Проблемы ранней диагностики детей овз

Комплексный подход к раннему выявлению и ранней коррекции отклоняющегося развития у детей

На современном этапе исследований в области изучения человека, а также многолетней практической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья очевидна необходимость активного взаимодействия всех специалистов, занимающихся ранней диагностикой и ранней коррекцией отклоняющегося развития у детей. Для реализации комплексного подхода в деле помощи проблемным детям и их семьям, взаимопонимание специалистов является центральным вопросом в системе коррекционного воздействия.

При профессиональном взаимодействии необходимо понимание каждым из специалистов (педиатром, невропатологом, психологом и педагогом-дефектологом) своей роли на каждом возрастном этапе развития ребенка и своего места в общей системе коррекционной помощи ребенку и его родителям.

На наш взгляд, уже в родильном доме желательно разработать и применять карту развития ребенка с указанием факторов риска, которая бы сопровождала ребенка при выписке и ориентировала бы педиатров на более внимательное отношение к психофизическому развитию малыша "группы риска".

В детской поликлинике в ходе наблюдения за ребенком "группы риска" желательно фиксировать темп и динамику его психофизического развития. В случаях замедленного темпа или отклонения в развитии детей группы риска желательно было бы проводить коррекцию отклоняющегося развития в детских поликлиниках на базе кабинетов здорового ребенка. Подготовленный к такой работе педиатр совместно с психологом и педагогом-дефектологом имеют возможность сориентировать и нацелить родителей на активную позицию по отношению к коррекционно- воспитательной работе со своим ребенком. В более сложных случаях, при очевидной патологии развития — при органическом поражении ЦНС, генетических нарушениях, очевидном отклоняющемся развитии — педиатру необходимо организовать комплексное обследование ребенка для уточнения состояния его анализаторов — слухового, зрительного, двигательного, а также состояния центральной нервной системы. В случаях выявленных нарушений родители должны постоянно получать систематическую консультацию и медико-ппсихолого-коррекционную помощь у специалистов (невропатолога, психолога, педагога-дефектолога и др.). Такую комплексную помощь они могут получать только в "центрах детства", где будет проводиться коррекционно-педагогическая работа с ребенком, а также будет оказываться психолого-педагогическая помощь родителям.

В детской поликлинике желательно иметь базу данных обо всех специализированных учреждениях в микрорайоне, округе, городе. Для обеспечения систематической коррекционной поддержки при каждом специализированном дошкольном учреждении возможна организация группы для детей с кратковременным пребыванием, где будет оказываться целенаправленная комплексная помощь ребенку и его родителям.

Вся эта сложная работа может быть организована лишь при большом внимании к вопросам подготовки и переподготовки кадров для работы с детьми раннего возраста, основанной на тесном взаимодействии специалистов различных профилей.

Таким образом, комплексный подход к раннему выявлению и ранней коррекции отклоняющегося развития предполагает наличие в нем следующих базовых блоков:

  • скрининговое обследование всех новорожденных в родильных домах с указанием фактора риска в карте развития ребенка;
  • расширение деятельности кабинетов здорового ребенка в детских поликлиниках кабинетов развития ребенка в интересах родителей и детей;
  • целенаправленное наблюдение за темпом психофизического развития ребенка группы риска по месту его жительства со стороны педиатра;
  • создание "команды" специалистов для выявления характера отклонений и оказание своевременной помощи;
  • организация "центров детства" в целях ранней диагностики и ранней коррекции отклоняющегося развития с опорой медико-психолого-педагогическую работу с проблемным ребенком и оказание психолого-педагогической поддержки родителям;
  • раннее начало систематической коррекционной работы, в том числе и в группах кратковременного пребывания при специализированных дошкольных учреждениях;
  • целенаправленная подготовка и переподготовка специалистов разных профилей для комплексной коррекционной работы с детьми раннего возраста.

Реализация этого подхода предусматривает осуществление целенаправленной государственной политики в этой области и разработку инструктивно-нормативных актов в целях создания в нашей стране "центров детства".

Статья Роль ранней диагностики отклонений в развитии детей и оказания комплексной помощи детям с ОВЗ.

В настоящее время есть тенденция роста детей с трудностями обучения. По данным различных исследований затруднения в обучении по разным причинам испытывают от 15 до 40 процентов обучающихся начальных классов общеобразовательной школы; причём для более 50% неуспевающих школьников характерна задержка психического развития.

Специалисты считают, что очень важно своевременно выявить отклонения в развитии, ещё в дошкольном возрасте. Значение раннего выявления отклонений в психофизическом развитии детей заключается в том, что дошкольный возраст – наиболее сенситивный период оказания помощи и предотвращения появления вторичных нарушений . Поэтому специалисты нашей школы в составе педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя дефектолога проводят собеседование, раннюю диагностику за год до школы. Это помогает выявить уровень развития ребёнка на данном этапе, вовремя дать рекомендации родителям по готовности детей к обучению в школе. Если у ребёнка выявляются какие-либо нарушения, обратиться к медицинским специалистам, затем в ПМПК.

Но вот пришёл ребёнок, у которого есть статус ребёнка с ОВЗ в школу. К примеру, у ребёнка трудности в обучении в связи с нарушением интеллекта. Какую мы должны оказать помощь? Во-первых, помощь должна быть комплексной, что мы и стараемся делать. В нашей школе осуществляется совместная работа специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя дефектолога. Основными направлениями оказания ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии в нашей работе являются:

-социальное развитие (включая приобщение к предметной, игровой деятельности и самообслуживанию).

При организации комплексной психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, следует помнить, что в своем развитии они проходят те же этапы, что и дети с нормой развития. Однако прохождение каждого этапа затрудняются в связи с особенностями психологического и социального развития детей при различных нарушениях. Составляя программу коррекционных занятий, необходимо учитывать, какие познавательные процессы характерны для детей с ОВЗ с нарушением интеллекта.

Внимание детей с ОВЗ:

недостаточная или низкая концентрация;

трудности сосредоточения и удержания внимания вследствие повышенной отвлекаемости или истощаемости;

возможно патологическое застревание на эмоционально значимых для ребенка объектах.

Память детей с ОВЗ:

механическое, непроизвольное запоминание;

нарушения кратковременной памяти: недостаточный объем; запоминания, повышенная тормозимость следов памяти, замедленное запоминание;

снижение скорости запоминания;

преобладание наглядной памяти над словесной;

снижение произвольной памяти;

нарушение механической памяти.

Мышление детей с ОВЗ:

несформированность познавательной, поисковой мотивации;

низкая мыслительная активность;

стереотипность мышления, его шаблонность;

нарушения операций анализа.

Развитие коммуникативной сферы детей с ОВЗ:

низкий уровень социальной зрелости;

не сформированы все виды речевой деятельности и её компоненты;

снижение потребности в общении как со сверстниками, так и с взрослыми;

общение со сверстниками в основном носит эпизодический характер.

Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ:

недоразвитие сложных эмоций;

некритичность к себе и окружающим;

неспособность фиксировать свое внимание и выполнять действия, результат которых не является очевидным, моментально достижимым вследствие слабого осознания целей и отсутствия необходимых побуждений к их достижению;

слабая выраженность, однообразность эмоциональных реакций;

может наблюдаться неадекватность эмоций;

позднее начало формирования личности (самосознания и т.п.).

Если у ребёнка задержка речевого развития, то это значительно влияет на развитие мышления, в особенности, на регулирующую функцию речи, что затрудняет последовательное выполнение интеллектуальных операций. Отставание в формировании высших психических функций не позволяет нормально переносить интеллектуальные нагрузки.

Раннее выявление отклонений в развитии ребёнка, коррекция, психопрофилактика дают исключительную возможность «сгладить» имеющиеся недостатки и проблемы в развитии , а в ряде случаев даже устранить их , обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.

Проблемы ранней диагностики детей овз

Одной из актуальных проблем современной педагогики является подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной, общественно-полезной деятельности вне школы.

Обучение данной категории детей реализуется как в специальных образовательных учреждениях, так и в коррекционных классах общеобразовательных школ, а также через индивидуальное обучение на дому. Коррекционные школы в зависимости от психо-физической патологии ребенка подразделяются на 8 видов (рис. 1).

Читайте также  Сколько спит ребенок в 11 месяцев днем

Каждое из восьми видов общеобразовательных учреждений для детей с особыми образовательными потребностями имеет свою специфику (табл. 1). В основном это школы интернатного типа, срок обучения в которых, как правило, составляет 1 2 лет.

В Нижегородской области образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья включают:

  • 50 специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов, в которых обучаются 5511 обучающихся.
  • 514 специальных (коррекционных) классов при общеобразовательных школах, в которых обучаются 3233 обучающихся.

Рис. 1. Классификация коррекционных школ

Классификация коррекционных школ

Какие дети обучаются

Основные задачи работы школы

Коррекционные школы I вида

Дети с глубокими нарушениями слуха (глухота).

Научить глухого ребенка общаться с окружающими, освоить несколько видов речи: устную, письменную, тактильную, жестовую. В учебное расписание включаются курсы, направленные на компенсацию слуха посредством использования звукоусиливающей аппаратуры, коррекция произношения, социально-бытовая ориентировка и другие.

Коррекционные школы II вида

Дети слабослышащие или поздноглохшие.

Восстановление утраченных слуховых способностей, организация активной речевой практики, обучение коммуникативным навыкам.

Коррекционные школы III вида

Незрячие дети, а также дети с остротой зрения от 0,04 до 0,08 со сложными дефектами, ведущими к слепоте.

Специфика дефекта предполагает обучение с использованием тифлооборудования, а также специальных дидактических материалов, позволяющих усваивать поступающую информацию.

Коррекционные школы IV вида

Дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 с возможностью коррекции.

Коррекционные школы V вида

Дети, имеющее общее недоразвитие речи, а также тяжелую речевую патологию.

Коррекция речевого дефекта. Весь учебно-воспитательный процесс организован таким образом, чтобы дети имели возможность развивать речевые навыки в течение всего дня. При устранении речевого дефекта, родители имеют право перевести ребенка в обычную школу.

Коррекционные школы VI вида

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.

В коррекционном учреждении осуществляется восстановление двигательных функций, их развитие, коррекция вторичных дефектов. Особое внимание уделяется социально-трудовой адаптации воспитанников.

Коррекционные школы VII вида

Дети с задержкой психического развития, причем с возможностями интеллектуального развития.

В школе осуществляется коррекция психического развития, развитие познавательной деятельности и формированию навыков учебной деятельности. По результатам обучения в начальной школе воспитанники могут быть переведены в общеобразовательную школу.

Коррекционные школы VIII вида

Дети с умственной отсталостью.

Цель обучения – социально-психологическая реабилитация и возможность интеграции ребенка в общество. В таких школах существуют классы с углубленной трудовой подготовкой.

Особого внимания требуют умственно отсталые дети.

Умственная отсталость – это качественные изменения всей психики, всей личности в целом в результате перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. При этом страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие [1].

Для умственно отсталых детей характерно недоразвитие познавательных интересов, они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании окружающего мира [2]. Им характерны трудности восприятия пространства и времени, недостаток внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость [3]. Отличительной чертой их мышления является некритичность, неумение самостоятельно планировать свою деятельность и оценивать ее результаты. В работе они предпочитают легкий путь, не требующий волевых усилий; им свойственны подражание и импульсивные поступки. Эти особенности психических процессов оказывают влияние на характер их учебной деятельности [9].

Несмотря на то, что умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что она не поддается коррекции. Так, М.С. Певзнер, В.И. Лубовский и др. [4] отмечают значительную динамику в развитии умственно отсталых детей при правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии на них в условиях специальных учреждений, в частности, коррекционных школ.

Значительная роль в решении этой проблемы отводится трудовому обучению данной категории детей и, в первую очередь, в начальных классах. От уровня организации трудового обучения в коррекционных школах зависит развитие у этих детей самостоятельности, организованности, умения работать в коллективе, освоение доступной трудовой деятельности.

Методика и результаты исследования. В данной работе рассматриваются особенности организации трудового обучения умственно отсталых детей 2 класса коррекционной школы VIII вида Нижегородской области.

В соответствии с Уставом школы целями образовательного процесса является коррекция отклонений в развитии обучающихся средствами коррекционного образования и трудовой подготовки, их социально-психологическая реабилитация для последующей интеграции в общество.

Организация обучения и воспитания в школе строится с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. В таких школах существуют классы с различной степенью умственной отсталости, в зависимости от которой установлена предельная наполняемость классов: для умственно отсталых – 12 человек; для глубоко умственно отсталых – 10 человек; для имеющих сложные дефекты – 5 человек.

В школах этого типа значительное внимание уделяется трудовой предпрофессиональной подготовке воспитанников. Трудовое обучение и трудовое воспитание во вспомогательной школе представляет собой единую систему. Первый ее этап – трудовое обучение в первых – третьих классах, второй – общетехнический труд в четвертом классе на базе школьных мастерских, третий – профессионально-трудовое обучение в пятых – девятых классах. Трудовое воспитание осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время в процессе занятий общественно полезным и производительным трудом, самообслуживания, во время кружковой работы.

Одной из важнейших в учебном плане является образовательная область «Технология», включающая в себя следующие учебные дисциплины (рис. 2):

  1. 1 – 4 классы – трудовое обучение;
  2. 5 – 9 классы – профессионально – трудовое обучение, которое в 6-9 классах осуществляется по профилям: «Столярное дело», «Швейное дело», «Сельскохозяйственный труд»; в 5 классе – «Цветоводство и декоративное садоводство»;
  3. 10 класс – производственное обучение.

В школу приходят дети с разным уровнем подготовленности, среди них встречаются и такие, которых необходимо учить элементарным правилам личной гигиены, как пользоваться ложкой, вилкой и т.п. Период адаптации к школьной жизни, учебной и трудовой деятельности протекает очень медленно и у каждого по-разному. На начальном этапе обучения всем школьникам свойственен очень низкий уровень самостоятельности, каждый нуждается в помощи учителя. Обучение первоклассников трудовым умениям, наблюдение за ними в течение года дают педагогу возможность составить полное и четкое представление о развитии каждого ученика, об испытываемых им трудностях, его возможностях и в результате наметить пути дальнейшей работы с ним.

К окончанию первого класса обучающихся можно условно разделить на три группы, состав которых по мере обучения меняется: постепенно растет число детей, сравнительно успешно занимающихся на уроках трудового обучения, а также и по другим учебным дисциплинам [5, 10].

Рис. 2. Содержание образовательной области «Технология» в коррекционной школе VIII вида

Учебный материал 2 класса распределен с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников. Предусмотрены такие виды труда как [8, 11]:

  • работа с глиной и пластилином;
  • работа с природными материалами;
  • работа с бумагой и картоном;
  • работа с текстильными материалами.

Содержание учебного материала, предусмотренного программой 2-го класса, направлено на расширение и закрепление полученных в l-м классе знаний и умений учащихся, способствующих выработке устойчивых положительных навыков и привычек.

Как правило, в работе с умственно отсталыми учащимися используются уроки комбинированного типа, включающие в свою структуру повторение ранее пройденного, ознакомление с новым материалом и его закрепление, прежде всего в процессе практической работы, которая занимает на уроке большую часть времени. Каждый урок труда имеет свои особенности, в то же время на каждом уроке учащиеся поэтапно знакомятся с организацией труда, учатся ориентироваться в задании, планировать работу, делают разметку, выполняют приёмы обработки поделочных материалов, подводят итоги.

Читайте также  Снять боль ожога ребенка

Типологические и личностные особенности школьников с недостатком интеллекта, различная степень их самостоятельности в труде требуют дифференцированного подхода, что отражено в содержании программы по трудовому обучению, в частности, в разработке трудовых заданий различных уровней сложности при выполнении программных изделий.

Неустойчивое внимание детей этого возраста требует подбора более интересного материала, использования на уроках игр и игровых ситуаций. Одним из наиболее перспективных способов решения этой проблемы является дидактическая игра.

Дидактическая игра – это всегда познавательная игра, направленная на расширение, углубление, систематизацию знаний, воспитание познавательных процессов, умственное развитие; способствует развитию сенсорных способностей, пополнению и активизации словарного запаса, закреплению норм и правил поведения [6].

С целью выяснения эффективности влияния дидактической игры на развитие обучающихся второго класса школы – интерната VIII вида было разработано два вида урока: традиционный комбинированный урок по теме: «Изготовление стилизованных ягод из ниток, связанных в пучок», и урок в виде дидактической игры: «Пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями» (игра-путешествие со сказочным героем, например, Карлсоном).

Диагностика уровня сформированности учебных умений и навыков обучающихся проводилась по методике М. Ступницкой (табл. 2, [7]).

EduNeo

актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.

Диагностика детей с ОВЗ

В современном образовании есть трудности с дифференциальной диагностикой детей с проблемами в развитии.

От рождения до трех лет

Диагностировать в этом возрасте сложнее, но полезнее из-за пластичности нервной системы. Диагностика детей младенческого и раннего возраста помогает контролировать ход психического развития ребенка для последующей своевременной коррекции выявленных отклонений.

Важно понимать: чем раньше начинаем, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а в некоторых случаях — предупреждение вторичных нарушений развития. Именно на вторичные отклонения мы можем (и должны) повлиять в ходе психолого-педагогической работы

Задачи ранней диагностики:

1. Раннее выявление отклонений в развитии.
2. Определение причин и характера первичных нарушений развития обследуемого ребенка, а также степени выраженности нарушений.
3. Выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка.
4. Определение специфических образовательных потребностей ребенка, путей коррекционно-развивающего воздействия.
5. Обоснование психолого-педагогического прогноза.

В основе комплексной диагностики — своевременное (!) выявление отклонений в различных функциональных системах.

Это можно сделать с помощью следующих методов:

1. Изучение медицинской и педагогической документации детей, сбор и анализ анамнестических данных.
2. Беседа с родителями, врачами — неврологом, детским психиатром: сбор сведений о раннем моторном, нервно-психическом, доречевом развитии детей на первом году жизни.
3. Педагогическое наблюдение в процессе свободной деятельности ребенка, на специальных занятиях у дефектолога, логопеда, воспитателя, во время режимных моментов
4. Индивидуальный обучающий эксперимент: задания, адекватные возрасту и состоянию

Основные принципы диагностики

1. В ходе обследования важно выявить как нарушения развития, так и сохранные функции: они составят основу для последующих коррекционно-развивающих мероприятий.

2. Дифференциальная диагностика предполагает мониторинг изменений, которые происходят в процессе развития с учетом возрастных особенностей ребенка. Это важно при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализе результатов изучения. Повторное диагностическое обследование важно для уточнения заключения.

3. Диагностика проводится только специалистами, имеющими профильное образование и опыт работы с детьми не менее 5 лет. Для качественной дифференциальной диагностики необходима междисциплинарная команда, в составе которой будут и врачи, и педагоги, и психологи.

ПМПК — психолого-медико-педагогической комиссия, на которой как раз происходит комплексная диагностика ребенка на наличие диагнозов и определение возможности обучения в общеобразовательной школе.

По закону обследование детей на ПМПК может проводиться по инициативе и заявлению родителей или законных представителей или по направлению любой организации — образовательной, медицинской и пр. Если организация направила, а родители категорически отказываются от прохождения ПМПК, то согласно закону «Об образовании в РФ» и в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, ответственность несут родители. Их задача — исполнить право ребенка на образование.

Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей или законных представителей и только соматически здорового ребенка. Иногда, в случаях болезни родителей или их долгой рабочей командировки, оформляется доверенность установленного образца на ближайшего родственника или сотрудника образовательной организации, например, социального педагога.

Чтобы диагностика прошла максимально эффективно, лучше убрать фактор неожиданности и сопутствующий ему стресс, то есть подготовить ребенка и настроится самим.

Обращаем внимание

1. К стандартным вопросам, на которые обычный ребенок в состоянии ответить: рассказать о себе, своих родных и друзьях, о своих занятиях и занятиях друзей, о доме, о домашних питомцах, об окружающем мире и пр.
2. К показу стандартных действий, которые проверяют координацию движений и развитие моторики: попрыгать, поймать мяч, дотянуться до носа, встать на одну ногу и пр.
3. К проверке памяти: повторить названные слова, к работе с картинками.
4. К проверке речи ребенка: здесь надо будет просто поговорить.

По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители или законные представители под роспись. В отчете ПМПК будет содержаться рекомендации (!) родителям по возможности обучения в обычной школе или необходимость коррекционной, необходимости дополнительных занятий и с каким специалистом.

Где проходить диагностику?

В каждой муниципальной территории есть консультационные пункты по оказанию ранней помощи семьям с детьми с проблемами в развитии. Адреса консультационных пунктов размещены на сайте министерств образования и науки регионов.

Актуальные проблемы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии речи детей.

В последние годы определилось особое направление в логопедии – превентивное логопедическое воздействие, что отвечает положениям разрабатываемой концепции раннего логопедического вмешательства.

Институт коррекционной педагогики РАО разрабатывает концепцию раннего выявления и коррекции различных отклонений в развитии у детей первых трех лет жизни.

Проблема ранней помощи детям с особыми потребностями в настоящее время является чрезвычайно актуальной, так как доля здоровых новорожденных в период с 1991 по 1998 гг. снизилась с 48,3% до 36,5%. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% – имеют перинатальную патологию – ПЭП (Б.Ф. Гликштейн).

Современные научные исследования доказывают, что определяющими для развития ребенка являются первые два-три года жизни. Программы ранней помощи детям являются семейно-центрированными, направленными на помощь всей семье, а не только ребенку с особыми потребностями.

Отечественный опыт ранней помощи основан на данных многолетней исследовательской и практической деятельности психолого-медико-педагогического консультирования детей в ИКП РАО. Ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала. Это подтверждает и зарубежные исследования.

Авторский коллектив Института коррекционной педагогики РАО разрабатывает модель системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии. Для реализации модели необходима организация скрининга новорожденных в родильном доме для определения фактора риска. В последующем предполагается контроль за ребенком группы риска, включающий дифференцированную диагностику и адекватную коррекционную помощь.

Таким образом, поставлена задача осуществить программу ранней помощи детям.

Существующий порядок помощи детям, имеющим проблемы в развитии, не отвечает в полной мере потребностям семьи и не обеспечивает комплексной помощи, т.к. сосредотачивает свое внимание в основном на детях старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Помощь детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья находится в ведении двух министерств: Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в связи с чем наряду с позитивными процессами в этой сфере отмечаются и некоторые негативные тенденции: недостаточность взаимодействия этих структур; нехватка квалифицированных педагогических кадров, подготовленных к работе с детьми раннего возраста; отсутствие нормативно-правовой базы интеграции; недостаточность обеспечения методической и нормативной литературой и другие.

Читайте также  Еда 4 месячного ребенка

Для организации ранней помощи необходима реконструкция отечественной системы специального образования и создание нового структурного элемента – службы ранней помощи детям с различными отклонениями в развитии и всей семье, воспитывающей проблемного ребенка. Ранняя коррекция отклонений в развитии детей должна быть одним из приоритетных направлений специальной педагогики и психологии.

В отечественной литературе дается анализ программы «раннего вмешательства», принятой конгрессом США в 1986 году законом PL-99-457, изучается опыт реализации этой программы в условиях США, Швеции, Норвегии, Финляндии и др. В 1992 году в России в Санкт-Петербурге был создан институт раннего вмешательства ИРАВ, в котором разрабатывается программа «Абилитации младенцев».

Там же созданы региональная Ассоциация психического здоровья младенцев и лекотеки – библиотеки игрушек для детей с особыми потребностями. Ранее вмешательство рассматривает как социальная программа для детей от рождения до трех лет с отставанием и риском отставания, где отводится большая роль семье, матери в реализации индивидуальной программы развития ребенка. Сроки обучения определяются сензетивными периодами в развитии каждой функции. Именно в эти периоды обучение оказывается наиболее плодотворным. Оптимальные сроки обучения для каждого ребенка определяются зоной его ближайшего развития, то есть обучение опирается не только и не столько на созревшие функции ребенка, сколько на созревающие.

Существующая система медико-психолого-педагогической помощи имеет недостатки, выражающие в отсутствии преемственности и непрерывности адекватных мероприятий. В этих условиях совершенно очевидна необходимость перестройки всей системы медико-психолого-педагогической помощи не только в отношении ранней диагностики, но и отношении динамического сопровождения детей группы риска.

В последнее десятилетие в системе образования сложились условия для обеспечения психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с особыми потребностями и их семьям. В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утвержденным постановлением правительства российской Федерации от 31.07. 1998 № 867, в России действуют более 850 государственных и муниципальных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры).

Получила развитие сеть психолого-медико-педагогических комиссий (консультаций) (ПМПК), осуществляющих комплексное, и системное изучение ребенка, у которого выявлены заметные отклонения в развитии. Комиссии определяют для него пути получения образования, консультируют родителей и педагогов.

Однако, дети младенческого возраста (до одного года жизни) находятся вне поля зрения ПМПК, т.к. преимущественно наблюдаются в детских поликлиниках, где в настоящее время не предусмотрена психолого-педагогическая диагностика, и, следовательно, упускается самый важный сензетивный период в формировании психомоторных функций.

Ребенок с отклонениями в развитии, начавший обучаться в первые месяцы жизни, имеет самые большие шансы на максимально быстрое достижение оптимально возможного для него уровня общего развития.

По данным ведущих отечественных педиатров, перинатальная отягощенность в нашей стране за последнее десятилетие возросла в 1,9 раза и составила 544,7 на 1000 родившихся (А.А. Баранов). Патология, перенесенная ребенком в перинатальном периоде, оказывает негативное влияние на развитие речи. ПЭП на последующих этапах онтогенеза вызывает самые разнообразные функциональные и структурные нарушения нервной системы, обусловливающие развитие детского церебрального паралича (в 20% случаев), гидроцефалии, эпилепсией, минимальной мозговой дисфункции (67,6% случаев по данным Ю.И. Барашнева), нарушений и задержек психического развития ( Дунайкин М.Л.). ПЭП к концу первого года жизни как диагноз снимается, т.к. выраженных нарушений уже не выявляется. Нормальное развитие отмечается у 15-20 % детей. Но наши длительные наблюдения показывают, что и эти дети в возрасте 4-5 лет имеют различные речевые нарушения: ОНР, ФФН, стертые дизартрии и другие. Обследования детей раннего возраста показали, что наиболее частыми являются речевые расстройства – 50,5%, расстройства эмоционально-волевой сферы – 29,2%. Все чаще встречается диагноз «ранний детский аутизм» – 12,3%; нарушения поведения и внимания – 7,7%; повышенная утомляемость и истощаемость нервных процессов – 9,2%. Симптомы этих нарушений были с рождения, т.к. причины нарушений относятся к внутриутробному или младенческому периоду.

В настоящее время известны и успешно апробируются ряд диагностических методик. Важное значение в диагностике нарушенного развития в раннем детстве имеют стандартизированные шкалы обследования младенцев. Выделяется группа методик для быстрой оценки психомоторного развития младенцев («скрининг-методики») (А.М. Казьмин и Л.В. Дайхина, 1990; Е.В. Кожевниковой в соавт., 1995; Г.В. Козловская, А.В. Горюнова и др., 1997; В.В. Юрьев и др., 1998; W.K. Frankenburg, J.B. Dodds, 1967; N.P. Dick, 1973). Для оценки характера, степени нарушений и прогноза, определения коррекционных мер требуется качественный клинический анализ отклонений психо-моторного развития, на котором основаны методики Л.Т. Журбы – Е.М. Мастюковой – Е.Д. Айнгорн (1981) и О.В. Баженовой (1986). Определенный интерес для исследования недоношенных и доношенных детей имеет методика Бэйли Н. (1993). Проблема ранней диагностики и коррекции развития детей с нарушениями речи в современной логопедии представлена недостаточно.

В исследованиях Г.В. Чиркиной выделены ряд диагностических показателей, позволяющих рано определить отставание или нарушение анатомо-физиологических предпосылок речевой деятельности.

Наиболее сложным и дискуссионным в настоящее время является вопрос о диагностике нарушений речевого развития детей 3-го года жизни. Их разработка должна быть ориентирована на закономерности речевого онтогенеза.

Для ранней диагностики и коррекционной помощи необходимо решить ряд организационных задач, обеспечивающих: скрининговое обследование всех новорожденных, расширение деятельности кабинета здорового ребенка в поликлиниках, создание команды специалистов для выявления характера отклонений и раннего начала систематической коррекционной работы, целенаправленная подготовка и переподготовка специалистов для комплексной коррекционной работы с детьми раннего возраста. Реализация этого подхода предусматривает разработку инструктивно-нормативных актов.

Проведенное обсуждение «Программы» и мониторинг действующих служб ранней помощи в России показали необходимость дальнейшей проработки данной проблемы.

Общим выводом в результате анализа данного опыта является признание необходимости и экономической целесообразности встраивания системы ранней помощи в имеющуюся образовательную систему путем расширения функций существующих учреждений.

Наше исследование и многолетний практический опыт работы позволяет дополнить данный вывод некоторыми предложениями.

Нам представляется, что более приближенными по месту жительства для детей младенческого возраста являются детские поликлиники, которые посещаются детьми регулярно. Эта служба отработана и проходит в рамках обязательного медицинского страхования. Наличие в детских поликлиниках команды специалистов, в том числе логопеда и психолога, может помочь в обеспечении и проведении скрининговых исследований детей с первых месяцев жизни. С этой целью автором статьи предлагается скрининговая методика. Кроме скринингого исследования нами разработана система ранней коррекционной помощи детям. С этой целью в условиях поликлиники апробируются методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей в младенческом и раннем возрасте.

Методические рекомендации адресованы родителям с целью активизации участия матери в процессе воспитания ребенка, динамического наблюдения за развитием ребенка, соотнесение показателей психомоторного развития ребенка с нормативными показателями. Методические рекомендации содержат практический материал, направленный на стимуляцию психомоторного развития ребенка.

При выявлении детей группы риска по показателям психомоторного развития и отсутствии положительной динамики детей направляют в «Центры» для более углубленного изучения и оказания ранней специальной помощи в соответствующих коррекционных учреждениях.

Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ , г.Москва.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: