Обеспечение безопасности приемного ребенка

Памятка об ответственности родителей за оставление своих несовершеннолетних детей без присмотра

За последние месяцы увеличилось количество несчастных случаев с участием детей, которых родители оставляли одних без присмотра даже на непродолжительное время на улице или дома. Дети не всегда осознают опасности, которые их поджидают, поэтому чаще всего несчастные случаи происходят именно с ними.

Так, обязанность родителей осуществлять защиту прав и интересов детей закреплена в законе. Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и законных интересов в отношениях с любыми лицами и организациями, в том числе в судах, без специального полномочия.

Родителям необходимо помнить, что за оставление ребенка в опасности предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 125 УК РФ. Знайте! Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Памятка для родителей

Безопасность ребенка в быту

Безопасность ребенка является основным звеном в комплексе воспитания ребенка.

Необходимо предпринимать меры предосторожности от получения ребенком травмы, потому что дети в возрасте до 7 лет проявляют большой интерес к окружающим их предметам, в частности электроприборам, аудио и видео технике и взрывоопасным предметам.

Обеспечение безопасности ребенка дома – это комплекс мер предосторожности, который включает в себя безопасность всех составляющих вашего дома (кухни, ванной комнаты, спальни, зала и т. д.)!

Ребенок-дошкольник должен находиться под присмотром взрослых (родителей, воспитателя, няни). Не оставляйте ребенка дома одного на длительное время!

Но если Вам всё-таки пришлось уйти, то сначала:

  • Проведите с ним профилактическую беседу, объясните, какие из окружающих его предметов способны причинить ему травму, пользование какими приборами для него категорически запрещено.
  • Займите ребенка безопасными играми.
  • Закройте окна и выходы на балконы, при необходимости открытыми можно оставить форточки или фрамуги.
  • Перекройте газовый вентиль на трубе.
  • Уберите с плиты кастрюли и чайники с горячей водой – опрокинув их, ребенок может получить ожоги.
  • Проверьте правильность размещения игрушек, они не должны находиться на высоте, превышающей рост ребенка, так как ребенок, пытаясь достать игрушку со шкафа, может получить травму при падении.

Если малыш боится, а тем более плачет, ни в коем случае нельзя насильно оставлять его дома одного. Иначе понадобится очень много времени, чтобы избавить его от страхов, и еще очень долго он не сможет оставаться в одиночестве даже в соседней комнате!

  • Выключите и по возможности изолируйте от ребенка все электроприборы, представляющие для него опасность.
  • Изолируйте от ребенка спички, острые, легко бьющиеся и легковоспламеняющиеся предметы.
  • Изолируйте от ребенка лекарства и медицинские препараты (таблетки, растворы, мази), средства для мытья посуды и уборки помещения. Они могут вызвать раздражение слизистой глаз, ожоги поверхности кожи, отравление.

Следите за тем, чтобы ваш ребенок был под присмотром, ухожен, одет, накормлен и вместе с вами познавал мир через окружающие его предметы, а не самостоятельно, через травматизм и опасность жизнедеятельности!

Источники потенциальной опасности для детей

  1. Предметы, которыми ребенку категорически запрещается пользоваться:
  • спички;
  • газовые плиты;
  • печка;
  • электрические розетки;
  • включенные электроприборы.
  1. Предметы, с которыми детей нужно научить обращаться (зависит от возраста):
  • иголка;
  • ножницы;
  • нож.

3. Предметы, которые необходимо хранить в недоступных для детей местах:

  • бытовая химия;
  • лекарства;
  • спиртные напитки;
  • сигареты;
  • пищевые кислоты;
  • режуще-колющие инструменты.

Ребенок должен запомнить:

  • Когда открываешь воду в ванной или в кухне, первым отворачивай кран с холодной водой. Чтобы не обжечься, добавляй горячую воду постепенно.
  • Никогда не прикасайся к электрическому прибору (стиральная машина, чайник, фен и т.д.), когда у тебя мокрые руки, потому что вода – хороший проводник электричества, и ты можешь получить сильный удар током.
  • Не трогай экраны включенного телевизора или компьютера. На экране может скопиться статический электрический заряд, и тогда тебя ударит током.

Уважаемые родители!

Помните, что от качества соблюдения вами профилактических и предохранительных мер зависит безопасность вашего ребенка!

Памятка об ответственности родителей

1. Не пускайте детей одних в лес и в открытые водоёмы.

2. Не оставляйте малолетних детей одних в квартире с открытыми окнами.

3. Не разрешайте детям играть в заброшенных нежилых домах, стройках и т.д.

4. Не оставляйте детей без присмотра дома во избежание травм (иногда гибели) бытового характера.

5. Не оставляйте воспламеняющиеся предметы без присмотра на видном месте.

6. Не разрешайте играть детям поблизости от автодорог, железной дороги и открытых источников электротока.

7. Не оставляйте детей без присмотра во время прогулок.

8. Не разрешайте детям подходить к животным, делайте замечания гражданам,

выгуливающим домашних животных без намордника

9. Убирайте в недоступные для ребёнка места лекарственные препараты, уксус и иные вещества, способные навредить здоровью ребёнка.

ПОМНИТЕ : Вы несёте полную ответственность за безопасность своих детей!

Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей предусмотрена действующими нормами закона:

1. В соответствии со ст. 63 Семейного кодекса РФ :

  • Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
  • Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей.
  • Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
  • Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. В соответствии с ч. 1 ст. 5.35 Кодекса об административных правонарушениях РФ :

  • Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей .

3. В соответствии со ст. 156 Уголовного кодекса РФ :

  • Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности (…), если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом в размере 100 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до одного года, либо обязательными работами на срок до 440 часов , либо исправительными работами на срок до двух лет (а также иные меры наказания, предусмотренные действующим законодательством).

*Что должны знать дети?

1. Дети не должны находиться на улице без сопровождения взрослых с 23.00

до 6.00 часов в летний период (с 22.00 – до 6.00 часов в зимний период).

2. Избегать безлюдных мест, заброшенных домов, подвалов, чердаков и т.д.

3. Не принимать подарки от незнакомых людей, не садиться к незнакомым и

малознакомым людям в машину, не входить в лифт с незнакомыми людьми, не открывать посторонним дверь в квартиру:

— ребенок не должен разговаривать с незнакомцем и ни в коем случае не соглашаться на предложение незнакомца;

— объясните ребенку, что преступником не всегда является взрослый человек, им может быть и подросток (знакомый, одноклассник);

— любой насильник умеет войти в доверие, т.к. превращается в доброго ласкового и понимающего.

4. Соблюдать правила дорожного движения.

5. Знать, куда можно обратиться за помощью, как с мобильного телефона позвонить в скорую, милицию, пожарную.

6. В случае опасности не стесняться кричать, звать на помощь, вырываться, убегать.

*Что должны знать родители?

По семейному законодательству родители несут ответственность за детей до 18 лет. В ст. 63 Семейного кодекса РФ сказано, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

1. Ежедневный график ребёнка (часы учёбы, спортивных занятий, клубных встреч и т.д.).

2. Какие передачи ребенок смотрит по телевизору, на какие сайты в Интернете чаще всего заходит, для того чтобы исключить просмотр фильмов с сексуальными сценами и сценами насилия, исключить возможность посещение ребёнком сайтов, угрожающих психическому здоровью ребёнка.

3. Соблюдайте правила дорожного движения, соблюдать законы, правила,

принятые в обществе.

4. Беседуйте с ребёнком на тему безопасности на улице, создавайте атмосферу доверия в семье для того, чтобы ребёнок не стеснялся обращаться за помощью к родителям.

5. Договоритесь с ребёнком о том, чтобы он всегда предупреждал вас, куда и с кем идёт и сообщал вам, где и с кем находится.

6. Избегайте мелочной опеки, контролируйте ребёнка только по тем вопросам, где это действительно необходимо.

7. Сами также предупреждайте ребёнка о том, куда идёте, на сколько задерживаетесь – сделайте это полезной традицией семьи – держать друг друга в курсе своих планов.

8. Создавайте благоприятный психологический климат в семье, чтобы ребёнок не боялся и не стеснялся рассказывать вам всё, что с ним происходит.

9. Внушайте детям, что их безопасность в их же руках, что многое зависит от их собственного поведения.

Читайте также  Можно сидеть ребенку 5 месяцев

Дети – это не только наше будущее, но и наше настоящее – наша радость, наше счастье.

Безопасность и благополучие ваших детей в ваших руках.

*Полезные советы родителям!

1. Станьте для ребенка другом, с которым он может поделиться своими переживаниями.

2. Серьезно воспринимайте рассказ о какой-либо ситуации, в которую попал ребёнок.

3. Поддерживайте отношения с друзьями детей и их родителями.

4. Не отпускайте ребенка на улицу одного, без друзей (когда ребенок гуляет с друзьями, возможность совершения преступления снижается).

5. Контролируйте время, которое ребенок проводит в Интернете (будьте в курсе, с кем Ваш ребенок контактирует в сети).

6. Уважайте своего ребенка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребенка делать что-то против его воли.

7. Сообщите в полицию, если вы знаете, что другой ребенок (например, ребёнок соседей) подвергается насилию, избиению со стороны родителей.

8. Прислушайтесь к словам ребенка, если он говорит о нездоровом интересе к нему вашего мужа (сожителя), поговорите с мужем (сожителем), не оставляйте ребенка один на один с ним.

Ответственность родителей за воспитание детей, обеспечение их безопасности

Безопасность детей — наше общее дело. Сохранение жизни и здоровья детей – главная обязанность взрослых.

Согласно статье 32 Конституции Республики Беларусь детство находится под защитой государства.

Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию.

В соответствии со статьей 73 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей возложена на их родителей.

Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и законных интересов в отношениях с любыми лицами и организациями, в том числе в судах, без специального полномочия.

Статья 75 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье гласит, что родители осуществляют воспитание детей, попечительство над ними и их имуществом. Под воспитанием понимается забота о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе.

Ответственность родителей за воспитание детей,

обеспечение их безопасности

Законодательство Республики Беларусь в полной мере регулирует вопросы ответственности родителей за воспитание и здоровье детей:

  • Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»;
  • Кодекс Республики Беларусь о браке и семье (далее КоБС);
  • Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП);
  • Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее — УК).

Законодательными актами урегулированы следующие вопросы:

  • определены случаи ненадлежащего воспитания и содержания детей, нахождения детей в социально опасном положении, признания ребенка нуждающимся в государственной защите (статья 67 КоБС, пункт 1 Декрета № 18);

Статья 67. Ненадлежащие воспитание и содержание детей

Родители, опекуны, попечители несут ответственность за ненадлежащее воспитание и содержание детей в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Воспитание и содержание ребенка признаются ненадлежащими, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, в том числе если ребенок находится в социально опасном положении.

Под социально опасным положением понимается обстановка, при которой:

  • не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и т.д.);
  • ребенок вследствие отсутствия надзора за его поведением и образом жизни совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;
  • лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья.

Установлены меры семейно-правовой ответственности за ненадлежащее воспитание детей, к которым относятся лишение родительских прав (статьи 80 — 84 КоБС), отобрание ребенка без лишения родительских прав (статьи 85, 85-1 КоБС, пункты 2-8 Декрета № 18), возмещение родителями расходов, затраченных государством на содержание детей (статья 93 КоБС, пункты 9-19 Декрета № 18);

предусмотрена административная ответственность родителей, в том числе за невыполнение обязанностей по воспитанию детей (статья 9.4 КоАП), совершение насильственных действий в отношении детей (пункт 2 статьи 9.1 КоАП), неисполнение обязанности по сопровождению детей в ночной время (статья 17.13 КоАП), а также уголовная ответственность за оставление в опасности (статья 159 УК).

Статья 9.1. Умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания

1. Нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника либо члена семьи, если в этих действиях нет состава преступления, либо нарушение защитного предписания – влекут наложение штрафа в размере до десяти базовых величин или административный арест.

Статья 9.4. Невыполнение обязанностей по воспитанию детей

1. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, – влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.

2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, – влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.

Статья 17.13. Неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища

1. Неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет либо по обеспечению его сопровождения совершеннолетним лицом в период с двадцати трех до шести часов вне жилища – влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двух базовых величин.

2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, – влечет наложение штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.

Статья 159. Оставление в опасности

1. Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья либо жизни или здоровья других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи – наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.

2. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет со штрафом или без штрафа.

3. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, – наказывается арестом или лишением свободы на срок до трех лет со штрафом.

Безопасное поведение детей на улицах и дорогах

Привитие детям навыков безопасного поведения на улицах и дорогах – одна из важнейших проблем обеспечения безопасности дорожного движения, и не только потому, что речь идет о сохранении здоровья и жизни юных граждан

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – это и воспитание культуры поведения на улице, привитие навыков дисциплины. К обучению детей нужно приступать с раннего возраста. Тогда в будущем мы будем иметь дело с людьми, у которых сформированы основные навыки поведения, а соблюдение Правил дорожного движения станет такой же привычкой, как выполнение норм вежливости.

ДТП с юными участниками дорожного движения случаются на протяжении всего года, но наибольшее количество происходит во время весенне-летнего периода. Поэтому именно сейчас взрослым необходимо активизировать все усилия, чтобы не допустить новых трагедий.

Пострадавших детей можно разделить на пассивную и активную группы. К пассивной группе следует отнести детей-пассажиров, – они никак не могли повлиять на возникновение и исход дорожно-транспортной ситуации. Не единичны случаи, когда в одном ДТП получали телесные повреждения сразу несколько детей и все они являлись пассажирами.

К сожалению, большинство родителей никак не может понять, что риск стать участником ДТП высок, поэтому о безопасности юных пассажиров заботиться просто необходимо. Делать это надо до поездок.

Очень часто пострадавшие в ДТП не были пристегнуты ремнями безопасности, а малолетние пассажиры находились в салоне автомобиля без специальных автокресел.

Водители продолжают перевозить детей без специальных автокресел. Дети сидят на руках у мам, бабушек на задних сиденьях или вовсе без ее участия взрослых. Перевозить детей на руках – смертельно опасно. В момент столкновения масса пассажира весом в 75 кг на скорости 70 км/ч увеличивается до 4 тонн. Существует немало примеров, когда дети в специальных креслах оставались целы и невредимы.

Читайте также  Фотоотчет безопасность на воде летом для детей

К активной группе следует отнести детей-пешеходов, велосипедистов и несовершеннолетних водителей транспортных средств. Цифры статистики и примеры указывают на то, что дети-пешеходы и дети-велосипедисты являются самой уязвимой категорией участников дорожного движения.

За 2018 год на дорогах Гродненской области в результате дорожно-транспортных происшествий пострадали 18 детей-пешеходов.

Наиболее распространенные ошибки детей, ставшие причинами происшествий:

  • переход (переезд) через проезжую часть в неустановленном для этого месте;
  • неожиданный выход из-за транспортного средства или других препятствий, ограничивающих обзорность водителю;
  • нахождение на проезжей части без сопровождения взрослых.

Самые опасные в отношении дорожных происшествий выходные дни и каникулы. Именно тогда наиболее часто дети попадают в опасные ситуации на дороге.

Следует помнить, что управлять велосипедом по дорогам общего пользования согласно ПДД разрешено лишь с 14 лет, и для этого обязательно нужны элементарные знания.

Помнить о Правилах дорожного движения и быть внимательными должны не только дети, но и их родители. Ведь иногда именно взрослые создают опасные ситуации для себя и для своих детей.

Рекомендации взрослым

Периодически напоминайте ребенку основные правила безопасного поведения на дороге. Объясните, что в экстренной ситуации, водителю намного сложнее затормозить, заметив человека на дороге.

Обязательно обозначайте детей на дороге световозвращающими элементами.

Ведя ребенка за руку по обочине дороги навстречу движения или тротуару, демонстрируйте свою дисциплинированность, не спешите, идите размеренным шагом. Ребенка держите подальше от проезжей части.

Не выходите с ребенком из-за деревьев, стоящих на обочине автомашин, не осмотрев предварительно дороги, – это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.

Прежде, чем переходить дорогу, остановитесь, осмотритесь. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать – ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться. Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора.

Из автобуса выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.

Не на минуту не оставляйте без присмотра малолетнего ребенка, даже когда он находится во дворе дома.

Не разрешайте детям, пусть даже и постарше, играть вблизи дороги и на проезжей части улицы! Дети должны играть на площадках, к которым нет доступа автомашин.

Особое внимание уделяйте детям-велосипедистам. Ни в коем случае не разрешайте детям возрастом до 14 лет выезжать на дороги общего пользования, и даже с 14-летними проведите инструктаж.

Перевозя ребенка в автомобиле, в обязательном порядке пристегивайте его ремнями безопасности. Для малышей используйте специальные автокресла (бустеры).

Исключите всякую возможность самовольного использования детьми транспортных средств!

Организация работы по профилактике несчастных случаев и жестокого обращения с детьми

Что же такое насилие? это форма принуждения со стороны одного человека по отношению к другому с целью приобретения или сохранения определенных льгот или привилегий, завоевания любого господства.

Виды насилия над детьми:

  • жестокое обращение с детьми;
  • пренебрежение основными нуждами ребенка;
  • оставление ребенка в опасности

Жестокое обращение с детьми – действие (или бездействие) родителей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка (побои, избиение, угрозы в их адрес, внушение чувства страха и тд.), а также покушение на их половую неприкосновенность. Жестокое обращение может проявляться в применении недопустимых приемов воспитания детей, причиняющих вред их нравственному развитию, а равно в пренебрежительном, грубом обращении, унижающем человеческое достоинство.

Виды жестокого обращения:

I. Физическое насилие — преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.

Особенности психического состояния и поведения ребенка при физическом насилии:

  • боязнь физического контакта со взрослыми;
  • стремление скрыть причину травм;
  • плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
  • негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными.

II. Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Особенности психического состояния и поведения ребенка при сексуальном насилии:

  • несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, несвойственные характеру сексуальной игры;
  • стремление полностью закрыть свое тело;
  • депрессия, низкая самооценка.

III. Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постепенное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. К психическому насилию относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • угрозы в адрес ребенка, проявляется в словесной форме;
  • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
  • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
  • ложь или невыполнение взрослыми своих обещаний;
  • однократное грубое психологическое воздействие, вызывающее у ребенка психологическую травму.

Особенности психического состояния и поведения ребенка при психологическом (эмоциональном) насилии:

  • постоянно печальный вид, длительное подавленное состояние;
  • различные соматические заболевания;
  • беспокойство, тревожность, нарушение сна;
  • агрессивность;
  • склонность к уединению, неумение общаться;
  • задержка физического и умственного развития;
  • нервный тик, энурез.

Действия сотрудников образовательных учреждений при выявлении фактов жестокого обращения с ребенком.

  1. В течение 1 часа с момента выявления признаков жестокого обращения с несовершеннолетним педагогический работник сообщает руководителю образовательного учреждения и социальному педагогу о выявленном случае.
  2. В течение 1 часа с момента получения информации о выявлении признаков жестокого обращения с несовершеннолетним руководитель образовательного учреждения организует проведение медицинской оценки состояния ребенка, подвергшегося жестокому обращению, зафиксировав данные в медицинской справке.
  3. В течение 1 часа с момента фиксирования факта жестокого обращения руководитель образовательного учреждения сообщает по телефону, затем в течение дня направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в территориальный орган внутренних дел, органы опеки и попечительства, муниципальную КДНиЗП.
  4. В течение 1 дня со дня выявления факта жестокого обращения социальный педагог проводит обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляет акт обследования.
  5. В случае если на момент факта жестокого обращения несовершеннолетний находился на внутриведомственном учете в «группе риска», руководитель образовательного учреждения инициирует внесение дополнительных мероприятий в индивидуальную программу сопровождения семьи, включив мероприятия по оказанию помощи несовершеннолетнему, подвергшемуся жестокому обращению и его семье.

Пренебрежение основными нуждами ребенка – один из видов жестокого обращения, характеризующийся отсутствием со стороны родителей или лиц их заменяющих, заботы о ребенке, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются (родители или законные представители не обеспечивают условий для оказания своевременной медицинской помощи, посещения ребенком образовательного учреждения, не обеспечивают питанием и одеждой в соответствии с возрастом ребенка и т.д.).

Виды пренебрежений нуждами ребенка:

  • Пренебрежение физическими потребностями – когда ребенка недостаточно кормят, часто оставляют голодным, не одевают или одевают несоответственно погоде, когда ребенок проживает в антисанитарных условиях.
  • Пренебрежение медицинской помощью — отсутствие ухода за больным ребенком, когда ребенка не лечат, постоянно забывают давать лекарства, не могут организовать вакцинацию, не обеспечивают условий для оказания медицинской помощи.
  • Недостаточный контроль – оставление ребенка без присмотра, приводящее к высокому риску несчастного случая, частое оставление ребенка на попечение посторонних лиц из – за нежелания родителя заботиться о ребенке, случаи проживания родителей или законных представителей отдельно от ребенка в течение длительного времени.
  • Нахождение ребенка в опасной или вредной для него среде – от экологической обстановки до оставления его в асоциальной среде.
  • Пренебрежение эмоциональными потребностями ребенка в любви и внимании.
  • Пренебрежение потребностями в образовании и обучении – когда родители не обеспечивают условий для посещения ребенком ДОУ, допускают пропуски занятий в ДОУ без уважительных причин.
  • Употребление матерью во время беременности и кормления алкоголя или наркотиков.

Особенности психического состояния и поведения ребенка:

  • задержка речевого и моторного развития;
  • постоянный голод;
  • требования ласки и внимания;
  • низкая самооценка, низкая успеваемость;
  • агрессивность;
  • утомленный, сонный вид;
  • санитарно-гигиеническая запущенность;
  • отставание в физическом развитии;
  • частая вялотекущая заболеваемость.

Действия сотрудников образовательных учреждений при выявлении фактов пренебрежения основными нуждами ребенка.

  • В случае выявления сотрудником ДОУ фактов пренебрежения нуждами ребенка (например пропуски ДОУ) воспитатель в течение 3 рабочих дней устанавливает причины выявленных нарушений и предупреждает родителей (законных представителей) об ответственности за ненадлежащее выполнение родительских прав.
  • В случае если родитель не принимает мер к устранению нарушений по истечении 3 рабочих дней после предупреждения об ответственности, воспитатель ДОУ сообщает о пренебрежении нуждами ребенка руководителю ОУ, социальному педагогу и специалисту муниципальной КДНиЗП.
  • В случае если сотрудником ДОУ выявлен факт проживания ребенка отдельно от законных представителей (в том числе факт проживания с родственниками, не являющимися законными представителями ребенка) сотрудник ОУ в течение 1 дня сообщает о данном факте руководителю и социальному педагогу ДОУ.

Оставление ребенка в опасности – заведомое оставление без помощи ребенка, находящегося в состоянии, опасном для жизни или здоровья.

Рекомендации по определению признаков оставления ребенка в опасности.

  • Ребенок нуждается в неотложной медицинской помощи (имеет повреждения или обострение заболевания или находится в состоянии истощения и тд)
  • Ребенок до 3 лет находится без надлежащего ухода, что угрожает его физическому здоровью.
  • Ребенок в течение длительного времени находится дома без надзора взрослых.
  • Ребенок остается голодным в течение длительного времени.
  • Ребенок находится на улице без взрослых в условиях опасных для его жизни и здоровья или с угрозой высокого риска несчастного случая.
  • Ребенок, имеющий серьезные соматические или психические расстройства и нуждающийся в получении медицинской помощи, не получает ее, что может в ближайшее время привести к нарушению физического или психического здоровья.
Читайте также  Режим ребенка в год и четыре месяца

Незамедлительные меры, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего при оставлении в опасности.

В зависимости от степени угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего необходимо:

  • Исключить факторы опасности для жизни и здоровья ребенка.
  • Обеспечить безопасное пребывание несовершеннолетнего.
  • При необходимости принять незамедлительные меры по оказанию медицинской или иной помощи, которая необходима несовершеннолетнему.
  • Сообщить о факте оставления ребенка в территориальный орган МВД России.
  • Принять меры по установлению родителей (законных представителей) несовершеннолетнего либо установлению места их нахождения.

План работы с воспитанниками ДОУ по профилактике жестокого обращения с детьми.

Как органы опеки помогают семьям с детьми

Вокруг работы органов опеки и попечительства в обществе существует немало мифов и предрассудков. Как только разгорается какой-либо громкий скандал в СМИ с участием детей, сотрудников опеки часто упрекают в бездействии или, наоборот, в произволе. Как же на самом деле устроена работа опеки, как она может помочь семье и стоит ли ее опасаться, рассказывают сотрудники московских органов опеки и попечительства.

ОТКУДА ВОЗНИКАЕТ СИГНАЛ «SOS»

Первый вариант: москвичи самостоятельно обращаются в опеку. Есть приемные дни, когда любой человек может прийти со своей проблемой и получить бесплатную консультацию. С собой нужно иметь паспорт и документы, непосредственно относящиеся к сути обращения.

«Обычно речь идет о семейных конфликтах или судебных спорах. Например, по определению места жительства ребенка, установлению порядка общения, назначению алиментов и так далее», — рассказывает Дмитрий Иващенко, начальник отдела опеки, попечительства и патронажа администрации муниципального округа Молжаниновский.

Другая ситуация: семья оказывается в кризисе. «Сотрудники органов опеки обязаны „выходить в семью“ по любому сообщению о семейном неблагополучии. Это может быть сообщение от соседей, звонок на горячую линию, письменное обращение из школы, МВД, поликлиники или больницы», — рассказывает Дмитрий Иващенко.

Цель такого выхода — подтвердить или опровергнуть наличие в семье семейного неблагополучия. Если все в порядке, то работа с семьей на этом заканчивается. «Бояться этого выхода не стоит — это всего лишь работа сотрудников органов опеки, и они обязаны ее сделать. Перед сотрудниками не стоит задача отобрать ребенка или поставить семью на учет», — комментирует Дмитрий Иващенко.

При посещении семьи специалист опеки прежде всего обращает внимание на то, какие сложились отношения в семье, какой характер они носят, как родитель обеспечивает базовые потребности ребенка в еде, одежде, безопасности и развитии. «Специалисты опеки не оценивают ремонт в квартире или материальный достаток, но могут посмотреть, в рабочем ли состоянии сантехника и предметы первой необходимости — холодильник или плита для приготовления горячей пищи», — рассказывает Мария Прохорова, советник по вопросам опеки, попечительства и патронажа района Северное Бутово.

Какие условия в семье препятствуют нормальному развитию ребенка:

  • родители злоупотребляют алкоголем;
  • родители употребляют наркотики;
  • в квартире антисанитарные жилищно-бытовые условия;
  • ребенок длительное время не посещает школу и так далее.

План индивидуальной-профилактической работы определяется совместно с семейным центром: сюда входит психологическая и юридическая помощь, социальная и экономическая поддержка.

«Надо понимать, что отобрание детей из семьи — это исключительная и крайняя мера, которая применяется в случаях, когда ребенку опасно для его жизни находиться дома. Опека никогда не заберет ребенка из семьи, где недостаточный уровень доходов или есть конфликтные ситуации, не угрожающие ребенку напрямую. Как правило, опека, школа, полиция, комиссия по делам несовершеннолетних стараются предотвратить ситуацию, которая может привести к отобранию ребенка», — объясняет Дмитрий Иващенко.

НА КАКУЮ ПОДДЕРЖКУ МОГУТ РАССЧИТЫВАТЬ СЕМЬИ

«Профилактическая работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении, напрямую связана с балансом прав ребенка и прав родителей. Наша цель — в любое время поддержать семью с детьми, чтобы она сохранилась. Опека вместе с семейным центром и школой, в которой учатся дети, организуют комплексную работу с семьей», — отмечает Ольга Куликова, замначальника ОСЗН района Марьино.

Что такое трудная жизненная ситуация? К данной категории можно отнести низкий доход семьи, развод родителей, конфликты между супругами или родителями и детьми. Зачастую эти факторы сочетаются. Такие семьи регулярно посещают сотрудники опеки.

Помощь. Родителей, нуждающихся в юридической помощи, специалисты семейного центра готовы проконсультировать бесплатно. Чаще всего родители интересуются вопросами, связанными с получением адресной социальной помощи в органах соцзащиты, бракоразводным процессом и назначением алиментов, постановкой на учет малообеспеченных семей.

Семьям, где случаются конфликты между супругами, родителями и детьми, зачастую требуется психологическая помощь. В таких случаях к работе привлекаются квалифицированные психологи и психотерапевты.

Что такое социально опасное положение? Это категория семей, в которых родители злоупотребляют алкоголем или наркотиками, жестоко обращаются с детьми, ненадлежаще исполняют родительские обязанности по содержанию, уходу и воспитанию детей. В подобных ситуациях сотрудники опеки регулярно посещают семьи, запрашивают информацию о детях из школ и поликлиник.

Помощь. Окажут содействие в получении медицинской помощи родителей от алкогольной и наркотической зависимости. При необходимости родителям помогут устроить ребенка в детский сад или школу.

Орган опеки и попечительства вправе направить ходатайство в управляющую компанию о реструктуризации долга по оплате коммуналки и снятии заглушек. Если у родителей нет постоянного дохода, их направят в Центр занятости населения на переобучение или трудоустройство. Если семья имеет статус малоимущей или многодетной, районная управа может помочь отремонтировать квартиру.

Летом школьники из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, могут проводить время в детских городских лагерях. Особенно это важно для тех семей, которые по различным причинам не могут отправить своих детей отдыхать в загородные лагеря или на дачу.

ЦИФРА: На базе 30 семейных центров семьи с детьми могут получить:

  • Консультации юристов
  • Психологическую помощь
  • Адресную социальную помощь (сертификаты на продукты, технику, одежду)
  • Помощь специалистов по социальной работе

ПРИЕМНЫМ СЕМЬЯМ: СОПРОВОЖДЕНИЕ И НЕОБХОДИМАЯ ПОДДЕРЖКА

Поддержка приемных семей, в которых воспитываются дети, осуществляется постоянно. За каждой семьей закреплен специалист опеки.

К нему родители обращаются по всем вопросам, касающимся финансовых выплат и льгот (вознаграждение приемного родителя, выплаты на содержание подопечного и так далее). Одновременно специалист опеки может решить юридические вопросы, затрагивающие интересы подопечных детей. Например, оформление и получения жилья при наступлении совершеннолетия у ребенка.

«Замещающая семья ни в коем случае не чувствует себя оставленной один на один со своими проблемами. Опека всегда заинтересована в том, чтобы ребенку в семье было хорошо и комфортно», — считает Дмитрий Иващенко.

Специалист опеки и психолог, закрепленные за семьей, планово и регулярно посещают ее. Если выясняется, что родители или дети, например, нуждаются в психологической помощи, то опекуну предлагается заключить договор сопровождения с индивидуальным планом работы.

«Мы постоянно говорим приемным родителям, что не стоит скрывать сложности, с которыми они сталкиваются. Сообща легче решать возникшие проблемы и преодолевать трудные ситуации. Например, при необходимости специалисты встречаются с учителями и администрацией школ для решения возникших проблем с обучением подопечных детей, присутствуют на заседаниях советов профилактики школы, на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних», — отмечает Мария Прохорова.

  • профессиональные консультации;
  • помощь юристов;
  • помощь педагогов;
  • социальную поддержку.

«Наша основная задача — найти каждому ребенку семью. В настоящее время в столичных Центрах содействия семейному воспитанию (ЦССВ) находится 1409 детей. С 2013 года семью обрели почти 13 тысяч детей. Также увеличен размер ежемесячного пособия на содержание подопечных или усыновленных, детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Например, при принятии в семью ребенка-инвалида на его содержание выплачивается более 29 тысяч рублей ежемесячно. Также ежегодно выделяется более 800 квартир для выпускников ЦССВ и приемных семей», — рассказала Елена Зайцева, начальник Управления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних столичного Департамента труда и соцзащиты населения.

ПОМОЩЬ ПО ТЕЛЕФОНУ

С марта 2019 года сигналы о возможном семейном неблагополучии и жестоком обращении с ребенком поступают на горячую линию «051». Они обрабатываются и фиксируются специалистами Московской службы психологической помощи населению.

Так, за прошлый год поступило около 1500 обращений, из которых 39% касались семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении. За ними закреплены помощники из социальных семейных центров для сопровождения.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В Москве проживает 1,5 млн семей, в которых воспитывается 2 млн детей и подростков.

Семьи с детьми — предмет особой заботы и внимания Правительства Москвы. Каждая семья может рассчитывать на социальную поддержку, включая выплаты и различные льготы.

Все дети Москвы имеют право на:

  • Бесплатный проезд в городском транспорте (до 7 лет)
  • Бесплатное лекарственное обеспечение (до 3 лет)
  • Бесплатное горячее питание — с 1-го по 4-й класс школы
  • Бесплатные школьные учебники
  • Бесплатное посещение городских театров и музеев (до 7 лет)
  • Продукты детской молочной кухни (до 3 лет)

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: