Первичная диагностика ребенка психологом

Психологическая диагностика ― это процедура, проводимая психологом, направленная на выявление и измерение индивидуально-психологических особенностей личности специальными методами.

Психодиагностика используется практически во всех сферах жизни современного общества: в медицине (психиатрия, неврология, наркология и психотерапия), в сфере образования и воспитания, трудовой деятельности, управления, в судебной экспертизе.

С помощью психологической диагностики можно узнать:

  • особенности протекания психических процессов (восприятия, мышления, памяти и внимания);
  • уровень интеллектуального развития и структуру интеллекта;
  • эмоционально-волевые качества, характеристики самооценки;
  • основные личностные черты;
  • особенности мотивации и самосознания;
  • а также многое другое.

Зачем психодиагностика нужна в процессе психотерапии?

Психотерапия как система лечебных воздействий на психику и через психику ― на весь организм человека, опирается на данные психологической диагностики. Ее результаты помогают врачу-психотерапевту правильно поставить диагноз, подобрать оптимальное лечение и содействовать процессу выздоровления человека.

Все виды психологической диагностики можно разделить на четыре основных направления. Каждое из них решает свою важную задачу на том или ином этапе лечения.

  • Дифференциальная диагностика (при непонятных симптомах помогает врачу исключить одно нервно-психическое заболевание и подтвердить другое).

На начальном этапе постановки диагноза необходимо как можно быстрее и точнее определить заболевание, и поставить правильный диагноз, от которого будет зависеть лечение. Для этого клинический психолог, используя свои методы, помогает выявить нюансы заболевания, трудноразличимые даже для опытного врача. Например, люди, обращающиеся за помощью, жалуются на тревожность, внутреннюю напряженность или внутренний дискомфорт, которые могут быть проявлением совершенно разных психических или эмоциональных расстройств. Определить, симптомом какого психического расстройства или эмоционального состояния является тревожность, какой она тяжести и как влияет на состояние человека ― это и есть задача клинического психолога при дифференциальной диагностике.

  • Диагностика особенностей характера и личности.

Она важна для подбора правильного, оптимального метода педагогического или лечебного воздействия на человека. Каждый метод воздействия (например, гипноз), как любое лекарство, имеет свои показания и противопоказания. В данном случае одному человеку подходит гипноз, на другого это метод вообще не подействует или даже может навредить (усугубить заболевание). Тогда крайне важно становится определить особенности личности человека (социальные установки, возможные реакции, эмоциональный фон, характер самооценки и т.д.), учитывая которые, врач подбирает метод воздействия.

  • Диагностика взаимоотношений между людьми.

К этому направлению относится выявление особенностей характера взаимодействия супругов, родителей и ребенка, в семье или группе, что влияет на эффективность лечения.

  • Диагностика изменений в процессе лечения.

Это направление психологической диагностики помогает психологу увидеть и понять изменения, происходящие с психикой человека, его личностью, предсказывать возможные реакции в различных ситуациях или корригировать (исправлять, менять) неадаптивные формы поведения. Например, в процессе психотерапии уровень тревожности можно замерять несколько раз, отслеживать изменения, и помогать человеку снизить его до того уровня, который не будет его беспокоить и мешать нормально функционировать.

Ответы на какие вопросы можно получить при помощи психологической диагностики?

Возможности современной психологической диагностики широки и рассчитаны на решение любых задач:

  • Всё ли со мной нормально? Что со мной происходит?
  • Почему со мной это происходит? Что с этим делать?
  • Какой я? Какой у меня характер или самооценка? Что такое личность? Из чего она устроена?
  • Почему у меня возникла такая проблема? С чем она связана?

В современных условиях жизни, при наших возможностях и ритме у многих родителей могут возникать вопросы, связанные с развитием ребенка, его нагрузками, с процессом воспитания, выяснением причин сложностей поведения и т.д. Существует ряд отдельных задач, разрешающих вопросы родителей о детях и подростках:

  • Страхи: нормально это или нет?
  • Как понять уровень нагрузки на ребенка?
  • Причины неуспеваемости?
  • Как определиться с будущей профессией ребенка?

Приглашаем Вас принять участие в следующих циклах тематического усовершенствования.

Уважаемые коллеги!

В 2020 году увеличилось количество бюджетных мест в ординатуру по специальностям.

«По поручению Департамента общественного здоровья, коммуникаций и экспертной деятельности МЗ РФ .

Психологическое обследование

Комплексное психологическое обследование – набор психодиагностических методов, направленных на выявление особенностей характера и мышления пациента.

Психологическое обследование позволяет определить специфику мыслительной деятельности, выявить индивидуальные психологические особенности.

В рамках исследования выявляется:

  • характерологические особенности: темперамент, уровень коммуникабельности, экстраверсия-интроверсия, заострение определенных черт характера, гендерная роль, профессиональные склонности, жизненные приоритеты и многие другие личностные параметры,
  • эмоциональное состояние: уровень тревоги, депрессии, эмоционального напряжения, оптимистичности и повышенного фона настроения,
  • интеллектуальные и мыслительные особенности: уровень IQ, параметры памяти, внимания и виды мышления,
  • возможная причина развития психических расстройств.

По результатам обследования составляется подробное заключение. В клинике «Преображение» часть методик подбирается с учетом целей обращения клиента.

Этапы комплексного психологического обследования

На первом этапе происходит уточнение запроса, сбор информации. При необходимости во внимание принимаются сведения, полученные от психиатра, нарколога и других специалистов. На этом же этапе психолог строит гипотезы по отношению к имеющимся проблемам.

На втором этапе подбираются и проводятся техники патопсихологического обследования. Выявляется специфика высших психических функций. Используются тесты, опросники, изучаются психофизиологические особенности интеллектуальных способностей.

На третьем этапе обследования затрагивается эмоциональная и личностная сфера обратившегося. К основным видам тестирования подключаются проективные методы, позволяющие выявить проблемы на глубинном уровне. Работа происходит с различным стимульным материалом.

Последний этап заключается в консультировании пациента и его родственников. Заключение психолога по результатам психологического обследования содержит рекомендации.

Длительность обследования занимает около двух часов. Если используются сложные техники (ТАТ, тест Роршаха), время, потраченное на исследование, увеличивается.

Психологическое обследование

Комплексное психологическое исследование — комплекс психологических тестов и методик, позволяющих — выявить и измерить индивидуально-психологические особенности личности, — отследить и определить природу психических расстройств на ранних этапах; — оценить уровень интеллектуальной деятельности, определить особенности мышления человека, динамику изменений работоспособности, а также реабилитационный потенциал.

Основные этапы психодиагностики:

  • сбор данных, проведение психологических тестов и методик; (1.5-2 часа, если + тест Роршаха или ТАТ – 4.5-5 часов)
  • переработка и интерпретация данных;
  • описание и разбор полученных результатов и выдача индивидуальных рекомендаций. (40 минут)

Личностное обследование — комплекс психологических тестов и методик, который позволит — выявить индивидуальные особенности личности и особенности поведения; — понять актуальный статус клиента (его эмоциональное состояние, уровень тревоги и пр.), — обнаружить сильные и слабые стороны его натуры; а также индивидуальные психологические ресурсы; — оценить психокоррекционный и реабилитационный потенциал.

Где пройти комплексное психологическое обследование?

При работе психолога важен его профессионализм, возможность быстро войти в контакт с испытуемым, сформировать доброжелательные и доверительные отношения. В клинике «Преображение» работают опытные мастера, владеющие психофизиологическими, клиническими, стандартизованными методами исследования личности.

Обращаются к психологу не только взрослые люди, но и родители подростков, нуждающихся в профориентации. Всем клиентам предлагается выбрать удобное время для проведения диагностических мероприятий.

В клинике гарантируют:

  • оперативность проведения и обработки полученной информации,
  • учет интересов испытуемых,
  • конфиденциальность.

Профессиональный подход психологов поможет выявить внутренние конфликты, скрытую мотивацию, неосознаваемые ресурсы личности. При необходимости будет подготовлена программа психологической коррекции.

Читайте также  Филе индейки рецепты для детей

Психологическая диагностика

Глубокое исследование, которое позволяет выявить в начальной стадии психологические и психические расстройства, даже очень серьезные, носит название психологической диагностики. Она сочетает в себе разные подходы к человеку, основываясь на детальной информации о нем. Такой метод позволяет анализировать его психологическое состояние, оценить нервную деятельность, мыслительные процессы, возможности развития. Полученные исследования должным образом исследуются и обрабатываются специалистом, на их основании он делает профессиональные выводы.

Эффективная работа психолога с пациентом невозможна без психологической диагностики. Это ключевое направление деятельность специалиста, ведь без такого процесса он не может осуществить консультирование, профилактику и провести экспертизу.

Психологическая диагностика – это отрасль науки, определяющий компонент проверки действенности как лечебного, так и педагогического процесса, помогающий распознавать способности индивидуума. Ее следует пройти любому человеку, даже со здоровой психикой, а не предполагающему у себя психическое расстройство, не говоря уже у тех, у кого есть предпосылки к психическим заболеваниям.

Психологическая диагностика поможет понять себя, причины неприятностей, неудач в личной жизни, тревожного состояния, депрессии, проблем в семье и на работе, снижения собственной оценки, нарушения сна и т.д. Ее нужно пройти сразу же при появлении подобных признаков, не оттягивая визит к специалисту «на потом», ведь они могу быть как незначительными, так и предвестниками достаточно серьезных нарушений психики.

Следует отметить, что психодиагностика является сопутствующим элементом и при лечении психиатрических заболеваний – с ее помощью определяется эффективность хода терапии на разных фазах.

Специалисты Центра психоэндокринологии имеют высокую квалификацию и большой опыт по проведению психологической диагностики. Оценку состояния обратившегося к ним они проведут тщательно и качественно.

  • нейропсихологическое исследование определяет состояние и функциональность мозга, и т.д. Оно выявляет факторы нарушения высшей психической деятельности головного мозга;
  • диагностику структуры личности, которая исследует восприятие человеком окружающего мира, разные способности, концентрацию внимания, особенности мышления, характера, памяти;
  • диагностику семейных и межличностных отношений,
  • проверку социально-бытовых, профессиональных навыков. Она выявляет навыки человека, а также раскрывает его потенциал, взаимодействие с обществом, коммуникабельность;
  • патопсихологическое исследование выявляет степень таких состояний, как агрессивность, противостояния стрессам, тревожность, особенности поведения;
  • определение чувствительности к терапии, позволяющий выработать наиболее подходящий метод психотерапии. Главную роль здесь играет составление эмоционального портрета человека.

Суть процесса

Психодиагностика оценивает психологическое состояние людей, ее цель – поставить психологический диагноз. Главным, основополагающим этапом обследования является доверительная беседа со специалистом. Такое клиническое интервью, когда пациент откровенно рассказывает все о себе, что его беспокоит и дает свою оценку ситуации, а врач мягко задает ему наводящие вопросы, помогает установить тесные отношения с пациентом. Чтобы лучше «раскрыть» пациента, ему может быть предложено пройти психологические тесты, для этого специально разработанные.

Данная методика позволяет специалисту нашего Центра за короткое время собрать наиболее полную информацию о личности человека, определить, какие проблемы его беспокоят, и понять их причины. Все это поможет правильно подобрать самую результативную терапию, корректирующую поведение человека.

Но это далеко не все. Психодиагностику проводят еще и с помощью таких специальных процедур:

  • снятия электроэнцефалограммы;
  • генетических исследований;
  • проверку функционала нервных клеток с помощью молекулярно-биологических маркеров;
  • проведения МРТ — нейровизуализация мозга;
  • исследования периферических нервов, биоэлектрической активности нервной ткани головного мозга, вегетативной нервной системы;
  • психологическое консультирование.

Данные меры, примененные специалистами нашего Центра в комплексе, позволяют точно диагностировать состояние психики пациента.

Каждому современному человеку стоит понимать, что к своему психическому здоровью в наше непростое время следует относиться очень внимательно и бережно. Поэтому не стоит пренебрегать психологической диагностикой, а необходимо пройти ее, чтобы знать все «подводные камни» и уметь обходить их.

Алгоритм первой консультации психолога: с примерами и советами от практиков

На первой консультации клиент должен почувствовать, что психолог понимает его и может помочь. В противном случае он откажется от второй встречи. Мы подготовили простой и понятный алгоритм первой сессии, который избавит вас от вопроса — а все ли я делаю правильно?

Начало консультации

Очевидное, но важное напоминание — не опаздывайте. Занесите встречу в ежедневник, поставьте уведомление в телефоне, оставьте немного времени на форс-мажоры.

Знакомство

Итак, вы на месте, клиент заходит в кабинет или выходит на связь, если это онлайн-консультация. Первое, что вам нужно сделать — представиться и познакомиться. Спросите клиента: «Как я могу к вам обращаться?». В будущем используйте именно ту форму, которую он назовет.

Алгоритм первой консультации психолога

Затем скажите, сколько продлиться сессия, и предложите клиенту рассказать, с чем он пришел.

Задайте вопрос, который предполагает развернутый ответ:

  • С чего бы вы хотели начать?
  • Что вас беспокоит?
  • Что привело вас ко мне?
  • О чем вы хотите поговорить?

Можно спросить об ожиданиях клиента, например:

«Может быть, вас интересует что-то касаемо самой консультации?»

Возможно, клиент захочет уточнить структуру встречи. Тогда вы можете ответить так:

«Сначала мы с вами познакомимся, определимся с запросами и главной темой на сегодня. Потом вы расскажите о том, что беспокоит. Я буду внимательно слушать вас, поддерживать, комментировать, задавать вопросы. В конце консультации мы подведем итоги, определимся с планом работы на будущее. Вас это устраивает? Может быть, хотите еще что-то узнать?»

Выяснение запроса

Затем можно переходить к разбору темы консультации. Выслушайте, с чем пришел клиент. Узнайте его видение ситуации и позицию по этому вопросу. Когда он акончит рассказывать, помогите сформулировать запрос:

«Чего вам хотелось бы? Какого результата от нашей встречи вы ждете?»

В беседе помогайте клиенту раскрыться, поддерживайте его активным слушанием — кивайте.

Там, где это уместно, произносите фразы:

  • Да.
  • Понимаю.
  • Я вас слушаю.
  • Спасибо, что поделились этим.

Выслушивая клиента, разрабатывайте стратегию консультации. Определите степень контроля — если клиент отвлекается от темы, то мягко возвращайте его к главному:

«Позвольте уточнить. Вы сказали … (повторяем что-то важное из слов клиента, а потом задаем вопрос по теме)»

Если он последовательно и уверенно излагает свои мысли, то на первых минутах консультации вы можете занять пассивную позицию. Если клиенту сложно раскрыться, вам нужно быть чуть активнее.

Фразы типа «То есть вы хотите сказать . », «Хочу уточнить . », «Правильно ли я понял. » пригодятся в работе с разными людьми — не только с теми, кто отвлекается от сути. Они помогают раскрыть проблему на более глубоком уровне и прийти к взаимопониманию.

Отмечайте в блокноте все жалобы клиента. Перефразирование его ответов, небольшие паузы и вопрос «Это все или вас беспокоит что-то еще?» помогут вам собрать полную картину.

Завершающий шаг в диагностике — повтор всех жалоб, связанных с ними чувств и мыслей. Если клиент со всем согласен, можно переходить к основной части консультации.

Середина консультации

Трансформируйте жалобы и связанные с ними эмоции и чувства в темы для работы. Определите направления, в которых клиент будет двигаться для разрешения запроса. Проговорите их, получите обратную связь: согласен он с этим или нет.

Читайте также  Обучение ребенка 7 месяцев

Всегда запрашивайте обратную связь, обговаривайте с клиентом план, методы, условия сотрудничества — это один из этических принципов работы психолога. Формальные вопросы пропишите в терапевтическом контракте.

Попросите клиента назвать самое важное для него направление — то, с которого начнете работу. Сконцентрируйтесь на этом. Предложите клиенту рассказать, почему он выбрал именно эту тему, почему она так важна для него.

Алгоритм первой консультации психолога

И еще раз проясняем, что клиент хотел бы получить в конце работы. Зачастую видение конечного результата трансформируется. Особенно по мере проговаривания и осознания клиентом ситуации.

  • Как давно длится эта ситуация / проблема.
  • Что клиент предпринимал для ее разрешения.
  • Были ли подобные ситуации в прошлом.
  • Есть ли опыт положительного решения в этой ситуации.
  • Есть ли у клиента тот, кто его поддерживает.

Используйте открытые вопросы, если хотите продолжить обсуждение, и закрытые, если считаете, что его можно завершить. Для перехода от одной темы к другой примените фразу:

«Вы упомянули о … Расскажите, пожалуйста, подробнее»

Перефразируйте слова клиента, чтобы вернуться к сути разговора. Если вам кажется, что вы теряете контроль над ситуацией, то подытожьте все сказанное и продолжите обсуждение.

Получите алгоритм первой сессии на электронную почту

Чтобы был под рукой в нужный момент

Правила общения с клиентом

О чем нужно помнить в процессе общения:

  • Обязательно выясните, был ли у клиента опыт обращения к психологу.
  • Избегайте профессиональных клише. Например, если клиент говорит, что у него депрессия, то уточните: «Кто-то из психологов сказал вам об этом?», «Вы сказали, что были в депрессии. Расскажите, пожалуйста, что конкретно вы чувствовали в этом состоянии».
  • «Переводите» сленг, жаргон и фразы, которые могут быть по-разному поняты вами и клиентом. Используйте для этого уточнение и переформулирование.
  • Выражая свои гипотезы, используйте такие формулировки, которые прольют свет на истоки проблем.
  • Если находите в словах клиента противоречие, то помогите и ему увидеть их — переформулируйте, сопоставьте, уточните утверждения. Ваша задача — подвести клиента к тому, что он сам скажет о противоречии, а не прямо говорить ему об этом.
  • Конвертируйте эмоции клиента. Это можно оформить как обратную связь: «Я вижу, что вам тяжело говорить об этом». Или как поддержку: «Мне жаль, что так получилось. Я понимаю, что вы злитесь, что вам больно и обидно вспоминать это, но не могли бы вы рассказать подробнее».

Отслеживайте время консультации, чтобы его было достаточно для ее полноценного завершения. Главное — следить за временем так, чтобы со стороны это не выглядело как желание поскорее «разделаться с этим».

Шахбази Татьяна Азеровна

Преподаватель-эксперт Шахбази Татьяна Азеровна

Практикующий психиатр, сексолог, специалист в области судебной психиатрии, стаж работы 14 лет. Кандидат медицинских наук. Доцент кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии.

Важный момент — следить за временем и уметь разделить его так, чтобы полноценно начать, углубиться в проблему и погрузить в нее клиента, а затем иметь достаточно времени для выхода из работы и оценки сессии.

Тайминг консультации определяется индивидуально в каждом случае — универсальной формулы здесь нет. Распределение времени зависит от двух факторов.

Первый, это личность клиента — открыт он или скрытен. Более застенчивому, недоверчивому клиенту иногда нужно больше времени на адаптацию к личности психолога, к ситуации консультирования.

Второй — характер проблемы. Например, жертвам физического или длительного психологического насилия требуется больше времени, чтобы просто проговорить проблему и, конечно, много времени, чтобы погрузиться в эти тяжелые воспоминания и подавленные чувства, а затем выйти из них.

Завершение консультации

До конца сессии осталось 10-15 минут, самое время подвести итоги:

«Итак, мы выяснили. », «Подытожим все сказанное»

«Не упустили ли мы чего-нибудь важного, есть ли еще что-то, что вам хотелось бы добавить?»

Иногда на этом этапе всплывает ценная информация, с которой можно начать следующую сессию. Если же клиент ничего не хочет добавить, то предложите ему выбрать приоритетную тему для следующей встречи.

Вам важно получить и дать обратную связь:

  • Спросите клиента: «Как вы себя чувствуете? Насколько наше общение соответствовало вашим ожиданиям, в чем именно консультация совпала с вашими представлениям?». Так вы поймете ожидания клиента и отработаете возможные разочарования — это важно для будущей работы.
  • Дайте рекомендации для самостоятельной работы над проблемой. Поделитесь полезной информацией, например, порекомендуйте книгу для психотерапевтической самопомощи. Дайте домашнее задание, например, предложите вести дневник эмоций. Необязательно делать именно это и все сразу — дайте ту обратную связь, которая нужна именно этому клиенту.
  • Спросите клиента, есть ли у него какие-то вопросы. Может быть, он хочет что-то уточнить, прояснить.
  • Поблагодарите за проделанную работу.

Творогова Татьяна Сергеевна

Преподаватель-эксперт Творогова Татьяна Сергеевна

Практикующий психолог, судебный эксперт-психолог. Специалист по психосоматической терапии и нейрографике в арт-терапевтическом направлении. Преподаватель психологии.

Избегайте фраз типа «Сегодня вы отлично поработали. Думаю, мы успешно решим вашу проблему». Это оценочное суждение и необоснованное обнадеживание. В конце консультации просто поблагодарите клиента.

Когда клиент покинет кабинет, запишите в свою рабочую тетрадь главную информацию: темы консультации и будущей встречи (в том числе все направления работы, которые вы обозначили в начале консультации), гипотезы, сложности в работе, важные факты из истории клиента, имена, даты. Это нужно, чтобы не забыть ничего важного.

Смазанное или торопливое завершение консультации — распространенная ошибка начинающих психологов. Такой финал встречи способен испортить даже самую лучшую сессию. Уделите достаточно времени завершающей части.

Готово! Вы отлично провели консультацию. Можете похвалить себя и отдохнуть. Не забывайте посещать личного психолога, чтобы сохранять свое психологическое здоровье, и супервизора, чтобы отрабатывать сложные случаи, повышать профессиональные компетенции и защитить себя от выгорания.

Психологическая диагностика учащихся начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из основных задач школьного психолога является проведение психологической диагностики и тренинговых занятий. Тренинговые занятия предназначены для профилактических работ. Они проводятся в игровой форме, чтобы дети могли развлечься. Эти занятия должны иметь также глубокий смысл. Часто такие игры посвящаются для предотвращения школьников от зависимости компьютерных игр, алкоголизма и курения. Психологическая диагностика в школе проводится в виде тестов, опросов и анкетирования.

Для психологической диагностики школьников и вообще всех желающих разрабатываются специальные компьютерные программы. После обработки необходимой информации компьютер выводит психологический результат. Позже этот результат анализируется школьным психологом и выносится соответствующее решение. Такая диагностика полностью оправдывает себя только с положительной стороны.

В настоящее время многие психологи вполне результативно используют вышеназванные программы. Эти диагностические программы также можно использовать в любой школе, если предоставлена такая возможность. К сожалению, не все имеют возможность использовать специальные компьютерные программы, поэтому ниже приведены методики, которые можно использовать, не имея специального оборудования.

Просмотр содержимого документа
«Психологическая диагностика учащихся начальной школы»

Психологическая диагностика учащихся начальной школы.

Некоторые родители не могут оценить роль психолога в школе. Им кажется, что школьники находятся под постоянным присмотром учителей, которые смогут решить все проблемы. Однако не всегда учителя школы могут найти правильный подход к ребенку. Поэтому психолог в любой школе нужен. Психолог в школе решает все психологические задачи. Эти задачи могут касаться учеников и коллектива учителей, иногда родителей. У психолога в школе трудоемкая работа. Так как ему приходится работать с детьми разного возраста. Первое знакомство ребенка с психологом в школе должно состояться еще перед первым классом, т.е. в подготовительной группе. Это необходимо для прогнозирования возможных проблем и адаптации детей в новом школьном коллективе.Обращаясь к психологу, родители смогут помочь своему ребенку с легкостью перенести предстоящие школьные нагрузки. Психолог должен и обязан присутствовать во время подготовительных занятий, консультировать родителей и учителей. Однако только на этом работа психолога с первоклассниками не заканчивается. Чтобы сплотить коллектив и адаптировать детей к школьной обстановке, специалист должен проводит с детьми занятия. Важно, чтобы на этих занятиях присутствовал и учитель. Необходимо учить детей познавать внутренний мир других людей, общаться не только с помощью слов, но и жестов. Школьный психолог должен показать, что все люди равны. Это позволит правильно относиться к детям с ограниченными возможностями.

Читайте также  Лимфоузел за ухом у ребенка комаровский

Школьный психолог обязан видеть и знать атмосферу во всех классах, предотвращать или решать конфликтные ситуации. Он также должен работать с школьным коллективом, в который приходят новые ученики. В некоторых случаях процесс адаптации проходит долго и трудно, специалист обязан в этой ситуации помочь. Психолог в школе должен работать сообща с учителями и родителями. Особенно это касается детей, которые чувствуют себя изгоями в классе. Надо найти причину возникшей ситуации. Родители нередко стремятся уйти от проблемы и переводят ребенка в другой класс или даже другую школу. Это не выход из положения, такой подход не только ничего не решит, но и может усугубить состояние ребенка. Учитель может привлечь психолога, если видит, что ребенок плохо усваивает его предмет и причина тому – психологические проблемы. Нужно обратиться к психологу и классному руководителю, если в коллективе возник серьезный конфликт или непонимание между учениками. А ученики обращаются к психологу в школе реже, чем их учителя. Большая часть из них – подростки, которых интересуют вопросы индивидуального развития, взаимоотношения с родителями, выбор профессии, проблемы общества. В таком возрасте могут возникать и сложные психологические проблемы, которые требуют значительного вмешательства психолога. В таких ситуациях, школьный психолог должен дать направление в психологический центр, где ребенка будут обследовать, и работать с ним психотерапевт и невролог.

Родителям тоже приходится обращаться психологу. Поводом для обращения родителей к психологу в школе может стать отставание в учебе, трудности в саморазвитии, разногласия с товарищами, учителями и родителями. Учителя и психологи советуют познакомиться со специалистом заранее, обсудить с ним возможные проблемы, высказать свои мнения и сомнения. Такое взаимодействие полезно ребенку, родителям, психологу и учителям. Почти всегда школьный психолог советует родителям быть внимательными к своим детям. Это поможет правильно оценивать состояние ребенка и при необходимости вовремя оказать ему помощь. В то же время, важно и в школьнике тренировать внимательность, которая поможет ему в процессе обучения.

Одним из основных задач школьного психолога является проведение психологической диагностики и тренинговых занятий. Тренинговые занятия предназначены для профилактических работ. Они проводятся в игровой форме, чтобы дети могли развлечься. Эти занятия должны иметь также глубокий смысл. Часто такие игры посвящаются для предотвращения школьников от зависимости компьютерных игр, алкоголизма и курения. Психологическая диагностика в школе проводится в виде тестов, опросов и анкетирования.

Для психологической диагностики школьников и вообще всех желающих разрабатываются специальные компьютерные программы. После обработки необходимой информации компьютер выводит психологический результат. Позже этот результат анализируется школьным психологом и выносится соответствующее решение. Такая диагностика полностью оправдывает себя только с положительной стороны.

В настоящее время многие психологи вполне результативно используют вышеназванные программы. Эти диагностические программы также можно использовать в любой школе, если предоставлена такая возможность. К сожалению, не все имеют возможность использовать специальные компьютерные программы, поэтому ниже приведены методики, которые можно использовать, не имея специального оборудования.

Приложение 1

Диагностика и исследование нравственной сферы школьника

(Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, стр. 326-341)

Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.

Метод «Беседа» (предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах 6-7 лет (1 класс)

Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.

Вопросы для беседы:

Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?

Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?

Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?

Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?

Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?

Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

Обработка результатов.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:

1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

3 балла – если сформировано полное и четкое представление.

Методика «Закончи историю»

Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?». Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Диагностика эмоционального компонента нравственного

Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для детей 1-2 классов)

( по Р.Р.Калининой)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: