Нужен ли режим ребенку до года

Нужен ли ребенку режим?

Нужен ли ребенку режим?

Пожалуй, эта тема вызывает больше всего споров и противоречий. Я знаю семьи, в которых все упорядочено и разложено по полочкам: в том числе и режим дня ребенка подчинен достаточно строгим правилам. Но я также знаю семьи, где все очень сильно непредсказуемо: каждый день все происходит в разное время.

Как консультанта по детскому сну, меня часто просят высказать свое мнение по вопросу: нужен ли режим или нет. Мое мнение: режим ребенку однозначно нужен. Более того, я всегда говорю родителям, которых консультирую по проблемам детского сна, что без режима многие проблемы, с которыми они приходят ко мне, решить попросту не удастся.

Обратите внимание: в контексте режима мы сейчас обсуждаем только сон и бодрствование. Мы не обсуждаем сейчас вопрос грудного вскармливания по требованию или по часам.

Прежде всего, определимся с понятием «режим». Я не подразумеваю под режимом жизнь с секундомером в руках, когда все действия совершаются строго по часам в одно и то же время. Напротив, я выступаю за предсказуемое, регулярное чередование активностей и отдыха в течение суток, где допускается некая гибкость. Называю это – рутиной.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок «хорошо» спал на протяжении всего детства, то наличие постоянной рутины просто необходимо.

Дело в том, что сон и бодрствование управляются совершенно постоянными силами: циркадным ритмом и гомеостатической силой. Гомеостаз — это способность организма саморегулировать свои процессы. Если режим регулярный, то работа налажена и происходит без особых проблем, так как организм установил четкий внутренний ритм. Если режима нет, то саморегуляция происходит не так эффективно: организму трудно разобраться, когда нужно спать, а когда бодрствовать, так как в разные дни он получает совершенно разные сигналы.

Для примера вспомните свое состояние, когда вам доводилось путешествовать через несколько часовых зон. Даже несколько часов разницы доставляют проблему по возвращении. Вы ложитесь спать и не можете уснуть, а утром не в состоянии встать с постели. Примерно такой же эффект для организма мы имеем, когда ведем нерегулярный образ жизни. Если колебания времени начала ночного сна и его окончания значительны (более 30 минут), то организм испытывает определенный стресс.

Многие проблемы детского сна обусловлены отсутствием регулярности и самое поразительное, что мы — родители создаем эти проблемы сами, даже не осознавая масштаба последствий.

Если ребенок засыпает каждый день в разное время, уровень его гормона стресса – кортизола сильно колеблется в разные дни (1). Предсказуемый режим держит кортизол под контролем. При стабильном режиме ребенок:

  • менее склонен к капризам и истерикам,
  • испытывает меньше негативных эмоций
  • более спокоен.

Высокий кортизол разрушает сон. Именно поэтому дети с хаотичным режимом спят хуже.

Насколько жестким должен быть режим?

В раннем возрасте режим строго по часам невозможен.

До 7-8 месяцев режим организуем по признакам усталости. То есть речь больше про гибкую рутину. После 8 месяцев режим можно привязать ко времени.

Идеально, чтобы в возрасте старше 6-7 месяцев ночь и подъем были примерно в одно и то же время. Отклонения не должны в среднем составлять более 30-40 минут.

Конечно, мы должны принимать во внимание все вовлеченные факторы: например, болезнь ребенка вероятно потребует временной корректировки режима. Но если режим примерно постоянен каждый день, тогда редкие отклонения от него не страшны. Например, в какой-то день вы можете задержаться в гостях и уложить ребенка чуть позже, но это единичное событие не собьет ваш режим. Если же вы каждый день укладываете ребенка в разное время и просыпаетесь, как получится, тогда вероятно вы встретите типичные индикаторы проблемы:

  • Ребенок просыпается ночью
  • Ребенок не спит днем
  • Ребенок долго засыпает
  • Ребенок очень рано встает.

Подробнее вы также можете почитать в этом материале: 6 типичных ошибок организации детского сна.

И что нам теперь всем подстраиваться под ребенка?

Родители часто негативно относятся к самой идее режима, так как считают, что это повлечет пожертвование собственных интересов. Моя точка зрения на этот счет такова: если мы ставим сон ребенка в приоритет, понимая его важность для здоровья и развития, тогда нам проще находить ежедневную мотивацию поддерживать стабильность. Если мы осознаем важность полноценного сна для малыша, тогда мы можем найти повседневные решения и наладить свой быт.

Если у вас до сих пор нет режима, подумайте о его внедрении.

Вы можете найти информацию о рекомендуемом режиме дня в следующих статьях:

Режим дня ребенка в разном возрасте: нужен или нет?

Каждый взрослый сам решает, жить ему по режиму или «вне» его. Мы подстраиваем распорядок дня под жизненные обстоятельства и биологические часы, привычки и необходимость. Так, офисный сотрудник вынужден просыпаться рано, а фрилансеру можно поспать подольше.

Но это взрослые. А свободны ли дети в выборе вариантов? Точнее, свободны ли мы, родители, в выборе вариантов для детей? Современное поколение родителей выросло «по режиму», но подходит ли такой подход современному поколению детей?

Нужен ли ребенку режим дня?

Режим дня — это распределение времени на различные виды деятельности в течение суток. Он призван сбалансировать периоды работы и отдыха, сна и приемов пищи. Распорядок дня традиционно является неотъемлемой частью воспитания детей. Впрочем, с этой точкой зрения согласны не все родители.

Аргументы против распорядка дня:

Практический: распорядок не подходит самым маленьким детям, и он невыполним в старшем возрасте;

Физиологический: организм ребенка интуитивно понимает собственные потребности, в режиме нет необходимости;

Психологический: идеи режима являются наследием советского прошлого (аналогично тесному пеленанию грудничков), а значит, неверны и устарели;

Идейный: ребенок — личность творческая, открытая, он индивидуален и неповторим, а распорядок дня устанавливает рамки и приучает жить по стандарту.

Несмотря на то, что и педиатры, и психологи в последние годы отошли от жестких методик ухода за ребенком, описанных Беджамином Споком полвека назад, специалисты все же единодушны во мнении, что режим детям абсолютно необходим.

Преимущества соблюдения режима дня:

1) соблюдение режима ребенком – залог его здоровья (своевременный прием пищи, обязательные прогулки, необходимое количество сна и т.д.);

2) по мнению врачей, режим укрепляет иммунитет — подсознание усваивает, что всему свое время: еде, сну, прогулкам, и организм подстраивается – сон становится глубоким, аппетит хорошим;

3) увязка дел со временем рождает предсказуемость, режим помогает избегать хаоса, суеты, беспомощности, неожиданностей, что, в свою очередь, делает детей спокойнее и увереннее;

4) если ребенок привык жить согласно режиму, то у родителей нет необходимости постоянно давать указания;

5) режим помогает детям адаптироваться в новой обстановке (детский сад, школа);

6) распорядок дня способствует развитию навыка самодисциплины, что, безусловно, поможет ребенку во взрослой жизни;

7) благодаря режиму больше времени уделяется нерегулируемым занятиям, так как необходимые и обязательные выполняются «на автомате» (аналогично подходу «флай-леди»).

Таким образом, режим дня – это не строгий график выполнения определенных заданий, а простой способ удовлетворения всех главных потребностей ребенка.

Режим новорожденного выстраивается не сразу. Для ребенка, находящегося на грудном вскармливании, особенно трудно выстраивать режим, поскольку мама не может проконтролировать, сколько молока он съедает в каждое кормление. Иногда малыш будет просыпаться раньше и чаще просить грудь, в другие дни может проспать дольше обычного. Но если изо дня в день стараться, хотя бы в общих чертах, следовать одному и тому же графику, то постепенно режим установится и ваша жизнь станет более предсказуемой.

Распорядок – понятие гибкое. По мере взросления ребенка он может и должен меняться. Переход на двух-, а затем на одноразовый дневной сон, введение прикорма, позднее – поступление в детский сад и в школу являются этапами, значительно влияющими режим дня. Естественно, у каждой семьи режим будет собственный, но все-таки многим молодым мамам хотелось бы на что-то ориентироваться.

Ниже мы предлагаем примерные схемы распорядка для детей разного возраста. Однако не следует расстраиваться, если соблюдать режим вам не удается. Значит, ваш ребенок просто еще не готов жить по распорядку, и нужно подождать, пока он немного подрастет.

Примерный распорядок дня ребенка до 3-х месяцев

6.00 — Пробуждение после ночного сна и первое кормление

9.00 — Второе кормление

10.00-12.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)

12.00 – Третье кормление

15.00 – Четвертое кормление

16.00-18.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)

18.00 – Пятое кормление

20.45 – Проведение гигиенических процедур перед сном (купание)

21.00 – Шестое кормление

21.00-6.00 – Ночной сон

24.00 или 3.00 – Седьмое кормление

Приведенная схема кормления по часам подходит в основном детям, находящимся на искусственном вскармливании. При естественном вскармливании не следует избегать ночных кормлений, т.к. они очень важны для стимуляции лактации. Число кормлений грудным молоком в этом возрасте может быть значительно больше семи, и этого не стоит пугаться.

Примерный распорядок дня ребенка от 3 до 6 месяцев

6.00 — Пробуждение после ночного сна и первое кормление

9.30 — Второе кормление

11.00-13.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)

13.00 – Третье кормление

16.30 – Четвертое кормление

18.00-19.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)

19.00 – Пятое кормление

20.45 – Проведение гигиенических процедур перед сном (купание)

21.00-6.00 – Ночной сон

23.00 – Шестое кормление

В возрасте полугода малыш спит обычно три раза в день, а промежутки между кормлениями увеличиваются до 4-х часов. Обычно в период до года педиатры говорят еще не о режиме дня, а о так называемом «дневном ритме», с учетом потребностей ребенка в сне и еде. В интервалах между сном и приемами пищи необходимо заниматься с ребенком гимнастикой и массажем (спустя хотя бы полчаса после еды и за 1 час до сна), играми (активными и спокойными). Обязательны прогулки (4-5 часов в сутки): в зависимости от «пристрастий» ребенка – во время дневного сна или в периоды бодрствования.

Примерный распорядок дня ребенка от 6 до 9 месяцев

7:00 — пробуждение, утренний туалет, первое кормление

11.00 – Второе кормление

11.00-13.00 – Бодрствование (можно совместить с прогулкой)

15.00 – Третье кормление

15.00-17.00 – Бодрствование (можно совместить с прогулкой)

19.00 – Четвертое кормление

19.00-21.00 – Бодрствование (спокойные игры)

21.00-7.00 – Ночной сон

23.00 – Пятое кормление

Примерно к году большинство детей переходят на однократный дневной сон. Педиатры советуют учесть биоритмы ребенка и подкорректировать режим.

Примерный распорядок дня ребенка в 1 год

9:30-11:00 – игры, общение, гимнастика

13:30-15:30 – дневной сон

21:00 – поздний ужин

21:30 – ночной сон

Читайте также  Сколько должен спать ребенок в 11 месяцев

Такой режим с незначительными изменениями сохраняется примерно до трех лет – возраста поступления в детское дошкольное учреждение. За несколько месяцев до начала посещения сада следует откорректировать режим, максимально приблизив его к «садиковскому», чтобы ребенку легче было адаптироваться. Педиатры советуют соблюдать режим не только в будние, но и в выходные дни.

Примерный распорядок дня ребенка в 3 года

7:30 — пробуждение, утренний туалет

8:30 — 9:30 – занятия, игры, гимнастика

10:00 – второй завтрак

13:00-15:00 – дневной сон

16:00-16:30 – игры, занятия

19:00- 20:00 – спокойные игры, занятия

20:00 – подготовка ко сну, купание

20:30 – ночной сон

Следующий важнейший рубеж жизни ребенка – поступление в школу. Распорядок дня первоклассника напрямую зависит от школьного распорядка и расписания дополнительных занятий: большинство школьников посещают творческие кружки и спортивные секции. Важно следить за тем, чтобы ребенок высыпался; проводил достаточно времени на свежем воздухе; выполнял домашние задания не «на ночь глядя», а заблаговременно; успевал не только учиться, но и играть, и уделять время хобби и любимым занятиям.

Примерный распорядок дня ребенка в 7 лет

7:00- подъем, зарядка, завтрак, дорога в школу

8:00-12:00 – занятия в школе

13:00 – обед, отдых, свободное время

14:00-15:00 – выполнение домашнего задания

16:00-18:00 – прогулка, посещение спортивных секций

19:30-20:00 – игры, и свободное время

20:00-20:30 – подготовка ко сну, водные процедуры

20:30-21:00 – чтение на ночь

Режим дня ребенка-школьника

При составлении распорядка дня важно помнить, что:

  • он должен быть гибким,
  • он должен быть разумным,
  • он должен учитывать интересы и потребности конкретного ребенка.

Как приучить ребенка к режиму или распорядку

(если по каким-либо причинам приучение не произошло в раннем возрасте, или если распорядок изменился)?

1. Дети есть дети, поэтому в процессе приучения очень помогают игровые и соревновательные моменты — плакаты, расписания, флажки, галочки в графах, таймеры, оригинальные будильники и т.д.

2. Старайтесь не отклоняться от режима даже ради обстоятельств (например, из-за прихода гостей).

3. Учитывайте самочувствие ребенка (если оно плохое, то нужна корректировка режима).

4. Не допускайте замены игр и прогулок компьютером, планшетом или телевизором.

5. Начните с себя — если родители режим не соблюдают, то приучать к нему детей бесполезно.

Мнение эксперта

Ирина Кузьмина, психолог: «Как мне кажется, родители, отрицающие режим дня, просто заблуждаются относительно его отсутствия, а сомнения в его необходимости чаще основываются на стереотипах. Распорядок — это «плохо», это жизнь «в рамках», «отсутствие креативности» и т.д. А так как сейчас каждый второй растит своего ребенка как творческую личность, распорядок дня, по их мнению, – не способствует этому. Однако поясню: те родители, которые утверждают, что они не придерживаются режима, и что он не нужен, чаще всего не замечают, что на самом деле ребенок у них почти в одно и тоже время просыпается и засыпает, в определённое время любит играть и гулять и т.д. Родители отрицают «стандартный» режим и выстраивают на неосознанном уровне «свой» режим дня, который чаще всего совпадает с их распорядком.

Режим, несомненно, нужен. Во-первых, любой педиатр скажет, что распорядок дня — основа здоровья ребенка, это не просто временные моменты «что и когда делать нужно», это то, что помогает развиваться и расти ребенку здоровым. Со своей стороны скажу, что и психологическое здоровье напрямую зависит от постоянства. Представьте, что ваш ребенок (старше года) засыпает и просыпается в разное время, соответственно и количество часов бодрствования у него разное, в итоге — утомляемость, ребенок раздражительный, агрессивный и подвержен заболеваниям. Во-вторых, распорядок дисциплинирует и помогает достигать поставленных целей. Например, ребенку необходимо научиться играть на скрипке, в его распорядке появляется время для занятий, соответственно «маленькими шагами» он приходит к цели.

Кстати, распорядок нужен как взрослому, так и ребенку одинаково. Сначала он немного нужнее родителям, так как те из них, чьи детки живут «по режиму», более свободны во времени. Затем распорядок нужнее уже детям, особенно когда они идут в садик и в школу.

Основное правило составления распорядка дня – он должен подходить и нравиться ребенку и вам! В формировании распорядка важно также учитывать биологические часы ребенка, не «ломать» его. Нет «правильного» распорядка, есть примерный план. Например, мы с мужем относимся к категории людей, про которых говорят, что они живут без распорядка, хотя он есть. Наш режим выстроен таким образом, что все мы высыпаемся, успеваем с детками несколько раз за день гулять, заниматься, играть и параллельно работать. У нас свой «осознанный режим».

А нужен ли ребенку детский сад? Разбираемся вместе с психологом

Малышу уже 3 года, а вы так и не решили, пришла ли пора отдавать его в детский сад и нужно ли это вообще? Ведь, возможно, лучше воспитывать кроху дома? Во всем есть свои положительные и отрицательные стороны. Как научить ребенка открываться новому, строить отношения с другими людьми и при этом не нанести вред его психике, рассказывает психолог Наталья Книга.

В чем плюсы детского сада?

— Обычно детей приводят в сад, когда им исполняется 3 года. Это прекрасный возраст для начала активных знакомств со сверстниками.

Дети учатся общаться и с педагогами, привыкают к определенным общественным нормам и правилам поведения. Все это помогает малышам социализироваться. И на следующем этапе, когда придет пора отправляться в школу, им будет легче устанавливать контакты с одноклассниками, с преподавателями, да и вообще с людьми в целом.

В садике крохи приучаются и к определенному режиму. Встают, кушают и гуляют в одно и то же время. Это в первую очередь полезно для здоровья, во вторую — для дисциплины. Если дома малыш не хочет подниматься, часто мама и не заставляет. Каждый ли день вместе с родителями малыш выходит играть во двор, да еще и в один и тот же час? А если взрослые устали? А если вдруг возникли дела? Далеко не всегда это возможно.

Кроме того, часто именно в саду дети учатся тому, чего раньше не умели: ходить на горшок, мыть руки, завязывать шнурки, хотя дома ничего не получалось.

Когда бить тревогу?

— Конечно, не все дети адаптируются сразу. В норме ребенок должен привыкать к новым условиям от 7-10 дней до месяца. Если процесс затягивается до 6 месяцев — это уже тяжелая адаптация. В случае, когда малыш и дальше отказывается идти в детский сад, лучше обратиться к психологу.

Адаптация включает в себя спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизических и личностных особенностей ребенка, а также от структуры семейных отношений. Проще говоря, каждый малыш индивидуален. И все же очень важно, как ведут себя родители.

Есть факторы, от которых зависит адаптация деток к садику, например:

1. Состояние здоровья и уровень развития ребенка.

2. Возраст (особенно уязвимы дети с 1 года до 3 лет, поскольку именно в этот период им очень тяжело «оторваться» от мамы. Привязанность к матери — необходимое условие нормального психического развития ребенка — способствует формированию таких важных качеств личности, как доверие к миру, положительное самоощущение, инициативность, любознательность.

Дети 2-3 лет испытывают страх перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения. Эти страхи — одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям

3. Риски биологического и социального анамнеза:

  • Биологические факторы (заболевания матери во время беременности и родов, заболевания малыша в период новорожденности и до поступления в сад).
  • Социальные факторы (неправильный режим дня ребенка; недостаточный дневной и ночной сон; вредные привычки; неправильная организация бодрствования; неумение общаться со взрослыми и детьми; несформированность предметной и игровой деятельности ребенка).

Систематические истерики в саду — это часто обычная неподготовленность родителей. Рекомендуется, прежде, чем отдавать малыша в какую-то группу, прийти туда самому, познакомиться с воспитателями и с правилами сада.

Кстати, сейчас у разных учреждений есть масса специальных уклонов: логопедия, санаторный режим или даже упор на изучение иностранных языков в игровой форме. Только вы знаете, что будет полезно, а главное — интересно вашему сыну или дочке.

Тревога ребенка часто возникает из-за мнительности родителей. Когда малыш капризничает, плачет, он смотрит на реакцию родного человека, обычно — мамы. Если она будет сюсюкать, уговаривать чадо или начнет плакать (бывает и такое), конечно, истерики станут нормой.

Иногда женщина подсознательно сама не хочет отпускать от себя ребенка. На уровне глубокой связи малыш это чувствует и начинает… за-бо-ле-вать. Причина многих простуд, кожных высыпаний, психосоматических расстройств часто кроется именно в этом. Прежде чем отдать сына или дочку в сад, внутренне подготовьтесь к этому сами.

Как помочь ребенку адаптироваться в незнакомой обстановке

Правило №1. Отдавайте малыша в сад в правильном возрасте

— Девочки готовы к этому уже в 2,5-3 года. Мальчиков торопить не стоит. Оптимальный возраст для них — 3,5-4 года, а в некоторых случаях даже 5 лет. Дело в том, что мальчики больше привязаны к маме, поэтому, как правило, процесс привыкания к другим людям длится дольше.

Правило №2. Разговаривайте с воспитателями

— Это очень важный пункт. Родители должны рассказать воспитателям об особенностях своего ребенка. Например, о том, что он плохо спит, медленно кушает и его не нужно торопить, не умеет что-то делать (допустим, держать ложку), грызет ногти или сосет палец, в каких случаях у него может начаться истерика. Это нужно, чтобы для взрослых данные нюансы не были открытием и они понимали, как строить диалог с вашим малышом, на что обращать особое внимание, чему нужно научить.

Правило №3. Никогда не выясняйте отношения с работниками сада в присутствии ребенка

— «Если мама раздражается, кричит на воспитателя, значит, садик плохой, я туда больше не пойду», — такие мысли возникают в голове ребенка, когда вы не сдерживаете своих эмоций. Даже если действия воспитателя кажутся вам некомпетентными, диалог всегда должен быть спокойным, в уважительном тоне. При этом желательно разговаривать наедине.

Правило №4. Придумайте свой ритуал

— Помахать на прощанье сыну или дочке 3 раза, поцеловать в каждую щечку, сказать, в какое время или в какой период времени вы вернетесь (например, после обеда или после вечерней прогулки).

Правило №5. Объясните чаду, зачем вы его оставляете на время

— Обычно неплохо действуют фразы вроде: «Я пойду на свою работу, чтобы зарабатывать денежки, а ты в это время познакомишься с детками. Вы будете играть с новыми игрушками, пойдете гулять на улицу, вам будут рассказывать много интересного, а потом я обязательно приду и заберу тебя».

Читайте также  У ребенка иногда идет кровь из носа

Вы сами знаете, какие слова будут самыми правильными именно для вашего малыша. Ребенок должен понимать, зачем он тут, в новом месте, и когда за ним вернутся.

Правило№6. Не поддавайтесь на уговоры бабушек и дедушек

— «Зачем ему сегодня идти в сад, давай мы с ним посидим», — говорят ваши родители, и ребенок радостно прыгает в их объятья. Это плохая практика. Режим сбивается, да и подобного рода поблажки приводят к новым капризам. Пусть бабушка и дедушка побалуют свое солнышко в выходные.

Правило №7. Расспрашивайте ребенка, как прошел его день

— Во-первых, любой малыш рад, когда вы интересуетесь его делами, во-вторых, именно таким несложным способом можно узнать, что ребенку не нравится в садике, какие у него проблемы. Полученная информация очень вам пригодится.

Но внимания заслуживают и позитивные новости. Когда малыш рассказывает о друзьях, открытиях, вкусной котлете или особенной игрушке, больше реагируйте на эти слова. Подкрепляйте положительные эмоции фразами: «Ну, ничего себе!», «Как же здорово в твоем садике!», «А расскажи-ка об этом подробнее!».

Правило №8. Не стесняйтесь обращаться к психологу

— В каждом саду есть свой психолог. Поговорите с ним, пусть понаблюдает за вашим малышом. В некоторых случаях ребенка просто нужно перевести в другую группу и проблема решится.

Правило №9. Не спешите. Приучайте малыша к новому постепенно

— Можно сначала приходить вместе с чадом на пару часов, потом оставлять его одного, но ненадолго, постепенно увеличивая длительность. А еще некоторые сады сегодня предлагают специальные подготовительные занятия, когда малыши знакомятся с учреждением заранее, еще до прихода в свою группу. По-моему, это замечательный вариант.

Правило №10. Используйте игрушки, подарки и «волшебство»

— Дети обожают игры и забавы. Первое время можно пообещать крохе, что когда вы вернетесь, принесете с собой конфету или маленький подарок.

Поиграйте в «чудесный шкафчик». Игра очень простая. Расскажите малышу, что его шкафчик для вещей волшебный, и когда придете вечером, в нем появится сюрприз. В назначенный срок ребенок закрывает глаза, а вы подкладываете в шкафчик шоколадку или леденец. Кто не захочет идти туда, где каждый день случаются настоящие чудеса?

Еще один хороший прием. Пусть малыш «сводит» в сад свою игрушку. Захватите любимого мишку. Объясните чаду, что плюшевый друг еще не видел садик, пусть ребенок ему все покажет, познакомит с другими игрушками, с ребятами. Можно даже оставить косолапого в новом месте на ночь. Утром малыш убедится, что с игрушкой ничего не случилось, а значит, тут безопасно.

Как понять, что крохе в саду комфортно

— На самом деле все очень просто. Во-первых, малыш будет встречать вас в хорошем настроении. Во-вторых, ему будет хотеться рассказать как можно больше: что он ел, с кем и во что играл, о стихотворении, которое обязательно нужно выучить к утреннику, и так далее. В-третьих, он станет вставать без труда даже в выходные дни, полностью привыкнет к новому режиму.

Минусы детского сада

— В первую очередь негативные аспекты появляются из-за неправильного поведения родителей. Поспешное приучение к саду, несдержанные обещания, невнимание к эмоциям ребенка действительно могут привести к психологической травме.

Особенно я не рекомендую сады с круглосуточными группами. По возможности избегайте этого варианта. Малыш и так будет находиться в стрессе от отсутствия мамы рядом, а когда он останется с незнакомыми людьми на сутки, представляете, какой это шок? Конечно, дети бывают разные. Но чаще всего длительное изменение привычной обстановки ни к чему хорошему не приводит.

Конечно, важно, к кому попадает ребенок. Ребятам, которые по типу характера флегматики или меланхолики, трудно будет с воспитателем-холериком.

Иногда сами педагоги не замечают в своих фразах ноток негатива. Например: «Все уже поели, а ты до сих пор еще жуешь? Давай быстрее», «Ребята давно собрались. Мы ждем только тебя», «Давно пора научиться самому застегивать пуговицы. Не умеешь только ты». На первый взгляд в этих фразах нет ничего обличительного, а внутри у ребенка зреет обида и убеждение в том, что он хуже всех. Именно поэтому я рекомендую родителям разговаривать с ребенком, чтобы вовремя замечать такие моменты.

Как воспитывать ребенка дома

— Если родители приняли решение обойтись без детского сада и воспитывать ребенка дома, важно помнить о некоторых важных вещах.

Малышу необходим строгий режим дня. Разработайте оптимальное расписание для своего ребенка. Можно посоветоваться со специалистами или хотя бы придерживайтесь графика детских садов: ранний подъем, завтрак, какие-то занятия, игры, обед, обязательно дневной сон, прогулка, ужин и своевременный отход ко сну. Иначе из-за перенапряжения нервной системы ребенок может чувствовать себя уставшим. Вас ждут капризы и плохое настроение, а когда начнется школа, тут уж не удивляйтесь большим сложностям с адаптацией к новому ритму жизни.

Кружки и развивающие занятия нужно посещать в первой половине дня. Затем должен быть перерыв, дневной сон, а после можно еще немного позаниматься, но уже с меньшей нагрузкой. И помните, крохе нужно общение со сверстниками, не лишайте его этой возможности.

Нужен ли грудничку режим дня

Нужен ли грудничку режим дня

Младенцам гораздо спокойнее иметь дело с чем-то привычным. Проснулся, а рядом мама. Вечером купание и знакомый запах «шампуньки». Перед сном теплое молоко и свет ночника. Эти ежедневные вещи делают мир ребенка стабильным. Все идет по плану и малыш спокоен. Для малыша важен привычный ход событий, но не строгий режим дня, к которому начинают стремиться некоторые молодые родители. Режим дня, скорее, удобен для мамы, нежели для ребенка. И здесь, самое главное, не впадать в крайности.

Нужен ли грудничку режим дня

Особенно это касается питания малыша. Ни в коем случае не нужно расписывать время приема пищи и будить спящего ребенка, если он не проснулся к завтраку.

Кроха проголодался и плачет — зовет маму, а она начинает его укачивать, чтобы он пообедал «вовремя», как у них запланировано. Такой подход вреден для обоих. Особенно если малыш на грудном вскармливании. Может получиться так, что ребенок перетерпел, отказался от еды, а у мамы молоко прибыло. Что делать? Придется сцеживать, а когда ребенок вновь захочет есть, то молока не будет.

Поэтому так важно в первые месяцы кормить малыша по требованию. Это естественно. Все погони за строгим режимом — пережитки советского прошлого, когда мамам было необходимо рано выходить на работу после короткого декретного отпуска.

В первые два-три месяца налаживаются биологические часы крохи. Темп жизни задает малыш, а родители подстраиваются под него и немного корректируют.

Кормление малыша-искусственника отличается от кормления «грудничка». Здесь действительно потребуется соблюдение режима.

Иногда случается так, что уже установился определенный режим у малыша, мама успела к нему приспособиться, и вдруг все летит вверх тормашками. Ребенок начинает путать день с ночью, никак не хочет кушать в привычное время. Обычно такое случается, когда в жизни малыша происходят какие-то изменения.

Например, переезд к бабушке или просто поход в гости. Мама сменила прическу или в кроватке появился новый мобиль, в комнате переставили мебель — все это может повлиять на режим крохи. Но чаще всего малыши реагируют на прививки или плохое самочувствие. «Проклюнувшиеся» зубки или введение прикорма тоже могут поменять ход событий в режиме дня.

У малыша в жизни должны быть определенные традиции. Например, перед сном мама всегда поет колыбельную или во время дневных кормлений.

А утром всегда умывает сначала глазки, потом чистит носик и переодевает. Перед завтраком кладет на животик, а перед ужином мама делает массажик. Вечером обязательно купает и — в теплое полотенце.

Все эти привычные вещи не сделают вашу жизнь однообразной, они настроят ребенка на спокойный лад, а у мамы будет побольше времени для себя.

Когда вы только готовились стать мамой, встречали в литературе мнение, будто бы малыш в первое время только спит и кушает. На деле оказалось, все не так-то просто. Кроха никак не желает ложиться спать, а если и засыпает, то ненадолго.

Для начала нужно выяснить, полноценен ли сон малютки. И в данном случае нужно опираться не на количество, а на качество сна. Если малыш поспал совсем немного, но проснулся отдохнувшим, бодрым и пребывает в хорошем настроении, значит он выспался. А вот если скандалит и капризничает после пробуждения, то его сон был неполноценным. Такое повторяется постоянно? Тогда лучше проконсультироваться с неврологом. После того как врач не обнаружит никаких нарушений, ищите причины дома.

Может быть, в квартире слишком жарко и душно. Малыши очень чувствительны к высоким температурам. Воздух в комнате должен быть не сухим и не жарким. Оптимальная температура для сна 21°С-22°С. Не забывайте хорошенько проветривать помещение. А зимой, когда воздух сухой, увлажнять. Если нет специального увлажнителя, развешивайте мокрые пеленки, ставьте емкости с водой, а батареи накрывайте влажными полотенцами.

Крепкий сон у детишек возможен лишь в том случае, когда период бодрствования проходил активно. Малыш двигался, кушал, делал гимнастику, лежал на животике. Кстати, чем старше ребенок, тем это правило актуальнее.

Груднички не заснут, если не покушают. Для новорожденного совершенно естественно засыпать во время сосания груди. Он пребывает рядом с мамой. Здесь все для малыша знакомо: звуки, запахи, тепло, биение маминого сердца, ну и, конечно же, вкус молока. Малыш расслабляется, кушает и погружается в сон. Если вы уже ввели прикорм, то перед ночным сном покормите его посытнее, например кашкой. Сладких вам снов!

Ночные кормления — залог долгого сна малыша. Если малютке несколько раз за ночь давать сосать грудь, он может проспать двенадцать часов. Когда ребенок пьет молочко, он не просыпается, а находится на грани сна и бодрствования, в так называемой поверхностной фазе сна. Основные кормления ночью выпадают на период засыпания и до полуночи, а потом малютка кушает уже ближе к рассвету. Это очень удобно для мамы. Если ребенок спит ночью, она тоже может расслабиться и отдохнуть. Для удобства поставьте детскую кроватку поближе к своей. Если ночью малыш завозился, закряхтел, приложите его к груди. Кстати, если молока у вас немного, то на помощь придут ночные кормления. Гормон, отвечающий за выработку молока, лучше всего производится в ответ на ночные прикладывания к груди. Когда малыш устал и не прочь бы поспать, он начинает хныкать, делает недовольное выражение лица, не хочет ни к чему проявлять интерес. Причем такое настроение может возникнуть и во время долгого бодрствования, и через полчаса, как малыш уже поспал. В первые три месяца у малыша еще не выработался режим сна. Продолжительность каждого отдельного сна может варьироваться от 5 минут до 3 часов. Следующий сон будет зависеть от того, как долго малыш поспал. Он может захотеть отдохнуть снова сразу, а может долго бодрствовать.

Читайте также  Игры с 9 месячным ребенком

От рождения до года малыш растет и стремительно развивается. Из-за этого его режим сна может очень быстро изменяться. Родители не успевают привыкнуть к одному режиму, как на смену ему приходит новый. После года, как правило, малыши становятся более «дисциплинированными». Ночной сон у них становится более продолжительным, а днем они спят два раза. Кто-то по два часа, а другие могут выспаться за 30-40 минут.

Приучите себя отдыхать во время дневного сна малыша. Бросайте все дела, отключайте телефон и тоже ложитесь. Маме очень важно быть полной сил.

Режим сна для малыша

Новорожденные дети спят до 20 часов в сутки, но с каждым месяцем время бодрствования увеличивается. К полугоду сон длится уже 13-14 часов. После шести месяцев ребенок может спать до десяти часов ночью и два раза днем. Такой режим обычно сохраняется до года-полутора лет. Дальше малыш будет переходить на длительный ночной сон и один дневной, который будет длиться от получаса до трех часов.

Лег в кроватку на бочок.

В разные времена специалисты рекомендовали разные позы для сна ребенка. Двадцать лет назад считалось, что малышам полезнее спать на спине. Потом взгляды поменялись, и врачи стали советовать отдыхать на животе. Так что не делайте из позы во время сна культа. Малышу лучше спать так, как удобнее ему. А пока кроха еще не умеет самостоятельно поворачиваться, укладывайте его всегда по-разному. Если утром он спал на спине, то в следующий сон поверните его на бочок, а потом можно и на животик.

О пользе колыбельных

Лучший способ успокоить плачущих детей придумали еще в древности. Наши прабабушки пели младенцам колыбельные песни и тихонько качали их. Мерное покачивание, спокойная мелодия, тихий голос и его вибрация. Получается, что колыбельная сродни медитации. Расслабляется не только малыш, но и мама. За день столько всего накопилось, что никак не дает успокоиться ни маме, ни ребенку. Новые впечатления, многочисленные заботы, усталость. Все это не дает настроиться на сон. Так давайте петь! Тексты колыбельных всегда добрые и успокаивающие. Есть, конечно, в колыбельных и страшные образы: серый волк, бурый медведь, которые так и норовят «ухватить» и «утащить». Эти герои тоже не случайность. Вплетая их в сюжет колыбельных, мама освобождается от раздражительности и агрессии по отношению к расскандалившемуся малышу. Еще для настроя на сон наши предки всегда использовали молитвы. Повторяя слова, мама отвлекается от дневных забот, и кроха чувствует покой. Если не знаете молитв и не любите петь, можно просто повторять хорошие слова, говорить о том, какой молодец ваш малыш, как хорошо он растет, как с аппетитом кушает. Главное, чтобы интонация была спокойной, а слова добрыми.

Новорожденный спит большую часть дня, обычно по 3-4 часа подряд. У самых маленьких сон тесно связан с едой. Ребенок просыпается, когда проголодался, а засыпает, когда поел. Но иногда в такую идиллию вмешиваются разные неприятности: колики, мокрые пеленки, громкие звуки, духота. Если родители в силах изменить ситуацию и убрать раздражители, то малыши снова привыкают к своему режиму. Пеленки можно поменять, и не разгуливая малыша. От колик перед сном дайте ребенку чай из фенхеля. Не одевайте малыша слишком тепло, детишки очень не любят жару. Они гораздо больше страдают от духоты, нежели от холода. Если в комнате 22°С, малыша можно укладывать в тонком трикотажном комбинезончике или в кофточке с длинным рукавом и ползунках, сверху накройте одеялком. Не надевайте на кроху чепчик, если дома тепло. Они годятся только для прогулок, их нужно надевать под шерстяную шапочку в холодное время года. Если младенец вздрагивает во сне и вздергивает ручки кверху, постоянно перебивая себе отдых, возьмите тонкую пеленку и, накрыв плечики, спереди положите края внахлест, как если бы вы запахнули шаль. Возможно, такой способ смирения беспокойных ручек подойдет вашему крохе.

Все малыши, словно часики, они быстро привыкают к определенному режиму и уже точно знают, когда пора гулять, а когда отдыхать, но особенно они ждут время кормления. Иногда они наотрез отвергают мамино расписание и диктуют свое. Еще детишки живут согласно своему темпераменту. Кто-то любит пошуметь перед сном, другие любят поплакать в конце дня. Мамам нужно учитывать такие особенности и по возможности корректировать режим. Что нужно сделать родителям, чтобы кроха без проблем заснул в запланированное время? В первую очередь расслабиться и настроиться на сон самим. Если мама бегает по квартире и хватается за два дела подряд, то малыш вряд ли захочет поспать. Лучше всего притушить свет, переодеться в спальную одежду и успокоиться. Вот увидите, кроха тоже затихнет и перестанет волноваться.

Общий бал: 5 Проголосовало: 8

Консультант

Нигматуллина ЛейлаНигматуллина Лейла, терапевт, кардиолог, переводчик.

Башкирский государственный медицинский университет. Факультет: Лечебный, Январь 1999 — Январь 2005

Режим дня ребенка до года: личный опыт

Собираясь вводить прикорм, я решила спросить у знакомых мам, когда они устанавливали время для еды, гуляния и сна. И что делать, если ребенок будет возмущаться? Укачивать-убаюкивать, будить по времени, заставлять ждать времени кормления? Вот основные наблюдения, которыми со мной поделились.

Зачем младенцам нужен режим?

Режим дня — штука хорошая, с этим согласны многие. Когда сны распределены в течение дня равномерно, это делает кормления регулярными, а также препятствует перевозбуждению и переутомлению ребёнка. Проснувшись в 9 утра, малыш вполне может хотеть спать часиков в 11, но без помощи (пеленание, укачивание, выход на свежий воздух и т.п.) заснуть не может.

К тому же маме гораздо проще, если она точно знает, когда ребенок будет спать и есть, и может распределить свое свободное время.

Можно ли обойтись без режима?

Многие мамы не приучают своих детей к режиму. В первую очередь это те, кто кормит только грудью по требованию и спит вместе с ребенком. Некоторые сталкиваются с протестом, скандалами и не хотят давить на ребенка.

В этом случае новорожденный может жить по очень странному расписанию. Как правило, совсем уж «дикий» режим, с отходом ко сну после двух ночи, может держаться только первые 2-3 месяца. Если все нормально, то в дальнейшем некий подвижный режим формируется сам собой. Дети, которые решали сами, когда им есть и спать, как правило, выстраивали себе подобие режима как минимум к году. Но кто-то и дольше спокойно обходится без него.

" ККсена: Нам уже 2 года, и никакого режима не наблюдается. Я думаю, что к режиму ребенок привыкает, когда идет в садик, или когда родители привыкли жить по расписанию.

Когда ребенок привыкает к режиму?

До 3 месяцев, как правило, приучать к расписанию бесполезно. Даже если некоторая стабильность ритмов возникает к двум-трём месяцам, режим будет «приблизительным»: сегодня все так, а завтра на час раньше или позже.

Кроме того, по мере роста ребёнка и режим будет претерпевать изменения: поначалу снов много, потом оформляется ночной сон, 3-4 дневных. Потом один дневной отменяется, потом другой, пока на втором году не останется всего один. Постепенные изменения претерпевают и другие виды времяпрепровождения: прогулки, игры, общение. На протяжении нескольких недель режим может воспроизводиться, а потом "скачком" измениться и опять держаться несколько недель.

" tatta: У нас режим кормлений и снов более-менее установился месяцам к 8-9. Когда кушать стали реже, и спать тоже. Сейчас (ребенку годик), у нас уже четкий режим, плюс-минус 30 мин (особенно на кормления). Время снов колеблется больше, потому что начинается переход с 2-х дневных снов на 1.

Как правило, более-менее постоянный режим устанавливается в возрасте около 6-8 месяцев.

Как приучить малыша к режиму?

Если вы решили установить режим, а не дожидаться, пока он установится сам собой, то к ребенку все равно стоит прислушаться. Нужно «поймать волну» и направить ее. Начать можно с отхода ко сну в одно и то же время. Многие мамы ближе к году приучают ребенка засыпать самостоятельно.

Первое время будет тяжело, но терпение и труд всё перетрут! Надо выработать ритуал отхода ко сну: любимая игрушка, тихие игры, купание, чтение, аромалампа… Думаю, что о более-менее четком режиме сна без мамы можно начинать говорить ближе к году.

В завершение привожу конспект статьи с инсттрукцией, которая мне пригодилась. Вот главные пункты:

  1. В 10 месяцев ребенок должен спать 11 часов ночью.
  2. Ложиться на 2 сончаса.
  3. В кроватку класть ребенка сонным, но не уснувшим (на руках).
  4. Спать ребенку лучшев отдельной комнате.
  5. Можно ложиться с любимой мягкой игрушкой (которая безопасная: глаза не отваливаются и т.д.) или с любимым одеялом.
  6. Одни и те же действия совершаются в одной и той же последовательности каждый вечер.
  7. Первые три вечера – после всех действий (еда, книжка, переодевание) положить ребенка в кроватку. Мама сидит рядом на стуле и может разговаривать с ребенком и даже трогать его (гладить по спинке, например), но не поднимать. Уйти после того, как ребенок уснул. Может быть, поначалу это будет занимать много времени.
  8. 4–6 вечер: мама сидит на стуле между детской кроваткой и дверью и оттуда утешает ребенка словами.
  9. 7–8 вечер: мама сидит возле двери и оттуда утешает ребенка словами.
  10. 9 ночь: к этому времени выуже сможете положить ребенка в кроватку и уйти. Ребенок заснет сам.

" Olga: Я приучала свою по этой методике, правда, растянула её недели на две. Я добавила ещё сидение в коридоре с открытой дверью и постепенное закрывание двери. Сейчас дочь спит одна, в темноте и с закрытой дверью. В первый день она скандалила почти два часа, со второго дня шла в кровать абсолютно спокойно. Мне очень нравится!

Как видим, режим сна и отдыха у ребенка сформируется обязательно. Но будет ли этот режим сформирован мамой или самим ребенком – в большей степени зависит от мамы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: