Психологическая диагностика детей с дцп

Нарушения высших психических функций при ДЦП

Детский церебральный паралич — прогрессирующее заболевание нервной системы, характеризующееся не только грубыми двигательными расстройствами (невозможность ходить, стоять, сидеть, выполнять движения конечностями), но и задержанным общим психическим развитием разной степени выраженности.

Причиной развития ДЦП чаще всего являются различного характера патологические воздействия на мозг ребенка в последние недели внутриутробного развития, во время родов или в первые недели жизни.

Классификация

В настоящее время в нашей стране чаще других используется классификация ДЦП, предложенная К. А. Семеновой, согласно которой можно выделить 5 основных форм ДЦП:

  • Спастическая диплегия (болезнь Литтля), характеризуется наличием спастических парезов во всех конечностях, при этом руки поражены значительно меньше, чем ноги.
  • Большинство детей имеет благоприятный прогноз в психическом развитии и положительную динамику в физическом развитии.
  • Гемипаретическая форма, характеризуется спастическими парезами верхних и нижних конечностей на одной стороне тела (правой или левой), также имеет благоприятный прогноз развития высших психических функций (восприятия, речи, мышления и др.) и физического состояния.
  • Гиперкинетическая форма, основными симптомами которой являются снижение мышечного тонуса и гиперкинезы, то есть непроизвольные насильственные движения разных групп мышц в состоянии бодрствования ребенка. При этой форме ДЦП большая часть детей достаточно успешно развиваются в психическом отношении, но менее успешно — в моторном.
  • Атонически-астатическая форма возникает при поражении мозжечка, поэтому основные симптомы при данной форме течения ДЦП являются нарушение равновесия, координации движений, часто — сниженный мышечный тонус. Если данная форма ДЦП не сочетается с другими расстройствами, то дети не имеют значимых отклонений процесса развития психических функций, а двигательные симптомы зачастую компенсируются с возрастом.
  • Двойная гемиплегия — возникает при обширных поражениях головного мозга, представлена тетрапарезом, где грубо поражены и верхние и нижние конечности. Наиболее сложная для проведения абилитационных мероприятий форма ДЦП, отмечаются значительные нарушения и психического и физического развития.

Нарушения

В целом для детей, страдающими разными формами ДЦП в большей степени характерны следующие нарушения развития высших психических функций:

  • Во-первых, вследствие сенсорной депривации у детей отмечаются нарушения разных видов чувствительности — нарушения осязания, слухового восприятия, зрительного восприятия (в том числе из-за нарушений функций глазодвигательного аппарата), недоразвитие зрительно-пространственного восприятия, зрительно-предметного гнозиса.
  • Во-вторых, для таких детей характерно снижение нейродинамики протекания психических процессов, что выражается в повышенной утомляемости, замедленности переключения психических процессов, низком уровне концентрации внимания, выраженных нарушениях различных видов памяти, низкой познавательной активности, снижении интеллектуальных функций.
  • Наконец, особой спецификой отличается развитие речевых функций таких детей, так как на развитие речи негативно влияет не только повреждения или недоразвитие определенных отделов коры головного мозга, регулирующих речевую деятельность, но и патологические тонические рефлексы, которые негативно влияют на способность ребенка к артикуляции звуков, голосовой активности, звукопроизношению.

Что делать?

Однако, даже при тяжелых формах течения ДЦП детям в некоторой степени доступны ограниченные возможности социализации и обучения, при этом необходим комплексный подход в процессе абилитации детей, что достигается совместной работой врачей неврологов, детских психиатров, специалистов в области ортопедии, ЛФК, нейропсихологов, логопедов, дефектологов.

Детский церебральный паралич (ДЦП)

Детский церебральный паралич (ДЦП) — непрогрессирующее поражение мозга, обусловленное воздействием ряда неблагоприятных факторов в пренатальном, перинатальном и раннем постнатальном периодах, всегда сопровождается двигательными расстройствами, а так же нарушениями позы, речи, психики.

— Спастическая тетраплегия (G 80.0)
Одна из самых тяжелых форм ДЦП, являющаяся следствием аномалий развития головного мозга, внутриутробных инфекций и перинатальной гипоксии с диффузным повреждением полушарий головного мозга. Клинически диагностируется спастическая тетраплегия (тетрапарез), псевдобульбарный синдром, нарушения зрения, когнитивные и речевые нарушения. Для данной формы характерно раннее формирование контрактур, деформаций туловища и конечностей. Почти в половине случаев двигательные расстройства сопровождаются патологией черепных нервов: косоглазием, атрофией зрительных нервов, нарушениями слуха, псевдобульбарными расстройствами.

— Спастическая диплегия (G 80.1)
Наиболее распространённая разновидность церебрального паралича (3/4 всех спастических форм), известная ранее также под названием «болезнь Литтла». Нарушается функция мышц с обеих сторон, причём в большей степени ног, чем рук и лица. Для спастической диплегии характерно раннее формирование контрактур, деформаций позвоночника и суставов. Преимущественно диагностируется у детей, родившихся недоношенными (последствия внутрижелудочковых кровоизлияний, перивентрикулярной лейкомаляции, других факторов). При этой форме, как правило, наблюдается тетраплегия (тетрапарез), однако преобладает мышечная спастика в ногах. Наиболее распространенные проявления — задержка психического и речевого развития, наличие элементов псевдобульбарного синдрома, дизартрия и т. п. Часто встречается патология черепных нервов: сходящееся косоглазие, атрофия зрительных нервов, нарушение слуха, нарушение речи в виде задержки её развития, умеренное снижение интеллекта. Прогноз двигательных возможностей менее благоприятен, чем при гемипарезе. Эта форма наиболее благоприятна в отношении возможностей социальной адаптации. Степень социальной адаптации может достигать уровня здоровых при нормальном умственном развитии и хорошем функционировании рук.

— Гемиплегическая форма (G 80.2)
Характеризуется односторонним спастическим гемипарезом. Рука, как правило, страдает больше, чем нога. Причиной у недоношенных детей является перивентрикулярный (околожелудочковый) геморрагический инфаркт (чаще односторонний), и врождённая церебральная аномалия (например, шизэнцефалия), ишемический инфаркт или внутримозговое кровоизлияние в одном из полушарий (чаще в бассейне левой средней мозговой артерии) у доношенных детей. Дети с гемипарезами овладевают возрастными навыками позже, чем здоровые. Поэтому уровень социальной адаптации, как правило, определяется не степенью двигательного дефекта, а интеллектуальными возможностями ребёнка. Клинически характеризуется развитием спастического гемипареза (походка по типу Вернике-Манна, но без циркумдукции ноги), задержкой психического и речевого развития. Иногда проявляется монопарезом. При этой форме нередко случаются фокальные эпилептические приступы.

— Дискинетическая форма (G 80.3)
Одной из самых частых причин данной формы является перенесенная гемолитическая болезнь новорожденных, которая сопровождалась развитием «ядерной» желтухи. Также причиной является status marmoratus базальных ганглиев у доношенных детей. При этой форме, как правило, повреждаются структуры экстрапирамидной системы и слухового анализатора. В клинической картине характерно наличие гиперкинезов: атетоз, хореоатетоз, торсийная дистония (у детей на первых месяцах жизни — диатонические атаки), дизартрия, глазодвигательные нарушения, снижение слуха. Характеризуется непроизвольными движениями (гиперкинезами), повышением мышечного тонуса, одновременно с которыми могут быть параличи и парезы. Речевые нарушения наблюдаются чаще в форме гиперкинетической дизартрии. Интеллект развивается в основном удовлетворительно. Отсутствует правильная установка туловища и конечностей. У большинства детей отмечается сохранение интеллектуальных функций, что прогностично благоприятно в отношении социальной адаптации, обучения. Дети с хорошим интеллектом заканчивают школу, средние специальные и высшие учебные заведения, адаптируются к определённой трудовой деятельности. Выделяются атетоидный и дистонический (с развитием хореи, торсионных спазмов) варианты данной формы ДЦП.

— Атаксическая форма (G 80.4)
Характеризуется низким тонусом мышц, атаксией и высокими сухожильными и периостальными рефлексами. Нередки речевые расстройства в форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии. Наблюдается при преобладающем повреждении мозжечка, лобно-мосто-мозжечкового пути и, вероятно, лобных долей вследствие родовой травмы, гипоксически-ишемического фактора или врожденной аномалии развития. Клинически характеризуется классическим симптомокомплексом (мышечная гипотония, атаксия) и различными симптомами мозжечковой асинергии (дисметрия, интенционный тремор, дизартрия). При этой форме ДЦП подчёркивается умеренная задержка развития интеллекта, а в ряде случаев имеет место олигофрения в степени глубокой дебильности или имбецильности. Более половины случаев диагностированной данной формы являются нераспознанные ранние наследственные атаксии.

Читайте также  Режим ребенка в 8 месяцев

— Смешанные формы (G 80.8)
Несмотря на возможность диффузного повреждения всех двигательных систем головного мозга (пирамидной, экстрапирамидной и мозжечковой), вышеупомянутые клинические симптомокомплексы позволяют в подавляющем большинстве случаев диагностировать конкретную форму ДЦП. Последнее положение важно в составлении реабилитационной карты больного. Часто сочетание спастической и дискинетической (при сочетанном выраженном поражении экстрапирамидной системы) форм, отмечается и наличие гемиплегии на фоне спастической диплегии (при асимметричных кистозных очагах в белом веществе головного мозга, как последствие перивентрикулярной лейкомаляции у недоношенных).

— Неуточненная форма (G 80.9)

  1. Ранняя: до 4-5 месяцев
  2. Начальная резидуальная стадия: с 6 месяцев до 3 лет
  3. Поздняя резидуальная: с 3 лет

Причины, вызвавшие дисфункцию двигательной сферы младенца могут быть разными:

  1. внутриутробные и постнатальные нейроинфекции
  2. гипоксия-ишемия мозга
  3. токсические энцефалопатии
  4. некоторые дисплазии мозга
  5. родовая нейротравма и др.

ОСОБЕННОСТИ ЛЕЧЕНИЯ ДЦП У ДЕТЕЙ.

У детей со спастическими формами ДЦП в разные возрастные периоды первых лет жизни применимы и различные подходы к лечению. В первые месяцы жизни предпочтение отдается нейротрофическим и ноотропным препаратам. Затем подключаются различные физиотерапевтические воздействия, препараты, влияющие на процессы миелинизации и миорелаксанты. Было бы ошибкой считать, что миорелаксанты могут устранить хронический синдром поражения центрального мотонейрона, они устраняют только один компонент этого синдрома — спастичность, несколько уменьшают болевые феномены(диазепам, тизанидин), тремор, клонусы, выраженность рефлексов спинального автоматизма (толперизон).

Физиотерапия и массаж проводятся по принципу дифференцированного подхода.

Повышают мышечный тонус, способствуют увеличению мышечной массы:

  • классический и сегментарный массаж
  • стимуляционный режим акупрессуры
  • периостальный и глубокомышечный массаж

Процедуры, стимулирующие мышцы-антагонисты спастичных мышц и мышцы антигравитационной системы:

  • амплипульс в режиме стимуляции
  • ДДТ (диадинамотерапия)
  • чрезкожная электронейростимуляция
  • магнитноимпульсная терапия
  • СМТ (Лечение синусоидальными модулированными токами)

Физио-, бальнео- и другая терапия с эффектом снижения тонуса в спастичных мышцах:

  • электрофорез с мидокалмом
  • МРТ и КВЧ терапия на спастичные мышцы
  • лазеропунктура
  • локальная гипотермия спастичных мышц (аппарат Ятрань, мешочки с солью)
  • микрополяризация
  • сухая иммерсия
  • тепловые укутывания
  • баротерапия
  • «костюм космонавта»
  • иппотерапия
  • дельфинотерапия
  • иглорефлексотерапия, в том числе и фармакопунктура

Нафталан, парафин, озокерит, воск, бишофитовые и шунгитовые минеральные пасты, бишофитовые местные и общие ванны, грязи Евпатории и Саки, зоны Нальчика-Пятигорска (Соленое озеро), сапропеливые грязи разных регионов России.

Другие методы лечения:

  • плавание
  • рефлекторная гимнастика
  • ЛФК
  • лечебные ортопедические укладки
  • гипсование (в сочетании с миорелаксантами)
  • ранняя вертикализация больных ДЦП
  • биологическая обратная связь
  • ортопедические оперативные коррекции

В терапии тяжелых форм ДЦП используются различные классы ноотропных средств:

  • производные пирролидона(пирацетам, луцетам, ноотропил, фезам, винпотропил)
  • пиридоксина (пиритинол, пиридитол, энцефабол, энербол, цереброл)
  • химические аналоги ГАМК (гаммалон, аминалон)
  • производные ГАМК (ГОМК, никотиноил-гамма-амино-маслянная кислота/пикамилон, пикалипан, гомопантотеновая кислота/пантогам, фенибут).

Профилактика детского церебрального паралича заключается в охране здоровья будущей мамы, исключении вредных привычек, наблюдении за течением беременности.

Профилактика ДЦП

Профилактика ДЦП

Чтобы узнать о профилактике ДЦП для начала необходимо представлять основные факторы риска формирования церебральной патологии у детей.

Нарушение формирования мозга на ранних этапах онтогенеза, лежащее в основе детских церебральных параличей, может быть результатом целого ряда неблагоприятных воздействий. Наибольшее значение придается влиянию вредных факторов в период беременности и родов.

По статистике 50-60 % составляют дети с преимущественным воздействием вредных факторов в период внутриутробного развития, 40 % — с патологией родов, 3 % — с постнатальными (послеродовыми) факторами.

В ряде случаев несколько патогенных влияний сочетаются и сложно определить, какое из них оказалось решающим в развитии церебральных нарушений. Иногда в анамнезе больных детей вообще трудно выявить какой-либо причинный фактор.

Факторы риска условно можно разделить на несколько групп:

По периоду воздействия:

Пренатальные факторы — те отклонения в состоянии здоровья матери и акушерском анамнезе, которые предшествовали настоящей беременности. К ним относятся конституциональн ые нарушения, соматические, эндокринные, инфекционные заболевания, вредные привычки, повторные выкидыши, мертворождения, длительный период бесплодия, осложнения предыдущих беременностей и родов, наличие в семье детей с патологией нервной системы, возраст матери (моложе 18 и старше 30 лет)

Действующие в период внутриутробного развития — к ним относятся:

иммунологическая несовместимость матери и плода по различным антигенам эритроцитов, имеющимся у плода и отсутствующим у матери,

вредное воздействие на плод может оказывать прием беременными лекарственных препаратов , курение матери и алкоголизм, эмбриотропное действие оказывают различные химические и физические факторы промышленного и сельскохозяйстве нного производства.

в последнее десятилетие к факторам, нарушающим внутриутробное развитие плода, относят стрессовые состояния матери .

одним из самых частых осложнений беременности (у 6—15 % беременных) являются поздние токсикозы .

угроза выкидыша , первопричиной которой могут быть как отклонения в материнском организме, так и неправильное формирование плода, повышает риск рождения ребенка с поражением нервной системы, поскольку сокращение мышц матки, кровотечения и спазмы сосудов малого таза способствуют гипоксии плода.

маточные кровотечения , возникающие в результате преждевременной отслойки нормально расположенной плаценты или ее предлежания, вызывают кислородное голодание плода, а в тяжелых случаях — его гибель.

Многоплодная беременность относится к факторам высокого риска развития патологии плода.

Действующие во время родов (интранатальные факторы) — к ним относятся:

асфиксия в родах и внутричерепная родовая травма, кровоизлияния в мозг

В период родов затруднено снабжение плода кислородом, поэтому любой неблагоприятный фактор (затяжные или стремительные роды, преждевременное излияние околоплодных вод, отслойка плаценты, аномальное предлежание плода, несоответствие размеров плода и таза матери, обвитие пуповины вокруг шеи и др.) может вызвать нарушение маточно плацентарного кровообращения и привести к выраженной кислородной недостаточности.

Существует также точка зрения о возможности генетически детерминированно го предрасположения структур мозга к воздействию гипоксии, когда даже недлительная асфиксия приводит к органическому поражению нервной системы

По интенсивности и степени воздействия:

Факторы низкого риска:

дети с ППЦНС средней степени гипоксического, ишемического, геморрагического генеза.

Факторы высокого риска:

тяжелая степень ППЦНС, ВЖК (внутрижелудочко вые кровоизлияния) 2-3 ст, недоношенность 25-32 нед, реконвалесцент отека мозга, длительность сохранения немедикаментозно й комы, ишемии почек, ЖКТ и др.

Перечисленными выше неблагоприятными воздействиями не исчерпывается многообразие возможных патогенных влияний на плод. Но какова бы ни была их природа, в конечном итоге механизм действия сводится к хронической гипоксии и нарушению питания плода. Изменения в нервной системе определяются не столько свойствами самих факторов, сколько периодом внутриутробного развития, в котором они действуют.

Учитывая совокупность факторов риска развития патологии центральной нервной системы у детей разработаны и внедрены в работу Способы прогнозирования детского церебрального паралича у доношенных и недоношенных детей – в возрасте 1 месяца жизни с точностью 95% и чувствительность ю 80%. Автором этой работы, которая имеет патенты является главный врач МЦ «Здоровое детство» Елена Витальевна Аронскинд.

Профилактика ДЦП

В первую очередь, профилактируем пренатальные факторы и факторы, действующие во время беременности. Подготовка к беременности, своевременное наблюдение акушером-гинекол огом, подготовка к родам (изучение периодов родов, обучение дыханию, подготовка родовых путей, тренировка качества выдержанности и контроля над собой в стрессовых ситуациях и др.).

Читайте также  Сколько съедает 10 месячный ребенок

Если ребенок получил негативное воздействие, то профилактика формирования ДЦП зависит от группы риска, в которую попадает ребенок.

Основной мерой профилактики является раннее начало. Реабилитация должна начинаться с первых дней жизни ребенка, в тяжелых случаях с момента выхода из критического состояния (даже в реанимации), но при условии компенсации соматического статуса, отсутствия частых серийных генерализованных судорожных приступов.

Занятия с детьми из группы низкого риска :

1. Методы двигательной реабилитации

— Развивающая гимнастика по Цукунфт-Хубер

— Акватерапия для младенцев

2. Массаж ( общий, Шанталы)

3. Физиотерапия – ОСТОРОЖНО!

Проводится с частотой один курс раз в два три месяца. Между курсами ежедневно достаточно один раз мама проводит занятия в домашних условиях по разработанной программе.

Занятия с детьми из группы высокого риска :

— Войта-терапия(ме тод рефлексолокомоци и)

— Бобат-терапия (невро-физиотера пия)

— Акватерапия для младенцев

Массаж ( общий, точечный, функциональный)

Курсы проводятся ежемесячно до 1,5 лет. Между курсами ежедневно 3-4 раза в день мама проводит занятия в домашних условиях по разработанной программе.

Уважаемые родители, не теряйте драгоценное время первого года жизни!

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

На главную Лекции и практикум по психологии Специальная психология Специальная психология для начинающих: психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — Особенности психолого-педагогического обследования

Специальная психология для начинающих: психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — Особенности психолого-педагогического обследования
Лекции и практикум по психологии — Специальная психология
Индекс материала
Специальная психология для начинающих: психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП, генезис трудностей развития
Дифференциация детей в зависимости от двигательных возможностей и возможностей усвоения учебного материала
Речевые нарушения детей с ДЦП
Нарушения пространственных представлений детей с ДЦП
Специфика формирования школьных навыков, особые образовательные потребности и организация обучения детей с ДЦП
Особенности психолого-педагогического обследования
Особенности личностного и социального развития при ДЦП
Организация и содержание психолого-педагогического и медицинского сопровождения детей с ДЦП
Психологическая помощь семьям, воспитывающим ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Вопросы социальной адаптации и профориентации лиц с ДЦП
Все страницы

7. Особенности психолого-педагогического обследования

Сведения о психолого-педагогическом обследовании детей с ДЦП изложены И.Ю. Левченко и О.Г. Приходько [15]. Указывается, что психолого-педагогическое изучение этой группы затруднено из-за описанных выше многочисленных нарушений, ограничивающих возможности применения экспериментально-психологических методик и тестов.
Труднее всего проводить дифференциальную диагностику меры дефицита познавательных способностей (ЗПР, ЛПН, умственная отсталость и ее степень). Авторы справедливо указывают, что слишком велико число влияющих факторов, которые необходимо учитывать. Наиболее объективной является диагностика, опирающаяся на длительное наблюдение в сочетании с экспериментальными исследованиями отдельных психических функций и оценкой обучаемости. Но, поскольку она затруднительна, диагностических ошибок довольно много (гипердиагностика умственной отсталости). Иногда сохранные возможности интеллекта показывает только начало школьного обучения, но детям обязательно нужен подготовительный класс, т.к. в дошкольном возрасте они многого недополучают. Длительное педагогическое изучение позволяет точнее установить образовательные потребности детей.
Как уже указывалось, в сопровождении детей с ДЦП реализуется принцип комплексности. Поэтому наряду с задачей образовательной дифференциации появляется необходимость диагностики в процессе сопровождения [8]. С современной точки зрения комплексное изучение детей с ДЦП требуется для составления программ коррекционно-развивающей и абилитационно-реабилитационной работы. Необходимыми являются и динамические исследования, позволяющие оценить изменения в состоянии ребенка под воздействием лечебных, коррекционных и воспитательных мероприятий и корректировать программу сопровождения.
Задачи диагностики меняются с возрастом. Наиболее сложно обследовать маленьких детей с ДЦП, потому что, во-первых, их трудности развития всегда выглядят очень тяжелыми, во-вторых, они боятся новых людей, поскольку их опыт коммуникации крайне ограничен. Специалисту тоже трудно установить структуру дефекта, т.к. моторная недостаточность препятствует манипуляциям с игрушками и выполнению других заданий, потенциально доступных в раннем возрасте.
И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько указывают, что при проведении психолого-педагогического изучения детей первых лет жизни, страдающих церебральным параличом, необходимо учитывать:
— Соответствие уровня выполняемых ребенком заданий его возрасту, двигательным возможностям и степени сохранности анализаторов.
— Возможности обучения ребенка, показателями которых являются темп приобретения навыков и количество упражнений, необходимое для этого.
— Характер помощи взрослого и возможность ее использования.
— Способность к самостоятельному выполнению заданий.
— Отношение больного ребенка к заданию, его активность.
— Возможность частично приспособиться к двигательному дефекту.
— Использование неречевых средств коммуникации (движений глаз, мимики, жестов) .
— Устойчивость внимания.
Обследование ребенка с ДЦП необходимо проводить в удобном для него положении. Изучается предметная (подражательная и самостоятельная) деятельность. Прогностически благоприятными считаются попытки сотрудничества со взрослым, возможности удержания внимания, настойчивость, неблагоприятными – вялость, безразличие, немотивированное возбуждение. В наиболее тяжелых случаях следует обращать внимание на глазодвигательную реакцию ребенка и пробовать сформировать ее для установления контакта.
В схему обследования более старших детей (дошкольного и младшего школьного возраста) авторы рекомендуют включать задания на изучение всех видов восприятия, конструирования, пространственных и временных представлений, графических навыков. Особую важность приобретает обследование школьных умений (предпосылок для их формирования).
Согласно разработкам Т.Н. Симоновой, целесообразно определять потенциал развития, способный к росту в специальных педагогических условиях. Он включает мотивационную готовность к взаимодействию; уровень интеллектуального развития; потенциальные моторные способности» как биологические предпосылки формирования статико-динамического праксиса; способность к саморегуляции как внутреннему условию формирования субъектной активности индивида [28].
В подростковом возрасте обследование обязательно должно дополняться диагностикой личностных особенностей. Важно своевременно выявить депрессивные тенденции, а также формирующуюся стойко потребительскую позицию с обидой на весь мир и склонностью к саморазрушающему поведению. Если депрессия чревата суицидом и требует, наряду с психологической помощью, консультации психиатра, то для коррекции тяжелых отклонений личности нужны комплексные усилия со стороны семьи, педагогов, социального окружения.

Диагностика психологической базы речи у детей дошкольного возраста, страдающих детским церебральным параличом

Детский церебральный паралич (ДЦП) возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При этом наиболее тяжело страдают молодые отделы мозга, которые развиваются после рождения: премоторно-лобная, теменно-височная области коры головного мозга, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции [2].

Отставание в развитии речи при ДЦП связано с ограничением объема знаний и представлений об окружающем, недостаточностью предметно-практической деятельности и социальных контактов. При ДЦП не только замедляется, но и патологически искажается процесс формирования речи. В результате нарушения функций артикуляционного аппарата недостаточно развита фонетическая сторона речи, стойко нарушено произношение звуков [2].

У детей ограничены лексические возможности, беден словарь. Особенно ограничен запас слов, обозначающих действия, признаки и качества предметов. Дети испытывают трудности в употреблении предлогов, слов и словосочетаний, обозначающих пространственно-временные отношения, абстрактные понятия. Вследствие нарушения слухового восприятия, внимания, низкой речевой активности, недоразвития познавательной деятельности дети крайне медленно и с трудом усваивают грамматические формы (при построении предложений, согласовании слов в предложении, употреблении правильных падежных окончаний) [5].

Л.С. Выготский и А.Р. Лурия [1, 3] отмечали существование первичной психологической базы для формирования речи: внимания, восприятия различной модальности (зрительное, пространственное, тактильное, кинестетическое и т.д.), памяти, мышления, поэтому в диагностической работе с дошкольниками мы используем нейропсихологический метод, разработанный А.Р. Лурией и его сотрудниками (Л.С. Цветковой, Е.Н. Винарской и др.).

Возрастная положительная динамика в речевой коррекции во многом зависит от ранней диагностики предпосылок нарушения чтения и письма, а именно уровня сформированной психологической базы речи. И поскольку нарушение речи вторично и находится в прямой зависимости от степени нарушения более элементарных функций у детей с недоразвитием речи коркового генеза. Поэтому развитие речи у детей должно начинаться с развития и коррекции психологической базы речи, её основы: восприятия, внимания, памяти, мышления [5].

Исследование восприятия у детей с ДЦП.

Нарушения восприятия у детей с ДЦП связаны как с дефектами анализаторных систем (зрения, слуха, кинестетического восприятия), так и с недостаточной взаимосвязью сенсорных и моторных механизмов, дефектами моторной системы, с бедностью практического опыта, а также с особенностями мыслительной деятельности [6].

Формы нарушения зрительного восприятия при ДЦП.

Предметная агнозия. Вследствие слабого развития активного осязания нарушается процесс формирования предметного восприятия (не опознает предметы) [7].

Методы исследования предметного восприятия у дошкольника [6]:

1.Игра «Магазин». Ребенок показывает предъявляемые ему игрушки.

2.Игра «Телевизор». По контурным или силуэтным изображениям ребенок должен узнать предметы и назвать их.

3.Игра «Испорченный телевизор». Ребенку предъявляют перечеркнутые и наложенные друг на друга изображения (проба Попельрейтера).

Дети с нарушением предметного восприятия не могут расшифровать изображение. Они хорошо видят отдельные признаки и части предмета, но не могут объединить их в целые образы.

Симультанная агнозия характеризуется тем, что у ребенка с ДЦП из-за паретичности глазных мышц сужен объем поля зрения и следовательно зрительного восприятия. Дети не умеют целостно-одномоментно воспринимать объект, их восприятие фрагментарно. Поэтому они затрудняются в восприятии контурных, перевернутых, недорисованных изображений, в выделении картинки из фона [7].

Для исследования симультанной агнозии используются задания: соотнесение двух предметов с их названием; обведение контуров разных предметов на карточках (яблоко, груша, ведро и т.д.); узнавание незаконченных фигур [5].

У ребенка с ДЦП отставание в развитии двигательных функций из-за нарушения развития кинестетического анализатора тормозит формирование пространственного восприятия. Они путаются в схеме своего тела и тела своего собеседника. У них недостаточно развито восприятие пространственных признаков предметов (величины и формы). Отсюда зеркальность в написании букв. Нарушена зрительно-пространственная ориентация, понимание сложных логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения предметов с предлогами и наречиями [4].

Для исследования пространственного восприятия используются задания: сложить из палочек по образцу фигуру; скопировать фигуры; повернуть фигуры на 180 0 ; самостоятельный рисунок (дом, человек); рисунок по образцу [6].

У многих детей с ДЦП выражен астереогноз – невозможность или нарушение узнавания предмета на ощупь без зрительного контроля. Действенное познание (ощупывание) нарушено из-за нарушения тактильного и мышечно-суставного чувства. Задания по исследованию стереогнозиса. Игра «Угадай,что в мешочке».

У детей с ДЦП наблюдается недостаточность пространственно-различительной деятельности слухового анализатора. Например, при гиперкинезах часто отмечается снижение остроты слуха на высокочастотные тона и сохранность низкочастотных. Ребенок не слышит звуков т, к, с, п, ф, ш и не произносит их.

В ряде случаев страдает фонематический слух. Дети не дифференцируют сходные по звучанию фонемы (ба- па, ва – фа). Ребенок выполняет задания: узнавание неречевых звуков; оценка и воспроизведение ритмов: а) ребенок оценивает заданные ритмы; б) ребенок воспроизводит ритмы по слуховому образцу; в) ребенок выполняет ритмы по речевой инструкции [6].

Исследование внимания у детей с ДЦП. Оно характеризуется быстрой истощаемостью, резким сужением объема и нарушением концентрации внимания. Ребенок не может сосредоточиться на стимулах любой модальности: сенсорных, двигательных, эмоциональных. Нарушение внимания проявляется в любом виде деятельности. Компенсация нарушения внимания идет через сопровождение действий громкой речью, способе, усиливающем речевую регуляцию деятельности [5].

Для изучения устойчивости внимания, объема его, концентрации, переключения и распределения используются фигурные корректурные таблицы, разработанные в НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР [6]. Ребенку дается задание расставить знаки в заданных фигурках в течение 2-х минут.

Исследование памяти.

У детей с ДЦП больше всего страдает зрительная, двигательная и тактильная память при преобладании вербальной памяти. Нарушения зрительной памяти обусловлены отклонениями зрительного восприятия и особенно отчетливо проявляются в заданиях, требующих регулирования движения образов, свободного их воспроизведения, сличения с другими, нахождения в них сходства и различия, то есть при включении наглядно-образного мышления [4].

Ребенок выполняет задания: срисовать и воспроизвести по памяти 5 фигур и 5 букв: Е Г Р К У (непосредственно и после интерференции) [7].

Для изучения слуховой памяти ребенок выполняет задания. Запоминание словесного ряда: непосредственное воспроизведение слов: холод, цветок, книга, слон, вода, пол, кот, лес, ночь, звон, дом (после введения интерференции; отсроченное воспроизведение) [8].

Исследование мышления.

У многих детей с ДЦП отмечаются нарушения в формировании мыслительной деятельности, низкая познавательная активность, пониженный интерес к заданиям. Мышление у детей замедленное, часто сочетается с инертностью, нарушением стройности, последовательности и целенаправленности. У одних детей успешно развивается преимущественно наглядно-действенное мышление. У других, наоборот, оно страдает, при этом лучше развито словесно-логическое мышление. У многих детей отмечается недостаточность образного, особенно пространственного мышления [2].

Дети с незначительными отклонениями в развитии мышления и других психических функций показывают положительную динамику, легко используют помощь взрослого при обучении. У них достаточное, но несколько замедленное усвоение нового материала [2].

Наглядно-действенное мышление: складывание и разбор пирамидки; «Почтовый ящик»; конструирование по подражанию и по образцу. Наглядно-образное мышление: складывание разрезных картинок; классификация по двум признакам (цвет и форма). Вербально-логическое мышления (предпосылки): вербальные аналогии; четвертый лишний; классификация предметов; сюжетные и последовательные картинки; пересказ текста [7].

Обследование дает возможность дифферецировать 2 типа нарушения мышления: отдельных операций мышления при сформированности общей структуры мыслительной деятельности и нарушение мышления как деятельности, имеющей определенную структуру.

Таким образом, по результатам нейропсихологического исследования делается общее заключение по каждому ребенку: о структуре дефекта развития; об уровне интеллектуальной деятельности; о компенсаторных возможностях. Данные, полученные в ходе изучения ребенка являются основанием для разработки путей коррекционного воздействия для специалистов и педагогов [7].

1.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М., 1990. – 96 c.

2.Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. – М., 2001. – 176 с.

3.Лурия А.В. Основы нейропсихологии. – М., 2000. – 193 с

4.Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи. – Екатеринбург, 1996.- 120 с.

5.Стандартизированный набор диагностических нейропсихологических методик. Под ред. Л.И.Вассермана. – Л., 1994.- 97 с.

6.Хомская Е.Д. Нейропсихология. – М., 2001. – 153 с.

7.Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. – М., 2001. – 163 с.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: