Обучение детей подвижным играм

Технология обучения детей подвижным играм

Консультация для воспитателей
Технология— искусство, мастерство, умение осуществлять какой-либо процесс с помощью различных методов (не методик).
Педагогическая технология— совокупность методов, направленных на обучение, воспитание и развитие детей и достижение конкретных результатов каждым участником этого процесса.

Чем отличается технология от методики. Рассмотрим это на примере подвижной игры.
Простая игра имеет методику, воспитатель передает знания, но не ждет, что каждый ребенок овладеет этой игрой и сможет самостоятельно ее организовать, но если разрабатывается технология обучения этой игре, то условие самостоятельной организация игры каждым ребенком становится обязательным.
Технология состоит из трех компонентов:

  • проектировочный — предполагает сбор информации и планирование
  • организационный — представляет собой непосредственные действия
  • рефлексивный — требует умения анализировать и адекватно оценивать свои действия при организации игровой деятельности

1. Проектировочный компонент

  • собираем и уточняем информацию о игровой деятельности детей (например, кто из детей любит подвижные игры, как данный вид игры проявляется в детях)
  • анализируем результаты собственной деятельности за предыдущий период (что получилось, что не получилось при проведении подвижных игр, почему)
  • определяем цели и задачи (откуда? — из программы, например, подвижная игра «Воробышки и автомобиль» основная цель- бегать в разных направлениях, но для этой игры можно планировать и другие цели: после бега в разных направлениях по сигналу «автомобиль» все «воробышки» слетаются в обозначенном месте и др.)
  • учитываем требования к организации игровой деятельности (для подвижной игры должно быть много места)
  • определяем продолжительность и последовательность основных этапов игры, средства и анализируем возможность их сочетания (на начало игры — увлечь, на конец — подвести итог, сколько времени отвести на саму игру, чтобы у детей не пропал интерес)
  • прогнозируем итог игры (чем закончится игра)

2. Организационный компонент

  • обеспечиваем необходимые санитарно-гигиенические условия для безопасности детей
  • проводим игровую деятельность так, чтобы участие ребенка было 60-80%, сопровождение воспитателя 20-40 % в зависимости от возраста детей
  • обеспечиваем мотивированную деятельность детей (не заставлять играть, а заинтересовать, побуждать ребенка к игре)
  • чередуем виды деятельности (ведущие роли)
  • используем не менее трех методов обучения ( при ознакомлении с игрой- словесный, наглядный, практический, зачастую воспитатель просто рассказывает правила игры)
  • применяем технические средства (если есть условия просматриваем видео)
  • организуем (способствуем) эмоциональной разрядки в течении игровой деятельности (внесением новизны, разнообразием движений )
  • отслеживаем состояние здоровья (не допустить переутомление) чтобы своевременно закончить подвижную игру
  • подводим итог подвижной игры с привлечением детей

3. Рефлексивный компонент

  • анализируем реализацию целей и задач (получилось — не получилось)
  • выявляем, правильно ли подобрали методы и средства (соответствие целям и задачам)
  • оцениваем собственные действия и поведение
  • выявляем проблемы: что сегодня не получилось
  • намечаем план (что надо сделать, чтобы в следующий раз получилось)

Обучение детей сюжетным подвижным играм используя педагогическую технологию

Сюжетная подвижная игра помимо обучению детей определенному виду основного движения (бег, ползание, лазание) подразумевает использование образов. Для того, чтобы вызвать желание детей играть, при объяснении сюжетной подвижной игры, нередко используется художественное произведение по сюжету или сочиняется небольшой рассказ. Вместе с детьми изготавливаются атрибуты, подбираются готовые маски, палочки, платочки и т.п. Оговариваются действия игроков. Воспитатель, объясняя роль ведущего в первый раз, советуется с детьми: можно я буду ведущим; в следующий раз, предлагает детям, уже знакомым с игрой: напомните мне, как играют в эту подвижную игру. В следующий раз на роль ведущего можно выбрать ребенка хорошо освоившего правила, готового самостоятельно организовать игру. Если остались дети, которые еще не смогли освоить правила игры или стесняются быть ведущими, сними проводится индивидуальная работа, возможно игра с меньшим количеством игроков, или вдвоем с воспитателем, постепенно подключая других игроков. Наблюдая за игрой, воспитатель смотрит, соблюдаются ли правила игры, играют ли дети самостоятельно, получают ли удовольствие от игры. Изучив данную игру со всеми детьми, воспитатель предлагает детям придумать, как в эту игру можно поиграть по другому, тем самым развивая творческие способности детей.

Организация и методика обучения детей дошкольного возраста подвижным играм.

Формирование двигательных умений и навы­ков – одна из задач физического воспитания.

В теории физического воспитания двигательные умения определяются как степень владения двигательным действи­ем. Овладение двигательным действием в степени умения отличаются соз­нательным контролем за действием, невысокой быстротой, нестабильностью итогов, небольшой прочностью запоми­нания.

Основой двигательного умения является творческий поиск, сравнение, оценка способов выполнения движений, соединение их в целостное двигательное действие.

Двигательные умения последовательно переходят в на­вык. Двигательный навык — это степень владения техникой действия, при которой управление движениями осуществ­ляется автоматизированно и действия отличаются высо­кой надежностью. Двигательные навыки развиваются в процессе индивидуального опыта и представляют собой сложную систему условнорефлекторных связей. У челове­ка они формируются с участием второй сигнальной систе­мы (через сознание). Характерными особенностями двигательного навыка являются: автоматизированный характер, как некоторых операций, так и действия целиком; высокая быстрота дей­ствия; стабильность итогов действия, несмотря на то, что двигательные действия выполняются в новых условиях; надежность и прочность — навыка не исчезает даже при продолжительных перерывах.

Практическое значение двигательных навыков для ре­бенка очень велико. Они дают ему возможность быстро и точно выполнять действия, способствуют возникновению положительных эмоций, которые оказывают влияние на успешность выполнения работы.

На быстроту образования двигательных навыков ока­зывают воздействие эмоции, интерес, сознательное отно­шение детей к двигательной деятельности.

Техника и методика обучения выполнению основных движений раскрыта в трудах А.В Кенеман, Д.В.Хухлаевой, Т.И. Осокиной.

Методика обучения детей основным видам движений состоит из трёх этапов, на каждом из которых решаются практические задачи обучения. Первый этап ― начальное разучивание двигательного навыка. Второй этап― углубленное разучивание. Третий этап ― закрепление и совершенствование двигательного навыка.

Задачи первого этапа. Целостное восприятие: ознакомить с движением, создать целостное представление о движении, начать его разучивать, выполняя в общих чертах до момента овладения им. Методика начального разучивания. Используется со среднего дошкольного возраста. а) правильный, четкий показ воспитателя эмоционально выполненный от начала до конца. б) Расчленённый показ двигательного действия, в более медленном темпе, с пояснение элементов. При расчленённом показе счет не используется. Слова воздействуют на сознание детей, вызывают ориентировочно — исследовательский рефлекс. в) дети самостоятельно выполняют действие, слушая указания воспитателя.

Задачи второго этапа. Уточнить правильность выполнения деталей техники (элементов движения: разбег, прыжок, толчок, прицеливание…); постепенное исправление ошибок, добиться правильного выполнения в целом. Методика углубленного разучивания. а) наблюдение за выполнением ребёнком упражнения, обращая внимание на правильность выполняемых действий. Поощрение ребёнка за правильность выполнения с указанием правильной техники выполнения. б) индивидуальная работа с ребенком, используя слово и мягкое изменение позы ребёнка при необходимости. в) Если упражнение сложное (метание в цель, прыжок в высоту) используем показ с пояснением, напоминание.

Задачи третьего этапа. Закрепить и совершенствовать приобретаемый навык; стимулировать детей к самостоятельному выполнению упражнения, создать возможность применения в играх. Методика закрепления и совершенствования. а) используем словесные задания «Сейчас будете прыгать в высоту с разбега». б) создаем условия для самостоятельного использования навыка в игровых и жизненных ситуациях. Игры на совершенствование бега: «Ровным кругом», «Лохматый пёс», «Самолёты», «Два мороза» и др. На развитие прыжков: «Воробышки и автомобиль», «Зайцы и волк», «Лошади», и др. На совершенствование лазанья: «Обезьяны», «Перелёт птиц» и др. в) Предлагаем творческие задания: «Придумай движение», «Я назову, а вы покажите», «Угадай движение», игра «Море волнуется» (с различными вариантами).

Читайте также  Рецепты из индейки для детей

Организация и методика обучения детей дошкольного возраста подвижным играм.

Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевремен­ным выполнением заданий, связанных- с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок гото­вится к жизни.

Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгно­венной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др.

Значение подвижных игр. П. Ф. Лесгафт, его после­дователи и ученииВ. В. Гориневский,, Е.А.Аркин рассматривали подвижную игру как одно из важных средств всестороннего вос­питания детей дошкольного возраста. Характерная ее особен­ность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физи­ческое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспи­тание. Они рас­сматриваются как основное средство и метод физического воспи­тания, Подвижная игра оказывает оздоровительное воздействие на организм ребёнка. В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т.д.

Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребен­ка: дети учатся овладе­вать пространственной терминологией, временными ориентировками, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, в соответствии с правилами и познавать окружающий мир

Большое значение имеют подвижные игры и для нравственно­го воспитания. Дети учатся действовать в группе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает само­обладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нрав­ственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу.

В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.

Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной по­следовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, не­обходимые для будущей трудовой деятельности.

Общим во всех подвижных играх является творчество. Игра как условие со­циальной свободы ведет к творческой деятельности, формируя и развивая ее. Подвижная игра всегда требует от детей творческой активности: найти наиболее рациональные способы действий, самостоятельно принять правильное решение её, найти выход из создавшейся игровой ситуации. Она накладывает на детей определённые обязанности. Дети выполняют в игре разнообразные роли, определённые правила. Они серьёзно относятся к своим игровым задачам.

Таким образом, подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развитии мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств

В теории и методике физического воспитания принята следующая классификация.

Подвижные игры с правилами: сюжетные, несюжетные, игры-забавы, аттракционы и спортивные игры (волейбол, баскетбол, бадминтон, городки, лапта, настольный теннис, футбол, хоккей).

Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненные или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка и т.д.

Несюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры делятся на игры типа: перебежек, ловишек; игры с элементами соревнования.(«Кто скорее добежит к своему флажку?» и т. п. ); игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»); игры с предметами (мячи, обручи, серсо, кегли и т.п.).

Игры- забавы — используют для маленьких детей («ладушки». «коза рогатая» и др.).

"МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ"

Авторы: Атауш Алина Сергеевна, Фалалеева Галина Алексеевна
Должность: студентка 4 курса 343 группы,преподаватель физического воспитания
Учебное заведение: ГБПОУ "Педагогический колледж №10"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ"
Раздел: дошкольное образование

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

игры, сложности и

развитие проходит по одним закономерным этапам:

Этапы развития подвижной игры

1..выбор игры,

2..создание интереса детей к игре,

3. сбор на игру,

4. организация играющих,

5. объяснение правил игры,

6. распределение ролей,

7. размётка площадки,

8. раздача инвентаря и атрибутов,

9. сигнал на начало игры,

10. проведение игры,

11. сигнал на окончание игры,

12. педагогический анализ игры

Важно помнить, что исключение хотя бы одного этапа в развитии игры влечёт за

собой быструю потерю интереса детей к участию в предлагаемой игре.

Обозначенный порядок этапов может меняться местами, в зависимости от содержания

игры, но нельзя нарушать № 9,10,11,12.

ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО подвижных игр – движения, которые выполняются в игре,

должны быть очень хорошо усвоены детьми и разучены воспитателем предварительно

на физкультурных занятиях и в индивидуальной работе в режиме дня, т.е. находиться

этапе освоения движений.

Методика разучивания подвижных игр с детьми

младшего дошкольного возраста

возможности комплексного использования разнообразных приёмов, направленных на

интенсивности игрового действия.

проведения (помещение или улица), интересов детей.

Важно правильно организовать игру в зависимости от содержания, очерёдности

организации игр в зависимости от структуры и характера движений.

Подбор пигр для детей младшего дошкольного возраста, в первую очередь,

ориентирован на программу воспитания конкретной возрастной группы. Программа

классифицирует игры по использованию основных движений (с бегом, прыжками ..).

Чтобы игра могла состояться, для детей младшего дошкольного возраста, очень важно

насколько освоены основные движения,.

тогда, когда они находятся в действии.

Воспитатель готовит площадку до игры, создавая игровую ситуацию, атрибуты

для каждого игрока, начинает игру с интересного детям действия: пришёл котик и

равномерное распределение детей на площадке.

Сигналы в игре подаются в характере сюжета, действия воспитатель выполняет

вместе с детьми, поясняя их. У детей нет скорости выполнения движений, т.к. пока

окончание игровых действий в новой игре: желательно, чтобы он проходил в три

Первый — уточнение изменения действий (кот проснулся);

Второй – как необходимо отреагировать (убегайте);

Третий – непосредственно звуковой сигнал (Мяу).

независимо от физических возможностей, оказался в позиции выигрыша. Если на

окончание игры ребёнок не отреагировал (не прячется в свой домик), воспитатель в

одну руку берёт игрушку (Кота), другой берёт руку малыша и, сохраняя дистанцию

между игрушкой и ребёнком, заводит малыша в игровой домик. Сразу озвучивая

похвалу: «Молодцы дети: все убежали от Кота!»

Педагогическая оценка по окончании игры — только положительная.

Методика разучивания и проведения подвижных игр с детьми среднего и

старшего дошкольного возраста

Разучивание новой подвижной игры

Прежде чем приступить к объяснению правил новой игры с детьми среднего и

старшего дошкольного возраста, воспитатель должен представлять

как он вызовет у детей интерес к ней,

как распределит детей на период объяснения,

достаточно ли будет площади игровой зоны, насколько эта зона безопасна,

как организует участников перед началом игры.

Ознакомление с новой игрой должно проходить чётко, лаконично, образно,

эмоционально в течение 2-3 минут, включая объяснение игровых правил. Лучше, если

перед объяснением дети уже расположатся так, как следует встать для начала игровых

т.д.) необходимо раскрыть:

последовательность игровых действий: сначала игроки встают в круг

и договариваются о правилах, затем выбирают ловишку и звучит сигнал на

начало игры, по сигналу на окончание игры все снова встают в круг. Тот, кого

поймал ловишка, отходит на одно проигрывание в правый угол площадки.

Читайте также  Укрепить спину ребенку 7 месяцев

игровые правила: на сигнал «Раз, два, три – лови!» ловишка начинает

столкновений друг с другом. За пределы игровой площадки убегать нельзя.

После объяснения обязательно следует закрепить эти правила. Например:

когда «ловишка» начинает ловить детей,

по какому сигналу «ловишка» прекращает ловить игроков.

присоединился «убегающий» (игра «Третий лишний»).

утвердительный ответ независимо от понимания действий и правил.

Объяснение сюжетной игры («Зайцы и волк», «Волк во рву», «Пожарные на

учении» и т.д.) проводится по подобию не сюжетной, отличие – уточнение до начала

игры действий игроков, соответствующих сюжету.

Важно накануне провести ознакомлению с окружающим по предполагаемому

Объясняя с п о р т и в н ы е

п о д в и ж н ы е

э л е м е н т а м и

соревнования (эстафеты, городки, настольный теннис, бадминтон и т.д.) вы должны

справиться с выполнением игровых заданий.

Обратите внимание на распределение игроков на площадке до начала игровых

действий: следует создать выгодные условия для всех детей, особенно для тех, кто

отстаёт в физическом развитии.

Руководство воспитателя подвижной игрой состоит и в распределении ролей.

Водящего можно назначить не только с помощью считалки, можно предложить детям

самим выбрать водящего, а потом объяснить, почему возникло такое предложение.

Будет удачно, если для выбора водящего вы используете игру «Флюгер». Все

встают в круг, в центре находится один из игроков с закрытыми глазами и вытянутыми

прямыми руками (на уровне плеч), по условному сигналу он начинает вращаться, по

сигналу стоящих в кругу — «Стоп»- останавливается. На кого показывают вытянутые

руки, тот и становится водящим.

Педагогический анализ игры проводится сразу после окончания, вам необходимо

задать вопросы детям, например:

Какой ловишка был самым ловким? Почему вы так считаете?

Кто из игроков может считаться самым ловким в сегодняшней игре? (Тот, кто

не попался ни одному ловишке.)

И применить одну из нематериальных наград: аплодисменты всех игроков или фраза

торжественным и радостным голосом.

Проведение знакомой детям подвижной игры (средний и старший дошкольный

возраст) организуется иначе.

Детям называются несколько игр, к которым вы приготовили оборудование.

Предлагается выбрать одну из них.

После выбора игры вы:

задаёте детям вопросы о сигналах на начало и конец игры (лучше, если это

будут хоровые сигналы, например, «Раз, два, три – лови!» или «Раз, два, три –

в круг скорей беги»);

договариваетесь о новых правилах, которые могут сделать игру интереснее,

например: теперь тот, кого поймали, не будет уходить в сторону, а станет

выполнять роль ловишки.

"осалили". Ловишка – касается рукой плеча пойманного ребёнка и говорит громко:

«поймал». Ребёнок, которого поймал ловишка, быстро поднимает вверх одну руку и

выкрикивает: «я ловишка!» и сразу начинает ловить игроков. После этих действий

Методика обучения подвижным играм. Подвижные игры одно из самых любимых занятий детей физической культурой. Они являются комплексным средством физического. — презентация

Презентация на тему: » Методика обучения подвижным играм. Подвижные игры одно из самых любимых занятий детей физической культурой. Они являются комплексным средством физического.» — Транскрипт:

1 Методика обучения подвижным играм

3 Подвижные игры одно из самых любимых занятий детей физической культурой. Они являются комплексным средством физического воспитания, способствующим полноценному развитию растущего организма. Поэтому подвижным играм отведено значительное место в физическом воспитании

5 Участие детей в подвижных играх следует рассматривать как составную часть управляемого процесса физическим развитием и воспитанием, эффективность которого можно повысить, если реализуются на практике научно обоснованные средства физического воспитания в сочетании с рациональной методикой обучения подвижным играм

7 Подвижные игры как средство физического воспитания имеют ряд особенностей. Наиболее характерные из них состоят в активности и самостоятельности играющих, коллективности действий и непрерывности изменений условий деятельности

8 Деятельность играющих подчинена правилам игры. Эти правила регламентируют поведение и отношение играющих. Правила облегчают выбор тактики действия и руководство игрой. Взаимоотношения между играющими определяются, прежде всего, содержанием игры. Различие в отношениях позволяет выделить две основные группы – некомандные и командные игры, которые дополняются небольшой группой промежуточных переходных игр.

9 1. Некомандные игры можно подразделить на игры с водящими и без водящих. Точно так же командные игры распадаются на два основных вида: игры с одновременным участием всех играющих; игры с поочерёдным участием (эстафеты). 2. Командные игры различаются и по форме единоборства играющих.

10 Методика обучения подвижным играм Существуют игры без вступления в соприкосновение с «противником» и с вступлением с ним в борьбу. Более детальная классификация игр основывается на их делении по двигательным действиям. Различают игры: имитационные (с подражательными движениями); с перебежками; с преодолением препятствий; с мячом, палками и другими предметами; с сопротивлением; с ориентировкой (по слуховым и зрительным сигналам). Выбор той или иной игры определяется конкретными задачами и условиями проведения. Для каждой возрастной группы характерны свои особенности в выборе и методике проведения игры. Дети дошкольного возраста отличаются особой подвижностью и постоянной потребностью к движению. Однако при выборе игр нужно помнить, что организм дошкольников не готов к перенесению длительных напряжений. Их силы быстро истощаются и довольно быстро восполняются. Поэтому игры не должны быть слишком длительными; обязательно нужно делать паузы для отдыха.

11 Дошкольникам ещё недоступны игры со сложными движениями и взаимоотношениями. Их больше привлекают игры имитационные, сюжетного характера, с пробежками, увёртываниями от водящего, с прыжками, ловлей и бросанием мячей и разнообразных предметов. Действия в коллективе для них сложны, и поэтому с большим удовольствием они играют в некомандные игры

12 Практический материал Подвижные игры для дошкольников: «Мы весёлые ребята», «Волк во рву», «Два мороза», «Заяц без логова», «Птицы и клетка», «Угадай кто», «Эстафета зверей», «Эстафета с мячами», «Стой».

13 Методика обучения подвижным играм Методика проведения подвижных игр определяется целями и задачами, которые решаются с их помощью. Всестороннее воспитание и гармоничное развитие занимающихся возможно только в результате многолетнего, систематического и правильно организованного процесса обучения подвижным играм. Ведущая роль в этом принадлежит преподавателю

14 Группировка подвижных игр, направленных на развитие физических качеств Проявляемые качества Выносливость Игры- «Не давай мяча водящему», «Салки простые», «Салки по кругу», «Встречная эстафета», «Команда быстроногих», «Мяч ловцу», «Гонка с выбыванием» Проявляемые качества Сила Игры-«Тяни в круг», «Бой петухов», «Выталкивание из круга», «Перетягивание в парах», «Перетягивание каната», «Эстафета с набивными мячами» Проявляемые качества Ловкость и координация Игры-«Прыгуны и ползуны», «Кувырок с мячом», «На встречу удочке», «Эстафета с лазанием и перелезанием», «Бег пингвинов», «Эстафета с преодолением препятствий»

Методика обучения подвижным играм

В учебной программе дошкольного образования представлены различные игры с движениями: дидактические, игры-экспромты с простым сюжетом при организации наблюдений в природе, игры-закаливания и др. Особое место отводится подвижным играм. Они рассматриваются как одно из самых эффективных средств разностороннего развития личности ребенка. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Е.А. Аркин определяет подвижную игру как мощное и незаменимое средство воспитания активности и самостоятельности ребенка, развития его двигательной сферы.

В игре часто возникают неожиданные ситуации, что приучает детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Например, в игре «Ловишки» надо быстро и достаточно продолжительное время убегать от водящего, проявляя при этом ловкость.

Читайте также  Диагностика детей доу старшая группа

Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости, — это ведет к развитию выносливости.

Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, обязательными для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, честности, дисциплинированности.

Необходимость выполнять правила, преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействуют воспитанию воле вых качеств — выдержки, смелости, решительности, умению справляться с отрицательными эмоциями.

Подвижные игры берут свое начало из глубины народной педагогики. В 1928 г. сотрудники института игр вышли во дворы, на улицы и выяснили, что в арсенале у ребят более 300 подвижных игр. Большое значение подвижным играм как средству разностороннего развития придавал П.Ф. Лесгафт, который широко использовал их в школьном образовании. Основные положения П.Ф. Лесгафта о подвижной игре были развиты известными специалистами В.В. Гориневским и Е.А. Аркиным. По отдельным вопросам подвижной игры имеются работы А.И. Быковой, М.М. Конторович, Л.И. Михайловой, Т.П. Осокиной, Е.А. Тимофеевой. Роль подвижной игры в качестве средства развития двигательного творчества дошкольников исследовала Э.Я. Степаненкова.

В настоящее время имеются детально разработанные рекомендации к проведению подвижных игр.

Существуют различные классификации подвижных игр.

  • 1. Сюжетные и бессюжетные. Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет может быть образный («Воробышки и автомобиль», «Кот и мыши» и т. п.) и условный («Пятнашки», «Ловишки»). Бессюжетные подвижные игры не имеют сюжета («Школа мяча», «Палочка-выручалочка»): все дети выполняют практически одинаковые движения, могут видоизменять правила игры.
  • 2. Малой, средней, большой подвижности. Эти игры обеспечивают разную физическую нагрузку. В игры малой подвижности включаются такие движения, как ходьба, ОРУ, элементы наиболее легких танцевальных движений. Эти игры хорошо использовать в качестве восстанавливающих после физических нагрузок. Игры средней подвижности предусматривают помимо ходьбы включение кратковременных интенсивных движений — бега, прыжков, которые обычно выполняются посменно. В играх большой подвижности преобладают интенсивные движения (с кратковременным отдыхом).
  • 3. По виду основных движений (игры с бегом, прыжками, метанием и пр.).

В учебной программе дошкольного образования предлагается примерный перечень подвижных игр для каждой воз растной группы. При этом необходимо учитывать уровень физического развития детей, их двигательных умений. Не следует выбирать игры с незнакомыми детям движениями, с непонятным им сюжетом.

При подборе игр важно учитывать место их проведения (физкультурный зал, групповая комната, участок детского сада), время года (жаркая погода летом, скользкий участок зимой и пр.). Более динамичные игры и игры для разучивания целесообразно включать в первую прогулку. Обязательно при выборе игры учитываются пожелания детей.

При проведении игры выделяются следующие алгоритмы методики:

  • 1) подготовка к игре (выбор места, подбор оборудования, инвентаря, атрибутов, разметка площадки и т. д.);
  • 2) сбор на игру. Можно позвать «зазывалочкой», так любимой детьми («Собирайся народ — кто в прятки идет», «Раз-два, раз-два — начинается игра»); привлечь внимание детей интересной игрушкой; показать картинку («Кто на картинке изображен? Кот и мышки. Давайте поиграем в эту игру»); загадать загадку. Сбор на игру длится не более 1,5—2 мин;
  • 3) объяснение правил игры должно быть кратким, понятным, интересным, эмоциональным с учетом возраста детей, их подготовленности к игре. В младшей группе правила объясняются по ходу игры; педагог принимает на себя главную роль. В средней и старшей группах объяснение правил в новой для детей игре выделяется особо, но проводится кратко, конкретно, не более 2 мин. При проведении знакомых игр дается возможность детям самим вспомнить (уточнить, видоизменить) правила игры;
  • 4) распределение ролей играет важную роль в создании у детей интереса к игре. Водящий может назначаться педагогом, но при условии аргументации, понятной детям («у Иры сегодня день рождения», «Сережа давно не был водящим» и др.). Можно роли распределять с помощью считалочки, «волшебной палочки». Дети могут сами выбирать водящего;
  • 5) ход игры. Здесь необходимо обеспечить выполнение правил, физическую нагрузку, моторную плотность, совершенствование движений. Увеличение физической нагрузки может быть обеспечено увеличением расстояний, усложне нием правил, включением дополнительных водящих. Продолжительность периодов бега в игре должна увеличиваться постепенно, после пика нагрузки — снижаться. Оптимальная моторная плотность при проведении игр 50—60 %;
  • 6) окончание игры предусматривает подведение итогов, в основном по выполнению правил.

В младшей группе следует похвалить детей за старание, интерес к игре. В средней и старшей группах обязательно отметить выполнение правил, качество выполнения движений. В особой похвале нуждаются робкие и застенчивые дети, а также те, у которых впервые виден результат. Не следует сравнивать детей друг с другом, постоянно выделять тех, чьи успехи всегда на виду.

Критерии оценки эффективности подвижной игры: выполнение правил; оптимальность физической нагрузки, моторная плотность; интерес детей к игре, психологический комфорт. Игру следует прекращать чуть раньше, чем этого захотят дети.

Чтобы поддерживать интерес детей к игре, ее нужно видоизменять: разнообразить начало игры, распределение ролей; изменять правила и содержательные элементы; находить разные места проведения (на групповом участке, физкультурной площадке, на природе). Вызывают интерес к игре совместная с детьми подготовка специальных атрибутов для игры, включение дополнительных движений (спасаться от водящего, прыгая на одной ноге; попасть в домик, подлезая под скамейку, и пр.), изменение сигнала к началу движения (например, звукового зрительным).

Для повышения статуса подвижной игры в образовательном процессе целесообразно использовать ее на занятиях по развитию речи, математике, во всех формах физкультурно-оздоровительной работы. Полезно устраивать физкультурные досуги под девизом «Праздник подвижной игры».

Особое внимание следует уделить белорусским народным подвижным играм. Они являются неотъемлемой частью физического, умственного, художественного воспитания. В этих играх радость движения сочетается с духовным обогащением детей, так как через игру формируется уважительное отношение к белорусской культуре. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои. Например, игры «Лянок», «Проса», «Пасадка бульбы», «Грушка» имитируют традиционные сельскохозяйственные работы, включают различные двигательные действия, выполняемые под определенный стихотворный текст. В народных играх много юмора (игры «Рздзькі», «Лясь, лясь, уцякай»), соревновательных элементов (игра «Пацяг»). Народные игры представляют собой неповторимый игровой фольклор, так как многие из них начинаются с зачинов, включают загадки, считалки, жеребьевки.

У детей старшего дошкольного возраста необходимо формировать умение играть самостоятельно, организовывать игры со сверстниками. Перед проведением белорусских народных подвижных игр желательно образно представить разыгрываемые ситуации, подчеркнуть необходимость выразительного исполнения ролей; иногда использовать элементы национального костюма, соответствующую атрибутику. Так, в игре «Міхасік» забавная ситуация создается за счет использования лаптей. Участники игры по сигналу обувают лапти; игрок, которому не хватило лаптей, становится водящим.

Значительно повышается интерес к играм, когда они подбираются в комплексе и объединяются единым сюжетом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: