Пальчиковая гимнастика для детей 2 3

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие мелкой моторики у маленьких детей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной. Хорошим средством для стимулирования речи являются пальчиковые игры.

Пальчиковые игры увлекательны, способствуют и развитию мелкой моторики, развитию речи, и творческой деятельности. Они как бы отражают реальность окружающего мира: людей, их деятельность, животных, явлений природы. У детей, в ходе пальчиковых игры, вырабатывается ловкость рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Также пальчиковые игры стимулируют развитие речи, расширяют словарный запас детей, развивают пространственное мышление, произвольное и непроизвольное внимание, слуховое и зрительное восприятие. Помимо этого, они создают положительное эмоциональное состояние и воспитывают уверенность в себе.

Пальчиковые игры помогают в работе с детьми гиперактивными, агрессивными, у которых есть проблемы в поведении. Они помогают в установлении контакта с ребенком, снятии эмоционального напряжения, психологического дискомфорта, в снижении агрессивности, также помогают в снятии мышечного напряжения, учат детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

Такие пальчиковые игры можно использовать в перерывах между основными занятиями, во время игр в помещении или на прогулке, либо использовать в качестве разминок на занятиях.

Где же наши ручки? Вытягивают ручки вперед.

Где же наши ручки? Показывают ручки.

Где же, где же наши ручки?

Нету наших ручек.

Вот, вот наши ручки. Спрятали ручки за спину.

Вот наши ручки. Опять показывают ручки.

Кулачки сложили, Сложить кулачки обоих рук.

Кулачками били. Бьют кулачками.

Дождик, дождик.

Дождик, дождик, Дети повернули ладошку кверху и
Кап да кап, кап… Указательным пальцем имитируют
Мокрые дорожки. Капельки дождя, повторяя за
Все ровно пойду гулять, Взрослыми слова «кап, кап…»
Пусть промокнут ножки.

Ладушки, ладушки.

Ладушки, ладушки, Дети хлопают в ладошки
Пекла мама оладушки, Повторяют слова «на-на-на…»
Маслом поливала,
Деткам давала:
«На-на-на»

Рыбки весело резвятся Дети имитируют движения в
В чистой тепленькой воде. Соответствии с текстом
То сожмутся, Повторяют слова за взрослыми
Разожмутся,
То зароются в песке.

Будем пальчики считать

Раз, два, три, четыре, пять Дети загибают пальчики на левой руке.
Будем пальчики считать. Сжимают и разгибают кулачки.
Крепкие и дружные Дети загибают пальчики
Все такие нужные. На правой руке

На другой руке опять Сжимают и разгибают кулачки.
Пальчики быстрые
Хотя не очень чистые.

По дороге белой, гладкой Пальцы скачат по столу
Скачут пальцы как лошадки Дети повторяют текст за взрослыми
Чок-чок-чок. «Чок-чок-чок»
Чок- чок-чок.
Скачет резвый табунок

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик хочет спать, Дети загибают пальчики
Этот пальчик лег в кровать, Начиная с мизинца
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит
Тише дети не шумите,
Пальчики не разбудите.

Дружат наши дети.

Дружат наши дети Дети загибают пальчики
Девочки и мальчики. Начиная с мизинца
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.

На лужок пришли зайчата, Сгибают пальчики
Медвежата, барсучата, поочередно в кулачок.
Лягушата и енот.
На зеленый, на лужок,
Приходи и ты, дружок.

Этот пальчик – дедушка. По ходу чтения, загибается на ручке
Этот пальчик – бабушка. ребенка пальчик,
Этот пальчик – папочка. Начиная с большого пальчика.
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.

В детский сад идти пора.

Этот пальчик хочет спать, Дети поочередно загибают
Этот пальчик – прыг в кровать, пальчики руки.
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Встали пальчики, ура! Дети машут кистями рук.
В детский сад идти пора.

Сорока – белобока, Указательный палец правой руки
Кашу варила делает круговые движения
Деток кормила. на левой ладони.
Этому дала, Поочередно, загибаем пальцы
Этому дала. левой руки.
Этому дала.
Этому дала.
А этому не дала. Большой палец поднять вверх.
Ты воды не носил,
кашу не варил,
тебе нет ничего.

Побежали вдоль реки, Пальцы сначала одной руки
Дети на перегонки. бегут по поверхности стола,
Побежали, побежали потом пальцы другой руки
Никого мы не догнали. бегут по столу.

Из-за леса, из-за гор.

Из-за леса, из-за гор Пальчики передвигаются
Едет дедушка Егор. по столу с разным темпом.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.

Этот пальчик – дедушка, Согнуть пальцы в кулачок,
Этот пальчик – бабушка, затем по очереди разгибать их
Этот пальчик – папочка, начиная с большого.
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – наш малыш.

Полетели птички.

Полетели птички, Пальцы переплетены, ладони сжаты.
Птички-невелички. Поднимать и опускать пальцы
Сели птички. Посидели. в соответствии с ритмом стиха.
Опять полетели.

Вот встречаются зайчата. Дети трут тыльные стороны
Как согреться нам, ребята? ладоней друг о друга.
Чтобы побыстрей согреться,
Надо спинками тереться.

Пальцы в гости приходили.

Пальцы в гости приходили, Дети постукивают по столу
«Тук, тук, тук – стучались в дверь. подушечками всех десяти
Только дверь им не открыли: пальцев одновременно.
Думали, что страшный зверь.

В парке есть глубокий пруд. Дети вытягивают ладони
Караси в пруду живут. и качают запястьями
Чтобы стаю нам догнать, вправо – влево.
Нужно хвостиком махать.

Мы делили апельсин Начиная с мизинца,
Апельсин всего один. загибать попеременно все пальцы.
Это долька для кота,
Это долька для ежа,
Это долька для улитки,
Это долька для чижа,
Ну а волку – кожура.

В прядки пальчики играли Сжимание и разжимание пальцев.
И головки убирали.
Вот так, вот так,
Так головки убирали.

Мой веселый круглый мяч, Одной рукой бить по воображаемому

Щеки круглые не прячь! мячу

Я тебя поймаю, Двумя руками, соединив одноименные

В ручках покатаю! пальцы, показать мяч,

покатать воображаемый мяч

Играем на пианино.

Ножки вместе, ровно спину, Поочередно дотрагиваться до

Мы садимся к пианино. поверхности стола пальцами

Мы играем для гостей, обеих рук, изображая игру

Чтобы было веселей. на пианино.

Ушки длинные у зайки, Пальчики сжать в кулачок.

Из кустов они торчат. Выставить вверх указательный

Он и прыгает и скачет, и средний пальцы.

Веселит своих зайчат. Ими шевелить в стороны.

Светит полная луна – Соединить пальцы двух рук в замок,

За волной бежит волна, совершать волнообразные движения

Ветер веет на просторе, сцепленными руками.

И всю ночь волнует море.

1.Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Псикоррекционная работа с гиперактивным, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — М.: Генезис, 2000.

3. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.,1973.

Занятия пальчиковой гимнастикой в ДОУ для детей 2-3 лет

Занятия пальчиковой гимнастикой в ДОУ для детей 2-3 лет

Детский сад является не просто ДОУ, а местом получения ребенком первой информации о мире. Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет является интереснейшим и необычайно полезным занятием. Кроме того, между уровнем развития мышления с речью и мелкой моторики выявлена прямая связь. Поэтому пальчиковая гимнастика — необходимое звено во время воспитания.

Что же такое пальчиковая гимнастика и как она влияет на развитие ребенка

Пальчиковая гимнастика — вид игр, заключающийся в инсценировке каких-либо сказок и стишков с помощью пальчиков. Также это является массажем и зарядкой для рук, а иногда и для ног.

Такая физкультминутка имеет огромное значение именно среди группы детей 2-3 лет, потому что в это время малыши заняты предметной деятельностью, у них формируется наглядно-предметное мышление.

Следовательно, пальчиковая гимнастика нацелена на следующее:

  • формирование наглядно-предметного мышления;
  • нормальную скоординированность обеих рук;
  • умение согласовывать движения и речь (зачастую игры-сказки или рифмованные стишки сопровождаются аудио аккомпанементом);
  • развитие нормальной речи;
  • формирование у малыша таких качеств, как мышление, воображение, любознательность;
  • помощь дружить, устанавливать контакт между ребенком и взрослым;
  • обогащение словарного запаса и правильное произношении слов;
  • подготовку пальчиков к письму;
  • повышение навыка мелкой моторики.

Как наиболее эффективно провести пальчиковую гимнастику в ДОУ

Нужно понимать, на основе каких принципов строятся занятия:

  • Постепенность. Занятия обязательно строятся по типу «от простого к сложному».
  • Дети должны чувствовать себя комфортно, а занятия — приносить им счастье, радость. При этом участие в них добровольное.
  • Все материалы, используемые воспитателем, должны соответствовать возрасту детей и быть им понятны.

Важно! К каждому ребенку подбирается индивидуальный подход, потому что кто-то легко справится с заданием, а у кого-то оно может вызвать трудности.

Чтобы работник ДОУ мог эффективно провести игру, необходимо продумать важные и необходимые для успешного проведения моменты:

  • Наличие всего необходимого для занятия. Сегодня всю игровую атрибутику (какое-нибудь животное, мордочки зверят, мультяшные герои и т. д.) можно распечатать из интернета, но чтобы они не порвались и служили дольше, их следует обклеить скотчем или специальной самоклеящейся пленкой. Можно также приобрести рельефные игрушки (например, мячики), природные материалы (шишки, орехи и т. п.).
  • Информация от медсестры о проведении такого занятия. Т. к. пальчиковая гимнастика является еще и точечным массажем, то педагог должен быть проинформирован о плане проведения такого мероприятия (схема проведения, необходимые упражнения, точки воздействия).
  • Подготовка сценок, состоящих из рифмованных стишков и сказок. Тексты для сценок можно использовать любые (собственного сочинения, рекомендации медсестры, работы коллег, взятые из интернета), главное, чтобы они соответствовали данной возрастной группе и были понятны детям.
  • Правила чтения текста сценки. Текст нужно читать медленно, выразительно. Важно, чтобы ребенок успевал за воспитателем, чтобы малыш был заинтересован в том, что делает.
  • Важное значение имеет и музыка, сопровождающая текст. С ее помощью занятие пройдет эффективнее, ведь тогда у малыша, помимо речевого слуха и мелкой моторики, будет развиваться еще и музыкальный слух.
Читайте также  Рецепты 9 месячного ребенка на каждый день

Обратите внимание! Нужно знать правила проведения пальчиковой зарядки.

Основными из них являются:

  • Подготовка к занятию. Она включает в себя разогрев пальчиков: их можно тереть друг о дружку или просто подвигать.
  • Упражнения должны проводиться в спокойном темпе.
  • Повторять одно упражнение следует 5-10 раз.
  • Контроль за движениями малыша, его техникой выполнения упражнения.
  • Распределение нагрузки на руки должно быть равномерным.
  • Необходимо подготовить отличающиеся друг от друга упражнения.
  • После занятия нужно расслабить ручки, например, встряхнуть ими.
  • Атрибутика: плюшевая кошка, домик, 7 разноцветных ленточек (по цветам радуги), музыка для танца.
  • Мотивационная часть. Разминка: пальчиковая игра «Как живешь?».
  • Основная часть гимнастики. Игра со звукоподражанием «Поезд» с инсценировкой «Погладь кошку». Затем физкультминутка по аудио-сказке «Теремок», после ритмичная сказка «Репка». В конце исполняется танец с ленточками.
  • Складывание ленточек по цветам радуги.
  • Подведение итогов занятия.

Картотека пальчиковых игр в 1 младшей группе

Основной задачей Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) является охрана и одинаковое укрепление физического и психического здоровья детей.

ФГОС в ДОУ нацелена на следующее:

  • Обеспечение равных условий становления личности для каждого ребенка.
  • Создание благоприятных условий всестороннего развития.
  • Формирование и укрепление в ребенке таких качеств, как самостоятельность, ответственность, умение работать в команде.
  • Формирование высоких социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств.

В новой системе ФГОС есть много разнообразных упражнений. Например, в упражнении «Здравствуйте, пальчики» нужно делать неторопливый массаж пальчиков ребенку, а затем их ритмично сгибать и разгибать. В упражнении «Коза рогатая» есть такие действия, как сгибание-разгибание пальчиков, «шажочки» по столу, «рогатка» из пальчиков.

Обратите внимание! Есть совсем простое упражнение «Грабли», где нужно лишь согнуть пальцы и «грести» ими по воздуху.

Пальчиковые игры для детей

Простые пальчиковые игры для детей 2-3 лет (первая младшая группа) различаются по сложности.

Например, два самых простых названия — «Кулачок» и «Клен». В первом пальчики по очереди сгибаются, образуя кулачок, а затем нужно просто сжимать-разжимать его. Во втором упражнении пальчиками нужно двигать, растопыривать их, качать ладошкой.

Пальчиковые игры Елены Железновой

Гимнастика Железновой провела презентацию одного из самых популярных комплексов детской пальчиковой гимнастики. Такие игры идеально подойдут для детей 2-5 лет. Играя в комплекс Екатерины Железновой, дети получают навык сосредоточивания, тренируют внимательность и усидчивость. Ниже представлены несколько упражнений из комплекса Екатерины.

  • «Паучок». Здесь выполняются такие движения, как хлопки руками, «шажочки» пальцами, стряхивающие движения руками и покачивания ими.
  • «Пчелки». Здесь ребенок учится растопыривать пальцы и шевелить ими, делать ими колечко, сжимать пальчики в кулачок и стучать ими по столу, целить друг в друга.
  • «Червячки». Кроме стандартных «шажочков» пальчиками и их сгибание-разгибание, данное упражнение включает в себя фигурку «щепотка», плавные покачивания кистью вверх-вниз, прижатие кулачков к груди.
  • Еще одно упражнение Екатерины Железновой называется «Ветер». Соединенные вместе ручки с растопыренными пальчиками, прижатые локтями к плоскости, сначала плавно раскачиваются из стороны в сторону, затем останавливаются. Дальнейшие действия совершаются лишь пальчиками обеих рук. Сначала ребенок шевелит пальцами, затем складывает их в «крылья» и как бы машет ими. После этого выполняются волнообразные движения.
  • Самое последнее упражнение — «пасть крокодила»: руки все также прижаты друг к другу, а согнутые пальчики рук «открываются» и «закрываются».

Комплекс Елены Куликовой

Обратите внимание! Комплекс Елены Куликовой состоит из разных по сложности упражнений и построен по принципу «от простого к сложному».

В этот набор входят такие упражнения:

  • «Прятки»;
  • «Домик»;
  • «Человечек»;
  • «Месим тесто»;
  • «Зайчик»;
  • «Лодочка»;
  • «Черепашка»;
  • «Замок».

Здесь выполняется много разных развивающих мелкую моторику действий.

Среди них есть махи ладошками, сгибание-разгибание пальчиков, «шажочки» пальцами, собирание пальчиков в кулачок, хлопки и покачивания ладонями, стуканье кулачков друг о дружку, «крыша» из рук, поднятие рук над головой, встряхивания ручками, «галочка» из указательного и большого пальчиков, «замочек» из пальчиков.

Дополнительная информация! Такие комплексы можно использовать и воспитателям в садике, и молодым родителям как домашний комплекс для успешного воспитания. Конечно, вовсе не обязательно запоминать все упражнения, достаточно выучить лишь некоторые. Но если утром нет времени на занятия с ребенком, можно включить видео такой гимнастики.

Таким образом, пальчиковая гимнастика является не только игрой для ребенка, но еще и важным составляющим его развития и знакомства с окружающим миром.

Пальчиковая гимнастика для детей 1,5-3 лет

В возрасте 1,5-2 лет все движения в пальчиковых играх за ребёнка делаете вы, а он является пассивным участником игры. Для пальчиковых игр нужно «ловить» момент, когда ребёнок не слишком возбуждён, но и не слишком расслаблен. Для игр с пальцами рук и верхней частью тела надо посадить ребёнка на колени к себе, спину ребёнка прижав к своему животу.
При первых играх ребёнок, если не имеет опыта, может отбиваться и пытаться уйти. Держать силой не надо, ликвидируйте, если можно, в причину отказа (неудобно сидеть, хочет в туалет и т.п.) или поменяйте игру. Подождите момент, когда ребёнок будет более расслаблен, например, после кормления или купания. Лучше всего – выделить определённое время ежедневно для пальчиковых игр, в результате чего такие игры станут для ребёнка такой же привычной процедурой, как и купание или чистка зубов.
Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:
— Перед игрой с ребёнком немножко разотрите и погладьте его ручки, чтобы создать необходимый эмоциональный настрой.
— Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
— При многочисленных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
— Лет до 2,5 ребёнок ещё не может воспроизводить движения сам без многочисленных тренировок.
— Если ребёнок настойчиво требует одну и ту же игру, уступите ему. Детям свойственно повторять одно и то же действие для его закрепления.
Игры-подготовки.
Если с ребёнком не занимались регулярно пальчиковыми играми с рождения, часто ребёнок сначала не даётся играть в пальчиковые игры. Это объяснимо, так как у ребёнка недоразвиты мышцы руки, и при воздействии на активные точки ладони, ребёнок испытывает непривычные ощущения, от которых пытается уклониться. Поэтому первые игры ориентированы на приучение к легкому поглаживанию, растиранию и разминанию кисти. Подходите к этим упражнениям, как к весёлой игре. Не используйте для успокоения ребёнка в истерике – тогда может закрепиться устойчивое неприятие пальчиковых игр.
Пальчики просыпаются
Утром встали пальчики — маленькие мальчики,
Друг другу обрадовались, Здороваться начали.
Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик….
(поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки)
Мышки спрятались
(Берём кулак ребёнка в свой кулак, как бы сверху обнимаем плотно кулак ребёнка. На первые 2 строчки поворачиваем аккуратно кулак ребёнка по часовой стрелке. На слова «гулять» — отпускаем руку ребёнка, помогаем ему растопырить пальчики и пошевелить ими. На слова «спрятались опять», быстро собираем руку ребёнка опять в свой кулак-норку)
Один, два, три, четыре, пять,
Вышли мышки погулять!
Испугались кошки, спрятались опять.
Ерши
(Упражнение может выполняться на любой стороне ладони – внутри или на тыльной, если ребёнок пока ещё не даёт ладошку)
(на каждый ударный слог первой фразы трогаем-покачиваем пальчики от большого – к мизинцу и обратно).
На реке камыши, расплескались там ерши
Круг постарше, (рисуем большой круг по часовой стрелке на руке
круг помладше, рисуем маленький круг по часовой стрелке на руке
круг совсем малыши. (ставим — щекочем точечкой в серединке)
Первичные игры:
Первичные игры ориентированы на простое соприкосновение пальцев, поглаживание взрослым пальцев и рук, простые круговые движения внутри ладони по часовой и против часовой стрелки. Таким образом мы активизируем точки, связанные с речевыми зонами мозга. Всё выполняет мама, управляя руками ребёнка.
Постепенно чуть усложняем игры, не просто дотрагиваясь и оперируя с пальцами ребёнка, а быстрым движением массажируя палец от основания пальца до подушечки.
Непоседа
(аналог всем известной сорок-вороны)
(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)
Наша Маша варила кашу
Кашу сварила, малышей кормила.
(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому — не дала.
Он много шалил,
Свою тарелку разбил.
(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)
Белочка
(по мотивам народной песенки)
(поглаживаем руку, расправляя кулачок)
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
Фрукты-овощи
Как у нашей Зинки
Овощи в корзинке:
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец,
Наша Зина-молодец.

Читайте также  Дыхательная гимнастика для детей 2 младшей группы

Как у нашей Зины
Фрукты есть в корзине:
Яблочко, груша,
Чтоб ребята кушали,
Персики и сливы,
До чего ж красивы!
Посмотрите на ранет,
Вкуснее наших фруктов нет!
Антошка:
Посуду моет наш Антошка:
Моет вилку, чашку, ложку,
Вымыл блюдце и стакан,
И закрыл покрепче кран (тут мама ловит-сжимает ручку ребёнка своей рукой)
Игрушки

У Антошки есть игрушки:
Вот весёлая лягушка,
Вот железная машина.
Это мяч, он из резины.
Разноцветная матрёшка
И с хвостом пушистым кошка.
Транспорт
Будем пальчики сгибать, будет пальцы называть:
Автомобиль и вертолёт, трамвай, метро и самолёт.
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.
Посчитаем
(сжимаются и разжимаются пальчики обеих рук поочерёдно)
Один-два-три-четыре-пять,
Буду транспорт я считать:
Автобус, лодка и мопед,
Мотоцикл, велосипед,
Автомобиль и самолёт,
Корабль, поезд, вертолёт.
Дикие животные
(с мизинца- к большому пальцу)
Это зайчонок, это бельчонок,
Это лисёнок, это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
Домашние животные
Довольна корова своими телятами,
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья? Поросятами!
Довольна коза своими козлятами,
А я так довольная своими ребятами!
(по аналогии составьте сами игры-перебиралки пальцев, закрепляя лексическую тему, которую проходите – посуду, мебель, транспорт и т.д. например:
Здравствуй, котёнок!,
Здравствуй, козлёнок,
Здравствуй, щенок!
Здравствуй, утёнок!
Здравствуй, забавный смешной поросёнок!
Или:
Кто у нас в лесу живёт?
вот-лисичка, вот, вот
Вот зайчик, вот, вот…..вот мишка…..
Будем пальчики сгибать, будем цветочки называть: Это – роза, это – мак, это гвоздика….. и т.д.
Ещё вариант: Вот коза – с козлятами, вот мышка- с мышатами и т.д.
По грибы
Один, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
Гости
Стала Маша гостей созывать:
И Иван приди, и Степан приди,
И Матвей приди, и Сергей приди,
А Никитушка — ну, пожалуйста.
Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках.
Кто приехал?
Кто приехал? Мы, мы, мы.
Хлопать кончиками пальцев.
Мама, мама, это ты? Да, да, да.
Хлопать кончиками больших и указательных пальцев.
Папа, папа, это ты? Да, да, да.
Большие и средние пальцы.
Братец, братец, это ты? Да, да, да.
Большие и безымянные пальцы.
Ах, сестричка, это ты? Да, да, да.
Большие пальцы и мизинцы.
Семья
Этот пальчик — дедушка (большой),
Этот пальчик — бабушка (указательный),
Этот пальчик — папочка (средний),
Этот пальчик — мамочка (безымянный),
Этот пальчик — я (мизинец).
Вот и вся моя семья. (Хлопать в ладоши).
Пальчики
У девочек и мальчиков
На руке пять пальчиков:
Палец большой — парень с душой,
Палец указательный — господин влиятельный,
Палец средний — тоже не последний.
Палец безымянный — с колечком ходит чванный,
Пятый — мизинец, принёс вам гостинец.
Усложнённые игры:
Дождик
Дождик капает, Дождик капает.
Кап -кап-кап. Кап-кап-кап.
Пальчики обеих рук постукивают по столу.
Новогодняя елочка
Праздник приближается, ёлка наряжается:
Шарики висят (упражение-фонарики, кисти рук крутятся в воздухе)
Звёздочки горят,
А хлопушка – бом (хлопок в ладоши)
Конфетти кругом!

Одновременно с пальчиковыми играми используйте игры со всем телом.
Приведённые ниже примеры игр относятся к приёмам телесотерапии, их эффект аналогичен массажу, но большой плюс в том, что идёт сочетание физического воздействия и расширение словарного запаса.
Учтите, игры для всего тела нельзя проводить сразу после еды!

(игра-обучайка, хороша для познания названий частей тела, а также как мини-массаж. Лучше, если ребёнок лежит на спине или животе).

Разукрашенные животные
У жирафа пятна, пятнышки везде. Хлопаем по всему телу ладонями.
На лбу, на носу, на ушах, на шее, на животе, на коленях и носках. Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела, называем любые части тела сверху вниз.
У слонов есть складки, складочки везде.
Щипаем, как бы собирая складки.
На лбу, на носу, на ушах и т.д.
У котяток шёрстка, шёрсточка везде.
Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)
На лбу, на носу, на ушах и т.д.
и дальше, покуда есть фантазия: у рыбки- чешуйки, у тигра полоски, у собачки шёрстка у курочки – перья и т.д.)
Часы
(эту игры, как правило, дети быстро запоминают, начинают делать сами. Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками («бежим») от коленочек до макушки. С ребёнком ближе к 1,5 годам можно делать все его ручками.
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом!”, рука шлёпает легонько по макушке.
Мышь скатилась кувырком.
Руки «скатываются» на по телу вниз..
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом!” Два хлопка.
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!” Три хлопка.
Мышь скатилась кувырком.
Пожарники
(игра-пробуждение, активизация)
Пожарники побежали (бежите по животу снизу вверх к лицу)
и на кнопочки нажали Пи-Пи! (нажимаете дважды на кончик носа)
Мяу-Мяу
(игра-расслабление, для снятия возбуждения. Ребёнок лежит на животике, вы поглаживаете его по спинке)
Придёт кошка не спеша и погладит малыша.
-МЯУ-МЯУ! — скажет кошка, — наша детка хороша!
Домик
Стенка, стенка (потрогать щечки),
Потолок (потрогать лобик),
Две ступеньки (прошагать пальцами по губам),
Дзинь — звонок! (нажать на носик)
Паучок
Бежит-бежит паучок, бежит по стенке (рукой-паучком мама бежит по предметам, называя их)
Бежит по…. И к (имя ребёнка, ребёнка щекочут)
Важно в этой игре – чтобы ребёнок следил глазами за движениями руки.

Список используемой литературы:
1. Гордеева Т.В.. Пальчиковая гимнастика с предметами. 2015 – 48 стр.
2. Елена Тимофеева: Пальчиковая гимнастика: Пособие для занятий с детьми дошкольного возраста. Издательство: Корона-Принт, 2008 г.
3. Лазаренко Ольга Ивановна. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс-упражнений. Год: 2014
4. Лариса Иванова. Пальчиковые игры для детей 1,5-3 лет (карточки). Год: 2012.
5. Нищева Н.В.. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Год: 2014
6. Нищева Наталия Валентиновна. Весёлая пальчиковая гимнастика. ФГОС. Год: 2015
7. Овчинникова Т.. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. Год: 2010
8. Пальчиковая гимнастика. Автор: Узорова О. В., Нефедова Е. А.. Издательство: Астрель. 2007-42 стр.
9. Светлана Олеговна Ермакова. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. Год: 2011.

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет по темам недели.

Руки понять вверх через стороны, сомкнуть над головой.

Наклоны в стороны.

Руки на пояс, прыжки.

Физкультминутка «Дерево»

Сильный ветер вдруг подул,

Деревце к земле пригнул.

Ветки дерева качал

И одну из них сломал.

Ветерок все тише, тише,

Деревце все выше, выше.

Руки вверх. Наклоны в стороны.

Присесть на корточки.

Встать, руки вверх, махи руками из стороны в сторону.

Встать, потянуться вверх.

Тема: «Летние забавы. Летняя одежда.»

Физкультминутка «Лето»

Отчего так много света?

Отчего так вдруг тепло?

Оттого, что это лето

На все лето к нам пришло.

Развести руки в стороны, как бы задавая вопрос.

Руки на пояс, наклоны.

Топать и хлопать одновременно.

Физкультминутка «Загораем на солнце»

Мы на солнце загорели,

Стали все как шоколад.

Даже мамы еле-еле

Узнают своих ребят.

Попеременно гладить свои руки, как бы показывая загар.

Наклоны головы в стороны.

Топать и хлопать одновременно.

Упражнение «Грибочки»

В лесу долго мы идем,

Скоро и грибок найдем.

Вот один, а там другой.

Унесем мы их домой.

А еще, ты посмотри,

Вот их сразу целых три.

Мы их тоже соберём,

Дальше по лесу пойдем.

В стороне растут три елки,

У них колкие иголки.

Мы под ними поискали,

Вот как много отыскали!

Вот хороший урожай!

Ты скорее собирай.

Пригнувшись, собирать грибы.

Читайте также  Проект и занятия по сказкам в средней группе ДОУ

Указательный жест на елки.

Упражнение «Ножки»

По дорожке в лес ходили!

Что ж вы встали?

Запылились мы, устали!

Поднимать ноги поочередно.

Развести руками, как бы задавая вопрос.

Поднимать ноги поочередно.

Развести руками, как бы задавая вопрос.

Наклоны в стороны.

Свидетельство участника экспертной комиссии

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Рецензия на методическую разработку

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Свидетельство о публикации электронного образовательного ресурса (ЭОР)

Диплом участника конференции

Свидетельство о представлении педагогического опыта (с положительной оценкой экспертной комиссии)

Почетная грамота за вклад в развитие дошкольного образования

Почетная грамота за вклад в развитие основного общего образования в условиях реализации ФГОС ООО

Сертификат о прохождении обучения курсов ДО

Благодарность за труд и неоценимый вклад в развитие образования Российской Федерации

Диплом за успешное использование современных информационных образовательных технологий

Свидетельство о публикации авторской статьи

Свидетельство участника семинара

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Почетная грамота за вклад в развитие дополнительного образования в условиях реализации ФГОС

Печатное свидетельство о публикации методического материала

Почетная грамота за вклад в развитие начального общего образования в условиях реализации ФГОС

Свидетельство участника экспертной комиссии

Рецензия на методическую разработку

Почетная грамота за вклад в развитие специального (коррекционного) образования

Сертификат участника Вебинара

Свидетельство активного участника педагогического сообщества

Диплом за ПРЕДАННОСТЬ ПРОФЕССИИ

Справка о публикации методического материала

Диплом за личный вклад в развитие методической библиотеки

Свидетельство эксперта педагогического сообщества

Почетная грамота за активную профессиональную разработку сценариев мероприятий и творческий подход

Удостоверение пользователя электронной библиотеки

Свидетельство о независимой оценке профессиональной компетенции

Диплом за инновационную профессиональную деятельность

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Благодарность за активное участие в развитии педагогической социальной сети

Свидетельство о создании электронного портфолио педагога

Свидетельство о регистрации персонального сайта педагога

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Развивающие пальчиковые игры для детей 1-3 лет

Развивающие пальчиковые игры для детей 1-3 лет

Педиатры уже прожужжали уши всем мамам о том, как необходимо развивать мелкую моторику у детей. Самый лучший способ – это пальчиковые игры. Их великое множество, есть пальчиковые игры для детей 1, 2, 3 лет, отдельные комплексы пальчиковой гимнастики для малышей до года, целый ряд таких потешек для ребят 1 года.

Для чего все это нужно и как правильно играть в такие игры, мы сейчас и разберемся.

Польза пальчиковых игр для детей

У пальчиковых игр для деток до года особенные функции:

  • развить мелкую моторику рук;
  • занять хнычущего малыша;
  • успокоить ребенка;
  • порадовать кроху.

Маленькие детки получают массу удовольствия от того, что взрослый занимается с ними, уделяет внимание, трогает их ручки и рассказывает веселые стишки. Педиатры рекомендуют такую гимнастику с 6 месяца жизни малыша, начиная с простого массажа каждого пальчика, ладошки и обеих ручонок в течение 2-3 минут каждый день.

Пальчиковые игры для малышей от 1 года призваны для следующих целей:

  • развить память;
  • развить мелкую моторику рук;
  • развить крупную моторику;
  • занять малыша;
  • подарить ребенку улыбку.

Детки, с которыми регулярно занимаются такими упражнениями, быстрее успокаиваются после истерик и слёзок, учатся координировать свои движения, управлять ими, запоминают, под какой стишок что нужно сделать ручками, чтобы мама или папа их похвалили.
Ребенок растет, вот ему уже 2 или 3 годика, но пальчиковая гимнастика не сдает своих позиций, она по-прежнему важна.

Полезная пальчиковая гимнастика для детей 2 3 лет благотворно влияет на развитие ребенка.

В таком возрасте малыш уже способен совершать пальцами и ручками более сложные движения, что снова-таки:

  • улучшает координацию;
  • развивает мелкую и крупную моторику рук;
  • стимулирует память;
  • приносит много радости.

Актуальность пальчиковых игр сохраняется даже —для детей 3-4 лет—, ее элементы вносят в обычную гимнастику и физические упражнения.
Что это мы все о мелкой моторике? Дело в том, что центр мелкой моторики напрямую связан с центром речи в коре головного мозга.

Развивая первое, вы развиваете второе. Малыши, которым мамы и папы уделяют много внимания, играя в пальчиковые игры, быстрее учатся говорить, лучше произносят отдельные слова, у них быстрее получается составлять из них предложения. А умение говорить – это одно из немногих качеств, отличающих нас от животных.

Обзор пальчиковых игр для детей

Таких игр великое множество, всех не пересчитать. Мы приведем лишь малую долю того, что существует в современном мире, для удобства поделив игры по возрастам.

Игры для деток до года

Человечек

Возьмите ручки ребенка и прикладывайте его пальчики по очереди к глазкам, бровкам, ушкам, щечкам, носику и губкам, сложите вместе ручки, дотроньтесь до ножек.

Можете называть части лица и тела, к которым приложили пальчики, а можете рассказать потешку:
Глазки, бровки, ушки, щечки,
Носик, ротик, оборотик.
Пальцы, ножки, огуречик.
Вот и вышел человечек.

Стенка

Все действия выполняйте ручками ребенка.
Стенка, стенка (похлопайте по щекам).
Потолок (погладьте лобик).
Две ступеньки (потрогайте губки).
Дзынь – звонок (нажмите на носик).

Пальцы

Все время в такт словам хлопайте в ладоши.
Полетела птичка-мать
Малышам жуков искать.
А птенцы сидят в гнезде,
Мамочку зовут весь день.

Игры для годовалых малышей

Сорока-белобока

Как в нее играть, знают все. А вот стишок:
Сорока-белобока печку топила.
Сорока белобока кашку варила.
Сорока-белобока деток кормила:
– Этому дам, и этому дам,
И этому дам, и тому дам.
А вот этому не дам.
Он дрова не рубил,
И печь не топил,
И воды не принес,
И получит гулькин нос.

Кузница

Вы можете делать это ручками малыша или предложить ему повторить за вами.
Куй, куй сапожок (стучите кулачком по ладони).
Подай, мама, молоток (поменяйте руки).
А не дашь мне молотка (снова меняем).
Не подкую сапожка (опять меняем ручки).

Замок

Сцепите пальцы рук. Малыш должен повторять за вами.
На дверях у нас замок (покачать замком из рук).
Кто открыть его бы смог? (Пожмите плечами. Малыш вряд ли повторит, но ему будет весело.)
Постучали (стучим ладонь о ладонь, не разжимая пальцев).
Покрутили (покрутите руками).
Растянули и открыли (слово «открыли» нужно выделить, расцепить руки и как можно шире развести их в стороны).

Такие упражнения можно проделать для потехи, позже ребенок сам с удовольствием их повторит, рассказывая стишок про мишку:

Пальчиковые игры для детей 1 2 лет, помогают в развитии детей.

Игры для ребят 2-3 лет

Такие игры задействуют не только пальчики. Участвует запястные, локтевые и плечевые суставы. Делайте упражнения вместе с малышом – и ему приятно, и вы разомнетесь. Мы подобрали пальчиковые игры для детей в картинках.

Совушка-сова, колпак

При выполнении упражнения «Совушка» задействованы руки, плечи и шея. «Колпак» дополнительно развивает координацию, можно попросить малыша проделать это простое упражнение с закрытыми глазами для большей пользы.

Пальчиковые игры для малышей до года веселят и отвлекают малыша.

Царев двор

Объясните каждое движение малышу, как указано на картинке. Так он будет понимать, что и зачем он делает, и упражнение станет увлекательнее. Тренируются плечевые, локтевые, запястные суставы.

Пальчиковые игры для детей 1 года помогут с пользой провести время с ребенком.

Кулачок

Попробуйте выполнить упражнение с ребенком сначала при помощи одной руки. Потом сделайте его обеими, синхронно. Стимулирует координацию, развивает внимательность.

Пальчиковая гимнастика для детей 1 2 года развивает ребенка

Советы по проведению пальчиковых игр

Таких пальчиковых игр много. Но для полноценного развития моторики рук у деток 2-4 лет этого мало. Предложите малышу помогать вам по кухне. Когда готовите печенье, —лепка из теста— чрезвычайно полезна для малыша, и ему нужно привыкать помогать маме. Позже можно будет перейти к лепке из пластилина, что дополнительно разовьет усидчивость, внимательность и фантазию. Нелишним будет —научить ребенка рисовать—, это способствует творческому мышлению и все той же мелкой моторике рук.

Огромное значение имеет не то, что вы проводите с малышом пальчиковые игры, а то, как вы это делаете. А делать это нужно следующим образом:

  • воодушевленно;
  • с интересом;
  • с улыбкой на лице.

Почему ребенку должно нравиться то, что не нравится вам? Не тот возраст, уважаемые мамочки. Получайте от процесса игры удовольствие, ваша радость передастся малышу.

Пальчиковые игры для детей до года помогут малышу познавать мир.

Вот еще несколько советов:

  • Если ребенок не хочет играть, не принуждайте его. Со временем малыш и сам захочет похлопать в ладони, позагибать пальчики, показать замочек из рук. Поймайте подходящий момент и начните занятие.
  • Не поленитесь и выучите эти потешки! Без них игра ребенку неинтересна. Не читайте их, детки любят, когда им рассказывают по памяти.
  • Произносите текст потешки с выражением, очень четко выговаривая каждое слово – ребенок ведь начнет за вами повторять. Формируйте у малыша правильную речь с самого начала.
  • Занимайтесь с ребенком не больше 3-5 минут за раз. Иначе он будет воспринимать их не как игру, а как нудное обязательное занятие, и начнет их избегать. Проводите такие «веселые минутки» пару раз в день – этого достаточно.
  • Всегда хвалите малыша. Получилось хлопнуть в ладошки – молодец! Сам сложил замочек или улитку из пальцев – умница! Поощряйте ребенка, тогда он сам будет хотеть играть в пальчиковые игры.

Пальчиковые игры для детей – видео

На этом видеоматериале наглядно демонстрируются разные упражнения по пальчиковой гимнастике для деток 1-3 лет. Показано, как малышка повторяет за мамой, как правильно играть моменты из стишков, чтоб ребенку было интересно.

Пальчиковые игры, или пальчиковая гимнастика, – увлекательное занятие для мамы и малыша. Развивается мелкая моторика рук, стимулируется речевой аппарат, малыш смотрит, как мама выговаривает слова, и учится их повторять. Если заниматься с ребенком еще и лепкой, рисованием и другими играми, в которых участвуют маленькие ручонки, походы к логопеду вам не страшны!

Для родителей, которые интересуются методиками раннего развития, не лишним будет прочитать о методиках: Домана, Монтессори или Никитиных.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: