Музыкально-дидактические игры для детей подготовительной группы

Картотека музыкально- дидактических игр предназначена для детей подготовительной к школе группе

Игровой материал: Четыре комплекта карточек — с обоих сторон красного, жёлтого, зелёного цвета. В один комплект входят 12 карточек (6пар). Каждая пара состоит из карточки на которой нарисована лесенка, карточки с изображением кружков, соответствуют ступенькам лесенки. Всего две карточки с 3-мя ступеньками вверх и вниз; 2 по 4 ступеньки; 2 по 5 ступенек. Металлофон, ширма.

Ход игры: Играют от 3-х до 7 детей, один – ведущий. Ведущий делит все карточки поровну: карточки с кружочками складывает перед собой, карточки с лесенками раздаёт поровну играющим. Затем показывает карточку с кружочками, дети поют звуки в определённом порядке вниз или вверх. На вопрос ведущего, у кого есть такая лесенка отвечает тот, у кого такая карточка. Побеждает тот, у которого первыми подберутся парные карточки.

Игровой материал: 12 парных карточек. На их нотоносцах ноты до-2, ля-1, фа-1. 12 карточек с изображением бубенчиков на линейках соответствующих этим нотам. Карточки с отдельными нотами и бубенчиками: красные, синие, зелёные и жёлтые. Металлофон, ширма.

Ход игры: Ведущий раздаёт детям карточки разноцветные с бубенчиками. Карточки с нотами и металлофон прячут за ширму. Дети поют песню «Бубенчики», затем ведущий показывает карточку с обратной стороны, играет звук, предлагает угадать детям, какая эта нота. Ребёнок отгадывает и накрывает изображение у себя на карточке. Выигрывает тот, кто первый соберёт парные карточки.

Лесенка-чудесенка.

Игровой материал: Лесенка со ступеньками, каждая ступенька разного цвета, 5 фишек, соответствующих по цвету ступенькам.

Ход игры: Воспитатель играет определённую мелодию, дети на лесенках выкладывают эту мелодию (движение вверх, вниз, через ступеньку, на одном звуке и т.д.)

Учёный кузнечик.

Игровой материал: Картинка с изображением цветов и ученого кузнечика, металлофон.

Ход игры: Вот ученый кузнечик. Он прыгает по цветам так, как ему указывают. Ну-ка, кузнечик, прыгай до третьего цветка, а оттуда – вниз. А теперь до пятого цветка – и опять вниз. А теперь на второй цветок – и вниз.

Примечание. Пение слов «Скок, скок, скок!» сопровождайте движением руки. Движение кузнечика по цветам сопровождается на мелодическом инструменте. Ребёнок в это время внимательно смотрит на картинки и выбирает подходящую той музыке, которую сыграл взрослый. Кузнечика можно вырезать из картона и прикрепить его к кончику указки. Во время пения ребёнок сможет управлять кузнечиком, пропевая слова «Скок, скок…».

Игры на развитие чувства ритма.

Весёлый поезд.

Игровой материал: Небольшая игрушка паровоза с вагонами, фортепиано.

Ход игры: Педагог исполняет музыкальную пьесу, передавая движение паровоза: сначала он двигается медленно, затем быстрее и совсем быстро, к концу пьесы музыка замедляется и останавливается. Пир повторном исполнении пьесы педагог предлагает детям представить себя паровозом и вагонами и двигаться в соответствии с музыкой.

Наше путешествие.

Игровой материал: Металлофон, бубен, ложки, барабан.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям придумать рассказ о своём путешествии, которое можно изобразить на каком-нибудь музыкальном инструменте. Например: Оля вышла из дома и побежала вниз по лестнице, затем попрыгала на скакалке, а когда ей надоело прыгать, решила снова пойти домой и побежала вверх по лесенке к своей квартире (показ на металлофоне).

Выполни задание.

Игровой материал: Фланелеграф, карточки с изображением длинных и коротких звуков, музыкальные инструменты (металлофон, баян, триола, пианино).

Ход игры: Воспитатель проигрывает на одном из инструментов ритмический рисунок, ребёнок должен этот рисунок выложить на фланелеграфе. Дети, которые сидят за столом выкладывают ритмический рисунок на столе.

Игры на различие тембровой окраски.

Музыкальные загадки.

Игровой материал: Металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы.

Ход игры: Дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребёнок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на одном из инструментов, дети отгадывают. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

Музыкальные инструменты.

Игровой материал: 8 карточек по типу лото с цветными полосками внизу (2 – красной, 2 – зелёной, 2 – жёлтой). На 4-х карточках каждого цвета по две пустые клетки. На остальных по одной пустой клетке. На всех остальных клетках контурное изображение музыкальных инструментов, повторяющееся 4 раза, на 28 маленьких карточках изображены такие же музыкальные инструменты, обратная сторона которых соответствует цвету полосок на больших карточках. Музыкальные инструменты: триола, аккоррдеон, барабан, бубен, цитра, домра, металлофон.

Ход игры: Играют четверо детей и пятый ведущий. После пения песни, ведущий напоминает звучание каждого инструмента, и все начинают играть. На вопрос ведущего: «Какой инструмент играет?», отвечает тот ребёнок, у которого соответствующая по цвету полоска на карточке цвету карточке водящего. Выигрывает тот, кто первым закроет свои рисунки на карточках цветным изображением музыкальных инструментов.

Кого встретил колобок.

Цель: Развивать у детей представление о регистрах (высокий, средний, низкий).

Игровой материал: Карточка из плотного картона, разделена на две части: слева изображен весёлый колобок; справа вырезано окошко. С обратной стороны – заклеено. В щель вставляется полоска из картона в виде линейки, разделённой на четыре равные

части, на каждой из которой изображён тот или иной персонаж сказки (заяц, лиса, волк, медведь). Линейка должна передвигаться, чтобы каждый раз в окошке появлялся один из персонажей.

Ход игры: Дети вспоминают сказку «Колобок», перечисляют всех героев, которые встречаются колобку на пути. Затем педагог исполняет в разной последовательности музыкальные пьесы, характеризующие персонажи сказки. Каждая пьеса звучит в определённом регистре: «заяц» — высокий, «лиса» — средний, «волк» — низкий, «медведь2 – очень низкий. После прослушивания какой-либо пьесы дети отгадывают, кто изображён в музыке (кого встретил колобок), и передвигают линейку.

Музыкальный репертуар: «Кого встретил колобок?» Левкодимова.

Игры на различие динамики.

Игровой материал: Три карточки с изображением моря – спокойного, взволнованного, бушующего; грамзапись.

Ход игры: Воспитатель предлагает послушать детям пьесу Римского-Корсакого «Море» и рассказывает, что композитор ярко выразил картины моря, какое оно бывает тихое, спокойное, взволнованное, бушующее. При повторном прослушивании предлагает детям разложить картинки в той последовательности, в которой они звучали.

Кто самый внимательный.

Цель: Упражнять детей в различении четырёх динамических оттенков музыки: громко, умеренно громко, умеренно тихо, тихо. Знать песню «Громко-тихо» Левкодимова.

Игровой материал: Три набора аккордеонов, разных по размеру: большой(красный), средний(синий), маленький(зелёный), очень маленький(жёлтый). Поощрительные жетоны, детский аккордеон, ширмы, карточки с заданиями – с изображением цветных кирпичиков, расположенных в различной последовательности: 1) красный, синий, зелёный, жёлтый; 2) синий, красный, зелёный, жёлтый; 3) жёлтый, зелёный, синий, красный; 4) жёлтый, синий, зелёный, красный.

Ход игры: Играют 4 детей, один из них ведущий. Он раздаёт детям по одному набору аккордеонов и ширму. Вначале дети поют песню, прослушивают звучание каждого аккордеона, стараясь правильно соотнести цвет с силой звучания. Затем ведущий просит прослушать задание. Дети за ширмами выкладывают аккордеоны разной величины в соответствии с предложенной последовательностью динамических оттенков. После этого они проверяют выполненное задание. За правильное выполнение ребёнок получает жетон.

Игры на восприятие музыки.

Игровой материал: Карточки-картинки, иллюстрирующие содержание знакомых песен, металлофон, записи песен, фишки.

Ход игры: Исполняется мелодия песни на металлофоне, проигрывается в записи, дети по услышанной мелодии узнают песню и указывают на нужную картинку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

Чей это марш?

Цель: Расширить у детей представление о жанрах музыки, развивать умение различать характер марша.

Игровой материал: Прямоугольная карточка (38-13см), разделённая на три квадрата. На первом — изображены марширующие пионеры; на втором — марширующие солдаты; на третьем – игрушечные солдатики. Три картонные фишки (разноцветные)

Ход игры: Дети слушают три разнохарактерные части марша, исполняемые поочерёдно. По характеру звучания, по выразительным особенностям дети должны догадаться, чей это марш и закрыть фишкой соответствующую картинку.

Музыкальный материал: «Детский марш», «Маршируют солдаты», «Марш игрушечных солдатиков» Г.Левкодимова.

Слушаем внимательно.

Игровой материал: Записи инструментальной музыки, знакомой детям, детские музыкальные инструменты (пианино, аккордеон, скрипка).

Ход игры: Дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся детские музыкальные инструменты. Им предлагают послушать знакомые музыкальные произведения и определить, какие инструменты исполняют это произведение. Найти их на столе.

Весело-грустно.

Цель: Развивать у детей представление о характере музыки: весёлая, спокойная, грустная.

Игровой материал: Карточка из плотного картона или дерева разделена на три квадрата: на первом изображён ребёнок с весёлым выражением лица; на втором – спокойным; на третьем – грустным. Три фишки с цифрами 1, 2, 3.

Ход игры: Дети слушают пьесу весёлого, спокойного или грустного характера и закрывают соответствующую картинку. Можно прослушать две или три пьесы, закрывая картинки в той последовательности, какой они звучали.

Музыкально-дидактические игры для детей подготовительной группы

Майя РассахатскаяМайя Рассахатская 16.03.2018 0 9k

Музыкальный уголок в ДОУ

Игра — основная деятельность и первая социальная практика детей в обществе. Через неё дети знакомятся с окружающим миром и приобщаются к действительности. Поэтому музыкальные игры, направленные на творческое развитие, занимают особое место среди них. Существуют исследования, доказывающие положительное влияние музыки на развитие детей. Те, кто с раннего возраста знакомятся с её красотой, лучше сверстников усваивают школьную программу и отличаются высокими творческими и интеллектуальными способностями.

Виды, задачи и приёмы проведения музыкальной игры в подготовительной группе (6–7 лет )

Прежде чем выбирать вид игры, нужно чётко сформулировать цели и задачи, которые хотите достигнуть.

Цели и задачи игры

Каждый педагог ставит перед собой конкретные задачи, но опирается на некоторые общие. К ним относятся:

  1. Развитие творческих способностей детей.
  2. Формирование музыкального слуха и вкуса.
  3. Приобщение детей к основам музыкального искусства.
  4. Развитие музыкально-сенсорных способностей.
  5. Привитие интереса к самостоятельной деятельности в искусстве.

Виды и приёмы проведения музыкальных игр

При подготовке к занятиям воспитатели выбирают методы и приёмы, с помощью которых решаются поставленные цели.

Основные приёмы

  • Наглядный: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный. Приём основан на исполнении или прослушивании музыкальных композиций, их сравнении и сопоставлении. Слуховое восприятие может подкрепляться зрительным, т. е. использованием карточек, музыкальных игрушек и самих инструментов.
  • Словесный: рассказ, пояснение, беседа, разъяснение. Воспитатель с помощью диалога передаёт знания о музыке. Речь направлена на её эмоционально-образное содержание.
  • Практический: исполнение воспитателем ритмических движений, пение, игра на инструментах.

Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер, каждый из трёх основных методов — наглядный, словесный и практический — должен применяться нарастанием проблемности: от прямого воздействия (объяснительно-иллюстративный метод) через закрепление, упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к проблемному воспитанию и обучению (самостоятельный поиск детьми способов деятельности). Степень нарастания проблемности педагогических методов зависит от возраста детей, задач воспитания и обучения, накопления детьми опыта самостоятельных и творческих действий. В старшем дошкольном возрасте доля проблемных заданий, которые ребята выполняют самостоятельно, возрастает.

Г.Н. Недоноскова

Методы и приёмы музыкального воспитания детей дошкольного возраста: http://docplayer.ru/27665430-Metody-i-priemy-muzykalnogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta.html

Основные виды игры

Исходя из задач и действий, игры делят на три основных вида: дидактические, подвижные, игры с пением.

Читайте также  Группа крови родителей детей должна совпадать

Дидактические игры

Предполагается малоподвижное поведение детей и деление на команды. Соревнование заключается в способности точно и быстро определять по картинкам или на слух инструменты, ноты или музыкальное произведение.

Для проведения игры заранее готовят реквизит. Можно приобрести готовый образовательный материал или создать самим. При создании продукции желательно приобщать детей, это станет для них занимательной работой.

Материалы к играм:

  • печатная или ручная продукция (изображения, карточки и др.);
  • музыкальные инструменты и игрушки;
  • аудиозаписи.

Во время игры дошкольники выполняют правила, показывая соответствующие изображения или поднимая флажки, когда слышат нужное название или мелодию. Для повышения интереса к заданию, в конце проводится награждение.

Дидактические игры применяются на разных занятиях. Например, с помощью музыкальных инструментов или же их изображений, можно изучать счёт или развивать речь.

Подвижные игры

Этот вид основан на динамике действий. Дети слушают композиции и реагируют на звуки движениями. По степени динамичности выделяют следующие игры:

  • Высокой подвижности: задействуется большая группа детей. Игра включает бег и прыжки.
  • Средней подвижности: включают в себя работу в команде или поочерёдное выполнение заданий. Ход игры предполагает более спокойное перемещение в пространстве.
  • Малой подвижности: имеет низкую интенсивность со спокойным движением детей.

Кроме музыкальных занятий, такого типа игры используются с учётом тематики как физминутки, соревнования и развлекательные моменты.

Игры с пением

Основаны на знании песен разного формата. В связи с чем их делят на три группы:

  • хороводные: наполнение и мелодии игровых песен определяют движения детей;
  • народные: содержат традиционные тексты, чаще всего используемые на фольклорных праздниках или прогулках;
  • с песнями для инсценирования: имеют тексты с развёрнутым сюжетом и нескольким образами, чем и определяются действия дошкольников.

В зависимости от наполнения текста, игровые песни могут переходить из одной группы в другую.

Вам представлены основные виды музыкальных игр. Помните, что список не конечен и методика допускает комбинирование их между собой.

Проведение музыкально-дидактических игр в подготовительной группе детского сада

Для улучшения детского восприятия игру нужно умело донести. Поэтому необходимо понимание её особенностей и подготовка к проведению, т. е. составление плана, репетиция (или мысленное проигрывание), знание текстов. Для начала обратитесь к картотекам игр.

Игровая картотека

В интернете много разнообразных по тематике и содержанию игр. Представленные примеры составлены в соответствии с ФГОС.

Технологическая карта игры «Мельница»: таблица

  • С 1 по 8: все легко качают руками перед собой: звучат нечётные такты — скрещивают перед грудью, чётные — взмахивают в стороны.
  • С 9 по 14: выполняют круговые движения, начиная с небольших взмахов, которые сопровождаются лёгкими пружинистыми движениями в коленях, затем постепенно увеличивая их. Когда начинаются более энергичные движения, дети становятся на носки при взмахах.
  • Во время 15 такта мелодия проигрывается с замедлением. Дошкольники постепенно ослабляют взмахи.
  • После 16 такта все останавливаются.

Движения сначала лучше провести без музыкального сопровождения и показать на личном примере. Акцент нужно делать во время напряжения и ослабления рук, чтобы дети хорошо их чувствовали.

Упражнение также направлено на тренировку пластичных движений, позволяющих в дальнейшем выполнять сложные упражнения.

Музыку можно использовать любую. В примере представлена композиция Т. Ломовой.

Схема такта

Музыка Т. Ломовой

Технологическая карта игры «Волшебная коробка»: таблица

  • цветная коробка,
  • музыкальные инструменты,
  • аудиозаписи их звучания,
  • карточки с изображениями.

Наглядное пособие игры: фото

Материалы Коробка и карточки Музыкальные инструменты Внутри может быть любимая игрушка детей, которая участвует в игре Процесс игры Ребёнок угадал инструмент

Временной план игры

Для достижения поставленных задач важно чётко построить и выполнить алгоритм действий.

Алгоритм действий с учётом времени

В подготовительной группе длительность игры в среднем составляет 15–20 минут. Это время позволяет пройти четыре этапа:

Музыкально-дидактические игры для детей подготовительной группы

Игра — основная деятельность и первая социальная практика детей в обществе. Через неё дети знакомятся с окружающим миром и приобщаются к действительности. Поэтому музыкальные игры, направленные на творческое развитие, занимают особое место среди них. Существуют исследования, доказывающие положительное влияние музыки на развитие детей. Те, кто с раннего возраста знакомятся с её красотой, лучше сверстников усваивают школьную программу и отличаются высокими творческими и интеллектуальными способностями.

Виды, задачи и приёмы проведения музыкальной игры в подготовительной группе (6–7 лет )

Прежде чем выбирать вид игры, нужно чётко сформулировать цели и задачи, которые хотите достигнуть.

Цели и задачи игры

Каждый педагог ставит перед собой конкретные задачи, но опирается на некоторые общие. К ним относятся:

  1. Развитие творческих способностей детей.
  2. Формирование музыкального слуха и вкуса.
  3. Приобщение детей к основам музыкального искусства.
  4. Развитие музыкально-сенсорных способностей.
  5. Привитие интереса к самостоятельной деятельности в искусстве.

Виды и приёмы проведения музыкальных игр

При подготовке к занятиям воспитатели выбирают методы и приёмы, с помощью которых решаются поставленные цели.

Основные приёмы

  • Наглядный: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный. Приём основан на исполнении или прослушивании музыкальных композиций, их сравнении и сопоставлении. Слуховое восприятие может подкрепляться зрительным, т. е. использованием карточек, музыкальных игрушек и самих инструментов.
  • Словесный: рассказ, пояснение, беседа, разъяснение. Воспитатель с помощью диалога передаёт знания о музыке. Речь направлена на её эмоционально-образное содержание.
  • Практический: исполнение воспитателем ритмических движений, пение, игра на инструментах.

Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер, каждый из трёх основных методов — наглядный, словесный и практический — должен применяться нарастанием проблемности: от прямого воздействия (объяснительно-иллюстративный метод) через закрепление, упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к проблемному воспитанию и обучению (самостоятельный поиск детьми способов деятельности). Степень нарастания проблемности педагогических методов зависит от возраста детей, задач воспитания и обучения, накопления детьми опыта самостоятельных и творческих действий. В старшем дошкольном возрасте доля проблемных заданий, которые ребята выполняют самостоятельно, возрастает.

Г.Н. Недоноскова

Методы и приёмы музыкального воспитания детей дошкольного возраста: http://docplayer.ru/27665430-Metody-i-priemy-muzykalnogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta.html

Основные виды игры

Исходя из задач и действий, игры делят на три основных вида: дидактические, подвижные, игры с пением.

Дидактические игры

Предполагается малоподвижное поведение детей и деление на команды. Соревнование заключается в способности точно и быстро определять по картинкам или на слух инструменты, ноты или музыкальное произведение.

Для проведения игры заранее готовят реквизит. Можно приобрести готовый образовательный материал или создать самим. При создании продукции желательно приобщать детей, это станет для них занимательной работой.

Материалы к играм:

  • печатная или ручная продукция (изображения, карточки и др.),
  • музыкальные инструменты и игрушки,
  • аудиозаписи.

Во время игры дошкольники выполняют правила, показывая соответствующие изображения или поднимая флажки, когда слышат нужное название или мелодию. Для повышения интереса к заданию, в конце проводится награждение.

Дидактические игры применяются на разных занятиях. Например, с помощью музыкальных инструментов или же их изображений, можно изучать счёт или развивать речь.

Подвижные игры

Этот вид основан на динамике действий. Дети слушают композиции и реагируют на звуки движениями. По степени динамичности выделяют следующие игры:

  • Высокой подвижности: задействуется большая группа детей. Игра включает бег и прыжки.
  • Средней подвижности: включают в себя работу в команде или поочерёдное выполнение заданий. Ход игры предполагает более спокойное перемещение в пространстве.
  • Малой подвижности: имеет низкую интенсивность со спокойным движением детей.

Кроме музыкальных занятий, такого типа игры используются с учётом тематики как физминутки, соревнования и развлекательные моменты.

Игры с пением

Основаны на знании песен разного формата. В связи с чем их делят на три группы:

  • хороводные: наполнение и мелодии игровых песен определяют движения детей,
  • народные: содержат традиционные тексты, чаще всего используемые на фольклорных праздниках или прогулках,
  • с песнями для инсценирования: имеют тексты с развёрнутым сюжетом и нескольким образами, чем и определяются действия дошкольников.

В зависимости от наполнения текста, игровые песни могут переходить из одной группы в другую.

Вам представлены основные виды музыкальных игр. Помните, что список не конечен и методика допускает комбинирование их между собой.

Проведение музыкально-дидактических игр в подготовительной группе детского сада

Для улучшения детского восприятия игру нужно умело донести. Поэтому необходимо понимание её особенностей и подготовка к проведению, т. е. составление плана, репетиция (или мысленное проигрывание), знание текстов. Для начала обратитесь к картотекам игр.

Игровая картотека

В интернете много разнообразных по тематике и содержанию игр. Представленные примеры составлены в соответствии с ФГОС.

Технологическая карта игры «Мельница»: таблица

  • С 1 по 8: все легко качают руками перед собой: звучат нечётные такты — скрещивают перед грудью, чётные — взмахивают в стороны.
  • С 9 по 14: выполняют круговые движения, начиная с небольших взмахов, которые сопровождаются лёгкими пружинистыми движениями в коленях, затем постепенно увеличивая их. Когда начинаются более энергичные движения, дети становятся на носки при взмахах.
  • Во время 15 такта мелодия проигрывается с замедлением. Дошкольники постепенно ослабляют взмахи.
  • После 16 такта все останавливаются.
Читайте также  Симптомы рахита у грудничка 3 месяца

Движения сначала лучше провести без музыкального сопровождения и показать на личном примере. Акцент нужно делать во время напряжения и ослабления рук, чтобы дети хорошо их чувствовали.

Упражнение также направлено на тренировку пластичных движений, позволяющих в дальнейшем выполнять сложные упражнения.

Музыку можно использовать любую. В примере представлена композиция Т. Ломовой.

Схема такта

Музыка Т. Ломовой

Технологическая карта игры «Волшебная коробка»: таблица

  • цветная коробка,
  • музыкальные инструменты,
  • аудиозаписи их звучания,
  • карточки с изображениями.

Наглядное пособие игры: фото

Коробка и карточки

Внутри может быть любимая игрушка детей, которая участвует в игре

Ребёнок угадал инструмент

Временной план игры

Для достижения поставленных задач важно чётко построить и выполнить алгоритм действий.

Алгоритм действий с учётом времени

В подготовительной группе длительность игры в среднем составляет 15–20 минут. Это время позволяет пройти четыре этапа:

  1. Вводная часть: мотивация детей и активация их внимания (2 минуты).
  2. Объяснение правил (1–2 минуты).
  3. Проведение игры (10–15 минут).
  4. Завершение: оценивание результатов, поощрение самых активных (1–2 минуты).

Временной план детской деятельности тесно связан с осознанием её целей и средств. Вопросы типа: «Для чего тебе это нужно?», «Что ты будешь делать с этой машинкой?», «Что сначала, а что потом?» — направляют внимание ребёнка на цели и средства его действий.

Е.О. Смирнова

Особенности общения с дошкольниками: http://pedlib.ru/Books/1/0290/index.shtml?from_page=45

Примеры материалов с алгоритмом: таблица

«Песня — танец — марш»
Этап Содержание
Вводная часть Воспитатель показывает детям рисунок домика. Дети рассматривают его и предполагают, кто в нём живёт.
Объяснение правил «Ребята, как вы думаете, что происходит сейчас в домике? Хотите узнать? Тогда послушайте музыку и попытайтесь угадать».
Проведение игры Воспитатель начинает играть музыку или звучит аудиозапись и дети отгадывают действия. Угадавшему разрешают открыть ставни, в окошке видно изображение движений. За верный ответ ребёнок получает карточку.
Завершение После того как все мелодии отгаданы, проводится подсчёт. Побеждает тот, у кого больше карточек.
«Ходим кругом»
Этап Содержание
Вводная часть Ребята, давайте немного поиграем и вспомним песенку, которую учили на прошлом занятии.
Объяснение правил Становитесь все в круг и возьмитесь за руки. Первым ведущим будет (имя). Он(а) заходит в круг и двигается внутри него в разные стороны. Мы с вами идём по кругу и поём песенку, когда она закончится, (имя) нам покажет движение, а мы его повторим. После он(а) выберет другого ведущего. Готовы? Начинаем.
Проведение игры Дети идут по кругу и поют:
Ходим кругом, друг за другом.
Эй, ребята, не зевать!
Все, что (имя) нам покажет,
Будем дружно повторять!
Далее ведущий делает движение, все его повторяют. Затем он меняется и так далее.
Завершение Как только очередь доходит до первого ведущего, игру можно прекратить и отдохнуть.
«Кто больше знает?»
Этап Содержание
Вводная часть «Ребята, давайте представим, что вы идёте в магазин музыкальных инструментов и купить гитару, бубен и контрабас. Чтобы правильно выбрать, что купить, вам нужно вспомнить как они выглядят».
Объяснение правил «Сейчас я буду показывать вам карточки с инструментами, а вы попробуйте угадать, как он называется».
Проведение игры Воспитатель показывает детям карточки по очереди. Отгадавший ребёнок забирает её себе. Игра продолжается пока карточки не закончатся.
Завершение Затем проводится подсчёт. Выигрывает тот, у кого больше карточек.

Игра «Ходим кругом»: видео

Игра «Узнай инструмент»: видео

Пример конспекта игры

Автор: Наталья Федорина.

  • способствовать развитию чувства ритма,
  • формировать умение воспринимать, узнавать и передавать ритмический рисунок и мелодию,
  • воспитывать интерес к музыке, усидчивость и самостоятельность.
  • 5 изображений матрёшек на подставке,
  • магнитная доска,
  • фишки разного цвета (красные — долгий звук, зелёные — короткий),
  • металлофон.

Фотоотчёт игры

Матрёшки на подставке, металлофон, магнитная доска с фишками

Дети повторяют ритм за воспитателем

Ребёнок выкладывает ритмический рисунок на слух

Ребёнок выстукивает ритм по рисунку

Важно помнить, что грамотно подобранная и организованная игра способствует расширению знаний дошкольников о музыке и развивает творческие способности. Игровая форма делает процесс познания простым и осознанным, обеспечивает умственную активность детей. Она должна быть простой и интересной. В этом случае игра становится для детей стимулом к действию.

Методическая разработка "Организация и проведение музыкально-дидактических игр"

Одним из важнейших средств развития музыкальных способностей детей являются музыкально-дидактические игры. В игровой форме музыкальные способности у детей развиваются намного интереснее и эффективнее.

Музыкально-дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Это универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной форме привить детям интерес и любовь к музыке, дать им понятия основ музыкальной грамоты. Музыкально-дидактические игры развивают у детей чувство ритма, координацию движений, творческих способностей, а также является хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей.

Используя музыкально-дидактические игры, педагог без напряжения сможет поддержать положительную детскую мотивацию, что положительно сыграет на развитие ребенка.

Данная методическая разработка содержит методические рекомендации по проведению музыкально-дидактических игр с детьми с ОВЗ. Раскрывает содержание практической деятельности, будет полезна и легка в применении музыкальным руководителям в качестве эффективной формы организации совместной деятельности с детьми.

Введение

Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка, тем более с ограниченными возможностями здоровья, уже в дошкольном возрасте. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.

Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявить себя в этой сфере.

Музыкально-дидактические пособия и игры могут стать средством активизации музыкального развития ребенка, позволяющие приобщать детей дошкольного возраста к активному восприятию музыки. Музыкальное восприятие – сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими переживаниями, в нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них.

Новизна моей разработки заключается в инновационной, оригинальной форме организации совместной деятельности музыкального руководителя и дошкольников, а именно – музыкально-игровой деятельности.

Важность музыкально-дидактических пособий и игр в том, что они помогают ознакомить детей в доступной форме с такими относительно сложными понятиями в музыке, как музыкальный жанр, форма музыкального произведения, а также с отдельными средствами музыкальной выразительности и основными свойствами музыкального звука.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Цель: Развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.

  • учить детей ориентироваться в игровой ситуации;
  • развивать эстетическое восприятие, интерес и любовь к музыке, эмоциональную отзывчивость и творческую активность;
  • совершенствовать звуковысотный, тембровый, динамический слух, чувство ритма и темпа; слуховое внимание, музыкальную память;
  • воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу.
  • игры, развивающие музыкальный слух (звуковысотный, тембровый и динамический);
  • игры, развивающие чувство ритма;
  • игры, способствующие восприятию музыки;
  • игры для развития музыкальной памяти.

Перспективно-тематическое планирование музыкально-дидактических игр

Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Музыкальный руководитель знакомит детей с правилами игры, ставит перед ними определенную дидактическую задачу. Вначале музыкальный руководитель является инициатором проведения игры. Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди своих товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.
Для того чтобы музыкально-сенсорные способности детей были успешно сформированы, необходимо наметить пути их формирования. Для этого очень важно знать какова музыкальность каждого ребенка.

  1. Подготовительный
  2. Основной.
  • Развитие звуковысотного слуха
  • Развитие динамического слуха
  • Формирование тембрового восприятия
  • Совершенствование чувства ритма

Подходящий образ для ведущего данных игр – образ сказочного персонажа. Детям он будет казаться знакомым и будет проще наладить общение. При обучении дети сами в дальнейшем будут участвовать в театрализованном действии. Благодаря этому все занятия проходят в игровой форме. Главная задача педагога – чтобы дети проявили интерес, эмоции, активность, откликались на музыкальные задания с большим желанием.

Музыкально-дидактическая игра «К нам гости пришли»

Данная музыкально-дидактическая игра ознакомит детей со звучанием и разнообразием музыкальных инструментов. Эта игра предназначена для подготовительного возраста. Также, детям необходимо доступно объяснить с помощью ударных инструментов как передать приход гостей. Сценический образ будет способствовать эмоциональному подъему и активности детей.

Цель: развитие тембрового восприятия, совершенствование чувства ритма.

Игровой материал: Взрослые (воспитатель, музыкальный руководитель) и дети, изображающие гостей, ширма, карточки, на которых изображены детские музыкальные инструменты.

Ход: Взрослый говорит: «Сегодня к нам должны прийти гости». Стук дверь.
Приходит медведь(взрослый в костюме медведя).
«Здравствуйте дети, я пришел к вам в гости. Я очень люблю плясать и играть. Сегодня я придумал такую игру: один из вас встает за ширму, выбирает там музыкальный инструмент, на котором он будет играть. А остальные будут угадывать, какой же это волшебный инструмент».
Ребенок проходит за ширму, и с помощью взрослого выбирает инструмент, который больше всего подходит к неуклюжему медведю. В данном случае это будет бубен. Медведь пляшет под бубен, дети ему хлопают. По окончании пляски медведя дети должны угадать,под какой инструмент он плясал. (Предварительно раздаются карточки с изображением музыкальных инструментов).
Когда дети угадают, приходят другие гости, и каждый раз используются разные инструменты: зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка – под четкие удары музыкального молоточка или деревянных ложек, птичка – под звон колокольчиков.

Читайте также  Увеличенные лимфоузлы ребенка комаровский видео

Музыкально-дидактическая игра «Укрась музыку»

Цель: развитие тембрового восприятия, совершенствование чувства ритма.

Игровой материал: магнитофон с записью «Неаполитанской песни» П.И.Чайковского, детские музыкальные инструменты, которые раздаются детям (бубен, барабан, колокольчики, дудочка, треугольник, музыкальный молоточек).

Ход: ребенок слушает сначала произведение, определяет его ритм, настроение. Потом, по показу взрослого дети пробуют применять прием оркестровки. Они повторяют ритм песни, как бы подыгрывая на музыкальном инструменте. Потом, в кульминационной части песни, инструменты звучат все одновременно.
В качестве творческого задания детям предлагается проявить творчество: украсить звучание. Например, где-то можно уловить звон колокольчика, удар в барабан или бубен, металлофон.
В такой музыкально-дидактической игре дети различают характер музыки, настроение пытаются подстроиться под определенный ритм и уловить малейшие его изменения и проявляют творчество, что играет немаловажную роль в развитии чувства ритма.
В игре детям также даются следующие задания: определить ритм музыки, её настроение, выбрать музыкальный инструмент из имеющихся и попробовать «поучаствовать» в создании музыки.

Музыкально-дидактическая игра «Кто поет?»

Цель:
Развивать у детей способность различать регистры (высокий, средний, низкий)
Дидактический материал:
Карточки с изображением мамы, папы, сына.
Музыкальный материал:
Аудиозаписи музыкальных произведений.
Методика организации игры:
Педагог рассказывает о музыкальной семье, показывает картинки и говорит, что все в этой семье любят музыку, но поют разными голосами. Папа – низким, мама – средним, сын – тоненьким , высоким.
Педагог исполняет три пьесы и объясняет, что пьеса, звучащая в низком регистре называется «Рассказ папы» (о военном походе); пьеса звучащая в среднем регистре, называется «Колыбельная песенка» (мама поет сыну); в высоком регистре – «Маленький марш» (мальчик напевает и марширует).
После повторного исполнения каждой из пьес дети отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную картинку и показывают ее, объясняя свой выбор.

Заключение

При определении значимости использования музыкально-дидактических игр в обучении дошкольников и анализе сценарных планов, становится ясно, что если в процессе музыкальной деятельности будут развиваться музыкально-сенсорные способности у всех детей без исключения это не пройдет бесследно для их последующего музыкально развития. Поэтому развивающая функция музыкально-дидактических игр очень важна.

Предлагаемые музыкально-дидактические игры, способствуют развитию не только музыкально-сенсорных способностей, но и творческих.

При проведении данных игр необходим наглядный вспомогательный музыкальный материал который позволит в простой доступной игровой форме дать детям представление о свойствах музыкального звука, о выразительных возможностях музыки, научить различать характер музыки, настроение, предаваемое ею.

Необходимо вызвать интерес, активность у детей, развить самостоятельность в музыкальной деятельности, которая приобретает творческий характер.

Данные игры рекомендованы для использования его в детских дошкольных образовательных учреждениях, как на музыкальном занятии, так и в индивидуальной работе по музыкальному воспитанию.

Именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития общих музыкальных способностей ребенка, в том числе и музыкально-сенсорных. И развитие этих способностей у каждого ребенка должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкально руководителя, осуществляться различными методами и средствами. И музыкально-дидактические игры являются очень важным и действенным средством.

Список используемой литературы

1. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
2. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студ-ов пед. ин-тов. – М.: просвещение, 1983. – 255 с.
3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1978. – 96 с.
4. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студ. Пед. ин-тов / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983. – 304 с.
5. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз. Руководителей дет.садов. – М.: просвещение, 1986. – 144 с.
6. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. Для студ. высш. и сред.пед. учеб. завед. – 2-е из. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.

Сборник музыкальных игр, направленных на развитие интереса у детей старшего дошкольного возраста

Сборник музыкальных игр для детей 5 — 6 лет/сост.: Старушкина И.Г. – Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017 г.

Руководитель: Насонова И.А., преподаватель теории и методики музыкального воспитания ГБПОУ СО КПК.

Данный сборник музыкальных игр предназначен для развития интереса к самостоятельной музыкальной деятельности детей 5 – 7 лет. Музыкальные игры из сборника повышают мотивацию, расширяют кругозор ребёнка, позволяют воспитывать наблюдательность, коммуникативные качества, обеспечивают развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, помогут проявить инициативу и самостоятельность старших дошкольников.

Все данные критерии актуальны, так как это прописано в целевых ориентирах ФГОС ДО. Настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок, как к учебной, так и самостоятельной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Сборник предназначен широкому кругу специалистов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях и, может быть использован родителями при организации досуга детей.

©Камышловский педагогический колледж, 2017

Содержание

Пояснительная записка …………………………………………………

РАЗДЕЛ 1. Музыкально-дидактические игры ………………………

1. «Ступеньки» (на развитие звуковысотного слуха)……………….

2. «Три поросёнка» (на развитие звуковысотного слуха)……………..

3. «Найди и покажи» (на развитие звуковысотного слуха)..…………

4. «Узнай и сложи песенку» (на развитие ритмического слуха)……..

5. «Ритмическая мозайка» (на развитие ритмического слуха)……….

6. «Весёлые подружки» (на развитие ритмического слуха).

7. «Прогулка» (на развитие ритмического слуха).

8. «Сладкое дерево» (на развитие ритмического слуха)…………….

9. «Сосульки» (на развитие ритмического слуха)…………………….

10. «На чём играю» (на развитие тембрового слуха)………………….

11. «Музыкальные загадки» (на развитие тембрового слуха)………….

12. «Громко – тихо запоём» (на развитие динамического слуха)…….

13. «Колобок» (на развитие динамического слуха)…………………….

14. «Песня, танец, марш» (на способность определить жанр

15. «Угадай мелодию» (на развитие музыкальной памяти)……………

16. «Слушаем музыку» (на развитие музыкальной памяти)………….

17. «Наши песни» (на развитие музыкальной памяти)………………..

18. «Волшебный волчок» (на развитие музыкальной памяти)………..

19. «Угадай эмоцию» (на развитие музыкальной отзывчивости)……

20. «Рисуем настроение»(на развитие музыкальной отзывчивости)….

РАЗДЕЛ 2. Сюжетно-ролевые игры …………………………….

2. «Музыкальный радиоспектакль»……………………………………..

6. «На золотом крыльце сидели»…………………………………………

РАЗДЕЛ 3. Игры с музыкальными инструментами ……………..

3. «Загадки о музыкальных инструментах»……………………………..

Приложение (диски с музыкальными записями, дидактический материал) ……

Список литературы ………………………………………………………

Пояснительная записка

Игра – это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности.

Сборник разработан на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом пп.2.6, в соответствии с основной образовательной программой «От рождения до школы», является дополнением к организации самостоятельной музыкальной деятельности для системного изучения интересов и познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста. Сборник составлен в форме музыкально-дидактических, сюжетно –ролевых игр, игр с музыкальными инструментами и предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста в процессе организации самостоятельной деятельности.

Детство- это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нём царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.
Игра, по утверждению психолога Г.С. Тарасова — это эмоциональная непосредственность мотивов, устремлённость к цели, оценка результатов деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребёнка.

Интерес к процессу действования, «условность» действий, ситуации, «языка» вводят детей в окружающий их мир. Сделать это вхождение желанным, занимательным, значимым — задача взрослых. Наиболее полезны для ребёнка старшего дошкольного возраста такие игры, которые имеют направленность на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления, коммуникативных навыков и творческого воображения. Уровень любознательности, умственной и деятельной активности дошкольников проявляется в игре. Ребёнок сам придумывает сюжет игры, используя для этого игрушки и различные предметы, придавая им игровое значение, выступает как организатор в подгруппе играющих детей- сверстников.

Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников за­нимает особое место при использовании музыки в быту детского сада. Она является средством самовыражения ребенка в музыке, ярким проявлением потребности в музыке, когда ребенок обраща­ется к ней по собственной инициативе.

Основная цель сборника помочь воспитателю организовать самостоятельную музыкальную деятельность, вызвать интерес к музыкальным играм у детей дошкольного возраста.

Сборник содержит 3 раздела :

ü музыкально-дидактические игры;

ü сюжетно-ролевые игры;

ü игры с музыкальными инструментами.

Каждая группа игр посвящена одной из тем, прописанных в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» : различать звуки по высоте, тембру, отмечать ритмический рисунок, следить за направлением движения мелодии и т.д.

В сборнике представлены музыкальные игры, направленные на реализацию Федерального государственного стандарта дошкольного образования.

Задания имеют следующую структуру: цель, игровой материал, музыкальное сопровождение, оборудование, ход игры,

Данный сборник предназначен для многоцелевого использования: воспитателями детского сада ,музыкальными руководителями, родителями для организации самостоятельной музыкальной деятельности детей; студентами педагогического колледжа специальности 44.02.01 Дошкольного образования для прохождения «Преддипломной практики». Представленный материал будет полезен воспитателям детских садов, родителям дошкольников.

Идея, лежащая в основе сборника, заключается в том, что не все дети присутствуют при совместной образовательной деятельности, и они нуждаются в музыкальных играх, организованных в самостоятельной деятельности. Подобранные игры направлены на помощь детям , которые проявляют интерес к музыкальной деятельности .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: