Психологическая диагностика детей 3 4 лет

Топ-7 популярных психологических тестов для детей

Ребенок пишет

С помощью этого теста проводится анализ семейных отношений.

Для прохождения теста ребенку предлагается нарисовать на листе бумаги с помощью карандашей или фломастеров свою семью. Время проведения теста не ограничено. Полученный рисунок помогает определить психо-эмоциональную обстановку в семье, выявить проблемы, волнующие ребенка. Исследование проводится по следующим критериям:

  • состав семьи на рисунке и в реальности;
  • расположение членов семьи по отношению друг к другу;
  • характерные черты в изображении каждого члена семьи;
  • деятельность людей, изображенных на рисунке.
Рисуночный тест «Дерево» (3 года -15 лет)

Тест позволяет выявить индивидуально-типологические особенности ребенка.

На листе бумаги карандашом или ручкой необходимо нарисовать любое дерево.

Все фигуры, изображенные на рисунке, группируются по 15 категориям. Тщательное изучение нарисованного по критериям позволяет определить склонности ребенка, его эмоциональное состояние и особенности отношений с окружающими людьми. Исследователь обращает внимание на крону дерева, расположение веток, листов и их количество, на форму дерева и другие параметры.

Рисуночный тест «Несуществующее животное» (5-10 лет)

Данный тест позволяет исследовать личность ребенка и состояние его психики.

Ребенку предлагается нарисовать несуществующее в природе животное и дать ему особенное имя, которое будет характеризовать его. Полученный рисунок исследуется на основе ряда признаков, которые позволяют раскрыть эмоциональное состояние ребенка и его отношение к окружающему миру. Особое внимание исследователи уделяют таким параметрам рисунка, как расположение изображения на листе, черты и характер выдуманного животного, контуры фигуры, общий характер рисунка и название.

Психологический тест «Сказки Дюсса» (2 года -7 лет)

Тест помогает узнать состояние ребенка и его страхи и переживания.

Взрослый рассказывает ребенку сказку, в которой обязательно есть герой, с которым малыш должен идентифицировать себя. После прочтения ребенку задается вопрос по теме сказки. Наблюдение за тоном голоса ребенка, его поведением, скоростью ответа и нетипическими реакциями позволяет узнать больше о ребенке и его состоянии, ведь дети, когда пересказывают или придумывают сказки, как правило, искренне выражают свои чувства и эмоции, как положительные, так и отрицательные.

Тест на определение темперамента. Круг Айзенка (8-18 лет)

Темперамент является динамической характеристикой психической деятельности человека, поэтому так важно знать, какой темперамент у ребенка, чтобы понимать его действия и поступки.

Для того чтобы узнать темперамент ребенка, необходимо задать ему 57 вопросов. По результатам опроса можно будет отнести его к одному из четырех характеров с различной устойчивостью нервной системы: холерик, флегматик, сангвиник или меланхолик, которые имеют ряд отличительных признаков.

Тест Люшера для детей (3 года -12 лет)

Цветовая методика Люшера позволяет определить уровень комфортности ребенка в различных местах его времяпровождения (дом, сад, школа) и выявить его возможное депрессивное состояние.

Взрослый предлагает ребенку выбирать по очереди из 8 разноцветных карточек наиболее приятный цвет. Номера цветов, представленные в методическом руководстве, записываются. На основе записей строится индивидуальная характеристика ребенка и даются рекомендации по способам, позволяющим избежать стресс и его симптомы.

Исследование самооценки. Тест «Лесенка» (4 года – 14 лет)

Тест позволяет определить особенности отношения ребенка к самому себе, к своему положению среди окружающих.

На листе бумаги изображается лесенка из семи ступеней, на одну из которых ребенок должен вписать свое имя или нарисовать себя в виде человечка. Четвертая ступенька представляет собой площадку между лестничными пролетами. Условное расположение ребенка на лестнице отражает его самооценку. На верхние ступеньки помещают себя дети с завышенной самооценкой, любящие быть в центре внимания. На 2-3 ступеньку ставят себя дети с адекватной самооценкой, знающие свои положительные и отрицательные черты характера. Расположение ребенка на нижней ступеньке или у лестницы свидетельствует о его недовольстве собой, выражающемся в заниженной самооценке.

Методы диагностики произвольной двигательной активности у детей 1123

Горячева Т.Г.
кандидат психологических наук, доцент, кафедра клинической психологии, ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет Н.И. Пирогова», Москва, Россия
e-mail: goriatcheva_tg@mail.ru

В настоящее время обращает на себя внимание возросшее количество детей с парциальной несформированностью высших психических функций (ВПФ). Эта же картина отмечается и другими специалистами [7]. Современная диагностическая и коррекционная работа мало внимания уделяет двигательной активности, несмотря на всю ее важность для последующего развития ребенка в онтогенезе. С первых дней жизни ребенка двигательная активность ребенка должна усилено развиваться. Условием нормального становления моторной функции является ее формирование по определенным законам развития движений, обусловленных здоровым функционированием центральной нервной системы в онтогенезе. Основные двигательные навыки формируются последовательно и поэтапно. Чтобы какая-либо двигательная функция полноценно функционировала, ребенку необходимо пройти несколько этапов ее развития. В процессе овладения каждым последующим этапом становления любой психической функции происходит закладка фундамента последующих этапов. Таким образом, пропущенный или не пройденный в полном объеме этап выбивает определенное звено из базиса будущих функций, что в дальнейшем проявляется функциональной недостаточностью двигательной сферы

В процессе развития двигательных функций ребенка очередность стадий не следует четко одна за другой. Может происходить частичное наслоение стадий. Продолжая развивать определенный двигательный навык, ребенок, начинает осваивать последующий. Становление моторики ребенка на начальных этапах развития характеризуется общими недифференцированными движениями, впоследствии происходит их разграничение и изоляция. Координация двигательных актов в процессе развития ребенка совершенствуется сверху вниз, начиная с головы, затем от головы к рукам, от рук – к туловищу и ногам. Поэтому контроль над движениями и положением головы формируется раньше, чем управление движениями ног (например, удержание головы младенцем). Развитие двигательных функций при нормальном развитии ребенка идет от центра к периферии – от проксимальных к дистальным участкам тела. Например, управление движениями плеч становится возможным раньше, чем контроль над движениями пальцев рук. Так, недостаточному развитию крупной моторики, как правило, сопутствует нарушение развития мелкой моторики. Всевозможные мышечные нарушения и зажимы более крупных мышц или мышечных групп будут препятствовать успешному развитию мелкой моторики рук и освоению ребенком навыка письма, рисования и пр.

Мозговое обеспечение развития двигательной сферы характеризует уровневое строение. Согласно работам Н.А. Бернштейна [1] существует пять церебральных уровней построения движений. Каждый уровень имеет определенную морфологическую локализацию, афферентацию и эфферентацию, нарушения функционирования каждого уровня проявляются определенными патологическими проявлениями. К моменту рождения мозг ребенка представляет собой субстрат с определенной функциональной готовностью. Для его нормального развития необходим непрерывный поток информации извне. С развитием двигательной активности ребенка тесно связаны и другие высшие психические функции, такие как пространственное восприятие и представления, речь, предметная деятельность, и пр. У детей в результате двигательных расстройств может утрачиваться мотивация к играм и любой другой деятельности. Тем не менее, множество перинатальных нарушений обуславливают последующую дисфункцию базовых двигательных навыков, которая часто остается вне зоны внимания, но ведет к парциальной незрелости ВПФ [6].

До сих пор в основе существующих отечественных и зарубежных методик диагностики произвольной двигательной активности лежит методика Н.Н. Озерецкого [4]. Часть этих тестов вошли в классическое нейропсихологическое обследование А.Р. Лурии. Переработанная методика используется в шкале Линкольна – Озерецкого [10], методике Озерецкого – Гельница (Германия). Существует методика Н.П. Вайзмана [2] с учетом уровневой теории построения движений. Ее модификация предложена И.Ф.Марковской [5] для исследования детей с задержкой психического развития. Показатели крупной моторики используются в тесте Bruininks Oseretsky [4]. Существуют тесты M-ABC [9]. В результате встает вопрос о дополнительной диагностике произвольной двигательной активности ребенка, которая может дополнить классические, ставшие широко известными, методики обследования, и не будет знакома ребенку.

Читайте также  Отдых на море с 3 месячным ребенком

Оценка произвольной двигательной активности в предлагаемом нами варианте не предполагает использования специальных тестовых материалов, т.е. его можно провести практически в любых условиях, что, несомненно, является немаловажным фактом. К особенностям проб относится использование разного набора заданий для правой и левой руки и дает возможность убрать влияние научения в процессе диагностики.

Описание проб. Обследование начинается с ведущей руки ребенка. Положение экспериментатора и ребенка при обследовании строго друг напротив друга. После каждого выполнения проб руки экспериментатора и ребенка возвращаются в исходное положение – руки на столе перед собой, кисти рук расправлены, тыльной стороной вверх.

1. Кинестетический праксис.

1.1. Повтор положения пальцев рук по зрительному образцу. Ребенку предлагается три пробы на каждую руку: для левой руки положения пальцев рук – кольцо из пальцев 1-2, 2-3 вытянуты, кольцо из пальцев 1-4; для правой руки положения пальцев рук – латинская буква V из пальцев 2-3, пальцы 2-4 вытянуты, кольцо из пальцев 1-3.

Трудности выполнения проб связаны с возможными функциональными нарушениями или незрелости теменных и префронтальных отделов коры. К ошибкам выполнения относятся нечеткое воспроизведение позы, замена пальцев рук, трудности моторного воспроизведения и удерживания позы. Пробу можно предлагать детям с 3-х лет. В полном объеме проба доступна с 5 лет.

1.2. Повтор положения пальцев рук по тактильному образцу. Ребенок закрывает глаза, после чего пальцам его руки придается определенное положение. Далее происходит «снятие» позы. Ребенок должен воспроизвести положение пальцев руки на этой же руке. Для каждой руки предлагаются две пробы. Для левой руки положения пальцев рук — вытянут палец 2, при удовлетворительном выполнении пальцы складывались крестиком 2 на 3. Для правой руки положения пальцев рук – вытянут палец 5, при удовлетворительном выполнении пальцы складывались крестиком 3 на 2.

Трудности выполнения связаны с нарушением схемы тела и выражают заинтересованность теменных долей коры. Первая проба доступна у детей с 4-х лет. Проба в полном объеме доступна детям с 7 лет.

1.3. Проба с переносом положения пальцев руки с одной кисти руки на другую. Перенос с левой кисти руки на правую. Положение пальцев левой руки — вытянуты пальцы 2-5. Перенос с правой руки на левую. Положение пальцев правой руки — вытянуты пальцы 1-5.

Данная проба чувствительна к незрелой совместной работе полушарий мозга. Возможные ошибки — замена пальцев рук, повтор знакомых движений. В полном объеме проба доступна у детей с 5,5 лет. В более раннем возрасте процент полного успешного выполнения достигает 50% у детей 4 – 4,5 лет, 10% у детей возраста 3-4 года. В пробе 1.3. 35% и 5 % соответственно.

Психологическая диагностика детей 3 4 лет

Диагностический инструмент

Комплекс методик по изучению познавательной сферы детей

4-5 лет (средняя группа)

«Экспресс – диагностика в детском саду. Средняя группа»

5-6 лет (старшая группа

«Экспресс – диагностика в детском саду. Старшая группа»

Комплекс методик для определения психологической

готовности детей к обучению в школе (6 – 7 лет)

Название методики, автор

1. «Экспресс – диагностика в детском саду. Подготовительная группа»

2 «Диагностические программы психолого-педагогического обследования детей» Н.Я.Кушнир, О.Е.Антипенко

3. «Вербальное мышление» Чирков В.Н., Разумовская О.Л.

4. Тест информированности ребёнка о социальном окружении» Чирков В.Н., Разумовская О.Л.

5. Карточно-словарный тест (КСТ) Чирков В.Н., Разумовская О.Л.

6. Ориентировочный тест школьной зрелости» Я. Йерасек

7. «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н. Семаго, М.Семаго

8. Диагностика дошкольной зрелости» М.Битянова

9. «МЭДИС – методика экспресс диагностики интеллектуальных способностей»

Вариативный комплекс методик по изучению
эмоциональных процессов детей.

4 – 5 лет, 5 – 7 лет

Тест «Страхи в домиках»

Анкета «Признаки импульсивности»

Тест «Нарисуй свой страх»

Диагностика сформированности игровых навыков

Разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой

Методика «День рожденья»

Анкета «Признаки агрессивности»

Тест «Несуществующее животное»

Диагностика эмоционального состояния с использованием восьмицветной гаммы Люшера

Анкета по выявлению тревожности

Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.

проективной методике «Человек под дождем»

Е.С. Романовой и Т.И. Сытько

Методика «Цветовая социометрия»

Комплекс методик по изучению
психологического микроклимата в детском саду.

Дети
Методики

1. « Рисунок воспитателя »

3. « Социометрия »
4. «Определение ребенком эмоц.состояний человека»
5. «Проективные рассказы»
6. «Отношение ребенка к сверстникам»
7. «Отношение ребенка к чужому взрослому»
8. «С каким настроением ты идешь в д/с»
9. «тест Роршаха»
10. Тест «для определения эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада»
11. т. «рисунок детского сада»
12. «Маски»

Педагогический коллектив
Методики
1 . Тест для определения характера взаимодействия воспитателя с детьми
2. Тест для определения эмоционального благополучия воспитателя в детском саду
3. Анкета «Климат»
4. т. «Определение групповой сплоченности Сишора»
5. т. «Психологический микроклимат в трудовом коллективе» Шатыло
6. т. «Психологический климат в коллективе»
7. «Социометрия» Морено.

Диагностический материал по работе с педагогами.

Анкеты



    <*> Анкета 1 "Восприимчивость педагогов к новшествам"
    <*> Анкета 2 "Мотивационная готовность педагогического коллектива
    к освоению новшеств"
    <*> Анкета 3"Барьеры, препятствующие освоению инноваций"
    <*> Анкета 4"Определение уровня новаторства педагогов в коллективе"
    <*> Анкета "Определение мотивов трудовой деятельности педагогов"
    <*> Анкета "Определение затруднений педагогов при организации учебного процесса"
    <*> Анкета "Выявление затруднений учителя при осуществлении воспитательного процесса"
    <*> Анкета«Воспитатель глазами воспитателя»
    <*> Анкета «Готовность к участию в ОЭР для педагогического коллектива ДОУ»



    <*> Тест «Удовлетворённость работой»
    <*> Тест на оценку уровня творческого потенциала личности
    <*> Тест «Взаимодействие педагога с ребёнком»
    <*> Тест А.Ассингера (позволяет определить достаточно ли педагог корректен

в отношениях со своими коллегами и детьми, легко ли им общаться с ним).

Опросники

  1. <*> Модифицированный опросник оценки уровня готовности педагогов
    к инновационной деятельности Т.С. Соловьевой.

2. Опросник для оценки уровня социально-психологической адаптации педагога

4 Способность педагога к эмпатии

6. Изучения межличностных отношений.

7. Опросник айзенка

8. Самооценка профессиональных качеств педагога.

9. Опросник креативности Джонсона

10. Степень педагогического общения

Методики

1. Методика диагностики мотивационной среды

2. Диагностическая карта "Оценка готовности учителя к участию в инновационной деятельности"

3. Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе.

Методика разработана О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто

4. Общий уровень общительности, разработан В.Ф.Ряховским

5. Методика изучения удовлетворённости педагогов жизнедеятельностью

в образовательном учреждении (разработана Е.Н.Степановым)

6. Диагностическая проективная методика «Древо желаний» В.С. Юркевич

7. Диагностика степени психосоциальной зрелости (тестовая беседа)

8. Диагностика уровня «эмоционального выгорания»

Шкала мотивации достижения.

Шкала профессионального стресса

Шкала проявления тревожности Дж. Тейлор

Шкала мотивации достижения

Оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива Позняк Л.В.

Детско-родительские отношения.

Детско-родительские отношения 4 -5 лет (дети)

Автор, методика
Опросник идентификации детей с родителями (Захаров)
«Рисунок семьи»
Тест «2 домика»
Методика «День рождения» Панфилова

Детско-родительские отношения 5-6 лет

Автор, методика
Опросник идентификации детей с родителями (Захаров)
«Рисунок семьи»
Тест «2 домика», проективная игра «Почта»

Читайте также  Режим дня пятимесячного ребенка на гв

Знакомим родителей с результатами диагностик

Многие психологи и педагоги после проведения диагностики используют ее результаты только для себя, чтобы сформировать группы и работать с самыми, самыми детьми. Но почти у каждого ребенка есть области, которые не мешало бы подтянуть. Поэтому лучше всего к первому родительскому собранию собранию в подготовительных группах и ко второму в остальных подготовить индивидуальные рекомендации родителям по занятиям с их детьми. Кто-то забросит их сразу, а кто-то будет заниматься и придет к вам за дополнительной информацией! Ваша задача ПРОИНФОРМИРОВАТЬ! Информация должна быть подана в мягкой форме, обязательно сначала похвалить и отметить положительные итоги и стороны, а потом указать на сложности. Вручаются такие рекомендации лично родителям (их представителям).

Приведу примеры рекомендаций психолога, которые я давала по итогам диагностики:

Уважаемые родители XXXXXXXXXXXXX Юры

Довожу до вашего сведения результаты диагностики познавательного развития.

У Юры на среднем уровне развития находятся моторика руки, слуховая память, мышление, восприятие пространства, формы, воображение, связная речь. Но следует уделить внимание развитию

Зрительной памяти (игры «Что изменилось», «Что было на картинке», «Чего не хватает», «Что было в руках…»…). Ребенок должен уметь удерживать в памяти не меньше 4-5 объектов

Восприятия времен года (сколько времен года, какие, какое сейчас, как догадался, назвать признаки всех времен года, определить какое время года на картинке, назвать событие, а ребенок должен сказать в какое время года это бывает…)

Восприятия цвета (в книгах с иллюстрациями называйте все цвета, находите в комнате предметы определенного цвета, по дороге домой ищите объекты заданного цвета…). Нужно различать и называть 12 цветов (черный, белый, синий, голубой, фиолетовый, серый, желтый, зеленый, оранжевый, коричневый, красный, розовый)

Внимания (найти отличия на картинках, дорисовать узор, скопировать образец, распутать пересеченные линии, назвать наложенные друг на друга рисунки…)

С Юрой будут проводятся занятия по познавательному развитию. Но требуется Ваша помощь. Хотелось бы с вами встретиться.

С уважением педагог-психолог XXXXXXXXXXXXX

Уважаемые родители XXXXXXXX Артема!

Довожу до вашего сведения результаты диагностики познавательного развития.

Моторика, зрительная память, мышление, восприятие времен года, формы и пространства, воссоздающее воображение – на среднем уровне развития.

Но следует уделить внимание развитию

Слуховой памяти (повторение цепочки слов, стихов, скороговорок, предложений)

Внимания (найти отличия на картинках, дорисовать узор, скопировать образец, распутать пересеченные линии, назвать наложенные друг на друга рисунки…)

Восприятия цвета (в книгах с иллюстрациями называйте все цвета, находите в комнате предметы определенного цвета, по дороге домой ищите объекты заданного цвета…). Нужно различать и называть 12 цветов (черный, белый, синий, голубой, фиолетовый, серый, желтый, зеленый, оранжевый, коричневый, красный, розовый)

Творческого воображения (по части определить что нарисовано – как можно больше вариантов, придумать что это может быть по фрагменту несколько вариантов, сочинить сказку, продолжить историю, составить несколько разных предложений по нескольким картинкам, превратить предмет в несуществующий…)

Требуется развитие связной речи (описать предмет, картинку, составить рассказ по рисунку, сюжетной картинке или нескольким картинкам, сочинить историю про…)

Если у Вас есть вопросы, рада буду Вам помочь.

С уважением педагог-психолог XXXXXXXXXXXX

Уважаемые родители XXXXXX Егора. С вашим ребенком проведена диагностика готовности к обучению в школе и диагностика познавательного развития. По ее итогам у Егора достаточно развито восприятие цвета, формы, пространства, слуховая и зрительная память, но следует больше внимания уделить развитию мышления и связной речи: – «Сравни», например, стол и стул, бабочка и муха, лопата и тяпка: «Найди чем похожи», «Найди чем отличаются»; – на классификацию предметов: «Назови 5 (фруктов, овощей, птиц, рыб, предметов мебели и т.д.)», «Что бывает… (круглым, зеленым, большим и тяжелым и т.д.)», «Найди лишний предмет»; – «Назови детеныша (маму, папу); – решение логических задач, вопросов (Саша выше Маши, кто ниже?); – разложи последовательно картинки и составь по ним рассказ; – «Скажи наоборот» (тяжелый – легкий и т.д.); – «Закончи слово» (по началу) и др.

Играть в игры на развитие воображения: «На что похоже», «Что бывает такой формы (круглой, треугольной…)», «Дорисуй по-разному ( ̺ ͌, , ̡ , ˫ ,ͻ)», «Кто спрятался?» – угадать по фрагменту, «Расскажи сказку по-другому», «Придумай продолжение истории», «Нарисуй домик для…», «Придумай несуществующее животное, растение, машину и др.

Расширять кругозор, представления ребенка об окружающем, больше рассказывать, читать, посещать выставки, музеи.

Формируйте положительное отношение к школе: больше рассказывайте о школе, показывать фотографии своей школьной жизни, рассказывать о значимости обучения и его необходимости и т.д. Не заставлять заниматься изучением букв, цифр, если ребенок не хочет.

Можно уделить внимание развитию тонких и точных движений руки: больше давать раскрашивать, штриховать, обводить по линейке, складывать мозаику, выкладывать рисунки из круп, пуговиц и других мелких деталей, делать с детьми пальчиковую гимнастику, лепить из пластилина или глины, срисовывать образцы по клеточкам, учить рисовать человека.

Использовать игры на развитие устойчивости внимания: – «Найди отличия», «Найди два одинаковых предмета» . «Дорисовать узор», «Скопировать образец» по клеткам и на нелинованной бумаге. – Распутать пересеченные линии.- Назвать наложенные друг на друга рисунки.- «Да и не говорите, черный с белым не берите».- Различные головоломки.

Уделите внимание представлениям о временах года, т.к. Егор пока путает их, не может отличать их на картинках, вызывает сложности описание признаков времен года.

Если у Вас есть вопросы, рада буду Вам помочь.

С уважением педагог-психолог XXXXXXXXX.

Также рекомендуется выставлять в уголках для родителей результаты диагностики в обобщенном виде, в виде схем и графиков. Это привлекает родителей, они хотят знать каковы результаты их детей, что с этим делать (не все, но такие есть).

Например,диаграммадиаграмма2

Или такое объявление:

Внимание родители!

Проведена диагностика эмоционального благополучия детей в семье.

Результаты диагностики в подготовительной группе показали, что:

55% детей подготовительной группы испытывают недостаток тепла, взаимодействия с родителями

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: