Нейропсихологическая диагностика и коррекция детей

Детский нейропсихолог

Что такое диагностика нейропсихолога и зачем она нужна?

Под нейропсихологической диагностикой понимают безаппаратный, психологический метод исследования. В его основе лежат нейропсихологические пробы (определенные задания и упражнения, похожие на тестирование), созданные основоположником нейропсихологии отечественным ученым А. Р. Лурия и адаптированные детскими нейропсихологами для соответствующего возраста.

  1. Диагностическое обследование дает возможность родителям не только понять особенности развития своего ребенка, но и увидеть его актуальные и потенциальные возможности. Пройти диагностику у детского нейропсихолога полезно детям дошкольного и школьного возраста (от 2 до 16 лет).
  2. Диагностика особенно необходима детям со сложностями в поведении и усвоении школьной программы (письмо, чтение, счет) или с трудностями дошкольного образования: своевременное обследование и коррекция в нейропсихологии помогут преодолеть эти трудности.

Как проходит обследование

Нейродиагностика проводится в присутствии родителей, наглядно демонстрируя первопричины тех или иных трудностей ребенка. По результатам обследования детский нейропсихолог делает объективный вывод об актуальном уровне развития высших психических функций (ВПФ): внимания, памяти, мышления, речи, зрительного, слухового и тактильного восприятия, пространственных представлений, произвольной регуляции и контроля. Именно эти процессы являются базовыми и определяющими для успешного обучения в детском саду или в школе.

По итогам обследования проводится обсуждение консультация детского нейропсихолога с родителями, в ходе которой подробно объясняются результаты диагностики, даются общие рекомендации и намечается курс коррекционной работы (нейропсихологической коррекции) с учетом физиологических и личностных особенностей ребенка дошкольного или школьного возраста.

Продолжительность диагностического обследования и консультации составляет от 1 часа до 1 часа 20 минут.

Преимущества нашего центра:

  • Индивидуальная программа коррекции с учетом личностных особенностей
  • Более 400 публикаций и внедрение инновационных научных методов
  • Авторские методики коррекционно-развивающей работы
  • Индивидуальная программа коррекции с учетом личностных особенностей
  • Более 20 лет успешной помощи детям

Стоимость нейропсихологической диагностики в Москве:

Кто проводит Стоимость
Специалист Центра 3 000 руб.
Специалист Центра, кандидат психол. наук/ведущий специалист 3 500 руб.
Научный руководитель Центра, доктор психол. наук, профессор Жанна Марковна Глозман 6 000 руб.

По результатам нейропсихологического обследования даются устные рекомендации. По дополнительному запросу детский нейропсихолог может сделать письменное заключение, которое составляется в течение 5-7 дней. Стоимость письменного заключения — 900 рублей.

Прием на нейродиагностику проводится строго по предварительной записи (звоните по нашим телефонам в Москве).

Независимая диагностика готовности ребенка к обучению в школе

Данная услуга включает в себя нейропсихологическое исследование, при помощи которого определяется уровень актуального развития ВПФ (высших психических функций). Анализ выявленных особенностей позволяет определить степень готовности ребенка к школьному обучению.

По результатам исследования детский нейропсихолог дает родителям рекомендации по повышению эффективности обучения, выбору направленности школы (класса), выдает прогноз возможных трудностей в обучении. В случае необходимости ребенку будут предложены развивающие или коррекционные занятия по индивидуальной программе, которые помогут ему успешно учиться.

Стоимость независимой диагностики:

Кто проводит Стоимость
Специалист Центра 3 000 руб.
Специалист Центра, кандидат психол. наук/ведущий специалист 3 500 руб.

Комплексная профдиагностика подростков (возраст с 13 лет)

Данный вид исследования условно состоит из двух частей:

  • диагностика особенностей эмоционально-личностной сферы подростка;
  • непосредственно профдиагностика.

При проведении обследования психолог использует различные проективные методы тестирования, известные опросники, профориентационные техники и беседу. Профдиагностика направлена на выявление определенных склонностей личности к той или иной профессиональной деятельности.

По итогам встречи подростку и родителям даются устные рекомендации по выбору профессии, учитывая индивидуальные особенности личности ребенка.

Прием длится 1 — 1,5 часа.

Услуга Стоимость
Комплексная профдиагностика 3 500 руб.

Записаться на прием Адреса и телефоны отделений в Москве
Задать вопрос
Отзывы

Обратились в ваш центр офис «Черемушки» по поводу быстрой утомляемости, трудностями с концентрацией внимания, с самоконтролем, отзеркаливанием, дислексией. Диагн.

Обратились в центр с такими проблемами: у ребенка отставание в речевом развитии, в движениях, в умственных знаниях по возрасту.
Прошли диагностику пос.

Нейропсихологическая диагностика и коррекция детей

Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте

Рекомендовано Советом УМО университетов РФ по психологии в качестве учебного пособия для высших учебных заведений, ведущих подготовку кадров по психологическим направлениям и специальностям

Часть I. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Раздел 1. СХЕМА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Нейропсихология детского возраста — наука о формировании мозговой организации психических процессов. В последнее время она приобретает все большую популярность как метод синдромного психологического анализа дефицита психической деятельности у детей, связанного с той или иной мозговой недостаточностью (органической или функциональной) или несформированностью.

Широкое внедрение нейропсихологического луриевского анализа в практику установления причин детской дезадаптации «в норме» доказало его валидность и эффективность как дифференциально-диагностического, прогностического, профилактического и коррекционного инструмента. Правомерность такого утверждения подтверждается той популярностью, которой пользуются у психологов, логопедов, детских невропатологов и учителей разработки Э. Г. Симерницкой, Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной, Н.К. Корсаковой и других.

Нейропсихологический метод действительно занимает особое место в ряду научных дисциплин, обращенных к проблеме онтогенеза в норме и патологии. Только он позволяет оценить и описать те системно-динамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребенка с точки зрения его мозгового обеспечения. Но описать — это значит понять. Понять глубинные механизмы его психического статуса и спланировать адекватную онтогенезу именно этого, конкретного ребенка программу психолого-педагогического сопровождения.

Ведь психические функции ребенка не даны ему изначально, они преодолевают длительный путь, начиная с внутриутробного периода. И этот путь отнюдь не прямая линия, он гетерохронен и асинхроничен: в какой-то момент начинается бурное и кажущееся «автономным» развитие определенного психологического фактора (фонематического слуха, избирательности памяти, координатных представлений, кинестезии и т. п.). При этом другой фактор находится в состоянии относительной стабильности, а третий — на этапе «консолидации» с совершенно, казалось бы, далекой от него функциональной системой. И самое удивительное состоит в том, что эти разнонаправленные процессы в определенные периоды синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль психической деятельности, способный адекватно отреагировать на те требования, которые предъявляет ребенку окружающий мир, и прежде всего, социальное окружение.

Жанр настоящего учебного пособия не предполагает описания всего многообразия процессов, происходящих в мозге ребенка, начиная с внутриутробного развития. Покажем лишь основные векторы кортикализации психических функций (рис. 1).

Очевидно, что речь идет, по сути, о единой трехмерной модели, которая должна быть получена путем наложения приведенных плоскостных изображений друг на друга. Модель отражает тот факт, что формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе происходит от стволовых и подкорковых образований к коре головного мозга (снизу вверх), от правого полушария мозга к левому (справа налево), от задних отделов мозга к передним (сзади наперед). Апофеозом церебрального функционального онтогенеза являются нисходящие контролирующие и регулирующие влияния от передних (лобных) отделов левого полушария к субкортикальным.

Но, к сожалению, все эти процессы станут попросту невозможными или искаженными, если не будет нейробиологической предуготованности мозговых систем и подсистем, которые их обеспечивают. Иными словами, развитие тех или иных аспектов психики ребенка однозначно зависит от того, достаточно ли зрел и полноценен соответствующий мозговой субстрат. При этом следует иметь в виду, что мозг — это не только известные всем кора, подкорковые образования, мозолистое тело и т. д., но и различные нейрофизиологические, нейрохимические и другие системы, каждая из которых вносит свой специфический вклад в актуализацию любой психической функции.

Следовательно, для каждого этапа психического развития ребенка в первую очередь необходима потенциальная готовность комплекса определенных мозговых образований к его обеспечению. Но, с другой стороны, должна быть востребованность извне (от внешнего мира, от социума) к постоянному наращиванию зрелости и силы того или иного психологического фактора. Если таковая отсутствует — наблюдаются искажение и торможение психогенеза в разных вариантах, влекущие за собой вторичные функциональные деформации на уровне мозга. Более того, доказано, что на ранних этапах онтогенеза социальная депривация приводит к дистрофии мозга на нейронном уровне.

Нейропсихологический метод является единственным на сегодняшний день валидным аппаратом для оценки и описания всей этой многоликой реальности, поскольку изначально разработан А.Р. Лурией и его учениками для системного анализа взаимодействия мозга и психики как взаимообусловливающего единства.

Читайте также  Острая боль в животе у ребенка

Опыт нейропсихологического консультирования детей с отклоняющимся развитием доказал адекватность и информативность именно такого подхода к данному контингенту. Во-первых, практически однозначно решается дифференциально-диагностическая задача: в результате обследования выявляются базисные патогенные факторы, а не актуальный уровень знаний и умений. Ведь внешне и патохарактерологические особенности ребенка, и педагогическая запущенность, и первичная несостоятельность фонематического слуха могут проявляться одинаково — «двойка по русскому». Во-вторых, только нейропсихологический анализ такой недостаточности может вскрыть механизмы, лежащие в ее основе, и подойти к разработке специфических, особым образом ориентированных коррекционных мер. Подчеркнем это непременное условие: важен именно синдромный подход, иначе, как показывает опыт, неизбежны искажения, односторонность результатов, обилие артефактов.

Первые главы данного раздела посвящены: 1) проблеме сбора анамнестических данных, 2) описанию наиболее валидных методов исследования латеральных предпочтений (А.Р. Лурия, 1969; Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова, 1988; А.В. Семенович, 1991; Е.Д. Хомская, 1997; и др.) и 3) описанию методов нейропсихологического обследования в детской популяции. Понятно, что базируется оно на тех классических тестовых программах, которые традиционно применяются в нейропсихологии и широко известны по соответствующим публикациям, выходившим под редакцией А.Р. Лурии, Е.Д. Хомской, Л. С. Цветковой, но дополнены рядом сенсибилизированных «детских» проб. Вся совокупность предлагаемых методов многократно апробирована на моделях нормального, субпатологического и патологического развития.

Менее подробно представлены тесты, заимствованные из патопсихологического репертуара. Они являются необходимой дополняющей процедурой и подробно изложены в соответствующей учебно-методической литературе (Б.В. Зейгарник, В.В. Лебединский, В.В. Николаева, Е.Т. Соколова, А.С. Спиваковская и др.).

Последняя глава раздела посвящена краткому описанию основных, наиболее часто встречающихся нейропсихологических синдромов отклоняющегося развития. Здесь намеренно отсутствует их нозологическая дифференциация («олигофрения», «минимальная мозговая дисфункция», «аутизм», «опухоль мозга», «сенсорная алалия» и т. д.), поскольку эмпирические данные убеждают, что с точки зрения формирования мозговой организации психических процессов различные клинические случаи и варианты, например, школьной дезадаптации (т. е. нижненормативного, строго говоря, типа развития) могут иметь аналогичные нейропсихологические механизмы. За этим стоят единые закономерности церебрального обеспечения психической деятельности в онтогенезе, которые актуализируются универсально. Хотя очевидно, что в каждом конкретном случае будет иметь место специфическая именно для данной нозологической единицы совокупность сопутствующих синдромообразующих черт.

Комплексное диагностическое обследование (аппаратное, безаппаратное и консультация специалистов)

В НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» нейропсихологи проводят безаппаратную диагностику (нейропсихологические пробы) и аппаратное обследование, чтобы увидеть и понять не внешние проявления проблемы, а её первопричины. После этого составляется индивидуальный коррекционный маршрут, в который может входить (одна или несколько из тридцати коррекционных программ, работающих в центре): программа нейропсихологической коррекции, логопедическая программа, программа по “запуску” речи или нейрологопедическая программа, нейроакустическая программа Томатис или In Time, программа сенсорной интеграции или дефектологический маршрут и др. Но главное, что в нашем центре любая программа составляется для каждого ребенка с учётом его индивидуальных особенностей, а также целей и задач коррекции. Шаблонных программ нет, потому что наши специалисты хорошо знают, что нет “универсальных” детей, “универсальных” проблем и панацеи от всех бед – что помогает одному, для другого может оказаться совершенно бесполезным и даже вредным. Поэтому “универсальные” рецепты в нашем центре не используются. Очень часто дети с похожими симптомами могут иметь совершенно разную природу похожих нарушений. Именно по этой причине, с каждым ребенком перед началом работы проводится серьезное комплексное нейропсихологическое обследование.

В основе нейропсихологической диагностики лежат нейропсихологические пробы(определенные задания и упражнения), созданные основоположником нейропсихологии А. Р. Лурия и адаптированные психологами для детского возраста.

Такое обследование дает возможность родителям не только понять особенности развития ребенка, но и увидеть его актуальные и потенциальные возможности.

Нейропсихологическая диагностика помогает выявить причины отставания или неравномерности развития ребёнка с помощью тестовых заданий, которые показывают степень зрелости и уровень взаимодействия различных отделов головного мозга.

Для подтверждения и уточнения результатов безаппаратной диагностики в нашем центре существует оценка с помощью приборов способности мозга к переработке вестибулярной, зрительной и звуковой информации, оценка качества кровоснабжения мозга, а также энергоснабжение стволовых структур головного мозга.

Иногда для родителей очевидно, что нужно обратиться к нейропсихологу. Но в некоторых случаях это даже не приходит в голову, родители ходят по врачам, остеопатам, мануальным терапевтам, репетиторам и никто не в состоянии решить проблему.

Нейропсихологическая диагностика помогает выявить причины отставания или неравномерности развития ребёнка с помощью тестовых заданий, которые показывают степень зрелости и уровень взаимодействия различных отделов головного мозга.

Возможно ваш ребенок:

  • очень разборчив и капризен в выборе еды
  • остро реагирует на изменения погоды
  • его укачивает в машине
  • его раздражают громкие звуки или резкие запахи
  • он невнимательный
  • плохо говорит
  • неусидчивый
  • капризный
  • тревожный
  • часто плачет
  • неуклюжий
  • ленивый

Вы думаете, что все это — особенности характера?

На самом деле, это неврологические особенности. Если сейчас не обращать на них внимания, то в дальнейшем они могут стать причиной серьезных нарушений поведения, задержки речи и общего развития, а в последствии и трудностей обучения в школе.

Дело в том, что в раннем возрасте многие неврологические нарушения можно легко откорректировать и навсегда забыть о них. А вот в подростковом возрасте маленькие проблемы часто превращаются в большие, и с ними уже очень трудно справиться.

Поэтому лучше не откладывать визит к нейропсихологу.

Многие исследователи указывают на то, что плохая успеваемость в школе, плохая память, низкая работоспособность, медлительность, гиперактивность, неуклюжесть, логопедические проблемы, нарушения речи, эмоциональная нестабильность всегда имеют неврологическую природу.

Это не означает, что дети с такими проблемами больны. Просто их мозг не умеет эффективно перерабатывать информацию, поступающую от органов чувств.

Эту ситуацию можно изменить к лучшему, если ребенку вовремя оказать правильную нейрокоррекционную помощь.

Опытный нейропсихолог, конечно же благодаря специальным тестам и заданиям, определит, что ребенок

  • расторможен,
  • неусидчив,
  • пропускает все мимо ушей (как будто не слышит),
  • не замечает половину текста на странице,
  • имеет скрытое левшество,
  • зеркалит,
  • всё забывает,
  • не может сосредоточиться,
  • имеет проблемы с запоминанием и вхождением в новую инструкцию.

Однако степень выраженности этих проблем гораздо эффективнее выявляют специальные приборы:

  • TAVS
  • окулометрия (EYE-tracking)
  • Аудиометрия
  • Play Attention(для определения возможности ребенка удерживать внимание)
  • Interactive Metronom
  • Компьютерная диагностика особенностей латерализации;
  • Стабилоплатформа

Диагностику в НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» проводит один специалист или, при необходимости (сочетанные проблемы, множество диагнозов и нарушений), консилиум специалистов: нейропсихолог, логопед и дефектолог.

После диагностики, на консультации специалисты обсуждают с родителями результаты анализа скрытых причин, проблем ребенка, актуальный статус, перспективы коррекции, а также программу курса немедикаментозной, коррекции и неинвазивного воздействия.

Выявление вестибулярных и проприоцептивных проблем

Стабилоплатформа предназначена для выполнения объективной количественной оценки нарушений баланса и способности к сохранению определенного положения тела (постуральная функция).

У многих детей, имеющих трудности запоминания, удержания информации, есть трудности с удержанием равновесия, проблемы с координацией движений и сенсорной интеграцией (обработкой мозгом информации от всех органов чувств).

Хотя эти трудности не всегда заметны, нарушения базовых функций мешают мозгу осваивать более сложные «продвинутые» виды деятельности, такие как речь, чтение, письмо. Мозг вынужден тратить слишком много ресурсов на контроль положения тела и регуляцию простых движений.

Выявление проблем с контролем движений глаз и центральной переработкой зрительной информации

Посредством метода видеорегистрации с помощью установки EYE-tracking, разработанная компанией Interactive Minds (США, Германия) иссследуются особенности движений глаз.

Данный метод позволяет оценивать неосознаваемые движения глаз во время чтения или рассматривания любых изображений.

Дисфункции в этой области мешают автоматизации навыков чтения и письма, затрудняют процесс анализа мозгом зрительной информации. Дисфункции в процессе управления мозгом тонкими движениями глаз мешают автоматизации навыков чтения и письма, затрудняют анализ зрительной информации. Ребенку, имеющему такие проблемы, необходимы специальные упражнения для тренировки этих функций.

Выявление проблем с центральной переработкой звуковой информации

Исследование способности мозга к обработке слуховой информации проводится с помощью батареи TAVS, разработанных компанией Advanced Brain Technologies (США).

Читайте также  Определить пол ребенка крови калькулятор

Дисфункции, выявленные данными тестами указывают на трудности в обработке мозгом информации, воспринимаемой на слух.

TAVS позволяет оценить следующие способности: способность к переработке мозгом информации о порядке воспринимаемых стимулов (слуховых и визуальных); слухомоторные и зрительномоторные навыки; способность различать звуковые стимулы, отличающиеся друг от друга по частоте; способность определять локализацию звука; способность к восприятию интервалов между звуковыми стимулами в шуме; способность соотносить движения с ритмом (звуковым и визуальным); способность определять длительность звукового или зрительного стимула.

Play Attention это метод диагностики и коррекции активного внимания. Программа использует последние технологии биологической обратной связи, которые позволяют управлять компьютером при помощи «внимания». Разработан метод Петром Фреером на технологиях NASA (national aeronautics and space administration) и используется в течение 25 лет. С помощью этой методики астронавты готовятся к работе в различных условиях. Play Attention одна из самых популярных образовательных, познавательных и поведенческих программ. После нескольких лет разработок, исследований и улучшений, Play Attention была введена в систему государственных школ на всей территории США. Во время диагностики даже невооруженным взглядом можно понять на сколько ребенок способен удерживать и концентрировать внимание.

В некоторых случаях нейропсихолог-диагност использует во время диагностики программу Interactive Metronom. Диагностические упражнения построены по принципу «обратной связи». Ребенок должен хлопать в ладоши или топать ногой в соответствие с ритмичными звуковыми сигналами метронома. Сенсорная перчатка или сенсорный коврик позволяют оценить четкость выполнения ребенком задачи. Специалист оценивает слуховой внимание ребенка и способность к удержанию информации и ритма.

Нейропсихолог для детей

Нейропсихологическое обследование ребенка в Москве – низкие цены и высокий результат

Обследование нейропсихолога представляет собой оценку состояния детского организма, в частности:

  • Высших нервных функций.
  • Уровня развития.
  • Изучение тактильных, двигательных функций, речи.
  • Пространственных представлений.
  • Когнитивного стиля.
  • Объема памяти.

Грамотно проведенный детский осмотр позволит выявить наличие отставаний в развитии, понять, есть ли у малыша склонность к определенным видам деятельности, определит потенциальные возможности развития детского интеллекта. Консультация врача, который специализируется в нейропсихологии, позволит составить правильную коррекционную программу для борьбы с имеющимися проблемами, подобрать подходящий вид обучения.

Если Вы заметили, что ребенок страдает рассеянным вниманием, не может четко формулировать мысли, наблюдается ярко выраженная проблема с речью и восприятием окружающего мира – обратитесь к профильным нейропсихологам нашего Центра по работе с детьми. Мы проведем комплексную диагностику, которая позволит подтвердить или опровергнуть опасения родителей и быстро приступить к коррекции. Подходит нейропсихолог в Москве для детей от 5 до 11 лет, поскольку в таком возрасте гораздо проще провести коррекцию поведения и получить заметные результаты. В более раннем возрасте диагностика нейропсихолога, проведенная с детьми, носит субъективный характер, а для запущенных случаев может оказаться малоэффективной. Именно поэтому так важна своевременная консультация врача, если родителей беспокоит состояние малыша.

Симптомы нейропсихологических заболеваний

Далеко не каждый случай требует незамедлительного лечения. Мы рекомендуем клиентам посетить специалистов или вызвать их на дом тогда, когда у ребенка наблюдаются следующая клиническая картина:

  • возникают трудности с речью – ребенок заикается, плохо выговаривает или не выговаривает буквы;
  • плохо запоминает учебный материал;
  • пропускает или отражает буквы зеркально во время письма;
  • испытывает трудности в обучении в дошкольных учреждениях или школе, посещая детский коллектив;
  • страдает неусидчивостью, повышенной возбудимостью;
  • быстро утомляется – ярко выражена сонливость во время уроков в школе или в процессе выполнения домашнего задания.

Если Вы отметили сразу несколько симптомов – запишитесь на консультацию к нам. Мы готовы предоставить услуги высококвалифицированных профессионалов в области нейропсихологии, с многолетним опытом работы. Наши сотрудники точно знают, как провести обследование с детьми и интерпретировать его результаты.

Суть нейропсихологического обследования

Наша задача – создать комфортные условия для родителей и ребенка. Поэтому, в процессе диагностики нейропсихолог высшей категории нашего центра применяет современное оборудование и использует новейшие разработки. Специалист самостоятельно определяет, как провести занятие для конкретного ребенка. Допускается 2 варианта диагностики:

  • игровая – идеально подходит для детей дошкольного и младшего школьного возраста до 7 лет, позволяет точно определить наличие проблем и степень их проявления;
  • занятия за столом – дают точную оценку состоянию ребенка от 7 до 11 лет.

Помимо беседы и наблюдения за выполнением поставленных задач, нейропсихолог изучает имеющуюся сопроводительную документацию (результаты электрокардиограммы, клиническую картину), направляет на консультацию врачей с узкой специализацией: неврологам, психиатрам и психологам. Как только специалист получает четкую картину состояния ребенка, можно делать вывод о наличии или отсутствии нарушения.

В каком случае стоит посещать коррекционные занятия с нейропсихологом?

Если в ходе нейропсихологического обследования выявляются отклонения от нормы. Центр здоровья и развития ребенка готов предложить Вам коррекционные занятия, которые также проходят в нескольких вариантах. Занятия включают в себя:

  • прием и консультация;
  • игры с мячом;
  • рисование;
  • письменные упражнения;
  • спортивные игры.

Большая часть занятий с детьми проходит в комфортных условиях – на мягких ковровых покрытиях. Это позволяет гарантировать удобство и максимальное расслабление, адаптировать детский организм и потребности под грамотную коррекцию и получить заметный результат в кратчайшие сроки. В нашем центре оборудованы современные игровые комнаты, в которых Ваш ребенок будет чувствовать себя уверенно и спокойно. Для удобства клиентов мы готовы предложить услуги специалиста с выездом на дом – он приедет в удобное время и проведет занятие у Вас дома. Записаться на консультацию, получить подробную информацию о стоимости и особенностях проведения диагностики Вы можете у нашего менеджера по телефону или в онлайн-чате.

Нейропсихологическое тестирование

Нейропсихологическое тестирование

Представляет собой серию тестов в игровой форме, в процессе которых специалист делает вывод о развитии высших психических функций у ребенка.

Нейропсихологическое тестирование – что это такое?

Нейропсихологическое тестирование представляет собой серию тестов в игровой форме, в процессе которых специалист делает вывод о развитии психических функций у ребенка. Преимущество такого тестирования заключается в том, что с его помощью можно выявить не только актуальный уровень знаний и умений ребенка, но и базисные патогенные факторы, влияющие на развитие психических процессов головного мозга ребенка.

Нейропсихологическая оценка помогает оценить навыки мышления, поведения, и определить пути решения проблем вашего ребенка. Она помогает понять возможности вашего ребенка и показывает на сколько успеваемость в школе вашего ребенка может зависеть от коррекционного обучения.

В каких случаях она делается?

  • Ваш ребенок отстает по технике чтения и не любит читать?
  • Не в ладу с орфографией?Плохо пишет или пропускает буквы?
  • Малыш в три года не разговаривает или говорит хуже сверстников?Ваш ребенок не собран и не усидчив?Учителя называют его умным, но рассеянным?
  • Не хочет учить уроки и ходить в школу?
  • Он отвлекается на уроках и при выполнении домашнего задания?
  • Плохо усваивает учебный материал?
  • Вы считаете своего ребенка гиперактивным или наоборот медлительным?
  • Ваш ребенок сутулится, и у него плохая осанка?
  • Вы не можете найти «общего» языка с Вашим ребенком?
  • Или Вашему ребенку поставлен диагноз: ЗПР, ЗПРР, ЗДВГ, ММД, ДЦП, аутизм, моторная или сенсорная алалия?
  • Имеют место быть психосоматические расстройства (энурез, тики, нарушение сна)?
  • проблемы с письмом и чтением (что лежит в основе отвлекаемости)
  • неусидчивость или наоборот заторможенность и медлительность,
  • нарушений мелкой моторики рук и пространственной ориентации,
  • синдром дефицита внимания
  • аутизм
  • расстройства памяти
  • травма головного мозга
  • судорожные расстройства

Зачем нужно тестирование?

Когда в «Центр детского коррекционного развития и нейропсихологии» обращаются родители детей, у которых возникают проблемы в детском саду или в школе, то первое, что необходимо провести – это обследование актуального развития высших психических функций ребенка и определить, что лежит в основе трудностей, мешающих им успешной адаптации в социуме, определить наилучшую обучающую среду для вашего ребенка.

Нейропсихологическое тестирование важно по нескольким причинам:

  • Она покажет мыслительные способности вашего ребенка на данный момент, поможет увидеть актуальные и потенциальные возможности ребенка, определит проблемные зоны и поможет создать индивидуальную или групповую программу нейропсихологических занятий.
  • Она может понадобиться, чтобы получить дополнительные услуги для вашего ребенка.
  • Она может повторяться в будущем, чтобы показать изменения, которые произошли с течением времени.
  • Тестирование также может проводиться во время важных этапов развития в жизни ребенка, например, в момент перехода из детского сада в среднюю школу или после школы перед выходом на работу.
Читайте также  Увеличен паховый лимфоузел ребенка

Нейропсихологическое тестирование особенно полезно для отслеживания прогресса в реабилитации после черепно-мозговой травмы или других неврологических заболеваний. Оно может существенно помочь в планировании образования и профессиональной программы. Оно также может быть неоценимым для определения инвалидности или для судебно-медицинских (юридических) целях.

На основании результатов тестирования, индивидуально для каждого ребенка, с учетом его возрастных и психофизиологических особенностей, составляется поэтапная схема коррекционного воздействия (обучения).

Как проводится тестирование?

Комплексное тестирование занимает время от 1 час до 1.5 часов в зависимости от возраста ребенка и целей тестирования.

Тестирование умственных способностей детей в возрасте до пяти лет или шесть, как правило, отличается от нейропсихологического тестирования детей школьного возраста и показывает несколько иную информацию. Наиболее подходящей методикой тестирования детей младшего возраста, как правило, является методика всесторонней оценки развития.

Но не все нейропсихологические тесты одинаковы, поскольку это не фиксированная серия тестов, которые каждый ребенок может пройти. Специализированные знания и опыт нейропсихолога позволяет выбирать, управлять, и интерпретировать конкретные тесты и процедуры, которые необходимы, чтобы получить наиболее полное представление о сильных и слабых сторонах ребенка. Каждое нейропсихологическое обследование подбирается с учетом потребностей каждого конкретного клиента.

  • беседа с родителями ( сбор анамнестических данных о беременности, родах и развитии ребенка);
  • непосредственно проведение тестирования ( предложение ребенку выполнить серию упражнений).

В ходе тестирования предлагается запоминать слова, считать в уме, выполнить ряд двигательных упражнений, описывать увиденную картинку. Все задания предлагаются в форме игры, быстрая смена проб не дает ребенку утомиться.

Общие навыки, на которые проводится оценка вашего ребенка:

  • Интеллект: общие знания, широкое мышление и навыки решения проблем.
  • Восприятие и моторные функции: насколько хорошо мозг ребенка интегрирует информацию, поступающую с помощью визуального и слухового восприятия. Например, вашего ребенка могут попросить копировать формы и звуки.
  • Внимание: способность сосредоточиться и поддерживать свое внимание в течение долгого времени.
  • Память: способность узнавать и запоминает новую информацию. Например, нейропсихолог может рассказать ребенку историю и задать вопросы по ней.
  • Языковые навыки и словарный запас: оценивается количество слов, которые ваш ребенок знает и может использовать.
  • Формирование концепции и решения проблем: Вашему ребенку будет предложено решить новые задачи, которые он раньше не видел.
  • Планирование и организация: нейропсихолог, проводящий тестирование, будет оценивать как Ваш ребенок умеет планировать и организовывать.
  • Скорость обработки: Ваш ребенок будет проверен на скорость мышления.
  • Академические навыки: способности в области чтения, письма и математики.
  • Поведение, эмоции и личность: нейропсихолог оценит находится ли ваш ребенок в депрессии, тревоге, или имеет какие-либо проблемы с поведением. Это будет основано на том, что специалист увидит в процессе обследования, а также того, что вы сообщите о поведении ребенка дома или в школе.

Кто проводит нейропсихологическое тестирование?

Детский нейропсихолог

  • Специалист, который выстраивает работу по развитию важных психических функций ребенка, проводит обследование ребенка и выясняет, какие звенья высших психических функций развиты у него хорошо, а какие — более слабые, и за счет чего имеются те или иные проблемы развития и обучения.

В нашем центре работают кандидаты психологических наук, окончившие ведущие ВУЗы страны (в т.ч. МГУ имени М.В.Ломоносова, Университет им. Н.И. Пирогова, Институт Психотерапии и Клинической психологии, ГАСИС) работающие в специализированных Научно-практических центрах, имеющие стаж практической работы с детьми в области нейропсихологии более 13 лет.

Как подготовиться к диагностике?

При подготовке к диагностике следует руководствоваться простейшими правилами, которые позволять провести ее эффективно и получить хороший результат.

  1. 1. Родители должны быть готовы к беседе с нейропсихологом. Это важно потому, что в процессе диагностики проводится сбор очень важных анамнестических данных о беременности, родах и развитии ребенка. Присутствие родителя или основного воспитателя важно еще и потому, что Вы сможете поговорить со специалистом относительно результатов и понять, что они будут означать.
  2. 2. Вне зависимости от поведения ребенка, убедитесь, что ребенок здоров, накормлен и хорошо отдохнул, так как, в противном случае эти факторы могут сильно влиять на поведение ребенка и на результаты диагностики.
  3. 3. Не забудьте взять с собой очки или слуховые аппараты, если вы их используете.
  4. 4. Вы можете сказать ребенку, что эта оценка будет похожим на занятие в школе. Например, вашему ребенку будет предложено ответить на вопросы, сделать тесты на бумаге, решить головоломки и другие интересные тесты в игровой форме. Многие дети любят такие занятия.

Какие результаты и что c ними делать?

Нейропсихолог может идентифицировать у вашего ребенка нежелательные особенности психических функций, которые можно исправить или скорректировать, поэтому самое главное — это определить методики, которые могли бы помочь ему справиться с ними. В ходе тестирования Нейропсихолог определит причины проблем, предложит индивидуальную или групповую программу нейропсихологической коррекции.

Результатом диагностики может быть письменный отчет для вас, который станет руководством для дальнейшего коррекционного обучения, а также, при необходимости, может быть предоставлен Вами в школу вашего ребенка для школьного совета. В отчете будет указано влияние лечения на способности вашего ребенка.

Он может включать в себя:

  • справочную информацию (история вашего ребенка и текущие проблемы),
  • названия оценок, которые были в ведении,
  • результаты вашего ребенка по оценкам,
  • интерпретацию результатов нейропсихологом: краткое изложение результатов и как они связаны с состоянием здоровья и развития вашего ребенка,
  • рекомендации для родителей и сотрудников школы, а также направления к другим специалистам.

Отчет может быть использован Вами для предоставления школьному совету, директору, и учителям, чтобы определить, какие услуги или специальная помощь нужны вашему ребенку. В некоторых округах, это может быть единственным инструментом, который позволит вашему ребенку получить дополнительные услуги.

В чем разница между нейропсихологической диагностикой и оценкой речевых навыков?

Несмотря на то, что в диагностике логопед-дефектолог и детский нейропсихолог могут использовать частично одни и те же критерии, есть разница в том, что они оценивают и корректируют. Если у ребенка есть речевые нарушения, то кроме логопедической диагностики может понадобиться более широкая нейропсихологическая диагностика. Тогда как логопед-дефектолог смотрит именно проблемы речи и как они влияют на коммуникации (способность говорить, аудирование, социальное взаимодействие) в жизни вашего ребенка, нейропсихолог смотрит на более широкий круг навыков, связанных с мышлением (решение проблем, внимания, обработки информации и тд).

При решении логопедических задач очень важно исключить проблемы неропсихологического характера, которые могут не позволить достичь результата.

Что дальше? Дальнейшие действия.

После того, как ребенку проведена диагностика, а родителям обозначены и объяснены рекомендации, мы остаемся в контакте с семьей, чтобы помочь им реализовать наши рекомендации. Для детей нашими нейропсихологами, специалистами диагностами лично проводятся: КУРСЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

Курсы нейропсихологической коррекции

В ЦДКРН во главе с кандидатом медицинских наук Суворовой Натальей Дазмировной в междисциплинарном содействии работают высочайшего уровня специалисты нейропсихологи, неврологи, детские и подростковые психологи, остеопаты, логопеды-дефектологи, которые находятся на месте и могут предоставлять дополнительные услуги и дополнять программу при необходимости.

Наши специалисты — нейропсихологи диагносты:

Буркова Алла Вадимовна

Чесалова Анастасия Олеговна

Дрозд Иван Андреевич

Соловова Светлана Васильевна

Дрозд Эльмира Шамилевна

Овчинникова Светлана Владимировна

Для того, чтобы записаться на ДИАГНОСТИКУ, позвоните нам по телефону (495) 120-04-57 или заполните анкету онлайн.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: