Психолого педагогическая диагностика ребенка в доу

Роль психологической диагностики в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

Теоретический анализ психологической литературы и результаты экспериментального исследования позволили автору сделать вывод о том, что одним из факторов, влияющих на освоение дошкольником образовательной программы выступает уровень его психического развития .

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хмелькова М. А.

THE ROLE OF PSYCHOLOGICAL DIAGNOSIS IN EDUCATIONAL PROCESS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Theoretical analysis of the psychological literature and the results of the experimental research, allowed the author to make a conclusion that one of the factors, affecting on preschool child’s developing educational program shows the level of his mental development .

Текст научной работы на тему «Роль психологической диагностики в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения»

Все описанные основные психотехнические приемы и правила общения депутата представляют собой достаточно мягкие формы установления психологического контакта депутата с субъектами права, участниками законотворческого процесса, избирателями, которые в большинстве случаев при решении самых разных депутатских полномочий приводят к положительному успеху. Бывают, однако, и сложные случаи, когда конфронтацию не удается преодолеть, например, при лоббировании законопроекта отдельными депутатами, которые лгут. Тогда приходится переходить к более энергичным мерам пресечения и разоблачения лжи, методам и приемам психологического воздействия.

Познание и объяснение психотехники парламентского общения помогает депутатам в решении законотворческой задачи. Это должно учитываться при парламентской учебе депутатов, а также составлении учебных программ в образовательных учреждениях. Решение данной проблемы состоит в разработке и реализации целого комплекса мероприятий: оптимизация всего имеющегося законотворческого массива; увеличение фундаментальных научных обобщений в различных отраслях права, составляющих и определяющих основу научных знаний; внедрение логико-теоретических схем и конструкций, позволяющих значительно сокращать объем материала, подлежащего исследованию; введение специализации «Психология

законотворчества» в образовательных учреждениях, которые в максимально возможной степени будут способствовать снижению количества допускаемых психолого-законотворческих ошибок, пробелов, коллизий в проектах закона и повышению качества законотворческой деятельности.

1. Аврамцев В.В. Профессиональное общение в деятельности юриста: учеб. пособие. Н. Новгород, 2000.

2. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968.

3. Зазыкин В.Г. Психология проницательности. М., 1997.

4. Колесов Д.В. Человек и толпа. М., 2001.

5. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: учеб. пособие. Мн., 2001.

6. Косопкин А.С. Психология парламентского законотворчества. М., 2006.

7. Леонтьев А.Н. Психология общения. Тарту, 1974.

8. Прикладная юридическая психология: учеб. пособие / под ред. А.М. Столяренко и др. М., 2001.

9. Словарь иностранных слов» / под ред. И.В. Ле-хина, Ф.Н. Петрова и др. М., 1990.

10. Солодухина А.О., Солодухин О.А. Юридический диалог. Теория и практика, круг проблем. М., 1998.

11. Столяренко A.M. Психологические приемы в работе юриста: практ. пособие. М., 2000.

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

соискатель кафедры педагогической психологии Московского психолого-социального университета, педагог-психолог ГБОУ Детский сад № 2572 г. Москвы, старший преподаватель кафедры практической психологии

факультета педагогики и психологии Негосударственного образовательного учреждения

«Российский Новый Университет» (НОУ РосНОУ) Научная специальность 19.00.07 — педагогическая психология

Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор С.В. Феоктистова

Аннотация. Теоретический анализ психологической литературы и результаты экспериментального исследования позволили автору сделать вывод о том, что одним из факторов, влияющих на освоение дошкольником образовательной программы выступает уровень его психического развития.

Ключевые слова: педагогический контроль, психологическая диагностика, психическое развитие, образовательная программа.

THE ROLE OF PSYCHOLOGICAL DIAGNOSIS IN EDUCATIONAL PROCESS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

competitor of chair of pedagogical psychology of the Moscow psikhologo-social university, teacher-psychologist of GBOU Kindergarten of No. of2572 of Moscow, senior teacher of chair of practical psychology of faculty of pedagogics and psychology of Non-state Educational Institution Russian New University (ROSNOU'S NOU)

Annotation. Theoretical analysis of the psychological literature and the results of the experimental research, allowed the author to make a conclusion that one of the factors, affecting on preschool child's developing educational program shows the level of his mental development.

Keywords: psychological control, psychological diagnosis, mental development, educational program.

Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка, поэтому диагностическая работа имеет большое значение для эффективного осуществления данной деятельности.

В современных условиях в деятельность дошкольных учреждений внедрение диагностики обусловлено несколькими обстоятельствами [1, 5, 7].

1. Реализация в образовании личностно-ориенти-рованного подхода предполагает построение психолого-педагогического процесса на диагностической основе.

2. Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений образования РФ предполагают, что воспитатель обязан «на основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планировать и проводить с обучающимися (воспитанниками) коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально)», «изучать индивидуальные способности, интересы и склонности детей».

3. Проведение своевременной оценки и анализа качества образования и уровня усвоения воспитанниками по всем направлениям и областям образовательных программ, реализуемых в ДОУ.

Т.М. Бондаренко выделяет следующие виды диагностики [1]:

♦ медицинская (предмет диагностики — состояние здоровья и физического состояния ребенка);

♦ психологическая (предмет диагностики — психическое развитие ребенка);

♦ педагогическая (предметом диагностики является освоение ребенком образовательной или учебной программы);

♦ управленческая (предмет диагностики — деятельность образовательного учреждения).

В условиях образовательного процесса, обязательным его компонентом является педагогическая

диагностика, которая доступна на всех его уровнях: воспитателю в ДОУ, учителю в школе, преподавателю в высшей школе.

С.Н. Глазачева и С.С. Кашлева дают следующее определение: «Педагогическая диагностика — процесс изучения состояния, изменения состояния участников педагогического процесса, педагогической деятельности, педагогического взаимодействия» [4, с. 3].

Существуют разные подходы к направленности, содержанию и характеру педагогической диагностики в ДОУ [4, с. 4].

Во-первых, педагогическая диагностика направлена на определение продвижения детей в освоении образовательной программы. Данные педагогической диагностики ориентируют воспитателей на анализ овладения программным материалом как отдельными детьми, так и группой в целом. Эта позиция представлена во многих исследованиях, в частности в работах Л.А. Венгера.

Во-вторых, педагогическая диагностика направлена на определение уровня компетентности ребенка, в основе которой лежат сферы личности ребенка (когнитивная, эмоционально-чувственная, мотивационно-потребностная, поведенческая). Данные педагогической диагностики ориентируют воспитателей на анализ когнитивного опыта ребенка: эмоционально-чувственного, мотивационно-потребностного и поведенческого опыта и использования этого опыта в разных вариативных условиях. Именно сферы личности определяют целостность, структурированность, направленность личности ребенка. Эта позиция представлена в исследовании М.В. Крулехт, О.В. Дыбиной и др.

В тесном взаимодействии с педагогической диагностикой в условиях образовательного процесса находится психологическая диагностика, которая является одним из основных видов работы практического психолога. Она связана с количественными оценками и точным качественным анализом психологических свойств и состояний ребенка и группы детей. Применительно к

Вестник Московского университета МВД России

дошкольному возрасту, психодиагностика определяется как деятельность по психологическому изучению ребенка на протяжении дошкольного детства, в контексте семьи и образовательно-развивающей среды ДОУ, где предметом являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом развитии [3, с. 86].

А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова дают более широкое определение, где с их точки зрения «психологическая диагностика — получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей, динамике процесса их развития, необходимой для оказания психологической помощи воспитанникам, родителям и педагогам; выявление возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного развития» [2, с. 5].

Как справедливо пишет Т.Д. Марцинковская, «правильная диагностика — первый шаг в организации психических отклонений, так как она показывает, что является первопричиной нарушений в психическом развитии, какие качества хуже всего сформированы» [3, с. 82].

Задача психолога — наладить контакт с персоналом детского сада, и, в первую очередь, с педагогами. Любой педагог проводит с детьми существенно больше времени, чем психолог. Зачастую никто, кроме педагога, не даст психологу такого богатого материала для анализа. Но и педагог нуждается в психологе, например, в ситуации, когда педагог не может принять какого-то ребенка и осознает это, или когда у воспитателя возникают сомнения относительно необычного развивающегося или необычно реагирующего ребенка. В этом случае психолог помогает решить проблему, раскрывая те грани личности ребенка, которые не видны педагогу или воспитателю, обучая их новым способам общения и взаимодействия с детьми. Они могут обратиться к психологу за советом о том, как лучше развивать ребенка, как найти к нему подход, как сделать ситуацию взаимодействия с ребенком более продуктивной [2, 7].

За последние несколько лет в психодиагностике сложилась достаточно непростая ситуация, обусловленная, с одной стороны, значительными изменениями в состоянии всей современной детской популяции, а с другой — недостаточностью только лишь феноменологического, и в том числе психометрического, подхода к оценке психического состояния ребенка. Усугубляет положение некоторая неопределенность и все большее «размывание» понятия нормы, тенденция к большей детерминации ее социальными условиями. Подобная неопределенность

связана и с увеличением инноваций в образовании, ориентацией многих образовательных систем на индивидуальный характер развития ребенка, а также большей «разнородностью» детской популяции, спецификой изменения динамики развития современного ребенка и усложнением самой структуры развития, многофакторности механизмов и причин наблюдаемой феноменологии, «полинациональностью» образовательных учреждений страны. И поэтому, в какой бы области «сопровождения» детства ни работали современные специалисты, они вынуждены постоянно пребывать в поиске идей, методологий и средств для эффективной помощи, поддержки и адаптации ребенка в «пространстве» современных учреждений образования.

Читайте также  Сколько держится аллергия ребенка

Большое значение в этом процессе принадлежит психологу образования. Фактически, он призван «уравновешивать», «состыковывать», «координировать» деятельность всех специалистов, «замкнутых» на ребенке, и, следовательно, обязан быть в центре его проблем, включать в сферу своих интересов не только собственно психологические, но и смежные, междисциплинарные знания и умения. Подобный подход не означает сведение в единое общее знание разнородных теорий, умений, инструментариев и технологий. Все они скорее должны «сплавиться» в интегративное понимание того, что происходит с конкретным ребенком, какими должны быть оказанные ему помощь и поддержка. Тем более, такое интегративное видение проблем детства важно при первом контакте психолога с ребенком — на этапе диагностики [6, с. 9].

1. Бондаренко Т.М. Диагностика педагогического процесса в ДОУ: практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж, 2010.

2. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду. М., 2011.

3. Детская практическая психология: учебник / под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. М., 2003.

4. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5—7 лет / под ред. О.В. Дыбиной. М., 2010.

5. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу: пособие для педагогов ДОУ / под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломеннико-вой. М., 2011.

6. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб., 2011.

7. Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду: пособие для воспитателей ДОУ; 2-е изд. М., 2003.

Психолого педагогическая диагностика ребенка в доу

Библиографическая ссылка на статью:
Лукашенко Н.П., Лукашенко Д.А. К вопросу о психолого-педагогической диагностике дошкольников в ДОУ // Психология, социология и педагогика. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/02/7718 (дата обращения: 04.10.2021).

Новый Федеральный государственный стандарт дошкольного образования внёс значительные изменения в деятельность ДОУ. Результатом деятельности ДОУ является комплексное изменение личности дошкольника, поэтому перед современными образовательными программами стоит цель осуществлять индивидуальный подход к развитию ребёнка: уважать его личность; учитывать его интересы; заботиться об его эмоциональном комфорте; создавать условия для свобод­ного творческого самовыражения.

О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, В.Н. Казакова и другие считают, что нужно постоянно изучать и оценивать развитие каждого воспитанника ДОУ на основе информации, которой располагают специалисты ДОУ для заполнения индивидуальной карты развития ребёнка.

В настоящее время в системе дошкольного образования Российской Федерации широко используется психолого-педагогическая диагностика детей дошкольного возраста.

Термин «диагностика» переводится с греческого как «познание, определение».

Термин «диагностика» в педагогике появился из медицины. О правомерности использования этого термина в образовательном процессе среди учёных проходили большие дискуссии.

В России и Германии термин «диагностика» стал применяться в теории и практике педагогике: в Германии первым ввёл понятие «педагогическая диагностика» в 1968 году Карлхайнц Ингемкамп; в России 1981 году – Август Соломонович Белкин.

На современном этапе развития педагогической науки диагностика помогает педагогу оценивать эффективность своей деятельности, проводить грамотно действующие учебные программы и адекватно выбрать методы воспитания [1].

Педагогическая диагностика – это механизм, с помощью которого можно выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребёнка.

Психологическая диагностика – это психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности ребёнка с целью:

  • выявить причины возникновения проблем в развитии обучении;
  • определить сильные стороны личности, её резервные возможности, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;
  • диагностики изменений в психофизическом, сенсорном и личностно-социальном развитии ребёнка при реализации целостного педагогического и коррекционно-развивающего процесса в ДОУ и др.

Главная цель диагностического обследования – получение информации о реальном состоянии диагностического объекта; определение путей позитивного его изменения и нахождение методик, способствующих коррекции негативных сторон объекта [2].

В процессе диагностики в ДОУ ребёнку предлагаются задания, тесты, вопросы и загадки, а родителям – анкеты, тесты и опросники.

Различают следующие диагностики: основная, промежуточная, оперативная.

Основная диагностика. Задача – выявить исходное состояние обследуемого объекта, установить его специфические особенности и выработать план развития.

Промежуточная диагностика. Задача – дать оценку правильности стратегии образования и динамики развития, выбранной в отношении ребёнка.

Оперативная диагностика. Задача – оценить качество решения текущих задач и помочь педагогу выстроить правильную тактику взаимодействия с детьми.

Основными направлениями диагностики в ДОУ являются пять образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО:

  • физическое развитие (физическая культура, здоровье);
  • социально-личностное развитие (социализация, труд, безопасность);
  • познавательно-речевое развитие (познание, коммуникация);
  • художественно-эстетическое развитие (художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка).

Диагностика в ДОУ направлена на разные сферы развития ребёнка:

  • Психофизиологическая сфера (исследуемые функции: тонкая моторика, асимметрия, особенности нервной системы).
  • Познавательная сфера (исследуемые функции: память, внимание, воображение, восприятие).
  • Интеллектуальная сфера (мышление).
  • Эмоциональное состояние.
  • Личностная сфера (самооценка).
  • Коммуникативная сфера (взаимоотношения в семье, в группе и пр.).

Педагог-психолог ДОУ должен иметь в своём арсенале различные методики по выявлению уровня интеллектуального развития, особенности личностной сферы и когнитивной деятельности.

В Концепции ФГОС дошкольного образования записано, что педагогическая диагностика необходима как для индивидуализации образования (поддержать ребёнка, определить для него индивидуальный маршрут развития, определить методы профессиональной коррекции его развития), так и с группой детей.

Педагог ДОУ должен иметь чёткие представления об индивидуальных особенностях каждого ребёнка: о состоянии его здоровья, уровнях физического, эмоционального и когнитивного развития. Эта информация помогает ему разрабатывать индивидуальные цели развития детей, создавать наиболее благоприятные условия для развития ребёнка в детском саду, оказывать ему поддержку на основе его индивидуальных интересов, возможностей и особенностей.

Диагностика неразрывно и тесно связана с коррекцией. Диагностика в педагогической практике не самоцель:

– по результатам диагностики выявляются некоторые проблемы или отклонения в развитии детей, что позволяет специалисту выбрать соответствующие в каждой конкретной ситуации формы и методы воспитания;

– с помощью диагностики на основе выработанных критериев педагог-психолог определяет уровень развития того или иного качества ребёнка; по анализу результатов исследования педагог-психолог разрабатывает программу либо по формированию, либо по развитию этого качества;

– опираясь на диагностическое исследование, педагог-психолог помогает родителям создать благоприятный микроклимат в семье, где акцент делается на развитие сильных сторон психики ребёнка и нивелируются его слабые стороны.

Оценить уровень развития детей, в условиях ДОУ, можно сделать с помощью следующих методов: наблюдение, изучение продуктов деятельности детей, несложные эксперименты, беседы [3].

Наблюдение предусматривает длительное, планомерное, целенаправленное изучение объектов и явлений природы детьми, которое организуется специально педагогом.

Изучение продуктов труда дошкольников в дошкольном учреждении позволяет педагогу сделать вывод о качестве результатов обучения: насколько сформированы умения детей, в какой степени развиты некоторые личностные характеристики необходимые в познавательной деятельности ребёнка.

Целостная картина возможностей дошкольника и причины, проявляющихся проблем в воспитании и обучении, педагог может получить, изучая документацию.

Сведения о здоровье, о темпе развития ребёнка, о врожденных и приобретенных заболеваниях, об адаптационных возможностях воспитанника содержатся в медицинской карточке. Дать оценку условиям воспитания, достаточности педагогических ресурсов в семье помогают сведения о родителях и месте жительства.

Диагностика изученного программного материала даёт возможность педагогу-психологу сделать некоторые выводы: на сколько эффективны методы преподавания; степень подготовки педагога; о выборе адекватных средств педагогического воздействия [5].

Диагностика дошкольников очень трудоёмкая и сложная работа. Здесь от возраста ребёнка многое зависит, так как специфика дошкольного возраста заключается в том, все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребёнка в значительной степени зависит от того, в каких условиях происходит это развитие. Поэтому при обследовании дошкольников следует знать особенности и правила педагогического диагностирования.

В зависимости от возраста индивидуальное обследование не должно превышать от 10 до 20 минут. Осуществлять наблюдение за ребёнком можно в естественных условиях: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него.

Обследование дошкольников следует проводить только в первой половине дня, в наиболее работоспособные дни (вторник или же среда). Рекомендуется диагностику проводить вдвоём, например, психолог работает с ребёнком, а воспитатель фиксирует поведение ребёнка, его реакцию на задание, то есть внешние эмоциональные проявления.

Создание доверительной и доброжелательной обстановки – неотъемлемое условие. Не следует показывать своё недовольство ребёнком, если он что-то делает не так, а, напротив, поощрять положительными оценочными суждениями. Желательно присутствие родителей на обследовании, с которыми педагог обсуждает результаты и интерпретацию диагностики; необходимо выслушивает мнение и пояснение родителей; договариваются о помощи, которую родители дома могут оказать ребёнку; разрабатывают индивидуальный маршрут коррекции [4].

Диагностическое обследование, как привило, проводится в начале и в конце года; в середине года – только для детей группы риска.

По результатам диагностического обследования на каждого ребёнка заводится диагностическая карта.

Одной из первоочередных задач теории и практики воспитания дошкольников является проблема использования диагностики в образовательном и воспитательном процессах ДОУ. С помощью диагностики педагог имеет возможность: оценить правильность своей деятельности; оптимизировать процессы индивидуального и группового обучения; свести к минимуму свои ошибки.

Читайте также  Куда сходить с годовалым малышом

1С:Дошкольная психодиагностика

Главная цель психологической службы дошкольного образования — психологическое здоровье детей, содействие формированию подрастающего поколения, становлению индивидуальности и творческого отношения к жизни на всех этапах дошкольного детства; развитие способностей и склонностей детей, изучение особенностей их психического развития, определение психологических причин нарушения личности и интеллекта, а также профилактика подобных нарушений.

В помощь психологам по заказу Федерального агентства по образованию в рамках НИР «Разработка и апробация социальной сети возрастно-психологического консультирования воспитателей дошкольных образовательных учреждений, родителей и детей, обеспечивающих выбор вариативных развивающих программ с учетом индивидуальных психологических особенностей личности ребенка» была разработана первая редакция данной программы. Разработка выполнена специалистами группы компаний Персонал Софт совместно с фирмой 1С.

индивидуально – психологических особенностей ребенка;

отклонений в интеллектуальном и личностном развитии;

отношений к себе, сверстникам, взрослым;

адаптации в коллективе;

готовности к школе старших дошкольников и др.

Для кого предназначен программнй продукт

Программный продукт «1С:Дошкольная психодиагностика. Базовая версия» предназначен для психологов:

системы дошкольного, общего и дополнительного образования,

центров социальной помощи семье и детям,

центров медико-психолого-педагогической помощи.

Программа одобрена экспертным советом ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве программно-методического комплекса для использования в образовательных учреждениях:

Под руководством доктора психологических наук А.Н.Гусева группой ведущих психологов МГУ им. М.В. Ломоносова были отобраны и включены в состав программных продуктов научно-обоснованные, надежные, апробированные психодиагностические методики.

Использование программ в практической деятельности психолога сокращает трудозатраты на неизбежную и необходимую диагностическую работу. Сэкономленное время психолог имеет возможность направить на оказание непосредственной психологической помощи и поддержки детям, родителям и педагогам для максимального содействия личностному и индивидуальному развитию воспитанников.

Основные возможности программы

Проведение диагностики различными способами:

Тестирование непосредственно за компьютером психолога, на котором установлена программа.

Удаленное тестирование за любым компьютером при помощи флеш- программ.

Тестирование с использованием бумажных бланков.

Автоматическое формирование заключений после проведения диагностики (в т.ч. после тестирование с помощью бумажных бланков).

Ведение в программе истории работы психолога с детьми, родителями, воспитателями.

Анализ и обобщение результатов тестирования: сравнение результатов групп детей. Поддерживается выгрузка в программы для статистической обработки данных.

Учет работы психолога с возможностью автоматического формирования отчетной документации о работе психолога.

Психологу программа помогает

Автоматизировать рабочее место.

Стандартизировать процедуру проведения психодиагностического тестирования.

Минимизировать возможные ошибки при обработке результатов тестирования.

Формировать надежные и содержательные психодиагностические заключения.

Отслеживать динамику в развитии детей и при необходимости своевременно вносить изменения в образовательную программу с учетом индивидуально-психологических особенностей ребенка.

Быстро и оперативно искать информацию о результатах ранее проведенных тестирований.

Анализировать результаты диагностики, в том числе, для выявления «трудных» детей, а также детей, чей уровень развития не соответствует возрастной норме.

Выгрузить обезличенные результаты тестирования для статистической обработки с целью обновления психодиагностических норм. В программе предусмотрено использование как общих норм, так и специально загруженных норм конкретного региона.

Учет тестируемых

В программе ведутся личные дела, содержащие всестороннюю информацию по следующим категория тестируемых:

Детей, включая дополнительные возможности по ведению карточки социального педагога.

Родителей и опекунов.

Воспитателей, работающих с детьми.

Поддерживается учет тестируемых по группам, включая автоматический перевод в следующую группу с началом нового учебного года.

Методики

Программа предоставляет набор готовых методик для всех возрастных категорий:

Диагностическая методика определения мотивационной готовности к школе старших дошкольников «Рисунок «Я в школе».

Диагностическая методика определения мотивационной готовности к школе старших дошкольников «Беседа о школе» (по методике Т.А. Нежновой).

Карта экспертной оценки социально-психологической адаптации ребенка к школе (Карта Стотта).

Методика «Проба на произвольность» (модификация методики «Графический диктант» Д.Б. Эльконина).

Методика «Тест руки» Э. Вагнера для детей от 4 до 11 лет.

Методика «Тест руки» Э. Вагнера для детей от 12 лет.

Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках».

Методика диагностики поведенческих проявлений темперамента (Опросник А.Томаса и С.Чесса).

Методика диагностики уровня развития наглядно-образного мышления «Полянки».

Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна (модифицированая А.М. Прихожан).

Методика определения мотивов учения старших дошкольников (по методике М.Р. Гинзбург).

Методика определения преобладающего мотива, определяющего желание ребенка идти в школу (по методике М.В.Матюхиной).

Методика определения силы выраженности учебного мотива (Методика «Расписание»).

Методика оценки функций контроля и рабочей памяти «Сердечки и цветочки».

Опросник для воспитателя: отношение ребенка к сверстникам.

Опросник для воспитателя: отношение ребенка к чужому взрослому.

Опросник для воспитателя: проявление агрессии у детей.

Опросник жалоб ребенка (Hock K., Hess H., Schwarz E.).

Психолого-педагогическая характеристика ребенка.

Субтест «Необычное использование» (из батареи Е. Торренса для диагностики креативности).

Проведение тестирования

Программа поддерживает следующие формы тестирования:

В самой программе (на компьютере психолога).

При помощи проекторов, вне программы.

На бумажных бланках, с последующим вводом в программу ответов тестируемых.

Анализ результатов тестирования

Групповой анализ результатов основан на составлении выборок результатов тестирования (по группе, возрасту и полу тестируемых). По каждой выборке можно получить детализированную информацию:

Данные о количестве тестируемых с высоким или низким уровнем выраженности того или иного фактора: тревожности, готовности к школе.

Данные о количестве тестируемых, для которых наиболее характерен тот или иной фактор, например, мотив деятельности.

Учет работы психолога

Учет работы психолога в программе основан на следующих нормативных документах:

Инструктивное письмо Министерства образования и науки РФ от 24.12.2001 № 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».

Инструктивное письмо Департамента образования города Москвы от 09.09.2003 № 2-30-20 «О введении документации деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в системе Департамента образования города Москвы».

В программе реализованы:

Годовые планы работы.

Графики работы на неделю.

Журнал учета проведенной работы.

Формируется статистическая справка о проделанной работе за отчетный период в разрезе видов и форм работы.

Интеграция с другими системами

Программа является неотъемлемой частью системы программ фирмы «1С» для автоматизации образовательных учреждений. Поддерживается интеграция со следующими решениями:

Использование программы также обеспечивает вертикальную интеграцию на основе обмена данными с «1С:Психодиагностика образовательного учреждения».

Для облегчения встраивания программы в систему автоматизации образовательного учреждения код программы на языке «1С:Предприятие 8» основан на конфигурации «1С:Библиотеки стандартных подсистем» и полностью открыт.

Стребелева Е.А.. Книги онлайн

Стребелева Е.А.

Стребелева Елена Антоновна — доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией дошкольного воспитания детей с проблемами в развитии, доктор педагогических наук, руководитель Проекта "Ранняя коррекция отклонений в развитии и дошкольное воспитание детей с особыми нуждами". Профессор факультета специальной психологии и специальной педагогики кафедры олигофренопедагогики МГПУ.

Родилась в Херсонской обл., УССР. Окончила дефектологический факультет МГПИ им.Ленина. Работала воспитателем, дефектологом, методистом специального детского сада для умственно отсталых детей, преподавателем кафедры олигофренопедагогики, профессором кафедры дошкольной дефектологии МГПИ им.Ленина.

В ИКП РАО работает с 1994г., Основные направления научных исследований: психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста; исследования в области умственного развития детей с нарушениями интеллекта; воспитание в семье ребенка с отклонениями в развитии; воспитание и обучение детей в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта; подготовка специалистов-дефектологов для работы в специальных дошкольных учреждениях.

Автор подхода к психолого — педагогической диагностике нарушений в развитии детей раннего и дошкольного возраста, системы коррекционно-педагогической работы по развитию познавательной деятельности детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

Имеет более 50 публикаций. Автор учебных пособий, программ для студентов, статей, книг, тезисов. Ведет большую работу по подготовке кадров для специальных дошкольных учреждений.

Лауреат премии Президента РФ в области образования за 1999 год. Премия присуждена за создание набора пособий для диагностики умственного развития детей раннего возраста для дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений".

Книги (9)

В пособии освещен современный комплексный подход к психолого-медико-педагогической диагностике детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дано описание конкретных методик для обследования детей от младенческого до подросткового возраста. Особое внимание уделено критериям оценки развития детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Книга адресована руководителям и сотрудникам ПМПК (С), невропатологам, психиатрам, педиатрам, психологам, логопедам, учителям-дефектологам.

В книге представлена система дидактических игр и упражнений, направленных на коррекцию имеющихся у умственно отсталых дошкольников нарушений в интеллектуальном развитии.

Она предназначена учителям-дефектологам и воспитателям специальных дошкольных учреждений, а также родителям. Может быть использована студентами дефектологических факультетов педагогических институтов.

Соавтор: Катаева А.А.

В учебнике излагаются вопросы теории и практики дошкольной олигофренопедагогики, раскрываются особенности психического и физического развития дошкольников с нарушениями интеллекта, а также методы коррекционно-воспитательной работы с ними.

Книга предназначена для студентов педагогических институтов, а также для учителей-дефектологов и воспитателей специализированных (коррекционных) детских садов для детей с нарушениями интеллекта.

Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания.

В книге дано описание системного подхода к коррекционно-педагогической работе с детьми третьего года жизни с органическим поражением ЦНС в условиях групп кратковременного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего или комбинированного вида.

Книга адресована педагогам (педагогам-дефектологам, музыкальным руководителям, педагогам-психологам), работающим с детьми, имеющими органическое поражение ЦНС.

Читайте также  Чем заменить смесь ребенку 7 месяцев

В пособии представлена система дидактических игр и упражнений, направленных на развитие и коррекцию познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Адресовано учителям-дефектологам и воспитателям дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида, родителям, имеющим детей с проблемами в развитии, а также студентам дошкольных и дефектологических факультетов педагогических вузов.

В основу пособия положено вышедшее в 2001 году издание авторов А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой «Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии».

Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.

Соавтор: Екжанова Е.А.

В программе раскрывается содержание коррекционного обучения и воспитания детей с 3 до 7(8) лет. В ее основу положена концепция психологического возраста, характеризующегося своей структурой и динамикой. В программе нашли отражение современные взгляды на учет и расширение возможностей ребенка с проблемами в развитии.

Авторами выделены следующие разделы программы: «Здоровье», «Социальное развитие», Физическое развитие и физическое воспитание«, «Познавательное развитие», «Формирование деятельности», «Эстетическое развитие». Приложение содержит необходимые практикам материалы: сетки занятий воспитателя, логопеда, карты психологического изучения ребенка и т.п.

Соавторы: А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова

В учебном пособии освещены общие вопросы становления специальной педагогики как науки и современные теоретические подходы к разработке системы коррекционно-развивающего обучения.

Рассмотрены содержание, методы и приемы коррекционно-воспитательной работы с детьми, определяемые спецификой каждого типа нарушений. Даны вопросы и практические задания для студентов, а также список дополнительной литературы.

Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал).

Иллюстрации наглядного материала соответствуют главам и разделам книги Е.А.Стребелевой «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии» и являются наглядно-практическим приложением к ней.

Пособие рекомендуется использовать в процессе занятий с детьми для формирования определенных умственных действий. При грамотном подходе к работе педагог сможет научить ребенка целостному восприятию ситуаций, изображенных на картинках, подвести к обобщению представлений о свойствах и качествах предметов, овладению действиями замещения и моделирования.

Картинный материал окажет значительную помощь в формировании соотношения между словом и образом, умений выполнять классификацию и систематизацию, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, понимать скрытый смысл и юмор.

В книге представлена система коррекционно-педагогической работы по формированию мыслительной деятельности детей с отклонениями в умственном развитии. Дано подробное описание более 200 дидактических игр, упражнений, рассказов, задач и загадок, способствующих активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

В конце пособия даны два приложения с материалом для педагогов, в целях понимания создания ситуации для занятий с детьми, и наглядным раздаточным материалом для детей.

Методика подготовки и проведения психологического занятия в детском саду

Наталья ВасилишинНаталья Василишин 04.09.2018 12 29.6k

Дети сидят за жёлтыми столами

Индивидуальность ребёнка во многом определяется пластичность психики малыша, то есть неодинаковостью развития у детей психики. Изучением этих особенностей и коррекцией возможных нарушений в детском саду занимается педагог-психолог. Иными словами, суть его работы заключается в создании условий для комфортного проживания ребёнком периода дошкольного детства с учётом индивидуальных особенностей развития малыша. Рассмотрим методику подготовки и проведения психологических занятий в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Суть деятельности психолога в ДОУ

Педагог-детский психолог — это специалист узкого профиля, который занимается с ребятами, не имеющими (!) отклонений в сфере психики, с целью совершенствования их психологических функций. Психолог не ставит диагноз по результатам своей деятельности, он только составляет условный прогноз развития малыша, а также в случае необходимости рекомендует пройти консультацию у психиатра, логопеда или невролога.

Педагог показывает детям рисунок с космосом

Педагог-психолог работает со здоровыми детьми, отслеживая гармоничность их психического развития

Несколько слов о терминологии

Деятельность педагога-психолога затрагивает несколько понятий психологии, из которых наиболее значимыми в контексте работы с детьми являются психологические функции. Это организованные психофизиологические процессы, к которым относятся

  • память;
  • мышление;
  • речь;
  • воображение;
  • восприятие.

Цели и задачи занятий по психологии в детском саду

Миссия занятий по психологии сводится к следующим позициям:

  • развивать психологические функции малышей;
  • способствовать созданию положительного микроклимата в группе (в том числе и определить характер взаимоотношений ребёнка с воспитателями, сверстниками, а также помочь детям первой младшей группы адаптироваться к новым условиям и помочь ребятам подготовительной группы настроиться на новый этап жизни — обучение в школе);
  • оценить психологические качества малышей (морально-этические установки, характер устанавливаемых взаимоотношений с окружающими, притязания, стереотипы, мировоззрение);
  • диагностировать уровень интеллектуального развития детей;
  • заниматься психологическим просвещением семей воспитанников (через беседы, проведение семинаров, дискуссий, организацию совместных с детьми проектов или участие в открытых занятиях).

Задачи проведения в детском саду занятий с психологом варьируются в зависимости от возраста подопечных.

Девочки на экране выставляют жёлтые смайлики

Педагог-психолог диагностирует разные уровни развития малышей, в том числе и интеллектуальный

Таблица: задачи проведения занятий по психологии с детьми разного возраста

  • создавать условия для саморегуляции малышей через прослушивание сказок, музыки, просмотра мультфильмов;
  • формировать позитивный эмоциональный настрой во время пребывания в детском саду.
  • развивать сферу познания;
  • развивать навыки коммуникации и, как следствие, умение работать в группе;
  • повышать самооценку за счёт создания условий для проявлений индивидуальности, к примеру, дети создают рисунки на свободную тему;
  • тренировать психологические качества;
  • формировать эмоционально-выразительные жесты, мимику;
  • учиться преодолевать застенчивость, нерешительность;
  • отрабатывать координацию движений.
  • развивать сферу познания;
  • учиться передавать чувства в эмоциях;
  • осваивать навык вербализации ощущений (к примеру, после похвалы или после того, как мама отругала);
  • практиковаться в разрешении конфликтных ситуациях.
  • развивать сферу познания;
  • воспитывать в малышах чувство принадлежности к группе (через использование групповых форм работы);
  • практиковаться в словесном разрешении конфликтов (путём рассмотрения условных ситуаций);
  • учиться описывать свои переживания словами;
  • сбалансировать представления ребёнка о признании в социуме (не всегда делать в угоду других, но и не проявлять эгоизм).

Формы психологических занятий в ДОУ

В практике работы детских садов в зависимости от принципа классификации, положенного в основу, проводится целый ряд форм занятий по психологии.

Педагог сидит за столом с девочками

Форма занятия выбирается педагогом под тему и проблему, которая, возможно, есть в коллективе детей

Таблица: классификация форм занятий по психологии

Принцип классификации Вид занятия (его суть) Примеры
По количеству участников Групповое (направлено на воспитание чувства коллектива, а также обогащение опыта общения) Задания в основном носят групповую форму. Так, в начале рассмотрения темы «Давайте жить дружно» дети подготовительной группы вместе поют песенку «Настоящий друг».
Индивидуальное (направлено на коррекцию поведенческой линии) Тема «Почему я дерусь» для воспитанников средней (реже второй младшей) возрастной группы организуется в форме беседы психолога и малыша в присутствии воспитателя. Беседу можно выстраивать от лица сказочного персонажа, который рассказывает от первого лица ситуацию, сложившуюся в отношениях малыша со сверстниками.
Совместное для детей и родителей В старшей группе урок на тему «Как мы преодолеваем конфликты дома» уместно организовать с обеими сторонами потенциальных инициаторов конфликта. Занятие построено на решении проблемных ситуаций (к примеру, малыш разбил дорогую для мамы вазу или ребёнок страдает оттого, что в разговоре взрослые его всегда перебивают, не дают договорить до конца) в форме сюжетно-ролевой игры «Семья».
По направлению образовательного процесса Познавательное (направлено на расширение представлений о том или ином объекте или явлении) В старшей группе занятие «Геометрические фигуры» построено на упражнениях, развивающих психологические функции. Например, задание «Геометрический квартал», цель которого развивать логическое мышление. Дети рассматривают дома страны Геометрии и отвечают на вопросы («Какая геометрическая фигура в каком домике живёт?», «У кого самый высокий/низкий дом?» и пр.).
Развивающее (может быть направлено на развитие эмоциональной сферы или коррекцию того или иного потенциального отклонения) На занятии «Радуга эмоций» во второй младшей группе дети выполняют блок упражнений психогимнастики. Например, игра-
упражнение «Повернись, повернись и улыбнись»: дети показывают мимикой и жестами хорошее настроение и плохое, а затем комментируют, когда у них может быть то одно, то другое.
По методике проведения По О.В. Хухлаевой, автору программы «Тропинка к своему я». Методика направлена на создание условий для повышения уровня психологической сопротивляемости негативным факторам окружающей среды. Тема «Мои чувства. Радость» в старшей группе. Педагог рассказывает о том, что такое радость, малыши, закрыв глаза под музыку, представляют себе образ радости и рисуют её цветными карандашами.

Это интересно. Как правило, занятия по психологии носят характер комплексных, то есть сочетающих в себе элементы всех описанных выше видов. Например, на занятии в старшей группе по теме «Три поросёнка», призванного развивать сферу эмоций малышей, педагог предлагает воспитанникам такие задания: передать улыбку друг другу по кругу (элемент развивающего урока), всем вместе построить домик для поросёнка из деталей конструктора (элемент группового), собрать «Цветик-семицветик» из смайликов, то есть учиться задавать эмоциональный тон деятельности (элемент методики О.А. Хухлаевой). Таким образом, это комплексное занятие помогает малышам учиться узнавать и передавать эмоциональные состояния (радость, озадаченность) в мимике, тренировать навык вербализации эмоций, способствует сплочению группы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: