Особенности вскармливания грудных детей

Преимущества грудного вскармливания для матери и ребенка

На занятиях в «Школе грудного вскармливания», которые проводятся в УЗ «16-ая городская клиническая поликлиника» (проводятся не реже 2 раза в месяц, занятие – нечетная среда -18.30, занятия проводятся – каб. №701) будущие мамы получают полезные знания и навыки по подготовке к рождению, кормлению и уходу за ребенком в течение первого года жизни. Одной из ведущих причин является недостаточное осознание будущими мамами важности грудного вскармливания и его преимуществ, для здоровья и развития ребенка. Их недостаточная информированность по таким вопросам: как подготовиться к кормлению; как избежать возможных трудностей; как избежать заболеваний молочной железы в период лактации; как питаться самой кормящей маме и как строить питание детей до года; как правильно сцеживать и хранить грудное молоко занятым работающим мамам и многим другим. Решение кормить ребенка грудью очень важно, но только его недостаточно. Хотя кормление грудью процесс простой и естественный, все же новоиспеченные мамы могут столкнуться с рядом трудностей. Важно знать, как часто нужно кормить ребенка; как правильно прикладывать ребенка к груди; что делать, когда молока не хватает; что и в каких количествах стоит есть, чтобы улучшить лактацию, чтобы не вызвать аллергию, не ухудшить вкус молока; как реагировать на изменение количества молока; что делать при возникновении тех или иных проблем. Здоровье ребенка слишком бесценно, чтобы проверять все эти вещи опытным путем или пользуясь только «полезными» советами и «народными мудростями» полученными не всегда из надежных источником (в том числе в интернете) и которые в действительности могут оказаться довольно вредными. Вовремя полученная, желательно еще до начала лактации, информация поможет избежать самых распространенных ошибок и получать от кормления только удовольствие.

На принятие решение о грудном вскармливании влияет и правильность и достоверность информации, получаемой будущими родителями, квалификация и профессионализм лекторов, наличие демонстрационных, современных материалов.

Особое внимание уделено вопросам грудного вскармливания.

Грудное вскармливание является наиболее естественным способом кормления ребенка. Оно полностью покрывает потребность в питании, и создает уникальные условия для физического развития ребенка.

Преимуществом грудного вскармливания является то, что оно позволяет установить уникальную и прочную связь между матерью и ребенком впервые месяцы жизни. Кроме того, это метод, с помощью которого мать может оказать существенное влияние на здоровье своего чада- сегодня и в будущем. Ускоряет восстановление в послеродовом периоде. Во время кормления выделяется гормон окситоцин, который снижает риск послеродовых кровотечений и анемии, вызванной дефицитом железа. Сочетание разумной диеты с кормлением грудью помогает быстро восстановить прежнюю фигуру, так как процесс производства молока требует много калорий и энергии. Кормление грудью уменьшает риск рака молочной железы, и рака яичников у кормящей матери, оно также защищает от развития остеопороза в пожилом возрасте. Регулярное кормление ребенка увеличивает выработку пролактина — гормона, который влияет на настроение кормящей женщины, благодаря чему она становится нежной, более терпеливой и устойчивой к тяготам материнства.

Снижение вероятности забеременеть снова, гормон пролактин подавляет функцию яичников, что снижает вероятность повторной беременности. Удобно и экономично. Молоко матери является идеально сбалансированным, имеет правильную температуру, и, самое главное, оно стерильное (без бактерий) и доступно в любое время дня и ночи.

Преимущества грудного вскармливания для ребенка:

Поддерживает иммунную систему. Грудное молоко содержит антитела для защиты от вирусов и бактерий, поэтому грудное вскармливание, дает ребенку более высокую устойчивость к болезням Снижение риска заболеваний. Исследования показывают, что дети при грудном вскармливании реже страдают от желудочно-кишечных инфекций, инфекций нижних дыхательных путей, среднего отита и инфекций мочевыводящих путей. Здоровье в течение всей жизни. Преимущество грудного вскармливание заключается в том, что оно защищает от развития в будущем острых инфекций, избыточного веса, ожирения и хронических болезней, таких как диабет, ишемическая болезнь сердца или воспалительные заболевания кишечника.

Сокращение продолжительности послеродовой желтухи.

Чувство безопасности, и эмоциональное и интеллектуальное развитие. Ежедневный прямой глазной и телесный контакт во время кормления дает ребенку чувство безопасности и защищает от стресса. Кроме того, было доказано, что грудные дети более самостоятельны, и быстрее начинают говорить и лучше учатся. Помните, что кормление грудью не только экономит время и деньги, но прежде всего, служит здоровью матери и ребенка. Преимущества грудного вскармливания заключаются не только в том, что оно удовлетворяет физический голод, но также и укрепляет связь между матерью и ребенком.

Учитывая всё выше сказанное, для повышения уровня грамотности беременных женщин по вопросам грудного вскармливания и увеличения количества детей, находящихся на грудном вскармливании, Центр поддержки грудного и рационального вскармливания организовал профессиональную Школу для будущих мам «В ожидании малыша» на базе ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики». Здесь вопросам грудного вскармливания и уходу за ребенком в течении первого года жизни отдано пять двухчасовых занятий, подготовленных специалистами, профессионально работающими в этой сфере. Вся информация, касающаяся вопросов естественного вскармливания, будет представлена с использованием иллюстрированных презентаций, для проведения практических занятий будут использованы муляжи для отработки навыков по уходу за ребёнком и правилам сцеживания грудного молока. Еще два занятия будут посвящены психологии женщин в послеродовом периоде, для их проведения привлечен перинатальный психолог с кафедры управления образованием факультета психологии ТГУ.

Особенности вскармливания недоношенных детей. Тактика участкового педиатра

Опубликовано в журнале:
«ПРАКТИКА ПЕДИАТРА»; ноябрь-декабрь; 2015; стр. 59-65. С.В. Черкасова, к. м. н., доцент, К.В. Аветисян, Е.Б. Худолеева, к. м. н., Детская городская клиническая больница им. Н.Ф. Филатова, г. Москва

Ключевые слова: недоношенный ребенок, фортификаторы грудного молока, адаптированные молочные смеси, прикорм.
Key words: premature infant, forsificate of human milk, adapted for infant milk formula, bickost.

Эффективность выхаживания недоношенных детей во многом зависит от адекватности энтерального питания. Терапевтические задачи в программе питания меняются в зависимости от периода жизни. В периоде адаптации недоношенного к внеутробной жизни выделяют следующие значимые для недоношенного новорожденного временные промежутки: транзиторный период — период физиологической убыли массы тела, период стабилизации массы тела — до восстановления массы при рождении и период нарастания массы тела. Потребности в основных ингредиентах питания зависят от периода жизни, массо-ростовых показателей.

Питание недоношенного ребенка должно обеспечивать в первую очередь энергетические потребности. Энергетические процессы в организме подчиняются закону сохранения энергии, баланс сохраняется, если поступление восполняет затраты и потери энергии. В целом энергетические потребности складываются из основного обмена и затрат на двигательную активность, терморегуляцию и рост. Потребность в энергии у недоношенных детей при скорости нарастания массы тела 15 г/кг/сут составляет около 90-135 ккал/кг/сут, из которых: расходуемая энергия на основной обмен (обмен в покое) — 45-60 ккал/кг/ сут, 5-10 ккал/кг/сут — при наличии активности, на поддержание температуры тела — 7-8 ккал/кг/сут, на синтез тканей — 10-15 ккал/ кг/сут, запасаемая энергия — 30-40 ккал/кг/сут, экскретируемая энергия составляет приблизительно 10% потребляемой. В зависимости от срока гестации, тяжести состояния, массы тела недоношенные новорожденные обеспечиваются питанием парентерально, через зонд, из груди матери либо из соски. Недоношенным, находящимся на парентеральном питании, рекомендуется сохранять минимальный объем энтерального питания, которое необходимо для становления зрелой перистальтической активности кишечника, а также для секреции желудочно-кишечным трактом таких гормонов, как гастрин, энтероглюкагон, панкреатический полипептид. Трофическое питание проводится либо в режиме постоянного введения, со скоростью 1 мл/час и менее, либо из расчета 20 мл/кг/сут. Кормление через зонд показано детям, которые не могут сосать самостоятельно, но могут получать энтеральное питание.

Попытки кормить ребенка из бутылочки возможны при появлении координации сосания и глотания, которая развивается на 3334-й неделях гестации, начинать необходимо с одного кормления в день.

Масса тела недоношенного ребенка при выписке из стационара должна составлять не менее 2 кг, выше 10-го перцентиля. Объем вводимого питания составляет 135-200 мл/кг/сут, приблизительно 37-50 мл на одно кормление с перерывом 3 часа без ночного перерыва. Необходимо помнить об осторожном расширении объема питания на одно кормление, не более 5-10 мл в сутки.

Читайте также  Диагностика восприятия у детей

Несомненным преимуществом в качестве источника питания недоношенного ребенка обладает грудное молоко. Доказанными преимуществами естественного вскармливания недоношенных перед искусственным являются: снижение заболеваемости некротизирующим энтероколитом, более быстрое опорожнение желудка, улучшение отдаленного прогноза когнитивных функций. Снижению образования грудного молока у женщин способствуют голодание, физическое и психологическое напряжение, и только у 2-5% женщин недостаточность лактации первична. Женщины после преждевременных родов относятся к группе риска по нарушению становления лактации, этот контингент требует особого внимания со стороны медицинского персонала при обучении вскармливания ребенка. Furman L. et al. (2001) изучили факторы, влияющие на состояние лактации у матерей родившихся недоношенных детей с экстремально низкой массой тела. Среди факторов, достоверно влияющих на успешную лактацию, продолжающуюся более 40 недель постконцептуального возраста, были выявлены следующие: начало сцеживания грудного молока в первые 6 часов после родов, сцеживание молока 5 и более раз в день, использование «метода кенгуру». Грудное молоко уникально по своей пищевой ценности для новорожденных, однако существуют противопоказания к естественному вскармливанию — галактоземия, наркомания или токсикомания у матери, диссеминированный туберкулез у матери, ВИЧ-инфекция, медикаментозное лечение кормящих женщин ограниченным кругом лекарственных препаратов, некоторые острые заболевания матери. Белки грудного молока полностью удовлетворяют потребности новорожденных в незаменимых аминокислотах, как доношенных, так и недоношенных, с учетом того, что для недоношенных детей незаменимыми являются еще три аминокислоты: цистеин, тирозин и таурин. Грудное молоко женщины, родившей преждевременно (< 32 недель гестации), в течение первых двух недель жизни содержит большее количество белка (в среднем около 22 г/л), чем молоко женщин, родивших в срок, что косвенно доказывает, что потребность в белке у недоношенного ребенка гораздо выше, чем у ребенка, родившегося в срок. После начала процесса активного роста специфические потребности недоношенных детей значительно превосходят содержание в грудном молоке таких нутриентов, как белок, кальций, фосфор, магний, натрий, цинк, медь, рибофлавин, витаминов В6, С, D, Е, К и фолиевой кислоты. Дальнейшее кормление глубоконедоношенных детей только грудным молоком приведет к замедлению роста, гипонатриемии, остеопении, мышечной слабости, повышению восприимчивости к инфекции.

Для устранения этих недостатков были разработаны фортификаторы грудного молока. Они выпускаются в виде порошка или жидкости, которые смешивают со свежим сцеженным молоком непосредственно перед кормлением. Обогатители грудного молока обеспечивают содержание белка в готовом продукте от 2,6 до 2,9 г на 100 ккал, расчет зависит от количества белка в одном саше разных фирм-производителей, предполагая, что в 100 мл женского молока содержится 1,1—1,6 г белка. В ряде зарубежных клиник расчет дозы обогатителя зависит от количества белка в 100 мл грудного молока матери конкретного ребенка. Длительность применения обогатителей грудного молока зависит от срока гестации и массы тела, как правило, прием прекращают до достижения ребенком постконцептуального возраста 40 недель либо массы тела 2,5-3 кг. Согласно рекомендациям ВОЗ, для детей от 0 до 4-6 месяцев рекомендуется потребление жиров в количестве, обеспечивающем 50-60% потребности в энергии. Калорийность грудного молока, обеспечиваемая жирами, составляет 41-55%. Большая часть жиров поступает в молоко из плазмы матери, небольшое количество синтезируется тканью молочной железы. Если мать получает бедное жирами, преимущественно углеводное питание, доля синтезируемого тканью молочной железы жира увеличивается. Содержание в грудном молоке жира колеблется в наиболее широких пределах, его количество слегка повышается на протяжении лактации и возрастает от начала кормления к концу, если при кормлении ребенок полностью не опорожняет молочную железу, он лишается самой жирной порции молока, многие другие компоненты грудного молока, по сути, являются константами. Жиры грудного молока хорошо всасываются даже у недоношенных, что объясняется разницей в структуре молекулы триглицеридов коровьего и женского молока. Триглицериды грудного молока содержат радикал пальмитиновой кислоты в бета-положении, триглицериды коровьего молока, растительных масел в альфа-положении. Коротко- и среднецепочечные жирные кислоты всасываются лучше, чем длинноцепочечные.

В случае искусственного вскармливания смеси для недоношенных новорожденных должны содержать адекватное для поддержания нормального роста и развития количество макро- и микронутриентов. От смесей для доношенных они отличаются более высоким содержанием белка, повышенной калорийностью. Углеводы представлены не лактозой, как в грудном молоке и смесях для доношенных, а лактозой и полимерами глюкозы в различных соотношениях. Содержание линоленовой кислоты в количестве 8-25% от всех жирных кислот, альфа-линоленовой — 1,75-4%, арахидоновой — 0,6%, докозагексаеновой — 0,35% всех жирных кислот. Формула «0» применяется у детей с массой тела до 1800 г, формула «1» — от 1800 г до возраста 40 недель, иногда, возможно, до 52 недель постконцептуального возраста. В дальнейшем осуществляется перевод на любые смеси для доношенных новорожденных, которые в обязательном порядке должны содержать длинноцепочечные полиненасыщенные жирные кислоты. У недоношенных детей особенно важно проводить контроль эффективности питания, оцениваются антропометрические данные, клинический контроль усвоения углеводов (срыгивания, вздутие живота, диарея), копрологическое исследование для оценки усвоения липидов, при необходимости — биохимическое исследование крови.

Подбор последующих адаптированных смесей строго индивидуален, зависит от наличия различных клинических проявлений. Так, детям со склонностью к срыгиваниям возможно назначение смесей с загустителями, клинический эффект часто отмечается при добавлении всего лишь 30% объема антирефлюксной смеси от общего объема кормления, в сочетании с грудным молоком либо с любой искусственной адаптированной смесью. В качестве загустителей используются камедь рожкового дерева или рисовый крахмал, могут отмечаться побочные эффекты — как запоры, так и разжижение стула. Смеси с частично гидролизованным белком назначаются детям из группы риска по аллергии, без проявлений аллергии. Вероятность развития аллергии составляет 5-15% при отсутствии аллергии в семье, при наличии аллергии у брата/сестры — возрастает до 40%, при аллергии у одного из родителей существует риск до 60%, при аллергии у обоих родителей в 80% случаев возможно развитие аллергических проявлений у ребенка. В гипоаллергенных смесях также снижено содержание лактозы. Смеси «Комфорт», разнообразно представленные на российском рынке, подойдут относительно здоровым детям, а также при возникновении колик, запоров, срыгиваний. Глубокие сывороточные или казеиновые гидролизаты либо смеси аминокислот назначаются при проявлениях аллергии к белку коровьего молока, энтероколитах, синдроме мальабсорбции.

Сроки введения и состав прикормов недоношенным детям являются достаточно спорным вопросом. В настоящее время в европейских странах проводится глобальное исследование по данной проблеме. Сложившаяся практика по срокам введения прикорма недоношенным детям предусматривает те же сроки что и у доношенных детей, но с учетом постконцептуального возраста. Таким образом, вскармливание недоношенных детей является сложной проблемой, требующей дальнейшего изучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нью Д. Гастроэнтерология и питание. Проблемы и противоречия в неонатологии / Под ред. Р. Полина. Перевод с английского под ред. Ю.Г. Мухиной. М.: Логосфера, 2014, 512 с.
2. Скворцова В.А., Боровик Т.Э., Нетребенко О.К., Трусова С.А. Стратегии вскармливания недоношенных детей: вчера, сегодня, завтра // Неонатология, 2014, № 4, с. 55-63.
3. Скворцова В.А., Боровик Т.Э., Нетребенко О.К. Нарушения питания недоношенных новорожденных // Вестник современной клинической медицины, 2013, т. 6, вып. 6, с. 90-95.
4. Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации. М.: Союз педиатров России, 2011, 67 с.

Особенности вскармливания недоношенных детей

im6

Успешное выхаживание недоношенных новорожденных, помимо проведения лечебных мероприятий, во многом зависит от создания оптимальных внешних условий и адекватного питания. В соответствии с современной теорией программирования питанием количество и качество пищевых веществ, поступающих во время внутриутробного периода и первых месяцев жизни ребенка, определяет характер метаболизма и, как результат, влияет на состояние здоровья человека на протяжении последующей жизни.

Правильное и полноценное питание на ранних стадиях жизни влияют на общее развитие ребенка, а также прямо пропорционально способствует уменьшению развития хронических заболеваний в зрелом возрасте (таких как диабет и артериальная гипертензия).

Читайте также  Гимнастика по казачьи с 5 мес ребенком

Цель энтерального питания – обеспечение организма необходимыми для роста и развития питательными веществами.

Обеспечить недоношенного новорожденного оптимальным количеством пищевых веществ достаточно сложно, учитывая морфофункциональную незрелость пищеварительной системы и лабильность обменных процессов. Относительно высокая потребность недоношенных детей в пищевых веществах находится в противоречии с ограниченными возможностями к их усвоению.

Методы кормления недоношенных детей определяются тяжестью их состояния и зависят от массы тела и гестационного возраста ребенка при рождении.

Успешное вскармливание новорожденного возможно тогда, когда сосание, глотание и дыхание становятся хорошо координированными.

Глотательный рефлекс неплохо развит уже к 28-30 неделе гестационного возраста, однако он очень быстро истощается. Полностью созревает к 34 неделе гестации. Когда же происходит координация сосания и глотания? Уже на 28 неделе гестационного возраста имеют место все компоненты сосания и глотания, однако ребенок еще не способен их координировать. Частично это происходит к 32-34 неделе гестации. Координация сосания и глотания полностью созревает около 36-38 неделе гестационного возраста. Начиная с 37-38 недель гестационного возраста, новорожденные без труда способны координировать сосание, глотание и дыхание.

При вскармливании недоношенных детей, следует обращать внимание на четыре момента: когда, чем, в каком объеме, каким методом проводить кормление.

Первое кормление целесообразно назначать сразу, как только это становится клинически возможным. Более раннее введение грудного молока способствует уменьшению частоты инфекций, созреванию желудочно-кишечного тракта, иммунных функций, улучшению метаболизма кальция.

Новорожденные дети с массой тела более 2000 г и сроке гестации более 33 недель, не имеющие других заболеваний, могут быть приложены к груди матери уже в первые сутки жизни. При этом следует внимательно следить за появлением признаков усталости (цианоз носогубного треугольника, одышка и др.). Их появление является показанием к переходу на кормление сцеженным грудным молоком из бутылочки. Усилия должны быть направлены на сохранение грудного молока в максимально возможном объеме, учитывая особую биологическую ценность именно материнского нативного молока для незрелого ребенка и важную роль контакта матери с ребенком во время кормления. Для недоношенных детей свободное вскармливание является неприемлимым в связи с их неспособностью регулировать объем высосанного молока и высокой частотой перинатальной патологии.

Детям, родившимся до 33 недель гестации, как правило, вскармливание проводится через зонд с целью избежания риска аспирации, как результата отсутствия координации между сосанием и глотанием. При нетяжелом состоянии ребенка и массе тела, приближающейся к 2000 г, можно провести пробное кормление из бутылочки, при неудовлетворительной активности сосания назначается зондовое кормление в полном или частичном объеме. С целью поддержания и сохранения лактации у матери необходимо регулярное сцеживание грудного молока.

Энтеральное кормление глубоко недоношенных детей (с массой тела менее 1500 г и в сроке гестации менее 30 недель) проводится через зонд.

Для расчета необходимого объема кормления недоношенным детям используется калорийный метод. Калорийность питания преждевременно родившегося ребенка увеличивается постепенно и ежедневно.

Осторожность и постепенность – основные принципы вскармливания недоношенных детей с гестационным возрастом менее 33 недель и массой менее 2000 г.

Для недоношенного ребенка по биоусвояемости лучшим является молоко женщины, родившей преждевременно, затем смеси для недоношенных детей, а затем уже молоко женщины, родившей в срок.

Женское молоко после преждевременных родов имеет особый состав, в нем содержится больше белка, меньше лактозы при одинаковом общем уровне углеводов. Кроме того, в нем более высокое содержание ряда защитных факторов, в частности лизоцима и секреторного IgА. Несмотря на особый состав, молоко преждевременно родивших женщин может удовлетворять потребности в пищевых веществах лишь недоношенных детей с относительно большой массой тела – более 1800-2000 г. Недоношенные дети с меньшей массой тела испытывают дефицит в ряде нутриентов. Для них грудное молоко необходимо дополнительно обогащать белком, кальцием, фосфором, железом, витаминами. Это возможно достичь, если часть необходимого объема грудного молока заменить на специализированную смесь для недоношенных детей или добавлением усилителей грудного молока. При использовании обогатителей (усилителей) сохраняются основные преимущества грудного вскармливания и в то же время обеспечиваются высокие потребности недоношенного ребенка в пищевых веществах. При искусственном вскармливании должны использоваться специализированные смеси, предназначенные для вскармливания недоношенных детей. Отмена специализированных смесей для недоношенных детей и перевод их на стандартные молочные смеси осуществляется постепенно. Длительность применения зависит от гестационного возраста ребенка. Недоношенные дети с гестационным возрастом более 31 – 33 недель должны получать специализированные смеси до достижения массы тела 2500 – 3000 г, после чего они полностью переводятся на стандартные адаптированные молочные смеси. Дети с меньшим гестационным возрастом нуждаются в более длительном использовании специализированных продуктов (как минимум до достижения ими 40 недель постконцептуального возраста).

Такой тщательный подход к питанию недоношенных младенцев обусловлен, прежде всего, тем, что достижение необходимого роста, веса и особенно окружности головы имеет важное значение для психомоторного развития.

ЗДОРОВЬЯ ВАМ И ВАШЕМУ МАЛЫШУ!

Зав. педиатрическим отделением для недоношенных детей Роддома №2 Марочкина Е.М.

Польза с рождения. Чем уникально грудное молоко и какие мифы с ним связаны

Всемирная организация здравоохранения рекомендует применять исключительно грудное вскармливание по крайней мере первые 6 месяцев жизни ребенка (а лучше — в течение всего первого года, вместе с прикормом). Мамино молоко — не просто самая подходящая еда для младенца, а залог здоровья на всю жизнь. Об уникальности грудного молока АиФ.ru рассказал врач-педиатр, детский диетолог, профессор Кафедры диетологии и нутрициологии РМАНПО, доктор медицинских наук Сергей Грибакин.

Даже лучшим производителям молочных смесей до сих пор не удалось воссоздать все свойства грудного молока. И вряд ли когда-нибудь удастся. По содержанию белка, аминокислот, жиров, углеводов и даже витаминов и минералов молочные смеси, возможно, уже не уступают этой уникальной иммунобиологической субстанции, но воспроизвести ее полностью они все же не могут. Потому что если и есть на свете волшебный эликсир, то это именно оно, материнское молоко.

Все течет, все меняется

В каждой паре «мама-малыш» грудное молоко разное, ведь его состав зависит и от индивидуальных особенностей, и от рациона кормящей женщины, и даже от метода сцеживания. Например, так называемое «заднее» молоко, которое вытекает в конце кормления, более питательное, чем «переднее». К тому же даже у одной и той же женщины молоко постоянно меняется, подстраиваясь под нужды ребенка. Так, оно «взрослеет» вместе с малышом, поэтому состав этой пищи меняется с каждым днем, неделей и месяцем жизни ребенка. Доказано, что молоко может измениться не то что за день, а даже в течение одного и того же кормления. Например, когда малыш заболевает, в молоке повышается уровень защитных компонентов, в первую очередь — секреторных иммуноглобулинов А, необходимых для формирования пассивного иммунитета в кишечнике. Также только в грудном молоке есть такое вещество, как лактоферрин, который облегчает усвоение железа организмом ребенка.

Что касается влияния питания кормящей женщины на качество ее молока, то исследования показали, что уровень белка или железа в этом продукте в любом случае останется неизменным, но концентрация витаминов, омега-3 жирных кислот и других полезных веществ может существенно снижаться, если мама сидит на диете или питается однообразно. На состав молока может повлиять и срок вынашивания: после срочных и преждевременных, а также тяжелых родов молоко уже другое. Множественные гормональные изменения и стресс способны тормозить лактацию и ухудшать состав первой пищи младенца. Поэтому недоношенным крохам часто прописывают кормление материнским молоком с добавленными туда специальными фортификаторами (для обогащения белком).

Лучшее начало жизни

Сегодня уже доказано, что грудное вскармливание (ГВ) снижает риск развития у ребенка в будущем аллергии, ожирения, сахарного диабета, аутоиммунных и онкологических заболеваний. Также есть исследования о положительном влиянии грудного вскармливания на развитие интеллекта и даже на будущую профессиональную успешность человека. Недаром родились фразы о том, что те или иные способности и убеждения дети наследуют с молоком матери. С этой пищей мама передает крохе и антитела к различным инфекциям, поэтому детки на грудном вскармливании защищены от многих инфекционных болезней естественным способом. Далеко не обо всем, что еще мать может передать ребенку через свое молоко, знает наука, но, например, уже известно, что через эту жидкость к малышу попадают микрочастицы материнской РНК. Кстати, кормить грудью важно и для самой женщины: это укрепляет ее психологическую связь с младенцем, защищает от развития онкологических заболеваний (особенно рака молочной железы и яичников), помогает восстанавливаться после родов. И вдобавок это удобно и экономит бюджет.

Читайте также  Признаки пневмонии у годовалого ребенка

Увы, по последним данным Росстата, распространенность грудного вскармливания снижается. Сегодня лишь 43% детей в возрасте от 3 до 6 месяцев получают материнское молоко. Среди причин, по которым женщины отказываются от кормления грудью, превалируют гипогалактия (нехватка молока), ранний выход на работу матери, аллергия у ребенка, последующая беременность и другие. В том числе мешают этому многочисленные мифы, в которые продолжают верить многие мамы.

В плену мифов

Миф № 1. При мастите (воспаление молочной железы), особенно если женщина лечится антибиотиками, кормить грудью нельзя. При трещинах соска или втянутых сосках с ГВ тоже надо «завязывать».

На самом деле. Если маме поставлен диагноз «мастит», малыш должен кормиться из здоровой груди. А антибиотики сегодня можно выбрать те, что совместимы с ГВ. Если надо принимать токсичные лекарства, надо сделать временный перерыв, но при этом сохранить лактацию и продолжить кормить, когда это снова будет возможно. При трещинах на сосках надо использовать для кормления специальные накладки на грудь, а в перерывах между кормлением — применять лечебные мази. При втянутых сосках помогут специальные накладки. Так что кормить грудью можно, было бы желание.

Миф № 2. Если кормление грудью приходится прервать (из-за болезни ребенка или матери, к примеру), то лактацию потом уже не восстановить.

На самом деле. Это не так. Все возможно. Но придется потрудиться. Чтобы наладить, а потом сохранить лактацию, надо регулярно сцеживаться, причем самые важные первые сутки. Многие полагают, что начинать сцеживаться надо тогда, когда ГВ уже наладилось, и молоко пошло рекой, а это неверно. Вот правила:

  • Впервые сцедить молоко из груди надо в первые 6 часов после рождения ребенка. А потом нужно делать это регулярно, в режиме кормления (6-8 раз в сутки).
  • Сцеживаться следует в течение 15 минут из каждой груди, но нельзя это делать непрерывно. Нужно многократно чередовать сцеживание из каждой груди по специальной схеме (7-5-3), где цифры означают минуты, в течение которых надо продолжать сцеживание.
  • Сцеженное молоко можно хранить в закрытом виде в холодильнике при температуре +4 (+/-2) градуса в течение суток. И не более двух часов — при комнатной температуре не выше 25 градусов. В замороженном виде хранить в морозилке его можно в течение трех месяцев. Размораживать его можно в теплой проточной воде не теплее 37-40 градусов. Но вторично замораживать неиспользованное молоко уже нельзя.

На самом деле. Гораздо важнее желание самой женщины кормить грудью, а также следование определенным правилам, которым в перинатальных центрах, имеющих статус «больницы, доброжелательной к детям», обучают молодых мам. Из таких больниц до 95% мам и детей выписываются на ГВ. Чтобы наладить лактацию, важно:

Методическая разработка Тема: Особенности вскармливания детей раннего возраста

На рецензию представлена методическая разработка практического занятия по теме: «Особенности вскармливания детей раннего возраста» по специальности 0406 Сестринское дело.

Методическая разработка составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом СПО, рабочей программой, учебным планом. Разработка содержит все разделы, предусмотренные для этого вида документации: мотивация, цели, интегративные связи, структурно – логическая схема занятия. В приложениях представлены различные формы контроля знаний: тест-контроль, игровые формы заданий, ситуационные задачи, методические указания и методическое пособие для студентов. В мотивации преподаватель актуализирует тему, подчеркивает ее важность.

Преподавателем поставлены цели: образовательная, развивающая, воспитательная, методическая, преследующие развитие профессионального клинического мышления и профессиональных умений самостоятельной работы, творческих способностей личности, умение обучать пациента медицинским знаниям, развитие коммуникативных навыков при работе в мини – группах.

В разработку включены валеологические цели направленные на формирование правильного отношения к своему здоровью и методические цели для повышения эффективности усвоения знаний с помощью информационных технологий и применения элементов педтехнологии сотрудничества.

Студент должен знать, уметь

Структурно – логическая схема занятия

Приложение № 1 Конверт с вопросами

Приложение № 2 Режим и питание кормящей женщины.

Приложение № 3 Правила и техника кормления грудью.

Приложение № 4 Контрольное кормление.

Приложение № 5 Кормление ребенка из рожка (бутылочки).

Приложение № 6 Приготовление 5% и 10% молочной каши из цельной крупы.

Приложение № 7 Способы расчета питания

Приложение № 8 Задачи по расчету питания.

Приложение № 9 « Минута здоровья» — комплекс гимнастических упражнений.

Приложение № 10 Игра «Спорные утверждения»

Приложение № 11Ситуационные задачи.

Приложение № 12 Игра «Снежный ком»

Приложение № 13 Инструкция к составлению слайдовых презентаций

Приложение № 14 Тестовые задания.

Приложение № 15 Методические указания для студентов.

Приложение № 16 Методическое пособие для студентов – «Особенности вскармливания детей раннего возраста».

Приложение № 17 Оценочный лист.

Приложение № 18 Слайдовая презентация.

Рациональное питание детей определяет благополучие организма в течение всей последующей жизни. Рациональное питание обеспечивает адекватное созревание органов и систем, оптимальное физическое, нервно-психическое и интеллектуальное развитие, устойчивость ребенка к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. Вид вскармливания на первом году жизни во многом определяет здоровье ребенка.

Грудное вскармливание является правильным, адекватным и оптимальным видом вскармливания детей первого года жизни в связи с имеющимися возрастными анатомо-физиологическими особенностями органов пищеварения. Грудное вскармливание – естественный и здоровый способ кормления детей со времен сотворения мира, грудное молоко – это уникальное природное богатство.

По данным ВОЗ только 1% женщин не способны кормить своих детей грудью. В нашей стране более 10% матерей не кормят грудью детей с рождения, к шести месяцам на естественном вскармливании остается менее 1/3 детей. Причин данной ситуации много. Далеко не последнюю роль играет отсутствие достаточной информированности женщин о преимуществах грудного вскармливания, что грудное молоко идеально для ребенка, что искусственное вскармливание – это экологическая катастрофа для человечества.

Задача современной медицинской сестры сформировать уверенность матери в успешном грудном вскармливании и обучать правилам грудного вскармливания, методам поддержания длительной лактации.

При обучении студентов по данной теме применение игровых и информационных технологий помогает более качественному усвоению знаний и практических умений, отработке действий медицинской сестры в конкретной ситуации, близкой к реально существующей в работе медсестры детской поликлиники, способствует развитию клинического мышления и созданию атмосферы творческого труда.

При изучении темы «Особенности вскармливания детей раннего возраста»

Студент должен знать:

1. Особенности процессов пищеварения у детей

2. Виды вскармливания детей грудного возраста и их характеристику

3. Преимущества грудного вскармливания

4. Правила вскармливания ребенка грудью

5. Основы рационального вскармливания

6. Понятие гипогалактии, ее причины и профилактику

7. Сестринские проблемы при вскармливании детей грудного возраста

8. Способы удовлетворения потребности «есть» в зависимости от возраста и видов вскармливания

Студент должен уметь:

1. Собрать информацию о вскармливании ребенка

2. Выявить проблемы вскармливания

3. Определить цели и составить схемы кормления ребенка

4. Обеспечить выполнение мероприятий по удовлетворению потребности «есть»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: