Недоношенный ребенок 2 месяца массаж

Недоношенный ребенок 2 месяца массаж

Ежегодно в мире рождается около 4 млн. новорожденных, перенесших перинатальную асфиксию, которая является основной причиной неонатальной смертности. У части выживших детей развивается гипоксически-ишемическая энцефалопатия, проявляющаяся моторными, сенсорными, когнитивными и поведенческими дисфункциями. Нарушение плацентарного кровотока и гипоксия вызывают у плода нейрональное повреждение, имеющее непредсказуемые последствия в ближайшем и отдаленных периодах жизни. Воздействие гипоксии на развивающийся головной мозг опасно во всех периодах беременности, начиная с ранних сроков.

Специалистами ФГАО УВО БФУ им. И. Канта и ФГБНУ ФНКЦ РР были проанализированы зарубежные научные публикации, посвященные использованию технологий ранней реабилитации новорожденных в отделении реанимации и интенсивной терапии.

Последствия перинатальной асфиксии связаны с процессом реоксигенации структур головного мозга. При этом происходит образование активных форм кислорода, возникает чрезмерная активация глутаматных рецепторов при дефиците митохондрий. Гипоксия индуцирует избыточный синтез белков, включая фактор-1а, что приводит к увеличению потребления аденозинтрифосфата (АТФ), усугубляется энергетический дисбаланс, нарушается АТФ-зависимый транспорт, включая обратный захват глутамата астроглией. Реоксигенация приводит к ядерной транслокации субъединицы p65 NF-kB, повышенной продукции провоспалительных цитокинов IL1 в и TNF-a. Кора головного мозга использует различные энергетические ресурсы для восстановления баланса АТФ в периоде реперфузии.

Временная гипоксия, ограничение транспорта глюкозы и трофических факторов к плоду вызывают нарушения морфогенеза, приводят к изменению дифференцировки, функционирования или гибели нейронов. Частью уязвимых клеток являются олигодендроциты, отвечающие за миелинизацию центральной нервной системы и образование белого вещества. Из-за дефицита или неполноценности олигодендроцитов могут развиваться лейкодистро-фические заболевания.

Морфологическими признаками гипоксии являются повреждение нейрональных клеток и реактивные глиальные изменения. Наблюдается высокая иммунореактивность аквапорина-4 в клетках астроглии, гиппокампе. У пациентов с судорогами увеличивается активация микроглии, в глиальных клетках повышается экспрессия глутаматных рецепторов, IL1P и комплемента 1q. Полученные результаты подтверждают сложный каскад клеточных и молекулярных изменений, происходящих в гиппо-кампе новорожденных, перенесших перинатальную асфиксию. Эти изменения могут способствовать развитию судорог, приводящих к вторичному повреждению головного мозга.

Недоношенные дети подвержены большему риску смертности и заболеваемости, чем доношенные новорожденные. Незрелость органов и отсутствие функционального контроля могут нарушать физиологические защитные реакции на гипоксию. Однако, несмотря на незрелость, недоношенный плод реагирует на асфиксию аналогично доношенному новорожденному. У недоношенных детей осложнения возникают чаще, и недоношенность сама по себе увеличивает риск энцефалопатии.

Факторами, увеличивающими неблагоприятные ближайшие и отдаленные исходы, являются низкая оценка по шкале Апгар на 1-й и 5-й мин, аномальная электроэнцефалограмма и судороги у новорожденных, тяжесть и характер повреждений структур головного мозга, определяемые с помощью нейровизуализации.

Ранние признаки повреждения центральной нервной системы выявляются на первом году жизни и проявляются изменениями мышечного тонуса и силы, аномальными сухожильными рефлексами, задержкой нервно-психического развития. Умеренная и тяжелая гипоксия способствует формированию широкого спектра нарушений развития нервной системы и когнитивных функций, аутизма. Судороги и эпилепсия являются наиболее частыми последствиями гипоксически-ишемической энцефалопатии. Их появление обусловлено наличием патологической электрической активности головного мозга, которые могут появляться в неонатальном периоде. В дальнейшем доминирующими симптомами являются двигательные нарушения, грубая задержка речевого развития, тугоухость, снижение зрения.

Прогнозирование ближайших и отдаленных последствий перинатальной асфиксии обеспечивает основу для решения фундаментальной проблемы, связанной с пластичностью центральной нервной системы, а терапевтические стратегии, применяемые для лечения детей, направлены на уменьшение повреждения головного мозга и стимулирование эндогенных нейрорепаративных механизмов.

Первый этап реабилитации новорожденных — отделение реанимации и интенсивной терапии

В настоящее время дополнительными потенциальными факторами риска, негативно влияющими на постнатальное развитие недоношенного ребенка, признаются окружающая среда в целом и ОИТН, что подразумевает чрезмерную световую и звуковую стимуляцию, боль, которые влияют на развитие головного мозга.

Американская академия педиатрии определила руководящие принципы, согласно которым в ОИТН родовспомогательных учреждений высокого уровня должны работать неонатолог и физиотерапевт, т. к. именно в таких отделениях концентрируются новорожденные любого гестационного возраста, которым показаны сложные медицинские или хирургические вмешательства.

Основами реабилитации новорожденных в ОИТН являются четыре главных раздела: развитие ребенка независимо от гестационного возраста, участие семьи в процессе лечения, обеспечение нервно-психического развития и сенсорная интеграция. Ключевой момент в этой работе — индивидуальный подход к каждому новорожденному. Сначала происходит оценка автономных и двигательных функций, состояния сознания, способности к взаимодействию с окружающей средой, способности к саморегуляции. Эту работу проводит профессиональный специалист, который поощряет саморегуляцию ребенка и участие семьи в ежедневной работе с ребенком.

Многочисленные научные исследования, посвященные недоношенным новорожденным, способствовали разработке Программы индивидуального ухода и оценки развития новорожденных в отделениях реанимации и интенсивной терапии родильных домов, перинатальных центров высокого уровня. Программа направлена на улучшение постнатального развития недоношенных детей в ОИТН, развитие и поддержку их физиологических, неврологических, поведенческих навыков. Главное условие — нормальные показатели метаболизма, стабильная центральная и периферическая гемодинамика. Все время за ребенком проводится тщательное клиническое, мониторное наблюдение. При появлении минимальных признаков усталости ребенка действие Программы временно прекращается.

Развивающий уход — неотъемлемый компонент, учитывающий на раннем этапе особенности постнатального развития недоношенного ребенка. Подход NIDCAP — это индивидуальная комплексная программа по уходу и оценке развития новорожденных, направленная на постнатальную адаптацию, поддержку нервно-поведенческого развития ребенка, а также содействие ранним отношениям родителей и детей. Участие матерей является обязательным в Программе. Это позволяет им сосредоточиться на своем недоношенном ребенке, узнать особенности его развития, способствовать постнатальной адаптации. Родительское воспитание является неотъемлемой частью в раннем уходе за новорожденным. Для матерей предлагаются три темы: выбор участия, общение с окружающими людьми, погружение в роль матери. Конечной целью Программы для матерей являются преодоление страха, управление ситуацией, социальная адаптация и обретение уверенности, что можно преодолеть настоящую проблему, в которой находится ее семья. Для изучения опыта матерей используется экзистенциально-феноменологический метод. Матери, участвовавшие в NIDCAP, удовлетворены результатами, которые достиг их ребенок.

Внедрение NIDCAP в ОИТН уменьшило развитие ятрогенных осложнений у недоношенных и повысило нейроповеденческие реакции ребенка. Этот подход, основанный на теории и фактах, предполагает обучение медицинского персонала и родителей, а полученные знания должны привести к глобальным изменениям в ОИТН. Оценка места и самооценка слушателей инициируют процесс изменения подхода к ребенку в клинической практике. Тренинг состоит из уроков с инструктором NIDCAP, во время которых происходит наблюдение за нейроповедением ребенка. Клинический отчет интерпретирует значение наблюдаемого поведения в контексте окружающей среды отделения интенсивной терапии, медицинского состояния ребенка и семейных проблем, чтобы наилучшим образом сформулировать задачи дальнейшего развития, на основании которых разрабатываются индивидуальные предложения по уходу.

Массаж также является методом ранней реабилитации новорожденных. Его назначение возможно после стабилизации ребенка. Массаж обеспечивает тактильно-кинестетическую стимуляцию и повышает парасимпатическую активность. Во время массажа у недоношенных новорожденных изменяется амплитуда электроэнцефалограмм, на которых преобладают 6-волны. Их частота значительно увеличивается во время массажа и возвращается к исходному уровню после лечения. Массаж способствует созреванию головного мозга у недоношенных детей с гестационным возрастом 30-33 нед., что подтверждается параметрами электроэнцефалографии.

Массаж является семейно-ориентированным методом, позволяющим не только оказать благоприятное влияние на развитие новорожденного в ОИТН, но и установить эмоциональный контакт матери и ребенка. Для этого матери активно вовлекаются в процесс ухода за своим ребенком, они осваивают практику массажа на манекенах, а затем активно включаются в процесс лечения своих детей. Массаж, который ежедневно проводят недоношенным новорожденным их матери, может способствовать созданию и поддержке эмоциональной связи между ними. Для младенцев, которые испытывают болезненные процедуры, подвергаются воздействию стрессовой среды ОИТН и разлучены со своими родителями, массаж рассматривается как метод снижения неблагоприятного воздействия.

Методы физиотерапии для новорожденных

Физиотерапия применяется для реабилитации новорожденных и маленьких детей. Физиотерапевтические вмешательства в ОИТН являются дополнением к основной терапии, способствующим формированию спокойной поведенческой реакции и двигательной функции, решению вопросов позиционирования и ухода за младенцем. Виды и сроки физиотерапии определяются на основании анализа состоянии ребенка, периода болезни.

Позиционирование, или смена положения тела, ребенка является одним из первых методов физиотерапевтического вмешательства. Основная цель заключается в улучшении контроля положения тела, головы и ориентации ее по средней линии. Вмешательство подбирается индивидуально, исходя из уровня развития каждого ребенка и толерантности к движению. К методике активно привлекаются родители, которые проходят специальный курс обучения. Важным элементом этого вмешательства является улучшение взаимодействия между родителями и детьми. Родителей учат ждать ответ младенца и изменять поддержку в соответствии с его реакцией, чтобы обеспечить активное участие детей во время вмешательства. Если у младенца появились признаки усталости или беспокойства, вмешательство приостанавливают, чтобы успокоить его, или сеанс прекращают. Включение позиционирования в общий план лечения имеет лучшие ближайшие исходы (двигательная активность), чем стандартное лечение. С медицинской точки зрения и точки зрения родителей, внедрение этого типа вмешательства в ОИТН целесообразно для недоношенных новорожденных начиная с 34-й нед. гестации.

Читайте также  Гимнастика для детей нижневартовске

Проведение физиотерапии возможно у недоношенных детей, находящихся на искусственной вентиляции легких (ИВЛ). Основными задачами респираторной физиотерапии являются нормализация оксигенационной функции легких, улучшение реологии мокроты, что способствует снижению отрицательных эффектов и осложнений ИВЛ, сокращению сроков госпитализации. Адаптированными методами для недоношенных пациентов, находящихся на ИВЛ, являются позиционирование, положение ребенка на животе и метод медленного увеличения скорости выдоха. Позиционирование и прон-позиция могут применяться с первых часов проведения ИВЛ. Эффективность методов высокая. Метод медленного увеличения скорости выдоха показан пациентам с кислородной зависимостью и повышенной секрецией мокроты. Стандартную процедуру выполняет один и тот же физиотерапевт. Производится медленное небольшое давление на грудь ребенка одной рукой в цефалокаудальной и переднезадней плоскостях, начиная с конца плато вдоха и заканчивая в конце выдоха. Другая рука физиотерапевта помещается на нижние ребра без приложения силы, таким образом, избегают контакт с брюшной полостью ребенка, а подвижность нижних ребер ограничена, что позволяет улучшить экскурсию диафрагмы и предотвратить повышение внутрибрюшного давления. В результате маневра происходит удлинение выдоха.

Гидрокинезитерапия может также применяться для лечения недоношенных новорожденных в ОИТН. В исследовании Ш. Tobinaga и соавт. показано, что сразу после гидрокинезитерапии происходит статистически значимое снижение уровня кортизола в слюне, частоты сердечных сокращений и частоты дыхания, увеличивается насыщение гемоглобина кислородом. Полученные результаты соответствуют показателям здоровых доношенных новорожденных. Этот метод может быть включен в комплексное лечение недоношенных новорожденных. Методика технически проста в применении и имеет низкую стоимость.

Качественный уход и реабилитация должны быть непрерывными в течение многих месяцев жизни ребенка. При этом нужна преемственность между медицинскими учреждениями, которые сопровождают развитие новорожденного. Конечная цель работы — снижение инвалидности детей, перенесших перинатальную гипоксию и рожденных преждевременно.

Особенности ухода за недоношенным ребенком

В норме беременность длится 38-40 недель. За это время малыш в животе у мамы проходит весь цикл внутриутробного развития. Но бывает так, что ребенок появляется на свет раньше положенного срока. Если он родился до 37 недель, это означает, что он еще не созрел полностью, и ему требуются дополнительные условия для того, чтобы расти и развиваться.

Недоношенный ребенок отличается от здорового, рожденного в срок, более тонкой, темно-красного цвета, кожей, его подкожно-жировая клетчатка слабо выражена либо вообще отсутствует. Тонкие кожные покровы легко травмируются, поэтому все процедуры и манипуляции для такого ребенка требуют особенной бережности.

Из-за анатомо-физиологических особенностей малышей, рожденных раньше срока, уход за ними в домашних условиях несколько отличается от общепринятых норм. Для вас – рекомендации врача-педиатра МС «Добробут» Юлии Дужей.

Температурный режим

Прежде всего, важно создать оптимальный температурный режим, предусматривающий температуру воздуха в комнате 22—250С и влажность 40–70%. Помещение требует проветривания каждые 3 часа по 15-20 минут. Поскольку система терморегуляции у ребенка еще недостаточно сформирована, важно следить за тем, чтобы температура тела сохранялась в пределах 36,5–37,5 °С. Поэтому следует измерять температуру тела малыша утром и вечером. Важно исключить электрические грелки и одеяла. Для обогрева малыша оптимальными будут резиновые грелки, обернутые в пеленку, или специальные мешочки, которые следует класть на расстоянии ладони от ребенка. Лицо новорожденного обязательно должно оставаться открытым. К концу первого месяца терморегуляция ребенка установится, и необходимости в искусственном обогреве не будет.

Кормление

Самым лучшим питанием для недоношенного малыша является грудное молоко. Кормить грудью ребенка следует по требованию, но не реже чем раз в 2–2,5 часа в течение первого месяца жизни. В материнском молоке содержатся все витамины для развития недоношенного ребенка, но в осенне-зимний период из-за дефицита витамина D необходимо особое внимание уделять рациональному питанию кормящей мамы. На 10-14 день жизни ребенка рекомендуется назначение витамина D. Если грудное вскармливание по каким-то причинам невозможно, используются адаптированные под потребности недоношенных детей искусственные смеси.

В связи с незрелостью пищеварительной системы недоношенных деток, они часто срыгивают. Поэтому следует:

  • кормить малыша под углом 45 градусов;
  • держать «столбиком» после кормления не менее 20 минут;
  • выкладывать на животик между кормлениями.

Недоношенные детки набирают вес не так, как малыши, рожденные в срок. Оценить прибавку в весе может только педиатр, который учтет индивидуальные особенности крохи и сделает правильные выводы.

Купание

Впервые купать недоношенного малыша можно уже в первые дни после выписки (не стоит купать ребенка в первые сутки после вакцинации БЦЖ). Ребенок с меньшим весом имеет больший риск переохладиться, поэтому температура воздуха в помещении для купания должна быть выше стандартной (приблизительно 25–26 °С). Вода для купания должна использоваться только кипяченая, без добавления трав и сборов для купания, температура – 37 °С. Возможно применение детских пенок для купания. Сразу после ванны малыша нужно вытереть полотенцем и завернуть в сухую пеленку или полотенце. Чтобы малыш не переохладился, все остальные гигиенические процедуры (обработка пупочной ранки, кожи и слизистых оболочек) можно продолжить через 5–10 минут.

Прогулки

Если врач разрешил, гулять с недоношенным малышом можно только в теплую погоду, не ранее, чем ему исполнится 2 недели. Рожденного летом малыша следует выносить на прогулку только при температуре на улице не ниже 24°C и в безветренную погоду. Если недоношенный ребенок рожден осенью или весной, прогулки разрешаются только через 1,5 месяца после рождения, если достигнута масса тела от 2,5кг. Температура воздуха при этом должна быть не ниже 10°C. Зимой выходить на улицу с ребенком не стоит, поскольку ему еще сложно будет переносить такой резкий перепад температур.

Массаж

У недоношенных малышей слабая мышечная система, поэтому им показан курс массажа. Приемы массажа достаточно просты для родителей, но сначала нужно проконсультироваться у врача.

Вакцинация

Недоношенные дети прививаются только по индивидуальному календарю. Прививочный календарь будет таким же, как у доношенных детей, только если малыш родился с массой более 2000 г, и он здоров. Если же ребенок родился с массой тела менее 2000 г, прививка БЦЖ в роддоме не проводится, а делается лишь при достижении массы тела 2500 г. Дети, имеющие при рождении массу тела менее 1500 г, прививаются только в конце первого года жизни, с учетом состояния здоровья.

Как правило, при соблюдении всех необходимых правил ухода и должном внимании родителей и врачей, недоношенные детки хорошо развиваются, и уже после первого года жизни догоняют своих сверстников. Среди выдающихся людей, родившихся раньше срока, – Чарльз Дарвин, Наполеон І Бонапарт, Александр Суворов, Исаак Ньютон, Вильгельм Шиллер, Вольтер, Иоганн Гете, Уинстон Черчилль.

Уважаемые пациенты!

Мы ждем от вас смс сообщение на номер +375 (29) 145-91-41.

Телефон для справок,
записи к врачам-специалистам
и на диагностические исследования

Вызов врача

Регистратура стоматологического
отделения

Телефон/факс

Телефон для слабослышащих в режиме СМС

Телефон «горячей» линии поликлиники
с 8.00 до 16.00
обед 12.00 — 12.30

Уход за недоношенным ребёнком дома

Уход за недоношенным ребёнком такой же, как и за доношенным. Только более бережный, нежный, внимательный. И на это есть веские причины: все органы и системы малыша только начинают созревать, а потому работают ещё не в «штатном режиме», а в особенном.

У недоношенного ребёнка нервная система ещё формируется и первые недели кроха даже может не понимать — сыт он или голоден. И даже при выраженном дискомфорте не кричит, а лишь тихо плачет или беззвучно открывает рот.

Родился недоношенный. Что делать?

Читайте также  Фотосессия 2 месячным ребенком

Комнату — подготовить!

Для недоношенного ребёнка очень важны условия проживания. Конечно, нужно выделить самую светлую комнату, постоянно её проветривать, поддерживая температуру воздуха в пределах 22-25 градусов, то есть, на два градуса выше, чем рекомендовано обычным детям. Влажность — ещё один важный показатель, который нужно контролировать. Она должна быть больше 50 и меньше 70%. Лучше приобрести увлажнитель со встроенным гигрометром, который включается автоматически при необходимости.

Кроватку выбирайте устойчивую с частыми прутьями боковин. В первые месяцы, пока малыш не умеет переворачиваться, ему комфортнее в колыбели.

Помните: мягким игрушкам рядом с крохой не место! Как только малыш помещается в кроватку — все посторонние предметы из неё убираются.

Температуру — контролировать!

Родившийся раньше времени кроха не может удерживать температуру тела, поэтому нужно быть предельно внимательными, одевая его. В первые дни после выписки рекомендуют трижды в сутки измерять температуру тела, чтобы понять, когда маленькому комфортно, а когда нет. Нормальный разброс показателей — в интервале от 36,6 до 37,4 градусов. Можно ориентироваться и на внешний вид: если у младенца конечности синеватые или бледные — он замерзает, если лицо красное — ему жарко.

В том случае, когда ваше маленькое чудо постоянно мёрзнет, можно использовать метод «сухих грелок». В полуторалитровые пластиковые бутылки налейте воду температурой около 60 градусов. Оберните их несколькими слоями пелёнок и положите: одну в ноги крохи под одеяло, а две — на одеяльце, по бокам. При этом температура под одеялом должна быть 32 градуса.

Учтите: терморегуляция несовершенна и вы можете перегреть кроху. Следите за тем, чтобы ему было комфортно, а бутылки не соприкасались с кожей младенца даже через ткань. Менять их нужно часа через полтора, поочерёдно, чтобы «гнёздышко» всегда было тёплым.

Электрические грелки лучше не использовать — они, согласно статистике, чаще приводят к перегреву и ожогам.

Одежду и подгузники лучше всего приобрести в специализированном магазине — строго по размеру. Пеленать кроху не рекомендуют — их тельце слишком нежное и от малейшего сдавливания малютки сильно страдают — нарушается кровообращение и терморегуляция. Выбирайте мягчайшую одежду соответствующую габаритам крохи.

Кормить — по часам

Кормление — самая основная задача мамы недоношенного ребёнка. Есть над чем потрудиться: кроха и не кричит, и сосать долго не может, и грудь берёт плохо.

  • грудью;
  • по часам (каждые 1,5 — 2 часа);
  • в затенённой тихой комнате, где ничто не отвлекает кроху от такого важного занятия;
  • периодически пробуждая, если он задремал у груди.

Если грудное вскармливание невозможно, малыша нужно кормить специальной смесью для недоношенных детей. Она более концентрированная, даёт крохе больше энергии при тех же «трудозатратах». На бутылочку нужно надеть самую мягкую соску с отверстием достаточного диаметра, чтобы младенец тратил как можно меньше сил на сосание, не уставал.

На руках — носить!

Это удивительно, но малыши, которых мамы часто берут на руки, растут и развиваются быстрее. Для родившихся преждевременно контакт с кожей родителей необходим. Чем больше и чаще — тем лучше. Обычно рекомендуют маме или папе оголить торс, положить раздетого малыша себе на живот или грудь и накрыть одеялом. Если лежать некогда, выручает слинг.

Гигиену — соблюдать!

С этим пунктом тоже есть проблемы. Кожа крохи должна быть чистой, однако купать и подмывать его в первые дни не желательно — вода (даже тёплая!) может быстро переохладить малыша, а сделаете чуть горячее — обожжёте. Поэтому активно используйте детские влажные салфетки, к помощи воды прибегайте в исключительных случаях, а после водных процедур обязательно согревайте малютку теплом своего тела.

Купать в ванночке можно после того как кроха стал весить 2,0 кг, используя первые 2-3 месяца кипячёную воду без пенок, шампуней и отваров трав.

Помещение для купания должно быть тёплым (25-28), а вода иметь температуру 38 градусов. Это нужно обязательно контролировать при помощи термометров.

Длительность купания — не больше двух минут, ополаскивать не нужно. После процедуры завернуть мокрого пупсика в супермягкое полотенце и обогреть.

Гулять — правильно!

Гулять с недоношенным нужно в любую погоду, кроме чрезмерно морозной и ветреной. Коляску для прогулок выбирайте с высокими бортиками, чтобы исключить проникновение холодного воздуха. Летом не допускайте даже кратковременного попадания прямых лучей солнца на кожу крохи — он мгновенно обгорит, а вы и не заметите.

Болезни — предупреждать!

Недоношенные легко заболевают всеми видами инфекций, поэтому в первые месяцы после выписки — никаких гостей! Если гости всё же пришли — пусть находятся в соседней комнате, на малыша посмотрят, когда он подрастёт.

К двум месяцам практически у всех новорождённых развивается железодефицитная анемия. Но, раз мама и врач об этом знают заранее, они принимают меры — ищут специальную смесь с повышенным содержанием железа или дают препараты железа.

Маловесные дети более склонны к рахиту. Про это нужно помнить и принимать витамин Д в дозе, назначенной педиатром.

Как только будут разрешены прививки, доктор составит индивидуальный график вакцинации, которого следует строго придерживаться. Детские инфекции даже подросшие дети, родившиеся преждевременно, переносят крайне тяжело.

Педиатра — слушать!

Педиатр будет приходить к вам домой достаточно часто, ещё чаще вы будете встречаться с вашей участковой медсестрой. Обязательно контактируйте с ними и прислушивайтесь к советам. На первом году жизни кроха нуждается в частых осмотрах невропатолога, окулиста, кардиолога и дополнительных методах исследования: ЭКГ, УЗИ сердца, осмотр глазного дна — чтобы своевременно заподозрить неладное, поставить верный диагноз и сразу принять меры.

Как только кроха станет весить 2,5 кг уход за ним будет таким же, как за обычным новорожденным.

Методика проведения массажа и гимнастики для недоношенного ребенка

Методика массажа и гимнастики для недоношен­ных детей разработана с учетом их физиологических особенностей:

несовершенства дыхательной функции;

низких адаптационных возможностей в меняю щихся условиях внешней среды (несовершенство обменных процессов, терморегуляции);

недоразвитости нервно-мышечного аппарата. Методика массажа включает в себя нриемы

классического, точечного массажа и гимнастику. Втн методы могут.применяться одновременно или Поочередно. С- «■^■■.гч. ■ [М^ГМ

Имягая гимнастикой, направленные на развитие двигательных навыков у детей, родившихся о мас- оой менее 1750 г, должны начинаться в 2#месяца, В У детей с массой более 1750 г — на 1-1,$ месяца раньше.

На втором году жизни недоношенный ребенок Может выполнять такие же физические упражнения, Мак и «го доношенные ровесники.

Каждому упражнению должен предшествовать маооаж соответствующегоучастка тела, т. е. до тогокак выполнятьдвижения руками или ногами, ихнеобходимопредварительно помассировать.

Требования и проведению массажа и гимнастики

Начинать занятия следует за 30 мин. до кормле­ния иди через 45-60 мин. после него. Нельзя прово- ||fb МаосаЖ И гимнастику перед сном. Гимнастикой■УЖНОзаниматься ежедневно, в одно и то же удобное для оемьи время.

Веськомплекс физических упражнений необхо­димо повторять 2-3 раза в день, в некоторых случа­ях — 4-6 раз. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 5 минут.

Комната должна быть хорошо проветренной, тем­пература воздуха — 20-24’С.

Начинать гимнастику необходимо Супражнений, основанных на врожденных рефлексах новорожден­ного.

Недоношенные дети из-за физиологических осо­бенностей быстрее устают и охлаждаются, пОэтому на начальном этане занятий гимнастикой весь комплекс упражнений можно проводить в два приема.

Упражнения следует выполнять в определенной последовательности, меняя работающие группы мышц.

Занятия гимнастикой всегда должны начинаться с дыхательных упражнений й проводить их необхо­димо регулярно в течение всей процедуры.

На первых занятиях необходимости полно­стью раздевать ребенка нет, поэтому, выполняя упражнения для мышц рук, нижнюю половину тела малыша Ъ1ожве прикрыть пеленкой, и наобо­рот, не снимать распашонку, проводя гимнастику для ног. .

В комнате для занятий по возможности нужно исключить отвлекающие моменты: разговоры, на­хождение в комнате посторонних, громкую музыку. Из игрушек оставить только те, которые будут ис­пользоваться при выполнении упражнений.

Читайте также  Формирование группы крови у ребенка

Все внимание взрослого, проводящего занятие, должно быть сосредоточено на ребенке. Упражнения Необходимо сопровождать спокойной и негромкой беседой с ним- Правильное выполнение упражне­ний необходимо поощрять улыбкой, ласковыми словами.

Каждое занятие должно включать в себя элемен­ты, способствующие развитию зрительных и слухо­вых реакций ребенка. С 3-4-месячного возраста его ■адо приучать к речевым указаниям, типа «возьми » Игрушку», а с 8-9 месяцев вырабатывать самосто­ятельное выполнение отдельных упражнений по команде взрослого.

Увеличивать физическую нагрузку нужно цос- талеимо на протяжении довольно долгого времени, учитывая при втом индивидуальную реакцию ребен­ка. Величину нагрузки можно регулировать:

количеством повторов каждого упражнения;

В размахом движений;

степенью сложности упражнений;

Вчередованием их с паузами отдыха или с дыха­тельными упражнениями.

При малейших признаках усталости и утомления нагрузка должна быть незамедлительно уменьшена.’ Показанием к увеличению нагрузки, расширению комплекса, переходу к более сложным упражнениям Кроме возраста ребенка, является его положительная реакция на проводимые упражнения: спокойное по­ведение, «разговоры»., розовая окраска кожи, теплые конечности.

Классический массаж

Выполняется с использованием традиционных Штф Д етского массажа: е поглаживания; е растирания; е разминания; е вибрации;

Продолжительность выполнения каждого при­ема — 0,5-2 минуты.

В первые месяцы жизни кожа у недоношенных ^етей тонкая, сухая, поэтому сеанс массажа необхо­димо начинать с щадящих приемов (поглаживание), постепенно переходя к более интенсивным (нежная вибрация, легкое растирание, похлопывание, раз­минание). ;

Родители должны научиться различным приемам классического массажа, так как эту процедуру лучше всего проводить дома.

Точечный массаж

Точечный массаяс состоит из надавливания одним иди двумя пальцами на определенные реф­лексогенные зоны. Сильные и непродолжительные Надавливания вызывают повышение тонуса опреде­ленной группы мышц, а мягкое и более длительное воздействие приводит к ослаблению мышечного напряжения. Однако, если приемами классического массажа может без труда овладеть любой, то точеч­ный массаж должен проводить специалист или один из родителей, прошедший полный курс обучения данному виду массажа.

ТШмШжс упражнений для ребенка в возрасте &-3 недель

Продолжительность занятий ^-6-8 минут. Каж- дое упражнение следует повторить 3-4 раза. Дыхательныеупражнения

Ребенок на руках матери лицом к ней. Выполнить ритмичные надавливания на спину ребенка, передви­гая ладонь от шеи до поясницы (рис. 76).

>> Положить ребенка на спину. Необходимо совер­шать ритмичные надавливания на грудную клетку, ее передние и боковые поверхности, обходя грудину. юрные упражнения те стопы

Рис. 76

Рис. 77

ЩсЯзательным и средним пальцами одной руки ЖужНо захватить ступню ребенка, а большим пальцем Другойнажать на подошву у основания пальцев. Это Вызовет сгибание пальцев стопы (рис. 77).

Рис. 78

Разгибание стопы

Штриховым движением большого пальца нужно провести по внутреннему краю стопы ребенка от ука- зательного пальца к пятке, а затем и по наружному краю — от пятки к мизинцу (происходит разгибание стопы).

Выкладывание на живот

Ребенок прз| этом поднимает голову или повора­чивает ее в сторону. Рекомендуется проводить перед каждым дневным кормлением, начиная с 30 секунд до 1 минуты.

Дыхательное упражнение

Положить ребенка на спину. Развести согнута» руки ребенка в стороны — вдох, затем мягко при­жать их к’боковым поверхностям грУди — выдох (рис. 78).

Медицинский массаж для детей с врождёнными проблемами (недоношенность и т.д.)

Вот появился на свет ваш малыш, и вы очень рады, но есть и капля волнения и огорчения, потому что это произошло ранее, чем должно было произойти. Но не расстраивайтесь! Ведь если заниматься с малышом гимнастикой, делать ему правильно массаж, следовать советам врача, то можно вырастить совершенно здорового ребёнка.

Будьте терпеливы, спокойны, уверенны в успехе и все сложности будут вам по плечу. Первые 12 месяцев жизни ребёнка важно внимательно наблюдать за тем, как происходит психомоторное развитие малыша. Вес недоношенного ребёнка редко бывает более 2,5 кг, а их рост не более 45 см, у деток, которые недоношены сильно, эти цифры отличаются ещё сильнее в меньшую сторону. Иногда менее килограмма при росте меньше 35 см. По показателям здоровья, малыши, родившиеся раньше времени, могут удовлетворять норме. Эти детки нуждаются только в особых условиях для «дозревания», так как их внутриутробное развитие прервалось раньше времени. Не волнуйтесь, что ваш недоношенный малыш будет первое время отставать в развитии от ровесников, потом, благодаря вашей заботе, массажу и гимнастике, он их догонит. Имеет значение степень недоношенности ребёнка, то, насколько раньше он родился, сколько при этом весил, насколько он здоров. Недоношенность бывает 4-х степеней.

Дети с весом от 2,001 кг до 2,3 кг.
Дети с весом от 1,501 кг до 2 кг
Дети с весом от 1 кг до 1,5 кг
Дети с весом менее 1 кг.

Примерно к 3-м годам недоношенные догоняют своих ровесников, родившихся вовремя, как в физическом, так и в умственном развитии, при условии, что ими занимаются. Создают им особые условия, делают массаж и гимнастику. Чем меньше весил новорождённый малыш, тем выше его степень недоношенности и тем больше времени ему потребуется на то, чтобы догнать детей, рождённых в срок. Но, заметим, что скорость, с которой недоношенный ребёнок прибавляет в весе, выше, чем у доношенных их ровесников. Причём, чем сильнее ребёнок недоношен, тем быстрее и активнее прибавляет он в весе первые двенадцать месяцев. Но, хотя вес у такого крохи нарастает и быстрее, чем у доношенного, всё-таки общие цифры могут отличаться в меньшую сторону по сравнению с массой ребёнка доношенного. По весовым показателям догнать ровесников недоношенный ребёнок может не ранее 2-3 лет. Ни в коем случае не предъявляйте к малышу, родившемуся ранее срока тех же требований, что и к доношенному.

Недоношенные 1-й степени отстают в развитии по всем показателям очень недолго, и лишь ограниченное количество времени, и их причисляют к практически здоровым детям. Поэтому и массаж и гимнастика для этой группы малышей будет отличаться от такого же комплекса для детей здоровых только более медленными темпами введения новых приёмов массажа и движений в гимнастике, а также, меньшим количеством общей нагрузки, но большим количеством ступеней её введения. (К примеру, здоровый ребёнок за первый год проходит около 5 комплексов, а недоношенный ребёнок 1-й степени — девять). Такое распределение массажа и гимнастики позволяет сделать подход к этим детям более индивидуальным.

Комплекс массажа и гимнастики для детей со 2-й степенью недоношенности тоже подбирается из этих же комплексов массажа и гимнастики, но не по фактическому возрасту малыша, а в зависимости от уровня его развития.

Детки с недоношенностью 3-4 степеней отличаются по времени, за которое они достигнут нормы развития для своего возраста, как по умственным, так и по неврологическим или физическим показателям. Эти дети чаще подвержены патологиям костно-мышечной системы и нервной, пищеварительной и дыхательной, а также любой другой. Когда составляется комплекс гимнастики и массажа для малыша с этой степенью недоношенности, то смотрят не на фактическую дату его рождения, а на то, когда он должен был бы родиться. Так, если ребёнку 9 месяцев, то по показателям развития он вполне может находиться на уровне развития полугодовалого, следовательно, и упражнения и движения при массаже и приёмы массажа будут здесь уместны те, которые показаны ребёнку полугодовалого возраста.

В дополнение к базовому комплексу массажа и гимнастики нужно следовать тем рекомендациям и назначениям, которые даёт наблюдающий ребёнка педиатр. Ребёнок, имеющий одновременно несколько патологий может встретиться при любой из степеней недоношенности, но то, что это заболевание проявится и начнёт прогрессировать, вероятность больше тем, чем больше степень недоношенности ребёнка. И одними из самых важных процедур по реабилитации детей недоношенных являются массаж и ЛФК.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: