срока.

Чтобы ребенок полноценно и своевременно заговорил, нужно, чтобы оба полушария мозга развивались гармонично. Нервные волокна, соединяющие полушария, у мальчиков намного тоньше, чем у девочек. Поэтому часто обмен информации между полушариями мозга у мальчиков бывает затруднен, из-за чего они и заговаривают позднее. Кроме того, по этой же причине среди мальчиков много заикающихся и испытывающих трудности в произношении детей.

Однако бить тревогу и начать беспокоиться тогда, когда ребенок в два года не говорит полноценными фразами, а произносит только отдельные слова, не следует. В то же время нельзя игнорировать проблем в развитии речи ребенка, если ему уже 3 года, а он не понимает обращенных к нему слов и может долго сидеть безучастно. В этом случае надо срочно обращаться к специалисту. Причины задержки речи у ребенка могут быть самые разные, но самые распространенные среди них следующие:

1. У ребенка имеется нарушение слуха. Если малыш не окликается на свое имя и остается безучастным к любому обращению, то ему срочно требуется обследование в специальном центре слуха. В настоящее время в столичных клиниках проводят операцию глухонемым детям, им вживляют чип в ушную раковину. Только делать эту операцию нужно своевременно, детям старше 8 лет вживлять чип уже невозможно.

ребенок не говорит

2. Ребенок родился недоношенным. У недоношенных детей развитие всего организма, в том числе и нервной системы, отстает от нормальных сроков. Для недоношенных детей характерна небольшая задержка речи.
3. Олигофрения. Умственная отсталость легкой степени или олигофрения часто приводит к задержке речи у детей.

4. Наследственная предрасположенность. Если по рассказам бабушки или дедушки кто-то из ваших близких родственников заговорил поздно, то это сигнализирует о том, что у вашего ребенка есть наследственная предрасположенность к задержке речи. Но если пятилетний ребенок совсем не произносит слов, то вероятность того, что он заговорит позже, уже очень мала.

5. Отсутствие мотивации. Во многих современных семьях ребенок становится центром вселенной, и все члены семьи выполняют любой его каприз сразу же, как только он заплачет. В таких семьях ребенку не нужно прикладывать усилия, чтобы выразить свои желания, все его и так хорошо понимают. Поэтому он и не говорит своевременно.

ребенок не говорит

6. Психологические травмы. Отсутствие должного внимания со стороны родителей, болезнь ребенка, разлука с матерью и другие неприятные факторы, которые наносят серьезный удар по психике ребенка, также приводят к задержке речи малыша и часто становятся причиной заикания детей.

Еще недавно считалось нормой, если двухлетний ребенок начинает говорить отдельные фразы. Сейчас же в два года многие дети уже разговаривают, при этом они строят правильные фразы и короткие предложения. Словарный запас к этому возрасту должен составлять не менее 100 слов.

В 3 года ребенок уже должен разговаривать, как взрослый. Если же трехлетний ребенок отвечает «хочешь» вместо «хочу» на вопрос: «Хочешь кушать?», то это отклонение в развитии речи. Но ориентироваться на эти данные всем родителям не следует, строгой возрастной планки сроков развития речи у детей не существует. Если ваш малыш понимает окружающих, выполняет все то, о чем вы его просите, он эмоционально живой и не страдает перепадами настроения, то с развитием у него все в порядке. Задержка речи в этом случае связано только с неправильным подходом к вопросу воспитания самих родителей.

Очень важно, чтобы у ребенка был рядом кто-то из взрослых, который постоянно разговаривает с ним. Например, если малыш тянется за чем-то, не нужно сразу давать этот предмет ему в руки. Подтолкните к тому, чтобы он попросил нужную вещь, назвал ее и выразил свое желание. Сначала он может показать пальцем или каким-то звуком, а мама или папа должны ему называть вещь, но не подавать его ребенку молча. Это родителям кажется, что ребенок сидит в своей кроватке и спокойно играет. На самом деле он все слышит и хорошо понимает. Если родители постоянно ему что-то рассказывают, поют колыбельные, играют ладушки, то поневоле ребенок возьмет с них пример и захочет быстрее выразить свою мысль словами.

Ошибка современных родителей состоит в том, что они покупают детям много игрушек, а сами смотрят телевизор или сидят за компьютером. В таких семьях будить и развивать детскую фантазию никому. Игрушки не могут заменить ребенку общения с родителями. Не стоит также покупать ребенку игрушку, которая издает громкие звуки, сам едет и пикает. Такая игрушка ребенку ничего не даст. Лучше покупайте ему машинку, которую нужно двигать самому и поворачивать. Пусть малыш сам построит гараж из кубиков и сам нажимает на кнопку, чтобы машинка издавала сигнал. Если ребенок сам будет произносить звуки и имитировать сигналы машины, то он быстрее и заговорит.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Ребенок в 2, 3, 4 года, 5, 6, 7 лет плохо и мало говорит, не говорит, молчит, что делать, как научить ребенка говорить правильно

почему ребенок плохо говорит, не говорит, как научить ребенка говорить, разговаривать, ребенок мало говоритМой ребенок не говорит, молчит, мало говорит, плохо говорит!

На консультации Сарклиник родители спрашивают: «Почему ребенок 3 лет не говорит, не разговаривает, что делать?» «Ребенок 4 лет плохо говорит, молчит!» «Отчего мальчик 5 лет не разговаривает, куда обращаться?» «Девочка 6 лет не говорит, плохо говорит, как лечить?» «Почему ребенок плохо говорит или говорит мало слов? «Как научить ребенка говорить, разговаривать?» «Что делать, если дошкольник, школьник, мальчик, девочка не разговаривают предложениями, как будто у него каша во рту?» «Как помочь ребенку, если страдает речевое развитие, отсутствует активная речь, страдают речевые центры, отсутствует словарный запас?» «Дети младше нас строят предложения, а мы мычим, куда обращаться, если только мычание и все?» «Когда ребенок начнет болтать?» Давайте остановимся на основных причинах, по которым малыши, детки не говорят.

Причины, по которым ребенок не говорит

Основная причина, из-за которой мальчик или девочка, сын или дочь, сынок или дочка, сыночек или доченька (дочурка), ребенок не говорит – это внутриутробная гипоксия, или недостаток кислорода. Недостаток кислорода плода может наблюдаться во время беременности, во время родов, при кесаревом сечении. В этом случае опытный микроневропатолог, детский невролог , детский невропатолог ставит диагноз «перинатальная энцефалопатия постгипоксически-ишемического генеза» или «перинатальная энцефалопатия смешенного генеза» (перинатальное поражение ЦНС). Перинатальная энцефалопатия может быть 1, 2, 3 степени.

1 степень перинатальной энцефалопатии при своевременном и комплексном лечении в Сарклиник полностью вылечивается за достаточно короткие сроки. 2 степень перинатальной энцефалопатии – это тяжелое заболевание, которое требует длительного серьезного лечения. 3 степень перинатальной энцефалопатии обычно имеет тяжелые последствия, вплоть до развития такой патологии, как детский церебральный паралич. Частые причины задержки речевого развития у детей – это патология матери во время беременности, родовая травма ребенка, тяжелые роды, плохие результаты нейросонографии, обвитие пуповиной, тазовое предлежание плода, слабость родовой деятельности, анатомически или клинически узкий таз, соматические заболевания матери до и во время беременности, инфекции матери, инфекции плода, токсическое воздействие на головной мозг ребенка билирубина при гемолитической желтухе новорожденного (ГБН), интоксикация наркозом во время кесарева сечения, интоксикация лекарственными препаратами (лекарствами) в перинатальном периоде. Любая соматическая патология, ОРВИ, бронхиты, трахеобронхиты, инфекции, рахит, нарушения обмена веществ приводят к тому, что в более позднем возрасте ребенок не говорит, ребенок плохо говорит, ребенок мало говорит, ребенок молчит, поздно начинает говорит, говорит мало, не понятно, не внятно, отстает в развитии, отстает в речевом, психическом, психомоторном, психоречевом развитии, умственном развитии.

Читайте также  Старинные считалки для детей

Наблюдается ЗРР (отставание, задержка речевого развития, в том числе и грубая задержка речевого развития), ЗПР (отставание, задержка психического развития), ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей), ЗПМР (задержка психомоторного развития у ребенка), ЗУР (задержка умственного развития у детей). Редко на ребенка влияют наследственные факторы, при которых задержка развития наблюдалась у матери или отца, или у обоих вместе. Любое ослабление организма ребенка, снижение иммунитета, побочное действие прививок (вакцин) может приводить к тому, что « ребенок не говорит ». Также отрицательно на речевое развитие ребенка влияют неблагоприятная экологическая обстановка в районе проживания матери и ребенка, неблагоприятный климат в семье (конфликты между родителями), дефектная нечеткая речь в контактной среде (проблемы с речью у родственников или родителей), рождение второго ребенка в семье, наличие тяжелых грубых неврологических заболеваний (например, ДЦП). При задержке моторного развития часто наблюдается задержка речевого развития, а позже и задержка психического развития. При любых поражениях органа слуха также отмечается состояние, при котором «ребенок не говорит». В этом случае нужна консультация отоларинголога (врач ухо – горло – нос).

Что делать, если ребенок не говорит?

Многие родители обращаются с этим вопросом к логопеду. Но логопед может поставить звуки, буквы «р», «л», «ш», «щ», шипящие, если ребенок может реагировать на занятия. Логопед – это педагог, а не врач. При гипоксических поражениях головного мозга, центральной нервной системы логопед бессилен. В этих случаях нужна полная комплексная речевая реабилитация ребенка. К сожалению, некоторые нерадивые родители, мамы и папы ждут, когда ребенок сам заговорит, наивно думают, что он ленится. Но не нужно забывать о нормах речевого развития. В 1 год ребенок должен говорить 10 слов, в 2 года – 50 слов, строить фразы и предложения из 3 – 4 слов. К 2,5 года ребенок говорит в норме от 100 до 200 слов, строит предложения из 5 – 7 слов. В 3 года ребенок впитывает слова взрослых, как губка, уже должен говорить сложными предложениями из 6 – 8 слов, а в 4 года словарный запас уже должен быть около 2000 слов.

Как научить ребенка говорить, разговаривать?

Научить говорить можно здорового ребенка. А если у ребенка есть патология, нужно прибегать к помощи врачей. Из домашних мероприятий, можно поделать упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, больше читать книги, исключить просмотр телевизора, больше гулять на свежем воздухе, больше уделять внимание ребенку, постоянно говорить с ребенком, делать артикуляционную гимнастику, следить за ребенком, как он слушает и воспринимает речь.

Чем раньше начато лечение нарушений речи, тем выше его эффективность

При задержке речевого развития важным моментом является время начала лечения. Если в год ребенок не говорит 10 слов, то не нужно ждать до 7 лет, когда «сам заговорит». Ведь упускается драгоценное время. Чем позже начато лечение, тем труднее будет догнать здоровых детей сверстников, так как с увеличением возраста отставание будет заметно все больше и больше. Часть детей при обращении к ним родителей понимает обращенную к ним речь, но не отвечает, есть только жесты. Часть детей не понимает обращенную речь и не говорит. Что очень плохо. А если дети говорят мало, невнятно, то нужна коррекция речи.

Ребенок 1 год 10 месяцев, ничего не говорит, не откликается

Повторюсь: для начала позанимайтесь.
Сначала выполняйте просьбы с ним. Мой сын за три дня научился на просьбу папы "Принеси полотенце" ходить в комнату, открывать шкаф, доставать полотенце и нести в ванную комнату. Стоит ли говорить, что первые два дня с ним ходила я, комментируя все действия: "Пойдем в комнату. Где наше полотенце? В шкафу! Открываем шкаф! Вот оно! Берем полотенце! Несем его папе! Теперь можно купаться!" Так же он научился выбрасывать мусор в мусорную корзину, нести свою одежду и подавать ее мне в нужном порядке для одевания (правда, периодически считает одевание законченным и мчится к двери в одних штанах, без валенок и куртки).
Чем старше ребенок — тем быстрее он учится таким простым просьбам.

P.S. Зато сейчас кочевряжится и не приносит кубики. 10 минут прошу принести.

Дочка тоже игнорировала примерно в этом же возрасте, когда её зовёшь. Я даже стала опасаться — не глухота-ли у неё. Но нет, стоит тихонько из другой комнаты спросить: "Кому же Барни дать?", — тут же тыгыдым-тыгыдым — в дверях появится и смотрит вопросительно, типа, кто тут про Барни говорил? %-)

А если окликаешь на улице или в других ситуациях дома — и ухом не вела.

Давно дело было .
Аутизм как официальный диагноз поставить не так просто, для этого нужен мало того, что психиатр, так еще и после госпитализации. Мы этого не делали, еще не хватало ребенка в стационар отдавать, да и вообще официальный психиатрический диагноз никуда не уперся. А значит и снимать официально нечего было. Но сами прошли всех, включая психиатров, всякие комиссии, обследования и прочее со всеми остановками.
Это первое.
Второе. Когда в эти проблемы встряли мы, больше 10 лет назад, это была экзотика. И мы дошли до диагноза "аутизм", пожалуй, только потому, что сами уже знали, с чем столкнулись и знали, к каким специалистам идти. Врачи этот диагноз не полоскали почем зря. А сейчас это модная тема. Имейте ввиду — врачи тоже люди, не более того. И таких, кто навешает вам раза в три больше, чем вы боитесь, и в пять раз больше, чем стоило бы, к сожалению, не так мало. Тем более что понятие "аутичный спектр" непрерывно расширяют. Решать вам, но по мне так сейчас слишком много детей записывают в больные и начинают лечить (и нередко медикаментами), тогда как это не необходимо.
Все Выше написанное не значит, что на ребенка надо забить. Нет, конечно. На что я обращала бы внимание (ну и обращаю, у меня у самой неговорящий и практически неуправляемый товарищ 2,5 лет от роду имеется).
1. Общая адекватность, способность найти себе место в новой обстановке. И необходимость искать себе это место, небезразличие.
2. Эмоциональность, способность проявлять эмоции и понимать эмоции окружающих.
3. Способность получить то, что ему надо.
4. Наличие "просветлений". Т.е. способность ребенка в каких-то ситуациях выдать больше обычного.
5. По речи — способность произнести разные звуки, эмоциональное обращение голосом (ну хоть наорать он может, если что не по нему? — а потом перестать орать).
6. Способность имитировать, хотя бы под настроение. Не так даже важно, что именно — жесты, звуки, движения.
Групповые занятия у вас уже есть. Если сильно беспокоитесь, я бы попробовала добавить индивидуальные занятия с педагогом, который добивается выполнения заданий (но вот где такого взять не подскажу, мы сами только на этапе ГКП).

Одно из центральных обследований по части развития у нас было в Институте коррекционной педагогики (не могу сказать, что в полном восторге, но все-таки свое дело они знают, и на общей комиссии, и в группе Никольской).
Ну и, опять же, если хотите проверить все, то не забывайте про соматику. Это частенько выпускают из внимания врачи, которые занимаются нервами. А зря, у нас вот не было прогресса до тех пор, пока не разобрались с ЖКТ (причем то, что есть какие-то проблемы, стало ясно только по итогу анализов, причем отнюдь не общих). А папа наш в свое время не говорил до тех пор, пока кто-то из многочисленных врачей таки не заметил коротковатую уздечку.

Еще раз повторю, как резюме. Беспокоитесь — ищите, смотрите, занимайтесь. Но не надо впадать в панику. Не надо бросаться в крайности, безоглядно верить всему, что говорят и т.д.

Читайте также  Пирожки для ребенка 2 лет рецепты

Ребенку 1 год, и он не говорит

Переживания родителей о нормальном развитии своего малыша являются естественными. Часто они сравнивают его успехи и навыки со своими собственными в аналогичном возрасте. Но все дети начинают ходить, разговаривать в разное время. Что же считается нормой? И в каком случае необходимо обращаться к специалисту, чтобы не допустить отставания в развитии?

В XXI веке продвигается теория о том, что занятия с детьми до года не несут никакой нагрузки, они бесполезны. Что на возможности ребенка влияет созревание головного мозга. Но это не так. В ходе проведения эксперимента над детьми разной национальности, расы американскими учеными ожидалось, что при отсутствии общения они заговорят на некоем метаязыке. Этого не произошло. Дети так и не заговорили. Впоследствии они отставали в развитии от своих сверстников.

Отклонение от нормы

Существует несколько этапов постепенного формирования детской речи по нормам ВОЗ: от гуления до умения составлять предложения и вести диалог. Сначала малыш начинает понимать, что происходит вокруг. После окончания подготовительной стадии наступает ранний период (1-3 года). Если ребенок здоров, нет неврологической симптоматики, в это время уже формируется активная речь. Это значит, что он с любопытством наблюдает за взрослыми и повторяет за ними. Сначала он может путать или искажать буквы, слова, использовать их по принципу обобщения. Это нормально, ничего в таком случае делать не нужно. Например, произнося «киса», кроха может иметь в виду любое действие, которое она в этот момент совершает. Для описания ситуации он активно использует мимику, жесты. В это же время он может начинать копировать звуки животных (мычать, мяукать).

К концу первого года в обиходе малыша появляются слова (от 2 до 10 и больше). Ребенку для произношения к году доступны следующие звуки: а, у, и, п, б, м. Он уже говорит первые слова: «мама», «папа», «дай». В 1,6 мес. ребенок использует в обиходе до 100 слов и общается с помощью простых предложений. Он может хотеть сказать, но молчит по причине недостаточного словарного запаса.

По нормам РФ, разработанным Н. М. Щеловановым, к первому годику малыш говорит 10-12 слов, их перечень может отличаться. Постепенно он переходит от повторения до определения признаков предмета, затем формируется логическое мышление.

Чем чревато не уделять малышу время:

  • нарушением произношения звуков;
  • недоразвитием органов артикуляционного аппарата;
  • сложностями с освоением письменной речи;
  • картавостью;
  • боязнью публичных выступлений во взрослой жизни.

Факторы дефектов речи

Почему в современном мире так актуальна проблема, что ребенок не говорит в 1 год? Если отсутствуют неврологические заболевания в анамнезе, это может быть связано с несколькими факторами.

Все дело в том, что маленькие дети не способны вычленить отдельные слова из потока речи. Она подобна шуму водопада. Несмотря на обилие аудиокниг, специальных развивающих передач по телевизору, необходимы и другие упражнения, способствующие развитию речи. Все реже родители проводят время с детьми за речевыми играми: «Сорока-ворона», «Ладушки», потешками. Они оптимальны для малыша одного года, учат его подражать звукам.

Существуют даже специальные термины для молчаливых детей: «Маугли», «госпитализм». Они здоровы, но не имеют возможности общаться с близкими, потому что их нет. Поскольку с ребенком больше времени проводит мама, ее общение с ним имеет большое значение и способствует развитию речевых структур мозга.

Причины отсутствия речи

Не стоит сразу паниковать, если ребенок в год не говорит ни слова. Перед тем как идти на консультацию к логопеду или неврологу, покупать витаминные добавки, обратите внимание на условия, в которых он растет.

То, как быстро запас активной речи сравняется или превысит пассивную, зависит от ближайшего окружения малыша. Бесполезно заставлять его повторять слова, должна сложиться связь предмета с действием. Именно на этом основаны народные песни, потешки.

По статистике, чаще с проблемой отсутствия речи или задержкой ее развития сталкиваются дети из детских домов, лишенные родительского внимания.

Пустышка мешает крохе сосредоточиться, он замыкается на собственных ощущениях. Если использовать ее долго, есть риск, что речь будет невнятной, нарушится прикус.

Еще одним фактором, влияющим на позднее развитие речи, является многоплодная беременность. Когда детей двое или трое, они долгое время предпочитают общаться друг с другом на понятном им языке. Выходом из подобной ситуации является поочередное занятие с ними разными делами, пока одного кормят, с другим читают, играют.

Стресс также может отбить охоту к общению. Переезд, развод родителей, появление нового члена семьи требует адаптации. Только в спокойной и комфортной обстановке малыш будет счастлив и полноценно вовремя развиваться.

Генетика тоже играет роль в развитии. У ребенка может быть предрасположенность к позднему развитию речи. Но это не означает, что с ним не нужно заниматься, сам он не заговорит в любом случае.

Такой известный факт, как то, что девочки созревают раньше мальчиков, тоже правда. Несмотря на это, сильный пол впоследствии быстрее обучается составлению предложений, потому что умение осознавать действия, движения у них развито лучше. А девочки воспринимают информацию через названия предметов.

Тип темперамента влияет на то, когда дети начинают говорить. Если они активные и любознательные непоседы, то мир познается быстрее. Спокойный малыш может предпочесть ограничить свое пространство кроваткой и любимой игрушкой.

Поэтому рекомендации по коррекции состояния не могут быть одинаковыми. Наблюдайте за чадом и подбирайте ее способы интуитивно. Помните, что обучение должно проходить в комфортной и веселой обстановке.

Коррекция недостатков речи

Для начала необходимо исключить патологию слуха. Обратите внимание, откликается ли ребенок на свое имя или когда к нему обращаются с просьбой. При обнаружении дефектов органа необходимо устранить причину.

Не существует единого подхода к лечению подобного отклонения. Здесь необходим принцип ежедневного накопления пассивного словаря. Крохе будет интересно играть с родителями, слушать сказки, петь песенки. Большое значение имеет умение управлять интонацией голоса, четкостью произношения слов и звуков. Например, рассматривайте вместе картинки, сопровождая рассказ описанием предмета.

Чтобы поскорей избавиться от «би-би», «кач-кач», проговаривайте слово целиком. Во время прогулок на свежем воздухе можно читать ребенку А. Барто, К. Чуковского. Окружите ребенка вниманием и заботой, создавая благоприятные для формирования речи условия. Не должно быть гиперопеки, у него должна быть потребность в общении.

Не стоит отказываться от развивающих игрушек, особенно полезными будут предназначенные для развития мелкой моторики. Также можно соорудить такие приспособления самостоятельно, воспользовавшись мастер-классом из интернета.

Как создать благоприятную речевую среду дома

Ставьте аудиозаписи с детскими прибаутками. Ограничьте время проведения перед телевизором. Развитию навыков речи способствует ведение диалога с малышом, сочиняйте вместе рассказы. Вы будете для него примером для подражания, ваша мимика, жесты, интонация. Постепенно заменяйте неполные слова на правильные и взрослые. Сначала повторяйте слоги, затем включайте в обиход предложения.

Усадив ребенка за современный гаджет, вы только навредите чаду. Полезно и интересно будет посетить вместе с ним зоопарк, где он познакомится с животными. Это непременно вызовет бурю эмоций. Если малыш ленится говорить, мотивируйте его к этому. Например, он просит жестом или словом «Дай» игрушку, спросите какую, как она называется или что делает.

Не перегружайте кроху. В таком возрасте его концентрации не хватит надолго, максимум 10-15 минут. Отдавайте предпочтение не модным методикам, а тому, что ему понравится. Выяснить это можно только опытным путем.

Примеры речевых игр для годовалых детей

«Сорока-ворона rашку варила, кашку варила, деточек кормила…»

В процессе игры загибайте малышу пальчики, приговаривая: «этому дала, этому дала, а этот голодным остался». В итоге разрабатывается мелкая моторика пальцев рук, разучиваются слоги и звуки, ребенок обучается ритму.

«Большие и маленькие ножки»

Одновременно сочетайте слова песенки и движения детскими ногами.

«Большие ноги шли по дороге – топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ». «Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ».

Читайте также  Пучит ребенка 1 месяц

Что тренируем? Память при повторении простых слогов и слов, интонацию. Также можно включить в процесс игры любимых мишек или кукол. Каждый из героев будет шагать по-разному. А еще таким образом можно разучить с малышом, какие звуки издают звери и домашние животные. Играть с ребенком можно дома, лежа на диване, или шагая по улице. Главное, чтобы он был увлечен.

Загибая пальчики поочередно, называйте их:

«Этот пальчик – деееедушка,

Этот пальчик – баааабушка,

Этот пальчик – пааааапа,

Этот пальчик − мааааама,

А вот это наша Лизонька (мизинчик)».

Или «Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья!»

Пресыщение – враг динамики домашней терапии. Чтобы занятия принесли желаемый эффект некоторым потребуется немного времени, другим больше. Но при ежедневных упражнениях успех обязательно придет.

Не нужно долго повторять одну и ту же прибаутку, чаще меняйте характер игровой деятельности. Если малыш интересуется всем окружающим, у него развита мелкая моторика, причина не в патологии слуха или зрения, не было во время родов и беременности осложнений, то переживать из-за отсутствия речи сильно не стоит. Диагноз задержки речевого развития ставится после комплексной оценки неврологом, педиатром, логопедом и врачами узких специальностей при необходимости. На устранение отклонения может уйти не один месяц, но нельзя опускать руки и прекращать занятия.

Шея — всему голова. Как вовремя заметить и исправить невроз у ребенка?

Больше всего свёрнутых шей даёт кесарево сечение.

Воспитатели детских садов и учителя начальной школы давно подмечают: если раньше в группе или классе было 1–2 ребёнка с нарушениями речи или задержкой развития, то сейчас таких детей чуть ли не половина. В большинстве случаев причина психоневрологических проб­лем в родовой травме.

Как вовремя заметить и исправить нарушения? Своими наблюдениями делится врач-реабилитолог, глава медицинской клиники Александр Шишонин.

Не вешайте болезнь на шею

Все неврологи знают, что главную роль в развитии цент­ральной нервной системы ребёнка играет кровоснабжение ствола головного мозга. Он находится в задней черепной ямке, и питают его позвоночные артерии. Любые повреждения шеи при родах ведут к ухудшению кровотока в этих артериях, а значит, и в стволе мозга. Итог – неврологические нарушения вплоть до таких тяжёлых, как ДЦП. Известный детский врач-невролог Александр Ратнер ещё в 70-х годах XX века первым догадался, что при травмах центральной нерв­ной системы у новорождённых причину надо искать в… шее. Благодаря ему сотни малышей были спасены от гибели и инвалидности.

Почему вдруг такой эпидемией стали родовые травмы шеи и связанные с ней проблемы? Сегодня у редкой женщины беременность и роды проходят без осложнений. Виноваты плохая экология, поздний возраст рожениц, а значит, и букет накопленных к моменту появления малыша болезней. В итоге, когда она попадает в роддом, перед врачом стоит сложная задача – сохранить обе жизни с минимальным вредом для здоровья. Например, применяют особые вещества, стимулирующие роды, надавливают на живот, если ребёнок тяжело идёт по родовым путям и рискует задохнуться. А если роды начались раньше времени, скажем, на 38-й неделе (сегодня считается нормой), то у ребёнка чуть-чуть недосформировались хрящевые структуры, им не хватает плотности, и риск повредить шею, когда он буквально вкручивается в родовые пути винтом, а сверху к тому же давит акушерка, ещё выше. Но больше всего свёрнутых шей даёт ­кесарево сечение. Когда ребёнка достают через небольшой разрез у женщины в животе, его фактически складывают пополам, и шея травмируется… Явные проблемы неонатолог выявит, на мелочи и скрытые симптомы внимания может не обратить. Жив? Кричит? Дышит? Грудь берёт? Рефлексы на руках-ногах есть? Годен к строевой!

Чего не видят педиатры

Есть тревожные симптомы, на которые стоит обратить внимание родителям.

Если новорождённый младенец не спит по ночам и кричит – это ненормально. Значит, центр сна, который находится в стволе головного мозга, плохо питается кровью. Ребёнок должен просыпаться, только чтобы поесть. Если у него нет проблем с животиком, температуры, инфекций в складках кожи, значит, остаётся родовая травма.

Когда ребёнок постоянно срыгивает и это не связано с сужением клапана желудка, вероятно, у него повышенное внутричерепное давление: венозный отток нарушен опять же из-за того, что вены шеи при родах пережали сместившиеся шейные позвонки.

Если ребёнок после года и двух месяцев не говорит первые слова, а в два не общается со взрослыми предложениями, нужно бить тревогу. Не слушайте тех, кто успокаивает: мол, ничего страшного, потом заговорит. Возможно. Но в какие проблемы это выльется?

Нервные волокна идут от шейных сегментов спинного мозга не только к рукам, но и ногам. Если ребёнку исполнился год, а он до сих пор не пошёл, тоже стоит насторожиться. Не верьте врачам, которые будут утешать, что всё в порядке, ребёнок просто не хочет, позже пойдёт. Это явное отставание в развитии.

Точно так же плоскостопие, которое часто развивается у детей 5–7 лет, говорит о слабой голени и возможной причине в шее. К стопе идут от шеи самые длинные нервы. Если кровоток спинного мозга в шее пережат, это в первую очередь скажется на отдалённых зонах. И стопа провиснет. Родители покупают ортопедические стельки, обувь, делают детям массаж, но ничего не помогает. А достаточно провести ребёнку несколько сеансов коррекции шеи – и свод стопы восстанавливается.

Учиться, не лениться

А бордовые пятнышки между затылком и шеей у новорождённого (пятна аиста), которые даже врачи не считают опасным симптомом, просто вопиют о пережатии позвоночных артерий после родовой травмы. Кровь пытается идти в обход – через глубокую артерию шеи и сонные артерии, питающие кору головного мозга. В результате кора перенасыщается кислородом, и ребёнок становится гипервозбудимым – кричит, не может спокойно спать и т. д.

Если школьник быстро утомляется, не может сосредоточиться на уроке, учится с двойки на тройку, причина может быть в плохом крово­снабжении ствола головного мозга. Часто слышу: мы простые люди, у нас в роду не было одарённых, и ребёнок в науках не силён. Я не верю в тупых детей. Все рождаются способными. Иногда достаточно 5–7 сеансов коррекции шеи, и ребёнок становится усидчивым, вылезает из троек, быстрее осваивает материал. Если ваш ребёнок плохо успевает в школе, попросите его присесть. Пятки оторвались от пола – значит, есть гипоксия задних отделов мозга.

Если родители обнаружили какой-то из тревожных симптомов, надо сделать ребёнку УЗИ сосудов шеи, чтобы выяснить, где пережата артерия или нарушен венозный отток.

Для ребёнка постарше можно найти в Интернете мою гимнастику для шеи и приучить регулярно выполнять. Увидите – учиться начнёт лучше, быстрая утомляемость пройдёт.

Проконтролируйте рацион ребёнка. Если мозгу не хватает кислорода и питания, он повышает давление и уровень сахара в крови, чтобы получить нужное. Для этого перестраивает работу поджелудочной железы и печени, что ведёт к раннему диабету, дискинезии желче­выводящих путей. Ребёнок становится зависим от сладкого. А избыточное потребление сладкого, что доказал тот же Данидинский эксперимент, ведёт к раннему развитию нейродегенеративных заболеваний и предрасположенности таких детей к курению, алкоголизму и наркомании. По­этому ограничьте углеводы – все сладости, каши, фрукты, соки, особенно свежевыжатые. А вот молочные продукты, рыба будут полезны.

В тяжёлых случаях пережатия кровотока в области шеи требуется лечение в условиях клиники.

Родовые травмы шеи приводят к нарушению крово­снабжения ствола головного мозга и, как следствие, отставанию в развитии: ребёнок позже пойдёт, будет хуже говорить, учиться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: