Подвижные игры детей отклонениями

4.4. Коррекционно-развивающие подвижные игры для детей с умственной отсталостью

Подвижная игра имеет столь широкий диапазон воздействия на организм и личность, что создает неограниченные возможности влияния на все сферы жизнедеятельности детей и подростков с умственной отсталостью. Глубочайший смысл детских игр заключается в том, что они, функционально нагружая весь организм, все его ткани, органы и системы, структурно их создают, формируют и совершенствуют (В. М. Лебедев).
Целенаправленная эмоциональная игровая нагрузка оказывает стимулирующее воздействие на организм умственно отсталого ребенка и больше, чем другие средства, соответствует удовлетворению естественной потребности в движении. Подвижная игра не только противодействует гипокинезии, но и способствует восстановлению утраченного здоровья, укреплению всех функций организма, развитию физических способностей.
В подвижных играх используются знакомые и доступные виды естественных движений: ходьба, бег, лазанье, перелезание, прыжки, упражнения с мячом, в них несложной техники и тактики, а правила всегда можно изменить соответственно физическим и интеллектуальным возможностям ребенка. Желание играть — главный стимул, побуждающий ребенка к игровой деятельности. Замечено, что во время игры дети охотно и с интересом выполняют то, что вне игры кажется неинтересным и трудным, поэтому в игре легче преодолеваются психические и эмоциональные проблемы.
Особая ценность подвижных игр для детей с умственной отсталость заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферу. Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий. Игры вынуждают мыслить наиболее экономно, реагировать на действия партнеров, приспосабливаться к обстановке. Играющему ребенку приходится выбирать и совершать из множества операций одну, которая, по его мнению, может принести успех. Чем разнообразнее информация поступает в мозг, тем интенсивнее включаются психические процессы. Именно поэтому с помощью игры у ребенка с умственной отсталостью развивают восприятие, мышление, внимание, воображение, память, моторику, речь, повышая умственную активность, а следовательно, познавательную деятельность в целом.
Эффект этот достигается за счет полифункциональности подвижных игр, когда коррекция двигательных нарушений (пространственной ориентировки, точности, ритма, согласованности движений, равновесия и др.) инициирует активную деятельность мозга, сохранных анализаторов, психических функций, вегетативных систем, обеспечивающих движение. Особенно ярко эта взаимосвязь проявляется в реализации межпредметных связей, когда целенаправленные двигательные действия, организованные в форме игровых композиций, эстафет, ролевых и имитационных игр, выполняемых под стихи, загадки, потешки, скороговорки, с решением простейших математических задач, облегчают усвоение счета, понятий о количестве, форме, величине, направлении, амплитуде; активизируют речевую деятельность, правильное звукопроизношение; обогащают словарный запас, развивают память, внимание, моторику мелких мышц рук.
Известно, что умственно отсталые дети отстают в развитии духовных интересов, потребностей. Поэтому сама игровая деятельность, вызывающая у детей интерес и содержащая в себе необходимые компоненты развития личности, является средством духовного развития. В игре складываются отношения между детьми, вырабатываются привычки, правила поведения. Дети больше узнают друг друга, взаимодействуют между собой, познают нехитрые игровые ситуации, проявляют самостоятельность, подражают, радуются, фантазируют, т.е. в игре идет активное формирование личности, имеющее большое социальное значение. По мнению Г. В. Кулешовой (1992), нравственные привычки, сформированные в игре, закладывают характер, который в зрелом возрасте позволяет не только понять окружающий мир, но и найти в нем свое место.
При подборе подвижных игр важно учитывать эмоциональное состояние, характер, поведение детей. Состояние умственно отсталого ребенка нестабильно. Эмоциональное напряжение, усталость могут вызвать внутренний дискомфорт, который чаще выражается в нарушении поведения, капризах, ссорах, драках. Иногда они могут вызвать обратные реакции: пассивность, нежелание вступать в контакт. Преодолевать эмоциональное напряжение можно с помощью подвижных игр.
Таким образом, при подготовке к проведению подвижных игр педагог должен учитывать следующие моменты:
— содержание игр (сюжет, правила, двигательные действия, физическая нагрузка) должно быть доступным и соответствовать возрасту, уровню интеллектуальных и двигательных возможностей, эмоциональному состоянию и личностным интересам детей;
— подвижные игры предполагают варианты усложнения, но процесс насыщения моторными действиями должен осуществляться постепенно по мере овладения простыми формами движений;
— содержание игр должно предусматривать комплексный характер воздействия- коррекцию двигательных нарушений, физических качеств, координационных способностей, укрепление и оздоровление всего организма в целом;
— в процессе игры необходимо стимулировать познавательную деятельность, активизировать психические процессы, творчество и фантазию ребенка.
В экспериментальном исследовании О.А. Шпитальной (2000), проведенном на школьниках 8—11 лет с умственной отсталостью легкой и умеренной степени, воспитывающихся в детском доме, апробировано около 150 подвижных игр, рекомендованных в литературе для здоровых учащихся того же возраста. Установлено, что только треть этих игр подходит детям с умственной отсталостью, 2/3 игр оказались слишком сложными для запоминания и воспроизведения, отдельные игры были непонятны и не вызывали интереса В итоге отобрано 52 подвижных игры (10 из них для зимних условий), которые проводились во внеучебное время как рекреативные игровые занятия по 1 часу 3 раза в неделю. Установлены специфические особенности игровой деятельности младших школьников с нарушениями интеллекта.
1. Среди участвующих в эксперименте не было ни одного ребенка, отказавшегося от игр Не подтвердилось мнение дефектологов о том, что у детей данной нозологической группы неразвиты навыки игровой деятельности. Способность к игре развивается.
2. Процесс освоения игровой деятельности достаточно длительный. На освоение 52 подвижных игр потребовалось 2 года, но это свидетельствует о потенциальных возможностях детей.
3. Наибольший интерес вызывают простые по сюжету и содержанию игры, соответствующие играм здоровых детей дошкольного возраста. Отмечено, что в полюбившиеся игры дети играют самостоятельно в свободное время.
4. В игре отчетливо проявляются недостатки психического развития ребенка (отвлекаемость, неустойчивость эмоций, нежелание осваивать новое, быстрая утомляемость), которые можно частично нивелировать методическими приемами: сменой подвижных игр по направленности, продолжительности, сложности, эмоциональной напряженности и др., позволяющими сосредоточить внимание детей на игре и поддерживать интерес.
5. Адекватными возрасту, особенностями психики, состоянию физической подготовленности являются 40—60-минутные рекреативные занятия, в содержании которых входит от 10 до 20 подвижных игр продолжительностью от 1 до 3—5 мин.
Методика рекреативных физкультурно-оздоровительных занятий, основанных на использовании коррекционно-развивающих подвижных игр, отобранных с учетом личностных интересов детей, позволила эмоционально разнообразить быт детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации, увеличить объем двигательной активности, расширить диапазон знаний, двигательных умений и физических способностей Положительные изменения произошли в уровне развития кратковременной памяти, мышления, звукобуквенного синтеза, элементарных математических представлений. Существенно улучшились показатели физической подготовленности: в висе на согнутых руках, метании набивного мяча на дальность, прыжке в длину с места, наклоне вперед в положении сидя, количестве приседаний за 30 с, беге на 20 м, быстроте локальных движений В наиболее отстающем звене — координационных способностях — существенные положительные изменения отмечены в статическом и динамическом равновесии, умении оценивать пространственные и силовые характеристики движения, усвоении заданного ритма движений, координации мимических мышц, двигательной памяти.
Ниже приводятся некоторые подвижные игры для младших школьников с умственной отсталостью (Шапкова JI.B., 2001).

Коррекционно-развивающие подвижные игры

Таким образом, подвижная игра, выступая первоначально как детская забава, развлечение, позволяет ненавязчиво решать множество коррекционно-развиваюгцих задач, инициируя активность самих детей. Соединение в подвижной игре трех компонентов — физического упражнения, эмоционального тренинга и умственной нагрузки — приближает ребенка к естественной жизни, освоению элементов социальных навыков и взаимоотношений, развитию личности в целом.

Рекомендации родителям: спортивные и подвижные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья

Детям нужна ваща помощь. Фото thenextweb.com

Человек по природе своей должен много двигаться. Не зря говорят, что движение — это жизнь. Чем меньше ребенок двигается, тем больше проблем со здоровьем он получает.

У детей с ограничениями по здоровью дефицит движения приводит к выраженным функциональным и морфологическим изменениям. Снижается активность биохимических процессов, ослабевает иммунитет к простудным и инфекционным заболеваниям, сужается диапазон возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем, ослабляется нервно-мышечный аппарат, формируются различные дефекты осанки, что приводит к мышечной гипотонии, уменьшению подвижности грудной клетки во всех ее отделах, общему ослаблению организма и снижению жизненного тонуса.

Игра — один из основных видов деятельности детей

Система физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья включает физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утреннюю гимнастику, прогулки, игры и пр.), обязательные занятия физической культурой, соревнования и т.д.

«Если занятия физическими упражнениями для человека, у которого нет двигательных нарушений, — условие активного общего развития, то для детей с ограниченными возможностями здоровья физическая культура является одним из основных средств устранения отклонений в их двигательной и психической сферах», — отмечает инструктор по физической культуре Алексей Базаров.

В детском возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов у ребенка, формирования его личности.

Наблюдения и практический опыт инструктора по физической культуре показывают, что дети нуждаются в повышении двигательной активности. Коррекция нарушений физического развития, развитие моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются главным условием подготовки их к жизни. С помощью игр у детей с нарушением развития двигательная активность расширяется, становится не просто хаотичной, а приобретает смысл. Во время активного движения активизируются дыхание, кровообращение и обменные процессы в организме.

«Помимо этого, — добавляет Алексей Базаров, — подвижные и спортивные игры развивают координацию движений, скорость реакции и внимание, тренируют силу и выносливость, снимают импульсивность. Игры способствуют развитию вестибулярного и слухового аппаратов, координации движений и тактильных ощущений, и предназначены для того, чтобы дети с любыми возможностями здоровья могли активно проводить время».

Играть в подвижные игры — как?

При выборе игры родители должны учитывать возрастные особенности детей, их физические возможности, количество участников и, конечно же, желание самих ребят.

Перед началом игры нужно подготовить безопасную игровую зону, заранее подобрать необходимый инвентарь. Он должен быть ярким и заметным.

«Если ребенок имеет проблемы со зрением, то упор мы делаем на его слуховое восприятие: используем свистки, колокольчики, различные «звучащие» мячи. Подойдет для игр, например, для эстафет, и природный материал: шишки, камушки, ракушки. Веселее играть в подвижные игры под музыку», — отмечает Алексей Базаров.

Читайте также  Ребенок жалуется на боль в левом боку

Перед началом игры, конечно же, нужно объяснить сыну или дочке правила. Это нужно сделать логично и понятно для ребенка, изложить правила в увлекательной сказочной форме. Если малыш плохо слышит или видит, имеет ментальные нарушения, обязательно показать все предстоящие ему передвижения заранее, дать попробовать проиграть часть из них. Когда правила остаются непонятыми до конца, ребенок может быстро потерять интерес к игре и даже расстроиться.

Непременно дозируйте нагрузку! Игру нужно прекратить, если ребенок начал уставать или у него снизился интерес к этому занятию.

В конце нужно подвести итоги: обсудить с ребенком саму игру и его успехи в ней. Обязательно нужно дать высказаться и ему. Это способствует развитию наблюдательности, приучает к осмыслению действий и сознательной дисциплине.

Играть, нельзя гулять

«При проведении подвижных игр необходимо учитывать, что дети с ограничениями по здоровью имеют различные отклонения в состоянии здоровья (патологии зрения, слуха, последствия детского церебрального паралича, ментальные нарушения и т.д.), а также обладают разными физическими возможностями», — напоминает Алексей Базаров.

Инструктор по физической культуре предлагает примеры спортивных и подвижных игр, в которые можно поиграть с детьми дома в условиях самоизоляции.

Если ваш ребенок плохо видит, для него будет полезной игра «Узнай фигуру». Вам потребуются плоские геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и т. п.) двух размеров (диаметром 25-30 и 3-4 сантиметра). Их лучше вырезать из картона или старого ковра. Маленькие фигуры можно вырезать из картона, продеть через них браслет-резинку и надеть ребенку на запястье.

Большие фигуры нужно разложить на полу, маленькие либо даются малышу в руки, либо надеваются в виде браслета. Сначала малыш ощупывает фигуры на руке, потом его цель — найти такую же среди лежащих на полу.

Такая игра поможет ребенку развить тактильную чувствительность, запомнить геометрические фигуры.

Слабослышащему ребенку придется по душе игра «Веревочка». Для нее понадобится скакалка или веревочка не менее 1,5 метров в длину. Каждый игрок должен из нее «нарисовать» какую-либо фигуру: змейку, человека, кораблик и т.д. Такая игра поможет малышу развить воображение, фантазию, мелкую моторику и координацию движений.

С ребенком, у которого есть нарушения речи, можно поиграть в «Прижми палец». Правые руки игроков сцепляются в замок, большие пальцы подняты вверх. По сигналу большой палец каждого игрока начинает «охотиться» за большим пальцем соперника, стараясь прижать его сверху. За пойманный и прижатый палец соперника игрок получает один балл. Такая игра поможет развить силу и ловкость пальцев рук, да и вообще — это весело.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата тоже могут играть в подвижные игры. Пример такой игры — «Серсо». Для нее понадобятся кольца и палки. Ребенок и родитель должны сесть напротив на расстоянии 2-3 метров. Один игрок бросает кольца, задача другого — поймать их на палку. Благодаря этой игре, у вашего ребенка разовьется меткость, глазомер, координация движений, вы дадите нагрузку на мышцы рук.

Родителям детей с ментальными нарушениями мы предлагаем сыграть в «Прыжки в колечки». Для этого нужно разложить на полу в две линии обручи. Задача малыша — перепрыгивать из одного обруча в другой. Полезной для него будет игра «Дотронься до. ». Для этого нужно одеться по-разному. Когда ведущий говорит: «Дотронься до зеленого», ребенок должен найти этот цвет у кого-то на одежде. Такая игра поможет малышу сформировать представления о цвете, разовьет быстроту реакции.

Помните, любая игра должна, прежде всего, должна приносить радость всем участникам! Только тогда она будет благотворно сказываться на развитии ребенка.

Развивающие игры для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Подобные развивающие игры для детей можно с успехом проводить как в детском саду, так и дома, тем самым поддерживая учебный потенциал ребенка.

Игра «Закрой предмет»

Цель: учить воспринимать, сравнивать, выделять предметы схожие и отличительные по форме.

Материал: две баночки контрастного размера, маленькие и большие шарики (крышечки).

Показать ребенку две баночки, указать, что одна баночка большая, а вторая — маленькая. Затем продемонстрировать маленькие и большие шарики. Большие шарики нужно собрать в большую баночку, а маленькие — в маленькую (показ). После выполнения задания попросить закрыть баночки соответствующими крышечками.

Игра «Где звучит?»

Цель: развитие зрительного и слухового внимания, навыков ориентирования в пространстве.

Материал: любая игрушка, которая издает звук.

Показать игрушку ребенку. Двигаться игрушкой, чтобы ребенок обратил на нее внимание, а потом игрушка отводится в сторону и снова тарахтит. Ребенок с закрытыми глазами должен указать направление, откуда идет звук. Игра повторяется 2-3 раза.

Игра «Кто как говорит?»

Цель: побуждать ребенка повторять звукоподражательные слова.

Материал: игрушки, хорошо известных ребенку животных или их изображения.

Показать ребенку по очереди игрушки, назвать их. Вопрос: Как говорит котик? (Мяу-мяу). Собака? (Гав-гав) и др.

Цель: коррекция мелкой моторики пальцев.

Материал: прищепки, лист картона/линейка/веревка, силуэты одежды.

Прищепки в игре используются как тренажер для пальчиков.

Вырезать из бумаги несколько силуэтов разной одежды (кофточка, юбка, носки, рубашка и др.). Попросить ребенка помочь Вам развесить белье на веревке с помощью прищепок.

игры с прищепками, шаблон игры с прищепками

Если у Вас нет времени изготовить силуэты — можно прищепки цеплять на прочный лист бумаги или широкую линейку.

Цель: развитие фонематического восприятия.

Ребенок должен хлопнуть в ладоши столько раз, сколько предметов находится на столе;

Взрослый медленно ритмично хлопает в ладоши — ребенок должен воспроизвести количество аплодисментов.

Примечание: сначала количество предметов и аплодисментов не должен превышать 3. Со временем количество и темп аплодисментов увеличивается.

Игра «Собери фигуру»

Цель: Усовершенствовать умения располагать предметы в ниспадающем по величине порядке; правильно называть детали по величине (большой, меньше, самый маленький).

Материал: вырезанные из картона/бумаги части снеговика, елочки и т.п.

Разложить перед ребенком детали снеговика. Предложить собрать его, начиная с самого большого круга.

игра собери фигуру, шаблон снеговик

Игра «Подарок кукле»

Цель: закрепить понятие о цвете.

Материал: кукла, кружки основных цветов — белого, черного, красного, синего, желтого, зеленого (по 2 шт.).

а) Сначала предложить назвать, какого цвета кружок Вы даете кукле.

б) Попросите ребенка дать кукле красный (зеленый, синий …) кружок.

в) Покажите ребенку красный (зеленый, синий …) кружок и попросите его «Дай кукле такой же кружок».

Игра «Веселая птичка»

Цель: закрепить знания о расположении предметов в пространстве; понимание и употребление простых предлогов в, на, под, за.

Материал: две игрушки-птички, игрушечная мебель (шкаф, стол, стул).

а) Две птички, Ваша и ребенка, летают. Ребенок повторяет действия за Вами.

б) Вы говорите, куда улетела птица — вверх, вниз, а ребенок выполняет действие.

в) Действие наоборот: «А сейчас птичка будет летать, а ты скажешь, куда она полетела».

г) Предложите спрятать птичку за шкаф, в шкаф, посадить на стол, стул, под стул и т. д.

Упражнение «Выполнение простых бытовых инструкций»

Цель: формировать способность ребенка понимать часто используемые в быту слова, выполнять простые словесные инструкции.

Понимание ребенком целостных словосочетаний, которые он мог много раз слышать. Предложить ему выполнить соответствующие действия, например:

— поиграть в ладушки;

— взять маму за руку и идти к столу и т. Д.

2) Закрепить названия знакомых игрушек. Выяснить, может ли ребенок показать части своего тела и части тела куклы или игрушечного животного:

— Покажи зайчика, собачку, машину, куклу.

— Покажи, где у куклы голова. А где у тебя голова?

Игра «Где звенит колокольчик?»

Цель: ориентирование в пространстве относительно себя.

Попросить ребенка закрыть глаза и угадать, где звенит колокольчик, называя направление относительно себя (вверху, внизу, впереди, сзади).

Кроме того, представленные игры и упражнения для детей с ОВЗ воспитатели и родители могут использовать, играя дома или в детском саду, с детьми раннего возраста.

Подвижные игры детей отклонениями

Автор: Мохова Наталья Викоровна

Организация: МБДОУ «Детский сад №72 «Дельфиненок»

Населенный пункт: Красноярский край, г. Железногорск

Автор: Ефимова Ирина Юрьевна

Организация: МБДОУ «Детский сад №72 «Дельфиненок»

Населенный пункт: Красноярский край, г. Железногорск

В условиях успешных достижений медицины и техники появилась новая категория детей с нарушением слуха – дети с кохлеарными имплантами. Это глухие дети, которым имплант дает колоссальные, качественно новые возможности жизни в мире звуков.

Дети с кохлеарными имплантами (далее – с КИ) входят в категорию детей, имеющих особые образовательные потребности. По прохождению ПМПК таким детям присваивается статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья,

Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации», дети с отклонениями в развитии могут получать образование как в условиях специализированного (коррекционного) детского сада так и в общеобразовательном детском саду. Актуальной задачей детского сада становится создание условий, в которых для любого ребенка, независимо от состояния его здоровья и способностей к обучению, образование станет качественным и доступным.

В соответствии со ФГОС дошкольного образования коррекционная работа должна быть направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и образовательных потребностей, оказание им квалифицированной помощи в освоении образовательной программы и социальной адаптации.

Физическому воспитанию в процессе гармоничного развития ребенка с кохлеарными имплантами отводится важная роль. Как и у слышащих дошкольников оно направлено на укрепление здоровья, правильное физическое развитие, своевременное формирование двигательных навыков, основных двигательных качеств. Многие известные ученые (Ф.Фребель, Д.Б.Эльконин, А.А.Леонтьев) отмечали значимость подвижных игр для физического, умственного и личностного развития ребенка. Подвижные игры соответствуют внутренним потребностям детей дошкольного возраста в движениях, а так же создают оптимальную двигательную среду.

Но у детей с нарушением слуха имеются ряд особенностей и трудностей в физическом развитии. Нарушение слухового восприятия вызывает специфические изменения, снижение двигательной памяти, произвольного внимания.

Состояние кохлеарной имплантации предполагает длительную слуховую и речевую реабилитацию ребенка с нарушением слуха. Самым важным моментом здесь является организация насыщенной речевой среды не только дома, но и в условиях группы детского сада, в ходе непосредственной образовательной деятельности по разделам программы ДОУ, в том числе и по физкультуре.

Физкультурные занятия сопровождаются речевыми инструкциями, которые включают в себя как постоянно употребляемые в разных видах деятельности слова и фразы, так и специфические, обозначающие названия предметов и действий, которые с ними будут производиться. Здесь на первый план выходит грамотное взаимодействие, сотрудничество специалистов ДОУ и родителей по созданию условий для полноценного развития ребенка с КИ. Деятельность ребенка с КИ на физкультуре должна быть насыщена не только двигательной, но и слухоречевой активностью. Поэтому и подвижные игры должны быть подобраны, модифицированы с учетом слуховых и речевых возможностей ребенка с КИ, направлены на совершенствование его слухового восприятия и речи.

Читайте также  Нитки вязания крючком детей

В работе с детьми с КИ большое значение отдается поэтапности в формировании новых слуховых умений и становлении речи.

1 этап. Формирование слуховых представлений на базе новых слуховых возможностей с помощью кохлеарного импланта.

2 этап. Возникновение дифференцированных слуховых представлений и становления спонтанной устной речи детей.

3 этап. Развитие адекватных слуховых представлений и активного развития речевого общения. Данный этап направлен на совершенствование использования устной речи, как средства общения с окружающими. Речевая активность детей, возникшая у них на втором этапе коррекционно-педагогической помощи, способствует установлению прочной связи между слуховым и речедвигательным образами.

4 этап. Развитие связной речи и понимание сложных текстов.

В данной статье представлены игры, разработанные для развития двигательно-моторных умений и слухоречевого восприятия у детей с КИ старшего дошкольного возраста в процессе третьего этапа коррекционно-педагогической работы на занятиях по физкультуре.

Игры на развитие моторных умений и слухоречевого внимания.

Игра «Топ – хлоп – шлеп»

Цель игры: развитие слухового внимания, быстроты реакции.

Дети стоят лицом к ведущему и повторяют за ним движения: топ – топают ногами, хлоп – хлопают в ладоши, шлеп – шлепают по коленкам ладошками. Когда движения освоены, взрослый начинает намеренно путать играющих, говоря одно, а делаю другое. Выигрывают те дети, которые не ошиблись.

Игра «Салочка с мячом»

Цель игры: развитие слухового внимания, ловкости, быстроты реакции, скоростных качеств.

Дети стоят в кругу, ведущий в центре. Подбрасывая мяч, ведущий называет имя игрока. Ребенок, чье имя выкрикнули, ловит мяч и догоняет всех игроков, касаясь их мячом. Игра заканчивается по сигналу или когда переловили всех игроков.

Игра «Услышал – действуй!»

Цель: совершенствовать основных видов движений, совершенствовать умение различать звуки, развивать слуховое внимание, слухо-моторную координацию.

У ведущего три предмета: бубен, колокольчик, свисток. Дети договариваются, какие движения, они будут выполнять под звуки бубна, колокольчика, свистка. Например: бубен – замереть, колокольчик – ходить, свисток – прыгать. Выигрывают те игроки, которые не ошиблись.

«Услышь свое имя!»

Дети сидят на скамье /можно использовать разные исходные положения: сидя на полу, сидя спиной, лежа на полу. Ведущий называет одновременно два имени. Дети, которые услышали свои имена, бегут до игрушки. Выигрывает тот, кто первым услышал свое имя и принес игрушку.

Игра «Ловцы звуков»

Игра подходит для заключительной части занятия как малоподвижная.

Цель: развитие слухового внимания, памяти.

Дети располагаются на одной стороне зала, закрыв глаза. Ведущий производит различные звуки: удар бубна, звон колокольчика, скрип двери и т. д. начинать можно с трех звуков и доводить до 10. затем ведущий предлагает открыть глаза и вспомнить, какие звуки дети слушали. Можно называть по очереди, можно по желанию.

Игра «Секретное место»

Цель: развитие внимания, слухомоторной координации, совершенствование коммуникативных навыков.

Дети делятся на «первый-второй» и объединяются в пары. Каждой паре дается предмет (колокольчик, геометрическая фигура, игрушка и т.д.). Первые номера отправляются прятать свой предмет, в это время второй – закрывает глаза. Первый, спрятав предмет, возвращается ко второму и сообщает координаты предмета (можно договориться говорить только одно слово или несколько). Второй отправляется на поиски. Выигрывает та пара, которая первая найдет предмет.

Речедвигательные игры.

Цели игр: формировать умение согласовывать речь с движением, слухоречевого внимания, речевых навыков, развитие скоростных качеств, развитие творческого воображения, развитие коммуникативных качеств.

При разучивании игры слова говорит взрослый, а дети придумывают слова в рифму. Затем взрослый говорит первую строчку, дети вторую. Далее ведущим становится ребенок.

Мама била, била, била, /бьют кулаком о кулак/

И все папе говорила.

Папа бил, бил, бил, /бьют кулаками по коленкам в такт слов/

И все бабе говорил.

Баба била, била, била, /бьют кулаками по тыльной стороне стопы/

И все деду говорила.

Дед бил, бил, бил, /садятся на корточки, стучат кулаками по полу/

И в кадушку положил.

А в кадушке две лягушки /имитируют лягушку/

Закрывай скорее ушки.

А в кадушке бегемот /руками показывают толстый живот бегемота/

Закрывай скорее рот.

А в кадушке пес – барбос /руками показываем уши песика/

Закрывай скорее нос.

А в кадушке старичок /сгибаются и показывают старичка/

Покажи – ка язычок.

А в кадушке стрекоза /руки в стороны, взмахи/

Закрывай скорей глаза.

А в кадушке Бармалей /глаза закрыты/

Разбегайтесь поскорей! /педагог называет имя водящего и все разбегаются/

При знакомстве с игрой текст произносит взрослый, далее проговаривают дети все вместе.

Раз, два, три, четыре, /кулаками стучат по полу/

Жили мыши на квартире. /изображают мышат, руками показывают ушки/

Чай пили, /берут в руки чашку и имитируют /

Чашки били, /бросают чашку на пол/

По-турецки говорили. /ладони соединяют перед грудью/

Говорили, говорили, /круговые вращения руками/

Кота «Ваську» разбудили! /педагог называет имя ребенка/

Мяу. /мышата разбегаются/

«Пойдемте пить чай»

Ведущий предлагает детям попить чаю. Все садятся в круг. Ведущий задает вопросы, дети отвечают. Ведущим сначала может быть взрослый, далее дети играют самостоятельно.

Ведущий: где сидите?

Ведущий: что едите?

Дети: чай с тортом!

Ведущий: вы поели?

Ведущий: вы попили?

Ведущий: разбегайтесь кто куда!?

Дети разбегаются по залу, а ведущий ловит.

По мере овладения движениями дети с КИ во многом преодолевают отставание и многие недостатки моторики, поэтому требования, предъявляемые детям с нарушением слуха к концу дошкольного обучения, во многом совпадают с требованиями к нормально слышащим детям. Создание благоприятных условий для развития ребенка с КИ в условиях ДОУ, учет индивидуальных, в том числе слуховых, возможностей ребенка, совместная планомерная работа специалистов и родителей приносят достаточно высокие результаты в дальнейшей успешной социализации ребенка с КИ.

1.Воробьева Н.Л. Побегаем, попрыгаем. Сборник подвижных игр и забав для детей 6-10 лет. – М., Издательство «Аркти», 74с.

2.Жукова О.В, Жерновенкова Н.В. Готовим ребенка с кохлеарным имплантом к школе. Рекомендации и практические упражнения. СПб. НИИ уха, горла, носа и речи — 2014г.-с.165.

3.Зонтова О.В. Методические рекомендации по оказанию коррекционно-педагогической помощи детям после кохлеарной имплантации. Сборник методических материалов кафедры сурдопедагогики факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, 2010г.

4.Королева И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами. – СПб.: Лемма, 2005. – 90 с.

5.Королева И.В. Развитие слухового восприятия и речи у детей после кохлеарной имплантации. Учебно-методический комплект «Учусь слушать и говорить». Издательство «Каро», 2014г.

6.Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. Программно-методическое пособие.- М., «Линка-пресс», 2000г., 295с.

7.Микшина Е.П. Обучение глухих дошкольников устной речи в первоначальный период (на специальных занятиях). Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Л.: ГПИ им. А.И. Герцена, 1987. – 221 с.

8.Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц. – М.: Владос, 2004. – 344 с.

9.Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой. — Издательство «Каро», 2006г. 145с.

10.Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом: Пособие для учителя-дефектолога. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 224 с.

Игры для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Играющие становятся по кругу. В центре его — ведущий с мячом в руках. Ведущий бросает мяч любому участнику игры и громко говорит часть какого-нибудь слова. Играющий, которому брошен мяч, должен поймать его и немедленно закончить слово.

Играющие образуют круг, ведущий — в центре круга. Он бросает кому-либо мяч и называет первую букву алфавита. Возвращая мяч, играющий называет вторую букву. Потом ведущий называет третью букву, а поймавший мяч — четвертую и т.д. Тот, кто ошибся, получает штрафное очко.

Среди играющих распределяются буквы алфавита. Если играющих немного, то каждый получает по нескольку букв. Ведущий предлагает составить слова, предложения. Каждый играющий по ходу игры хлопает в ладоши за свою букву. После окончания слова все играющие хлопают дважды. В конце составленного предложения все хлопают в ладоши трижды.

СЛОВА НА ЗАДАННЫЕ БУКВЫ

Ведущий бросает игральную кость и следит за тем, какое выпало число. Например, выпало 3. Тогда он считает «Один, два, три», объявляет тему, предположим, — «Животный мир». Участник игры, на которого покажет ведущий, должен назвать три слова, относящиеся к этой теме и начинающиеся на о, д, т, например, олень, дикобраз, тигр. Затем ведущий снова бросает кубик. Допустим, выпало число 5. Ведущий считает до пяти и называет другую тему: «Географические названия». Играющий, на которого показал ведущий, называет пять слов на буквы о, д, т, ч, п. Тот, кто не сумеет правильно ответить, становится ведущим.

ИГРЫ С ДВИЖЕНИЯМИ

Мы сидели на скамейке, Мы — веселые ребята, Мы — сеселые ребята, Мы все вместе говорили: — Правая рука, левая рука (показываем). Затем повторяем все сначала и добавляем: — Правая нога, левая нога (выставляем попеременно ноги). Снова повторяем слова и постепенно присоединяем: — Правое плечо, левое плечо (показываем). Затем, после повтора слов, присоединяем слово голова с движениями. Потом повторяем все вместе. Примечание: движения руками, ногами, плечами, головой совершаются на протяжении всего текста.

Обращаясь к участникам игры, ведущий говорит: «Указательным пальцем руки дотроньтесь до носа и скажите при этом: «Нос». Еще раз, еще. Я буду делать то же самое. Но если я скажу, например, «лоб», вы должны немедленно дотронуться до лба. Понятно? Начали! Нос-нос-нос-ухо!» (В это время ведущий указывает пальцем на подбородок, и многие невольно делают то же самое). Игра повторяется несколько раз. Важна внимательность, реакция.

Читайте также  Конъюнктивит у ребенка 8 месяцев

«МЫ ОХОТИМСЯ ЗА ЛЬВОМ»

Ведущий говорит первую строчку, все хором повторяют: — Мы охотимся за львом. (Изображают ходьбу на месте.) — Не боимся мы его. — Будем биться насмерть с ним. — И, конечно, победим — чух! — А что же это там? (Всматриваются, подставляя ладонь ребром ко лбу.) — А, это топь (болото, лес, гора)! — Ее не обойдешь. (Показывают рукой как бы обход болота, леса, горы.) — По ней не проползешь. (Показывают рукой снизу вверх.) — Надо напрямик! (Снова повторяют все слова.) — А что же это там? (Всматриваются.) — А, это же нора! — А кто же в ней живет? — Наверно, это лев! (Тихо повторяют все слова.) — А что же это там? — А, это хвост! (Громко.) (Убегают, снова преодолевая, уже в обратном порядке, гору, лес, болото, топь.)

«КУПИМ МЫ С БАБУШКОЙ»

Игра о покупках. А вы любите делать покупки? Вот и помогите. Ведущий: Вы будете повторять за мной слова и делать те же движения, что и я: — Купим мы с бабушкой себе курочку. — Курочка по зернышку — кудах-тах-тах. (Бьем руками по коленям.) — Купим мы с бабушкой себе уточку. — Уточка — утя-тя-тя. (Руки перед собой крест-накрест, извиваются, будто уточка плывет.) Повторяем все сначала и добавляем: — Купим мы с бабушкой себе индюшонка. — Индюшонок — фу ты, ну ты. (Размахиваем руками.) Снова повторяем все сначала и добавляем: — Купим мы с бабушкой себе поросенка. — Поросенок — хрю-ки, хрю-ки. (Крутим кулачками перед носом, создается впечатление пятачка.) Снова перечисляем всех, кого купили с бабушкой, и присоединяем, — Купим мы с бабушкой себе коровенку. Коровенка — му-ки, му-ки. (Бодаемся рогами.) — Купим мы с бабушкой себе лошаденку. — Лошаденка — ну-ки, ну-ки. (Руки вперед, натягиваем «вожжи» на себя.) — Купим мы с бабушкой себе собачонку. — Собачонка — ав-ав. (Руками загребаем «уши».) — Купим мы с бабушкой себе кисоньку. — Кисонька — мяу-мяу. (Движение руками перед носом, как бы кошка умывается.) — Купим мы с бабушкой себе телевизор. (Показываем руками телевизор.) — Телевизор — время — факты. (Время — поднятая рука, факты — опустить руку перед собой.) — Дикторша — ля-ля, ля-ля. (Машем руками у рта.) Нельзя забывать, что после того, как что-то купили, все предыдущие покупки повторяются сначала.

К двум стойкам прикрепляется веревочка, за которую на нитках привязаны призы. Они обертываются в цветную бумагу, чтобы не сразу можно было догадаться, где что находится. Тому, кто хочет получить приз, завязывают глаза и дают в руки ножницы. Он должен подойти к веревке и срезать один из призов.

Играющие встают рядом. Им завязывают глаза и предлагают сделать 3-4 шага вперед, повернуться спиной друг к другу, а затем, отойдя на несколько шагов в разные стороны, повернуться два раза на месте, сделать то же количество шагов обратно и обменяться рукопожатием.

«. ПОВЯЖУ Я ШЕЛКОВЫЙ ПЛАТОЧЕК»

На двух стойках, между которыми натянута веревка, висят на нитках 15-20 воздушных шаров, разрисованных под матрешек. У каждого игрока небольшой платок, который необходимо повязать на шар. Побеждает тот, кто быстрее это сделает.

ИГРЫ В ЛЕСУ И НА ПОЛЯНЕ

Играющие образуют два круга: внешний и внутренний. Находящиеся во внутреннем круге берутся за руки, и это — клетка. Внешний круг — это «птицы». «Клетка» под музыку движется вправо, а «птицы» — влево. По сигналу игроки внутреннего круга останавливаются и поднимают руки над головой, не разъединяя их. В это время «птицы» могут свободно вбегать в «клетку» и выбегать из нее. «Клетка» не может задерживать «птиц». По второму сигналу ведущего «клетка» захлопывается, то есть все опускают руки и приседают. Игроки, оставшиеся в круге, считаются пойманными и остаются в центре. Игра продолжается до победителя — последнего игрока из стаи «птиц».

Для проведения игры выбирают участок с небольшими березками. Участники игры разбегаются в разные стороны от водящего, который старается догнать и запятнать кого-нибудь. Спасаясь от погони, играющий может подбежать к березе и прикоснуться к ней. Такого игрока пятнать нельзя. Если водящий хочет продолжать преследование оставшегося у березы игрока, он должен громко сказать: «Раз, два, три, четыре, пять», отступая с каждым счетом на шаг от березы. Прежде чем водящий успеет закончить счет, тот, кто стоит касаясь березы, отбегает от нее, и водящий может продолжать погоню. Тот, кого водящий запятнал, выбывает из игры.

ПОИСКИ ПЕСТРЫХ БАБОЧЕК (ЧЕХИЯ)

Руководитель вырезает из цветной бумаги бабочек и заранее прячет их в траве и кустах. Каждый играющий должен найти как можно больше таких бабочек за определенное время. Время поиска бабочек — 5-10 минут. Начало и конец игры — по сигналу ведущего.

ЧЕГО ЗДЕСЬ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ?

На определенном участке местности к деревьям или кустам прикрепляется что-либо такое, чего там не должно быть. Например, листья и плоды с других растений. Побеждает тот, кто заметит больше несуразностей.

ИГРЫ НА ВОДЕ ДЛЯ НЕ УМЕЮЩИХ ПЛАВАТЬ

Играющие ходят и бегают на глубине по пояс в произвольных направлениях, изображая рыбок. На берегу, спиной к водоему, стоит водящий — «щука». По сигналу «Щука плывет!» ребята останавливаются и погружаются в воду до подбородка или с головой. «Щука» внимательно следит за тем, как «рыбки» спрятались. И «рыбка», сделавшая это неправильно, уходит к «щуке». Игра повторяется несколько раз.

КАТАНИЕ НА КРУГАХ

Играющие садятся и ложатся на надувные резиновые круги и катаются на них, как на лодках, двигаясь на определенное расстояние. Кто быстрее преодолеет это расстояние — тот победитель.

Играющие становятся по пояс в воде в шеренгу или в круг. Когда взрослый скажет, «Поймай воду!» — они должны вытянуть руки вперед, опустить их в воду, соединить кисти рук «лодочкой», зачерпнуть воды и поднять руки над поверхностью. Упражнение повторяется несколько раз.

Играющие становятся в две шеренги, лицом друг к другу, глубина — по пояс. По сигналу руководителя все начинают брызгаться водой друг на друга, стараясь заставить противоположную шеренгу отступить. Выигрывает команда, которая окажется более стойкой, то есть не разбежится и сохранит до конца игры определенный строй. Игрок, коснувшийся руками противника или повернувшийся к нему спиной, выбывает из игры.

Стоя в кругу, игроки берутся за руки и рассчитываются на первый-второй номера. Первые номера остаются стоять и поддерживают за руки вторые номера, которые ложатся на спину ногами внутрь круга и проделывают ими легкие движения вниз-вверх, всплескивая носками воду. Через некоторое время играющие меняются ролями.

ДЛЯ УМЕЮЩИХ ПЛАВАТЬ

ЭСТАФЕТА С ПРЕДМЕТАМИ

Эстафета проводится между двумя командами, которые выстраиваются на берегу реки (бассейна). Игра проходит в три этапа. В первом используется доска из пенопласта, во втором — надувной резиновый круг, в третьем — надувной матрас. Игру начинают первые номера. Они, держась за доску и перебирая ногами, плывут до отметки и обратно. Затем доску принимают вторые номера и т.д. Таким образом действуют и на остальных этапах. Только пользуясь надувным матрасом, игроки ложатся на него и гребут руками. Побеждает команда, скорее других закончившая эстафету на всех трех этапах.

Участники игры стоят в кругу по пояс в воде и рассчитываются на первый-второй. Первые номера принадлежат одной команде, вторые — другой. Водящий, стоя в центре круга, вращает «удочку», то есть веревку, к концу которой привязана камера от волейбольного мяча. Спасаясь от «удочки», ребята погружаются с головой в воду. Игрок, которого задела удочка, получает одно штрафное очко. Играющим запрещается отклоняться от «удочки» и уходить со своего места. «Удочка» должна вращаться с одинаковой скоростью. Игра длится 3-5 минут. Выигрывает команда, набравшая меньше штрафных очков.

ЗА МЯЧОМ В ВОДУ

Двое участников игры подходят к воде. В руках у них резиновые мячи одного размера, но разного цвета. По сигналу они бросают мячи в воду, затем сами сбегают в воду и плывут к мячам. При этом каждый направляется не к своему мячу, а к мячу противника. Достигнув мяча, игрок плывет с ним (ведя его перед собой) обратно и кладет на берег там, откуда бросил мяч.

Команды стоят колоннами на берегу. По сигналу первые номера бегут к доскам, лежащим у воды, берут их и сбегают в воду. Работая только ногами, словно катер, они плывут к обусловленным ориентирам, а затем возвращаются назад. Оставив доски на берегу, первые номера бегут быстрее к своим командам, и каждый ударяет по руке второй номер. После этого в заплыве участвуют вторые номера и т.д. Выигрывают ребята, быстрее закончившие эстафету.

Выберите водящего. Покажите ему предмет, который вы будете прятать. Пусть водящий уйдет из комнаты. Спрячьте этот предмет у кого-нибудь из играющих — в карман, туфли, за воротник и т.п. Зовите водящего и начинайте петь хором какую-нибудь песню. Когда водящий подходит близко к тому, у кого спрятан предмет, пойте громче, уходит дальше — пойте тише, так до тех пор, пока не найдет. Нашел — идет водить другой человек.

Все игроки становятся в круг, в центре которого стоит ведущий с платочком в руках. Играющие хлопают три раза в ладоши, а ведущий в это время бросает платок вверх. Играющие хлопают громче и чаще. Когда ведущий поймал платочек, все игроки прекращают хлопать. Все должны быть внимательны, потому что ведущий не всегда может бросить платочек. Кто невовремя захлопал в ладоши, должен что-нибудь исполнить.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: