Нетрадиционные техники рисования на занятиях в средней группе

Материалы для занятий

Цель: развитие у детей творческих способностей, закрепление умения рисовать разными нетрадиционными способами.

DSC_0184.JPG

Образовательная: формировать умение рисовать нетрадиционными способами, реализовать самостоятельную творческую деятельность.

Развивающая: развивать творческое мышление и воображение при создании рисунка нетрадиционным методом, развивать мелкую моторику рук, фантазию, умение ориентироваться на плоскости, развивать художественные навыки и умения, художественный вкус, умение поддерживать беседу.

Воспитательная: воспитывать интерес и любовь к нетрадиционной технике рисования, аккуратность в работе с гуашью с использованием нетрадиционных материалов.

Виды детской деятельности: познавательно — исследовательская, игровая, продуктивная, художественная.

Материалы и оборудование: альбомные листы формата А4 на каждого ребёнка с готовым фоном; гуашь разного цвета в одноразовых тарелках; листы белой бумаги; одноразовые вилки; ватные палочки; влажные салфетки; печати из картофеля, ватман с изображением двери

DSC_0198.JPG

Ход занятия:

  1. Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся! (Здравствуйте)

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, идя в детский сад, я встретила почтальона, который передал мне вот это письмо. (показываю конверт)

Воспитатель: Хотите узнать, что в нем? Давайте его прочитаем!

Воспитатель: Ну, внимательно слушайте. (Воспитатель открывает письмо)

«Здравствуйте, мои маленькие художники. Я Королева — Кисточка, приглашаю вас в сказочную страну «Рисовандию». Вы там встретите много интересного. В ней живём мы – добрые волшебники. По нашим улицам бегают непоседы – кисточки, гордо вышагивают карандаши. Мы думаем, что вам, интересно побывать в нашей стране. Ваши добрые волшебники».

Воспитатель: Ребята, вы когда-нибудь слышали про такую страну? Интересно, что это за страна такая, «Рисовандия»? Почему она так называется? Как вы думаете? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в эту страну? Но прежде чем туда отправиться, нам надо стать волшебными художниками? Вы готовы?(Ответы детей)

Воспитатель: Тогда давайте закроем глаза и скажем волшебные заклинание:

DSC_0212.JPG

«Ручками хлоп–хлоп

Вокруг себя повернись

В волшебного художника превратись».

Воспитатель: Вот мы и превратились в художников, и я вас приглашаю, отправится в волшебную страну “Рисовандию”. Вы готовы? (Ответы детей) (подходим к магнитной доске с изображением закрытой двери)

Воспитатель: Чтобы попасть в волшебную страну “Рисовандию”, надо открыть эту дверь. А ключами к этой двери являются ваши волшебные пальчики, давайте с ними поиграем.

На двери висит замок, (ритмичные соединения пальцев рук в замок)

Кто открыть его бы смог?

DSC_0228.JPG

Потянули (руки тянутся в стороны)

Покрутили (круговые движения пальцев от себя)

Постучали (основания ладоней стучат друг о друга)

И открыли (разомкнули пальцы).

Воспитатель: Посмотрите, дверь не открывается! Давайте попробуем ещё раз. (Дети повторяют пальчиковую гимнастикуещё раз.)

Воспитатель: Ребята, дверь открылась.

  1. Основная часть:

Открываем двери на ватмане, за которой дети видят не цветную полянку.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, в волшебной стране кто-то заколдовал полянку. Скажите, какая она? (не красивая, грустная)

Воспитатель: Давайте поможем полянке стать яркой, сказочной, по–настоящему волшебной. Что для этого нам надо сделать? (ответы детей)

DSC_0277.JPG

Воспитатель: Праильно раскрасить.

Воспитатель: Скажите, чем обычно мы с вами рисуем? (ответы детей)

Воспитатель: Вот досада! В стране “Рисовандии” исчезли все кисточки и карандаши. Давайте попробуем украсить поляну без кисточек и карандашей? Согласны? (ответы детей)

Воспитатель: А чем можно рисовать? (ватными палочками, пальчиками, ладошкой и т.д.)

Воспитатель: Молодцы! А для того, чтобы полянка стала яркой, и по–настоящему волшебной, я приглашаю вас подойти к столам. На столах у нас есть всё, чтобы совершить чудо. Итак, посмотрите на полянки, которые лежат перед вами. Скаите, чего не хватает на небе? (Облаков)

Воспитатель: А какого цвета облака? (Белые, синие)

Воспитатель: Правильно, давайте возьмём кусочек бумаги, сомнём его, макнём в белую краску и сделаем отпечаток в верхней части листа, на небе. Посмотрите на меня. (воспитатель показывает детям, как это сделать).

DSC_0238.JPG

Воспитатель: А теперь попробуйте вы.

Воспитатель: Расскажите, что у вас появилось? (Облака).

Воспитатель: Все нарисовали облака?

Воспитатель: Ребята, скажите, а чего еще не хватает на нашем весеннем небе? (Солнышка)

Воспитатель: Правильно, солнышка, а рисовать его мы будем ватными палочками, макаем палочку в желтую краску и рисуем маленький круг, закрашиваем его, теперь берем одноразовую вилку, острые кончики макаем в желтую краску и рисуем солнышку лучики. Молодцы!

Воспитатель: Следующее, что мы нарисуем на нашей полянке, это цветы, а какие именно, вы узнаете, отгадав загадку

В весенний солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

На высокой тонкой ножке

Все дремал он у дорожки,

А проснулся — улыбнулся:

— Вот пушистый я какой!

Ах, боюсь, что разлечусь,

DSC_0311.JPG

Тише, ветер луговой!

Воспитатель: Что это за цветок ребята? (Одуванчик)

На слайде появляется изображение цветка одуванчика.

Воспитатель: Итак, рисовать одуванчики мы будем так же , как и солнышко, вилкой, макаем острые кончики вилки в желтую краскуи рисуем одуванчик, а ватной палочкой нарисуем одуванчику стебелек. Воспитатель: Ребята получился у вас цветочек желтый, пушистый. (Да)

Воспитатель: Давайте подуем на свои одуванчики, чтобы они у вас высохли. Какие замечательные получились цветы.

Воспитатель: Нам пора отправляться дальше, давайте встанем и отдохнем.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке (подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим

До лужайки добежим (бег на месте)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки (прыжки на месте на обеих ногах)

Стоп. Немного отдохнём

И опять пешком пойдём (ходьба на месте) .

Воспитатель достает сундучок.

Воспитатель: Посмотрите, а что это? Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, это — волшебный сундучок. Хотите его открыть? (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте посмотрим, что там.

Педагог открывает сундучок, удивляется и достаёт печати, сделанные из картофеля.

Воспитатель: Ребята, что это? (картофель)

Воспитатель: А этот картофель необыкновенный, с его помощью можно рисовать. А я знаю, что можно нарисовать с помощью картофеля. Давайте присядем за столы и будем дальше творить чудеса. Посмотрите на наши полянки, на наших цветочках, не хватает бабочек. Берём волшебный картофель, опускаем его в краску любого цвета, который вам нравится, и на нашей полянке делаем отпечаток, а сейчас вы попробуете сами.

Воспитатель: Вот какие волшебные полянки у нас получились! Какие же вы молодцы!

Воспитатель: Ну а нам пора возвращаться. Давайте встанем в круг, произнесем волшебное заклинание и возвратимся в наш детский сад.

«Ручками хлоп – хлоп

Ножками топ — топ

Вокруг себя повернись

И в ребяток превратись» .

  1. Заключительная часть:

Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад.

Воспитатель: Ребята, где мы с вами побывали? Вам понравилось?

Воспитатель: В следующий раз мы обязательно отправимся с вами еще в какое-нибудь увлекательно путешествие!

Нетрадиционные техники рисования на занятиях в средней группе

Наталья ВасилишинНаталья Василишин 28.01.2019 4 17.1k

Детские пальцы в разноцветной краске

Свои впечатления и представления об окружающем мире ребёнок стремится выразить в деятельности. И огромные возможности для этого открывает такой вид изобразительного творчества, как рисование. В детском саду для полноценного художественно-эстетического развития дошколят в учебно-воспитательный процесс вводятся нетрадиционные методы рисования. Начиная со средней группы (дети 4–5 лет) на эти техники делается особый акцент.

В чём суть нетрадиционного рисования для детей 4–5 лет

Нетрадиционное рисование — способ изобразительной деятельности, не опирающийся на традиции этого вида творчества в том, что касается выбора материалов для нанесения краски, а использующий ватные палочки, пальцы, поролон, скомканную бумагу и пр.

В детском саду нетрадиционное рисование примечательно тем, что у всех (!) малышей картинки получаются разными. У ребят средней группы эти техники изобразительного творчества, прежде всего, стимулируют развитие исследовательских способностей, так как открывают широкий простор для экспериментов: наносят красители на материалы природного происхождения, рисуют через марлю и пр. Кроме того, нетрадиционное рисование:

  • тренирует сенсомоторную координацию, мелкую моторику, что является ключевым фактором развития речи;
  • развивает память, внимание;
  • способствует развитию образного мышления;
  • формирует предпосылки для гармоничного социально-коммуникативного развития — дети в процессе работы обращаются и друг к другу, и ко взрослому, задают вопросы;
  • воспитывает эстетический вкус и представления о гармонии.

Нетрадиционное рисование на отдельных занятиях, а также как вид работы на уроках разных учебно-воспитательных направлений в ДОУ помогает решить следующие задачи:

  • расширить представления детей о способах изображения объектов;
  • формировать заинтересованность в коллективной работе;
  • практиковать работу с разными материалами — для воплощения творческой задумки дети рисуют с помощью ваты, ладошек, штампов и пр.;
  • активизировать творческие способности малышей, фантазию;
  • создавать эмоционально положительный климат в коллективе (работа ребят выглядит игрой — чтобы лужайка была красивее, тычком ватной палочки они рисуют одуванчики, а изображая пальчиками капли дождя, приговаривают: «Дождик, дождик, кап-кап-кап»);
  • воспитывать уверенность в своих силах.
Читайте также  Инструкция технике безопасности детей доу

Дети с ладошками в краске

Занятия нетрадиционным рисованием создают атмосферу доброжелательности в коллективе

Техники и методики нетрадиционного рисования для среднего дошкольного возраста

Дети 4–5 лет неклассическими техниками рисования отрабатывают навыки, полученные в том числе и на обычных уроках:

  • делают набросок границ изображения карандашом или красками;
  • продумывают украшения — конфетти, пластилин, бусы и пр.;
  • дорисовывают недостающие элементы, например, разноцветные кляксы нуждаются в объединении в одну форму при помощи линий, сделанных карандашами или красками;
  • закрашивают фон (если, к примеру, рисунок деревьев леса создавался в технике монотипии, задний фон и небо нужно прорисовывать отдельно).

Рисование пальцами (пальцеграфия)

Тактильные ощущения — это наряду со зрительными впечатлениями ведущий способ познания предметов и явлений вокруг. Поэтому пальцеграфии в детском саду уделяется особое внимание. Но если в младших группах дети делали точечные мазки, к примеру, рисовали горошины на зонтике, то в средней ребята учатся прорисовывать линии, пятна разного размеры, мазки, а также закрашивать те или иные элементы рисунка.

Клоуны с маленькими шариками и кольцами

В начале года дети средней группы повторяют выполнение пальцами точек и тренируют навык делать круглые элементы

В средней группе вводится практика рисунка пальчиками по схеме. Педагог рассказывает, показывает и вешает алгоритм действий на доску, как отпечатками и точками-закорючками, сделанными карандашом, нарисовать зверушку или человечка.

Схемы поэтапного рисования пальцами представлены в книге И. Молнар «Отпечаток, точка, штрих. Рисуем пальчиками».

Для пальцеграфии обычно используется гуашь, так как она не требует разбавления водой, густая и даёт яркие оттенки. Однако можно применять и специальные гипоаллергенные краски для рисования пальцами, а также акварель. В работе с последней перед тем как опускать палец в краску, нужно смочить его водой или капнуть водички в контейнер с акварелью.

Методика рисунка пальчиками

Последовательность работы в технике пальцеграфии такая:

  1. Опускаем палец в банку с краской.
  2. Каждым пальцем набираем краски разных оттенков. Излишки убираем влажной салфеткой.
  3. Кончиками пальцев наносим рисунок на лист.
  4. После завершения работы моем ручки с мылом.

Ветка рябины

Кроме ягод и листьев, пальчиками малыши могут прорисовывать и линии для изображения веток

Ладошковая живопись

Как и в случае с рисованием пальцами, ладошковое рисование предполагает создание отпечатка и его дополнение при помощи кисточек. В средней группе отпечаток становится базой для создания различных объектов: птичек, листвы, рыб и пр. Кроме того, ладошками можно создавать такие элементы, как листья на деревьях, цветы в вазе, иголки ёжика и пр.

Методика рисунка ладошками

Для ладошковой живописи алгоритм выполнения рисунка будет следующим:

  1. Опускаем ладошку в блюдце с краской. Во втором семестре дети учатся создавать разноцветные отпечатки одной ладонью, поэтому краска будет наноситься кисточкой, зажатой в свободной руке. Отработка навыка таких разноцветных отпечатков идёт на уроках по теме «Снегирь», «Бабочка» и др.
  2. Плотно прижимаем ладошку к листу, если нужно слегка поворачиваем её по кругу, по горизонтали или по вертикали.
  3. После завершения работы моем ручки с мылом.

Птицы, ладошковое рисование

Рисуя птиц ладошками, ребята добавляют детали, выполненные кисточкой — клюв, лапки

Комбинированная техника: пальцеграфия и ладошковая живопись

Для некоторых тем актуальным будет сочетание рисунка ладошками и пальцами. Например, для рисунков «Весёлые осьминожки», «Рыбки» и др. основная деталь, то есть туловище, выполняется ладонью, а глазки, чешуя прорисовывается пальцами.

Комбинированная техника позволяет отработать умение находить центр изображения, смешивать цвета и оттенки для получения необходимого тона, что помогает более точно передавать задумку.

Ёжик ладошками и пальцами

Для изображения ёжика сначала рисуется туловище при помощи ладошек, а затем пальцами дополняются трава, нос и глаз

Рисунок тычком

Эта техника незаменима при создании «пушистых» или «колючих» образов. Иголки у ёжика, шерсть у котёнка, ёлочки, одуванчики — все эти образы приобретают особый колорит благодаря технике тычка.

Методика рисунка тычком

Для создания тычка:

  1. Опускаем сухую кисточку с жёсткой щетиной в банку с гуашью.
  2. Зажав кисть вертикально, делаем резкий удар по бумаге.
  3. Прополаскиваем кисточку, промокаем салфеткой.

Тычок получается только сухой или полусухой кисточкой.

Мишка, тычком

В рисунке тычком получаются очень естественные переходы оттенков

Монотипия

Эта нетрадиционная техника заключается в создании картинки путём отпечатывания части рисунка на чистой половине согнутого листа. В 4–5 лет через монотипию ребята начинают освоение пейзажей, с которыми будут работать в старших группах, тренируют умение находить середину объекта, развивают навык видения симметрии.

При этом так создаются не только симметричные, но и парные объекты. Для этого на одной половинке листа рисуется целое изображение, которое также целиком отпечатывается на второй стороне.

Методика монотипии

Для создания изображения в монотипии:

  1. Сгибаем лист посередине — вертикально или горизонтально в зависимости от расположения изображаемого объекта.
  2. Разгибаем и рисуем на одной половинке картинку.
  3. Снова сгибаем лист, проглаживаем рукой.
  4. Раскрываем и дополняем полученное изображение необходимыми элементами. Например, делаем голубой фон для речки, в которой отображается лес.

Деревья в технике монотипии

В рисунке леса, отражающегося в озере, дети после разворачивания листа дорисовывают зелёную полоску травы

Техника рисования зубной щёткой

Для получения объёмных, многослойных рисунков применяется зубная щётка. Набрав краску, проводим щёткой по листу, ориентируясь на замысел.

В средней группе рисунок зубной щёткой обычно сочетается с использованием метода тычка, аппликации или рисунком ватными палочками.

Ёлочки зубной щёткой

Рисунки зубной щёткой в средней группе обычно делаются на цветной подложке

Набрызг

Суть техники в том, что малыши набирают краску с помощью щётки или расчёски, и, направив её на лист, карандашом проводят по щетинкам, закрашивая таким образом пространство рисунка.

Цветы в вазе набрызгом

Для создания одноцветного изображения из нескольких элементов трафареты накладываются одновременно

В средней группе дети знакомятся с понятиями передний и задний планы. Для этого незаменимым помощником будет метод многослойного набрызга, который предполагает использование трафаретов.

Методика работы с многослойным набрызгом

Чтобы сделать многослойный набрызг:

  1. Трафарет крепим к листу с помощью канцелярских скрепок.
  2. Берём щёткой краску.
  3. Делаем набрызг.
  4. Накладываем другой трафарет.
  5. Делаем набрызг другого цвета.
  6. Снимаем трафареты — образ получился объёмным, многоплановым.

Ёлочка набрызгом

Для многослойного набрызга можно использовать трафареты одного изображения, но разного размера, тогда получится эффект мерцания

Техника нетрадиционного рисования для средней группы детского сада

Техника нетрадиционного рисования для средней группы детского сада

Рисунок развивает мелкую моторику рук, что положительно сказывается на умственном развитии, формировании почерка. К сожалению, детям бывает трудно выполнять поставленные задачи. Если посмотреть на программу, можно увидеть, что даже взрослый с ней не справляется. Поэтому все чаще воспитатели в детсадах прибегают к нетрадиционным методикам рисования.

Нетрадиционное рисование в средней группе

Значение рисования трудно переоценить, так как оно дает возможность сформировать:

  • наблюдательность;
  • умение смотреть и видеть;
  • вкус;
  • способности к творчеству – как те, которые образуются за счет мышечной памяти, так и психологический настрой.

Техники нетрадиционного рисования

Главная особенность этого метода – полная свобода, красота и простота. Ребенка 4-5 лет, как и любого другого человека, привлекает возможность не подчиняться правилам, веселиться во время занятия, и в результате получать красивый и яркий рисунок.

В чём суть нетрадиционного рисования для детей 4–5 лет

Идея внедрить нетрадиционные методики в рисовании в средней группе не должна казаться сложной.

Обратите внимание! На самом деле подобные НОД проходят гораздо проще как для воспитателей, так и для детей.

Стандартные методы рисования в ДОУ ограничены листом, карандашом и красками, а нетрадиционные используют в своем арсенале все, что есть под рукой. Главный критерий – яркость, живописность, простота и скорость, с которой можно достичь результата.

В процессе творческой деятельности ребенку бывает трудно соотнести реальный объект с его изображением. Подобных трудностей при нетрадиционных методиках может быть еще больше, так как упор идет либо на абстракцию (узор), либо на стилизацию (животное из ладошки).

Важно! Нетрадиционным техникам должны учиться не только дети, но и воспитатель. От учителя требуется умение лаконично и точно описать не только процесс создания рисунка, но и объяснить содержание техники.

Значение нетрадиционных техник рисования для детского развития в саду

Дети увлекаются в процессе, так как ничто не ограничивает их фантазию. Возможность самостоятельно выбрать, как применить тот или иной метод, развивает инициативность, самостоятельность и креативность.

Нетрадиционное рисование в средней группе имеет важный психологический подтекст. Установлена тяга ребенка к рисованию, цель которого – выразить собственные эмоции касательно окружающего мира. В малом возрасте поступает слишком много знаний и новых впечатлений, которые надо выплескивать.

Обратите внимание! Эмоциональная разгрузка пройдет качественнее и продуктивнее, если не надо опираться на традиционные представления.

Читайте также  Педагогическая диагностика детей с нарушением речи

Нельзя сказать «красиво» или «некрасиво», глядя на результат нетрадиционных техник рисования. Это продукт нестандартного применения новых материалов, который не поддается оценке.

Если использовать нетрадиционные техники рисования в детском саду в средней группе, то можно:

  • избавиться от детских страхов;
  • дать чувство уверенности в своих силах;
  • ознакомить с новыми материалами;
  • не дать готового ответа, а заставить думать, искать решение;
  • тренировать воображение, чувство гармонии в рисунке (композицию, движение, равновесие, форму, цветовую палитру).

Обратите внимание! Кроме того такие методики не создают нагрузку. Психически и физически дети чувствуют себя бодрыми, а значит, после занятия могут продолжить активную деятельность.

Техники и методики нетрадиционного рисования для среднего дошкольного возраста

Чтобы занятие прошло успешно, преподаватель должен сам уметь использовать нетрадиционные техники. В основном это не составит труда благодаря простоте этих методик.

Методика рисунка тычком

Ребенок рисует тычком (свернутые кусочки ткани). В начале занятия необходимо изготовить тычок. Далее на бумаге рисуется форма объекта (можно с помощью трафарета). Тычок смачивается в краске, после чего можно заполнять пустое пространство.

Ладошковая живопись

Ладошка раскрашивается одним-двумя цветами, после чего ставиться отпечаток на бумагу. Кисточкой прорисовываются детали.

Жираф из ладошки

Рисование пальцами (пальцеграфия)

Разукрашиваются пальцы, ставятся отпечатки. Можно делать как отдельные фигуры (дорисовывать их кисточкой), так и заполнять узорами площадь листа.

Техника рисования зубной щёткой

Кисточка смачивается в краску, после чего надо брызгать на бумагу.

Дерево из брызг от зубной щетки

Техника штампов природными материалами

Для этого можно использовать листья, картофель, морковку или яблоки. Из половинок овощей и фруктов вырезается узор, после чего наноситься краска и делается штамп. Листья не надо обрезать, достаточно сразу перейти к разукрашиванию.

Ниткография

Нитки хорошо пропитываются в баночке с краской, можно в нескольких. Нитка выкладывается на бумагу. Необходимо следить, чтобы кончики выступали с двух сторон листа минимум на 5 см. После этого нитка накрывается вторым листом бумаги, который надо крепко удерживать. За концы нитка распрямляется под вторым листом.

Рисунок клеем и манкой

Берется картон, желательно темный или яркий. На него клеем наносится узор. После чего, не дожидаясь высыхания, надо присыпать клей манкой.

Рисунок через марлю

Марля опускается в краску, разведенную водой, после чего можно тыкать ею бумагу вокруг трафарета или внутри контура.

Важно! Наносить на руки желательно пальчиковыми красками, которые не вызовут аллергию.

Методика подготовки занятия по рисованию в нетрадиционной технике

Преимуществом таких уроков является то, что нет необходимости привязывать его к какой-либо теме, давать теоретический материал и придумывать игры. Достаточно определиться с техникой и продумать объяснение того, как пользоваться новыми материалами. В тоже время нетрадиционные техники легко ввести в любое тематическое занятие. Главное, чтобы на уроке у каждого ребенка было достаточное количество материалов.

Временной план занятия

  1. Организационная часть — 2-3 мин.
  2. Актуализация знаний — 8-10 мин.
  3. Постановка учебной задачи – 3-5 мин
  4. Практическая работа учащихся – 20-25 мин.
  5. Подведение итогов. Анализ работ – 3-5 мин.
  6. Завершение занятия. Уборка рабочих мест — 2-3 мин.

Пример конспекта занятия по нетрадиционному рисованию

Ниже приведен план-конспект занятия, где детям будет предложено рисовать фрукты методом рисунка тычком.

  1. Занятие начинается с приветствия и стиха на выбор воспитателя, который подводит к теме фруктов. Далее необходимо провести основательную предварительную работу, чтобы у детей сформировался визуальный образ фруктов. Для этого они рассматривают фотографии, живые примеры, картинки в книгах и открытках. Может быть предложена игра для поиска таких изображений. К каждому рисунку ребенок или воспитатель дает описание, в котором говорит название, внешний вид и вкус фрукта.
  2. Практическая часть урока начинается с демонстрации. Воспитатель показывает, как можно изобразить фрукты методом тычка. Далее начинается самостоятельная работа детей. Преподаватель помогает.
  3. В конце занятия подводятся итоги (о каких фруктах сегодня узнали дети и что научились делать) и организовывается выставка рисунков.

Перспективное планирование по нетрадиционному рисованию

Нетрадиционных техник рисования много, поэтому, чтобы успеть опробовать все, можно воспользоваться перспективным планом. В нем предложены темы занятий для каждой методики. Ниже приведен пример составления перспективного плана.

2. Цветы на поляне, весна.

3. Разноцветный дождь.

5. Украшение елки

2. Озеро с утятами.

2. Зоопарк (рисуем животных).

Обратите внимание! Существует множество способов организовать урок, используя нетрадиционные техники рисования. Дети любят все необычное, поэтому занятие точно будет успешным.

В перспективе удачные уроки рисования смогут привить любовь к искусству. В ходе таких интересных занятий дети в игровой форме получают важные навыки, улучшают свои способности.

Программа кружка по нетрадиционной технике рисования в средней группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование нетрадиционных техник в рисовании способствует повысить интерес к ИЗО.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка по нетрадиционной технике рисования в средней группе»

Программа кружка по нетрадиционной

технике рисования в средней группе:

«Радуга»

Возраст детей с 4 до 5 лет

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.

Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.

Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.

Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.

Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.

Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования. Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.).

Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.

Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально — положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества.

Цель данного кружка создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

*Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой и т.д.)

*Обучать основам создания художественных образов.

*Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.

*Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.

*Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т.д.

*Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.

Подходы и методы их реализации:

*Игры, игровые приемы.

*Организация и оформление выставок детских работ.

*Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.

Организация занятий кружка:

Одно занятие в неделю ( чередуются : понедельник/вторник) по 20 минут.

Методы работы:

— интеграция образовательных областей.

Формы работы с детьми:

— игра сюжетная и театрализованная;

— рассматривание готовых работ;

— рисование под руководством воспитателя;

Рабочие материалы:

— краски гуашь; стаканчики для воды; поролоновые тампоны; салфетки влажные;

трафареты; штампы; трубочки для коктейля; восковые свети, мелки; ватные палочки; альбомные листы.

Форма подведения итогов:

— выставка детских работ;

— фотоальбом детских рисунков.

— презентация- отчёт по работе кружка

Ожидаемый результат работы кружка:

Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.

Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.

Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.

Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.

Организация выставок детских работ для родителей.

Тематические выставки в ДОУ.

Участие в выставках и конкурсах в течение года.

Программа построена на основе принципа непрерывности и постепенного усложнения содержания учебного материала. Рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Читайте также  Косит глаз у ребенка 5 месяцев

Литература:

1.Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М., 2007.

2.Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. — №18

3.Шклярова О. В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. — №11

4. Лыкова А. И. «Цветные ладошки» авторская программа.

5. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.-СПб.: КАРО,2010.

6. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск»

Кружок по нетрадиционному рисованию в средней группе «Радуга цвета»»

Кружок по нетрадиционному рисованию в средней группе "Радуга цвета""

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого — изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Радуга красок » направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Практическая значимость программы

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные техники рисования — это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности

Творчество для детей — это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс — это настоящее чудо. «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»

Педагогическая целесообразность

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе : учит детей свободно выражать свой замысел, работать с разнообразными художественными ,природными и бросовыми материалами, побуждает детей к творческим поискам и решениям. развивает уверенность в своих силах, способствует снятию детских страхов, развивает мелкую моторику рук, развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии, воспитывает уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Новизной и отличительной особенностью программы «Радуга цвета » по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Цель кружка:

— Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

— Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

— Показать возможность использования хорошо знакомых детям бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов.

— Развивать у детей творческие способности средствами нетрадиционного рисования.

-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

— Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.

— Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.

Виды и техники нетрадиционного рисования.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Детей среднего дошкольного возраста:

тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография).

Методы проведения занятия :

— словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

Используемые методы

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Методические рекомендации

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Режим занятий:

Средняя группа — количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия .В год проводится 36занятий. Длительность занятия в средней группе -20 минут.

Форма занятий — тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы

Ожидаемый результат:

Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:

— развитию мелкой моторики рук;

— обострению тактильного восприятия;

— повышению уровня воображения и самооценки.

-Расширение и обогащение художественного опыта.

-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

-Сформируются навыки трудовой деятельности

-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

-умение находить новые способы для художественного изображения;

-Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: