Организация и проведение игр в подготовительной группе

Организация и проведение игр в подготовительной группе

Автор: Аристова Олеся Валерьевна

Организация: МДОУ «Детский сад «Белоснежка»

Населенный пункт: Архангельская область, город Каргополь

Особое место в жизни дошкольников занимают игры, которые создаются самими детьми – это творческие игры. Сюжетно-ролевая игра – одна из творческих игр. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, Сергей Леонидович Рубинштейн, советский психолог и философ, подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

В структуру сюжетно-ролевой игры входят: сюжет, ролевое поведение, роль, игровое действие, воображаемая ситуация.

Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе.

Термин «руководство игрой» — обозначает совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями. Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта.

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

— развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);

— использование игры в целях воспитания у детей разных видов деятельности.

Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

При руководстве игрой в старшем дошкольном возрасте используются следующие приемы:

Приемы прямого руководства: непосредственное включение педагога в игру, принятие на себя роли (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.). Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.

Приемы косвенного руководства: без вмешательства педагога в игру, направленное на обеспечение опыта ребенка (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

Рассмотрим особенности руководства сюжетно – ролевой игрой в подготовительной к школе группе.

Организуя сюжетно-ролевую игру с будущими школьниками, воспитатель должен проявить максимум педагогического такта и мастерства.

Воспитатель принимает участие в игре наравне с детьми. Роль воспитателя заключается в том, чтобы поддерживать интерес дошкольников к игре. Если в более раннем дошкольном возрасте центральным моментом игры было ролевое поведение, то в подготовительной группе воспитатель побуждает ребят к активному использованию речевых комментариев. Их функция заключается в словесном замещении определённых событий, которые нельзя проиграть. Словесные реплики органично вписываются в сюжетную линию. Например, можно имитировать разговоры по телефону (мама звонит по телефону папе, чтобы он забрал ребёнка из детского сада, продавец магазина звонит на склад и просит привезти новый товар и т. д.).

Чтобы игра получилась увлекательной, дети должны обладать знаниями, детальными сведениями о той области деятельности, которую они будут моделировать. Поэтому начальный этап работы — это беседа с дошкольниками на выявление интереса к конкретной теме. Например, что нужно делать, если человек заболел («Поликлиника», «Аптека»), если семья ждёт прихода гостей («Новоселье»), хочет поехать отдохнуть в тёплые края («Туристическое агентство»), куда человек обращается, когда у него ломается автомобиль («Автосервис») и т. д.

Следующий этап работы воспитателя с детьми — это обогащение, расширение знаний и впечатлений по теме исследования. Здесь используются такие методы, как экскурсии, встречи в детском саду с представителями определённых профессий (например, с пожарным), чтение соответствующей художественной литературы, инсценировки по произведениям с задействованием игрушек, кукольного театра, рассказ воспитателя с обязательной демонстрацией фотографий и картинок, индивидуальные беседы с ребятами.

Затем педагог вместе с дошкольниками занимается подготовкой атрибутов. Воспитанники подготовительной группы многое уже могут сделать своими руками (например, маски для игры «Театр», выпечку для «Кафе», нарисовать упаковки таблеток для «Аптеки» и т. д.). Далее воспитатель совместно с детьми намечает различные сюжетные линии, которые можно использовать (при этом не навязывая ребятам своё мнение, а лишь давая советы). Например, в ходе сюжетно-ролевой игры «Семья» мама с дочкой могут отправиться на праздник, моряки — перевозить не только людей, но и грузы, поликлиника может переквалифицироваться в призывную комиссию.

Ключевой этап – это непосредственно сам процесс сюжетно-ролевой игры.

Если педагог видит, что активность ребят ослабевает, то можно разнообразить деятельность новым персонажем или неожиданным действием (например, в магазин приехала комиссия по проверке свежести продуктов, в больницу доставлен срочный пациент с тяжёлой травмой, автобусу нужно сделать остановку, чтобы заправиться).

Что касается количества участников игры, то оно может быть разным в зависимости от выбранной темы. Однако чем меньше детей задействовано в деятельности, тем более творческой она будет (не более 4–5 человек). И наоборот, игры с большим количеством участников (полёт в космос, поездка на автобусе), как правило, требуют придерживаться намеченного плана (воспитатель координирует действия).

В подготовительной к школе группе тематическое содержание игр расширяется за счёт углубления знаний детей об окружающей действительности. Сюжеты они черпают непосредственно из своего жизненного опыта, экскурсий, просмотренных телепередач, рассказов взрослых. Условно игры можно разделить на следующие группы: бытовые (семья, приход гостей, новоселье); профессиональные (повара на кухне, лаборатория, хлеборобы, строители, пожарные, поликлиника, скорая помощь); общественные (кафе, супермаркет, аптека, салон красоты, зоопарк, библиотека, банк, почта, музей); игры-путешествия (в лес, в космос); фантазийные – игры по мотивам популярных мультфильмов, прочитанных книг (например, девочкам нравится воображать себя диснеевскими принцессами и придумывать связанные с ними различные сюжеты, мальчикам любят играть в человека-паука).

Важное условие успешного проведения сюжетно-ролевой игры — это её «материальная база». Для этого необходимы соответствующие атрибуты, представляющие собой имитацию настоящих вещей, либо предметы-заместители, которым придаётся воображаемое значение. В подготовительной группе используется гораздо больше предметов заместителей, нежели в более раннем возрасте. Это различные лоскуты материала, палочки от мороженого, крышечки от бутылок, деревянные и пластмассовые бруски и пр.

Материал к определённой игре всегда должен быть у детей под рукой, но в то же время не нужно держать его на виду в качестве элемента дизайна. Самое удобное решение — хранить атрибуты для сюжетно-ролевых игр в отдельных контейнерах (коробках). С их лицевой стороны нужно обозначить символ игры и надпись (ведь многие воспитанники подготовительной группы уже умеют читать).

Рассмотрим организацию сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе.

На наш взгляд очень важна предметно-развивающая среда, так как она способствует накоплению игрового опыта, развитию самостоятельной игровой деятельности. В группе оформлены центры для сюжетно-ролевых игр: «Магазин», «Салон красоты», «Больница», «Уголок ряжения», «Хозяюшка», «Салон связи», «Фотоателье», «Пожарники», «Полицейские».

Для формирования у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. С этой целью мы используем костюмы и атрибуты.

В центре театрализованной деятельности: атрибуты для разыгрывания сказок, пальчиковый и настольный театр, куклы бибабо, фигуры, игрушки персонажей сказок, предметы декораций (деревья, домики, машинки). В уголке ряжения: разнообразные предметы одежды (головные уборы, юбки, платки). Уголок по ПДД: набор полицейского (жезл, накидка). В салоне связи: телефоны и др. В уголке сюжетно-ролевых игр присутствует строительный материал. Кубики, брусочки являются универсальным вариантом предметов-заместителей. В группе находится развивающий стол для игр мелкими игрушками и машинками.

Содержание уголков постоянно пополняется по мере расширения детского кругозора и обогащения впечатлениями.

Представляем вашему вниманию сюжетно-ролевую игру «Почта». Почтовая связь играет существенную роль в социальном и экономическом развитии стран, являясь одним из основных средств коммуникации, обеспечивающим доступ населения к источникам информации, и способствует развитию социальных связей и коммуникаций между государством и гражданами.

Цель: Формировать у детей представления о труде людей на почте.

Задачи:

— Расширять знания детей о том, как происходит работа почтовой службы, как письма и посылки попадают в другие города.

— Активизировать у детей словарный запас по теме.

— Развивать у детей творческое мышление, воображение, фантазию, инициативу.

— Развивать умение совместно развертывать игру, договариваться и обсуждать действия всех играющих.

— Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.

Условия реализации

— Подбор и изучение методической литературы.

— Разработка плана проведения игры.

— Место: оборудовать место для проведения игры.

— Атрибуты: почтовый ящик; сумка почтальона; конверты с бумагой; коробки для посылок; бланки телеграмм; квитанции; телефоны; компьютер;

блокнот; карандаши; ручки; руль; машина; стульчики; почтовые марки; газеты; журналы; деньги, кошелек; столик для отправки и получения посылок.

Предварительная работа: Чтение, рассматривание иллюстраций к произведению Маршака «Почта», беседы «Назначение почты», «Работа почтальона».

Роли, ролевые действия.

Игровые роли и основные ролевые действия

Ролевые функции взаимосвязаны, направлены к другим персонажам игры.

Игровые роли

Ролевые действия

Оборудование

Возможные реплики для построения диалога

Организует работу почты. Принимает работников на работу (распределяет роли) Объясняет должностные обязанности, следит за порядком на почте

Доброе утро, как настроение? Как справляетесь с работой? Назначаю вас на должность оператора (почтальона).

Сортирует корреспонденцию, прессу, посылки, бандероли по видам и адресам

Посылки. бандероли, письма, телеграммы, пресса, открытки, коробки для сортировки

Ваша посылка (письмо, бандероль, газета..) еще на сортировке.

Забирает на почте посылки и корреспонденцию, прессу разносит по адресам

Униформа, сумка, письма

  • день (утро), Вам телеграмма (письмо). Распишитесь за получение, спасибо.

Оператор по приему бандеролей и посылок

Принимает бандероли и посылки, взвешивает, обсчитывает стоимость посылки, заполняет бланк Объясняет посетителям, как отправить посылку

Стойка, бланки, ручка, касса

Здравствуйте, куда хотите отправить посылку. Заполните бланк с адресом получателя. Отправка вашей посылки будет стоить . рубля

Грузит прессу, посылки, бандероли, письма в машину, развозит по адресам

Вы подготовили список адресов, опись посылок?

  • на почту, заполняют бланки, отправляют посылки, письма. Получают посылки, бандероли. Покупают марки, открытки, газеты, подписываются на журналы, газеты. Задают вопросы операторам

Бланки, открытки, марки, ручка.

Как я могу отправить посылку? Сколько это будет стоить?

Какой журнал посоветуете выписать?

Как отправить срочную телеграмму?

Руководство игрой

Педагог осуществляет косвенное руководство сюжетно-ролевой игрой, т.е. создает условия, способствующие возникновению, развертыванию и преобразованию игровой деятельности по инициативе детей с учетом обогащения игрового опыта между детьми.

Педагог может выступать и координатором сюжетно-ролевой игры, внося коррективы в процесс игровой деятельности в соответствии с планом организации.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что сюжетно- ролевая игра оказывает огромное влияние на развитие ребёнка. Расширяет кругозор, способствует формированию положительных взаимоотношений, оказывает на детей комплексное воспитательное воздействие.

В дальнейшем планируем познакомить детей с такими играми как: «Полет в космос», «Фитнес клуб», продолжать работу по расширению сюжетов уже знакомых детям игр.

Рекомендации по организации игровой деятельности дошкольников (6 – 7 лет)
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Винокурова Ирина Сергеевна

Учитывает дружеские привязанности между детьми при организации совместных игр.

Читайте также  Учится ребенок 5 месяце

Объединяет отдельные играющие группы общим сюжетом, развивает умение договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность.

Включает в игру застенчивых детей, способствует поло — ролевой социализации мальчиков и девочек в игре.

Старшая и подготовительная к школе группы

В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала (игрушек):

«Предметы оперирования» — это игрушки, имитирующие реальные предметы, — орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.д.)

«Игрушки — персонажи» — это разного рода куклы , фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий игровые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника и т.п.

«Маркеры (знаки) игрового пространства — это игрушки, игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.)

Материалы для сюжетной игры

Игрушки-предметы оперирования в возрастном диапазоне изменяются в двух направлениях. С одной стороны это усиление реалистичности игрушки с одновременным уменьшением её размеров и степени готовности к использованию. Это готовые реалистические игрушки-модели (например, автомобильчики разных марок), а также сборные модели (типа « лего », сборные мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов) и игрушки-трансформеры.

С другой стороны, весьма привлекательными для детей в этом возрасте становятся игрушки, реалистические по облику и соразмерные настоящей вещи, позволяющие ребёнку осуществлять действие, приближающиеся к реальному (например, игрушечная швейная машина, которая действительно шьёт, позволяет «портнихе» в самом деле одевать обитателей кукольного дома и т.п.

Игрушки-маркеры условного пространства также претерпевают изменения в двух направлениях. Первое направление — изменение в сторону большей реалистичности и, одновременно, уменьшения размеров. Очень большое значение приобретают макеты — предметы, представляющие в уменьшенном виде реальные сооружения и территории.

Второе направление — изменение крупных прототипических маркеров в сторону всё большей условности. Например, складная многочастная рама (ширма), которая по прихоти детей может обозначить контур корабля или самолёта, или автомобиля (как и набор крупных набивных модулей). В пределе, мы имеем дело в этом направлении уже не с игрушками как таковыми (т.е. предметами, специально предназначенными для игры), а с любым крупным подсобным материалом ( диванные подушки, перевёрнутые стулья , стол со спущенной скатертью и пр.) Крупные условные маркеры особенно ценны для поддержки совместной сюжетной игры старших дошкольников.

Игрушки-персонажи в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) уменьшаются в размерах. Большую ценность для ребёнка приобретает не отдельная игрушка-персонаж, а персонаж в наборе с предметами оперирования и маркерами пространства («наполненный макет») или наборы из нескольких персонажей, относящихся к общему смысловому контексту. Такого рода наборы позволяют ребёнку не просто осуществлять условные игровые действия или их цепочки, реализовывать ту или иную роль, но строить свой игровой мир и управлять им, т.е выступать в качестве творца.

Стремление к реалистичности проявляется у девочек в желании иметь небольшого размера куклу (кукол) с «прикладом» — разнообразной одеждой, подходящим по размерам реалистическим антуражем. Те же предпочтения проявляются и у мальчиков в традиционном увлечении наборами солдатиков, ковбоев, рыцарей, туземных воинов, роботов и пр.

Отвечают детским потребностям и наборы реалистических животных (мелких по размеру): домашние и дикие животные, доисторические животные — динозавры и пр., позволяющие ребёнку «творить» более разнообразные миры в игре, проникая в реальность и расширяя её исторические и географические рамки для себя.

В этом возрасте для игры полезны мелкие игрушки-персонажи крайней степени условности, которые могут обслужить любую задуманную ребёнком тему игры. Это человеческие фигурки размером 5-6 см, с условным телом (конусом или цилиндром) и головой с намеченными в общем виде чертами лица. Ребёнок может приписать им любые роли. Такого рода игрушки служат опорой для игр, как мальчиков, так и девочек.

Сюжетообразующие наборы материала и его размещение.

В связи с тем, что игровые замыслы детей 5-7 лет весьма разнообразны, весь игровой материал должен быть размещён таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под замыслы». Стабильные тематические зоны полностью уступают место мобильному материалу — крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место.

Крупные и средние игрушки-персонажи как воображаемые партнёры ребёнка уходят на второй план, поскольку всё большее место в детской деятельности занимает совместная игра с партнёрами сверстниками. Функция сюжетообразования принадлежит разнообразным мелким фигуркам-персонажам в сочетании с мелкими маркерами пространства — макетами.

Сюжетообразующие наборы меняют свой масштаб — это игровые макеты с тематическими наборами фигурок-персонажей и сомасштабными им предметами оперирования («прикладом»).

Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко доступных детям; они должны быть переносными (чтобы играть на столе , на полу, в любом удобном месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей целесообразно размещать в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальные макет мог быть легко и быстро «населён» по желанию играющих ).

«Полные» сюжетообразующие наборы — макеты типа «лего» (замок, кукольный дом с персонажами и детальным мелким антуражем) могут быть представлены детям, но надо иметь в виду, что они в меньшей мере способствуют развёртыванию творческой игры, нежели универсальные макеты, которые населяются и достраиваются по собственным замыслам детей.

Примерный набор игровых материалов для старшей и подготовительной к школе групп

Картотека подвижных игр в подготовительной группе по ФГОС с целями для воспитателя

Подвижные игры в ДОУ должны включать бег, прыжки, кувырки и лазанье. Картотека подвижных игр в подготовительной группе по ФГОС с целями включает несколько видов таких забав. Чередование игр разной интенсивности поможет разнообразить физическую деятельность детей, избежав переутомления.

Подвижные игры и ФГОС

В ФГОС ДО отмечается важность сохранения и укрепления физического здоровья детей, их эмоционального благополучия. Указывается на необходимость создания такой образовательной среды, которая будет способствовать формированию у них различных двигательных навыков; развитию координации, смекалки, ловкости, точности, гибкости и морально-волевых качеств; овладению умениями играть по правилам; расширению знаний об основных видах спорта.

Игры высокой подвижности

К играм высокой подвижности относятся те, в ходе которых участвует большая группа детей. Они построены на таких движениях, как бег и прыжки.

Морозко

Цель: учить бегать уворачиваясь, сохранять неподвижность, выручать товарищей; развивать ловкость, скоростные характеристики; воспитывать чувство взаимопомощи.

Среди детей выбирается водящий. Его задание поймать как можно большее количество участников игры и «заморозить». После того, как водящий догонит игрока и прикоснется к нему, тот должен остановиться и замереть на месте. При этом нужно раскинуть руки в стороны, давая понять, что ему нужна помощь.

Остальные игроки пытаются, минуя водящего, подбежать к «замороженным» товарищам и освободить их своим прикосновением. Тогда они снова возвращаются в игру.

Цель игры — «заморозить» всех участников игры. Тем ни менее, если этого не происходит в течение 5-7 минут, то нужно поменять водящего и продолжить игру. Воспитатель должен следить, чтобы каждый из «замороженных» детей включался в игру только после помощи своих товарищей.

Совушка

Цель: учить детей быстро ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу; развивать скорость, ловкость, сообразительность; расширить знания детей о сове, ее образе жизни; воспитывать внимательность, дух соперничества.

Среди детей выбирается один ребенок на роль совушки. Воспитатель рассказывает детям о совах и обращает их внимание на то, что эти птицы днем малоподвижны, а на охоту вылетают в ночное время.

Остальные участники будут мышками. Для них перед началом игры делают норки. В качестве норок можно использовать обручи, разложив их по кругу, на некотором расстоянии друг от друга. Совушка располагается в центре этого круга.

Воспитатель дает команду «День!». При этом совушка приседает (засыпает), а мышки без опаски играют и бегают вокруг нее. После того, как прозвучит команда «Ночь!», сова просыпается и пытается догнать кого-то из мышек. Мышки должны успеть разбежаться по норкам, чтобы спрятаться там от совы. Пойманные игроки выходят из круга и временно не участвуют в дальнейшей игре.

Игра продолжается до тех пор, пока сова не переловит всех мышек. После этого выбирается новая совушка и игра начинается заново.

Часики

Цель: расширять знания детей о предназначении и устройстве часов; учить подпрыгивать, перепрыгивать через препятствие; развивать ловкость, внимательность; формировать навыки координации своих движений.

Сначала воспитатель показывает детям макет часов, обсуждают их форму, расположение цифр, движение стрелок. После им предлагается стать по кругу, как и цифры на часах. Воспитатель становится в центр и держит в руках скакалку, которая будет выполнять роль стрелок.

В ходе игры воспитатель раскручивает скакалку, а дети должны перепрыгнуть через нее. Тот, у кого не получится перепрыгнуть, выходит из круга и игра продолжается.

Воспитатель попутно разучивает с детьми такие понятия: меняя длину скакалки, показывает часовую или минутную стрелку; раскручивает по часовой стрелке и против ее движения.

На охоте

Цель: расширить знания детей об охоте; развивать наблюдательность, меткость, ловкость, ориентацию в пространстве, умение быстро менять направление движения.

Два участника будут охотниками. Они становятся по краю игровой площадки. Один получает мячик.

Остальные игроки исполняют роль уток, на которых будет вестись «охота». Они располагаются в центре.

Ход игры заключается в том, что охотники перебрасывают мяч друг другу, пытаясь попасть им по участникам — уткам. Дети пытаются уворачиваться от мячика, перебегая от одной стороны площадки к другой.

Если мяч коснется кого-то из игроков, то он отходит в сторону. Игра заканчивается, когда все «утки» будут выбиты. После этого среди детей перераспределяются роли, и игра начинается заново.

Игры средней подвижности

Картотека подвижных игр в подготовительной группе по ФГОС включает игры, предполагающие среднюю активность детей. Это возможно при командной организации игры, поочередном выполнении задания, более спокойном перемещении во время игры.

Огород

Цель: расширить знания детей об овощах; учить выполнять игровые действия поочередно, передавать эстафету; развивать точность, умение действовать по алгоритму; воспитывать соревновательный дух.

На подготовительном этапе воспитатель проводит беседу о выращивании овощей. Можно попросить детей назвать овощи, какие они знают, рассказать, как они выглядят, для чего используются. Воспитатель напоминает, что сначала нужно посадить в землю семена, ухаживать за растениями и потом сорвать плоды.

Детей делят на две команды, и каждая из них выстраивается в колонну. Впередистоящие игроки обеих команды получают корзинки с одинаковым набором овощей. Перед ними по прямой линии расположено несколько «лунок», в конце стоит фишка.

Задание следующее: пробежать по дорожке, по ходу опуская в каждую «лунку» по одному овощу. Затем оббежать вокруг фишки и на обратном пути собрать «выросший урожай». Вернувшись к своей команде, передать корзинку с овощами следующему игроку и стать в конце колонны.

Читайте также  Годовалый ребенок разбил губу

Игра носит соревновательный характер — победит та команда, которая быстрее справиться с заданием.

Кочки

Цель: расширить знания детей о болоте; учить перепрыгивать с кочки на кочку; развивать ловкость, равновесие.

Перед началом игры создаются две дорожки из кочек. Дети делятся на две команды.

Задание игры: пройти по болоту, перепрыгивая с кочки на кочку. Нельзя оступиться и сойти с кочки. В таком случае участник должен вернуться на стартовую линию и приступить к выполнению задания заново.

Игра заканчивается, когда все участники одной команды перейдут на другую сторону болота. Победит тот, кто сделает это первым.

Флажки

Цель: учить ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу; развивать внимательность; расширять знание детей о цветах.

Перед игрой каждый участник получает значок определенного цвета, и расставляются соответствующие флажки по всей комнате. В начале игры включается музыка. Пока музыка звучит, дети в произвольном порядке прогуливаются по комнате.

Как только музыка будет выключена, все игроки должны подбежать к своему флажку. Определяются дети, которые замешкаются или ошибутся с цветом флажка.

  • должен следить, чтобы участники ходили по всей комнате, а не находились все время рядом с нужным флажком.

Успей схватить

Цель: учить двигаться по кругу; развивать ловкость, быстроту реакции; учить действовать по сигналу.

Дети выстраиваются по кругу, а в центре складывают предметы (игрушки, кубики, кегли). Их количество должно быть на один меньше, чем игроков.

Все участники начинают двигаться (идти, бежать вприпрыжку). Когда прозвучит сигнал (хлопок, свисток, выключение музыки) каждый должен взять по одному предмету в руки. Тот, кому ничего не достанется, выходит из игры.

Один предмет убирается, и игра проводится заново. В конце игры остается самый ловкий участник.

Игры малой подвижности

Также в картотеке подвижных игр в подготовительной группе содержится описание игр малой подвижности. К ним относятся такие, в ходе которых дети спокойно перемещаются, а сама игра имеет низкую интенсивность.

Угадай по голосу

Цель: развивать слуховое внимание; помогать детям лучше узнавать друг друга; формировать умения сопоставлять, определять знакомые звуки, идентифицировать их.

Дети берутся за руки и становятся в круг. Среди них выбирается один водящий. Ему завязывают глаза и ставят в центр круга.

Все участники идут по кругу и произносят:

Убежал наш колобок,

Закатился он в лесок.

Кто его позвать бы мог?

Угадай, чей голосок.

После этих слов один из игроков зовет «Колобок!». Водящий должен угадать того, кто это скажет. Если ответ ошибочный, то ему дается еще одна попытка. Если получен правильный ответ, то говоривший игрок становится водящим.

Что умеем — покажем

Цель: расширять знания детей о разных видах домашних обязанностей, профессиональной деятельности; развивать творческие способности, наблюдательность.

Дети собираются в комнате. Воспитатель проводит беседу о том, какими делами занимаются их родители, чем дети помогают им. Далее он сообщает, что нужно будет не на словах, а на деле показать, как они это делают.

Один участник выходит за дверь. Дети договариваются между собой, какое именно действие они будут показывать. Каждый ребенок должен сам придумать способ это изобразить.

После возвращения ведущего дети говорят: «Что умеем — мы не скажем, а сейчас тебе покажем». Затем каждый по очереди имитирует нужное действие. Задание ведущего — угадать, что ему показывают.

Что изменилось

Цель: развивать внимание, память и наблюдательность; учить анализировать и сравнивать; приучать следить за порядком; воспитывать аккуратность.

Дети собираются в комнате. Среди них выбирается один участник, который должен выйти за дверь. В его отсутствие некоторые предметы меняются местами.

Можно выбрать такой вариант, когда предмет на новом месте будет выглядеть нелепо. Другой вариант: замена предметов не будет явно «бросаться в глаза». Можно переставить сразу несколько предметов.

После этого игрок возвращается в комнату и пытается определить, что изменилось в комнате.

Летает — не летает

Цель: развивать внимательность, собранность, умение управлять своими действиями; учить анализировать, классифицировать; расширять знания детей о птицах, видах транспорта.

Дети выстраиваются в один ряд. Воспитатель стает перед ними и объясняет условия игры: если будет назван предмет, который умеет летать (как одушевленный, так и неодушевленный), то нужно помахать руками. В противном случае следует стоять не двигаясь.

  • начинает называть слова. При этом он тоже периодически взмахивает руками, пытаясь запутать детей. Кто из участников игры ошибется — выходит из строя. В конце игры остается самый внимательный ребенок.

К подобным играм относятся такие: «Съедобное — не съедобное», «Нос — пол — потолок», «Сигнал».

Участие в играх требует от детей точности в выполнении заданий и умения действовать по команде, дает возможность проявить физические усилия, вызывает позитивные эмоции. Таким образом происходит физическое развитие детей в естественной для их возраста форме.

Об авторе-составителе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Игровая деятельность в подготовительной группе на тему «От игры к знаниям» (из опыта работы)

Бочанова, Н. А. Игровая деятельность в подготовительной группе на тему «От игры к знаниям» (из опыта работы) / Н. А. Бочанова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 4 (10). — С. 61-62. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/69/2713/ (дата обращения: 26.10.2021).

Ход игровой деятельности:

Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть и по соревноваться друг с другом. Для этого мы разделимся на две команды: «Знайки» и «Всезнайки», а поможет нам в этом королева Математика.

Королева: Здравствуйте, ребята! Вы сейчас все вытяните карточки с картинками- половинками. Вы должны соединить две половинки вместе, а потом, у кого на картинках будет время года лето, это будет команда «Знайки», а у кого на картинках время года зима, это будет команда «Всезнайки» (дети выполняют задания, и делится на две команды). За каждый правильный ответ команда будет получать фишки, а потом фишки вы можете потратить в магазине в моем королевстве.

I задание

Детям предлагается пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо найти и назвать его (обратить внимания детей, что работать они должны вместе и отвечать, когда их об этом попросит королева Математике).

  1. Самолет, воздушный шарик, вертолет, дирижабль, ракета.
  2. Ручка, карандаш, линейка, конфета, тетрадь.
  3. Саша, Ваня, Таня, Сережа, Боря.
  4. Футболка, шорты, кроссовки, платье, кофта.
  5. Зима, весна, лето, август, осень.
  6. Кровать, диван, подушка, стул, кресло.

II задание

Детям даются карточки с цифрами, надо составить числовой ряд от 1 до 10 в прямом и обратном порядке на время.

III задание

Детям предлагается пара слов, которые они должны назвать одним словом.

1. Вторник, суббота — …

3. Баклажан, цветная капуста — …

4. Пароход, теплоход -…

6. Январь, февраль — …

IV задание

Командам предлагается серия картинок из 4–5 рисунков, в котором рассказывается о каком- либо событии. Детям предлагается разложить картинки так. Чтобы получился связный рассказ. И рассказать его.

Подвижная игра «Роботы и звездочки»

V задание

Игры со счетными палочками.

  1. Мы 6 палочек возьмем

И построим новый дом!

Если 2 переложить,

В доме том не смогут жить,

Он уже не дом, а флаг.

Кто сумеет сделать так?

  1. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника.

VI задание

Дети получает бланк с картинками, возле которых есть цифры. Надо сосчитать предметы на картинке и обвести соответствующую цифру.

VII задание

Командам даются лабиринты, изображённые на бумаге.

  1. Покажи пчёлке путь к букету из 5 цветков.
  2. Помогите лягушонку пройти в болото.
  3. Помогите цыпленку дойти до мамы курицы.
  4. Помогите колобку попасть домой.

VIII задание

Логические концовки, задаются командам по очереди.

  1. Если стол выше скамейки, то скамейка… (ниже стола).
  2. Если 3 больше одного, то один… (меньше трех).
  3. Если папа вышел из дома раньше мамы, то мама… (вышла позже папы).
  4. Если веревка толще нитки, то нитка … (тоньше веревки).
  5. Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры).
  6. Если правая рука справа, то левая… (слева).

IX задание

Послушайте задачки и посчитайте.

  1. Решила старушка ватрушки испечь.

Поставила тесто, да печь затопила.

Решила старушка ватрушки испечь,

А сколько их надо — совсем позабыла.

Две штучки — для внучки,

Две штучки — для деда,

Две штучки — для Тани,

Считала, считала, да сбилась,

А печь-то совсем протопилась!

Помоги старушке сосчитать ватрушки.

  1. В рыбьем царстве к осетру

Приплывают по утру

Три молоденькие щучки,

Чтоб ему почистить щечки,

А четыре чебака

Моют брюхо и бока.

Сколько слуг у осетра?

  1. Шесть орешков мама-свинка

Для детей несла в корзинке.

Свинку ёжик повстречал

И ещё четыре дал.

Сколько орехов свинка

Деткам принесла в корзинке?

  1. Семь весёлых поросят

У корытца в ряд стоят.

Два ушли в кровать ложиться,

Сколько свинок у корытца?

X задание

«Что изменилось?». На столе стоят игрушки. 1 минута на запоминание, Затем все закрывают глаза и предметы меняются местами. Даётся время на обсуждение.

XI задание

Ребятам раздаются картинки «Найди отличия». Нужно найти 10 отличий, отличия называются по очереди, если команда не знает, то отвечает команда соперников.

XII задание

Королева большая модница и просит вас сделать для нее волшебные бусы.

(Методическое пособие дары Фрёбеля). Каждой команде дается картинка с образцом сбора бус из геометрических фигур.

Королева: Вот и закончился наш конкурс. Вы все были молодцы и набрали равное количество фишек. Сейчас я приглашаю вас в свой магазин. Вы должны посовещаться и купить подарок для команды на свои фишки.

А на прощание я вам загадаю загадки и поиграю.

Он и мячик, и клубок,

И Луна, и колобок.

Злая рыба хвост-лопата

Целый угол, верь не верь!

Кто ж он, бедненький, теперь?

Половинки их отца.

Имя их отца скажи.

Подвижная игра: «Запрещенное движения»

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2012/12/12/zadachi-v-stikhakh
  2. http://kidsclever.ru/content/zagadki-pro-geometricheskie-figury

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития логического мышления.

логическое мышление, ребенок, игра, команда, палочка, старушка ватрушки, королев Математика, Сереж, подвижная игра, развитие.

Конспект развивающего занятия для детей подготовительной.

Оформить для детей задания. Чистые листы бумаги и простые карандаши по количеству детей.

Давайте поиграем с вами в игру «Путанка» (2 команды).

Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры.

Спортивное развлечение по ПДД для детей старшей группы.

III задание.

Читайте также  Музыкально-дидактические игры в средней группе ДОУ

VIII задание. «Разрезные картинки». Каждой команде Светофор раздает два конверта с разрезными картинками (специальный транспорт). Дети должны собрать картинки, сказать, что это за машина и для чего она нужна. IX задание.

Дворовые игры в дошкольном учреждении — возвращение.

В «дворовой» игре ребенок должен самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: уметь договариваться, прыгать-бегать, соревноваться, да и веселиться тоже.

Коротков И. М. — Подвижные игры для детей.

Подвижные игры в жизни дошкольника | Статья в журнале.

В подвижных играх дети догоняют кого-то или сами убегают от водящего. Они не просто бегают и прыгают, а изображают, каких-либо зверей. В процессе игры у них тренируются и укрепляются те или иные группы мышц.

Сенсорное воспитание ребенка в условиях ДОУ

логическое мышление, ребенок, игра, команда, палочка, старушка ватрушки, королев Математика, Сереж, подвижная игра, развитие.

Детские народные подвижные игры как средство.

VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016).

Вся работа по ознакомлению детей с подвижными играми проходит в тесном контакте с семьей.

Развивающие игры ТРИЗ (родительское собрание в старшей. )

Заключительное задание от Игоря Ж.: Он приготовил для вас вопросы, с помощью которых вы дома вместе с ребёнком придумаете свою сказку.

Основные термины (генерируются автоматически): команда, картинка, воспитатель, задание, игра, слайд.

Театрализованное представление с элементами игры для детей.

Основные термины (генерируются автоматически): ход игры, ребенок, игра, слово, звук, слог, буква, развитие умения, звуковой анализ, картинка.

Что умеют делать ваши пальчики на руках? (ответы детей). Правильно! Подвижная игра «Ловля обезьян».

«Методика проведения и организации подвижных игр»учебно-методический материал (физкультура и спорт) по теме

Методика организации подвижных игр с детьми разного возраста

Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое Педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение. Стимулируя у ребенка интерес к игре, увлекая его игровой деятельностью, педагог замечает и выделяет существенные факторы в развитии и поведении детей. Необходимо определить (подчас по отдельным штрихам) реальные изменения в знаниях, умениях и навыках. Педагогическая наблюдательность, любовь к детям позволяют педагогу вдумчиво выбирать методы руководства детской деятельностью, корректировать поведение ребенка и свое собственное, создавать радостную, доброжелательную атмосферу в группе. Детская радость, сопровождающая игру, является могучим фактором формирования физических, психических, духовных, эстетических и нравственных начал становления ребенка.

Подбор и планирование подвижных игр зависят от условий работы каждой возрастной группы: общего уровня физического и умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, особенностей режима, места проведения, интересов детей. При подборе сюжетных игр принимаются во внимание сформированность у ребенка представлений об обыгрываемом сюжете. Для лучшего понимания игрового сюжета педагог проводит предварительную работу с ребенком: читает художественные произведения, организует наблюдения за природой, повадками животных, деятельностью людей различных профессий (пожарными, водителями, спортсменами и т.д.), проводит беседы.

Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры. Педагог изготавливает их вместе с детьми или в их присутствии (в зависимости от возраста).

Важно правильно организовать игру в зависимости от содержания, очередности выполнения заданий. Она может быть проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой группой. Педагог варьирует способы организации игр в зависимости от их структуры и характера движений. Он продумывает способы сбора детей на игру и внесение игровых атрибутов. Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально в течение 1,5—2 мин. Объяснение сюжетной подвижной игры, как уже отмечалось, дается после предварительной работы с ребенком по формированию представлений об игровых образах. Тематика сюжетных подвижных игр разнообразна: это могут быть эпизоды из жизни людей, явлений природы, подражание повадкам животных. В ходе объяснения игры перед детьми ставится игровая цель, способствующая активизации мысли, осознанию игровых правил, формированию и совершенствованию двигательных навыков. При объяснении игры используется краткий образный сюжетный рассказ. Он изменяется в целях лучшего перевоплощения ребенка в игровой образ, развития выразительности, красоты, грациозности движений; фантазии и воображения малыша. Объясняя несюжетную игру, педагог раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. Он указывает местоположения играющих и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию (в младших группах с ориентиром на предмет, в старших — без них).

При объяснении игры Воспитатель не должен отвлекаться на замечания детям. С помощью вопросов он проверяет, как дети поняли игру. Если правила Игры им понятны, то она проходит весело и увлекательно.

Объединяя играющих вгруппы, команды, педагог учитывает физическое развитие и индивидуальные особенности детей. В команды воспитатель подбирает детей равных по силам; для активизации неуверенных, застенчивых детей соединяют с смелыми и активными.

Руководство воспитателя подвижной игрой состоит в распределении ролей в играх. Водящего педагог может назначить, выбрать с помощью считалки, может предложить детям самим выбрать водящего и попросить их, затем объяснить, почему они поручают роль именно этому ребенку; он может взять ведущую роль на себя или же выбрать того, кто желает быть водящим. В младших группах роль водящего выполняет вначале сам воспитатель. Он делает это эмоционально, образно. Постепенно ведущие роли поручаются детям.

В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение ребенком правил. Он тщательно анализирует причины их нарушения. Ребенок может нарушить правила игры в следующих случаях: если не понял достаточно точно объяснение педагога; очень хотел выиграть; был недостаточно внимателен и т.д.

Педагог должен следить за движениями, взаимоотношениями, нагрузкой, эмоциональным состоянием ребенка в игре. Значительное внимание он уделяет вариантам подвижных игр, которые позволяют не только повысить интерес ребенка к игре, но и усложнить умственные и физические задачи, совершенствовать движения, повышать психофизические качества ребенка.

Проведение подвижных игр в разных возрастных группах Игровая деятельность возникает уже в преддошкольном возрасте.Для того чтобы игра малышей была полноценной, необходимо создавать для них педагогически целесообразную внешнюю обстановку, правильно подбирать игрушки. Дети второго года

жизни очень подвижны. Для удовлетворения их потребности в движении необходимо иметь горку, скамейки, ящики и другие пособия. Детям должно быть предоставлено достаточно места, чтобы бегать, подниматься на ступеньки, сползать по скату горки и т.д., играть в прятки, догонялки. В играх детей старше
полутора лет
можно заметить признаки Подражания взрослым. Учитывая это, воспитатель вовлекает детей вигры с помощью игрушки, старается разбудить в них интерес эмоциональным образным объяснением. В младших группах наиболее часто используются сюжетные игры и простейшие несюжетные игры типа «ловишек», а также игры-забавы.

Малышей привлекает в игре главным образом процесс действия: им интересно бежать, догонять, бросать и т.д. Важно научить ребенка действовать точно по сигналу, подчиняться простым правилам игры. Успех проведения игры в младшей группе зависит от воспитателя. Он должен заинтересовать детей, дать образцы движений.

Для младшей группы рекомендуются игры с текстом. При проведении таких игр, как «Заяц», «Поезд» и др., воспитатель выразительно читает текст, иллюстрируя его соответствующими движениями. Такие игры воспитывают у детей чувство ритма. Дети, слушая воспитателя, стараются подражать его движениям.

К средней группе у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными. Учитывая этот фактор, педагог усложняет условия проведения игры: увеличивается расстояние для бега, метания, высота прыжков; Ив этой группе воспитатель уже распределяет роли среди детей. Роль Водящего вначале поручается детям, которые могут с ней справиться. Если же ребенку не по силам четко выполнить задание, Нон может потерять веру в свои возможности и его трудно будет привлечь к активным действиям. Педагог отмечает успехи детей в д-ре, воспитывает доброжелательность, формирует честность, Справедливость. В средней группе широко используются сюжетные игры типа: «Кот и мыши», «Котята и щенята», «Мышеловка» и др., несюжетные игры — «Найди себе пару», «Чье звено скорее соберется?» и т.д. Как и в младшей группе, воспитатель, проводя сюжетную игру, использует образный рассказ. Сказочные игровые образы побуждают ребенка комбинировать реальные черты воспринимаемого сюжета в новые сочетания. Воображение ребенка 5-го года жизни носит воссоздающий характер, поэтому воспитатель должен все время направлять его развитие. В этом отношении велика роль образного сюжетного рассказа. Например, можно предложить детям игру «Козлята и волк». Такое объяснение сюжета не занимает более полутора минут, Не снижает двигательную активность детей, моторную плотность игры. Вместе с тем увлеченность детей игрой дает возможность решать воспитательные задачи в комплексе.

В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Перед детьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, смекалку, сноровку.

Движения детей старшей группы отличаются большей координированностью, точностью, поэтому наряду с сюжетными и несюжетными играми широко используются игры с элементами соревнования, которые вначале целесообразно вводить между несколькими детьми, равными по физическим силам и развитию двигательных навыков. Так, в игре «Кто скорее добежит до флажка?» задание выполняют 2—3 ребенка. По мере овладения детьми навыков и ориентировки в пространстве вводятся соревнования по звеньям. Лучшим считается звено, участники которого справятся с заданием быстро и правильно.

В подготовительной к школе группе большинство детей хорошо владеют основными движениями. Воспитатель обращает внимание на качество движений, следит за тем, что бы они были легкими, красивыми, уверенными. Дети должны быстро ориентироваться в пространстве, проявлять выдержку, смелость, находчивость„творчески решать двигательные задачи. В играх необходимо ставить перед детьми задачи для самостоятельного решения.

Так, в игре «Цветные фигурки» дети делятся на звенья, и в каждом выбирается звеньевой. По сигналу воспитателя дети с флажками в руках разбегаются по залу. По команде «В круг!» они находят своего звеньевого и образуют круг. Затем задание усложняется: дети также разбегаются врассыпную по залу и по команде «В круг!» строятся вокруг звеньевого, а пока воспитатель считает до 5, выкладывают какую-нибудь фигуру из флажков.

В подготовительной к школе группе наряду с сюжетными и несюжетными играми проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования. Дети подготовительной группы должны знать все способы выбора ведущих, широко пользоваться считалками.

У детей всех возрастов огромная потребность в игре, и очень важно использовать подвижную игру не только для совершенствования двигательных навыков, но и для воспитания всех сторон личности ребенка. Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: