Продолжительность индивидуального обследования ребенка педагогической диагностике

Положение о психологической диагностике индивидуального развития обучающихся

1.1. Настоящее положение разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения- детского сада № 9 комбинированного вида г. Орла (далее — Учреждение) в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»; Уставом Учреждения; должностной инструкцией педагога — психолога.

1.2. Настоящее Положение определяет основу проведения психологической диагностики обучающихся для осуществления комплексного сопровождения образовательного процесса.

II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

2.1. Цель психологической диагностики — выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей обучающихся (используется при необходимости).

2.2.1 выявление индивидуальных особенностей развития каждого ребенка в Учреждении;

2.2.2 выявление влияния образовательного процесса, организуемого в Учреждении на развитие обучающегося;

2.2.3 определение на основе оценки динамики психического развития обучающегося его дальнейшего образовательного маршрута;

2.2.4 определение возможностей и способностей обучающихся в Учреждении.

III. ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

3.1. Комплексность и разносторонность в изучении ребенка (сочетание различных методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетание методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения точности диагностического заключения).

3.2. Принцип ответственности: ответственность диагноста за сохранение психического и физического здоровья, эмоционально-соматического комфорта, социального благополучия обследуемого на всех этапах психодиагностического обследования.

3.3. Принцип компетентности: психодиагностическое обследование выполняется всегда квалифицированными специалистами.

3.4. Принцип конфиденциальности: неразглашение результатов без персонального согласия на это того лица, по отношению к которому проводилась психодиагностика.

3.5. Принцип научной обоснованности: психодиагностические методики должны быть валидны и надежны, то есть давать такие результаты, которым можно вполне доверять.

3.6. Принцип не нанесения ущерба: результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается обследованию.

3.7. Принцип объективности: выводы но результатам тестирования должны быть научно обоснованными, и никак не зависеть от субъективных установок тех, кто проводит тестирование.

3.8. Принцип эффективности: дающиеся на основании психодиагностики рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются.

IV.ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

4.1. Система психодиагностической работы:

4.1.1. В начале учебного года педагог-психолог проводит диагностику уровня психического развития воспитанников логопедических и подготовительных к школе групп.

4.1.2. На основе скрининга и анализа педагогической диагностики педагог- психолог проводит углубленную диагностику с обучающимися, предположительно имеющими проблемы в познавательной и личностной сфере. Такие дети обычно и составляют «группу риска». На основе углубленной диагностики строится коррекционно-развивающая работа.

4.1.3. Повторное диагностическое обследование этих обучающихся проводится в мае месяце, чтобы иметь возможность определить динамику развития и скорректировать индивидуальный маршрут развития дошкольников.

4.1.4. В случае запроса родителей (законных представителей) и педагогов диагностическое обследование включается в процесс консультирования.

4.1.5. Диагностическое обследование проводится после проведения коррекционно-развивающей работы с целью отслеживания результативности принятых мер.

4.1.6. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). При заключении договора между Учреждением и родителями (законными представителями) в письменном виде подтверждается согласие родителей (законных представителей) на участие их ребенка в диагностическом обследовании.

V. ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

5.1. Первый этап включает в себя углубленную диагностику психического развития обучающихся.

5.1.1. На данном этапе определяются задачи работы с обучающимися, нуждающимися в психолого-педагогическом сопровождении, и составляются индивидуальные образовательные маршруты на учебный год. При анализе развития обучающегося на каждом возрастном этапе учитываются социальная ситуация развития, ведущая деятельность и те новообразования, которые характеризуют его психику к концу того или иного периода.

5.1.2. Углубленная диагностика предполагает исследование значимых сфер обучающегося: познавательной, мотивационно-потребностной, эмоциональ- но­личностной и социальной.

5.1.3. При анализе эмоционально-личностной сферы основными показателями выступают самооценка обучающегося и его личностные особенности. Не менее важный показатель успешности развития обучающегося — гармоничность его социальной сферы, проявляющейся в характере общения со сверстниками и в семье.

5.1.4. Анализ мотивационно-потребностной сферы дает возможность определить значимые для обучающегося области, актуализировать наиболее проблемные из них, а также изучить, как формируется социальный мотив.

5.1.5. В ходе анализа познавательной сферы обучающегося изучаются такие психические процессы, как: восприятие, мышление, воображение, память, внимание.

5.1.6. Психологический инструментарий для проведения углубленного обследования педагог-психолог определяет индивидуально

5.2. На втором этапе психологического мониторинга проводится диагностика проводится с обучающимися, показавшими по итогам предыдущих этапов мониторинга снижение уровня развития по сравнению с возрастной нормой, в отношении которых реализовывалась психолого-педагогическая коррекция.

5.2.1. Цель проведения второго этапа диагностики — оценка правильности выбранного в отношении обучающегося маршрута сопровождения, выявление динамики его развития. По результатам данного вида диагностики педагоги, педагог-психолог, специалисты при необходимости могут внести коррективы в выбранный маршрут сопровождения, определить перспективы развития педагогического процесса относительно данного ребенка с учетом новых задач его развития.

6.1. В процессе проведения психологического диагностического обследования обучающиеся имеют права, зафиксированные в Ф3-№273 «Об образовании» и других нормативно-правовых документах.

6.2. Педагог-психолог имеет право:

— выбирать и использовать в процессе обследования научно и педагогически обоснованные средства и методы диагностики обучающихся;

— разрабатывать программы обследования обучающихся;

— на организационное и материально-техническое обеспечение диагностической работы.

6.3. Облагающиеся имеют право:

— знать о целях и содержании психологической диагностики, проводимой с ними, применяемых методах и способах сбора информации;

— на добровольное участие в процедуре диагностики и получении результатов по проведенному обследованию.

6.4. Родители (законные представители) имеют право:

— получать информацию о планируемых обследованиях обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

— присутствовать при обследовании обучающихся, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания обучающихся.

6.5. Педагогические работники имеют право:

— знать о целях и содержании психологической диагностики, проводимой с обучающимися, применяемых методах и способах сбора информации.

VII. ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

7.1. В установленном законодательством РФ порядке (№ 273-ФЭ Гл. 5, ст. 48) педагог-психолог обязан:

— осуществлять диагностические процедуры на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию индивидуальных планов работы в данном направлении;

— соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся;

— при проведении диагностики учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья;

— систематически повышать свой профессиональный уровень в области диагностики и вести параллельно с использованием методик методическую работу, анализируя по собранным данным эффективность применения-методики в заданной области.

7.2. В соответствии с законодательством РФ педагог-психолог несет персональную ответственность за:

— адекватность подбора методик в программу обследования;

— соблюдение всех требований при использовании стандартных методик обследования: подсчета баллов, интерпретации и прогноза;

— конфиденциальность психодиагностической информации, порученной от испытуемых на основе личного доверия;

— разглашение профессиональной тайны, повлекшей за собой нанесение физического, морального, психологического ухудшения здоровья обследуемых;

— некорректное и неэтичное применение психодиагностики;

— низкий уровень разработки необходимой документации и обработки результатов обследования;

— качество и адекватность рекомендаций (обучающимся, родителям (законным представителям), педагогическому составу) по результатам проведенного обследования;

— жизнь и здоровье обучающихся во время проведения индивидуальной и групповой диагностики обучающихся;

— необоснованное вынесение заключения по обследованию обучающегося в рамках своей компетенции, повлекшее за собой ухудшение физического или психического здоровья последнего;

— несоблюдение прав и свобод личности обучающихся и конфиденциальность полученных при обследовании материалов;

— ведение отчетной и учетной документации по проведенной диагностике и ее сохранность;

— несоблюдение правил производственной санитарии, техники безопасности и противопожарной безопасности во время проведения диагностических процедур.

8.1. Педагог-психолог Учреждения ведет документацию согласно п.8 Положения о службе практической психологии в образовании, Положения о ведении отчетной и учетной документации и должностной инструкции, утвержденных заведующим Учреждения.

8.2. Материал и результаты психологической диагностики хранится в кабинете педагога-психолога.

9.1. Педагог-психолог представляет аналитический отчет по отдельным направлениям диагностики на заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума.

9.2. Педагог-психолог в конце учебного года представляет итоговый аналитический отчет, отражающий проделанную работу за год по всем направлениям, предусмотренным психологической диагностикой.

Рекомендации для воспитателей ДОУ "Проведение комплексной диагностической оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация образовательной программы дошкольного образования предусматривает оценку индивидуального развития детей, которая производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Читайте также  Режим дня ребенка 2 3 года

Эффективной педагогической диагностике может способствовать использование педагогами в своей работе индивидуальной карты развития ребенка. Такая форма диагностического обследования должна помочь в комплексном и систематическом изучении индивидуальных особенностей каждого ребенка, определить диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости. Под педагогической диагностикой понимается такая оценка развития детей, которая необходима педагогу, непосредственно с ними работающему. Ее результаты помогают подбирать наиболее адекватные методы работы, дают обратную связь в плане эффективности тех или иных педагогических воздействий. Согласно ГОС ДО, педагогическая диагностика индивидуального развития детей является профессиональным инструментом педагога, используемым для получения информации о динамике развития и обучения каждого ребенка. Данные, полученные в результате такой оценки, являются рабочими материалами педагога и не подлежат проверке и контролю со стороны администрации, других органов и инстанций.

Педагогическая оценка индивидуального развития каждого ребѐнка направлена, прежде всего, на оценку эффективности созданных для его развития условий, в соответствии с его возрастными возможностями, индивидуальными особенностями и интересами. Она не призвана выявлять личностные особенности и отклонения в поведении детей. Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения образовательных задач.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику развития детей и скорректировать свои действия.

При проведении педагогической диагностики необходимо учитывать следующее:

1. Условия проведения диагностики должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

2. Обследование должно проводиться в привычной для дошкольника обстановке.

3. Обследование не должно нарушать режим дня и утомлять детей. Целесообразно проводить его в первой половине дня, во вторник или в среду (то есть в дни лучшей работоспособности детей).

4. Проведение педагогической диагностики не должно нарушать нормативные акты, этические и правовые нормы.

5. Проведение диагностических процедур не должно нарушать образовательный процесс.

6. Обследование может проводиться в группе или индивидуально (в соответствии с методикой). Максимальное количество детей в группе – 6 человек.

7. Диагностические процедуры не должны превышать по длительности пределы работоспособности детей каждого возраста. Максимальная продолжительность диагностики – 20 минут, при первых признаках утомления нужно сменить вид деятельности.

8. При проведении диагностического обследования необходимо максимально использовать педагогическое наблюдение за деятельностью и поведением ребенка.

9. Необходимо заранее подготовить и удобно разместить всѐ нужное для проведения обследования.

10. Нужные игры и пособия лучше разместить на отдельном столе.

11. Не рекомендуется: спешить с подсказкой, торопить ребѐнка; проявлять неудовольствие; обращать внимание на отрицательные результаты; анализировать результаты с родителями в присутствии ребѐнка.

12. При оценке результатов обследования следует учитывать, что результаты могут снижаться в случаях: трудностей при контакте с незнакомым взрослым; страха получить низкую оценку; неспособности ребѐнка сосредоточиться в непривычной ситуации; медлительности ребѐнка, или его усталости, или плохого самочувствия.

В основу разработки процедуры педагогического обследования детей лежат следующие требования:

научная обоснованность выбора показателей для проведения диагностического обследования;

тесная связь содержания диагностики с содержанием проводимого обучения;

учѐт при подборе диагностических проб и заданий возрастных особенностей и зоны ближайшего развития каждого ребѐнка;

отбор для обследования методов, дающих при компактности и коротком времени проведения максимальное количество информативных показателей;

высокий профессиональный уровень проведения обследования квалифицированными специалистами: недопустимость передачи диагностических методик родителям для самостоятельного обследования ребѐнка;

конфиденциальность результатов обследования: другим педагогам и родителям результаты обследования, при необходимости, представляются в виде рекомендаций, разработанных на основе полученных данных.

Педагогическая диагностика не должна смешиваться с психологической диагностикой, проводимой специалистом-психологом. Результаты психологической диагностики, по условиям конфиденциальности, предоставляются педагогам, непосредственно работающим с детьми, и родителям в форме психологических заключений и рекомендаций, не подлежащих обсуждению и просмотру администрацией Организации и контролирующими инстанциями, а также третьими лицами.

Пояснительная записка к индивидуальной карте развития ребенка.

Предлагаемая индивидуальной карты развития ребенка поможет получить объективные данные о личностном развитии каждого ребенка с момента его зачисления в ДОО (У). Она включает в себя основные показатели развития ребёнка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике.

Цель использования карты — выявить и обобщить данные об индивидуальных, психофизических, личностных особенностях воспитанника, усвоении им программного материала. Это позволит педагогу спроектировать индивидуальную траекторию развития ребёнка и подобрать наиболее эффективные формы и методы работы с ним в рамках образовательного процесса конкретного дошкольного учреждения.

Индивидуальная карта развития оформляется при поступлении воспитанника в дошкольное образовательное учреждение и заполняется на каждого воспитанника на протяжении всего периода посещения детского сада. В карту вносятся, как правило, показатели развития на начало и конец учебного года.

Желательно, чтобы в заполнении карты принимали участие не только воспитатели, а и другие специалисты, которые участвуют в образовательном процессе детей дошкольного возраста (музыкальные руководители, практический психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования). Например, при изучении развития ребёнка по показателям образовательной области «Физическое развитие» желательно присутствие инструктора по физической культуре. Это решает задачу создания психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в тесном взаимодействии всех специалистов по созданию благоприятных условий воспитания, коррекции и развития детей в детском саду. Для реализации основной цели психолого-педагогического сопровождения необходимо обеспечить информационный обмен, единое информационное пространство. Данные, полученные в результате педагогической диагностики должны помочь спрогнозировать дальнейшую деятельность педагогов с дошкольниками.

Рекомендуемая периодичность заполнения индивидуальной карты развития ребёнка — два раза в год (сентябрь, апрель).

Условные обозначения:

н.г. — начало года;

В заполнении индивидуальной карты развития дошкольника используется трехбалльная шкала оценок, где каждая качественная характеристика соответствует уровню проявления показателя:

3 балла — сформировано (С) — ребёнок хорошо понимает, осознаёт и применяет систему представлений, умений и навыков из данной области, самостоятельно выполняет предложенные задания;

2 балла — достаточно сформировано (Д) — достаточно владеет системой представлений, умений и навыков из данной области, при выполнении заданий иногда нуждается в помощи взрослого или сверстников;

1 балл — частично сформировано (Ч) — слабо ориентируется в данной области, при выполнении заданий постоянно требует помощи взрослого или сверстников;

0 баллов — не сформировано (Н) — данное качество (умение) не сформировано.

Оценки, полученные ребенком по всем показателям одной образовательной области, позволяют определить её итоговый показатель

(И.п.). Он рассчитывается по формуле:

Например, при обследовании ребенка из первой младшей группы по показателям образовательной области «Речевое развитие» были получены оценки: 3, 2, 2, 1. Используя формулу вычисления среднего арифметического, получаем такой итоговый показатель:

Педагогическая диагностика проводится при помощи методов наблюдения, игры или беседы. Важно, чтобы обследование проходило в атмосфере доброжелательности: ребенка следует поощрять, оказывать ему эмоциональную поддержку.

Особого внимания воспитателей и специалистов требуют дети, проявившие низкий и высокий уровень развития освоения каких-либо образовательных областей. Для работы с этими детьми логично выстраивать индивидуальный образовательный маршрут либо с целью коррекции выявленных в процессе педагогической диагностики недостатков, либо проведения дополнительной работы с детьми, показавшими более высокие результаты.

По желанию родителей (законных представителей) воспитанников данная карта может быть предоставлена ими в качестве портфолио ребенка при поступлении в общеобразовательное учреждение, в целях получения специалистами образовательного учреждения полной информации о физиологических и интеллектуальных особенностях ребенка, посещавшего дошкольное образовательное учреждение, сформированности у него предпосылок к учебной деятельности.

Результаты всех детей группы в обобщённом количественном виде могут заноситься воспитателем в Сводную таблицу освоения образовательных областей Программы. Она поможет увидеть, как проходит усвоение задач Программы по разным образовательным областям всей группы детей в целом. Данные из этих таблиц, в свою очередь, заносятся в Сводную таблицу освоения образовательных областей Программы в дошкольном образовательном учреждении. Анализ полученных результатов позволит старшему воспитателю увидеть эффективность работы педагогов данной группы и скоординировать их работу на достижение воспитанниками целевых ориентиров согласно Государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

Обращаем внимание, что при разработке показателей освоения области «Физическое здоровье» детьми подготовительной группы учитывались требования первой ступени «Олимпийские надежды» физической подготовленности девочек и мальчиков 6-8 лет Временных нормативов Государственного физкультурно-спортивного комплекса «ГТО ДНР» (Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 17 декабря 2016 г. № 13-32).

Использование предложенной индивидуальной карты развития ребёнка позволит более эффективно спланировать и скорректировать образовательную деятельность педагогов для достижения детьми целевых ориентиров дошкольного образования.

"Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста"

Автор: Александрова Ирина Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ Детский дом "Родник"
Населённый пункт: Спасск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование

Проблема педагогической диагностики остаётся одной из актуальных —

осуществляет свою деятельность. Она признана, во-первых, оптимизировать

Читайте также  У ребенка сильно болит голова и рвота

определение результатов обучения, в третьих, руководствуясь выбранными

критериями, свести к минимуму ошибки в оценке знаний детей.

«Диагностика» (греч.) — «познание, определение».

индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка.

реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для

коррекции педагогического процесса.

информации, разрабатываются рекомендации для воспитателей и родителей

по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе.

проводится обследование дошкольников и есть ли необходимость в нем?

Педагогическая диагностика необходима для того, чтобы оказать помощь в

обучения и развития. Диагностическое обследование дошкольников — важно

правильно подобранная коррекционная работа дает отличные результаты.

Признаки диагностического обследования:

Наличие целей педагогического обследования

Систематичность и повторяемость

конкретным ситуациям и условиям

Доступность процедур для их проведения

Принципы диагностического обследования

последовательности

преемственности

диагностики

диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания

личности, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики.

доступности

диагностических

необходимой информации (тесты с картинками)

принцип прогностичности

Последний принцип проявляется в ориентации диагностической

в «зоне ближайшего развития»

Существенным является не столько то, чему ребёнок уже научился, столько

то, чему он способен научиться, а зона ближайшего развития и определяет,

каковы возможности ребёнка в плане овладения тем, чем он ещё не владеет,

но может овладеть с помощью и при поддержке взрослого.

Существует большое количество методов педагогической диагностики. В

— изучения продуктов деятельности детей

Однако при наблюдении могут возникнуть сложности, одна из них –

субъективизм наблюдателя. Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок,

следует отказаться от преждевременных выводов, продолжать наблюдение

длительное время и лишь потом приступать к анализу результатов.

ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из

поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать

ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: «очень

хорошо!», « ты молодец!», « я вижу у тебя всё замечательно получается!».

Продолжительность индивидуального обследования не должна превышать в

зависимости от возраста от 10 до 20 минут.

диагностики является переход с позиции обучающего на позицию человека,

проводящего диагностику. Это неизбежно влечёт за собой изменение его

деятельности. Если в процессе повседневной работы основная цель – дать

процессе проведения диагностики – получить достоверные данные об уровне

развития ребёнка, сформированности тех или иных умений.

Очень важно при обследовании дошкольников придерживаться «правил»

Обследование дошкольников проводится только в первой половине дня,

в наиболее работоспособные дни (вторник или же среда). Обстановка при

проведении диагностики спокойная, доброжелательная. С ребенком работает

ответом, дают возможность подумать. Нельзя выказывать свои чувства по

дошкольника с родителями в его присутствии. Родителям обязательно в той

рассматривают как необходимую и важную помощь ребенку.

реагируют на личность педагога, то возможно общение с ребенком, в ходе

которого и проводится диагностики развития. Обследование дошкольников

осуществляет наблюдение за поведением ребенка во время обследования. Он

наблюдает и фиксирует функциональное и эмоциональное состояние ребенка,

проявления интереса (безразличия) к предлагаемым заданиям. Обследование

проводится обязательно в игровой форме. Нельзя заставлять ребенка, если он

не желает что — то делать, лучше отложить диагностику. Наблюдения дают

ценный материал для правильной оценки уровня развития ребенка, меры

интерпретации результатов диагностики необходимо выслушать мнение и

Следует отметить, что диагностическое обследование проводится во всех

возрастных группах 2 раза в год: в начале года и в конце. На основании

конструируют образовательный процесс в своей возрастной группе, но и

планируют индивидуальную работу по разделам программы с теми детьми,

которые требуют усиленного внимания воспитателя и которым необходима

только дети группы риска, чтобы скорректировать планы индивидуальной

работы с детьми по всем разделам программы. В конце учебного года –

сначала итоговая диагностика, потом – сравнительный анализ результатов на

Рекомендации к проведению диагностического обследования

Главная цель диагностирования – получить не столько качественно новые резуль­таты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.
Общими признаками диагностического обследования, являются:
– наличие целей педагогического оценивания состояния диагностируемого объекта;
– систематичность и повторяемость диагностирования как вида профессионально-педаго­гической деятельности, осуществляемой в типичных ситуациях на определенных этапах педаго­гического процесса (вводная диагностика, промежуточная диагностика, итоговая и т. д.);
– использование методик, специально разработанных и (или) адаптированных к данным конкретным ситуациям и условиям;
– доступность процедур для их проведения воспитателями.
При проведении диагностического обследования необходимо руководствоваться следую­щими принципами.
Принцип последовательности и преемственности диагностики проявляется в последова­тельном переходе от одних этапов, критериев и форм и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности в образовательном процессе, в поэтапном усложне­нии и углублении процесса диагностики.
Принцип доступности диагностических методик и процедур – общепедагогические прин­ципы наглядности и доступности обучения применительно к задачам диагностического изучения воспитанников означают необходимость такого подбора (построения) методик, вопросов, зада­ний, которые были бы рассчитаны на реальный уровень развития детей, их опыт. Зрительная на­глядность заданий практического характера становится главным условием получения необходи­мой информации (тесты с картинками).
Доступность диагностики требует создания естественных условий диагностирования, что как раз и стимулирует естественность поведения.

Среди специфических принципов педагогической диагностики выделяют прогностичностъ диагностики. Она проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» дошкольников.
Заметим, что понятие «зона ближайшего развития» введено Л. С. Выготским: «Существен­ным… является не столько то, чему ребёнок уже научился, сколько то, чему он способен нау­читься, а зона ближайшего развития и определяет, каковы возможности ребенка в плане овладе­ния тем, чем он еще не владеет, но может овладеть с-помощью, по указанию взрослых, в сотруд­ничестве».
Кроме принципов, важно придерживаться общих рекомендаций.
Во время проведения диагностического обследования важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: «Очень хорошо!», «Вы молодцы!», «Я вижу, у вас все замечательно получается».
Продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 15 минут.
При разработке диагностической процедуры и отборе диагностических средств учитыва­лись экономичность и надежность методик, их соответствие возрастным особенностям детей и возможность включения в воспитательно-образовательный процесс детского сада.
В качестве основных методов, позволяющие выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, предлагаются наблюдения за детьми, изучение продуктов их деятельности (рисунков, аппликаций), несложные эксперименты (в виде отдельных поруче­ний ребёнку, проведения дидактических игр и пр.), беседы.
Регулярные наблюдения позволяют достаточно объективно оценить присущие возрасту достижения ребёнка (освоение им определенных способов; умственных действий, уровень овла­дения знаниями).
Однако при наблюдении могут возникнуть сложности, одна из них – субъективизм наблю­дателя. Поэтому, чтобы избежать ошибок, следует отказаться от преждевременных выводов, продолжать наблюдения по возможности, длительное время и лишь потом приступать к анализу результатов.
Наблюдения за ребёнком должны происходить в естественной ситуации: в группе, на про­гулке, во время прихода в детский сад и ухода из него.
Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является пе­реход педагога с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Это не­избежно влечет за собой изменение его деятельности. Если в процессе повседневной работы ос­новная цель педагога – дать знания, добиться правильного ответа в данный момент, воспитывать, то в процессе проведения диагностики – получить достоверные данные об уровне развития ре­бёнка, сформированности тех или иных умений.
Предлагаемые задания составлены с максимальным учетом особенностей и возможностей детей младшего дошкольного возраста, их реального опыта, что обеспечивает адекватное пони­мание детьми их содержания.
СПОСОБЫ РАБОТЫ С ДИАГНОСТИЧЕСКИМИ КАРТАМИ
Результаты диагностического обследования каждого ребенка заносятся в диагностическую таблицу. На вертикальной оси приводятся фамилии детей и баллы за выполнение каждого зада­ния. На горизонтальной – номера диагностических заданий.
Целью данной работы является разработка системы комплексной диагностики детей до­школьного возраста, которая позволит качественно и оперативно оценивать динамику подготов­ленности детей дошкольного возраста, а также на качественном уровне оценить эффективность образовательной работы детских образовательных учреждений по «конечному ценному продук­ту» – дошкольник-выпускник.
Диагностические карты ориентируют воспитателя на некоторую, очень приблизительную, среднюю норму развития ребёнка. Стандартных детей не бывает, и диагностические карты могут быть только ориентиром на пути понимания особенностей ребёнка, его индивидуальности.
Результаты диагностики – это отправные точки индивидуальных образовательных маршру­тов для каждого ребёнка.

ПОЛОЖЕНИЕ о педагогической диагностике в дошкольных отделениях

1.1. Настоящее Положение о педагогической диагностике (далее — Положение) в дошкольных отделениях (далее — ДО) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Цент образования № 34 имени Героя Советского Союза Николая Дмитриевича Захарова» (далее — Учреждение) разработано в соответствии с:

Конвенцией о правах ребенка ООН, Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 года №273-Ф3 «Об образовании», Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования», Образовательной программой дошкольного образования Учреждения (далее ОПДО).

Читайте также  Делать упал ребенок 4 месяца

1.2. Педагогическая диагностика — это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка, эффективность педагогических действий и дальнейшее планирование образовательной деятельности.

1.3. Педагогическая диагностика связана с освоением воспитанниками ОПДО и заключается в анализе освоения ими содержания образовательных областей:

Физическое развитие; Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие.

1.4. Педагогическая диагностика представляет собой систему сбора, анализа, хранения и накопления образовательных результатов, обеспечивающих непрерывность и своевременную корректировку образовательного процесса.

1.5. Оценка физического развития проводится инструктором по физической культуре ДО. Оценка здоровья детей всех возрастных групп проводится старшей медицинской сестрой, закрепленными за ДО детской городской поликлиникой в соответствии с договором.

1.6. При необходимости проводится психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей) квалифицированными специалистами (педагогом-психологом).

1.7. В старшем дошкольном возрасте (с 5 до 7 лет) проводится логопедическая диагностика детей квалифицированным специалистом – учителем-логопедом. При необходимости (при обращении родителей или педагогов) диагностика может проводится ранее для своевременного выявления отклонений в развитии и проведения необходимой коррекции.

1.8. Участие ребенка в психологической, логопедической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

1.9. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников дошкольных отделений Учреждения, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовым договором.

Основные цели, задачи, функции и принципы педагогической диагностики

2.1. Цель педагогической диагностики – получить оперативные данные о текущем реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования.

2.2. Задачи педагогической диагностики:

Индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности); Оптимизация работы с группой детей. Совершенствование организации образовательного процесса.

2.3. Принципы педагогической диагностики:

Принцип последовательности и преемственности диагностики – проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики. Принцип доступности результатов для родителей (законных представителей) воспитанников, педагогов (непосредственно работающих с ребенком), обобщенной информации для различных групп потребителей (педагогический совет, экспертные комиссии). Принцип прогностичности — проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» дошкольников. Принцип научности (диагностическая работа опирается на научные исследования, обосновывающие выбор изучаемых показателей, методы, сроки и организацию обследования). Принцип этичности (диагностика проводится с соблюдением эстетических норм и правил); Принцип оптимальности (минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации). Принцип непрерывности (педагогическая диагностика проводится на протяжении всего периода пребывания ребенка в детском саду). Принцип динамичности (педагогический инструментарий позволяет в установленные краткие сроки провести педагогическую диагностику).

2.4. Педагогическая диагностика:

позволяет фиксировать уровень актуального развития дошкольника и оценивать его динамику; учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений; позволяет рассматривать весь период развития ребенка как единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника; учитывает представленные в Программе целевые ориентиры, но не использует их в качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

Организация проведения педагогической диагностики

3.1. Педагогическая диагностика осуществляется во всех возрастных группах два раза в год – в начале и в конце учебного года. Фиксация результатов (входная и итоговая диагностики) проводятся в сентябре (последние 10 дней месяца) и апреле (последние 10 дней месяца).

3.2. Распределение функций при оценке индивидуального развития ребенка:

старший воспитатель обеспечивают условия объективного проведения оценки индивидуального развития ребенка (минимизируя риски субъективных оценок): выбирает методики и параметры оценки результатов, консультируют педагогов, испытывающих сложности в проведении педагогической диагностики; специалисты дошкольных отделений проводят педагогическую диагностику (учитель-логопед, музыкальные руководители, инструктор по физическому воспитанию) своего направления развития личности воспитанников, педагог-психолог – психологическую диагностику при необходимости, анализируют результаты, формулируют причины успехов или неудач, намечают пути коррекции; воспитатели проводят оценку индивидуального развития воспитанников, анализируют результаты, формулируют причины успехов или неудач, намечают пути коррекции.

3.3. Оценка индивидуального развития осуществляется:

при поступлении ребенка в учреждение (в течение двух месяцев) в начале (сентябрь) и в конце учебного года (апрель) – в целях определения динамики развития ребенка; в случаях обращения родителей (законных представителей) ребенка.

3.4. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) осуществляется через наблюдение, беседы, продукты детской деятельности, специальные диагностические ситуации.

3.5. Фиксация показателей развития выражается в форме:

— показатель сформирован (достаточный уровень «+») — наблюдается в самостоятельной деятельности ребѐнка, в совместной деятельности со взрослым;

— показатель в стадии формирования (уровень близкий к достаточному «0») — проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребѐнок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, даѐт аналогичные примеры;

— показатель не сформирован (недостаточный уровень «-») — не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребѐнок не даѐт положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно.

Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному» отражают состояние возрастной нормы развития.

Преобладание оценок «достаточный уровень» свидетельствует об успешном развитии ребенка.

Если по каким-то направлениям преобладают оценки «недостаточный уровень», следует усилить индивидуальную работу с ребѐнком по данному направлению с учѐтом выявленных проблем, а также при взаимодействии с семьѐй по реализации Образовательной программы.

3.6. На основании полученных результатов в начале учебного года педагоги проектируют образовательную деятельность с детьми каждой возрастной группы и планируют индивидуальную траекторию развития по образовательным областям обучающихся с особыми образовательными потребностями.

3.7. В конце учебного года организуется итоговая диагностика, проводится сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года, показывающий эффективность педагогических воздействий. По результатам педагогической диагностики с учётом выявленных проблем проводится проектирование педагогического процесса на новый учебный год, а также организация методической работы с педагогами.

3.8. По результатам педагогической диагностики (оценки индивидуального развития) заполняются индивидуальные карты развития ребенка и предоставляются воспитателями

всех возрастных групп и специалистами ДО старшему воспитателю.

Инструментарий педагогической диагностики

4.1. В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, в условиях ДО используются:

наблюдение, которое дополняется свободным общением педагога с детьми, беседами, играми, рассматриванием картинок; специально организованные диагностические занятия в период, определенный образовательной программой дошкольного учреждения для мониторинга; изучение продуктов деятельности детей; беседы с родителями.

4.2. Обследование проводится обязательно в игровой форме.

4.3. Наблюдение осуществляется педагогом во всех естественно возникающих образовательных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в ДО и ухода из него.

5. Методологическая основа педагогической диагностики

5.1. Для проведения педагогической диагностики используются параметры педагогической диагностики индивидуального развития детей от 2 до 7 лет (Верещагина Н. В. Диагностика педагогического процесса в дошкольной образовательной организации — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.)

Ответственность должностного лица, осуществляющего педагогическую диагностику

6.1. Должностное лицо, осуществляющее педагогический мониторинг в ДО, несет

тактичное отношение к каждому ребенку во время проведения диагностических мероприятий, создание для каждого воспитанника ситуации успеха; ознакомление с итогами обследования воспитанников, соответствующих должностных лиц (в рамках их должностных полномочий); соблюдение конфиденциальности; качество проведения обследования воспитанников; доказательность выводов по итогам диагностирования воспитанников; оформление соответствующей документации по итогам проведения диагностических мероприятий в установленные сроки Контроль

7.1. Контроль проведения и объективности оценки индивидуального развития ребенка осуществляется заместителем директора по ДО и старшим воспитателем посредством следующих форм:

ежедневный текущий контроль; тематический контроль; оперативный контроль;

Виды деятельности в рамках контроля: посещение и анализ образовательной деятельности, режимных моментов, обсуждение результатов с педагогом.

Документация

8.1. Педагогические работники, осуществляющие педагогическую диагностику:

заполняют диагностические карты по пяти образовательным областям на начало и конец учебного года; проводят количественный и качественный анализ по каждой области, а также обобщающую справку по результатам диагностирования; справки в установленные сроки предоставляются старшему воспитателю, который обобщает результаты диагностирования по ДО. на начало учебного года педагоги разрабатывают индивидуальные траектории развития или программы работы с одаренными обучающимися и обучающихся с особыми образовательными потребностями.

8.2. Диагностические карты хранятся у педагогов в течение 5-ти лет, аналитический материал — в методическом кабинете.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: