Пальчиковая гимнастика детей 2 младшей группы

Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет в детском саду. Картотека с целями

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю.(Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)
Щёки круглые не прячь!(Смена рук.)
Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)
В ручках покатаю!(Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

Пальчиковая гимнастика «Овощи»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Я – зелёная капуста, (Руки перед собой образуют круг.)
Без меня в кастрюле пусто. (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)
Листья снимете с меня, (Разводим руки в стороны.)
И останусь только я!

Пальчиковая гимнастика «Фрукты»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Жёлтый-жёлтый наш лимон, (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)
Кислым соком брызжет он.(Пальцы резко разводим в стороны.)
В чай его положим (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и
опускаем лимон в чай».)

Вместе с жёлтой кожей.(Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения –
«помешиваем чай».)

Пальчиковая гимнастика «Овощи — фрукты»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы.)
Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно.)
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.)
Нас прокормит целый год.

Пальчиковая гимнастика «Обувь»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Обуваем ножки бегать по дорожке. (Двумя пальцами «шагают» по столу.)
Повторяй за мной слова: (Сжимают и разжимают пальцы.)
Ножка – раз, ножка – два! (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)
В магазине покупают (Сжимают и разжимают пальцы.)

И на ножки надевают
Папа, мама, брат и я – (Загибают пальцы на руках.)
Любит обувь вся семья. («Шагают» пальцами по столу)

Пальчиковая гимнастика «Одежда»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Я надену сапоги, (Показываем на ноги, туловище, голову.)
Курточку и шапку.
И на руку каждую (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток.)
Натяну перчатку.(Смена рук.)

Пальчиковая гимнастика «Посуда»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Из тарелок, как один,(Ладони вместе перед собой «тарелка».)
Суп мы ложками едим.(Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)
Вилкой кушаем котлеты,(Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)
Ножик режет нам омлеты. («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)

Пальчиковая гимнастика «Зима»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)
Улицы и крыши. (Руки «домиком».)
Тихо к нам идёт зима, (Палец к губам.«Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)
Мы её не слышим…(Рука за ухом.)

Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Что зимой мы любим делать? (Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)
В снежки играть,
На лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.

Пальчиковая гимнастика «Продукты питания»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают пальцы.)
А из теста мы слепили (Прихлопывают ладонями, «лепят».)
Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи – (Обе ладони разворачивают вверх.)
Всё мы испечем в печи.
Очень вкусно! (Гладят животы.)

Пальчиковая гимнастика «Новогодний праздник»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
— Здравствуй, Дедушка Мороз! (Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.)
Что в подарок нам принёс? (Руки вперёд ладонями вверх.)
— Громкие хлопушки, (Хлопнуть в ладоши.)
Сладости, игрушки. (Вертим кистями.)

Пальчиковая гимнастика «Части тела»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
У меня есть голова, (Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела.)
Грудь, живот, а там – спина,
Ножки – чтобы поскакать,
Ручки – чтобы поиграть.

Пальчиковая гимнастика «Домашние животные»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Вот, убрав царапки, («Моем руки».)
Кошка моет лапки.
Мордочку и ушки(Круговые движения ладонью по лицу.)
На своей макушке. (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки.)

Пальчиковая гимнастика «Дикие животные наших лесов»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Заяц и ёжик навстречу друг другу (Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу друг другу.)
Шли по дорожке по полю, по лугу.
Встретились – и испугались они. (Стукнуть кулачками.)
Быстро бежали – поди догони! (Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.)

Пальчиковая гимнастика «Детёныши диких животных»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Это зайчонок, это бельчонок, (Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.)
Это лисёнок, это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок (Вращают большим пальцем.)
Бурый, мохнатый,
Смешной медвежонок.

Пальчиковая гимнастика «Домашние и дикие животные»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Зайка – ушки на макушке – (Руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены – «ушки».)
Скачет, скачет по опушке. (Руки щепотью вниз у груди – «скачет».)
Шёл за ним колючий ёжик, (Переплели пальцы и пошевелили.)
Шёл по травке без дорожек,
А за ёжиком – краса – (Плавные движения руками перед собой.)
Рыжехвостая лиса.

Пальчиковая гимнастика «День Защитника Отечества»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Илья Муромец – (Приосаниться.)
Добрый молодец . (Показать бицепсы.)
Зорко в даль глядит (Рука козырьком.)
Да врагов разит .(«Бросить копьё».)

Пальчиковая гимнастика «Мамин праздник»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Мамочка хорошая, (Воздушный поцелуй над ладонью.)
Мамочка любимая! (Поцелуй над другой ладонью.)
Очень я её люблю, (Сдуваем с ладони поцелуй.)
Поцелуи ей дарю! (Сдуваем поцелуй с другой ладони.)

Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы и их детёныши»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Есть у курицы цыплёнок, (Большим пальцем поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца.)
У гусыни есть гусёнок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утёнок.
У каждой мамы малыши – (Перебирают пальцы по очереди.)
Все красивы, хороши.

Развиваем ребёнка с помощью пальчиковой гимнастики

пальчиковые упражнения

При подготовке программы занятий в дошкольных учреждениях образования следует учитывать возрастные особенности обучающихся. Для детей в возрасте трёх-четырёх лет основным видом деятельности является игра. Играя, дети познают окружающую среду, усваивают социальные роли, впитывают элементы национальной культуры. С целью гармоничного развития своих воспитанников опытные педагоги прибегают к пальчиковой гимнастике, которая также может быть задействована через игровые упражнения.

Пальчиковая гимнастика и её значение

Пальчиковая гимнастика — это комплекс упражнений, направленный на развитие мелкой моторики рук. Ценность пальчиковой гимнастики состоит в том, что, разрабатывая ручки детей, мы стимулируем развитие речи учащихся. Мануальные действия (то есть действия руками) влияют на определённые участки коры головного мозга, где располагаются центры, отвечающие за продуцирование (в лобной доле — зона Брока) и понимание (в теменной — зона Вернике) речи.

Кора головного мозга (схема)

Речевые центры головного мозга

Многочисленные исследования в области нейролингвистики и нейрофизиологии говорят о непосредственной зависимости уровня развития речи от того, насколько задействованы в учебно-воспитательном процессе движения пальцев рук и мелкая моторика. Логопеды применяют упражнения пальчиковой гимнастики для коррекции детской речи. Восточные медики утверждают, что через воздействие на определённые участки кистей рук можно влиять на работу внутренних органов человека, связанных с ними. Например, массаж большого пальца стимулирует работу головного мозга, а безымянного — работу печени и почек.

Цели и задачи пальчиковой гимнастики

Итак, пальчиковая гимнастика является многоцелевым комплексом упражнений, с помощью которого можно одновременно развивать моторику рук, речь, а также воображение и память. Цели занятий пальчиковой гимнастикой в детском саду таковы:

  • развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук;
  • улучшение артикуляции звуков и становление ритмики речи;
  • развитие высших психологических функций:
    • мышления;
    • речи;
    • восприятия;
    • памяти;
    • воображения;

    Во время проведения занятий по пальчиковой гимнастике с детьми в возрасте трёх-четырёх лет педагогу необходимо решать следующие задачи:

    • развивать мелкие движения пальцев рук, а также синхронность действий пальцев обеих рук;
    • сочетать мануальные и речевые действия;
    • развивать высшие психологические функции детей через повторение и заучивание стишков, использующихся в подобного рода играх, а также с помощью визуализации текста игры;
    • формировать интерес детей к играм такого рода;
    • применять в работе фольклорный материал, что будет способствовать воспитанию и развитию личности в рамках заданных культурных традиций.

    Цели и задачи упражнений пальчиковой гимнастики могут корректироваться в зависимости от физического и психического развития детей.

    Как эффективно провести пальчиковую гимнастику

    Немаловажна в работе с детьми их заинтересованность в выполнении определённых действий. Особенность пальчиковой гимнастики заключается в том, что это всегда игра, а играть дети любят, поэтому проблем с выполнением упражнений возникнуть не должно. Пальчиковую гимнастику можно проводить как индивидуально, так и с группой детей. Время проведения гимнастики может варьироваться в зависимости от вида игры (в среднем игры длятся от трёх до пяти минут). Если игра занимает малое количество времени и хорошо знакома детям, то можно выполнять её задание во время прогулок и в перерывах между занятиями.

    Перед началом выполнения упражнений необходимо подготовить детские ручки: разогреть их. Для этого можно мягкими движениями потереть ручки друг о дружку или погладить. После того как наши ручки готовы, необходимо приступать к самой гимнастике.

    Пальчиковая гимнастика с предметами

    Есть множество упражнений пальчиковой гимнастики, основанных на манипуляциях с небольшими предметами (карандашами, нитками, кубиками, шариками и т. д.)

    При проведении пальчиковой гимнастики используются следующие методы:

    • показ действий;
    • действия руками ребёнка;
    • самостоятельные действия ребёнка.

    Пальчиковая гимнастика начинается с того, что преподаватель знакомит детей с правилами игры, текстом упражнения и раздаточным материалом, если таковой имеется. Далее воспитатель сам начинает выполнять задание, проговаривая текст игры (стихотворение, считалку и др.), дети же начинают повторять. С детьми второй младшей группы можно заранее разучивать стихотворения, песенки, рассматривать иллюстрации, обсуждать и пересказывать необходимые для занятий тексты.

    Советы по проведению пальчиковой гимнастики:

    1. Педагог должен медленно и чётко проговаривать слова стихотворения (считалки или др.), акцентируя внимание на сложно произносимых звуках (со временем темп можно увеличивать).
    2. Следите за правильностью своих движений (за вами повторяют!) и постановкой пальчиков детей.
    3. При выполнении упражнений должны быть задействованы все пальчики обеих рук.
    4. Каждое упражнение повторяйте 2–3 раза.
    5. Используйте аккомпанемент, иллюстрации, видеоряд (это будет способствовать общему развитию ребёнка).
    6. Подбирайте игры, в которых используются все движения руки (сжатие, разгибание, работа каждого пальца).
    7. Используйте разнообразные по типам упражнения.

    При проведении пальчиковой гимнастики рекомендуется использовать наглядный материал. Это будет способствовать развитию воображения, образного мышления детей. В качестве наглядности могут использоваться: рисунки, игрушки, цветная бумага, интерактивная доска и др. К примеру, в упражнении «Игрушки», представленном ниже, можно использовать либо картинки этих игрушек, либо настоящие игрушки. В игре «Ветер» (см. ниже) было бы хорошо использовать анимацию (построить видеоряд, соответствующий тексту игры). Многие игры пальчиковой гимнастики ориентированы на использование музыкального сопровождения (например, «У Оленя»), что способствует развитию ритмики, музыкального слуха у воспитанников.

    Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников младшей группы и правила ее проведения

    Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет

    Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет – метод влияния на речевое и физическое развитие. В младшей возрастной группе дошкольники учатся четко говорить, строить фразы. Это период начальной подготовки пальцев рук к школьному письму. Пальчиковые игры, проводимые как по отдельности, так и комплексно, – действенный способ влияния на нервные и мышечные ткани рук с одновременной стимуляцией речевой и мыслительной способности.

    Что такое пальчиковая гимнастика

    Это увлекательная и несложная тренировка пальцев, направленная на улучшение памяти, мелкой моторики, способности творчески мыслить, концентрировать внимание. Детям положено заниматься пальчиковой гимнастикой с ранних лет. Занятия не требуют подготовки и особых физических навыков.

    Приступать к гимнастике можно, когда ребенку исполнится 3 месяца. Сначала пальчики малыша загибает родитель. Достигнув 2-летнего возраста, ребенок действует самостоятельно, повторяя движения за взрослым. По мере взросления ребенка движения должны становиться все сложнее.

    Для максимальной эффективности гимнастику рекомендуется проводить ежедневно. Занятие не должно длиться больше 4-5 минут.

    Движения сопровождаются стихами, сказками. Текстовое сопровождение следует менять через каждые 3-5 дней. Но если ребенок просит повторить старое стихотворение, не нужно ему отказывать. Если дошкольник отказывается играть, не стоит его насиловать, лучше перенести пальчиковую гимнастику на другое время.

    Что такое пальчиковая гимнастика

    Цель пальчиковой гимнастики

    Совершенствование детской речи зависит от развитости мелкой моторики. Чем лучше дошкольник двигает пальцами, тем проще ему строить четкую и внятную речь. Поэтому пальчиковая гимнастика для малышей 3 лет так важна. Она стимулирует развитие артикуляционных органов, приучает руки держать инструменты для письма и творчества, совершенствует мыслительные и творческие способности.

    Задачи пальчиковых игр:

    • общее речевое развитие, стимуляция центра речи в мозге;
    • расширение индивидуального словаря;
    • развитие усидчивости, внимательности, заинтересованности в образовательном процессе;
    • улучшение слуховой и зрительной памяти;
    • формирование представления о стихотворениях и сказках как литературных формах;
    • тренировка мелкой моторики, улучшение гибкости кистевых суставов;
    • творческое развитие, улучшение воображения.

    Пальчиковая гимнастика для 3 лет

    На первых порах пальчиковые занятия положено проводить без текстового сопровождения. Это ознакомительный этап, когда ребенок тренируется управлять моторикой. Родитель показывает, а малыш старательно повторяет движения за ним.

    Не нужно с первого или второго занятия нацеливаться на безупречный результат. Сначала у дошкольника не все будет получаться. Когда результат гимнастики намного улучшится, можно устроить соревновательное упражнение со сладкой наградой для победителя.

    Вот несколько упражнений для начального этапа пальчиковой гимнастики:

    1. Положите руки на горизонтальную поверхность так, чтобы одна кисть была раскрытой, вторая сжатой в кулак. Поменяйте положение: первую кисть сожмите, вторую раскройте. И так несколько раз.
    2. Вытяните руки перед собой, сцепите пальцы. Ладони разведите в разные стороны, затем выверните кисти тыльной стороной к себе, чтобы пальцы выпрямились.
    3. Поставьте локти на горизонтальную поверхность. Ладони поворачивайте то к себе, то от себя. При этом пальцы не должны сгибаться.
    4. Поставьте локти на ровную поверхность. Ладони поверните так, чтобы они смотрели друг на друга. Пальцы держите прямыми в суставах, соединяйте их попарно, затем разъединяйте.
    5. Соедините ладони и пальцы. Не разъединяя их, двигайте кистями в разных направлениях.

    Приучите дошкольника самостоятельно тренировать руки, когда на это выдастся несколько свободных минут. Например, при ожидании приема в детской поликлинике. Пусть малыш гладит, массирует ладонь. Либо возьмет с собой небольшой шарообразный предмет, например, теннисный мячик, катает его, зажав между ладонями. Замечательное упражнение для пальчиков детям – перекатывание тонкого трубкообразного предмета, например, фломастера, по ровной поверхности.

    Пользу как дополнение к гимнастике приносят творческие занятия, при которых задействуются руки: лепка из пластилина и теста, рисование гуашью и акварелью.

    Отличный вариант совмещения гимнастики и изобразительного искусства: рисование пальчиковыми красками. Они совершенно безвредны для организма ребенка. Малыш макает пальцы в баночку, размазывает краску по бумажному листу, тем самым тренирует мышцы и суставы рук, учится фантазировать. К 5-6 годам использование пальчиковых красок неактуально. В этом возрасте ребенок уже должен овладеть навыком работы с художественными кисточками и карандашами.

    Пальчиковые занятия

    Картотека пальчиковой гимнастики

    Предлагаем подборку увлекательных игр в стихотворной форме для 3-летнего ребенка. Проводится пальчиковая гимнастика в детском саду педагогом, а дома родителями.

    Огород

    «Зеленеет огород» – сжимайте в кулак и разжимайте пальцы;

    «Вот петрушка, вот горох» – загибайте пальчики по очереди;

    «Вот редиска, вот картошка» – продолжайте загибать пальцы;

    «Редька выросла немножко» – загните оставшийся мизинец;

    «Мой зеленый огород урожай дал на весь год!» – похлопайте в ладоши.

    Рыбка

    «Рыбка по воде плывет» – поставьте кисть горизонтально, волнообразно двигайте ею;

    «Рыбка весело живет» – руками с устремленными к полу ладонями помашите вверх-вниз;

    «Рыбка в речке озорная» – сделайте «грозящее» движение указательным пальцем;

    «Мы сейчас тебя поймаем!» – резко соедините ладони, словно кого-то словили.

    Червячки

    «Два червячка» – сделайте «ползущие» движения указательными пальцами;

    «Выглянули из яблочка» – сложите ладони, затем раскройте их от себя, словно створки двери;

    «Давно не видались» – разведите в стороны устремленные друг на друга ладони;

    «Крепко обнялись» – пожмите одной рукой вторую;

    «Не хотели расставаться» – разожмите руки;

    «Но пришлось попрощаться» – помашите обеими руками, направленными друг на друга.

    Пирожки

    «У меня пять пирожков» – помашите обеими руками с растопыренными пальцами;

    «Первый – для папочки» – загните большой палец левой руки;

    «Второй для мамочки» – указательный;

    «Третий для дедули» – средний;

    «Четвертый для бабули» – безымянный;

    «А пятый для меня» – загните мизинец.

    Аналогичные действия произведите с правой рукой.

    Приготовим капусту

    «Чтоб вкусную капусту получить, мы должны ее порубить» – быстро двигайте вверх-вниз ребром кисти;

    «Натереть» – сжатыми в кулаки руками двигайте вперед-назад;

    «Посолить» – сымитируйте пальцами, будто сыплете соль;

    «Отжать» – несколько раз сильно сожмите и разожмите кулаки.

    Зверята

    «Это – трусливый зайчонок» – согните мизинец;

    «Это – сердитый волчонок» – безымянный;

    «Это – красивый лисенок» – средний;

    «Это – колючий ежонок» – указательный;

    «Это – косолапый мишка» – большой;

    «А это – для мишки еловая шишка» – выставите вперед получившийся кулак.

    Кто это летает

    «Кто это летает возле уха? Так это же муха!» – совершайте круговые движения указательным пальцем возле ушной раковины с произнесением звука «ж-ж-ж-ж»;

    «Кто это летает возле носа? Так это же оса!» – делайте круговые движения пальцем возле кончика носа с произнесением звука «з-з-з-з»;

    «Кто это сел на лоб? Так это же комар!» – коснитесь лба указательным пальцем со звуком «пи-и-и»;

    «Что сделать с комаром? Надо его вот так!» – легонько ударьте себя ладонью по лбу;

    «Нет, лучше отпустить комара!» – поднесите раскрытую ладонь ко рту, дуньте на нее.

    Кормушка

    «Висит кормушка во дворе, для всех птичек угощенье» – делайте «подзывающие» движения руками;

    «Для синичек – сала кусочек» – сделайте движение ребром кисти, будто что-то отрезаете;

    «Зернышки – для воробушков» – сложите пальцы вместе, имитируйте, будто сыплете зерно;

    «Голубям – крошки» – потрите ладони друг о друга, словно крошите хлеб;

    «Воронам – макарошки» – вытяните раскрытые ладони вперед.

    Пчелки

    «Висит на ветке улей – домик для пчелок» – вытяните вперед кулак.

    «Пчелки вылетают, посчитаем их» – по очереди разгибайте пальчики;

    «Одна, две, три, четыре, а вот и пять! Сейчас будут нас кусать!» – пощекочите ребенка.

    «От тучек небо освободилось» – совершайте руками размашистые движения, словно разгоняя тучи;

    «На ясном небе солнце появилось» – сложите ладони ребрами со стороны большого пальца, остальные пальцы растопырьте, поднимите руки над головой;

    «Радуется детвора» – хлопайте в ладоши;

    «Настала летняя пора» – разведите руки.

    Зарядка

    «У нас пальчики спортивные, они многое умеют» – растопырьте пальцы, пошевелите ими;

    «Шагают, бегают» – делайте «шагающие» и «бегущие» движения пальчиками;

    «Тренируются, отжимаются» – сжимайте и разжимайте кулаки;

    «Хорошо стараются» – похлопайте в ладоши.

    Солнышко

    «Утро настало, солнышко встало» – тяните руки как можно выше;

    «Ночка придет, солнышко спать пойдет» – опустите руки;

    «Счастливо солнышко живет» – покрутите расслабленными кистями вправо-влево;

    «И нам лучики счастья шлет» – похлопайте в ладоши.

    Сказки для пальчиков

    Дети охотно слушают сказки про животных, которые можно использовать для пальчиковой гимнастики. Ниже приведен пример для развития моторики пальцев, но сюжет можно менять, пополнять героями. Длиться сказка должна недолго, столько же, сколько стандартное упражнение по пальчиковой гимнастике – 4-5 минут.

    «Наши пальцы отправились на прогулку», – шагайте указательным и средним по столу. «Идут пальцы, и вдруг услышали «мяу-мяу». Смотрят, это кошка. Идет она по дорожке, и коготки свои то выпускает, то прячет», – сжимайте и разжимайте кулаки. «Пальцы решили, что кошке надо дать молока. Так они и сделали», – сложите ладони так, будто зачерпнули воду.

    «Угостив кошку, пальцы оправились дальше», – снова шагайте по столу. «Тут заметили, что на грядках длинные уши торчат», – сделайте «V» указательным и средним пальцами, пошевелите ими. «Это зайчик морковку на огороде уплетает», – сожмите пальцы, будто держите морковь. «Увидел зайчик собаку, испугался, убежал», – быстро передвигайте указательным и средним. «Собака залаяла», – сожмите кулак, большой палец оттопырьте, подвигайте им вверх-вниз. «Собака на самом деле добрая, она не хотела испугать зайчика. Она просто любит лаять».

    «Пошли пальцы дальше», – шагайте по столу. «Увидели козочку. А она рогатая, бодливая», – сделайте «козу» указательным пальцем и мизинцем, покрутите руку в разные стороны, словно бодаясь.

    «На пути пальцы встретили петуха с большим гребнем», – соедините большой и указательный, остальные оттопырьте. «Петух закукарекал», – разожмите указательный и большой. «Пальцы угостили петуха пшеницей», – сделайте движение, словно сыплете зерно. «Петух обрадовался, принялся клевать», – сложите указательный, средний и большой, быстро опускайте и поднимайте руку.

    «К петуху курочка подбежала», – соедините указательный и большой, остальные чуть согните. «За ней цыплята», – так же соедините пальчики, только остальные согните полностью. «Курочка землю роет, червячков ищет, чтобы цыплят накормить», – делайте «роющие» движения руками.

    «Угощение сорока увидала, подлетела», – проведите пальчиковую гимнастику по стихотворению «Сорока-белобока кашку варила».

    «Устали пальцы, решили домой вернуться. На обратном пути поросенка увидели. У него круглый пятачок», – сложите кулак. «А хвостик – крючок», – отожмите от кулака указательный палец, оставьте его полусогнутым. «Пальцы попрощались с поросенком, пошли домой», – завершите сказку шагами указательного и среднего пальчиков по столу.

    Картотека пальчиковых гимнастика 2 младшая группа

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

    Просмотр содержимого документа
    «Картотека пальчиковых гимнастика 2 младшая группа»

    Пальчиковые игры.

    Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

    "Пальчиковые игры" — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.

    Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой.

    Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая — кошку, вбегающую в этот домик.

    Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом — мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.

    Этот пальчик — дедушка,

    Этот пальчик — бабушка,

    Этот пальчик — папочка,

    Этот пальчик — мамочка,

    Этот пальчик — я,

    Вот и вся моя семья!

    Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.

    В прятки пальчики играли

    И головки убирали.

    Вот так, вот так,

    И головки убирали.

    Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.

    ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК

    — Пальчик-мальчик, где ты был?

    — С этим братцем в лес ходил,

    С этим братцем щи варил,

    С этим братцем кашу ел,

    С этим братцем песни пел.

    На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

    Вот маленький улей, где пчелы спрятались,

    Никто их не увидит.

    Вот они показались из улья.

    Одна, две, три, четыре, пять! Ззззз!

    Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками — пчелы улетели.

    Вот моя черепаха, она живет в панцире.

    Она очень любит свой дом.

    Когда она хочет есть, то высовывает голову.

    Когда хочет спать, то прячет её обратно.

    Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.

    Мы капустку рубим, рубим,

    Мы капустку солим, солим,

    Мы капустку трем, трем,

    Мы капустку жмём, жмём.

    Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.

    ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ

    На моей руке пять пальцев,

    Пять хватальцев, пять держальцев.

    Чтоб строгать и чтоб пилить,

    Чтобы брать и чтоб дарить.

    Их не трудно сосчитать:

    Раз, два, три, четыре, пять!

    Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет — поочередно загибать пальчики на обеих руках.

    Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали.

    Наши пальчики встряхнем, Рисовать опять начнем.

    Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.

    ПОВСТРЕЧАЛИСЬ

    Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",

    Два жеребенка: Иго-го!",

    Смотри, какие рога.

    На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

    Две ладошки прижму И по морю поплыву.

    Две ладошки, друзья, — Это лодочка моя.

    Синим морем поплыву.

    А по бурным волнам

    Плывут рыбки тут и там.

    На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова "паруса подниму" — поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.

    Рыбки весело резвятся

    В чистой тепленькой воде.

    То сожмутся, разожмутся,

    То зароются в песке.

    Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.

    Дружат в нашей группе Девочки и мальчики.

    Обхватить правой ладонью левую и, покачивать в ритме стихотворения,

    Мы с тобой подружим Маленькие пальчики.

    Обхватить левую ладонь правой и покачивать в ритме стихотворения

    Один, два, три, четыре, пять. Пять, четыре, три, два, один.

    Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого. Затем соединять, начиная с мизинца.

    Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали.

    ритмично сжимать и разжимать кулаки.

    Вы скачите, пальчики,

    пальчики " скачут" по столу

    Как солнечные зайчики.

    указательный и средний пальцы вытянуть вверх, остальные выпрямить и соединить.

    Прыг скок, прыг скок, Прискакали на лужок.

    пальчики "скачут" по столу.

    Ветер травушку качает, Влево-вправо наклоняет.

    — легкие движения кистями рук вправо влево

    Вы не бойтесь ветра, зайки,

    Веселитесь на лужайке.

    На последнюю помахать пальцами обеих рук

    На дверях висит замок.

    Пальцы в замочек, слегка покачивать

    Кто его открыть бы смог?

    Мы замочком повертели,

    Мы замочком покрутили

    Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга.

    Мы замочком постучали,

    Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.

    Постучали, и открыли!

    Скачет зайка косой

    Под высокой сосной.

    Под другою сосной

    Скачет зайка другой.

    Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить. На вторую строчку — ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить, на третью строчку — ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены. На последнюю строчку — указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить.

    Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы — дети (говорят тоненьким голосом). Безымянные пальцы — мама(говорит обычным голосом). Средние пальцы — папа (говорит низким голосом). Указательные пальцы — солдаты(говорят басом). Скрещенные большие пальцы — порог избы.

    Ночь, в избе все спят.

    Раздается стук.

    Солдаты: Тук-тук! Указательные пальцы постукивают друг о друга.

    Дети: Кто там? Постукивают друг о друга мизинцы

    Солдаты: Два солдата пришли переночевать! Постукивают указательные пальцы

    Дети: Спросим у мамы. Мама! Постукивают мизинцы

    Мама: Что дети? Постукивают безымянные

    Дети: Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы

    Мама: Спросите у папы. Постукивают безымянные

    Дети: Папа! Постукивают мизинцы

    Папа: Что, дети? Постукивают средние пальцы

    Дети: Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы

    Папа: Впустите! Постукивают средние пальцы

    Дети: Входите! Постукивают мизинцы

    Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать! Указательные пальцы "пляшут" совершая перекрестные движения

    Солдаты: Войдем! Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней.

    Руки вытягиваются вперед.

    С ДОБРЫМ УТРОМ!

    С добрым утром, глазки! Вы проснулись?

    Указательными пальцами поглаживать глаза
    Сделать из пальцев "бинокль" посмотреть в него

    С добрым утром, ушки!
    Вы проснулись?

    Ладонями поглаживать уши
    Приложить ладони к ушам "Чебурашка"

    С добрым утром, ручки!
    Вы проснулись?

    Поглаживать то одну, то другую ручки
    Хлопки в ладоши

    С добрым утром, ножки!
    Вы проснулись?

    Поглаживание коленок
    Потопать ногами

    С добрым утром, солнце!
    Я — проснулся!
    (проснулась)

    Поднять руки вверх, посмотреть на солнце
    (посмотреть вверх)

    У Маланьи у старушки

    Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.

    Жили в маленькой Избушке

    Сложить руки углом, показать избушку.

    Показать семь пальцев.

    Очертить брови пальцами.

    Вот с такими ушами,

    Растопыренные ладони поднести к ушам.

    Вот с такими носами

    Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.

    Вот с такими усами,

    Очертить пальцами длинные "гусарские" усы.

    Вот с такой головой,

    Очертить большой круг вокруг головы.

    Вот с такой бородой!

    Показать руками большую окладистую бороду

    Они не пили, не ели,

    Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой — "ложку".

    На Маланью все глядели,

    Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.

    И все делали вот так. ..

    Дети показывают загаданные действия

    Засиделись в избушке братцы.

    Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты.

    Захотел меньшой прогуляться

    Отвести вбок мизинец (строго в плоскости ладони) и задержать его в этой позиции на 2-3 секунды.

    Да скучно ему гулять одному.

    Мизинец чуть покачивается, затем возвращается на исходную позицию.

    Зовет он братца вдвоем прогуляться.

    Вбок отвести два прижатых друг к другу пальца: мизинец и безымянный; задержать их в этой позиции на 2-3 секунды.

    Да скучно им гулять двоим.

    Мизинец и безымянный чуть покачиваются, затем возвращаются в исходную позицию.

    Зовут братца втроем прогуляться.

    Отвести вбок три прижатых друг к другу пальца: мизинец, безымянный и средний. Задержать их в этой позиции на 2-3 секунды.

    Грустно старшим сидеть в избе.

    Большой и указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками.

    Зовут они братцев домой к себе.

    Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется.

    При повторении игры работает другая рука. Когда движения станут привычными, можно попробовать играть двумя руками одновременно.

    20 развивающих пальчиковых игр для детей 2-3 лет

    Пальчиковые игры для детей 2-3 лет способствуют более быстрому формированию речи.

    Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

    Пальчиковые игры для детей 2-3 лет, в которые малыш может играть либо на коленях взрослого, либо отдельно от мамы.

    Игра 1. Горошки.

    пальчиковые игры для детей 2 3 лет

    Раскатились по дорожке

    ВНИМАНИЕ! ЗАПИСЬ НА КУРСЫ! ИДЕТ НАБОР!

    Птички весело клюют,

    Нам горошки не дают,

    Дайте мне горошинку!

    Я такой хорошенький!

    1–2 строчки – подушечками пальцев обеих рук выполняем легкие постукивания по поверхности стола, изображая раскатившиеся горошинки.
    3–4 строчки – пальцы обеих рук собираем в щепоть и «клюем» воображаемые горошинки.
    5 строчка – складываем руки лодочкой, вытягиваем их вперед и «просим» горошинку.
    6 строчка – обеими ладонями гладим себя по щекам или по голове.

    Игра 2. Лиса.

    В море лодочка плыла,

    В ней лиса веслом гребла.

    Теперь на лавочке сидит,

    На море в бинокль глядит.

    1 строчка – складываем ладони лодочкой и делаем несколько волнообразных движений.
    2 строчка – разнимаем ладони и «гребем» обеими руками в разных направлениях.
    3–4 строчки – поднимаем руки над головой и растопыриваем пальцы.
    5–6 строчки – сжимаем ладони в кулаки и прикладываем к глазам, изображая бинокль.

    Игра 3. Ежик.

    Ежик Николка под елку свалился,

    Ежик Николка по травке катился,

    Брюшко решил он на солнце погреть,

    Ну и конечно, слегка загореть.

    Солнышко скрылось, ежик замерз,

    Успел загореть только маленький нос.

    1–2 строчки – сжимаем руки в кулаки и суставами пястных костей и фаланг пальцев совершаем перекатывающие движения по столу.
    3–4 строчки – разжимаем кулаки и поглаживаем одной ладонью другую.
    5–6 строчки – пальцами рук поочередно прикасаемся к кончику носа.

    Игра 4. Птичка.

    Птичка-птичка
    (водим пальчиком по ладошке)

    Вот тебе водичка

    Вот тебе крошки на моей ладошке.
    (сделайте тот же круг, но уже с помощью пощипывания).

    Игра 5. Сорока.

    Сорока -белобока кашку варила,
    деток кормила.
    (взрослый слегка щекочет ладошку ребенка)

    Этому дала
    (загибает мизинчик)

    Этому дала
    (загибает безымянный)

    Этому дала
    (загибает средний пальчик)

    Этому дала
    (загибает указательный пальчик)

    А этому не дала
    (шевелит большой пальчик)

    ты дров не носил,
    печку не топил,
    тебе каши не дадим.

    (По мере взросления, ребенок сам учиться делать это упражнение).

    Этот пальчик хочет спать,

    Этот пальчик прыг в кровать,

    Этот пальчик не спешит,

    Этот пальчик уже спит.
    (загибаем пальчики по очереди)

    Игра 6. Кошка.

    пальчиковые игры для детей 2 3 лет

    Вот кулак
    (показываем кулачек)

    А вот ладошка
    (показываем ладошку)

    На ладошку села кошка
    (ставим свои пальцы на ладонь малыша)

    И крадется потихоньку
    (2-3 раза пальцы шагают по руке)

    Видно мышка там живет
    (щекочем)

    Игра 7. Отдохнем.

    Ручкою ручку погладим,

    пальчик пальчиком потрем,

    Отдохнем совсем немножко,

    А потом опять начнем.

    Игра 8. Елочка.

    Перед нами елочка:
    (сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»)

    Шарики,
    (пальцы сжимают в круг)

    Зайчики,
    (показывают «ушки зайца»)

    И свечки,
    (прижимают ладони и пальчики друг к другу)

    Звезды,
    (прижимают ладони с раздвинутыми пальцами)

    Человечки»,
    (ставят средний и указательный пальцы на колени).

    Игра 9. Кот на печи.

    Сухари толчет,
    (стучат кулачком о кулачок)

    Полотенце шьет.
    (показывают как шьют иголкой)

    На печке сидят,
    (поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз)

    На печке сидят
    (и качают головой вправо-влево)

    Да на котика глядят.
    (показывают руками «очки»)

    Все на котика глядят
    И сухарики едет».
    ( щелкают зубками).

    Игра 10. Пряничек.

    Мы вот так, мы вот так,
    Тесто разминали.
    («мнут тесто» руками)

    Мы вот так, мы вот так,

    Тесто раскатали.
    (пальчики вместе, движение рук от себя и к себе)

    Вот такой, вот такой,

    Будет пряничек большой.
    (широко в стороны развести руки)

    Вот такой, вот такой,

    Будет пряник золотой.
    (поглаживание ладошек по очереди)

    Очень, очень сладкий.
    (движение «пекут пирожки»)

    Угощайтесь, гости!
    (руки вытягивают вперед, ладонями вверх)

    Приходите к нам еще,

    Очень, очень просим!
    (манят к себе)

    Игра 11. Курочка.

    пальчиковые игры для детей 2 3 лет

    По двору гуляла,

    По двору гуляла,
    (не спеша «проходятся» указательным и
    средним пальцем по бедрам)

    — Раз, два, три, четыре, пять!
    (загибают пальчики на одной руке)

    Посчитаю их опять:
    (грозят указательным пальцем)

    Раз, два, три, четыре, пять!
    (загибают пальчики на другой руке).

    Игра 12. Мышки.

    Вот как наши ребятишки

    Расшалились, словно мышки:

    Ловко пальчиками трут,

    Словно лапками скребут.
    (дети «скребут» пальчикам по бедрам)

    Ш – ш – ш…»
    (трут ладошкой о ладошку).

    Игра 13. Пальчики.

    Этот пальчик мой танцует.
    (дети стучат указательным пальцем по бедру)

    Этот вот кружок рисует.
    (делают круговые движения средним пальцем)

    Этот пальчик ловко скачет,

    Будто легкий, легкий мячик.
    (стучат безымянным по бедру)

    А мизинчик, мой малышка,

    Коготком скребет как мышка.
    (царапают мизинцем по ноге)

    А большой мой, толстячок,

    Спать улегся на бочок.
    (прижимают большой палец к ладони)

    А теперь все по порядку

    Пальцы делают зарядку.
    (сжимают и разжимают пальцы)

    Что, устали? Отдыхайте,

    Спите, пальцы, засыпайте!
    (сжимают пальцы в кулачок)
    (при повторе выполняются движения другой рукой).

    Игра 14. Цветочки.

    1. Как в лесу на кочке

    Расцвели цветочки.
    (выпускают пальчики из кулачков)

    Пр.: Цветики, цветики, «фонарики»
    Цветики цветочки – 2р.

    2. С ветерком шептались
    (трут ладошку об ладошку)

    Солнцу улыбались.
    (кивают головками).

    Игра 15. Пирог.

    «Падал снег на порог.
    (дети плавно опускают руки сверху вниз)

    Кот слепил себе пирог.
    (показывают как пекут пирог)

    А пока лепил и пек,

    Ручейком пирог утек.
    (делают волнообразные движения руками)

    Пирожки себе пеки
    (грозят указательным пальцем)

    Не из снега – из муки».
    (покачивают пальцем из стороны в сторону).

    Игра 16. Сорока — белобока.

    пальчиковые игры для детей 2 3 лет

    Сорока – белобока
    Кашу варила,
    Деток кормила.
    (дети на ладошке «варят» кашу)

    Этому дала,
    Этому дала,
    Этому дала,
    Этому дала,
    (поочередно загибают пальцы с мизинца)

    А этому не дала!
    (показывают большой палец)
    Ты воды не носил,
    Дров не рубил,
    Каши не варил –
    (грозят указательным пальцем большому пальцу)

    Тебе нет ничего!
    (разводят обе руки в стороны)

    Вот тебе горшок пустой,
    (сжимают пальцы в кулак)

    Иди в угол и постой!»
    (указательным пальцем показывают на угол).

    Игра 17. Ладушки — ладошки.

    Вымыли мы ручки,

    вымыли мы ножки,
    (имитация мытья рук)

    Поиграли в ладушки,

    ладушки – ладошки!
    (хлопки в ладоши)

    Во дворе цыплятам

    накрошили крошек,
    («крошим хлеб»)

    Поиграли снова в

    ладушки – ладошки!
    (хлопки в ладоши)

    чистыми ладошками,
    (одной рукой поглаживаем другую)

    С ним мы поиграли в

    ладушки – ладошки!
    (хлопки в ладоши)

    прямо на дорожку…
    (руки положили на колени)

    ладушки – ладошки!
    (поглаживание рука об руку).

    Игра 18. Девочки и мальчики.

    Девочки и мальчики!

    Совсем как попугайчики.

    Крылышками помашите,
    (вытягиванием руки в стороны, машем крыльями)

    Хохолками потрясите,
    (наклоны головы вправо-влево)

    Друг на друга посмотрите,
    (поворачиваются к соседу и смотрят в глаза)

    В джунгли вместе полетите,
    (руки в стороны, машем крыльями)

    На пальму опуститесь,

    Игра 19. На лесной лужайке.

    На лесной лужайке
    (показываем «ушки зайчика»)

    Ножками топали,
    (топают ногами)

    Ушками махали,
    (делаем «ушки зайчика» и машем кистями рук)

    Выше всех скакали.
    (прыжки на двух ногах)

    Глазками глядели,
    (руки к глазам «хлопаем глазками)

    Ах, какие мы веселые зайки!

    Игра 20. Киска.

    пальчиковые игры для детей 2 3 лет

    Есть у киски глазки,
    (показывают свои глазки)

    Есть у киски ушки,
    (показывают ушки и шевелят ими)

    Есть у киски лапки,

    Мягкие подушки.
    (сжимают и разжимают кулачки)

    Киска, киска, не сердись
    (грозят пальчиком)

    Не царапай деток,

    Брысь!
    (хлопок в ладоши)

    ***
    А в какие пальчиковые игры для детей 2-3 лет играете со своими детьми Вы?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: