Пальчиковая гимнастика для детей старшей группы

Пальчиковая гимнастика для детей старшей группы

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Практический материал по развитию мелкой моторики и речи детей. В помощь учителям-логопедам, воспитателям ДОО и родителям.

Статья:

Пальчиковые игры по теме «Птицы»

Уточка, уточка,

Плавает, ныряет, (плавные движения кистями рук справа налево)

Лапками гребет. (имитация движения лапок утки в воде)

Пальчиковые игры по теме «Насекомые»

Дружно пальчики считаем —

Насекомых называем.(Сжимают и разжимают пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом. (Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)

Это кто же тут звенит?

0й, сюда комар летит! (Вращают мизинцем)

Прячьтесь! (Прячут руки за спину)

Паучок ходил по ветке, (скрестить руки, пальцами одной руки пробежать по предплечью)

А за ним ходили детки. (пальцами второй руки также пробежать по предплечью)

Дождик с неба вдруг полил, (кисти свободно опустить, имитируя дождик)

Паучков на землю смыл. (хлопнуть ладонями по коленям или столу)

Солнце стало пригревать, (прижать ладони боковыми сторонами и растопырить пальцы)

Паучок ползет опять, (начинайте действия сначала)

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке. (пальцами пробегают по голове)

Раз, два, три, четыре, пять,(ладони лежат на коленях или столе)

Червячки пошли гулять. (пальцы согнуть и подтянуть к ним ладонь)

Вдруг ворона подбегает, (по поверхности идут указательным и средним пальцами)

Головой она кивает, (сложить ладонь щепоткой и качать вверх-вниз)

Каркает: «Вот и обед!» (раскрыть пальцы веером, большой отвести вниз)

Глядь — (развести руками)

А червячков уж нет! (сжать пальцы в кулачки и прижать к груди)

Пальчиковая игра к теме «0вощи».

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке: (Дети делают ладошки «корзинкой»)

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок.

Перец и морковку

Помидор и огурец. (Сгибают пальчики, начиная с большого)

Наша Зина — молодец! (Показывают большой палец)

Пальчиковая игра к теме «Фрукты».

Как у нашей Зины Фрукты в корзине: (Дети делают ладошки «корзинкой»)

Чтоб ребята кушали,

Персики и сливы

До чего красивы! (Сгибают пальчики, начиная с мизинца)

Вкуснее наших фруктов нет! (Гладят живот)

Этот пальчик — апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик — слива,

Этот пальчик — абрикос.

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик — груша.

Этот пальчик — ананас,

(Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого)

Фрукт для вас и для нас.

(Показывают ладошками вокруг и на себя)

Мы делили апельсин

Много нас, а он один

Эта долька для ежа,

Эта долька для ужа,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра,

(загибают пальчики в кулачки начиная с мизинца)

А для волка кожура – (трясут кистями рук)

Он сердит на нас беда! (прячутся)

Пальчиковая игра к теме «Грибы»

Я корзину в лес беру,

Там грибы я соберу.

Удивляется мой друг:

«Сколько здесь грибов вокруг» (Показывают удивление, развод руки в стороны)

Боровик, лисичка, груздь —

Не играют в прятки пусть!

Найду я на опушке,

Возвращаюсь я домой,

Все грибы нecy с собой.(Поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой

Мухомор не понесу.

Пусть останется в лесу! (Большой палец левой руки отставляют, грозят ему)

Пальчиковая игра к теме «Ягоды».

Ягоды — это крыжовник,

Клюква, черника, брусника,

Малина, клубника, шиповник,

Смородина и земляника. (Указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая, пальцы на

Запомнил ягоды я наконец.

Что это значит?(Приподнимают плечи, удивляются)

Я — молодец! (Большой палец вытягивают вперед)

Пальчиковая игра «Спортсмены».

Чтоб болезней не бояться

Надо спортом занимать (Поднимают руки к плечам, плечам, в стороны)

Играет в теннис теннисист

Он спортсмен, а не артист

В футбол играет футболист

В хоккей играет хоккеист,

В волейбол — волейболист,

В баскетбол — баскетболист.

(Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца)

Пальчиковая игра на развитие словообразования.

Этот дом — одноэтажный.

Этот дом — он двухэтажный.

А вот этот — трехэтажный.

Этот дом — он самый важный:

Он у нас пятиэтажный. (Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца)

Пальчиковая игра к теме «Мебель».

Мебель я начну считать:

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет. (Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки)

Много мебели назвал —

Десять пальчиков зажал! (Поднимают зажатые кулачки вверх)

Пальчиковая игра к теме «Посуда». На словообразование

Девочка Иринка порядок наводила. (Показывают большой палец)

Девочка Иринка кукле говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке.

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль? Ну, конечно, в солонке!» (Поочередно соединяют большой палец с остальными, начиная с указательного)

Посуду моет наш Антошка. (Потирают ладошки друг о друга)

Моет вилку, чашку, ложку.

Вымыл блюдце и стакан, (Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца)

И закрыл покрепче кран. (Выполняют имитирующее движение)

Пальчиковая игра к теме «Транспорт». На словообразование

Все машины по порядку

Подъезжают на заправку: (Обеими руками «крутят руль» перед собой)

С молоком молоковоз,

С хлебом свежим хлебовоз.

И тяжелый лесовоз. (Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки)

Пальчиковая игра к теме «Детеныши дикие животные».

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисенок, это волчонок, (Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца)

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок. (Вращают большим пальцем)

Сидит белочка в тележке,

Подает она орешки: (сжать пальчики в кулачок)

Лисичке-сестричке, (разогнуть большой палец)

Воробью, синичке, (разогнуть указательный и средний пальцы)

Мишке толстокожему, (разогнуть безымянный палец)

Заиньке усатому. (разогнуть мизинец

На двери висел замок, (сжать руку в кулачок)

Взаперти сидел щенок. (разжать указательный палец)

Хвостиком вилял, (двигать указательным пальцем со стороны в сторону)

Пальчиковая игра по теме «Деревья»

У дерева ствол, на стволе много веток,

А листья на ветках зеленого цвета.

(Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами)

Домик

Дом стоит с трубой и крышей,

На балкон гулять я вышел.

(Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон)).

Пальчиковые игры по теме «Домашние животные»

Собака

У собачки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик.

(Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.)

Кошка

Ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать

Мышь в ее норушке.

(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх)

Комплексы пальчиковой гимнастики для старшей группы

Комплексы пальчиковой гимнастики для старшей группы

Пальчиковая гимнастика важна для детей любого возраста. Она способствует развитию речи, стимулирует мозговую деятельность, развивает фантазию и позволяет проявлять детям творческий потенциал. Особенно важны такие упражнения для детей дошкольного возраста.

Пальчиковая гимнастика и ее значение для ребенка 5-6 лет

Дошкольный возраст — это период, когда ребёнок хорошо поддаётся обучению, но нагружать мозг сверх меры в это время не нужно. Занятия должны проходить в легкой и непринужденной форме. А новые знания и умения хорошо усваиваются в процессе игры. Поэтому в это время и проводят разнообразные пальчиковые игры.

Переоценить результат от таких занятий сложно, ведь еще Аристотель говорил: «Рука — это инструмент всех инструментов». При тактильном контакте дети учатся различать мягкое и твердое, теплое и холодное, определять форму и размер предмета. При этом они не только проявляют умственную деятельность, но и фантазируют. Простые движения позволяют снять напряжение со всего организма, помогают мышцам расслабиться, а ритмичные движения пальцами стимулируют развитие речи.

Цели пальчиковой гимнастики в работе с детьми

Пальчиковая гимнастика важна для детей. В процессе таких занятий происходит возбуждение речевых центров совместно с усилением работы речевых зон, что провоцирует их развитие.

Обратите внимание! Замечено, что речь начинает хорошо развиваться, когда движения пальцами становятся точными.

Таким образом, основной целью пальчиковой гимнастики является прогрессирование работы обоих мозговых полушарий, координирование их совместной работы. Ведь, как известно, мысленные образы возникают в правом полушарии, а за речь отвечает левое. И чем скоординированнее будет их работа, тем лучше будут развиты внимание и мышление ребенка.

Читайте также  Ребенок шагает 5 месяцев

Многообразие пальчиковых игр

Виды упражнений для кистей и пальцев

Пальчиковая гимнастика позволяет передать какое-либо стихотворение при помощи движения пальцев. При этом она обучает ребенка концентрировать внимание и верно его распределять.

Обратите внимание! В процессе занятий приходится не только заучивать стихи, но и выполнять пальцами и кистями определенные движения в строгой последовательности.

Одно из простых и веселых упражнений для пальцев — «Садоводы».

Палец толстый и большой (пальцы сжаты в кулачок, а большой поднят вверх)

В сад за сливами пошел (несколько раз большой палец сгибают, а потом разгибают).

Указательный с порога (разгибают указательный палец)

Указал ему дорогу (несколько раз сгибают и разгибают указательный палец).

Средний палец самый меткий (разгибают средний),

Он сбивает сливы с ветки (сгибательные движения средним пальцем).

Безымянный подбирает (аналогичные движения безымянным),

А мизинчик, господин, в землю косточки бросает (сгибают и разгибают мизинец).

Пальцы сжаты в кулачки

В процессе выполнения такой гимнастики дошкольник не только заучивает стихи (улучшает память), но и развивает фантазию и внимание. Мозг и речевой центр работают активнее.

Обратите внимание! Развитие детей происходит в движении, поэтому важно прорабатывать мелкую моторику рук.

Она связана не только с речью, но и со зрением, памятью, вниманием. Для ее развития можно использовать не только традиционные упражнения из пальчиковой гимнастики: «Лодочка», «Елка», «Колокольчик», но и другие, в которых происходит движение пальцев (нанизывание бусин, работа с мелкими деталями и пр.).

Нетрадиционные пальчиковые игры

Для развития речи у детей с ее нарушением используют еще нетрадиционные упражнения, направленные на активизацию мозговой деятельности. Как правило, занятия начинаются с самомассажа, для которого используются подручные материалы:

  • карандаши;
  • грецкие орехи;
  • прищепки и проч.

И только после этого начинаются сами занятия с пальцами. Одно из таких упражнений — «Лыжники».

Пальчики «шагают» в крышках

Для его выполнения потребуются пробки от бутылок, которые надеваются на указательный и средний пальцы обеих рук. При прочтении стихотворения обучающийся переставляет пальцы одной руки, не отрывая их от стола. После прочтения двух строчек движения производятся пальцами другой руки.

Пальцы в крышки мы обули

Быстро мы вперед шагнули.

И идем по переулку

Мы два друга на прогулку.

Пальцы наши балеринки,

Да тяжелые ботинки.

Пальцы наши словно ножки

Только шаркают немножко.

Обратите внимание! Для усложнения задания можно рассказывать о зиме, заучивать месяцы, дни недели, представляя для примера, что был месяц январь или декабрь.

Организация и проведение пальчиковой гимнастики в старшей группе ДОУ

В старшей группе ДОУ целей для проведения пальчиковой гимнастики становится больше:

  • развитие речи;
  • развитие мышления, памяти, внимания;
  • совершенствование координации;
  • развитие уважительного отношения к окружающим.

Все их следует реализовать при работе с достаточно большой группой детей (20-25 человек). Выгоднее всего проводить такие игры, приурочивая их к теме определенного занятия.

Для реализации этой задачи используют несколько приемов:

  • театральные постановки;
  • разыгрывание сюжетов;
  • физкультура под музыку.

Театральные постановки — любимое занятие детей. Так, легко можно организовать кукольное пальчиковое представление по сказке «Теремок». В дальнейшем отработанное представление можно представить на обозрение родителям, например, в качестве подарка на 8 Марта.

План проведения занятия

Пальчиковые игры в старшей группе являются лишь элементом занятия. Их продолжительность — порядка 5-10 мин.

Важно! Следует правильно распределить время!

В 10 минут следует распределить:

  • введение — ознакомление детей с элементами движения и порядком их выполнения (до 2,5 мин);
  • основу — под музыкальное сопровождение дети осваивают движения (от 3 до 5 мин);
  • заключение — повтор движений (до 2,5 мин).

Пример конспекта проведения занятия

Проведение занятий на развитие моторики рук можно совместить с физкультурной минуткой.

Сам урок будет выглядеть следующим образом:

  1. Воспитатель озвучивает тему занятия.
  2. Объясняет задачи на перспективу.
  3. Пальчиковая гимнастика как подводка к физкультминутке.
  4. Непосредственно физкультминутка.

Наглядный пример такого занятия — совмещение пальчиковых игр с рисованием бабочек.

  • Тема «Разрисовывание крыльев бабочек кончиками пальцев».
  • Задачи на перспективу: «Основная задача — сделать необычный узор на крыле бабочки, но для ее выполнения пальчики следует подготовить».
  • Упражнения: «Махи кистями рук, как крыльями бабочки». Для выполнения подбирается соответствующее стихотворение и (или) музыкальное оформление.

Обратите внимание! Физкультминутка проводится также с тематическими движениями.

Так, в старшей группе комплекс занятий непосредственно перекликается с пальчиковыми играми. Для упрощения восприятия педагог подбирает соответствующие наглядные материалы.

Пальчиковая гимнастика в старшей группе детского сада

С детьми, посещающими старшую группу детского сада, можно проводить уже более разнообразные упражнения пальчиковой гимнастики. В этом возрасте они внимательнее, усваивают больший объем информации, у них скоординированные движения.

Картотека игр по темам с целями ФГОС на год

Для проведения занятий у воспитателя должен быть большой запас материалов. Картотека группируется по темам.

Для занятий зимой актуальны будут следующие упражнения:

  • «Снежный ком»;
  • «Елка»;
  • «Варежка»;
  • «Деревья».

Осенью во время проведения занятий на тему урожая дополнительно можно провести пальчиковые игры «Ягоды», «Фрукты». При прохождении темы листопад на занятии проводятся пальчиковые игры «Листья», «Осень». Для весны и лета подбираются также игры, соответствующие тематике.

Обратите внимание! Картотека может быть создана и с учетом других тематик, ведь развивающих игр для этого возраста большое количество.

Подборка самых простых пальчиковых игр для детей 6-7 лет для использования в домашних условиях

Самые простые пальчиковые игры подходят для детей самого раннего возраста. Это и всем известная «Сорока-белобока», «Пальчики», «Ладушки». Для дошкольников игры становятся более сложными.

  • «Имена для пальчиков»;
  • «На прогулку»;
  • «Сколько птиц»;
  • «Замок»;
  • «Рыбка»;
  • «На блины»;
  • «Семь сыновей».

Они позволят не только активизировать мозговую деятельность детей, но и помогут подготовиться к школе. Действия, воспроизводимые пальцами, в этих играх настолько просты, что их легко можно выполнять в домашних условиях. На такое занятие потребуется всего несколько минут в день, но в результате речь ребенка будет более четкой, учеба будет протекать легче, и дошкольнику будет не страшна даже самая кропотливая работа.

Польза от пальчиковых игр очевидна. Вводить их в жизнь малыша нужно как можно раньше. Образовательный процесс должен носить систематический характер. И даже дошкольникам такие игры пойдут только на пользу.

Пальчиковая гимнастика профессии

В дом приходит почтальон,
Нам журналы носит он.
Телеграммы и газеты,
В письмах от родных приветы.
Сумку держит на плече,
Почтальона знают все.
(Соединять одноименные пальцы рук,
начиная с больших,
соприкасаясь подушечками.)

Пальчиковая гимнастика профессии старшая группа

Пальчиковая гимнастика: профессии разные есть

Профессии разные есть,
Все сразу не перечесть:
(Ритмично сжимают-
разжимают кулаки.)
Доктор лечит людей,
Учитель учит детей,
Повар готовит обед,
Пожарных смелее нет,
(Поочерёдно загибают
пальцы на правой руке на
каждое название профессии.)
Строитель построит нам дом:
Все дружно жить будем в нём.
(Сводят руки над
головой — «крыша».)
Стены покрасит маляр,
Сантехник починит кран,
Электрик включит нам свет,
Плотник постелет паркет,
(Поочерёдно загибают
пальцы на левой руке.)
А если ты хочешь всё знать,
(Покачивают указательным
пальцем.)
Учёным тебе надо стать.
(Дотрагиваются
указательным пальцем до лба.)

Пальчиковая гимнастика о профессиях средняя группа

Пальчиковая гимнастика: Строители

Рядом с нами, за углом,
Дружно строят новый дом
Каменщик, маляр, электрик,
И сантехник
(Руки сжаты в кулаки.
Разжимать пальцы правой руки,
начиная с мизинца.
Руки сжаты в кулаки.
Разжимать пальцы левой руки,
начиная с мизинца.
Сгибать пальцы правой руки,
начиная с большого.
Стукнуть кулаком
правой руки ладонь левой.)

Пальчиковая гимнастика профессии подготовительная группа

Пальчиковая гимнастика: профессия Художник

Я взял бумагу, карандаш.
Нарисовал дорогу.
(Поворот ладони левой руки к себе, пальцы вместе («лист бумаги»)
(Указательный палец правой
руки — «карандаш».
Провести пальцем по левой
ладони линию — «дорогу».)
На ней быка изобразил.
А рядом с ним корову.
(Показывают рога.)
Направо дом,
Пальцы складываются домиком.
Налево сад.
(Кисти рук скрещиваются в запястьях «деревья», шевелить раздвинутыми пальцами «ветер раскачивает ветки».)
В лесу двенадцать кочек.
(Указательным пальцем правой руки
рисуют точки на левой ладони.)
На ветках яблочки висят,
И дождичек их мочит.
(Встряхивание кистей, имитация капель дождя.)
Потом поставил стул на стол,
Тянусь как можно выше.
(Левая рука сжимается в кулак
и кладется на приподнятую вверх ладонь правой.
Левый кулак медленно разжимается,
пальцы с напряжением тянутся вверх.)
Уф! Свой рисунок приколол,
Совсем неплохо вышел!
(Правая рука разглаживает воображаемый рисунок – поднятую в вертикальном положении левую ладонь.)
Все работы хороши,
Выбирай любую!
(Улыбка удовлетворения на лице.)

Читайте также  Лимонад рецепт в домашних условиях для детей

Пальчиковая гимнастика профессии на транспорте

Пальчиковая гимнастика: водитель и лётчик

(Пальчиковая гимнастика выполняется стоя)
Быть шофёром хорошо,
А лётчиком – лучше.
Я бы в лётчики пошёл,
Пусть меня научат.
Наливаю в бак бензин,
Завожу пропеллер.
«В небеса, мотор, вези,
Чтобы птицы пели».
(Дети крутят воображаемый руль.
Имитируют крылья самолёта,
расставив руки.
Наклоняют воображаемый сосуд.
Круговое движение правой рукой.
Имитируют крылья самолёта,
расставив руки.)

Пальчиковая гимнастика профессиях для детей

Пальчиковая гимнастика: Пожарные

На машине ярко – красной
(Двумя руками имитируем езду на машине «крутим руль».)
Мчимся мы вперёд.
(Ритмично щёлкаем пальцами рук.)
Труд тяжёлый и опасный
(Энергично потираем ладонь о ладонь вертикально.)
Нас, пожарных, ждёт.
(Скрещивают руки на груди и ритмично похлопываем по плечам
скрещенными руками.)
Вой пронзительный сирены
(Ритмично покачивают головой.)
Может оглушить.
(Указательные пальцы обеих рук подносим к ушам, ритмично
постукиваем.)
Будем и водой, и пеной.
(Ритмично «выбрасываем» пальцы из сжатого кулака.)
Мы пожар тушить.
(Ритмично постукивают кулачками друг о друга.)
И в беду попавшим людям
(Ритмично потирают ладони.)
Сможем мы помочь,
(Ритмично похлопывают руками по бокам.)
С пламенем бороться будем,
(Ритмично потопывают.)
Мы и день и ночь!
(Ритмично хлопают в ладоши.)
Для забавы, для игры
(Ритмично щёлкают пальцами рук)
Спичек в руки не бери.
(Ритмично покачивают указательным пальцем.)
Не шути, дружок, с огнём,
(Ритмично покачивают головой.)
Чтобы не жалеть потом.
(Ритмично постукивают кулачками друг о друга.)
Сам огня не разжигай,
(Ритмично покачивают головой.)
И другим не позволяй.
(Ритмично покачивают указательным пальцем.)
Даже кроха – огонёк
(Ритмично похлопывают по ногам.)
От пожара не далёк.
(Ритмично потирают ладони.)
Газ на кухне, пылесос ли,
(Поочерёдно загибают пальцы.)
Телевизор ли, утюг,
Пусть включает только взрослый,
(Постукивают кулачком одной руки о ладонь другой.)
Наш надёжный старый друг.
(Ритмично щёлкают пальцами.)

Пальчиковая гимнастика тема профессии подготовительная группа

Пальчиковая гимнастика: Профессии

Доктор измерил температуру,
(загибаем или разгибаем пальцы на руке,
перечисляя профессии.)
А музыкант на флейте сыграл.
Строитель кирпичную стену построил,
Художник картину нарисовал.
Повар сварил очень вкусные щи.
Скорей пять профессий ты здесь отыщи.

Пальчиковая гимнастика профессии младшая группа

Пальчиковая гимнастика: Строители

Мы строители, мы строим,
(Ребенок стучит кулачком о кулачок)
Много мы домов построим,
(Загибает по очереди пальцы
на обеих руках)
Много крыш и потолков,
Много окон, стен, полов,
Много комнат и дверей,
Лифтов, лестниц, этажей.
Будет у жильцов веселье
(Произносит слова веселым голосом.)
В новом доме новоселье!
(Произносит громко слово
«новоселье»,поднимая руки вверх.)

Пальчиковая гимнастика про профессии

Пальчиковая гимнастика: Пекарь

Бублик,
(Большой и указательный пальцы образуют круг)
Баранку,
(Большой и средний пальцы образуют круг)
Батон
(Большой и безымянный образуют круг)
И буханку
Пекарь из теста
Испёк спозаранку.
(Большой и мизинец образуют круг
имитация лепки хлеба.)

Пальчиковая гимнастика на тему профессии на транспорте

Пальчиковая гимнастика: профессия Шофер

Целый день шофёр трудился,
(сжимают и разжимают пальцы)
Он устал, он запылился,
(загибают пальцы рук по одному)
Он возил кирпич на стройку,
Дом он строить помогал.
А теперь ведет на мойку
(крут воображаемый руль)
Свой огромный самосвал.

Пальчиковая гимнастика профессии в детском саду

Пальчиковая гимнастика: Пекарь

Пекарь, пекарь, из муки
Испеки нам колобки.
Да сушки — Ванюшке,
Да баранки – Танюшке,
Да бублики – Мишке,
Да калачи – Маришке.
(Выполняем круговые движения ладонями.
Имитируем скатывание колобка.
Поочередно соединяем большие пальцы
обеих рук с остальными пальцами
– упражнение «колечки».)

Картотека пальчиковых гимнастик профессии

Пальчиковая гимнастика: Каменщик

Чтоб построить новый дом,
(поочередно сгибают пальцы
на правой руке, с мизинца)
Каменщика позовем.
(сгибают пальцы на левой руке)
Кирпичи кладет он в ряд,
(выпрямляют пальцы
по очереди из правой руки)
Стены ровные стоят.
(выпрямляют пальцы из левой руки)

Пальчиковая гимнастика по теме профессии средняя группа

Пальчиковая гимнастика: Маляры

(Выполняется стоя)
Маляры известку носят,
Стены кистью купоросят.
Не спеша, разводят мел.
Я бы тоже так сумел.
(Держат в руках воображаемые ведра,
имитируют ходьбу на месте.
Повернулись лицом друг к другу,
движения воображаемой кистью вверх-вниз.
Наклонились, мешают кистью
в воображаемом ведре,«Красят».)

Пальчиковая гимнастика по теме профессии старшая группа

Пальчиковая гимнастика: Ковельщик

То не град, то не гром-
Кровельщик на крыше.
Бьёт он громко молотком-
Вся округа слышит.
Он железом кроет дом,
Чтобы сухо было в нём.
(Стучим кулачком о кулачок.
Показать ладошками крышу.)

Пальчиковая гимнастика о профессиях для дошкольников

Пальчиковая гимнастика: Сапожник

— Был сапожник?
(сжимают и разжимают пальцы)
— Был.
— Шил сапожник?
(делают движения,
напоминающие шитье иглой)
— Шил.
— Для кого сапожки?
(сжимают и разжимают пальцы)
— Для соседской кошки.

Пальчиковая гимнастика на тему “Лето” в детском саду

Пальчиковая гимнастика про лето — это не только разминка рук, направленная на разработку моторики, но и метод расширения кругозора детей любого возраста, увеличения лексического запаса. По стандартам ФГОС такие игры можно проводить с детьми от 2-3 лет, постепенно усложняя их к старшему возрасту.

Пальчиковые игры

Основной вид деятельности у дошкольников детсадовского возраста — это игра. Такая форма занятий позволяет обучать и всесторонне развивать детей незаметно, не превращая образовательный процесс в скучное, занудное времяпрепровождения. Одними из популярных типов упражнений, построенных на развлекательной основе, являются пальчиковые игры для детей. Разминка рук положительно сказывается на нескольких аспектах развития дошкольников:

  • ускоряется становление речи;
  • улучшается двигательная координация;
  • развивается память, внимание, фантазийное мышление;
  • преодолевается физическая скованность, зажатость;
  • повышается тактильная чувствительность.

Пальчиковые упражнения — это такая форма взаимодействия с детьми любого возраста, которая построена на подражание. Ребенок слушает воспитателя, родителя, смотрит за их действиями, пытается повторить. Детям младшей возрастной группы, до 3-4 лет, может понадобиться помощь взрослого: маме нужно взять ладошки малыша, разогнуть пальчики самостоятельно, похлопать нужное количество раз и так далее. Детсадовцы быстро запоминают последовательность движений, их темп регулируется с помощью стихотворений на нужную тему, поэтому при повторном выполнении задания проблем обычно не возникает.

Упражнения для пальчиков

Пальчиковая гимнастика для детей на тему “Лето” должна сопровождаться текстами в стихотворной форме, которые вызовут положительные эмоции, дадут полезную информацию о теплом времени года. Например, о животных, птицах, насекомых, названиях летних месяцев, погодных явлениях. Составляя схему движений ручками, подбирая стишки, воспитателям и родителям нужно учитывать возраст детей, их физическую подготовленность к подобным упражнениям. Удобнее всего создавать методическую картотеку по группам: отдельно для средней, старшей и подготовительной.

В средней группе

Средний дошкольный период приходится на возраст от 4 до 5 лет. Игровая деятельность детсадовца к этому времени усложняется. Ясельные “Ладушки” для таких занятий уже не подойдут. Для пальчиковой гимнастики в средней группе можно использовать упражнения на следующие темы:

Что такое лето

Ход игры: дети стоят, руки расслаблены.

Это много света (руки изображают круг над головой как солнышко).
Это поле (разводим руки в стороны, ладони поворачиваются вверх).
Это лес (пальчики изображают деревья).
Это в небе облака (ладошки показывают фонарики).
Это быстрая река (ладони изображают волну).
Это яркие цветы (качаем ладошки по сторонам).
Это вместе: я и ты! (пальцы сцепляются в замок).

Комплекс упражнений Что такое лето

Насекомые

Ход игры: дети выставляют ручку перед собой, разжимают ладони. Педагог проговаривает стихотворение, показывает, какие движения нужно делать пальчиками. Детсадовцы повторяют. Темп медленный.

Дружно пальцы посчитаем.
Насекомых называем.
Бабочка, кузнечик, мушка.
Вот и жук с зеленым брюшком.
(Дети энергично разжимают и сжимаю кулаки).
Это кто же тут звенит?
(Сжимается один пальчик,потом другие поочередно).
Это муха, это жук.
Стрекоза и вот паук.
Ой, а к нам комар летит.
Ну-ка прячьтесь, кыш-кыш-кыш.
(потрясли ладошками перед собой и спрятали ручки за спинку).

Комплекс упражнений Насекомые

Цветы

Ход игры: пальцы сложены в кулачок, выставлены вперед. Движения выполняются медленно, но с напряжением мышц.

Наши желтые цветы,
Распускают лепестки.
(Кулачки раскрываются).
Ветер на них дышит,
Лепестки колышет.
(Дети машут руками по сторонам).
Вечер наступает.
Наши алые цветы
Закрывают лепестки.
(Сложить ладошки).

Комплекс упражнений Цветы

Пальчиковую гимнастику для детей 4-5 лет лучше проводить с музыкальным сопровождением. Маршевые композиции помогают сохранять темп выполнения заданий, положительно воздействуют на настроение дошкольников.

В старшей

Пальчиковая гимнастика на тему “Лето” для старшей группы обязательно должна включать в себя тексты в стихотворной форме. Дошкольники 5-6 лет через пару занятия могут самостоятельно проводить разминку, запомнив последовательность действий.

Читайте также  Ребенок встает на носочки в 7 месяцев

Ягоды

Ход игры: дети держат руки на столе или коленках, пальцы в свободном положении, во время игры работают обе ладошки.

Один, два, три четыре, пять (соединяем пальчики обеих рук подушечками).
По лесу мы идем гулять (пальцы изображают ходьбу).
За брусникой, за малиной, (загибаем пальцы),
За черникой, за калиной.
Ежевику мы найдем
И сестренке отнесем.

Комплекс упражнений Ягоды

Рыбы

Ход игры: ладони прижимаются друг к другу, изображаем рыбку.

Рыбка плавает в воде (ладошки медленно плывут),
Рыбке здесь не скучно.
Рыбка, рыбка, ай-ай-ай (грозим пальцем).
Как тебе не стыдно.
Мы хотим тебя поймать (изображаем сети)
Вот-вот и уже хвать…
А ты спинку изогнула,
Крошки хлебные сглотнула (пальчиками изображаем хватательные движения).
Хвостиком своим махнула (изображаем ладонями рыбку),
И на дно ты уплыла (руки опускаются к полу).

Комплекс упражнений Рыбы

На заметку! При проведении гимнастики для пальцев отличным помощником педагогу детского сада будут летние картинки для детей. Это должна быть тематическая подборка, связанная с темой игры. Например, цветы, насекомые, животные, одежда.

В подготовительной

Пальчиковые игры в подготовительной группе проводятся как разминка перед занятиями, связанными с напряжением рук (рисование, чистописание). Упражнения для ладоней, пальцев направлены на подготовку к письму, мышечную тренировку. Гимнастику нужно организовать в быстром темпе, следить, чтобы дети качественно напрягали кисти, последовательно выполняли инструкции педагога.

Море

Ход игры: дети стоят кружком, руки держат вытянутыми перед собой.

Море слишком широко (руки разводим к плечам).
Море слишком глубоко (руки опускаются вниз).
Много рыбок там живет (складываем ладони, изображаем рыбок).
И за это им почет! (пальцы складываются в кулак, большой пальчик изображает жест “Класс!”).

Дождик

Ход игры: дети стоят, руки опущены вдоль тела.

Что делать, если дождик? (пальцы обеих рук соединяются подушечками).
По лужам поскакать (хлопки ладошками).
Что делать, если дождик? (хлопки ладошками).
Кораблик запускать (руки соединятся вместе, в воздухе рисуем восьмерку).
Что делать, если дождик? (хлопки).
По радуге кататься (руки выставлены перед грудью, каждая рука черти круг поочередно).
Что делать, если дождик? (пальцы соединяются в замок)
Давайте улыбаться! (руки разводятся по сторонам на уровне груди, дети улыбаются широко).

Грибы

Ход игры: подвижная игра, дети удобнее стоять кружком.

Я корзинку в лес беру
(ладони изображают корзину).
Там грибов я наберу
(руки разводятся по сторонам, потом соединяются на уровне груди).
Удивляется мой друг
(плечи поднимаются, дети изображают удивление).
“Сколько здесь грибов вокруг!”
(на каждое название гриба загибается пальчик).
Подберезовик, опенок,
Боровик, лисичка, груздь.
Рыжики, волнушки,
Их много на опушке.
Возвращаюсь я домой,
Все грибы несу с собой.
А вот мухомор…
Нет-нет!
(указательным пальцем грозит в воздухе).
Его домой не понесу,
Пусть стоит себе в лесу.
(ладони прощально машут).

Таким образом, целью пальчиковой гимнастики в детском саду становится не только тренировка мелкой моторики рук, но и интеллектуальное развитие детей, приучение их к коллективной работе, внимательному отношению к командам педагога. Дошкольники требовательно относятся к тому, как воспитатель проводит игру, сколько эмоций вкладывает в процесс. Занятие захватывает их сильнее, если взрослый знает стих для игры наизусть, комментирует свои действия, много улыбается, у него подвижная мимика.

Пальчиковая гимнастика для детей старшей группы

«Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

(Тянем кисти в стороны.)

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

«Помощники»

Вот помощники мои,

Как их хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

И работать захотели.

Но дадим им отдохнуть.

(Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворения.)

«Помиримся»

Два больших пальца спорят:

(Дети сжимают руки в кулаки, сближают их и помещают перед грудью.)

Кто главней из них двоих?

(Вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать.)

Не дадим случиться ссоре

И помирим тут же их.

(Сцепляют большие пальцы друг с другом.)

«Удивительно»

Наши пальцы сжались тесно.

(Дети сжимают левую руку в кулак.)

Видно, им прохладно стало,

(Правой рукой обхватывают кулак и сильно сжимают.)

Их укроем одеялом.

(Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими.)

«Прогулка»

Пошли пальчики гулять,

(Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)

А вторые догонять,

(Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)

Третьи пальчики бегом,

(Движения средних пальцев в быстром темпе.)

А четвертые пешком,

(Медленные движения безымянных пальцев по столу.)

Пятый пальчик поскакал

(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)

И в конце пути упал.

(Стук кулаками по поверхности стола.)

«Маланья»

У Маланьи, у старушки

(Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху.)

Жили в маленькой избушке

(Сложить руки углом, показывая «избушку».)

(Показать семь пальцев.)

(Очертить брови пальцами.)

Вот с такими ушами,

(Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам.)

Вот с такими носами,

(Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом.)

Вот с такой головой,

(Очертить большой круг вокруг головы.)

Вот с такой бородой!

(Показать руками большую бороду.)

Они не пили и не ели,

(Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку».)

На Малинью все глядели

(Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.)

И все делали вот так…

(Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев.)

«Белка»

Сидит белка на тележке,

(Исходное положение — кисти рук сжаты в кулак.)

Продает она орешки,

(Круговые движения кистью вправо, влево.)

(Разогнуть большой палец.)

(Разогнуть указательный палец.)

(Разогнуть средний палец.)

(Разогнуть безымянный палец.)

(Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.)

«У Петиной сестрицы»

У Петиной сестрицы

(Ритмичные удары пальцами правой руки по левой ладони.)

По деревне небылицы:

(Ритмичные удары пальцами левой руки по правой ладони.)

Ходит утка в юбке,

В теплом полушубке,

Курочка — в жилете,

Петушок — в берете,

Коза — в сарафане,

Заинька — в кафтане.

(На каждое название животного загибаем пальцы на руках, начиная с большого.)

«Магазин»

Мы пришли в магазин.

(Идут пальчиками по столу. Вытягивают вперед слегка согнутые в локтях руки, сцепив их перед собой.)

Мы купили торт — один,

(Показывают 1 палец.)

(Хлопают в ладоши 2 раза и показывают 2 пальца.)

(Хлопают в ладоши 3 раза и показывают 3 пальца.)

А киви купили — сразу четыре!

(Вертят кулачками и показывают 4 пальца.)

«Приготовили обед»

Сели как-то мы обедать

(Имитация движения ложкой.)

И позвали в дом соседей.

(Позвать движением ладони к себе.)

Скатерть белую накрыли,

(Движения разглаживаем скатерть.)

Ложки, вилки разложили,

(Пошаговые движения правой рукой ладонью вниз слева направо.)

Хлеб нарезали и сыр,

(Движения вверх и вниз ребром ладони.)

(Резкое потирание кончиками пальцев.)

Помешали его в чашке

(Вращательные движения вперед, одна рука заходит за другую.)

И добавили колбаски.

(Из большого и указательного пальцев сделать кольца, соединить их, а потом развести в стороны, изображая круглую колбасу.)

А из фарша всем котлеты

Жарили мы без диеты.

(Ладони накладываются попеременно одна на другую.)

(Мелкие движения щепотью пальцев.)

Замесили. Не забыли

(Сжимание и разжимание пальцев рук.)

Лук сердитый положить

(Показать «сбор слез» в ладонь.)

И скорее все закрыть.

(Хлопок в ладонь горизонтально.)

Печь пирожное не стали.

(Провести по лбу тыльной стороной руки.)

«Подарки»

Пальцы в гости к нам пришли

И подарки принесли.

Будем мы их представлять

И подарки принимать.

Вот большой, он палец мудрый,

Книгу хочет нам вручить.

Нам фонарик подарить.

Средний нам принес коробку.

Интересно, что же в ней?

Пластилин есть и бумага

И набор карандашей.

Безымянный — славный мальчик,

Всем друзьям принес он мячик.

А малыш — мизинчик

Скажем мы: «Спасибо, пальцы!»

И продолжим заниматься.

(Выполнять движения соответственно тексту.)

«В гости»

В гости к пальчику большому

(Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы.)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: