Оздоровительная гимнастика для детей

«Оздоровительная гимнастика после сна для детей дошкольного возраста»

В настоящее время одной из важнейших задач, стоящих перед работниками детских учреждений, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. И формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление его здоровья.

Роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребёнка трудно переоценить. Отдых в середине дня ему просто необходим. Однако, после дневного сна дети просыпаются вялыми, у них низкая работоспособность, так как мышечный тонус расслаблен. Все органы и системы (сердечно-сосудистая, дыхательная, нервная и т.д.) ещё не подготовлены к тем нагрузкам, которые предстоит преодолевать организму ребёнка в процессе деятельности вечером. Как же помочь проснуться детям в хорошем настроении и активно продолжать день? Для этого необходимо провести с детьми после тихого часа гимнастику после сна.

Гимнастика после дневного сна — это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. После хорошей гимнастики у детей исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, улучшается настроение и самочувствие ребёнка. Гимнастика после дневного сна является закаливающей процедурой.

Цель: способствовать быстрому и комфортному пробуждению детей после сна.
Задачи гимнастики после сна:

  • увеличить тонус нервной системы;
  • укрепить мышечный тонус;
  • способствовать профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата;
  • способствовать профилактике простудных заболеваний;
  • развитие физических навыков;
  • сохранить положительные эмоции при выполнении физических упражнений и прочих режимных моментов во второй половине дня.

Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма.

Правила проведения гимнастики пробуждения

Во время дневного сна необходимо провести проветривание подходящей комнаты для воздушного закаливания, разница температур с теплой спальней должна составлять 3-5°С.

Момент пробуждения сопровождает тихая музыка, громкость и темп которой нарастают при повышении интенсивности упражнений. Зарядка начинается по расписанию с проснувшимися детьми, по мере пробуждения остальные дети включаются в процесс. Не допускается принуждение ребёнка к занятиям.

Основное правило гимнастики в кроватях: исключаются резкие движения , а также подъёмы с кровати, чтобы не вызвать головокружения и не растянуть отдохнувшие мышцы. Перед началом гимнастики в кровати из-под головы убирается подушка.

Типы упражнений

  • упражнения сразу после пробуждения — в кровати;
  • занятия с использованием тренажёров (например, массажных ковриков, мячей и пр.);
  • корригирующие задания на предотвращение плоскостопия, искривления позвоночника и пр.;
  • дыхательная гимнастика.

Не поднимаясь с кроватей и откинув одеяла, в позиции лежа на спине дети выполняют небольшое количество общеразвивающих упражнений.

Гимнастика в постели в течение 2-3 минут направлена на постепенный переход детей от сна к бодрствованию. Лучше проводить её с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.

Вторая часть гимнастики направлена на оказание закаливающего воздействия на организм. Она проводится в хорошо проветренной групповой комнате с применением массажных ковриков и направлена на профилактику плоскостопия и сколиоза (ходьба на носках, пятках, на внешней и внутренней сторонах стопы, с высоким подниманием колен и др.)

Мы также используем комплексы с элементами точечного массажа, су-джок – терапии, пальчиковой и дыхательной гимнастик.

Сущность таких видов массажа сводится к механическому раздражению биологически активных точек на теле повышающих иммунитет ребёнка.

Проведение оздоровительной гимнастики после дневного сна позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Таким образом, одновременно решается несколько задач: оздоровление детей, развитие у них двигательного воображения, формирование осмысленной моторики. А главное — всё это доставляет детям огромное удовольствие. Все упражнения проводятся в свободном темпе, без принуждения. Каждый ребенок выполняет упражнения в том объёме, который ему доступен и приятен. Если ребёнок по каким-либо причинам не хочет выполнять упражнение, он может просто наблюдать за выполнением, или выполнять их частично.
Длительность гимнастики составляет 7- 12 минут. Это определяется возрастом детей, состоянием здоровья.

Примерные упражнения для проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна.

  • (лёжа в постели, убираем из-под головы подушку, одеяло откидываем):
    — И.п.: Лёжа на спине, руки вдоль туловища. Спокойно сделать глубокий вдох-выдох(3-4 раза);
    — И.п.: Лёжа на спине, руки вдоль туловища. Потянуться, как котята, руки вверх(3-4 раза);
    — И.п.: Лёжа на спине. Повернуться на правый бок, лечь на спину, повернуться на левый бок, руки вверх (3-4 раза);
    — И.п.: Лёжа на спине, руки под головой. Протянуть правую ногу пяткой вперёд, носок на себя. Тоже левой ногой (3-4 раза);
    — И.п.: Лёжа на спине, руки воль туловища. Поднять руки вверх, вернуться в исходное положение(3-4 раза);
    — Упражнение «Потягушки».

«Мы проснулись, улыбнулись, посильнее потянулись» Дети лежат на спинке, руки поднимают над головой, ноги вместе. Потянулись, опустили руки вдоль туловища (упражнение повторяется 3 раза).

— упражнение «Змейка» . Дети лежат на спине и выполняют перекатывания с одного бока на другой, при этом руки прижаты к телу.

— Упражнение «Лежебоки», Дети переворачиваются попеременно с одного бока на другой, и еще раз.

— Упражнение «Велосипедист». «Ноги вверх мы поднимаем и тихонько опускаем, а теперь мы с вами дети, поедем на велосипеде.

  • Упражнения на коврике

Дети имитируют движения в соответствии с текстом 3–4 раза

Я прошу подняться вас — это раз,

Повернулась голова — это два.

Руки вниз, вперёд смотри — это три.

Руки в стороны — четыре,

С силой их к плечам прижать — пять.

Всем ребятам тихо сесть — это шесть.

Вот идёт чёрный кот, (шаги с высоким подниманием ног)

Притаился — мышку ждёт. (приседания, руки к коленям)

Мышка норку обойдёт, (встать, повернутся)

И к коту не подойдёт (руки в стороны).

Скачут, скачут в лесочке,

Зайцы — серые клубочки,

Прыг — скок, прыг — скок.

Встал зайчонок на пенёк,

Всех построил по порядку,

Стал показывать зарядку.

Раз — шагают все на месте.

Два — руками машут вместе.

Три — присели, дружно встали.

На четыре потянулись.

Пять — прогнулись и нагнулись.

Шесть все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд

Упражнения Су-джок – терапии

«Мы колечки надеваем»

Мы колечки надеваем,

Пальцы наши украшаем.

Надеваем и снимаем,

Пальцы наши упражняем.

Будь здоров ты, пальчик мой,

И дружи всегда со мной.

Массажировать и закреплять название пальцев.

Шарик пальцами кручу.

Здоровым быть всегда хочу.

(Большим и указательным пальцем левой руки держать шарик, а большим и указательным правой крутить, пальцы чередовать: большой — средний, безымянный — большой и т. д.)

Пальчик мой по кочкам, прыг.

Он хороший ученик.

(Шарики раскрыть и «попрыгать» попеременно всеми пальцами: большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем по колючей поверхности, как по кочкам).

Праздник приближается, ёлка наряжается.

(Дети катают Су – Джок между ладонями).

Мы развешали игрушки — бусы, шарики, хлопушки.

А здесь фонарики висят, блеском радуют ребят.

(Поочерёдно надевают колечко на пальчики, начиная с

мизинца правой руки.

Самолётик — самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу- жу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу – жу – жу (делает поворот влево)
Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).
Дети выполняют движения в ритме стиха. Повторить 2-3 раза

У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох)
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт.
Повторить 3 – 4 раза.

Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.

Гимнастика после дневного сна для детей очень важна. Ведь с её помощью малыши не только восстанавливают тонус, но и учатся заботиться о своём здоровье. А сохранение и восстановление нормального самочувствия ребёнка — одна из основных задач его пребывания в дошкольном образовательном учреждении.

Используемые источники:

фото из личного архива Галимовой Р.А, Царьковой Г.В.

Читайте также  Гимнастика маленькие дети видео

«Свидетельства публикации в СМИ» Серия А № 0007228 — № 0007229

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Эффективность оздоровительной гимнастики для позвоночника

Нужна ли человеку оздоровительная гимнастика при заболеваниях позвоночника, сможет ли она предупредить и приостановить болезнь? Советы и рекомендации, а также комплекс лечебных упражнений можно найти в данной статье.

ДОСТУПНЫЕ ЦЕНЫ НА КУРС ЛЕЧЕНИЯ

Мягко, приятно, нас не боятся дети

ДОСТУПНЫЕ ЦЕНЫ НА КУРС ЛЕЧЕНИЯ

Мягко, приятно, нас не боятся дети

Оздоровительная гимнастика для позвоночника просто необходима на современном этапе развития общества, когда, с одной стороны, люди находятся в постоянном движении, еле поспевая за бешеным темпом жизни, а с другой — сидячая работа, компьютер, телевизор также наносят непоправимый вред.

У человека, находящегося в постоянном движении, в течение дня позвоночник становится короче на 2 см, что может привести к грыже, а у постоянно сидящего человека, мышцы спины теряют свой тонус и позвонки начинают перемещаться относительно друг друга, чего не должно быть. В обоих случая, происходят нарушения в кровоснабжении, что и вызывает функциональные изменения.

Гимнастические упражнения принесут пользу не только тем, у кого больной позвоночник, но и оказаться хорошей профилактикой сколиоза, остеохондроза, кифоза и им подобным.

Лечебные гимнастические упражнения служат для предупреждения различных болезней позвоночного столба. А если это произошло, то от использования оздоровительных упражнений происходит замедление патологических процессов в спине, а иногда и полная приостановка.

Занимаясь оздоровительной гимнастикой в домашних условиях, не применяйте недопустимые нагрузки. В противном случае могут возникнуть нежелательные осложнения. А вот регулярное и щадящее выполнение предписанных доктором упражнений, окажет лечебное действие не только на спину, но и другие органы.

  • Улучшит общее самочувствие организма. Повысит настроение.
  • Уменьшит боль.
  • Выправит осанку, укрепит мышцы и суставы.
  • Позвоночник приобретет гибкость, устойчивость к нагрузкам, прочность.
  • Усилит крепость и надежность костной ткани.

При выполнении оздоровительных упражнений, воспользуйтесь следующими советами:

  • Не рекомендуется использовать резкие усилия к скованному месту.
  • Остерегайтесь движений с максимальным размахом.
  • Нагрузки должны соответствовать физиологическим возможностям организма.

Какие упражнения окажут помощь позвоночнику в стабилизации его состояния?

Тренируем шейный отдел

Комплекс упражнений рекомендован в рабочих перерывах, упражнение выполняется 5–10 раз, темп при болях нужно снизить.

  • Голову поворачиваем вправо и влево поочередно.
  • Опустив вниз голову, дотягиваемся подбородком до грудины. Откидываем ее назад.
  • Приподнимаем плечи на 15 секунд. Опускаем.

Тренируем грудную область

Выполняйте этот комплекс при болях в спине любого характера, повторяя каждое упражнение 3–4 раза. Благодаря ему подвижность позвонков заметно улучшится.

  • Присядьте на стул и скрестите руки на голове, сзади. При вдохе, прогибаемся назад. Прижимаясь спиной к спинке стула, наклоняемся вперед, выдыхаем.
  • Ложимся на пол, руки устраиваем за головой, а под спину подкладываем валик. Прогибаясь, приподнимаем верхнюю половину корпуса. Опускаем.
  • Садимся на стул с полотенцем, обвернутым вокруг груди. Во время вдоха концы полотенца отпускаем, во время выдоха – стягиваем.
  • Расставляем ноги шире плеч. Поднятые вверх руки складываем в замок. Делаем поочередно наклоны в стороны.

Тренируем поясничный отдел

Выполняя каждое упражнение 10–15 раз ежедневно, укрепляете мышцы поясницы и брюшины, а вместе с этим улучшаете функциональные свойства позвоночного столба.

Все упражнения выполняются, лежа на спине.

  • Руки расположить вдоль корпуса. Напрячь мышцы брюшины, затем ослабить их.
  • Поднимаем верхнюю половину корпуса, опускаем. Ноги не отрываем от пола.
  • Руки расположить вдоль туловища. Не отрывая лопаток от пола, перекладываем ноги сначала в одну сторону, затем в другую.
  • Сгибаем ноги в коленях. Поочередно, правой рукой достаем левое колено и наоборот.
  • У кого есть турник, повисите на нем и вращайте туловище в разные стороны.

Не нужно выполнять все упражнения сразу. Переходите от простого к сложному постепенно. Занимайтесь постоянно. Тогда желаемый результат вскоре обязательно будет достигнут.

Лечебная физкультура для пожилых

лечебная физкультура для пожилых

Еще с древних времен человечество пытается замедлить процессы старения и разгадать загадку этого явления.

Великий Гиппократ (V-IV в. до н. э.) считал старость естественным высыханием организма. Платон пришел к выводу, что старение зависит от образа жизни в среднем возрасте.

С каждым годом врачи, физиологи, философы, биологи, психологи вносят свои вклад и мир получает все больше новых препаратов, медикаментов, методик по замедлению старения.

С момента рождения до 20-25 лет происходит нарастание потенциала функций организма с достижением пиковых значений.

В 25-35 лет наблюдается наибольшая стабильность всех систем организма. Но после 35 лет происходит неуклонный спад жизненных сил. К 60-65 годам происходит угасание способностей к работе и функциональных систем организма.

Старение зависит от образа жизни в среднем возрасте

Физической нагрузки в жизни становится все меньше, нарушается привычный образ жизни и мышления, сложившийся на протяжении многих десятков лет.

Когда больше не надо напрягаться, чтобы зарабатывать на жизнь, быстро теряется смысл существования и больше не хочется следить за собой. Активная деятельность сменяется малоподвижным образом жизни, человек погружается в себя и свои болячки.

Отсутствие деятельности способствует снижению иммунитета. Как сказал Гиппократ: «Ничто не истощает организм так, как физическое бездействие».

Движение — кладовая жизни

Научно доказано, что регулярная физическая активность дает неоспоримые преимущества для здоровья пожилого человека, замедляя разрушающие процессы.

Активные пожилые люди менее подвержены стандартным причинам смертности. У них более развитая сердечно-сосудистая, дыхательная, мышечная, костная системы организма, нормализован вес и пропорции тела.

Как сказал Плутарх: «Движение — кладовая жизни». Для сохранения здоровья пожилого человека, необходим системный подход, доступный по кинетическим и динамическим характеристикам, учитывающий индивидуальные особенности организма и личности.

Такой комплекс предоставляет лечебная физическая культура (ЛФК), которая способствует укреплению организма и поддержанию на высоком уровне деятельности органов, физической и психической активности.

Как известно, с возрастом перестают вырабатываться гормоны «молодости» — половые, а также гормоны надпочечников.

При проявлениях остеохондроза позвоночника и других проблемах организм нуждается в адаптации к внешним и внутренним условиям для повышения качества и продолжительности жизни

Заболевания, перенесенные в течение жизни начинают напоминать о себе, человек постоянно чувствует боль и недомогания.

Сил ни на что нет, высокая утомляемость и апатичность мешают пожилому человеку продолжать жить нормальной жизнью и выполнять повседневные дела.

Лечебная физкультура необходима людям в возрасте.

При проявлениях наиболее распространенных заболеваний, таких как остеохондроз позвоночника, остеопороз костей, артроз, сосудистая дистония, гипертония, нарушения обменных процессов, работы внутренних органов и других проблемах организм нуждается в адаптации к внешним и внутренним условиям для повышения качества и продолжительности жизни.

Особенности пожилого человека при занятиях физкультурой

При подборе упражнений для пожилого человека очень важно учитывать некоторые особенности, связанные с возрастом, для того, чтобы тренировка приносила максимум пользы. К таким особенностям относятся:

  • снижение обмена веществ, повышение содержания продуктов распада в крови. Это влияет на утомляемость, усталость и важно не допустить переутомления во время занятий.
  • изменения скелета, снижение мышечного тонуса, нарушения осанки, походки из-за смещения центра тяжести.
  • нарушения мозгового кровообращения, что влияет на координацию движений и равновесие.
  • недержание мочи в связи с опущением внутренних органов.
  • снижение дыхательной функции, емкости легких.
  • нарушения подвижности глазных яблок возрастных людей компенсируются поворотами головы и могут повлечь головокружение.
  • изменения психики. В пожилом возрасте усугубляются ранее имевшиеся недостатки характера: ворчливость, агрессивность, капризность, апатия и это может повлиять на ход занятий лечебной физкультурой.

Пожилым людям бывает тяжело перестроиться на новый режим, в том числе на внесение в свою жизнь физической активности из-за постоянного ощущения усталости и недомоганий. Но нужно побороть это состояние и начать с самых простых упражнений, далее постепенно увеличивая нагрузку.

Вы заметите, как многие движения с каждым разом даются все легче, как просыпается заряд энергии и сил после занятий, почувствуете отступление хронической мышечной, суставной боли, а также улучшение настроения благодаря выбросу эндорфинов.

Можно ли заниматься самостоятельно?

Лечебная физкультура для пожилых людей и пенсионеров проводится в медицинских центрах, поликлиниках, домах престарелых, специальных местах, где есть квалифицированные тренеры по ЛФК.

Читайте также  Режим 1 годовалого ребенка

Домашние занятия также возможны, но лучше согласовать комплекс упражнений с лечащим врачом. Если Вы склоняетесь к домашним тренировкам, то необходимо, чтобы упражнения были направлены на все группы мышц. Длительность занятий может быть в пределах 30 минут и повторяться 3-4 раза в неделю.

Рекомендуется придерживаться правила «медленно, но верно», делать все упражнения плавно, без резких движений.

Прежде чем приступить к физкультуре, нужно разогреть мышцы: несколько минут помаршировать на месте, сделать по 10 наклонов в каждую сторону и столько же вращений корпусом, размять руки и ноги круговыми движениями в области каждого сустава.

Наиболее эффективны тренировки в вечернее время. Рекомендуется воздержаться от приема пищи за час до занятий. После нагрузки отличным перекусом будут изделия из творога или кисломолочные продукты.

Упражнения ЛФК для пожилых людей

Упражнение №1. Держим равновесие

  • встаем сзади устойчивого стула или кресла и беремся руками за его спинку;
  • поднимаем правую ногу, как показано на картинке и держимся в таком положении как можно дольше, далее меняем ноги;
  • повторяем до тех пор, пока не получится выстоять на одной ноге 1 минуту не держась за стул.

Упражнение №2. Поработаем часами

Прежде чем приступить к упражнению, представьте, что Вы стоите в центре часов: цифра 12 находится перед Вами, цифра 6 — позади Вас.

  • встаем сзади стула и держимся одной рукой за спинку;
  • поднимаем правую ногу, как на картинке и поднимаем правую руку так, чтобы она указывала на цифру 12;
  • перемещаем руку на цифру 3 и затем на цифру 6;
  • возвращаем руку через цифру 3 обратно на 12;
  • все время смотрим прямо перед собой. Повторяем упражнение два раза на каждую сторону.

Упражнение №3. Укрепляем спину

  • встаем сзади стула и держимся за спинку;
  • медленно поднимаем правую ногу в прямом положении назад;
  • держим положение несколько секунд, затем плавно опускаем ногу;
  • повторяем 10-15 раз на каждую ногу.

Упражнение хорошо задействует нижние мышцы спины и таза

Упражнение№4. Возвращаем силы

Данное силовое упражнение делается у стены.

  • встаем на расстоянии вытянутой руки от стены;
  • кладем руки на стену на ширине и высоте плеч;
  • не отрывая пяток от пола, медленно приближаемся к стене;
  • возвращаемся в исходное положение, повторяем 20 раз.

Упражнение №5. Растяжка мышц ног

Упражнение можно выполнять как сидя, так и стоя.

Для первого варианта необходима чистая стена.

  • встаем к стене на расстоянии вытянутой руки, кладем на нее руки на уровне глаз;
  • левую ногу ставим за правую, левая стоит на пятке, правая согнута в колене;
  • держим положение 30 секунд;
  • делаем 3-4 подхода на каждую ногу.

Для выполнения растяжки в положении сидя понадобится полотенце.

  • садимся на пол, выпрямляем ноги;
  • охватываем полотенцем подошву и держим с двух сторон края;
  • тянем полотенце на себя, колено держим прямым;
  • фиксируем положение на 30 секунд;
  • повторяем 3-4 раза на каждую ногу.

Комплекс упражнений для укрепления мышц спины

Комплекс упражнений для укрепления мышц спины

Упражнение №1

  • исходное положение — лежа на спине, ноги прямые, руки прямые вдоль туловища;
  • на вдохе поднимаем руки перед собой;
  • на выдохе отводим руки назад и тянемся, давя затылком на пол;
  • возвращаемся в исходное положение;
  • упражнение повторяем 10-15 раз.

Упражнение №2

  • исходное положение — лежа на левом боку, ноги чуть согнуты в коленях, голова лежит на левой руке, правая лежит вдоль корпуса;
  • на вдохе поднимаем правую руку вверх к потолку;
  • на выдохе опускаем правую руку на левую;
  • возвращаемся в исходное положение. Повторяем 10 раз на каждый бок.

Упражнение №3

  • исходное положение — сидя на стуле, соблюдаем угол в 90 градусов в коленях и в поясничной зоне;
  • на вдохе поднимаем руки перед собой на уровне глаз;
  • на выдохе поднимаем руки вверх, плавно опускаемся лопатками к спинке стула, смотрим перед собой, тянемся за кончиками пальцев рук;
  • плавно возвращаемся в исходное положение, повторяем 10-15 раз.

Комплекс упражнений на растяжку всех групп мышц

После упражнений лечебной физкультуры необходимо растянуть мышцы по схеме, как указано выше для того, чтобы их расслабить, укрепить связки и суставы.

Оздоровительная гимнастика для детей

Роль разных видов гимнастики в

здоровьесбережении детей дошкольного возраста

Консультация для родителей

Одной из главных задач детского сада является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей и их физическое развитие. Это направление включает в себя не только обучение детей основным движениям и развитие физических качеств, но и овладение детьми элементарными нормами и правилами здорового образа жизни. Решение этой задачи требует взаимодействия воспитателей и родителей в разных видах деятельности.

В работе с детьми используются такие формы физического развития и оздоровления детей в ДОУ, как физкультурные занятия, физкультминутки, прогулки, подвижные игры и различные виды гимнастики.

Что же такое гимнастика? Гимнастика – это метод физического развития, способствующий укреплению детского организма.

В нашем дошкольном учреждении проводятся разные виды гимнастики с детьми.

1. Утренняя гимнастика

Ежедневно с детьми проводится утренняя гимнастика. Длительность ее обычно составляет 5-8 минут. Как правило, один и тот же комплекс гимнастики повторяется в течение 2 недель.

Основная цель утренней гимнастики – разбудить детский организм от сна, повысить умственную и физическую работоспособность ребенка, улучшить его настроение и подготовить организм к нагрузкам предстоящего дня.

Существует несколько форм проведения утренней гимнастики:

— традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений с предметами или без них;

— сюжетная гимнастика, в которой упражнения связаны одним сюжетом;

— игровая гимнастика, состоящая из 3-4 подвижных игр;

— ритмическая гимнастика с использованием танцевальных движений и музыкального сопровождения.

2. Артикуляционная гимнастика

Движения необходимы не только телу ребенка. Нужна хорошая подвижность органов артикуляции, которая помогает правильно произносить различные звуки. В детском саду артикуляционная гимнастика проводится ежедневно.

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.

При проведении артикуляционной гимнастики нужно лишь помнить, что движения должны быть четкими, состоять из нескольких повторений и выполняться систематично, в противном случае новый навык не закрепится.

Наиболее подвижным речевым органом является язык. Поэтому в детском саду при проведении артикуляционной гимнастики наряду с другими методиками используется методика «Сказки весёлого Язычка».

3. Дыхательная гимнастика

На физкультурных занятиях, занятиях по развитию речи, при проведении утренней гимнастики, в свободное от занятий время проводится дыхательная гимнастика с детьми с целью:

— обучения детей правильному дыханию, в том числе речевому;

— профилактики заболеваний верхних дыхательных путей;

— насыщения головного мозга кислородом и улучшения работоспособности;

— восстановления дыхания после физической нагрузки.

Дыхательная гимнастика – это очень простой и вместе с тем эффективный способ, не требующий особых затрат. Следует помнить лишь то, что дыхательная гимнастика проводится в хорошо проветренном помещении.

Дыхательные упражнения для дошкольников чаще всего проводятся со стихотворным сопровождением.

В домашних условиях можно проводить как игровые упражнения для младших детей, так и использовать различные предметы для детей постарше (трубочки для коктейля, через которые можно выдувать воздух, или комочки ваты, которые нужно сдуть).

4. Пальчиковая гимнастика

Развитию и совершенствованию мелкой моторики, развитию речи, подготовке кисти руки к письму, повышению работоспособности коры головного мозга служит еще один вид гимнастики, проводимой в детском саду, — пальчиковая гимнастика.

Исследователями разных стран установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Была выявлена такая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются средством стимуляции активности коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию мышления и звукопроизношения.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует начинать с самого раннего возраста и проводить на протяжении всего дошкольного детства.

Виды пальчиковых игр:

  • Народные игры-потешки: «Сорока-белобока», «Ладушки-ладушки», «Этот пальчик» для детей раннего возраста;
  • Игры с речевым сопровождением (стихами);
  • Игры с мелкими предметами (перекладывание пальчиками мелких предметов в емкости, нанизывание бусин на шнурок, различные застежки, шнуровки и т.д.);
  • Игры с кинетическим песком;
  • Пальчиковый театр.

Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и сначала выполняются детьми пассивно, с помощью взрослых, а затем уже самостоятельно. Как правило, детям нравится играть в пальчиковые игры.

5. Гимнастика для глаз

Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Это и телевизор, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные технические игрушки, без которых не мыслит свою жизнь современный маленький человек. А отдыхают глаза ребенка только во время сна.

Читайте также  Игры для детей 10 11

Поэтому гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения. Кроме того, занимаясь с ребенком гимнастикой для глаз, вы сможете снять зрительное утомление.

Методов проведения зрительной гимнастики несколько. Дома можно выполнять с ребенком такие несложные методы, как:

  • Словесные инструкции. Это комплекс упражнений, основанный на несложных стишках, которые содержат указания к действиям. В такой игровой форме малыш с удовольствием будет выполнять упражнения.
  • Зрительный тренажер – яркий крупный предмет, который взрослый передвигает в пространстве, а ребенок одними глазами следит за этими передвижениями. Этот метод используется для детей старшего возраста.

6. Психогимнастика

Современный мир наполнен стрессами. И больше всего стрессам подвержены дети. В настоящее время нагрузки на детей постоянно возрастают, а количество отдыха и эмоциональной и двигательной разрядки уменьшается. Поэтому у детей всё чаще наблюдается утомляемость, вспыльчивость, раздражительность, агрессивность. Здесь на помощь приходит психогимнастика.

Психогимнастика представляет собой специальные занятия, направленные на снижение эмоционального напряжения, коррекцию настроения и поведения детей.

Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером. Но не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений и со здоровыми детьми в качестве психофизической разрядки и профилактики.

Психогимнастика прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений и на приобретение навыков в саморасслаблении.

В дошкольном возрасте используются следующие упражнения психогимнастики:

  • Игры со сменой характера движений (например, игра малой подвижности «Совушка»);
  • Упражнения на развитие умения чередовать напряжение и расслабление мышц (например, «Солнце и тучка»);

За тучку солнышко зашло,

Стало зябко и темно. (Съёживаемся, обнимая себя за плечи).

Солнце вышло из-за тучки,

Мы теперь расслабим ручки. (Расправляем плечи, расслабляемся)

  • Этюды на имитацию эмоциональных состояний (например, после чтения сказки «Машенька и медведь» взрослый просит ребенка изобразить сердитого медведя, показать, как испугалась Машенька, увидев его, как обрадовались возвращению Машеньки её дедушка и бабушка),
  • Расслабляющие упражнения (например, «Спящий котенок»: ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает)

7. Бодрящая гимнастики, или гимнастика пробуждения после дневного сна.

Это комплекс мероприятий, облегчающих переход детей от сна к бодрствованию. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус.

В комплекс бодрящей гимнастики включаются дыхательные упражнения, выполнение простого самомассажа и упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.

Проводится на кроватках и сочетается с закаливающими процедурами (воздушными ваннами). Заканчивается ходьбой босиком по полу или массажным дорожкам.

В детском саду бодрящая гимнастика проводится ежедневно в течение 5-7 минут. Воспитатель начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.

Работа над охраной и укреплением здоровья наших детей с помощью различных здоровьесберегающих технологий общая забота всех взрослых — педагогов и родителей.

Как гимнастика влияет на здоровье детей с особенностями развития

3184
5 минут

Гимнастика для детей с особенностями развития

Гимнастика в оздоровительной форме является одним из лучших способов для восстановления и улучшения здоровья детей и взрослых, использующаяся в медицине в виде лечебной физической культуры.

Гимнастика обладает рядом преимуществ, благодаря которым врачи назначают ее в лечебных целях. Во-первых, гимнастика состоит из огромного многообразия упражнений, в том числе со снарядами и предметами, которые позволяют тренировать различные группы мышц. Гимнастика способствует одновременному развитию всех физических способностей человека – координации, силы, выносливости, быстроты, гибкости. Упражнения в гимнастике строго дозированные, тренер может задавать различную частоту и интервал их выполнения. Тренировки по гимнастике всегда очень увлекательные и разнообразные.

Совокупность этих факторов наделяет гимнастику очень важными лечебными свойствами, которые ускоряют процесс выздоровления человека, будь то неправильная осанка, восстановление после травмы или различные особенности развития.

В целом лечебная гимнастика назначается врачами при широком спектре заболеваний: нарушения осанки, косолапость, плоскостопие, рахит, синдром дефицита внимания (с гиперактивностью и гипоактивностью), аутизм, детский церебральный паралич (ДЦП), болезнь Дауна и многое другое.

Особое значение оздоровительная гимнастика имеет для детей, имеющих отклонения в развитии. В процессе занятий у них формируются правильные двигательные умения, они учатся владеть своим телом и хорошо чувствовать его в пространстве, снижаются мышечные напряжения, ребенок учится внимательности и концентрации, у него улучшается психологическое состояние.

Основными принципами занятий лечебной гимнастикой для детей являются:

1) индивидуальный подход и специальный план тренировок, разработанный врачом в соответствии с заболеванием ребенка;

2) регулярность, систематичность, непрерывность занятий;

3) постепенное увеличение нагрузок.

Детям с церебральным параличом гимнастика поможет снизить гипертонус мышц, улучшить координацию движений, обучиться правильным двигательным действиям и умению расслаблять мышцы, развить гибкость и подвижность в суставах, обучиться равновесию. При ДЦП важно начинать занятия с ребенком как можно раньше. Это связано с особенностями развития детского мозга, его пластичностью и способностью к компенсации нарушенных функций.

Люди, страдающие аутизмом, плохо развиваются физически, их преследует чувство постоянной тревоги, нервозность, страхи, а также возникают проблемы социализации в обществе.

Для детей с аутизмом и синдромом Дауна очень важны новые разнообразные и интересные упражнения, которые будут их увлекать, развивать физически, а также обучать умению концентрироваться, облегчать процесс социальной адаптации и дарить положительные эмоции.

Гимнастика будет им очень полезна, так как позволит выполнять все самые важные задания для улучшения здоровья. Среди наиболее эффективных выделяют упражнения на координацию, а в частности: преодоление полосы препятствий, лазание по шведской стенке, занятия на гимнастических снарядах (брусья, кольца), различные прыжки, в том числе на батуте, обучение равновесию (ходьба по бревну), игра в мяч, обучение точности выполнения несложных двигательных действий (правильные шаги, бег, прыжки).

Занятия обязательно должны проходить под наблюдением врачей и в соответствии с их рекомендациями по построению тренировок.

Экспертным мнением с нами поделился спортивный врач, вице-президент Международной ассоциации оздоровительных практик (МАСОП) Николай Коротаев, который рассказал, как гимнастика влияет на здоровье детей с особенностями развития.

– Какие изменения у детей врачи отмечают под влиянием занятий гимнастикой?

– Существует большое количество наблюдений и в России, и за рубежом. Еще в 80-е годы было известно, что дети, не занимающиеся гимнастикой, чаще страдают плоскостопием, искривлениями позвоночника. Если занятия гимнастикой регулярные, то выявленные ортопедом нарушения исправляются в течение одного-двух лет.

Также есть статистика, показывающая, что более половины детей, учащихся в 4, 5, 6 классах, имеют проблемы с осанкой. Если они будут заниматься гимнастикой, то, как минимум, 2/3 детей ее исправят, укрепят мышцы спины, живота, груди.

– Как гимнастика влияет на здоровье детей в случае более серьезных заболеваний?
– Зарегистрировано очень много случаев, когда занятия гимнастикой позволяли исправить врожденные нарушения, такие как детский церебральный паралич, кривошея, косолапость. При таких заболеваниях гимнастические упражнения сначала используются как лечебная физическая культура, а позже уже в качестве спортивно-оздоровительных занятий.

Гимнастика, например, в отличие от подвижных игр имеет очень важное свойство — дозировку движений. Процессом тренировки проще управлять, можно задавать определенный темп, частоту повторений, сочетание движений. Благодаря этому можно корректировать нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата.

– В зарубежных странах существует целое направление гимнастики для детей с синдромом Дауна. Чем она для них полезна?
– В любом неврологическом нарушении всегда страдает координация. Для человека с отклонениями в развитии, будь это детский невроз, болезнь Дауна или другие патологии, создание новой двигательной доминанты всегда является положительной. Привитие навыков регулярных занятий гимнастикой будут способствовать созданию новой доминанты, которая будет перекрывать намеченную патологию.

Этот процесс происходит следующим образом: у ребенка с отклонениями в развитии в коре головного мозга существует очаг болезни, но двигательная деятельность создает другой очаг возбуждения, который положительно влияет на первый, он снижает и перекрывает очаг болезни. Это еще было доказано русскими учеными в начале 20 века.

В Европейском Гимнастическом Центре дети могут заниматься в целях реабилитации. Тренировки строятся на основе оздоровительной гимнастики, в игровой форме и направлены на достижение качественного результата, что в первую очередь необходимо для детей с особенностями развития. Наш гимнастический зал оснащен современным безопасным и ярким оборудованием, интересными модулями для полосы препятствий, детскими снарядами, батутами и игровой поролоновой ямой с цветными кубиками, где дети могут заниматься с большой радостью и пользой для здоровья.

Если у Вас остались вопросы можете проконсультироваться с нашими специалистами по телефону +7 (495) 477 32 69 или оставив заявку на бесплатное пробное занятие.

Записаться на бесплатное занятие

143914, Балашиха, Носовихинское шоссе, вл. 4, ТЦ "Никольский парк"

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: