Подвижные игры для детей и родителей

Как активный семейный отдых сделать интересным и запоминающимся

Семейный отдых на природе

Что же надо знать родителям о детских играх во время активного семейного отдыха?

Для заботливых родителей важно, чтобы дошкольник в семье рос жизнерадостным, здоровым, подвижным. В тех семьях, где детей любят, стараются уделить им внимание, провести с ними, как можно больше времени. Чтобы общение с дошколятами было увлекательным и разнообразным, на помощь родителям приходят активные игры. Они, как правило, бывают с движениями, набором несложных правил, доступными сюжетами, знакомыми персонажами. Они должны быть интересны и понятны как детям, так и взрослым.

Как правильно подобрать игры для досуга?

В педагогической практике есть большое разнообразие совместных игр для детей от 2 лет и выше с родителями. Какие из них наиболее актуальны для проведения досуга? Лучше всего подойдут подвижные, так как они дают возможность дошкольнику любого возраста отработать двигательные навыки, приобрести новые умения в перепрыгивании, беге, катании на велосипеде, прыжках через скакалку, ловле и бросании мяча. Дети дошкольного возраста много двигаются, и такие игры помогут удовлетворить их потребности в движении.

Родители при подборе активных игр должны учитывать индивидуальные особенности ребенка, состояние здоровья, возраст. Например, малышам 2-3 лет или слабеньким деткам подойдут забавы с простым сюжетом и 1-2 правилами. Детям постарше от 4-5 лет ‒ сюжет усложняется, правил и действий в игре становится больше.

Важно учитывать место, где предполагается играть с дошкольником. Если это будет происходить в помещении, то нужны игры, с ограничениями в беге, прыжках, действиями с мячами. На улице больше возможностей для игр с движениями. Поэтому развлечения на природе могут носить соревновательный характер, командную организацию. Что делать, если семья малочисленная? На природе или на даче можно посоревноваться всем членам семьи, пригласить соседей, друзей, у которых в семьях растут дошкольники..

Подвижные игры для совместного отдыха

Семья на активном отдыхе

Активный отдых с детьми предполагает, что вся семья проводит свободное время вместе. Для того чтобы общение было интересным и разнообразным, родителям полезно будет познакомиться с развлечениями для детей, которые они могут организовать вместе. Их можно подразделить на подвижные игры в природе и городские подвижные игры.

В забавах и развлечениях на природе можно использовать всевозможные предметы и игрушки: мячи, скакалки, кегли, воланчики ‒ все будет уместно на отдыхе. Так как во время семейного досуга командные игры организовать достаточно сложно из-за небольшого количества участников, можно предложить следующие развлечения с предметами.

Игра «Съедобное-несъедобное»

Известная игра «Съедобное-несъедобное» интересна и полезна всем детям, начиная от 3 лет, так как может решать сразу несколько задач: развиваются навыки игры с мячом, одновременно надо вспомнить название предметов. Ведущий (лучше, если на первых порах это будет взрослый) стоит напротив малыша и кидает ему мяч, при этом произнося какое-либо слово. Если оно обозначает продукт (съедобное), то кроха ловит мяч, если ‒ предмет, то ловить не надо. Когда правила игры будут освоены, взрослый и ребенок могут меняться ролями.

Игра «Мяч в полете»

Если дошкольнику уже 5 лет, он хорошо владеет мячом, можно всей семьей поиграть на лужайке в подвижную игру «Мяч в полете». Все члены семьи встают в импровизированный круг, в центре которого находится водящий. По его сигналу мяч начинают перебрасывать друг другу, стараясь, чтобы он пролетел через центр. Водящий (пока это будет папа, старший брат, сестра) старается поймать мяч или хотя бы коснуться его рукой. Если ему это удалось, водящим становится игрок, у которого забрали мяч. В этой игре уже присутствует соревновательный элемент, который так важен для дошкольника.

Старинные народные игры и развлечения для активного отдыха

Игра «Казаки-разбойники»

Дети с мамой играют в подвижные игры

Очень нравится детям народная игра-забава «Казаки-разбойники», в которую играли еще наши прадеды. В семье, наверняка, не будет необходимого числа участников, но даже, если там есть 2-3 детей возрастом от 4 лет, то игра состоится. Взрослые и дети делятся на «казаков» и «разбойников». Игроки – разбойники прячутся в укромном месте. Но обязательное правило ‒ отметить свой маршрут мелками на асфальте или любыми подручными средствами (палочками, ветками, листьями). Игроки ‒ казаки по оставленным меткам должны обнаружить разбойников. Потом можно поменяться ролями. Действие захватывает детей, потому что есть насыщенный сюжет, в отличие от обыкновенных пряток.

Игра «Жмурки»

Еще одной увлекательной забавой могут стать «Жмурки». Это развлечение доступно детям всех возрастов, начиная от 3-4 лет. Оно веселит их, дает возможность установить более тесные контакты старших с младшими, разнообразит общение детей и родителей. В классическом варианте ведущему (на первых порах взрослому) завязывают глаза, раскручивают его, а потом хлопками или возгласами привлекают его внимание. Ведущий по звуку старается определить местонахождение участников и поймать какого-нибудь игрока. Потом на ощупь узнать, кто это. Как вариант, можно использовать колокольчик, который передается от участника к участнику.

Игра «Колечко»

«Колечко» ‒ также старинная забава, в которую с удовольствием играют современные дети. Правила заключаются в том, что участники рассаживаются рядком и делают ладони лодочкой. Ведущий держит в такой же лодочке «колечко» (маленький предмет). Затем он идет вдоль играющих и делает вид, что кладет колечко кому-то в руку. Надо сделать так, чтобы играющие не догадались, кому же, действительно, попало колечко. Затем он быстро произносит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко! ». Тот игрок, у которого оказалось колечко, должен быстро выбежать из ряда, а остальные ‒ задержать его. Если игроку удалось убежать, он становится водящим.

Такие активные развлечения помогают разнообразить семейный отдых на природе.

Активный отдых в городе

В городе, в квартире, труднее устроить подвижные игры с детьми. Но есть масса забав и развлечений малой подвижности, которые могут помочь организовать активный семейный отдых.

Игра «Пустое место»

Девочки играют в игру Пустое место

«Пустое место» ‒ популярная забава, которую можно отлично провести в комнате во время досуга. Для проведения используется музыкальное сопровождение (мелодия с диска, сайта и другое). В круг ставятся стулья на один меньше количества участников. Под музыку все бегают по кругу возле стульев. С окончанием музыки участники стараются сесть на стул. Кому не хватило, выбывает из игры. С каждым разом количество стульев уменьшается. Выигрывает тот, кто остается последним. Можно придумать небольшой приз победителю.

Игра «Иди к призу»

Чтобы повеселить детей и членов своей семьи, взрослый может предложить развлечение «Иди к призу», когда все присутствующие завязывают глаза, а ведущий (взрослый) дает команды, указывающие путь: два шага влево, один шаг вперед, один шаг вправо и т. д. Самый ловкий и внимательный из членов семьи придет к призу. Малыши от 2 до 3 лет тоже принимают участи в развлечении, но при условии, что кто-либо старший держит кроху за ручку. Такие веселые действия обогатят семейный досуг.

Игра «Море волнуется»

Если все-таки хочется более активного проведения досуга, можно организовать игры малой подвижности. Например, такая старинная потеха, как «Море волнуется». По правилам выбирается водящий. Его можно выбрать при помощи считалки, а можно выбрать по желанию. В этой игре водящим становится старший дошкольник, 5-6 лет. Все располагаются вокруг водящего, в разных позах, которые нужно запомнить. Он закрывает глаза и говорит: «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три. Морская фигура на месте – замри! ». В это время играющие кружатся вокруг водящего и изменяют позы. Открыв глаза, он должен вспомнить, в каких позах были игроки и поправить их. Если все выполнено, выбирается другой водящий. Такие действия очень полезны для дошколят, так как не только развлекают их, но и развивают внимательность, наблюдательность, воображение.

Папа с дочкой запускает самолетик

Кроме представленных игр в педагогической практике можно найти описание других увлекательных забав и развлечений, которые проводятся на прогулке. Для этого подойдут действия с мячом, бадминтон, движения с веревочкой, традиционные классики, футбол, волейбол.

Большую помощь окажут народные игры: «У медведя во бору», «Совушка», «Ловишки», «Кошки-мышки», «Фанты с заданиями» и многие другие.

Игра активити и ее правила

При организации семейных развлечений нельзя забывать и о классических настольных играх, которые могут заинтересовать всю семью, особенно при дождливой, морозной погоде. В последнее время набирает популярность игра активити для детей, по правилам которой дошкольник должен читать, рисовать, показывать пантомимы. Развлечение не только увлекательно, но и развивает творческие способности, мелкую моторику, умение действовать в команде и многое другое. Играют в команде, у всех есть фишка, перемещающаяся по игровому полю. Игроки берут карточки, где изображены различные задания. Их можно объяснить пантомимой, рисунком, словами. Кто отгадал задание, передвигает свою фишку по игровому полю. Выигрывает команда, которая отгадала больше слов и пришла к финишу первой. Хотя это командная игра, но в нее можно играть в семейном кругу.

Представленные увлекательные игры помогут родителям сориентироваться в организации активного семейного досуга, который не только служит для развлечения, но и помогает всем стать ближе друг к другу, научиться полноценно общаться со своим малышом. Для правильного подбора детских развлечений взрослые всегда могут обратиться к разным источникам.

Читайте также  Цветовой показатель крови норма у детей

Папа дома! 5 подвижных игр с родителями в выходной

Игры с ребенком 2 лет – для развития и хорошего настроения

Уорнер ПенниПенни Уорнер специалист по воспитанию и развитию детей

Научившись ходить и немного говорить, малыши превращаются в неутомимых исследователей, за которыми нужен глаз да глаз. Направить их энергию в мирное русло, развить крупную и мелкую моторику и, наконец, дать пообщаться с папой или мамой, которые всю неделю на работе, помогут подвижные игры. Родителям гарантирован своеобразный фитнес, малышу — необходимый телесный контакт и новый двигательный опыт, а всем вместе — отличное настроение!

Папа дома! 5 подвижных игр с родителями в выходной

Веселые наклейки

В этой игре ребенку нужно будет искать сокровища — прямо у себя под носом. И победит он, когда найдет все.

Что понадобится:

  • 20-30 наклеек
  • бумага и карандаш
  • тело ребенка

Осваиваемые навыки:

  • Осознание собственного тела
  • Мелкая моторика
  • Постоянство объектов
  • Социальное взаимодействие
  1. Купите разнообразные наклейки, интересные для ребенка.
  2. Составьте список наклеек, чтобы вы могли их идентифицировать.
  3. Нарисуйте на большом листе бумаги два силуэта: вид тела ребенка спереди и сзади.
  4. Поставьте ребенка в центре комнаты и налепите ему на кожу наклейки — некоторые в незаметных местах, некоторые на виду.
  5. Прочитайте название одной из наклеек из списка.
  6. Пусть малыш найдет эту наклейку, спрятанную где-то на его теле.
  7. Когда он найдет наклейку, дайте ему снять ее и приклеить на нужное место на бумажном силуэте.
  8. Продолжайте, пока все наклейки не переместятся с ребенка на рисунок.

Варианты игры. Наклейте стикеры на себя и дайте ребенку найти их все.

Безопасность. Не приклеивайте наклейки на волосы ребенка и обязательно следите за тем, чтобы их не осталось у него на теле, когда игра закончится.

Паук в паутине

Ребенку в этом возрасте нравится сталкиваться с новыми задачами. Сделайте для вашего маленького паучка паутинку и посмотрите, как он будет пытаться выбраться из лабиринта.

Что понадобится:

  • Моток цветной пряжи
  • Большая комната с мебелью
  • Прозрачный скотч

Осваиваемые навыки:

  • Координация глаз/рука
  • Тонкая и крупная моторика
  • Решение задач
  1. Возьмите моток цветной пряжи и прикрепите один конец к какой-нибудь мебели с одной стороны комнаты на высоте, подходящей для ребенка.
  2. Разворачивайте моток, двигаясь по комнате, и местами прикрепляйте пряжу скотчем к мебели или к стенам. Не делайте вашу паутину слишком высоко.
  3. Когда вы размотаете пряжу по комнате, отрежьте от нее кусок с запасом.
  4. Конец пряжи протяните за пределы комнаты, чтобы заманить ребенка в комнату с паутиной.
  5. Предложите ребенку взять конец нити и идти по ней.

Варианты игры. Привяжите к нитке маленькие игрушки, чтобы ребенок собирал их по мере продвижения по паутине.

Безопасность. Обязательно следите за малышом, чтобы он не запутался в нитках.

Папа дома! 5 подвижных игр с родителями в выходной

Красный свет, зеленый свет

Как только ребенок начнет движение, вызовите красный свет и заставьте его остановиться. Но он не будет против — это ведь просто игра! И с зеленым светом он сможет продолжить движение.

Что понадобится:

  • Веревка или лента
  • Много места на полу

Осваиваемые навыки:

  • Равновесие и координация
  • Причина и следствие
  • Крупная моторика
  • Слуховые навыки
  1. Положите на полу в одном конце комнаты веревку или ленту.
  2. Положите другую веревку или ленту в другом конце комнаты параллельно первой.
  3. Очистите пространство между двумя линиями.
  4. Поставьте малыша с одной стороны комнаты за линией.
  5. Встаньте за другой линией.
  6. Скажите ребенку, что когда вы объявите: «Зеленый свет!» — он должен будет попытаться добраться до другого конца комнаты и пересечь вторую линию. Но если вы объявите: «Красный свет!» — то он должен остановиться и не двигаться.
  7. Потренируйтесь, стоя лицом к нему и наблюдая за ним, когда вы будете объявлять «Зеленый свет!» и «Красный свет!». Поправьте его, если нужно, и еще раз объясните правила. Когда у него все будет получаться правильно, отвернитесь от ребенка и крикните: «Зеленый свет!».
  8. Быстро крикните: «Красный свет!» — и обернитесь, чтобы увидеть, остановился ли ребенок.
  9. Продолжайте игру, пока он не пересечет линию.
  10. Поменяйтесь ролями и дайте ребенку побыть инспектором движения.

Варианты игры. Поиграйте с несколькими детьми. Объявляя «Зеленый свет!» и «Красный свет!», поднимайте соответствующие знаки.

Безопасность. Уберите все возможные препятствия с пути ребенка.

Догонялки на четвереньках

Иногда ребенок как будто возвращается в своем развитии назад: несмотря на то, что он уже умеет ходить, он может предпочесть снова встать на четвереньки. Когда такое случается, становитесь в ту же позу и поиграйте с ним в догонялки!

Что понадобится:

  • Подушки, диванные валики, мягкие игрушки, одеяла и другие мягкие препятствия
  • Много места на полу

Осваиваемые навыки:

  • Умение справляться с волнением и страхом
  • Крупная моторика
  • Решение задач
  • Социальное взаимодействие
  1. Разложите по комнате мягкие препятствия для ребенка.
  2. Поставьте ребенка на четвереньки с одной стороны комнаты.
  3. Опуститесь на четвереньки позади него.
  4. Скажите: «Сейчас я тебя поймаю!» — и начните преследовать малыша на четвереньках.
  5. Подбадривайте его, чтобы он уползал от вас.
  6. Продолжайте преследование и смотрите, как ребенок будет обходить препятствия в попытке убежать от вас.
  7. Когда ему надоест играть, поменяйтесь ролями, и пусть теперь он ловит вас!

Варианты игры. Выделите для малыша островок безопасности, например, расстеленное одеяло, где вы не можете его поймать. Когда ребенок доберется до этого островка, отползите, чтобы он мог с него выбраться, а потом начинайте догонять снова.

Безопасность. Не пугайте ребенка, чтобы игра оставалась веселой.

Это разновидность игры в прятки, только искать здесь нужно не человека, а сокровище, и пират дает подсказки, которые помогут его найти. Главное, чтобы клад стоил усилий, потраченных на его поиск.

Что понадобится:

  • Небольшая игрушка или лакомство
  • Комната, в которой можно спрятать игрушку

Осваиваемые навыки:

  • Когнитивное развитие и навыки мышления
  • Развитие речи
  • Постоянство объектов
  • Решение задач
  1. Выберите особенную игрушку или лакомство, которое сделает поиски стоящими для ребенка.
  2. Спрячьте предмет на виду, но слегка замаскировав его, чтобы найти его было не слишком легко, но и не слишком трудно.
  3. Приведите ребенка в комнату и скажите, что спрятали здесь клад.
  4. Давайте ребенку подсказки, говоря: «Горячо» или «Холодно».
  5. Когда ребенок найдет спрятанный предмет, спрячьте его еще раз, и еще, пока игра не надоест малышу. Или же можете прятать разные предметы, чтобы продлить интерес ребенка.

Варианты игры. Пусть ребенок станет пиратом и спрячет что-нибудь, что должны будете найти вы. Только не находите сокровище слишком быстро!

Безопасность. Следите, чтобы в комнате не было ничего такого, что может сломаться или травмировать ребенка во время игры.

Совместные подвижные игры детей и родителей

Совместные игры для родителей и детей приносят неоценимую пользу в становлении детского характера и в развитии психики. Игры позволяют родителям передавать детям свой жизненный опыт, учат их быть самостоятельными, не бояться принимать важные решения, нести за них ответственность и правильно оценивать поступки окружающих. Кроме этого совместное времяпровождение улучшает .

Взрослым очень важно правильно организовать игру и максимально заинтересовать в ней детей. Для этого хорошо сразу занять роль рядового участника и, вспомнив свое детство, самому полностью окунуться в игру. Ребенок, заметив такой искренний родительский интерес, непременно увлечется процессом

-Игра «Чья пара быстрей?» Дети с родителями образуют два звена, в каждом из них распределяются на пары, становясь друг за другом. По сигналу ведущего две первые пары, взявшись за руки, быстро бегут в сторону условного обозначения, стараясь обогнать одна другую. Пробежавшие пары возвращаются и становятся в конце колонны, бегут следующие пары.

— Игра «Прыжки через скакалку» Двое участников (например, дети и родители), держат за концы веревку и равномерно крутят ее в сторону стоящих детей, а те поочередно прыгают через скакалку, не задевая ее. Кто заденет, становится крутить скакалку.

— Игра «Лимбо» Правила игры очень просты. Двое участников (дети и родители) держат на уровне груди в натянутом состоянии веревку. Остальные выстраиваются в очередь и стараются пройти под препятствием, не задев его. Проходить можно только ногами вперед, отклонив корпус назад. Наклоняться вперед, приседать, касаться руками земли или ползти нельзя. Если участник задел препятствие или упал, то он выбывает из игры. Те, кто прошли, не нарушив правил, выходят в следующий тур. Перед каждым новым туром веревка опускается ниже на 5-10 сантиметров. Игра ведется до тех пор, пока не останется только один игрок, которому удалось то, что другим не под силу.

-Игра «Найди предмет» Задание игры. Ведущий говорит, принесите мне круглый предмет, принесите мне желтый предмет, принесите предмет на букву «П» и т.д. Родители помогают своим детям найти загаданный предмет. Можно использовать различные варианты игры, на усмотрение ведущих.

-Игра «Поймай хвост» Нужно разделиться на 2 или 3 команды (команда из числа детей и родителей), построиться в ряд, взять друг друга за талию. Голова должна поймать хвост, а хвост должен убегать, когда хвост пойман, игроки меняются. Игра всегда проходит весело и непринужденно.

Читайте также  Сколько должны спать 7 месячные дети

Весёлые подвижные игры – это наше детство, детство наших родителей, наших бабушек и дедушек. Кто не знает любимых пряток, ловишек, салочек? Кто их придумал? Когда они возникли? Ответ на этот вопрос только один: они созданы народом, так же как песни, сказки. Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие местные традиции. Собираются мальчишки и девчонки вечером на улице так же, как 100 лет назад бегают, играют в догонялки, жмурки, состязаются в силе, ловкости, быстроте. Зимой катаются с гор, играют в снежки, строят крепости. К сожалению, многие игры наших бабушек и дедушек (горелки, лапта, камешки, пекарь, бабки, чижик и другие) потеряли популярность или совсем забыты.
В результате была составлена игротека народных игр нашей местности, относящаяся к 50 – 80 годам прошлого века.

Пред началом игры играющие хором произносят: Первенчики, червенчики, Зазвенели бубенчики. По свежей росе, По чужой полосе. Там чашки, орешки, Медок, сахарок. Молчок! После слова «Молчок!» все должны замолчать. Ведущий старается игроков рассмешить движениями, смешными словами. Если кто-то засмеялся или сказал слово, то отдает ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: поют песни, танцуют, читают стихи и т.д.

Соломинки рассыпаются на столе, участники игры по очереди выбирают их, но так, чтобы рядом лежащие соломинки не сдвинулись с места. Если игрок, неосторожно выбирая соломинку, пошевелил соседнюю, он выходит из игры. Кто взял больше всех соломинок, тот и выиграл.

Дети и родители готовят по 5 мелких гладких камешков, величиной с лесной орех. Условием игры является выполнение особых фигур: «жары», «верты», «мостик» и другие. Эти игры увлекательны и полезны, воспитывают внимание, сосредоточенность, находчивость, развивают ловкость рук и пальцев, точную координацию движений, а так же позволяют взрослым общаться с детьми на равных.

Пять камешков игрок берет в руку, один подбрасывает вверх, а четыре рассыпает по столу. Брошенный камень ловит и снова бросает вверх, И пока он летит, нужно успеть прикоснуться к лежащим камешкам. Камешки, которых коснулся игрок, откладываются в сторону.

Та же самая игра, только камешки, лежащие на столе, нужно успеть перевернуть.

Кладут четыре камешка в ряд на столе близко друг к другу. Пятый подкидывают вверх, быстро берут со стола четыре камешка, ловят пятый.

Один из играющих берет в горсть несколько камешков, бросает их вверх и ловит их тыльной стороной руки, прикрывая другой, и спрашивает: «Чет или нечет». Кто не угадал, выходит из игры.

Семейные игры — занятия для всей семьи. Отдых и развитие гармоничных отношений.
Семейный досуг – это уникальный шанс для родителей узнать своего ребенка, услышать, а главное понять его.
Совместное времяпрепровождение способствует началу настоящей дружбы между взрослыми и детьми.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Игры подвижные

We01m.jpg

Подвижные игры — один из способов физического развития ребенка. Они позволяют снять физическую усталость с мышц, достичь эмоционального переключения с одного вида деятельности на другой. Подвижные игры особенно любимы детьми, ведь они – важный источник радостных эмоций. Игры стимулируют активную работу, мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов. Подвижные игры формируют положительные нравственные качества у детей. Доброта, взаимопомощь, поддержка, смелость, внимательность, взаимовыручка высоко ценятся среди играющих, а такие качества, как трусость, себялюбие, похвальба осуждаются. Чаще всего подвижная игра начинается с выбора вожака. В некоторых играх каждому хочется водить, а в некоторых – никому. А потому предлагаем выбирать вожака с помощью считалок. Для этого участники игры должны встать в круг, и кто-нибудь один начнет произносить считалку. Каждому участнику предстоит произнести слово или слог. Тот, кто должен будет сказать последнее слово (слог) считалки, станет ведущим.

По подвижным играм, так же как и по спортивным, могут проводиться соревнования. Наиболее простые из них — это конкурсы и аттракционы, устраиваемые во время праздников или вне зависимости от этого. Более сложный вид соревнований — это первенства между несколькими командами по одной из подвижных игр, таких, к примеру, как «Перестрелка», «Мяч ловцу», «Круговая лапта», «Пионербол», «Русская лапта», «Пионерская лапта». Соревнования по подвижным играм содействуют воспитанию у детей организованности и коллективизма, честности и воли к победе. Они способствуют воспитанию организаторов — вожаков игр, внедрению игр в повседневный быт.

Не умаляя значения соревнований по отдельным играм, важно отметить, что наиболее ценны в педагогическом отношении соревнования по комплексу подвижных игр, типа «Веселые старты», «Спортландия», «Делай с нами!», «Спортивная семья» и т. п.

В комплекс подбираются подвижные игры с разнообразными двигательными действиями, различными техническими и тактическими действиями, требующими проявления различных умений и морально-волевых качеств. Такие соревнования (где наряду с детьми, нередко участвуют и взрослые: родители, вожатые) требуют от участников всесторонней подготовленности и в свою очередь содействуют их физическому развитию.

Если в соревнованиях участвуют ребята разных возрастов, то задания и игры должны соответствовать их возрастным особенностям и физическому развитию. Учитываются также различные интересы и физические возможности мальчиков и девочек, особенно подросткового возраста.

Можно использовать разные игры (их в комплексе может быть 6-10) для мальчиков и девочек или объединить их в одной команде, которая обычно состоит из 10 человек (что педагогически более ценно), но давать им разные задания. Так, мальчики в эстафете ведут, к примеру, мяч ногой, а девочки ударяя рукой о землю. Если в эстафете участвуют ребята разных возрастов, то младшим даются облегченные задания. В одной и той же эстафете (на этапах) могут быть разные задания, но они должны быть одинаковыми для каждой команды.

Соревнования проводятся по круговой системе, где каждая, к примеру, из четырех команд играет друг с другом, стараясь набрать больше очков. Могут проходить соревнования и по олимпийской системе, где проигравшая команда выбывает. С выбывшими командами можно провести утешительные игры. За победу в каждой игре команда получает установленное положением количество очков. Например, 3 очка за выигрыш, 2 очка за игру вничью и 1 очко за проигрыш. Обычно программа комплексных соревнований занимает 1-1,5 часа. Соревнования по подвижным играм можно проводить круглый год: в спортзале, на площадке, на катке, на снеговой площадке. От времени года и условий зависит и подбор подвижных игр.

Подвижные игры способствуют объединению коллектива, массовому охвату детей физическими упражнениями, являются замечательным средством всестороннего физического развития.

И еще. Подвижные игры могут стать и средством, подводящим к спортивным играм, которые так любят ребята.

Но одного желания играть и знания игр мало. Нужно еще донести их до ребят, со знанием дела, иной раз осторожно раскрыть содержание, пробудить к ним интерес. Иначе даже самая увлекательная игра может быть отвергнута. Видимо, это и заставляет некоторых вожатых идти по пути наименьшего сопротивления, т. е. «гонять» в футбол. Уж тут, мол, ребятам все ясно. А если слаб пионер или не дорос, то пусть посидит и посмотрит.

Вожатому следует проявить должную настойчивость в приобретении умения проводить подвижные игры для детей разного возраста, а лагерным организаторам—в проведении для вожатых инструктивных занятий.

Итак, прежде чем проводить игру, необходимо не только хорошо знать ее содержание, но и другие важные моменты: возраст детей, иметь представление о коллективе, учитывать, чем он занимался до этого, где будет проводиться игра (на прогулке, в лесу, в зале или спортивной площадке).

Подвижные игры всегда требуют от играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговорённой в правилах. Особенность подвижных игр — их соревновательный, творческий коллективный характер. В них проявляется умение действовать вместе с командой в непрерывно меняющихся условиях. Что самое главное в организации таких игр. Каждая игра имеет свою игровую задачу: «догони», «поймай», «найди» и др. Постарайтесь именно ею увлечь ребят, заинтересовать их. Иногда полезно сыграть на самолюбии ребят, выразив «сомнение» в их силе, ловкости. Нарисуйте перед детьми яркую картину предстоящего действия. Не стоит в начале ограничиваться одной лишь дежурной фразой: «А сейчас мы будем играть в. ». Организуя подвижные игры, помните, что лучше, если Вы будете в них таким же участником, как и ребята. Каждая игра имеет свои правила. Четко объясните их. Эффективнее это можно сделать, если одновременно с рассказом Вы показываете действия, т.е. создаете образное представление об игре. Пусть кто-то из ребят повторит за Вами то, что потребует особого внимания в игре. Если во время игры правила не выполняются, приостановите игру, сделайте веселый комментарий происходящего и покажите, в чем ошибка. В ходе игры будьте эмоциональны и непосредственны. Подбадривайте ребят. Возможен и шуточный репортаж о происходящем. Если интерес к игре пропадает, попробуйте усложнить правила, это обычно вдохновляет. Но помните: игра является игрой до тех пор, пока она дает действующим лицам широкий набор способов поведения, пока их действия нельзя заранее предугадать. Не пропустите момент, когда игру лучше всего завершить. И еще, для некоторых игр требуется несложный инвентарь, приготовьте его заранее. Хорошо подумайте, где Вам лучше организовать игру. Пусть это будет удобное и безопасное место. Часто для проведения игр надо разбиться на команды, держите для этого в запасе несколько оригинальных считалок.

Читайте также  Гимнастика для детей в пушкине спб

Подвижные игры дома: 15 идей, как занять детей на карантине

Одними мультиками тут не обойтись, ребенку нужно много двигаться — бегать, прыгать, играть в мяч. Чтобы направить неуемную детскую энергию в мирное русло, родителям нужно проявить фантазию и организовать им активные игры в домашних условиях.

Чем заняться во время карантина? Дети, лишенные уличных прогулок и спортивных занятий, начинают выплескивать нерастраченные силы дома. Но многим родителям приходится в это непростое время еще и работать на удаленке и делать массу других дел. К тому же усмирять чересчур разыгравшихся детей нужно, чтобы они не навредили себе или шум не мешал соседям. Поэтому постарайтесь найти время, чтобы поиграть с сыном или дочкой, придумайте ему увлекательное занятие. Совместная игра — это очень полезный навык для формирования дружеских и доверительных отношений между ребенком и родителями. Так что, пользуйтесь моментом и даже в помещении устраивайте активные игры.

Домашний боулинг

Соорудить игру, в которую можно играть хоть в одиночку, хоть всей семьей, проще простого, потому что «оборудование» найдется буквально в каждом доме. Берем мяч, лучше из ПВХ — будет меньше шума, но подойдет любой спортивный или игровой мячик и 10 пластиковых бутылок. Импровизированные кегли можно сделать яркими, наполнив фантиками или цветной бумагой. Правила просты: мяч, как шар в настоящем боулинге, нужно направить на выстроенные кегли — чем точнее бросок, тем больше «кеглей» упадет. Для большей заинтересованности ребенка, придумайте ему интересный призовой фонд. А текущие результаты записывайте на большом листе бумаге.

Борьба сумо

Если в семье растут двое детей с небольшой разницей в возрасте, предложите им провести забавный турнир сумоистов. Маленькие сорванцы будут в восторге от такого занятия! Причем игра увлекательна уже на стадии подготовки. Что нужно найти для экипировки: две домашние папины футболки, два ремешка и две большие подушки. Гигантскую спортивную форму сооружаем с помощью подушек: закрепляем ремешком на груди и спине, сверху надеваем папину майку. А далее самая веселая часть игры — столкновения и падения. Кто удержится, то победитель.

Бег с воздушными шарами

Каждому участнику забега дается воздушный шарик, который нужно переправить в другой конец комнаты (либо длинного стола), не касаясь его руками. На шарик можно дуть, подталкивать ногами (или локтями, если «забег» проходит на столе), подбородком, носом. Для детей постарше игру потребуется усложнить, расположив на пути следования игроков препятствия — например, преграду или что-то похожее тоннель.

«Ручеек»

На полу из двух скакалок или веревок делаем ручеек шириной полтора-два метра. Посередине раскладываем бумажные кружки — это камушки. Ребенку нужно перебраться с одного бережка на другой, наступая на островки и перепрыгивая камушки. Если оступился, берет паузу, чтобы «высушить» ножки на берегу. Нехитрое занятие тем не менее формирует у ребенка ловкость, равновесие и не даст заскучать во время карантина. А заодно малыш вдоволь напрыгается.

Бег с фасолью

Дети, как известно, любят побегать по дому, но каждый раз рискуют либо свалиться и получить ушиб, либо зацепить что-то из мебели. Поэтому предлагаем им подвигаться, но с некоторым ограничением: на голове у них будет лежать пакетик или мешочек с фасолью (горохом, карамелью). Таким образом ребенок должен стараться быстрее дойти до цели, но не уронить свой груз. Между тем научится держать равновесие и осанку.

«Поиск сокровищ»

Чтобы не заскучать во время долгого сидения дома, можно придумать разные мини-квесты. Например, искать сокровища! Спрячьте в квартире 10-15 вещей вместе с записками, в которых будет зашифрована подсказка о следующем месте «клада». Если развить мысль более фантазийно, то можно нарисовать целую карту «острова сокровищ», и тогда занятость ребенка часа на два обеспечена. Не хотите рисовать, тогда ведите ребенка к цели подсказками «горячо-холодно».

«Лабиринт»

В коридоре из бумажной или атласной ленты можно соорудить лабиринт и предложить своему чаду пройти через него, стараясь не касаться ленты. Поэтому ребенок должен проявить смекалку, ловкость и гибкость. Ленты к стене крепятся с помощью строительного скотча (тогда на обоях не останется следов). Лабиринт можно сделать на полу — горизонтальный, либо протянуть ленты по вертикали под углом.

Катание с горок

Кому-то покажется затея слишком экстремальной, но малыши ее воспримут на ура. Горку можно сделать с помощью плотного картона, который приставлен к дивану, чтобы горка не прогнулась, снизу подложить подушки или свернутое в рулон большое одеяло.

Канатоходец

По длинной веревке, расположенной на полу, ребенок должен пройти ровно, ни разу не сворачивая с пути и не оступаясь. «Канат» можно положить волнистой линией, в руках у канатоходца может быть зонтик, а на голове книга.

Мишень

Тренируем меткость детей в домашних условиях. Мишенью для игры может послужить что-угодно: пластиковая пятилитровая бутыль, в которой вырезано отверстие для мячей, корзинка или детское ведерко. Далее из фольги делаем мячики и пробуем попадать в мишень. Усложняем условия: целимся по очереди левой и правой руками. Можно устроить семейные соревнования: кто забросит больше шариков в мишень за определенное время или одновременно после команды «Начали!».

Тир из воздушных шаров

Наверняка вы видели летом в парках такие аттракционы: к доске прикреплены воздушные шарики, которые нужно лопнуть, метнув дротик. Почему бы не устроить такое развлечение в помещении? Правда, есть сложности: дома должны быть воздушные шары и дротики. Как вариант для мальчишек, у которых есть нерф: мишенью могут послужить бумажные флажки.

«Автомобиль»

Одна из популярных игр в детском саду, но ее можно легко организовать в домашних условиях во время карантина. Малыш исполняет роль «автомобиля», родителю достается роль «светофора», поэтому подготовьте три карточки — красную, желтую и зеленую. Когда «загорается» красный свет, ребенок стоит на месте. При команде «желтый» — «заводит мотор», а на зеленый свет — начинает двигаться.

«Выше и выше»

Помните, как в детстве мы сами прыгали на диванах и кроватях, чуть не до потолка? Нечто похожее можно организовать своему ребенку, только в более подходящих условиях. Тренируемся прыгать в высоту около свободной стены в комнате. Чем не активное занятие во время самоизоляции?! Ставим на стене отметку, до которой ребенок может допрыгнуть, потом чуть поднимаем уровень, потом еще и еще. 15 минут тренировки пойдут на пользу ребенку. Кстати, в эту игру охотно включатся и крохи и дети постарше.

Игрушка–хрюшка

Веселая игра для малышей, которая хорошо разбавит скучное время дома, проведенное на карантине. Подходит для детей от трех лет. Нужно под ритмичную музыку просто перекидывать друг другу какую-то забавную мягкую плюшевую игрушку. Как только музыка останавливается, игрок с игрушкой в руках должен выполнить условие: рассказать стишок, спеть песенку или прокукарекать.

Дискотека

Просто включаем ритмичную музыку и танцуем вместе с ребенком. Универсальное занятие и для двухлетних малышей и для детей младшего школьного возраста. Как вариант: соревноваться в баттлах или импровизировать с хореографией. Придумайте смешные движения, имитируя маленьких утят или котят, танцуйте, пойте и смейтесь. В течение дня можно устроить несколько таких музыкальных пауз.

Холли Робертс

Холли Робертс

Педагог, психолог, основатель и директор детского сада Britannia School в Москве

Регулярная физическая активность укрепляет функциональные способности сердечно-сосудистой системы, развивает мышцы и кости ребенка и улучшает психологическое самочувствие. В отсутствие достаточной физической активности ребенок не имеет возможности куда-то направить свою энергию. В результате малыш становится беспокойным и неусидчивым, ему сложнее сконцентрироваться на какой-то определенной задаче. А для детей дошкольного возраста физическая активность особенно важна, так как она развивает мелкую и грубую моторику.

Сейчас приостановили работу спортивные секции, но, безусловно, нужно продолжать физическую подготовку детей во время карантина. Родители могут заниматься зарядкой вместе со своими детьми, показывая им пример. Вместе заниматься физическими упражнениями веселее, да и взрослым не помешает разминка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: