Пальчиковые игры детей картотека картинками

КАРТОТЕКА пальчиковых игр Дети 3-4 лет

Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения.

Пальчиковые игры

Дети 3-4 лет

Птичка, птичка, прилетай!

Птичка крылышками машет,

Веселит детишек наших!

Дети показывают движениями кистей рук как летит птичка.

Пальчиковые игры

Дети 3-4 лет

«К НАМ ВЕСНА ПРИШЛА»

П/и «К нам весна пришла»

К нам весна пришла,

Цветы красивые принесла!

Ручки протягивают вперёд «с букетом».

В палисадник мы пошли

И венок себе сплели!

Пальчики двигаются, будто плетут венок.

Пальчиковые игры

Дети 3-4 лет

«РАДУЮТСЯ ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ»

Кто ещё радуется солнышку?

Очень радуюсь я.

Рада солнцу вся семья!

Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок.

Пальчиковые игры

Дети 3-4 лет

«ЦВЕТОЧЕК ДЛЯ МАМОЧКИ»

Ой, в нашем цветнике

Большой цветок на стебельке.

Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.

От ветерка качается,

Движения руками вправо-влево.

И мне улыбается!

Я мамочку поцелую

И цветочек подарю ей!

Мимика, жесты.

Пальчиковые игры

Дети 3-4 лет

С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

Пальчиковые игры

Дети 3-4 лет

Мебель я начну считать:

Кресло стол, диван, кровать,

Пальцы обеих рук поочерёдно зажимать в кулачки.

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвал –

Десять пальчиков зажал!

Поднимать зажатые кулачки вверх.

Пальчиковые игры

Дети 3-4 лет

«МНОГО МЕБЕЛИ В КВАРТИРЕ»

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

Ритмично сжимать и разжимать кулачки.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

Загибать пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире!

Ритмично попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачком о кулачок.

Пальчиковые игры

Дети 3-4 лет

Ножки, спинка и сиденье –

Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь – вертикально вверх. К её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе)

Пальчиковые игры

Дети 3-4 лет

Будем пальчики сгибать-

Будем транспорт называть:

Сжимать и разжимать пальчики.

Трамвай, автобус, самолёт.

Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Пальчиковые игры

Дети 3-4 лет

Пароходик в море был.

Ладони соединить в форме чаши.

Вот он к пристани приплыл.

Сделать волнообразные движения в воздухе.

Загудел в свою трубу: «У – у – у !»

Одновременно пошевелить большими пальцами.

Пальчиковые игры

Дети 3-4 лет

Дружно пальчики считаем-

Сжимать и разжимать кулачки.

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зелёным брюхом.

Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

Вращать мизинцем.

Спрятать руки за спину.

Пальчиковые игры

Дети 3-4 лет

Улетай под облачко.

На берёзовой ветке.

Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Имитировать полёт «бабочки».

Пальчиковые игры

Дети 3-4 лет

«КОЛОКОЛИЧИКИ»

В прятки пальчики играют

Сжимать и разжимать пальцы рук.

И головки убирают,

Открывать и закрывать глаза.

Словно синие цветки,

Сводить и разводить пальцы «веером».

Качание и наклоны кистей вправо-влево.

Круговые движения кистями.

Очень вежливы, а ты?

Повороты кистями вправо-влево, ладони сверху опустить на стол.

Пальчиковые игры

Дети 3-4 лет

«ЧТО ДЕЛАТЬ ПОСЛЕ ДОЖДИКА?»

Что делать после дождика?

Соединяем по очереди все пальцы с большими.

По лужицам скакать!

Щёпоть одной руки приставляем в центр ладони другой.

Что делать после дождика?

Соединяем все пальцы рук с большими.

Рисуем обеими руками восьмёрку.

Что делать после дождика?

Соединяем все пальцы с большими.

На радуге кататься!

Руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу.

Что делать после дождика?

Соединяем все пальцы с большими.

Да просто улыбаться!

Пальчиковые игры

Дети 3-4 лет

Это помощники мои,

(руки находятся на столе, ладони внизу).

Их как ты хочешь, поверни.

(поворачиваем ладони в разные стороны)

По дороге серой, гладкой

(проводим руками по столу)

Скачут пальцы, как лошадки.

Скачет наш табунок.

(продвижение вперед левой, а потом правой рукой, сгибая и разгибая пальцы рук).

Пальчиковые игры

Дети 3-4 лет

К Жоре гости прибежали

(пальчики рук «бегут» по столу)

Все друг другу ручки жали.

(делаем несколько рукопожатий)

(большие и указательные пальцы рук соединяем подушечками, образуя кольца)

(Соединяем подушечки средних и больших пальцев)

(соединяем безымянные и большие пальчики)

(здороваются большие пальцы и мизинчики)

(ладошки соединяем в виде пирожка)

(показываем раскрытые ладошки)

(сжимаем кулачки на обеих руках)

Вот горох вам на дорожку.

(ребенок раскрывает свои ладошки, а вы легонько стучите по ним, как будто сыпется горох)

Вы берите понемножку!

(ребенок щиплет ладошку, как бы собирая горох)

С ручек все встряхните крошки.

(трясем кистями рук и хлопаем в ладошки)

Пальчиковые игры

Дети 3-4 лет

Когда мама месит тесто,

Всем так интересно

(одна рука сжата в кулачок, как будто держит кастрюльку, другой делаем движения, словно месим)

(дружно хлопаем в ладоши)

Что пекли? Оладушки.

(одной рукой как-будто держим сковородку, другой словно льем на нее тесто)

Раз – оладушек для папы.

(как бы раскладываем оладушки по воображаемым тарелкам)

Два – оладушек для мамы.

(называем разные имена людей, которые знает ребенок)

(сцепляем кисти рук)

Пальчиковые игры

Дети 3-4 лет

Наши уточки с двора:

(пальцы слаживаем как раскрытый клюв)

Наши гуси у пруда:

(как будто открываем, закрываем клюв)

Наши гуленьки в саду:

(руки поднимаем вверх, машем кистями)

Наши курочки в окно:

(стучим указательным пальчиком)

А вот Петя-петушок

(спину выпрямляем, голову поднимаем, руки ставим в стороны)

Нам споет: Ку-ка-ре-ку!

(машем руками как крыльями и кукарекаем)

Пальчиковые игры

Дети 3-4 лет

Этот мальчик хочет спать.

(малыш разворачивает одну ручку ладошкой к себе, другой ручкой

загибает мизинчик на этой руке)

Этот мальчик лег в кровать.

(загибаем безымянный палец)

Этот пальчик чуть вздремнул.

(загибаем средний палец)

Этот сразу же уснул.

(загибаем указательный палец)

Этот очень крепко спит

и тихонечко сопит.

(загибаем большой палец)

Будут птички щебетать,

(пальцы одной руки слаживаем как раскрытый клюв, открывая и закрывая его)

Пальчиковые игры для детей 4-5 лет

В то время, когда витрины магазинов завалены всевозможными игрушками для детей всех возрастов, педагоги и психологи все чаще напоминают родителям о важности простых пальчиковых игр. Наши предки не зря утверждали, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев» и учили с малышами потешки, делая массаж ладошек. Народная мудрость никогда не ошибается: мозг человека устроен так, что моторные и речевые центры находятся в тесном взаимодействии. Поэтому так важна пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет в детском саду — картотека подобных упражнений, разделенная по темам, станет хорошим подспорьем каждому воспитателю.

Плюсы пальчиковой разминки

Забавы с пальчиками — увлекательное и веселое развлечение, способное надолго занять малыша в любом месте — от очереди в поликлинике до автомобильной поездки. Они не требуют никаких затрат, приносят массу удовольствия и развивают у детей много новых качеств и навыков:

Пальчиковая гимнастика в средней группе

  • Игровые движения, сопровождаемые словами, тренируют память. Помните, как будучи совсем маленьким, кроха повторял отдельные слова из текста потешки, ориентируясь на ее ритм? В 4-5 лет дети способны быстро запомнить довольно длинный стишок именно в качестве ассоциации с игрой;
  • Тренировка тактильного восприятия развивает осязание. Ребенок осознает физические качества предметов — шероховатый, гладкий, прохладный, теплый, тяжелый, мягкий и т.д.;
  • Стимуляция мелкой моторики в возрасте 4-5 лет готовит руку малыша к письму, попутно пробуждая речевую активность. Дошкольники, регулярно делающие пальчиковую гимнастику, более аккуратно и тонко рисуют, выполняют сложные аппликации, а главное — могут сами придумать подробный сюжет таких работ;
  • На протяжении всего занятия ребенок следит за действиями взрослого, стараясь запомнить их последовательность — так формируется способность к концентрации, усидчивость;
  • По результатам занятий речь детей 4-5 лет становится более связной, обретает интонационное разнообразие и ровный темп. Разговорные темы обретают разнообразие, малыш учится рассуждать, выстраивая логические цепочки;
  • Пальчиковая гимнастика может развить музыкальный слух, если стишок будет произноситься нараспев, а еще лучше под несложную музыку;
  • Веселая игра детей 4-5 лет с педагогом или родителем помогает укрепить психоэмоциональный контакт, ведь положительные впечатления от гимнастики в первую очередь будут ассоциироваться с личностью взрослого, открывшего им новое развлечение.

Если же посмотреть на пальчиковую гимнастику с точки зрения физиологии, хорошая координация движений несет большую практическую выгоду — малыши быстрее учатся самостоятельно застегивать пуговицы, завязывать шнурки, лепить из пластилина.

Как проводить занятие?

Пальчиковая гимнастика, проводимая с малышом мамой или папой, часто носит исключительно развлекательный характер, ее главная цель — временно занять ребенка. В детском саду упражнения приобретают дополнительные назначения, а потому их выполнение требует от педагога соблюдения нескольких простых правил:

На занятии пальчиковой гимнастикой

Дети 4-5 лет на занятии пальчиковой гимнастикой

  • Сложность пальчиковой игры должна соответствовать возрастной группе. Так в 4-5 лет дети должны уметь повторять и запоминать достаточно много жестов руками. Текст игры уходит от формы потешки и усложняется, становится похожим на краткий рассказ, который иллюстрируют движения пальцев, ладоней;
  • Чтобы развивающий эффект гимнастики был заметен, занятия должны иметь регулярный характер, лучше всего ежедневный. Важно помнить, что дети 4-5 лет утомляются уже через несколько минут — начинают отвлекаться, теряют интерес.
  • Заметив, что внимание группы к гимнастике снизилось, следует завершить игру.
  • Строгие окрики в такой ситуации неуместны, занятия из-под палки радости детям не принесут;
  • Следите за тем, чтобы картотека пальчиковой гимнастики была достаточно разнообразной и включала несколько типов движений: растяжение и расслабление руки, сжатие. Пусть обе руки работают с одинаковой нагрузкой, для чего жесты чередуются на левой и правой кисти, или выполняются всеми десятью пальчиками.
  • Мизинец и безымянный палец требуют особой проработки, так как практически не задействованы в повседневной жизни;
  • Заметив, что один ребенок из группы занимается неохотно, избегайте резких замечаний. Возможно, у малыша что-то случилось или просто плохое настроение.
  • Перенесите внимание с личности малыша на причину поведения простым вопросом о том, почему его пальчики (а не сам кроха) сегодня ленятся — так ребенок не почувствует себя виноватым, а группа не будет над ним подсмеиваться;
  • По мнению детских специалистов, занятия пальчиковой гимнасткой в детском саду дают заметный результат примерно через месяц, за это же время успевая наскучить детям. Поэтому каждые 4-5 недель рекомендуется делать перерыв на несколько дней, за которые нужно пополнить картотеку новыми упражнениями и темами.
Читайте также  Сколько раз съедает 2 месячный ребенок

Пальчиковая гимнастика в детском саду выгодно отличается от домашней коллективностью — ребенок чувствует себя частью группы, выполняя совместные упражнения. Хорошо, если педагог даст возможность выделиться каждому малышу, построив сеанс в форме простого представления, разбитого на маленькие роли. Если пальчиковая гимнастика полюбилась всей группе, можно предложить детям самостоятельно придумать рассказ для картотеки, в 4-5 лет они уже вполне способны на импровизацию.

Картотека Домашние животные

Бодливые телята

Теленочек бодливый рос,
На правой руке сгибают и прижимают к ладони все пальцы, кроме мизинца и указательного.
Другой теленок – тоже.
(Сгибают все пальцы на левой руке, кроме мизинца и указательного.)
Они бодались каждый день.
Кто их разнять поможет?
(Выставленные пальцы на обеих руках «бодаются».)

Детеныши

Детеныши в домике этом живут.
Их мамы зовут – они сразу бегут.
(Называя детенышей домашних животных, разгибают пальцы на руке, начиная с большого.)
Жеребеночек быстрый,
Котенок пушистый,
Теленок бодливый,
Щенок шаловливый,
Козленок рогатый,
Убежали все ребята.
Все пальцы – снова в кулак.

Что же делают собаки?

Что же делают собаки?
(Дети загибают пальцы на руках, перечисляя то, что могут делать собаки.)
Спят, ласкаются, скулят,
Лают, прыгают, играют,
Охраняют и рычат,
Воду свежую лакают,
Мясо вкусное съедают.

Что же могут делать кошки?

Что же могут делать кошки?
(Загибают пальцы на руках, перечисляя то, что могут делать кошки.)
Молоко лакать из плошки,
Помяукать у дверей,
Чтоб открыли поскорей.
Поиграть с клубком и с мышкой,
Зашипеть на шалунишку,
Могут когти выпускать,
На деревья залезать,
Могут красться,
Прыгать, бегать
И, мурлыча, отдыхать.

Лошадка

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
(Поглаживают кисти рук.)
Гребешком приглажу хвостик
(Поглаживают каждый палец.)
И верхом поеду в гости.
(Стучат пальчиками по столу.)

Собака

Заворчал живой замок,
(Пальцы сжаты в кулак, вращают кулачками.)
Лег у двери поперек.
(Пальцы соединяют «домиком».)
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи!
Крепко схватит за штаны,
Ты беги, беги, беги!
( Пальцы сжаты в кулак, имитируют указательным и средним пальцами бег по столу.)

Кошка

Бегают глаза у кошки,
(Пальцы «бегают» по столу.)
Отдохнули бы немножко!
(Стучат пальцами по столу.)
— Не могу я отдыхать,
(Сжимают и разжимают кулачки.)
Завтра снова в шесть вставать.
(Потирают ладони.)

Котята

Видели вчера котяток:
(Дети загибают пальцы на руке.)
Один, два, три, четыре, пять.
Очень хочется, ребята,
(Хлопки в ладоши.)
Про котят всем рассказать.
(Разгибают пальцы, рассказывая про котят.)
Белый котенок на коврике спал.
Серый котенок с мышкой играл.
Рыжий котенок рыбку ловил.
Черный котенок когти точил
А разноцветные котенок и кошка,
Мурлыча, лизали сметану из плошки.

Поросята

Пальцы рук растопырены; поочередно «идём» по столику или коленочкам каждым из пальчиков.
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, (Мизинцы).
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. (Безымянные).
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю («Фонарики»).
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю (Сжимаем и разжимаем кулачки).
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, (Средние).
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. (Указательные).
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю (Сжимаем и разжимаем кулачки).
Этот толстый поросёнок — лежебока и нахал, (Большие).
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал. (Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь).

Козочка

Шел старик дорогою,
(Идти пальчиками по столу, показать пальчиками)
Нашел козу безрогою.
(Рога, постучать пальчиками по столу, снова)
Давай коза, попрыгаем,
(показать рога, погрозить пальчиком.)
Ножками подрыгаем.
А коза бодается,
А старик ругается.

Уточка

Шла уточка бережочком,
(«Идут» двумя пальчиками по столу, переваливаясь).
Шла серая по крутому.
Вела детей за собой,
И малого, и большого,
(Загибают безымянный палец, большой палец.)
И среднего, и меньшего
(Загибают средний палец и мизинец)
И самого любимого
(Загибают указательный палец)

Картотека Профессии

За работу

Ну-ка, братцы, за работу.
(Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого),
Покажи свою охоту.
Большаку дрова рубить
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А тебе посуду мыть.
А потом всем песни петь,
Песни петь да плясать, Энергично шевелить пальцами.
Наших деток забавлять.

Наперсток

Вышивает, шьет иголка,
(В правой руке воображаемая иголка)
Пальцу больно,
(«шьет» и задевает указательный пальчик на левой руке.)
Пальцу колко.
А наперсток
В тот же миг
К девочке на пальчик
Прыг!
(«Надевают наперсток».)
Говорит иголке:
-Шей,
(«шьют»)
А колоться ты не смей!
(Грозят пальчиком.)

Повар

Повар готовил обед, (Ребром ладони стучат по столу.)
А тут отключили свет. (Загибают большой палец на левой руке).
Повар леща берет
И опускает в компот. (Загибают указательный палец.)
Бросает в котел поленья, (средний)
В печку кладет варенье (безымянный)
Мешает суп кочерыжкой, (мизинец)
Угли бьет поварешкой.
Сахар сыплет в бульон.
И очень довольный он! (Разводят руками).

Маляры

Маляры известку носят, (Держат в руках воображаемые ведра, имитируют ходьбу на месте.)
Стены кистью купоросят. (Лицом друг к другу, движения воображаемой кистью вверх-вниз.)
Не спеша, разводят мел. (Наклонились, мешают кистью в воображаемом ведре).
Я бы тоже так сумел. («Красят»)

Кузнец

Идет кузнец из кузницы,
(Кисти рук лежат на столе, ладонями вниз)
Несет кузнец два молота.
(Пальцы приподняты, слегка согнуты)
Тук, тук, тук, тук,
(Постукивать поочередно правой, левой руками, всеми пальцами)
Да ударил разом вдруг.
(Пальцы обеих рук одновременно ударяют по столу).

Почтальон

Что принес нам почтальон?
(Сжимать и разжимать кулаки)
С толстой сумкой ходит он.
(Шагать пальчиками по столу)
Перевод, журнал, газету,
(Загибать пальцы, начиная с большого)
В бандероли 2 кассеты.
И письмо от тети Вали,
Чтоб ее приезда ждали.

Пекарь

Пекарь, пекарь, из муки
Испеки нам колобки.
(Выполняем круговые движения ладонями)
Две сушки — Ванюшке,
(Имитируем скатывание колобка)
Две баранки – Танюшке,
(Поочередно соединяем большие пальцы обеих рук с остальными пальцами)
Два бублика – Мишке,
Два калача – Маришке.
(Упражнение «колечки»)

Пальчиковая гимнастика на тему времен года

В настоящее время психологи, неврологи и педиатры неустанно твердят о необходимости развития пальчиковой активности: ведь это не только поможет вашему малышу быстрее освоить речь, но и даст мощный стимул для развития всех заложенных в него способностей. Поэтому так важно постоянно развивать мелкую моторику детских ручек. Делать это необходимо в игровой форме — тогда ребенок, сам того не замечая, будет легко и с удовольствием осваивать новые для него понятия. А чтобы заинтересовать кроху, нужно сопровождать развивающие упражнения короткими стихотворениями или потешками. Сегодня мы расскажем, как проводить для детей пальчиковую гимнастику в стихах.

«Времена года»

Подборка пальчиковых игр на тему времен года

Очень распространенные упражнения — пальчиковые гимнастики на тему времен года «Двенадцать месяцев». Они знакомят детей с названиями месяцев и сезонов, рассказывают о характерных для отдельного времени года явлениях. Например, зимняя пальчиковая гимнастика, закрепит у малыша ассоциации со снегом, снежками, снеговиком и другими зимними забавами и т.д. Помимо этого такие упражнения помогут развить координацию движений, так как стимулируют работу пальцев под ритм стихотворения. Обязательно выполняйте их вместе с ребенком: крутите кулачками, соединяйте пальцы — кроха должен видеть, какие именно движения он должен повторять. Но не перестарайтесь: проводить гимнастику следует не более пяти минут, чтобы внимание малыша не притупилось и он не начал скучать.

12 месяцев
Двенадцать месяцев в году, я вам, ребята, назову:
Круглый год, круглый год,
(пальцы зажаты в кулак, вращаем кулачками)
Январь, февраль, и март идет,
(поочередно соединяем на название каждого месяца большой палец с указательным, средним, безымянным пальцем на правой руке)
А там апрель, а следом май,
(соединяем большой палец с мизинцем правой руки, далее большой палец с указательным на левой руке)
Июнь, июль, нам август дай!
(соединяем большой палец левой руки со средним, безымянным и мизинцем на левой руке)
Сентябрь, октябрь, а дальше ноябрь
(продолжаем с правой руки: поочередно соединяем большой палец с указательным, средним, безымянным пальцем на правой руке)
И не забудем добавить декабрь!
(соединяем большой палец правой руки с мизинцем на правой руке)

Времена года
Зимние месяцы: декабрь, январь
К ним не забудем добавить февраль
(руки расставлены в стороны, имитируем падение снежинок)
Весне отдаем март, апрель, теплый май
(руки подняты вверх над головой, изображаем легкий ветерок)
Для лета — июнь, июль, август давай
(руки перед собой, ладони прижаты друг к другу, имитируем движение «рыбка плывет»)
А если к нам в гости осень придет,
Сентябрь, октябрь, ноябрь принесет!
(имитируем сбор ягод в корзинку)

Пальчиковые игры для детей про зиму

Снежок
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили.
(показываем, как лепили в ладошках)
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий.
Раз – подбросим.
(поднимаем руки вверх)
Два – поймаем.
(прижимаем руки к груди, как будто поймали мяч)
Три – уроним.
(опускаем руки вниз)
И… сломаем.

Читайте также  Сколько должен писать 3 месячный ребенок

Зимние забавы
Раз, два, три, четыре, пять
Мы во двор пришли гулять!
Бабу снежную лепили.
(показываем, как лепили снежок)
Птичек крошками кормили.
(имитируем движения, как будто набрали щепотку крошек и насыпаем птичкам)
С горки мы потом катались.
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп и спать легли.
(показываем, как едим ложкой, затем подкладываем обе руки, сложенные ладонями внутрь, под щечку)

Снеговик
Тра-та-та! Тра-та-та!
(хлопают в ладоши)
Рада снегу детвора!
Тра-та-та! Тра-та-та!
Лепим мы снеговика!
(«лепят» снежки)
Ком на ком поставим,
(соединяют руки, поднимают вверх)
Глазки подведем,
(соединяют пальцы, приставляют к глазам)
Нос-морковку вставим,
(приставляют к носу кулачки)
Шапочку найдем.
(кладут ладони на голову)
Вот какой снеговичок,
(ставят руки на пояс)
Снежный белый толстячок!
(качают головой вправо-влево)

Снежинка
Стою и снежинки в ладошку ловлю.
(ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки)
Я зиму, и снег, и снежинки люблю,
(ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки)
Но где же снежинки?
(на вопрос сжать кулаки)
В ладошке вода,
(разжать)
Куда же исчезли снежинки? Куда?
(на первый вопрос сжать кулаки, на второй — разжать)
Растаяли хрупкие льдинки-лучи…
(мелкие потряхивания расслабленными ладонями)
Как видно, ладошки мои горячи.

Пальчиковые игры для детей про весну

Капель
Всюду слышен звон капели:
«Дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля!»
Надоели нам метели!
«Дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля!»
Это капели запели
Песенку свою.
Так они встречают
Красавицу-весну.
Кап-кап-кап, кап-кап-кап
(стучат пальчиком правой руки об ладошку левой руки)
Капает тихонько.
(встряхивают кисти обеих рук)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап
(стучат пальчиком левой руки об ладошку правой руки)
Капли пляшут звонко.
(встряхивают кисти обеих рук)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап
(стучат пальчиком об ладошку)
Капли побежали.
(бегут на месте)
Потому что солнышко капли увидали.
(руки поднимают кверху)
Капель слетает с крыши,
И небосвод высок.
Бежит ручей, я слышу,
Его весёлый голосок.

Клен
За окном сосулька тает,
(сжимать и разжимать ладошки)
Ветер тучи рвёт в клочки.
(сжимать и разжимать ладошки)
Разжимает, разжимает
(пальцы в «замочек», с усилием тянуть руки в разные стороны)
Клён тугие кулачки.
Прислонился он к окошку.
(пальчики «здороваются» с большим по два раза каждый, начиная с указательного)
И, едва растает снег,
Мне зелёную ладошку
(трясти кистями рук, пальцы вверх)
Клён протянет раньше всех.

Пальчиковые игры для детей про лето

Лето наступает
Вот и лето наступает
(последовательно соединять пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев)
Всех на отдых приглашает
(соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших)
Будем плавать, загорать
(круговые движения кистями, «солнце»)
И на даче отдыхать.
(делаем из ладошек «домик»)

Лето
Вот за что люблю я лето?
(загибаются пальцы по одному на каждый счет)
Лето солнышком согрето.
Два – в лесу растет трава.
Три – ромашки – посмотри!
А четыре – это лес,
Полный сказок и чудес.
Пять – купались мы опять.
Шесть – пора грибов поесть.
Семь – малины я поем.
Восемь – сено мы покосим.
Девять – бабушка идет,
Землянику нам несет.
Десять – все вокруг в листву одето.
Вот за что люблю я лето!

Речка
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
(трем ладонями лицо)
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
(делаем плавательные движения)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
(выбрасываем одновременно обе руки вперед)
Одной, другой – это кроль.
(выбрасываем руки вперед поочередно)
Все как один плывём,
Как дельфин.
(руки в замок и осуществляем движение «волну»)
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
(стряхнули руки)

Я рисую лето
Я рисую лето:
(рисуют пальчиком по столу)
Красной краской — солнце,
(рисуют в воздухе «солнце»)
На газонах розы,
(сжимают и разжимают пальцы)
На лугах покосы,
Синей краской – небо
(рисуют в воздухе «облака»)
И ручей певучий.
(на столе рисуют пальцем «ручей»)

Пальчиковые игры для детей про осень

Осенние листья
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
(сжимать и разжимать кулачки)
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба
(загибать поочередно пальцы: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец)
Мы соберём,
Маме осенний букет отнесём.

Осень
Ветер северный подул,
(подуть на пальцы)
все листочки с липы сдул.
(подуть на пальцы)
Полетели, закружились и на землю опустились.
(ладони зигзагами плавно опустить на стол)
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап, кап-кап-кап
(постучать пальцем по столу)
Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил.
(постучать кулачками по столу)
Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил,
(плавные движения вперед-назад кистями)
Одеялом их накрыл.
(плотно прижать ладони к столу)

Раскидала листья осень
Раскидала листья осень,
(дети имитируют движение волн)
Разукрасила их кистью.
(плавно двигают ладонями, имитируя рисование кистью)
Мы в осенний лес пойдем,
(делают движения в виде шагов пальцами по столу)
Букет листьев соберем.
(имитируют собирание листьев скрещиванием растопыренных пальцев)
Клена лист и лист осинки,
Дуба лист и лист калинки,
Рыжий рябиновый лист
(делают руками движения, как будто пересчитывают листья в ладонях)
На тропинку прыгнул вниз.
(хлопают в ладоши)

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ПОДГОТОВИЛ: учитель-логопед МБДОУ 16«Белочка» Теплоухова Анастасия Альбертовна г. Ханты-Мансийск. — презентация

Презентация на тему: » КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ПОДГОТОВИЛ: учитель-логопед МБДОУ 16«Белочка» Теплоухова Анастасия Альбертовна г. Ханты-Мансийск.» — Транскрипт:

1 КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ПОДГОТОВИЛ: учитель-логопед МБДОУ 16«Белочка» Теплоухова Анастасия Альбертовна г. Ханты-Мансийск

2 ПАСТУШОК Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, А я дудочку нашла, Пастушку я отдала. Ну-ка, милый пастушок, Ты спеши-ка на лужок, Там Бурёнка лежит На теляток глядит. А домой не идёт, Молочка не несёт. Надо кашу варить, Деток Кашей кормить. пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитировать игру на трубе (хлопки в ладоши) указательным пальцем одной руки круговые движения по ладошке другой руки

3 КОРАБЛИК По реке плывёт кораблик, Он плывёт издалека, На кораблике четыре Очень храбрых моряка. У них ушки на макушке, У них длинные хвосты, Но страшны им только кошки, Только кошки и коты. сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения показываем поднятые вверх 4 пальца поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим

4 ПО ГРИБЫ Раз, два, три, четыре, пять, Мы идём грибы искать! Этот пальчик в лес пошёл, Этот пальчик гриб нашёл. Этот пальчик чистить стал. Этот пальчик всё съел, Оттого и потолстел. попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца

5 РЫБКИ Пять маленьких рыбок играли в реке, Лежало большое бревно на песке, И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!» Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко.» А третья сказала: «Мне хочется спать!» Четвёртая стала чуть-чуть замерзать. А пятая крикнула: «Здесь крокодил! Плывите отсюда, чтоб не проглотил!» Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе. Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок. Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение. Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест). Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит Быстро качаем ладонями – дрожь. Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот. Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.

6 АПЕЛЬСИН Мы делили апельсин. Много нас, а он один! Эта долька для ежа, Эта долька для чижа, Эта долька для утят, Эта долька для котят, Эта долька для бобра, Ну, а волку — кожура. Он сердит на нас — беда! В домик прячемся — сюда ! Рука сжата в кулачок Крутим кулачком вправо-влево Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого Разгибаем указательный пальчик Разгибаем средний пальчик Разгибаем безымянный пальчик Разгибаем мизинчик Двумя руками показываем волчью пасть Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево Складываем руки домиком

7 СОЛНЫШКО Солнышко яркое в небе сияло, Лучами своими нас согревало. Тучки по небу быстро бежали, Лучики в тучках надолго застряли. Но появился ветер могучий И разогнал все мрачные тучи. Солнышко снова на небе сияет, Жаркие лучики нас согревают. поднимаем ладони над головой, растопырив все пальцы наподобие лучей, и делаем вращательные движения кистями рук соединяем пальцы в замок и сцепленными кистями рук выполняем перекатывающие движения поднимаем руки вверх и совершаем волнообразные движения вправо-влево снова поднимаем руки вверх и расправляем пальцы-«лучи»

8 БЕЛОЧКИ Лапки моем, Ушки моем, Моем носик, Моем хвостик. Вот теперь мы все помыли, Нас, конечно, похвалили. И теперь мы чистые Белочки пушистые! трем ладони одна о другую обеими ладонями поглаживаем уши центральной частью каждой ладони поочередно круговыми движениями поглаживаем нос поочередно поглаживаем ладонями место, где должен быть хвостик поднимаем руки, чуть согнутые в локтях, расправляем ладони и пальцы и подпрыгиваем

9 ЛОДОЧКА Две ладошки прижму, И по морю поплыву. Две ладошки, друзья, — Это лодочка моя. Паруса подниму, Синим морем поплыву. А по бурным волнам Плывут рыбки тут и там. Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы. Делать волнообразные движения руками – «лодочка плывёт» У соединенных вместе рук в форме «лодочки» поднять вверх большие пальцы Продолжить волнообразные движения руками – «лодочкой» Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения – «рыбки плывут»

10 КОТЯТА У кошечки нашей есть десять котят, Сейчас все котята по парам стоят: Два толстых, два ловких, Два длинных, два хитрых, Два маленьких самых И самых красивых. Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол. Покачиваем руками, не разъединяя их. Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

Читайте также  Стихотворение про безопасность детей

11 МЫШКА Мышка в норку пробралась, На замочек заперлась. В дырочку она глядит, На заборе кот сидит! Делаем двумя ручками крадущиеся движения Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками Делаем пальчиками колечко Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками

12 ХРЮШКА Я маленькая хрюшка, На солнце грею брюшко. И розовые ушки Стали на макушке. Глазки я закрыла, Про пятачок забыла: На солнце загорел И сильно покраснел. поглаживаем ладони обеих рук прикладываем ладони с сомкнутыми пальцами к голове и сгибаем-разгибаем пальцы кончиками пальцев круговыми движениями гладим закрытые глаза пальцами рук поочередно прикасаемся к кончику носа

13 ШАРИК Надуваем быстро шарик. Он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел – Стал он тонкий и худой! Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом — шарик надут Смыкаем ладошки друг с другом полностью Смыкаем вместе пальчики

14 МЕДУЗЫ Две огромные медузы Прилепились пузом к пузу. Выгнем щупальца сильнее- Вот как гнуться мы умеем! Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы. После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой

15 НОВЫЙ ДОМ Строим-строим новый дом. Нам уютно будет в нем. Будут в нем окошки, А вокруг – дорожки. Строим-строим новый дом, Дружно в доме заживем! поочередно соединяем кончики пальцев обеих рук, при этом не прижимая их друг к другу прижимаем пальцы обеих рук друг к другу, не ломая «домика», раздвигаем большие пальцы в стороны, словно раскрываем створки окна и заглядываем внутрь хлопаем в ладоши встряхиваем расслабленные кисти рук

Пальчиковый игротренинг

В методической литературе содержатся результаты исследований по изучению развития мелкой моторики рук у детей с задержкой речевого развития (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева). Авторы подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи.

Пальчиковая игра

В компенсирующей группе необходимо тренировать не только артикуляционный аппарат, но и уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук. Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным, динамичным. К нетрадиционным игровым приемам в коррекционной работе с детьми относятся развлечения и досуги, которые включают самомассаж, пальчиковые игры, рисование, сопряженную гимнастику. Проводимый в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз «театр пальчиков и языка» очень нравится детям. С большим увлечением до-школьники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала, потому что задания превращаются в занимательную игру: «пальчики-музыканты», «пальчики-фокусники», «пальчики-путешественники» и т.п.

Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей.

Предложенные игры сначала можно использовать как самостоятельные, а затем включать в пальчиковые развлечения.

Содержание пальчиковой игры-тренинга отражает лексические темы, изучаемые в логопедической группе старшего дошкольного возраста.

Тема «Фрукты»

Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчиками мяч-прыгун). Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга.

На базар ходили мы,
(мизинцы)
Много груш там и хурмы,
(безымянные пальцы)
Есть лимоны, апельсины,
(средние пальцы)
Дыни, сливы, мандарины,
(указательные пальцы)
Но купили мы арбуз —
(большие пальцы)
Это самый вкусный груз.
(пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх)

Театр пальчиков и языка
(сопряженная гимнастика)

  1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
    Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

Пальчиковая игра «Варим мы компот»

Используется пособие «Клавиатура» (авторское). Дети поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками вместе на клавиатуру (пуговицы), сопровождая игру произнесением стиха:

Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.

Рисование (веревочками, косточками от слив, семенами от дыни, арбуза, винограда)

Тема «Грибы»

Самомассаж подушечек пальцев зубными щетками
На каждую стихотворную строчку дети растирают подушечки одного пальца

Театр пальчиков и языка
(сопряженная гимнастика)

  1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
    Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

Пальчиковые игры Игра «Грибочки»

Дети прокатывают мяч-прыгун по спирали (авторское пособие «Спираль»), пальцами правой или левой руки. Движения сопровождают стихотворением.

Хочет белка все грибочки
Поразвесить на сучочки,
Чтоб, когда придет зима,
Вдоволь кушала она.

Игра «Хоровод»

Используется подставка под горячее с клеточками. Дети «ходят» указательным и средним пальцами по клеткам, на каждый ударный слог стихо-творение, делая по шагу.

И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы
стоят.
(Грибы.)

Рисование (пальчиками, пуговицами)

Тема «Овощи»

Самомассаж фаланг пальцев мячиками-ежиками. На каждый ударный слог — разминание фаланги одного пальца, направление массажных движений — от ногтевой фаланги (подушечки) к основанию пальца.

Театр пальчиков и языка
(сопряженная гимнастика)

  1. Однажды пальчики пошли на огород: топ-топ, топ-топ-топ.
    Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

Пальчиковая игра «У Лариски две редиски»

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги («подушечки») от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стихотворения:

У Лариски — две редиски,
У Алешки — две картошки,
А у Вовки — две морковки,
А у Петьки — две редьки.

Игра «Капуста»

Дети поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками на клавиатуру (пуговицы), сопровождая произнесение стиха:

Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трем-трем,
Мы капусту жмем-жмем.

Рисование (косточками, семенами арбузов, дынь, тыквы, веревочками)

Тема «Ягоды»

Самомассаж рук.

Дети катают грецкий орех (каштаны, воздушный шарик, наполненный мелкими камушками) между ладонями (по кругу), приговаривая:

Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.

Театр пальчиков и языка
(сопряженная гимнастика)

  1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
    Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

Пальчиковая игра «В лес идем мы погулять»

Лес — решетка для раковины или плоская мыльница с шипами. Дети «ходят» указательным и средним пальцами по клеточкам (шипам), на каждый ударный слог стиха делая по шагу.

Раз, два, три, четыре, пять.
В лес идем мы погулять:
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.

Тема «Животные»

Театр пальчиков и языка
(сопряженная гимнастика)
  1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
    Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

Тренировка пальцев рук

Пальчиковая игра «В зоопарке»

Используется решетка для раковины, мыльница (плоская) с шипами. Дети «ходят» указательным и средним пальцами по клеткам на каждый ударный слог стиха делать шаг.

В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд —
Медвежат, волчат, бобрят.

«Загадки»

Универсальное панно (авторское) и мяч-прыгун. Дети, прокатывая мяч по дорожкам панно пальцами правой (левой) руки, сопровождают игру загадками.

Лесом катится клубок,

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимою спит в берлоге,
От мороза пряча нос.
(Медведь.)

Тема «Семья»

Самомассаж пальчиков
  • массаж «четками» — перебирание бус («четок»), считать количество бус (в прямом и обратном порядке);
  • воздушными шарами-«шалунами» (наполнители — соль, мука, рис, мелкие камушки) массировать пальчики, приговаривая:

Театр пальчиков и языка
(сопряженная гимнастика)

  1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
    Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

Пальчиковые игры
Игра «Кто живет в моей квартире»

Квартира — решетка для раковины или подставка под горячее (с клеточками). «Ходить» указательным и средним пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха делать шаг. Можно «ходить» в любом направлении одной, другой, обеими руками.

Раз, два, три, четыре.
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре,
пять —
Всех могу пересчиать:
Папа, мама, брат, сестра,
Бабушка, дедушка и я —
Вот и вся моя семья.

Игра «Пальчик-мальчик»

Две пробки от пластиковых бутылок положить резьбой вверх или взять две большие пуговицы с углублением. На них поставить указательный и средний пальцы. Двигаться, делая шаг на каждый ударный слог стиха. Можно «ходить» одной, другой, двумя руками одновременно (4 пробки).

Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

Игра «Моя семья»

Используются «забавные узелки» на веревке (12 шт.). Перебирать узелки пальцами, на каждый узелок называть членов своей семьи.

Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я.
Вот и вся моя семья.

Игра «Поиграем в пальчики»

Бельевой прищепкой (проверить, чтобы не была слишком тугой) поочередно «кусать» ногтевые фаланги («подушечки») на ударные слоги стиха от большого пальца к указательному, среднему, безымянному, к мизинцу правой руки, затем левой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: