Психологическая готовность ребенка диагностики

Психологическая готовность ребенка диагностики

/module/item/name

Подготовка детей к школе является одной из главных проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребёнка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе – все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена «готовность к школе» и подходы к его дальнейшему изучению.

Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки.

При рассмотрении проблемы подготовки детей к школе с психолого-медицинской точки зрения необходимо отметить, что растёт количество гиперактивных детей, детей с мозговыми дисфункциями, задержкой психического развития, органическими поражениями нервной системы, психосоматикой. Количество не вполне здоровых детей и детей с подтвержденным медицинским диагнозом столь велико, что не учитывать эту категорию детей при осуществлении реформы образования невозможно.

При поступлении в школу очень важно, насколько успешно пройдет процесс адаптации, от этого зависит дальнейшее обучение школьника. Следует заметить, что в настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века, потому что психологическая готовность не формируется на занятиях по школьному типу. Это объясняется и тем, что наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические), реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми.

Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребёнка как можно раньше, причем, помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т. д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребёнка.

Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, то есть в игре.

Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно–трудовой, художественной деятельности.

Полноценная готовность ребёнка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности (Т. И. Бабаева, Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, Е. Е. Кравцова и др.).

Готовность к школе — это, прежде всего психологическое, эмоциональное, нравственно-волевое развитие ребёнка, сформированное желание учиться и элементы учебной деятельности.

Психологическая готовность определяется системой требований, предъявляемых к ребёнку школой: ответственное отношение к учебе, произвольное управление поведением, систематичное и планомерное овладение знаниями, установление произвольных форм общения с учителем, налаживание контактов с товарищами по учебе.

Основные компоненты готовности ребенка к школе

  • Мотивационный компонент предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. Предпосылка возникновения этих мотивов — общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности.
  • Интеллектуальный компонент предполагает достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов (дифференцированное восприятие, произвольное внимание, осмысленное запоминание, наглядно-образное мышление, первые шаги к овладению логическим мышлением).
  • Волевой компонент — умение ребёнка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путем сопоставления с ним как с эталоном (образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме правила).
  • Коммуникативный компонент – наличие произвольно-контекстного общения со взрослыми и кооперативно-соревновательного со сверстниками.
  • Речевой компонент предполагает овладение грамматикой и лексикой языка, определенная степень осознанности речи, становление форм (внешняя — внутренняя, диалогическая — монологическая) и функций (общения, обобщения, планирования, оценивания и т.д.) речи.
  • Физиологический компонент – это навыки самообслуживания, состояние общей моторики, уровень физической подготовленности, состояние здоровья, правильное телосложение, осанка.

Понятие «готовность к школе» включает в себя все итоговые интегративные качества выпускника. И роль психолога важна в развитии практически всех компонентов готовности к школе.

Простроить работу можно путем организации психологического сопровождения, т.е. такой системы работы, которая обеспечивает формирование у ребенка качеств, обеспечивающих плавное вхождение ребенка в учебно-воспитательный процесс.

Смысл психологического сопровождения заключается в содействии гармоничному психическому и физическому развитию ребенка, в сохранении его индивидуальности, в обеспечении «безболезненной» адаптации к изменяющейся социальной ситуации и воспитании готовности к активному взаимодействию с окружающим миром.

Готовность ребенка к школе – это сложный комплекс определенных психофизических состояний, умений, навыков и здоровья. От того, как подготовлен ребенок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в образовательном учреждении.

Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Диагностика дошкольников имеет большое значение. Педагог должен не только, квалифицировано обследовать детей, но и наметить пути коррекции.

Организация предшкольной подготовки – задача всех взрослых, окружающих ребёнка. Важно, чтобы в этот период родители и педагоги дошкольного образовательного учреждения объединили свои усилия, направленные на воспитание будущего первоклассника. Не менее важно, чтобы в своей педагогической деятельности взрослые опирались на советы и рекомендации психолога.

Уважение к науке психологии, понимание значимости её законов и стремление жить, руководствуясь ими, — важная составляющая успешной адаптации человека к любым новым жизненным условиям. Вот почему занятия психолога с детьми – обязательный элемент в системе подготовки ребёнка к школе.

Психологическая готовность к школе — что это?

Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка, коренным образом изменяются условия жизни. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью для ребенка была игровая деятельность, с поступлением в школу на смену ей приходит учебная. В элементарных формах учебная деятельность осуществлялась и дошкольником, но для него она носила второстепенный характер; мотивы учебной деятельности дошкольника также были преимущественно игровыми. Режим школьных занятий требует гораздо более высокого, чем в дошкольном детстве, уровня произвольности поведения. Необходимость налаживать и поддерживать взаимоотношения с педагогами и сверстниками требует развитых навыков общения. В этой связи особую важность приобретает готовность к школьному обучению, которая должна быть сформирована у старших дошкольников.

«Психологическая готовность к школе» является широко распространенным и активно используемым самыми различными специалистами. Важно понимать, что готовность к школе не сводится к овладению определенным набором навыков, а включает в себя гораздо больше компонентов.

Зарубежные психологи трактуют понятие школьной зрелости (которое можно рассматривать как синоним понятия психологической готовности) как достижение такой ступени в развитии, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении», или как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками»

Российские психологи под психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Таким образом, психологическая готовность — сложное образование, для понимания которого необходимо более подробно рассмотреть составляющие.

К числу компонентов психологической готовности к школьному обучению относится:

Физическая готовность. На адаптацию к школе могут повлиять не только физические особенности, но и тип высшей нервной деятельности. В шесть-семь лет достаточно четко выражены индивидуальные особенности высшей нервной деятельности ребенка, которые проявляются в темпераменте. Дети с сильным типом нервной системы могут достаточно долго и напряженно работать или играть; у них как правило, высокий эмоциональный тонус, устойчивое внимание, хорошая способность ориентироваться в непривычной ситуации. Они достаточно быстро переключаются на новый вид деятельности, у них высокий темп и интенсивность работы. Дети со слабым типом нервной системы, напротив, медленно включаются в работу, долго переключаются и восстановляются; у них, как правило, медленный темп письма и чтения, они быстро отвлекаются и не могут долго и интенсивно работать.

Читайте также  Нормы сахара крови пальца детей

Интеллектуальная готовность. Будущий школьник должен иметь развитую способность проникать в сущность предметов и явлений, овладеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификация; в процессе учебной деятельности уметь устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать противоречия. Все это играет важную роль в овладении системой научных понятий и обобщенных способов решения практических задач в школе.

Эмоционально-волевая готовность. Эмоциональная сфера личности дошкольника характеризуется: интенсивностью проявления эмоций, непосредственности в проявлении эмоций, быстрой переключаемостью, сменой настроений, поверхностью эмоций. Волевая готовность – это достаточно высокий уровень произвольно управляемого поведения, произвольной регуляции психических процессов, действий; овладение такой структурой деятельности и поведения, в которой уясняются мотивы и цель, мобилизуются усилия, направляется и регулируется психическая активность. Развитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребенок должен регулировать свои аффекты, уметь проявлять эмоциональную устойчивость.

Личностная (в том числе мотивационная) готовность. О наличии внутренней позиции школьника следует говорить в том случае, если:

  • ребенок относится к поступлению в школу или пребыванию в ней положительно, как к совершенно естественному событию в жизни
  • стремится к получению новых знаний и признает необходимость обучения
  • положительно относится к существующим в школе правилам и нормам поведения,
  • признает авторитет учителя.

Несформированность внутренней позиции школьника является одной из причин школьной дезадаптации на этапе младшего школьного возраста.

Социально-психологическая (коммуникативная) готовность. Готовность детей к школе в сфере общения включает: развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми; умение подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов. Многие 6-7 летние дети испытывают психологические трудности, особенно когда они должны вступать в межличностные отношения, совместно решать учебные задачи. Повышенную тревожность вызывают ситуации публичных выступлений, ответов у доски, командные игры – ситуации, в которых ребенку нужно проявить себя, представить себя окружающим.

Все рассмотренные составляющие психологической готовности к обучению достигают определенного уровня сформированности у старшего дошкольника и продолжают развиваться, когда ребенок приступает к систематической учебной деятельности в школе.

Однако недостаточный уровень развития одного из компонентов может привести к нарушению адаптации. Период адаптации к школе является очень сложным для первоклассников. Сроки адаптации первоклассников могут быть различными. Оптимальный адаптационный период составляет один-два месяца. Обычно динамика заметна на протяжении первого полугодия. Однако у определенного количества детей этот процесс продолжается, и не завершается, в течение первого года обучения.

Случай из практики. На консультацию в психологический центр обратилась мама с сыном, 7 лет, 4 месяца. А. учится в первом классе. Прошло более половины учебного года, однако А. До сих пор не смог адаптироваться к школе. Учителя жалуются на “плохое поведение” во время уроков, “непонимание школьных правил и норм”. А. признает, что ему тяжело сосредоточиться на уроке, он отвлекается и пропускает материал, который объясняет учитель. Также А. жалуется, что ему тяжело сидеть спокойно на протяжении урока, ему “скучно”, время от времени он ходит по классу, иногда задевая одноклассников. Когда ему становится совсем скучно, он достает из портфеля игрушки и играет на парте. Постепенно желание ходить в школу снижается, по словам мамы, А. становится капризным, что вызывает беспокойство и раздражение обоих родителей. Обследование А. у невролога не выявило неврологических проблем.

Из разговора с мамой выяснилось, что в школу А. пошел в 6 лет, 7 месяцев. Сомнений в готовности ребенка в школе не возникало, так как на момент окончания детского сада он умел бегло читать, писать, хорошо считал. Таким образом, на основе развития данных навыков было принято решение о поступлении А. в школу в данном возрасте. Как показала диагностика, проведенная уже в середине учебного года, у А. низкий уровень произвольного внимания и низкая скорость переработки информации, преобладание игровой мотивации, а также — повышенный уровень тревожности как следствие сложностей в адаптации. Психологическая работа на протяжении второго полугодия помогла улучшить адаптацию к школе, способствовала формированию школьной мотивации и развитию свойств внимания. Как показала диагностика, проведенная в конце учебного года, тревожность существенно снизилась.

Этот случай – не единичный. Распространенной сегодня ситуацией является нежелание ребенка учиться в школе, обусловленное несформированностью положительного отношения к школе и низким уровнем развития мотивации учебной деятельности. Как правило, учитель и родители ребенка сталкиваются с этим, когда учебный год уже начался. Однако эту проблему проще предупредить. Для этого важно своевременное определение психологической готовности ребенка к школе. Оптимальное время для проведения диагностики — апрель-май накануне поступления в школу. А также через 2-3 месяца после начала обучения имеет смысл провести диагностику адаптации к школе, при необходимости – повторить в конце учебного года.

Психологическая диагностика готовности ребенка к школе включает: определение уровня развития познавательных процессов: внимания, мышления, памяти; а также — эмоционально-волевой готовности, личностной, коммуникативной готовности. Что поможет определить и своевременно предотвратить возможные сложности адаптации ребенка к школе. Психолог предложит индивидуальные рекомендации по развитию познавательных процессов, формированию школьной мотивации, при необходимости – программу развивающих занятий. В процессе диагностики используются профессиональные психологические методики. Мы гарантируем конфиденциальность и надежность результатов.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 или заполнив форму ниже.

Готовность ребенка к школе

Определение понятия готовности к школьному обучению

Проблема подготовки детей к школьному обучению является одной из наиболее акцентированных в современной психолого-педагогической науке. Готовность ребенка к обучению в школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Структура психологической готовности ребенка к школе

Готовность к школе представляет собой многокомпонентный комплекс определенных свойств. В структуре общей готовности ребенка к школе выделяют 4 основных составляющих: интеллектуальная, личностная, социально-психологическая и эмоционально-волевая готовность к школе. Рассмотрим далее каждую из этих составляющих более подробно.

Интеллектуальная готовность к школе

Центральным показателем умственного развития детей к концу дошкольного возраста считается сформированность у них образного и основ словесно-логического мышления. Дети начинают понимать общие принципы, связи и закономерности, лежащие в основе научного знания. Современная начальная школа предъявляет такие требования к умственному развитию ребенка, поступающего в первый класс, которые напрямую связаны с качеством умственной деятельности, с наличием у будущего школьника непростого запаса представлений – кругозора.

Успешность обучения в школе зависит и от развития речи, на которой строится вся учебная деятельность. С помощью монологической речи ребенок может самостоятельно, без вмешательства взрослого изложить собственные мысли, пересказать текст. А в налаживании взаимопонимания с окружающими, установлении партнерских отношений с учителями и одноклассниками важна диалогическая форма речи.

Личностная готовность к школе

Личностная готовность к школе заключается в принятии ребенком новой социальной позиции – роли школьника. «Внутренняя позиция школьника», возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возрастов, позволяет ребенку включаться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольности поведения ученика. В наиболее явной форме особенности внутренней позиции детей 6-7-летнего возраста проявляются в игре в школу.

Личностная готовность к школе понимается и как желание ребенка учиться и умение учиться, способность мобилизоваться, подчинять свои внутренние импульсы словесной инструкции взрослого, понимание своей ответственности перед взрослыми за качество учебы.

Важную роль в формировании готовности ребенка к школе играет мотивация школьного обучения. Учебная деятельность дошкольников и младших школьников побуждается, как правило, не одним, а несколькими мотивами. Выделяют шесть групп мотивов, определяющих отношение первоклассников к учебе:

  1. Социальные мотивы – мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости обучения и стремления к социальной роли школьника. Для учащихся с доминирующими социальными мотивами характерно ответственное отношение к учебе: они сосредоточены на уроке, внимательно слушают педагога, старательно и в полном объеме выполняют задания. Таким детям свойственно точно следовать инструкциям учителя при отсутствии стремления к самостоятельному добыванию знаний.
  2. Учебно-познавательные мотивы – мотивы, базирующиеся на интересе к новым знаниям и желании получить те или иные знания, умения и навыки. Для детей с доминирующим познавательным мотивом характерна высокая учебная активность, стремление узнать больше, выходить за рамки учебной программы, задавать много вопросов. Однако при недостаточном развитии социальных мотивов обучения такие дети склонны быть внимательными и активными только тогда, когда учебный материал им незнаком и интересен, во всех других случаях им свойственно отвлекаться на уроках и не выполнять домашних заданий.
  3. Оценочные мотивы – стремление получить высокую оценку взрослых, их одобрение и расположение. В норме оценочные мотивы в той или иной степени характерны для всех детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, т.к. соответствуют особенностям возраста. Однако при недостаточном развитии познавательных и социальных мотивов для детей с доминированием оценочной мотивации школьного обучения свойственны низкий уровень самостоятельности при выполнении заданий на уроке и домашних заданий, неумение оценить правильность собственных действий, неадекватное стремление во что бы то ни стало достичь похвалы учителя.
  4. Позиционные мотивы – мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника. Мотивы данной группы присутствуют у большинства будущих первоклассников, но, как правило, не самостоятельно, а в сочетании с социальными или оценочными мотивами. Если позиционные мотивы являются доминирующими, то наиболее часто уже к концу первого месяца обучения в школе уступают первенство мотивам других групп.
  5. Внешние по отношению к школе и процессу обучения мотивы – наиболее часто ребенок с данным видом мотивации посещает в школу по принуждению родителей. Сочетание доминирования внешних мотивов с недостаточным уровнем развития познавательных и социальных мотивов приводит к формированию негативного отношения ребенка к школе.
  6. Игровой мотив, неадекватно перенесенный на учебную деятельность, – посещение школы рассматривается ребенком как возможность общения и совместных игр с одноклассниками. Доминирование игровых мотивов отрицательно влияет на успешность школьного обучения, т.к. такие дети склонны мало интересоваться содержанием уроков и домашних заданий и вместо осуществления учебной деятельности заниматься на уроках и дома тем, чем им хочется (рисовать, играть в игрушки и т.п.).
Читайте также  Рецепты меню для годовалого ребенка

Социально-психологическая готовность к школе

Социально-психологическая готовность к школе определяется уровнем развития потребности в общении, гибкостью владения способами установления взаимоотношений, умением подчиняться правилам и нормам, действовать совместно с другими и согласовывать совместные действия.

Личностная и социально-психологическая готовность к школе охватывают три основные сферы жизненных отношений ребенка:

  • Отношения с окружающими взрослыми. Общаясь и взаимодействуя со взрослыми, к концу дошкольного возраста ребенок начинает ориентироваться не только на непосредственные, ситуационные отношения с ними, но и на определенные нормы и правила. Теперь дети испытывают потребность во внимании и сопереживании взрослого, они способны различать функции взрослого соответствующие разным ситуациям общения (на улице, дома, в учреждении). Важной является готовность принимать взрослого в новом качестве – в качестве учителя.
  • Взаимоотношения со сверстниками. Они характеризуются появлением кооперативно-соревновательного типа общения, который начинает формироваться еще в игре (особенно в игре с правилами). Содержательное общение детей, происходящее в совместно-распределенной деятельности (игре, конструировании и др.) позволяет им понимать и учитывать действия и позиции партнеров.
  • Отношение ребенка к самому себе. К концу старшего дошкольного возраста завышенная самооценка у ребенка начинает сменяться более адекватной и объективной. Это один из важнейших показателей готовности к обучению школьного типа и новому образу жизни.

Эмоционально-волевая готовность к школе

Эмоционально-волевая готовность к школе сводится, главным образом, к развитию эмоциональной устойчивости и произвольности. К 6-ти годам происходит оформление основных моментов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. И хотя все эти компоненты еще недостаточно развиты, поведение старшего дошкольника отличаются произвольностью. Он способен управлять своими движениями, вниманием, преднамеренно заучивать стихотворения, подчинять свои желания необходимости что-либо сделать.

Произвольное поведение рождается в ролевой игре в коллективе детей. Она позволяет ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он может сделать в игре в одиночку, так как коллектив в этом случае корректирует нарушения в подражании предлагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно.

Эльконин и его сотрудники выделили следующие параметры произвольности в рамках готовности к школе: умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; умение ориентироваться на заданную систему требований; умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Эльконин придавал большое значение умению дошкольников действовать по образцу. Под произвольным поведением он понимал поведение, осуществляющееся с образцом и контролируемое путем сопоставления с этим эталоном. Умение выполнять действие по образцу составляет «зону ближайшего развития» ребенка старшего дошкольного возраста.

В рамках эмоционально-волевой готовности к школе большое значение так же имеет формирование высших чувств. Важнейшим новообразованием старшего дошкольного возраста является возникновение моральных мотивов (чувство долга), которые побуждают детей к занятию непривлекательной для них деятельностью. У дошкольника появляются и «социальные эмоции», когда ребенок радуется, что смог справиться с теми или иными затруднениями (в том числе интеллектуальными), кому-то помочь, поступить по справедливости и т.д.

Таким образом, готовность к школе представляет собой комплекс значимых интеллектуальных, личностных, социально-психологических и эмоционально-волевых психических свойств, определяющих соответствие уровня развития ребенка требованиям, предъявляемым начальной школой.

Психологическая готовность ребенка диагностики

Автор: Алиева Миная Адалятовна

Организация: ГБОУ Школа № 1349

Населенный пункт: г. Москва

На настоящий момент вопрос диагностики психологической готовности детей к обучению в школе является достаточно серьезным и актуальным для психологов и педагогов. Это связано со значительными трудностями, возникающими у первоклассников в процессе адаптации к условиям систематического обучения, а также с вступившим в силу федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования нового поколения, принятым 1 января 2014 года.
Важнейшей задачей ФГОС ДО было определено формирование преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием путем реализации государственных программ, направленных на комплексное развитие ребенка вне зависимости от его физических или психологических особенностей. Среди мероприятий, направленных на формирование преемственности дошкольного учреждения и школы, особым пунктом стоит оценка индивидуального уровня психологической готовности ребенка посредством проведения педагогической диагностики.
Под ²психологической готовностью⌡ чаще всего подразумевают достаточный уровень подготовки ребенка младшего школьного возраста к продуктивной учебной деятельности в среде сверстников. Готовность к обучению принято подразделять на интеллектуальную (внимание, память, мышление), личностную (самостоятельность, мотивация, коммуникативные навыки) и волевую (усидчивость, режим, организованность).
Также существует понятие школьной зрелости, определяющее необходимый уровень готовности ребенка к школьному образовательному процессу. Выделяют три основных аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Интеллектуальная зрелость . это умение ребенка выстраивать логические связи между явлениями и предметами, развитое мышление и память. Под эмоциональной зрелостью, как правило, понимают уменьшение гиперактивности и импульсивности ребенка, а также способность длительное время сосредотачиваться на одном занятии. Аспекты социальной зрелости ребенка включают в себя способность ребенка жить по правилам коллектива, уровень его социализировнности и мотивации к обучению.
Для ребенка переход из дошкольного учреждения в школу, в любом случае, является переломным и стрессовым, поэтому проблема комплексной подготовки ребенка к обучению стоит достаточно остро. Как показывает практика, такие проблемы как неуспеваемость и дезадаптация возникают из-за неосведомленности родителей, что ребенку на этом этапе необходима поддержка и внимание в виде квалифицированного педагогического воздействия.
Важность диагностики психологической готовности ребенка к школе нельзя недооценивать, так как только своевременный профессиональный мониторинг способен предоставить актуальный и детальный прогноз дальнейшей учебной деятельности и развития ребенка, выявить его психологические особенности, специфику его поведения и сформировать индивидуальный план коррекционно-развивающей работы.
Существует множество научных методик и программ, позволяющих определить уровень психологической готовности и школьной зрелости ребенка. Отдельный интерес представляет методика Н.И.Гуткиной, так как позволяет не только точно определить, готов ребенок к новым обязанностям или нет, но также в случае отрицательного ответа сформировать психолого-педагогическую стратегию, способную в кратчайшие сроки развить недостающие компоненты школьной зрелости благодаря последовательной психолого-коррекционной работе.
Н.И. Гуткина определяющую роль готовности к обучению в школе отводит мотивации ребенка. Именно неизаинтересованность и неумение произвольно выстраивать процесс обучения становятся главными причинами школьной неуспеваемости. И только своевременная диагностика поможет избежать неприятных эмоциональных переживаний ребенка и родителей.
К основным достоинствам метода Н.И. Гуткиной можно отнести то, что, несмотря на ее компактность, все задания теоретически обоснованы и методологически последовательны, отличаются универсальностью и позволяют прийти к более точным результатам и прогнозам. Задания разделены на четыре части и позволяют оценить следующие сферы развития детей:
. мотивационно-потребностную
. интеллектуальную
. речевую
. произвольную
Для оценки каждой из сфер используются свои методики, каждая из которых помогает установить отличительные черты развития ребенка. С помощью этой диагностической программы можно создать адекватную индивидуальную коррекционную систему, которая позволит достичь необходимого уровня психологической готовности к школе и избежать множества проблем, с которыми сталкиваются дети и родители при переходе из дошкольного учреждения в школу.

Читайте также  Прикорм в 9 месяцев по комаровскому

Психологическая готовность ребенка диагностики

Библиографическое описание статьи:

Полный текст:

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Её содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учёбе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным.
Психолого-педагогическая готовность к школе оценивается по сформированности следующих параметров:

  • Психомоторная готовность
  • Мотивационная готовность
  • Эмоционально-личностная готовность
  • Интеллектуальная готовность
  • Уровень речевого развития
  • Волевая готовность

Психомоторная готовностьпредполагает владение тонкой моторикой рук и зрительно-двигательной координацией.
Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. При анализе мотивационно-потребностной сферы интересуют мотивы, актуализированные у ребенка. Если к началу дошкольного возраста все значимые сферы развития являются фактически рядоположенными, то к его концу на первый план должен выходить социальный мотив, являющийся одним из критериев готовности к школе ребенка.
Эмоционально-личностная готовность. Основным показателем эмоционально-личностной сферы является самооценка ребенка, его личностные особенности и представления о значимых социальных сферах (о семье, детском саде, школе).
Интеллектуальная готовность (познавательная сфера)
Познавательная сфера отвечает за реализацию позиции, особенно характерной для дошкольного возраст, которую можно обозначить с помощью вопроса, часто задаваемого детьми: «Что это такое?». Для того чтобы ответить на него, ребенок использует такие процессы, как мышление, восприятие, память, внимание, воображение.

  • Мышление – это процесс решения той или иной задачи, который связан с познанием скрытых свойств и отношений. В дошкольном возрасте необходимо проанализировать уровень развития наглядно – образного (как доминирующего) и словесно – логического мышления (которое появляется в концу данного периода).
  • Восприятие – это процесс построения образа объекта при непосредственном контакте с объектом. О наивысшем уровне его развития в дошкольном образе свидетельствует успешность решения перцептивных задач, связанных с действием моделирования.
  • Память – это процесс сохранения и воспроизведения полученных раннее впечатлений (или информации). В дошкольном возрасте она носит в основном непосредственный характер, но к концу этого периода начинается развитие опосредствованной памяти.
  • Внимание – это способность психики сосредотачиваться на предмете деятельности. Она включает в себя такие показатели: распределение внимания (способность одновременно удерживать несколько целей), переключение внимания (способность быстро менять цели, то есть переходить от выполнения одной задачи к другой), устойчивость внимания (способность концентрироваться на выполнение деятельности).
  • Воображение – это процесс построения нового образа и отнесение его к другой реальности. Для анализа воображения используются следующие показатели: гибкость – способность применять разнообразные стратегии при решении проблем (определяется количество образов, которые может создать ребенок); оригинальность – способность продуцировать необычные, нестандартные идеи (другими словами – это показатель, отражающий способность ребенка использовать такие действия воображения, как опредмечивание и включение); разработанность (уровень детализации образа). Говоря о разработанности образа, необходимо учитывать не просто количество деталей, но и их отнесенность к «реальности образа», функциональность. Поэтому если ребенок нарисовал большое количество элементов, но не может объяснить их значение, нельзя говорить о высокой разработанности образа.

Исследование уровня речевого развития
Отдельно хотелось бы сказать о важности развития фонематического слуха для успешного обучения в школе.
Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Так, ребенок, поступающий в школу, должен различать отдельные звуки в слове. Для чего нужен первокласснику хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова.
Под волевой готовностью понимается способность ребёнка напряжённо трудиться, делая то, что от него требует учитель, соблюдать режим школьной жизни.
В данной программе подобраны материалы для проведения психолого-педагогической диагностики готовности детей к школьному обучению по всем направлениям. В Диагностической карте психолого-педагогической диагностики готовности детей к школьному обучениюдан список методик, подобранных для комплексной оценки психолого-педагогической готовности ребенка к школьному обучению.В Приложении представлен образец Протокола психолого-педагогической диагностики готовности ребенка к школьному обучению
Общие рекомендации по проведению индивидуального обследования детей

  • Индивидуальное обследование проводите с каждым ребенком таким образом, чтобы его ответы не могли слышать другие дети.
  • Данные наблюдений и результаты выполнения ребенком заданий сразу же заносите в карту.
  • Обследование лучше проводить без родителей. Только в случае беседы с особо застенчивым и робким ребенком можно предложить кому-либо из родителей присутствовать в помещении, но лучше не рядом с ребенком.
  • На своем столе заранее в определенном порядке расположите необходимые для обследования материалы (карточки-задания, набо­ры фигур, предметов и др.).
  • Пригласите ребенка в кабинет, назвав его по имени, предложите удобно расположиться около своего стола. До начала беседы дайте ребенку возможность освоиться в новой обстановке и постарайтесь определить его состояние (тревожность, заторможенность, перевозбужденность)
  • Поддерживайте во время работы доверительную, доброжелательную атмосферу, не высказывайте своего недовольства неправильными действиями ребенка, не указывайте на ошибки, не выносите оценочных суждений, почаще говорите слова «очень хорошо», «ты молодец», «я вижу, у тебя все замечательно получается».

Общая продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 15-20 минут.

Диагностическая карта психолого-педагогической диагностики готовности детей к школьному обучению

Программа диагностики включает в себя следующие методики:
Психомоторная готовность
— Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин);
Мотивационная готовность
— Определение сформированности школьного типа мотивации «Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина)
Эмоционально-личностная готовность
— Методика «Лесенка» (определение уровня самооценки)
— Методика «Школьная тревожность» (Т.А. Нежнова)
— Методика наблюдения поведения в условиях обследования
Интеллектуальная готовность
Методика «Шифровка» (Д.Векслер) – исследование переключения, устойчивости, распределения и объема внимания
Методика «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко) – исследование уровня развития воображения
Методика «Десять слов» (А.Р. Лурия) диагностика произвольной непостредственной памяти, объема внимания.
Методика «Разрезные картинки» (С. Забрамная) – исследование уровня развития целостного восприятия
— Методика «Определение уровня психосоциальной зрелости ребенка» (кругозора)
— Методика «Четвертый лишний» образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка или Методика «Самая непохожая» (Венгер Л.А.) – исследование уровня развития мышления и восприятия
Методика «Анализ образца» – изучение особенностей наглядно-действенного мышления
Методика на определения уровня выполнять простейшие математические операции
Методика «Цепочка действии» – диагностика уровня самоконтроля и произвольного запоминания
Речевое развитие
— Методика составления рассказа по последовательному ряду картинок – исследование уровня сформированности причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей, а также уровень развития монологической речи (умения построить связный последовательный рассказ).
— Методика «Звуковые прятки» (Н.И. Гуткина) или Методика определения фонематического слуха и фонематического восприятия – проверка фонематического слуха.
— Методика определения уровня звукового анализа (путем определения количества звуков в слове)
— Тест фонематического слуха (Ю. Гильбух)
— Тест словаря (Ю. Гильбух) – определение уровня словарного развития
— Методика «Понимание грамматических конструкций»
— Методика «Изменение существительных по числу»
Определение волевой готовности
Тест копирования бессмысленных слогов (Ю. Гильбух) определение уровня саморегуляции

Приложение
Протокол психолого-педагогической диагностики готовности ребенка к школьному обучению

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: