Подвижные игры здоровья детей

Подвижные игры, направленные на формирование ЗОЖ

Выбирается водящий, который играет роль «Вируса». 2-3 детям раздается «иммунитет» в виде чеснока, лимона и лука. По сигналу, «Вирус» начинает догонять и «заражать» детей. Те, кого «вирус» «заражает» останавливаются и стоят на месте. Те дети, у которых «Иммунитет» должны «вылечить» «зараженных», отдав им овощи или фрукты.

Эстафета «То жара, то холод»

В середине зала ставят большую корзину с разноцветными кубиками и обруч на определенном расстоянии друг от друга. Напоминаю, нервы сообщают мозгу о соприкосновении тела с теплом или холодом, и от этого наша кожа покрывается потом или пупырышками.

Объясняю правила эстафеты: одна команда будет сообщать мозгу о соприкосновении кожи с холодом, а вы как нервные окончания, будете выбирать из общей корзины кубики только синего цвета и строить из них пирамидку в обруче (обруч — это мозг). Другая команда будет сообщать мозгу о соприкосновении с теплом, у нее должна получиться пирамидка из кубиков красного цвета.

Когда игра заканчивается, подвожу итог: — во время игры вы работали как одна дружная команда, вы сплотились для выполнения одной задачи. Так и у человека его нервы работают все вместе для одного тела.

Эстафета «Кровяные пароходики»

Дети распределяются на две команды — «Артерия» и «Вена». Перед командами стоит корзина с красными мячами — «полезными для организма веществами», а на противоположной стороне зала помещают корзину с синими мячами — «вредными веществами». По сигналу участники команды «Артерия» переносят по очереди красные мячи из первой корзины во вторую, а ребята из команды «Вена» — синие мячи из второй корзины в первую.

«Как говорят части тела»

-Как говорят плечи «я не знаю»?

-Как говорит палец «иди сюда»?

-Как ноги ребенка требуют «я хочу»?

-Как говорит голова «да» и «нет»?

-Как руки младенца просят «Дай,дай».

-Как тело говорит «Мне холодно».

-Как ноги говорят «Мы идем».

-Как говорят пальчики «Мы танцуем».

-Как говорит туловище «Тик-так».

-Как ноги говорят «Пружиночки скрипят».

-Как руки говорят «Моторчики жужжат».

-Как ладошки говорят «Нам понравилось».

— Как говорит рука «до свидания»?

Содержание: дети выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу; первая шеренга, команда «Йод»,читает хором слова:

Йод хороший, йод не злой,

Зря кричишь ты: «Ой-ой-ой!»

Чуть завидев с йодом склянку.

Йод порой, конечно, жжет,

Но быстрее заживет

Йодом смазанная ранка.

По окончании слов дети первой шеренги догоняют игроков из второй шеренги. Те, кого догнали, становятся командой «Йод». Игра продолжается.

«Найди на ощупь названную часть тела».

Дети становятся парами, одному ребенку из пары закрывают глаза, и он должен найти названную педагогом часть тела. Потом дети меняются местами.

«Мы веселые ребята»

«Мы веселые ребята»

Мы сидели на скамейке,

Мы — веселые ребята,

Мы — веселые ребята,

Мы все вместе говорили:

— Правая рука, левая рука (показываем).

Затем повторяем все сначала и добавляем:

— Правая нога, левая нога (выставляем попеременно ноги).Снова повторяем слова и постепенно присоединяем:

— Правое плечо, левое плечо (показываем). Затем, после повтора слов, присоединяем слово голова с движениями. Потом повторяем все вместе.

Примечание: движения руками, ногами, плечами, головой совершаются на протяжении всего текста.

А сейчас мы поиграем,

За туловищем понаблюдаем.

Мы увидим, как с помощью скелета наше тело принимает разные положения.

Бег врассыпную, по сигналу «Замри!» дети принимают позу согласно графическому изображению, 5—8 карточек.

иначе называемые «гимнастикой мозга»

1)«Кулак-ребро-ладонь» — четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

А теперь их на бочок.

И зажали в кулачок.

2)«Ухо – нос – хлопок» — левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью да наоборот».

3)«Лягушки» — Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в ускорении

Две весёлые лягушки.

Ни минутки не сидят

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят

Игры, направленные на развитие связной речи у дошкольников Цель:Оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию.

Игры, направленные на развитие умения различать эмоциональные состояния Игры, направленные на развитие умения различать эмоциональные состояния. Фотография Возраст участников: 3-х лет. Задачи: Познакомить.

Игры, направленные на снижение агрессивности дошкольников «Воробьиные драки Цель: снятие физических агрессий Дети выбирают пару и превращаются в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени.

Консультация для родителей «Игры с массажёром Су-Джок, направленные на развитие лексико-грамматических категорий у детей» «Игры с массажёром Су – Джок, направленные на развитие лексико-грамматических категорий у детей с ОНР» Общее недоразвитие речи (ОНР) –.

Народные подвижные игры. Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается.

Подвижные игрыПодвижные игры Подвижные игры для детей дошкольного возраста – основа всестороннего воспитания. В современном мире не только взрослые, но, к сожалению,.

Подвижные игры. Подвижные игры народов России. Приближается День народного единства. Педагоги готовятся к нему заранее. Мы тоже в своем детском саду готовимся.

Подвижные игры для детей 3–4 лет Значение подвижных игр для детей Подвижные игры имеют огромное значение для всестороннего развития ребенка, так как они развивают ребенка.

Подвижные игры для детей Наседка и цыплята Задачи: развивать внимание ловкость, быстроту. МАТЕРИАЛ: Веревка или скамейка. ХОД ИГРЫ. Дети сидят или стоят. На одной.

Словесные упражнения, направленные на формирование структуры предложения Согласование подлежащего с прилагательным (определением) Воспитатель: Правильно ли я говорю: Малыш веселый? С какими словами можно еще связать.

Дидактические подвижные игры для дошкольников ЗОЖ ОБЖ

Задачи
Учить детей определять степень опасного поведения в быту, принимать правильные решения.
Ход игры
Игровая площадка делится на две зоны: желтая и красная (опасная-безопасная).
Дети идут врассыпную по площадке. По сигналу дети останавливаются, инструктор называет бытовые ситуации, дети перемещаются в зону опасности по своему представлению, при необходимости ситуации оговариваются.

  • я играю на проезжей части в мяч
  • я перебегаю дорогу в неположенном месте
  • я играю в песочнице на детской площадке
  • я пользуюсь чужой расческой
  • я пользуюсь чужим носовым платком
  • я ушел с площадки с незнакомым человеком
  • я перехожу дорогу по пешеходному переходу и т.п.

Говорящее тело

Задачи
Закрепление у детей знаний о частях тела, развитие координации движений

Ход игры
Дети встают полукругом. Инструктор по очереди вызывает ребят на ушко дает им задание, например:

  • головой скажи « да»
  • скажи ногой, что ты недоволен
  • скажи рукой «иди сюда»
  • скажи туловищем «спасибо»
  • скажи плечами «не знаю» и т.п.

Все дети повторяют показанное движение, отгадывают, что говорит тело

Виды спорта

Задачи
Формировать умение совместного действия, закреплять знания о видах спорта
Ход игры
Дети делятся на две команды, проводится соревнование

  • прыжки из обруча в обруч
  • ползание на животе подтягиваясь руками
  • подлезание под дугу
  • добежать до куба, взять карточку (у одной команды карточки с зимними видами спорта, у другой с летними), бегом вернуться к команде

Команда выигравшая в соревновании начинает игру: по картинкам дети сговариваются и пантомимой показывают вид спорта, соперники угадывают. Затем очередь второй команды.

Цепочка

Задача
Развивать память, внимание, формировать навыки общения
Ход игры
Детям заранее называется тема, например «Режим дня»
Дети строятся в шеренгу. Инструктор с большим мячом встает первым, начинает рассказ и передает мяч следующему ребенку «Утром я проснулась рано…», ребенок продолжает, например, «Умылся», передает мяч следующему и т.д.
Темы для игры: «Нам надо приготовить суп», «Мы собираемся на прогулку»

О правилах гигиены

Задачи
Воспитывать здоровые привычки, закреплять правила гигиены.
Ход игры
Дети встают в круг, один ребенок в центре, изображая стрелку крутится вокруг себя, дети говорят «Стоп!», на кого показала рука-стрелка отвечает на вопрос инструктора пантомимой, все дети за ним повторяют движения

  • что ты делаешь, когда просыпаешься утром
  • как ты умываешься
  • как ты чистишь зубы
  • как ты причесываешься
  • как ты делаешь гимнастику
  • что ты делаешь перед едой и т.п.

Вариант игры со старшими дошкольниками: дети без наводящих вопросов показывают, что они делают, дети угадывают показывают, как это делают они.

Как в зеркале

Задача
Обучать координировать движения.
Ход игры
Дети строятся в две шеренги друг напротив друга образуя пары. Сначала один из пары показывает движение, а второй старается зеркально повторить его, затем второй показывает свое движение.

Стройся

Задача
Обучать совместным действиям при помощи невербальных средств общения.
Ход игры
Игра проводится под музыку. Дети идут по залу врассыпную, музыка останавливается, инструктор дает разные команды:

  • построиться по росту
  • построиться сначала мальчики, потом девочки
  • построиться сначала девочки, потом мальчики
  • построиться через одного мальчик — девочка
  • построиться сначала с темными волосами потом со светлыми
  • построиться сначала с длинными волосами, потом с короткими
  • построиться по длине шорт и т.п.
Читайте также  Хек для детей рецепт

Правда-неправда

Задачи
Закреплять знания по теме здоровье, развивать координацию.
Ход игры
Ведущий — инструктор в роли доктора задает вопросы, а ребята условными жестами на них реагируют, например, если правда, то подпрыгивают, если не правда — топают ногами.
Вопросы:

  • правда, что взрослые не болеют
  • правда, что перед едой надо мыть руки
  • правда, что зимой можно ходить без шапки
  • правда, что чихая на соседа его можно заразить
  • правда, что тот, кто не проветривает комнату становится здоровее и т.п.

Художник

Задачи
Закрепление знаний по теме здоровый образ жизни, развитие быстроты и ловкости
Ход игры
Дети стоят в кругу. Выбранный считалкой ведущий палочкой «рисует» на спине стоящего рядом один из предметов обихода: расческа, зубная щетка, полотенце, мочалка, чашка, вилка…, игрок должен отгадать предмет и показать действие с этим предметом, все дети отгадывают предмет и называют его, если игроку удалось правильно показать то, что было нарисовано, он становится художником, если нет, палочка кладется между игроками, дети бегут по кругу в разных направлениях, стараясь первым взять палочку. Кто успеет взять палочку первым продолжает игру.

Подвижная игра, как средство физического развития и укрепления психического здоровья ребёнка

Подвижная игра – одно из основных средств физического воспитания детей.
По определению Петра Францевича Лесгафта, «подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится к жизни».

Одна из главных задач моей педагогической деятельности –это удовлетворить естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и развития двигательного опыта детей.

Актуальность
— проблемы в общении между детьми;
— конфликты между детьми;
— неумение детей отследить свои чувства, переживания;
— неумение вести диалог;
— отсутствие опыта в выражении своих эмоций в социально-приемлемых формах

В нашей группе около 25% детей находятся в эмоционально-нестабильном состоянии: с излишней двигательной и эмоциональной активностью, с трудом концентрируют внимание на образовательной деятельности, у этих детей переменчивое настроение, проявляются вспышки гнева, агрессии, возникающие проблемы решают посредством конфликтов, есть и застенчивые дети.

Подвижная игра
сложная двигательная, эмоционально- окрашенная деятельность, обусловленная точно установленными правилами

Поскольку, подвижная игра с правилами – сознательная, активная деятельность ребёнка, цель которой достигается точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами, я пытаюсь сделать подвижную игру своей союзницей.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В РЕЖИМЕ ДНЯ

  • Ø на прогулке;
  • на физкультурных занятиях;
  • во время праздников и досугов;
  • Ø в качестве физкультминуток на других занятиях;
  • в паузах между занятий (двигательная разминка).

Веду коррекционную работу средствами игровой деятельности. Ведь, если ничего не предпринимать, такой ребенок не всегда «перерастает» это состояние. Дети более старшего возраста с похожими проявлениями склонны конфликтовать, проявлять агрессию, они с трудом адаптируются в коллективе

РОЛЬ ПОДВИЖНЫХ ИГР
в физическом развитии и воспитании дошкольников

  • Ø Совершенствуют двигательные навыки.
  • Ø Развивают силу, выносливость, ловкость, координацию движений, выносливость.
  • Ø Вырабатывают волевые качества: выдержку, смелость, умение преодолевать трудности, самостоятельность.
  • Ø Формируют честность, дисциплинированность, справедливость.

Следует отметить, что в подвижных играх дети не только учатся правильно двигаться, но и учатся ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с действиями сверстников, действовать в соответствии с правилами.

Развивают психические процессы: память, внимание, воображение, формируют самостоятельность, активность, инициативность, уточняются знания об окружающей жизни, свойствах предметов, дети знакомятся с новыми словами и учатся произносить их.

Таким образом, подвижные игры оказывают огромное влияние на всестороннее развитие детей

Сюжетные подвижные игры

Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации, их делят — на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры–забавы, аттракционы.

К бессюжетным можно отнести игру «Ловишки»

Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Это позволяет использовать их в разных условиях с разными целями.

Действия детей в игре подобного типа взаимосвязаны. Активность одного участника, например «кота», в игре побуждает других участников двигаться быстрее. Так гиперактивный ребенок «кот», а более медленный «воробей» помогают друг другу выполнить задание правильно.

Такие игры, как, например: «Самый медленный» воспитывает терпение, самообладание, что очень важно при работе с гиперактивными детьми, «У медведя во бору» развивает выдержку и речь. «Волк и зайцы» — двигательные навыки.

Сюжетные игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве. Выполнение четких правил помогает гиперактивному ребенку бесконфликтно взаимодействовать с другими детьми.

Игры малой подвижности

Наблюдая за поведением и реакцией детей, понимаю, что иногда игры высокой подвижности, выводят детей с высокой эмоциональной возбудимостью из равновесия, они становятся еще активнее, вспыльчивее, обижаются на проигрыш. Очень требовательны в плане ведущей роли, им постоянно надо быть в центре внимания, то есть в лидирующей позиции.Поэтому я создала подборку игр малой подвижности, которые тоже очень нравятся детям, например, игра «Буратино».

Взрослый говорит текст и выполняет движения вместе с детьми: «Представьте, что вы превратились в куклу Буратино. Встаньте прямо и замрите в позе куклы. Все тело стало твердым, как у Буратино. Напрягите плечи, руки, пальцы, представьте, что они деревянные. Напрягите ноги и колени, пройдитесь так, словно тело стало деревянным. Напрягите лицо и шею. А теперь из кукол превращаемся в людей, расслабились, обмякли».

Подобным образом проходит игра «Снеговик».

Эти игры способствуют не только снятию накопившегося внутреннего напряжения, но и развитию способности к самовыражению, сплочению группы.

Игра «Тетушка Жаба»
способствует созданию дружеской атмосферы в группе.Выбирается ведущий — тетушка Жаба. Жаба надевает маску, садится на кочку, дети строятся в другом конце помещения или участка и проговаривают слова:

Прыгнем мы сейчас.

Жаба показывает любое количество пальцев. Кто первый допрыгает до Жабы, тот занимает ее место, а сама Жаба уходит в участники. Прыжки в игре можно заменять любыми другими действиями (шаги). Игра способствует созданию дружеской атмосферы в группе.

Игра «Доброе животное»
способствует сплочению детского коллектива, учит детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать

Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох — 2 шага назад и т.д. Так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Выводы:

  • Ø Детям очень нравится, разнообразные игры и смена занятий, в то же время, предоставляется возможность выбора знакомой игры или новой игры, которую предлагает ребенок.
  • Ø Если ребенок категорически отказывается принимать участие в игре, не принуждать к игре: некоторые игры могут быть ему не по душе. Не настаивать. Как правило, отказ от участия связан с двумя причинами: первое — у ребенка что то не получается и второе — переутомление (не обязательно физическое

На данном этапе педагогической деятельности в этом направлении могу сделать некоторые выводы:

  • Если в группе есть ребенок, который плохо запоминает правила игры, не слушает их до конца, перебивает, использовать такой прием –перескажи правила. Это хорошая тренировка в овладении умением сосредотачиваться.
  • Поощрять ребенка ласковым словом, взглядом за правильное выполнения заданий, выполнение правил игры.
  • Использовать тактильный контакт: прикоснуться, погладить, взять за руки, приобнять и др.
  • Ø Организовывая повышенную двигательную активность, следует избегать соревновательных и командных видов спорта, которые вызывают отрицательный эмоциональный всплеск.
  • Ø При организации игр не только инструктировать детей, но и обязательно участвовать вместе с ними, т.к. устанавливается эмоциональный контакт, сложный ребенок начинает серьезно относиться к упражнениям и сосредотачиваться на их правильном выполнении, совместное выполнение определенных движений (бег, прыжки, перешагивание и др.) является в какой то степени, инструментом управления поведением.
  • Ø Пока, в нашей группе, организовывая повышенную двигательную активность, следует избегать соревновательных и командных видов спорта, которые вызывают отрицательный эмоциональный всплеск.
  • Ø Игра действительно положительно влияет на психику, поведение ребенка и прекрасно развивает его физические качества.

Результативность:

дети стали самостоятельно придумывать подвижные игры и их организовывать;

  • Ø заметно улучшилась атмосфера внутри группы и поведение во время игр;
  • дети стали заметно доброжелательнее, отзывчивее, проявляют взаимопомощь, сопереживание по отношению друг к другу;
  • учатся договариваться, советоваться;
  • дети с повышенной активностью начинают вести себя более спокойнее;
  • застенчивые дети стали постепенно вливаться в процесс игровой деятельности и даже брать на себя ведущую роль.

Конечно, подводить итог этой деятельности, еще рано, но уже сейчас можно отметить некоторую результативность:

Читайте также  Патронаж ребенку 6 месяцев

«Игры не являются обязанностью ребенка, прежде всего ему должно быть интересно!»

— Я планирую и дальше разучивать с детьми различные игры и наблюдать как дети самостоятельно их организовывают.

— При подборе и планировании подвижных игр учитываю возрастные особенности детей, общий уровень физического и умственного здоровья, развития их двигательных умений, интересы детей.

— Ну и самое главное:

Игры не являются обязанностью ребенка, прежде всего ему должно быть интересно!

«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития».

Д.В.Менджерицкая

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0008219

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подвижные игры здоровья детей

Белякова Надежда Александровна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад №9 «Росинка» г. Йошкар – Олы», Республика Марий Эл.
Игра активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения, развивает их координацию, формирует быстроту, силу, выносливость, учит детей действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменяющийся игровой ситуации, познавать окружающий мир, активизирует память, представления, развивает мышление, воображение, пополняет словарный запас и обогащает речь детей, учит действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям, формирует честность, справедливость, дисциплинированность, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, развивает чувство ритма, способствует овладению пространственной терминологии.

Дата публикации: 16.07.2015

Подвижная игра – средство оздоровления и развития детского организма.

Дайте же детям играть пока игра их радует,

влечет к себе, и вместе с тем приносит им

Игра активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения, развивает их координацию, формирует быстроту, силу, выносливость, учит детей действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменяющийся игровой ситуации, познавать окружающий мир, активизирует память, представления, развивает мышление, воображение, пополняет словарный запас и обогащает речь детей, учит действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям, формирует честность, справедливость, дисциплинированность, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, развивает чувство ритма, способствует овладению пространственной терминологии.

Игра — естественный спутник жизни ребенка и поэтому является прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления, оздоровления их организма.

Оздоровительная ценность подвижной игры определяется физиологическими сдвигами, происходящими в организме. Активизируются физиологические процессы -дыхание, кровообращение, обмен веществ, деятельность центральной нервной системы (ЦНС) и желез внутренней секреции. Укрепляется костно-мышечная система, улучшаются подвижность суставов, эластичность мышц и связок. Создаются условия для повышения работоспособности. Усиливается неспецифическая сопротивляемость детского организма. Благодаря положительным эмоциям, испытываемым игроками в процессе подвижной игры, улучшается их субъективное состояние — повышаются самочувствие, активность, настроение.

Образовательная ценность подвижной игры обеспечивается посредством закрепления и совершенствования у детей двигательных умений и навыков, развития двигательных качеств, расширения и углубления доступных представлений и знаний, как в сфере физической культуры, так и об окружающем мире в целом. Участие в подвижной игре обогащает игроков новыми ощущениями, представлениями, понятиями. Подвижные игры, способствуют развитию психических процессов (восприятия, внимания, мышления, воображения, памяти, речи), формированию умений анализировать, сопоставлять и обобщать увиденное.

Воспитательная ценность подвижной игры обусловлена решением в процессе ее проведения задач нравственного, эстетического и трудового воспитания. Подвижные игры, как один из наиболее привлекательных для детей видов физической активности, являются эффективным средством формирования их интереса и потребности в физкультурной деятельности. Подвижные игры предусматривают подчинение правилам, что обеспечивает формирование произвольного поведения у дошкольников, самоконтроля, честности. Коллективные подвижные игры основаны на высокой степени взаимодействия детей, благодаря чему они содействуют формированию у детей коммуникативных способностей, развитию таких важных нравственных качеств, как доброта, альтруизм, сочувствие, взаимопомощь.

Для ребенка дошкольного возраста игра — ведущий вид деятельности и, несомненно, эффективное средство оздоровления.

В последние годы увеличилось число ослабленных, часто и длительно болеющих детей, имеющих нарушения опорно — двигательного аппарата, страдающих ожирением, заболеваниями верхних дыхательных путей, сердечно — сосудистыми заболеваниями. Все это связано с целым рядом как субъективных так и объективных факторов.

Между тем именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, и важную роль при этом играют активный двигательный режим, физические упражнения, оздоровительные игры.

Оздоровительные игры для детей, имеющих нарушения опорно — двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие).

Нарушения осанки – частый спутник многих хронических заболеваний у детей как проявление их общей функциональной слабости, гипотонического состояния мышц и связочного аппарата.

Задачами подвижных игр, являющихся одной из форм лечебной физической культуры, должны быть общее укрепление ослабленных детей, их опорно – двигательного аппарата, усиление мышечного корсета позвоночника, улучшение функции дыхания, сердечно – сосудистой системы. При использовании в подвижных играх корригирующих упражнений необходимо прежде всего принимать во внимание основное заболевание ребенка, чтобы, не повредить его организму в другом. Рекомендуются игры, укрепляющие мышцы спины, пояса верхней конечности, живота. В процессе проведения оздоровительных игр надо добиваться тренировки навыков в удержании тела в правильном положении, правильной ходьбы и выполнения других основных элементарных движений. В играх должны использоваться разнообразные исходные положения, в том числе и положение лёжа, стоя на четвереньках. Упражнения в этих играх должны выполняться в среднем и медленном темпе. Выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесие. Упражнения в играх надо чередовать с дыхательными упражнениями.

Приобретение правильной осанки – длительный процесс, поэтому ребенку приходиться многократно объяснять и показывать, что такое правильная осанка. Примерный перечень игр: «Карусель», «Великаны и гномы» «По ровненькой дорожке», «Паровозик», «Котята и щенята», «Горячий мяч» и др.

Плоскостопие, как и нарушения осанки, чаще встречается у слабых, плохо развитых физически детей. Нередко нагрузка при ходьбе, а чаще при длительном беге, для сводов стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стопы (продольный и поперечный) расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие: продольное, поперечное и поперечно — продольное. Плоскостопие отрицательно сказывается на функции позвоночника, следовательно, на осанке и на общем состоянии организма.

В задачи проведения упражнений игрового характера и подвижных игр наряду с общим оздоровлением организма ребенка входит укрепление связочно – мышечного аппарата голени и стопы, воспитание навыка правильной ходьбы. Рекомендуются игры с ходьбой на наружных краях стоп и на носках, со сгибанием пальцев ног, захватывание пальцами ног различных предметов, приседание в положении носки внутрь (пятки разведены). Такие оздоровительные игры проводятся без обуви. Примерный перечень игр: «Кот и мыши», «Ёжик- ёж», «Лохматый пес», «Зайцы и волк», «У медведя во бору», «Юные художники», «Удочка» и др.

Игры, направленные на укрепление органов дыхания.

От дыхания во многом зависит здоровье ребенка, его физическая и умственная деятельность. Дыхательная функция необычайно важна для нормальной жизнедеятельности детского организма, так как усиленный обмен веществ растущего организма связан с повышенным газообменом. Однако дыхательная система ребенка не достигла полного развития. Дыхание у детей поверхностное, учащенное. Следует учить детей дышать правильно, глубоко и равномерно, не задерживать дыхание при мышечной работе. Надо напоминать детям, что следует дышать через нос. Это очень важно, так как атмосферный воздух в носовых проходах очищается, согревается и увлажняется. При носовом дыхании в легкие ребенка поступает гораздо больше воздуха, чем при дыхании ртом.

Для осуществления этих задач рекомендуются оздоровительные игры и упражнения игрового характера с произношением во время выдоха различных звуков, стихотворных строк, пением песенок в такт ходьбе – звукоречевая гимнастика, которая является своеобразным вибромассажем. Примерный перечень игр: «Поиграем носиком», «Ветерок», «Пчёлка», «Дождик», «Воздушный шар» и др.

Таким образом, подвижные игры, физические упражнения, проводимые с детьми дошкольного возраста, несомненно влияют на развитие и совершенствование функциональных возможностей детского организма.

1. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат – М.: Сфера, 2009

2. Голицына Н.С. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей – М., 2008

Подвижные игры для дошкольников

Весёлые, активные игры очень важны для физического воспитания ребёнка. В подвижных играх для дошкольников укрепляется здоровье, улучшается обмен веществ, оказывается благотворное влияние на все системы растущего организма.

Помимо этого, любая подвижная игра совершенствует двигательные умения и навыки, помогает развивать физические качества малыша. К 5 годам ребёнок уже хорошо управляет своим телом, у него много сил и энергии, он стремится в полной мере насладиться свободой движений. И если дать ему такую возможность в игровой форме, он будет расти активным, подвижным. Игры с мячом, скакалками, обручем, командные игры развивают ловкость и координацию движений. Качества и навыки, полученные в ходе активных детских развлечений, ребёнок затем применяет в обычной жизни: при самообслуживании, одевании, занятиях творчеством.

Читайте также  Сон ребенка в 4 месяца

Подвижные игры для дошкольников

Большинство игр из приведённых ниже рекомендованы Программой образования детей старшего дошкольного возраста «Предшкольная пора», особое внимание она уделяет развитию тех качеств личности, особенностей психических процессов и видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение в школе. Эти игры подходят для прогулок на улице, причём играть в них можно в любое время года. Многие развивающие подвижные игры для дошкольников, хорошо подходят для проведения в помещении.

    Кто дальше бросит

Польза игры: развивает меткость, глазомер.

Как играем. Если играем летом, можно использовать теннисные мячики, зимой подойдут и снежки. Раздаём «инвентарь» каждому игроку. На расстоянии 3 м от детей проводим черту. Задача игроков – бросить снежок или мячик за черту.

Когда играем: летом, зимой. Для детей 5–6 лет.

Польза игры: развивает двигательные навыки, внимание, реакцию; воспитывает терпение и выдержку.

Как играем. Перед игрой выбираем «сову» – игрок должен стоять или сидеть «в дупле» поодаль от играющих. Остальные играющие разбегаются по игровой площадке. Ведущий начинает рассказ: «День наступает – всё оживает». В это время дети двигаются, им можно предложить имитировать полёт птиц, бабочек, активно махать руками. Внезапно ведущий произносит: «Ночь наступает, всё замирает, сова вылетает». В этот момент все играющие останавливаются в том положении, в котором их застали эти слова. Их задача – не шевелиться, задача «совы» – зорко смотреть по сторонам. Нарушителя (того, кто зашевелился, засмеялся и так далее) «сова» «уносит в дупло». Игру останавливают, выбирают новую «сову» из числа оставшихся, снова начинают игру. Выигрывает та «сова», которая забрала к себе больше всего игроков.

Когда играем: летом, зимой. Для детей 5–6 лет.

Польза игры: развивает ловкость, быстроту реакции, воспитывает выдержку и терпение.

Как играем. На противоположных сторонах игровой площадки обозначаются два «дома». Игроки располагаются в одном из «домов». Водящий становится в центре площадки лицом к игрокам. Он произносит: «Я Мороз Красный Нос! Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» Игроки хором отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам Мороз!» Сразу после этого игроки бегут через площадку в другой «дом», а Мороз старается догнать их и «заморозить». «Замороженные» останавливаются в том месте, где их настиг Мороз, и так стоят до конца перебежки. Игра повторяется несколько раз.

Когда играем: летом, зимой. Для детей 6–7 лет.

Польза игры: развивает скорость реакции, умение проявлять инициативу и творчески решать задачи; укрепляет организм, формирует правильную осанку.

Как играем. Игроки берутся за руки и образуют цепочку. Первый – водящий – начинает движение, он тянет за собой цепь. Его задача – внезапно менять направление, создавать разные фигуры цепью, обматывать её вокруг себя и разматывать, бежать и маневрировать, пытаясь порвать цепь.Те, кто не смог удержать руки и разорвал цепь, из игры выбывают. Цепь снова замыкается, игра продолжается до 2–3 человек в цепи.

Когда играем: летом, зимой. Для детей 6–7 лет.

Польза игры: совершенствует быстроту реакции, координацию, скорость движений, умение ориентироваться в пространстве; воспитывает выдержку и терпение.

Как играем. Игроки делятся на пары, выстраиваясь друг за другом. Один игрок без пары – «горельщик» – встаёт впереди шеренги. Ему нельзя смотреть по сторонам и оглядываться назад. Все, кроме него, поют: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло, глянь на небо: птички летят, колокольчики звенят». На словах «глянь на небо» водящий должен посмотреть вверх, а при словах «птички летят» последняя пара, расцепив руки, бежит по обеим сторонам вереницы, стараясь соединиться в пару впереди водящего. Водящий должен им помешать: с пойманным они образуют новую пару. Оставшийся один игрок становится «горельщиком». Не удалось поймать себе пару? Водящий продолжает водить. Побеждают те, кто ни разу не был водящим.

Когда играем: летом, зимой. Для детей 6–7 лет.

Польза игры: развивает ловкость, быстроту реакции, внимание.

Как играем. Для игры понадобится скамейка или стулья, составленные друг с другом на середине игровой площадки. Один игрок – «кот» – ложится на скамейку и изображает, что спит. Остальные дети – «мыши» – тихо обходят его со всех сторон. «»Кот» проснулся!» Малыши бегают («»мыши» разбегаются»), игрок-«кот» ловит детей. Пойманный становится «котом». Побеждают в игре те, кто ни разу не оказался в роли кота.

Когда играем: летом, зимой в помещении. Для детей 5–6 лет.

Польза игры: совершенствует двигательные навыки (ходьбы, бега, прыжков); умение ориентироваться в пространстве.

Как играем. Ведущий выбирает «дом» – это может быть песочница с грибком, веранда, крыша подъезда и тому подобное. Игроки стоят на расстоянии 30–50 м от «дома». По команде «Идёт дождик» необходимо как можно быстрее добежать до «дома» и «спрятаться». Когда навык освоен, игру можно усложнить – нарисовать на пути к «дому» лужи мелом, разделиться на команды или на пары, если играет много детей. Теперь по команде нужно бежать до «дома», перепрыгивая через «лужи», не размыкая рук, если бежите в паре. Побеждают те, кто быстрее и правильнее справился с заданием.

Когда играем: летом. Для детей 5–6 лет.

Польза игры: развивает внимание, быстроту реакции, скорость движений, ловкость, навык ориентации в пространстве.

Как играем. Для игры нам понадобится мяч. Игроки рассчитываются по порядку, первый игрок – водящий – с мячом в руках встаёт в круг. Подбросив мяч, игрок называет номер. Выбранный игрок должен подбежать и поймать мяч, не дав ему упасть на землю. Если это удаётся, он возвращается в круг, а водящий продолжает водить. Если мяч упал, то проигравший игрок становится на место водящего. Играют установленное время, побеждают те, кто ни разу не был водящим.

Когда играем: зимой, летом. Для детей 5–6 лет.

Польза игры: развивает координацию движений, скорость реакции, умение удерживать равновесие; укрепляет мышцы туловища, связочно-мышечный аппарат стоп.

Как играем. Двое игроков берут скакалку или верёвку за концы и ходят с ней по площадке, то ускоряя, то замедляя темп ходьбы. Остальные игроки перепрыгивают через скакалку. Задевший скакалку сменяет одного из водящих.

Когда играем: летом, зимой в помещении. Для детей 6–7 лет.

Польза игры: укрепляет мышцы туловища и конечностей, координацию движений в крупных и мелких мышечных группах, формирует правильную осанку, развивает ловкость.

Как играем. Нам понадобится столько же мячей, сколько игроков. По команде ведущего игроки выполняют задания:

  1. Бросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши за спиной, поймать мяч.
  2. Бросить мяч вверх, повернуться кругом, поймать мяч.
  3. Бросить мяч вверх, сесть на корточки, поймать мяч.
  4. Сесть на корточки, бросить мяч вверх, поймать мяч.
  5. Бросить мяч высоко вверх, наклониться, дотронуться кончиками пальцев до носков ног, выпрямиться, поймать мяч.

Можно придумывать и другие задачи. Задания выполняются последовательно одно за другим, на каждое даётся по две попытки. Если игроков много, они вступают в игру после выполнения всех заданий предыдущим игроком или после его ошибки. Побеждает тот, кто не ошибся ни разу, – он становится «мастером мяча».

Когда играем: зимой, летом. Для детей 6–7 лет.

Правила безопасности

  • Очень важно, чтобы игра соответствовала возрасту ребёнка. Если в игре участвуют дети разного возраста, надо понимать, что даже преимущество в 1 год может стать решающим. Именно поэтому в наших рекомендациях есть подвижные игры для дошкольников 5–6 лет и 6–7 лет.
  • Не играйте слишком долго: ребёнок может устать, у него может наступить психофизическое перевозбуждение. В среднем игра длится около 20–25 минут, потом можно переключиться на более спокойные занятия.
  • Если игр несколько, начинаем с самой спокойной и постепенно увеличиваем интенсивность: от ходьбы к бегу, от шагов – к прыжкам и так далее.
  • Внимательно следим за состоянием ребёнка. Ребёнок, который устал, суетлив, часто отвлекается, начинает конфликтовать. Это знак, что игру пора прекращать. Также показателями усталости могут служить изменение цвета кожных покровов (сильно покраснел, побледнел), неуверенность и нечёткость в выполнении движений, учащение дыхания.

И конечно, родителям стоит включаться в игру со своими детьми. Это процесс, который очень хорошо объединяет, к тому же весёлый. Постарайтесь «поддаваться» детям так, чтобы они этого не заметили и факт победы стал для них заслуженной наградой в финале игры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: