Приемы организации детей на утреннюю гимнастику

«Организация и проведение утренней гимнастики в ДОУ"
консультация на тему

В свете решения приоритетной задачи государства о сохранности здоровья населения. основным направлением работы педагогов ДОУ является сохранность и укрепление здоровья дошкольников. Утренняя гмнастика входит в ряд физкультурно-оздоровительных мероприятий ДОУ направленных на полноценное физическое развитие и укрепление здоровья детей.

Скачать:

Вложение Размер
Консультация для педагогов "Организация и проведение утренней гимнастики в ДОУ" 42.46 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия имени Ф. К. Салманова

г. Сургут 2015 г

Инструктор по физической культуре: Ксёнз Геннадий Александрович

«Организация и проведение

утренней гимнастики в ДОУ»

В свете решения приоритетной задачи государства о сохранности здоровья населения, основным направлением работы педагогов ДОУ является сохранность и укрепление здоровья дошкольников.
Утренняя гимнастика входит в ряд физкультурно-оздоровительных мероприятий ДОУ, направленных на полноценное физическое развитие и укрепление здоровья детей.
Увлекательная, подобранная в соответствии с возрастными потребностями и возможностями детей дошкольного возраста, утренняя гимнастика, способствует развитию у детей интереса к занятиям физической культурой и спортом, воспитанию в детях целеустремленности, организованности, инициативности, желания ежедневно выполнять физические упражнения, формирует основы здорового образа жизни.

Утренняя гимнастика входит в ряд физкультурно-оздоровительных мероприятий ДОУ, направленных на полноценное физическое развитие и укрепление здоровья детей.
Увлекательная, подобранная в соответствии с возрастными потребностями и возможностями детей дошкольного возраста, утренняя гимнастика, способствует развитию у детей интереса к занятиям физической культурой и спортом, воспитанию в детях целеустремленности, организованности, инициативности, желания ежедневно выполнять физические упражнения, формирует основы здорового образа жизни.

1. Задачи и значение утренней гимнастики

Задачей утренней гимнастики в детском саду является укрепление здоровья, физическое совершенствование и осуществление разносторонней физической подготовленности ребенка к многообразной деятельности.

Так же утренняя гимнастика в детском саду имеет и большое воспитательное значение. Систематическое проведение утренней гимнастики воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начать день, способствует четкому выполнению режима дня, учит согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.

Проведение утренней гимнастики на свежем воздухе или в хорошо проветренном помещении способствует закаливанию детского организма, вырабатывает стойкость к различным воздействиям окружающей среды. Введение в комплексы упражнений корригирующего характера способствует формированию свода стопы и правильной осанки. Таким образом, утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, систематически оздоравливающим детский организм.

2. Организация утренней гимнастики

Утренняя гимнастика обязательная часть режима дня и проводится ежедневно перед завтраком согласно графику проведения. Перед занятием помещение проветривается, оптимальная температура для проведения утренней гимнастики в помещении 16 градусов. Дети занимаются в повседневной одежде.
Утренняя гимнастика в детском саду рассматривается как важный элемент двигательного режима, выполняя упражнения утренней гимнастики, ребенок должен получать приподнятое эмоциональное состояние и настоящую радость движений. Не должно быть гимнастики по принуждению. Если кто-то из детей не хочет заниматься сегодня, не надо его принуждать, главное, впоследствии понять причину такого поведения и подобрать индивидуальные формы воздействия.

3. Структура утренней гимнастики

Как любое физкультурное мероприятие, утренняя гимнастика, начинается с разминки и заканчивается восстановительными упражнениями. Поскольку утренняя гимнастика не продолжительна, физические нагрузки в ней не велики.
Утренняя гимнастика состоит из 3 частей:

  • вводная
  • основная
  • заключительная

Каждая часть имеет свои задачи и содержание.

3.1. Вводная часть утренней гимнастики
Задачи:
— организация внимания детей, нацеливающая на выполнение согласованных действий,
— формирование правильной осанки,
— подготовка организма к выполнению более сложных упражнений

— построения (в колонну, в шеренгу, круг),

— строевые упражнения (повороты и полуобороты налево, направо, кругом),

— перестроения (из одной колоны в две, из двух колон в четыре, в круг, несколько кругов, смыкания и размыкания приставными шагами в сторону),

— непродолжительная ходьба в чередовании с упражнениями, способствующими укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки (ходьба на носках, с различным положением рук, ходьба с высоким подниманием коленей, на пятках, перекрёстным шагом),

— бег друг за другом и врассыпную или в сочетании с прыжками.

3.2. Основная часть утренней гимнастики
Задачи:

— укрепление основных мышечных групп,

— формирование правильной осанки

Содержание: выполнение комплекса общеразвивающих упражнений

Упражнения выполняются в определенной последовательности: сначала даются упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, которые способствуют расширению грудной клетки, хорошему выпрямлению позвоночника, развитию дыхательных мышц; затем упражнения для мышц туловища; далее следуют упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы. После упражнений с большой нагрузкой следует повторить первое упражнение или аналогичное ему.
Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей и их физической подготовленности.

3.3. Заключительная часть утренней гимнастики
Задачи: восстановить пульс и дыхание

— дети младшего возраста выполняют прыжки или бег, переходящие в заключительную ходьбу;

— дети старшего возраста выполняют прыжки в сочетании с бегом, затем заключительную ходьбу с выполнением различных заданий; после заключительной ходьбы проводится малоподвижная игра

4. Формы проведения утренней гимнастики

Используются различные формы проведения утренней гимнастики:

  • традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений
  • обыгрывание какого-нибудь сюжета: «Путешествие в лес», «Зоопарк», «Жучки» и др.
  • игрового характера (из 3-4 подвижных игр)
  • с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов
  • оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени)
  • с использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей)

5. Требования к комплексам упражнений для утренней гимнастики

Сочетание физических упражнений, подобранных в определенном порядке, составляет комплекс.
Обычно комплекс упражнений для утренней гимнастики составляется из упражнений, разученных на физкультурных занятиях или из упражнений, не требующих продолжительного разучивания.
При составлении комплекса необходимо руководствоваться следующими требованиями:

  • комплекс должен содержать упражнения для всех групп мышц
  • в комплексе для выполнения упражнений используются различные построения
  • упражнения должны выполняться из разных исходных положений
  • подбираются упражнения разной интенсивности, темпа
  • чередуются комплексы с различными пособиями и без предметов
  • используется музыкально-ритмичное сопровождение (бубен, счет, хлопки, звукозапись)
  • каждый комплекс должен быть интересен детям

Один и тот же комплекс повторяется в течение двух недель.
Необходимо помнить, что содержание комплекса утренней гимнастики, как и дозировка упражнений различны для детей разных возрастных групп.

Для того, чтобы упражнения утренней гимнастики оказали на ребенка желаемое влияние, важно добиваться четкости, точности выполняемых движений, их достаточной интенсивности.

6. Планирование утренней гимнастики

Что бы достичь эффективного влияния утренней гимнастики на организм ребенка, надо составить план — конспект, определить последовательность упражнений, продумать и правильно записать методические указания. Воспитатель должен при этом помнить о способах организации детей, дозировке и темпе упражнений, методах их проведения, характере показа, объяснений и указаний.

Чтобы дать правильную оценку своих действий на утренней гимнастике, надо систематически вести наблюдение за качеством выполнения упражнений, за самочувствием детей, их поведением.

Травмоопасные упражнения, не рекомендованные к применению в ДОУ:

1. Наклоны с прямыми ногами в положении стоя (показ воспитателя – идеально).

2. Упражнения «плуг», «мельница», «мостик», «шпагат».

3. Быстрые вращения головой.

4. Сильное разгибание шеи.

5. Продолжительная работа рук над головой.

6. Быстрая амплитуда махов с отягощением.

7. Поднятие гантели хват снизу.

8. Наклон к пяткам назад.

9. Упражнения на пресс с прямыми ногами в положении сидя и лёжа.

10. Сильное прогибание колен наружу.

11. Переразгибание локтевых суставов (н-р, махи прямыми руками в стороны).

12. Глубокий присед ниже линии колен (с опорой у стены можно).

13. Наклон в стороны из исходного положения пятки вместе, носки врозь.

14. Стояние на пальчиках ног длительное время.

15. Махи прямыми ногами назад, стоя на коленях и ладонях.

16. Резкие прямые махи прямыми ногами.

17. Продолжительное удерживание статических поз.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зарядка вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность, тем самым прививается культура здорового образа ж.

Организация и проведение утренней гимнастики

Консультация для начинающих воспитателей по организации и проведению утренней гимнастики в дошкольных группах детского сада.

Методика организации и проведения утренней гимнастики

Консультация для воспитателей и инструктора по физической культуре. В консультации предоставлена информация о поэтапном проведении утренней гимнастики.

В материале указано содержание и методика работы с детьми в разных возрастных группах.

Карта контроля организации и проведения утренней гимнастики с детьми

Вопрос об оценке деятельности воспитателя был и остается актуальным. Проверяющий, анализируя сводную таблицу, получает информацию о степени проявления каждого критерия по воспитателям, по отдельным ви.

В статье описаны советы по проведению утренней гимнастики, доказана её необходимость в жизни дошкольника.

Гимнастика — широкое понятие, определяемое как одно из основных средств и методов всестороннего физического развития. В детском саду, согласно утвержденному режиму дня, проводятся утренняя (гигиеничес.

Организация и проведение утренней гимнастики в детском саду

Автор: Дударева Марина Константиновна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 63" г. Воркуты
Населённый пункт: город Воркута,Республика Коми
Наименование материала: статья
Тема: Организация и проведение утренней гимнастики в детском саду
Раздел: дошкольное образование

Организация и проведение утренней гимнастики в детском саду

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, её

выполняемых ежедневно, оказывает положительное влияние на деятельность всех органов и

систем ребёнка (сердечно-сосудистую, дыхательную, опорно-двигательный аппарат), способствует

привычку и потребность заниматься физкультурой каждый день.

Посредством утренней гимнастики решаются совершенно особенные задачи, а именно:

«разбудить» организм ребёнка, настроить его на действенный лад. Кроме того, она обеспечивает

воспитанников на совместные формы деятельности.

В процессе утренней гимнастики решаются в той или иной степени задачи всестороннего

Выполнение детьми физических упражнений на свежем воздухе или в чистом помещении с

возникает ощущение свежести, лёгкости, радости.

Утренняя гимнастика включается в режим с первой младшей группы и проводится ежедневно,

до завтрака, в течение определённого для каждой возрастной группы времени, на воздухе или в

помещении (в зависимости от условий).

В дошкольных учреждениях могут быть использованы:

традиционные комплексы утренней гимнастики

утренняя гимнастика игрового характера

утренняя гимнастика с использованием полосы препятствий

утренняя гимнастика с включением оздоровительных пробежек

утренняя гимнастика с использованием простейших тренажёров.

Содержание традиционного комплекса утренней гимнастики составляют:

Строевые упражнения (построение, перестроение, повороты, размыкания и смыкания).

В начале года детей 1 младшей группы перед выполнением упражнений не строят: они ходят и

бегают стайкой, врассыпную. В дальнейшем и в этой группе утренняя гимнастика начинается с

построения в колонну по одному или в одну шеренгу. Повороты чаще используются в старших

Непродолжительная ходьба разного вида в чередовании с бегом в умеренном темпе.

В начале утренней гимнастики часто даётся ходьба на месте (обычная, с высоким подниманием

колен), это помогает организовать детей, сосредоточить их внимание. Целесообразно в начале и в

конце утренней гимнастики давать разные виды ходьбы для предупреждения плоскостопия (на

носках, на пятках, краях стоп), полезно менять скорость ходьбы (с ускорением и замедлением). Бег

на утренней гимнастике в младших группах проводится стайкой, врассыпную, а потом детей

приучают бегать в колонне

друг за другом, как на месте, так и с продвижением в разных

«медвежата», «торопимся на автобус» и т.п.). Нужно следить, чтобы при ходьбе и беге дети не

шаркали ногами, держали голову прямо, ритмично размахивали руками, чтобы дети бегали на

носках, поднимая выше колени, дышали через нос. Воспитатель соответствующими указаниями

предупреждает ошибки, а если они возникают, исправляет их, не прекращая движения.

Разные построения для выполнения общеразвивающих упражнений.

Детей младшего возраста строят врассыпную, в круг с использованием зрительных

ориентиров. Со средней группы обычно перестраивают в три, четыре звена за направляющим. При

таком перестроении воспитателю легче наблюдать за качеством выполнения упражнений всеми

детьми, обращать внимание на правильную осанку. Желательно, чтобы перестроения во всех

возрастных группах проводились по зрительным ориентирам.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ).

Упражнения для шеи.

Упражнения для рук и плечевого пояса. При отсутствии специальных дыхательных упражнений по

возможности надо фиксировать вдох и выдох.

Упражнения для прямых мышц туловища (наклоны вперёд, упражнения для брюшного пресса из

исходного положения лёжа на спине, сидя и т.п.)

Упражнения для косых мышц туловища (повороты туловища, наклоны в стороны)

Упражнения для ног

Прыжки в чередовании с ходьбой

Дыхательные упражнения по необходимости

Упражнения на координацию движений

последовательности: сначала даются упражнения для мышц плечевого пояса и рук, после этого

целесообразны упражнения, укрепляющие мышцы туловища и ног.*** В младших группах почти

все они носят имитационный характер и проводятся в игровой форме. В конце гимнастики, после

интенсивного бега или прыжков в сочетании с ходьбой, могут выполняться упражнения для

плечевого пояса и рук, которые помогают успокоить организм (снимают нагрузки и регулируют

дыхание). Упражнения для крупных мышц сочетают с движениями для мышц шеи, кистей,

пальцев рук и стопы (особенно в старшем возрасте). Например, при поднимании рук вверх

рекомендуется одновременно сжимать и разжимать пальцы.

Количество и дозировка ОРУ увеличиваются с возрастом детей, по мере улучшения

физического развития и физической подготовленности (см. Приложение 2).

Общеразвивающие упражнения выполняются из разных исходных положений (стоя, сидя,

лёжа, на коленях), с различными положениями рук. Исходные положения сидя, лёжа выгодны тем,

что снимают давление массы тела на позвоночник и неокрепший свод стоп, позволяют увеличить

стульями, гимнастическими скамейками для выполнения упражнений из исходных положений

В младших группах воспитатель выполняет ОРУ вместе с детьми, постоянно привлекая

внимание детей к образцу, показывая и поясняя упражнение, правильные способы движения.

Одновременно он наблюдает за детьми,

делает необходимые указания по ходу движений за

качеством выполнения, соблюдением исходного положения осуществляя индивидуальную работу.

В средней группе он сначала называет упражнение, кратко объясняет или показывает его, а затем

подаёт команду для исходного положения и выполнения. Внимание детей фиксируется на наиболее

одновременно, в общем для всех темпе. Начиная со средней группы педагог приучает детей к

правильному положению корпуса во время выполнения упражнений. В старшем возрасте дети

могут выполнять упражнения по названию. Объяснение должно быть чётким и кратким. К показу

педагогу возможность ходить между рядами воспитанников, оказывать индивидуальную помощь.

На протяжении всей гимнастики педагог привлекает внимание детей к их осанке, выправке,

напоминает о правильном дыхании.

При выполнении общеразвивающих упражнений во всех возрастных группах используется

имитация. Для малышей комплексы могут быть построены в сюжетной форме и на одном образе.

Во второй младшей группе дети подражают разным образам в одном комплексе. В средней группе

имитация используется только при выполнении некоторых упражнений, а в старшем возрасте –

для выполнения отдельных элементов упражнения.

Прыжки или интенсивный бег.

положительному тренировочному эффекту. В утреннюю гимнастику включаются самые разные

виды прыжков: прыжки на одной и двух ногах на месте и с продвижением в разных направлениях;

перепрыгивание через предметы, впрыгивание в обруч и выпрыгивание из него и т.д. Прыжки

могут чередоваться с полуприседаниями и ходьбой (см. Приложение 2). В младших группах при

прыжках применяется имитация («зайчики», «волчок»). Подскоки могут быть заменены бегом на

месте или несложной эмоциональной подвижной игрой. Количество прыжков, их разнообразие и

Особенности организации утренней гимнастики в ДОУ

На современном этапе развития нашего общества требуется воспитание нового человека, в котором органически сочеталось бы духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство. Под “физическим совершенством” прежде всего понимается идеальное здоровье, гармоническое физическое развитие, хорошо развитые двигательные функции, всесторонняя физическая подготовленность. Одним из показателей воспитания здоровой личности является – гимнастика.

Гимнастика — система специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного физического развития и совершенствования двигательных способностей человека, силы, ловкости, быстроты движений, выносливости и др. Объем применяемых упражнений позволяет воздействовать на весь организм в целом и развивать отдельные группы мышц и органы, регулировать нагрузку с учетом пола, возраста, уровня физической подготовленности.

Особенности проведения утреней гимнастики с детьми дошкольного возраста

Совокупность разнообразных форм физического воспитания в дошкольных учреждениях создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.

Одной из таких форм являются физкультурно-оздоровительные мероприятия, включающие утреннею гимнастику, физкультурные минутки и закаливающие процедуры.

Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в продуманной гигиенической обстановке, правильно подобранными комплексами физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Регулярное проведение физических упражнений на свежем воздухе способствует закаливанию детского организма, вырабатывает иммунитет к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Введение в комплексы упражнений корригирующего характера способствует формированию свода стопы и правильной осанки. Таким образом, утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, систематически оздоравливающим детский организм.

Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.

Утренняя гигиеническая гимнастика благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние. Как правило, дети охотно занимаются утренней гимнастикой вместе с родителями, главное контролировать интенсивность нагрузки с учетом возраста и физического развития ребёнка, а также постоянно проявлять выдумку и, время от времени, разнообразить используемы упражнения. Включать в утреннюю гимнастику элементы игры, сюжетных персонажей.

При выполнении ребенком упражнений, нужно научить его, а затем постоянно контролировать правильное дыхание – он должен дышать глубоко, ровно и спокойно, делая полный выдох. В большинстве упражнений имеются указания, когда делать вдох, а когда выдох. Также необходимо следить, чтобы ребенок не делал лишних движений в суставах, например, сгибание колен, при выполнении движений для туловища. Для каждого возраста предусмотрена своя индивидуальная нагрузка, повторяемость упражнений.

На занятиях можно использовать готовые комплексы упражнений, а можно составлять их самостоятельно. Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы в них принимали участие основные мышечные группы и системы детского организма (упражнения начинают выполнять сверху – вниз, т.е. с головы … до стоп). Примерная схема комплекса утренней гимнастики должна быть такова:

б) ходьба (на месте или в движении);

в) упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса;

г) упражнения для мышц туловища и живота;

д) упражнения для мышц ног (приседания и прыжки);

е) упражнения общего воздействия с участием мышц ног и рук (махи, выпады вперед (в стороны));

ж) упражнения силового характера;

з) упражнения на расслабление;

и) дыхательные упражнения.

Во время занятий утренней гимнастикой с ребенком следует избегать упражнений связанных с большой нагрузкой, так как утренняя гимнастика нужна для взбадривания, пробуждения, а не в коем случае для интенсивности движений. При подборе упражнений особое внимание необходимо уделять их доступности для ребенка и разнообразию. Комплексы упражнений рекомендуется менять, в зависимости от заинтересованности ребенка, два раза в месяц, начиная постепенно заменять отдельные составляющие через 3 недели начала занятий по данному комплексу или заменяя одно из упражнений.

Эффективность утренней гимнастики с детьми возрастает, если в нее включены упражнения с предметами: гантели (0,3 – 0,5 кг), гимнастической палкой, скакалкой, мячом и т.д. До и после зарядки, 2-3 раза в неделю, подсчитывайте пульс ребенка, если после занятий он не превышает 100-110 ударов в минуту, то все в порядке.

Утренняя гимнастика не только “пробуждает” организм, но и оказывает определенный тренирующий эффект. После зарядки можно предложить ребенку легкий бег, а затем рекомендуется принять водные процедуры.

Примерный комплекс утренней гимнастики “Растем здоровыми ”.

Дети колонной входят в музыкальный зал под физкультурный марш и выстраиваются в шеренгу.

Воспитатель:

На веселую зарядку,
Приглашаем вас с утра.
А здоровым быть и крепким,
Помогает нам ходьба.

Вводная часть: ходьба в колонне по одному, руки на поясе, локти отведены назад: ходьба на носках, на пятках, ходьба спиной вперед, ходьба выпадами ног, подскоки с продвижением вперед, бег на носках, бег в быстром темпе, легкий бег, ходьба в колонне по одному. Перестроение в 2 шеренги.

Общеразвивающие упражнения:

И.п. основная стойка, 1-2 руки вверх, подняться на носки, 3-4 вернуться в и.п.- 8 раз.

И.п. ноги на ширине плеч. Руки сцеплены за спиной, наклоны туловища, одновременно поднимая за спиной руки. Вернуться в и.п. – 8 раз.

3. “Послушные ноги”

И.п.ноги на ширине плеч, руки на пояс. Правая нога на носок, потом на пятку и наоборот, левая на носок и пятку. Вернуться в и.п. – 8 раз.

И.п. ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклоны назад, достать до правой пятки правой рукой, вернуться в и.п., достать левой пятки левой рукой, вернуться в и.п. – 8 раз.

И.п. ноги на ширине плеч, руки на поясе. При приседании руки вытянуть вперед. Вернуться в и.п. – 8 раз.

6. “Не ленись

И.п. лежа на полу на спине руки вытянуть вверх. Со взмахом рук поднять верхнюю часть тела и достать руками до носков на ногах. Вернуться в и.п. – 8 раз.

Построение в одну колонну, ходьба по залу, легкий бег, бег с ускорением, легкий бег, ходьба с восстановлением дыхания.

Речевка детей:

Чтобы день твой был в порядке
Начинай его с зарядки.
— Здоровье в порядке?
Спасибо Зарядке!

Заключение.

Я считаю, что такая утренняя гимнастика, как ежедневная форма занятий физическими упражнениями в детском саду, без сомнения, прививает любовь к активной двигательной деятельности, способствуют гармоничному и своевременному развитию всех функциональных систем организма ребенка, а значит, закладывает базис здорового образа жизни будущего человека.

Из опыта работы «Тематические «нескучные» утренние гимнастики, как средство повышения эмоционального благополучия ребенка-дошкольника»

Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от условий жизни, индивидуальных и функциональных возможностей растущего организма.

Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах моторики: в общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике, что приводит к плохой координации движений, в сложных действиях по самообслуживанию, в трудовых процессах; и всё это вызывает затруднения в овладении ручными операциями (письмо, рисование), сказывается на выражении мимики, на формировании выразительной стороны речи, правильного и чёткого звукопроизношения.

Основой для оптимального эмоционального состояния ребенка на весь день является утренняя гимнастика. Цель утренней гимнастики в ДОУ – сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, создание положительного эмоционального тонуса. Эмоциональные процессы регулируют все функции ребенка, такие, как восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.

Чтобы повысить интерес детей к занятиям утренней гимнастикой, необходимы новые современные нетрадиционные подходы.

Тематическая «нескучная» утренняя гимнастика, в упражнениях которой присутствует тот или иной сказочный образ, вызывает у ребенка живой интерес и желание качественно выполнять движения, повышает эмоциональный тонус, способствует активизации знаний об окружающем мире, развитию воображения, общения, памяти, речи. Темы упражнений могут быть самыми разнообразными – это и сказочные сюжеты, и значимые для детей праздники, и сюжеты, основу которых составляют всем знакомые мультфильмы.

В своей работе наряду с традиционной формой, мы используем разнообразные формы проведения утренних гимнастик, такие как:

с использованием элементов ритмической гимнастики и танцевальных движений, подвижных игр с разными уровнями подвижности.

Сюжетную форму утренней гимнастики , с вплетением элементов фольклора проводим в форме двигательного рассказа или сказки. ( «Колобок» , «Теремок» , «Любимые игрушки» ). Фольклор как сокровищница русского народа позволяет разнообразить процесс физического воспитания и развития двигательной творческой инициативы детей путём нахождения новых форм . Это способствует повышению настроения во время выполнения физических упражнений.

Например, 1. И.п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища. Поднять плечи, развести руки в стороны.

Заяц плачет, вот беда –

Выгнала его лиса.

Раз-два, раз-два –

Выгнала его лиса.

2. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Повороты вправо-влево.

Тут собаки прибежали.

Кто же плачет, поискали.

Вправо, влево повернулись

И на зайчика наткнулись.

Но лисицу не прогнали.

Прочь собаки убежали.

3 И.п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища. Присесть, руки вперёд.

Лису мишка прогонял

И рычал, и приседал.

Не прогнал медведь лису,

Спрятался в густом лесу.

4 И.п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища. Прыжки -8раз.

Зайка плачет, он не может

Ждёт он, кто ему поможет.

Петушка все увидали,

И от счастья прыгать стали

Раз-два, раз-два –

Вот кто выручит тебя.

5. И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Дыхательное упражнение.

Петушок лису прогнал,

Он её напугал.

Убежала лиса,

Еле ноги унесла.

Запыхалась, отдыхает,

Тяжело она вздыхает.

Образная – игровая гимнастика с использованием имитационных движений, стихов, потешек, загадок способствует не только развитию у детей гибкости, ловкости, координации движений, а также направлена на развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, способствует формированию звуковой культуры речи и развитию интереса к разным движениям. В самом тексте игры заложено содержание разных двигательных действий. Упражнения подбираем достаточно простые, чтобы детям не приходилось затрачивать много усилий для осознания и усвоения их.

Например, «Сначала пойдем, как детки, а потом как косолапые мишки» (Идет медведь, шумит в кустах, идет медведь на двух ногах).

«Зайка прыгнул высоко, чтоб увидеть далеко».

Ходьба с высоким подниманием колена: «По улицам шагает веселое звено. Никто кругом не знает куда идет оно!»

При первом выполнении упражнения мы комментируем: «Подняли руки, руки прямые, локти не сгибаем, пальчики вместе, опустили, молодцы ребята». При последующем выполнении читаем текст (стихотворение): «Медвежонок поднял лапку, достал с полки шоколадку».

Танцевально-ритмическая гимнастика включает различные виды ходьбы, танцевальные шаги, подскоки и бег под музыку. Далее проводится музыкально-ритмическая разминка с элементами народных и современных танцев, гимнастические упражнения . В конце гимнастики проводятся музыкальные игры и звуковая дыхательная гимнастика. Так как у нас детки маленькие, наша гимнастика включает в себя: вводная часть (пальчиковые игры, дыхательная и артикуляционная гимнастика), основная часть – музыкально-ритмическая композиция, заключительная часть – дыхательная гимнастика, самомассаж.

Утренняя гимнастика в форме подвижных игр облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка. После выполнения вводной части ( чередующие виды ходьбы и бега ), в гимнастику включаем 2-3 подвижные игры разной степени интенсивности ( «Ровным кругом» , «Пчелки (бег в рассыпную)» , «Где спрятался мышонок?») . Подвижные игры – наиболее действенный и результативный метод оздоровления и совершенствования организма ослабленных детей.

Для проведения утренней гимнастики необходимо выполнение ряда условий:

Одежда для утренней гимнастики должна быть изготовлена из натуральных, легких материалов,

На ногах — удобная обувь (чешки) или носки с прорезиненной подошвой. Можно заниматься и босиком.

Соблюдение гигиенических требований к проведению утренней зарядки: выполнить проветривание и влажную уборку в помещении.

В теплое время года зарядка проводится на открытом воздухе.

Очень важен настрой детей на утреннюю гимнастику, для этого мы предлагаем выполнить действие общее для всех. Например, пойти в гости к любимому сказочному герою, вместе подпрыгнуть и улыбнуться, передать бубен, ударив в него несколько раз.

Малыши еще не могут сознательно регулировать дыхание, поэтому при выполнении гимнастических упражнений обращаем внимание на момент выдоха, а не вдоха. Важно приучать детей дышать носом естественно и без задержки.

Неуспех в какой-либо деятельности приводит к формированию эмоционального неблагополучия ребенка. Поэтому мы хвалим детей, когда у них что-либо получалось, поощряем активность, тем самым, формируем мотивы, связанные не только с получением удовольствия в процессе занятий, но и желания стать сильнее, быстрее, смелее и т.п.

Здоровый, веселый, улыбающийся, ласковый педагог, умеющий создать обстановку взаимного понимания и доверия – залог успешной работы.

В результате проведения тематических «нескучных» утренних гимнастик моторная плотность утренней гимнастики достигает 90%. У малышей преобладает мотив эмоциональной привлекательности, польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, когда они выполняют их охотно и радостно. Благодаря упражнениям с названиями, дети представляют образ того иного персонажа и стараются, как можно лучше, выразительнее передать его. У детей улучшается настроение, взаимопонимание, исчезают комплексы переживаний, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять.

Утренняя гимнастика должна стать потребностью не только каждого воспитанника детского сада, но каждого члена семьи дошкольника. Как правило, в ДОУ дети охотно выполняют упражнения, потому что заниматься вместе весело и интересно. Конечно, дома создать такие условия сложнее, но обязательно нужно найти подход к малышу, настроить его на то, что гимнастику нужно делать каждый день.

С родителями мы ведем работу о важности утренней гимнастики в нескольких направлениях: информационная, консультационная и совместная деятельность.

В информационном центре для родителей размещаются статьи о проведении утренней гимнастики дома, комплексы упражнений, которые проводятся в группе в настоящее время.

На родительских собраниях, в индивидуальных беседах родители получают информацию об организации утренней гимнастики дома.

Ярким примером совместной деятельности является проведении акции «На зарядку становись».

С самого раннего детства необходимо формировать привычку ежедневно делать утреннюю гимнастику. И личный пример родителей – большая сила в воспитании детей. Поэтому в тех семьях, где взрослые занимаются утренней гимнастикой, ребёнок с ранних лет привыкает к правильному распорядку дня.

Совместные усилия работников ДОУ и родителей, единство требований к организации и проведению утренней гимнастики будут способствовать развитию двигательной активности детей, укреплению их физического и психического здоровья.

Конспект утренней гимнастики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: настроить организм на предстоящий день., поднять эмоциональный и мышечный тонус.

1. Вызывать и поддерживать интерес к двигательной деятельности.

2. Повысить работоспособность организма.

3. Способствовать формированию правильной осанки.

Этапы занятия

1) Вводная часть

Построение детей друг за другом в колонну. Ходьба друг за другом.

«Постройтесь за мной».

«Ребята, идите за мной».

Выполнение различных видов ходьбы.

Лёгкий бег в медленном темпе.

Построение для занятий ОРУ в три колонны.

«Идите на носках».

Идите на пяточках».

«Идите, высоко поднимая колени».

«Ребята, медленно бежим друг за другом, сохраняем дистанцию».

«Перестраиваемся в три колонны. Первая тройка: Катя, Миша, Настя повернулись налево и идём вперёд. Остальные дети за ними».

2) Основная часть.

И.п.: о.с, руки с мячом за головой.

Вып: 1-3-поднять руки вверх, посмотреть на мяч, правую (левую) ногу назад на носок.

«Руки с мячом держим за головой. Поднимаем руки вверх, правую (левую) ногу отставляем назад. Смотрим на мяч. Руки не сгибаем. Руки опускаем за голову, правую (левую) ногу приставляем к левой (правой) ноге».

И.п.: ноги на ширине плеч, мяч в обеих руках у груди.

Вып:1наклон вперёд;

2-выпрямить руки и коснуться мячом пола;

3-согнуть руки, мяч у груди.

«Поставьте ноги на ширине плеч. Мяч держим у груди двумя руками. Наклоняемся вперёд, потом выпрямляем руки и касаемся мячом пола. Снова сгибаем руки, чтобы мяч был у груди. Выпрямляемся».

3.«Приседания»

И.п.: о.с., мяч прижат к груди.

Вып: 1-3 присесть, вынести мяч вперёд;

«Спину держим ровно. Мяч прижат к груди. Приседаем, говорим «вниз», мяч выносим вперёд. Руки прямые. Прижимаем мяч к груди, встаём».

И.п.: сидя, упор рук сзади, мяч зажат между ступнями ног.

Вып: 1-3 поднять мяч вверх;

«Сидим ровно, руками упираемся в пол. Мяч зажимаем ступнями ног. Поднимаем мяч вверх. Ноги и руки не сгибаем. Опускаем ноги на пол».

И.п.: лежа на спине, мяч зажат между ступнями ног, руки прямые за головой.

Вып.: 1-3 мах руками, сесть, не выпуская мяч, не отрывая ног от пола.

«Лежим на спине, руки держим прямо за головой. Машем руками и садимся. Ноги от пола не отрываем. Мячу не даём укатиться. Аккуратно ложимся на спину».

И.п.- мяч зажат между коленями.

1-10 прыжки

«Спину держим ровно. Мяч зажат между коленями.

Прыгаем, стараемся не выронить мяч».

Бег (в быстром темпе)

«Перестраиваемся в одну колонну. Бежим быстро по кругу. Катя направляющая, все остальные бегут за ней. Из строя не выбегаем. Соблюдаем дистанцию».

Заключительная часть

Ходьба по кругу.

«Идём спокойно по кругу. Выходим из зала. Здоровье в порядке! Спасибо зарядке! (говорят дети)

Самоанализ утренней гимнастики.

Дата: 30 октября 2014г. Группа: старшая.

Утреннюю гимнастику провела в старшей группе «Солнышко».

В группе 15 человек.

Возраст детей 5-6 лет.

Утренняя гимнастика проводилась в физкультурном зале.

К утренней гимнастике я была подготовлена, в наличие у меня был план-конспект.

Гимнастика проводилась около 10-12 минут.

Следует отметить, что состояние здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности соответствовало возрастным нормам. Его условия также соответствуют гигиеническим и педагогическим нормам. Я заранее подобрала необходимые пособия, атрибуты и спортивный инвентарь, которые расположила в физкультурном зале.

До начала проведения утренней гимнастики я поинтересовалась у родителей о состоянии здоровья каждого ребенка, о его настроении, спросила о наличие спортивной одежды у ребят.

Перед проведением утренней гимнастики произвела проветривание, влажную уборку оборудования и пола.

Упражнения логично сочетала между собой, давала последовательно в соответствии с методикой (сначала — упражнения на руки и плечевой пояс, затем на мышцы спины и брюшной пресс, затем на ноги), количество упражнений – 8, что соответствует данной возрастной группе. Во время выполнения некоторых упражнений объясняла детям, как правильно дышать, например: «При наклоне — выдох». Дети выполняли упражнения достаточно качественно, для предупреждения ошибок использовала общеметодические указания: «Спину держать прямо», «Ноги в коленях не сгибать» и т.д.

Согласно методике физического воспитания конспект УГ состоял из трех основных частей: вводной, основной и заключительной, каждая из которых решает определенные задачи.

Я следила за качеством выполнения упражнений, помогала тем, у кого что-то не получалось, следила за их самочувствием, поведением и настроением. Во время упражнений хвалила и поощряла детей.

Я считаю, что в целом, утренняя гимнастика была проведена уверенно и интересно, все дети были веселые и довольные.

Министерство образования и науки Самарской области ГАОУ СПО Тольяттинский социально-педагогический колледж

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: