Особенности организации игровой деятельности в старшей группе ДОУ

Особенности игровой деятельности старших дошкольников
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Гудкова Татьяна Алексеевна

В условиях игр совершенствуется умение детей общаться друг с другом, выражать свое отношение к поступкам сверстников, обосновывать свои действия и поступки, отстаивать собственное мнение; развивается умение в деликатной форме выражать несогласие с предложениями сверстника, его действиями по распределению ролей, игрушек, обязанностей.

Скачать:

Вложение Размер
osobennosti_igrovoy_deyatelnosti_starshih_doshkolnikov.docx 16.91 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности игровой деятельности старших дошкольников

Игра — основной вид деятельности дошкольника. В условиях дошкольного учреждения большую часть своего времени дети проводят в играх.

Детская игра не возникает сама по себе, без помощи тех, кто умеет играть — взрослых или старших детей. Дети, с которыми никто никогда не играл, не могут сами изобрести игровые замещения и породить мнимую ситуацию.

Детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно — манипулятивных и символических до сюжетно — ролевых игр с правилами. Игры старших дошкольников отличаются видовым и тематическим разнообразием. Этому способствует накопленный игровой опыт детей. Пространство-время детской игры существенно расширяется: дети шестого года жизни с удовольствием и достаточно долго играют в различные сюжетно-ролевые, режиссерские, строительно-конструктивные, подвижные, музыкальные, театральные и театрализованные игры .

На основе глубокого изучения игры Д.Б. Эльконин выделил и охарактеризовал уровень развития игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте:

1. Основным содержанием игры становится выполнение действий, связанных с отношениями к другим людям, роли которых выполняют другие дети. Эти действия явно выступают на фоне всех действий, связанных с выполнением роли.

2. Роли ясно очерчены и выделены. На протяжении всей игры ребенок ясно ведет одну линию поведения. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит явно ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, кому она обращена.

3. Действия развертываются в четкой последовательности, строго воссоздающей реальную логику. Они разнообразны и отражают разнообразие действий того лица, которое изображает ребенок. Ясно выделены действия, направленные к разным персонажам игры.

4. Нарушение логики действий и правил отвергается, что мотивируется не просто ссылкой на реальную действительность, но и указанием на рациональность правил.

Меняется в дошкольный период и содержание детских игр, то, что производится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности взрослых. Содержание игр в дошкольном возрасте меняется от предметных действий людей и отношения между ними, а затем к выполнению правил, регулирующих поведение и отношения людей.

Для старших детей очень важно не только выполнение действий, но и то, как они выполняются, возникает потребность в правдивости в изображении. Вместе с тем существует и такое явление, как выполнение действий в условном плане (например: как-будто и пообедали и т.п.)

Все большое приближение к жизненным положениям изображаемых в игре, показывают, насколько укрепились знания детей. Возросший опыт знаний детей порождают у них и другие требования в игре. Жизненная точность распространяется на игру, должна содержать ряд существующих деталей, требующая умственную активность детей, которая связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается так же в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем отправится в полет на Луну, необходимо соорудить ракету; для открытия магазина (чтобы он заработал) надо подобрать подходящие товары и т.п.

В условиях игр совершенствуется умение детей общаться друг с другом, выражать свое отношение к поступкам сверстников, обосновывать свои действия и поступки, отстаивать собственное мнение; развивается умение в деликатной форме выражать несогласие с предложениями сверстника, его действиями по распределению ролей, игрушек, обязанностей.

В сюжетно-ролевых играх дети самостоятельно выбирают тему для игры, развивают сюжет на основе опыта, приобретенного при наблюдениях положительных сторон окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, труд и отдых людей, яркие социальные события), а также знаний, полученных на занятиях, при чтении литературных произведений, сказок, просмотре детских телевизионных передач. Старшие дошкольники проявляют способность комбинировать знания, полученные из разных источников, и отражать их в едином сюжете игры. Появляются игры с элементами фантазирования: дети не только обобщают игровые действия в слове, но и переносят их во внутренний воображаемый план.

Для старших дошкольников свойственно внесение разнообразия в театрализованные игры (драматизация по ролям, настольный театр, кукольный театр на ширме). В обучающих играх продолжается развитие интеллектуально-перцептивных способностей дошкольников; формируются наблюдательность, умение обследовать предметы, сравнивать их, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал).

В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм. Вообще в игре коренным образом изменяется позиция ребенка. Играя, он приобретает возможность смены одной позиции на другую, координации разных точек зрения

На основе режиссерских и ролевых игр развиваются игры-драматизации . Игры эти создаются на каком-либо готовом содержании (например, на сказке), роли берутся из текста сказки или рассказа. Большая или меньшая близость игры к сюжету и тексту литературного произведения особого значения не имеет, поэтому не следует на этом особо настаивать, однако желательно вести руководство этими играми в направлении использования детьми замысла сказки, рассказа, их текста, ролей, предоставляя детям возможность вносить в игру свою инициативу. В такой игре ребенок менее свободен, чем в игре, отражающей жизнь.

Для старших дошкольников главное — отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Для данного возраста важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется.

Новые возможности воображения в старшем дошкольном возрасте являются источником развития новых игр — игр с правилами. Е.Е. Кравцова вслед за Л.С. Выготским и Д.Б. Элькониным отмечает, что настоящая игра с правилами является прямым продолжением сюжетно-ролевой игры. В играх с правилами главное — решение поставленной задачи. Ребенок должен осмыслить правила в соответствующем виде игры и наоборот, выделить правила из разного рода ситуаций. Е.Е. Кравцова указывает на необходимость соблюдения двух условий при игре с правилами:

· Вначале предлагаются сюжеты близкие играм с правилами, а затем превращать в игру с правилом любое другое содержание;

· Введение субъекта, которому необходимо объяснение заданных в игре правил.

Такая работа научит детей не только выделять и формулировать правила в игре, но и подготовит к освоению обратного действия. При обучении обратному действию, ребенок становится в ситуацию, когда для объяснения существующих в игре правил необходимо ввести в нее сюжет и роли.

Подводя итог, можно сказать, что по мере развития игры ребенок становится способным управлять ею на разных уровнях. При этом уровень развития субъекта игровой деятельности не является строго возрастным показателем, ребенок приобретает способность управлять собой в качестве играющего. Он может конструировать игру, находясь в реальной и в условной позиции. При этом дети с развитым уровнем субъекта игровой деятельности строят свою деятельность из условной позиции, каждый раз моделируя ее в зависимости от своих целей и намерений.

Особенности организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Особенности организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Свободная ролевая игра — самая привлекательная деятельность для детей. Это объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетно-ролевой игры — действием в воображаемой, условной ситуации. Игра, как и любая другая деятельность, возникает не спонтанно, а передается людьми, которые уже владеют ею — «умеют играть».
Оказывается, как отмечает Н. Короткова, он овладевает ею, как бы втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей. Естественным образом такое «втягивание» происходит, когда ребенок входит в разновозрастную группу, включающую несколько поколений детей. В такой группе сюжетно-ролевая игра «живет» во всей ее целостности и полноте: каждый раз, развертывая какой-то конкретный сюжет, старшие дети используют все возможные способы построения игры, а младшие подключаются на доступном им уровне, проникаясь в целом ее духом (в таких ситуациях не возникает никакой специальной задачи побуждения к игре). Постепенно дети накапливают игровой опыт и в плане игровых умений, и в плане конкретной тематики, взрослея, они уже сами становятся «носителями» игры, передающими ее другому поколению детей.
Первый принцип организации сюжетно-ролевой игры: для того чтобы дети овладели игровыми действиями, воспитатель должен играть вместе с ними.
Чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в игру, является сам характер поведения взрослого. Дело в том, что педагог, общаясь с детьми на занятиях, занимает позицию учителя, т.е. требует, задает, оценивает и даже наказывает. Конечно, такая позиция необходима для реализации воспитательного процесса.

Однако в совместной игре с детьми необходимо сменить такую позицию на позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее, ощущал бы себя вне оценок: «хорошо-плохо». Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет настоящей игрой, если ребенок почувствует не моральное превосходство педагога, которому надо подчиняться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнера. Такая позиция взрослого — гарантия возникновения у ребенка побуждения к сюжетно-ролевой игре вообще и возникновения у него интереса к любой тематике.
Каждому возрасту свойственно воспроизводить разные стороны действительности одного и того же сюжета. Дети играют в сходные игры в любом возрасте, но они играют в них по-разному.
Говоря о влияние взрослых на игру детей, К.Д. Ушинский писал: «Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разр

Оценить 409 0

Автор: Гусейнова Ельмира Махаратовна,

воспитатель 1 квалификационной категории

МБДОУ детский сад №6 «Ромашка»,

г. Междуреченск, Кемеровская область

Особенности организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Свободная ролевая игра — самая привлекательная деятельность для детей. Это объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетно-ролевой игры — действием в воображаемой, условной ситуации. Игра, как и любая другая деятельность, возникает не спонтанно, а передается людьми, которые уже владеют ею — «умеют играть».

Оказывается, как отмечает Н. Короткова, он овладевает ею, как бы втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей. Естественным образом такое «втягивание» происходит, когда ребенок входит в разновозрастную группу, включающую несколько поколений детей. В такой группе сюжетно-ролевая игра «живет» во всей ее целостности и полноте: каждый раз, развертывая какой-то конкретный сюжет, старшие дети используют все возможные способы построения игры, а младшие подключаются на доступном им уровне, проникаясь в целом ее духом (в таких ситуациях не возникает никакой специальной задачи побуждения к игре). Постепенно дети накапливают игровой опыт и в плане игровых умений, и в плане конкретной тематики, взрослея, они уже сами становятся «носителями» игры, передающими ее другому поколению детей.

Первый принцип организации сюжетно-ролевой игры: для того чтобы дети овладели игровыми действиями, воспитатель должен играть вместе с ними.

Чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в игру, является сам характер поведения взрослого. Дело в том, что педагог, общаясь с детьми на занятиях, занимает поз ици ю учителя, т.е. требует, задает, оценивает и даже наказывает. Конечно, такая позиция необходима для реализации воспитательного процесса.

Однако в совместной игре с детьми необходимо сменить такую позицию на позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее, ощущал бы себя вне оценок: «хорошо-плохо». Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет настоящей игрой, если ребенок почувствует не моральное превосходство педагога, которому надо подчиняться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнера. Такая поз ици я взрослого — гарантия возникновения у ребенка побуждения к сюжетно-ролевой игре вообще и возникновения у него интереса к любой тематике.

Каждому возрасту свойственно воспроизводить разные стороны действительности одного и того же сюжета. Дети играют в сходные игры в любом возрасте, но они играют в них по-разному.

Говоря о влияние взрослых на игру детей, К.Д. Ушинский писал: «Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в ней характера игры, а именно — доставлением материала для построек, которым уже самостоятельно займётся ребёнок.

Одна и та же, по своему сюжету, игра (например, в «семью») может иметь совершенно разное содержание: одна «мама» будет бить и ругать своих «детей», другая — краситься перед зеркалом и торопиться в гости, третья — постоянно стирать и готовить, четвёртая — читать детям книжки и заниматься с ними и т. д. Все эти варианты отражают то, что «вливается» в ребёнка из окружающей жизни.

Социальные условия, в которых живёт ребёнок, определяет не только сюжеты, но, прежде всего, содержание детских игр.

Таким образом, особая чувствительность игры к сфере человеческих отношений свидетельствует о том, что она является социальной не только по своему содержанию. Она возникает из условий жизни ребёнка в жизни общества и отражает, воспроизводит эти условия.

Роль является основным сюжетно-ролевой игры. Как пишет Нечкина С.Р., роль — это набор действий и высказываний, специфичных для какого-то лица. Чаще всего ребёнок принимает на себя роль взрослого.

К роли дети относятся избирательно, они принимают на себя роли тех взрослых и детей, действия и поступки которых произвели на них наиболее эмоциональное впечатление, вызвали наибольший интерес. Интерес ребёнка к той или иной роли связан с тем местом, которое занимает данная роль в развёртываемом сюжете игры, в какие взаимоотношения — равноправия, подчинения, управления — вступает с другими играющими, принявший на себя ту или иную роль.

Наличие роли в игре означает, что в своём сознании ребёнок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени: соответственным образом использует те или иные предметы, вступает в разнообразные отношения с другими играющими.

Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность людей, к играм, отображающим отношение между людьми, и наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и общественных отношений между людьми.

Таким образом, центральным моментом любой игры является воспроизведение деятельности взрослых людей, их отношений. На основе специфических, только в игре возникающих условий ребёнок из действий с предметами извлекает их общественную сущность, то есть то, что всякое действие с предметом связано с определёнными отношениями между людьми, направлено на другого человека. В этом вхождении в человеческие отношения и в их освоении заключается сущность игры. Именно это определяет то большое влияние, которое оказывает ролевая игра на развитие всей личности ребёнка дошкольного возраста, на развитие всех сторон его психической жизни.

«Современные подходы к организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Автор: Айгуль Фидаилевна Абдуллина
Должность: Воспитатель дошкольной группы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Оренбургская область Беляевский район село Беляевка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Современные подходы к организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование

Семинар практикум для педагогов на тему:

«Современные подходы к организации игровой деятельности

детей старшего дошкольного возраста».

Подготовила воспитатель дошкольной группы

МБОУ «Беляевская СОШ» Абдуллина А.Ф.

Цель: Способствовать закреплению теоретических и практических знаний и

Рассмотреть принципы формирования игровой деятельности (этапы,

способы, основные задачи) в различных возрастных группах.

Транслирование опыта педагогов по организации игровой деятельности

Предварительная работа:

презентацию «Современные

организации

игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста».

Материалы, оборудование: простые карандаши, бумага.

1.Приветствие: Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего сегодняшнего

выступления «Современные

организации

деятельности детей старшего дошкольного возраста».

2. Основной этап.

Актуальность данной темы заключается в том:

Игра является одним из наиболее важных компонентов в воспитании

детей и развитии их творчества. Так как в играх ребенок развивает свои

умственные способности и физические. Именно в игре дети сталкиваются с

современной техникой, становятся более целеустремленными, веселыми и

наблюдательность и настойчивость в достижении своей цели . В играх дети

раскрывают свои положительные и отрицательные качества и в связи с этим

взрослые получают полную возможность воздействовать на ребенка.

социализация и индивидуальное развитие ребенка.

с организацией

деятельности

современных

воспитателей требуется умение ориентироваться в мире современных игр и

игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него,

развитии игровой

деятельности,

раскрыть дошкольникам многооб разие

сопровождает детей в течение всего пребывания в детском саду.

• Формирование системы научных знаний о природе и обществе;

умственной деятельности:

• Воспитание познавательных интересов, любознательности;

• Формирование речи: пополнение и активизация словаря, воспитание

правильного звукопроизношения, развитие связной разговорной речи.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра.

Что даёт игра детям?

Игра дает свободу.

порядок. Система правил

Невозможно нарушать правила и быть в игре.

• Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству.

Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих

формах она предполагает обучение

Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие

• Игра дает развитие воображения.

• Игра дает возможность развить свой ум.

• Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях,

дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который

так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное

отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

Игровая деятельность включает в себя:

Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей

дошкольного возраста.

В дидактической игре ребенок не только получает

о б о б щ а е т

з а к р е п л я е т

У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они

обще ственно выработанные с р е д с т в а

умственной деятельности.

обучающая. Это игры на развитие внимания, логического мышления, памяти,

зрения, слуха, различения формы, величины, ориентации в пространстве

Сюжетно–ролевые. Главная задача сюжетно-ролевой игры -насыщение

атмосферы, развитие представлений об окружающем мире

Театрализованные:

С помощью театрализованных игр увеличивается словарный запас детей,

диалогической речи, умению последовательно передавать в речи и

для детей разыгрывать

игрушек, картинок. Кукольная театрализация сказок очень увлекает детей.

Они быстро запоминают слова все персонажей, часто импровизируют. Речь

становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать

новые слова, пословицы, поговорки из сценария.

Строительная

разнообразных постройках и связанных с ними действиях.

• Народные, хороводные игры

• Игры с песком, игры-исследования и игры эксперименты

В этих играх дети учатся сосредотачивать свое внимание

на игровом объекте. Это улучшает устойчивость их внимания, помогают

двигательный опыт и постепенно у них формируется более высокий уровень

учат детей быть

смекалку, Выполняя правила игры, ребята приучаются контролировать свое

поведение, в результате чего воспитывается воля, дисциплинированность,

умение действовать сообща, приходить друг другу на помощь, радоваться

собственным успехам и успехам товарищей,

— Игры-забавы. Особую группу составляют игры – забавы. В них ярко

выражен элемент необычного, неожиданного, смешного, содержатся шутка,

безобидный юмор. Основное их назначение – повеселить, позабавить детей.

-Музыкальные игры:

худ оже с т ве н н о

т во рч е с ко й деятельности

дошкольников

у детей умение узнавать музыку, ее темп, характер, ритм.

о с т а н а вл и ват ь с я .

р а с с ка з ат ь

(интерактивных) игровых технологиях, которые мы также применяем в

своей работе с детьми.

Что же такое интерактивная технология обучения?

Само определение связано с понятием «интерактивный». Интерактивность

означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы,

диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

Интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной

деятельности. Суть интерактивного обучения состоит в том, что процесс

обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия

всех воспитанников, ребенок и педагог являются равноправными субъектами

обучения. То есть это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется

взаимодействие педагога и ребенка.

1. При пассивном методе обучения информация поступает от педагога к

воспитаннику.

взаимодействия педагога

воспитанника.

о с н о в е интерактивного обучения

структуре «педагог-ребенок-ребенок».

Интерактивная технология направлена на формирование у дошкольников

Особенности организации игровой деятельности в старшей группе ДОУ

Конференция: Игровая деятельность по ФГОС ДО

Автор: Федотова Наталья Ивановна

Организация: МДОУ № 21

Населенный пункт: Московская область, Можайский район, с. Сокольниково

«Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»

Значение, цели и задачи игры.

Игра — основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми.

В пункте 2.7 Стандарта дошкольного образования игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного развития в социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической и физической образовательных областях. Персональные психоэмоциональные особенности малыша, его возраст, способности и наклонности определят содержательный контекст игрового процесса.

ФГОС ДО указывает на конкретные особенности игрового процесса дошкольника в зависимости от возрастной категории:

  • младенческий этап (два месяца — один год) – предметная игра, знакомство с предметным миром, приобретение элементарных навыков манипуляции с предметами, близкий эмоциональный контакт с родными;
  • раннее детство (один-три года) – игра с комбинированными и динамическими игрушками, общение и игры с другими детьми под наблюдение взрослых;
  • дошкольный период (три — восемь лет) – более сложный сюжетно-ролевой формат игровой активности, коммуникативная игра с соблюдением определённых правил.

Цели и задачи игры Пункт 4.6 ФГОС ДО оговаривает важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также в повышении эффективности образовательного процесса:

  • пробуждение интереса — процесс обучения в игровой форме развлекает, доставляет удовольствие и радость, нейтрализует стрессовое напряжение, превращает познание окружающего мира и освоение новых практических навыков в увлекательное путешествие;
  • самопознание и самореализация — малыш познаёт свой внутренний мир, учится проявлять инициативность, высказывать своё мнение в общении, опираться на самостоятельность в конструировании, делать осознанный выбор рода занятий и партнёров по игре;
  • формирование культуры сотрудничества — совместная игра помогает развить психологические навыки солидарности, обучает коллективной деятельности, умению слышать не только самого себя, но и партнёров по игре, является прекрасным практическим тренингом по искусству разрешения конфликтов и умению находить компромисс, воспитывает уважение к другим людям, формирует чувство справедливости и собственного достоинства;
  • социализация — ребёнок учится различать реальную действительность и условную («понарошку»), развивает волевые качества самодисциплины и понимает необходимость следовать нормам и правилам;
  • развитие коммуникативных навыков — малыш осваивает такой инструмент, как речь для решения проблемы взаимопонимания и передачи информации.

Игровая терапия — помогает в преодолении трудностей, возникших в какой-либо сфере деятельности ребёнка. Игрушки в такой игре уже начинают выражать особенности реального поведения людей. Ребенок показывает, как они капризничают, спорят, боятся, просят сладости, игра все полнее передает отношения

  • свободная форма деятельности ребёнка, исключающая принуждение, совершаемая ради получения положительных эмоций от самого процесса, а не только от конечного результата такой деятельности;
  • творческий характер, построенный на принципе инициативности, самобытной импровизации и неординарности;
  • эмоциональный азарт, проявляющийся в духе соперничества и конкуренции;
  • следование правилам, которые прямо или косвенно отражают логическую последовательность и содержательный рисунок игры.

По инициативе педагогов и воспитателей чаще всего организуются дидактические игры, цель которых – умственное развитие. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

  • игры с предметами (игрушками, природным материалом);
  • настольно-печатные;
  • словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенное ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам; признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

Наиболее характерна для дошкольников сюжетно-ролевая игра. Главная задача воспитателя здесь — научить детей, подсказать им сюжет игры. Например, предлагая детям поиграть в профессии, воспитатель спрашивает ребят, кем работают их родители, а затем дает им возможность самим выбрать сюжет игры. Ребята в споре, в предложениях приходят к выводу, что есть возможность поиграть в строителей

Строительные игры развивают творчество детей, расширяют знания о цвете, форме, развивают пространственное воображение, умение создавать различные модели. Все эти игры носят групповой или коллективный характер и поэтому способствуют развитию взаимоотношений, учат внимательно относиться к другим детям, общаться со сверстниками и взрослыми.

Для решения задач физического воспитания педагоги дошкольных учреждений должны использовать подвижные игры. Эти игры учат детей быть доброжелательными, не смеяться над проигравшим, формирует умения, смекалку. Дети осваивают ритмические движениями в такт мелодии, соревнуются в скорости и т.д.

Музыкальные игры проводятся как во время занятий, так и в другие режимные моменты жизни детей в детском саду. Любые игры требуют музыкального сопровождения. Но к специальным музыкальным играм относятся хороводы, игры – импровизации, ритмические игры.

Таким образом, игра способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе.

Игра — основная форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.

В заключении хочется дать всем педагогическим работникам ряд рекомендаций, которым желательно следовать в своей практике:

— Следуйте главному девизу в жизни ребенка: играть с утра и до вечера везде, где позволяет обстановка, невзирая на обстоятельства окружающей жизни, которая запружена компьютерной завесой реальной действительности.

— А поначалу воспитатели, подобны маякам, зовут детей в свои игры, а впоследствии воспитатели сами становятся участниками этих игр.

— Побуждайте детей в ежедневной игровой и учебной деятельности самим придумывать сюжеты и правила к своим играм.

А родителям хочется посоветовать следующее:

— Любите своих детей такими, какие они есть.

— Побуждайте в них желание играть самим с собой, со своими сверстниками, игрушками, животными.

— Всегда находите отклик в детях на предложения поиграть именно с вами.

Благодаря игре больше проникайте во внутренний мир ребенка, и вы узнаете много нового и интересного о ваших детях, что поможет вам сохранить отношения с ними в настоящем и будущем.

Жигадлова И. В. Организация игровой деятельности с дошкольниками в соответствии ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 133–135. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76397.htm .

От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с

Слепцова, И. Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2007 — № 3 – с. 74-80.

Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3);

Федерального государственного образовательного стандарт ДО;

Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384

Организация игровой деятельности дошкольников с учетом их возрастных особенностей

Игровая деятельность дошкольников – это деятельность, заключающаяся в моделировании ситуаций из реального мира и их наполнении фантастическими параметрами, в ходе которой осуществляется усвоение социального опыта, формируются навыки поведения и социального взаимодействия.

Игровая деятельность дошкольников развивается в ходе ролевой деятельности. Дети переносят в воображаемый мир модели деятельности реального мира, трудовые отношения, отношения личностного характера. В игровой деятельности происходит отражение различных потребностей ребенка. Игра помогает установить контроль своих стремлений и найти соответствие между ними и способами их реализации. постепенно, удается свести к минимуму противоречия стремлений ребенка и утвердится во взрослом мире в качестве его полноценного и равноправного участника.

Организация игровой деятельности младших дошкольников

В младшем дошкольном возрасте ребенок совершает разнообразные манипуляции с предметами. Его игры носят предметный характер. Они сводятся к совершению с предметами разнообразных действий, приводящих ребенка к пониманию того, для чего нужен тот или иной объект, какие операции с ним можно выполнить. Ребенок познает мир, а взрослый помогает ему в этом, демонстрируя действия с данным объектом.

Постепенно, манипулятивная деятельность перерастает в зачатки сюжетно-ролевой игры. Ребенок не всегда понимает смысл той или иной ситуации, особенности поведения взрослых, но переносит их в свою игру, придавая им какие-то особенные свойства.

Здесь же происходит замещение предметов иными, но с сохранением их функциональной роли.

На данном возрастном этапе развития дошкольника, работа по организации его игровой деятельности сводится к следующему:

  1. Развитие представлений о различных играх и их особенностях. Дети знакомятся с предметными играми, совершением динамических действий с игрушками, простыми сюжетными играми, принимают участие в простых подвижных играх, которые, как правило, не имеют сюжета.
  2. Развитие навыков перевода предметных действий с объектами в осознанные манипуляции, отражающие конкретную игровую ситуацию и ее особенности.
  3. Постепенный переход от индивидуальной игры к коллективной. Первоначально ребенок привлекается к игровому действию со взрослым. Затем оно расширяется игрой в малых группах.
  4. Формирование навыков совершения различных игровых действий. Как правило, сюда входят основы простейшего манипулирования с предметами, выполнения какой-то игровой роли с малым количеством игровых операций.
  5. Развитие навыков игрового взаимодействия. Дети учатся строить игровую ситуацию, исходя из интересов всех участников игры и их игровых навыков.
  6. Заложение основ понимания условного характера игровой ситуации. Ребенок должен понимать, что игровая ситуация не является реальной, что все игровые действия носят условный характер. Это понимание не является полноценным. Ребенок только начинает осмысливать игровой процесс и его значение.

Готовые работы на аналогичную тему

Организация игровой деятельности средних дошкольников

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) ребенок начинает полноценно играть в сюжетные игры. Он познает игровые роли, стремится выбрать роль, отвечающую его интересам и возможностям.

В сюжетных играх дошкольников данного возраста реализуются разнообразные социальные отношения и ситуации, которые были пережиты ребенком, которые он наблюдал со стороны.

Как правило, игра строится путем переноса объектов реального мира в воображаемый, их замещения, т.е. например, в качестве папы выбирается игрушка — медведь, а в качестве мамы выступает сам ребенок и т. д.

Организация игровой деятельности средних дошкольников сводится к следующим направлениям работы:

  1. Формирование навыков ролевого поведения. Необходимо показать ребенку способы проигрывания различных ролей, научить их распределять роли между участниками игры, отвечающие их возможностям и желаниям, а также научить договариваться и уступать.
  2. Стимулирование коллективной игровой деятельности. Если наблюдается объединение детей в группы для совершения какой-то игры, то этот процесс необходимо поддержать и развить, помочь в объединении, выборе игрового сюжета, распределении ролей.
  3. Расширение навыков игрового взаимодействия. Контакты участников игры должны быть расширены и усложнены.
  4. Расширение тематики сюжетных игр.
  5. Постепенное приобщение к играм с правилами. Дети должны научиться выполнять игровые действия с соблюдением правил. Для этого используются игры разной направленности: подвижные, народные, театрализованные и др.

Организация игровой деятельности старших дошкольников

Для старшего дошкольного возраста (5-7 лет) характерно проявление интереса к играм с правилами. Детям уже не так интересно выполнять какую-то роль. Им важно, чтобы она была выполнена должным образом и привела к достижению конкретных результатов.

Игровой процесс реализуется по заранее составленному плану. Игра приобретает коллективную ориентацию. Индивидуальные игры теряют свою актуальность. Дети стремятся переносить в игры отношения людей, а это требует совместного проигрывания различных ситуаций.

Чтобы эффективно организовать игровую деятельность старших дошкольников, требуется соблюдение некоторых условий:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: